Сегодня предметом нашего обсуждения выбрана сказка «Медведь и лиса». Текст ее мы приведем далее в краткой форме. Здесь описывается очень популярный сюжет о лисе. Хитрость ее проявляется в наиболее неожиданных местах.
Переезд
«Лиса и медведь» – сказка, которая показывает, что хитрость поможет выкрутиться, даже если обман раскрыт. Переходим к повествованию. Жила-была Лиса–кума. Начала она стареть. Надоело ей своими руками за собой ухаживать. Пришла тогда к Медведю. Начала в жилички проситься. Попросила Михаила Потапыча впустить ее. Сказала, что стара стала, однако учености не утратила, к тому же много места не займет, не обопьет и не объест. Именно с этого начинается произведение «Лиса и медведь». Сказка продолжается ответом Медведя. Он думал недолго и согласился. В результате Лиса перешла к Медведю на житье.
Поведение
Русскому народу удалось сочинить сказку, главная героиня которой показывает множество неблагородных качеств. После переезда в новый дом начала она обнюхивать да осматривать, что где у хозяина лежит. Жил Медведь с запасом. Наедался досыта сам, при этом Лисоньку кормить не забывая. Заприметила она как-то раз на полочке в сенцах кадку с медом. Дело в том, что лиса, как и медведь, любит поесть сладко.
Мед
Переходим к описанию следующей части произведения «Лиса и медведь». Сказка продолжается повествованием о событиях, которые произошли ночью. Лежит в беспокойстве кума и думает, каким образом ухитриться уйти да медку попробовать. Постучала хвостом по полу. А после обратилась к медведю. Спросила, не кажется ли ему, что к ним в дверь кто-то стучится. Медведь прислушался. Подтвердил, что тоже слышал стук. Лиса тогда сообщила, что это пришли за ней, так как она еще и лекарка. Медведь тогда предложил ей отправиться к посетителям. Она отметила, что вставать не желает. Миша настоял.
Целительница
Народная сказка «Медведь и лиса» далее повествует о том, как страдальчески кума заохала, с печи слезая. Но как только вышла за дверь, к ней снова вернулась прыть. На полку вскарабкалась и начала есть. Когда наелась, закрыла она кадку и в избу воротилась, как будто ничего не было. Медведь тогда ее спросил, далеко ли она ходила. Лиса ответила, что ее звали соседки, так как у них захворал ребенок. Медведь тогда поинтересовался, полегчало ли бедняге и как его зовут. Лиса ответила, что здоровье ребенка наладилось, а зовут его Верхушечкой.
Финал
Переходим к заключительной части произведения «Лиса и медведь». Сказка повествует о том, что после беседы оба персонажа уснули. Лисе медок понравился, и на следующую ночь история повторилась. Прошли еще сутки. Снова захотелось меда Лисе. И все повторилось в третий раз. После этого из запасов Медведя практически ничего не осталось. Прошло еще некоторое время. Лисе снова меду захотелось. Она прикинулась больной. Прокашляла всю ночь, не давала Медведю покою. Миша просит Кумушку полечиться. Она говорит, что имеет особое снадобье, от которого любую хворь снимет, но в него необходимо добавить немного меда. Встал Мишка, направился в сени, кадку снял, а она пуста. Заревел Медведь и спросил, куда мед девался, подозревая, что это дело рук кумы. Лиса в ответ только закашлялась. Медведь повторил вопрос. Лиса ответила, что ни о каком меде понятия не имеет, и если это были его запасы, то он их и съел. Миша настаивает, что это кума сшалила. Лиса, не растерявшись, назвала его обидчиком, подчеркнув, что это он ее — бедную сироту, зазвал к себе, а теперь сжить со свету хочет. После кума обещает мигом разведать, кто именно мед съел. Медведь обрадовался, попросил поспешить. Предложила тогда Лиса лечь против солнца, таким образом можно будет найти виновного, ибо у кого из живота мед вытопится, тот и съел его. Легли они. Пригрело их солнышко. Захрапел Медведь. Лисонька побежала скорее домой. Последний медок соскребла из кадки. После вымазала Медведя. Умыла лапки. Начала Мишеньку будить. Начала кричать, что вора нашла. Мишка спросил где. Лиса тогда показала Медведю, что в меду у него все брюхо. Мишка протер глаза, сел, лапой провел по животу. Убедился, что там мед. Укорила тогда его Лиса и свалила на него вину. После этого кума хвостом махнула и убежала.
Альтернативный вариант
Теперь мы обсудим другой вариант произведения «Медведь и Лиса». Татарская сказка знакомит нас с теми же сказочными персонажами. Отличается лишь стиль рассказа истории. Давным-давно Лиса и Медведь жили в одном из лесов. Говорят, что в то время они дружили. Много лет прошло с тех пор. Медведь постарел и занемог. При этом у каждого из друзей был большой припас: кадка меда и столько же масла. Добро это далеко у них запрятано было. Решили они его вместе есть, когда состарятся. В одно утро прекрасное встала Лиса и ушла тайком. Ждал куму целый день хворый Медведь. Ее все не было. Возвернулась она только поздно вечером. Медведь спросил, где Лиса была так долго. Она ответила, что у друга ее жена родила. А она в деревню ходила имя дать младенцу. Медведь спросил, кого дал бог — дочь или сына. Лиса ответила, что родился мальчик. Медведь решил уточнить, как назвала она младенца. Лиса ответила: Початочек. Медведь спросил, не принесла ли она ему гостинцев. Кума ответила, что на столе не было ничего такого вкусного, что могло бы понравиться Мише. Медведь стал тогда жаловаться на то, что Лиса насытилась, а о нем забыла. Пошла тогда Кума по окрестностям и собрала для Миши всякие объедки. Можно сделать вывод о том, что татарский народ сумел сочинить сказку, которая очень схожа с русской версией. Финал у историй аналогичен.
Время чтения: 6 мин.
Жила-была кума-Лиса… Надоело Лисе на старости самой о себе помышлять, вот и пришла она к Медведю и стала проситься в жилички:
— Впусти меня, Михаил Потапыч, я лиса старая, ученая, места займу немного, не объем и не обопью.
Медведь, долго не думав, согласился. Перешла Лиса на житье к Медведю и стала осматривать да обнюхивать, где что у него лежит. Мишенька жил с запасом, сам досыта наедался и Лисоньку хорошо кормил. Вот заприметила она в сенцах на полочке кадочку с медом, а Лиса, что Медведь, любит сладко поесть; лежит она ночью да и думает, как бы ей уйти да медку полизать; лежит, хвостиком постукивает да Медведя спрашивает:
— Мишенька, никак, кто-то к нам стучится?
Прислушался Медведь.
— И то, — говорит, — стучат.
— Это, знать, за мной, за старой лекаркой, пришли.
— Ну что ж, — сказал Медведь, — иди.
— Ох, куманек, что-то не хочется вставать!
— Ну, ну, ступай, — понукал Мишка, — я и дверей за тобой не стану запирать.
Лиса заохала, слезла с печи, а как за дверь вышла, откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на полку и ну починать кадочку; ела, ела, всю верхушку съела, досыта наелась; закрыла кадочку ветошкой, прикрыла кружком, заложила камешком, все прибрала, как у Медведя было, и воротилась в избу как ни в чем не бывало.
Медведь ее спрашивает:
— Что, кума, далеко ль ходила?
— Близехонько, куманек; звали соседки, ребенок у них захворал.
— Что же, полегчало?
— Полегчало.
— А как зовут ребенка?
— Верхушечкой, куманек.
— Не слыхал такого имени, — сказал Медведь.
— И-и, куманек, мало ли чудных имен на свете живет!
Медведь уснул, и Лиса уснула.
Понравился Лисе медок, вот и на другую ночку лежит, хвостом об лавку постукивает:
— Мишенька, никак опять кто-то к нам стучится?
Прислушался Медведь и говорит:
— И то кума, стучат!
— Это, знать, за мной пришли!
— Ну что же, кумушка, иди, — сказал Медведь.
— Ох, куманек, что-то не хочется вставать, старые косточки ломать!
— Ну, ну, ступай, — понукал Медведь, — я и дверей за тобой не стану запирать.
Лиса заохала, слезая с печи, поплелась к дверям, а как за дверь вышла, откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на полку, добралась до меду, ела, ела, всю середку съела; наевшись досыта, закрыла кадочку тряпочкой, прикрыла кружком, заложила камешком, все, как надо, убрала и вернулась в избу.
А Медведь ее спрашивает:
— Далеко ль, кума, ходила?
— Близехонько, куманек. Соседи звали, у них ребенок захворал.
— Что ж, полегчало?
— Полегчало.
— А как зовут ребенка?
— Серёдочкой, куманек.
— Не слыхал такого имени, — сказал Медведь.
— И-и, куманек, мало ли чудных имен на свете живет! — отвечала Лиса.
С тем оба и заснули.
Понравился Лисе медок; вот и на третью ночь лежит, хвостиком постукивает да сама Медведя спрашивает:
— Мишенька, никак, опять к нам кто-то стучится? Послушал Медведь и говорит:
— И то, кума, стучат.
— Это, знать, за мной пришли.
— Что же, кума, иди, коли зовут, — сказал Медведь.
— Ох, куманек, что-то не хочется вставать, старые косточки ломать! Сам видишь — ни одной ночки соснуть не дают!
— Ну, ну, вставай, — понукал Медведь, — я и дверей за тобой не стану запирать.
Лиса заохала, закряхтела, слезла с печи и поплелась к дверям, а как за дверь вышла, откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на полку и принялась за кадочку; ела, ела, все последки съела; наевшись досыта, закрыла кадочку тряпочкой, прикрыла кружком, пригнела камешком и все, как надо быть, убрала. Вернувшись в избу, она залезла на печь и свернулась калачиком.
А Медведь стал Лису спрашивать:
— Далеко ль, кума, ходила?
— Близехонько, куманек. Звали соседи ребенка полечить.
— Что ж, полегчало?
— Полегчало.
— А как зовут ребенка?
— Последышком, куманек, Последышком, Потапович!
— Не слыхал такого имени, — сказал Медведь.
— И-и, куманек, мало ли чудных имен на свете живет! Медведь заснул, и Лиса уснула.
Вдолге ли, вкоротке ли, захотелось опять Лисе меду — ведь Лиса сластена, — вот и прикинулась она больной: кахи да кахи, покою не дает Медведю, всю ночь прокашляла.
— Кумушка, — говорит Медведь, — хоть бы чем ни на есть полечилась.
— Ох, куманек, есть у меня снадобьеце, только бы медку в него подбавить, и всё как есть рукой сымет.
Встал Мишка с полатей и вышел в сени, снял кадку — ан кадка пуста!
— Куда девался мед? — заревел Медведь. — Кума, это твоих рук дело!
Лиса так закашлялась, что и ответа не дала.
— Кума, кто съел мед?
— Какой мед?
— Да мой, что в кадочке был!
— Коли твой был, так, значит, ты и съел, — отвечала Лиса.
— Нет, — сказал Медведь, — я его не ел, всё про случай берег; это, значит; ты, кума, сшалила?
— Ах ты, обидчик этакий! Зазвал меня, бедную сироту, к себе да и хочешь со свету сжить! Нет, друг, не на такую напал! Я, лиса, мигом виноватого узнаю, разведаю, кто мед съел.
Вот Медведь обрадовался и говорит:
— Пожалуйста, кумушка, разведай!
— Ну что ж, ляжем против солнца — у кого мед из живота вытопится, тот его и съел.
Вот легли, солнышко их пригрело. Медведь захрапел, а Лисонька — скорее домой: соскребла последний медок из кадки, вымазала им Медведя, а сама, умыв лапки, ну Мишеньку будить.
— Вставай, вора нашла! Я вора нашла! — кричит в ухо Медведю Лиса.
— Где? — заревел Мишка.
— Да вот где, — сказала Лиса и показала Мишке, что у него все брюхо в меду.
Мишка сел, протер глаза, провел лапой по животу — лапа так и льнет, а Лиса его корит:
— Вот видишь, Михайло Потапович, солнышко-то мед из тебя вытопило! Вперед, куманек, своей вины на другого не сваливай!
Сказав это, Лиска махнула хвостом, только Медведь и видел ее.
Образ медведя в хантыйских и русских народных сказках.
Сапин Никита Александрович
Тюменская область, Сургутский район, г. Лянтор, МБОУ «ЛСОШ №3», 3класс
Введение
Исстари веков живёт по соседству с человеком лесной хозяин — медведь. Запечатлелся он своим неуклюжим обликом во множестве народных сказок, каждая из которых отражает народные верования, быт, культуру и, что важно для нашего исследования, отношения человека к медведю. Каким изображают хозяина леса ханты? Каким он представляется в русских сказках?
Выбор темы «Образ медведя в хантыйских и русских народных сказках» объясняется тем, что мы проживаем в Ханты-Мансийском автономном округе, и, когда познакомились с местным устным народным творчеством, нам стало интересно, насколько похожи русские и хантыйские сказки о медведе, как прослеживается его неуклюжий облик во множестве народных сказок, каждая из которых отражает народные верования, быт, культуру. Для нашего исследования важно выявить отношение человека к медведю и проследить, как это отражается в сказках. Мы решили сравнить произведения, главным героем которых является медведь. Целью работы стала характеристика образа медведя в русских и хантыйских народных сказках и сравнение отношения ханты и русских к медведю. Объект исследования – хантыйские и русские сказки, предмет исследования – медведь как сказочный персонаж. В ходе исследования проведён сравнительный анализ сказок и выявлено сходство и различия в изображении сказочного медведя. Собранный нами материал будет способствовать лучшему пониманию произведений и характеров героев, расширению знаний о традициях русских и хантыйских народов.
Медведь в мифологии древних славян и ханты
У славян, как и у всех жителей лесной полосы, медведь был окружён исключительным почитанием. Его сила, намного превосходящая силу любого лесного жителя, его ловкое лазание по деревьям вызывали восхищение древних охотников, а случаи хождения на задних лапах делали его похожим на людей. Считали, что если снять с медведя шкуру, то он будет выглядеть как человек: Самец как мужчина, а медведица с грудью, как у женщины. У него человечьи ступни и пальцы, он умывается, любит своих детей, радуется и горюет, как человек, понимает человеческую речь и сам иногда говорит, а также постится весь Рождественский пост (сосёт лапу). Охотники замечали, что на медведя собака лает так же, как на человека. Всё это объяснялось нашими предками не иначе как родственной связью с медведями, поэтому медведь был самым почитаемым животным у древних славян [15].
Медведь – единственное животное, не имеющее собственного имени в русском языке. Это связано с табуированием, запретом поизносить имя священного животного. Мед-вед – тот, кто ведает (знает) мёд [27]. В русских сказках его называют почтительно «Хозяином» ( сказка «Дочь и падчерица») [2], или насмешливо: «Всех давишь», «Всем пригнётыш» (сказка «Теремок») [23], «При берлоге валень», «Лесной гнёт» (сказка «Терем мухи») [22], «Медведюшко-батюшко» (сказка «Мужик и медведь») [18], «Косолапым» (сказка «Колобок») [6 ], а ещё чаще – по имени, отчеству и фамилии: «Михайло Потапычем» (сказка «Три Медведя») [24], «Михайло Иванычем» (сказка «Кот и лиса» [10], «Зимовье зверей» [5] ) и, ласково, «Мишей» (сказка «Шабарша» [26] ).
Считалось, что медведь близко знается с нечистой силой, что лешему он родной брат или подвластен ему как хозяину. В то же время медведя боится чёрт, медведь может одолеть водяного, снять чары, если его провести через дом, на который напущена порча. [20]
У жителей Крайнего Севера отношение к медведю тоже особое: Медведь в понимании ханты ― это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда в детстве он жил на небе, его неудержимо влекла земля. Отец его ― верховный бог Торум ― уступил просьбам сына и опустил его в люльке на землю, поручив блюсти здесь порядок и справедливость, не причинять вреда людям. Однако Медведь нарушает некоторые установки отца, и его убивают охотники и, как предписано Богом, устраивают в честь Небесного Зверя обрядовый праздник. Кстати, северные жители всегда отрицают, что убили Медведя. Медведя не убивают, а «низводят» из леса в селение [28 ].Такая вера в тотем, его власть над миром хотя и была фантазией, но она всегда казалась какой-то ещё и реальной силой. Медведь был и остаётся для ханты священным существом, и с ним даже с мёртвым они обращаются с большим уважением. Ведь в силу своего неземного происхождения он может не только умирать, но и снова воскрешаться. Его имя тоже не упоминают вслух, называя его «Он», «Сам», «Хозяин», ««Зверь», «Гость», «Лесной Старик» или «Старик Князь» «Ики»- самца, «Ими»- самку; шкуру медведя ― «изготовленная матерью мягкая одежда»[16] Не случайно в центре герба Лянтора на фоне серебряной полусферы изображён медведь – символ силы, власти и справедливости. [ 29]
Образ медведя в русских народных сказках
В русских сказках о животных медведь часто сталкивается с человеком: «Медведь – липовая нога» [14], «Мужик и медведь»[18], «Маша и медведь»[12]. Сказка «Медведь – липовая нога» является самой древней из русских сказок о медведе. В ней рассказывается о том, как мужик в борьбе с «хозяином» отрубает медведю лапу и за это зверь мстит ему: находит его и съедает. Здесь Медведь представляется страшным, жестоким, мстительным зверем, который никогда не прощает обиды: он мстит по правилам родового закона: око за око, зуб за зуб. Его мясо старик со старухой собираются съесть, и он их съедает, хотя у славян медведь сам не нападает на человека, а опасность он представляет собой только тогда, когда человек сам тревожит его: преследует, ранит, угрожает его семейству. Медведь в этой сказке предстаёт как вещее существо. Сказка учит почитать зверя.
В более поздних сказках медведь представляется глупым и доверчивым, совершенно не знакомым с крестьянским бытом «соседом» человека: с ним можно договориться, его можно перехитрить. Например, «Маша и медведь» [12]или «Мужик и медведь» [18], где медведь играет роль помещика. Он хозяин леса, обладает большой силой и богатой шубой, очевидно потому ему отвели такую роль. Эти сказки описывают жизнь неволи русского народа, период крепостного права. Тогда крестьяне платили оброк (половину поля пшеницы) и отрабатывали барщину (работали в доме медведя, иногда она длилась по 6 дней). Медведь решал, когда отпустить Машу и сколько содрать с мужика. В связи с этим становится понятной не только трудная жизнь, когда-то вольного русского народа, но и почему медведя постоянно пытались обхитрить, да еще и затравить собаками. Чаще всего в русских сказках помещик всегда глупее мужика, тем же умом наделен и образ помещика – медведь. Однако в волшебных сказках «Царевна – лягушка» [25], «Дочь и падчерица» [2], «Шабарша» [26] мы наблюдаем, что медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, выступает помощником человека: советует, помогает пройти испытания и т.д. Так в сказке «Дочь и падчерица» [2] медведь отпускает с подарками работящую девушку, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые ценят трудолюбие и честность.
В сказках о лесных обитателях медведь представляется «лесным воеводой», «хозяином леса». Он имеет силу, власть, но в то же время мы видим его легкомыслие, простодушие, ограниченность кругозора, злобу. Его опасаются все звери, но чаще всего он бывает ими обманут. Доверчивость медведя мы можем увидеть в сказке «Звери в яме» [4], медведь поверил лисе, что она потихоньку ест свои внутренности, распарывая себе живот, тогда он распорол свой живот и умер. Но этого могло бы не случиться, если бы он знал, что нельзя есть самого себя. В сказке «Лиса-повитуха» [11] показана глупость и доверчивость медведя. Находчивая лисица обманула медведя: съела весь запас мёда, да ещё и заставила самого хозяина признаться в том, чего он не совершал.
Образ медведя в хантыйских народных сказках
В хантыйских сказках говорится: «Медведь был старшим братом людям, Лось – средним, а Журавль и Лебедь — младшими», поэтому в сказках северных народов он представлен добродушным, трудолюбивым, внимательным по отношению к своему младшему брату – человеку. В сказке – легенде «Комполэн – болотный дух» [7] медведь живёт в дружбе с человеком, заботится о нём: ловит для него тайменя, сбивает с кедра шишки, ходит в гости, в тяжёлый год дарит ему свою шубу,. С этим не могут смириться духи Зла и обманом настраивают Медведя против охотника: болотный дух Комполэн поссорил их, но мудрые люди говорят, что настанет время, и Медведь опять будет им братом, но произойдёт это тогда, когда каждый навсегда изгонит из своего сердца злобу.
Многие сказки ханты объясняют разные явления. Так в сказке « Женщина Мось» [3] объясняется происхождение созвездие Большой Медведицы (Мотив умершей медведицы, превратившейся вместе с медвежатами в созвездие, широко распространен у ханты и манси, У ханты в одних случаях говорится о семи звездах, из которых седьмая — медведица, а по бокам — двое медвежат) в этой сказке Медведица – воплощение материнской самоотверженности, любви, заботы о своих детях. В сказке «Бабушкин внук» [1] даётся объяснение, откуда в тайге появились комары. Это мальчик перехитрил злого медведя Менк-ики, вместо того, чтобы прыгнуть с дерева ему в открытую пасть, он насыпал туда углей и сжёг медведя. Медведь, сгорая, проклинает: « Пусть мой пепел будет у людей кровь сосать». Его пепел, разлетаясь по ветру, превратился в комаров.
Медведь в сказке «Остров Семи Медведей» [19] — священное животное, младший сын верховного бога Нум Турама, оказывается объектом мести человека Солнцу, Месяцу и Ветру. «… и так велико было горе старика, что он уложил своим ножом-сёхаром семерых медведей одного за другим — каждого — с первого удара! Так появился Остров Семи Медведей.
В сказке о животных «Как у бурундука спина полосатой стала» [6] о Медведе повествуется как о старшем брате бурундука. «Они жили очень дружно, одну пищу ели, в одной норе жили». Медведь кормил бурундука, выполнял всю тяжёлую работу, но гордость, желание казаться умнее другого поссорили их, и теперь у бурундука на спине следы медвежьих когтей.
Медведь для ханты – хозяин тайги, и в сказках он не терпит шума в своих владениях, наказывает тех, кто этот шум создаёт, и, несмотря на то, что вражды с человеком у него нет, он собирает шумящих в лесу детишек в мешок и несёт к себе в берлогу (сказка «Медведь и ребята» [13]).
Иногда в сказках люди принимали облик Медведя для того, чтобы восстановить справедливость в семье «Мнимоумерший племянник». [17]
Среди хантыйских и русских есть сходные по сюжету сказки. Например, в русской народной сказке «Кот и лиса» [10] и хантыйской сказке «Кот» [9] главный герой своим появлением в лесу создал большой переполох. Медведь, хозяин леса, посылает своих подопечных узнать, что за необыкновенный гость появился в здешних местах. В русской сказке «на разведку» идут волк и заяц, а в хантыйской сказке – волк и росомаха. В итоге медведю пришлось поплатиться за своё простодушие и трусость: опасаясь, что кот его съест, медведь забирается на дерево и падает оттуда.
В отличие от славянского медведя, хантыйский медведь в народных сказках изображается без иронии: он наделён добрыми качествами: незлобив, трудолюбив, честен, а если и совершает какие-либо проступки – он жестоко расплачивается за них (в сказке «Медведь и ребята» [13] он умирает от страха быть убитым людьми, в сказке «Комполэн – болотный дух» [7] ранен человеком за то, что поверил злым слухам). В действительности у ханты так и было: человек охотился на медведя только в крайнем случае, когда тот начинал губить домашний скот. Дело в том, что на домашний скот мог нападать только больной или раненый зверь, то есть тот, который не мог добывать себе пищу. И он становился опасным не только для домашних животных, но и для человека. В этом случае охота на такого зверя была просто необходима.
Заключение
Мы пришли к выводу, что в русских народных сказках Медведь чаще всего выступает в роли властного, но глупого помещика или жадного, но простодушного хозяина леса, которого легко обмануть, а в хантыйских народных сказках у Медведя — больше положительных качеств: трудолюбия, материнской любви, честности, дружбы. С его образом связаны многие природные явления. Очевидно, что ханты любят, почитают, с чувством глубокого уважения относятся к Медведю.
Сложность выявления отношения современного человека к сказочному медведю представляется в том, что русские народные сказки, где главный герой – Медведь, читали немногие, а с хантыйскими сказками о Хозяине современный читатель практически не знаком. В ходе исследования мы провели анкетирование среди учащихся 3 «А» класса Лянторской школы №3.(см. Прил.№1)
С заданием перечислить названия русских сказок о медведе справились 24 учащихся из 25. Назвать хантыйские сказки о медведе смогли только 9 человек, но выполнить объём задания смогли только 4% от общего числа учащихся человек (см. Прил. №2)
Результаты опроса показали, что в последнее время мы не задумываемся о характере героев и их значении, а ведь каждая сказка, каждый образ несёт в себе народную мудрость, которую мы не всегда видим и понимаем.
Литература
- Бабушкин внук. Сказки народа ханты. / Сост Е.Е. Ковган, Н.Б.Кошкарёва, В.Н.Соловар. – СПб.:«Алфавит», 1995.
- Дочь и падчерица. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Женщина Мось. Мифы, предания, сказки ханты. – СПб.,1990
- Звери в яме. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Зимовье зверей. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Колобок. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Комполэн – болотный дух. Мифы, предания, сказки ханты. – СПб.,1990
- Коринфский А. Народная Русь. – М.: Белый город, 2007.
- Кот. Сказки народов Севера / Сост. Е.Н.Самойлова. – СПб.: «Алфавит», 1995.
- Кот и лиса. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Лиса-повитуха. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Маша и медведь. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Медведь и ребята. Сказки народа ханты. / Сост Е.Е. Ковган, Н.Б.Кошкарёва, В.Н.Соловар. – СПб.:«Алфавит», 1995
- Медведь – липовая нога. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Мифологический словарь/Гл. ред. Мелетинский Е.М. — М.: Советская энциклопедия, 1990.
- Мифы, предания, сказки ханты. http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000038/st034.shtml
- Мнимоумерший племянник. http://fictionbook.ru/author/varvara_zelenec/varvara_i_zolotaya_baba/read_online.html?page=7
- Мужик и медведь. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Остров Семи Медведей. Мифы, предания, сказки ханты. – СПб.,1990
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Русское слово, 1997.
- Сказки народов Севера / Сост. Е.Н.Самойлова. – СПб.: «Алфавит», 1995.
- Терем мухи. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Теремок. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Три медведя. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Царевна – лягушка. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Шабарша. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004.
- http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000038/st034.shtml
- http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/lantor.htm.
Приложение №1
Анкета «Сказки о медведе»
1) Назовите известные вам русские народные сказки, где главным героем является медведь.
2) Перечислите положительные и отрицательные качества медведя в русских сказках.
3) Назовите известные вам хантыйские народные сказки, где главным героем является медведь.
4) Перечислите положительные и отрицательные качества медведя в хантыйских сказках.
Одна Лисица вечно рыскала сама по себе. Надоело ей одиночество, и решила она найти побратима.
Пошла лисица по дороге, а навстречу ей медведь.
— Давай побратаемся, — говорит ему лисица. — Ладно, — отвечает медведь. — Но что ты принесешь в дом? Я так каждый день добываю по овце.
— А я буду притаскивать по курице, — говорит лисица. Пришлось это медведю по душе, и они побратались. Приволочет медведь овцу, а лисица отделит жир, перетопит его и сольет в глиняный горшок.
— Что это ты делаешь, лисица? — спрашивает ее медведь. — На что тебе жир?
— Побратим мой, — отвечает ему лисица, — не всегда желудок у нас бывает полный. А ну как настанет день, что не добудем мы ни овцы, ни курицы, что нам тогда делать? Коли не приготовим про запас, так и есть будет нечего.
— Хорошо, — говорит медведь, — только ты без меня не ешь.
Однажды лисица и медведь не смогли раздобыть никакой пищи и сидели голодные.
“Дай-ка обману медведя и наемся одна досыта”, — подумала лисица.
Так она и поступила, а потом поднялась на плоскую кровлю и ну бегать по ней взад-вперед: день был ненастный, так она будто землю притаптывала, чтоб дождевая вода не протекла. Только нет-нет, остановится и кричит:
— Недосуг мне, не могу я пойти! Услышал это медведь и спрашивает:
— Что такое, чего ты там кричишь?
— На крестины меня зовут, а мне некогда, — ответила лиса.
— Да что ты, иди поскорей, — говорит ей медведь. Лисица и вправду ушла. Только не было там никаких крестин, и она об этом, конечно, знала.
Воротилась она домой и говорит медведю:
— Тоже, крестины называется! Испекли одну пресную лепешку и катают ее вверх-вниз, чуть ли не до порога священника докатили: была еще одна винная чарочка, да пустопорожняя, никакого вина в ней не было.
А на второй день говорит лисица медведю:
— Шла я мимо одной свадьбы, звали меня, но теперь иди ты, я-то ведь уже побывала на крестинах.
Поплелся медведь, да только где там свадьба — никакой свадьбы нет и в помине.
Пришел медведь к одному пастуху и говорит:
— Дайте мне чего-нибудь поесть, у вас тут свадьба, оказывается.
— Проваливай отсюда, вонючий! — схватился пастух за палку, — какая тебе еще свадьба, — и раз-раз медведя по шее.
Пустился медведь улепетывать, едва шкуру сберег. А лисица опорожнила один горшок, наполнила его золой и поставила на прежнее место. Пришел медведь и говорит:
— Помираю с голоду. Достань горшок с жиром, поедим. На какой еще черный день ты его бережешь?
— Ты сильно дуешь, — говорит лисица, — сдуй раньше золу, я ею жир сверху присыпала, и поедим.
Дунул медведь что было мочи, запорошило ему золой глаза, а пока он тер их лапой, лисица — шасть за дверь и сгинула. Не то, мол, медведь меня заест.
Побежала она, выкопала чуть поодаль норку и присела возле нее, вся вымазанная в земле. А тут как раз идет медведь и спрашивает ее:
— Ты не видела, никто здесь не проходил?
— Да пробежала одна лисица. Она, сказывают, поссорилась с медведем, вот и убежала.
Спровадила так лисица медведя, воротилась домой, съела второй горшок, наполнила его медвежьим навозом, а сверху опять присыпала золой. Только собралась она уходить, как заявился медведь. Что тут делать лисице, теперь уж ей не уйти от медведя! И решила она пойти на хитрость:
— Вот тебе, дядюшка, горшок жира, поешь, ты небось голоден.
— Только теперь ты дунь на золу,-говорит медведь,- а то я чуть было без глаз не остался.
— Недостает у меня сил, — отвечает лиса, — дунь лучше снова ты сам.
— Ну уж нет, — ответил медведь, — теперь твоя очередь дуть!
Лисица чуть-чуть дунула, но не сдула золы и говорит медведю:
— Не подходит мой роток, чтоб так сильно дунуть, у меня вся сила в хвосте. Но не дунешь же хвостом.
— А мне и вовсе не дунуть, — говорит медведь, — не то вовсе без глаз останусь, если в них снова попадет зола.
— А ты пошире раскрой глаза и так дунь.
Поднатужился медведь, вытаращил вовсю глаза и дунул. Зола пуще прежнего запорошила, обожгла ему глаза. Трет он их, трет лапами, да чем тут поможешь!
А лисица тут ему и говорит:
— Погоди, я сбегаю приведу лекаря.
Ушла лисица, а воротившись, привела пастуха с ружьем и показала ему медведя.
Убил пастух медведя, забрал его шкуру и мясо, а лисице пообещал давать раз в три дня по курице. Раз дал, другой раз дал, а потом и отказался. Уж как просила лиса пастуха:
не лишай-де меня моих кур, не то бог тебя покарает, да только пастух будто и вовсе не слышал ее слов.
Были у того пастуха в кошаре молочные ягнята. Повадилась лисица в кошару и каждый день уносила по ягненку.
Каждый день недосчитывается пастух одного ягненка и ума не приложит, куда они деваются. В конце концов закрыл он один вход в кошару, а возле другого, открытого, поставил западню.
Подкралась ночью лиса к кошаре, юркнула в открытый вход и — хлоп! — попалась в западню.
Входит на другой день пастух в кошару, видит, в западню попалась лисица. Ухватил он ее за хвост, вытащил наружу и уже собрался было содрать с нее шкуру, как обратилась она к нему со словами:
— Погоди, человек, послушай меня. Разве здесь нет судьи, который бы нас рассудил?
Привели двух пастухов, и обратилась к ним лисица с жалобой:
— Выслушайте меня, судьи праведные! Не дал мне господь бог отроду ни дома, ни поместья. Так и скитаюсь я всю жизнь по белу свету! Где встречу мышь, где курочку, тем и пробиваюсь. Днем мне носу показывать нельзя, все зарятся на мою шубку, вот я и бегаю по ночам невесть где. Иду давеча в темноте и забрела ненароком в кошару. Дел-то у меня там не было никаких. А пастух выволок меня оттуда и норовил убить. А теперь поглядим, как вы нас рассудите. Жизнь и смерть моя в вашей воле.
Оправдали судьи лисицу. Задрала она хвост и побежала в поле.
Лисица и по сей день живет и шлет благословение пастухам.