Характеристика маргариты в романе мастер и маргарита сочинение

Мастер образ и характеристика героя романа м. а. булгакова мастер и маргарита образ мастера в романе михаила булгакова мастер

Мастер — образ и характеристика героя романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Образ Мастера в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» бесспорно автобиографичен. В писателе, который работал вне конъюнктуры и пытался донести читателю не то, что соответствует «генеральной линии», а то, что его волнует и чем действительно хочется поделиться, угадывается сам Булгаков. Характеристика образа Мастера невозможна без параллелей из жизни писателя, создавшего этот образ. Ведь его жизнь — и личная, и творческая — тоже была крайне непростой, когда приходилось и сносить козни от завистников, и терпеть несправедливую критику.

Кто такой Мастер?

Автор романа оставил одного из центральных персонажей безымянным. Даже — дважды безымянным. Ведь он до того, как стал пациентом психиатрической больницы, был для читателя Мастером, а потом стал «номер сто восемнадцать». И на протяжении всего романа не упоминалось его имя. Читателю сообщается только возраст персонажа — около тридцати восьми лет.

Хотя Мастер упоминается в названии романа, читатель знакомится с ним только в одиннадцатой главе, а описывает его внешность Булгаков только в тринадцатой.

Мы знаем, что по образованию герой романа — историк. Знаем, что он работал в одном из московских музеев, который автор не называет. Также он весьма эрудирован, знает в совершенстве пять языков: английский, французский, немецкий, латынь и греческий, а также несколько хуже — итальянский.

Известно, что герой был женат, но несчастливо, и ко времени действия романа даже позабыл имя бывшей супруги. Кстати, наличие у персонажа несчастливого брака — в какой-то мере аллюзия на личную жизнь самого Михаила Булгакова, который в течение своей недолгой жизни был женат трижды.

Счастливый случай, позволивший Мастеру оставить работу и посвятить себя написанию романа о Понтии Пилате — выигрыш в лотерею ста тысяч рублей. Возможно, в этом эпизоде в какой-то мере отразились мечты самого Булгакова, который постоянно нуждался, а длительное время из-за непризнания и невостребованности жил в крайней бедности.

Но обретение возможности творить, не думая о хлебе насущном, не принесло счастья. Роман о Понтии Палате раскритиковали. Писатель прекрасно понимал, что это закрыло для него путь в литературу, лишило шансов полностью опубликовать хотя бы один роман. И хрупкая психика творца не выдержала.

Почему — Покой, а не Свет?

Булгаков наделил Мастера везением, которым в значительной степени был сам обделён. Ведь персонаж получил от Провидения не один подарок. И выигрыш в сто тысяч рублей, возможно, был куда менее значительным подарком, нежели встреча с Маргаритой. Ведь человек встретил настоящую любовь, которой не знал до того.

Но ни один из этих даров не был оценен по достоинству. Роман о Понтии Пилате, на создание которого было потрачено множество сил и времени, автор возненавидел из-за нападок на произведение. Хотя прекрасно понимал, чего на самом деле стоят деятели МАССОЛИТа, насколько они бездарны, конъюнктурны, а зачастую просто глупы и безграмотны.

Самым большим недостатком своего персонажа, который фактически перечеркнул его жизнь, была слабость. Бойцовские качества даже на уровне отстаивания своей точки зрения у Мастера отсутствуют. Он не смог защитить себя, найти своё место в этом мире, не сохранил свою любовь. И, в конце концов, сжёг роман и отрёкся от всего, во что верил. Ушёл в депрессию, в душевную болезнь.

Скорее всего, именно это отречение и повлияло на решение Иешуа даровать Мастеру не высшее благо, Свет, а только Покой. Света же, по логике Иешуа, заслуживает только человек, сохранявший верность своим убеждениям и ценностям, не смотря ни на что.

Вывод

Нет никаких сомнений в том, что образ Мастера — это если не литературный автопортрет Михаила Булгакова, то, по крайней мере, персонаж со значительной долей сходства с автором.

Возможно, жизненный путь Мастера — вариация на тему жизненного пути самого Булгакова, который, судя по его письмам и по воспоминаниям современников, боялся, что окончит свои дни в психиатрической лечебнице.

И в связи с биографией автора стоит упомянуть и роман его героя. В «Мастере и Маргарите» сожжённую автором рукопись вернули в наш мир Воланд и его свита. И Булгаков, понимая, что главный роман его жизни он не увидит опубликованным, вероятно, надеялся на какое-то чудо, вмешательство потусторонних сил, которое поможет сохранить его детище до того времени, когда оно сможет попасть к читателям.

При всех его недостатках Мастер всё-таки был симпатичен своему создателю. Ведь, в конце концов, автор даёт понять читателю, что его персонаж всё же не растратил свою земную жизнь попусту. Роман о Понтии Пилате возвращён в мир, а плохой поэт Иван Бездомный под влиянием «пациента сто восемнадцать» становится профессором Иваном Поныревым.

И в такой развязке жизни Мастера видится и желание самого Булгакова прожить жизнь не бесследно.

Характеристика образа Мастера может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Характеристика Мастера в романе «Мастер и Маргарита»

В романе образ Мастера является одним из главных персонажей. Это подчеркивает и решение автора запечатлеть его в названии произведения. Характеристика мастера в романе «Мастер и Маргарита» – это противопоставление чистой и искренней души, умеющей любить, чувствовать и созидать современному обществу.

Прием отсутствия имени собственного в наименовании персонажа

Перед читателем предстает человек «с острым носом, встревоженными глазами… примерно лет тридцати восьми». Таков портрет мастера. «Мастер и Маргарита» – роман достаточно противоречивый. Одним из противоречий является наименование героя.

Для создания образа Михаил Булгаков использует достаточно распространенный прием – безымянность героя. Однако если во многих произведениях отсутствие имени собственного в наименовании персонажа объясняется лишь собирательностью образа, в романе «Мастер и Маргарита» этот прием имеет более расширенную цель и конкретную идею. Безымянность героя подчеркивается в тексте дважды. Первый раз он принял то, как называла его возлюбленная – мастером. Второй же раз в клинике для душевнобольных в разговоре с поэтом Бездомным он сам подчеркивает отречение от имени. Он признает, что утратил его и стал пациентом № 118 из первого корпуса.

Индивидуальность личности Мастера

Безусловно, в образе Мастера Булгаков показал обобщенный образ настоящего писателя. В то же время наименование героя Мастером подчеркивает и его индивидуальность, особенность, отличие от других. Он противопоставляется писателям МОССОЛИТа, думающих о деньгах, дачах и ресторанах. К тому же тематика его романа нестандартна. Мастер понимал, что его творение вызовет полемику и даже критику, однако все равно создал роман о Пилате. Именно поэтому в произведении он не просто писатель, он Мастер.

Однако в рукописях и личных документах, вопреки правилам писать имя персонажа с заглавной буквы, Булгаков всегда указывал его с маленькой, тем самым подчеркивая невозможность героя противостоять системе и ценностям современного ему общества, стать известным советским писателем.

Счастливый билет

Жизнь Мастера в романе «Мастер и Маргарита» имеет несколько этапов. Когда читателю предоставляется познакомиться с этим персонажем, он кажется человеком весьма удачливым. Историк по образованию, он работает в музее. Выиграв 100 тысяч рублей, он оставляет постоянное место работы, арендует уютный подвальчик с садиком за окном и принимается за написание романа.

Главный подарок судьбы

Со временем судьба преподносит ему еще один сюрприз – настоящую любовь. Знакомство Мастера и Маргариты происходит как данность, как неминуемая судьба, почерк которой поняли оба. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Период отчаяния и безнадежности

Однако удача исчезает с момента написания романа. Его не хотят брать в печать. Тогда возлюбленная уговаривает его не опускать руки. Мастер продолжает искать возможности выдать книгу. И когда в одном из литературных журналов вышел отрывок его романа, на него посыпались горы жестокой уничтожающей критики. Когда дело его жизни провалилось, Мастер, несмотря на уговоры и любовь Маргариты, не находит в себе сил бороться. Он сдается перед непобедимой системой и оказывается в клинике для душевнобольных профессора Стравинского. Там начинается следующий этап его жизни – период смиренности и тоски.

Его состояние читатель видит в диалоге с Бездомным, когда Мастер тайно проник к нему ночью. Он называет себя больным, не хочет больше писать и сожалеет о том, что вообще создал роман о Пилате. Он не хочет восстановить его, и также не стремиться выйти на волю и отыскать Маргариту, чтобы не портить ей жизни, втайне надеясь, что она уже забыла его.

История поэта Бездомного о встрече с Воландом несколько оживляет Мастера. Но он лишь сожалеет, что сам не встретился с ним. Мастер считает, что он потерял все, ему идти некуда и незачем, хотя у него есть связка ключей, которую он считает своим самым дорогим богатством. Характеристика Мастера этого периода – описание сломленного и запуганного человека, смирившего со своим бесполезным существованием.

Заслуженный покой

В отличие от Мастера, Маргарита более деятельна. Она готова на все, чтобы спасти своего возлюбленного. Благодаря ее усилиям Воланд возвращает его из клиники и восстанавливает сожженную рукопись романа о Понтии Пилате. Однако Мастер даже тогда не верит в возможное счастье: «Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал». Он надеется, что Маргарита одумается и покинет его нищего и несчастного.

Но вопреки его желанию Воланд дает роман на прочтение Иешуа, который, хотя и не может забрать Мастера к себе, но просит сделать это Воланда. Хотя в большей степени Мастер предстает пассивным, бездейственным и сломленным, он отличается от общества москвичей 30-х годов самоотверженной любовью, честностью, доверчивостью, добротой и бескорыстием. Именно за эти моральные качества и уникальный художественный талант высшие силы дарят ему еще один подарок судьбы – вечный покой и общество любимой женщины. Так, история Мастера в романе «Мастер и Маргарита» заканчивается счастливо.

Мастер в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание внешности и характера

illjustracija roman Master i Margarita hudozhnik Oleg Kantorovich
Мастер сжигает свой роман.
«Мастер и Маргарита»
Иллюстрация О. Канторовича

Мастер является одним из главных героев знаменитого романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.

Мастер впервые упоминается в конце 11-ой главы. Подробное описание героя и его биография можно найти в 13-ой главе.

Смотрите:
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Мастер и Маргарита»

Мастер в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова: образ, характеристика, описание

Имя и фамилия Мастера в романе не указаны:
«. Я – мастер. »
«. У меня нет больше фамилии, – с мрачным презрением ответил странный гость, – я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни. »
«. Тот, кто называл себя мастером, работал. »
«. Оставим, повторяю, мою фамилию, ее нет больше. «

Мастер — это прозвище героя. Почему Мастера зовут именно Мастером? Маргарита называет его Мастером за его писательский талант:
«. почему Маргарита вас называет мастером? – спросил Воланд.
– Это простительная слабость. Она слишком высокого мнения о том романе, который я написал. »
«. Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут‑то стала называть мастером. »

Внешность Мастера

Описание внешности Мастера:
«. с балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми. »
«. засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М»..»
«. печальная черная шапочка с желтой буквой «М»..»
«. Небритое лицо его дергалось гримасой, он сумасшедше‑пугливо косился на огни свечей. »
«. седые нитки в голове и вечная складка у губ. »
«. Какой‑то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в черной шапочке и в каком‑то халате спускался вниз нетвердыми шагами. » (халат из клиники)
«. он был выбрит впервые, считая с той осенней ночи. «

У Мастера беспокойные и дикие глаза:
«. вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца. »
«. стал смотреть в землю угрюмыми больными глазами. »
«. встревоженными глазами. »
«. взор больного стал уже не так дик и беспокоен. »
«. Смотри, какие у тебя глаза! В них пустыня. «

Одежда Мастера в психиатрической клинике:
«. На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат. »
«. Он был в своем больничном одеянии – в халате, туфлях и черной шапочке, с которой не расставался. »
«. мастер был в своем больничном белье. «

Характер и биография Мастера

Мастер — простой, бедный человек:
«. ибо мне больше нечего отдавать. Я нищий. »
«. ломать свою жизнь с больным и нищим. «

Мастер является одиноким человеком. Он живет один в Москве, у него нет родных:
«. я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда. »
«. Жил историк одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве. «

Он — историк по образованию. Когда-то Мастер работал в музее:
«. Историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев. «

Мастер знает пять языков. Он раньше также занимался переводами:
«. а кроме того, занимался переводами. »
«. Я знаю пять языков, кроме родного, – ответил гость, – английский, французский, немецкий, латинский и греческий. Ну, немножко еще читаю по‑итальянски. «

Мастер — нервный и тревожный человек:

«. Никаких я ваших стихов не читал! – нервно воскликнул посетитель. »
«..«Куролесов, бис, бис!» – говорил гость, тревожно дергаясь. Успокоившись, он сел. »
«. Гость долго грустил и дергался, но наконец заговорил. «

Мастер не любит шум и драки:
«. вы, надеюсь, не буйный? А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой‑нибудь крик. »
«. Так что, знаете ли, кулаками. Нет, уж это вы оставьте, и навсегда. «

Мастер — недоверчивый и подозрительный человек. Он трудно сходится с людьми:
«я в общем не склонен сходиться с людьми, обладаю чертовой странностью: схожусь с людьми туго, недоверчив, подозрителен. »
«. ах, ты, маловерный, несчастный человек. «

Он любит книги, у него дома хранятся сотни книг:
«. тряпкой вытирала сотни пыльных корешков. «

«. о, трижды романтический мастер. «

Мастер был женат до встречи с Маргаритой. Но вероятно, он не очень любил бывшую жену, потому что даже не помнит ее имени:
– Вы были женаты?
– Ну да, вот же я и щелкаю. на этой. Вареньке, Манечке. нет, Вареньке. еще платье полосатое. музей. впрочем, я не помню.

Как Мастер пишет роман о «Понтии Пилате»?

Однажды Мастер выигрывает 100 тысяч рублей в лотерею:
«. И, представьте, однажды выиграл сто тысяч рублей. »
«. получение ста тысяч рублей. А это, согласитесь, громадная сумма денег. «

На выигранные деньги Мастер снимает другую квартиру. Он бросает работу и пишет роман о Понтии Пилате:
«. Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой. »
«. Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате. »
«. год тому назад я написал о Пилате роман. «

Мастер завершает свой роман. Но его неохотно печатают. Мастеру удается напечатать только отрывок из романа:
«. какой‑то другой редактор напечатал большой отрывок из романа того, кто называл себя мастером. «

Критики жестоко осуждают роман Мастера. Это постепенно калечит психику Мастера:
«. Искалечили, искалечили. » (о критиках, которые «искалечили» Мастера)
«. Статьи не прекращались. Над первыми из них я смеялся. Но чем больше их появлялось, тем более менялось мое отношение к ним. »
«. в другой газете за подписью Мстислава Лавровича. »
«. я развернул третью газету. Здесь было две статьи: одна – Латунского, а другая – подписанная буквами «Н. Э.»..»

Мастер сходит с ума от переживаний из-за романа. Он начинает бояться темноты, трамваев и других вещей:
«. и я боюсь. Я болен. Мне страшно. »
«. Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания. »
«. Я стал человеком, который уже не владеет собой. »
«. страх владел каждой клеточкой моего тела. И так же точно, как собаки, я боялся и трамвая. Да, хуже моей болезни в этом здании нет, уверяю вас.

Мастер болен настолько, что видит галлюцинации:
«. Мне страшно, Марго! У меня опять начались галлюцинации. »
«. мне казалось, что через оконце, хотя оно и было закрыто, влезает какой‑то спрут с очень длинными и холодными щупальцами. » (спрут — большой осьминог)
«. Проснулся я от ощущения, что спрут здесь. «

Мастер ненавидит свой роман за те страдания, которые он ему причиняет. Поэтому он сжигает роман и все рукописи:
«. Я возненавидел этот роман. »
«. я сжег его в печке. »
«. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. «

В конце концов Мастер попадает в психиатрическую клинику. Он сам туда приходит:
«. Я знал, что эта клиника уже открылась, и через весь город пешком пошел в нее. Безумие. »
«. я здесь сижу из‑за того же, что и вы, именно из‑за Понтия Пилата. »
«. И вы и я – сумасшедшие, что отпираться. «

Мастер лежит в клинике уже 4 месяца, когда Воланд посещает Москву. Мастер лежит в палате №118 по соседству с поэтом Бездомным и конферансье Бенгальским:
«. И вот четвертый месяц я здесь. И, знаете ли, нахожу, что здесь очень и очень неплохо. »
«. в 118‑ю, где забеспокоился неизвестный мастер и в тоске заломил руки, глядя на луну. «

Мастер много страдает из-за своего романа:
«. ах, моя, моя много страдавшая голова. »
«. Как ты страдал, как ты страдал, мой бедный! Об этом знаю только я одна. »
«. Он мне ненавистен, этот роман, – ответил мастер, – я слишком много испытал из‑за него. «

После истории с романом Мастер теряет интерес к жизни. Ему скучно жить:
«. ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, – он опять положил руку на голову Маргариты, – меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал. «

Мастер не любит вспоминать о своем романе, мысли о нем вызывают у него дрожь:
«. Ах нет, нет, – болезненно дернувшись, ответил гость, – я вспомнить не могу без дрожи мой роман. «

Смерть Мастера и Маргариты

«. А, понимаю, – сказал мастер, озираясь, – вы нас убили, мы мертвы. «

«. Скончался сосед ваш сейчас, – прошептала Прасковья Федоровна. » (о Мастере)

«. сейчас в городе еще скончался один человек. Я даже знаю, кто, – тут Иванушка таинственно улыбнулся, – это женщина. «

Это был цитатный образ и характеристика Мастера в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова, описание внешности и характера в цитатах и другие материалы для сочинения.

Характеристика и образ Мастера в романе Булгакова Мастер и Маргарита сочинение

«Мастер и Маргарита» — это выдающееся произведение М.А. Булгакова. Действие романа разворачивается в 30х годах, 20-го века. В своём романе автор раскрыл множество проблем. Вечную борьбу добра и зла, мораль, общество, но главное, что хотел показать автор – это сила искусства. М. А. Булгаков искренне верил, что свободный человек способен творить доброе, вечное и разумное.

Интересно, что с главным героем романа мы знакомимся только в 11 главе. Умный, образованный человек, бывший историк – это и есть Мастер. На главного героя внезапно свалился выигрыш крупной суммы. И Мастер решает, что теперь он может заниматься тем, о чем мечтал всю жизнь. Он начинает творить и пишет роман о Понтии Пилате. Но данное произведение не нашло своё место и роман был разгромлен критиками и другими писателями. Не справившись морально с таким провалом и натиском, Мастер сжигает рукописи и попадает в психиатрическую клинику. На примере данного сюжета М. А. Булгаков показывает нам вражду двух сторон того времени. Первая сторона – это состоятельные и богатые писатели, имеющие большие связи и занявшие свою нишу на литературном поприще, а с другой стороны – свободный и неизвестный писатель. Чье мнение абсолютно не совпадает с остальными и который искренне пытается донести до народа что-то доброе и светлое.

Но, несмотря на все эти положительные качества, Мастер – это человек, который неспособен противостоять ударам судьбы. Столкнувшись с трудностями, он выбирает самый лёгкий путь – сдаётся и опускается на самое дно. Такой герой вызывает у читателя только жалость. Именно поэтому, по мнению автора, он не заслуживает света, только покой.

С психиатрической клиники ему помогает выбраться его возлюбленная – Маргарита, которая ради него продала душу дьяволу. Помог ей в этом Воланд. Также он вернул Мастеру сожженные рукописи и даровал вечный покой со своей любимой. Несмотря на то, что в Москве их тела умирают, они продолжают жить в другом мире. В том, где нет лживых и лицемерных людей. Там Мастер начинает снова писать. За свои муки и страдания в своей жизни, он был награжден только покоём, так как света, по мнению автора, он не заслуживает.

Основываясь на образе Мастера, М.А.Булгаков доносит до читателя мысли о сложности положения простого свободного и наивного писателя в обществе в то непростое время. Также читателям, кто знаком с биографией Булгакова нетрудно заметить, что между ним самим и Мастером есть общие черты. Например, автор тоже был по образованию историком, и тоже сжёг свой первый роман. М.А.Булгаков сам неоднократно подвергался критике со стороны других писателей, выходит, что общего у него с главным героем произведения предостаточно.

Вариант 2

Во многих своих произведениях М.А. Булгаков касается темы взаимоотношений художника и общества. Особенно глубоко этот вопрос затрагивается в романе «Мастер и Маргарита».

Произведение поражает читателя своим удивительным миром, где Мастер, вдохновленный событиями давно минувших лет, пишет роман о Понтии Пилате.

У Мастера нет имени. От него писатель отрекается дважды. Первый раз он принимает данное ему Маргаритой прозвище, второй раз – оказавшись в клинике для душевнобольных, где становится номером 118.

Читатель знакомится с Мастером в 11-й главе, а в 13-й автор дает полное и подробное описание героя. Это человек среднего возраста, «с острым носом, встревоженными глазами…».

Персонаж воплощает в себе авторское видение профессии писателя и его предназначения в этом мире. Для Булгакова и для Мастера их профессия – не способ прославиться или получить какие-то награды, это смысл жизни.

Мастер не причисляет себя к писателям МАССОЛИТа, а ставит себя выше их, ведь они даже не верили в то, о чем писали. При этом слова Бездомного о том, что он сам считает свои стихи ужасными, Мастер принимает на веру. Он просит Ивана больше никогда не писать стихов.

Главному герою часто улыбается удача. В начала своего рассказа Мастер говорит о крупном выигрыше, который он потратил на создание библиотеки. В это время писатель приступает к работе над романом о Понтии Пилате. Вскоре Мастер встречает свою настоящую любовь – Маргариту.

Перед лицом трудностей и неудач главный герой оказывается слаб. Он не в силах противостоять нападкам Латунского, отстоять свою позицию, защитить возлюбленную. Сломленный жестокой и безбожной политической системой, Мастер сжигает роман и отрекается от собственных убеждений.

Писатель предал свою идею и самого себя. Именно по этой причине Иешуа не призвал его к себе в свет, даровав ему лишь спокойную жизнь.

По мнению некоторых критиков и читателей, последние строки романа полны пессимизма. Однако стоит обратиться к словам известного русского критика Е. Сидорова, который утверждает обратное. По его мнению, произведение Булгакова заканчивается в положительном ключе: у Мастера на земле остался его ученик, Иван Бездомный, который после разговора с Мастером отказался от прежних убеждений и понял свою неправоту. На земле также остался роман писателя, который, безусловно, сыграет еще свою роль в жизни будущих поколений.

Сочинение про Мастера

«Мастер и Маргарита» — самое известное произведение М.А. Булгакова. В романе поднимается множество тем. Одной из которых стала проблема писателя тридцатых годов. Эта проблема затрагивает центрального персонажа — Мастера.

Он совершенно непохож на остальных писателей Москвы. Члены МАССОЛИТа пишут только под заказ, потому что для них важнее материальное благо. Один из таких писателей — Иван Бездомный. Пока все пишут заказные произведения, Мастер начинает работу над романом о Понтии Пилате, несмотря на то, что многие отрицают существование Бога. Главный герой хочет быть признанным, ведь деньги для него не главное. Имя мужчины не упоминается, всего называют его Мастером.

Герой живет бедно в небольшом подвальном помещении, где он посвящает время делу всей жизни. Его возлюбленная Маргарита поддерживает его. Судьба Мастера сложна и трагична, ведь он хочет найти призвание, когда вокруг лицемерны. Его произведение отказываются выводить в печать, хотя рукопись был прочитана несколько раз. Никому не нужен был человек, который критикует работу всего МАССОЛИТа. Тема романа была запрещена и могла повлечь за собой изменения в обществе. Стали появляться статьи, критикующие работу Мастера. Эти события поселили в его душе отчаяние, потому что герой хотел создать произведение, которым восторгался бы каждый. Ему стало казаться, что роман — источник его бед. Герой принимает серьезное решение и сжигает рукопись. Через некоторое время он оказывается в психиатрической больнице. Воланд возвращает роман, но забирает Маргариту, потому что им нет места среди алчных и трусливых людей.

В образе Мастера отражается жизнь Булгакова. Они похожи тем, что оба пишут роман в тяжелые для писателей времена, когда многие произведения не давали печатать, если они отличались от того, о чем нужно было писать. Те, кто не боялся излагать свои мысли на бумаге, зачастую отправлялись в психиатрические лечебницы. У них не получалось заработать денег и известность, так и умирали в нищете.

Булгаков через образ Мастера проводит главную мысль романа, что настоящее искусство невозможно уничтожить. Если оно не нашло признания в данный момент, то оно обязательно найдет своих ценителей спустя время.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Мастера в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

В своем романе «Дубровский» А.С. Пушкин затрагивает актуальные во все времена темы: любовь, дружба, честь, благородство, подлость. Движимые любовью, люди совершают немыслимые и удивительные поступки

Шестидесятые годы прошлого века, хрущёвская «оттепель» как её называют историки. Люди, наконец, могли открыто выражать свои мнения. Восходят на литературный небосклон такие имена, как Белла Ахмадулина

Старшее поколение в романе представлено в лице нескольких персонажей, но главную роль забирает себе Николай Петрович Кирсанов.

Воспоминания, как и сама абстрактная память, играют в жизни человека немаловажную роль, то и дело, направляя его, или предупреждая о чём то. Память – очень важный аспект в жизни любого человека, она позволяет ему, основываясь на прожитом опыте

Свое сочинение я хочу начать с того, что для меня, роль матери в жизни ребенка самая важная и огромная. Во-первых, без мамы мы не смогли бы появиться на свет, а во-вторых, без ее любви, заботы и внимания

Мастер («Мастер и Маргарита»)

Мастер — один из центральных персонажей булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Характеристика образа мастера до сих пор остаётся в некотором смысле загадочной, как и всё произведение в целом.

Кто такой мастер

Настоящее имя мастера остаётся неизвестным. В романе, кроме того, его прозвище всегда пишется со строчной буквы. Мастер — житель Москвы, он образованный человек, историк, знаток нескольких иностранных языков. Его мечтой было написать роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри (персонаж, основанный на мифическом Иисусе Христе). Однажды эта мечта сбылась: мастер выиграл большую сумму в лотерее и благодаря этому смог начать писать.

Однако профессиональные литераторы жёстко раскритиковали роман мастера. Стали травить и его самого. Постепенно мастер сходит из-за этого с ума и однажды от отчаяния сжигает своё произведение. Травля возымела и другие последствия: один из знакомых мастера — Алоизий Могарыч решил написать на него ложный донос, чтобы приобрести его квартиру.

Расследование не доказало вину мастера и он был освобождён. Но квартира всё же отошла Могарычу. Оставшись без жилья, денег и смысла существования, он вынужден был найти покой в клинике для душевнобольных. Однако подоспело неожиданное спасение. Сюжетом его романа заинтересовался Воланд. Он вернул сожжённые рукописи мастеру, а также предоставил ему место вечного покоя; туда же отправилась и его возлюбленная — Маргарита.

В чём трагедия мастера?

Мастер — фигура глубоко трагическая. Это человек, который стал заложником тоталитарной системы и лишился возможности писать и говорить то, что он думает. При этом гонения на мастера осуществляло, в сущности, всё общество, включая его близких, друзей, коллег по перу. Мастер хотел говорить правду, однако окружающие не желали её слышать. «Много знающий и понимающий» мастер оказался человеком, неугодным системе.

Жизнь мастера представляет собой постепенное угасание. Вначале он — представитель элиты общества, образованный человек, учёный, преподаватель, литератор. Постепенно он теряет всё, включая крышу над головой, и заканчивает свои дни в психиатрической клинике.

Своеобразным отражением судьбы мастера становится и его роман. Его герой Иешуа Га-Ноцри имеет сходство с Христом, однако существенно от него отличается; по-видимому, Булгаков использовал апокрифические сочинения «евангельских времён», которые заметно отличаются от трактовки событий мифической истории, принятой в канонических «евангелиях».

Возможные прообразы мастера

Столь глубокий и трагический персонаж, как мастер, наверняка имел прообраз в реальной действительности. Существуют несколько кандидатов на роль прообраза мастера. Одним из них является сам Михаил Булгаков. Ведь он сам сжёг первый вариант своего романа, а потом написал его заново, при этом понимая, что опубликовать его в сталинском Советском Союзе будет почти нереально. Кстати, «вождь» весьма неожиданно отреагировал на роман — он ему понравился.

Ещё один возможный прототип — Алексей Фёдорович Лосев, знаменитый советский философ. Это был православный религиозный мыслитель, который за свои убеждения подвергался травле. Тем не менее, он первое время не отступался от своих принципов и вместе с женой тайно принял монашеский постриг. После того, как он некоторое время отсидел в ГУЛАГе, он внезапно стал писать в другом ключе — марксистско-ленинском (хотя до этого категорически отвергал марксизм), а также писал хвалебные отзывы о товарище Сталине. Только после смерти Сталина Лосев возобновил работы в прежнем направлении.

На Лосева указывают некоторые внешние атрибуты мастера. Так, он носил чёрную шапочку, которая традиционно воспринималась как университетский головной убор, однако могла быть и монашеской скуфьёй — отличительной чертой Лосева. Чёрная шапочка была единственным элементом монашеского «мундира», которую позволял себе носить Лосев, являвшийся своеобразным «монахом в миру».

В числе прототипов мастера называли и Максима Горького, который заслужил репутацию «пролетарского писателя номер один».

Литературовед Альфред Барков считал, что прозвище «мастер» герой получил не случайно. В те годы так принято было называть писателей, которые готовы были отречься от собственных убеждений и создавать произведения, угодные системе. Собственно, у булгаковского героя был такой выбор, но он на него не пошёл. Свой роман он сжёг, но послушным орудием пропаганды не стал, предпочитая отправиться в психиатрическую больницу.

Заключение

Образ мастера показывает нам человека, который оказался отвергнутым в реальном, земном мире, но был принят в «мире ином». Своим гениальным произведением мастер очаровал «самого дьявола», который фактически стал его другом.

Уважаемые читатели нашего интернет-журнала Литеровед, предлагаем вам сочинение на тему «Характеристика Воланда в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)», в котором раскроем все характерные черты одного из самых загадочных и запоминающихся героев гениального произведения М.А. Булгакова.

Есть книги, которые на долгие годы становятся спутниками человека. Они словно не подвластны старению и увяданию, а остаются всегда молодыми и актуальными. Каждое новое поколение, перечитывая эти книги, всякий раз открывает для себя что-то новое и важное, что помогает глубже понимать не только прошлое и настоящее, но и тот мир, в котором им посчастливилось родиться и жить, то есть понимать жизнь со всеми ее тайнами и секретами. Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, бесспорно, можно отнести к числу именно таких произведений. Оно дорого для читателей глубиной мысли, своим немеркнущим художественным очарованием, захватывающим сюжетом и правдивостью изображенных картин.

В романе много героев, но одним из самых ярких и загадочных персонажей произведения является Воланд. Произведение изначально задумывалось как роман о дьяволе, о чем свидетельствуют первые названия произведения: «Копыто инженера», «Черный маг», «Сын Гибели», «Гастроль Воланда», «Жонглер с копытом». И только после нескольких редакций автором были включены в повествование образы Мастера и Маргариты, и произведение получило название, которое привычно для современного читателя, — «Мастер и Маргарита».   

Воланд – это и есть тот самый дьявол, нечистая сила, повелитель зла. В романе о нем говорят как о князе тьмы и духе зла.

Впервые в романе повелитель тьмы появляется на Патриарших прудах в образе иностранца чуть старше сорока лет. Вид у незнакомца был ухоженный: лицо с немного кривым ртом, глубокими морщинами на облысевшем лбу и острым подбородком гладко выбрито, одет модно и со вкусом. На нем был дорогой костюм серого цвета, ноги обуты в заграничные туфли, подобранные в цвет костюма, серый берет на голове был лихо заломлен за ухо. Под мышкой незнакомец нес трость с черным набалдашником, похожим на голову пуделя. Он был высокого роста, будто возвышался над всеми прохожими. Автор отмечает, что на зубах у него были коронки, с одной стороны платиновые, с другой – золотые.

В другой раз читатель видит героя в домашней обстановке. На нем грязная, длинная, заплатанная на плече ночная рубашка, на ногах стоптанные ночные остроносые туфли. Халат его был засаленный и старый. Вместо трости герой использовал шпагу, на которую опирался. Однако настоящий наряд сатаны состоит из длинного черного плаща, подбитого огненной материей, черных туфель, длинной острой шпаги с золотой рукоятью и черных перчаток. В любой одежде сатана выглядит внушительно и завораживающе.  

Описывая портрет Воланда, писатель делает особый акцент на глаза героя, несколько раз отмечая, что один глаз черный, а другой зеленый. Такая особенность органов зрения наталкивает читателя на мысль о двойственности внутреннего мира героя, в нем сочетаются человеческие и сверхчеловеческие качества. Действительно, он, как и простые смертные, подвержен болезням и слабостям. Перед балом он жалуется на боль в колене, которая, по его мнению, досталась ему от «очаровательной ведьмы», с которой он познакомился на Чертовой горе еще в шестнадцатом веке. Булгаковский герой умеет быть серьезным, задумчивым, но может и остроумно шутить, паясничать, иронизировать. Однако Воланд умеет и знает то, что не умеет и не знает ни один человек: герой может перемещаться во времени, он знает и прошлое, и будущее всех людей на планете, поэтому может предсказывать им, например, смерть, как председателю МАССОЛИТа Михаилу Александровичу Берлиозу. Воланд умеет читать чужие мысли и видит человека, как говорят, насквозь. Он сразу признается, что определил в Никаноре Ивановиче Босом, председателе домоуправления, плута и мошенника. И оказывается прав. Но самое главное – Воланд бессмертен, он живет вечно.  

Герой обладает удивительной способностью перемещаться во времени и пространстве. Когда-то он был на балконе у Понтия Пилата, пятого прокуратора Иудеи; беседовал с Кантом, великим мыслителем. Он приехал в Москву, чтобы узнать, насколько изменились люди с течением времени, что их волнует и заботит, как расставлены у них приоритеты в жизни. Для достижения этих целей он устраивает москвичам своеобразный экзамен в виде сеанса черной магии в театре-варьете, результат которого нисколько не удивил Воланда: за тысячи лет люди нисколько не изменились. У них в приоритете так же, как и раньше, материальные ценности, а нравственные, духовные задвинуты на вторые позиции. Гуляя по Москве 30-х годов двадцатого столетия, встречаясь с людьми, беседуя с ними, Воланд делает вывод, что человечество в большинстве своем все так же волнуют вопросы, связанные с выгодой, материальными благами, оно все так же легкомысленно, и хотя людям не чуждо милосердие, однако их безнадежно испортил квартирный вопрос.

Как мы уже сказали, Воланд – это сам дьявол. Но чем больше читатель знакомится с героем романа, тем больше он недоумевает, так как булгаковский Воланд предстает перед нами в совершенно ином образе. Люди привыкли, что дьявол – это воплощение зла, наглый обманщик, однако в произведении Воланд – замкнутый исследователь, терпеливый наблюдатель. Он не совершает никакого зла, а предоставляет человеку право выбора, от которого зависит, будет ли этот человек впоследствии наказан или нет. Сеанс черной магии в театре-варьете – это тоже своего рода наблюдение. Герою было интересно, какой выбор сделают современные москвичи: смогут ли отказаться от тех материальных ценностей, которые будут предложены на сцене, или же отнесутся к предложению команды черного мага с настороженностью. Воланд также наблюдает за Маргаритой после бала и ждет, попросит ли она за своего возлюбленного, Мастера, неожиданно исчезнувшего из уютной квартирки на Арбате, и за его сожженный роман, или сделает другой выбор. У Воланда каждый получает по заслугам. Он добр к Маргарите, которая вынесла все тяготы и достойно сыграла роль королевы бала у сатаны, поэтому дарит ей и ее возлюбленному вечный покой в царстве тьмы. А москвичей, забывших, что, кроме красивых нарядов и денег, есть в мире и другие, более важные и нужные, ценности, наказывает, оставив тех, кто решил приобрести на сеансе черной магии новые одежды, без выбранных нарядов. Он наказывает бездушных родственников, которые радуются смерти близких, если речь идет о получении наследства. Получают по заслугам и продажная администрация, и нечестные работники общепита, и мнимые литераторы, заботящиеся не о правдивости в искусстве, а о получении квартир, дач, путевок в санаторий и возможности посещать «Грибоедов». Не миновали наказания и Никанор Иванович Босой за доносительство и взятки, Степан Лиходеев – за пьянство. Так герой вершит справедливость.

Складывается впечатление, что характер Воланда состоит из положительных качеств: он никогда не лжет, предпочитая говорить правду, выполняет данные обещания, нет в нем излишней жестокости, кровожадности и порочности. Он вежливый, тактичный, благоразумный, умеет расположить к себе человека, очаровать его с первой минуты разговора. Ведя беседу, Воланд говорит мягко и дружелюбно, при этом часто улыбается или смеется, хотя глаза его остаются совершенно холодными, не выражают никаких эмоций. С ним интересно разговаривать, дискутировать, так как герой умен и начитан, знает несколько иностранных языков, умеет на них общаться. Он изъездил весь мир, побывал везде, поэтому много видел и знает, может подержать любую тему разговора.

Читая произведение, ловишь себя на мысли, что образ Воланда не внушает никакого страха, от него веет благородством и спокойствием. Читатель думает: в чем же подвох, может ли сатана быть таким положительным? И, закрывая последнюю страницу гениального произведения, отвечает на свой вопрос: наверное, может.

Образ Воланда, действительно, ни одного читателя не может оставить равнодушным: его можно любить или ненавидеть, его можно критиковать, им можно восхищаться, его можно бояться, но оставаться равнодушным совершенно невозможно. Это, действительно, один из самых загадочных, неоднозначных и привлекательных образов «закатного романа» великого русского писателя и драматурга М.А. Булгакова. Об этом свидетельствуют многочисленные критические статьи, научные и исследовательские  работы, в которых авторы выражали свое видение этого загадочного, незаурядного образа.

Все без исключения произведения Булгакова оставляют после прочтения неизгладимое впечатление. Настоящим же литературным шедевром по праву можно назвать Мастер и Маргарита. В этом романе поднимается сразу несколько важных тем. Он окутан мистикой и характерным для автора сарказмом, критикой. Неудивительно, что многим школьникам кажется сложно написать по роману Мастер и Маргарита сочинение. Чтобы легко выполнить эту работу на ЕГЭ, не лишним будет изучить работы других учеников 11 класса. Тем более, что темы сочинений Мастер и Маргарита могут быть весьма разнообразными.

Сочинение на тему Мастер и Маргарита

Мастер и Маргарита – это самое любимое мое произведение. Я перечитывала его неоднократно и каждый раз открывала в нем для себя что-то новое. Ведь несмотря на довольно простой слог, автор настолько закрутил сюжет, вплел сразу несколько сюжетных линий, что не сразу понимаешь суть всего что он хотел сказать.

Любовь в романе Мастер и Маргарита в сочинении стоит рассмотреть максимально подробно. Ведь мне именно эта тема в произведении мне кажется ключевой. Через призму отношений двух главных героев были продемонстрированы все остальные сюжетные линии.

Любовь между Мастером и Маргаритой всепоглощающая, искренняя и вечная. Она не подвластна времени, и не может угаснуть даже под действием злых сил. Маргарита искренне восхищается романом своего возлюбленного, несмотря на то, что его никто не соглашается печатать. Она готова лишиться всех благ и жить с мастером в его каморке. Правда, это далеко не все, что указывает на их чувства.

Маргарита готова даже пойти на соглашение с самим дьяволом, в качестве которого в этом произведении выступает Воланд. Она становится королевой его бала, вынуждена общаться с нечистью, но все это она делает лишь ради того, чтобы быть рядом со своим любимым. Маргарита добивается своего и навечно остается в компании своего Мастера.

Вот такая любовь, как описана в книге, пожалуй, сейчас не встречается. Именно она и вызывает особые эмоции. Ведь на данный момент вряд ли получится найти человека, который бы смог пойти на такие же жертвы и поступки, как Маргарита, лишь бы быть рядом со своим возлюбленным.

Сочинение по роману Мастер и Маргарита

В одном сочинении на тему Мастер и Маргарита попросту невозможно описать все те впечатления, которые вызвал во мне это восхитительный роман. В нем невероятный интерес вызывает абсолютно все.

Все события разворачиваются вокруг главных персонажей – Мастера и Маргариты. Они невероятно сильно любят друг друга, и несмотря ни на что хотят быть вместе. Мастер при этом является писателем, который написал роман о Понтии Пилате. Это судья, которому пришлось выносить приговор самому Иешуа. За счет же того, что Мастер в своем романе затронул именно религиозную тему, печатать его в сталинское время отказывались.

Булгаков удивительным образом высмеивает те порядки и нравы, которые были характерны для того периода. Люди верили в чудеса, показываемые Воландом, но при этом жили без веры в сердце. Они с радостью переодевались в предоставленные им наряды, бросались за летящими в зал деньгами, а в итоге оказались без всего.

Особый же интерес у меня вызвали такие персонажи, как кот Бегемот и Коровьев. Действительно, они личности весьма незаурядные. Отдельного же внимания заслуживает при этом кот, сам ездящий на общественном транспорте с примусом и при употреблении пищи использующий вилку. Увидеть такое зрелище в реальности попросту невозможно. Зато у Булгакова изобразить это получилось идеально.

Именно демоническая тема в сочинении по роману Мастер и Маргарита, заслуживает особого внимания. Через образы нечисти автор смог передать немало интересной информации. Например, во время беседы с Бездомным и Берлиозом Воланд насмехается над своими собеседниками. Ведь те абсолютно точно ему рассказывают, чем будут заниматься вечером. Одна лишь фраза при этом меняет дальнейший ход событий, а именно «Аннушка уже разлила масло». Действительно ведь, никто из нас достоверно не знает, какие сюрпризы нам готовит судьба. А в произведении Булгакова таких «сюрпризов» невероятно много. Поэтому читать его безумно интересно. Ведь это поистине захватывающий и неординарный роман, который даже сейчас продолжает оставаться актуальным.

Сочинение Мастер и Маргарита 11 класс

В своем сочинении рассуждении Мастер и Маргарита я хочу затронуть одну из самых сложных тем, для осознания которой мне пришлось прочитать роман далеко не один раз. Речь пойдет о романе Мастера, в котором рассказывается о Понтии Пилате.

Это уже пожилой человек, вынужденный судить других людей и выносить им приговоры. Он мучается от головных болей и не расстается со своим псом. Только лишь верный питомец может немного утолить его боль, когда суровый судья поглаживает собаку.

К нему на суд попадает Иешуа. Это сын Божий, праведный, честный и добрый человек. Стоит отметить, что именно добрым человеком он и называет Понтия Пилата, несмотря на его профессию и явную суровость. Он говорит, что все без исключения люди добрые.

Общение Понтия Пилата и Иешуа вызывает бурю эмоций. Видно, что даже сам судья становится благосклонным к подсудимому, видит в нем приятного собеседника и весьма образованного человека. Правда, судья все равно выносит ему суровый приговор, и Иешуа распяли на кресте.

Из всего сказанного становится ясно, что в романе присутствуют явные религиозные мотивы. Они просматриваются и во многих других моментах. Например, встреча добра и зла, на которой решается дальнейшая судьба Мастера и Маргариты. Их души не слишком чисты, чтобы попасть в рай, но и не столь запятнаны, чтобы оказаться в аду. Поэтому их обрекают на вечный покой. По сути, им другого то и не нужно. Ведь там они смогут быть все время вместе и никто не помешает их общему счастью. На этом мне бы и хотелось закончить свое сочинение по литературе Мастер и Маргарита.

Мастер и Маргарита сочинение ЕГЭ

Начиная писать сочинение по роману Булгакова Мастер и Маргарита хочется сказать прежде всего о том, что его прочтение далось мне довольно сложно. Уж слишком много здесь сюжетных линий и скрытых подтекстов. Да и мистикой при этом все невероятно окутано. Поэтому подобрать аргументы к сочинению Мастер и Маргарита было также тяжело.

В этом романе затрагиваются сразу три основные темы. Показывается земная жизнь, религиозная часть, и наконец демоническая. Автор показал обычных людей, которые жили в сталинское время, познакомил читателя как с главными, так и второстепенными персонажами. У каждого из них есть свои убеждения, не всегда верные. Также через роман Мастер и Маргарита Булгаков показал суд над Иешуа. Самой же интересной частью произведения, по моему мнению, является демоническая. Чего только стоит показанное Воландом представление. Что уж говорить об устраиваемом им бале.

На нем больше всего мне запомнился момент с Фридой. Она задушила своего ребенка платком и после этого платок у нее оказывался вновь и вновь. Маргарите стало ее настолько жаль, что она даже готова была отказаться от своего желания, лишь бы прекратить страдания Фриды. Благо, Воланд в тот момент оказался снисходительным и выполнил просьбу королевы бала, не лишив главной цели.

У каждого из гостей на балу была своя, уникальная история. Немало из них ужасали, пугали Маргариту, но она стойко выдержала испытания и за это была вознаграждена. Она вновь воссоединилась со своим возлюбленным. Теперь уже ничто не сможет помешать их счастью. Они навеки останутся вместе. На столь положительной ноте, пожалуй, я закончу сочинение по Булгакову Мастер и Маргарита.

Мастер и Маргарита мини сочинение

В своем Мини сочинении Мастер и Маргарита расскажу о самых запоминающихся персонажах этого произведения. Для меня такими стали именно представители нечисти. Среди них Воланд, кот Бегемот и Коровьев. Первый из них невероятно уверен в себе, рассудителен. Это дьявол, которому нравится наказывать людей за их же пороки. Он высмеивает каждого из персонажей, озвучивает их недостатки.

Кот Бегемот и Коровьев – та еще парочка. Они ходят по ресторанам, морочат людям головы, но всегда остаются в выигрыше. Поймать их, и тем более наказать — не удается.

Также мое внимание привлекла Маргарита. Это отчаянная женщина, которая ради своего любимого готова даже на самые безумные поступки. Она нагишом летает на метле, заключает договор с дьяволом, становится королевой на его балу и принимает всех гостей, невзирая на то, что они вызывают у нее явное отвращение.

Весь роман поделен на несколько отдельных частей, но при этом все равно является единым целым. Все сюжетные линии искусно переплетены между собой и при прочтении произведения буквально захватывает дух.

Рассмотрев примеры сочинений Мастер и Маргарита, можно выбрать для себя подходящую тему и приступать к работе. Справиться при этом с ней будет намного легче. Главное, не забыть высказать собственное мнение по поводу романа.

Итоговое сочинение на тему: Кто из персонажей романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» наиболее ярок и интересен (с опорой на анализ текста романа)?

Характеристика маргариты в романе мастер и маргарита сочинение

Характеристика маргариты в романе мастер и маргарита сочинение  Скачать все готовые примеры и образцы сочинений по литературе

Характеристика маргариты в романе мастер и маргарита сочинение  Скачать структура и клише для сочинения

Характеристика маргариты в романе мастер и маргарита сочинение  Скачать аргументы для сочинения

Характеристика маргариты в романе мастер и маргарита сочинение  Скачать план написания и шаблон для сочинения

Предлагаем вам почитать и скачать примеры сочинений и эссе по литературе. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения

Официальный сайт. 2021 — 2022 учебный год. 11 класс. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия. Беларусь. Казахстан. РБ.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения на тему: Кто из персонажей романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» наиболее ярок и интересен (с опорой на анализ текста романа)?

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — это произведение содержащее в себе большое количество ярких и неповторимых героев. Воланд-это один из главных персонажей в произведении. Он интересен не только своим портретом и поведением, но так и тем, что Булгаков делает его не человеком, а дьяволом. Читатель знакомится с этим героем в самом начале романа. Автор дает ему облик обычного человека, которого отличают лишь такие детали, как разная радужка у глаз, трость и коронки на зубах, выплавленные из разных металлов. Образ Воланда, несмотря на его человеческий облик, всё же покрывает таинственность. Это можно заметить при его беседе с Берлиозом и Иваном Бездомным, которые принимают героя за иностранца.

Таинственность Воланду придает то, что он говорит своим собеседникам: дьявол представляется специалистом по черной магии, уверенно говорит о существовании Иисуса, заверяя своих новых знакомых, что он сам его видел, предсказывает смерть Берлиоза. Поступки Воланда и его свиты, которые они совершают в Москве, могут показаться странным и выставить героя в плохом свете. Но целью таких действий для дьявола является обличение действительности через обман. Так, в театре «Варьете» Воланд обличает москвичей, показывая их падкость на деньги, бесплатные красивые наряды и еду. Одной из отличительных черт этого героя являются ум и мудрость. Реакция москвичей на все происки Воланда, позволяют ему сделать вывод о том, что люди за многие тысячелетия никак не изменились, разве что, их испортил квартирный вопрос.

Это расстраивает «темных дел мастера». Он понимает, что люди, несмотря на большой промежуток времени, остались такими же порочными, какими они были в Ершалаиме. Мы видим, что Воланд хорошо знает людей и человеческую природу, поэтому он способен менять судьбы людей, обличать их пороки. Так, он полностью изменил взгляд на жизнь у Ивана Бездомного. Тот непросто поверил в существование дьявола и Бога, но еще и принял решение писать только правильные, хорошие стихи. Поступки такого героя, как Воланд так же несут и благородный характер. Это можно увидеть на примере Мастера и Маргариты. Дьявол увидел в Мастере гения, которому не место в обществе москвичей и помог влюбленным найти покой и уединение.

Еще одна черта Воланда, которая вызывает интерес-это то, что он связывает два времени в романе. Действия в советской Москве, переплетаются с действиями в Ершалаиме. И только дьявол может, является свидетелем событий, между которыми огромная разница во времени. Герой так же влияет на судьбы других персонажей в романе, тем самым связывает сюжет всего произведения. Таким образом, можно сделать вывод, что Воланд — это дьявол, целью которого является добро и справедливость, а не вселение в людей ужаса и страданий. Без такого яркого и интересного героя роман не мог бы так заинтересовать многих читателей.

На мой взгляд, самым ярким и интересным персонажем в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» является Маргарита, носительница вечной темы добра и зла, милосердия и любви. Ее образ, несомненно, создан в лучших традициях русской литературы. Это женщина, беззаветно любящая, готовая к самопожертвованию, символически хранительница всего лучшего, что есть на земле.

Об этой героине мы, читатели, узнаем не сразу: сначала автор дает описание тоски Мастера по настоящей любви. И лишь после появляется она, муза героя.

Всю свою жизнь до встречи с Мастером Маргарита была несчастна. Интересное нахожу в том, что героиня была несчастна, несмотря на то что внешне ее жизнь была вполне благополучной, вызывающей зависть у многих. У Маргариты был любящий муж — прекрасный человек, занимающий высокий пост и способный полностью обеспечить свою жену. Но героине не хватало любви, тепла, смысла, ради которого стоило бы жить. Душа ее была в вечном ожидании любви. Именно поэтому встреча с Мастером осчастливила ее, «…она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили» они, «конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя…» И это ее замечание тоже интересно.

Героиня стала вдохновительницей Мастера: она создала в подвальчике своего возлюбленного уют, читала и перечитывала готовые отрывки романа, давала дельные советы и очень гордилась романом Мастера. (Кстати, именно она и назвала героя «мастером»). Женщина, разбирающаяся в литературе – событие интересное, яркое и необычное.

Необычно ведет себя булгаковская Маргарита, когда судьба отнимает у нее Мастера, отнимает ее любовь. Она, в отличие от других русских героинь, борется за свою любовь. И ее борьба не знает границ: чтобы вернуть любимого, она соглашается отдать свою душу дьяволу.

Казалось бы, в течение книги, особенно после сцены бала, мы ничего нового о Маргарите уже не узнаем. Но это не так! Героиня проходит еще одно испытание сатаны, когда тот, уверена, хотел увидеть ее сломленной и уставшей. Однако героиня Булгакова по-прежнему горда и сдержанна. Маргарита очень ждет от Воланда обещанной награды, но просить ее не будет, хотя очень волнуется за Мастера. Не случайно господин тьмы, все понимающий в закоулках души человека, обращаясь к ней, величает гордой женщиной. Именно Воланд одобряет ее независимость: «…никогда и ничего не просите!» И гордая, яркая, интересная женщина понимает Воланда! Она будет ждать! Ждать своего любимого!

Таким образом, вот он, персонаж романа, который вызывает у меня особый интерес, симпатию и понимание.

Характеристика маргариты в романе мастер и маргарита сочинение Читать сочинение далее…

.

Мастер и маргарита афраний

Исторический прообраз

Летописание помнит нескольких известных Афраниев. Энциклопедии, к примеру, дают перевод слова afranius (с латинского — «родовое имя») и повествует о трех его знаменитых носителях.

Афраний в романе мастер и маргарита

Согласно одной из официальных точек зрения прототипом руководителя секретной стражи в произведении Михаила Афанасьевича стал Афраний Бурр, являвшийся Секстом при императоре Нероне в Риме, его назидателем, префектом и мастером военного дела. Среди записей писателя были обнаружены заметки из труда Эрнеста Ренара «Антихрист», где исследователь-француз дает достаточно развернутое описание личности и характеру государственного деятеля и его взаимоотношениям с находящимся в заточении апостолом Павлом.

Именно благосклонность этого человека к невольнику, находящемуся под его надсмотром, впоследствии станет причиной безвременной кончины Бурра — Нерон отравит верного подданного. Доброта префекта преторианцев лишила его жизни не только по версии римского народа и Ренара. Похожего мнения об этом историческом моменте придерживался и хронист Тацит в своих «Анналах».

Исследователи видят интересную параллель между самим Понтием Пилатом и Бурром. Сходство между книжным персонажем Булгакова и реальной исторической персоной состоит в том, что их благодетельные порывы в отношении заключенных, вверенных к ним под стражу, никак не могли отделиться от темной стороны душ обоих надзирателей.

Афраний кто это

Римский военачальник пытается осуществить добрые намерения, одновременно оставаясь преданным Нерону, который после смерти учителя погрязнет в своем деспотизме. Прокуратор Иудеи мечется между снисхождением к Иешуа и тем, чтобы приговорить к смерти узника, малодушно останавливая свой выбор на казни и думая о личной безопасности.

Сам факт близкого общения с духовным человеком объединяет булгаковского героя с реальным историческим персонажем. Для обоих подобное проявление доброты к провинившемуся и наказанному нехарактерно, ведь и действующее лицо книги, и реальный страж были подвержены, выражаясь современным языком, профессиональному выгоранию, они закостенели в верности своим правителям. Таким образом, очевидная связь книжного образа со своим прототипом базируется как минимум на трех общих чертах:

  • лояльность к заключенному;
  • преданное служение;
  • интерес к святому лицу.

Характеристика персонажа

Писателем в романе дается подробное описание личностных качеств и внешних данных героя, хоть его присутствие в произведении ограничено по времени. Тем самым автор дает понять, что этот, казалось бы, незначительный персонаж имеет огромное значение для целостного понимания замысла книги и несет в себе важную историческую символику.

Визуально начальник тайной службы прокуратора Пилата производит располагающее впечатление. Булгаков вырисовывает его имеющим «приятное округлое бритое лицо с мясистым носом и вежливой улыбкой», «гладкие волосы». В отношении Афрания несколько раз употребляется эпитет «добродушный», но даже в таком невинном описании облика видна мастерски внедренная писателем дисгармония. Волосы персонажа «были какого-то неопределенного цвета», «высыхая, они светлели».

Афраний мастер и маргарита

С точки зрения художественных литературных образов, подобная характеристика наводит на мысли о символике двойственности натуры героя и дает отсылку к главному действующему лицу романа — Воланду, у которого глаза были разного цвета и при всем внешнем лоске улавливалось нечто странное. Светлый оттенок волос, который появляется постепенно, стал символом самой доброй стороны души, открывшейся у служителя Пилата по отношению к Иешуа Га-Ноцри.

Особого внимания заслуживает описание взгляда персонажа: «глаза держал под прикрытыми, немного странноватыми, как будто припухшими, веками. Тогда в щелочках этих глаз светилось незлобное лукавство. Надо полагать, что гость прокуратора был склонен к юмору». Эта неуловимая деталь вновь роднит второстепенный образ в романе с основным его фигурантом, ведь профессор Воланд имел тонкое чувство юмора и умение пошутить над теми, кто этого заслуживает. В поведении, речи и поступках героя ершалаимских глав прослеживаются следующие качества его личности:

  • слепая преданность прокуратору;
  • скромность;
  • верность делу (служба более 15 лет);
  • профессионализм;
  • исполнительность;
  • настороженность;
  • хорошее знание города.

Афраний и Воланд

Идея отождествления начальника секретной стражи прокуратора и олицетворения сил зла в булгаковском детище берет свое начало в экранизации книги Владимиром Бортко, вышедшей в свет в 2005 году. Дискуссии на тему того, тождественны ли эти образы в романе, строятся на нескольких взаимосвязанных фактах:

  1. Воланд и Афраний в сериале озвучиваются голосом одного и того же актера.
  2. Иуда был убит по приказу Афрания двумя неустановленными лицами, а Азазелло признается Маргарите, что самостоятельно зарезал предателя.
  3. В телевизионной версии романа присутствует отличный от книги эпизод с перстнем, подаренным Пилатом своему верному служащему.

Мнения полемизирующих сторон в вопросе о том, является ли Воланд начальником ершалаимской конспиративной охраны, имеют доказательную базу, равно как и противоположная точка зрения. Некоторые описательные характеристики в романе наводят на предположение о связи образов Афрания и Воланда. Так, руководитель тайной службы в Ершалаиме обладает «приятным голосом» и способностью «внезапно и в упор взглянуть».

Афраний мастер и маргарита характеристика

Располагающая манера речи, мелодичный ее тон и особый испепеляющий взгляд присущи и воплощению Сатаны в произведении. Слова «лукавый ум», относящиеся в тексте иудейских глав к служителю Пилата, применимы и к главному герою романа.

Но перстень у Воланда остается в московских главах книги, а факт услужения иудейскому императору в течение целых пятнадцати лет плохо соотносится со статусом всемогущего царя тьмы. Сторонники теории о разделении образов Сатаны и Афрания парируют тем, что одинаковый голос в экранизации «Мастера и Маргариты» — это не символика тождества персонажей, а просто вынужденная техническая замена в связи с иностранным акцентом актера, исполняющего роль приспешника Пилата.

Несмотря на логичность доводов как сторонников, так и противников идеи единства персонажей, точка зрения первых имеет больше оснований для подтверждения в сериальной трактовке романа.

Роль в романе

Если задуматься о том, какой службой в произведении Михаила Афанасьевича руководит Афраний, то в качестве ассоциаций в голову сразу приходит «тайная канцелярия» императорских времен или современная ФСБ. Существует предположение, что Булгаков неспроста включил в сюжет книги не просто представителя, а должностное лицо подобных структур, сделав тем самым попытку угодить современникам в рядах этой профессии, чтобы сгладить тернистый путь своему литературному творению в условиях тогдашней власти.

Афраний это воланд

Подобная точка зрения имеет право на жизнь. И хотя в действительности писатель сам часто выступал жертвой государственной власти, образ «силовика» подан в романе в качестве антагонизма бунтарству Иешуа и выглядит положительно. Исследователи и неравнодушные поклонники романа все же сходятся на том, что главная суть появления в сюжетной линии «Мастера и Маргариты» начальника тайной стражи игемона и приватная беседа между ним и прокуратором сводится к единению с фигурой Воланда.

В пользу такой версии, бесспорно, выступает одеяние Афрания, облачавшее его после убийства Иуды, которое впоследствии перекочевывает к мастеру темных сил с некоторой незначительной разницей в деталях: «Теперь на лошадь вскочил человек в военной хламиде и с коротким мечом на бедре» и «Воланд оказался в какой-то черной хламиде со стальной шпагой на бедре».

Если обратиться к черновикам произведения Булгакова, то всплывает интересная информация о совпадении цвета двух перстней в разных главах романа — того, что носит предводитель нечистой силы, и того, что Пилат презентовал верному слуге за убийство предателя. В книге, в отличие от сериала, кольцо не было выброшено, а значит, это вполне могло быть одно и то же ювелирное изделие, почему бы и нет.

Связь с Библией

Роль сатаны в Ершалаиме во время суда над Га-Ноцри имеет символическое значение не только у Булгакова. Новозаветные тексты Священного Писания повествуют о присутствии князя тьмы в Иерусалиме на закате жизненных дней Мессии. Дьявольская сущность, согласно Евангелию от Луки, проникает в предателя: «Вошел Сатана в Иуду». В Евангелии от Матфея указано, что «Петр начал прекословить Ему», на что Христос ответил: «Отойди от Меня, Сатана! Ты Мне соблазн».

Афраний связь с библией

Некая демоническая сущность является Иисусу в последние дни его земного пути и пытается переманить на темную сторону. Как гласит Евангелие от Матфея: «Всё это я дам Тебе, если, пав, поклонишься мне».

Догадка о связи воплощений дьявола в Афрании и Воланде принадлежит также литератору-исследователю Михаилу Гаспарову. В своих трудах литературовед делает акцент на художественном образе комнаты «с тёмными шторами», выбранной Михаилом Афанасьевичем в качестве места переговоров между прокуратором Иудеи и начальником ее секретной службы.

Таким образом, колоссальное смысловое и символическое значение в проблематике произведения и его трактовке имеет такой незначительный на первый взгляд персонаж, как Афраний из «Мастера и Маргариты». Роман всегда был окружен спорами о том, являются ли Воланд и Афраний одним и тем же лицом в книге. Точного ответа до сих пор нет.

Афраний — характеристика героя в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

  • Характеристика мальчишек из рассказа бежин луг
  • Характеристика мальчиков из рассказа бежин луг характер
  • Характеристика мари из сказки щелкунчик
  • Характеристика матрены из рассказа матренин двор
  • Характеристика малыш из сказки малыш и карлсон