19 ноября
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. Характеристика героев сказки
Сегодня познакомимся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
По этому произведению снят мультфильм. Предлагаю вам посмотреть.
А теперь поработаем с текстом. Произведение длинное. Поэтому разделите его на 3 части (как раз на 3 дня).
1 часть — с. 90-94 (до слов внизу «Воротился старик ко старухе…»)
2 часть — с. 94 -97 (до слов «Старик к старухе воротился …»)
3 часть — с.97 — 100.
В сказке встречаются устаревшие слова, т.е. слова, которые мы уже не употребляем.
В конце в словарике найдите и прочитайте значение выделенных слов.
Значение слов, которых нет в словаре:
Корыто — предмет хозяйственного обихода, открытая продолговатая ёмкость для стирки белья, корма скота и т. п.
Землянка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.
Душегрейка — женская тёплая кофта без рукавов.
Кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.
Царские палаты — это палаты, в которых жил царь. Палатами раньше назывались богатые жилые дома, которые «избой» не назовешь.
Д/З Вам нужно будет за три дня (до понедельника) прочитать это произведение.
В понедельник в классе будем работать по тексту выборочным чтением.
17 ноября
Тема: А. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». А. Пушкина «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»
Сегодня начинаем новый раздел «Русские писатели» и познакомимся с их произведениями.
А.С. Пушкин.
Посмотрите краткую биографию поэта.
Познакомьтесь с отрывками его произведений в учебнике на с. 85. Узнали из каких сказок?
А.С. Пушкин писал не только стихи. В списке его творчества есть поэмы и романы.
Поэма — это это литературный жанр, повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему. (повествование, т.е. рассказ, но в стихотворной форме).
Роман — это литературный жанр, большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.
В ваших учебниках даны отрывки из таких произведений. Н с. 86-87 познакомьтесь с отрывком, который является вступлением к поэме «Руслан и Людмила». Выполните задание №3 на с. 87 (устно).
И ещё два отрывка, но уже из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». На с. 89 прочитайте отрывок. Устно ответьте на вопрос № 1.
А вот отрывок на с. 88 вам нужно будет выучить наизусть.
Д/З Прочитать с. 84-89. Выучить отрывок с. 88.
16 ноября
Тема: М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…».
Мы заканчиваем раздел «Люблю природу русскую. Осень».
На с. 78 прочитайте рассказ М. Пришвина «Осеннее утро». Ответьте на вопросы №1 и
№ 2.
Ниже прочитайте стихотворение И. Бунина. Составьте небольшой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу». Опорные слова даны в задании № 3 под стихотворением.
15 ноября
Тема: В. Брюсов «Листья сухие…», В. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (Из энциклопедии)
Продолжаем знакомиться с поэтами и их стихотворениями об осени.
Выразительно прочитайте в учебнике новые стихотворения на с. 74 — 76. Ответьте на вопросы.
Познакомьтесь с текстом на с. 77.
Это текст из энциклопедии. А что такое энциклопедия?
Энциклопедия — это научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.
Нарисуйте на листе бумаги «жителей» особого царства живой природы.
Кто не рассказал стихотворение — жду.
12 ноября
Тема урока: А. Толстой «Осень…». С. Есенин «Закружилась листва золотая…». В. Брюсов «Листья сухие…», И. Токмакова «Опустел скворечник…», выразительное чтение стихотворений
Цель: познакомиться с произведениями разных поэтов; учиться читать с выражением и наизусть.
1. Прочитайте стихотворения поэтов об осени на с. 73-75
2.Ответьте на вопросы
Физминутка
3. Послушайте ещё одно стихотворение
4. Прочитайте это стихотворение на с. 72.
5 Выучите наизусть.
Жду видео ваших выступлений.
10 ноября
Тема урока: К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила…». А. Фет «Ласточки пропали…». Внеклассное чтение 2. Стихи об осени.
Цель: познакомиться со стихотворениями разных поэтов об осени; учиться читать стихи с выражением.
1. Работа по учебнику
Прочитайте стихотворения на с. 69-71. Ответьте на вопросы после каждого стихотворения.
Озимь – это:
1.Осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.
2.Всходы таких злаков.
Потренируйтесь читать с выражением. Какие стихотворения об осени вы знаете?
Д/З подготовьтесь читать с выражением любимое стихотворение об осени. (не наизусть)
9 ноября
Тема урока: Люблю родную природу. Осень. Картины осенней природы. Осенние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. Образ осени в загадках. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Цель: познакомиться с новым разделом, учиться сопоставлять загадки и отгадки про осень; познакомиться с творчеством Ф.Тютчева.
Сегодня познакомимся с новым разделом «Люблю природу русскую. Осень».
1. Работа с учебником
Откройте учебник на с. 65 и прочитайте, с чем мы познакомимся, чему научимся, изучая этот раздел.
На с. 66 прочитайте обращение к учащимся.
— — А вам нравится осень? Если да, то чем? На с. прочитайте загадки. Проверьте себя (внизу страницы написаны отгадки).
Физминутка
2. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Одна из главных тем в творчестве поэта – тема природы. Послушайте его стихотворение «Есть в осени первоначальной…»
А теперь прочтите это стихотворение на с. 68 самостоятельно. Ответьте на вопросы ниже. Д/З выразительно читать стихотворение
8 ноября
Тема урока: Внеклассное чтение. Русская народная сказка. «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по рисункам и по плану. Выборочный пересказ.
Цель: познакомимся с русской народной сказкой
«Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой); будем учиться характеризовать героя сказки по его
поступкам; совершенствовать выразительность чтения, развивать воображение.
1. Повторение
Ребята, мы продолжаем знакомство со сказками. Давайте вспомним с какими сказками мы успели познакомиться: Петушок и бобовое зернышко; У страха глаза велики; Лиса и тетерев; Лиса и журавль; Каша из топора. Эти сказки можно разделить на две группы:
— бытовые сказки
— сказки о животных
Задание 1: разделите пройденные сказки на эти две группы.
2. Работа над новым материалом
Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказок — волшебными.
В
волшебных сказках, как и в бытовых, основные персонажи — люди, но если в
бытовых сказках герои становятся победителями преимущественно благодаря своему
уму, смекалке, смелости, хитрости, то здесь победа одерживается с помощью
чародейства.
2.1 Предлагаю вам послушать сказку. Гуси — Лебеди
2.2 Работа по учебнику
Откройте учебники с. 48. Найдите выделенные слова в Словарике (в конце учебника).
Предлагаю немного отдохнуть. Физминутка
Прочитайте сказку.
3. Закрепление
3.1 Проверка понимания текста.
— Понравилась вам
сказка?
— Что в сказке
волшебного?
— Назовите героев
сказки.
— Куда ушли мать и
отец?
— Что они сказали
дочке? Послушалась ли она родителей?
— Кто унёс братца?
— Кого встретила
девочка, когда побежала искать братца?
— Помогли ли они в
поиске? Почему?
— Где она нашла
братца?
— Кто помог ей увести
оттуда братца? Почему?
— Кто помог им
вернуться домой?
— Как бы вы охарактеризовали героиню сказки?
Д/З Перескажите сказку, пользуясь планом:
1. Потеря брата.
2. Поиск.
3. В избушке у Бабы Яги.
4. Возвращение домой.
Технологическа карта
Цель:
познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»,
совершенствовать навыки выразительного чтения.
1. Образовательная: учить анализировать
литературных героев сказки, определять основную мысль текста.
2. Развивающая: развивать
речь, память, внимание, умение аргументировать свою позицию при анализе
текста.
Личностные
УУД: положительное отношение к учению, познавательной
деятельности.
2.
Познавательные
УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и
учителя;
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.
Мотивация
к учебной деятельности
Порядок на столе,
Порядок в голове,
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.
Повернитесь
лицом друг к другу. Про- тяните руки вперед ладошками вверх, пошлите
лучики добра, тепла, радости. Улыбнитесь.
— Кто
сегодня дежурный? Давайте проверим готовность к уроку.
Дежурный: Ножки на месте – на месте,
Руки на месте – на месте,
Локти на месте – на месте,
Спинка прямая – прямая.
Ну, тогда можно начать урок.
Здравствуйте
Сели
ровно
Выполнение приветствия
друг-другу.
Личностные УУД
2.
Актуализация
и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Ребята, а вы
знаете, кто такой сказочник?
Да, я с вами
согласна. Добавлю, что сказочник – это человек, который до конца верит в
добро, он осуждает зло, жадность, зависть. С одним сказочником мы сегодня
встретимся. Но вам необходимо самостоятельно угадать, кто
это.
На слайде у вас
представлены буквы, один человек читает, все остальные внимательно
слушают.
БАМЛОНЕКТРСОАЬНДВР
ПЬСЮЕЁРВГЕЕАВЗИЧ
ЦЕПЖУФЛШЮКЙИМН
Читать
необходимо только подчеркнутые буквы.
Читает (имя
ученика)
У нас получилось
слово Александр в первой строке.
Переходим к
следующей строке. Читаем только подчеркнутые буквы. Читает (имя
ученика).
И переходим к
последней строке. Читает (имя ученика)
Назови (имя
ученика), все слова, которые у нас получились.
Кто такой Пушкин
Александр Сергеевич?
Сказочник это
тот, кто сочиняет сказки, придумывает интересный сюжет. Внимательно слушают
учителя
АЛЕКСАНДР (появляется
на слайде)
СЕРГЕЕВИЧ (появляется
на слайде)
ПУШКИН
Александр Сергеевич
Пушкин
Это
поэт
Коммуникативные
УУД
3 Выявление
места и причины затруднения
Сегодня мы с
вами познакомимся с одним из произведений Александра Сергеевича, а с каким,
вы угадаете сами.
Обратите
внимание на доску. На доске представлены карточки, каждая
карточка имеет свой номер. Вам необходимо расставить карточки в порядке
возрастания, чтобы узнать, что же за произведения Александра
Сергеевича зашифровано.
30 о 39 рыбаке
15 Сказка 52 и 99 рыбке
Внимательно
слушают задание
Коммуникативные
УУД
4.
Построение
проекта и выход из затруднения
Поднимите
руку, кто готов у доски расставить карточки в порядке
возрастания?
Поднимите
руку ребята, если карточки расставлены, верно.
С каким
произведением А.С. Пушкина мы с вами познакомимся?
Сформулируем
тему урока
Прежде,
чем приступить к чтению сказки, предлагаю немного узнать о творческой
жизни поэта.
Родился
поэт 6 июня 1799 г. В городе Москва. Его родители: отец Пушкин Сергей
Львович, мама Надежда Осиповна были дворяне, но не богатые. Грамоте Пушкина
обучала его бабушка Мария Алексеевна. Затем его учили русские и иностранные
гувернеры. Няня Арина Родионовна воспитывала будущего поэта и прививала любовь
к сказкам. В 12 лет Александра Пушкина увезли на обучение в Царскосельский
лицей. Там он написал первые стихи. Но кроме стихов поэт писал
сказки. «Что за прелесть эти сказки!» — так говорил Пушкин. За свою жизнь
А.С. Пушкин написал 7 сказок. Его сказки с удовольствием читают не только
взрослые, но и дети. И сказки Пушкина до сих пор актуальны.
(отвечает
учащийся, который поднял руку)
15 Сказка
30 о 39 рыбаке 52 и 99 рыбке
Поднимают
руки
Мы сегодня
познакомимся с произведением А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Тема урока
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Внимательно
слушают учителя
Коммуникативные
УУД
Познавательные
УУД
Регулятивные
УУД -1.1
5.
Реализация
построенного проекта
Прежде чем приступить
к чтению, вам пора немного отдохнуть (физ. минутка)
Сейчас мы
с вами прочитаем одну из сказок А.С. Пушкина. Открываем 79 страницу
учебника. Прочитай (имя ученика) название сказки.
Я начинаю
читать, остальные внимательно слушают и следят, кто-то будет
продолжать.
Сели ровно. Не
забываем следить за осанкой. Спина прямая, касается спинки стула.
(Чтение отрывка
из сказки стр.79-80до слов « Наше-то совсем раскололось)
Далее продолжает
читать (имя ученика) (опрашиваю учащихся, которые
поднимают руку)
Какие слова вам
не знакомы?
На сладе
представлены значения незнакомых вам слов. Давайте их прочтем. Читает (имя
ученика)
Невод — большая
сеть для ловли рыбы.
Землянка
— углублённое в землю жилище
Корысть —
выгода, польза.
Невежа — грубый,
невоспитанный человек
Простофиля —
глуповатый человек, разиня
Светёлка —
светлая комната, отделённая сенями от кухни.
Столбовая дворянка
— дворянка старинного и знатного рода.
Чупрун — чуб,
хохол.
Пряник печатный
— пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами.
Выполнение физ.
минутки
Сказка о рыбаке
и рыбке.
Внимательно
слушают учителя
Подравнялись,
сели ровно
Внимательно
слушают чтение учителя.
Учащиеся читают
сказку по отрывкам
Нам незнакомы
слова: невод, землянка, откуп, корысть, светёлка, столбовая
дворянка.
Чтение
незнакомых слов
Коммуникативные
УУД
минуты
Регулятивные
УУД -1.2
6.
Первичное
закрепление с проговариванием во внешней речи
Кто является
главными героями сказки?
Давайте выясним,
какой характер у каждого героя. Найдите в тексте отрывки, которые
показывают характер старика (контролирую выполнение работы, оказываю метод.
помощь). Зачитайте эти отрывки.
Какой характер у
старика? Верно
Найдите в тексте
отрывки, которые показывают характер старухи (контролирую выполнение
работы, оказываю метод. помощь). Зачитайте эти отрывки.
Какой характер у
старухи?
Кто из героев
вам больше нравится?
Почему вам
не нравится характер старухи?
Все черты её
характера — отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят в обществе,
их поступки осуждаются
Рассмотрим
иллюстрации на странице учебника 79
Какой момент
сказки запечатлел художник на первой иллюстрации?
Какой момент
запечатлен на второй иллюстрации? Можно ли сказать, что на
иллюстрации изображен фрагмент сказки, изображающий возвращение
старика в последний раз. Почему вы так решили? Найдите слова,
подтверждающие это в самой сказке.
Как была
наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
Какова основная
мысль сказки?
Можно ли
сказать, что в сказке восторжествовала мудрость?
Подтвердите свой
ответ текстом
Главными героями
являются старик, старуха и золотая рыбка.
Отпустил он
золотую рыбку и сказал ей ласковое слово….
Не посмел я
взять с нее выкуп…
Ей поклоном
старик отвечает…
Мягкий, безвольный, податливый
Старика старуха
забранила…
Еще пуще старуха
бранится…
Дурачина ты,
простофиля…
Характер у
старухи злобный, жадный, требовательный
Старик нравится
больше, потому, что он добрый, вежливый.
Старуха злая,
жадная.
Художник
запечатлел момент, как живут старик со старухой.
Запечатлен
момент, как старик в последний идет к морю.
Потому что море
на море черная буря и погода изменилась, и т.д.
Основная мысль
сказки заключается в том, чтобы показать, что не нужно быть жадным, властным,
а ценить то, что имеешь.
Можно, так, как
рыбка из-за жадности старухи лишила ее всего.
Ничего не
сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула. И ушла в глубокое море…
Коммуникативные
УУД
Познавательные
УУД
7.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
А сейчас вы
выполните небольшую работу, для того, чтобы закрепить прочитанное (приложение
1). На столах у вас лежат карточки с кроссвордами. Подпишите
свою фамилию и имя. У каждой карточки свой вариант. В них три
вопроса . Вам необходимо прочитать внимательно и заполнить пустые клетки . Кому
не понятно задание поднимите руку? (Контролирую выполнение
работ)
А теперь
обменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте наличие ошибок,
если они есть, зачеркиваем карандашом (правильные ответы на слайде ссылка https://onlinetestpad.com/f4zqxzwdy4ifq
)
Поставьте оценку
своему соседу, подсказка на слайде.
Выполнение кроссворда
Проверка
работ
Коммуникативные
УУД
8.
Включение
в систему знаний и повторений.
Какую сказку мы
с вами прочитали на уроке?
Кто автор этой
сказки?
Сколько сказок
написал Александр Сергеевич?
Мы прочитали
сказку о рыбаке и рыбке
Автор сказки
Александр Сергеевич Пушкин
Пушкин А. С. написал
7 сказок
Коммуникативные
УУД
Познавательные
УУД
9.
Рефлексия
учебной деятельности
На столах у вас
лежат круг красного, синего и желтого цвета. Поднимите желтый круг, если
на уроке вам было понятно, и вы узнали что-то новое для себя. Поднимите
синий круг, если вы узнали новое, но вам еще нужно поработать. Поднимите
красный круг, если вам было сложно, и вы не узнали ничего
нового.
На этом наш урок
окончен. До свидания!
Поднимают
квадратики нужного цвета
До свидания