При изучении рассказа Муму главные герои заслуживают особого внимания. Ученикам 5 класса нужно детально изучить характеристики каждого персонажа. Эта информация обязательно пригодится при написании сочинения по этому интересному произведению. Также данные сведения стоит занести в читательский дневник.
Тургенев: Муму главные герои
В произведении Муму главные герои и главная мысль тесно связаны друг с другом. Изучив характеристики каждого персонажа получится понять суть этого рассказа и написать по нему развернутое сочинение.
Герасим
Изучая главных героев Муму и их характеристику, особое внимание следует уделить именно Герасиму. Это имя главного героя Муму. Герасим – малообщительный мужчина среднего возраста с достаточно сложным характером. Обусловлено это тем, что он с самого рождения поражен страшным недугом. Мужчина глухонемой.
Герасим – главный герой Муму. Это характерный богатырь. Он обладает внушительной силой, очень усердный и трудолюбивый. Мужчина сильно привязан к совей родной земле, но барыня его заставляет жить в ненавистном и весьма непонятном для простолюдина городе.
Главный герой рассказа Муму Герасим отличается покладистостью и спокойствием. Правда, после всех тех несчастий, которые с ним происходят из-за барыни, он все-таки решается на бунт.
Герасим общается с людьми исключительно с помощью жестов. Он живет в каморке и никого туда не пускает. По этой причине другая прислуга его несколько побаивается. При этом дворник превосходно справляется со своими обязанностями, добросовестно выполняет работу. Ему известны и собственные права. Мужчина довольно суровый и серьезный, на дух не переносит пьяниц.
В какой-то момент он находит в воде крошечного щенка, которого называет Муму. Мужчина ухаживает за собакой, привязывается к ней. Правда, он настолько боится свою хозяйку, что не может ослушаться и сам убивает своего питомца.
Барыня
Барыня также является главным героем Муму, но отрицательным. Это весьма упрямая, невероятно капризная и своенравная женщина. Характер у этого главного героя Муму нельзя назвать спокойным. У старухи резко меняется настроение. Именно ее прихоти и привели к трагическому повороту событий.
Несмотря на все это, женщина хозяйственная и очень требовательная. Она превосходно справляется с огромным домом. Основной же чертой ее характера считается стремление вершить судьбы других людей, которые ей подвластны. Она сгубила немало судеб, проявляя явную деспотичность.
Старуха является зажиточной помещицей. Ее супруг давно скончался, она живет в уединении и покидает родные пенаты крайне редко. У нее есть дочери. Но они уже довольно давно создали свои семьи и проживают вдали от старухи. Также у барыни есть сыновья. Они служат где-то на территории Петербурга.
МуМу
Говоря о том, как звали главного героя, не сложно понять, что именно в честь него и названо произведение. Речь идет об очень преданной и невероятно ласковой собаке породы спаниель, которую Герасим спас от смерти. Она очень добрая и вызывает явную симпатию.
Все, кто живет во дворе, очень любят эту собачку. Муму позволяет им себя гладить, но при этом остается преданной лишь своему хозяину. Она опасается и проявляет явную неприязнь лишь к главной героине рассказа Муму, а именно барыне. Когда собака попадается ей на глаза и не хочет подчиняться, то вызывает у старухи гнев. Она приказывает немому Герасиму утопить Муму. Как раз эти события и оказали влияние на судьбу мужчины. Ведь эта собачка привнесла в его монотонную жизнь некую радость.
Второстепенные герои повести
Изучив кратко главных героев Муму, нужно уделить внимание и второстепенным персонажам. Они в данном произведении также имеют немаловажное значение. Ведь находятся в постоянном контакте с главными героями произведения Тургенева Муму.
Татьяна
Татьяна работает прачкой. Она очень бедная, но при этом весьма безответственная. Ей приходится терпеть постоянные издевательства и явные унижения. К ней очень сильно привязался Герасим. Именно он начал проявлять заботу о ней.
Правда, барыня распорядилась ее судьбой несколько иначе. Она заставила Татьяну связать себя узами брака с пьяницей Капитоном. При этом жизнь девушки, которая и раньше не приносила никакой радости, становится еще более печальной. Ее судьба оказывается окончательно погублена.
Гаврила
Гаврила служит у старухи дворецким. Это достаточно простой мужчина. Правда, он может пойти на различные хитрости, лишь бы получить определенную выгоду. Мужичок по своей натуре не злобный. Не смотря же на это, он способен пойти даже на подлость, чтобы угодить деспотичной старухе.
Как раз по его вине барыня вмешивается в отношения между Герасимом и Татьяной. Гаврила отдает приказ, чтобы немой дворник расправился со своим питомцем. В таких поступках отчетливо просматриваются негативные черты данного персонажа. Поэтому назвать его положительным героем нельзя.
Капитон
Капитон также служит при дворе у старухи. Он работает башмачником и явно злоупотребляет алкоголем. В молодости же Капитон был весьма неглуп и получил образование. В дальнейшем же попросту спился.
Деспотичная старуха пытается направить его на верный путь и с этой целью заставляет насильно жениться на Татьяне. Правда, после этого в жизни башмачника ничего не меняется. Он начинает употреблять алкоголь в еще большем количестве. Тогда барыня решает избавиться от него и заставляет уехать вместе с новоиспеченной супругой в деревню. По сути, она отправляет их на явную гибель. Правда, это мало волнует деспотичную особу.
Узнав, какими характеристиками обладают главные и второстепенные герои Муму, понять суть этого произведения и написать по нем сочинение будет существенно проще. Причем внимания в данном случае заслуживают все без исключения персонажи. В противном случае оценить весь трагизм сложившейся ситуации и понять, что привело к такому повороту событий, попросту не получится.
Технологическая
карта урока литературы
Технологическая карта урока
Класс: 5класс
Учитель:
Атаева Альбина Лазарьевна.
УМК: Литературв 5
класс. Авторы учебника: В.П.Полухина,
В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин
Учебный предмет: Литература
Тип урока: урок
освоения новых знаний
И.С. Тургенев
«Муму». Авторская позиция и способы её выражения.
Цели: 1. Деятельностная
1. создание условий для усвоения темы;.
2. создание ситуации успеха:
3. развитие готовности мышления к осознанию и
усвоению новых способов деятельности;
4. обучение индивидуальной рефлексии достижения
цели;
5. развитие навыков самоконтроля;
6. развитие схематического мышления. развитие
критического мышления, развитие мыслительных операций: синтез, анализ,
обобщение
2. Содержательная
1. знать
особенности содержания произведения; уметь охарактеризовывать
литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы,
рассуждать, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
произведению.
2.Включить такие
вопросы теории литературы в процесс рассмотрения произведения: персонаж, тема,
идея, сюжет.
3.Определить
авторскую позицию
4. Дать
нравственную и эстетическую оценку произведению.
Этапы | Деятельность | Деятельность | |
1.Этап Цель диалогу жизненного | Добрый | | 1) — 2) — 3) — |
II. Цель | Ваше план пересказа 2. Любовь к Татьяне. 3. Отъезд Татьяны и Капитона. 4. Спасение щенка из прибрежной тины. 5. Самый счастливый год в жизни Герасима. 6. Муму в покоях хозяйки. 7. Ненависть 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. | Отвечают. | Л-2 личностные: П-2 познавательные:умение Р4регулятивные:понимание |
III. Цель | Организует работу с текстом., характеристика Можно ли этот год жизни героя назвать счастливым? В | Слушают Отвечают | Познавательные:умение Коммуникативные:умение Личностные: Предметные: |
IV. | Беседа о прочитанном с Вопросы: – Чем можно объяснить желание барыни пообщаться с – Можно ли утверждать, что неумение общаться с – Что произошло с Муму после того, как она – Почему Герасим испытывает сильное беспокойство с – Почему, говоря о Герасиме, писатель называет его Чтение – Почему Тургенев подчеркивает положение героев: – Чем отличается Герасим от дворовых людей? («Слово» – Что больше всего в этой истории неприятно волнует – Почему Герасим, увозя навсегда Муму, надевает – Прав ли писатель, называя Герасима самым – В какой момент Герасим принимает решение – Что изменилось в поведении и характере Герасима за – Можно ли сказать, что автор радуется за своего Чтение И. С. Тургеневу удалось показать в повести тяжесть | читают, | Коммуникативные: Предметные: Ккоммуникативные:умение Личностные: |
Физкультминутка | Проводит | Выполняют | личностные: |
V. Этап развивать | Просмотр Работа Словесное | Составляют Отвечают | коммуникативные: умение |
6 . Этап | Организует ДЗ. | Выполняют Отвечают Записывают | регулятивные: коммуникативные: строят |
Приложение Работа в группах.
Карточка № 1
•
Расскажите: о детстве И. С. Тургенева;
самовластии Варвары Петровны;
прототипе дворника Герасима.
Карточка № 2
•
Какими чертами характера наделил автор своего героя?
•
Как писатель характеризует отношения Герасима с дворовыми людьми?
Карточка № 3
• Расскажите
о взаимоотношениях героев:
Герасим и Татьяна;
Герасим и дворня;
Герасим и
барыня.
Карточка № 4
•
История с Муму. Почему в повести эпизод находки Муму следует сразу же за
эпизодом прощания с Татьяной?
Карточка № 5
•
Дайте характеристику Герасиму.
•
Можно ли считать его поступок протестом против гнета крепостничества?
Карточка № 6
•
Почему И. С. Тургенев назвал рассказ не «Герасим», а «Муму»?
•
Чему вас научил этот рассказ?
•
Как сегодня можно бороться с самим собой, чтобы не стать «лакеем»?
Муму анализ позволяет глубже проникнуться столь значимой темой и рассмотреть иные смыслы, затронутые автором произведения.
Краткий анализ «Муму»
-
Год создания и публикации: 1852 год.
-
Направления: реализм.
-
Жанровая составляющая: рассказ.
Основные раскрываемые темы и проблемы:
-
взаимоотношения человека и беззащитного животного;
-
важность любви в жизни человека;
-
значимость внутренней свободы человека в период расцвета крепостного права в дворянской России;
-
судьба «маленького человека».
Герои произведения:
-
Герасим — чуткий и покорный крепостной крестьянин, работающий в доме барыни дворником.
-
Барыня — равнодушная, эгоистичная и властная женщина, лишенная моральных принципов.
-
Татьяна — крепостная женщина и возлюбленная Герасима, отличающаяся нежностью характера.
-
Капитон Климов — пьяница, все свободное время проводящий за распитием алкогольных напитков.
-
Муму — маленький щенок, о котором заботился Герасим.
История создания
Анализ произведения «Муму» стоит начинать с рассмотрения интересных фактов, касающихся истории создания рассказа. Впервые произведение Ивана Сергеевича было опубликовано в марте 1852 года, и оно с первых дней приобрело огромную популярность, объединив вокруг себя массу противоречивых чувств и эмоций. Кто-то оценил бесстрашие русского творца, кто-то, напротив, рассмотрел в изложенном тексте провокационные нотки. Впоследствии, рассказ убрали с печати из-за цензуры, и лишь спустя два года писатель смог добиться того, чтобы его творение вышло в мир.
Значимым звеном произведения стоит считать образ барыни, который был списан с характерных признаков и биографических сводок матери автора, Варвары Петровны. Она также была жестокой, безжалостной и непоколебимой женщиной, которая не считалась с трагичными судьбами своих поданных. Тургенев не раз наблюдал за ее решениями, понимая безрассудность и свирепость поступков.
Тема и проблематика
Тематика рассказа разнообразна:
-
Любовь в жизни человека — по мнению автора рассказа, такое светлое и яркое чувство как любовь имеет значимый вес в жизни каждого человека. Именно по этой причине Герасим стремился познать смысл дражайших ощущений.
-
Взаимоотношения человека и беззащитного животного — отношение человека к животному демонстрирует его истинность характера: Герасим с трепетом и теплотой относился к Муму, что заставило читателей сочувствовать горю и безрадостности главного героя; барыня на протяжении всего рассказа демонстрировала жестокость и заимела лишь неуважение к собственной персоне.
-
Судьба «маленького человека» — главный герой рассказа считается простым крестьянином, который не имеет власти над настоящим и будущим. Такова судьба любого человека, принадлежащего к низшему социальному слою в период дворянской России.
-
Одиночество как признак отчаяния — Герасим понимал, насколько ужасен его поступок по отношению к Муму, и он самолично обрек себя на затворнический образ жизни.
Проблематика позволяет читателю проникнуться атмосферой повседневной жизни «маленького человека», которая лишена свободы и радости:
-
Расцвет крепостного права в расцвет Российской империи — Тургенев мастерски изобразил столь яркую проблему через эгоистичность, властолюбие и жестокость барыни.
-
Наличие бесправия — крестьяне в произведении не имеют свободы выбора. Их можно назвать куклами в руках корыстной и безжалостной женщины, принадлежащей к высшему социальному сословию.
Композиция рассказа
Следующий этап анализа «Муму» Тургенева — композиция рассказа, которая в действительности не отличается особой оригинальностью, но остается трогательной и драматичной. Вначале автор повествует о переезде Герасима в Москву и начале работы в доме барыни. Завязкой произведения выступает развитие взаимоотношений главного героя с нежной и трепетной девушкой Татьяной, а завершающим звеном считаются следующие взаимосвязанные части:
-
разлука Герасима с возлюбленной;
-
убийство Муму, которое заставляет Герасима опустить руки и покинуть стены дома барыни ради внутренней свободы и поисков возможного счастья.
Жанровые особенности
Произведению Ивана Сергеевича присущи характерные черты рассказа, а именно: «Муму» изображает один конкретный эпизод из жизни главного героя, демонстрирует кратковременность событий, обладает небольшим количеством действующих лиц и отличается динамичностью сюжета, раскрывая реализм сопутствующих описываемых ситуаций.