Характеристика методов обучения рассказ беседа объяснение упражнение проект игра

Классификация методов обучения существует множество классификаций методов обучения в зависимости от основания. еще в 1965 году и.я. лернер и м.н.

Классификация
методов обучения

Существует
множество классификаций методов обучения в зависимости от основания.

Еще в 1965 году
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили классификацию методов по характеру
(степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых:

Объяснительно-иллюстративный
метод
.

— знания подаются
в «готовом виде» с помощью учебной или методической литературы,
экранного пособия.

Репродуктивный
метод
.

— знания подаются
в виде алгоритма, то есть по инструкции, правилу, образцу.

Метод
проблемного изложения.

— знания подаются
в виде решения поставленной проблемы, задачи через сравнение точек зрения,
различных подходов, раскрытие систем доказательств.

Частично-поисковый
или эвристический метод.

— знания подаются
в виде активного поиска познавательных задач по контролем педагога или
эвристических программ.

Исследовательский
метод.

— знания подаются
в виде самостоятельного изучения литературы, ведения наблюдений и т.п. после
инструктажа.

В каждом из
последующих данных методов обучения степень активности и самостоятельности в
деятельности нарастает.

Самая
распространенная классификация методов построена на основе выделения источников
передачи содержания:

Словесные
методы.

·       
Рассказ, беседа, инструктаж, объяснение,
лекция и другие.

·       
Практические методы.

·       
Упражнение, тренировка, самоуправление и
другие.

·       
Наглядные методы.

·       
Иллюстрирование, показ, предъявление
материала.

·       
Работа с книгою.

·       
Чтение, изучение, реферирование, быстрый
обзор, цитирование, изложение и другие.

Видео-метод.

Просмотр обучения
упражнения под контролем «электронного учителя».

Ю.К. Бабанский все
многообразие методов обучения подразделил на три большие группы:

·       
методы организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности;

·       
методы стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности;

·       
методы контроля и самоконтроля за
эффективностью учебно-познавательной деятельности.

В. Ф. Харламов
методы обучения подразделяет на пять групп:

·       
методы устного изложения знаний педагогом
и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение,
лекция, беседа, метод иллюстрации и показа при устном изложении материала;

·       
методы закрепления изучаемого материала:
беседа, работа с учебником;

·       
методы самостоятельной работы учащихся по
осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные
работы;

·       
методы учебной работы по применению знаний
на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

·       
методы проверки и оценки знаний, умений и
навыков учащихся: наблюдение за работой учащихся, устный опрос, контрольные
работы, программированный контроль, проверка домашних заданий и прочее.

3.
Характеристика методов обучения

Методов обучения
достаточно много. К основным относят:

·       
устное изложение учебного материала,

·       
обсуждение учебного материала,

·       
метод демонстрации (показ),

·       
метод упражнения,

·       
самостоятельная работа учащихся.

Устное
изложение
учебного материала характеризуется
монологическим односторонним воздействием на учащихся.Существуют следующие виды
устного изложения: рассказ, объяснение, инструктирование, лекция.

Рассказ
— изложение акцентирует внимание на конкретных фактах, их взаимосвязи и
взаимообусловленности, активизирует психические процессы представления, памяти,
мышления, воображения, эмоциональных переживаний. Наиболее эффективен в
обучении младших школьников.

Объяснение
— изложение обеспечивает связь изучаемого явления с другими явлениями,
событиями, его место в системе связей, активизирует формально-логическое и
диалектическое мышление, умение аргументировать, имеет воспитательное значение.

Обсуждение
изучаемого материала характеризуется активным взаимодействием и влиянием
преподавателя и учащихся друг на друга. Существуют следующие виды его виды:
беседа, классно-групповое занятие, семинар.

Беседа
— обсуждение предполагает наличие запаса эмпирических знаний у детей для
компетентного участия. Активизирует познавательную деятельность, мыслительный
поиск, разрешение противоречий, самостоятельное формирование выводов и
обобщений. Разносторонен и эффективен со всех отношениях.

Демонстрация
характеризуется показом реальных событий, явлений, процессов, действия приборов
и аппаратов и их рассмотрением и обсуждением. Активизирует восприятие и
осмысление сложных явлений действительности в их динамике, во времени и в
пространстве, развивает кругозор, имеет воспитательный эффект.

Самостоятельная
работа
характеризуется индивидуальной
активностью самих обучаемых при закреплении полученных знаний, навыков, умений
и при подготовке к занятиям. Активизирует накопление новых знаний, расширение
кругозора, овладение первичными исследовательскими навыками.

Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

Методические рекомендации

 для  педагогов дополнительного образования

По теме:

«Метод обучения»

 2021 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………4

1.Понятие о
методе обучения…………………………………….………5

2.Классификация
методов обучения…………,,,,,……………………….7

3.Характеристика
общепедагогических методов………,,……………..12

Заключение……………………………………………………………….17

Список
литературы………………………………………………………18

Введение

Методы обучения – категория
историческая.

История школы свидетельствует о том,
что в разные периоды её развития цели обучения менялись и дополнялись в
соответствии с господствовавшими социальными целями и мировоззрениям. Так, во
времена феодализма единственной задачей официальной школы ставилось усвоение
преимущественно схоластических знаний. С возникновением и развитием буржуазного
общества, по мере того как в школе стали изучаться знания, имеющие практическое
значение, к задаче их усвоения прибавилось требование обучать применению знаний
на практике. Только на современном этапе первые две задачи дополнены новой –
целенаправленно и последовательно развивать самостоятельность учащихся, их
умения приобретать и творчески применять новые знания.

В соответствии с
изменением целей менялись и методы обучения.

До тех пор пока
усвоение готовых знаний и их прикладное применение были единственными задачами
школы, на первом месте стояли способы достижения этих целей: с одной стороны,
сообщение и показ учителя, а с другой – восприятие информации и воспроизводящая
практика учащихся. Всё то, что обогащало эти способы обучения и содействовало
решению основных задач школы тех социальных эпох, и служило методами обучения.
Когда же в соответствии с новыми социальными условиями перед школой ставятся
вместе с прежними ещё и новые задачи, соответственно разрабатываются новые
методы обучения, направленные на решение этих задач.

Понятие о
методе обучения

Учащиеся в
процессе обучения овладевают определёнными знаниями, умениями и навыками. Одинаковое
содержание учебного материала может быть усвоено различными способами с помощью
различных средств обучения. Поэтому перед преподавателем всегда стоит проблема
выбора тех путей, которые помогут более успешно и продуктивно обучать и учить.

Реализация образовательной,
воспитательной и развивающей функций обучения зависит от выбора метода. Методы
обучения
– это способы организации учебно-познавательной деятельности
учащихся с заранее определёнными задачами, уровнями познавательной активности,
учебными действиями и ожидаемыми результатами для дидактических целей.

Метод обучения
подразделяется на две линии: одна – непосредственно наблюдаемая, внешняя;
другая – внутренняя, трудная для наблюдения и анализа. Первая линия – это
последовательность действий преподавателя и адекватных действий учеников.
Вторая линия выражает внутреннее состояние ученика, степень его познавательной
активности, его способ усвоения материала. Ученик мыслит по-своему, стремясь
рассуждать, как учит преподаватель. Поэтому возникает разнообразие форм
усвоения материала в пределах одного и того же метода преподавания.

Методы обучения
часто определяются как способы деятельности преподавателя, направленные на
глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися и обеспечивающие
управление познавательной деятельностью учеников.

Методы обучения
зависят от общих и от конкретных целей обучения. Гармоническое, всестороннее
развитие личности как цель гуманистического воспитания определяет поиск
рациональных методов. Методы обучения зависят от содержания образования.
Взаимосвязь методов обучения обеспечивает взаимосвязь и единство всех сторон
гармоничного развития.

Методы обучения
находятся в существенной зависимости от психологических, возрастных
особенностей школьников. Например, выбор методов обучения в начальных классах,
особенно в 1, определяется возможностями развития абстрактных форм мышления на
основе связи с чувственным опытом ученика.

Методы обучения
зависят от анатомо-физиологических особенностей организма учащихся, учитывают
их работоспособность, утомляемость, особенность нервной, сосудистой,
костно-мышечной, половой систем организма.

В современных
условиях образования предъявляются всё более глубокие требования к
совершенствованию традиционных и поиску новых методов:

·              
Направленность
метода обучения на выполнение задач гуманистического воспитания.

·              
Научность
метода.

Чем более научно
обоснован метод, тем более ясным и определённым он становится. Научность метода
обеспечивает правильное понимание закономерностей окружающего мира, ведёт к
правильному научному представлению мира и его сторон.

·              
Доступность
метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития
школьников.

·              
Результативность
метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом.

·              
Необходимость
систематически изучать, заимствовать, использовать в своей работе передовые
методы.

Классификация
методов обучения

Существует
большое разнообразие методов обучения. Многие из них имеют сходные черты,
поэтому объединяются в группы. Так возникает классификация методов обучения,
которая помогает учителю глубже понять сходство и различие форм овладения
школьниками учебным материалом и успешнее организовывать свою преподавательскую
деятельность.

В настоящее время
в педагогике имеется несколько классификаций методов обучения. Каждая из них
рассматривает определённые стороны процесса обучения, поэтому они не
противоречат друг другу, а, наоборот, позволяют увидеть процесс обучения с
разных сторон.

Всякая
классификация имеет определённое основание. Методы обучения подразделяются на
группы по определённому признаку.

В настоящее время
в теории и практике обучения наиболее распространенными являются классификации:

·              
По
преимущественному источнику получения знаний (словесные, наглядные и
практические);

·              
По формам
деятельности учителя (методы преподавания) и учащихся (методы учения);

·              
По
характеру мыслительной деятельности и познавательной активности
(репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые,
исследовательские);

·              
По видам
умозаключений (индуктивные, дедуктивные).

Словесные,
наглядные и практические методы.

Словесные – ученики получают основную
учебную информацию в процессе словесных рассуждений и доказательств учителя или
текстов учебных книг (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение и
др.). Эти методы имеют направленность либо на процесс формирования и усвоение
понятий, либо на формирование и воспроизведение чувственных образов.

При словесных
методах обучения очень трудно следить за процессом формирования мыслей у
школьников, поскольку эти методы преимущественно направлены на усвоение
содержания материала, а не на процесс формирования определённой структуры
мысли.

Основными
показателями успешности применения словесных методов являются запоминание и
воспроизведение учащимися новых знаний. Нужно предусмотреть ряд приёмов и
средств, которые на разных стадиях урока позволили бы выявить, как идёт процесс
усвоения знаний, что дети запомнили, и что остаётся вне их сознания.

В словесных
методах учащиеся повторяют, копируют ход рассуждений учителя. И чем ближе
приближается ученик к логике объяснения учителя, тем успешнее усваивает
материал. Самостоятельность ученика, его познавательная активность в основном
ограничена прослушиванием объяснения учителя. Учащиеся мало проявляют собственной
инициативы, самостоятельности рассуждений. У них, по существу, одна проблема:
внимательно слушать учителя и понимать его.

Поэтому сразу
после словесного объяснения на уроке обычно применяются различного вида
упражнения, основанные на самостоятельной и практической деятельности учащихся.

Словесные методы
используются преимущественно при изучении нового материала и дают хороший
эффект в обучении, если сочетаются с другими формами овладения знаниями.

Наглядные
методы –
формы
усвоения учебного материала, которые находятся в существенной зависимости от
применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

При этих методах
обучения познавательная деятельность школьников зависит от чувственных образов,
представлений, которые формируются или воспроизводятся с помощью наглядных
средств. Словесные пояснения помогают организовать наблюдения,
систематизировать впечатления, связать их с идеей изучаемого материала. Вне
наглядных пособий словесные объяснения теряют смысл.

Наглядные пособия
имеют различное значение. В одних случаях они носят иллюстративный характер. В
других – облегчают процесс формирования абстракций.

Наглядные методы
обучения требуют глубокого понимания соотношения образного и логического,
конкретного и абстрактного, чувственного и рационального в познавательной
деятельности.

Большие
возможности для эффективного использования наглядных методов обучения
предоставляют кино, радио, телевидение, магнитофоны, компьютерные учебные
классы и кабинеты.

Практические
методы обучения
– формы овладения учебным материалом на основе упражнений,
самостоятельных заданий, практических и лабораторных работ. Этими методами
формируют практические умения и навыки. Процесс формирования навыка здесь
является определяющим в учебной деятельности. Словесные объяснения и наглядные
пособия подчинены задаче формирования умений или навыков.

Репродуктивные,
объяснительно-иллюстративные, проблемные, частично-поисковые и
исследовательские методы.

В последние годы
получила распространение классификация, которая подразделяет методы обучения по
репродуктивному, или творческому, характеру мыслительной деятельности учащихся.

Репродуктивные
форма
овладения учениками учебного материала преимущественного основывается на
воспроизводящей функцией памяти. Поэтому эти методы используются обычно при
закреплении, повторении, обобщении, систематизации, конкретизации ранее
изученного материала. Обычно с помощью репродуктивного метода на уроке
воспроизводятся знания из личного опыта ученика.

Репродуктивные
методы повышают прочность знаний, так как обеспечивают систематическое
воспроизведение учебного материала.

Объяснительно-иллюстративные – находят применение в
различных формах изучения нового содержания (объяснение, рассказ, беседа,
описание, доказательства и др.).

Структуру
объяснительно-иллюстративных методов можно разделить на две основные части:
теоретическую и иллюстративную.

Первая
заключается в системе теоретических положений, сведений, доказательств, которые
сообщаются учащимся в соответствии с учебной программой.

Вторая сторона
представляет собой систему фактов, описаний, разъяснений, как словесных, так и
с помощью наглядных пособий. Иллюстративный фактический материал позволяет
связать объяснение с личным опытом ученика, делает объяснение доступным.

Правильное соотношение
теоретической и иллюстративной частей сосредотачивает внимание учащихся на
теоретическом аспекте как главном и на фактическом материале как средстве
усвоения главного.

Проблемные
формы овладения учебным материалом.

В сознании
ученика формируется проблемная ситуация или задача, напоминающая научный поиск.
Ученик пытается сам найти ответ на вопрос, разрешить проблемное задание. Обычно
правильный ответ они находят с помощью учителя. Однако желание, стремление
ученика самому искать и предлагать варианты решения рождает высокую
познавательную активность, приучает мыслить самостоятельно, придаёт
познавательной деятельности творческий характер.

Проблемные методы
обучения так называются не потому, что все другие не включают проблем. Всякое
обучение носит проблемный характер. Однако учебная проблемная может не
переживаться учеником как познавательная задача, которую он сам должен
разрешить. Проблемные методы обучения направлены на организацию поисковой
познавательной деятельности учащихся. Овладение учебным материалом есть
следствие такой деятельности.

Усвоение
материала в процессе использования проблемных методов обучения становится
следствием поисковой мыслительной деятельности ученика. Однако учителю нужно
помнить, что ученики не могут сами всё открыть и выучить. Под руководством
учителя они формулируют выводы, положения правила. Поэтому объяснение учителя
не теряет своего значения и при проблемных методах обучения.

Частично-поисковые
методы –
форма
овладения учебным материалом, которая включает постановку отдельных проблемных
вопросов, высказывание учениками своих предположений, самостоятельность
рассуждений, расчленение общей задачи на ряд частых, эвристическую беседу и др.
Частично-поисковые методы всегда связаны с другими методами обучения на уроке, особенно
с объяснительно-иллюстративными.

Включение
отдельных поисковых ситуаций на уроке повышает познавательную активность
учащихся, постепенно приучает их к самостоятельности мышления и творчеству.

Исследовательские – учащиеся под руководством
учителя выполняют отдельные исследовательские задания и работы: изучение
свойств почвы, условий роста растений и др.

Форма овладения
учебным материалом напоминает научное исследование, поэтому воспитывает у
школьников интерес и сообразительность, активность, самостоятельность и
ответственность.

Возможны и другие
классификации методов обучения.

Все методы
обучения, независимо от классификации, имеют общие педагогические положения,
которые учителю нужно хорошо знать.

Характеристика
общепедагогических методов.

Рассказ – форма изложения учебного
материала, которая носит преимущественно описательный характер. Рассказ –
словесное описание событий, процессов, явлений в природе, обществе, в жизни
отдельного человека или группы людей. Рассказ удобен для сообщения впечатлений
об экскурсиях, фильмах, произведениях живописи и музыки.

Рассказ включает
следующие основные требования:

·              
Определённость
темы и содержания.

Рассказ всегда
запоминается лучше и усваивается легче, если сведения, факты, события, примеры
объединяются одной общей темой, единой задачей, которая раскрывается
последовательно и систематически.

·              
Эмоциональность.

Связь содержания
с личным опытом ученика, с местной природой делает рассказ интересным, вызывает
переживания и чувства.

·              
Структура.

Рассказ должен
иметь чёткую структуру: начало, развитие событий, кульминационный пункт,
финальную часть. Если учитель заранее не продумает стиль рассказа, то он станет
невыразительным, малоинтересным.

Рассказ
употребляется на разных этапах урока. Прежде всего, как метод сообщения нового
в тех случаях, когда материал не включает теоретических доказательств. Рассказ
может быть средством сообщения дополнительных знаний. Рассказ может занимать на
уроке самостоятельное место, а может быть включён в процесс объяснения на
разных его стадиях.

Объяснение – форма овладения
теоретическим учебным материалом. Главная особенность этого метода –
теоретические доказательства, которые включают:

·              
Постановку
познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня
знаний и развития учащихся;

·              
Ясно
осознаваемое теоретическое положение;

·              
Строгий,
тщательный подбор фактического материала;

·              
Определённую
форму рассуждений: анализ и синтез, наблюдения и анализ выводов, индукцию,
дедукцию;

·              
Иллюстративный
материал: картины, рисунки, схемы и др.

·              
Формулировку
выводов;

·              
Дополнительные
разъясняющие моменты.

Каждый из этих
моментов требует тщательной подготовки. Строгое, последовательное изложение
теоретического и фактического материала, продуманные разъяснения и дополнения
делают объяснение действенным методом овладения научными знаниями.

Существенным
звеном объяснения является получение обратных связей. Нужно предусмотреть
ответные реакции учащихся в ходе объяснения. Обратная связь помогает
совершенствовать объяснение, вносить необходимые поправки и корректировку.

Беседа – как метод обучения
представляет собой вопрос-ответную форму овладения учебным материалом. Метод
беседы предполагает разговор учителя с учениками, организуемый с помощью
тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к
усвоению цепочки фактов, нового понятия или закономерности.

Вопрос должен
быть чётким и ясным по форме. Нельзя включать труднодоступные термины, сложные
обороты речи, повторять вопросы несколько раз. Вопросы не должны требовать от
учеников односложных ответов. Учитель может использовать вспомогательные,
наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы.

Беседа как метод
обучения удобна для получения обратной связи. Учитель постоянно видит по
ответам, что учащиеся знают, чего не понимают, а также может определить степень
усвоения материала.

Беседа как форма
овладения знаниями может занимать различное место в учебном процессе: в начале
урока как подготовка и усвоение нового, как проверка домашнего задания, как
средство сосредоточения внимания; в процессе объяснения для связи нового с
изученными знаниями; в конце урока как способ закрепления изученных правил и
положений, как итог.

Беседа связана с
другими методами и часто включается в их структуру. Кратковременные беседы
используются при любых формах овладения материалом.

Работа
учащихся с учебником, книгой –
является одной из действенных форм овладения учебным
материалом.

 Умения и навыки
работать с книгой сохраняются на всю жизнь. И тот ученик, который в младших
классах научиться самостоятельно работать с учебником, сможет и дальше
использовать книгу для дополнения своих знаний.

Основное внимание
при этом способе обучения уделяется следующим требованиям:

·              
Каждый
ученик должен иметь книгу, быстро находить то место, которое изучается, иметь
тетрадь для записи и др.;

·              
Учитель
даёт точный и краткий инструктаж о задании, о том, что должен изучать ученик,
какую тему, вопрос, правило. Нельзя называть только страницу и параграф;

·              
Учащиеся
должны ясно представлять характер работы – какой материал нужно воспроизвести,
какова последовательность учебных операций и т.д.;

·              
Учащиеся
должны находить главное в процессе работы с книгой, опорные пункты, не стараясь
запомнить всё подряд;

·              
Учитель
учит школьников составлять планы, тезисы, краткие конспекты изученного
материала.

Самостоятельная
работа
– это
такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления
ученика, его умственных и практических операций и действий зависит и
определяется самим учеником.

Учащиеся
самостоятельно выполняют упражнения, практически работают, выучивают правила,
читают тексты, пересказывают содержание, пишут сочинения и т.п.. Учитель
консультирует их, контролирует действия. Однако содержание работы выполняется
самим учеником. Этот процесс самостоятельного выполнения учебного задания с
большим или меньшим участием учителя является необходимым звеном в системе
развития личности учащихся.

Самостоятельные
работы могут быть устными и письменными, практическими и теоретическими,
репродуктивными и творческими.

Самостоятельная
работа тренирует волю, воспитывает работоспособность, внимание, дисциплину
учебного труда. В школе, особенно в начальных классах, почти каждый урок
включает упражнения, выполнение которых связанно с самостоятельными действиями
ученика.

Наглядные
методы обучения
– их условно можно разделить на две большие группы: методы иллюстраций и
демонстраций.

Метод
иллюстраций

– предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок
на доске, картин, портретов учёных и пр.

Метод
демонстраций

– обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок,
различного рода препаратов. К ним также относят показ кинофильмов и диафильмов.

При наглядных
методах используются приемы показа, обсуждения результатов проведённых
наблюдений, демонстраций и пр.

В последние годы
практика обогатилась целым рядом новых средств наглядности. Созданы новые,
более красочные географические карты с пластмассовым покрытием, альбомы
иллюстраций по истории, литературе, географические атласы с фотографиями,
сделанными со спутников и т.п..

Рациональное
применение средств наглядности позволяет достичь большего образовательного и
воспитательного эффекта, создаёт благоприятные возможности для развития
абстрактного мышления учащихся.

Методы
программированного обучения.
Термин «программирование» употребляется тогда, когда учебный
материал подразделяется на отдельные порции, каждая из которых может быть
усвоена предлагаемыми приемами, действиями, операциями, причём каждая
последующая может быть усвоена только в том случае, если ученик овладел
предыдущей.

Особенность
программирования в том, что оно создаёт благоприятные возможности для
самостоятельной работы, самостоятельного изучения материала.

Заключение

Реализация
образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения зависит от
выбора метода. Методы обучения – это способы организации учебно-познавательной
деятельности учащихся с заранее определёнными задачами, уровнями познавательной
активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для дидактических
целей.

Методы обучения
зависят от общих и конкретных целей обучения. Методы обучения находятся в
существенной зависимости от психологических, возрастных особенностей
школьников.

Существует большое
разнообразие методов обучения. Многие из них имеют сходные черты, поэтому
объединяются в группы. Так возникает классификация методов обучения, которая
помогает учителю глубже понять сходство и различие форм овладения школьниками
учебным материалом и успешнее организовывать свою преподавательскую
деятельность.

Список
литературы

Бороздина,
Г.В. Основы педагогики и психологии 2-е изд., испр. и доп. учебник для спо /
Г.В. Бороздина. — М.: Юрайт, 2016. — 477 c.

Корнева,
Л. В. Психологические основы педагогической практики / Л.В. Корнева. — М.: Владос, 2014. — 160 c

Кулагина, И. Ю. Педагогическая психология
/ И.Ю. Кулагина. — М.: Академический Проект, Трикста, 2011. — 320 c

 Митин, А. Н. Основы педагогической
психологии высшей школы. Учебное пособие / А.Н. 2015. — 190 c.

Психология развития. Учебник. — М.:
Academia, 2014. — 528 c.

Конструкт НОД по развитию речи

пересказ рассказа В.В. Бианки «Первая охота»

ДОО:

Группа: старшая, 5-6 лет
Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Вид НОД: «Развитие речи»

Тема: пересказ рассказа В.В. Бианки «Первая охота»
Вид деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, коммуникативная, двигательная.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Планируемый результат:

Дети проявляют сочувствие к герою произведения. Дети проявляют умение делится своими впечатлениями с воспитателями и сверстниками. Дети демонстрируют монологическую и диалогическую форму речи. Дети демонстрируют умение вести беседу при рассматривании картинок. Дети демонстрируют умение последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники. Дети демонстрируют умение употреблять в своём пересказе разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. Дети проявляют умение согласовывать прилагательное с существительным.

Цель: Развитие связной речи детей в процессе пересказа рассказа В.В. Бианки «Первая охота» с использованием мнемотаблицы.

Задачи

образовательной деятельности

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи:

Формировать умение проявлять сочувствие герою произведения;

воспитывать желание делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками.

Развивающие задачи:

Развивать связную речь (монологическую и диалогическую формы речи);

развивать умение детей вести беседу при рассматривании картинок.

Обучающие задачи:

Учить последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники.

Учить употреблять в своём пересказе разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения.

Совершенствовать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Егор: упражнять подбирать схемы в нужной последовательности

Маша: учить связности и последовательности при пересказе.

Принципы дошкольного образования (ФГОС): Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема, создание ситуации успеха.

Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип семантизации лексики (толкование слов).
Методы воспитания: игра, беседа, художественное слово, упражнение, поощрение

Методы обучения: словесные: объяснение, рассказ, беседа, художественное слово, чтение; наглядные: иллюстрация; практические: игра, упражнение.

Список использованных источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2018. — 368 с.

  3. Рассказ В.В. Бианки «Первая охота»

Оборудование:предметные картинки с изображением насекомых; мнемотаблица для пересказа (Приложение), текст загадок, мольберт, магниты, воздушный шарик, волшебная коробка.

Этапы

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивационный этап

Задача:

мотивировать детей на предстоящую деятельность.

Эмоциональное стимулирование

Беседа

художественное слово

Педагог эмоционально стимулирует детей, предлагает детям отгадать загадки.

Играет мелодичная музыка.

Интересно, откуда льется такая чудесная мелодия?

Педагог вносит воздушный шар, привязанный к коробочке.

-Ребята, посмотрите, какая красивая коробочка. Откроем ее и посмотрим, что в ней.

-Не открывается, наверно надо сказать волшебные слова или слова-заклинания. Кто из вас знает волшебные слова?

(пожалуйста, будьте любезны…)

Ахалай-махалай,абра-кадабра и др – коробочка открывается.(коробка открывается и дети находят в коробке конверт)

Хотите узнать, что лежит в конверте? (да)

Для этого я загадаю вам загадки:

Спал цветок и вдруг проснулся:

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

На поляне, зноем опаленной,.

Спрятался в траве скрипач зелёный.

Он сидит и на зелёной скрипке

Песенку выводит без ошибки

(Кузнечик)

Волосата, зелена

В листьях прячется она.

Хоть имеет много ножек,

Бегать всё равно не может.

(Гусеница)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вволю нажужжусь.

(Жук)

— Ребята, вы отгадали все правильно загадки, а как можно назвать одним словом бабочку, кузнечика, гусеницу, жука? (ответ детей).

— Правильно (Насекомые)

Дети подходят к воспитателю,
слушают, отвечают на вопросы, вступают в диалог.

дети говорят волшебные слова

Дети мотивированы на предстоящую деятельность.

2.Чтение, беседа и пересказ

2.1 Первичное чтение без установки на пересказ

Задача:

Формировать интерес к чтению.
Формировать умение сопереживать герою произведения.

Художественное слово

беседа

иллюстрация

Выразительное чтение воспитателя.

Ребята, у меня есть знакомый щенок, с которым мы дружим, он очень добрый и очень любопытный. С ним происходят разные истории и одну интересную историю рассказал писатель В.В. Бианки в своём произведении «Первая охота».

Педагог демонстрирует портрет писателя и знакомит детей с книгой «Первая охота».

Дети внимательно слушают.

Дети проявляют интерес к чтению; слушают новый рассказ, сопереживают герою произведения.

2.2 Беседа по тексту.

Задача:

Развивать связную речь (монологическую и диалогическую формы речи)

Закреплять навыки грамматически правильного оформления высказывания.

Физминутка.«Бабочка»
Задача: Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

2.3Дидактическая игра «Подбери признак».

Задача: совершенствовать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Беседа
Эмоциональное стимулирование

поощрение

показ

художественное слово

игра

поощрение

Педагог помещает на мольберт сюжетную картинку, задаёт вопросы по тексту.

-Ребята, вам понравился рассказ? Что особенно запомнилось?

-Куда выбежал щенок? (Щенок выбежал на луг.)

-Кого он увидел на лугу? (Он увидел на лугу насекомых.)

-Что делали кузнечики, гусеницы, бабочки? (Кузнечики в зелёной траве прыгали, гусеницы по веткам ползали, бабочки по воздуху летали.)

-Что случилось с насекомыми, когда щенок бросился их ловить? (Все насекомые спрятались.)

-Где притаились кузнечики? (Кузнечики в зелёной траве притаились.)

-Где замерли гусеницы? (Гусеницы на веточках замерли, их от сучков не отличить.)

-Как спрятались бабочки? (Бабочки сели на деревья, крылья сложили, не разберёшь, где кора, где листья, где бабочки.

-Кто не испугался щенка? (Крошечный Жук – бомбардир не испугался щенка.)

-Как Жук – бомбардир защищался? (Жук остановился и пальнул в щенка летучей едкой струйкой – прямо в нос попал)

-Что сделал щенок от испуга? (Щенок взвизгнул, хвост поджал, да в свою конуру убежал.)

Видишь, бабочка летает,

(машем руками-крылышками)

На лугу цветы считает.

(считаем пальчиком)

— Раз, два, три, четыре, пять. (хлопки в ладошки)

Ох, считать не сосчитать!

(прыжки на месте)

За день, за два и за месяц…

(шагаем на месте)

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

(хлопки в ладоши)

Даже мудрая пчела

(машем руками – крылышками)

Сосчитать бы не смогла!

(считаем пальчики)

Педагог: Я буду называть насекомого, а вы должны его описать, т.е. дать характеристику:

Кузнечик какой? (зелёный, длинноногий, поющий, стрекочущий, стройный, усатый, весёлый, крылатый, звонкий.)

Бабочка какая? (нарядная, пёстрая, красивая, разноцветная, легкокрылая, порхающая, большая, маленькая.)

Гусеница какая? (толстая, неуклюжая, лохматая. Зелёная, медлительная неповоротливая, большая, маленькая)

Молодцы!

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети выполняют движения.

Дети активно играют, сосредотачивают внимание.

Дети вовлечены в разговор во время беседы; развивают связную речь (монологическую и диалогическую формы речи).

Дети демонстрируют умение грамматически правильно оформлять высказывание.

У детей снято мышечное напряжение.

Дети демонстрируют знания признаков предметов

Дети проявляют умение согласовывать прилагательное с существительным.

2.4 Повторное чтение с установкой на пересказ.

Задача: Воспитывать умения слушать новый рассказ, сопереживать герою произведения.

беседа

Воспитатель читает второй раз

— Я сейчас прочитаю еще раз рассказ. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.

Дети внимательно слушают .

Дети умеют слушать новый рассказ, сопереживать герою произведения.

2.5 Пересказы детей.

Задача: Развивать связную речь (монологическую и диалогическую формы речи) Учить употреблять в своём пересказе разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения.

-беседа
-пересказ

-объяснение

— Ребята, в коробочке, ещё что-то есть, посмотрим. Здесь схемы. Надо выстроить схемы по порядку так, чтобы мы могли составить правильно рассказ.

Дети выкладывают схемы по порядку и пересказывают рассказ по цепочке, парами, индивидуально.

Дети пересказывают содержание рассказа по плану с наглядной опорой в виде мнемотаблицу.

Дети демонстрируют монологическую и диалогическую формы речи.

Дети демонстрируют умение употреблять в своём пересказе разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения.

3.Рефлексия
Задача:
Формировать у детей умение анализировать процесс и результат образовательной деятельности, формулировать вывод.

беседа

— Ребята, занятие подходит к концу, с каким рассказом мы сегодня познакомились? (с рассказом «Первая охота».)

-Кто его написал? (его написал Виталий Бианки.)

-А что мы еще делали на занятии?

(отгадывали загадки про насекомых, составляли рассказ по схемам.)

Дети отвечают на вопросы

Дети умеют анализировать процесс и результат образовательной деятельности, формулировать вывод.

4. Открытость

Задача:

Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

беседа

эмоциональное стимулирование

поощрение

-Ребята, посмотрите в коробочке для вас ещё что-то лежит.

(трафареты.)

-Предлагаю вам обвести эти трафареты и узнать, что за сказка или рассказ спрятался в этой коробочке.

-По рисункам мы можем рассказать сказку или рассказ детям младшей группы.

Дети слушают воспитателя.

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

Приложение

Пересказ рассказа В.В. Бианки «Первая охота»

Характеристика методов обучения рассказ беседа объяснение упражнение проект игра

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/454650-konstrukt-nod-po-razvitiju-rechi-posredstvom-

                                                      Введение

В современной педагогике существенной
составляющей технологии являются методы обучения. На протяжении многих веков
школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги
исследовали методы обучения. Большой вклад в изучение данной темы внесли: И.М.
Чередов, В.К. Дьяченко, В.А. Сластенин, И.Я. Лернер, И.Ф. Харламов, таким
образом, сложились различные точки зрения на понятия, эффективность применения
различных методов обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу.
Ведутся поиски новых методов обучения и анализируются традиционные, с целью
создания высокого уровня образования учащихся. Современная методология требует,
чтобы при познании явлений и процессов окружающей действительности мы не ограничивались
описанием их внешних сторон и признаков, а стремились постичь их сущностные
глубинные характеристики, от которых зависит общеобразовательный успех. Сегодня
педагог должен владеть знаниями о дидактических методах. И уметь их применять в
педагогическом процессе. В педагогической практике используется большой
количество методов обучения. При их отборе преподаватель сталкивается со
значительными затруднениями. В этой связи возникает потребность в классификации
методов обучения, которые помогает выявить в методах обучения общее и
особенное, существенной и случайное и тем самым способствует целесообразному и
более эффективному их использованию.

Глава 1.
Теоретические основы методов обучения

1.1 Понятие
«метод обучения»

Понятие метода обучения является весьма
сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому
понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их
точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом
организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве
исходного это положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и
подойти к его научной трактовке.

Слово «метод» в переводе с греческого
означает

«исследование, способ, путь к достижению цели». Этимология
этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. «Метод —
в самом общем значении — способ достижения цели, определенным образом
упорядоченная деятельность», — сказано в философском словаре. Очевидно,
что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ
взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных
учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения
органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение
нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности
учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой
— стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся
(побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.).
Иногда же сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему,
проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной
деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и
усвоить материал по учебнику. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа
учителя и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность учащихся.
Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы
обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности
учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение
изучаемым материалом.

Широко распространенным в дидактике является
также термин «приемы обучения». Прием обучения — это составная
часть или отдельная сторона метода обучения. Несколько забегая вперед, скажем,
например, что в методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся
практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учителя, как
нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися
показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию
отрабатываемых умений и навыков. В дальнейшем будет показано, что и другие
методы обучения складываются из целого ряда специфических приемов. Харламов
И.Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 1999.

1.2
Классификация методов обучения

Не менее сложным и вызывающим дискуссии
является вопрос о классификации методов обученияВ 20-е годы в
педагогике велась борьба против методов схоластического обучения и зубрежки,
процветавших в старой школе, и предпринимались поиски таких методов, которые
обеспечивали бы сознательное, активное и творческое овладение знаниями
учащимися. Именно в эти годы педагог Б.В. Всесвятский развивал положение о том,
что в обучении может быть только два метода: метод исследовательский и метод
готовых знанийМетод готовых знаний, естественно, подвергался
критике. В качестве же важнейшего метода обучения в школе признавался
исследовательский метод, суть которого сводилась к тому, что учащиеся все
должны были познавать на основе наблюдения и анализа изучаемых явлений и
самостоятельно подходить к необходимым выводам.

В 20-е годы предпринимались также попытки
насаждения в школе так называемого метода проектов, в основе
которого лежит философия прагматизма и который был заимствован из США. Однако
обнаружилось, что присущие этому методу ликвидация отдельных учебных предметов
и сведение всей учебной работы к так называемому «проектированию» и «деланию»
резко снижали качество общеобразовательной подготовки учащихся. С тех пор в
нашей педагогике утвердилось положение о том, что в обучении не может быть
никаких универсальных методов и что в процессе его должны применяться различные
методы учебной работы.

Дидактические исследования, однако, показывают,
что номенклатура (наименование) и классификация методов обучения
характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой подход
избирается при их разработке. Рассмотрим важнейшие из них.

Некоторые дидакты (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант,
Д.О. Лордкипанидзе и др.) считали, что при классификации методов обучения
необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой
основе они выделяли три группы методов: словесные, наглядные и практическиеИ
действительно, слово, наглядные пособия и практические работы широко
используются в учебном процессе.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы
обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по
овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие
методы:

1. объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ,
лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино — и
диафильмов и т.д.;

2. репродуктивный: воспроизведение действий по
применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

3. проблемное изложение изучаемого материала;

4. частично-поисковый, или эвристический метод;

5. исследовательский метод, когда учащимся
дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для
этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов
обучения подразделил на три основные группы:

1. методы организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности;

2. методы стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности;

3. методы контроля и самоконтроля за
эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Каждая из этих классификаций имеет определенное
основание и позволяет с различных сторон осмысливать сущность методов обучения.
Однако в дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же
классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если
методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной
деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению
познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие
группы:

1. методы приобретения новых знаний;

2. методы формирования умений и навыков по
применению знаний на практике;

3. методы проверки и оценки знаний, умений и
навыков.

Указанная классификация хорошо согласуется с
основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального
назначения. Если в указанную классификацию внести некоторые уточнения, то все
разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:

1. методы устного изложения знаний учителем и
активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная
лекция, беседа;

2. методы закрепления изучаемого материалабеседа,
работа с учебником;

3. методы самостоятельной работы учащихся по
осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные
работы;

4. методы учебной работы по применению знаний
на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

5. методы проверки и оценки знаний, умений и
навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос
(индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла,
контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль,
тестирование. Ч. Куписевич Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В.
Долженко. — М., 1986.

Глава 2.
Характеристика методов обучения

2.1
Традиционные методы обучения

Традиционно преподаватели используют
такие методы обучения как:

Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в
системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным
способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский
и др. выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость
дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко
называют их устаревшими, “неактивными”. К оценке этой группы методов надо
подходить объективно.

Словесные методы подразделяются на следующие
виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное
повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод
применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа,
его объем, продолжительность.

По целям выделяется несколько видов
рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.
Цель первого — подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала,
которое может быть проведено другими методами, например, беседой. Этот вид
рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью
изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее
активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи
деятельности учеников.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия.
Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает
задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное
истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта,
отдельных понятий, явлений.

Объяснение это монологическая форма изложения.
К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала
различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем;
при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной
жизни.

Использование метода объяснения требует:

точного и четкого формулирования задачи, сути
проблемы, вопроса;

последовательного раскрытия
причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

использования сравнения, сопоставления,
аналогии;

привлечения ярких примеров;

безукоризненной логики изложения.

Беседа. Беседа диалогический метод обучения, при
котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов
подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже
изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам
дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и
произошло понятие “сократическая беседа”.

Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать
у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются
после изучения нового материала.

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на
обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают
собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод
целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной
степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать,
доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет
большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию
проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Лекция. Лекция монологический способ изложения
объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает
весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности
обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного
материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.
Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала.
Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной
или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.

Работа с учебником и книгой важнейший метод обучения. В начальных
классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под
руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с
книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с
печатными источниками. Основные из них:

Конспектирование краткое изложение, краткая запись содержания
прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего
лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность
мышления.

Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для
составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и
озаглавить каждую часть.

Тезирование краткое изложение основных мыслей
прочтенного.

Цитирование дословная выдержка из текста. Обязательно
указываются выходные данные (автор, название работы, место издания,
издательство, год издания, страница).

Аннотирование краткое свернутое изложение содержания
прочитанного без потери существенного смысла.

Рецензирование написание краткого отзыва с выражением
своего отношения о прочитанном.

Составление справки сведений о чем-нибудь, полученных после
поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические,
географические и т.д.

Составление формально-логической модели словесно-схематического изображения
прочитанного.

Составление тематического тезауруса упорядоченного комплекса базовых понятий
по разделу, теме.

Составление матрицы идей сравнительных характеристик однородных
предметов, явлений в трудах разных авторов.

Таковы краткие характеристики основных видов
словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют
наглядные методы обучения. Выбор методов обучения в средней школе. /Под ред.
Ю.К. Бабанского. М., 1981. с. 43-44

Наглядные методы. К ним относятся различного рода иллюстрации,
демонстрация опытов, организация различного рода наблюдений за естественными
объектами и явлениями.

Главной особенностью этих методов является то,
что основным источником информации при их использовании является не слово, а
различного рода объекты, явления, технические и наглядные средства.

.Этот метод способствует выработке навыков
самостоятельной работы, имеет большое познавательное и воспитательное значение.

Демонстрация, иллюстрации, наблюдение способствуют реализации принципа
наглядности, все эти методы оказывают эмоциональное воздействие на учащихся. К
этой же группе методов относят применение разнообразных технических средств
обучения (магнитофонные записи, радиопередачи, телепередачи, экранные средства,
компьютерная техника). Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для
студ. Педвузов. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. с. 51-51-52

Практические методы. Практические методы обучения основаны на
практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические
умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и
практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное
(многократное) выполнение умственного или практического действия с целью
овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении
всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика
упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала,
изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Лабораторные работы это проведение учащимися по заданию
учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других
технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с
помощью специального оборудования.

Проводятся лабораторные работы в иллюстративном
или исследовательском плане.Практические работы проводятся
после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут
проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на
местности, работа на пришкольном участке).

Особый вид практических методов обучения
составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и
репетиторами. Харламов И.Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 1999.

                                 2.2 Методы
активного обучения

Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических
действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего
специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному,
инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе
познавательной деятельности.

Сегодня существуют различные подходы к
классификации МАО. В качестве отличительных признаков, используются: степень
активизации слушателей, характер учебно-познавательной и игровой деятельности,
способ организации игрового взаимодействия, место проведения занятий, их
целевое назначение, тип используемой имитационной модели и многие другие.

По характеру учебно-познавательной деятельности (чаще всего используют именно эту
классификацию) методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы,
базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные.
Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к
неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), разбор деловой почты
руководителя, действия по инструкции и т.д. Игровые методы подразделяют на:

· деловые игры,

· дидактические или учебные игры,

· игровые ситуации и

· игровые приемы и процедуры.

· тренинги в активном режиме

При этом к игровым процедурам и приемам относят
средства реализации отдельных, единичных принципов. В первую очередь, различные
формы активизации лекций и других традиционных форм обучения, игровые
педагогические приемы, отдельные средства активизации. Игровые ситуации представляются
средством реализации двух и более принципов, не совпадающим с деловой игрой (по
количеству) составом элементов и не имеющим формализованной структуры, правил
поведения на игровой площадке, регламента.

Дидактическая игра имеет целью обучение, развитие и воспитание.
Сущность обучающей игры — моделирование и имитация. В игре в упрощенном виде
воспроизводится, моделируется действительность и операции участников,
имитирующие реальные действия.

Заключение

В ходеизучения темы «методы обучения»
мы выяснили, что методы обучения — это способ организации
учебно-познавательной деятельности учащихся.

Существуют различные классификации.
Традиционными из них является классификация по источнику проведения знаний:
словесное, наглядное практическое.

Наряду с традиционными методами обучения в
современной педагогике используются методы активного обучения (МАО).

МАО — совокупность педагогических действий и приёмов,
направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными
средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному
и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной
деятельности. Появление методов активного обучения связано со стремлением
преподавателей и тренеров активизировать познавательную деятельность обучающихся
или способствовать её повышению.

Знания методов активного обучения, необходимы в
профессиональной деятельности педагога как средство воспитания личности. Знание
и умение использовать методы обучения помогут педагогу достичь высоких
результатов.

Результаты исследования могут быть использованы
для проведения семинаров, практических занятий, написания рефератов, докладов,
курсовых и дипломных работ .

Список
использованной литературы

1. Баранова С.П. Педагогика: учеб. пособие для студентов фак. педагогики
и методики нач. обучения пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1987.

2. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика: Учеб.
Для вузов. Сб. Питер, 2000.

3. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов.
— М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999.

4. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред.П.И.
Пидкасистого, М., 2001.

5. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.

6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов
обучения. М., 1981.

7. Педагогика. Учебное пособие для студентов
педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред.П.И. Пидкасистого. —
М.: Педагогическое общество России, 2000.

8. Перовский Е.П. Проблема методов в обучении. —
Советская педагогика, 1956, №12.

9. Сластенин В, А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая
педагогика. В 2 ч. М., 2002

10. Харламов И.Ф. Педагогика. — М.: Гардарики,
1999.

Классификация методов обучения по источнику знаний (Н.М. Верзилина, Е.Я. Голанта, Е.И. Перовского) является наиболее интересной и распространенной. Рассмотрим данную классификацию подробней.

Издавна известно, что источниками знаний являются слово, наглядный пример и практический опыт. Словесные методы базируются на воспроизведении информации посредством устной речи или печатного слова. Источником наглядных методов служат наблюдаемые предметы и явления, разнообразные наглядные пособия. Практические навыки и умения, закрепляют полученные знания путем выполнения практических заданий.

Словесные методы являются наиболее распространенными и позволяют в кротчайшие сроки передать большую по объему информацию, поставить перед учащимися проблему, в которой они будут находить пути решения.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Рассмотрим каждый из них более детально.

В.А. Сластенин определяет рассказ как «последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме» [25]. Рассказ как словесный метод обучения применяется на протяжении всего школьного курса. Однако, его характер и продолжительность меняется в зависимости от той или иной ступени обучения.

В.П. Беспалько определяет следующие требования к рассказу как методу обучения:

— повествование «должно обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

— содержать только достоверные и научно проверенные факты;

— включать достаточное количество убедительных фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

— иметь четкую логику изложения;

— быть эмоциональным;

— излагаться простым и доступным языком;

— отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям» [2].

Однако, если рассказ не позволяет обеспечить ясное и четкое понимание изучаемых явлений, то лучше применить метод объяснения.

В электронном ресурсе «Национальной педагогической энциклопедии» объяснение рассматривается как словесный метод обучения, который предполагает «пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала» [17].

Для объяснения характерна доказательная форма изложения, требующая подтверждение истинности высказываемых положений. Использование метода объяснения требует:

— четкое формулирование вопросов,

— последовательность в представлении материала,

— приведение достоверных примеров,

— логичность изложения.

Объяснение как метод обучения можно использовать при работе с детьми разных возрастных групп. Особенно необходимо применять данный метод в учебной деятельности с учащихся среднего и старшего школьного возраста, так как в этом возрасте происходит усложнение учебного материала, возрастает интеллектуальный потенциал обучаемых, все это и определяет востребованность данного метода.

Объяснение, как правило, сочетается с наблюдениями и вопросами, способными перерасти в беседу.

Беседа — это «диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного» [20]. Беседа — один из наиболее популярных методов обучения, применяемых издавна, но не устаревших и в современные дни. Она может быть использована при решении любых задач и позволяет с помощью диалога освоить необходимый учебный материал.

Различают индивидуальные, групповые и фронтальные беседы, в соответствии с количеством адресатов (один учащийся, группа учеников, весь класс). Беседы бывают вводные, эвристические, закрепляющие, контрольно-коррекционные. Одной из разновидностей беседы является собеседование, где учащиеся могут высказывать свое мнение по данной проблеме.

Наиболее сложным для восприятия является такой метод обучения как «лекция», представляющий «монологический способ изложения объемного материала» [9]. Лекция представляет различные точки зрения на изучаемое явление, дает возможность повторения необходимых знаний, учитывает ситуативный контекст. Интерес к лекции напрямую зависит от лектора, его опыта и педагогического мастерства, позволяющего активизировать слушателей и поддерживать их интерес.

Исследователи Н.В. Бордовская, А.А. Реан классифицируют лекции «по разным основаниям»:

1. По месту в лекционном или учебном курсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и другие).

2. По преимущественной форме обучения (лекции при очном и заочном обучении).

3. По частоте общения лектора с аудиторией (разовая, систематичная, цикловая и другие).

4. По степени проблемности изложения материала (информационная, проблемная, дискуссия и другие) [3].

Необходимо отметить, что лекцию лучше проводить в старших классах. Следует заметить, что лекция, как метод обучения является наименее эффективным в учебно-познавательном процессе школьников.

Одним из сложных и увлекательных методов становится дискуссия, которая предполагает организацию обсуждения и разрешения спорных вопросов. Главная функция учебной дискуссии — стимулирование познавательного интереса участников педагогического процесса. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в личном мнении, учатся защищать свою точку зрения.

М.В. Кларин выделяет следующие формы дискуссии:

1. «Круглый стол» — учащиеся обмениваются мнениями по проблеме.

2. «Заседание экспертной группы», где несколькими учащимися обсуждается какая-либо проблема, а затем она доносится всему классу.

3. «Форум», обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией».

4. «Симпозиум», обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы класса.

5. «Дебаты», формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд.

6. «Судебное заседание», имитация судебного разбирательства [10].

Одним из специфических методов является метод инструктажа. «Инструктаж — словесный метод обучения, который предусматривает ознакомление со способами выполнения задач, инструментами, материалами, техникой безопасности, показ трудовых операций и организацию рабочего места» [31]. Инструктаж может сочетать в себе несколько словесных методов обучения. Его проводит в основном учитель или специально подготовленные ученики. Инструктаж ограничен во времени, ориентирован на усвоение конкретных операций и процедур, которые необходимо знать учащимся.

Разновидности инструктажа:

— вводный, осуществляется перед началом работы;

— текущий, проводится во время работы, предполагает помощь учащимся;

— итоговый, проводится в конце выполненного задания.

Одним из важных методов обучения является работа с печатным словом — книгой или учебником. В начальной школе учащиеся изучают учебную литературы совместно с преподавателем, а в старших классах ученики самостоятельно работают с книгой. Главное достоинство этого метода — возможность в доступном темпе изучить необходимый материал и многократно обращаться к нему.

В работе «Технологии и методики обучения литературе» выделяются приемы самостоятельной работы с печатными источниками:

1. Конспектирование — краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного.

2. Тезирование — краткое изложение основных мыслей прочтенного.

3. Цитирование — использование фрагментов чужого текста в собственном тексте с сохранением точности высказывания и с указанием его автора.

4. Составление плана текста — после прочтения текст разбивается на части и озаглавливается каждая его часть.

5. Аннотирование — краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

6. Рецензирование — написание рецензии, т.е. краткого отзыва о прочитанном с выражением своего отношения к нему.

7. Составление справки — подбор сведений о чем-нибудь, полученных после поисков.

8. Дословная выдержка из текста — отрезок текста, к которому указываются выходные данные книги.

9. Составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по теме, разделу или всей дисциплине [28].

Мы рассмотрели основные словесные методы обучения. Вторую группу предлагаемой классификации составляют наглядные методы.

К наглядным методам обучения относятся методы, при которых освоение материала учащимися обеспечивается с помощью наглядных и технических средств. «Особенность этих методов обучения заключается в использовании изображений, объектов и явлений, конкретных образов, которые непосредственно воспринимают ученики. К таким методам относится иллюстрации и демонстрации» [29]. Данные методы сочетаются со словесными и практическими, что позволяет достичь качественного результата.

Метод иллюстраций предполагает использование в учебном процессе в качестве наглядности плакаты, рисунки, карты, таблицы и другие пособия, которые помогают учащимся эффективней воспринимать и запоминать учебный материал, формировать необходимые представления.

Метод демонстрации включает демонстрацию приборов, опытов, технических установок, видеофрагментов и других. Этот метод позволяет раскрыть сущность изучаемых явлений в динамике их развития, ознакомить с внешним видом атрибута, его внутренним устройством.

Эти два метода (демонстрации и иллюстрации) следует использовать совместно, поскольку они дополняют друг друга: один позволяет воспринимать изучаемое явление в целом, другой — осознать его строение, сущность, область применения.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать некоторые условия — наглядность должна:

— соответствовать возрасту обучающихся,

— использоваться в меру, усложняясь постепенно,

— обеспечивать доступность всех учащихся к демонстрируемым учителем учебным материалам,

— быть достоверной,

— пересекаться с темой урока,

— сопровождаться словесными методами.

К третьей группе методов относятся практические методы обучения, которые основаны на практической деятельности учащихся по усвоению и закреплению знаний. Их главное назначение — формирование практических умений и навыков. Практические методы включают следующие разновидности: упражнения, практические работы и дидактические игры.

И.П. Подласый определяет упражнение как «метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества» [21]. Именно упражнения позволяют овладеть учебными и практическими умениями и навыками в результате многократного повторения действий.

Упражнения подразделяются на:

— специальные, многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков,

— производные, способствуют повторению и закреплению раннее сформированных навыков,

— комментированные, служат для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий.

Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Устные упражнения помогают развить у учащихся культуру речи, логическое мышление, память, внимание, познавательные возможности учащихся. Они призваны — научить учащихся логически излагать свои знания.

Важный компонент обучения составляют письменные упражнения, которые подразделяются на стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения, конспекты, решения задач, описания опытов и т. д. Они предназначены для формирования, развития умений и навыков обучаемых.

Письменные упражнения тесно связаны с графическими. Их применение помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, что способствует развитию пространственного воображения. К ним относят работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и т д.

Отдельную группу составляют учебно-трудовые упражнения. Их цель — применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с различными учебными предметами и средствами обучения, а также развивают конструкторско-технические умения.

В практическом методе учащиеся используют на практике те знания, которыми они уже обладают. Поэтому становится главным умение применять на практике теоретические знания. Практический метод содействует углублению знаний и умений, доводит до совершенства качество решения задач, учит исправлять ошибки и контролировать свои действия, активизирует познавательную деятельность.

Можно выделить некоторые этапы при использовании практического метода педагогом:

1. Знакомство учащихся с теорией вопроса.

2. Проведение инструктажа.

3. Показательный пример.

4. Выполнение работы учащимися.

5. Контроль, проверка и оценивание результатов деятельности.

Практические работы проводятся по итогам изучения отдельных разделов, тематических циклов в качестве обобщающего и закрепляющего метода. Современные практические занятия проводятся с использованием тренажеров, мультимедийной техники.

В числе практических методов эффективным становится «дидактическая игра, которая представляет собой «разновидность игр с правилами, специально создаваемые в педагогике в целях обучения и воспитания детей» [27].

А.Т. Сорокина выделяет такие виды дидактических игр, как:

1. Игры-путешествия.

2. Игры-поручения.

3. Игры-предположения.

4. Игры-загадки.

5. Игры-беседы [27].

Дидактическая игра как метод обучения активизирует сам процесс обучения, при условии, если она не приобретает развлекательный характер.

Выводы по 1 главе:

1. Существует огромное количество методов обучения, которые необходимо использовать в школе. Следует выделить несколько видов классификации методов обучения по различным критериям: по источнику передачи информации, по видам деятельности субъектов образовательного процесса, по дидактическим целям, по возрастанию степени активности и степени самостоятельности обучающихся в познавательной деятельности. Сочетание различных методов обучения позволяет разнообразить учебный процесс, повысить его эффективность.

2. На уроке «Основы безопасности жизнедеятельности» из словесных методов обучения применяются такие методы, как рассказ, беседа, объяснение, инструктаж, дискуссия, диспут, из наглядных — иллюстрации и демонстрации, из практических — упражнения, практические работы, дидактические игры.

3. В настоящее время в средних образовательных школах наряду со словесными, наглядными и практическими методами обучения используют также интерактивные проблемные методы, программное и компьютерное обучение, дистанционное обучение.

  • Характеристика маленькой разбойницы из сказки снежная королева
  • Характеристика любого героя из сказки о царе салтане по плану
  • Характеристика маши и владимира дубровского из рассказа дубровский
  • Характеристика мышка в сказках
  • Характеристика иуды искариота в рассказе андреева цитаты