Характеристика муму из сказки муму

При изучении рассказа муму главные герои заслуживают особого внимания. ученикам 5 класса нужно детально изучить характеристики каждого персонажа. эта информация

При изучении рассказа Муму главные герои заслуживают особого внимания. Ученикам 5 класса нужно детально изучить характеристики каждого персонажа. Эта информация обязательно пригодится при написании сочинения по этому интересному произведению. Также данные сведения стоит занести в читательский дневник.

Тургенев: Муму главные герои

В произведении Муму главные герои и главная мысль тесно связаны друг с другом. Изучив характеристики каждого персонажа получится понять суть этого рассказа и написать по нему развернутое сочинение.

Герасим

Изучая главных героев Муму и их характеристику, особое внимание следует уделить именно Герасиму. Это имя главного героя Муму. Герасим – малообщительный мужчина среднего возраста с достаточно сложным характером. Обусловлено это тем, что он с самого рождения поражен страшным недугом. Мужчина глухонемой.

Герасим – главный герой Муму. Это характерный богатырь. Он обладает внушительной силой, очень усердный и трудолюбивый. Мужчина сильно привязан к совей родной земле, но барыня его заставляет жить в ненавистном и весьма непонятном для простолюдина городе.

Главный герой рассказа Муму Герасим отличается покладистостью и спокойствием. Правда, после всех тех несчастий, которые с ним происходят из-за барыни, он все-таки решается на бунт.

Герасим общается с людьми исключительно с помощью жестов. Он живет в каморке и никого туда не пускает. По этой причине другая прислуга его несколько побаивается. При этом дворник превосходно справляется со своими обязанностями, добросовестно выполняет работу. Ему известны и собственные права. Мужчина довольно суровый и серьезный, на дух не переносит пьяниц.

В какой-то момент он находит в воде крошечного щенка, которого называет Муму. Мужчина ухаживает за собакой, привязывается к ней. Правда, он настолько боится свою хозяйку, что не может ослушаться и сам убивает своего питомца.

Барыня

Барыня также является главным героем Муму, но отрицательным. Это весьма упрямая, невероятно капризная и своенравная женщина. Характер у этого главного героя Муму нельзя назвать спокойным. У старухи резко меняется настроение. Именно ее прихоти и привели к трагическому повороту событий.

Несмотря на все это, женщина хозяйственная и очень требовательная. Она превосходно справляется с огромным домом. Основной же чертой ее характера считается стремление вершить судьбы других людей, которые ей подвластны. Она сгубила немало судеб, проявляя явную деспотичность.

Старуха является зажиточной помещицей. Ее супруг давно скончался, она живет в уединении и покидает родные пенаты крайне редко. У нее есть дочери. Но они уже довольно давно создали свои семьи и проживают вдали от старухи. Также у барыни есть сыновья. Они служат где-то на территории Петербурга.

МуМу

Говоря о том, как звали главного героя, не сложно понять, что именно в честь него и названо произведение. Речь идет об очень преданной и невероятно ласковой собаке породы спаниель, которую Герасим спас от смерти. Она очень добрая и вызывает явную симпатию.

Все, кто живет во дворе, очень любят эту собачку. Муму позволяет им себя гладить, но при этом остается преданной лишь своему хозяину. Она опасается и проявляет явную неприязнь лишь к главной героине рассказа Муму, а именно барыне. Когда собака попадается ей на глаза и не хочет подчиняться, то вызывает у старухи гнев. Она приказывает немому Герасиму утопить Муму. Как раз эти события и оказали влияние на судьбу мужчины. Ведь эта собачка привнесла в его монотонную жизнь некую радость.

Второстепенные герои повести

Изучив кратко главных героев Муму, нужно уделить внимание и второстепенным персонажам. Они в данном произведении также имеют немаловажное значение. Ведь находятся в постоянном контакте с главными героями произведения Тургенева Муму.

Татьяна

Татьяна работает прачкой. Она очень бедная, но при этом весьма безответственная. Ей приходится терпеть постоянные издевательства и явные унижения. К ней очень сильно привязался Герасим. Именно он начал проявлять заботу о ней.

Правда, барыня распорядилась ее судьбой несколько иначе. Она заставила Татьяну связать себя узами брака с пьяницей Капитоном. При этом жизнь девушки, которая и раньше не приносила никакой радости, становится еще более печальной. Ее судьба оказывается окончательно погублена.

Гаврила

Гаврила служит у старухи дворецким. Это достаточно простой мужчина. Правда, он может пойти на различные хитрости, лишь бы получить определенную выгоду. Мужичок по своей натуре не злобный. Не смотря же на это, он способен пойти даже на подлость, чтобы угодить деспотичной старухе.

Как раз по его вине барыня вмешивается в отношения между Герасимом и Татьяной. Гаврила отдает приказ, чтобы немой дворник расправился со своим питомцем. В таких поступках отчетливо просматриваются негативные черты данного персонажа. Поэтому назвать его положительным героем нельзя.

Капитон

Капитон также служит при дворе у старухи. Он работает башмачником и явно злоупотребляет алкоголем. В молодости же Капитон был весьма неглуп и получил образование. В дальнейшем же попросту спился.

Деспотичная старуха пытается направить его на верный путь и с этой целью заставляет насильно жениться на Татьяне. Правда, после этого в жизни башмачника ничего не меняется. Он начинает употреблять алкоголь в еще большем количестве. Тогда барыня решает избавиться от него и заставляет уехать вместе с новоиспеченной супругой в деревню. По сути, она отправляет их на явную гибель. Правда, это мало волнует деспотичную особу.

Узнав, какими характеристиками обладают главные и второстепенные герои Муму, понять суть этого произведения и написать по нем сочинение будет существенно проще. Причем внимания в данном случае заслуживают все без исключения персонажи. В противном случае оценить весь трагизм сложившейся ситуации и понять, что привело к такому повороту событий, попросту не получится.

Технологическая
карта урока   литературы

                                    Технологическая карта урока

Класс: 5класс

Учитель:
Атаева Альбина Лазарьевна.

УМК: Литературв 5
класс.
Авторы учебника: В.П.Полухина, 
В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин

Учебный предмет: Литература

Тип урока: урок
освоения новых знаний

И.С. Тургенев
«Муму».  Авторская позиция и способы её выражения.

Цели: 1. Деятельностная

1.     создание условий для усвоения темы;.

2.     создание ситуации успеха:

3.      развитие готовности мышления к осознанию и
усвоению новых способов деятельности;

4.      обучение индивидуальной рефлексии достижения
цели;

5.      развитие навыков самоконтроля;

6.       развитие схематического мышления. развитие
критического мышления, развитие мыслительных операций: синтез, анализ,
обобщение

        
   2. Содержательная

1. знать
особенности содержания произведения; уметь охарактеризовывать
литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы,
рассуждать, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
произведению.
                                                                                            
        

2.Включить такие
вопросы теории литературы в процесс рассмотрения произведения: персонаж, тема,
идея, сюжет.

3.Определить
авторскую позицию
                                                                                                            
                         

4. Дать
нравственную и эстетическую оценку произведению.

Этапы
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

                 
УУД

1.Этап
мотивации

Цель
этапа:

мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему

диалогу
на основе личностного

жизненного
опыта, побуждение эмоциональных переживаний.

Добрый
день, дети. Работа по смайликам

                   
Самоопределение

1)
Регулятивные:


волевая саморегуляция;

2)
Личностные:


смыслообразование (Я должен посмотреть…)

3)
Коммуникативные:


планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II.
Актуализация знаний

Цель
этапа:
контроль
качества выполнения домашнего задания, оценка первичной интерпретации
произведения.

Ваше
впечатление о прочитанном произведении. Краткий пересказ текста по плану

план пересказа
1. Герасим в Москве.

2. Любовь к Татьяне.

3. Отъезд Татьяны и Капитона.

4. Спасение щенка из прибрежной тины.

5. Самый счастливый год в жизни Герасима.

6. Муму в покоях хозяйки.

7. Ненависть
и враждебность барыни-«причудливой старухи».

8.
Исчезновение Муму.

9.
Попытка Герасима спрятать Муму.

10.
Усердие дворни в уничтожении Муму.

11.
Атака каморки Герасима.

12.
Решение Герасима умертвить Муму.

13.
Часы прощания с Муму. Гибель собаки.

14.
Дорога домой.

15.
Вновь в родных местах

Отвечают.
на вопросы, слушают ответы одноклассников

Л-2 личностные:
используют
для решения познавательных и коммуникативных задач словарь

П-2 познавательные:умение
самостоятельно организовчвать собственную деятельность.

Р4регулятивные:понимание
авторской позиции и своё отношение к ней

III.
Проблемное объяснение нового знания

 Цель
этапа:

Побудительная, контактная деятельность учителя. Управление общением.
Постановка проблемных вопросов, организация проблемных ситуаций.

 Организует работу с текстом., характеристика
героя.

Можно ли этот год жизни героя назвать счастливым? В
чем заключалось счастье героя?

момента отъезда Татьяны и появления Муму
никаких особых событий не произошло. Герасим спокойно работал, заботился о
беззащитном щенке, испытывал радость от привязанности к нему Муму, чувствовал
ответственность за свою любимицу. Все это и составляло счастье Герасима: быть
кому-то нужным и заботиться о ком-то.)

Слушают

Отвечают
на вопросы, слушают ответы

Познавательные:умение
самостоятельно организовчвать собственную деятельность, оценивать её.

Коммуникативные:умение
отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

 Личностные:
используют
для решения познавательных и коммуникативных задач словарь

Предметные:
 умение понимать
и формулировать тему  литературного произведения,
владение
элементарной литературоведческой терминологией

IV.
Первичное закрепление Цель этапа:
обогащение,
преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение
эмоциональных переживаний. Постановка проблемных вопросов.

Беседа о прочитанном с
элементами выборочного чтения.

Вопросы:

– Чем можно объяснить желание барыни пообщаться с
Муму у себя в покоях?
(Скука. Очередной
каприз. Даже собака, видимо, по мнению барыни, должна подчиняться ей.)

– Можно ли утверждать, что неумение общаться с
животным, естественная реакция собаки на незнакомых людей вызвали у капризной
дамы ненависть и враждебность к Муму? В чем это выразилось?

– Что произошло с Муму после того, как она
побывала в «гостях» у барыни?
(Дворецкий шепотом
отдал «неизвестный» приказ Степану, после чего Степан продал Муму в Охотном
ряду.)

– Почему Герасим испытывает сильное беспокойство с
момента исчезновения собаки? Что не учел герой, пряча свою любимицу?

– Почему, говоря о Герасиме, писатель называет его
«великаном», а всю челядь – «людишками»?

Чтение
от слов
«вдруг дверь каморки распахнулась – вся
челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы» до слов «он казался каким-то
великаном перед ними».

– Почему Тургенев подчеркивает положение героев:
челядь – внизу, Герасим – наверху?
(Этот
прием не случаен. Духовно и нравственно Герасим выше всех этих «мелких
людишек», боящихся его. Желая жить спокойно, чтобы ничто не вызывало даже
малейшего раздражения хозяйки и не отражалось на дворовых, челядь сама
приговорила Муму к смерти.)

– Чем отличается Герасим от дворовых людей? («Слово»
Герасима – кремень. Это знают все «людишки». Обещания не расходятся с делами.
В этом еще одно достоинство «великана».)

– Что больше всего в этой истории неприятно волнует
барыню, возможно, заставляет ее страдать нравственно?
(Барыня
недоумевает: почему собачка так дружна с глухонемым работником и посмела
оскалиться на саму хозяйку? Дожив до преклонных лет, старуха не осознавала,
что только лаской, любовью, заботой, вниманием можно заслужить любовь и
уважение животного, но никак не приказом. А когда вдруг к ней приходит
понимание этого, появляется и чувство неприязни, обиженности на всех
окружающих.)

– Почему Герасим, увозя навсегда Муму, надевает
праздничный сюртук, вычесывает Муму, кормит ее мясными щами?

– Прав ли писатель, называя Герасима самым
замечательным человеком среди дворни?

– В какой момент Герасим принимает решение
возвратиться к себе в деревню: до или после гибели Муму?
(Уход
из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным
действиям героя.)

– Что изменилось в поведении и характере Герасима за
три года жизни в Москве?
(В финале повести перед
читателями предстает духовно свободный человек. Немой Герасим – символ
«немого» русского крестьянства. Его самостоятельный и решительный поступок
(уход в родные места) можно считать своеобразным протестом против
крепостничества.)

– Можно ли сказать, что автор радуется за своего
героя?

Чтение
от слов
«Герасим не мог их слышать…» до слов
«видел в небе несчетные звезды…».

И. С. Тургеневу удалось показать в повести тяжесть
крепостного гнета, беспомощность подневольных людей, их лакейство, а также
(на примере Герасима) другой тип людей, желающих жить самостоятельно, не
умеющих пресмыкаться.

 читают,
 работают с текстом, слушают

  Коммуникативные:
осмысленное
чтение и адекватное восприятие планирование учебного сотрудничества
со  сверстниками;

Предметные:
 умение понимать
и формулировать тему  литературного произведения,
владение
элементарной литературоведческой терминологией

 Ккоммуникативные:умение
отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Личностные:
используют
для решения познавательных и коммуникативных задач словарь

Физкультминутка

Проводит
физминутку

Выполняют
физминутку

личностные:
осознание
важности физического здоровья

V. Этап
включения в систему знаний и повторения Цель этапа:

развивать
умение делать вывод из анализа текста, развитие навыков самоконтроля;

Просмотр
презентации

Работа
в группах. (Обобщение по теме.)

Словесное
рисование

Какими вы представляете себе Герасима, барыню, Татьяну

Составляют
 кластер

Отвечают
на вопросы , смотрят презентацию

 коммуникативные:
осмысленное
чтение и адекватное восприятие планирование учебного сотрудничества
со  сверстниками;

умение
отвечать на вопросы по прочитанному тексту

6 . Этап
рефлексии учебной деятельности на уроке Цель этапа
:
рефлексия, оценка интерпретаций произведения, постановка проблемных вопросов,
объяснение домашнего задания.

 Организует
работу по рефлексивному  экрану

ДЗ.
подготовить сообщение по теме «Тургенев – мастер портрета и пейзажа» (по
рассказу «Муму»); подумать, какой можно дать отзыв об этом произведении.

Выполняют
работу

Отвечают
на вопросы.

Записывают
домашнее задание.

регулятивные:
оценивают свою работу.

коммуникативные: строят
небольшие монологические высказывания

Приложение  Работа в группах.

Карточка № 1

• 
Расскажите: о детстве И. С. Тургенева;

                           
самовластии Варвары Петровны;

                       
прототипе дворника Герасима.

Карточка № 2

• 
Какими чертами характера наделил автор своего героя?

• 
Как писатель характеризует отношения Герасима с дворовыми людьми?

Карточка № 3

•  Расскажите
о взаимоотношениях героев:

   
Герасим и Татьяна;

    
          Герасим и дворня;

 
            Герасим и
барыня.

Карточка № 4

• 
История с Муму. Почему в повести эпизод находки Муму следует сразу же за
эпизодом прощания с Татьяной?

Карточка № 5

• 
Дайте характеристику Герасиму.

• 
Можно ли считать его поступок протестом против гнета крепостничества?

Карточка № 6


 Почему И. С. Тургенев назвал рассказ не «Герасим», а «Муму»?

• 
Чему вас научил этот рассказ?

• 
Как сегодня можно бороться с самим собой, чтобы не стать «лакеем»?

Муму анализ позволяет глубже проникнуться столь значимой темой и рассмотреть иные смыслы, затронутые автором произведения.

Краткий анализ «Муму»

  • Год создания и публикации: 1852 год.

  • Направления: реализм.

  • Жанровая составляющая: рассказ.

Основные раскрываемые темы и проблемы:

  • взаимоотношения человека и беззащитного животного;

  • важность любви в жизни человека;

  • значимость внутренней свободы человека в период расцвета крепостного права в дворянской России;

  • судьба «маленького человека».

Герои произведения:

  • Герасим — чуткий и покорный крепостной крестьянин, работающий в доме барыни дворником.

  • Барыня — равнодушная, эгоистичная и властная женщина, лишенная моральных принципов.

  • Татьяна — крепостная женщина и возлюбленная Герасима, отличающаяся нежностью характера.

  • Капитон Климов — пьяница, все свободное время проводящий за распитием алкогольных напитков.

  • Муму — маленький щенок, о котором заботился Герасим.

муму анализ произведения

История создания

Анализ произведения «Муму» стоит начинать с рассмотрения интересных фактов, касающихся истории создания рассказа. Впервые произведение Ивана Сергеевича было опубликовано в марте 1852 года, и оно с первых дней приобрело огромную популярность, объединив вокруг себя массу противоречивых чувств и эмоций. Кто-то оценил бесстрашие русского творца, кто-то, напротив, рассмотрел в изложенном тексте провокационные нотки. Впоследствии, рассказ убрали с печати из-за цензуры, и лишь спустя два года писатель смог добиться того, чтобы его творение вышло в мир.

Значимым звеном произведения стоит считать образ барыни, который был списан с характерных признаков и биографических сводок матери автора, Варвары Петровны. Она также была жестокой, безжалостной и непоколебимой женщиной, которая не считалась с трагичными судьбами своих поданных. Тургенев не раз наблюдал за ее решениями, понимая безрассудность и свирепость поступков.

Тема и проблематика

Тематика рассказа разнообразна:

  • Любовь в жизни человека — по мнению автора рассказа, такое светлое и яркое чувство как любовь имеет значимый вес в жизни каждого человека. Именно по этой причине Герасим стремился познать смысл дражайших ощущений.

  • Взаимоотношения человека и беззащитного животного — отношение человека к животному демонстрирует его истинность характера: Герасим с трепетом и теплотой относился к Муму, что заставило читателей сочувствовать горю и безрадостности главного героя; барыня на протяжении всего рассказа демонстрировала жестокость и заимела лишь неуважение к собственной персоне.

  • Судьба «маленького человека» — главный герой рассказа считается простым крестьянином, который не имеет власти над настоящим и будущим. Такова судьба любого человека, принадлежащего к низшему социальному слою в период дворянской России.

  • Одиночество как признак отчаяния — Герасим понимал, насколько ужасен его поступок по отношению к Муму, и он самолично обрек себя на затворнический образ жизни.

тургенев муму анализ

Проблематика позволяет читателю проникнуться атмосферой повседневной жизни «маленького человека», которая лишена свободы и радости:

  • Расцвет крепостного права в расцвет Российской империи — Тургенев мастерски изобразил столь яркую проблему через эгоистичность, властолюбие и жестокость барыни.

  • Наличие бесправия — крестьяне в произведении не имеют свободы выбора. Их можно назвать куклами в руках корыстной и безжалостной женщины, принадлежащей к высшему социальному сословию.

Композиция рассказа

Следующий этап анализа «Муму» Тургенева — композиция рассказа, которая в действительности не отличается особой оригинальностью, но остается трогательной и драматичной. Вначале автор повествует о переезде Герасима в Москву и начале работы в доме барыни. Завязкой произведения выступает развитие взаимоотношений главного героя с нежной и трепетной девушкой Татьяной, а завершающим звеном считаются следующие взаимосвязанные части:

  • разлука Герасима с возлюбленной;

  • убийство Муму, которое заставляет Герасима опустить руки и покинуть стены дома барыни ради внутренней свободы и поисков возможного счастья.

Жанровые особенности

Произведению Ивана Сергеевича присущи характерные черты рассказа, а именно: «Муму» изображает один конкретный эпизод из жизни главного героя, демонстрирует кратковременность событий, обладает небольшим количеством действующих лиц и отличается динамичностью сюжета, раскрывая реализм сопутствующих описываемых ситуаций.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Характеристика чудо юдо из сказки иван крестьянский сын и чудо юдо
  • Характеристика старухи и старика из сказки золотая рыбка 2 класс
  • Характеристика марьи моревны из сказки марья моревна
  • Характеристика медведя из сказки маша и медведь русская народная
  • Характеристика царя сказка летучий корабль
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии