«АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»
Литературная игра по сказке С.Т. Аксакова (для
учащихся 1-5 классов).
Цели и задачи:
• Воспитывать милосердие, сострадание
• Познакомить с творчеством русского
писателя С.Т.Аксакова.
Подготовка:
Портрет С.Т. Аксакова, (если возможно, то
портреты ключницы Пелагеи, французских писательниц Жанны-Мари Ле Принс де Бомон
(1711-1780) и Стефани-Фелиситеи де Жанлис (1746-1830), обложка к сказке
«Красавица и чудовище», иллюстрации к сказке «Аленький цветочек» (дочки купца),
заготовки алых лепестков и сердцевины цветка, клей, ручки.
Аудитория делится на группы (3-4 человека). За
правильный ответ группа получает лепесток.
Беседа.
Библиотекарь: Сегодня у нас с вами не простой
урок, а – волшебный, так как мы побываем в мире, где творится добро, происходят
всякие чудеса.
Сегодня мы поведём разговор о сказке Сергея
Тимофеевича Аксакова (1791-1859) «Аленький цветочек». Большинство читателей не
знают, что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль,
усталость, слепоту и постоянно ожидая близкий конец. «Аленький цветочек» – одна
из самых добрых и мудрых сказок. «Сказка ключницы Пелагеи» – значится в
подзаголовке.
— Как же появилась на свет сказка
«Аленький цветочек»? А была ли на самом деле ключница, которая рассказала
Аксакову сказку?
Как-то к маленькому мальчику Серёже Аксакову
пришла перед сном, ключница Пелагея, «помолилась Богу, вздохнула несколько раз,
по своей привычке всякий раз приговаривая: «Господи, помилуй нас грешных», села
у печки, и начала говорить немного нараспев:
«В некиим царстве, в некиим государстве
жил-был богатый купец, именитый человек…
— Кто же была эта Пелагея?
Крепостная крестьянка… Ключница Пелагея –
прислуга в поместье Аксаковых – следила за хозяйством в доме. У неё были все
ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того, чтобы рассказала
сказки перед сном для маленького Серёжи. Она была великая мастерица
рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек». Он слышал
её в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему
нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми
прибаутками.
Осенью 1854 года в подмосковное Абрамцево, где
Аксаков жил почти безвыездно, приехал из Петербурга средний сын, Григорий, и
привез с собою пятилетнюю дочь Оленьку. Кажется, именно тогда Сергей Тимофеевич
в последний раз почувствовал себя здоровым и молодым. Радостная, бегала Оленька
по дому и не умолкала никак: «Дедушка, ты обещал пойти на реку!.. Дедушка, а
где лесной Мишка живет?.. Дедушка, расскажи сказку!» И он стал рассказывать ей
про свои детские игры, про старые книжки, что запоем читал когда-то в далекой
Уфе, про свои зимние и летние поездки из города в деревню и обратно, про рыбную
ловлю, которой увлекся едва ли не с младенчества, про бабочек, которых ловил и
собирал… Но сказки – не было. Погостивши, Оленька уехала. А чуть позже
дедушка все же написал для нее сказку, которую назвал
«Аленький цветочек».
Портрет Аксакова С. Т.
Итак, сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»
о волшебной силе любви и добра. И в связи с этим в жизни происходят очень
интересные случаи. Так было и с автором «Аленького цветочка».
Спустя несколько лет после опубликования
сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксаков поразился, когда прочитал сказку
французской писательницы госпожи Бомон «Красавица и зверь» на такой же сюжет. А
спустя ещё некоторое время в Кавказском театре он увидел оперу французского
композитора Гретри «Земфира и Азор», сюжет её был такой же, как в
«Аленьком цветочке». Но это ещё не всё. В 18
веке читателям была известна сказка французской писательницы Жанлис
«Красавица и чудовище»: Обложка
«Красавица и чудовище»
— Как же так, не могла же Пелагея
этим французам рассказать свою сказку? Как вы думаете, ребята, в чем секрет?
Оказывается, всё наоборот. Все сказки на этот
сюжет были написаны французскими писателями и вышли не из русского, а из
французского фольклора.
— Как же простая русская крестьянка,
не умеющая ни читать, ни писать, узнала об этих сказках?
(Ответы детей).
— Эта сказка о цветочке или аленький
цветочек сравнивают с сердцем младшей дочери?
— Какой же смысл вложил писатель в
образ волшебного аленького цветочка?
Аленький цветочек – символ настоящей
преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю,
скрытую от глаз, красоту. Под её воздействием любимый человек преображается –
становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание – самые
главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого
мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Викторина 1.
Итак, начинаем нашу игру.
1. Кто рассказал Аксакову сказку об
аленьком цветочке? (Ключница Пелагея).
2. На какой палец надо было надеть
волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного? (На
правый мизинец. Дам я тебе перстень с руки моей: кто наденет его на правый
мизинец, тот очутится там, где пожелает).
3. Какую из дочерей купец любил больше
и за что? (Младшую, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее).
4. Какое чувство руководило сестрами,
когда они переводили стрелки на час назад? (Зависть).
5. Через какое время обещала вернуться
к чудищу купеческая дочь? (За час до истечения 3 дней и 3 ночей).
6. Какой по счёту пленницей была во
дворце у чудовища купеческая дочь? (Двенадцатой – ни одна не полюбила меня за
мои ласки и угождения, за мою душу добрую).
7. Сколько лет провёл принц в образе
зверя лесного, чуда морского? (И жил я таким страшилищем и пугалом ровно 30
лет).
8. Как вы думаете, что помогло дочери
купеческой справиться со злыми чарами? (Верность данному слову; преданность;
бескорыстная, искренняя любовь).
9. Как называлась сказка французской
писательницы Жанлис, которая повторяет сюжет сказки «Аленький цветочек».
(«Красавица и Чудовище»).
10. Что заказала отцу себе в подарок
старшая дочь? (Венец)
11. Что пожелала получить в подарок
средняя дочь? (Зеркало)
12. О каком подарке мечтала младшая,
самая любимая дочь? (Аленький цветочек)
13. Что особенного было в венце, который
привез старшей дочери отец? (Этот золотой венец из каменьев самоцветных, от
которых свет, как от месяца полного и как от солнца красного, и светло от него
в тёмную ночь, как среди бела дня).
14. Каким свойством обладало зеркало,
которое привез отец средней дочери? (Это, из хрусталя восточного зеркало, имело
такое свойство, что в нём была видна вся красота поднебесная, и, смотрясь в
него, девушка только прибавляет себе красоты)
15. А что особенного было в цветочке,
который достал отец младшей дочери? (Аленький цветочек был такой, краше
которого не было больше цветка на свете)
16. Как узнала младшая дочь о
существовании аленького цветочка? (Она увидела его во сне, и была поражена его
красотой)
17. Кем по роду занятий был отец трёх
сестёр из сказки «Аленький цветочек»? (Купец, торговый человек)
18. С помощью чего обычно приобретал
подарки и товары отец? (С помощью денег, которым все двери открыты)
19. Каким видом транспорта пользовался
отец-купец для своих торговых дел? (Торговыми кораблями, потому что вёл
торговлю он со странами, до которых можно только добраться по воде)
20. Какими, чисто российскими товарами
он торговал? (Сибирские меха, уральские самоцветы и камни, жемчуг и многое
другое)
21. В какие страны плавал по торговым
делам отец-купец? (В далёкие заморские страны)
22. Уезжая по своим купеческим делам,
что наказывал отец дочерям?
(Наказываю я вам жить без меня честно и
смирно).
23. И коли без меня вы будете жить
честно и смирно, то…, что пообещал купец дочерям? (Привезу вам такие гостинцы,
какие сами захотите).
24. Налетели на него разбойники,
бусурманские, турецкие да индейские, и, увидя беду неминучую, что делает купец?
(Бросает свои караваны богатые со прислугою своей верною и бежит в тёмные
леса).
25. Как купец вышел ко дворцу зверя
лесного, чуда морского? (Увидел впереди будто зарево, не хотел в ту сторону
идти, думал, что лес горит, но другого пути не было).
26. Назовите полное имя хозяина
аленького цветочка. (Зверь лесной, чудо морское)
27. Опишите внешний вид чудища, которое
повстречал купец, затем и его дочь. (Страшен был зверь лесной, чудо морское:
руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы
великие верблюжие, весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки,
нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные).
28. Какими положительными качествами
обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей? (Доброе сердце,
гостеприимство, речи ласковые и толковые)
29. Кто из дочерей купца добровольно
согласился отправиться к чудищу? (Младшая дочь – для меня ты достал аленький цветочек,
и мне надо выручать тебя).
30. Чем прогневал купец чудище, когда
находился у него в гостях? (Он самовольно сорвал любимый цветок хозяина)
31. Где рос аленький цветочек, и каким
он был? (В саду, на зеленом пригорке – цветок цвету алого, красоты невиданной и
неслыханной).
32. Как ты посмел сорвать в моём саду
мой заповедный, любимый цветок? Для чего нужен был цветок чудищу? (Я хранил его
паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня
всей утехи моей жизни).
33. Как принял купца хозяин дворца и
сада? (Я принял тебя, как дорогого гостя и званого, накормил, напоил и спать
уложил).
34. Как оказалась девушка во дворце чуда
морского, зверя лесного? (Вынимает отец перстень из ларца кованого, надевает
перстень на правый мизинец меньшой дочери – и не стало её).
35. Чем занималась дочь купеческая во
дворце чуда лесного? (Рукодельями занималась, вышивала серебром и золотом).
36. Где остался стоять аленький
цветочек? (Он вылетел из рук её и прирос к стеблю прежнему и расцвёл краше прежнего).
37. Как живётся девушке во дворце чуда
морского? (Я живу во дворце как королевишна, пишет она родителю).
38. Когда наказал девушке вернуться во
дворец чудо лесное? ( Ровно за час до трёх дней и трёх ночей).
39. Какую подлость совершили сестры, в
отношении младшей сестры, чтобы она не смогла вовремя вернуться во дворец? (Они
перевели все часы в доме на один час назад, а чтобы никто этого не заметил,
закрыли ставни).
40. Что произошло во дворце чудища,
когда девушка не вернулась к назначенному сроку? (Все погибло там, замерло,
затихло, свет небесный погас)
41. Где нашла девушка своего друга
милого, господина любимого? (На пригорке, в саду, обнимающим аленький цветочек)
42. Как вы думаете, почему умер зверь
лесной, чудо морское? (От тоски, от любви к девушке, потому что подумал, что
она больше не вернется).
43. В чём был секрет чуда лесного, зверя
морского, что с ним случилось в малолетнем возрасте? (Он был заколдован злой
волшебницей до тех пор, пока не полюбит его девушка)
44. Полюбила ли дочь купеческая чудище
безобразное за его доброту к ней?
(Я люблю тебя как жениха желанного).
45. Скажите, кем на самом деле был зверь
лесной, чудо морское?
(Королевичем).
46. Для кого Аксаков написал сказку? (В
семье Аксакова было много детей, а внучка была одна. Своей единственной внучке
Оленьке он и посвятил эту сказку).
47. А могли ли быть на месте младшей
дочери её сёстры? (Нет, они не захотели выручить отца и пойти к зверю лесному).
48. Справилась ли со страхом своим дочь
купеческая, когда услышала голос зверя лесного? (Со страхом своим совладала и
виду, что испугалася, не показала).
49. И страшен был зверь лесной, чудо
морское и, увидев его, стала ли девушка с ним общаться? (И стало ей жалко и
совестно, что испугалась – тут пошли у них беседы пуще прежнего).
50. Кто автор сказки «Аленький
цветочек?». (Сергей Тимофеевич Аксаков).
Викторина 2.
Характеристика героев.
Что мы узнали о сёстрах из сказки?
Портреты трёх сестёр помогут вам рассказать о
них.
1. Старшая? (Горделивая, она просит
для себя венец самоцветный, да такой, как у королевы заморской).
Д. Недобрая, завистливая. Она неблагодарная.
Не пошла выручить отца.
2. А средняя?
Д. Средняя – самолюбивая. Ей нужны только
богатства, да чтоб ее красота не старилась. Неблагодарная тоже.
3. А младшая дочь? Какая она?
Д. Добрая, ласковая, (смелая) приветливая.
4. Зачем младшей нужен был аленький
цветочек?
Д. Для радости, утешения.
5. Что же помогло снять заклятие со
зверя лесного, чуда морского?
Д. Любовь девушки.
6. За что же полюбила девушка чудище?
Д. (зачитывают текст)
7. О чем рассказал Аксаков в этой
сказке?
Д. Он рассказал о самоотверженной любви,
верности и преданности.
8. Какой урок он преподает своей
внучке и нам, читателям?
Д. Что добрые чувства могут победить зло. Любовь
все побеждает.
9. К какой группе литературных сказок
относится сказка «Аленький цветочек»?
Д. Это волшебная сказка.
10. Почему?
Д. В ней чудеса. Сказочные превращения,
троекратность событий.
Викторина 3
1. Какими словами начинается эта
сказка?
а) «В некиим царстве, в некиим государстве…»
б) «За горами, за лесами, за широкими морями…» в) «Три девицы под окном…»
2. Какая из дочерей попросила купца
привезти из дальних стран аленький цветочек? а) старшая б) средняя в) младшая
3. Что случилось с купцом в дороге? а)
весь товар утонул
б) весь товар сгорел
в) на его караваны напали разбойники
4. С каким условием чудище мохнатое
отпустило купца? а) если он отдаст аленький цветочек
б) если заплатит за цветочек золотом
в) если он пришлет вместо себя одну из дочерей
5. Какой волшебный предмет дал зверь
лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома?
а) золотой перстень
б) медный браслет
в) изумрудное ожерелье
6. Что стало с сорванным аленьким
цветочком?
а) остался в купеческом доме на радость
сестрам б) прирос к прежнему стеблю
в) завял
7. Как жилось девушке во дворце у
зверя лесного, чуда морского? а) исполнялись все ее желания
б) ей приходилось работать с утра до ночи
в) она пребывала в постоянной тоске и печали
8. На сколько дней отпустил зверь
лесной, чудо морское купеческую дочь домой?
а) на один день и одну ночь б) на три дня и
три ночи в) на пять дней и пять ночей
9. Дочь купца вернулась во дворец с
опозданием, потому что, а) долго прощалась с отцом
б) долго не могла решить, возвращаться или нет
в) сестры перевели часы назад
10. Кем оказался зверь лесной, чудо
морское?
а) заколдованным принцем
б) злым колдуном в) карликом
Вот и подошли мы к конечному пункту нашего
путешествия, и сейчас посмотрим, насколько, кто продвинулся к заветному
аленькому цветочку.
Подведение результатов.
И последнее испытание, которое предстоит
пройти нашему победителю, чтобы взять заветный цветок, это ответить на два
вопроса.
Вопросы победителю:
1) С помощью чего можно попасть в
волшебный дворец? (Волшебного кольца)
2) Покажите, как пользоваться этим
кольцом? (На правый мизинец).
Библиотекарь: Сказка эта живет уже около 150
лет, и не на день не стареет, потому что никогда не исчезнут добро и любовь.
Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.
Подведем итог нашего урока. На каждом из алых
лепестков, полученных за правильные ответы, напишите по 1-му слову, которое
скажет, чему научила вас сказка. Соберите в своей группе аленький цветочек:
алые лепестки приклейте к сердцевине. (Готовые цветы прикрепляются на доске)
В душе у каждого человека должен быть Аленький
цветочек. Посмотрите, сколько у нас на поляне Аленьких цветочков! Пусть они
расцветут и в душе каждого из нас.
Вот мы и завершили наше путешествие, и как
говорится в сказке: «Вот и сказке конец, а кто слушал молодец».
Инфоурок
›
Литературное чтение
›Презентации›Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «С. Т. Аксаков. Аленький цветочек»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Сергей Тимофеевич Аксаков
«Аленький цветочек»Литературное чтение
(4 класс) -
2 слайд
Описание слайда:
Что в произведении ты находишь волшебного, сказочного, а что могло быть на самом деле? Обрати внимание на название.
2. Почему, по твоему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
3. Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? Почему ты так думаешь?
Повторение -
3 слайд
Описание слайда:
Ответ:
Что в произведении ты находишь волшебного, сказочного, а что могло быть на самом деле? Обрати внимание на название.Волшебным и сказочным является то, что у козла было серебряной копытце и если он им бил, появлялись драгоценные камни хризолиты. А на самом деле могли жить втроем Кокованя, Даренка и Муренка, могли увидеть козла зимой с рожками, даже могли найти россыпи драгоценных камней возле избушки, потому что жили на Урале, где на самом деле добывают золото и ценные породы камней.
2. Почему, по твоему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? А почему девочка согласилась идти жить к Коковане? Кокованя остался совсем один, ему нужен был кто-то рядом, вот он и взял к себе девочку Даренку с кошкой Муренкой. А Даренка пошла к Коковане, потому что была полная сирота, в доме, где она жила, ее не любили, относились как к работнице, а кроме того Кокованя был очень добрым человеком, это сразу же поняла Даренка, и заинтриговал ее рассказом о Серебряном копытце.
3. Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? Почему ты так думаешь? Кокованя, Даренка и Муренка зажили очень дружно, Даренка полюбила Кокованю как родного дедушку, а Кокованя полюбил Даренку как родную внучку. Вот как это написано у автора: «Кокованя с утра на работу уходил, Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила — мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им». -
4 слайд
Описание слайда:
Готовясь к этому уроку,
Вы книгу новую прочли.
С хорошей, доброй, мудрой сказкой
Недаром время провели. -
5 слайд
Описание слайда:
Сказка ложь, да в неё намёк!
Добрым молодцам урок.А.С. Пушкин
-
6 слайд
Описание слайда:
Отправляемся в путешествие
-
7 слайд
-
8 слайд
Описание слайда:
Село «Авторское»
-
9 слайд
Описание слайда:
Аксаков Сергей тимофеевич (1791-1859)
-
10 слайд
Описание слайда:
Сказку «Аленький цветочек» записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859). Он услышал ее в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести «Детские годы Багрова-внука»:
«Скорому выздоровлению моему мешала бессонница… По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать… Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная… села у печки и начала говорить, немного нараспев: „В некиим царстве, в некиим государстве…“
Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного?
На другой же день выслушал я в другой раз повесть об „Аленьком цветочке“. С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я „Царь-девицу“, „Иванушку-дурачка“, „Жар-птицу“ и „Змея Горыныча“».
В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой. -
11 слайд
Описание слайда:
Город «Внимательных читателей»
Соответствует ли название сказки «Аленький цветочек» её содержанию? Почему?
Почему у этой сказки такой подзаголовок – «Сказка ключницы Пелагеи»?
Сколько дочерей было у купца?
Куда собирался уезжать купец?
О чём он спрашивал своих дочерей?
Какие подарки заказали ему дочери?
Как купец нашёл аленький цветочек?
Что случилось, когда он сорвал цветок?
Почему чудище поверило купцу и отпустило его домой проститься с дочерьми?
Каким вы себе представляете аленький цветочек?
Что произошло дальше?
Чем заканчивается сказка? -
12 слайд
Описание слайда:
Отличная работа
молодцы -
13 слайд
Описание слайда:
«Река сюжетных линий»
«Аленький цветочек»
«Щелкунчик»Любовь главной героини к герою
Своей любовью главные героини снимают заклятие
Героини за внешним уродством смогли рассмотреть щедрость и доброту души чудищ
Контраст красивого и ужасного -
14 слайд
Описание слайда:
«Долина Народных сказок»
В какой сказке явно чувствуется народное происхождение?
Прочитайте первые строчки сказок «Аленький цветочек» и «Щелкунчик и Мышиный Король». Сравни язык, которым написаны сказки.
Какая из сказок больше напоминает народную? -
15 слайд
Описание слайда:
«Волшебный остров»
-
16 слайд
Описание слайда:
Чем похожи все волшебные сказки?
В какой из сказок контраст между реальным и волшебным миром ярче: где реальный мир реальнее, а волшебный мир волшебнее?
А в народных сказках ярко выражен контраст между волшебным миром и земным миром?
В какой сказке композиция вам кажется более замысловатой?
В какой характеры героев представляются вам более сложными? -
17 слайд
Описание слайда:
Вывод:
Более сложные характеры героев в авторской сказке, а в народной сказке герои характеризуются сразу и делятся на положительных и отрицательных -
18 слайд
Описание слайда:
Можно ли по заглавию предположить, о чём сказка Аксакова? Изменится ли смысл произведения, если дать ему другое название: «Алый цветок», «Сёстры», «Подарки», «Чудище-юдище»?
2. Обсудите с другом, чем старшие дочери отличаются от младшей дочери. Как поступки героинь помогают понять их характер?
Вопросы
-
19 слайд
Описание слайда:
Ответ:
Можно ли по заглавию предположить, о чём сказка Аксакова? Изменится ли смысл произведения, если дать ему другое название: «Алый цветок», «Сёстры», «Подарки», «Чудище-юдище»?
По заглавию «Аленький цветочек» можно определить, что речь пойдет о каких-то волшебных событиях, связанных с этим цветком. Если бы сказка называлась «Алый цветок», «Сестры», «Подарки», «Чудище-юди- ще», то смысл произведения, конечно, изменился бы, не было бы того любовного нежного отношения к сказочному предмету и персонажам истории.
2. Обсудите с другом, чем старшие дочери отличаются от младшей дочери. Как поступки героинь помогают понять их характер?
Старшие дочери отличаются от младшей тем, что любили только себя, жили только для себя, любовались только собой, а разбогатевшей, по их мнению, сестре страшно завидовали, а потому и решились на злой умысел с целью принести ей непоправимый вред. Помогают это понять их поступки: как они относились к отцу, не захотев вместо него идти на службу к чудищу, какие подарки себе заказали — самые дорогие, труднодоступные, не думая, с какими преградами столкнется их отец, как перевели тайно часы в доме, чтобы сестра опоздала на встречу с дорогим ей существом. -
20 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание:
Уч: стр. 193 — 214, пересказ
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Краткое описание документа:
Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «С. Т. Аксаков. Аленький цветочек»
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тема:
Аленький цветочек
Похожие материалы
-
План к уроку чтения 3 класс по теме «Первопечатник Иван Фёдоров»
-
План к уроку чтения 3 класс .Знакомство с учебником
-
Электронная диагностика по освоению программы «Читайка»
-
Конспект урока литературного чтения Б.Л. Пастернак «Золотая осень».
-
«Гласный звук [о], буква О, о.
-
Рабочая программа по чтению 3 класс
-
Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме: «Согласие крепче каменных стен. Звуки в окружающем мире и речи.»
-
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по теме: «Согласие крепче каменных стен. Звуки в окружающем мире и речи.»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5454851 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»
-
Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
Литературная
викторина по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек».
1. Кто написал
сказку «Аленький цветочек»? ___________________________________________________
2. Кто рассказал
Аксакову сказку про аленький цветочек? _________________________________________
3. Какими словами
начинается эта сказка? _______________________________________________________
4. Как звали отца
сестёр из сказки «Аленький цветочек»? __________________________________________
5. Кем по роду
занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»?
____________________________
6. Каким видом
транспорта пользовался отец для своих торговых дел?
______________________________
___________________________________________________________________________________________
7. Какими чисто
российскими товарами торговал отец? ___________________________________________
___________________________________________________________________________________________
8. Как звали
старшую дочь? __________________________________
9. Как звали
среднюю дочь? __________________________________
10. Как звали
младшую дочь? _________________________________
11. Где достал
купец подарки средней и старшей дочери? Какие? ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Какая из
дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек?
_________________
13. Что было особенного
в аленьком цветочке? __________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
14. Как она узнала
о существовании аленького цветочка? __________________________________________
___________________________________________________________________________________________
15. Что случилось
с купцом в дороге? __________________________________________________________
16. Назовите
полное имя хозяина аленького цветочка.
____________________________________________
17. Опишите
внешний вид чудища.
Страшен
был зверь ________________, чудо ___________________: руки ______________, на
руках когти ____________________, ноги _______________, спереди – сзади горбы
великие _________________, весь __________________ отверху донизу, изо рта
торчали ________________________, нос ___________, как у _________________ а,
а глаза были _____________________.
18. Какими
положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей?
___________________________________________________________________________________________
19. Чем прогневал
отец чудище, когда находился у него в гостях?
___________________________________
___________________________________________________________________________________________
20. Где рос
аленький цветочек? ________________________________________________________________
21. С каким
условием чудище мохнатое отпустило купца? _________________________________________
___________________________________________________________________________________________
22. Какой
волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро
очутиться дома?
___________________________________________________________________________________________
23. «Долго купец
думал думу крепкую и придумал… Фальши у него на уме не было, а потому он
рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское и без того их
знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял…». Объясните, что
такое «запись заручная»? ________________________
24. На какой палец
надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского,
зверя лесного? ______________________________________________________________________________
25. Что стало с
сорванным аленьким цветочком? _________________________________________________
26. Вспомни и
вставь пропущенные слова.
«Очутилась
она во дворце зверя ___________________________, чуда ________________________,
во палатах высоких, _________________________, на кровати из резного золота
со ножками _____________________, на пуховике пуха ________________________,
покрытом золотой камкой…». Что такое «камка»?
__________________________________________________________________________
27. Как жилось
девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского?
_________________________________
___________________________________________________________________________________________
28. Какой наряд
выбрала Настенька из тех, которые предложило ей чудо – зверь?
_____________________
___________________________________________________________________________________________
29. Какие животные
и птицы встретили Настеньку в саду чудища? __________________________________
___________________________________________________________________________________________
30. Какие птицы
доставили Настеньку во дворец к чудищу?
________________________________________
31. Чем занималась
Настенька во дворце чудища? ________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
32. Какое
волшебное приспособление показало Настеньке чудеса земные, глубины морские?
___________________________________________________________________________________________
33. Что удивило
Настеньку в увиденном ею морском царстве? _____________________________________
34. Через какое
время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь? _______________________________
___________________________________________________________________________________________
35. Что привезла
Настенька в подарок своим сёстрам, когда приехала в родительский дом в гости?
___________________________________________________________________________________________
36. Дочь купца
вернулась во дворец с опозданием, потому что, _____________________________________
___________________________________________________________________________________________
37. Что произошло во дворце чудища, когда Настенька не
приехала к назначенному сроку?
___________________________________________________________________________________________
38. Где нашла
Настенька своего друга милого, господина любимого?
________________________________
___________________________________________________________________________________________
39. Как выдумаете,
почему умер зверь лесной? ___________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
40. Кем оказался
зверь лесной, чудо морское? ___________________________________________________
41. Какой по счёту
пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь? _________________________
42. Сколько лет
провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского? ______________________________
43. Какое чувство
руководило сестрами, когда они переводили стрелки на час назад? __________________
44. Как вы думаете,
что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литературная
викторина по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек». (ответы)
1. Кто написал
сказку «Аленький цветочек»? Сергей Тимофеевич Аксаков
2. Кто рассказал
Аксакову сказку про аленький цветочек? Ключница Пелагея
3. Какими словами
начинается эта сказка? «В некотором царстве, в некотором государстве …»
4. Как звали отца
сестёр из сказки «Аленький цветочек»? Степан
5. Кем по роду
занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»? Купец, торговый
человек
6. Каким видом
транспорта пользовался отец для своих торговых дел? Торговыми кораблями,
потому что вёл торговлю он со странами, до которых можно только добраться по
воде
7. Какими чисто
российскими товарами торговал отец? Сибирские меха, уральские самоцветы и
камни, жемчуг и многое другое
8. Как звали
старшую дочь? Прасковея
9. Как звали
среднюю дочь? Марфа
10. Как звали
младшую дочь? Настенька
11. Где достал
купец подарки средней и старшей дочери? Какие? Средней — золотой венец из
каменьев самоцветных — у заморской королевишны в темнице каменной, за тремя
дверями железными, за тремя замками немецкими; старшей — «тувалет» из хрусталя
восточного — у дочери короля персидского в терему каменном, на горе каменной,
за семью дверями железными, за семью замками немецкими, а ключи носит
королевишна на поясе.
12. Какая из
дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек? Младшая
13. Что было
особенного в аленьком цветочке? Аленький цветочек был такой, краше которого
не было больше цветка на свете
14. Как она узнала
о существовании аленького цветочка? Она увидела его во сне и была поражена
его красотой
15. Что случилось
с купцом в дороге? На его караваны напали разбойники
16. Назовите
полное имя хозяина аленького цветочка. Зверь лесной, чудо морское
17. Опишите
внешний вид чудища. Страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на
руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжие,
весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у
беркута, а глаза были совиные.
18. Какими
положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей?
Доброе сердце, гостеприимство, речи ласковые и толковые.
19. Чем прогневал
отец чудище, когда находился у него в гостях? Он самовольно сорвал любимый
цвкток хозяина
20. Где рос
аленький цветочек? В саду, на зелёном пригорке
21. С каким
условием чудище мохнатое отпустило купца? Если он пришлет вместо себя одну
из дочерей
22. Какой
волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро
очутиться дома? золотой перстень
23. «Долго купец
думал думу крепкую и придумал… Фальши у него на уме не было, а потому он
рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское и без того их
знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял…». Объясните, что
такое «запись заручная»? Расписка
24. На какой палец
надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского,
зверя лесного? На правый мизинец
25. Что стало с
сорванным аленьким цветочком? Прирос к прежнему стеблю
26. Вспомни и
вставь пропущенные слова.
«Очутилась
она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких,
каменных, на кровати из резного золота со ножками хрустальными,
на пуховике пуха лебяжьего, покрытом золотой камкой…». Что такое
«камка»? Шелковая цветная ткань с узорами
27. Как жилось
девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского? Исполнялись все ее желания
28. Какой наряд
выбрала Настенька из тех, которые предложило ей чудо – зверь? Свой
собственный сарафан
29. Какие животные
и птицы встретили Настеньку в саду чудища? Олени, козлёнок, павлины, райские
птицы
30. Какие птицы
доставили Настеньку во дворец к чудищу? Белоснежные лебеди
31. Чем занималась
Настенька во дворце чудища? Вышивала, гуляла по саду, каталась на лодке по
пруду, пела песни.
32. Какое
волшебное приспособление показало Настеньке чудеса земные, глубины морские? Блюдечко
с катающимся по нему наливным яблочком
33. Что удивило
Настеньку в увиденном ею морском царстве? Морские коньки
34. Через какое
время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь? За час до истечения 3 дней
и 3 ночей, на вечерней заре.
35. Что привезла
Настенька в подарок своим сёстрам, когда приехала в родительский дом в гости? Сундуки
с богатыми нарядами.
36. Дочь купца
вернулась во дворец с опозданием, потому что, сестры перевели часы назад, а
чтобы никто не заметил этого, закрыли ставни.
37. Что произошло
во дворце чудища, когда Настенька не приехала к назначенному сроку? Всё
погибло там, замерло, затихло, свет небесный погас.
38. Где нашла
Настенька своего друга милого, господина любимого? На пригорке, в саду,
обнимающим аленький цветочек.
39. Как выдумаете,
почему умер зверь лесной? От тоски, от любви к Настеньке, потому что
подумал, что она больше не вернётся.
40. Кем оказался
зверь лесной, чудо морское? Заколдованным принцем
41. Какой по счёту
пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь? Двенадцатой
42. Сколько лет
провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского? 30 лет
43. Какое чувство
руководило сестрами, когда они переводили стрелки на час назад? Зависть
44. Как вы
думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами? Верность
данному слову; преданность; бескорыстная, искренняя любовь
Автор Владислав Тараненко На чтение 8 мин Просмотров 80
Обновлено
Самым юным гостям сайта советуем читать краткое содержание сказки «Аленький цветочек» – популярного произведения С. Т. Аксакова. Схожий сюжет встречается в фольклоре многих западноевропейских народов. В Европе эта волшебная история известна под названием «Красавица и чудовище».
Главные герои
Лесное чудовище – заколдованный ведьмой прекрасный царевич.
Купеческая дочь – очень красивая добрая девушка, полюбившая чудище и снявшая с него заклятие.
Краткое содержание
Давным-давно в некотором царстве жил очень богатый купец. Он был вдов. От умершей жены у купца осталось три прекрасных дочери, среди которых он больше всего любил младшую.
Однажды купец собрался по торговым делам в долгую поездку «за тридевять земель». Он позвал к себе дочерей и попросил пригожих девушек сказать, какие им привезти подарки, дав на размышление три дня.
В назначенный срок дочери пришли к отцу и изложили свои просьбы. Старшая попросила купца привезти ей из дальних краев золотой венец. Купец задумался, а потом сказал, что знает, где можно раздобыть такой гостинец. Он хранится у одной заморской королевны в глубокой кладовой за крепкими запорами. Завладеть венцом будет нелегко, но купец надеялся, что богатство ему поможет сделать это.
Средняя дочь сказала, что хочет получить в подарок хрустальный туалетный столик. Купец задумался покрепче, а потом ответил, что таким столиком владеет персидская принцесса. Она хранит его на высокой горе в каменной башне, которую охраняет множество воинов. Добыть столик будет сложно, но купец знал человека, который за большие деньги выполнит эту работу.
Младшая дочь попросила отца привезти ей самый прекрасный на свете аленький цветочек. Купец долго думал, а потом сказал, что эта задача гораздо сложнее предыдущих, но он постарается ее выполнить.
Наконец, купец отправился в путешествие. Он побывал во многих странах, выгодно занимаясь торговлей и отправляя домой груженые золотом корабли. Купцу удалось добыть драгоценный венец и хрустальный столик для старших дочерей, но выполнить просьбу младшей он до сих пор не мог. В садах разных заморских повелителей купец часто видел очень красивые аленькие цветочки, но не был уверен, что какой-то из них самый прекрасный на свете.
Однажды в дороге на купеческий богатый караван напали разбойники. Купец, бросив все имущество, скрылся в глухом лесу и решил идти, куда глаза глядят.
Купец с удивлением заметил, что непролазные кусты и деревья словно расступаются перед ним, указывая дорогу. По этому пути он шел весь день. В полночь купец увидел впереди яркий свет и сперва подумал, что это пожар. Остановившись в нерешительности и подумав, он все же решил идти дальше.
Купец вышел на огромную поляну, посреди которой стоял чудесный дворец, полностью покрытый золотом, серебром и драгоценными камнями. От него и исходило яркое сияние. Где-то в глубине дворца раздавалась прекрасная музыка.
Купец зашел во дворец и стал ходить по роскошным покоям в поисках хозяина, но внутри никого не было. Он долго любовался на богатое убранство дворца, а потом подумал, что было бы неплохо перекусить. Перед купцом тут же возник стол, уставленный разными яствами. Удивившись новому чуду, он уселся и хорошо подкрепился.
Наевшись, купец вновь стал осматривать дворец, почувствовал усталость и захотел поспать. При мысли о сне перед ним появилась пышная кровать. Купец улегся и тотчас же заснул, пожелав увидеть во сне любимых дочерей.
Купцу действительно приснились дочери. Старшие были счастливы и собирались выйти замуж, не дожидаясь возвращения отца. Младшая же тосковала по батюшке и думала только о нем.
Купец поднялся с кровати и оделся. Его уже не удивил приготовленный кем-то завтрак. Поев, купец решил осмотреть окружавшие дворец сады. Он долго любовался на увешанные сочными плодами деревья, многочисленные фонтаны, диковинных птиц. Блуждая в восхищении по садам, купец увидел прекрасный аленький цветочек и сразу же понял, что наконец-то нашел то, о чем просила младшая дочь.
Купец, не раздумывая, сорвал цветочек. Внезапно в саду потемнело, блеснула молния и ударил гром. Перед перепуганным купцом появилось какое-то мохнатое чудовище. Оно громким голосом обвинило купца в черной неблагодарности. Чудище заявило, что является хозяином чудесного дворца. Оставаясь невидимым, оно позаботилось о госте, а он в ответ решил похитить аленький цветочек – главное украшение сада. Чудовище велело купцу готовиться к смерти.
Купец встал на колени и рассказал о своей поездке и просьбах дочерей. Он признался, что сорвал цветочек, выполняя пожелание своей младшей дочки. Купец умолял отпустить его и позволить взять подарок с собой, обещая щедро вознаградить хозяина.
Чудовище ответило, что не нуждается в золоте. Оно согласилось отпустить купца вместе с цветочком, если взамен себя он пришлет одну из своих дочерей. Попасть во дворец можно с помощью волшебного перстня. Если ни одна из девушек не согласится добровольно отправиться к чудищу, купец должен через три дня вернуться сам и принять лютую смерть.
Подумав, купец принял условия чудища. Взяв перстень и надев его на правый мизинец, он тотчас же очутился у ворот своего дома. В это же время прибыли его богатые караваны.
Купец встретился с дочками и роздал им гостинцы. Старшая и средняя дочери, получив венец и хрустальный столик, обрадовались и убежали любоваться подарками. Младшая же, только увидев аленький цветочек, горько заплакала.
Купец созвал множество гостей и пышно отпраздновал свое возвращение. На следующий день он стал поочередно вызвать к себе дочек и рассказывать им о своей беде. Старшая и средняя наотрез отказались отправляться к чудищу, заявив, что цветочек просила их сестра.
Младшая дочь, выслушав отца, сразу же согласилась избавить его от лютой смерти. На третий день она простилась с отцом и сестрами, взяла в кувшине цветочек и надела на правый мизинец перстень.
Девушка моментально очутилась в чудесном дворце, где уже было все приготовлено к ее прибытию. Отдохнув на пуховой кровати, она пошла осматривать дворец и сады. Вскоре купеческая дочка нашла место, где отец сорвал для нее гостинец. Цветочек сам вылетел из кувшина и вернулся в землю.
Вернувшись во дворец, девушка увидела на стене огненную надпись – послание от чудища. Оно сообщало, что считает себя преданным рабом гостьи и будет исполнять все ее пожелания.
Чтобы девушка не скучала, чудище доставило во дворец ее верную служанку. Жизнь купеческой дочери была обставлена со всеми удобствами. В ее распоряжении были самые лучшие наряды и украшения. Невидимый хозяин по-прежнему общался с ней с помощью надписей на стене.
Со временем девушка пожелала поближе познакомиться с хозяином дворца. Уступая просьбе, чудище велело ей прийти в сад. Сев на скамейку, купеческая дочь услышала «дикий и зычный» голос, напоминающий звериный рев. Скрывая страх, она заговорила с незримым чудищем. С тех пор девушка каждый день подолгу беседовала с ним, привыкнув мало-помалу к страшному голосу.
В конце концов девушке захотелось увидеть своего невидимого друга. Чудище долго не соглашалось уступить ее просьбам. Страшилище опасалось, что купеческая дочь возненавидит его за безобразный вид. Девушка уверяла, что ничто не повлияет на ее дружеские чувства к хозяину дворца.
Наконец, чудище велело девушке выйти в сад и в сумерках прошло перед нею. Купеческая дочь потеряла от страха сознание, увидев ужасное мохнатое существо с «ногами лошадиными», «горбами верблюжьими» и «глазами совиными».
Очнувшись, девушка услышала горький плач чудища. Она стала уверять его, что сможет побороть свой страх, и просила вновь показаться. Мохнатый зверь опять предстал перед купеческой дочкой. Постепенно девушка привыкла к его ужасному виду. С этого времени страшилище уже не скрывалось от своей гостьи.
Однажды девушка увидела во сне смертельно больного отца и захотела повидаться с ним. Она рассказала об этом чудищу. Хозяин дворца разрешил ей воспользоваться волшебным перстнем и побывать дома. Он лишь просил купеческую дочь вернуться назад по истечении трех дней. Чудище сказало, что если девушка не воротится в назначенный срок, оно умрет от тоски.
Девушка надела перстень и тотчас же оказалось в родном доме. Отец действительно тяжело болел, переживая за судьбу любимой дочери. Он очень обрадовался ее неожиданному появлению. Девушка рассказала о своей привольной жизни во дворце, вызвав жгучую зависть сестер.
Старшая и средняя дочери купца стали уговаривать сестру остаться дома. Девушка решительно отклонила их настойчивые просьбы, заявив, что вернется к чудищу ровно за час до истечения срока. Коварные сестры перевели все часы в доме на час назад.
Дождавшись нужного часа, девушка простилась со всеми и надела перстень. Очутившись во дворце, она стала звать своего друга, но ей никто не откликался. Почувствовав беду, девушка бросилась на поиски и нашла чудище мертвым. Оно лежало в саду, обнимая аленький цветочек.
Девушка бросилась к страшилищу, назвала его своих женихом и умоляла пробудиться от смертельного сна. В этот момент ударила молния, и купеческая дочь лишилась чувств.
Придя в себя, девушка с удивлением увидела, что сидит на золотом престоле рядом с прекрасным юношей. Перед ними стояли отец, сестры и многочисленная свита.
Молодой человек был сыном могущественного царя. В детстве его похитила злая колдунья и превратила в страшилище. Заклятье могла снять лишь девушка, которая бы полюбила чудовище и согласилась стать его женой.
Купеческая дочь и спасенный ею царевич тут же обвенчались и «стали жить да поживать, добра наживать».
Лукиных Ольга Анатольевна
17.12.2021.
Тест. Начальные классы, 4 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Тест на проверку знания содержания сказки «Аленький цветочек» Сергея Тимофеевича Аксакова
Вопрос 1
Укажи значение слова «парча»
Варианты ответов
- шёлковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями
- плотная шёлковая ткань с мягким гладким и густым ворсом
- шёлковая гладкая блестящая ткань
Вопрос 2
Укажи значение слова «тувалет»
Варианты ответов
- комплект дорогой одежды
- стол с зеркалом и всеми принадлежностями
- набор украшений
Вопрос 3
Укажи значение выражения «паче зеницы ока»
Варианты ответов
- беречь больше, чем глаза
- беречь больше, чем жизнь
- беречь больше, чем имущество
Вопрос 4
Укажи значение выражения «пригорок муравчатый»
Варианты ответов
- глинистый или каменистый, на котором почти ничего не растёт
- небольшой, еле заметный среди высокой травы
- поросший мягкой и сочной травой
Вопрос 5
Укажи значение выражения «дворовая челядь»
Варианты ответов
- охранники
- воры
- прислуга
- соседи
Вопрос 6
Кого любил купец ольше всего своего богатства?
Варианты ответов
- меньшую дочь
- дочерей
- старшую дочь
- себя
- свой народ
Вопрос 7
Куда собрался купец?
Варианты ответов
- в тридесятое царство, тридевятое государство
- в Индию
- в путешествие по всему миру
- в тридевятое царство, тридесятое государство
Вопрос 8
Зачем он туда отправился?
Варианты ответов
- на поиск Жар-птицы и птицы Счастья
- отвезти подарки заморскому царю
- с научно-познавательной целью
- по торговым делам
Вопрос 9
Какой наказ купец дал своим дочерям?
Варианты ответов
- жить дружно и весело
- жить в учёбе и трудах
- жить честно и смирно
Вопрос 10
Какой гостинец попросила старшая дочь?
Варианты ответов
- наряд из золотой парчи и мехов чёрного соболя
- тувалет из хрусталю восточного
- ожерелье из жемчуга бурмицкого
- цветочек аленький, краше которого нет на белом свете
- золотой венец из каменьев самоцветных
Вопрос 11
Какой гостинец попросила средняя дочь?
Варианты ответов
- цветочек аленький, краше которого нет на белом свете
- золотой венец из каменьев самоцветных
- ожерелье из жемчуга бурмицкого
- тувалет из хрусталю восточного
- наряд из золотой парчи и мехов чёрного соболя
Вопрос 12
Каким должен был быть аленький цветочек для младшей дочери?
Варианты ответов
- сияющим всеми цветами семицветной радуги
- горящими огнями золотыми, серебряными
- умеющим выполнять желания
- самым красивым на свете
Вопрос 13
Почему просьба младшей дочери была самой трудной?
Варианты ответов
- купец знал, что цветок находится в очень труднодоступном месте
- купец знал, что цветочек очень хорошо охраняют
- купец не знал, как опредлить что найденный цветочек — самый красивый на свете
- купец не знал, как довезти цветочек до дома
Вопрос 14
Почему купец мог идти по дремучему лесу только вперёд?
Варианты ответов
- сзади слышался шум догонявших его грабителей
- сзади и по сторонам светились волчьи глаза
- перед ним деревья и кусты расступались, а за ним и по сторонам — смыкались
- у него был волшебный клубочек который дорогу указывал
Вопрос 15
Что купец увидел на поляне?
Варианты ответов
- замок
- чертог
- дворец
- терем
Вопрос 16
Что нашёл купец в саду?
Варианты ответов
- скатерть-самобранку
- аленьких цветочков видимо-невидимо
- аленький цветочек
- яблоню с молодильными яблоками
Вопрос 17
Чем пригрозил купцу хозяин сада?
Варианты ответов
- пожизненным заточением
- ослеплением
- смертью
Вопрос 18
Что должен был сделать купец в обмен на свою свободу?
Варианты ответов
- прислать вместо себя самую красивую из дочерей
- отдать всё своё имущество
- прислать вместо себя всех своих дочерей
- прислать вместо себя самую любимую из всех дочерей
- прислать вместо себя одну из своих дочерей
Вопрос 19
Как купец оказался дома?
Варианты ответов
- надел волшебный перстень на левый мизинец
- надел волшебный перстень на правый указательный палец
- надел волшебный перстень на правый мизинец
- надел волшебный перстень на левый указательный палец
Вопрос 20
О чём спрашивали купца старшие дочери?
Варианты ответов
- Что с ним случилось?
- Где их подарки?
- Не потерял ли он своего богатства?
- Как шла торговля?
Вопрос 21
О чём спрашивала купца младшая дочь?
Варианты ответов
- Как он быстро очутился дома?
- Нашёл ли он аленький цветочек?
- Какое у него горе сердешное?
- Как шла торговля?
Вопрос 22
Как обяснили старшие дочери почему они отказались выручить отца?
Варианты ответов
- сказали, то сам виноват
- сказали, что пусть выручает та дочь, ради кого он всё это затеял
- сказали, что им всё равно
- сказали, что боятся
Вопрос 23
Что девушка сделала с аленьким цветочком?
Варианты ответов
- поставила в драгоценную вазу
- положила на золотую полку
- отнесла на прежнее место
- засушила в старинной книге
Вопрос 24
Как хозяин дворца общался с девушкой?
Варианты ответов
- строго, но справедливо
- учил работать по дому
- исполнял все её желания
- не обращал внимания
Вопрос 25
Почему хозяин дворца показался девушке?
Варианты ответов
- решил приручить к себе
- решил её испугать
- решил её съесть
- она его уговорила
Вопрос 26
Как после этого девушка общалась с хозяином дворца?
Варианты ответов
- со скрытым страхом
- пряталась от него
- так же ласково
- не разговаривала с ним
Вопрос 27
Почему девушка захотела побывать дома?
Варианты ответов
- она затосковала по дому
- приснился сон, что батюшка заболел
- хотела отнести отцу и сёстрам гостинцы
- задумала сбежать от хозяина дворца
Вопрос 28
О чём хозяин дворца предупредил девушку?
Варианты ответов
- если она через три дня и три ночи не вернётся, она умрёт
- если она через три дня и три ночи не вернётся, то больше никогда не вернётся
- если она не вернётся через три дня и три ночи, то он умрёт
Вопрос 29
Что старшие сёстры предложили младшей?
Варианты ответов
- пригласить чудище к ним в гости
- не возвращаться
- вернуться раньше срока
Вопрос 30
Что ответила им младшая сестра?
Варианты ответов
- что она боится так поступать
- что она не хочет проявлять неблагодарность
- что она сама знает, что ей делать
Вопрос 31
Что сделали старшие сёстры?
Варианты ответов
- выбросили перстень, чтобы сестра не вернулась назад
- сломали часы
- перевели стрелки на час вперёд
- перевели стрелки на час назад
Вопрос 32
Почему младшая сестра вернулась во дворец раньше срока?
Варианты ответов
- сёстры ей рассказали о часах
- она догадалась о замысле сестёр
- сердце не вытерпело
- ей надоело сидеть дома
Вопрос 33
Что произошло после признания девушки в любви хозяину дворца?
Варианты ответов
- всё окутал волшебный туман
- всё осветило волшебное сияние
- засверкали молнии и послышался гром
- загрохотал гром и начался дождь
Вопрос 34
Сколько девушек не смогли полюбить чудище?
Варианты ответов
- 9
- 10
- 11
- 12
Вопрос 35
За что была вознаграждена младшая дочь? Отметь два верных ответа.
Варианты ответов
- за умение быть послушной
- за умение любить и верность
- за красоту неописанную
- за добрую душу