Характеристика митраши и насти из рассказа кладовая солнца

Подборка по базе: кинохронико-документальный фильм михаила ромма обыкновенный фаши, исторический портрет михаила романова.docx, анализ рассказа соня.docx, что мешает быть счастливыми

Подборка по базе: Кинохронико-документальный фильм Михаила Ромма Обыкновенный фаши, Исторический портрет Михаила Романова.docx, Анализ рассказа Соня.docx, Что мешает быть счастливыми героям рассказа Чехова О любви сочин, Анализ рассказа Дама с собачкой.docx, Анализ рассказа Родинка.pdf, Герменевтический анализ рассказа Красавица.docx, ЗАДАНИЕ 9. Комичность в рассказах Майлина..pdf, асептика для рассказа.docx, Категория телесности в рассказах Сигизмунда Доминиковича Кржижан


Анализ рассказа Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца»

Повесть состоит из 12 частей. Первая часть играет роль экспозиции, в ней рассказывается о хорошей трудовой жизни осиротевших детей. Вторая часть – это завязка. В ней рассказано о том, как весной дети собирались за перезимовавшей под снегом полезной клюквой. Митраша во всём подражает отцу. Он берёт с собой компас, манки, чтобы приманивать птиц, двустволку. Настя, как мать, берёт полотенце для тяжёлой корзины, вчерашнюю картошку, хлеб и молоко.

Митраша мечтает найти кроваво-красную палестинку, то есть нетронутую полянку, где полно клюквы. Отец рассказывал ему, что она находится возле Слепой Елани – коварного болота.

В третьей части дети приходят в борину (сосновый бор посреди болота) Звонкую. Они выбирают путь малозаметной тропой на север. В четвёртой части напряжение нарастает. У Лежачего камня, где отдыхают дети, происходит сразу несколько конфликтов между деревьями, токующими тетеревами, тетеревом и вороном. Они будто провоцируют ссору детей, которые спорят о пути и расходятся, при этом все запасы еды остаются у Насти.

Пятая часть – ретроспективный эпизод о собаке Травке, живущей в картофельной яме возле сторожки Антипыча, умершего два года назад.

Шестая глава тоже ретроспективна и посвящена борьбе с волками на Сухой речке, «волчьей крепости». Всех волков перестреляли, оградив место охоты флажками, так что они утратили «волчий смысл». И только Серый помещик перемахнул через флажки и делал так еще пять раз. Тех пор он порезал овец больше, чем вся волчья стая. В начале весны Серый помещик был злой и голодный. Он услышал вой Травки.

В седьмой главе первоначальный сюжет возобновляется. Травка по следу зайца дошла до Лежачего камня и решила сперва пойти по следу детей, унюхав, что именно у Насти была еда. Так она однажды верхним нюхом нашла в лесу Антипыча.

Восьмая глава кульминационная. Митраша по едва заметной тропе дошёл до Слепой Елани и решил сократить путь, ведь человеческая тропа уходила влево от стрелки компаса. «Маленький человечек» увяз по грудь в болоте и позвал сестру, услышав её крик. Но ветер был со стороны девочки, и она не услышала брата. Только сороки и вороны предвкушали его скорую гибель.

В девятой главе сходятся сюжетные линии Насти и Митраши, как должны были сойтись их тропы на полной ягод палестинке. В Насте проснулась жадность к кислой клюкве, и она набрала полную корзину, забыв о еде и о брате.

Потерявшая человеческий облик, забывшаяся Настя очнулась, только столкнувшись со змеёй. Потянувшись за хлебом для пришедшей Травки, Настя осознала, как много времени прошло, и в отчаянье позвала брата. Это тот самый крик, который слышал Митраша в главе 8.

В десятой главе Травка, завывшая по Настиному горю, услышала, как лиса гонит зайца, и решила из-под лисицы поймать его, потом сама погнала на Слепую Елань.

В одиннадцатой главе ещё одна кульминационная точка: в погоне за зайцем травка оказывается рядом с Митрашей, который называет её по имени, узнаёт в нём Антипыча и подползает к мальчику, невольно помогая вылезти ему из болота.

В двенадцатой главе наступает счастливая развязка. Митраша готовится убить зайца, но сначала убивает Серого помещика, с которым столкнулся в кустах. Брат и сестра встречаются. Утром односельчане выходят на их поиски, но дети возвращаются навстречу с добычей. Соседи не сразу поверили, что Митраша убил волка. Он превращается в героя, а через два года становится высоким красавцем. А Настя отдала всю свою клюкву сиротам из Ленинграда, мучаясь от своей жадности. В конце рассказчик открывает свою личность разведчика болотных богатств.
Главная мысль

Родным людям никогда нельзя забывать о любви и согласии.

Чему учит

Рассказ учит отвечать за свои поступки, доверять близким людям, любить животных и природу. Учит тому, что жадность и гордость – не лучший выбор в отношениях между любящими людьми.

Характеристика героев «Кладовая солнца»

Главные герои

Митраша

В рассказе «Кладовая солнца» герой, который чуть не погиб из – за своей торопливости. Это маленький мальчик, брат Насти. Рано оставшись без родителей, дети сами ведут хозяйство. Митраша помогает своей сестре, он многое знает и умеет, научившись у отца. Он делает деревянную утварь, пользующуюся большим спросом у соседей, справляет всю мужскую работу по дому. Очень любит свою сестру, они живут дружно, во всем помогая друг дружке. Пойдя не той тропой, Митраша провалился в болото, его спасла собака старика Антипыча.

Настя

На два года старше Митраши. Умная, хозяйственная девочка, на которой лежит вся женская работа. Она ухаживает за скотиной, доит и прогоняет в стадо корову, управляется по дому. Осиротевших детей сплотило общее горе, и дети стараются во всем быть опорой друг другу, сообща они делают и домашнюю работу, и участвуют в общественных делах. Когда дети пошли за клюквой, в пути повздорили, и пошли разными дорогами. Насте попалась большая поляна с клюквой, и она позабыла о Митраше. Нашла его, когда услышала выстрел.

Второстепенные персонажи

Старик Антипыч

Старый лесник, проживший долгую жизнь. Он очень умный и мудрый, все свои жизненные знания, он стремится передать людям. Люди относились к старику с уважением, прислушиваясь к его мудрым советам. Лесник жил в сторожке со своей собакой Травкой, у него часто гостили охотники, с интересом слушая его загадочные истории о жизни. Старик прожил более восьмидесяти лет.

Собака Травка

Собака старого лесника, с одного слова понимавшая своего хозяина. После смерти старика, не захотела покидать обжитое место, и живет у развалившейся сторожки. Собака привыкла охотиться с лесником, и до сих пор продолжает носить добычу к сторожке. В погоне за зайцем, Травка набрела на болото, в котором увидела мальчика. Мальчик хитростью подозвал собаку, и Травка помогла ему выбраться из болота. Она нашла нового хозяина, и с детьми пришла в деревню.

Волк Серый помещик

Старый волк, получивший от жителей деревни кличку «Серый помещик», он резал скот жителей и уничтожал собак. Всю волчью стаю истребили охотники, а Серый помещик всегда уходил от облавы. Был неуловимым хищником, которого никак не могли пристрелить. Услышав лай собаки, хотел ее поймать, и оказался под дулом Митрашиного ружья, и мальчик пристрелил волка.

Рассказчики

Повествование идет от лица рассказчиков, которые являются исследователями болотных ресурсов. Рабочие, которым известна вся жизнь жителей деревни, они, как и все, переживают за судьбу детей – сирот. Именно они увидели, что дети не ночевали дома, и подняли на ноги всю деревню. Им Настя рассказала, как ее одолела жадность при сборе клюквы, и поэтому, она отдала ее в помощь детям.

БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

(1894–1959)

Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков- итальянцев. От отца ученого- орнитолога талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».

Отец работал в Зоологическом музее. И дети трое сыновей часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк. 

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять- шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. 

 Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. 

 Бианки всю жизнь путешествовал. Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее. 

Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. Стал посещать литературный кружок, где собирались детские писатели. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»). 

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». 9 Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку». Бианки работал над «Лесной газетой» с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. 

 Бианки постоянно работал над новыми книгами (он автор более трехсот произведений) 

Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики».  В 14 сказочных произведениях нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось — таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир. 
Анализ рассказа В.В. Бианки «Лесная газета»

Новый год в лесу наступает в марте. В этот период весна запускает обновление жизненного цикла. Потихоньку лес просыпается ото сна, отряхивается, а газета приносит первые новости: родились зайчата, снег обрушивается с верхних ветвей, грозя разрушить беличьи гнезда, на проталинах зацвела мать-и-мачеха. В апреле прилетят птицы, начнется паводок. Много бед натворит большая вода. Обо всем расскажет «Лесная газета». Зайцы, белки, птицы, кроты – все терпеливо ждут, когда вода отступит и придет пора жить, не опасаясь того, что гнездо смоет, а нору затопит. Но все кончается, останется в прошлом и наводнение. Совсем скоро деревья наденут пышные шапки, и лес заполнится звуками. Это зазвучат голоса разных птиц. В эту пору в лесу стоит страшный гомон: соловьи поют, совы ухают, дятлы барабанят. Появляются первые гнезда – признак приближающегося лета.

Летом у лесных обитателей кипит работа: все обзавелись потомством и озабочены вскармливанием. Природа щедро одаривает ягодами. Зреют зерновые, идет покос травы на сено. Август напоминает, что близится конец лета. Хлопочут птицы, готовятся к отлету. Птенцы покидают гнезда и пробуют самостоятельно летать.

А вот и осень. Желтеет листва, а из леса доносятся новости: снова возобновилось переселение птиц, на этот раз обратное, хлеб с полей повезли в деревню, мыши прячут украденные колоски в своих норах. Каждый лесной житель готовится к зимнему лихолетью. Кто-то унесся на крыльях от грядущих лишений. Остальные роют норы и усердно запасаются. А есть и такие, кому кладовые не нужны. Они спешат откормиться, наесть побольше жира и залечь в спячку.

Все ближе ледяная стужа. Даже в лютые морозы жизнь в лесу не замирает. Чтобы согреться зимой тем, кто не спит, приходится бегать и подскакивать. Страшнее мороза – голод. Трудно в заснеженном лесу находить пищу. Много печального случится зимой, тревожными новостями поделится газета. Не у всех лесных существ хватит сил пережить вьюги и дотерпеть до той поры, когда веселая синичка прозвонит первую весеннюю песню.

Основная мысль

Это произведение можно назвать своеобразным календарем природы: рассказы иллюстрируют явления и события, происходящие в природе в зависимости от времени года и календарного месяца.

Чему учит

Из книги я узнал, как в природе животные выращивают своё потомство и как его оберегают от хищников, какие у них для этого есть хитрости, как готовятся к холодам зимующие животные и как готовятся к миграциям перелётные птицы.

Что понравилось

Мне очень понравилась «Лесная газета». Читается легко. Необычность в том, что Лесная газета словно календарь. Тут рассказывается о всем живом (растения, животные и птицы), но разбито по месяцам.

М.М.Пришвин. Кладовая солнца. Главные герои их образы и описание, главная мысль. Слушать онлайн

Характеристики главных героев

Митраша – главный герой сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца», сирота, брат Насти. Это мальчик лет десяти с хвостиком, небольшого роста, но очень плотный, за что был прозван «мужичком в мешочке». У него, как и у сестры, лицо в золотых веснушках и чистенький носик смотрящий вверх. Окружающие очень любили Настю с Митрашей, так как они были милыми и умными детками. Митраша, например, ходил на все собрания, чтобы ничего не упустить и понять общественное мнение. В описании этого персонажа автор использует много ласковых слов, так как хорошо к нему относится.

Отец Митраши и Насти умер во время войны, а мать недавно от болезни. Если Настя во всем походила на мать, то Митраша старался подражать отцу. Когда они собрались на болото за клюквой, он также как отец обернул вокруг ног портянки, затем заправил в сапоги. С собой взял отцовское ружье и компас. На развилке выбрал опасный и неприметный путь, так как хотел следовать по компасу. Он хорошо помнил, что отец рассказывал про Слепую елань, где водится много клюквы.

Также как отец он любил иногда поспорить с Настей, часто поучал ее и наставлял. Если она не слушалась, начинал злиться. Тогда Настя гладила его ласково по затылку, и он успокаивался. Обычно их мелкие ссоры заканчивались примирением и слаженной работой по хозяйству. По натуре маленький Митраша оказался очень смелым и смекалистым. Попав в трясину, он смог долго продержаться, а потом выбраться с помощью собаки лесничего. Заметив волчью морду, не боясь, выстрелил. В деревне после этого он стал героем, так как Серый помещик был одним из самых опасных волков в округе.

Настя – героиня сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца», сирота, сестра Митраши. Ей двенадцать лет и она очень мила. Автор ласково называет ее «золотой Курочкой на высоких ножках», ведь у нее личико усыпанное крупными золотыми веснушками, а носик такой чистенький и смотрит вверх. В описании этой девочки фигурирует много уменьшительно-ласкательных слов, чтобы подчеркнуть ее сказочную прелесть.

После смерти родителей они с Митрашей остались одни на хозяйстве. Брат младше нее на два года и любит иногда спорить. Настя же на правах старшей сестры ведет себя по-хозяйски, как покойная мать. Как только Митраша начинает злиться, она его гладит ласково по затылку и тот остывает. Как правило, их маленькие перепалки заканчиваются примирением и дружной работой.

Поначалу детям было тяжело одним, но соседи и родные научили их самостоятельно вести хозяйство. Теперь Настя вставала раньше солнца, выгоняла пастись стадо, топила печку, готовила обед и хлопотала по хозяйству до самой ночи. По натуре она рассудительная и более осторожная, нежели брат. Когда они стоят у развилки, она выбирает протоптанную дорогу. В конце произведения она корит себя за жадность к ягоде и отдает всю корзину эвакуированным детям из Ленинграда.

Охотничья собакаТравка — сыграла немаловажную роль в сказке М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Именно благодаря ей спасся десятилетний герой произведения, не утонув в болоте. Травка — умная и добрая собака, которая привыкла помогать на охоте своему хозяину старику Антипычу. Антипыч в ней души не чаял. Она жила в его лесной сторожке и всегда была рядом, как и положено лучшему другу.

Травка была гончей собакой, поэтому ее основная роль во время охоты заключалась в том, чтобы гонять дичь для хозяина. Внешне она была рыжеватой с черными полосами вокруг глаз. Свою кличку она получила от охотничьего слова «затравка». Самым страшным горем для собаки стала потеря хозяина. Антипычу было уже немало лет. Люди поговаривали, что почти сотня, вот он и умер также тихо, как и жил. Травка осталась совсем одна. Все вокруг напоминало ей о смерти хозяина, оттого она могла часами лежать и грустить, или просто от скуки выть.

Вскоре началась война, другого сторожа так и не назначили, поэтому осталась она жить в доме Антипыча, но перебралась в картофельную яму как зверь-отшельник. Надо отметить, что Травка была чрезвычайно умным животным. Она сразу не подходила к каждому человеку. Не зря хозяин называл ее «умницей». Порой она могла даже его обхитрить. Однажды, когда Антипыч привязал ее у дома, чтобы не мешалась, а сам ушел в лес работать, Травка, помаявшись немного, скоро поняла, как высвободиться.

Из рассказа мы узнаем, что у собаки тонкий нюх и слух. Хозяина она могла найти по парам табачного дыма, а близость зайца узнавала по легкому чваканью последнего по лужицам. Два года прошло с тех пор, как она потеряла хозяина, а она все также жила с лесу в охотничьей сторожке. Проголодавшись, выходила на след зайца или на людей с едой. Так и на этот раз, учуяв хлеб, она вышла к клюквенному полю, где повстречала двенадцатилетнюю Настю — девочку-сироту, которая потеряла в лесу брата. На самом деле, в этот момент где-то неподалеку Митраша тонул в болоте.

Когда Травка увидела маленького человека, позвавшего ее на помощь, то доверчиво и от чистого сердца решила помочь. Уцепившись за ее задние лапы, Митраша выполз из трясины, а потом еще и застрелил самого страшного волка в округе, за что стал настоящим героем. А Травка так привязалась к своим новым знакомым, что перешла к ним жить. В Митраше она увидела нового Антипыча. Он также к ней добро и сердечно отнесся, как и прежний хозяин. С тех пор у Травки началась новая жизнь.

Антипыч -второстепенный, но очень важный персонаж в сказке М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Это одно из интереснейших произведений писателя, в котором он рассказывает о жизни детей-сирот. Нужно отметить, что Михаил Пришвин был не только талантливым литератором, но и опытным этнографом. Он хорошо понимал язык природы, поэтому так умело описывал все ее явления. В «Кладовой солнца» мы знакомимся с Настей и Митрашей — сельскими детьми, которые выросли близ лесных угодий.

Антипыч — опытный лесник и охотник, который всю жизнь живет в лесной сторожке со своей верной гончей по имени Травка. Именно эта собака впоследствии спасает Митрашу, вытащив его из торфяного болота. На момент происходящих действий Антипыча уже не было в живых. Слишком уж старым был лесник. Никто точно не знал, сколько он прожил лет. Когда спрашивали, не восемьдесят ли ему случайно, он отвечал, что больше. Когда говорили, может сто, он говорил, что меньше.

В любом случае, Антипыч сыграл свою роль в сказке, так как рассказчик помнит его еще живым и отмечает, что это был удивительный старик — мудрый, добрый и заботливый. Внешне Антипыч был неброским, но каким он был трудягой, всякий бы позавидовал. Он был настоящим охотником, а в лесу работал по отпуску дров. На охоту он ходил, как правило, с Травкой. Поэтому после его смерти собака жутко тосковала. К счастью, в конце произведения Митраша с Настей возьмут ее к себе жить.

Загадочный ореол Антипыча связан с тем, что он был необычайно мудрым. О смысле слов, которые он говорил, люди догадывались не сразу, но все они было обязательно глубокомысленными. Собеседники могли понять «загадки» Антипыча в лучшем случае через несколько лет. Этот персонаж был словно «хранитель правды». Он знал «правду жизни», даже обещал рассказать ее, но в то же время наказывал искать ее самим. В чем же была правда Антипыча? В борьбе за любовь.

Он считал, что при любых испытаниях человек должен оставаться человеком, стараться не озлобиться на другого и бескорыстно дарить доброту и тепло. Таким был сам Антипыч. Возможно, поэтому он и прожил столько долгих лет. После смерти Антипыча Травка продолжала жить в сторожке и лишь изредка выбегала, приметив зайца или почуяв еду. После спасения Митраши, она подружилась с детьми-сиротами, которые и стали ее новыми хозяевами. Такие рассказы помогают многое понять и переосмыслить.

Главная мысль

Держаться вместе, уметь договариваться и не бросать товарища одного, несмотря на разногласия, быть находчивым и не опускать руки — только так можно победить обстоятельства и выстоять в сложных ситуациях.

Аудиокнига

слушать онлайн, ссылка

М.М.Пришвин. Кладовая солнца. Главные герои их образы и описание, главная мысль. Слушать онлайн

Источник

Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.

Школа:
 

Учитель: 

Класс: 5

Дата:«__________»____20___г.

Тема
урока №
66

Невероятные
приключения Насти и Митраши.

Цели
обучения, которые достигаются на данном уроке:

5.ПО 2 —
иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему;

5.ПО 4 —
составлять простой план;

5.ПО 5 —
кратко пересказывать содержание произведения или отрывка;

5.ПО 6 —
давать краткий и полный ответ на вопрос;

5.ОС 1 —
участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства;

5.ОС 4оценивать
устные и письменные высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения
соответствия теме;

5.АИ 4 —
анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при
поддержке учителя;

5.АИ 5 характеризовать
героев при поддержке учителя
;

5.АИ 6
анализировать художественное пространство и оформлять своё представление в
рисунках, схемах, кластерах;

5.АИ 9писать
творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по
опорным словам, иллюстрациям).

Цели урока:

-прочитать
текст и ответить на вопросы;

-назвать
героев сказки о разделить их на положительных и отрицательных;

-участвовать
в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства.

-продолжить заданную фразу;

-анализировать
эпизоды произведения;

-расположить
эпизоды отрывка в хронологическом порядке.

-анализировать художественное пространство сказки, оформлять
представление в составлении кроссворда;

-творчески
пересказать текст;

-написать
творческую работу (размышление-эссе).

Уровень мыслительных навыков

Знание, понимание, применение, анализ, оценка, синтез

Критерии
оценивания

-имеют общее представление о художественном произведении;

-составляют план отрывка произведения;

-творчески пересказывают отрывок произведения;

-читают текст и отвечают на вопросы;

-анализируют эпизоды произведения;

-анализируют художественное пространство сказки, отгадывают
кроссворд;

-пишут творческие работы;

-участвуют в обсуждении произведения, выражая свои мысли и
чувства;

-оценивают
устные и письменные высказывания свои и одноклассников.

Языковые цели

В ходе
работы будет охвачена большая часть языковых целей, предоставлена возможность
для выполнения целого ряда различных заданий аналитического и творческого
характера.  Предусмотрены различные способы формативного оценивания.

Ключевые слова

Слепая
елань, Серый помещик, гадюка, Травка, трава белоус, гон

Привитие

ценностей

Прививать
чувство ответственности,
любовь к природе родного края  в процессе
ознакомления  с содержанием произведения, вселить  веру в собственные силы,
научить определять свои способности.

Межпредметные

связи

Межпредметные связи
прослеживаются с  познанием мира, русским языком

ИКТ

Предварительные

знания

Этот
раздел построен на знаниях и навыках, полученных на уроках русской литературы
в предыдущих четвертях. Учебная деятельность ориентирована на развитие
навыков понимания  и анализа художественных произведений, умение
формулировать тему и идею текста, анализировать художественные средства
выразительности, а также оценивание устных и письменных работ.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная
деятельность на уроке

Ресурсы

Начало
урока

1.
Организационный момент.

Приветствие
учащихся на трех языках.

Определение
учебных результатов.

Ты
продолжишь знакомство с героями сказки-были, узнаешь, какие опасности
поджидают их на лесном болоте; потренируешь свое аналитическое мышление, а
также разгадаешь сканворд по теме урока.

2.
Психологический настрой

Добрый день, уважаемые ребята! Если день начинать с улыбки, то можно
надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с
улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а
главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 

Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь
видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения
друг с другом. Успехов вам и удач!

3.
Актуализация знаний учащихся.

Викторина
по ранее изученному материалу:

1.   
Чего не выносила собака Травка:

а) плачь
ребенка, б) стон деревьев, в) шум ветра.

2. Сколько
лет жила собака одна без Антипыча?

а) три
года, б) два года, в) пять лет.

3. Травка
выглядела как:

а) большая
белая собака с черными глазами, б) большая черная собака с белыми лапами, в) большая
рыжая собака с черной полосой по всей спине.

4. Антипыч
был:

а) егерем,
б) лесником, в) сторожем.

5. Что
означает имя Антип:

а) упорный,
крепкий, б) веселый, беспечный, в) мудрый, бывалый.

Дескрипторы:

демонстрирует знание текста;

-правильно отвечает на вопросы теста.

ФО «Взаимопроверка» (ученики
обмениваются тетрадями и проверяют ответы друг друга по ключу). Критерии
оценки:

«5»
— пять правильных ответов.

«4»
— четыре правильных ответа.

«3»
— три правильных ответа.

Ключ
для проверки: 1-б, 2-б, 3-в, 4-б, 5-а

image001

Середина
урока

4. Изучение
нового материала.

К.
Формирование читательской грамотности

Задание: Прочитай
продолжение сказки-были «Кладовая солнца». Ответь на вопросы к тексту:

ФО
«Бросание мяча»

1. Почему
Травка переселилась в картофельную яму?

2. В кого
превратилась собака после смерти хозяина?

3. Как
охотилась Травка для хозяина?

4. Что
стало с домом Антипыча?

5. Кто
прислушивался к вою дикой собаки?

Помещиками на Руси
называли владельцев больших земельных угодий с центральной усадьбой.

6. Как ты
думаешь, почему волка звали Серым помещиком?

7. Чем он
мог владеть на Блудовом болоте?

8. Как
относились к Серому помещику обитатели леса и жители окрестных деревень?

9. Боялась
ли волка Травка?

Дескрипторы:

— понимает содержание прочитанного
отрывка сказки;

— дает полные и
краткие ответы на вопросы;

— приводит
в качестве примеров эпизоды, цитаты из   произведения
.

И.
Творческое задание – размышление-эссе.

В
тексте отрывка из сказки-были есть такие слова: «Не знавши броду, оставил
выбитую тропу человеческую…». Здесь автор обращается к известной русской
пословице: «Не зная броду, не суйся в воду».  

Задание: Подумай, о чем предупреждает человека эта народная мудрость.
В какой ситуации можно употребить эту пословицу? Свои размышления запиши в
виде небольшого эссе.

Дескрипторы:

-высказывает свою точку зрения на вопрос;

-приводит примеры из жизни;


демонстрирует грамотную речь, используя разнообразный словарный запас;

-соблюдает
орфографические нормы.

ФО «Свободный микрофон»

Активизация
познавательной деятельности учащихся.

И. Прием «Продолжи фразу»

Задание: Подумай, чем может быть опасно болото? Свои ответы оформи,
продолжив фразы

Здесь водятся … .

На болоте можно встретить … .

Попав в трясину, легко … .

Не зная болотистой местности, … .

Дескрипторы:

-продолжает предложенные в учебнике фразы;

-понимает содержание прочитанного отрывка;

-приводит примеры из жизни.

ФО «Комментарии учащихся»

К., И.
Формирование читательской грамотности

Задание: Прочитай
продолжение сказки-были «Кладовая солнца».

Тебе уже
знакомы все герои сказки-были «Кладовая солнца». Среди них есть и
положительные, и отрицательные персонажи. Заполни таблицу, вписав в нее этих
героев: людей и животных.

Положительные

Отрицательные

Настя

Серый
помещик

Митраша

Гадюка

Антипыч

Травка

Дескрипторы:

-знает
героев (людей и животных) сказки-были;

-заполняет
таблицу, деля героев на положительных и отрицательных.

ФО
«Смайлики»

П. Прием
«Творческий пересказ»

Пересказ
текста с изменением лица рассказчика.

Задание: Перечитай
предложенные на уроке отрывки из сказки-были. Озаглавь каждый из них.
Попробуй пересказать текст от имени собаки Травки – невольной участницы
приключений детей на болоте.

Дескрипторы:

-пересказывает
последовательно;

-делит
рассказ на смысловые части, озаглавливает их;

-использует
форму пересказа от первого лица;

-пересказывает
эмоционально, интересно.

ФО «Самооценивание по критериям»

5.
Закрепление

Активизация
познавательной деятельности учащихся

П.
Разгадывание сканворда

Задание: Разгадай
сканворд. Все вопросы составлены по тексту сказки-были «Кладовая солнца».
Будь внимателен!
По горизонтали:

1. Топкое,
опасное место на болоте. ЕЛАНЬ

2. Кто
такая Травка? СОБАКА

3. Полное
имя Митраши. ДМИТРИЙ

4. Что
положила Настя на дно корзины? ХЛЕБ
По вертикали:

1. Какое
дерево срослось вместе с сосной на Блудовом болоте? ЕЛЬ

2. Каким
помещиком называли волка? СЕРЫЙ

3. Чувство,
связывающее лесника и собаку. ДРУЖБА

4. Как
называют «листья» сосны и ели? ХВОЯ

Дескрипторы:

-знает
содержание прочитанных отрывков сказки-были;

-правильно
отвечает на вопросы;

-заполняет
сканворд, согласно инструкции.

ФО
«Светофор»

И. Прием
«Перепутанная цепочка».

Задание: Расположи
пункты плана прочитанных сегодня отрывков в хронологическом порядке.

2.Травка
привыкает к дикой жизни.

5.Митраша
попадает в болотистую зыбь.

1.Смерть
Антипыча.

7.Настя и
гадюка.

6.Митраша
ждет подмоги.

8.Встреча
Насти и Травки.

3.Серый
помещик слушает вой собаки.

4.«Не зная
броду, не суйся в воду».

Дескрипторы:

-помнит
содержание текста отрывка;

-располагает
пункты плана в хронологическом порядке.

ФО «Сигналы
рукой»

image002

image003

image004

image005

Конец урока

6.  Итог
урока. Возвращение к целям урока.

К.
Рефлексия.

·        
Вспомните, о чем вы узнали на этом уроке.

·        
Какое задание вам понравилось выполнять?

·        
Хочется вам узнать, чем заканчивается сказка?

7. Домашнее
задание

1.Подготовь с
одноклассниками выставку лепных фигурок «Представители фауны в сказке-были
«Кладовая солнца»

2.
Прочитай, чем закончилась сказка-быль. (с.172-176)

Литературная игра по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Цели:

1) включить учащихся в эмоционально-творческую
деятельность, связанную с прочитанным произведением ;

2) развивать устную речь школьников, воображение, творческие
способности; умение общаться со сверстниками;

4) формировать умение работать в группе (коллективное
обсуждение проблемы, проработка вариантов ответа, взаимопомощь).

Правила игры:

1. В игре участвуют три команды. В каждой команде 6-8 человек

2. При правильном ответе на вопрос на счёт команды поступает  балл

 3. По окончанию игры подводятся итоги, награждается
команда-победительница.

1.«Лови ошибку!»

В одном селе, возле речки Смородины, осиротели двое детей.

Митраша был старше своей сестры.

Настя была девочкой ленивой, любила поспать

Митраша занялся гончарным делом.

Настя и Митраша отправились на болото за брусникой.

Настя пошла на север, а Митраша по общей тропе.

После смерти Антипыча Травка жила на развалинах сторожки.

Митраша выбрался из болота благодаря лосю.

Серый помещик оказался с Митрашей в одной палатке.

2.Лингвистические загадки

(Каждой команде предлагается по два слова и шесть
лексических значений. Нужно выбрать те, которые соответствуют предложенным
словам)

Борина – песчаный холм, покрытый высоким бором.

Палестинка – отменно приятное местечко в лесу.

Загнетка – углубление в русской печи, куда сгребаются горячие
угли.

Манок – свисток, издающий звук, очень похожий на голоса птиц,
которых приманивает охотник.

Елань – топкое место в болоте.

Суходол – долина без воды или низина, не заливаемая в
половодье.

3.«Собери» хозяйство,
доставшееся Насте и Митраше в наследство от родителей. Для представления
животных (по возможности) используй клички.

Изба пятистенная, корова
Зорька,
телушка Дочка, коза Дереза, безыменные
овцы, куры, петух Петя и поросенок Хрен)

4.Блиц-турнир

·        
Какие деревья селятся в приболотице, а какие в
боринах? (В приболотице – ольха, ива, другие кустарники; в боринах – сосны и
ели)

·        
Как цветёт волчье лыко? ( У цветущего волчьего лыка
«лиловые, мелкие, и частые, и ароматные цветочки»)

·        
Каких птиц встретили ребята в лесу? («Тэк-тэк!»
(глухарь), «Гу-гу-гу!» (снегирь), «Кряк-кряк!» (дикая утка), «Шварк-шварк!»
(селезень) «Тэк-тэк!» (глухарь), «Дри-ти-ти!», «Дра-та-та!» (сороки),«Чуф, ши!»
(тетерев-косач) «Дрон-тон!» (ворон)

5.  конкурс: Блиц-опрос (каждый правильный ответ 1 балл)

1. Какие ягоды растут на болоте?

2. Какая трава является неизменным спутником тропы
человеческой?

3. Где жила Травка после смерти Антипыча?

4. Как называется трава, которая росла возле избушки Антипыча?

5. Каких птиц мы встречаем в произведении?

6. Назовите первоначальное имя Травки?

7. Почему ее звал так Антипыч?

8. Кому отдала всю свою целебную ягоду Настя?

9. Как стали звать в селе Митрашу после того, что случилось с
мальчиком?

10. Что заткнул себе за пояс сын охотника, собираясь в дорогу?

11. Как называется ремесло, которому выучился у отца Митраша?

12. Кого называет автор «матерью каждой травинки…»?

13. Как называется углубление в русской печи, куда сгребают
горячие угли?

14. Как называется крайне ветхая одежда Митраши?

15. Как называется повозка, на которой привезли мертвого
Серого помещика?

16. Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя
вещами. Какими?

17. Как первоначально назвал свое произведение М.М.Пришвин?

18. Писатель наделяет явления природы в этом произведении
признаками живых существ. Как называется такое изображение в литературе? Кто
наделен этими признаками?

(Ответы: 1. клюква, 2. белоус, 3. картофельная яма, 4.
Иван-чай, 5. сороки, тетерев Косыч, 6. Затравка, 7. Охотничья собака, 8. детям
из дет.дома, 9. герой, 10. топор, 11. бондарство, 12. горячее солнце, 13.
загнетка, 14. картуз, 15. санки, 16. предупреждение Насти и трава белоус, 17.
«Друг человека», 18.олицетворение.)

6. Конкурс «Черный
ящик»

Задание. Угадайте, какой
предмет лежит в «черном ящике».

1. Чудесная,
по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом
походе или
прогулке по

лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца. (Компас)

2. В
ящике находится изделие юного умельца
Митраши (Какойнибудь предмет

деревянной посуды: бочонок, ложка, чашка и т.
д.)

3. Предмет,
с помощью которого Митраша сумел удержаться на поверхности
болота,

упираясь на него (Ружье)

4. «Муравка,
Муравка, я дам тебе…!»
крикнула
ей
Настя. Что предлагала Настя Травке?

(Хлеб)

7.Конкурс «Лесные голоса», или «Язык зверей и
птиц»

Задание: «Переведите язык
животного мира на человеческий язык».

1. Как
по
тетеревиному «солнце»? («Чуф»)

2. Поздоровайтесь
по
тетеревиному. («Ши!»)

3. «Кра»,
крикнула ворона в гнезде. Что
это значит?
(«Берегись!»)

4. «Дронтон», крикнул сторожевой ворон. Что это значит? («Скоро
будет пожива!»)

5. «Дрон
тон!»,
ответила самка. Что это значит? («Слышу
и жду!»)

6. Носатые
длиннохвостые сороки начали трещать: «Дри
тити! Дратата!»Что это

значит? («Попался!»)

7. Что
подумал заяц, услышав непонятный шум и убегая в лес?
(«Подальше
от греха!»)

8. Что
прокричали 3 раза журавли, когда солнце погрузило как будто под землю золотые

ножки своего трона? («Спите,
но помните: мы вас скоро разбудим, разбудим,

разбудим!»)

hello_html_m5c7e69a0.pnghello_html_m27507af4.png

hello_html_7d83d2ed.pnghello_html_m351f21a.png

hello_html_12234709.pnghello_html_43011adf.png

hello_html_m4a01b01c.pnghello_html_27982902.png

hello_html_m28914963.jpghello_html_35167107.jpg

hello_html_m740dcfa9.jpghello_html_m57308dd.jpg

hello_html_m659569.jpghello_html_m1dc8ae16.jpg

hello_html_m71d0f823.pnghello_html_m361b3990.png

hello_html_m3918f33c.pnghello_html_58ddca2.png

hello_html_m71660b1e.pnghello_html_m73759cdc.png

hello_html_565fb3b.pnghello_html_6f03bcbe.png

hello_html_m5c7e69a0.pnghello_html_m27507af4.png

hello_html_7d83d2ed.pnghello_html_m351f21a.png

hello_html_12234709.pnghello_html_43011adf.png

hello_html_m4a01b01c.pnghello_html_27982902.png

hello_html_m28914963.jpghello_html_35167107.jpg

hello_html_m740dcfa9.jpghello_html_m57308dd.jpg

hello_html_m659569.jpghello_html_m1dc8ae16.jpg

hello_html_m71d0f823.pnghello_html_m361b3990.png

hello_html_m3918f33c.pnghello_html_58ddca2.png

hello_html_m71660b1e.pnghello_html_m73759cdc.png

hello_html_565fb3b.pnghello_html_6f03bcbe.png

hello_html_m5c7e69a0.pnghello_html_m27507af4.png

hello_html_7d83d2ed.pnghello_html_m351f21a.png

hello_html_12234709.pnghello_html_43011adf.png

hello_html_m4a01b01c.pnghello_html_27982902.png

hello_html_m28914963.jpghello_html_35167107.jpg

hello_html_m740dcfa9.jpghello_html_m57308dd.jpg

hello_html_m659569.jpghello_html_m1dc8ae16.jpg

hello_html_m71d0f823.pnghello_html_m361b3990.png

hello_html_m3918f33c.pnghello_html_58ddca2.png

hello_html_m71660b1e.pnghello_html_m73759cdc.png

hello_html_565fb3b.pnghello_html_6f03bcbe.png

Лови ошибку!

В одном селе, возле речки Смородины, осиротели двое детей.

Митраша выбрался из болота благодаря лосю.

После смерти Антипыча Травка жила на развалинах сторожки.

Лови ошибку!

Митраша занялся гончарным делом.

Настя и Митраша отправились на болото за брусникой.

Настя
была девочкой
ленивой,
любила поспать

Лови ошибку!

Митраша был старше своей сестры.

Настя пошла на север, а Митраша по общей тропе.

Серый помещик оказался с Митрашей в одной палатке.

Лингвистические загадки

Каково лексическое значение слов? (обратись к подсказкам)

Борина –

Загнетка –

Лингвистические загадки

Каково лексическое значение слов? (обратись к подсказкам)

Палестинка –

Манок –

Лингвистические загадки

Каково лексическое значение слов? (обратись к подсказкам)

Елань –

Суходол –

песчаный холм, покрытый высоким
бором.

отменно приятное местечко в
лесу.

углубление в русской печи, куда
сгребаются горячие угли.

свисток, издающий звук, очень
похожий на голоса птиц, которых приманивает охотник.

топкое место в болоте.

долина без воды иди низина, не
заливаемая в половодье.

песчаный холм, покрытый высоким
бором.

отменно приятное местечко в
лесу.

углубление в русской печи, куда
сгребаются горячие угли.

свисток, издающий звук, очень
похожий на голоса птиц, которых приманивает охотник.

топкое место в болоте.

долина без воды иди низина, не
заливаемая в половодье.

песчаный
холм, покрытый высоким бором.

отменно
приятное местечко в лесу.

углубление
в русской печи, куда сгребаются горячие угли.

свисток,
издающий звук, очень похожий на голоса птиц, которых приманивает охотник.

топкое
место в болоте.

долина без
воды иди низина, не заливаемая в половодье.

-Какие деревья селятся в приболотице,
а какие в боринах?

-Как цветёт волчье лыко?

-Каких птиц встретили ребята в
лесу? Определи их по голосам : «Тэк-тэк!» , «Гу-гу-гу!», «Кряк-кряк!» ,
«Шварк-шварк!»
,  «Дри-ти-ти!»,
«Дра-та-та!» ,«Чуф, ши!», «Дрон-тон!»

-Какие деревья селятся в приболотице,
а какие в боринах?

-Как цветёт волчье лыко? -Каких
птиц встретили ребята в лесу? Определи их по голосам : «Тэк-тэк!» ,
«Гу-гу-гу!», «Кряк-кряк!» , «Шварк-шварк!»
,  «Дри-ти-ти!», «Дра-та-та!» ,«Чуф, ши!»,
«Дрон-тон!»

-Какие деревья селятся в приболотице,
а какие в боринах?

-Как цветёт волчье лыко?

-Каких птиц встретили ребята в
лесу? Определи их по голосам : «Тэк-тэк!» , «Гу-гу-гу!», «Кряк-кряк!» ,
«Шварк-шварк!»
,  «Дри-ти-ти!»,
«Дра-та-та!» ,«Чуф, ши!», «Дрон-тон!»

Урок литературы в 6 классе

Картины природы в сказке-были М.М. Пришвина « Кладовая
солнца»

Смысл названия произведения

Чем богаче внутренний мир человека,

 тем больше он видит в природе,

тем ярче для него жизнь, мир.

М.М. Пришвин

Ход урока

I.      
Вступление

Учитель: Ребята, на том уроке мы с вами анализировали
эпизоды из жизни Насти и Митраши, раскрыли их характер. Также говорили, что все
это из реальной жизни, то, что принято называть былью.

II.   
Основная часть урока

1. Беседа по
вопросам

Учитель: Сегодня мы побеседуем о том, что напоминает сказку. Скажите, какие
признаки сказки есть в этом произведении?

( ворон, деревья, елочки-старушки, серый волк Помещик, Лежачий
камень, говорящие и мыслящие лесные жители и т.д.
)

Учитель: Как называется средство изобразительности речи, когда предметы и
животные очеловечены?

(Олицетворение)

 Учитель:  « Кладовая солнца» — одно из таких произведений, где
огромное количество эпизодов, посвященных природе. За умение слушать и понимать
природу современники звали Пришвина кудесником, волшебником.

        Сегодняшний наш разговор я бы хотела начать со чтения
стихотворения Аполлона Майкова.  И так хочется, чтоб вы поняли, что природа –
это и есть поэзия.

( чтение стихотворения « Пусть говорят: поэзия – мечта…»)

        Хорошо. Давайте отправимся в лес по следам детей. Вот они
добрели до Лежачего камня — это имя камня, написано с заглавной буквы. Кстати,
если сравнить с русскими народными сказками, какое сходство есть?

(направо пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь —
сам пропадешь)

        Таким образом, дети оказались на точке, где нужно выбрать путь:
протоптанный, по которой все ходили, но в обход; или короткий, как казалось
Митраше, более легкий.

        В какое время суток дети пришли к Лежачему камню? 

( читается отрывок «Сюда, к Лежачему камню, пришли
дети…»  до «…как зажженные свечи великого храма природы…» )

         Обратите внимание: лес — великий храм природы, в котором все живое
тянется к солнцу. Солнце — символический образ. Это олицетворение вечности. А
вечность – это связь прошлого, настоящего и будущего; связь с общечеловеческими
ценностями, с жизненным опытом отцов.

          Вечность – это еще и природа. Она бессмертна, всесильна. Мир природы
полон голосов, движения, радости, тревоги. Писатель считал: чем богаче внутренний
мир человека, тем больше он видит в природе, тем ярче для него жизнь, мир.
Пришвин назвал это «родственным вниманием».

          Обладают ли Настя с Митрашей  «родственным вниманием»?

(Учащиеся  выделяют существование встречающего восход
солнца тетерева Косача, наблюдают за «проснувшимися» елью и сосной, их
«взаимоотношениями»)

        2. Конкурс знатоков леса

Учитель: Сейчас посмотрим, насколько вы внимательны.

        К доске приглашаем знатоков леса. Они должны были приготовить
информацию о лесе, куда пришли Настя и Митраша.

— Какие деревья селятся в «приболотице» — на краю болота? Какие — на
сухих островах в болотном «море»? Почему эти острова называются «боринами»?

— Какие ягоды и цветы растут на лесной просеке?

— Где и как растут клюква, черника, брусника, голубика, костяника?

— Как цветет волчье лыко?

— Каких зверей и птиц мы встречаем в сказке-были? Какие у них повадки,
крики, стоны?

— Почему болото называется Блудово?

— А что такое елань? И почему она Слепая?

Учитель: Как видим, лес живет своей жизнью. Это целое государство. Здесь так
же, как и у людей есть разрешенное, есть запреты. Нарушивший запрет
подвергается испытаниям. О каком запрете идет речь? Как природа предупреждает
об опасности?

( После ссоры детей со слов «Тогда серая хмарь плотно
надвинулась…» до «…завыли, застонали.»)

         3. Значение эпизода о сосне и ели, растущих вместе

Учитель: Кроме Лежачего камня, всех путешественников в самом начале пути
встречают сосна и ель, растущие вместе.

( Выразительное чтение отрывка «Лет двести тому
назад…» до «…а волк выл от неизбывной злобы к нему». При чтении необходимо
обратить внимание на ритмичность этого фрагмента. Детям предложено было дома
записать его в стихотворной форме.)

Учитель: Какие слова определяют взаимоотношения ели и сосны? Они дружны?
Счастливы?

( Деревья боролись между собой корнями за питание.  Их
стон близок был всем живым существам. Они несчастны.)

Учитель: В чем несчастье деревьев?

( Причина несчастий деревьев — в эгоистическом
стремлении самоутвердиться за счет другого, в их разобщенности.)

Учитель: Как вы считаете, зачем автор вставляет в свое повествование этот
рассказ? Почему он помещен в самом начале пути героя?

( Возможно, он дает понять, что обычная история закончилась,
начинается сказка. В сказке ведь тоже есть добро и зло; разобщенность и лад. И
всегда перед героями есть выбор. С этого момента начинается выбор человеком
собственного пути. Здесь проявляются самые главные качества человеческой
личности. А какие — мы об этом уже говорили на прошлых уроках.)

         4. Смысл названия произведения

Учитель: Дальше дети оказываются непосредственно на том самом месте, которое
называется Блудово болото. Мы уже знаем, откуда такое название. А как возникает
оно?  Что значит это болото — кладовая солнца? Как это понять?   

( В простой и ясной форме автор рассказывает о
серьезных естественнонаучных открытиях. Солнце отдает свое тепло растениям,
растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой
торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но
целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — тоже кладовая
природы.)

Учитель: Как мы видели, в данном произведении жизнь людей и жизнь природы
перекликаются. В чем их сходство?

( Есть борьба за жизнь. Добро побеждает зло.)

Учитель: Первоначальное произведение Пришвина имело совсем другое название —
«Друг человека». Почему, по-вашему, автор отказался от такого названия?

( Главная идея рассказа в том, что природа — огромная
кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами
разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «
Кладовая солнца» соответствует этой идее.)

Учитель: Какой смысл вложил писатель в выражение «сказка-быль»?    

( Сказка-быль — это жанровое определение произведения.
В произведении сказочное переплетается с реальностью. Сказка и быль у Пришвина
вместе. Нельзя их рассмотреть поотдельности. Здесь все можно назвать и сказкой,
и былью. Быль – это то, что бывает. А сказка – это то, о чем люди мечтают. У
писателя все мечтают. Митраша – стать охотником, как отец. Настя – стать
хозяйкой, как мать. Еще Настя и Митраша хотят найти в лесу палестинку, про
которую говорил отец. Антипыч мечтает, чтобы люди знали правду. Травка мечтает
найти своего Антипыча. Разведчики болотных богатств хотят, чтобы всем досталось
солнечное тепло, — оно есть в торфе. Пришвин написал сказку- быль, чтобы мечты
исполнились и стали правдой. Возможно, автор хотел, чтобы читатели воспринимали
это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились, но и
в более широком смысле.)

Учитель: Чему нас учит данное произведение?

(Утверждается добро над злом. Добро – это дружба и
любовь, вера и согласие. Дети победили жадность, упрямство, страх перед
жизненными трудностями. Еще дети узнали, что такое правда. Правда – это
взаимопонимание и любовь, правда – это приносить пользу другим, правда – это
единство человека и природы, родственное и мудрое отношение человека к природе.
Правда – это сила, красота человека, его могущество и огромные возможности,
направленные на созидание.)

Учитель: Давайте найдем сходство между русскими народными сказками и данной
сказкой- былью по композиции, т.е. по строению произведения.

В волшебных сказках: зачин – мотив запрета – переход границы в «чужой
мир» (нарушение запрета) – испытание – возвращение домой – концовка. То же
самое и в сказке-были М. Пришвина: экспозиция – завязка – развитие действия –
кульминация – развязка – концовка. 

III.
 Домашнее задание. Прочитать рассказы М.М.
Пришвина из книги «Лесная капель». Постараться понять главную мысль этих
рассказов.

  • Характеристика молодой царевны из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс
  • Характеристика моего друга сочинение 8 класс
  • Характеристика младшей дочери из сказки аленький цветочек
  • Характеристика мишки из рассказа носова дружок
  • Характеристика минского из рассказа станционный смотритель