Открытый
урок по литературе в 5 классе.
Тема: Самуил
Яковлевич Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные
и отрицательные герои пьесы.
Цель
и задачи урока:
образовательные:
•
Обобщить знания о жизни и творчестве С.Я.Маршака;
•
расширить представление о драме как роде литературы;
.
развить навыки анализа текста
развивающие:
•
учить обобщать и делать выводы,
•
развивать умение рассуждать ;
воспитательные:
•
расширить круг нравственных представлений школьников на основе сказки
С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
•
воспитывать искренность, доброту, вежливость, трудолюбие, готовность прийти на
помощь, уважительное отношение к старшему поколению, чувство ответственности за
свои поступки.
Оборудование:
1
Книга «Двенадцать месяцев»
1.
Презентация.
2.
Выставка книг.
3.
Рисунки учащихся к сказке.
4.
Инсценировка сцен «королевский урок» и «Падчерицу посылают в лес»
Тип
урока: комбинированный.
Опережающие
вопросы и задания
Общие:— Всем прочитать полностью пьесу-сказку Маршака «Двенадцать
месяцев».
— Вспомнить известные ранее произведения Маршака.
__
Сделать рисунки к пьесе-сказке «12 месяцев».
Групповые:
—
Подготовить инсценировку сцены из пьесы отрывка «Королевский урок» и «Падчерицу
отправляют в лес»для исполнения в классе.
Индивидуальные:
—
Подготовить сообщение о С.Я.Маршаке.
—
Подготовить сообщение о драме и пьесе , как о роде и жанре литературы .
Эпиграф
:
…Если
ты только захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для
тебя подснежники и в январе…
М. Алигер
1.Организационный
момент.
Приветствие
учителя:_ Здравствуйте, ребята, садитесь!
Проверка
готовности учащихся к уроку.Проверка подготовленности классного помещения к
уроку.
Учитель:
— Послушайте,
ребята.
Знаешь
ли ты, сколько месяцев в году? — Двенадцать.
А
как их зовут?— Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август,
сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Только
окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так,
чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы
идут один за другим и никогда не встречаются.
Но
люди рассказывают, будто была девочка, которая видела все двенадцать месяцев
сразу. Как же это случилось?
—
Ребята, из какого произведения этот отрывок?
—
О творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня
—
Совершенно верно.
—
Какие герои встречаются нам в этой сказке? (положительные и отрицательные)-А
теперь попытайтесь сами сформулировать тему нашего урока!
Тема: Самуил
Яковлевич Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».
—
А какие задачи нам предстоит с вами решить на уроке? (Что нужно сделать на
уроке?) (дети должны самостоятельно сказать о том, что запланировано в
задачах)
2. С. Я. Маршак:
краткий рассказ о писателе
Слово учителя
В
России очень богатая детская литература. В мире мало стран, у которых была бы
такая же богатая и добрая литература для детей. Сейчас для нас в этом ничего
особенного нет. Мы думаем, что так было всегда. Между тем до XX века было очень
мало писателей, которые бы создавали книги специально для детей. Как писать для
взрослых — знали все, но никто не мог точно сказать, чем литература
для взрослых должна отличаться от литературы для детей.
В 1923 г., после окончания Гражданской
войны, в Петрограде появляется человек, который осознает, как важно в новой
Советской стране создать новую литературу для детей, которая будет воспитывать
в людях самые лучшие качества. Это был Самуил Яковлевич Маршак.
—
Давайте познакомимся с основными этапами жизни и
творчества писателя.
Сообщение
подготовленного ученика (1 индивидуальное
домашнее задание)
Маршак С.Я.
Маршак Самуил
Яковлевич(1887 — 1964), поэт, переводчик.
Родился 22 октября (3 ноября н.с.) в Воронеже в семье заводского техника,
талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям,
интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы провел под Воронежем. В
гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял
первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака
попала в руки В.Стасова, известного русского критика и искусствоведа, который
принял горячее участие в
судьбе юноши. С помощью Стасова он переезжает в Петербург, учится в одной из
лучших гимназий, целые дни проводит в публичной библиотеке, где работал Стасов.
В 1904 в доме
Стасова Маршак познакомился с М.Горьким, который отнесся к нему с большим
интересом и пригласил его на свою дачу на Черном море, где Маршак лечился,
учился, много читал, встречался с разными людьми. Когда семья Горького
вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий царского правительства после
революции 1905, Маршак вернулся в Петербург, куда к тому времени перебрался его
отец, работавший на заводе за Невской заставой.
Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и
альманахах.
Через несколько лет для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию,
сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул
много путешествует пешком по Англии, слушает английские народные песни. Уже
тогда начал работать над переводом сборника английских народных песенок «Дом
,который построил Джек»
В 1914 вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в
журналах «Северные записки» и «Русская мысль». В военные
годы занимался помощью детям беженцев.
С начала 1920-х участвует в организации детских домов в Краснодаре, создает
детский театр, в котором начинается его творчество детского писателя.
В 1923, вернувшись в Петроград, пишет свои первые оригинальные сказки в стихах
— «Сказка о глупом мышонке», «Пожар», «Почта»,
Усатый –полосатый ,Теремок . Возглавляет один из первых советских детских
журналов — «Новый Робинзон», вокруг которого собираются талантливые
детские писатели.
Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для
детского театра со временем составили сборник «Сказки, песни,
загадки», неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие языки.
Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются
пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи»,
«Кошкин дом».
» Имя С.Я.Маршака известно далеко за пределами нашей Родины ,стихи его
переведены многие языки мира
—
Продолжаем знакомство с некоторыми фактами из жизни писателя.
Сообщение
подготовленного ученика (2 индивидуальное
домашнее задание)
Перед началом Первой мировой войны
С. Я. Маршак возвращается в Россию. Он задумывается над вопросами
детского воспитания. После революции и Гражданской войны в нашей стране было много
беспризорников — детей, потерявших родителей, не имевших своего дома.
Они бродяжничали, воровали, чтобы прокормиться. Советская власть организовывала
для таких детей колонии. Одной из таких колоний в Краснодаре заведовал Маршак.
Он много думал о том, каким должен быть новый человек свободной страны, и
понял, что сам он может искусством помочь созданию такого человека. Там же, он
создает первый советский детский театр.
И вот в 1923 году Маршак начинает работать
в Петрограде в Театре юного зрителя, пишет для него пьесы-сказки в стихах.
Маршака можно назвать создателем детского театра в России.
Слово
учителя
— Маршак работает в журналах для детей и
привлекает к созданию произведений для детей многих талантливых писателей.
Благодаря ему, например, «взрослый» писатель Алексей Толстой написал знаменитую
детскую книжку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». По его просьбе стал
писать рассказы для детей Михаил Зощенко .Одну за другой выпускает
С. Я. Маршак детские книжки. Они известны сейчас всем детям нашей
страны.
3._
Обратите внимание на выставку книг.
Какие
произведения С.Я.Маршака вы знаете?
(Это
«Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Мистер Твистер», «Кошкин
дом» и др.
—
Маршак очень ответственно относился к своей работе для детей. Редактор журнала
«Юность» Б. Полевой рассказал, как в 1964 г. они готовили к печати пьесу
Маршака «Умные вещи». Маршак был уже тяжело болен, лишился зрения, врачи
боролись уже не за дни, а за часы его жизни. Гранки журнала послали ему для
очистки совести, полагая, что он уже не сможет их отредактировать. Но оказалось
все не так.
После
смерти С. Я. Маршака были опубликованы его стихи:
Я
думал, чувствовал, я жил,
И все, что мог, постиг,
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.
Самуил Яковлевич Маршак прожил 76 лет. Больше пятидесяти из них он посвятил
литературе.
Работа
с пьесой.
— Одно
из самых лучших произведений Маршака — пьеса-сказка «Двенадцать
месяцев». Она была написана в 1943 году, когда шла Великая
Отечественная война. Написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке,
которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но
Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев:
маленькую королеву, ее придворных.
—
Как вы объясняете, что в годы тяжелейших испытаний драматург взялся за светлую
сказку для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только детям, но
и взрослым?
(Дети
и во время войны остаются детьми, а сказка помогает им верить в торжество добра
и справедливости).
-Дома вы прочитали сказку. Поделитесь своими впечатлениями.
—
Понравилась вам сказка?
—
Чем?
—
Кто желает кратко пересказать содержание сказки?
(В
этой сказке рассказывается о том, как королева под Новый год издала указ, что
наградит того, кто принесет ей корзину подснежников. Жадные и злые Мачеха с
Дочерью посылают в лес Падчерицу. Падчерица встречает у костра 12 братьев
Месяцев. Они помогают ей, дарят ей подснежники и волшебное колечко. Мачеха с
родной Дочерью приносят подснежники во дворец, и Королева приказывает им
показать, где они нарвали цветы. Мачеха с Дочерью рассказывают о Падчерице, и
Королева со свитой, с Мачехой, Дочкой и Падчерицей едут в лес. Королева хочет
казнить Падчерицу, но братья Месяцы приходят ей на помощь, превращают Мачеху и
ее Дочку в собак, разгоняют придворных ).
—
Ребята, что больше всего удивило вас в этой сказке?
—
Какой вывод для себя вы сделали после её прочтения?
5. Драма
как род литературы
Беседа
Перед
вами на партах произведения С.Я Маршака с названием «Двенадцать месяцев».
драматическая сказка.(отрывок из которой дан в учебнике
Скажите,
какой текст легче пересказать, а какой труднее?
(легче пересказать текст эпической сказки , труднее — драматической)
— Почему? (Потому
что сказка написана по ролям, т.е. для исполнения не одним человеком)
— А для чего она написана? (Для постановки на сцене)
— Т.е., где же мы смогли бы, кроме книги, увидеть эту пьесу? (В театре)
— Итак,
сформулируйте, что такое драма
Действительно трудно. Мы постараемся ответить на вопрос, Вспомним, что такое роды литературы (см. материал 6 Сообщение ученика о том что такое пьеса ,драма, ремарки.
Пьеса-сказка строится по законам драматического жанра. В РЕМАРКИ — в драматическом произведении (см. Драма) краткие Драма – это 1. Один 6. Закрепление. — На что вы обратили внимание, познакомившись с произведением? (В эпической – сразу повествование, в драматической – перечень Из чего состоит текст драмы? (Из диалогов, т.е. речи нескольких лиц; из — Обратимся опять к текстам. Найдите в тексте драматической сказки слова, — Это РЕМАРКИ — слова, заключенные в круглые скобки, с — Продолжим исследование. Давайте посмотрим, как называются составные Дома вы читали драматическую сказку. Есть ли в ней описание (отдельное) внешности — А в эпической сказке? (Из отдельных описаний автора) |
Таким образом, что же у нас получилось? Что такое пьеса? Пьеса — литературное произведение, предназначенное для — Ребята, кто из вас был в театре? — Какие пьесы, представления вы смотрели? — Какие впечатления у вас остались. А сейчас вопросы на сообразительность: — Для чего нужны в театре антракты? (например, чтобы сменить -Что вместо описаний природы на сцене? (декорации, играет музык) |
Что
надо сделать, чтобы выразительно прочитать реплики «своего» героя?
(Надо
представить характер этого героя, мысленно увидеть поступки, которые он
совершает, передать мысли и настроения действующего лица.)
7 .Инсценированное
выступление учащихся
сцена
«Королевский урок»
.
Вопросы для анализа эпизода.
1 Как
вы расцениваете отношение королевы к профессору? Можно ли так относиться к
людям?(нет, проявление неуважения к взрослому человеку .Королева ведет себя
,как избалованный ребенок)
2
Чем можно объяснить капризы и нелепые поступки королевы?
(Королева — это
человек, от которого зависит жизнь государства. Но она не понимает своей
ответственности, важности каждого решения и вопросы человеческой жизни решает с
помощью подсчета слогов в слове. Она не хочет учиться и собирается переделать
законы природы. С. Я. Маршак хочет нам сказать, что своевольная
власть, которая не считается с законами, разрушительна. Королева не знает, что
такое благодарность, думает, что все можно купить, и в конце пьесы остается
одна, без своей свиты. Рядом лишь Учитель, который хотел объяснить ей, что в
мире есть не только королевская воля, но и объективные законы, и Старый Солдат,
который верен своей присяге).
- Какой
урок вы извлекли для себя? (Надо уважать старших, не все зависит от
желаний, а ещё и от возможностей; необходимо учиться, чтобы знать много).
8 .Инсценировка
учащимися сцены .
«Падчерицу
отправляют в лес»
1.Что
мы узнаём о Падчерице в этой сцене?
(живёт
с мачехой и её дочкой, во всём им подчиняясь…)
2.
Как вы можете её охарактеризовать? Какая она?
(Падчерица воплощает
в себе лучшие человеческие качества. Она добрая, работящая, красивая,
заботливая, честная, воспитанная, она признательна людям за доброту: она
помогает Солдату, показывает ему самую пушистую елочку. Ее любят и не боятся
звери и птицы в лесу. Падчерица вежлива и верна своему слову: даже Королеве не
признается в том, как она смогла набрать зимой корзину подснежников. Когда
Месяцы дарят ей коней, сани и целый сундук нарядов, Падчерица не скупится и дарит
шубы замерзшей Королеве, Учителю и Солдату. Апрель дарит Падчерице свое
волшебное колечко. Это значит, что все месяцы, если будет надо, придут ей на
помощь).
2.
Почему Дочка сама решает идти за подснежниками? Действительно ли она этого
хочет?(нет,хочет разжалобить мать и сестру )
3.
Почему Падчерице приходится подчиниться приказанию Старухи и Дочки? Что о них
скажите
( Мачеха
и Дочка не любят Падчерицу, они завидуют ее красоте, доброте,
заставляют ее делать черную работу, желают ей смерти. Вдвоем они посылают
Падчерицу в лес сначала за хворостом, потом за подснежниками. Дочка подло
отбирает у Падчерицы колечко, которое ей подарил Апрель, и смеется над ее
горем. Мачеха и Дочка не хотят работать, но хотят получить золото, поэтому они
несут корзинку с подснежниками во дворец и не берут с собой Падчерицу. Сначала
они хвастают безмерно, а потом трусливо признаются Королеве в том, что не они
собирали цветы, обвиняют друг друга и в конце концов превращаются в собак).
4. Как
отнеслись к ней братья-месяцы? Почему?
(Ещё
в самом начале работы над пьесой в письме к родным Маршак писал:
«Тема
углублена тем, что героиня пьесы «12 месяцев» живет в природе и в
труде. Все месяцы ее знают: один видел ее у проруби, когда она ходила по воду,
другой в лесу, когда она рубила дрова, третий на огороде, где она поливала
рассаду, и т. д.» (23 декабря 1942 г.).
9. Итог
урока.
–
Назовите положительных героев пьесы-сказки.
Положительные герои | |
Падчерица Профессор 12 месяцев Солдат |
—
Какими положительными качествами они обладают?
(доброта,
милосердие, образованность, воспитанность, отзывчивость)
–
Какие отрицательные качества людей автор высмеивает в своем произведении?
(Жадность, глупость, невежество.) Кто является отрицательными героями?
Отрицательные герои | |
Мачеха, Дочка, Королева |
— Чему
учит нас Маршак?
(Маршак
учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в
форме сказки, которая доходит до самого сердца. Мы осуждаем жадную Мачеху с
Дочкой, своенравную Королеву, глупую и неискреннюю Гофмейстерину, сочувствуем
Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью и
верим в добро и справедливость.)
—
Какие уроки получили герои сказки? Докажите, что каждому воздалось по его
заслугам.
— Докажите, что финал пьесы, в котором Старуха и её
дочь превращены в собак , закономерен.
Вывод:
Пьеса
С. Я. Маршака «Двенадцать Месяцев» рассказывает о том, что добро
всегда побеждает зло, что силы природы помогают только добрым и
трудолюбивым людям.
10
Демонстрация иллюстраций выполненных учениками к пьесе
— Ребята
нарисовали иллюстрации к пьесе. Своё представление о сказке.
-Я
хотела бы спросить, теперь когда мы подробно разобрали характеры героев , как
изменилось ваше отношение к каждому ?
-как
вы изобразили бы их теперь ?
Хочу
обратить ваше внимание на эпиграф и заголовок подготовленной к уроку газеты.
Как вы его понимаете ?( если иметь цель и идти к ней и быть честным
,справедливым ,образованным)
11 Домашнее
задание:
12.Выставление
оценок.
—
Спасибо, ребята за урок!
—
Вы сегодня славно потрудились. Молодцы!
13.
Заключительное слово учителя
Маршак
одним из первых понял огромное значение детской литературы: по книгам детских
писателей ребенок учится не только читать, но и говорить и мыслить. От того,
какой будет детская литература, зависит будущее страны. Маршак говорил, что
книжка для маленьких не должна быть книжкой ничтожной. И советские писатели под
руководством Маршака создали прекрасную литературу для детей, которую мы любим
и читаем уже в XXI веке.
Урок литературы в 5 классе
ТЕМА:
Характеристика героя (по сказке «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях»). Составление синкана и даймонда.
Цели:
помочь обучающимся осмыслить содержание сказки; познакомить
учащихся с литературоведческими терминами «сравнение» и «антитеза»; развивать
умение делать сопоставительную характеристику героев сказки; способствовать развитию
связной речи учащихся.
Тип
урока: урок развития речи.
Ход урока
1.
Организационный момент.
Слово
учителя:
—
Добрый день, ребята! Давайте сегодня поприветствуем друг друга хорошими и
добрыми словами. Я предлагаю вам сказать друг другу комплименты (ребята
обмениваются комплиментами с соседями по партам).
2.
Актуализация опорных знаний.
Беседа
с обучающимися.
Учитель:
— Ребята,
как часто в жизни вы искренне мечтаете о волшебстве и чудесах?
—
Кто из вас верит в то, что все буде хорошо, что добро победит, а зло будет
наказано?
—
А в каких произведениях так всегда случается?
Ученики: В
сказках.
Учитель:
С какой сказкой мы познакомились с вами на прошлом уроке?
Ученики:
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Учитель:
Кто из героев сказки понравился вам больше всего? Почему?
Учитель:
А кто из героев произведения не понравился вам? Ответьте, почему?
Учитель:
В своих ответах вы использовали элементы характеристики героев. На сегодняшнем
уроке мы будем с вами учиться характеризировать героев литературных
произведений, сопоставляя их.
3.
Знакомство с темой урока, его целями. Запись темы урока в тетради.
4.
Работа по тексту сказки.
Устный
опрос с элементами приема «Ассоциативный ряд».
Учитель:
— Какие вы знаете элементы композиции сказок? (Присказка, зачин,
концовка).
—
Есть ли в «Сказке о мёртвой царевне…» традиционная присказка: «Это
не сказка, не присказка, сказка будет впереди», «Начинается, начинается добрая
повесть от Сивка, от Бурка, от вещего Каурка»? (Нет).
—
О каких событиях мы узнаём в завязке к сказочной истории? (Царь
уехал, а царица его ждёт, через 9 месяцев рождается дочь, возвращается царь).
—
Какой предстаёт перед нами мать царица? Какие ассоциации у вас
возникают с этим образом?
Учитель: Итак,
запишем в тетрадь, какой предстаёт царица — родная мать царевны (Царица – мать
царевны – верная жена, любит мужа, с нетерпением ожидает его возвращения и т.д.)
Учитель: А
теперь обратимся к образу царицы-мачехи. Кто такая мачеха? (Жена отца по
отношению к его детям от первого брака).
Учитель: В
каких народных сказках есть образы падчерицы и мачехи?
Учитель:
Давайте попробуем с вами собрать
материал для характеристики мачехи и сравнить её с царевной-падчерицей.
Учитель: Как
выглядит царица-мачеха? Найдите и зачитайте в тексте.
Учитель: Что
в описании царицы вызывает восхищение? (ее внешняя красота).
Учитель:
Как вы думаете, почему эта красота не радует
окружающих? (за внешней красотой скрывается злой, упрямый, сварливый характер
мачехи).
Учитель:
Как ведет себя царица, когда разговаривает с
зеркальцем? (Она мила с ним, ласкова).
Учитель: Как
меняется царица, когда зеркало говорит правду?
5.Работа
над составлением сравнительной характеристики.
Составляем
таблицу
Мачеха | Царевна |
Черты различия | |
злая завистливая гордая своенравная ленивая грубая надменная коварная жестоксердная | добрая бескорыстная скромная кроткая трудолюбивая вежливая простая добродетельная деликатная терпеливая покладистая искренняя верная бесхитростная ласковая |
Черты сходства | |
Обе царского происхождения, красивые внешне, умные. |
Учитель: Какой
же предстаёт перед нами мачеха?
Ученики: Мачеха
злая, завистливая, гордая, своенравная, ленивая, грубая, надменная. У неё нет
настоящих друзей, и даже зеркалу, с которым «одним была добродушна и мила», не
прощает истины.
Учитель: Вспомните,
как отомстила мачеха царевне и что подтолкнуло её к этому? (Мачеха
приказала чернавке отвести царевну в лес. А подтолкнула её к этому «чёрная
зависть» — злостная, коварная, преступная).
Учитель: Чем
закончится история злобной мачехи? За что она была наказана? («Тут тоска её
взяла и царица умерла». Наказана она за жестокое сердце).
Учитель: Запишем
в тетрадь: царица «жестокосердная».
Учитель: Можно
ли сравнить царицу-мачеху и царевну-падчерицу?
Ученики: Да,
они внешне обе очень красивы, но царевна ещё красива и внутренне.
Учитель: Запишем
в таблицу «черты сходства»: царского происхождения, красивые внешне, умные.
Учитель:
Для того чтобы дать характеристику образа царевны, мы поработаем в группах.
Каждая группа отбирает материал по одному из предложенных пунктов.
1
группа Описание внешности царевны и её внутренних качеств.
2
группа Отношение к царевне других персонажей сказки.
3
группа Отношение царевны к другим персонажам сказки. Отношение автора к
героине.
Выступления
групп
Учитель: Итак,
сделаем запись в таблицу. Какая царевна?
Ученики: Царевна
добрая, бескорыстная, скромная, кроткая, трудолюбивая, вежливая, простая,
добродетельная.
Учитель: Каких
черт больше, сходства или различия? Какой приём помогает раскрыть эти образы?
Ученики: Больше
различий, то есть образы противопоставлены.
Учитель: Запишем
в тетрадь термин из литературоведческого словаря.
«Антитеза
– противопоставление слов, образов, понятий».
Ученики
делают вывод по сравнительной таблице: Хотя
царевна и царица-мачеха обе красивы внешне, они очень разные по нраву.
6. Работа над составлением сенкана и
даймонда.
Учитель: Еще
одной задачей на сегодняшнем уроке будет составление собственных миниатюрных
стихотворений под названием «сенкан» и «даймонд».
Запись в тетрадях:
Сенканы – небольшое
произведение-характеристика героев, явлений.
Сенканы пишутся по такой схеме (схема расположена на скрытой
части доски):
1-й ряд – имя героя
2-й ряд – определяющие слова, характеризующие героя
3-й ряд – состояние героя, его действия
4-й ряд – фраза (слово), свидетельствующая об авторском
отношении к герою
5-й ряд – оценочный контекстуальный синоним от первого ряда
Пример,
Солнце
Жгучее, страстное
Светит, кружится, искрится
Каждое утро сопровождает меня
Тепло
Учитель:
Давайте вместе попробуем составить такие миниатюрные стихотворения по образам
царевны и царицы-мачехи, в этом нам с вами и поможет сравнительная
характеристика (ученики могут работать в парах, коллективно, индивидуально).
Пример,
Царевна
Добрая, скромная
Заботится, трудится, любит
Хочется быть на нее похожей
Солнышко
Пример,
Мачеха
Злая, завистливая
Негодует, сердится, злорадствует
Никто не любит ее
Зло
Учитель: Существует еще один вид
миниатюрных стихотворений, в котором противопоставляются друг другу какие-либо
события, личности и другое. Запишем в тетради.
Даймонд –творческая работа, по форме
представляет 7-стишие, в ней что-либо сравнивают.
Даймонды составляют по такому алгоритму:
Первая и последняя строчки представляют собой существительные –
антонимы.
Вторая строчка – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому
существительному.
Третья строчка – 3 глагола, которые относятся также к первому
существительному.
Четвертая строчка – два противоположных по смыслу нераспространенных
предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и
последней строчек.
Пятая и шестая строчки зеркально повторяют вторую и третью,
только относятся уже к последнему существительному.
Пример,
День
Ясный, светлый
Радует, волнует, бодрит
День светел. Ночь темна.
Печалит, опустошает, усыпляет
Мрачная, темная
Ночь.
7. Рефлексия:
Открытый микрофон:
— Мне запомнился сегодняшний урок…
— На этом уроке мне понравилось…
8. Домашнее задание: Составить
даймонд, используя сравнительную характеристику царевны и мачехи.
9. Итог урока, выставление оценок.
QR-коды для переболевших коронавирусом в Москве будут продлены с 6 до 12 месяцев от даты выздоровления, а новые будут выдаваться сразу на год. Соответствующий указ подписал столичный мэр Сергей Собянин. Новые правила начнут действовать с 20 декабря. Если срок действия 6-месячного QR-кода уже истек, но с момента выздоровления прошло менее года, будет автоматически оформлен новый код сроком действия 12 месяцев со дня выздоровления. При этом срок действия QR-кодов, выданных на основании отрицательных ПЦР-тестов, сокращается с трёх до двух дней. Это связано с ожиданием распространения более заразного омикрон-штамма. QR-коды для привитых, как и ранее, будут действительны 12 месяцев. Об этом Сергей Собянин сообщил на своём сайте. Мэр отметил, что ситуация с распространением коронавирусной инфекции в Москве продолжает оставаться стабильной. За последнюю неделю количество выявленных случаев заражения снизилось на 7%, число госпитализаций – на 6%. Первый компонент вакцины получили уже более 5 млн 800 тысяч москвичей.
12.12.2021, 16:32
Президент напомнил, что в 93-м году Россия взяла на себя обязательство погасить все долги бывшего Советского Союза, за все бывшие союзные республики в расчете на то, что России эти республики передадут зарубежные активы СССР. Но ряд бывших советских республик, в частности, Украина до сих пор не передали России зарубежную собственность, отметил Путин. Глава государства также напомнил, что в двухтысячных годах Россия полностью погасила свои долги перед Лондонским и Парижским клубами кредиторов. По
23.12.2021, 13:40
Гражданам необходимо терпеливо разъяснять важность вакцинации от коронавирусной инфекции, заявил президент России Владимир Путин.
05.01.2022, 18:31
От рук протестующих пострадали женщины и старики. Участники беспорядков также разграбили оружейный магазин.
Главное за день
08.01.2022, 20:09
СОЛОВЬЁВ: Четверых убили, отрезав им головы. Это – «мирный протест»? Ну, подонки с Украины, из Франции, из Польши, вы все, “конгресс русской интеллигенции”, – четверым отрезали головы. Господин Гозман, будете молчать или скажете, что это “титушки” и власть Казахстана отрезала?
08.01.2022, 18:06
Почему в начале казахстанских событий не звучали политические лозунги? Почему по происходящему возникает много вопросов?
08.01.2022, 12:06
Почему российских граждан не пускают в Европу? Взгляд писателя и публициста Владимира Сергиенко. Также в программе: как ЕС реагирует на ситуацию в Казахстане.
08.01.2022, 17:23
Привитые «Спутником» туристы с 9 января смогут въезжать в Израиль. Для этого им необходимо будет заполнить онлайн-форму, получить положительный результат анализа на наличие антител, выполненный на территории Израиля, и на въезде соблюдать изоляцию в течение суток. Так ли это? На связи со студией – шеф ближневосточного бюро Вестей Сергей Пашков.
08.01.2022, 15:32
Штамм коронавируса «омикрон», скорее всего, возник в организме человека с иммунодефицитом, а не в организме мышей. Как сообщается на сайте стопкоронавирус.рф, такое мнение выразили научный руководитель НИИ вакцин и сывороток им. Мечникова Виталий Зверев и научный руководитель Общества специалистов профилактической медицины Сергей Токарев. На связи со студией – доктор медицинских наук, врач-иммунолог, специалист по особо опасным инфекциям Владислав Жемчугов.
08.01.2022, 16:06
Год культурного наследия народов России: планы и их реализация. Актуальные вопросы.
08.01.2022, 17:44
В Италии для жителей старше 50-ти лет введён штраф в 100 евро за отказ от вакцинации. Многие в стране называют это откровенным нарушением прав человека. Ранее правительство Италии приняло решение о введении обязательной вакцинации для итальянцев и проживающих в республике иностранных граждан старше 50-ти лет. А в Румынии запретили носить тканевые маски. Защита из ткани с сегодняшнего дня приравниваться в этой стране к ее отсутствию и наказывается штрафом в размере 570 долларов. Об этом сообщил министр внутренних дел страны Лучиан Боде. На связи со студией – наш европейский собкор Регина Севостьянова.
08.01.2022, 11:06
Литва выплатила компенсацию одному из возможных организаторов терактов 11 сентября 2001 года за незаконное содержание в секретной ЦРУ. Взгляд писателя и публициста Владимира Сергиенко.
08.01.2022, 14:06
Правила выбора шин. Особенности российских дорог и климата – что надо учесть?
08.01.2022, 08:06
Говорим о семенах и других покупках для будущего сезона. Чем обзавестись, чтобы получить прекрасные результаты?
07.01.2022, 15:07
ЕВГЕНИЙ САТАНОВСКИЙ: «Одно из следствий Беловежской пущи – это то, что происходит в Казахстане. Это следствие распада Советского Союза – через 30 лет закончился срок последнего советского и первого постсоветского руководителя Казахстана. Чем это все кончилось?»
07.01.2022, 16:08
ВЛАДИМИР БАКАНОВ: «Далеко не все блюда изысканны; хотя, есть совершенно уникальные продукты, тот же самый казылык».
07.01.2022, 20:07
Вступление в силу поправок в закон о техосмотре, новые правила прохождения медкомиссии – это и многое другое в эфире «Вестей ФМ» обсуждают Игорь Моржаретто и Александр Андреев.
06.01.2022, 15:07
ЕВГЕНИЙ САТАНОВСКИЙ: «Тут был вопрос, кто следующий после Казахстана? Мы – следующие! Вы на карту, ребята, посмотрите. От дельты Волги до Алтая – огромная дуга. сколько там – 7 тысяч километров? Это – наша российско-казахская граница. Если какой-нибудь дурак думает, это – укреплённая граница, на которой стоят пограничник Карацупа с псом Верным, – да нет, конечно».
08.01.2022, 11:20
Пандемия закончится, если 70% населения в России пройдут вакцинацию в течение полугода. Об этом заявил директор НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи Александр Гинцбург. Даже несмотря на то, что штамм омикрон оказался гораздо контагиознее своего предшественникам и стремительно распространяется по миру, российские вакцины способны противостоять ему. Разработчики отечественных препаратов сообщили, что специально дорабатывать под новый вариант вируса вакцины не требуется. При этом в Бразилии из-за заражения омикроном умер мужчина, который перед этим получил 3 прививки от коронавируса.
06.01.2022, 18:08
НИКОЛАЙ ЗЛОБИН: «90-92%, по некоторым опросам – 93% демократов, то есть сторонников Демократической партии, считают, что события 6 января 2021 года были атакой на американское правительство. А среди республиканцев с этим согласны только 30%. Разница – примерно в 3 раза».
06.01.2022, 16:08
СТАНИСЛАВ ДРОБЫШЕВСКИЙ: «Бывают ошибки по простоте. Чаще всего такие делались в старые времена. Самая известная из археологии – история с эолитами, когда ещё в XIX – начале XX веков любые битые камни принимали за орудия, когда уже было понятно, что да, были орудия каменные. Археологи ещё не разобрались, как понимать, что – орудие, что – не орудие».
07.01.2022, 10:30
В России может подорожать бензин. Аналитики спрогнозировали рост цен на 8 – 10% в течение года. По их мнению, стоимость горючего будет расти плавно. В результате за один литр к концу 2022 придется заплатить в среднем на 5 рублей больше, чем сейчас.
05.01.2022, 16:07
ЕВГЕНИЙ САТАНОВСКИЙ: «Сразу хочется сильно-сильно поблагодарить и за Беловежскую пущу, и отдельно Михаила Сергеевича Горбачёва, и сказать Александру Сокурову – ну, вот, посмотри, что происходит на постсоветском пространстве. Очень вовремя обратился с идеями к российскому президенту на тему того, что «надо бы, чтоб всё было, как хочется достойнейшей интеллигенции». Вот так будет!»
05.01.2022, 18:08
ДМИТРИЙ ДРОБНИЦКИЙ: «Проникнуть в Капитолий – это надо постараться. Более того, все знали, что собираются трамписты в городе. Все прекрасно понимали, что-то будет. Но удивительным образом люди смогли просто взять – раз! – и войти в особо охраняемое здание. Это – не просто так».
Провожая старый год и встречая новый, очень хочется верить, что в будущем все поменяется в лучшую сторону. Разбитое — склеится, больное — исцелится, вгонявшее в отчаяние — подарит надежду. Кто-то скажет, что подобное может происходить только в сказке, но мы не согласимся. Чудеса — совершенно рукотворное дело, и случаются они часто — благодаря неравнодушным людям, которые готовы оказывать поддержку, приходить на помощь каждый день, а не только по праздникам.
Сегодня мы хотим вспомнить грустные истории, которые все же закончились хеппи-эндом после публикации статьи и благодаря помощи наших читателей. Каждая из них — наша с вами маленькая победа.
Руслан, Стас и Карина живут в новой квартире
Это первая история, которую вы сделали лучшей. Напомним, в Марьиной Горке живут братья Руслан и Стас и их 3-летняя сестричка Карина. У всех разные отцы, а мама одна. Но она долго боролась с болезнью и в июне умерла. Чтобы сестру оставили братьям, им нужно было оперативно помочь с ремонтом квартиры. И случилось чудо.
Наше знакомство состоялось благодаря… собаке Даше. Именно через нее в квартиру к ребятам попала соседка, обратившаяся в Onlíner: ребята вроде нормальные, нужно подтолкнуть.
Около 4 тыс. человек взяли и подтолкнули — кто словом, кто рублем, кто плотным участием в ремонте. В конце августа Пуховичский райисполком решил оставить Карину под опекой братьев.
— Дела? Все нормально, — рассказывает Руслан в конце года. — Карина ходит в садик. Я поменял работу, теперь на служебном транспорте езжу в Руденск, на завод БНБК. Зарплата хорошая, удобнее, быстрее добираться. Стас работает на игрушках здесь, в Марьиной Горке. Учитывали, чтобы график работы позволял забирать Карину из садика, если у меня не получается.
Пару месяцев назад семья вернулась в отремонтированную квартиру.
И немного dolce vita от Карины.
А теперь к грусти, без которой не обходится настоящая жизнь. 40 дней назад умер дедушка, у дяди не получается разорвать отношения с алкоголем. Собака Даша тоже больше не живет в квартире. Руслан объяснил, что дело не в ремонте.
— Собака в деревне, живет у отца Стаса. Мы работаем, нет времени даже погулять с ней нормально. Зачем ей дома сидеть?
Помогли Светлане, которая растила двойню в доме без света на зарплату в 100 рублей
История вторая. Прошлое нашей героини, Светланы, иначе как темным не назовешь: кражи, несколько тюремных сроков. Первые двое детей живут в интернате. Шесть лет назад она освободилась из тюрьмы еще с двумя детьми, рожденными на зоне. При таком багаже в будущее смотреть страшно.
Но она решила переписать, казалось бы, предопределенный сценарий.
Долгое время Светлана жила в деревенской хате, которая по документам никому не принадлежала, отдавала государству 70% за содержание детей в детдоме, а на остальные 30% старалась растить двойняшек. Получалось около 100 рублей. Женщина прилагала все усилия, чтобы вытянуть, но как быть дальше, она не знала.
На помощь пришли читатели Onlíner. После публикации статьи сразу посыпались десятки предложений помощи. В ответ на многочисленные просьбы мы опубликовали телефон Светланы. Но добрые люди не стали ждать второй половины дня и начали сбрасывать деньги прямо на указанный номер. Когда на счету абонента скопилась сумма, равная месячной зарплате женщины, она в шоке позвонила в редакцию.
— Я не успевала отвечать на звонки, — рассказывала она. — Мне постоянно приходили деньги на телефон и на карточку. Кто-то сбрасывал 50 рублей, кто-то — 100, а один верующий человек скинул 5000 рублей! Погасила свою задолженность по алиментам на старшего сына — 1956 рублей. Кто-то приезжал с продуктами, кто-то отправлял посылки. Десять человек объединились в группу, узнали, что нам нужно, и собираются отправить машину вещей.
Дальше — больше. Неравнодушные люди собрали $4000 и купили Светлане дом со всеми удобствами, помогли деньгами, привезли подарки. Социальные же службы признали в женщине редкого человека, который, несмотря на темное прошлое и тяжелую жизненную ситуацию, не устает бороться за будущее своих детей.
Центр помощи диким животным получил свою землю
История номер три. В этом году единственный в Беларуси центр помощи диким животным столкнулся с проблемой. По словам основательницы проекта Ирины Трояновской, владелец хозяйства в деревне Пионино, где она арендовала землю для «Сирин», намекнул, что не собирается продлевать договор, который должен был закончиться в декабре. Поэтому девушке пришлось экстренно собирать деньги на покупку собственной земли.
— Я не знаю, с чем это связано. Может, с парой конфликтов, которые возникали у нас на бытовой почве, может, с тем, что ему нужна эта территория для своих нужд. Сложно сказать, поменяется ли что-то, но пока мы готовимся к тому, что должны съехать в начале января. Куда — неизвестно. Поэтому мы и хотим закрыть сбор до начала августа, чтобы побороться за один участок, который у нас на примете. Иначе придется потихоньку пристраивать животных и закрываться: искать еще какие-то варианты аренды нет сил, — рассказывала Ирина Onlíner еще в июле.
До нужной суммы центру недоставало около 50 тыс. рублей. Благодаря нашим неравнодушным читателям, которые задонатили «Сирин» 40 тыс. рублей, сбор в скором времени был завершен.
— Мы нашли новую территорию, целых 5 гектаров, в Минском районе. Там и луг есть, и болотистое место, и кусочек леса, а вокруг речка — что еще надо? Планировали переехать уже в октябре, но процесс подготовки документов затянулся. Пока ждем. Если вдруг не получится, деньги вернутся всем неравнодушным. Они лежат нетронутые на отдельном счете. Но мы все-таки надеемся на лучшее.
Сейчас в «Сирин» находятся около 60 животных и птиц. Недавно подвезли около 10 лебедей, так и не улетевших зимовать на юг, добавилось несколько волков, для которых хотелось бы построить два больших вольера. Весной сотрудники центра планируют выпустить на волю сов, которых они разводят, чтобы увеличить популяцию в дикой природе. О закрытии центра, к счастью, речь уже не идет.
Помогли отцу-одиночке пережить тяжелый период жизни
Мы дошли до четвертой истории. Семь лет назад Виталий очнулся в минской реанимации, привязанный ремнями к больничной койке. Он не помнил, как оказался здесь и что случилось. Позже младший брат рассказал, что Виталий в пьяном угаре выпрыгнул из окна четвертого этажа. Выжил чудом. Бросил пить. Жизнь вроде стала налаживаться. Но, как оказалось, это было лишь начало испытаний.
Не бросила пить жена Виталия. Когда у нее случался очередной запой, соседи звонили мужчине, и тот срывался с работы к детям. Начальство не стало терпеть такие частые отлучки и попросило уволиться по-хорошему.
Все шло к разводу, но Виталий сделать этот шаг и остаться один с двумя детьми не решался. Брат, видя происходящее, сказал неприятную правду: «Если ты не решишь эту проблему, то сорвешься сам, и вы будете вдвоем пить, а детей заберут в приют». Понимание неизбежного пришло. Жена ушла 17 августа 2018 года. Виталий через суд забрал детей и оформил декретный отпуск. Артему тогда только-только исполнился год и один месяц. Ане было чуть больше 2 лет.
Мужчина продал свою квартиру, купил дом в Борисове. Здесь началась их новая жизнь. И она была очень непростой. Декретное пособие — 617 рублей в месяц. Из них 150 рублей уходит на «коммуналку», так как дом частный. Еще в 150 рублей обходится детский сад. Для семьи остается совсем немного.
— Брат все удивлялся, что я не сорвался, — признавался Виталий, когда мы встретились. — Меня держит страх потерять детей, больше ничего. Когда на них смотришь, думаешь: ну как, как можно отказаться от них, как пойти бухать? Тем более я знаю, какой я. Если только первую рюмку выпью — все.
Во время нашего разговора мужчина признался, что мечтает о нормальной, человеческой семье. Но в то, что чудо может случиться, он верил слабо. Ну кому нужен мужчина с двумя детьми, да еще 40-летний… Какой итог мог быть у этой истории?
Статья об отце-одиночке вышла на Onlíner в начале 2021 года. Сразу после этого он почувствовал, что мир не без добрых людей.
— Было много звонков от читателей, привозили продукты, школьные принадлежности, одежду, — вспоминает Виталий. — Но самое главное, спустя несколько месяцев после публикации я нашел женщину, с которой готов связать свою дальнейшую жизнь. Это замечательный человек! Мы планируем в следующем году расписаться.
Многодетную семью из Минска восстановили в очереди на квартиру
А вот вам пятая история. В октябре Onlíner рассказал историю многодетной семьи Дикун из Минска. Летом у них случилась трагедия: внезапно умер отец. Утрата усугубилась проблемой с жильем: семья стояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и уже почти начала строить квартиру в Лошице. Через пару дней после смерти мужа вдове сообщили: семью будут снимать с очереди для многодетных.
— Муж умер — мы перестали быть нуждающимися? — удивлялась Анна Дикун.
Формальная причина: Анна не была зарегистрирована в Минске (муж и трое детей — да, в квартире родителей мужа). Женщина быстро прописалась у свекрови, но это не помогло: чиновники из районной администрации со ссылкой на Министерство жилищно-коммунального хозяйства все равно твердили, что прав на ту самую очередь у нее больше нет.
Городские чиновники ответили Onlíner в комментарии, что многодетная мама права. Мол, в Жилищном кодексе есть такое основание для сохранения очереди, оформленной на умершего: совместное проживание. А вот о том, что нужна исключительно регистрация, речи не идет.
После публикации дело стало двигаться быстрее. Да и Анна Дикун не опускала руки и стучалась куда только можно. И вот, из министерств стали приходить ответы, что местные власти могут самостоятельно принять решение по этому вопросу. В конце ноября очередь переоформили на многодетную маму, как и договор на строительство квартиры в УКС. И это победа.
Пенсионер, который судился с таможней, слетал в Турцию и по дороге домой встретил того инспектора
История номер шесть. Александр Рачковский летом заступил за линию зеленого коридора в Национальном аэропорту и лишился $61 тыс. Позже оказалось, что временно: городской суд в конце ноября отменил решение районного о конфискации незадекларированных денег. Не прошло и месяца, как ситуация вернулась в запланированное русло: Александр уже купил квартиру в Турции.
— Как проходила процедура возврата денег?
— Я позвонил на таможню — они просили подождать официального письма из суда. Примерно через 10 дней после решения документы пришли, и я поехал за деньгами. Их достали в том же опечатанном сейф-пакете, в котором упаковывали при мне. Все было спокойно — чего им волноваться? Я пересчитал одну стопку, а потом решил уходить. Когда выходил, пожелал каждому большой зарплаты.
Супруги Рачковские решительно вернулись к вопросу покупки квартиры в Турции для сдачи в аренду.
— Имел я в виду перелеты с наличными… Мы с женой на этот раз полетели пустыми. Перед этим открыл здесь счет, потом там — перевел через SWIFT деньги, необходимые для покупки. Это мне обошлось примерно в 170 белорусских рублей — совсем нестрашная ставка. Знал бы раньше, что так можно было…
Когда возвращались, при таможенном контроле встретился с девушкой, которая меня осматривала в июле и стала косвенной виновницей истории. Все-таки мы обрадовались друг другу. Думаю, она тоже переживала. Хотя в целом таможня людей встречает, конечно, не очень дружелюбно. Сразу подбегают и спрашивают: «Деньги есть?» Я кивнул на уже знакомую инспектора и говорю с улыбкой: «Она про меня все знает».
Квартиру будем сдавать в аренду через управляющую компанию. Рассчитываю, что она будет приносить от €300 до €700 в зависимости от месяца.
Наверняка не последнюю роль в благополучном финале сыграла огласка истории. Уже потом мы получили сразу несколько похожих рассказов — все они заканчивались конфискацией на уровне районных судов.
Мы не хотели бы, чтобы перечень таких вот замечательных историй иссяк. Если вы знаете о человеке или семье, которые оказались в беде и которым требуется помощь, обязательно напишите нам на почту dk@onliner.by. Верим (и небезосновательно!), что в следующем году подобных публикаций будет еще больше. Потому что у нас есть вы — неравнодушные, открытые, готовые прийти на помощь. Чудеса случаются. Счастливого вам Нового года!
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. dm@onliner.by