Характеристика насти из рассказа телеграмма паустовского

телеграмма краткое содержание и пересказ рассказа к. г. паустовского рассказ телеграмма константин георгиевич паустовский написал в 1946 году на

«Телеграмма» — краткое содержание и пересказ рассказа К. Г. Паустовского

Рассказ «Телеграмма» Константин Георгиевич Паустовский написал в 1946 году на основе реальных событий. В нём писатель раскрыл тему взаимоотношения детей и родителей.

Главные герои рассказа

  • Катерина Петровна — старая женщина, дочь известного художника, деликатная, скромная.
  • Настя — дочь Катерины Петровны. Это девушка увлечённая работой, делающая её от всего сердца, помогающая художникам и скульпторам. Но её сердце закрыто для самого родного человека — матери.

Другие персонажи

  • Тимофеев — молодой талантливый скульптор.
  • Манюшка — добрая девочка, помогавшая Катерине Петровне по хозяйству.
  • Тихон — сторож при пожарном сарае в селе Загорье, добрый человек.
  • Василий — почтальон в Заборье.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Мать скучала по дочери, но писала ей редко, понимая, что у Насти уже другие интересы. Когда Катерина Петровна слегла, сельчанин, который помогал ей, послал Насте телеграмму о том, что мать умирает.

Настя приехала на второй день после похорон и чувствовала на душе тяжесть и непоправимую вину перед матерью.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Старой женщине Катерине Петровне в октябрьское ненастье стало тоскливее. Она жила в селе Заборье одна в старом доме, который был построен её отцом. Когда художник от старости не смог уже писать картины, он приехал в родное село и стал заниматься садом. Сейчас дом находился под охраной областного музея, так как отец Катерины Петровны был известным художником. Что будет с домом, когда она умрёт, Катерина Петровна не знала.

Катерине Петровне помогала девочка Манюшка, дочь соседа. Она подметала полы, носила воду из колодца, ставила самовар. Разговаривала Катерина Петровна с Манюшкой шёпотом, так как не могла говорить громко из-за слабости.

Иногда к ней заходил Тихон, сторож при пожарном сарае, и рубил засохшие деревья в саду, пилил и колол их на дрова. Уходя, он каждый раз спрашивал, пишет ли Настя. Старая женщина молчала, а когда Тихон уходил, тихо плакала.

Её единственная дочь, Настя, жила в Ленинграде. Она не приезжала к матери уже 3 года. Катерина Петровна редко писала ей, так как понимала, что у дочери свои дела и поэтому лучше ей не мешать. Настя писем матери не писала, а только раз в 2–3 месяца посылала ей 200 рублей и писала на бланке почтового перевода о том, что совсем нет времени написать письмо.

В конце октября Катерина Петровна почувствовала, что зиму ей не пережить, написала об этом дочери и попросила приехать.

Настя работала в Союзе художников секретарём, работы у неё было много. Письмо матери она получила на службе и, не прочитав, положила в сумочку. Каждый раз, получая редкие письма от матери, Настя испытывала облегчение, так как они означали, что мать жива. Но одновременно появлялось беспокойство, словно письмо было укором.

После работы Настя пошла в мастерскую скульптора Тимофеева, чтобы потом доложить о том, как он живёт, правлению Союза. Скульптор жаловался на то, что в мастерской холодно и что вообще ему не дают развернуться.

Настя действительно почувствовала в его мастерской холод, и увидела скульптуру Гоголя. Ей показалось, что глаза писателя упрекали её, что письмо-то в сумочке не распечатанное.

Тимофеев пожаловался, что все хвалят его скульптуры, но выставки его работ не устраивают. Настя пошла к председателю Союза и настояла на том, что нужно устроить выставку работ Тимофеева.

Дома она прочла письмо и подумала, что сейчас ехать невозможно, так как нужно устраивать выставку Тимофеева. Через 2 недели выставка открылась. На её открытии седой художник поблагодарил Настю за то, что она проявила внимание и чуткость к незаслуженно забытому скульптору.

Курьерша из Союза принесла Насте телеграмму. В ней было написано: «Катя помирает. Тихон». Настя подумала, что эта телеграмма не ей, но заметила там слово «Заборье». Настя почувствовала чей-то пронзительный взгляд и увидела, что Гоголь смотрит на неё и усмехается, как бы говоря: «Эх, ты!» Она вышла с выставки и, сев на скамейку, заплакала. Настя поняла, что никто её так не любит, как мама, и заторопилась, чтобы попросить у неё прощения. В тот же вечер она поехала в Заборье.

Катерина Петровна из-за слабости не вставала уже десятый день. Манюшка шестые сутки ухаживала за ней и спала в её комнате.

Тихон принёс Катерине Ивановне телеграмму, которую он составил с почтальоном Василием, и сказал, что это от Насти. Когда Тихон прочитал, что будто Настя выехала, Катерина Петровна поняла, что телеграмму составила не Настя, а Тихон, и поблагодарила его за доброе слово.

Катерина Петровна умерла, Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она проплакала в доме всю ночь и на рассвете уехала из села, стараясь, чтобы никто её не увидел и не расспрашивал. Она чувствовала себя виноватой, и эту вину никто не смог бы с неё снять, кроме матери.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» раскрыты темы:

  • отношениям между родителями и детьми;
  • одинокая старость;
  • равнодушие и невнимательность детей к родителям;
  • муки совести.

Основная мысль (идея) рассказа «Телеграмма»: дети должны не забывать самых близких и родных людей — родителей. Нужно ценить тех, кто вас любит не за что-то, а просто за то, что вы есть.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Константин Паустовский — Телеграмма:
Краткое содержание

Село Заборье, пасмурный дождливый октябрь. В доме, построенном в родном селе ее отцом, известным петербургским художником, доживает Катерина Петровна. Дом с садом – «мемориальный», под охраной музея. Сгорбленная, маленькая старушка днями сидит на продавленном диванчике в холоде и пыли. Здоровье слабое, глаза плохо видят. Ей одиноко и скучно, не с кем вспомнить прошлое, Париж, искусство. Как живой, с ней один огонек керосиновой лампы. К ней ходит Манюшка, дочка сапожника, да сторож Тихон. Девчонка носит воду, прибирается, сторож рубит гнилые деревья в саду. Он помнит отца Катерины Петровны. Она дарит Манюшке перчатки, шляпу, перья страуса времен своей молодости. Все знают, что у старушки есть дочка Настя. Она секретарь Союза художников и живет в Ленинграде. И три года не была у мамы. Зато шлет ей почтой раз в 2-3 месяца перевод на 200 рублей. Катерина Петровна читает скупые слова к переводу: занята, на письмо времени нет. А от денег, кажется ей, пахнет дочкиными духами.

За весь год она вышла из дома только раз в том самом октябре. Показалось, что кто-то стучится в калитку сада. Но стоял там только «озябший» клен, посаженный еще юной Катериной. Жалко теперь на него смотреть. Той же ночью села за письмо «ненаглядной» дочке. Звала повидаться перед смертью, хоть на денек. Писала она Насте редко: у «молодых свои дела», «свое счастье», зачем мешать.

Настя (художники звали ее красавицей Сольвейг) весь рабочий день носила то письмо нераспечатанным. Пишет – «значит, жива». Заскочила в мастерскую молодого скульптора Тимофеева. У того жалоба на холод и равнодушие коллег. Настя обещает сделать выставку его скульптур. Ей самой нравится одна, где Гоголь, как живой. В этот раз он глядит на нее с упреком, будто знает про письмо. Через 2 недели выставка состоялась. Пока все благодарили Анастасию Семеновну за заботу и чуткость к талантам, ей подали в руку телеграмму. «Катя помирает. Тихон». Настя отогнала от себя страшную мысль. И опять на нее смотрел Гоголь: «Эх, ты!» После выставки Настя в слезах поняла: нет у нее «никого в жизни», никто ее так не любит, как мать. Успеет ли она попросить у нее прощенья?

Тем временем Тихон принес умирающей старушке телеграмму. Якобы от Насти. Но старушка поняла, что он просто хотел ее утешить: «Не надо, милый». Настя не едет, да и подпись обман: «твоя любящая дочь». Тихон учит Манюшку: «за добро плати добром». Умерла Катерина Петровна при Манюшке. На другой день ее хоронили. Посветлело, выпал снежок. За гробом шли старухи да дети. Подошла к гробу и новая учительница, «совсем еще девочка». У нее в городе точно такая же мать-старушка. Бабки объясняют: да, покойница была одинокая, хотя и дочка есть. Девушка целует мертвой руку. А за кладбищенской оградой – «любимая, чуть печальная, родная земля». Через пару дней, «крадучись», приехала Настя. Была на кладбище, плакала в пустом доме. И уехала, ни с кем не встретившись. Ей казалось, что люди не снимут с нее «непоправимой вины, невыносимой тяжести». Могла только Катерина Петровна, но ее уже нет.

Читательский дневник по рассказу «Телеграмма» Паустовского

Сюжет

Старая Катерина Петровна – дочь художника. Она живет на малой родине, в селе Заборье. Дочка Настя из города приезжала 3 года назад, деньги шлет, а писем не пишет. Сторож Тихон телеграммой зовет Настю к матери. А потом делает вид, что была ответная телеграмма: еду! Но Настя делает выставку скульптору. Старушка умирает в одиночестве. К похоронам Настя опоздала. Теперь ей стыдно за отношение к матери.

Отзыв

Смысл названия – в предупреждении всем нам, знак близкой беды. Обе телеграммы – от чужого, но неравнодушного человека. Тема родства, семьи, любви между родителями и взрослыми детьми, одиночества и чуткости. Все герои извлекли нравственные уроки. «Что имеем – не храним, потерявши – плачем»: это урок Насти. И чувство вины на всю жизнь. Она сочувствовала чужому человеку, а о матери забыла. А ведь через мать и деда она выбрала себе профессию. «Плати за добро добром»: урок Манюшки. Учительнице напомнили про ее мать. Она схожа с Настей: молода и уехала из дома. Но суета ее не затянула, она помнит, что в жизни главное. Образ родной земли, тоже одинокой матери. Ее детям скучно в селе, в местах, где жили предки. Старый клен – образ старого друга. Рассказ учит хранить в себе душевное тепло, делиться им, особенно с близкими, пока не поздно.

Краткое содержание К. Паустовский «Телеграмма»

kratkoe soderzhanie paustovskij telegramma main

Произведение Паустовского «Телеграмма» (краткое содержание) поможет познакомиться с основными персонажами и мыслью, которую автор хотел донести до читателя.

Информация будет полезна поступающим в вузы, школьникам, педагогам, а также родителям, которым не безразлично обучение ребенка.

Краткое описание персонажей

Героев повести можно разделить на главных и второстепенных персонажей. К главным (основным) героям относятся:

  • Катерина Петровна. Это мать Насти. Женщина преклонных лет, знает, что жить ей осталось немного.
  • Настя – дочь Катерины. Девочка выросла и уехала в город. Заботы и хлопоты мешают ей навещать мать. Ей даже некогда написать ей письмо. Не приезжала в родительский дом уже несколько лет.

Второстепенные герои помогают лучше раскрыть образы главных персонажей. Их характеристика также важна.

Автор знакомит читателя со следующими персонажами:

  • Тихон. Он сторожит пожарную часть, сарай.
  • Манюшка — дочка сапожника. Девочка навещает престарелую Катерину, помогает ей по хозяйству.

Характер героев раскрывается в произведении через их поступки и слова.

Важно! Чтения краткого содержания «Телеграммы» не всегда бывает достаточно. Настоятельно рекомендуем познакомиться с этой небольшой повестью в полном варианте.

Пересказ в тезисах

Повесть «Телеграмма» К. Паустовского в кратком содержании удастся выразить в тезисах. Это позволит освежить в памяти оригинал. Пересказ в таком случае будет выглядеть так:

  1. Болезнь Катерины: стало труднее вставать и видеть.
  2. Предчувствие скорой смерти.
  3. Описание Насти: письма матери были укором и облегчением одновременно.
  4. Телеграмма от Тихона: Катя помирает.
  5. Сборы дочери к матери: кассир помогла ей с билетами.
  6. Похороны Катерины: поцелуй молодой учительницы.
  7. Приезд Насти: никто не мог снять с души чувства вины.

Такой план рассказа позволит не потерять нить развивающегося сюжета и напомнит о событиях, происходящих в произведении.

Тем не менее, рекомендуем все же читать «Телеграмму» Константина Паустовского в полном варианте.

Краткое содержание рассказа

Краткое содержание произведения Паустовского поможет подготовиться к уроку. Оно также будет полезно при написании сочинений.

Действие первой главы начинается с описания осени. Это важно упомянуть при пересказе. Описание холодной, мрачной погоды позволяет понять, какое душевное состояние испытывала старая женщина.

Старуха болела, она знала, что доживает последние дни.

Краткое содержание К. Паустовский «Телеграмма»

Катерина страдала от одиночества, ей даже не с кем было поговорить

Но не это тяготило ее. Она страдала от одиночества. Катерине было не с кем поговорить. Старуху навещал лишь старый сторож Тихон, да дочка сапожника Манюшка.

Не было и дня, чтобы Катерина не вспоминала дочь Настю. Та выросла и покинула отчий дом, уехала в Ленинград. Дочь не приезжала к матери уже три года и даже не писала ей. Однако слала переводы. Этим самым Настя успокаивала свою совесть.

Катерина, предчувствуя скорую смерть, пишет Насте письмо с просьбой приехать. Настя в это время занята организацией выставки. Автор описывает, что письма мамы вызывали у дочери два чувства: облегчение (значит мать жива) и вину. Тем не менее, дочь не отложила дел и продолжила заниматься работой. Письмо Настя убирает в ящик стола. Читает его она не сразу. Хотя женщине и кажется, что даже Гоголь с портрета смотрит на нее с укором и просит прочесть послание.

Спустя две недели, во время проведения выставки, Насте приносят телеграмму от Тихона. Сторож сообщает ей о тяжелом состоянии матери. Женщина чувствует вину и понимает, скольким обязана матери. Она торопится на вокзал, но билетов нет. Насте помогает кассирша.

Затем описывается момент смерти Катерины. Тихон, чтобы утешить умирающую, сам пишет ей телеграмму от имени дочери, в которой сообщается о скором приезде Насти. Катерина облегченно вздыхает и умирает.

Во время похорон к телу покойной Катерине подходит учительница. Старуха напомнила ей собственную мать. Она наклоняется над гробом и целует покойницу.

Настя приехала только на вторые сутки после того, как покойницу погребли.

Она плачет всю ночь и покидает родную деревню так, чтобы ее никто не видел, как вор.

Ей стыдно, она чувствует, что никто не сможет снять это состояние, кроме матери. Но получить прощение уже невозможно.

Основная идея

Автор в произведении показывает, как люди не ценят время и близких. Повседневная суета не позволяет им уделять родным должное внимание.

Только когда близкие умирают, они понимают, что все остальное было неважным. Однако время назад вернуть нельзя.

Паустовский говорит о том, как важно успеть все делать вовремя. В противном случае этого уже не случится никогда. С чувством вины Насте придется жить всю жизнь, ведь прощение матери получить невозможно.

Нельзя утверждать, что автор осуждает Настю. Таково все поколение. Настя по-своему заботится о матери: отправляет ей деньги. Но родительнице важнее внимание, а этого ей дочь не дает.

Произведение написано в назидание, как урок, чтобы дети не забывали о своих родителях при их жизни. Дела останутся, а близкие могут покинуть нас навсегда. Это долг детей: не забывать тех, кто вырастил и воспитал их. Важно помнить и то, что такая же судьба может настигнуть самих детей в старости.

На чтение 20 мин. Просмотров 4 Опубликовано

О произведении

Рассказ «Телеграмма» Паустовский написал в 1946 году. В произведении автор раскрывает извечную для русской литературы проблему взаимоотношений родителей и детей. Описывая хмурые картины дождливой осени, Паустовский соотносит состояние природы с душевным состоянием Катерины Петровны.

На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Телеграммы», а также пройти по нему тест.

Главные герои

Катерина Петровнастарая женщина, доживающая свои последние дни в одиночестве; мать Насти.

Настядочь Катерины Петровны; уехав в Ленинград, очень редко навещала старенькую мать.

Другие персонажи

Тихонсторож пожарного сарая.

Манюшкадочь сапожника.

Краткое содержание

Октябрь был холодный, шли дожди. Катерине Петровне стало «труднее вставать по утрам и видеть все то же». Отец женщины был известным художником, он и построил этот дом в селе Заборье. Здесь Катерине Петровне не с кем было поговорить ни о картинах, ни об искусстве.

Каждый день к ней прибегала дочь соседа, колхозного сапожника, Манюшка и помогала женщине по хозяйству. Изредка заходил сторож при пожарном сарае – тощий рыжий Тихон, заставший еще время, когда этот дом строился.

Катерина Петровна каждый день думала о дочери Насте, которая жила сейчас в Ленинграде. Последний раз девушка приезжала три года назад. «Писем от Насти тоже не было», но раз в два-три месяца Катерина Петровна получала от нее перевод на двести рублей.

Как-то в конце октября кто-то постучал в калитку в саду, но там никого не оказалось. В ту же ночь женщина написала Насте письмо о том, что она не переживет эту зиму. Попросила приехать хотя бы на день.

Настя работала секретарем в Союзе художников. Художники звали Настю «Сольвейг»«за русые волосы и большие холодные глаза». Письмо она решила прочесть позже. Письма матери вызывали у нее, с одной стороны, «вздох облегчения: раз мать пишет — значит, жива», а с другой, становились «безмолвным укором».

Как раз в это время Настя занималась организацией выставки молодого скульптора. В его мастерской внимание девушки привлекла скульптура Гоголя, который насмешливо и с укором смотрел на нее, словно напоминая о нераспечатанном в сумочке письме.

Прочтя письмо матери, Настя тут же подумала о долгом пути, «неизбежных материнских слезах» и спрятала конверт в ящик письменного стола.

Через две недели выставка состоялась. Все поздравляли скульптора и благодарили Настю. Неожиданно курьер принесла девушке телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Настя сначала подумала, что телеграмма адресовалась не ей, но в бумажной ленте значилось «Заборье». Старый художник спросил у нее, что случилось. Девушка ответила, что «Это так… От одной знакомой». Неожиданно ей снова показалось, будто Гоголь смотрит на нее, говоря: «Эх, ты!».

Настя торопливо выбежала на улицу. Она поняла, что ее никто так не любил, «как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Девушка пошла к станции железных дорог. Билетов не было, но кассир помогла ей.

Катерина Петровна не вставала уже десять дней, ей было трудно дышать. Манюшка шестые сутки сидела возле женщины. Тихон, чтобы как-то утешить Катерину Петровну, сам написал телеграмму и сказал, что она от ее дочери: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Женщина поблагодарила его, повернулась к стене и как будто уснула – умерла.

На следующий день Катерину Петровну хоронили, собралось много людей. Когда гроб несли на кладбище, к ним подошла молодая учительница. Она вспомнила о своей матери и поцеловала умершую Катерину Петровну в руку.

Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Вернувшись домой, девушка проплакала всю ночь. «Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».

Конец.

Заключение

В рассказе «Телеграмма» образ Насти неоднозначен. Девушка не лишена сочувствия, она готова помогать другим. Однако по отношению к матери она не проявляла должной заботы. Стараясь отгородиться от всего, что происходило в Заборье, она пропустила и смерть родного человека.

Пересказ «Телеграммы» поможет быстро вспомнить сюжет рассказа, подготовиться к уроку литературы.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году был написан рассказ «Телеграмма»?</h3>

    • <label>1943;</label>
    • <label>1944;</label>
    • <label>1945;</label>
    • <label>1946.</label>

(новая вкладка)Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Константин Георгиевич Паустовский

Год написания: 1946

Жанр произведения: рассказ

Главные герои:Катерина Петровна, Настя, Тихон, Манюша

Вспомнить сюжетную линию поучительного произведения Константина Паустовского поможет краткое содержание рассказа «Телеграмма» для читательского дневника.

Сюжет

В забытой богом деревушке последние дни доживает Катерина Петровна. Она совсем слаба и плохо видит. Помогают ей односельчане сторож Тихон и Манюша.

Хотя у пожилой женщины есть взрослая самостоятельная дочь. Она живёт в Ленинграде, Настя много работает и редко вспоминает, что где-то по ней тоскует мать. Вместо писем, что обрадовали бы старушку, Настя присылает денежные переводы.

Понимая, что наступающих холодов ей не пережить, Катерина Петровна пишет дочери и просит навестить перед смертью. Но Настя всё откладывает поездку, погружаясь в проблемы окружающих её людей, никому не отказывая в помощи.

Тихон видя, что несчастная старушка совсем плоха, шлёт в Ленинград телеграмму, в которой сообщает, что мать Насти при смерти. Катерина Петровна умирает в тоске, вечно занятая дочь не успевает вовремя приехать. Проститься ей удаётся лишь с могильным холмиком.

Вывод (моё мнение)

Настя осознала, как была не права слишком поздно. С этим грузом ей предстоит прожить до конца дней.

Добавить в избранное

Год: 1946   Жанр: рассказ

Главные герои: Катерина Петровна, Настя, Тихон и Манюша

Содержание рассказа позволительно передать даже в нескольких предложениях: незамужняя женщина преклонного возраста проживает в дальнем тихом селе, в жилище, сооруженном еще ее родителем, великим живописцем. Женщина совершенно посторонняя для населения деревушки, у нее нет ни знакомых, ни друзей среди них. Необычайно, однако, у нее имеется дочка, которая периодически присылает матушке наличные средства и пишет ей краткие послания о том, как она занята и не может навестить ее.

Настает период, когда стареющая мама осознает, что ей никак не перенести надвигающуюся холодную суровую зиму, и она слагает дочке кричащее о помощи сообщение. Настя выезжает из города только спустя долго время после получения беспокойной телеграммы о близящейся кончине матери. Дочка никак не поспевает ни к кровати помирающей, ни к похоронам. Когда она прибывает в деревню, то ощущает самое ужасное в мире сожаление, которому никого в мире не пожелает.

Читать подробное краткое содержание Телеграммы Паустовского

Октябрь стоял на редкость прохладный и пасмурный. Тесовые кровли почернели. Запутанная зелень в саду полегла, и не был в состоянии доцвести и опасть единственный только небольшой подсолнух у забора. Над лугами тянулись из-за речки рыхловатые облака. Из них навязчиво рассыпался ливень. К деревне Заборье невозможно было проехать.

С каждым днем Катерине Петровне было тяжело подниматься с кровати наблюдать все ту же картину: комнатушки, в коем месте застоялся горьковатый аромат застоявшихся печей, запыленные газеты, потерявшие свой первоначальный цвет чашечки на столе, уже давно никак не вычищенный самовар и полотна на стенах. На них было просто невозможно ничего разобрать. Может быть, причина тому темное освещение, а может быть, в очах Катерины Петровны возникла темная влага. Старинный домик, в коем она доживала свое столетие, был создан ее родителем, знаменитым живописцем, и был под службой охраны районного музея. Всякий день к Катерине Петровне приходила дочка местного сапожника Манюшка и помогала по хозяйству.

Порой забегал Тихон, который не забывал, как папа Катерины Петровны создавал сей дом. Однажды перед началом зимы поздно ночью кто-то долго колотил в калитку. Екатерина Петровна пошла, взглянуть, однако там ни одной души не было. В эту же ночь она написала дочке извещение с пожеланием примчаться к ней как можно скорее. Настя, одна-единственная наследница Катерины Петровны, проживала в Ленинграде и очень редко ездила к матери.  Екатерина Петровна весьма нечасто писала Насте — никак не желала стеснять, однако задумывалась о ней регулярно.

Две недельки Настя копалась с устройством выставки. Через несколько дней курьерша принесла Насте телеграмму: «Екатерина умирает. Тихон». Настя убрала с глаз ее долой и вновь ощутила на себе порицательный взор Гоголя. В этот же вечерний час Настя отбыла в деревню. Катерина Петровна никак не выздоравливала уже долгое время и рядом ее поддерживали только единицы. Тихон пошел на почту, забрал свежую телеграмму, принес ее Катерине Петровне и встревоженно прочел: «Дожидайтесь, уехала. Остаюсь все время любящая дочь ваша Настя».

Екатерина Петровна принесла благодарности Тихону, отвернулась ото всех и сделала вид, что заснула. Умерла Катерина Петровна на следующий день. На кладбище поставили гроб, около свежей могилы, чтобы кто пришел смог попрощаться. Бабки раскланивались гробу, прикасались черными ручками до земли. Учительница приблизилась к гробу, нагнулась, поцеловала сухую и потерявшую жизненный цвет руку умершей. Затем стремительно распрямилась и начала двигаться к разваленной кирпичной ограде. Стояла она там долгое время, глядела, внимала, как за ее спиной переговаривались местные, как стучала по крышке гроба свежая холодная земля и далеко в области дворов голосили петушки – предвещали ясное и  зимнее спокойствие.

В деревню Настя прибыла только на второй день после проводов матери. Она застигла свежий могильный холм на кладбище и студеную глухую комнатку Катерины Петровны. В этой комнатке Настя проревела целую ночку, пока за окошками никак не засияла тусклая и тяжелая заря. Покинула Заборье она украдкой, чтобы ее ни один человек не заметил и ни о чем не допытывал. Ей казалось, что никто на свете, кроме собственной матери, не мог бы простить ее.

Оцените произведение: Голосов: 50

Читать краткое содержание Телеграмма. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Паустовский. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Телеграмма

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Белов Лад

    В центре повествования деревня с ее обычным укладом. Данные поселения мало отличаются друг от друга. В этой преобладают открытые просторы, чем наличие деревьев. На горизонте появляется мужичонка на телеге

  • Краткое содержание Синюшкин колодец Бажова

    Жил был парень Илья. На его участь выпала нелегкая доля, он схоронил всех своих родных. От его бабушки Лукерьи ему досталось в наследство полное решето перьев.

  • Краткое содержание Гарри Поттер и Принц-полукровка книги Роулинг

    Книга начинается с того, что бывший министр магии Фадж посещает министра магглов, представляет нового главу магического общества – Руфуса Скримджера

  • Краткое содержание Бесконечная книга (история) Михаэль Энде

    После смерти матери жизнь десятилетнего Бастиана Букса превратилась в сплошную тоску. В школе его допекают сверстники за неповоротливость и странность, отец занят своими переживаниям, а единственные друзья мальчика – книги о приключениях.

  • Краткое содержание Глупая история Зощенко

    В этом рассказе представлена, действительно, глупая история, но о её абсурдной причине читатель узнаёт в финале. Сначала она может показаться страшноватой и очень серьёзной.

Здесь даны основные сведения о рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этого рассказа.

Краткие сведения о произведении

Рассказ «Телеграмма» Константин Георгиевич Паустовский написал в 1946 году на основе реальных событий. В нём писатель раскрыл тему взаимоотношения детей и родителей.

Главные герои рассказа

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

Дочь Катерины Петровны жила и работала в Ленинграде и очень редко приезжала к старой матери, одиноко живущей в селе Заборье. Она была увлечена работой в Союзе художников, помогала устраивать выставки и конкурсы. Из-за загруженности она писала матери не письма, а только несколько строк на почтовых переводах, когда посылала ей деньги раз в 2–3 месяца.

Мать скучала по дочери, но писала ей редко, понимая, что у Насти уже другие интересы. Когда Катерина Петровна слегла, сельчанин, который помогал ей, послал Насте телеграмму о том, что мать умирает.

Настя приехала на второй день после похорон и чувствовала на душе тяжесть и непоправимую вину перед матерью.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Старой женщине Катерине Петровне в октябрьское ненастье стало тоскливее. Она жила в селе Заборье одна в старом доме, который был построен её отцом. Когда художник от старости не смог уже писать картины, он приехал в родное село и стал заниматься садом. Сейчас дом находился под охраной областного музея, так как отец Катерины Петровны был известным художником. Что будет с домом, когда она умрёт, Катерина Петровна не знала.

Катерине Петровне помогала девочка Манюшка, дочь соседа. Она подметала полы, носила воду из колодца, ставила самовар. Разговаривала Катерина Петровна с Манюшкой шёпотом, так как не могла говорить громко из-за слабости.

Иногда к ней заходил Тихон, сторож при пожарном сарае, и рубил засохшие деревья в саду, пилил и колол их на дрова. Уходя, он каждый раз спрашивал, пишет ли Настя. Старая женщина молчала, а когда Тихон уходил, тихо плакала.

Её единственная дочь, Настя, жила в Ленинграде. Она не приезжала к матери уже 3 года. Катерина Петровна редко писала ей, так как понимала, что у дочери свои дела и поэтому лучше ей не мешать. Настя писем матери не писала, а только раз в 2–3 месяца посылала ей 200 рублей и писала на бланке почтового перевода о том, что совсем нет времени написать письмо.

В конце октября Катерина Петровна почувствовала, что зиму ей не пережить, написала об этом дочери и попросила приехать.

Настя работала в Союзе художников секретарём, работы у неё было много. Письмо матери она получила на службе и, не прочитав, положила в сумочку. Каждый раз, получая редкие письма от матери, Настя испытывала облегчение, так как они означали, что мать жива. Но одновременно появлялось беспокойство, словно письмо было укором.

После работы Настя пошла в мастерскую скульптора Тимофеева, чтобы потом доложить о том, как он живёт, правлению Союза. Скульптор жаловался на то, что в мастерской холодно и что вообще ему не дают развернуться.

Настя действительно почувствовала в его мастерской холод, и увидела скульптуру Гоголя. Ей показалось, что глаза писателя упрекали её, что письмо-то в сумочке не распечатанное.

Тимофеев пожаловался, что все хвалят его скульптуры, но выставки его работ не устраивают. Настя пошла к председателю Союза и настояла на том, что нужно устроить выставку работ Тимофеева.

Дома она прочла письмо и подумала, что сейчас ехать невозможно, так как нужно устраивать выставку Тимофеева. Через 2 недели выставка открылась. На её открытии седой художник поблагодарил Настю за то, что она проявила внимание и чуткость к незаслуженно забытому скульптору.

Курьерша из Союза принесла Насте телеграмму. В ней было написано: «Катя помирает. Тихон». Настя подумала, что эта телеграмма не ей, но заметила там слово «Заборье». Настя почувствовала чей-то пронзительный взгляд и увидела, что Гоголь смотрит на неё и усмехается, как бы говоря: «Эх, ты!» Она вышла с выставки и, сев на скамейку, заплакала. Настя поняла, что никто её так не любит, как мама, и заторопилась, чтобы попросить у неё прощения. В тот же вечер она поехала в Заборье.

Катерина Петровна из-за слабости не вставала уже десятый день. Манюшка шестые сутки ухаживала за ней и спала в её комнате.

Тихон принёс Катерине Ивановне телеграмму, которую он составил с почтальоном Василием, и сказал, что это от Насти. Когда Тихон прочитал, что будто Настя выехала, Катерина Петровна поняла, что телеграмму составила не Настя, а Тихон, и поблагодарила его за доброе слово.

Катерина Петровна умерла, Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она проплакала в доме всю ночь и на рассвете уехала из села, стараясь, чтобы никто её не увидел и не расспрашивал. Она чувствовала себя виноватой, и эту вину никто не смог бы с неё снять, кроме матери.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» раскрыты темы:

Основная мысль (идея) рассказа «Телеграмма»: дети должны не забывать самых близких и родных людей — родителей. Нужно ценить тех, кто вас любит не за что-то, а просто за то, что вы есть.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«Страшная месть» — краткое содержание и пересказ по главам повести Н. В. Гоголя«Приключения Чиполлино» — краткое содержание и пересказ по главам сказки Д. Родари«Портрет» — краткое содержание и пересказ по частям повести Н. В. Гоголя«В людях» — краткое содержание и пересказ по главам повести М. Горького Жанр: рассказГлавные герои рассказа “Телеграмма” и их характеристика

  1. Катерина Петровна. Несчастная, больная старушка, живущая одна в старом доме.
  2. Анастасия Семеновна. Ее дочь. Секретарь Союза художников. Занятая, торопливая, суетливая. Забыла о матери.
  3. Тихон. Сторож. Старик.Добрый и отзывчивый.
  4. Манюшка. Дочь соседа.

План пересказа рассказа “Телеграмма”

  1. Осень
  2. Старый мемориальный дом
  3. Манюшка и Тихон
  4. Ночной стук
  5. Последнее письмо
  6. Настя и Трофимов
  7. Устройство выставки
  8. За чуткость и заботу
  9. Телеграмма
  10. Слезы на скамейке
  11. На вокзале
  12. Смерть Катерины Петровны
  13. Похороны
  14. Невыносимая вина.

Кратчайшее содержание рассказа “Телеграмма” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Катерина Петровна доживала век в большом доме своего отца, к ней забегала соседка и Тихон.
  2. Катерина Петровна поняла, что не переживет зимы, и послала Насте последнее письмо.
  3. Настя была очень занята, она устраивала выставку художнику Трофимову.
  4. На открытии выставки все благодарили Настю за доброту, а она получила телеграмму о скорой смерти матери.
  5. Настя поехала в Заборье, но мать уже умерла, и старики и ребятишки хоронили ее.
  6. Настя проплакала в пустой комнате всю ночь, и крадучись уехала из Заборья.

Главная мысль рассказа “Телеграмма” Нельзя забывать о своих родителях.Чему учит рассказ “Телеграмма” Рассказу учит любить и почитать своих родителей, заботиться о них. Навещать и писать письма родителям. Учит любви и состраданию, верности и добру. Учит правильно расставлять приоритеты. Учит дорожить своими близкими.Отзыв на рассказ “Телеграмма” Это очень трогательный рассказ о женщине, для которой забота о других людях стояла на первом месте, так как была ее работой. Но при этом она забыла о собственной матери. Она была чуткой к другим, но бесчувственной к маме. И она испытала огромнейшее раскаяние, когда не застала мать в живых. Это стало для нее важным уроком, но маму все равно не вернуть.Пословицы к рассказу “Телеграмма” Мать о детях беспокоится, а дети в степь смотрят. У матери дочь и в тридцать лет дочурка. У матери на все слез хватит. Родительское сердце в детях, а детское в камешке. Отца и матери на всю жизнь не хватит.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Телеграмма” Осень была холодной и дождливой. Дороги развезло и пастухи перестали гонять стадо. Катерина Петровна видела все хуже и только по памяти понимала где одна картина, а где другая. Она доживала свой век в доме, построенном ее отцом, известным художником. Дом был мемориальным, но что с ним станет после ее смерти, Катерина Петровна не знала. К старушке прибегала Манюшка, дочь соседа, приносила воды, мела полы. А Катерина Петровна дарила ей перчатки, страусиные перья, стеклярус. Манюшка шмыгала носом и обещала сдать подарки в утиль. Заходил к старушке Тихон, сторож, который еще помнил ее отца, и спрашивал про Настю, дочь Катерины Петровны. После ухода Тихона Катерина Петровна всегда плакала. Она знала, что Насте не до нее, что она живет в Ленинграде, и последний раз приезжала три года назад. Катерина Петровна старалась не мешать дочери и редко ей писала, а письма в ответ получала еще реже. Но раз в два-три месяца почтальон приносил ей перевод от Насти на 200 рублей и несколько строк текста. Однажды ночью Катерина Петровна услышала настойчивый стук и вышла к калитке. Она долго всматривалась в темноту, но там никого не было. Старушка зашла в дом и написала Насте письмо. Она писала, что эту зиму не переживет и умоляла дочь приехать, чтобы поглядеть на нее перед смертью. Настя получила письмо на работе и спрятала его в карман, решив прочитать после. Она работала в Союзе художников, устраивала выставки. Каждое письмо от матери было для нее и облегчением, еще жива, и укором. После работы Настя отправилась к художнику Трофимову, который показал ей скульптурный портрет Гоголя. Писатель с укором смотрел на Настю, напоминая ей про письмо матери. Настя пообещала помочь Трофимову, который жаловался, что его затирают и на холод в мастерской. Дома Настя прочитала письмо, но ехать было некогда. Две недели она устраивала выставку Трофимову и наконец та состоялась. Седой художник подошел к Насте и поблагодарил ее за чуткость и заботу. В это время Насте предали телеграмму. В ней было всего три слова: “Катя помирает. Тихон”. Настя не сразу поняла о чем речь. Ее хвали, выражали благодарность, и только Гоголь смотрел с немой укоризной. Настя встала и быстро ушла. Настя села на скамейке и заплакала. Она понимала, что больше не увидит маму. Она не понимала, как это могло случиться и бросилась на вокзал. Билетов не было, но кассирша, узнав в чем дело, помогла, и вот уже “Красная стрела” несла Настю в Заборье. Тихон пришел на почту, взял у телеграфиста телеграмму и поплелся к Катерине Петровне. Старушка не вставала десятый день, а Манюшка шестой день подряд дежурила у ее кровати. Тихон принес телеграмму и прочитал ее. Настя сообщала, что выехала и просила дождаться. Катерина Петровна поблагодарила Тихона за доброту, но не поверила. Она отвернулась к стене и умерла. Похоронили Катерину Петровну завтра. Гроб нес Тихон и еще четыре старичка. Собрались старики и ребятишки. По дороге к процессии присоединилась молодая учительница, которая еще никого не знала в Заборье. Она сказала, что старушка наверное была одинокой, и деревенские сказали, что дочь ее залетела высоко, в Ленинград. Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холмик и холодную комнату, в которой проплакала всю ночь. Уехала она утром, крадучись. Ей казалось, что никто кроме матери не сможет снять с нее невыносимой тяжести вины.Рисунки и иллюстрации к рассказу “Телеграмма”1.jpg

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/books/paustovskiy/telegramma
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/8-klass/1809-telegramma.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/paustovskij/telegramma
  • https://blmb.ru/telegramma-kratkoe-soderzhanie/
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2019/05/blog-post26.html

На чтение 24 мин. Просмотров 14 Опубликовано

Содержание:

История создания

Константин Георгиевич Паустовский написал рассказ «Телеграмма» в 1946 году, когда он уже обрёл широкую известность в родной стране и за рубежом. Зачатки этого рассказа присутствуют в его более ранних работах 1937 года — цикле «Летние дни» и повести «Мещёрская сторона», где говорится о непростой судьбе дочери знаменитого художника. Впоследствии это упоминание трансформировалось в самостоятельный полноценный рассказ.

В книге очерков и рассказов «Золотая роза», опубликованной в 1955 году, в главе «Зарубки на сердце» писатель рассказывает историю создания «Телеграммы» и говорит о реальных прототипах главных героев. Было время, когда он жил под Рязанью, в старом доме в усадьбе когда-то известного гравера Пожалостина. Дом привлекал его тишиной, уютом, гравюрами на стенах.

Дочь гравера, хозяйка дома Катерина Ивановна, была одинокой подслеповатой старушкой. Когда-то она жила в Париже, была знакома с Тургеневым, присутствовала на похоронах Гюго, и от этого нынешняя жизнь в деревне казалась ей ещё более тоскливой. Её молодая дочь Настя жила в Ленинграде и высылала ей только денежные переводы. Иногда к старушке забегала соседская девчонка Нюрка, чтобы помогать по дому.

Катерина Ивановна давала почитать писателю пожелтевшие отцовские письма, а также жаловалась ему на одинокую старость. Вскоре она тяжело заболела. Именно Паустовский выслал Насте в Ленинград телеграмму с этим печальным известием. Но девушка приехала в деревню лишь спустя три дня после похорон. Произошедшее так сильно повлияло на писателя, что он решил создать рассказ на основе этих событий.

Сюжет произведения тронул и знаменитую певицу и актрису Марлен Дитрих. Известно, что, прибыв на гастроли в Москву в 1964 году, в аэропорту она сразу же задала журналистам вопрос о Паустовском. Несмотря на то что Константин Георгиевич был тяжело болен, он, желая побывать на концерте певицы, в сопровождении врача прибыл в Дом литераторов, где проходило её выступление.

После концерта, узнав, что писатель в зале, Дитрих попросила его подняться на сцену и, когда он подошёл к ней, она встала перед ним на колени и прижала его руки к своему лицу, залитому слезами. Эта картина потрясла всех присутствующих. Позже Марлен призналась, что именно рассказ «Телеграмма» так сильно поразил её, что она считала своим долгом поблагодарить его автора и поцеловать его руки.

Краткое содержание

Пожилая женщина Катерина Петровна одиноко жила в старом доме в небольшой деревне Заборье. Октябрь выдался холодный, тесовые крыши почернели, везде было мрачно и неуютно. Старушке было всё тяжелее вставать по утрам.

Её отец был известным художником, который в своё время вернулся из Петербурга сюда, в своё родное село, построил здесь дом и стал жить в покое, ухаживая за садом, когда уже не мог писать картины из-за испортившегося зрения и дрожащих рук. Поэтому теперь дом считался «мемориальным», находился под охраной областного музея, повсюду на стенах висели потускневшие картины. Но в деревне Катерине Петровне не с кем было поговорить об искусстве, об отце, о своей молодости, когда она жила с отцом в Париже и даже видела похороны Виктора Гюго.

К ней заходила только соседская девчонка Манюшка, которая помогала по дому, приносила воду из колодца, ставила самовар, а старушка дарила ей всякие безделушки. Также заходил сторож при пожарном сарае Тихон, помнивший ещё самого художника и сохранивший к нему уважение.

Дочь Катерины Петровны, Настя, жила в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Старушка не жаловалась и не докучала ей письмами, понимая, что у молодых свои заботы и своя жизнь, но всё же думала о ней каждый день, тосковала, сидя на краешке продавленного дивана. Раз в два-три месяца от Насти приходили переводы на двести рублей, которые приносил весёлый почтальон Василий. Переводы сопровождались одним и тем же текстом о том, что у неё очень много дел.

Между тем старушке становилось совсем плохо: она чувствовала, что не переживёт эту зиму. Поэтому она в отчаянии отправила дочери письмо, прося приехать.

Настя работала секретарём в Союзе художников, занималась выставками и конкурсами. Получив письмо матери, она спрятала его в сумку, решив прочитать после работы. Ей предстояло посмотреть, как живёт молодой скульптор Тимофеев, чтобы сообщить об этом руководству Союза. Мастерская скульптора не отапливалась, он жаловался на то, что его ущемляют. Девушка решила, что нужно помочь ему, устроив выставку его работ. В его мастерской она полюбовалась на созданную им скульптуру Гоголя, и сверлящие гоголевские глаза, казалось, обвиняли её в том, что она не прочла материнское письмо.

Дома Настя всё-таки прочла его, но решила, что ехать в деревню некогда: сейчас и так слишком много проблем. После этого она две недели возилась с обустройством выставки Тимофеева. Тот имел непростой характер. Но всё же показ его работ удался на славу. Во время собрания художников и критиков Насте принесли телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Сначала она ничего не поняла, потом снова заметила на себе осуждающий взгляд скульптуры Гоголя. Уйдя с выставки и перечитывая телеграмму, она вдруг осознала, что никого роднее мамы у неё нет, никто больше не любил её так, как эта дряхлая старушка в скучном Заборье.

Плача, Настя хотела купить билеты на поезд, но их уже не было. К счастью, пожилая кассирша, узнав, что девушка хочет поехать к маме, помогла ей. Всю дорогу Насте казалось, что поезд едва тащится. Она боялась опоздать.

Вскоре она умерла, не дождавшись приезда дочери. Её хоронили на следующий день. На похоронах присутствовали чужие люди, но все они глубоко проникались состраданием к её судьбе. Молоденькая учительница, недавно приехавшая сюда работать и увидевшая похороны, поцеловала её высохшую руку, вспомнив о собственной матери, тоже оставшейся в одиночестве в областном городе.

Настя прибыла в Заборье на второй день после похорон. В доме старушки она плакала всю ночь, а под утро ей пришлось уезжать, крадучись, чтобы никто не заметил её и ни о чём не спрашивал. Она думала, что никто, кроме матери, больше не сможет избавить её от груза непоправимой вины и тяжести.

План для пересказа

Рассказ как бы условно поделён автором на три части: в первой из них можно увидеть жизнь старушки в деревне, во второй — жизнь её дочери в городе, в третьей же части происходят кульминация и осознание ошибок. Однако для удобства можно составить план для пересказа и таким образом:

  • Одинокая жизнь Катерины Петровны в Заборье.
  • Занятость Насти в Ленинграде.
  • Письмо матери.
  • Выставка.
  • Две телеграммы.
  • Слишком поздно: раскаяние Насти.

Главные герои

В произведении Паустовского «Телеграмма» и главные герои, и второстепенные в равной степени играют важную роль для сюжета, а поступки каждого из них заставляют о многом задуматься. Их характеристика:

  1. Катерина Петровна — сгорбленная, маленькая, сухонькая и слабая пожилая женщина, теряющая зрение и говорящая ослабевшим голосом. Дочь известного художника, которая провела молодость в Париже, а её жизнь, благодаря отцу, явно была связана с искусством. Она добра и щедра к окружающим — например, дарит Манюшке небольшие подарки, интеллигентна и понятлива. Её любовь к дочери огромна: она готова простить ей всё и не собирается ей навязываться, понимая, что «у молодых своя жизнь». Проблемы со здоровьем и одиночество заставляют её всё больше задумываться о будущем.
  2. Анастасия Семёновна — красивая молодая девушка, имеет русые волосы и большие холодные глаза, за что коллеги называли её Сольвейг. Работает секретарём в Союзе художников. Её нельзя назвать бездушной и чёрствой, она просто слишком предана своей профессии, в работе решительна и активна, и действительно очень занята, крутясь с бесконечными выставками и конкурсами.
  3. Тихон — сторож при пожарном сарае, тощий, рыжий. Был ещё мальчишкой, когда художник строил здесь усадьбу, но с тех пор сохранил уважение к нему, его дочери и его картинам, говоря про них: «Работа натуральная!». Искренний человек, с сочувствием и добротой относится к одинокой старушке, помогает ей по хозяйству, рубит дрова, спрашивает её о дочери. Телеграмма, которую он читает якобы от Насти, — символ рассказа, а его поступок можно назвать благородным порывом души.
  4. Манюшка — дочь соседа, колхозного сапожника, которая прибегает к старушке каждый день, чтобы помочь ей. Легкомысленная, но неравнодушная, добрая, работящая и сочувствующая.
  5. Тимофеев — талантливый, но ворчливый молодой скульптор, маленький, решительный и злой. Работает в тяжёлых условиях в холодной мастерской и считает, что он не оценён по достоинству, ему не дают развернуться. Имеет уязвлённую гордость, но рад, что Настя помогает устроить его выставку.
  6. Молодая учительница — застенчивая, сероглазая, совсем ещё девочка, приехавшая в Заборье и оставившая родную мать в областном городе. Она проникается видом похорон Катерины Петровны и выносит для себя важный урок.

Можно выделить ещё одного «персонажа», на протяжении рассказа выступающего в роли совести Насти. Это скульптура Гоголя, талантливо созданная Тимофеевым. Как известно, именно Гоголь обладал удивительной способностью словно бы видеть человека насквозь. Его взгляд насмешливый, а на виске бьётся тонкая склеротическая жилка. Он будто осуждает Настю. Именно через его взгляд автор передаёт собственное отношение к поступкам героини.

Анализ и смысл

Жанр «Телеграммы» Паустовского — рассказ, поскольку это текст небольшого объёма, имеется одна сюжетная линия и несколько героев, связанных развитием сюжета. Направление — реализм: автор показывает одну из сторон человеческой жизни такой, какая она есть. Повествование линейное: события идут одно за другим. Проблематика произведения:

  • тема одиночества;
  • всеобъемлющая материнская любовь;
  • вечная тема взаимоотношений «отцов и детей»;
  • тема «блудного сына».

Таким образом, проведя анализ «Телеграммы» Паустовского для читательского дневника, можно понять смысл произведения — важно помнить о своих близких, заботиться о них, говорить им тёплые слова, проводить с ними больше времени. К сожалению, за бесконечной суетой жизни, в погоне за карьерой, успехом, заработком многие люди забывают об этом. В результате они опаздывают сказать родным важные слова, обнять их, выразить свою любовь, как это случилось и с Настей.

Девушка наивно полагала, что, если она регулярно присылала матери деньги, то выполняла свой долг. Если получала от матери ответные письма, значит, та жива и всё хорошо. Настя была отзывчивой, но к чужим людям: она с жаром бросилась помогать скульптору Тимофееву, видя, в каких условиях он живёт, в каком холоде он работает. При этом она не думала о том, что её мать тоже живёт в холоде и забвении, что ей всё хуже с каждым днём. Она считала, что приехать к ней всегда успеется, но никак не могла собраться и бросить все дела. Это стало её роковой ошибкой.

Название «Телеграмма» тоже говорит о многом. Во-первых, оно отражает присутствие в тексте произведения двух телеграмм. Одну из них получила Настя, и она открыла ей глаза на то, что родители — это те, кто любит своих детей с самого рождения и на протяжении всей жизни, всегда их ждут. Она стала для девушки главным аргументом к отъезду. Вторую прочитал старушке Тихон от лица Насти, хотя истинной весточки от неё так и не было, что заставило сторожа пуститься на небольшой обман ради высокой цели.

Во-вторых, название говорит о том, что рассказ является телеграммой всем читателям: не забывайте своих близких.

Еще тесты

Читайте также

“Недоросль” – краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина”Ася” – краткое содержание ? повести И. Тургенева”Робинзон Крузо” – краткое содержание романа Д. Дефо”Фауст” – краткое содержание ? трагедии И. Гете

Константин Паустовский — один из величайших писателей советского времени. Его рассказ «Телеграмма» является известнейшим произведением автора. Он затрагивает такую важную тему, как взаимоотношения отцов и детей, ведь всего лишь одна телеграмма способна изменить жизнь героя до неузнаваемости.

Содержание

Смысл названия рассказа «Телеграмма»

Из одного единственного слова уже понятно, о чем идет речь в рассказе. Главная героиня — старушка, которая соскучилась по дочери. Та в свою очередь живет и работает в городе, редко вспоминая о ней. Телеграммы, которые она получает, откладываются в долгий ящик, просто потому, что времени прочитать их нет. Но разве так сложно прочесть строки, написанные самым родным человеком? Ведь не так много времени займет написать ответ хотя бы в пару строк. Пожилой женщине будет приятно прочесть хотя бы их. Но девушка все оттягивает этот момент, пока не становится слишком поздно.

Приходит новая телеграмма, в которой старый сторож оповещает девушку о смерти матери. Приехать она не успела — застала только свежую могилку. Теперь груз вины перед матерью будет лежать на девушке долгие годы. А ведь прочитав телеграмму от матери, в которой она наверняка жаловалась на здоровье, она смогла бы приехать, позаботиться о женщине и проводить ее в последний путь, попросив прощения. Рассказ действительно заставляет задуматься о людях, которые вырастили нас. Почему же они готовы были потратить столько времени и сил на то, чтобы мы стали людьми, а мы в итоге мы совершенно забываем о них?

Смысл произведения «Телеграмма»

В этом рассказе Паустовский поднимает не только проблему отцов и детей, но и многие другие, среди которых: равнодушие, одиночество. Хотя сама история о матери, которая скучает по единственному ребенку, очень проста, зато эмоции, которые вызывает чтение действительно искренние.

В начале нам показывают, как живет старушка Екатерина Петровна. Дом стар, построен еще ее отцом, за ней ухаживает соседская девочка и сторож. Потом мы узнаем о дочери героини Насте, которая переехала в город и теперь занимается важной работой. А в конце мы получаем довольно печальную развязку.

Также мы видим обилие природы в рассказе — все происходит осенью, когда природа печальна и готовится к своему увяданию. Такое же настроение прослеживается и у героев рассказа.

Есть ощущение, что старушка живет прошлым, вспоминая каждый раз дочь. Живя в этом месте, она постоянно мыслями уходит в прошедшие года, в которых нет места одиночеству. Вместе с закатами угасает и Екатерина Петровна. Она как лист на ветке, который вот-вот отделится от дерева и погибнет.

С Настей же более подробно. Мы знакомимся с ней во второй половине рассказа. Она является полной противоположностью матери — живет в большом городе, работает в союзе художников. Она редко вспоминает мать, ссылаясь на недостаток времени. Работа заставляет ее забыть о телеграммах, которые шлет мать. Она заботится о своем подопечном скульпторе больше, чем о собственной матери. Но автор не осуждает ее.

Ее ценности меняются, когда под гром аплодисментов в ее честь Настя с ужасом узнает о том, что мать умирает. В этот момент она забывает о работе, понимая, что вот-вот потеряет самого родного человека. Она тут же подрывается с места и спешит к маме, отправляя телеграмму о скором приезде. Но мать не смогла дождаться ее, хотя и обрадовалась, что дочь наконец-то будет здесь. У Насти получилось приехать только на второй день после похорон. В родной деревушке она встретила только могилу матери, и, осознавая, что опоздала, она проплакала почти целую ночь.

Смысл финала рассказа

Смысл финала довольно прост — делайте все вовремя. Настя очень жалела, что не смогла попрощаться с матерью по-человечески, а главное — попросить прощение. Работа никуда не денется, если навещать маму хотя бы раз в пару месяцев или писать хоть иногда о том, что все хорошо. Ведь любая весточка успокаивает сердце любящего родителя.

Это понял еще один персонаж — молодая учительница. Она стала свидетельницей похорон Екатерины Петровны, и тут же вспомнила о своей пожилой матери. Наверняка после всех событий она напишет ей или даже навестит старушку. Паустовский добивается такой же реакции и у своего читателя.

О произведении

Рассказ «Телеграмма» Паустовский написал в 1946 году. В произведении автор раскрывает извечную для русской литературы проблему взаимоотношений родителей и детей. Описывая хмурые картины дождливой осени, Паустовский соотносит состояние природы с душевным состоянием Катерины Петровны.

На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Телеграммы», а также пройти по нему тест.

Главные герои

Катерина Петровнастарая женщина, доживающая свои последние дни в одиночестве; мать Насти.

Настядочь Катерины Петровны; уехав в Ленинград, очень редко навещала старенькую мать.

Другие персонажи

Тихонсторож пожарного сарая.

Манюшкадочь сапожника.

Краткое содержание

Октябрь был холодный, шли дожди. Катерине Петровне стало «труднее вставать по утрам и видеть все то же». Отец женщины был известным художником, он и построил этот дом в селе Заборье. Здесь Катерине Петровне не с кем было поговорить ни о картинах, ни об искусстве.

Каждый день к ней прибегала дочь соседа, колхозного сапожника, Манюшка и помогала женщине по хозяйству. Изредка заходил сторож при пожарном сарае – тощий рыжий Тихон, заставший еще время, когда этот дом строился.

Катерина Петровна каждый день думала о дочери Насте, которая жила сейчас в Ленинграде. Последний раз девушка приезжала три года назад. «Писем от Насти тоже не было», но раз в два-три месяца Катерина Петровна получала от нее перевод на двести рублей.

Как-то в конце октября кто-то постучал в калитку в саду, но там никого не оказалось. В ту же ночь женщина написала Насте письмо о том, что она не переживет эту зиму. Попросила приехать хотя бы на день.

Настя работала секретарем в Союзе художников. Художники звали Настю «Сольвейг»«за русые волосы и большие холодные глаза». Письмо она решила прочесть позже. Письма матери вызывали у нее, с одной стороны, «вздох облегчения: раз мать пишет — значит, жива», а с другой, становились «безмолвным укором».

Как раз в это время Настя занималась организацией выставки молодого скульптора. В его мастерской внимание девушки привлекла скульптура Гоголя, который насмешливо и с укором смотрел на нее, словно напоминая о нераспечатанном в сумочке письме.

Прочтя письмо матери, Настя тут же подумала о долгом пути, «неизбежных материнских слезах» и спрятала конверт в ящик письменного стола.

Через две недели выставка состоялась. Все поздравляли скульптора и благодарили Настю. Неожиданно курьер принесла девушке телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Настя сначала подумала, что телеграмма адресовалась не ей, но в бумажной ленте значилось «Заборье». Старый художник спросил у нее, что случилось. Девушка ответила, что «Это так… От одной знакомой». Неожиданно ей снова показалось, будто Гоголь смотрит на нее, говоря: «Эх, ты!».

Настя торопливо выбежала на улицу. Она поняла, что ее никто так не любил, «как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Девушка пошла к станции железных дорог. Билетов не было, но кассир помогла ей.

Катерина Петровна не вставала уже десять дней, ей было трудно дышать. Манюшка шестые сутки сидела возле женщины. Тихон, чтобы как-то утешить Катерину Петровну, сам написал телеграмму и сказал, что она от ее дочери: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Женщина поблагодарила его, повернулась к стене и как будто уснула – умерла.

На следующий день Катерину Петровну хоронили, собралось много людей. Когда гроб несли на кладбище, к ним подошла молодая учительница. Она вспомнила о своей матери и поцеловала умершую Катерину Петровну в руку.

Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Вернувшись домой, девушка проплакала всю ночь. «Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».

Конец.

Заключение

В рассказе «Телеграмма» образ Насти неоднозначен. Девушка не лишена сочувствия, она готова помогать другим. Однако по отношению к матери она не проявляла должной заботы. Стараясь отгородиться от всего, что происходило в Заборье, она пропустила и смерть родного человека.

Пересказ «Телеграммы» поможет быстро вспомнить сюжет рассказа, подготовиться к уроку литературы.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году был написан рассказ «Телеграмма»?</h3>

    • <label>1943;</label>
    • <label>1944;</label>
    • <label>1945;</label>
    • <label>1946.</label>

(новая вкладка)

«Телеграмма» — произведение, написанное Паустовским. В Википедии можно подробнее узнать об авторе и его творчестве.

Вы можете прочитать «Телеграмму» онлайн на Брифли. Или обратиться к её краткому пересказу.

Паустовский обращается к теме «отцов и детей», что, безусловно, не оставит читателя безразличным. Проблема актуальная, острая, свойственна каждому, у кого есть или была семья. Краткое содержание «Телеграммы» Паустовского позволит проникнуться теми переживаниями, что заложил в неё автор, почерпнув основную идею.

Оглавление:

А также познакомиться с героями и понять причины их поступков. Для полноты картины при необходимости лучше, конечно, ознакомиться с текстом целиком. Он занимает всего двенадцать машинописных страниц.

Это интересно: чем архаизмы отличаются от историзмов?

Анализ произведения «Телеграмма»

Структура

Рассказ перед нами или повесть? «Телеграмма» Паустовского — короткий рассказ. Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:

  1. О матери
  2. О дочери
  3. Тревожная весть
  4. Трагичная развязка
  5. Итог.

Первая часть — представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть — знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент — зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни. Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв, не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой. И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.

О чём сюжет: короткое содержание

Читайте краткое содержание и узнаете что: Катерина Петровна доживает свой век в удалённой от города деревушке. Её дом был построен ещё дедом, талантливым художником. Женщина малообщительна и практически не имеет контактов с односельчанами, но у неё есть дочь, занимающаяся важной работой и высылающая матери денег. В какой-то момент Катерина Петровна понимает, что смертельно больна и хочет повидаться с дочерью напоследок, в чём и просит её в телеграмме. Однако Настя не принимает письмо всерьёз и выезжает спустя две недели, когда узнаёт, что смерть матери не за горами. Девушка опаздывает на похороны и испытывает горечь, запоздалое раскаяние за свою медлительность.

Герои рассказа

Всех героев можно поделить на группы:

  • главные действующие: мать Катерина, дочь Настя
  • второстепенные действующие. В деревне: пожилой сторож Тихон, соседка девочка Манюшка. У Насти: скульптор Тимофеев.
  • Третьестепенные действующие лица — жители деревни на похоронах. Почтарь, учительница и т.д.
  • недействующие: отец Катерины Петровны, художник. Здесь можно выделить и скульптуру Гоголя — она говорит в сознании Насти голосом совести. Тем самым через неё читатель знакомится с авторской позиции произведения.

Главные герои в «Телеграмме»

Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.

Но в деревне она никому не нужна, ей не с кем обмолвиться словом. У женщины шикарный гардероб дворянки, небывалая там роскошь. Тем не менее находятся небезразличные знакомые, которые навещают старушку. Среди них и сторож Тихон, и девочка, и почтальон. Катерина Петровна ждёт участия только от одного человека — своей дочери. Та присылает ей скупые отписки, ссылаясь на занятость. Мать и боится лишний раз потревожить своими телеграммами, лишь единожды не выдержав и отправив её первой. Когда находится при смерти.

Настя — неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.

Роль Тихона

Тихон — работяга, малограмотный, но искренний и отзывчив душой к чужим бедам. Он — сторож в доме умирающей женщины. В его сердце ещё живы воспоминания об отце Катерины Петровны, Тихон уважает и её саму, как образованную и вежливую даму. Он проникается её бедой и составляет ответное письмо якобы от дочери. Несмотря на то, что обман был понят женщиной, старушка поблагодарила Тихона за участие. А сам его поступок можно считать бескорыстным порывом души, светлой и доброй. Его телеграмма — символ рассказа.

Вместо заключения

Настя раскаивается, да поздно. Из деревни уезжает в слезах, ей стыдно. Паустовский не даёт конкретной оценки поведению девушки. Но через скульптуру Гоголя как бы передаёт зов совести и разума. Настя чувствует на себе, как была неправа, как опрометчиво поступила, откладывая последнюю встречу с матерью.

В результате читатель понимает, что дочь, какой бы чёрствой ни казалась, всё же пробудилась и признала свою вину, пусть и тяжёлым крестом станет для неё теперь эта ошибка. Всё-таки рассказ несёт в себе светлую мысль и даёт возможность учиться на чужих ошибках. Любить и беречь своих родителей, пока те живы, а не думать только об эгоистичных желаниях.

Читайте короткое произведение Паустовского и делайте собственные выводы.

Отзывы и комментарии

Это интересно

  • О книгопечатании на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
  • Значение Английской буржуазной революции 17 века — последствия для всего мира
  • Леонардо да Винчи: биография, творчество, изобретения и интересные факты
  • Русский этнограф и великий путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай
  • Кто такой Джеймс Кук и каковы его основные открытия?

avatar.png

1 год назад10 ответов:

Очень драматичный рассказ Паустовского, где оголено одиночество стариков, о которых забывают дети, прячущиеся за огромными делами, которыми они обременены в своей городской жизни…

Это рассказ служит ярким примером того, как многие из нас, считают своим выполненным сыновне-дочерним долгом – отправку энной суммы денег своим престарелым родителям, забывая о том, что им (папам и мамам) гораздо важнее – лишний раз посмотреть на нас, чмокнуть нас в макушку или обнять. Рассказ говорит о том, что часто мы оказываемся более чуткими по отношению к чужим людям, а близкие остаются брошенными…

В своем произведении автор пытается донести до каждого из нас мысль о том, что надо находить в себе “ресурсы” заботы и чуткости, как к окружающим людям, так и к родным, ибо чувство непоправимой вины, словами К.Паустовского, невыносимо тяжело!

Рассказ “Телеграмма” очень печальный, глубокий и поучительный, поскольку в нем раскрывается тема отношений между родителями и детьми. Одинокая пожилая женщина Катерина Петровна живет в Заборье, а её дочь Настя – в Ленинграде. Но дочь занята своими делами, а о матери хотя и помнит, но приезжает крайне редко. А Катерина Петровна ждет и надеется на чудо: дочь приедет и они вместе пробудут хотя бы денек.

Катерина Петровна заболела и через десять дней скончалась, а Настя не успела на её похороны. За будничными делами она забыла о письме матери, в котором она просила её навестить. Настя сожалеет о том, что не попрощалась с матерью, но изменить уже ничего нельзя.

Главная мысль рассказа Паустовского состоит в том, что нужно всегда помнить о своих самых родных людях. И пока они живы нужно давать им нашу заботу и внимание, особенно когда они слабеют и остро нуждаются в нашей помощи.

tLrrVw3XH6jjSGtcSZu5sP9dO5o1VXr.jpg

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/telegramma-paustovskogo.html
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-rasskaza-telegramma-paustovskogo/
  • https://obrazovaka.ru/books/paustovskiy/telegramma
  • https://obrazovanie.guru/literatura/paustovskij-telegramma-kratkoe-soderzhanie-rasskaza.html
  • https://otvet.ws/questions/2508865-v-chjom-sut-rasskaza-paustovskogo-telegramma.html

  • Характеристика митрофанова из рассказа недоросль
  • Характеристика насти из рассказа барышня крестьянка
  • Характеристика мороза ивановича 3 класс из сказки мороз иванович
  • Характеристика остапа из рассказа тарас бульба
  • Характеристика младшего брата из сказки летучий корабль