Характеристика платова из рассказа левша

Образ и характеристика левши героя сказа н. с. лескова левша левша главный герой одноимнной повести н. с. лескова.

Образ и характеристика левши — героя сказа Н. С. Лескова «Левша»

Левша — главный герой одноимённой повести Н. С. Лескова. Это произведение имеет подзаголовок: «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Герой сказа — талантливый мастер-оружейник, всё делавший левой рукой. Автор впоследствии писал, что «там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ“ ». Как звали этого героя неизвестно, потому что в его образе автор отразил собирательный образ народа.

Описание внешности и речевая характеристика

Как выглядел левша, читатель узнаёт из 6 главы сказа: он косой, «на шее пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». Одет он в казакин, обут в сапоги.

Когда левше пришлось разговаривать с государем, он не робел и толково объяснил, что работу тульских оружейников нужно рассматривать через «мелкоскоп» (микроскоп).

Отношение к работе

Донской казак Платов по поручению государя Николая Павловича доставил тульским оружейникам металлическую блоху, сделанную англичанами и умеющую танцевать, если её завести ключиком. Он передал наказ царя, чтобы они что-нибудь с ней сделали, чтобы превзойти англичан.

Три самых искусных оружейника взялись за эту работу. Сидели они несколько дней, запершись, держали своё дело в страшном секрете. Левша и его товарищи были так самозабвенно захвачены этой работой, что их нельзя было от неё оторвать, пока она была не закончена. Когда попробовали их обмануть и закричали, что горит соседний дом, левша высунулся из окна и крикнул: «Горите себе, а нам некогда», — и снова, захлопнув ставню, принялся за своё дело.

Когда оружейники представили готовую блоху Платову, тот подумал, что они ничего с ней не сделали, да ещё, наверно, её испортили. Стал он ругаться и угрожать мастерам. За то, что Платов усомнился в их искусстве, левша с товарищами держали от него в секрете выполненную работу. Сказали они, чтобы он отвёз блоху царю, и тот увидит «каковы мы у него люди и есть ли ему за нас постыжение».

Левша был самым искусным и талантливым среди мастеров, он выковывал блохе гвоздики для подковок, причём, не пользуясь микроскопом, который был ему не по карману из-за бедности.

Характер левши

Главному герою сказа присущи следующие черты характера:

  • Увлечённость работой, творчеством, усердие в труде, одарённость.
  • Сметливость. В Англии он понял, что англичане ружья не чистят кирпичом, поэтому пули в них не болтаются, и ружья хорошо стреляют.
  • Патриотизм. Про то, чтобы ружья не чистить кирпичом, левша решил рассказать государю. Узнав этот секрет, он сразу заторопился домой. Никому он не рассказал, какой секрет повёз в Россию из Англии. До этого англичане уговаривали его жить у них, но левша не остался в Англии, так как стал очень скучать по Родине и родителям.
  • Скромность. На корабле, идущем в Россию, его поместили, как барина, но он с другими господами сидеть стеснялся, уходил на палубу и смотрел в ту сторону, где была Россия.
  • Религиозность. Перед тем, как приступить к работе, пошли оружейники в Мценск поклониться иконе св. Николая.

Как относятся к левше другие герои

Товарищи по работе уважали этого мастера за трудолюбие и талантливость, поэтому доверили ему самую тонкую работу — выковывание гвоздиков для подковок блохе.

Донской казак Платов, узнав, что блоха не может сейчас танцевать, посчитал, что оружейники испортили её, и побил за это левшу, которого привёз в Петербург.

Государь Николай Павлович, когда увидел, что тульские оружейники подковали блоху, обнял левшу и поцеловал. Тогда придворные тоже стали его целовать, а Платов дал ему 100 рублей и извинился за то, что его «за волосья отодрал».

Англичане удивились, что этот человек делает такую тонкую работу левой рукой. Они сожалели, что он не обучен наукам, поэтому не смог сообразить, что в каждом механизме есть «расчёт силы» и что блоха не может танцевать из-за тяжести подковок. Они хотели, чтобы левша остался у них, считали, что обучившись наукам, он станет удивительным мастером. Относились англичане к нему очень уважительно.

Отношение на Родине его ожидало другое. Когда корабль достиг Петербурга, мастера, ослабевшего от болезни, от «долгого колтыханья» и от алкоголя (он пил, держа пари с английским «полшкипером») привезли в квартальное отделение полиции. Там хорошую одежду с него сняли, часы и деньги забрали и отправили на извозчике в больницу. Пока ждали извозчика, левша замёрз. Долго его возили из больницы в больницу — нигде не принимали без документа. Наконец привезли в простонародную больницу и посадили в коридоре на пол. Там левша умер от того, что, когда его повезли в больницы и пересаживали из одних саней в другие, его роняли, «он весь избился», и затылок у него был расколот. Перед смертью левша успел сказать доктору, чтобы он передал государю, что англичане ружья кирпичом не чистят, и нам нужно делать так же. Но эти предсмертные слова левши не передали государю, так как его приближённый граф Чернышев посчитал, что доктор суётся не в своё дело.

Автор пишет, что если бы довели слова до государя, «в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Заключение

Автор показал, что в страшной судьбе левши виноваты нелепые российские порядки того времени. Тогда русский талант был нужен для того, чтобы пустить иностранцам пыль в глаза, но никто не берёг талантливого человека, не видел в нём национального богатства.

Характеристика образа левши, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Характеристика и образ Левши в рассказе Левша Лескова сочинение

Образ Левшы — это прототип обычного русского человека, который имеет широкую душу и богатый внутренний мир. Он обычный мастер, который любит свое дело. Работал он левой рукой, из-за этого и стал называться левшой, но этот дефект нисколько не мешал ему быть лучшим из лучших.

Главный герой произведения – человек, которого обходят стороной, так как он, по их мнению, немного странный, не от мира сего.

Внешность его не впечатляет. Он имеет косоглазие, выдраны волосы на висках. Одежда давно уже отжила свое время, так как затерта до дыр. Но его это, в принципе, мало беспокоит, как и мнение народа. Левша – человек простой, так сказать, из народа. По своему характеру он смелый и прямолинейный, не боится говорить правду в лицо.

Но не все так красочно в этом персонаже. Левша имеет вредную привычку выпивать. Можно сказать, что он болен, у него душевное расстройство, которое он пытается залечить алкоголем. Это расстройство появилось из-за того, что никто не ценит его талан, и он не может реализовать себя, как творческого человека.

То, что переживает главный герой – это реальность и не вымысел. Многие люди того времени вынуждены были оставить свои идеи творческой реализации в прошлом. Создается двоякое мнение, что государству того времени, было необходимо и выгодно, чтобы люди оставались глупыми и необразованными. Чтобы никто не смог занять высшие должности государства. Глубоко в душе герой Лескова весьма духовен и патриотичен. Он не смог долго прожить в Англии и скорее рвался домой, на Родину.

Левша не образован, как и большинство крестьян государства, но самое главное, что он смог раскрыть в себе талант, заложенный с детства.

В Англии он поразил всех своим мастерством, изготовив гвоздики для подков блохи. Но он, как простой человек, не жаждет славы и признания, он делает то, что любит. В произведении левшу мы видим как старательного работника.

Одна из главных проблем Левши заключается в том, что он топчется на месте, не развивается и не двигается вперед. Его, к сожалению, все устраивает, хотя для многих людей такая жизнь была бы невыносимой.

Левша – это не простой главный герой и прототип русского человека, он олицетворяет весь русской народ, который силен духом и имеет множество талантов. У него, как и у всего русского народа, есть воля к победе. Такими мастерами в то время гордились и ценили, но не все, к сожалению. Умер Левша случайной смертью.

Сочинение про Левшу

Левша является главным героем одноименной повести Николая Семеновича Лескова, написанной им в 1881 году. На примере жизни Левши автор раскрывает проблему судьбы по-настоящему талантливого человека в России в те времена. В какой-то степени, данное произведение и проблема, раскрытая в нем, актуальны и в настоящее время.

По внешности, описанной в повести, можно понять, что Левша был абсолютно непримечательным и непривлекательным человеком, обычным русским юродивым. Левша был бедным крестьянином, малообразованным, забитым и верующим человеком, который скромно одевался, любил старых родителей и жил в маленьком домике. А вот его умения в мастерстве были просто поразительными. Он являлся тульским мастером, настоящим умельцем в своем деле. Вместе с двумя другими иностранными мастерами его выбирают для создания более удивительного изделия, чем английская блоха.

В обязанности Левши входила самая сложная задача – создание гвоздиков для подков. Несмотря на свое косоглазие, он успешно справляется с задачей и даже оставляет свое имя на подкове. Такой результат был просто поразительным, никто не мог поверить в сделанное им дело. Как ни странно, англичане желают иметь у себя такого искусного мастера и приглашают Левшу к себе. С его стороны поступает непонятный другим отказ. Безусловно, причиной данного отказа был патриотизм и желание прославить Россию, но и не только это. Левша считал себя недостойным и непримечательным человеком, который не верил в себя, свои способности и предпочитал жить без известности. Он просто не мог представить себя, живущим в человеческих условиях, в которых он смог бы жить обеспеченно и чувствовать себя комфортнее.

Лесков раскрывает действительно важную проблему в своей повести: несчастная жизнь настоящих талантов в России. Левша являлся непревзойденным мастером, который смог совершить фантастическую работу. Но как при этом складывается его жизнь? Он, человек с золотыми руками, серьезно заболевает и умирает, но никому даже нет до этого дела. В этом присутствует вина самого героя и общества. Поэтому образ Левши не только положительный, но и по-негативному ироничный.

Вариант 3

Сказ автора отличается от других авторов сказочными мотивами, в котором содержатся элементы трагизма.

В «Левше» есть центральный герой, живущий в городе Туле. Он — искусный мастер.

Левша – типично сказочный персонаж. Автор показал в нем мастера, который отличался высоким мастерством, но в науках не был силен.

Левша принимал участие в подковке блохи, что подтверждает талантливость русского мастера. Автор не стал называть Левшу никаким именем, тем самым подчеркнул его характер. Левша привык к тому, что ему постоянно кто-то угрожает. Одежда его небрежна: одна штанина заправлена в сапог, другая нет. Одежка застегнута на крючках, половина крючков потеряна. Так и ходит Левша в подобном виде. Образ Левши представлен в виде грязного и неухоженного мастера, не следившего за собой, ведь он постоянно работает.

Автор выразил в образе Левши маленького мужичка. Левша отвечает за качество выполнения своего мастерства. Левша уезжает в страну Англию, чтобы доказать иностранцам умение творческого мастерства. У него нет денег на еду. Он постоянно голодный. В таком состоянии он добирается до другой страны.

У многих читателей Левша вызывает уважение в том, что он отказывается от выгодных предложений и уезжает домой на родину. У него отсутствует желание оставаться в этой стране. Левша – трудолюбивый и честный человек. Левша — бескорыстный.

Автор характеризует Левшу с положительной стороны. Он показывает своим читателям, что Левша – русский патриот. У него душа простого русского человека. Он верит в религию и нравы русского народа. Мастер проходит через испытания судьбы, но даже перед смертью понимает всю важность военного секрета англичан, которое негативно может отразиться на русской армии.

После возвращения на родину, Левша неожиданно заболевает. Он умирает в полном одиночестве. Его бросили умирать в больнице на полу. В этом выражается отрицательные элементы России – неблагодарность, отсутствие гуманности, в чем заключаются истинные причины неустроенности нашей жизни в России, как подчеркнул писатель.

Читатель замечает, что автор проявляет сочувствие к Левше. Можно заметить жалость к нему, авторские комментарии говорят о прискорбии и горечи утраты. Талант не ценится, о чем подтверждает данное произведение.

Образ Левши можно охарактеризовать, как типичного литературного героя, который вызывает сочувствие, жалость, уважение, гордость за такого человека, ведь он патриот своей родины, не продавшийся буржуям. Без денег и документов он добрался до чужой страны, пытаясь доказать, что и в России есть настоящие искусные мастера своего дела!

Левша охарактеризован автором, как положительный герой.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Левши в рассказе Левша

Популярные сегодня темы

Вере отведена одна из второстепенных ролей в рассказе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Как хорошо, что в нашем городе построили аквапарк. Это райское место. Недавно мои родители решили на выходные отдохнуть вместе со мной в каком-нибудь интересном общественном и развлекательном месте. Их выбор выпал на аквапарк.

На протяжении всего существования человечества, несмотря на поколение, существовала проблема отцов и детей. И столько же времени идет спор о том, возможна ли вообще гармония в отношениях между поколениями

Николай Иванович был добрым, скромным, кротким человеком. Во время государственной службы никому никогда не перечил. И вообще считал, что человек его звания, личного мнения иметь не должен.

Первые понятие о войне мы узнаем, в детстве особенно с картинок многих книг и учебников. Для нас она в то время представляла собой картины сражений, где прямые и стройные шеренги смешивались в однообразную и страшную кучу

Левша — образ и характеристика героя сказа Н. С. Лескова «Левша»

Лесков использовал в названии слово «сказ» и первое издание повести снабдил подзаголовком «Цеховая легенда», чтобы подчеркнуть фольклорное происхождение своего героя. Действительно, этот образ берёт начало с пословицы о туляках, подковавших сделанную в Англии блоху. О народности персонажа свидетельствует и отсутствие у мастера имени. Левша — только прозвище. Безымянность показывает, что герой такой же, как большинство русских людей, что таких, как он, много. Лесков не зря говорил: «Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ».

Отношение к своему мастерству

Левша — один из группы тульских мастеров-оружейников, которым донской казак Платов поручает дело государственного значения – сотворить что-то, что превзойдёт изделие англичан, продемонстрирует превосходство русских умельцев. Поначалу персонаж ничем не выделяется среди других. Ему свойственна та же набожность: он вместе со всеми идёт поклониться «мценскому Николе», получить благословение на работу. Такая же в нём безусловная преданность своему делу. Самоотдача, с которой туляки относятся к платовскому поручению, проиллюстрирована автором весьма образно: в запертом доме с закрытым окнами они стучат молоточками день и ночь, не допуская к себе никого. Даже угроза пожара не может их выманить. Такое поведение говорит о бережном отношении к своему мастерству, стремлении уберечь незавершённую работу от праздного любопытства, от сглаза.

Уважением к своему мастерству объясняется и странное, на первый взгляд, упрямство мастеров, отказавшихся объяснить суть проделанной работы Платову. Их покоробило недоверие генерала. Он предположил, что умельцы обманули доверие царя, смошенничали. В этом эпизоде Левша выдвигается на первый план, индивидуализируется и становится центральным образом сказа. Платов делает его ответственным за предполагаемый провал оружейников.

Характер

Образ Левши не идеален. Больше всего вопросов вызывает его пьянство в компании с английским шкипером. Вынужденный бездельничать герой в алкогольном пари со шкипером находит способ занять время. Но почему автор вообще поднимает эту тему? Зачем наделяет этим пороком Левшу, воплощение талантливости русского народа?

Лесков объяснил алкоголизм героя не только тем, что не хотел создавать образ, далёкий от реальности, но и более важным побуждением. Милосердие, человечный подход к человеку — вот что отстаивает автор. Английский корабль покинули два пьяных человека: русский и англичанин. Английский подданный сразу поступает под наблюдение врача, а русский умелец попадает в полицейский участок. Всю ночь его возят по городу, пока, избитого и закоченевшего, не оставляют на полу «в простонародной Обухвинской больнице». Там и нашёл Левшу англичанин-собутыльник и возмутился, что его лежит в коридоре на полу. «Хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», — гуманистическая мысль, пусть и довольно неказисто изложенная, стала своеобразным девизом сказа. Беречь и ценить человека вне зависимости от его вида и поведения, просто за то, что он человек, отчизна Левши ещё не умеет, но должна научиться.

Другой очевидный парадокс образа был отмечен ещё литераторами XIX века. Человек совершил необыкновенное: подковал невидными даже в «мелкоскоп» гвоздиками механическую блоху. Но хитрое изделие англичан после этого лишилось способности танцевать. Неудивительно, ведь гениальный мастеровой не знает ни «расчёта сил», ни даже арифметики. Безмерная одарённость народа, к сожалению, не находит себе иного применения, чем лишённое практической цели, даже навредившее технической стороне дела, утверждение своего превосходства над иноземцами. Но эти важные для тематики произведения мысли больше относятся к размышлениям автора о России, чем к созданному им персонажу.

Вывод

Характеристика образа левши может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Всем школьникам и их родителям будет интересно читать краткое содержание рассказа «Левша» – одного из самых популярных произведений Н. С. Лескова. Взяв за основу сюжета известную прибаутку, писатель создал поучительную историю о печальной судьбе талантливого русского мастера.

Главные герои

Левша – тульский мастер-оружейник, очень талантливый, изобретательный человек. Левша не имеет никакого образования, его мастерство основано исключительно на природном даровании. «Самородок» является убежденным патриотом. Богатство и почет в Англии не могут заставить его изменить России. Левша, доведенный до смерти на родине, из последних сил пытается сообщить властям о «главном английском секрете».

Казак Платов – Матвей Иванович Платов, реальный исторический деятель; атаман донского казачества, участник Отечественной войны 1812 г.

Краткое содержание

Глава первая

Во время заграничного путешествия Александр I с большим интересом рассматривал достижения европейской науки и техники и отмечал их превосходство над отечественными изделиями. Императора сопровождал казак Платов, который стремился доказать, что Россия ни в чем не уступает Европе.

Настоящим испытанием для Платова стала поездка по Англии. Англичане продемонстрировали Александру I свои самые последние технические новинки и напоследок пригласили его осмотреть «оружейную кунсткамеру».

Глава вторая

При осмотре кунсткамеры император был восхищен искусными английскими изделиями, а Платов ничему не удивлялся и сохранял равнодушный вид. В качестве главной гордости англичане показали превосходную «пистолю», добытую в бою.

Платов вскрыл оружие и нашел внутри клеймо русского мастера Москвина. Англичане были сильно смущены. Император даже упрекнул казака за «конфуз», учиненный над ними.

Глава третья

Англичане захотели взять «реванш» и на следующий день повели Александра I и Платова осматривать еще более удивительные вещи. В конце концов они преподнесли императору удивительный дар – сделанную из стали блоху. Искусственное насекомое заводилось ключом и «дансе танцевало».

Александр I наградил английских мастеров миллионом и признал их полное превосходство. По этому поводу между ним и Платовым произошла ссора. На обратном пути в Россию они не разговаривали.

Глава четвертая

Вскоре Александр I умер. Воцарившийся после его смерти Николай I какое-то время был завален государственными делами и даже не знал о существовании английской блохи.

Однажды император случайно нашел драгоценный футляр с блохой и не мог понять, для чего хранится эта «соринка». Специально приглашенный «химик» определил, что это – искусное зарубежное изделие.

О находке узнал Платов и, явившись перед Николаем I, рассказал про историю появления блохи. Император поручил казаку отвезти ее к тульским мастерам. Он был уверен, что знаменитые оружейники «утрут нос» англичанам.

Глава пятая

Платов привез стальную блоху на тульские заводы и показал ее местным мастерам. Казак попросил превзойти английское искусство.

Мастера подивились на тонкую зарубежную работу, но заявили, что «переплюнут» ее. Они попросили дать им две недели сроку, но так и не сказали, что намерены предпринять.

Глава шестая

За трудное дело взялись три тульских мастера во главе с «косым левшой». Перед началом работы они попрощались с родными, собрали котомки и куда-то ушли.

Глава седьмая

Мастера посетили город Мценск, где помолились древней иконе святого Николая. Вернувшись назад, они заперлись в избушке левшы и принялись за работу.

Никто не знал, что делают мастера. Они не выходили наружу и никого к себе не впускали. Можно было лишь видеть через щели отблески кузнечного огня и слышать постукивание молотков.

Глава восьмая

По истечении положенного срока в Тулу прибыл Платов. Ему не терпелось посмотреть на результат работы мастеров. Казак послал за ними несколько человек. Он надеялся, что оружейники оправдают его надежды, но не исключал и их поражения.

Глава девятая

Посланники прибежали к избушке левши и стали громко стучаться. Так как никто не открывал, они попытались взломать дверь, а потом своротили крышу. Мастера ответили, что осталось вбить последний гвоздь. Вскоре они вышли и направились к Платову. Впереди шел левша и нес драгоценный футляр со стальной блохой.

Глава десятая

Платов взял футляр, увидел блоху и возмутился: никаких следов работы туляков не было видно. Он решил, что мастера только испортили хитроумный механизм и обвинил их в этом.

Оружейники сильно обиделись и заявили, что никому, кроме императора, не раскроют секрета. Платов разгневался, повелел схватить левшу и повез его в Петербург. Приехав в императорский дворец, он пошел к Николаю I, повелев строго охранять «пленника».

Глава одиннадцатая

Платов боялся императорского гнева, поэтому решил пока что умолчать о «неудаче» с блохой. Николай I выслушал его подробный доклад о положении дел у донских казаков, но в конце спросил о порученном деле.

Платов признался, что ничего не вышло. Император не мог в это поверить и приказал принести ему блоху.

Глава двенадцатая

Английская диковинка выглядела точно так же, как и раньше. По просьбе Николая I его дочь завела механизм, но блоха не двигалась. Увидев это, Платов разозлился, выбежал из дворца и стал драть левшу за волосы. Мастер вытерпел трепку и сказал, что они ничего не поломали. Он заявил, что результат работы можно разглядеть только в самый мощный «мелкоскоп».

Глава тринадцатая

Платов передал ответ левши императору. Николай I принялся смотреть на блоху через «мелкоскоп». Он поворачивал ее в разные стороны, но так ничего и не увидел.

По приказу императора во дворец привели грязного и оборванного левшу. Он заявил, чтобы его величество обратил особое внимание на пятки блохи. Николай I вгляделся и весь просиял. От радости он обнял и поцеловал левшу, пояснив всем окружающим, что тульские мастера подковали английскую блоху.

Глава четырнадцатая

Левша удивил всех еще больше, сказав, что на каждой подкове стоят имена мастеров. Сам же он делал гвоздики, которые вообще невозможно увидеть даже в самый мощный «мелкоскоп».

Император повелел отослать блоху обратно в Англию, чтобы похвастаться российским мастерством. Футляр повез курьер, а вместе с ним в заграничное путешествие отправили и левшу, которого предварительно отмыли и нарядили в придворный костюм.

Глава пятнадцатая

 Курьер с левшой отдали блоху и поселились в гостинице. Англичане хорошенько рассмотрели русскую работу и несказанно удивились. Они приехали к левше и три дня поили его разными винами.

После праздничной гулянки англичане завели с косым мастером серьезный разговор. Они с изумлением узнали, что левша совершенно не знаком с арифметикой и вообще ничему не учился. Он сам признался, что отсутствие образования привело к ошибке в расчетах: подкованная блоха не могла танцевать.

Англичане предложили левше остаться у них, делая ему заманчивые предложения: возможность получить знания, большой доход, женитьба. Мастер категорически от всего отказывался, упорно утверждая, что жить в России намного лучше. В конце концов англичане пообещали отправить его обратно на родину, показав на прощание свои технические достижения.

Глава шестнадцатая

Левша внимательно осмотрел английские заводы и похвалил их обустройство и условия содержания рабочих. Почему-то он уделял большое внимание старым английским ружьям. Узнав, что русские гости никогда их не осматривали должным образом, левша «затосковал» и стал проситься на родину.

Англичане щедро одарили мастера и посадили на корабль, отправлявшийся в Россию. Левша целыми днями сидел на палубе и с тоской глядел на восток.

Помощник шкипера («полшкипер») заметил странного русского пассажира и угостил его выпивкой. Англичанин предложил левше пари: кто кого перепьет в пути.

Глава семнадцатая

 Левша и «полшкипер» допились до галлюцинаций. Капитан приказал запереть их в трюме и снабдить алкоголем и пищей, чтобы пари продолжалось. Корабль благополучно доплыл до России, но победитель так и не был выявлен. Мертвецки пьяного англичанина увезли в посольство, а точно такого же левшу – в полицейский участок.

Глава восемнадцатая

«Полшкипера» в посольстве окружили заботой и вниманием. У левши же в участке отобрали все английские подарки и попытались «сплавить» его в какую-нибудь больницу. Бедный мастер настолько обессилел от пьянства, что ничего не мог сказать. К тому же у него не было никаких документов.

Больного левшу долго возили по Петербургу и, наконец, кинули на полу в Обуховской больнице, где принимали всех беспаспортных бродяг.

«Полшкипер» вскоре встал на ноги и бросился разыскивать своего русского «камрада».

Глава девятнадцатая

Англичанин нашел умирающего на полу левшу, который хотел о чем-то рассказать самому императору. Выполняя его просьбу, «полшкипер» обежал несколько влиятельных лиц. Комендант Петропавловской крепости Скобелев пообещал позаботиться о мастере.

К левше приехал врач, но было уже слишком поздно. Мастер только успел сказать, чтобы в армии не чистили ружья кирпичом. Врач доложил об этом военному министру, но тот прогнал его. Ружья продолжали чистить так же, что приводило к расширению стволов. В результате «болтающиеся» свободно пули стали одной из причин поражения России в Крымской войне.

Глава двадцатая

Случай с левшой произошел давно. Машинный труд вытеснил таких «самородков», но память о них сохранилась в народных преданиях и сказаниях.

⭐⭐⭐⭐⭐ «Левша» за 1 минуту и подробно по главам за 8 минут. 

Много шуму наделала эта повесть. Критики считали, что Николай Семёнович Лесков всего лишь пересказал легенду о стальной блохе и о мастерах оружейного дела. Лесков возразил, что на самом деле не пересказал легенду, а сам сочинил историю.

Жанр этой повести – сказ.

Очень краткий пересказ повести «Левша»

Во время визита на Туманный Альбион Александр I был восхищён работой английских мастеров — блохой, умеющей танцевать. Император приобрёл и увёз её на Родину. После его смерти крохотный сувенир блоху показали новому императору Николаю I.

Он похвалил европейское мастерство, но решил доказать, что русские умельцы талантливей. По его поручению был найден мастер из Тулы, который сумел подковать английскую блошку подковами. Это можно было увидеть лишь с помощью микроскопа.

Мастера, по прозвищу «Левша», отправили в Англию для демонстрации результата стараний. Труд Левши был высоко оценён заграницей, ему даже предложили остаться. Но русский патриот отказался. По дороге домой он поспорил с попутчиком, кто больше выпьет и умер, отравившись алкоголем.

Краткое содержание повести «Левша» по главам

Глава 1

После победы над Наполеоном правитель Российской Империи Александр Павлович стал желанным гостем в разных странах Европы. Императора старались прельстить диковинками, однако легендарный предводитель донских казаков Матвей Платов намекал Александру Павловичу, что в России есть вещи и получше.

В Англии русского императора удивляли разными заводами – мыловаренными, оружейными, и решили поразить оружейной кунсткамерой. Платов решил, что утро вечера мудренее, авось удастся придумать маленькую хитрость.

Глава 2

В оружейной кунсткамере английские специалисты сумели порадовать Александра Павловича диковинами.

Однако Матвей Платов тоже был не промах, и когда оружейники показали удивительную пистолю (так называется пистолет в повести), бравый атаман с помощью отвёртки открыл замок.

Была вынута собачка, а на сгибе был своеобразный автограф от тульского оружейника. Английские специалисты были не на шутку удивлены.

Н. С. Лесков «Левша»: краткое содержание Николай Семёнович Лесков

Александр Павлович был огорчён, что англичане были столь серьёзно оконфужены. Казачий атаман не понимал этой грусти – напротив, надо было про себя улыбаться: «а мы сами с усами!».

Глава 3

И всё-таки английские специалисты сумели удивить и русского императора, и казачьего атамана. Среди прочих диковинок оказалась выкованная из стали блоха, с заводным механизмом, миниатюрным ключом.

И сия нимфозория (ещё одно забавное словечко в сказе) будет танцевать, как только её заведут.  А ключ и заводной механизм можно было увидеть лишь с помощью мелкоскопа (так Лесков назвал микроскоп).

Александр Павлович был безмерно восхищён. Он купил блоху, ключ и футляр для этой диковины. Взяв с собой мелкоскоп, Платов призадумался: как так, с такой диковинкой удалось обойти русских? Нужно найти достойный ответ на столь дерзкий вызов. И казачий атаман призадумался.

Глава 4

Прошло несколько лет. За это время случилось несколько событий, одно из коих – таинственная смерть Александра Павловича (считается, что на самом деле Александр Первый остался жив).

Новый император, Николай Павлович, узнал, что его брат любил разные заграничные диковины, среди коих блоха.

Осмотрел её химик-аптекарь, и сообщил, что это так называемая нимфозория, сделанная из металла, и не в России.

Засуетились при дворе, и решили узнать, кто эту блоху сделал. На помощь прибыл Платов. Он объяснил, что блоху сделали английские умельцы, а чтобы завести её, пригодится мелкоскоп. Казачий атаман прямо высказал своё желание – показать диковинку оружейникам в Туле или Сестербеке (старое название современного Сестрорецка), авось они сумеют превзойти английского оружейника.

Николай Павлович одобрил идею Платова, потому что и сам верил, что русские ничем не хуже иноземцев. И казачий атаман отправился в путь.

Глава 5

Посетил Матвей Платов Тулу. Оружейники поведали о том, что заказ довольно серьёзный. Начался обмен хитроумием, и в итоге казачий атаман взял с оружейников слово, что они выполнят заказ.

А что именно будет сделано, о том умельцы промолчали, оно и понятно – есть вещи, кои надо таить в секрете.

Глава 6

Трое умельцев, один из коих был левшой, покинули Тулу. Задание было непростое: в три недели суметь превзойти иноземных мастеров. Куда именно отправились мастера – в Киев, или в Орёл, неясно. Ясно одно: читатели узнают много интересного о левше.

Глава 7

Читатель узнаёт несколько интересных фактов про жителей Тулы. И не только: оказывается, косой левша (при учении ему нещадно волосы драли) и его два товарища отправились в Мценск, небольшой город Орловской губернии.

Помолились они, а затем начали под большим секретом свою работу. Всё, что удалось узнать – мастера тюкают миниатюрными молотками по наковальне. А что делается – неясно.

Глава 8

Платов быстро прибыл в Тулу. Как раз прошло три недели срока. Да только что-то нет вестей от мастеров. А это ужасно раздражало казачьего атамана. В самом деле – работа очень важная, государь император ждёт результатов!

Глава 9

Двое послов добежали до домика, где левша и его двое товарищей как раз заканчивали работу. Вскоре дело было сделано, и мастера бодро поспешили к Платову.

Глава 10

Работа сделана. Да вот беда – вспыльчивый Матвей Платов не увидел того, что сделали мастера. Попытался взять блоху пальцами – да напрасно, пальцы оказались куцапые, то есть ужасно неловкие. Рассвирепел казачий атаман, обругал мастеров, а затем поехал в Петербург вместе с левшой.

Глава 11

Платов неспроста жутко нервничал: Николай Павлович наверняка спросит, что там с блохой. Так и случилось, и казачий атаман занервничал, и начал нести околесицу. Всё-таки удалось рассказать о том, как всё было, и государь император решил узнать, что именно тульские умельцы придумали.

Глава 12

Император удивился – вроде та самая блоха, ничего не изменилось. Когда же его дочь завела блоху, никакого блошиного танца не случилось. Платов разгневался, потому что испугался, что теперь будут у него неприятности. Атаман задал левше головомойку. Мастер посоветовал посмотреть на блоху в очень сильный мелкоскоп.

Глава 13

Узнав о словах левши, император был доволен, и решил поговорить с умельцем. Тульский мастер пришёл к государю, и затем дал полезный совет: положить блоху под увеличительное стекло мелкоскопа так, чтобы увидеть ножку блохи.

Николай Павлович так и сделал, и был очень доволен: русские мастера превзошли иноземцев, подковали блоху.

Глава 14

Итак, задание успешно выполнено. И государя ждали новые сюрпризы: оказалось, на подковах есть имена двух мастеров, а сам левша занимался ковкой миниатюрных гвоздей для подков.

Платов попросил прощения у левши, а затем дал ему полезный совет: пить за границей кислярское вино, и умеренно. Почему за границей? Да потому что Николай Павлович решил отослать блоху англичанам обратно. Пусть они знают, что русские сами с усами. И левшу ждала дальняя поездка.

Глава 15

И вот левша прибывает в Англию. Удивлены джентльмены без меры: такой мастер, способный подковать блоху – это же что-то с чем-то! Во время долгих разговоров левша вежливо отказывался осесть на Туманном Альбионе. Договорились, что он побывает на заводах, а затем прибудет в Петербург на корабле.

Глава 16

Довелось левше побывать и на оружейных заводах, и заметил он кое-что необычное в старых ружьях. Интересовался тульский мастер, проверяли генералы дула ружей или нет.

Пришло время, и левша решил отправляться обратно в Россию. Англичане предупредили мастера, что плавание по морю может быть опасным – есть риск попасть в шторм и утонуть.

Во время долгого плавания познакомился тульский умелец с неким полшкипером. И додумались они до диковинного пари «кто кого перепьёт».

Глава 17

Н. С. Лесков «Левша»: краткое содержание

Пари закончилось вничью. Полшкипера и левшу заперли в разные каюты, а по прибытии в Петербург развезли их в разные места, и их судьбы сложились по-разному.

Глава 18

Полшкипера привезли в посольство. Моряк получил медицинскую помощь и отсыпался, потихоньку трезвея. А вот левше не везло – он страдал от похмелья, а медицинской помощи не было, ибо без документов в больницы не принимали.

Глава 19

Протрезвевший полшкипер нашёл левшу в простонародной больнице и был ужасно недоволен: что за безобразие творится в больницах?! Довелось моряку побегать, пока не удалось найти врача.

Врач прибыл в больницу, и умирающий левша поведал о том, что европейцы не чистят ружья кирпичом, а также попросил донести эти слова до императора.

Однако из-за невежества генералов император так и не узнал об этом важном секрете. По мнению Лескова, если бы Николай Павлович всё-таки узнал о столь важном нюансе, Крымская война сложилась бы по-другому (но это не факт: европейцы тоже думали о том, что Крымская война была бы выиграна, если бы то-то и то-то не случилось; такая вот частица «бы»).

Глава 20

Это уже высказывание самого писателя. По мнению Лескова, машины оказались палкой о двух концах: практическая выгода есть, а где же полёт фантазии? С этим негусто.

Главные герои и их характеристика:

  •  Александр Павлович  – русский император, правил в 1801 – 1825 годах. Возможно, разыграл свою смерть и обманул врагов.
  •  Николай Павлович  – брат Александра Первого, император России в 1825 – 1855 годах.
  •  Левша  – оружейник из Тулы. Вместе с двумя товарищами подковал стальную блоху. Побывал в Англии. На обратном пути в Россию напился с полшкипером. Умер в больнице для простого народа, успев поведать важный секрет, связанный с чисткой стволов европейских ружей.
  •  Матвей Иванович Платов  – герой Отечественной войны 1812 года, легендарный предводитель донских казаков. Умер в 1818 году, а потому большинство событий повести с его участием вымышлены.
  • Также упоминаются  граф Чернышёв  (военный министр России), доктор медицины Сольский (в повести назван Мартын-Сольским), государственный канцлер Нессельроде (в повести назван Кисельвроде), и моряк с английского корабля (подшкипер, в повести назван полшкипером).

Краткое содержание «Левша»: пересказ по главам рассказа Лескова

В данной статье представлено краткое содержание повести «Левша» Николая Лескова. Это яркий образец русского сказа – жанра, которому положил начало еще Н.В.Гоголь.

Впервые произведение было опубликовано в 1881 году под названием «Сказ о косом тульском Левше и стальной блохе (цеховая легенда)». При этом Лесков дал «Левше» краткое предисловие, в котором указал, что записал рассказ некоего тульчанина, переселившегося в Сестрорецк еще в царствование Александра I.

Критики заявили, что Лесков на самом деле не является автором.

Писатель вынужден был оправдываться, что народное предание гласит только: «Англичане сделали заводную блоху, а тульские мастера ее подковали», а всю фабулу повести придумал он сам.

Так или иначе, а основная идея произведения – неумение в России ценить своих мастеров – наделала много шума. Предлагаем вам прочитать краткое содержание повести.

Основные персонажи

  • Левша – главный герой. Автор в рассказе преднамеренно не называет его имени, показывая, что множество народных гениев остаются неизвестными, безликими.
  • Александр Первый – русский царь, восторгавшийся всем европейским. Привез из Англии механическую блоху.
  • Николай Первый – самодержец, сменивший на троне старшего брата. Критически настроен к Западу, приказал усовершенствовать механическую блоху.
  • Платов – казацкий атаман, приближенный Александра I.
  • Мартын Сокольский – доктор.
  • Чернышев – глава Министерства Иностранных Дел России
  • Тульские и английские мастера.

Очень краткий пересказ

Александр I привозит из Великобритании заводную блоху, которая умеет танцевать. Его преемник на троне отдает вещицу тульским мастерам, которые должны были доказать, что могут дать фору английским ремесленникам.

Левша с товарищами надевают на лапки крохотного насекомого микроскопические подковки. Поскольку их видно только в микроскоп, умельца отправляют в Англию. Мастера очень хвалили и звали переселиться в Туманый Альбион.

Но тот отказался и отправился домой. По дороге он пил водку со шкипером и оба отравились некачественным алкоголем. Всеми забытый, Левша умирает в лазарете для бедных, желая лишь рассказать властям России военный секрет, который оказывается никому не нужным. Но краткий пересказ повести недостаточным для ее понимания. Ознакомьтесь с более детальным содержанием.

Краткое содержание по главам

Главы 1-2 Книга начинается с того, как Александр I путешествует по Европе после Наполеоновских войн, восхищаясь диковинками западной науки. Но атаман Платов, сопровождающий императора, уверяет, что в России не менее искусные умельцы.

Под конец путешествия государь прибывает в Англию. Здесь он восторгается уровнем технического прогресса, сетуя, что русским до британцев далеко. Но Платов гнет свою линию. Когда Александру I преподносят «пистолю» тончайшей работы, атаман раскручивает механизм и демонстрирует всем надпись: «сделано Иваном Москвином во граде Туле».

Глава 3 Англичане не собирались сдаваться. На следующий день российского императора повели в кунсткамеру, где были собраны «нимфозории и минеральные самоцветы со всего мира». Там царю продемонстрировали миниатюрную заводную блоху. Когда ее закручивали малюсеньким ключиком, она прыгала и танцевала. Александр I был так очарован этим механизмом, что приобрел его за миллион.

Главы 4-5 Насекомое хранилось в футляре-табакерке, пока монарх не умер, а потом отошло в наследство вдове Елизавете Алексеевне, а после – брату Александра, Николаю Первому. Тот долго не мог понять, что за соринку усопший хранил так бережно.

Ко двору позвали на то время уже старого Платова, поскольку тот был приближенным предыдущего царя. Атаман принес «мелкоскоп», чтобы новый император смог увидеть, как блоха «танцует дансе». Но Николай I низкопоклонством перед Западом не отличался и приказал передать механизм отечественным мастерам.

Они должны были усовершенствовать его и утереть нос англичанам.

Выполняя приказ государя, атаман поехал к оружейникам в знаменитый город Тулу. Те приняли вызов, однако не сказали Платову, как собираются переделать железное насекомое, лишь попросив срок две недели. Платов согласился и уехал к себе на Дон.

Главы 6-9 Заказ императора взялись выполнить 3 умельца, в том числе Левша. И вдруг мастера загадочным образом исчезли из Тулы вместе с чудесным насекомым. Простой люд, обнаружив это, решил, что мастера побоялись взяться за дело, поэтому попросту сбежали.

Но на самом деле умельцы пошли в Мценск помолиться перед чудотворной иконой. Вернувшись, они укрылись в избе главного героя, ни с кем не общаясь, не открывая даже окон, а лишь работая денно и нощно.

Когда оговоренный срок вышел, Платов вновь прибыл в Тулу. Посыльные от него явились к оружейникам. Но те еще не закончили работу, а потому на стук не отвечали. Двери были заперты на крепкую кувалду, штурм посыльных ничего не дал. Тогда курьеры разобрали крышу. Но в этот миг мастера закончили работу и вручили им табакерку с блохой.

Н. С. Лесков «Левша»: краткое содержаниеТульские умельцы работают над блохой

Главы 10-12 Платов счел, что ничего не сделано, и стал грубо спрашивать тульцев о результате двухнедельной работы. Те обиделись, заявив, что только императору продемонстрируют свою поделку.

Платов велел связать Левшу, бросил его в сани и увез в Петербург. Он опасался, что тульцы испортили механизм, а потому прихватил с собой одного из виновников, чтобы самому не впасть в немилость перед императором.

Николай I захотел увидеть работу русских мастеров. Платов нехотя ответил, что те просто подержали механизм у себя и вернули. Удрученный царь приказал завести блоху. Но она больше не танцевала.

Разъяренный Платов выбежал из покоев и стал бить Левшу, ругая его бранными словами. Но мастер упрямо твердил, что работу артель выполнила, но ее можно рассмотреть только в «мелкоскоп».

Глава 13 Левшу привели к царю, чтобы он объяснил, на что следует смотреть в микроскоп. Оказалось – на лапки.

Тульские мастера набили насекомому подковки, потому оно, отяжелев, уже не могло скакать и прыгать. Левша объяснил, что умельцы даже выбили на подковках свои имена. Но это видно только в более мощный «мелкоскоп».

А поскольку Левша делал гвоздики для подковок, он свое имя не выгравировал, поскольку не было места.

Н. С. Лесков «Левша»: краткое содержаниеЛевша показывает императору блоху в «мелкоскоп»

Главы 14-15 Царь обрадовался, что его подданные обошли иноземных умельцев, и повелел Левше отправляться в Англию – продемонстрировать результат своей работы тамошним мастерам. Обмыли Левшу в «Туляновских банях», подстригли и приодели. Приставили к нему курьера, да и отправили на Туманный Альбион.

Узнали англичане, что Левша с блохой сделал, и принялись его обхаживать, поить-кормить да спрашивать, где он такой премудрости научился. Но выяснилось, что тульчанин

«арифметики совсем не знает, а в России учился у дьячка по Псалтыре и по Полусоннику».

И в «мелкоскоп» умельцы не заглядывали, а так – наметанный глаз имеют. Удивленные англичане уговаривали Левшу остаться у них, сулили большие заработки, обещали денег родителям в Тулу высылать. Но русский мастер отказался.

Глава 16 Тогда англичане решили удержать Левшу, поразив его воображение небывалым уровнем технического прогресса. Его приглашали на разные фабрикам да заводы.

Левша заметил только, что

«рабочих тут держат в сытости и довольстве».

Но в остальном иностранный гость держался мнения, что в России могут не хуже. Особенно интересовался Левша, как в Англии начищают старые ружья. На предложение жениться и осесть в Британии тульчанин ответил отказом, неодобрительно отозвавшись о внешности и нарядах англичанок.

Главы 17-20 Снабдили Левшу деньгами, подарили ему золотые часы, и отбыл мастер по «Твердиземному» морю на родину. На судне мастер поспорил с полшкипером, кто кого перепьет. В результате обоим стали мерещиться черти, и капитан велел запереть пьяниц в трюме. По прибытии судна в Петербург полшкипер и Левша тяжело заболели.

В английском посольстве моряка быстро поставили на ноги. А вот Левшу увезли в бедный квартал, где у него тут же отобрали одежду и часы. Поскольку «тугаментов» при больном не оказалось, ни один госпиталь не хотел его принимать. И Левшу отправили в лазарет для бедных.

Выздоровевший полшкипер нашел своего умирающего друга и сделал все, чтобы его навестил врач, Мартын Сокольский. Но оказалось поздно. Последние слова Левши были

«Передайте государю, что англичане ружья кирпичом не чистят».

Мартын Сокольский доложил об этом Чернышеву, да тот только отмахнулся, поскольку

«На то в России есть генералы».

Только в этой последней главе автор отходит от жанра «сказа», позволяя себе пофилософствовать. Земля Русская породила немало талантов, но «век машин» сделал их не нужными.

В чем авторская идея

Тонким намеком Лесков подбрасывает читателю мысль: а что было бы, вздумай Левша поддаться уговорам и остаться в Англии? Он бы как сыр в масле катался, окруженный почетом, а его имя вошло бы в историю.

Но в России он умер нищим, и даже имени его не сохранила народная память, а только прозвище. Талант из простонародья не смог ни пробиться, ни получить образования, он совершенно бесправен.

Его никто не оценил, и даже патриотизм этого мастера оказался никому не нужен.

Прочитав краткое содержание повести «Левша» по главам, найдите время, чтобы ознакомиться с произведением в полном объеме. Ведь, кроме сюжета, оно интересно своим живым и ярким языком, включающим местные диалекты и неожиданные коверкания иностранных слов, что делает повествование ярким и самобытным. Такая манера письма встречается и в других книгах автора.

???? «Левша» за 4 минуты. Краткое содержание повести Лескова

После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «свое ничуть не хуже».

В самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий», государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. Вскоре у Александра «от военных дел делается меланхолия», и он возвращается на родину, где умирает.

Взошедший на престол Николай Павлович блоху ценит, но, так как не любит уступать иностранцам, отправляет Платова вместе с блохой к тульским мастерам. Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков.

Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у косого Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову «секрет», и ему приходится везти Левшу в Петербург.

Продолжение после рекламы:

Николай Павлович и его дочь Александра Тимофеевна обнаруживают, что «брюшная машинка» в блохе не действует. Разгневанный Платов казнит и треплет Левшу, а тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный «мелкоскоп».

Но попытка оказывается неудачной, и Левша велит «всего одну ножку в подробности под микроскоп подвести». Сделав это, государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастерово имя» выставлено.

А сам он выковывал гвоздики, которые никак разглядеть невозможно.

Платов просит у Левши прощения. Левшу обмывают в «Туляновских банях», остригают и «обформи­ровывают», будто на нем есть какой-нибудь «жалованный чин», и отправляют отвезти блоху в подарок англичанам.

В дороге Левша ничего не ест, «поддерживая» себя одним вином, и поет на всю Европу русские песни. На расспросы англичан он признается: «Мы в науках не зашлись, и потому блоха больше не танцует, только своему отечеству верно преданные».

Остаться в Англии Левша отказывается, ссылаясь на родителей и русскую веру, которая «самая правильная». Ничем его англичане не могут прельстить, далее предложением жениться, которое Левша отклоняет и неодобрительно отзывается об одежде и худобе англичанок.

На английских заводах Левша замечает, что работники в сытости, но больше всего его занимает, в каком виде содержатся старые ружья.

Брифли существует благодаря рекламе:

Вскоре Левша начинает тосковать и, несмотря на приближающуюся бурю, садится на корабль и не отрываясь смотрит в сторону России. Корабль выходит в «Твердиземное море», и Левша заключает пари со шкипером, кто кого перепьет. Пьют они до «рижского Динаминде», и, когда капитан запирает спорщиков, уже видят в море чертей.

В Петербурге англичанина отправляют в посольский дом, а Левшу — в квартал, где у него требуют документ, отбирают подарки, а после отвозят в открытых санях в больницу, где «неведомого сословия всех умирать принимают». На другой день «аглицкий» полшкипер «куттаперчевую» пилюлю проглатывает и после недолгих поисков находит своего русского «камрада».

Левша хочет сказать два слова государю, и англичанин отправляется к «графу Клейнмихелю», но полшпикеру не нравятся его слова о Левше: «хоть шуба овечкина, так душа человечкина». Англичанина направляют к казаку Платову, который «простые чувства имеет». Но Платов закончил службу, получил «полную пуплекцию» и отсылает его к «коменданту Скобелеву».

Тот посылает к Левше доктора из духовного звания Мартын-Сольского, но Левша уже «кончается», просит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, а то они стрелять не годятся, и «с этой верностью» перекре­щивается и умирает.

Доктор докладывает о последних словах Левши графу Чернышеву, но тот не слушает Мартын-Сольского, потому что «в России на это генералы есть», и ружья продолжают чистить кирпичом. А если бы император услыхал слова Левши, то иначе закончилась бы Крымская война

Теперь это уже «дела минувших дней», но предание нельзя забывать, несмотря на «эпический характер» героя и «баснословный склад» легенды. Имя Левши, как и многих других гениев, утрачено, но народный миф о нем точно передал дух эпохи. И хотя машины не потворствуют «аристокра­тической удали, сами работники вспоминают о старине и своем эпосе с «человеческой душой», с гордостью и любовью.

Левша – краткое содержание

По окончании венского совета Александр I совершает поездку по Европе. Подданные всех стран стремятся удивить российского императора, но донской казак Платов, сопровождавший его, всячески сопротивляется тому, чтобы царь ставил чужеземные диковинки выше русских.

Глава вторая

Англичане показывают Александру и Платову кунсткамеру, Платову ничего не нравится: ни «бурометры», ни «смолевые непромокабли»: «Мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали». Англичане демонстрируют «калабрийское» ружье, Платов доказывает, что, на самом деле, это изделие тульского мастера. Александр досадует на Платова за то, что тот конфузит гостеприимных иноземцев.

Глава третья

Александр с Платовым посещают сахарный завод, а затем едут в особую кунсткамеру, где хранятся «минеральные камни и нимфозории, начиная с самой огромнейшей египетской керамиды до закожной блохи, которую глазами видеть невозможно, а угрызение ее между кожей и телом».

Там же англичане подносят императору дар: заводную блоху из стали («соринку»), которая может танцевать: «у нее в пузичке заводная дырка, а ключ семь поворотов имеет, и тогда она пойдет дансе». Восхищенный Александр дарит англичанам миллион.

Блоха хранится в огромном бриллианте: он заменяет ей футляр.

Глава четвертая

Спустя много времени «аглицкая блоха» попадает в руки к новому императору, Николаю I. Не понимая, что перед ним, он разыскивает Платова – свидетеля давней поездки Александра. Платов рассказывает о «нимфозории», и предлагает отнести ее российским мастерам в Сестрорецк или в Тулу, чтобы они смогли превзойти иностранное изобретение. Патриотично настроенный Николай радостно соглашается.

Глава пятая

Платов едет в Тулу, отдает блоху оружейникам. Они просят оставить ее на пару недель, тот противится, но затем сдается: он беспокоится о сохранности бриллиантового футляра.

Глава шестая

Трое самых искусных оружейников и один косой левша отправляются в дорогу по направлению к Киеву. Злые языки стали утверждать, будто они струсили.

Глава седьмая

Выясняется, что туляки ходили молится Мценской иконе Св. Николая, чтобы покровитель торгового и военного дела благословил их на работу. По возвращении они приступают к делу: «молоточками потюкивают. Куют что-то такое, а что куют – ничего неизвестно».

Глава восьмая

Платов приезжает в Тулу и посылает гонцов к оружейникам.

Глава девятая

Оружейники и левша заканчивают работу, когда являются посыльные. Отправив их вперед, туляки идут следом.

Глава десятая

Платов взбешен: оружейники вернули ему блоху в том же виде, в котором получили. Казак убежден, что его нагло обманули.

Он хватает левшу в свою коляску и вместе с «аглицкой блохой» они отправляются в Петербург, ко двору императора.

Мастера удивляются, стоит ли без «тугамента» (документа) в столицу ехать, ведь левшу забирают, как есть. Платов грозится им и уезжает. На следующий день коляска приезжает в Петербург.

Глава одиннадцатая

Платов надеялся, что Николай забудет об их договоренности, однако император «ужасно какой замечательный и памятный», и все же спрашивает о нимфозории и работе тульских мастеров. Платов рассказал все в подробностях, но Николай не верит в обман оружейников.

Глава двенадцатая

Дочь императора крохотным ключиком заводит блоху. Блоха шевелится, но танцевать – не танцует, хотя прежде могла. Платов в гневе, треплет левшу за волосы, тот недоумевает, за что ему достается. Левша предлагает господ взглянуть «в самый сильный мелкоскоп»: тогда работа обнаружится.

Глава тринадцатая

Николай смотрит в микроскоп, поворачивает блоху с боку на бок, но ничего не видит.

Приводят левшу – в изодранном костюме, с разорванным шиворотом – к императору, и он указывает на ножки блохи: «надо всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает». Император счастлив, обнимает и целует левшу: тульские мастера подковали аглицкую блоху!

Глава четырнадцатая

Левша рассказывает, что на каждой подкове указано имя мастера, которой над ней работал. Своего же имени он не оставил: ведь он трудился над гвоздиками для подков.

Также мастер признается, что «мелкоскопов» туляки не имеют и привыкли работать на глаз. Платов извиняется перед левшой.

Блоху с левшой и курьером отправляют в Англию: продемонстрировать, что с их блохой сделали русские мастера.

Глава пятнадцатая

Англичане дают новость («клеветон» — фельетон) во все газеты («публицейские ведомости») о невероятном происшествии. Знакомятся с левшой, радушно его угощают и всячески славят. Пьют вино. Иноземцы любопытствуют его привычкам: не сразу догадываются, отчего он крестится левой рукой.

Левша рассказывает, что арифметике туляки не обучены, а учились они по Псалтири и Полусоннику. «Мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные». Англичане предлагают левше остаться и получить образование, он отказывается: дома – родители.

Они согласны отсылать деньги родителям левши, но он вновь отказывает: ему одиноко будет в Англии, ведь он холостой, а на англичанке жениться не может, так как он – православный и, кроме того, английским не владеет. «Русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы».

А вера правильнее, потому что на Руси книги толще, а, стало быть, и вера – полнее. Единственное, на что левша соглашается – это посетить заводы.

Глава шестнадцатая

Левша обращает внимание на довольство и комфорт работников заводов: у них удобная обувь, все сыты и хорошо одеты, работают с таблицей умножения и видно, что образованны. Это его радует, но кое-что и тревожит: английские старые ружья гораздо в лучшем состоянии, чем русские.

Левша с курьером садятся на корабль и по «Твердиземному» морю отправляются на родину. Мастер не желает покидать палубы даже в бурю: ждет, когда Россия покажется на горизонте. Лишь один «полшкипер» нашел способ спустить левшу с палубы: предложил туляку пари, кто кого перепьет.

Глава семнадцатая

Левша и полшкипер пьют наравне, ни один другому не уступает. Обоим в море мерещится черт. Матросы по велению капитана спускают их в каюты, но чтобы не нарушать пари им выдают рому: каждый продолжает пить. Мертвецки пьяные прибывают они в Петербург. Англичанина везут в посольство («посланнический дом») на Английской набережной, а левшу – в квартал.

Глава восемнадцатая

К англичанину приходят «лекарь и аптекарь» и приводят его в чувство. Левшу бросают на пол в квартале и требуют документы, но он настолько пьян, что ответить не в состоянии. Его обыскивают, грабят и отправляют в бесплатную больницу.

Однако долго не могут найти извозчика, в больницах без документов не берут, а левша долго лежал на холодном полу. Он заболевает. Остается Обухвинская больница, «где неведомого сословия всех умирать принимают».

Англичанин приходит в себя и бросается искать левшу.

Глава девятнадцатая

Он находит русского товарища в коридоре больницы. Тот рвется сказать «два слова» императору. Англичанин бежит к графу Клейнмихелю и ругается, что с левшой так обошлись: «хоть и шуба овечкина, так душа человечкина».

Его отправляют к Платову, но тот уже в отставке и не при делах, англичанин идет к Скобелеву, от него к доктору Мартын-Сольскому, но левша уже умирает.

Перед смертью он просит передать императору Николаю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть, чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся». Однако эти слова до Николая так и не доходят.

Глава двадцатая

«Таких мастеров уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований, и гений не рвется в борьбе против прилежания и аккуратности». Имя левши исчезло из истории, но слава о русских умельцах продолжает жить даже в эпоху «механической науки».

Левша

Настройки

Рассказ Н. Лескова «Левша» посвящен скромному оружейнику. Он превзошел своим умением образованных мастеров из Англии, заставил удивиться тонкости его работы – гвозди для подковы на мельчайшей стальной блохе. Рассказчик передает историю о косом умельце, который умирает вдали от дома. Краткое содержание «Левша» по главам поможет понять переживания автора и оценить глубину его размышлений.

Глава 1

Русский император Александр решил прокатиться по Европейским странам, посмотреть чудеса техники и оружия. Вместе с ним путешествовал донской казак Платов. Император удивлялся заморским мастерам, а Платов ничем не восхищался.

Он был уверен, что дома есть диковинки и не хуже заморских. Пригласили англичане государя в оружейную кунсткамеру. Они хотели показать, что русские ничего не умеют и никуда не годятся.

Расстроенный Платов выпил водки и лег спать, решив, что утро вечера мудренее.

Глава 2

В кунсткамере русскому императору стали показывать технические и оружейные достижения, бюсты и комнаты. Все нравилось государю, он восторгался и хвалил иностранных мастеров. Платов на это отвечал тем, что его молодцы без всяких достижений техники брали языков и воевали лучше англичан.

Царя подвели к статуе Аболона и показали два орудия: Мортимерово ружье, пистоль. Государь разохался, Платов достал из кармана отвертку и раскрутил пистоль. Внутри он показал царю надпись. Это было имя русского оружейника Ивана Москвина из Тулы. Англичане были обескуражены. Царь расстроился.

Вернувшись на ночлег казак, никак не мог понять, чем расстроил государя.

Глава 3

Не зная, чем еще поразить русского императора, англичане повезли его на сахарный завод. Но и здесь Платов внес свою ложку дегтя. Он пригласил их на родину отведать молво. Что это такое они не знали. Повезли царя в последнюю кунсткамеру. Подали пустой поднос. Удивился Александр. Попросили англичане присмотреться к подносу и указали на мельчайшую соринку. Увидел ее император.

Это, оказывается, была заводная блоха, сделанная из прочной стали. Внутри была установлена пружина, которая заставляла блоху танцевать. Ключик от блохи можно было рассмотреть только под микроскопом. Пораженный царь купил блоху за миллион, уложил в драгоценный футляр. Мастеров английских назвал первыми.

Поехали в Россию, но по дороге почти не разговаривали, каждый остался при своем мнении.

Глава 4

Блоха начала кочевать: от Александра к попу Федоту, государыне императрице Елизавете, императору Николаю. Чтобы разгадать тайну такого особого отношения к мелкой вещице, нашли Платова.

Он и рассказал, что особенного в блохе. Донской казак добавил к истории о заморской штучке, что нечему в ней удивляться. Русские мастеровые могут сделать лучше.

Николай Павлович дал поручение передать поделку тульским мастерам, зная что они докажут слова казака.

Глава 5

Атаман выполнил приказ. Он отвез блоху оружейникам. Те попросили оставить поделку на несколько дней. Решил казак выяснить, что хотят мастера сделать, но они ему ничего не сказали. Атаман уехал выполнять волю царя. Заморскую игрушку оставил в Туле на 2 недели.

Глава 6

Трое мастеровых, ничего не объяснив ни домашним, ни друзьям, ушли из города. Одни решили, что они испугались, решили сбежать, но это было не так. У одного из тульчан была интересная внешность:

  • с родимым пятном на лице;
  • волосы на висках были выдраны.
  • Удивительную табакерку они забрали с собой.

    Глава 7

    Оружейники из Тулы были очень религиозными людьми. Они отправились в город Мценск. Там стояла древняя икона, высеченная из камня, Николая Чудотворца. Мастера обратились с мольбой к иконе, попросили у нее помощи. Вернувшись в Тулу, закрылись в доме косого Левши. Жители округи пытались разведать, чем занимаются оружейные искусники, но те не выходили на воздух, ни днем, ни ночью.

    Глава 8

    Атаман Платов очень спешил. Он не давал ямщикам отдыха. Они проскочили мимо на сто скачков. Сам атаман не пошел к мастеровым. Он отправил к ним свистовых (курьеров). Дверь не открывали. Простой люд стал посылать грозный казак. Результат тот же.

    Глава 9

    От страха простой люд разбежался. Свистовые стали вышибать двери, но они были закрыты на дубовый засов, так просто не поддались. Стали курьеры снимать бревна с крыши и сняли всю.

    У мастеров в доме был такой спертый воздух, что чуть всех с ног не свалил. Оружейники объяснили, что им осталось последний гвоздь вколотить. Свистовые побежали докладывать, что мастера дело завершили.

    Бежали с оглядкой, проверяли, не сбегают ли оружейники. В руках один из мастеров держал все ту же табакерку.

    Глава 10

    Платов взял табакерку, открыл ее. Ничего не изменилось: все тот же орех и та же блоха. Ключик Платов своими крепкими руками взять не смог. Секрет работы они выдавать не стали, и еще больше разозлили атамана.

    Он решил одного из мастеров забрать с собой. Оружейники попытались спросить, как же товарищ поедет без документов, но Платов ответил им кулаком. Приехав в столицу, нацепил награды и отправился на прием.

    Связанный оружейник остался у подъезда.

    Глава 11

    Сделал казачий атаман как положено доклад царю. А тот спрашивает его об английской игрушке. Пришлось атаману рассказать, что блоху вернули прежней. Но Николай не поверил. Он надеялся, что сделано у мастеров что-то сверх их понятия, решил проверить.

    Глава 12

    Стальную игрушку завели микроскопическим ключиком. Она не стала танцевать, как делала это прежде. Казачий атаман Платов разозлился. Он решил, что сложную технику просто повредили. Пошел к связанному косому, начал его таскать за волосы, бить, ругать за обман. Левша настаивал на своем: они все сделали, но работу можно увидеть через сильный микроскоп (мелкоскоп).

    Глава 13

    Государь приказал принести ему мелкоскоп. Стал царь крутить стальную игрушку, рассматривая и выискивая изменения, но ничего не заметил. Велел привести к нему Левшу. Спросил, почему не видно их работы.

    Тот пояснил, что нужно рассматривать каждую пяточку стального насекомого. Удивился царь, это было очень мелко, но мастер настаивал. Посмотрел император Руси в микроскоп и засиял. Взял неумытого избитого парня, расцеловал.

    А всем, кто был в зале, сказал, что заморскую блоху русские подковали.

    Глава 14

    Левша добавил, что на подковках выгравированы имена мастеровых. На вопрос, где его имя, парень объяснил, что он делал гвозди, которыми подковы прибиты, а они мелкие, там имя не поставить. Царь поинтересовался, где оружейники взяли такой мелкоскоп.

    Левша объяснил, что нет у них никакого оборудования, глаз прицелен так, что видит мелкие детали без микроскопа. Атаман извинился перед мастеровым, дал 100 рублей. Николай решил отправить блоху назад в Англию. Курьер был выбран из ученых, знавших языки.

    Левша должен был находиться вместе с ним, чтобы показать работу и мастерство русских. Тульского оружейника переодели, отправили за границу.

    Глава 15

    Курьер отнес подкованное насекомое англичанам, Левшу с собой не взял. Захотелось иностранцам посмотреть, кто такой искусный мастер. Они пришли в гостиницу, стали поить, кормить, расспрашивать. Цель была одна – понять, как он всему научился.

    Но мастер был безграмотным, об арифметике не слышал. Наука в России для Левши шла по двум учебникам: «Псалтырь» и «Полусонник». Что это за книги, англичане не знали. Предложили английские мастера Левше остаться, пообещали родителям денег посылать.

    Никакие уговоры на русского гостя не действовали.

    Глава 16

    Левшу возят по заводам, пытаясь уговорить остаться. Многому не удивлялся тульский паренек, говорил, что они тоже так могут. Старое оружие хвалил. Тульский житель просился домой. Посадили его на корабль, идущий в Россию, дали денег, золотые часы. На корабле оружейник поразил полшкипера тем, что выдерживал непогоды. Заключили они пари, пить одинаково.

    Глава 17

    Пили два новых друга так, что померещились им черт из пучины (русскому) и морской водоглаз (англичанину). Чуть не выкинул полшкипер русского мастерового за борт. Капитан приказал поместить их вниз, дать еды и питья, но не выпускать. Так они добрались до Петербурга. Но здесь пути пошли в разные стороны:

    • Левша – в бедняцкий квартал;
  • полшкипер – в посольский дом.
  • Глава 18

    Англичанина стали лечить настоящие врачи, быстро поставили на ноги. Все посольство старалось помочь выздороветь. Левшу увезли в квартал, бросили на пол, стали требовать документы.

    Сняли с него его новые одежды, отобрали часы и деньги. Больного решили отправить в бесплатную больницу. Везли на санях, не закрыв ничем, холодного и раздетого. Нигде Левшу без документов не принимали.

    Оказался он в народной больнице для всех сословий. Там, куда приезжают умирать.

    Полшкипер выздоровел и побежал искать русского друга.

    Глава 19

    Удивительно, но англичанин нашел русского друга, лежащего на полу. Левша хотел передать два слова (секрет заморской страны) государю. Поразился англичанин. Сказал о его человеческой душе, его и выгнали. Посоветовали к Платову обратиться, может он поможет оружейнику.

    Платов послал полшкипера к коменданту Скобелеву, тот направил к мастеру врача. Доктор ничего уже не смог сделать, Левша умирал. Он попросил передать царю, что в Англии оружие не чистят кирпичом. Доктор поехал к графу Чернышеву, но тот даже слушать не стал, не поняв в словах никого смысла. Велел доктору молчать.

    Совет мастера умер вместе с ним, а мог бы изменить ход сражений.

    Глава 20

    Здесь стиль текста меняется, потому что эта глава – размышления самого автора. Он жалеет, что не стало таких мастеров, появились машины, а народная фантазия иссякла. Автор рад тому, что помнят о старине.

    Сказ о Левше – история судеб многих талантливых людей. Краткое содержание помогает увидеть сюжетную линию произведения, но проникнуться особенностями языка Николая Лескова, можно только во время чтения полного текста рассказа.

    На этом и заканчивается краткий пересказ рассказа «Левша», включающей в себя только самые важные события из полной версии произведения!

    Другие материалы по рассказу «Левша»:

    • Краткое содержание
    • Образ и характеристика Левши
    • Образ русского народа в сказе “Левша”

  • Характеристика персонажей сказки ашик кериб
  • Характеристика пети зубова из сказки о потерянном времени 3 класс
  • Характеристика петра гринева из рассказа капитанская дочка
  • Характеристика персонажей сказки о рыбаке и рыбке
  • Характеристика персонажей сказки морозко