Характеристика мороза ивановича 3 класс из сказки мороз иванович

Как часто великое кажется простым и не бросается в глаза, потому что оно понятно и ребенку! однако время - судья

Как часто великое кажется простым и не бросается в глаза, потому что оно понятно и ребенку! Однако время — судья надежный. И если небольшое по объему сочинение неизменно находится на слуху вот уж третий век, то оно, согласитесь, гениально.

сказка мороз иванович

Сказка «Мороз Иванович» является замечательным образцом русской авторской сказки.

Русский дух произведения

Ее создатель, Владимир Одоевский, сочинил для самых маленьких деток добрую, волшебную, пронизанную любовью к родному краю историю. После ее прочтения так и хочется выразить свое впечатление двумя строками Александра Сергеевича Пушкина:

«Здесь русский дух,

Здесь Русью пахнет!»

Действительно, сказка «Мороз Иванович» (одна из историй, вошедших в авторский сборник “Сказки дедушки Иринея”) оставляет после прочтения именно такое впечатление. Тридцативосьмилетний автор, сочиняя ее, вложил в свой труд всего себя. У него на то время уже был опыт создания любимого народом шедевра — сказки “Городок в табакерке”.

Он, увлекшийся мистицизмом, добился, чтоб читатель воспринял его “Мороза” как волшебное народное сочинение. И это писателю удалось.

Композиция: присказка и зачин

По своей композиции данная авторская сказка создана сообразно классическим традициям устного народного эпоса. Такой стиль повествования мистичен, парадоксален. Эпосу издревле дано затрагивать потаенные струны души… Почему-то, если в произведении выдержана структура эпоса, да еще и привнесена интрига, то оно обречено на внимание читателей. Почему так? Очевидно, срабатывает славянская генетическая память поколений…

Сказка «Мороз Иванович» начинается с присказки, имеющей вид тонко подобранной, сообразно главной идее произведения, доброй и поучительной пословицы.

Одоевский таким образом доносит до маленьких читателей мысль, гласящую: «Даром нам, без труда, не дается ничего.»

цитатный план сказки мороз иванович 2 класс

Внимание человека, прочитавшего присказку, далее к нити повествования привлекает традиционный, канонический для эпоса еще один элемент композиции — зачин: «В доме одном жили 2 девочки. Ленивица и Рукодельница…» Что достигается им? Во-первых, создается видимость событий, произошедших когда-то в прошлом. И, во-вторых, у читателя возникает ощущение того, что основой повествования станет антитеза (противопоставление).

Изначально, благодаря мастерству писателя, симпатия ребенка оказывается на стороне Рукодельницы, поскольку он по своей природе заряжен на формирование в себе феномена “позитивного Я”.

Волшебный сюжет

Талантливый писатель-сказочник Одоевский не подводит ожиданий читателя-ребенка. Сказка полюбилась народу, поскольку повествование соответствует крестьянской традиции. В трудовых семьях постепенно, по степени сложности, поручалось детям выполнять разную домашнюю работу. И в этом смысле “Мороз Иванович” — народная сказка, так как соответствует крестьянской традиции воспитания трудом. Она создает для детей яркие мотивирующие образы.

мороз иванович народная сказка

Рукодельница позитивна и удачлива. И даже когда ей выпадают нелегкие испытания, девочка своим вниманием к окружающим и заботой о них добивается того, что весь мир ей сочувствует и помогает. То, что необычные ожившие предметы — наливное яблочко и пирожок “с пылу, с жару” — становятся ее союзниками, определенно добавляет девочке вес в глазах детей. Успешное выполнение тестов доброго и справедливого Мороза Ивановича гарантирует ей заслуженную награду. В то же время Ленивица во всем добивается обратного результата. Рождественский сюжет сказки не только волшебен, но и справедлив, поэтому обречен на успех.

Сказочная концовка

Завершается “Мороз Иванович”, народная сказка по своему духу, классической поучительной концовкой. Писатель в ней обращается непосредственно к «детушкам» с призывом подумать над сутью услышанного и решить, что в нем является правдой, о чем упомянуто в переносном смысле, где автор пошутил, а где попытался донести до детей мысль важную.

Авторское произведение у Одоевского получилось сообразным самым любимым народным: волшебно, предельно понятно, красиво, изящно.

Напевность

Сказка «Мороз Иванович» исключительно поэтична, в ней прослеживается особый ритм. Она напевна. Именно такой способ изложения намеренно выбрал автор. Здесь ощутимо авторское отношение к происходящему.

Если при изложении приключений Рукодельницы звучит симпатия и сочувствие, то при описании похождений Ленивицы — незлая ирония, осуждение, подтрунивание.

Кроме мастерского создания образов, автор удивляет читателя живописным представлением мест действа. Красочен ледяной дом из сказки “Мороз Иванович”, где работница три дня была в услужении у Повелителя Зимы.

литературная сказка мороз иванович

В сказке выдержан народный стиль устного повествования: много запоминающихся приговорок (думайте-гадайте, шутки ради); она усыпана пословицами (сама сделала — сама поправляй, работа работе рознь); в ней выделяется уникальность простонародных слов (отзнобишь, горемычная, студенец); часто используются имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме (старичок, травка, угольки, нянюшка.) Подобный стиль повествования применял позже Бажов, его называют стихами в прозе.

Литературная сказка “Мороз Иванович” отличается лаконичной компоновочной слаженностью: в ней нет ничего лишнего. Каждая фраза, каждое предложение ложится ярким мазком на общую картину повествования. У читателей неизменно остается впечатление цельности повествования.

О работе детей на уроке

Это произведение, по замыслу автора, действительно адаптировано для восприятия детьми младшего школьного возраста. Задача учителя заключается в том, чтобы ребенок, прочитавший ее, сделал это не формально, а осмыслив ее содержание. Преподаватель планирует свое занятие так, чтобы в процессе обсуждения сказки в классе дети сформулировали ответы на следующие вопросы:

— Было ли им интересно?

— Что нового на этом уроке они узнали?

— Что именно в сказке понравилось?

— Поняли ли дети заложенный автором смысл?

— Какие родственные сказки других авторов дети могут вспомнить, читая о Рукодельнице?

Также учитель мобилизует школьников, чтоб те составили цитатный план сказки “Мороз Иванович” (2 класс — это уже то время, когда ребята вполне в состоянии справиться с поставленной задачей).

Пример цитатного плана

Приведем возможный пример такого плана:

1. Характеристика положительного и отрицательного персонажей: ”…жили 2 девочки — Рукодельница и Ленивица.”

2. Волшебное приключение Рукодельницы: ”…тут с ней чудо случилось…”

3. Рукодельница и Мороз Иванович: “Умна будешь, тебе ж лучше; ленива будешь, тебе же хуже…”

4. Награда по справедливости: “Спасибо тебе, умная ты девочка…”

5. Недостойные поступки и наказание Ленивицы Морозом Ивановичем: ”…не ты для меня работала, а я тебе служил.”

6. Выводы по сказке: “А вы, детушки, думайте-гадайте…”

ленивица из сказки мороз иванович

Цитатный план сказки “Мороз Иванович” (2 класс) составляют дети под руководством учителя. Желательно, чтоб они заранее несколько раз прочитали это произведение. Предварительно нужно удостовериться, смогут ли второклассники придумать обычный план эссе. Затем производится поиск цитат, эквивалентных определенным ими пунктам плана.

Образ Рукодельницы

Рукодельница из сказки «Мороз Иванович», ее сестра Ленивица и Мороз Иванович, вобравший в себя типаж Деда Мороза, являются основными сюжетообразующими героями сказки.

Автор намеренно дал девочкам не обычные имена (Маша, Алина, Татьяна и т. п.), а отражающие их характер, направленность личности: Рукодельница и Ленивица. Такое имя является отправной точкой при анализе самого образа. Это видно по тому, что на протяжении всего повествования перед читателем с позитивной стороны раскрывается образ маленькой труженицы и подвергается осуждению персонаж ее ленивой сестры. План сказки «Мороз Иванович» (2 класс), как и сама сказка, предполагает последовательное освещение образов: сперва — Рукодельницы, а затем и Ленивицы.

Мы в нашей статье последуем именно такому порядку.

какой мороз иванович в сказке

Рукодельница, несмотря на детский возраст, является уже сформировавшимся светлым и деятельным человеком. Она умелая, чуткая и внимательная. Это — настоящая хозяйка. Автор перечисляет виды женской деятельности, в которых девочка является мастерицей, (Рукодельница трудолюбива и постоянно в работе):

— избу метет;

— в доме прибирает;

— хлеб печет;

— воду из колодца приносит, да еще и процеживает ее;

— кушанья изготавливает;

— одежду чинит;

— чулки вяжет, платки рубит;

— кроит и шьет;

— постель взбивает.

Ей некогда скучать. Она, словно пчелка, создает вокруг себя уютный, ухоженный, приветливый мирок. Впрочем, девочка, пребывая в труде, вдобавок к этому успевает спрашивать, мило общаться с окружающими, исполнять их просьбы, интересоваться людьми.

К Властителю Зимы героиня сказки попадает случайно: она спускается в колодец, где он живет в надежде достать упавшее ведро. Находясь в трехдневном услужении у Мороза Ивановича (тот ставит такое условие), Рукодельница приветлива, расспрашивает старика, узнает о его житье-бытье. Хозяину ледяного дворца и его гостье действительно интересно общаться. Мороз Иванович замечает, что девочка умна.

Повелитель зимы ей рассказывает, как снежным покрывалом оберегает до весны зеленую травку; почему в жару находится в волшебном колодце; зачем зимой стучит в окошки домов.

Неудивительно, что Рукодельница «старика утешила» своей обходительностью, хозяйственностью, и тот по совести отблагодарил трудолюбивую, почтительную, добрую и скромную девушку, — серебряными пятаками да булавкой с бриллиантиком.

Девочка Ленивица

Ленивица из сказки «Мороз Иванович» предстает перед читателями в диаметрально противоположном свете. Она — лежебока и предпочитает проводить время в постельке. Ей даже лень самостоятельно одеваться. Нянюшка завязывает шнурки на ее ботинках, надевает чулочки. Одоевский предельно иронично повествует о ее обычном времяпровождении: сидеть у окна и считать мух. С его легкой руки афоризм «мух считать» стал общепринятой характеристикой бездельника.

Ленивица, в отличие от Работницы, следует к Морозу Ивановичу исключительно по меркантильным соображениям. Ее манят серебряные пятаки и бриллиантик-заколка. По дороге к старику девочка игнорирует просьбы наливных яблочек и пирожков «с пылу, с жару». Она не желает «себя утомлять”, бросив их в свою котомку.

рукодельница из сказки мороз иванович

Соответственно, ленивой девочке нечем угостить дедушку Мороза, сидящего на скамеечке, при встрече. Незлобливый и справедливый Мороз Иванович ставит перед ней абсолютно те же задания, что и перед Рукодельницей. Однако даже жадность не может превозмочь ее лень:

— она не выполнила просьбу старика: взбить его снежную перину;

— вместо кушаний приготовила варево из плохо почищенных мяса, рыбы, зелени, горчицы и кваса;

— с непривычки уколов палец, не починила платье и не заштопала белье.

Получилось так, что Мороз Иванович прислуживал Ленивице, а не она ему. Именно так цитатный план сказки «Мороз Иванович» охарактеризовал пребывание этой бездельницы в ледяном доме Властелина Зимы. Об этом дедушка сперва деликатно и сообщил ей. Другая девочка, более скромная, на ее месте извинилась бы. Однако злая и неуважительная Ленивица стала высокомерно требовать у Мороза Ивановича такой же награды, которой тот одарил ее сестру.

Тот сперва опешил, а потом решил проучить лентяйку, преподнеся ей два «дара»: псевдобриллиант изо льда и псевдосеребрянный слиток из замерзшей ртути. Те, конечно же, растаяли, и Ленивица осталась ни с чем.

Образ Мороза Ивановича

Переходя к характеристике третьего основного героя сказки, заметим, что мы при характеристике двух маленьких совершенно разных героинь уже частично поведали читателям, какой Мороз Иванович в сказке. Впрочем, конечно, стоит подробней рассказать, как он выглядит и где живет.

дом из сказки мороз иванович

Внешне Властитель зимы похож на седенького дедушку с окладистой бородой. Его любимое времяпровождение на досуге — сидеть на ледяной скамейке да пожевывать ледяные комочки (со стороны это, наверное, напоминает простое щелканье семечек).

Под его присмотром находится сон природы. Он заботится о грядущем урожае.

В общении он прост, вежлив. Слова грубого не скажет. Мороз Иванович щедр, но справедлив. За его кажущейся простотой скрывается мудрость и сила Повелителя вьюг и морозов. И конечно же, все будет так, как он рассудит.

Второстепенные герои сказки

Второстепенные герои сказки “Мороз Иванович” немногочисленны. К ним можно отнести нянюшку Прасковью, женщину строгую и сердитую. Она хозяйственна, рассудительна. Но душевного тепла в этой женщине не ощущается. Няня рассердилась, когда Рукодельница нечаянно уронила ведро, и направила девочку его доставать. Очевидно, что такую жесткую принципиальность можно было не применять в данной ситуации.

О второстепенных персонажах — говорящих пирожках да яблочках — мы уже упоминали…

Впрочем, есть еще один герой сказки — домашний петушок, которого Рукодельница прикормила.

Он с радостью триумфально приветствует свою благодетельницу, счастливую и награжденную за добросовестную службу у Мороза Ивановича. А вот в адрес Ленивицы петушок иронизирует, ведь ее растаявшие “дары” от Повелителя Зимы — эквивалент осуждения.

Заключение

Автор сказки “Мороз Иванович” сумел показать, пользуясь яркой народной лексикой, самым маленьким читателям, что труд украшает человека. В то же время Одоевским развенчана лень. Общительной, доброй, скромной, пользующейся поддержкой людей Рукодельнице противопоставляется эгоистичная, злая, спесивая Ленивица. Такой она стала, потакая своей лени.

Два разных человека, две различные жизненные позиции…

план сказки мороз иванович 2 класс

Как актуальна нынче любовь к труду! Ведь сообщества деятельных людей способны творить настоящие чудеса: конструировать, строить, создавать… Но ведь все эти люди родом из детства, из “маленькой страны”, в которой ее жители читают сказку о Морозе Ивановиче.

Характеристика мороза ивановича 3 класс из сказки мороз иванович


2

Характеристика Мороза Ивановича из одноименной сказки В.Одоевского?

Охарактеризуйте Мороза Ивановича.

1 ответ:

Характеристика мороза ивановича 3 класс из сказки мороз иванович



3



0

Герой одноименной сказки Одоевского «Мороз Иванович» предстает перед нами стариком, но еще полным сил и энергии. Мороз Иванович уважает и ценит чужой труд, он заботливый и бережливый хозяин.

Видно это не на примере его разного отношения к девочкам, рукодельнице и Ленивице, а по тому, что он рассказывает про свои дела. Он заботится о том, чтобы семена посеянные осенью не замерзли — укрывает их снегом. Он не просто так ходит и стучит в окошки, а чтобы люди не забывали печи топить, да трубы закрывать, чтобы не замерзли люди и не угорели.

То есть Мороз Иванович в сказке не просто хозяин зимы, а рачительный хозяин. Он справедливый и когда нужно наградит, а когда кто-то вызывает его гнев- берегись.

Читайте также

Характеристика мороза ивановича 3 класс из сказки мороз иванович

Вот список вопросов, которые можно задать по этой сказке, причем не обязательно использовать их все сразу:

  1. Как звали девочек, главных героинь сказки?
  2. С кем жили Рукодельница и Ленивица?
  3. Какой характер был у Рукодельницы?
  4. Что любила делать Ленивица?
  5. Зачем Рукодельница полезла в колодец?
  6. Чем угостила Рукодельница Мороза Ивановича?
  7. Что служило периной Морозу Ивановичу?
  8. Что было под периной?
  9. Какие еще работы выполнила Рукодельница?
  10. Зачем Мороз Иванович сидел в колодце?
  11. Сколько серебра подарил Мороз Иванович Рукодельнице?
  12. Зачем Ленивица полезла в колодец?
  13. Что делала Ленивица в доме Мороза Ивановича?
  14. Что дал Мороз Иванович Ленивице?

    Характеристика мороза ивановича 3 класс из сказки мороз иванович

Характеристика мороза ивановича 3 класс из сказки мороз иванович

Главных персонажей в этой сказке Б. Гримм всего два:

  • Гейнц — лентяй, который устав пасти козу, решил жениться на соседкой девушке с тем, чтобы она работала вместо него. Но, надо отметить, что это (желание освободить свою жизнь от «трудов тяжких») характеризует его, как находчивого и предприимчивого персонажа, который, если бы не лень, мог преуспеть в жизни.
  • его жена Трина, оказавшаяся не менее ленивой, чем ее новоиспеченный супруг, обладающая умом, который отметил сам Гейнц, ибо Трине пришло в голову обменять коз на улей у соседа, чтобы предаваться лени, как и ее супруг, и злая, т.к. размечтавшись о том, как будет наказывать своего будущего сыночка от непослушания и непочтения родителям, сгоряча даже разбила горшок с медом.

<hr />

Есть еще трудолюбивый и умный сосед, который охотно променял пчел (один улей) на двух коз.

Характеристика мороза ивановича 3 класс из сказки мороз иванович

В сказке Одоевского Мороз Иванович» можно обнаружить сразу два финала. Первый финал — закономерный итог рассказываемой истории. Девочка Ленивица возвращается домой и обнаруживает, что подарки, которые ей дал Мороз Иванович — это кусок замерзшей ртути и ледяной бриллиантик.

Конечно, ртуть в руках девочки не значит, что Мороз Иванович собирался ее отравить, видимо сам автор еще не знал об опасных свойствах ртути.

Как бы там не было Ленивица получила то, что заслужила. Она вела себя плохо, все делала из рук вон плохо, и получила плохие подарки.

Но сказка заканчивается не таянием подарков Ленивицы, а наставлением, которое автор обращает к детям, своим читателям. Он напоминает им, что трудится надо хорошо, что нельзя забывать поблагодарить человека за его труд, но при этом не следует ждать от другого награды. Ведь лучшей наградой человеку является осознание полезности своего труда. И автор завершает сказку призывом прежде всего хорошо учиться. И к этому совету Одоевского следует обязательно прислушаться.

Характеристика мороза ивановича 3 класс из сказки мороз иванович

Главные герои: Кокованя, Дарёнка, Мурёнка, Серебрянное копытце. Кокованя-старик охотник, без семьи, летом моет золото а зимой козлов стреляет. Добрый и весёлый. Дарёнка, сирота, 6 лет, любит животных, а также сказки, ко всему относится восторженно, всё ей кажется чудесным. Мурёнка, бурая кошка, умна и рассудительная, охотница на мышей, дружила с козлом. Волщебный козёл, он же-Серебрянное копытце. Выбивал драгоценные камни.

Характеристика мороза ивановича 3 класс из сказки мороз иванович

В сказке «Три поросенка», написанной Сергеем Михалковым, всего четыре главных героя, причем три положительных и один — отрицательный. Три героя, которых можно назвать положительными — это розовенькие поросята, похожие внешне друг на друга. Вот только характеры у них были разные.

Ниф-Ниф — это беспечный и нерадивый поросенок, он прогулял все лето и даже осенью не думал о приближающейся зиме. И только с первыми заморозками он соорудил себе легкий соломенный домик, что говорит о том, что Ниф-Ниф был пареньком несерьезным и легкомысленным.

Нуф-Нуф — тоже поросенок ветреный и беззаботный. Он задумался о зимовке поздно, но все-таки домишко себе выстроил чуть-чуть основательнее, чем соломенный домик Нифа. Нуф-Нуф сходил в лес и притащил ветки, из которых сложил дом, и он был уверен, что жилище получилось прочным и надежным.

Наф-Наф — поросенок разумный и предусмотрительный. В отличие от своих братцев, он рано приступил к работе, а в качестве строительного материала использовал камни. Наф старательно возводил свой дом, закрепляя кладку глиной. И дом, действительно, получился на славу! Именно в этом надежном доме все братья-поросята смогли спастись от волка. Нужно сказать, что Наф-Наф был сметливым и находчивым, он сбросил крышку с котла и волк угодил в него.

Волк — отрицательный персонаж, он силен, но глуповат, поэтому поросятам удалось одержать победу. Хищник мечтал съесть поросят, но его план потерпел фиаско, и волк еле-еле ноги унес из домика Наф-Нафа.

Характеристика мороза ивановича 3 класс из сказки мороз иванович

Цель:

  • учить отличать народную сказку от авторской.
  • учить давать характеристику героям по плану
  • развивать умение передавать зрительную информацию в словесную
  • развивать речь, память, воображение
  • воспитывать трудолюбие, доброе отношение к людям.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели урока.

На прошлом уроке мы познакомились со сказкой “Мороз Иванович”, которую
написал В.Ф. Одоевский – слайд. Презентация.
Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием сказки.

Учитель:

  • Ребята, чем отличается сказка от других литературных произведений?
    (По словарю С.И.Ожегова, сказка – это повествовательное произведение о
    вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил).
  • Ребята, на какие две группы можно разделить все сказки? (Сказки
    бывают народные и литературные или авторские)
  • Какие сказки называются литературными?

Слайд№1

  • Давайте посмотрим на следующий слайд №2 и ответим на ряд моих
    вопросов.
  • Кто является создателем народной сказки, литературной?
  • Прочитайте второй пункт таблицы. Объясните прочитанное.
  • Мы с вами уже говорили о вариативности народных сказок. Можно ли вносить
    изменения в литературную сказку?
  • Можно ли определить время создания народной (литературной сказки)?
  • Мы познакомились с жанрами народной сказки. Прочитайте, что говорится о
    жанровой специфике литературной сказки.

Конечно, это не все особенности сказок. Более подробно вы будете знакомиться
с ними в старших классах.

  1. Работа над содержанием сказки “Мороз Иванович”

-Ребята, к какой сказке относится сказка “Мороз Иванович”? Почему? Часто в
основе литературной сказки лежит одна или несколько народных сказок. В основе
этой сказки лежит русская народная сказка “Морозко”, (показать книгу.) В
начале сказки автор написал эпиграф. Читаем на слайде:

Нам даром, без труда ничего не даётся, —
Недаром исстари пословица ведётся.

Как вы его понимаете? На что он похож?

  1. Словарная работа.

Объясни: мух считать, Рукодельница, Ленивица, студенец, нянюшка.
Читай быстро: потягивалась, переваливалась, поджаристый, приговаривает.
Читай правильно: спросонья, приняться, заняться, скучно.

  • Как зовут девочек в сказке? Можно ли назвать это настоящими именами?
  • Как вы думаете, почему автор именно так их назвал? Говорят ли их имена
    об их делах? (Чтобы показать какие они были разные по характеру)

Вывод: Автор использует приём противопоставления при назывании
героинь.

Сейчас вы услышите два отрывка. Вам надо будет понять, кто читал от имени
Рукодельницы, а кто от имени Ленивицы и объяснить, почему вы так думаете?

(Две девочки за ширмой читают один и тот же отрывок)

Учитель: Итак, автор противопоставляет имена девочек, а мы попробовали
дать им разные голоса, чтобы показать их отличие друг от друга. Давайте
прочитаем, как вела себя утром Рукодельница, что она делала весь день.

Вывод: Рукодельница без дела не сидела.Когда Рукодельница шила и
штопала, в доме часто звучала “рукодельная песня”. Как вы думаете грустная или
весёлая у неё была песня? Очень часто люди, когда работают, поют. Сейчас нам
ребята исполнят фрагмент из двух русских народных трудовых песен.

Дети исполнят фрагменты из песен “Прялица” “ Во кузнице”

Вот такие песни исполняли русские люди, когда работали дома, на полях, в
садах. А сейчас давайте посмотрим сюжет, который называется “Утро Ленивицы”

СЮЖЕТ №1, слайд№3

Чем же была занята Ленивица? Вывод: Ленивица ничего не делала. Автор
противопоставляет имена, голос, поведение героинь.

  • Прочитайте, какая беда однажды приключилась с Рукодельницей?
  • Как отреагировала нянюшка, прочитайте, как автор описывает нянюшку?
  • Давайте прочитаем, как добиралась Рукодельница до дома Мороза Ивановича.
  • А как добиралась ленивица, давайте посмотрим.

СЮЖЕТ №2, слайд №4

  • Есть ли разница в том, как они дошли до дома Мороза? В чём? Как это
    говорит о них, об их характере? Автор два раза заставляет нас с вами
    преодолеть один и тот же путь, чтобы опять же сравнить какие они оказались
    разные. Почему?

Учитель: По три дня провели девочки у Мороза Ивановича

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ.

  • Прочитайте, как Мороз Иванович встретил Рукодельницу, а как Ленивицу?
  • Расскажите, как работала одна, а как вторая?
  • Противопоставление их работы.
  • Прочитайте, с чем пришла домой каждая из девочек?
  • Противопоставление их подарков.
  • Как выдумаете, а каким вспоминала Мороза Рукодельница?
  • А.Ленивица?

Нянюшка попросила двух девочек нарисовать Мороза, а когда на рисунки
взглянула, то вот что увидела…  Показ разных рисунков Мороза
Ивановича. Анализ рисунков

Вывод: На одном Мороз добродушный, смотрит на нас приветливо, а на
другом – злющий, взгляд исподлобья, подозрительный.

  • Как вы думаете, кто какого Мороза нарисовал и почему?

И опять автор противопоставляет нам взгляд девочек на Мороза, чтобы показать
их различный внутренний мир.

  • А как бы вы нарисовали девочек?

А Мороз Иванович тоже нарисовал девочек. Вот эти рисунки.

  • Как вы думаете, кто где? Почему?

Вывод: “Труд красит, а лень портит”, есть такая русская пословица.

Проблемные вопросы:

  • Как вы думаете, как девочки относились друг к другу?
  • Почему нянюшка никогда не ставила Рукодельницу в пример, не поучала
    Ленив

Ответы детей. (Она не любила Рукодельницу, девочки были ей не родные, она
сама была злая)

  1. Характеристика героев – персонажей сказки. Слайд № 5.
  • Рукодельница
  • Ленивица
  • Мороз Иванович

ПО РЯДАМ

Для раскрытия третьего пункта на доске у учителя записаны слова, которые
помогут дать характеристику каждому герою.

Вежливый, добрый, смелый, ленивый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный,
мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, ,
самолюбивый, справедливый, простой, внимательный, неряшливая, вредная, жадная,
завистливая.

  • Как вы думаете, что сделало Рукодельницу такой красивой? (Её
    характер.)
  • Закончи пословицу: Какова работа ….. такова и награда.
  • Кто это сказал в сказке?
  • Как вы думаете эта русская народная пословица относится только к нашей
    сказке?
  • Кому ещё можно её сказать и когда?

Ну, а раз это выражение подходит ко всем людям, давайте её запишем в тетрадь
по чтению

  1. Итог урока.
  • Чему учит сказка?
  • За что Мороз проучил Ленивицу?
  • Для чего автор её написал?
  • Ради чего мы читали это произведение?

Слайд№6 . Основная идея произведения.

  1. Домашнее задание.

Ребята, как только человека начинает одолевать лень, то тут как тут
появляется скука. Можно нарисовать лень со скукой? Как они выглядят?

Можно ли их победить, изгнать из своей жизни? Может быть, автор сказки,
стремился всем нам в этом помочь? Помог ли? Об этом ему непременно нужно
сообщить – написать письмо дедушке Иринею. Не поленитесь, порадуйте старика!

Приложение 1

Приложение2

Литературное чтение, 3 класс

Урок 30 В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» 1 часть

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Народная и литературная сказки
  2. Биография В.Ф. Одоевского
  3. Творчество В. Ф. Одоевского

Глоссарий

Сказка – это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Присказка – это разновидность прибаутки, добавляя-мой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки

Тема – предмет изображения в произведении

Идея – это главная мысль, лежащая в основе литературного произведения

Проблема – вопрос, который ставит писатель перед читателем в произведении

Ключевые слова

Народная сказка, литературная сказка; тема; идея; проблема произведения

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013

А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001

Мы узнаем об особенностях народной и литературной сказок

Научимся определять нравственный смысл сказок

Сможем дать характеристики героям сказок

Основное содержание урока

Сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки переда-ютясь из уст в уста от поколения к поколению, и первоначальный автор никому не известен.

Значит, сказка «Морозко» — народная, а «Мороз Иванович» — литературная, которую написал В.Ф. Одоевский

Владимир Фёдорович Одоевский – русский писатель, философ и музыкальный критик.

Родился Владимир 13 августа 1803 года. Он был последним потомком княжеского рода. Отец Фёдор Сергеевич был внуком князя Одоевского. Мать, Екатерина Алексеевна происходила из крепостной семьи.

Интерес к литературе появился у Владимира ещё в раннем детстве. Уже тогда мальчик твёрдо знал, что его истинное призвание – писатель.

В 1822 году Владимир Фёдорович успешно окончил Московский университетский пансион.

Одоевский свободно владел французским, немецким, итальянским, английским, испанским языками.

Владимир Фёдорович дружил с Пушкиным, Крыловым, Жуковским, Лермонтовым, Гоголем.

Уже в 1820 году публикует свои первые произведения в журнале «Вестник Европы».

Современным читателям Одоевский известен прежде всего, как автор сказок «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович». Одоевский был одним из первых, кто начал писать специально для детей.

Сказка «Мороз Иванович» впервые была опубликована в сборнике сказок В. Ф. Одоевского «Сказки дедушки Иринея » в 1841 г. Она написана на основе русской народной сказки «Морозко». Ее создатель сочинил для детей добрую и волшебную историю. Также можно сказать, что сказка понравилась народу, потому что её повествование соответствует крестьянским традициям. В то время в трудовых семьях детям поручалось выполнять разнообразную работу по дому. 

Темой данного произведения является противопоставление между Рукодельницей и Ленивицей. В данной сказке повествователь поднимает одну из важных проблем, проблему человеческой жадности и зависти, а так же в произведении говорится о том, как важно быть трудолюбивым и добрым человеком. Основная идея этого произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены.»

Внимание читателя, увидевшего присказку, далее привлекает следующий элемент композиции — зачин: говорится, что в доме живут две девочки — Рукодельница, да Ленивица, и при них нянюшка. Таким образом, читатель сразу понимает, что основой повествования станет противопоставление.

Далее завязка сказки: в жизни сестёр происходит необычный случай. Пошла однажды Рукодельница к колодцу за водой, а веревка возьми да оборвись. «А нянюшка у сестёр была строгая: «Сама беду сделала», – говорит, – сама и поправляй, сама ведерко утопила, сама и доставай».

Развитие событий начинается с того момента, как Рукодельница спустилась по веревке на дно колодца, а там перед ней открылся чудесный мир. Где она с лёгкостью преодолела некоторые испытания и встретилась с Морозом Ивановичем. Ему она хорошо услужила и за это старик её награждает. Рукодельница возвращается домой.

Кульминация сказки: Нянюшка, после рассказа девочки стала посылать к Морозу Ивановичу Ленивицу, может и она в дом что-нибудь принесет.

Развязка происходит, когда ситуация повторяется: Спустилась Ленивица в колодец, с испытаниями она не справилась. Явилась она с пустыми руками к Морозу Ивановичу, но, чтобы получить подарки, от работы она не стала отказываться. Правда, выполнять её у Ленивицы не получалось. Но когда прошли три дня, она стала домой проситься, и чтобы старик наградил её. Мороз Иванович в одну руку положил ей большой серебряный слиток, а в другую – крупный бриллиант. «Кукареку-кукарекулька, у Ленивицы в руках ледяная сосулька!» – закричал петух, чтобы все знали, с какими подарками вернулась Ленивица. Не зря Мороз Иванович сказал ей на прощанье: «Какова работа, такова и награда». Лень была наказана прилюдно, для того чтобы все увидели: только труд создает истинные ценности.

Рукодельница представляется читателю маленького роста, голубоглазая, светловолосая и стройная. По характеру -приветливая, добрая, уважительная и умная девочка. Также её можно охарактеризовать, как самостоятельную и трудолюбивую, она уделяет внимание окружающим и заботится о них, почтительна к взрослым. Девочка очень позитивна и удачлива. И даже когда в её жизни появляются сложные испытания, она добивается того, что весь мир готов ей помогать и сочувствовать. Так встреча девочки с волшебными предметами помогает раскрыть её доброжелательность и трудолюбие. Успешное выполнение испытаний Мороза Ивановича гарантирует ей заслуженную награду. Юля передала мелодичный и тихий голос Рукодельницы.

Ленивица же, наоборот, любила поспать и ничего не делать. Характер: ленивая, наглая, неуважительная, капризная, злая, грубая и высокомерная. Голос у неё: резкий, неприятный, крикливый. Ленивица завидует Рукодельнице («…не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей…получить хотелось…»). Также она неряшливая, невнимательная, самолюбивая и слишком самоуверенная. Взрослых она не уважает, вежливых слов Ленивица не знает и очень грубо отвечает Морозу Ивановичу и волшебным предметам сказки. Ленивица по сравнению с сестрой проявляет в доме Мороза Ивановича леность, неаккуратность, капризность и глупость. И в конце получает по заслугам.

Третьим главным и в то же время волшебным героем является Мороз Иванович. Он олицетворяет зимние явления. Мороз Иванович похож на строгого и справедливого учителя. Внешне он выглядит как седой дедушка с бородой. Под его присмотром находится природа. Он заботится об урожае. В общении он прости вежлив. Грубого слова от него никогда не услышишь. Мороз Иванович щедр, но и вполне справедлив. Это мудрый человек с чувством юмора, добрый и сам ценит добро. Живёт Мороз Иванович в доме изо льда, спит на перине из снега. Под этой периной у него зелёная травка. Которую он до весны бережёт. Зимой Мороз Иванович в окна домов стучится, чтобы люди не забывали печей топить, трубы вовремя закрывать, и самое главное другим помогать. Рукодельница видит Мороза Ивановича как доброго и приветливого старичка. А Ленивица видит его как злого и сердитого старика. Он награждает за труд и прилежание, наказывает за лень и грубость.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Расположите на ленте времени последовательно части сказки «Мороз Иванович»

Упавшее ведёрко

Перина Мороза Ивановича

Ленивица спускается в колодец

Награда Ленивице

Две девочки

Награда Рукодельнице

Работа Рукодельницы

Проказы Ленивицы

Встреча Рукодельницы и Мороза Ивановича

Встреча Ленивицы и Мороза Ивановича

Правильный ответ:

Части располагаются в последовательности:

Две девочки

Упавшее ведёрко

Встреча Рукодельницы и Мороза Ивановича

Перина Мороза Ивановича

Работа Рукодельницы

Награда Рукодельнице

Ленивица спускается в колодец

Проказы Ленивицы

Награда Ленивице

Разбор типового контрольного задания

1 вариант

Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.

Тема

это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Сказка

предмет изображения в произведении.

2 вариант

Текст вопроса: Выдели соответствие термина и определения одним цветом.

Идея

вопрос, который ставит писатель перед читателем в произведении.

Проблема

это главная мысль, лежащая в основе литературного произведения

Ответ

1 вариант

Тема

это повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях

Сказка

предмет изображения в произведении

2 вариант

Идея

вопрос, который ставит писатель перед читателем в произведении

Проблема

это главная мысль, лежащая в основе литературного произведения

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий к сказке В. Одоевского «Мороз Иванович», страницы 207-208

УКМ «Школа России»

1. Как ты думаешь, почему Одоевский назвал сказку «Мороз Иванович»?

Главные героини сказки — две девочки. Но и Мороз Иванович очень важный, центральный персонаж. С его помощью удаётся вознаградить добро и наказать зло. Мороз Иванович проверяет личные качества девочек, показывает разницу между ними.

Автор назвал сказку именно так, потому что Мороз Иванович выступает в ней в роли беспристрастного судьи.

2. Сравни главных героинь сказки.

Как проводила свой день каждая из девочек?

Рукодельница вставала рано и весь день трудилась. Ленивица весь день спала и сама ничего не делала, только няню просила.

Почему Рукодельница попала в колодец? А Ленивица?

Рукодельница ходила за водой и уронила ведро. Няня послала её в колодец за ведром. Ленивица полезла в колодец, чтобы получить дары от Мороза Ивановича.

Как вели себя девочки при встрече с яблонькой и печкой?

Рукодельница достала пирожок и обтрясла яблоню. А потом поделилась этим с Морозом Ивановичем. Ленивица не стала доставать пирожок и отказалась трясти яблоню.

Различается ли поведение Рукодельницы и Ленивицы?

Рукодельница показала себя трудолюбивой, отзывчивой и вежливой девочкой. Ленивица была ленивой, грубой, эгоистичной.

Какие подарки получили героини? Почему?

Рукодельница получила горсть серебряных пятаков и бриллиант, потому что честно и добросовестно поработала, была вежливой и почтительной.

Ленивица получила слиток ртутит и сосульку, потому что она ничего не сделала из того, о чём её просил Мороз Иванович, была грубой и своевольной.

3. Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Рукодельница и Ленивица? Помогают ли эти предметы понять характер девочек, их привычки?

В сказке есть следующие волшебные предметы: печка, яблоня, перина Мороза Ивановича.

Рукодельница достала пирожок, обтрясла яблоню и угостила Мороза Ивановича. Она взбила перину, хотя у неё сильно замёрзли руки. Это показывает то, что она была доброй, отзывчивой, щедрой, старательной и трудолюбивой. Она привыкла всё делать сама.

Ленивица отказала печке и яблоне, перину не взбила. Это показало нам, что девочка была грубой, эгоистичной, ленивой, хитрой, равнодушной. Она не привыкла что-либо делать сама.

4. Расскажи о Рукодельнице и Ленивице используя опорные слова.

Рукодельница была трудолюбивой девочкой. Она ни минуты не сидела спокойно, всё время что-то делала. Она была заботливой и доброй девочкой, стремилась помочь другим, уважала старость, была вежливой. Когда её о чём-то просили, например, яблонька и печка, она охотно помогала, ведь она была отзывчивой.

Ленивица была ленивой, никогда ничего не делала и не хотела делать. Она была равнодушной и невнимательной. Если её о чём-то просили, она отказывала в грубой форме. Она была очень грубой девочкой. И она была неблагодарной, от неё нельзя было услышать вежливого слова.

5. Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь?

Автор относится к Рукодельнице с любовью и уважением. Мы видим это в отношении к девочке Мороза Ивановича. Он ласковый, добрый и щедрый. Он награждает Рукодельницу, и это является выражением личного отношения автора.

Автор относится к Ленивице с неодобрением и насмешкой. Ему не нравится её лень и грубость. И Ленивица получает от Мороза Ивановича смешной подарок — сосульку. Этим автор показывает своё к ней отношение.

6. Вспомни, как Одоевский начинает свою сказку. Объясни пословицу. Как она помогает понять смысл произведения?

Сказка начинается пословицей о том, что даром без труда ничего не даётся.

Это значит, что человек сам должен заслужить своё счастье. И заслужить его в труде. Тот, кто трудится, будет иметь всё. Тот, кто ленится, не будет иметь ничего.

Так и случилось в сказке. Рукодельница получила богатый дар за свой труд. Ленивица не получила ничего за свою лень.

Эта пословица выражает главную мысль сказки.

7. Как ты понимаешь выражения:

Жить и служить — разница. Живут для себя и для людей, служат только кому-то. Служить — значит подчиняться, делать не то, что хочется, а то, что нужно.

Работа работе рознь. Работу можно делать по-разному. Можно делать хорошо и плохо. За хорошую работу награждают, за плохую ругают.

Какова работа, такова и награда. За хорошо сделанную работу всегда похвалят и наградят, за плохую — отругают. Награда соответствует качеству проделанной работы.

8. Каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы ты ответил на вопросы «Что правда, а что неправда»? Что сказано шутки ради, а что в наставленье?

Автор предлагает детям самим подумать о том, что в сказке правда, а что нет, что сказано для наставления, а что ради шутки.

Мне кажется, что наставление этой сказки заключается в том, что люди должны быть добрыми, честными, вежливыми и трудолюбивыми.

Шутка этой сказки в том, как плохо получается работа у Ленивицы, у того, кто не хочет и не любит работать.

Правда этой сказки в том, что труд всегда приносит пользу человеку, а вежливость и отзывчивость помогают в отношении с другими людьми.

Неправды здесь нет, а есть сказка, то, что не может произойти в реальной жизни.

9. Вспомни русскую народную сказку «Морозко». Попробуй сравнить её со сказкой Одоевского. Что ты видишь в этих сказках общего, чем они отличаются друг от друга? Что нового открыла тебе сказка в переложении Одоевского?

Пример сравнения народной сказки «Морозко» и литературной сказки «Мороз Иванович» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Общее в этих сказках то, что добро вознаграждается, а зло наказывается. Различное в этих сказках то, что народная показывает пользу вежливости и смирения, а литературная говорит ещё и о пользе трудолюбия.

Сказка Одоевского рассказала мне о различных явлениях природы: о траве под снегом, о холодной воде в колодце, о том, как правильно топить печь.

10. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Перескажи текст, используя свои рисунки.

Пример разделения сказки на пять частей и пересказ сказки Одоевского можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1

  • Характеристика остапа из рассказа тарас бульба
  • Характеристика младшего брата из сказки летучий корабль
  • Характеристика милона из рассказа недоросль
  • Характеристика насти из рассказа на дне
  • Характеристика мачехи из сказки золушка