Характеристика постникова из рассказа человек на часах с цитатами

741 слово александр исаевич солженицын был русским писателем, журналистом, правозащитником и диссидентом. одним из известнейших произведений солженицына является рассказ матренин

(741 слово) Александр Исаевич Солженицын был русским писателем, журналистом, правозащитником и диссидентом. Одним из известнейших произведений Солженицына является рассказ «Матренин двор». Известно, что в основу книги автор положил реальные события. Когда писатель вернулся из ссылки, он стал работать педагогом в сельской школе. Вспоминая то время, Александр Исаевич рассказал о тяжёлой судьбе советских колхозников. Александр Солженицын очень наглядно описал деревенский быт. В образах персонажей автор изобразил простых крестьян, которым достался нелёгкий жизненный путь. Чтобы понять замысел произведения «Матренин двор», рассмотрим характеристику героев рассказа поподробнее.

В образе Игнатьича представлен автобиографичный образ. Рассказчик покидает места лишения свободы и осознаёт, что его не ждёт никто, да и ограничения на его передвижения по стране все еще дейсттвуют. По этой причине рассказчик принял решение остановиться в средней полосе в небольшой деревне. Игнатьич мечтает о должности учителя. Образ этого героя является довольно естественным: человек, попавший в жернова репрессивной системы, хочет только покоя и восстановлениям подорванных сил. По натуре рассказчик является терпеливым, уравновешенным, спокойным, добрым человеком. Бросаются в глаза его мудрость и неприхотливость в быту. Кроме того, Игнатьичу присуща большая наблюдательность. Герой способен замечать мелкие детали, он может видеть то, что не произносят вслух. Персонаж сумел разглядеть в главной героине сильного, милосердного и душевного человека. Игнатьич замечает, что Матрёна согрешила намного меньше, чем хромая кошка. Когда главная героиня умерла, рассказчик осознает всю ее праведную натуру. Герой понимает, что плохие отзывы о Матрене со стороны ее родственников оказались фальшивыми. Эта женщина была праведницей, без которой жизнь в селе стала намного хуже.

В образе главной героини выдающийся писатель воплотил невероятно сильную и одухотворенную личность. Внешне Матрена является обычной женщиной из простой деревни, но ее внутренний мир богат и уникален, ведь даже в суровых условиях советской глубинки героиня проявляет отзывчивость, бескорыстие, любовь к ближним. Судьба уготовила Матрене немало трудностей и невзгод. В юности она не дождалась жениха по настоянию его же родных и вышла замуж за его брата, а тот вернулся, и героиня всю жизнь чувствовала себя виноватой и болезненно переживала ту ошибку. И семейная жизнь ее не радовала: еще в младенчестве умерли ее шестеро детей. Супруг главной героини не вернулся с фронта. Лишь приемная дочка Кира скрасила жизнь женщины, но и она с возрастом переехала к мужу и построила свою семью. Проходит много лет, и Матрена привыкает к одиночеству. Каждый день женщины наполнен различными заботами и делами, причем она помогает бескорыстно каждому, кто попросит помощи. Сама Матрена живет бедно и с большим трудом добивается хоть части положенной пенсии. Ее трудодни традиционно не засчитывают, и часто она выходит на работу бесплатно. Свой быт главная героиня выстроила в соответствии с народным календарём и поверьями. У нее чуткая душа. Матрена обладает чувством прекрасного. Как только героиня услышала музыку Глинки, она прослезилась. Читатель замечает, что Матрена, несмотря ни на что, старается радоваться каждому прожитому дню. Таким образом, образ главной героини олицетворяет огромную духовную силу. Никакая трудность не смогла сломить Матрену. И даже гибель ее связана с благородным порывом, на который способен далеко не каждый — героиня отдала свою горницу Кире и сама же помогала ее перетаскивать.

В образе Фаддея автор изобразил крепкого старика высокого роста. Несмотря на преклонный возраст, героя не тронула седина. Фаддей является братом супруга Матрены. Этот персонаж хотел жениться на главной героине. Однако он на протяжении нескольких лет возвращался с войны домой. Женщина, не дождавшись Фаддея, вышла замуж за его брата. Фаддей вернулся с войны живым и чуть не убил невесту и брата. Он любил девушку и не мог избавиться от своего чувства, но со временем оно выродилось в ненависть. Сердце Фаддея зачерствело на войне и в нищей жизни советской деревни. Чтобы как-то компенсировать потерю, герой взял в жены женщину по имени Матрена, которая была очень похожа на его невесту. Именно Фаддей убедил главную героиню, что необходимо разобрать часть дома. В результате, это привело к гибели Матрены. Фаддей обладает эгоистичной натурой. Так, несмотря на горе, персонаж в день похорон пришёл делить имущество Матрены.

Не менее интересными являются второстепенные герои произведения.

В образе Киры Александр Солженицын воплотил родную дочь Фаддея. Матрена воспитывала девочку как собственную дочь. Кира помогает женщине время от времени и передаёт ей продукты. Она любит Матрену и искренне горюет после ее кончины. Происшествие с горницей обрекло ее мужа на судебное преследование.

В рассказе представлены и сестры главной героини. Это корыстные и эгоистичные люди, которые противопоставлены Матрене. За год они побывали у Матрены всего один раз. И то, они пришли ругаться, когда героиня передала часть дома молодым. 

Таким образом, истинная натура персонажей рассказа раскрывается в тот момент, когда случается несчастье. Можно заметить, что Игнатьич тоже смог увидеть истинный характер героини лишь после ее кончины. 

Автор: Виктория Комарова

Николай Семёнович Лесков был знаменитым русским писателем, публицистом и литературным критиком. В отличие от многих писателей-современников, Лесков не относился к дворянству. Возможно, именно поэтому он поднимал остросоциальные темы и имел конфликты с цензорами. Одним из самых известных произведений Николая Семёновича является повесть «Очарованный странник». Рассмотрим поподробнее анализ данного произведения по плану.

История создания 

Замысел произведения «Очарованный странник» у автора появился, когда он путешествовал по Ладожскому озеру. К созданию повести писатель приступил в 1872 году. Через год работу над книгой Лесков закончил.

Писатель решил отнести свой труд в редакцию «Русского вестника». Когда главный редактор ознакомился с повестью, то заявил, что она недоработана, и отказался её публиковать. Затем Николай Семёнович изменил название своего произведения. Так, повесть «Чернозёмный Телемак» стала носить название «Очарованный странник». После этого автор отнёс произведение в редакцию «Русского мира», где его и опубликовали.

Известно, что свой труд Николай Семёнович посвятил генералу, который стал участником войны на Кавказе. Его звали Сергей Егорович Кушелев. 

Жанр и направление

Принято считать, что произведение Лескова «Очарованный странник» является повестью. Однако многие литературные критики и исследователи утверждают, что в произведении объединены элементы жития и приключенческого романа. Так, повесть схожа с жанром бытия страданиями главного героя и его поисками душевной гармонии. А вот признаком приключенческого романа, представленным в произведении, является смена деятельности персонажа. Он был и няней, и конюхом, и лекарем, и монахом и так далее. 

Таким образом, Николай Лесков создал поистине значимое произведение, отобразив в нем насущные проблемы современности. Данная повесть представляет собой большую ценность, ведь она смогла наставить многих читателей на правильный путь.

Композиция

Повесть «Очарованный странник» включает в себя двенадцать глав. Их объединяют воспоминания персонажа. Автор использовал приём «рассказа в рассказе» в сцене, когда монах, плывя на пароходе, рассказывает пассажирам о собственной жизни. Также он отвечает на их вопросы. Это позволяет Лескову выразить свое собственное мнение, подчеркнув наиболее важные моменты повествования. 

Кульминацию повести составляет момент духовного перерождения персонажа, дар пророчества, а также испытания тёмных сил. Композиция произведения «Очарованный странник» имеет свои особенности. Так, рассказчик, передавая конкретную историю, использует подходящую лексику. 

Смысл названия 

Смысл названия произведения «Очарованный странник» указывает на невероятную способность персонажа восхищаться окружающим миром, несмотря на тяжелый жизненный опыт. По воле судьбы герой стал странником — монахом, который путешествует по святым местам и проповедует Божье слово. Как известно, это призвание ему дала мать, которая предназначила долгожданного сына для религиозного служения. Несмотря на то, что Иван далеко не сразу принял свою судьбу, он всю жизнь прожил подобно страннику и шел к своей цели, даже не зная о ней. Многие поступки он совершил, повинуясь чарам (вина, любви, татарской магии и цыганского влияния), но все они магическим образом привели его к монашескому обету и приобретению новых способностей. 

У писателя получилось создать настоящую легенду о русском характере и нравственной силе. Николай Семёнович утверждал, что ему удалось создать произведение легко и непринуждённо, буквально «на одном дыхании». 

Суть

Автор и его друзья на палубе знакомятся с монахом, который рассказывает необычную историю своей жизни.

Иван родился в семье крепостного крестьянина. Его мать долго не могла родить и в молитвах обещала Богу, что ее сын станет его слугой. И тогда родился мальчик. Но Иван не проявлял склонности к религиозной службе. Ему нравились лошади графа. Со временем он стал управлять упряжкой и ходить за ними. И однажды он из озорства ударил кнутом монаха, который упал и умер. Тот стал являться мальчику во снах и предрек, что тот будет несколько раз умирать, но восстановится и придет к духовному призванию.

Предсказание сбылось. У Ивана была бурная жизнь. Он сбежал от графа с цыганом, затем в бою убил человека, а после и вовсе оказался в плену у татар, которых лечил. Освободившись, Иван устроился к графу на службу и влюбился в цыганку, которая стала содержанкой графа. Груша умолила его убить ее, когда граф ей изменил. Отчаявшийся Иван нашел себе применение в армии, где дослужился до чина офицера и совершил подвиги. После этого он служил чиновником, но подлинную гармонию с собой нашел на духовном поприще. 

Теперь он стал странником и просвещал людей. Более подробно о его приключениях Вы можете прочитать в кратком содержании по главам.

Главные герои и их характеристика 

Многомудрый Литрекон перечисляет главных героев повести «Очарованный странник» и представляет их характеристику:

  1. Главным героем произведения является Иван Флягин. В его образе автор воплотил сына кучера. Флягин был очень сильным и крепким, что делало его похожим на богатыря. Мать главного героя умерла во время родов. Мальчика воспитывал отец. Иван учился ухаживать за лошадьми и очень любил их. Однажды из-за главного героя умер один монах. Неожиданно во сне к персонажу явился погибший. Он заявил Ивану, что тот не сможет умереть и что он сам будет монахом. Иван Флягин неоднократно спасал и губил жизни людей, ему пришлось пережить все тяготы плена, бегства, алкоголизма и несчастной любви. На протяжении всей жизни Флягин пытался найти свой смысл. К концу своего жизненного пути персонаж стал странником и обрел его. Характеристика Флягина проявляется во всех его поступках. В начале повествования он беспечен, инфантилен, глуповат и даже жесток (чего стоит одна его расправа с кошкой — от отрубил ей хвост). Он проявляет агрессию к монаху и ведет себя ужасно непоследовательно и безответственно. Но со временем эти его черты сглаживаются горьким жизненным опытом. Иван становится мудрее, добродетельнее, отзывчивее. Он помогает многим людям и воспитывает в себе честность, справедливость, гуманность. Но жизнь в миру не приносит ему счастья, и он сближается с Богом, чтобы найти состояние душевной гармонии. У Флягина говорящая фамилия: фляга — это походная чаша, и странник выпивает свою чашу до дна.
  2. В образе Грушеньки изображена красивая и страстная цыганка. За приличные средства девушку выкупил князь — начальник Флягина. Цыганка стала настоящим другом главному герою, однако князь довольно быстро охладел к девушке. Вскоре героиня начинает подозревать мужчину в предательстве. Князь принял решение отвезти Грушеньку за город, где за ней присматривали три женщины. Героине удаётся сбежать от них. Судьба уготовила Грушеньке встречу с Флягиным. Главный персонаж заявляет, что они могут жить как брат с сестрой. Темпераментная и решительная девушка отвечает отказом, ведь она мучается от сильных чувств к избраннику. Она боится, что убьет князя и его невесту. Грушенька обращается к Ивану с просьбой, чтобы он сбросил её с обрыва, и он соглашается. Девушка периодически стала являться главному персонажу, подсказывая ему будущее и спасая его на фронте.
  3. Главным героем произведения является также князь. Сладострастный и порочный дворянин отличается в то же время добротой и широтой души. Он уважительно относится к Флягину, прощает ему растрату денег и даже планирует выдать за него Грушеньку. Он одержим жаждой денег, а потому не считается с чувствами девушки, когда появляется вариант жениться на дочери предводителя дворянства. Он пускает пыль в глаза и тратит последнее, чтобы всех обмануть. Ведь в реальности князь может только пить и купить, и зарабатывать деньги он не умеет. Все его предприятия заканчиваются крахом.

Темы 

Тематика произведения «Очарованный странник» представлена в списке. Литрекон ее расширит, если Вы напишите, чего не хватает. В своем произведении Николай Лесков затронул множество важных тем. Автор описал временной промежуток с 1820 по 1830 годы. Так, Николай Семёнович поднял тему праведничества, смысла жизни и предназначения, патриотизма и веры. Несмотря на то, что персонаж был вымышленным, его образ получился очень правдоподобным и живым. 

  1. Тема смысла жизни — основная в повести. Герой с самого начала получает напутствие от матери и монаха, но ищет свое место в мире самостоятельно, никому не доверяя. И правильно делает, ведь только его индивидуальный опыт просветил его и подготовил к принятию сана. Благодаря такой насыщенной жизни Иван стал отличным проповедником. Все его приключения стали подготовкой к его истинному призванию.
  2. Тема судьбы. Иван блуждал по всему свету, испробовал десятки профессий, достиг и успеха, и падения, но но не смог уйти от своего предназначения. Его судьба была предопределена, а о был лишь актером в ее спектакле.
  3. Тема любви. Далеко не всегда любовь приносит человеку счастье. Страсть Груши разрушила ее жизнь, а любовь Ивана получила свое воплощение в убийстве Груши. Но духовная связь этих двоих вышла за рамки земной жизни. Груша являлась Ивану во снах и даже принимала участие в его судьбе.
  4. Тема патриотизма. Даже когда Иван жил у татар и был обеспечен всем необходимым, даже двумя женами, он все равно стремился домой и был готов пожертвовать собой ради возвращения. А на войне он проявил это чувство в действии, когда не жалел жизни в бою за интересы Родины.
  5. Тема праведничества. Автор рассказал читателю увлекательную историю о православии и праведничестве. Николай Семёнович описал непростой жизненный путь праведника, который наполнен ошибками и трудностями. Однако их них и складывается человеческое существование. По мнению Лескова, праведником является тот человек, который понимает необходимость осознавать собственные ошибки и каяться. 
  6. Тема смелости. В военных действиях Флягин проявляет себя храбрым и мужественным солдатом. Главный герой не страшится смерти, при этом, удача улыбается ему. 

Проблемы

Проблематика повести «Очарованный странник» тоже будет расширена и дополнена, если читатель напишет в комментариях, чего не достает в этом списке:

  1. Проблема жестокости нравов. Иван начал свой путь с ошибок. Он был агрессивен и не раз становился виновником чужих смертей. Но он смог преодолеть в себе это звериное начало и стать добродетельным человеком.
  2. Проблема безнравственности. Иван крал, убивал, пропивал чужие деньги, потому что ему не доставало ответственности и совестливости. Он не всегда мог отличить хорошее от плохого, ведь не получил нравственного воспитания. Но со временем он научился разбираться в этом и делать правильный выбор.
  3. Проблема алкоголизма. Даже честный человек вроде Ивана нарушит все клятвы и потеряет все возможности, если даст зелёному змию власть над собой. Ведь Иван пропил деньги своего благодетеля.
  4. Проблема нравственного падения дворянства. Князь разбрасывается унаследованными деньгами и ведет праздный образ жизни, от которого страдают другие люди. Он покупает людей, как свечи на базаре, и рушит их судьбы себе на потеху. Он же обманывает невинную девицу и хочет использовать ее, чтобы получить приданое и новые возможности для порочных развлечений. И никто ему не мешает, что он же дворянин, а значит, неприкасаемый для правосудия.
  5. Социальная несправедливость. В мире Лескова нет равенства и законности. Грушу продают против ее воли в тот век, когда рабство уже повсеместно осуждалось. Иван не может устроиться на нормальную службу, потому что он не дворянин. В то же время сами дворяне ничего не делают, а только пользуются своим могуществом.

Основная идея

Главная мысль повести «Очарованный странник» заключается в том, что каждый человек со временем находит свое истинное предназначение и осознает свой смысл жизни. Какими бы путями ни вела нас судьба, в финале нас ждет осознание собственных возможностей и целей. Только ради этого важно работать над собой и повышать уровень восприятия, иначе призвание так и останется тайной за семью печатями.

Кроме того, смысл повести «Очарованный странник» заключается в обретении особого жизненного предназначения. Иван Флягин осознает необходимость в бескорыстном служении своему народу. Праведность персонажа состоит в посвящении себя людям. 

Чему учит?

Автор в своем произведении утверждает, что христианская мораль будет актуальной в каждом столетии. Главный герой, выбрав грешные увеселения, отрекся от Бога. На примере главного героя писатель продемонстрировал, насколько нелепой и никчемной может быть жизнь без веры. «Очарованный странник» заставляет задуматься о том, что каждому из нас нужна опора в виде морали и нравственности, веры и любви к людям.

Нравственные уроки повести актуальны и в наши дни. Люди ищут свое место в мире, но забывают о том, что все взаимосвязано, и если они будут идти по головам и сеять зло, то их итогом станет разоренная донага земля. Ведь князь, например, был богат и влиятелен, но был ли он счастлив? Нет. Все развлечения быстро надоедали, а гнетущая тоска от неправильно выбранного курса его тяготила.

Критика 

Произведение «Очарованный странник» вызвало множество споров в литературных кругах. Рецензенты и ругали, и хвалили книгу. Рассмотрим обе стороны медали:

«В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.» (Н. К. Михайловский, статья в журнале «Русское богатство», 1897, №6) 

А вот так выглядит первоначальный отказ печатать повесть:

«…Михаил Никифорович* <…> после колебаний пришел к заключению, что печатать эту вещь будет неудобно. Не говоря о некоторых эпизодах, как например, о Филарете и св. Сер­гии, вся вещь кажется ему скорее сырым материалом для выделки фи­гур, теперь весьма туманных, чем выделанным описанием чего-либо в действительности возможного и происходящего. <…> (письмо Н. А. Любимова — Н. С. Лескову, 8 мая 1873 г.) 

Но многие критики возразили в ответ на это обвинение и привели в качестве аргумента реакцию публики:

Вы нашли это чем-то недоделанным, «материалом» более, чем окон­ченным произведением, но я позволю себе не разделить этого мнения. <…> интерес его все время поддерживается равно, и когда рассказ кон­чается, жаль становится, что он кончился. Мне кажется, лучшей похвалы нет для художественного произведения! <…> Вы его [Лескова] теперь как бы отстраняете (и неосновательно, по-моему) от «Русского Вестника».» (письмо Б. М. Маркевича — М. Н. Каткову, 15 мая 1873 г.) 

Многие авторы отметили, что автор передал основные черты русского менталитета:

«В русской жизни, растекающей­ся на огромные пространства, с различною природою и различными на­родностями — драгоценный и далеко еще не исчерпанный материал для литературы… <…> …Лесков, с его впечатлительностью и от­зывчивостью, не мог не чувствовать художественной стороны… <…>… распространенный в среде русского народа характер, в котором простодушие довольно привлека­тельно сочетается с фаталистическою покорностью судьбе. (Р. Дистерло, очерк «Н. С. Лесков», «Неделя», 1890 г.) 

Автор: Виктория Комарова

Рассказ Солженицына «Матрёнин двор» — это трагическое описание судьбы одной женщины и всей советской деревни. Повествование в произведении ведётся от первого лица. В рассказчике читатель угадывает самого Солженицина. Писатель провёл восемь лет в исправительно-трудовых лагерях, после чего он поселился в деревне. Многомудрый Литрекон предлагает читателю краткий пересказ рассказа «Матренин двор» по плану. Основные события в сокращении помогут быстро узнать сюжет книги, а разобраться в нем можно с помощью анализа по плану.

Глава 1

В 1956 году рассказчик Игнатич возвращается в Россию из пустыни. Десять лет он отбывал наказание в лагере, а теперь хотел вернуться к нормальной жизни в средней полосе России. Он хочет начать работать учителем, в каком-нибудь тихом месте, подальше от городской суеты. Он переживает, что на работу его не возьмут, ведь за плечами у него срок.

Но рассказчику дали назначения, правда, в те места, где не было ничего, кроме производства. Даже еду деревенские люди мешками несли из города. Но и в этой местности герой смог найти настоящую деревню — с традициями и историей. Автор остановился в деревушке под названием «Тальново» и поселился в доме у пожилой Матрёны Васильевны. Она квартиранту не обрадовалась, так как уже не могла его обслужить как следует.

По словам Игнатича, Матрёна — одинокая женщина лет шестидесяти с болезненным и жёлтым лицом. Несмотря на солидный возраст, она весьма хозяйственна и трудолюбива. Однако здоровье время от времени сильно подводило её. Хворь налетала неожиданно и укладывала Матрёну на несколько дней в постель. Как только болезнь отступала, героиня принималась хлопотать по дому. Половина ее избы была заставлена растительностью. Также жили больная и старая кошка, мыши и тараканы. Квартирант быстро к ним привык.

Квартирант был выгоден Матрене, но она хотела подыскать для него жилье получше. Но ни она, ни рассказчик ничего не нашли. А ему понравился этот вариант, так как у Матрены не было радио, которое так ему досаждало. Позже рассказчик выяснил, что хозяйка многие годы не получала никаких денег, так как не выплачивали пенсию. Вместе оплаты в колхозе она получала «палочки» — зачтенные трудодни. Жила она только за счет очень скудной помощи от родных.

Просыпалась Матрёна Васильевна в четыре часа утра, двигалась тихо, стараясь не будить квартиранта. Сперва она доила козу и наводила в доме порядок, после чего принималась стряпать завтрак своему квартиранту. С продуктами была напряжёнка, почти все в селе жили впроголодь. Ели одну картошку, сдабривая её жиром, и ячменную кашу. Самая мелкая и гнилая доставалась единственной козе, чуть получше — ей самой, а самая крупная — с куриное яйцо — рассказчику. Огород был очень плох и скуден. Пища в деревне была невкусной и вызывала изжогу, потому что нормальных продуктов не было, а готовка в печи была неудобной, и пища всегда пригорала. Но квартирант всегда искренне благодарил Матрену, а она лучезарно улыбалась. 

Узнав от соседок про пенсионные реформы, женщина пыталась получить выплаты от государства. Однако этот процесс оказался непростым и долговременным: Матрена болела, но инвалидом ее не признали; она работала 25 лет в колхозе, но не на производстве, а потому ей самой пенсия не полагалась, и можно было получать лишь за мужа — из-за утери кормильца. А его не было на свете уже 15 лет, и было сложно достать все справки. Героиню намеренно гоняли туда-сюда неумелые чиновники. Контора находилась очень далеко, и Матрёне приходилось мотаться по несколько раз в разные места. И только к зиме ей все-таки удалось получить долгожданную пенсию: 80 р. На эти деньги Матрёна купила себе валенки и пальто, а оставшуюся часть денег оставила на «чёрный день».

После всех этих хлопот лишь одно утешало Матрену: труд. Она часто ходила в лес по ягоды и за торфом, а также копала картошку. Однако за воровство торфа было положено наказание. Лишь учителям, рабочим и приближенным власть имущих полагалось по машине торфа на зиму, и то мало. А крестьяне не получали даже этого, а потому искали сами и рисковали. У них отняли лошадей для колхоза, и у всех людей были больные спины из-за вечной необходимости нести огромные грузы несколько километров.

Что ж, воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф у треста

Были и другие проблемы в советской деревне. Так, Матрена не могла держать корову, как и многие другие, потому что нигде не было травы для ее кормёжки. У каждого луга был свой хозяин — советское предприятие, короче запрещало брать траву для сена. Даже в колхозе все уходило на нужды колхоза, и людям ничего не оставалось. Также всем инвалидам и пенсионерам обрезали огороды, причем, лишняя земля так и осталась пустой.  А когда в колхозе не хватало рабочих рук, старухам вроде Матрены приходилось выходить на работу бесплатно. И со своими вилами. Часто героиня вспоминала, что на себя люди работали куда охотнее. Раз в полтора месяца нужно было кормить пастухов, и тогда Матрена покупала то, что не ела сама, лишь бы угодить. Медицинской помощи в деревне не было. Если врач и приезжал, то был зол и гнал пациента до приемного пункта, а там его анализы благополучно терялись. Доехать по железной дороге было нереально, так как билеты продавали лишь мимо кассы. Из-за этой жадности контролеров вагоны шли пустыми.

Часто Матрена помогала людям просто так, потому что не могла отказать. Но от денег всегда отказывалась. Но при этом героиня считала, что теперь ни на что не способна. В молодости она могла остановить буйного коня на скаку — такая была у нее сила. Но в старости все забыли о Матрене. Даже родные сестры не приходили к ней, опасаясь, что она попросит помощи.

Когда Игнатьич получил первую зарплату, он завел личное радио, на котором часто слушал музыку. Матрене очень понравились романсы Глинки, она даже плакала.

Глава 2

За время, что Игнатич жил у Матрёны, они привыкли друг к другу. Матрёна не досаждала его расспросами о жизни, и он «не бредил её прошлым». Однако он знал, что она вышла замуж еще до революции и сразу же взялась за хозяйство в новом доме. Сама Матрёна Васильевна рожала шесть раз, и ни один ребёнок не выжил. Вскоре Ефим ушёл на Вторую мировую войну и пропал без вести. Оставшись одна в огромной избе, Матрёна взяла на воспитание дочку Фаддея (брата мужа) Киру.

Однажды в дом Матрёны приходит высокий и «весь черный» старик Фаддей. Он просит рассказчика поставить его сыну хорошую оценку. Антоша не хотел учиться, потому что его и так переводили в другие классы из-за высоких требований к успеваемости учеников. Игнатьич ничем не мог помочь, ведь мальчик и правда не знал азов школьной программы в 8 классе. 

Когда гость ушёл, и настал вечер, Матрёна призналась Игнатичу, что когда-то она должна была выйти замуж за Фаддея, но его взяли в плен во время Первой мировой войны. Прождав три года, Матрёна вышла замуж за его младшего брата Ефима по настоянию родственников жениха. И переехала в дом, где и прожила всю жизнь. Однако летом из венгерского плена вернулся Фаддей. В порыве гнева он чуть не зарубил Матрёну и родного брата. Мужчина не смог простить Матрёне измену. Долго после этого Фаддей искал себе жену с таким же именем. И всё-таки нашёл в соседней деревне невесту. Построил отдельную избу, народил детей. Однако часто поднимал руку на жену, а она в слезах прибегала и жаловалась другой Матрене. Фаддей был скаредным, злым и жестоким мужем. У них с женой родилось 6 детей, а у Матрены все погибли, и люди думали, что на ней порча. Тогда Матрена попросила у них одну из девочек на воспитание, чтобы не было скучно. Десять лет воспитывала ее Матрена, пока не отдала замуж. Только Кира с мужем ей и помогали. Женщина завещала Кире часть своего дома — горницу. 

Через несколько дней после этого разговора мужу Киры выделили участок земли и, чтобы удержать его, нужно было что-нибудь построить на нём. Горница вполне подходила. Фаддей хотел получить участок даже больше молодых, а потому стал часто наведываться в гости к Матрёне и уговаривал при жизни отдать горницу. Делать было нечего, и она согласилась.

Следующим же утром Фаддей с сыновьями приехали отделять пристрой от избы. Когда-то эта горница была предназначена Фаддею, для его молодой семьи, и теперь он с удовольствием ломал ее, чтобы вновь забрать себе. Дом Матрены был сильно изуродован и больше не годился для зимовки, но Фаддею было наплевать. А к Матрене пожаловали три младших сестры и обругали ее дурой, ведь они рассчитывали получить целый дом после ее смерти. В те же дни из дома пропадая кошка.

Но вывезти доски сразу не удалось — разыгралась сильная метель. За один раз всё вывезти не получалось. Сруб на санях не умещался, и сыновья Фаддея наспех сколотили ещё одни. Две ходки трактористу делать не хотелось, поэтому к трактору привязали сразу оба прицепа. Матрёна решила помочь и отправилась с ними, чтобы довезти горницу до места. Однако домой она больше не вернулась. В избу постучались люди в шинелях, чтобы узнать, была ли попойка перед отправкой горницы. За самогон в деревне можно было получить немалый срок, и Игнатьич прикрыл Матрену, сказав, что не заметил самогона. От людей в шинелях Игнатич узнаёт, что вторые сани застряли на железнодорожных путях и были сбиты поездом. Погибли тракторист, сын Фаддея и сама Матрёна Васильевна.

Пришла подруга Матрены — Маша. Она и рассказала, что из-за аварии были повреждены рельсы, что трактор и сани разрушены, что есть раненые. Муж Киры едва не повесился из-за чувства вины. Племянник Фаддея был ранен и спрятался у тетки. Все боятся, что не миновать уголовного дела. А Маша поплакала и напомнила о том, что Матрена завещала ее дочери вязанную кофту. Так начался дележ имущества Матрены.

Глава 3

Оплакивали и отпевали Матрёну уже на следущий день. Искренне горевала по Матрёне только её названная дочь Кира, а остальные только делали вид, что скорбят. Кира потеряла еще и родного брата, а мужа ее должны были судить, и все боялись за ее психическое здоровье. В похоронах был только продуманный и холодный расчет: те, кто считал себя наследниками, выли больше всех, но не искренне.

Хозяйством мигом завладели три её сестры, о которых раньше даже слышно не было. Они плакали не о Матрене, а о том, что она отдала горницу родне мужа. А родня мужа плакала о том, что Матрена вообще полезла не в свое дело. Нужно было просто отдать горницу и сидеть дома. А Фаддея беспокоили только сани, оставшиеся на переезде. Там еще остались бревна для горницы.

На похоронах о Матрене не говорили вовсе. Все пили и болтали о своем. После них Фаддей и сестры ругались за наследство. В итоге Фаддею достались только горница, сарай и забор.

Скоро избу Матрёны заколотили, а Игнатич переселился к одной из её родственниц, которая часто вспоминала покойную Матрёну Васильевну недобрым словом. По ее словам, Ефим в городе завел себе любовницу и не хотел даже возвращаться к «деревенщине» Матрене. После описанных событий, автор понимает, что весь мир держится именно на таких людях, как Матрёна. Образ Матрёны — это образ праведника, без которого ни стоит ни село, ни город, ни вся наша земля.

Автор: Василиса Козьменко

Михаил Юрьевич Лермонтов был известным русским поэтом и писателем. Одним из его наиболее знаменитых произведений является стихотворение «Бородино». В нем автор наглядно продемонстрировал события Бородинской битвы. Рассмотрим анализ произведения «Бородино» по плану вместе с Многомудрым Литреконом. 

История создания 

Свое известное стихотворение Михаил Юрьевич создал в 1837 году. В это же время стихотворение опубликовали в журнале «Современник». Писатель посвятил произведение 25-летней годовщине Отечественной войны 1812 года. Тогда французский император Наполеон и его многотысячная армия направились покорять Россию. Но русские войска не могли дать главный бой и долго отступали, загоняя противника в капкан. Чем дольше он шел, тем больше терял силы на продвижение. Перед Москвой было решено дать бой. Выбор пал на поле Бородино. Сражение состоялось 26 августа в 125 к западу от Москвы. Оно длилось 12 часов, после чего прозвучал отбой. На следующий день Наполеон отступил, ожидая резерва, а Кутузов дал команду сдать Москву, потому что у обеих сторон были большие потери, но к французской армии спешило подкрепление, а у русской силы были на исходе. Сегодня принято считать, что ни одна сторона не добилась желаемых результатов в этой схватке.

К созданию данного стихотворения Михаила Юрьевича подтолкнули воспоминания Афанасия Столыпина, который приходился ему родственником. Афанасий Алексеевич был братом бабушки Михаила Юрьевича. Создавая свое грандиозное стихотворение, Лермонтов позаимствовал немало деталей из рассказа Столыпина. При этом сама личность повествователя присутствует в произведении. Для полного погружения в реалии битвы поэт избрал в качестве рассказчика простого солдата, речь которого проста и понятна каждому. Он видит события глазами народа, который не все знает и осознает, но горячо любит Родину и стремится ее защитить.

Не секрет, что автор «списал» с личности Петра Багратиона известный образ полковника. 

Жанр, направление, размер

Произведение «Бородино» создано в жанре лирического стихотворения. По мнению многих исследователей и литераторов, произведение представляет собой народную оду или балладу. Так, присутствие повествовательного мотива свидетельствует о схожести произведения «Бородино» с балладой. Признаками народной оды, проявившимися в стихотворении, являются невероятный патриотизм людей и восхваление славы. В стихотворении представлено множество приёмов звукозаписи, благодаря которым звуки выстрелов, а также картины битвы выглядят очень правдоподобно. Также Лермонтов при создании стихотворения употреблял специальную лексику, основное назначение которой заключается в подчеркивании реалистичности повествования («булат», «редут», «картечь» и так далее). 

Направление творчества Лермонтова — это романтизм. Оно проявилось и в этом произведении. Автор переносит нас в прошлое, место действия — экзотическое, ведь мы находимся на поле, где произошла одна из самых кровопролитных битв века. Полковник окружен романтическим ореолом: перед нами лишенный страха и упрека герой, зовущий людей в бой. Автор не скупится на гиперболы и преувеличения, чтобы картина получилась еще более грозной («Французы двинулись, как тучи, и всё на наш редут»).

Стихотворный размер «Бородино» – разностопный ямб со смешанным способом рифмовки.

Композиция

Композиция стихотворения кольцевая, начало и финал речи героя отмечены повтором одних и тех же строк: 

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

В этих словах обозначен главный конфликт стихотворения: современные люди не способны защитить отечество в минуту угрозы, а героев прошлого уже не вернуть. Своему произведению Михаил Юрьевич придал форму рассказа пожилого солдата. Именно он был не только очевидцем, но и участником Бородинского сражения. Лирическое повествование включает в себя четырнадцать строф. При этом, автор разделил повествование на две части. 

Данное стихотворение написано разностопным ямбом. При этом, автор мастерски его соединил с особенной рифмовкой строф: парная + кольцевая ААБВВБ. Именно благодаря этому приёму повествование напоминает народные сказания. Подобные стихи очень легко воспринимать на слух, поэтому они довольно быстро распространяются в народе. 

Образы и символы

Большую роль в произведении «Бородино» играет образ рассказчика. Автор изобразил настоящего патриота, который восхищается героизмом своего народа. Несмотря на то, что рассказчик уже в преклонном возрасте, он готов встать на защиту своей родной земли. В образе рассказчика Михаил Юрьевич воплотил самые лучшие качества народа: честность, порядочность, отвагу и мужество. Перед нами простой солдат, его речь изобилует просторечиями, и оттого его рассказ кажется еще более искренним и родным. Автор изобразил рядового защитника Родины и не зря: именно таким бравым ребятам мы обязаны спасением Отечества. Не лишен ветеран и скепсиса, свойственного всем представителям старшего поколения. Он сомневается, способны ли молодые ребята защитить родную землю, как отстояли ее их отцы и деды?

Не менее интересным является лирический герой. Можно заметить, что повествованию автор придал форму диалога. Так, старик беседует с молодым человеком. Юноша очень заинтересовался историей прошлого. Ему совсем не безразличны события 1812 года. Лирический герой олицетворяет большую надежду на молодое поколение. Писатель хотел показать, что не все новые люди так уж безнадежны, как говорит старик. Раз в их сердцах жив интерес к памяти о подвигах предков, значит, и они не посрамят их честь в минуту опасности.

Очень ярким образом в стихотворении выступает образ командира, прототипом которого является князь Багратион. Он погиб в бою, отважно защищая свою Родину. Он не боялся отдать свою жизнь ради благополучия народа. Его речи воспламеняют сердца солдат и ведут их на битву.

Темы

Свое знаменитое творение Михаил Лермонтов создал выразительным народным языком. Писатель продемонстрировал субъективный взгляд на решающее сражение около деревни Бородино. Именно эта битва носила решающий характер в кровопролитной войне 1812 года. Какова же тематика поэмы «Бородино»?

  1. Основная тема «Бородино» заключается в изображении подвига русских людей, желающих отстоять независимость родной страны. Читатель замечает, насколько точно автор описал события знаменитого сражения. Для особой выразительности и наглядности автор добавил бытовые подробности, определенный эмоциональный настрой, раскрыл человеческие характеры. 
  2. Патриотизм. Писателю удалось создать атмосферу народного патриотизма. Люди готовы были умереть ради спасения своей страны и «клятву верную сдержали».
  3. Роль солдат в битве. Благодаря Михаилу Лермонтову в литературе впервые заговорили о значимости простых солдат в непростой войне с противником. Рассказчик — рядовой воин, но именно он и его товарищи были главным оружием против могущественного противника. Их боевой дух невозможно было сломить.
  4. Героизм. Командир шел впереди и пожертвовал собой, вдохновляя солдат защищать страну до последней капли крови. Никто не жалел себя в тот роковой день.
  5. Отцы и дети. Герой журит слушателя и ворчит, подвергая сомнению способности нового поколения защитить Родину. «Вам не видать таких сражений!..» — заявляет он с оттенком гордости.

Какие еще темы Вы нашли в «Бородино»? Поделитесь наблюдениями, и Литрекон дополнит статью.

Проблемы

Проблематика поэмы «Бородино» не менее интересна:

  1. В своем произведении Михаил Юрьевич поднимает проблему войны. Автор описывает типичные будни на фронте, а также показывает проблемы, с которыми сталкиваются солдаты. Читатель замечает, что обычному человеку не понятны намерения начальства. Так, многие солдаты беспокоятся из-за непонимания ситуации. 
  2. Также одно из центральных мест в произведении занимает проблема «отцов» и «детей». Свое стихотворение автор начинает с противопоставления нынешнего и предыдущего поколения. Так, автор замечает, что современное поколение не сможет повторить подвиг отцов и встать на защиту Родины. 
  3. Самопожертвование. Люди выполнили свой долг, но «немногие вернулись с поля». Солдат выражает свое сочувствие по отношению к тем, кто вынужден был остаться в Бородино навсегда. Эти потери — боль и кровь России.

В произведении чувствуется двойственное настроение. Ведь, с одной стороны, читатель ощущает гордость за своих предков. Однако, вместе с этим, присутствует мотив грусти и тоски, связанный с осознанием того, что новое поколение не может повторить подвиг прошлого поколения. 

Основная идея

Основная мысль стихотворения «Бородино» заключается в невероятной силе русского народа и его патриотическом духе, который сломил неприятеля. Она выражает необходимость вспомнить героическое прошлое великой страны и ровняться на него в настоящем. Можно заметить, что лирический герой использует очень понятный и простой язык, чтобы описать события сражений.  Он не употреблял сложных терминов. Поэтому каждый понимает, что он хотел сказать.

Смысл стихотворения «Бородино» состоит в том, что новое поколение должно чтить память предков и учиться у них доблести, смелости и патриотизму.

Чему учит?

Известное стихотворение Михаила Лермонтова «Бородино» не оставляет равнодушным никого. Оно учит читателя с особым трепетом и любовью относиться к своей Родине. Оно также учит каждого человека быть мужественным и храбрым. Автор утверждает, что не нужно жалеть собственной жизни, когда речь идёт о спасении Родины. 

Произведению присущ жизнеутверждающий мотив, «Бородино» заставляет задуматься о том, что никогда не нужно сдаваться и унывать. Сила духа способна победить в любом бою.

Средства выразительности 

Основным тропом в стихотворении «Бородино» является гипербола (“Рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”). Данное средство выразительности позволяет читателю оценить все масштабы кровопролитной битвы.

Также большое значение в произведении имеют эпитеты («удалый бой”, «лихое племя», «кровавых тел» и так далее). Этот троп придаёт особую выразительность событиям. 

Большую роль играют олицетворения («картечь визжала”, “звенел булат” и так далее). Благодаря этому средству создаётся впечатление, что участниками битвы являются даже неодушевленные предметы. Метафоры – “постоим головою”, “ломить стеною”, “пала тень”, “отец солдатам”, “спит в земле сырой”, “гора тел” — придают тексту поэтическую выразительность.

Критика

Не секрет, что известный литературный критик Виссарион Белинский много размышлял над творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. Он не обошёл стороной и его знаменитое стихотворение «Бородино». 

«его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества», — именно так однажды высказался Виссарион Белинский. 

Известный критик восхищался той простотой и естественностью, которая присуща произведению. Белинский отмечал, что в каждом слове стихотворения можно услышать солдата, язык которого является простым и благородным. Кроме того, критик подчеркивал, что произведению присуща особая выдержанность тона, которая позволяет в полной мере ощутить основную мысль стихотворения.

Таким образом, Михаилу Юрьевич удалось создать поистине грандиозное и великое стихотворение. Автор наглядно показал, каким героизмом и силой воли обладает русский народ, готовый во что бы то ни стало защитить родную страну и отстоять её независимость. 

Автор: Виктория Комарова

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Литература, 06.03.2019 17:20

Сочинение эссе на тему: сент-экзюпери ‘маленький принц’

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 03.03.2019 17:23

К. паустовского «тёплый хлеб» дайте характеристику фильке. что вы узнали о жизни фильки из первой части произведения? кто такой филька? с кем он живёт? почему у фильки такое обидное прозвище? какой филька по характеру? расскажите о панкрате. кто такой панкрат? как он выглядит внешне? где
он живёт? с какими сказочными героями ассоциируется этот образ?

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 16.03.2019 03:10

Придумать мини рассказ на тему остаться у разбитого карыта

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 16.03.2019 04:30

Плз с ! сказали выписать главные действующие лица романа пушкина «дубровский» из 3 и 4 глав!

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 17.03.2019 08:30

Сочинение «почему старшеклассники не хотят учиться? » на 1,5-2 страницы

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 18.03.2019 02:10

Выпишите из текста слово с чередующейся безударной гласной в корне: ещё спят в своих теплых норах и берлогах барсуки и медведи. но в ясные мартовские дни всё чаще просыпается медведь. подрастают в берлогах родившиеся зимою медвежата. (соколов-микитов и.) 2. выпишите из текста слово с чередующейся безударной гласной в корне: и вот, выбившись из сил, а может быть затем, чтобы освободить когти и задать трёпку сороке, сова выпустила из лап мышь. полёвка камнем полетела вниз. и тотчас, задрав хвост и сложив крылья, за уроненной добычей помчалась сорока, быстро нагнала ее, ловко подхватила на лету и скрылась в кустах. (носов е.) 3. выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне: тут птицы не вьют гнёзд, а звери приходят только на водопой. птицы и звери обитают на соседних мохнатых горах, где широкими полосами раскинулись дремучие сосняки, пихтарники, а на вырубках между ними буйно разрослись осинники и липняки. (по савину в.) 4. выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне: в следующее воскресенье соберусь снова. и буду ходить, даже когда река станет, скованная льдом, и всю зиму и весной, по первым разводьям, круглый год буду ходить. потому что, в сущности, у рыболова не бывает пустых дней.(носов е.) 5. выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия /отсутствия суффикса –а-: охотник вскинул на плечо ягдташ, двустволку и зашагал напрямик в чащу леса. чанг бодро вскочил и побежал за хозяином. он уверенно продирался через заросли, тычась мордой в лозу и повизгивая от нетерпения. (носов е.) 6. выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой от наличия /отсутствия суффикса –а-: подчиняясь палочке невидимого дирижёра, одна за другою гаснут над лесом звёзды. нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. (соколов-микитов и.) 7. выпишите из текста слово с чередующейся безударной гласной в корне: деревня, казалось, еще спала. на улице ни души, все ворота заперты, собаки и те не лаяли. (рыбаков а.) 8. выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне: в кухне света не стали зажигать, чтобы не беспокоить зверюшку, а сами перешли в столовую, закрыв за собой дверь. (носов е.) 9. выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне: однажды после долгого хождения с удочкой по берегу реки я присел отдохнуть на широкой песчаной отмели среди прибрежных зарослей. поздняя осень уже раздела кусты лозняка и далеко по песку разбросала их узкие лимонные листья. (носов е.) 10. выпишите из текста слово с чередующейся безударной гласной в корне: собачка судорожно ела, а старик, глядя на нее, говорил: «ах, пети, пети! глупая собака! » но собачка не слушала его. она ела. старик смотрел на неё и вытирал рукавом глаза — они у него слезились от ветра. (по паустовскому к.)

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 18.03.2019 06:30

Какие качества народа я увидела в бежин луг

Ответов: 1

Иконка предмета

Литература, 18.03.2019 18:41

Всем и вот мой вопрос, нам задали по мини сочинение на тему чем совершена сказка премудрый пескарь. а ведь я её не читал ​

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 18.03.2019 20:46

Написать сочинение «бушует полая вода» сравнение с картиной «грачи улетели»

Ответов: 1

Иконка предмета

Литература, 19.03.2019 08:53

Стихотворение «дума» 1. тематика 2. проблематика 3. идея и пафос 4. анализ лирических герое 5.какие художественно-выразительные средства передать чувства героев, их настроение, позицию 6. место стихотворения в творчестве данного поэта

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 20.03.2019 21:00

Согласны ли вы с тем, что в произведениях некрасова больше грусти, чем радости? запишите свое мнение и аргументируйте

Ответов: 1

Иконка предмета

Литература, 25.03.2019 11:00

1) я прошу ктонибудь дайте характеристику кутейкина, вральмона, цифиркина..я вас прошу.»недоросль» 2) если кто знает то скажите афоризмы из расказа «недоросль»

Ответов: 1

Вопросы по другим предметам:

Категория

Литература, 15.04.2020 18:51

Категория

История, 15.04.2020 18:51

Категория

Биология, 15.04.2020 18:51

Категория

Геометрия, 15.04.2020 18:51

Категория

Другие предметы, 15.04.2020 18:51

Категория

Другие предметы, 15.04.2020 18:51

Категория

Алгебра, 15.04.2020 18:51

Категория

Русский язык, 15.04.2020 18:51

Категория

Геометрия, 15.04.2020 18:51

Категория

Українська мова, 15.04.2020 18:51

  • Характеристика пса соколко из сказки о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Характеристика принца из сказки спящая красавица
  • Характеристика пугачева из рассказа капитанская дочка
  • Характеристика платова из рассказа левша
  • Характеристика персонажей сказки ашик кериб