Характеристика мальчишек из рассказа бежин луг

Автор на чтение 13 мин. просмотров 8 опубликовано 13.03.2021 в своем рассказе бежин луг, тургенев повествует о своей случайной встрече

На чтение 13 мин. Просмотров 8 Опубликовано

В своем рассказе «Бежин луг», Тургенев повествует о своей случайной встрече с деревенскими мальчиками. Все они – главные герои «Бежина луга», являются крестьянскими детьми, которых писатель описывает в своем произведении с огромной любовью и нежностью. Каждому он дает свою характеристику, описывая внешность героев, имена которых Ваня, Костя, Ильюша, Павлуша, Федор, и их сказки, услышанные у костра. Этот рассказ входит в тургеневский цикл, под общим названием «Записки охотника», и раскрывает богатый внутренний мир детей.

+

bezhin-lug-glavnye-geroi-45750.jpg

План

  1. Характеристика героев «Бежин Луг»
  2. Главные герои
  3. Второстепенные персонажи
  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Характеристика героев «Бежин Луг»

Главные герои

Павлуша

У него неправильные черты лица, но умный и прямой взгляд серых глаз и звучащая в голосе сила, компенсируют неказистую внешность мальчика. Ему лет 14, среди товарищей пользуется авторитетом. Со знанием дела говорит о природных явлениях, не верит в приметы, реалист. Смелый и решительный. Родом из бедной крестьянской семьи, одет в заплатанную одежду. В конце рассказа автор сообщает, что Павлуша разбился насмерть, упав с лошади.

Федя

Старше всех в компании, мальчик из обеспеченной семьи, хорошо и богато одет. Поездка в ночное для него не способ заработать, а просто развлечение. Красивый, белокурый мальчик, ощущая свое превосходство над остальными детьми, ведет себя покровительственно. В основном, слушает истории мальчиков. Добрый и ласковый, интересуется о здоровье младшей сестренки Вани, просит передать ей, чтобы приходила в гости. Зная о бедности Ваниной семьи, обещает гостинцы.

Ильюша

На вид лет двенадцати, его неприметная внешность выражает чувство постоянной озабоченности. Чистенько и опрятно одет, трудится на бумажной фабрике вместе со своим старшим братом. Ответственный, чувствуется, что знает цену деньгам. Не хвастаясь, но с гордостью говорит о своей принадлежности к рабочему классу. Очень суеверный мальчишка, знает множество народных примет, в которые искренне верит, и поэтому немножко трусоват.

Костя

Маленький и тщедушный мальчишка лет десяти, болезненного вида. Из крайне бедной семьи, очень плохо одет. Веснушчатое, заостренное лицо напоминает белочку. Привлекает внимание печальный и задумчивый взгляд больших и блестящих черных глаз. Немного трусливый, но все равно любит ходить в ночное, и слушать страшные побасенки. Добрый и жалостливый мальчик.

Ваня

Самый неприметный мальчик из всей компании, маленький, лет семи. Все время лежит под рогожкой, произносит всего несколько слов, из которых понятно, что это добрый и отзывчивый мальчик, которому присущи романтические наклонности. С любовью и нежностью относится к младшей сестренке, отказывается от обещанных гостинцев в ее пользу. У него кудрявые русые волосы, и детское личико с тихими, добрыми глазами, когда говорит, немного картавит.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Рассказчиком является сам автор произведения. Заядлый охотник, случайно заблудившийся и попавший на Бежин луг, где встретил мальчиков. Внимательный слушатель, дает емкое описание каждого из мальчиков, а также описание окружающей природы, которую любит и понимает. Хорошо знает и понимает крестьянскую жизнь.

</tr></table>

Это небольшое описание персонажей рассказа «Бежин луг» герои, обыкновенные деревенские мальчишки которого, дают общее представление о нелегкой крестьянской жизни. Отсутствие образования способствует укреплению веры детей в потусторонние силы, а заботы о куске хлеба приводят к их раннему взрослению. По мнению современников Тургенева, типы русских крестьян составляют новое сословие, достойное их подробного описания в литературе.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 12

    В каком году был впервые опубликован рассказ Тургенева «Бежин луг»?</h3>

    • <label>1850;</label>
    • <label>1851;</label>
    • <label>1852;</label>
    • <label>1854;</label>

(новая вкладка)Содержание:

Главные персонажи рассказа

Каждый из главных героев «Бежина луга» индивидуален. Все пятеро мальчиков росли в разных условиях, и потому их характеры различаются, у всех них свой внутренний мир. Перечень основных действующих лиц, помимо рассказчика:

  • Павлуша;
  • Илюша;
  • Костя;
  • Ваня;
  • Федя.

Храбрый Павлуша

Павлуша описан Тургеневым как темноволосый мальчик с серыми глазами и бледным рябым лицом. У него широкие скулы, часто неуклюж и в целом его можно назвать неказистым подростком, хотя автор ему симпатизирует больше остальных. Ему примерно 12 лет. У него хорошая память, в нем сочетаются и сила, и ум. Одет всегда скромно: все вещи в заплатках. Семья настолько бедна, что мальчику приходится ходить босыми ногами.

Павлуша очень храбрый, что подтверждается его поступками. Например, когда собаки с громким лаем кинулись в сторону табуна, подросток самым первым побежал вслед за ними. Несмотря на опасность, он проявил хорошую выдержку. Еще в ту ночь Павлуша пошел за водой на реку, когда все остальные испугались водяного.

Также часто в нем чувствуется чрезмерная ответственность, и несмотря на юный возраст, он ведет себя как взрослый мужчина, доказывая это своим поведением. Даже уходит из жизни мальчишка из-за падения с лошади.

Илюша и Федя

Илюша — заботливый, воспитанный мальчик из семьи с хорошим достатком. Волосы у него желтые, а лицо вытянутое. Немного слеповат. На вид ему 12 лет от роду. Одежду носит новую. Несмотря на обеспеченность семьи (родители — рабочие), с ранних лет работает на бумажной фабрике со своим братом. Также мальчик не раз доказывал, что хорошо знает сельские байки и фольклор. У костра он рассказывал больше всего историй. Суеверен.

Федя — самый старший из всех главных героев рассказа «Бежин луг» — ему 14 лет. Он хорошо сложен, у него стройная фигура и тонкие черты лица. Цвет волос — белокурый. Как и маленький Ваня, он кудрявый. Сам родом из зажиточной семьи — все вещи новые, а сапоги даже подходят по размеру и видно, что не отцовские, как у других ребят. На луг он приехал не столько ради заработка, сколько ради развлечения, ведь семья не нуждается в деньгах.

С остальными ведет себя сдержанно, даже снисходительно, боится пошатнуть свой образ самого взрослого из компании. Переживает о судьбе и здоровье ребят.

Костя и Ваня

Им в произведении отведено меньше всего упоминаний. Косте 10 лет. У него всегда печальное лицо и взгляд, чем он и цепляет автора. Лицо веснушчатое, маленькое, сам весь щупленький, складывается впечатление, что он болен. В отличие от храброго Павлуши, мальчишка славился своей малодушностью: он всего боялся. Родом из бедной семьи, одежда на нем ужасная.

Ваня — самый младший из пятерых мальчишек, ему всего 7 лет. У него русые волосы, большие глаза особенно выделяются на фоне кудряшек. Голосок у него еще тоненький, имеет речевой дефект (картавость). Однако в рассказе ему даже не уделяется достаточно внимания: он на протяжении всего повествования лежит и спит под рогожей. Сам мальчуган незаметный и спокойный, добродушный, с особой любовью отзывается о своей младшей сестры.

В заключение хочется отметить, с какой теплотой Тургенев вспоминает и рисует портрет-описание каждого мальчика. В рассказе «Бежин луг», к какому бы классу ни относились мальчики, автор считает их равными, но неповторимыми. Это он и хочет донести читателю.

Произведение проходят в начале средней школы, где школьник уже может критически поразмыслить и придумать рисунок-иллюстрацию для каждого мальчика или к конкретной сцене.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Главные герои рассказа Тургенева «Бежин луг»

Павлуша — мальчик лет двенадцати. Он из бедных крестьян, в заплатанной одежде. У Павла чёрные, в беспорядке, волосы и серые глаза, скуластое рябое лицо, большая голова и неуклюжее тело. Неказистость этого мальчика компенсировалась привлекательными свойствами его натуры. Павел умён, сообразителен. Он тоже находится в плену суеверий, но менее всех ребят угнетён ими. Мальчик старается найти рациональное объяснение непонятным явлениям. Павел очень смел: он единственный, сев на лошадь, помчался на вой волка, когда другие ребята перепугались. Автор отметил в его лице «смелую удаль и твёрдую решимость». Павлуша так же смело пошёл в ночи к воде, несмотря на пугающие ужасы, которые рассказывали ребята. Когда послышался ему зов утопленника, он всё же зачерпнул воды в котелок. В образе Павла проглядывает ум и замечательный характер мальчика из крестьян, он наиболее симпатичен автору отвагой и рассудительностью. В конце рассказа звучит сожаление автора о преждевременной смерти Павла. Федя — четырнадцатилетний мальчик, внешне привлекательный. Он хорошо одет. Видно, что этот паренёк из богатой крестьянской семьи, что наложило на него отпечаток. Федя держится покровительственно по отношению к другим ребятам, даёт им понять своё превосходство. Впрочем, в отношении к товарищам он добр и ласков. Он в основном слушает рассказы других. Федя так же, как и другие мальчики, одержим суевериями и находится в плену невежества. Автор отмечает постоянную «полувесёлую, полурассеянную» улыбку Феди, он не видит в нём ничего примечательного, кроме пригожей внешности. Ильюша — худенький мальчик, из «фабричных». Автор называет его лицо незначительным, выражающим, «тупую, болезненную заботливость». Впрочем, одет он был опрятно, лапти и онучи у него новые. Он работает на фабрике со своим старшим братом. Мальчик рассказывает достаточно много историй, связанных со сверхъестественными силами и существами. Ильюша запуган больше других, верит разным приметам, ему всюду мерещится нечто потустороннее. Фантазия его большим полётом не отличается. Костя — мальчик лет десяти с маленьким, худеньким веснушчатым лицом. Замечательны на этом незначительном личике большие чёрные глаза. В этих блестящих глазах горело желание высказать нечто, чему у него и слов-то не было. Костя малорослый, тщедушный, одет бедно. В своих суеверных рассказах мальчик проявлял сильную и глубокую фантазию. В нём видна натура поэтическая и душа любящая. Автор отмечал особенный взор Кости, в котором — печаль и задумчивость. Он увидел в нём дар рассказчика. Образ Кости свидетельствует о талантливой душе простого народа.

Второстепенные герои рассказа Тургенева «Бежин луг»

Ваня — мальчик самый незаметный среди других ребят. Ему лет семь, у него тихие добрые глаза, кудрявые светлые волосы. Ваня говорил мало, лёжа под рогожкой. Судя по всему, это добрый ребёнок, любящий свою сестру. Образ Вани как дополнительный штрих, подчёркивающий красоту крестьянских детей. Автор пишет о нём с симпатией. Рассказчик — автор произведения, заблудившийся охотник, случайно вышедший на Бежин луг, где сидели у костра мальчики. Он даёт великолепные описания природы и выразительные характеристики мальчиков. При всех отличиях в характерах ребят объединяет угнетающая их разум тьма суеверия. Безграмотность и невежество сковывают их разум. Тургенев показал, какие возможности таятся в детях крепостных крестьян, как нуждаются они в просвещении.

Еще герои произведений:

Герои повести Карамзина «Бедная Лиза»</li>Герои пьесы Островского «Бедность не порок»</li>Герои повести Троепольского «Белый Бим черное ухо»</li>Герои пьесы Островского «Бесприданница»</li>

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» входит в цикл «Записки охотника». В нём рассказывается, как крестьянские мальчики из соседних деревень стерегли летней ночью табун лошадей и рассказывали друг другу разные былички-поверья. За ночь мальчики рассказали 13 историй. Для них разговоры у костра в ночном были одним из уроков, которые они получали в своей жизни. В ночном было 5 мальчиков, очень разных и интересных. Образы мальчиков помогают понять, как крестьянские дети представляли себе окружающий мир.

Характеристика Феди

Этот красивый, стройный подросток лет 14 был самым старшим из ребят. У него кудрявые белокурые волосы, светлые глаза и постоянная полурассеянная, полувесёлая улыбка.

Федя из богатой крестьянской семьи, он выехал в ночное просто для забавы. Одет этот мальчик в хорошую одежду, сапоги с низкими голенищами были точно его, а не отцовские.

Федя говорил с младшими ребятами иногда с покровительственным видом, а с маленьким Ваней разговаривал ласково. Сам Федяистории не рассказывал, но слушал с интересом, иногда что-то спрашивая и уточняя. Говорил он мало, как будто боясь уронить своё достоинство. Федя, как сын богатого крестьянина, был у ребят «запевалой», начинал разговор, когда мальчики умолкали, и направлял его.

Характеристика Павлуши

Павлуша — мальчик, которому на вид было не больше 12 лет. Он большеголовый, с всклокоченными чёрными волосами, сероглазый, скуластый, большеротый. Лицо у него бледное и рябое. Взгляд у Павла прямой, умный, а в его голосе звучала сила. Одет он был бедно: в простую рубаху и заплатанные штаны.

Павлуша не пересказывал истории, которые слышал от других. Он рассказывал только о том, что сам видел или слышал. Павлуша рассказывал неторопливо, обстоятельно, интересно и даже весело. Этот мальчик любознателен, хочет разобраться в непонятных явлениях. Например, когда Костя спросил у него, кто стонал в яме с водой (бучиле), Павел ответил, что может это жалуется душа утопленного ворами лесника или это лягушки маленькие жалобно кричат.

Многое, что пугает ребят (например, голоса куличков, цапли), Павла не пугает. Он знает, что это такое и объясняет товарищам.

Павлуша — решительный и смелый мальчик. Он не побоялся помчаться за встревоженными собаками на луг. Павел думал, что собаки почуяли волка, но это оказалась ложная тревога.

Характеристика Ильюши

Этому мальчику, как и Павлуше, лет 11–12. Лицо у него вытянутое, горбоносое, подслеповатое, со сдвинутыми бровями и сжатыми губами. На его светловолосой голове была войлочная шапочка, которую он то и дело надвигал на уши. Одет он был опрятно, обут в новые лапти.

Ильюша работает на небольшой бумажной фабрике. Он очень интересуется поверьями, боится нечистой силы. Ильюша пересказывает ребятам множество страшных историй, которые слышал от других людей. Он рассказал только одну историю, которая произошла с ним самим (он с товарищами по работе слышал на фабрике, как там ходил домовой).

К своим и чужим рассказам о нечистой силе Ильюша относится с верой и страхом. Он убеждён в том, что всё так и было.

Когда рассказывают другие ребята, Ильюша постоянно хочет уточнить и исправить их рассказы, желает показать, как много он знает.

Характеристика Кости

Это мальчик лет 10, бедно одетый, худощавый, маленький, с небольшим веснушчатым лицом, тонкими губами и огромными чёрными блестящими глазами. Взгляд его был задумчив и печален. Голос у Кости тонкий.

Костя тоже рассказывал истории (о русалке, об утонувшем Васе). Он трусоват: спрашивает, видели ли здесь волков, вздрагивает от крика цапли.

Характеристика Вани

Этому мальчику лет 7. Он всё время смирно лежал под рогожей, изредка выглядывая из неё. Волосы у него русые и кудрявые, а глаза большие и тихие. Говорит Ваня, слегка картавя.

У этого маленького мальчика поэтичная душа. Когда ребята замолчали, раздался детский голос Вани: «Гляньте-ка, гляньте, ребятки, гляньте на божьи звёздочки — что пчёлки роятся!

Заключение

В рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» мальчики из крестьянских семей говорят о том, что им всего интереснее, и читатель знакомится с их мыслями и чувствами. Характеристики образов мальчиков из рассказа «Бежин луг» помогают понять мир интересов и знаний деревенских детей середины 19 века.

Читайте также: «Бежин луг» — краткое содержание рассказа И. С. ТургеневаВам также будет интересно почитать:Образ и характеристика Бэлы — героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Образ и характеристика Базарова — героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»Сравнительная характеристика Онегина и Ленского — героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»Образ и характеристика Веры — героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/bezhin-lug/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/geroi-bezhin-lug.html
  • https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/geroi-rasskaza-turgeneva-bejin-lug.html
  • https://blmb.ru/xarakteristika-malchikov-iz-rasskaza-bezhin-lug/

«Бежин луг» является одним из самых известных рассказов выдающегося русского писателя И. С. Тургенева. Данный рассказ входит в состав знаменитого цикла «Записки охотника». В этой статье представлено краткое содержание историй мальчиков из рассказа «Бежин луг»: темы, краткий пересказ (таблица, список). Смотрите: — Характеристика всех мальчиков — Все материалы по рассказу «Бежин луг». Истории мальчиков из рассказа «Бежин луг»: темы, краткое содержание, пересказ (таблица, список). Какой теме посвящены истории мальчиков? Страшные истории, рассказан.

Задание: страшные истории мальчиков из рассказа «Бежин луг» 1. История Илюши про домового. Илюша с друзьями (человек десять) заночевали в старой рольне. Как только один из ребят вспомнил домового, у них над головами наверху кто-то стал ходить: доски под ним так и гнулись, так и трещали. По колесу зашумела вода, колесо начало стучать и вертеться, затем вдруг остановилось. Затем кто-то опять пошел к двери наверху, стал неторопливо спускаться по лестнице.

Произведение И. С. Тургенева «Бежин луг» представлено беседой, в которой участвовали все мальчики. Одни были более многословны, другие больше слушали. Но все они испытывали любопытство, ожидая развязку каждой истории. Как и положено, в их возрасте интерес связан не только с «завтрашними работами» и «лошадьми». Рассказ Илюши связан с местом своей работы — фабрикой, где однажды все вынуждены были остаться на ночлег. Именно там воображение ребят разыгралось. Причиной этому стали разные звуки, раздающиеся с верхнего этажа. Илюша утверждал и то, что все четко слышали кашель домового и видели переме.

В рассказе Тургенева «Бежин луг» крестьянские ребятишки, стерегущие ночью лошадей, варят на костре картошку и рассказывают друг другу необычные мистические истории. Особенно много таких деревенских страшилок знает Ильюша. Ильюша — о домовом на бумажной фабрике. Первая его история о домовом на бумажной фабрике, где работает этот двенадцатилетний мальчик. Однажды ему с другими ребятишками пришлось заночевать там. Ночью они услышали необычный шум, шаги по лестнице и странный громкий кашель, но никого не увидели. Всё это напугало мальчишек, они решили, что это был домовой. Костя — о плотнике Гаври.

Ответ на вопрос: Бежин луг: истории мальчиков, таблица. Ответы на часто задаваемые вопросы при подготовке домашнего задания по всем школьным предметам. · Об утопленнике: Мальчик Вася утонул в реке. Мать всегда боялась воды, предчувствовала беду и боялась, когда Вася уходил купаться. Вася стал призраком и живет в реке, заманивает мальчишек.

Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг». Мальчики: их описание, характеристика и рассказы о нечистой силе. Герои: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Краткое изложение и суть произведения. 6 класс, русская литература. Природа в рассказе «Бежин луг». Анализ: тема и проблематика рассказа. «Бежин луг» — рассказ И.С. Тургенева из сборника «Записки охотника». Впервые опубликован в журнале «Современник» в 1851 году. Заблудившись на охоте, рассказчик в темноте выходит к костру крестьянских мальчишек, которые пасут лошадей на лугу. Рассказчик ложится у костра и, притворившись спящим, слушает истории ребят о встречах с нечистой силой. Обложка книги с иллюстрацией А. Пахомова. Мальчиков пятеро.

Их характеристика : Характеристика мальчиков в рассказе «Бежин луг» Имя Характер Внешность Федя Возраст – 14 лет. Федя — самый старший из мальчиков. Сын богатых крестьян. Он одевается хорошо и носит собственные сапоги. Федя ведет себя несколько важно с другими мальчиками. «. стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами…» «.пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок…» «…Сапоги его с низкими голенищами.» Подробнее о Феде >> Павлуша Возраст – 12 лет. Мальчик из очень бедной крестьянск.

Содержание. Истории мальчиков из рассказа “Бежин луг”: темы, краткое содержание, пересказ (таблица, список). Краткое содержание «Бежин луг». Таблицы и задания к уроку по рассказу И.С.Тургенева “Бежин луг”. Краткое содержание Тургенев Бежин луг. И с тургенев – бежин луг: краткое содержание. Истории у костра. Тест по рассказу Бежин луг. Бежин луг. «Прекрасный июльский день». Охотник заблудился. У костра в ночном. Ильюша. Домовой на бумажной фабрике. Говорящий барашек на могиле утопленника. Покойный барин, ищущий разрыв-травы. Родительская суббота. Солнечное затмение и Тришка. Павлуша. Костя. Вст.

В рассказе «Бежин луг» автор характеризует мальчиков по старшинству и сначала описывает Федю: Федя сознает, что он самый старший; дополнительный вес придает ему достаток его семьи. Рассказы мальчиков-пастухов были о таинственных и мистических вещах, это были страшные истории о потустороннем мире, потому что дело происходило ночью, а когда же и рассказывать такие истории, как не ночью. Главным рассказчиком в рассказе Тургенева выступает мальчик Илюша, хотя он был не самым старшим мальчиком, но рассказчик из него был прекрасный, он рассказал остальным ребятам несколько таинственных интересных историй, а они его с интересом слушали.

Составить таблицу с описанием мальчиков из рассказа «Бежин луг». спросил 03 Авг, 19 от манеза в категории школьный раздел. 1 ответ. Какое художественное средство использовал И.С. Тургенев, описывая беседу героев в рассказе «Бежин луг»: «Разговор мальчиков угасал. спросил 16 Июль, 19 от ruruan в категории школьный раздел. Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

В описании этого десятилетнего мальчика Кости в рассказе «Бежин луг» писателем отмечается его задумчивый и печальный взгляд. Он, понурившись, постоянно смотрел куда-то вдаль. У него было худенькое покрытое веснушками лицо, на котором выделялись его чёрные, большие и всегда грустные глаза, острый, словно у белки, подбородок. Страшные истории, которые рассказывали другие деревенские дети, производят на этого мальчика очень сильное впечатление. Он вместе с ними оказался в ночном лесу, и, точно так же, как и они, испугался лая собак, которые почуяли кого-то чужого. Костя, конечно же, не подумал о леших, ему просто было очень страшно в темноте.

Рассказ Тургенева «Бежин луг» был впервые опубликован в 1851 году. Произведение изучается в программе литературы 6 класса. Очерк вошел в цикл рассказов автора «Записки охотника». О чем рассказ Тургенева – сюжет. В рассказе «Бежин луг» Тургенев ведется рассказывание от третьего лица охотника Ивана Петровича. Время шло уже к позднему вечеру, Иван Петрович заблудился, и случайно наткнулся на Бежин Луг, там он встретил пять обычных мальчиков из деревни. Он слушал, о чем говорят ребята, и для себя определил, что у каждого из них что – то есть. Мальчик Костя, обратил на себя внимание охотника, он бы.

Презентация Мальчики в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар. 2 слайд. Описание слайда . В рассказе «Бежин луг» Тургенев ведется рассказывание от третьего лица охотника Ивана Петровича. 10 слайд. Описание слайда: Время шло уже к позднему вечеру, Иван Петрович заблудился, и случайно наткнулся на Бежин Луг, там он встретил пять обычных мальчиков из деревни. Он слушал, о чем говорят ребята, и для себя определил, что у каждого из них что – то есть. 11 слайд.

Ответ на вопрос здесь, ответил 1 человек: Какие истории рассказывали мальчики из рассказа Бежин луг ???? — Знания Сайт. Рассказы мальчиков -это отражение действительности жизни крестьян.Каждый рассказывает свою историю,но все они говорят о страхах,тревогах,переживаниях простых людей.Суеверия,основанные на безграмотности , показывают уровень деревенской жизни.Люди боятся непонятного ,если они не могут объяснить что-либо,то это проделки нечистой силы.Необразованность рождает страхи ,истории детей передают отношение взрослых к жизни,тяжёлой и безрадостной.Покойники в рассказах ,тема смерти -это.

1852 Жанр сборник рассказов Автор Иван Тургенев Язык оригинала русский Дата написания 1852[1] Дата. Бежин луг (И.С. Тургенев). Записки охотника. Титульный лист первого издания. 1852. Жанр. сборник рассказов. Автор. Иван Тургенев. Язык оригинала. русский. Дата написания.

Илюша рассказывает историю о том, как они с приятелями якобы видели домового на бумажной фабрике. Костя повествует о слободском плотнике, известном своей угрюмостью. Его невесёлый нрав объясняется случаем, произошедшим с ним во время похода в лес за орехами. А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: «Бяша, бяша» . Дети начинают говорить о волках, об оборотнях, потом разговор переходит на покойников. Рассказывают о том, что в одном из окрестных сел появлялся покойный барин и что-то искал на земле, а когда его спросили, то ответил, что ищет разрыв траву. Илюша рассказывает, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году.

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» входит в цикл «Записки охотника». В нём рассказывается, как крестьянские мальчики из соседних деревень стерегли летней ночью табун лошадей и рассказывали друг другу разные былички-поверья. За ночь мальчики рассказали 13 историй. Для них разговоры у костра в ночном были одним из уроков, которые они получали в своей жизни. В ночном было 5 мальчиков, очень разных и интересных. Образы мальчиков помогают понять, как крестьянские дети представляли себе окружающий мир.

Костя рассказал историю про угрюмого плотника Гаврилу и русалку. Однажды плотник пошел в лес за орехами, заблудился и присел отдохнуть под деревом. Сквозь дремоту он услышал, как его кто-то зовут, а открыв глаза, увидел русалку. Но бысто опомнился и перекрестился. Тогда русалка заплакала. Когда Гаврила спросил о причинах ее слез, русалка сказала, что хотеля бы, чтобы он до конца дней жил бы с ней и веселился, а так как он перекрестился, это стало невозможным. Ей остается только плакать.

Сочинения. По литературе. Тургенев. Истории мальчиков из рассказа Бежин луг. Рассмотрим темы историй мальчиков, которые перечислены в той последовательности, в котором они рассказываются. 1. Ильюша — рассказ о домовом. Мальчик повествует о том, что в один прекрасный день работники услышали шаги. Возможно, что это был домовой. Он шатался по залам. Когда он начал кашлять, рабочих перепугал до ужаса. 2. Костантин — Тема о Гавриле. О том, как он увидел русалку. Он повествует о том, как Гаврила, живущий поблизости, плутам по лесным тропам. Он не мог найти выход из леса. В поисках выхода, он притоми.

В своем рассказе «Бежин луг», Тургенев повествует о своей случайной встрече с деревенскими мальчиками. Все они – главные герои «Бежина луга», являются крестьянскими детьми, которых писатель описывает в своем произведении с огромной любовью и нежностью. Каждому он дает свою характеристику, описывая внешность героев, имена которых Ваня, Костя, Ильюша, Павлуша, Федор, и их сказки, услышанные у костра. Этот рассказ входит в тургеневский цикл, под общим названием «Записки охотника», и раскрывает богатый внутренний мир детей. Нужна помощь в подготовке к ЕГЭ по литературе? Наши профессиональные репет.

Урок №31, класс 6-Б

Тема. И.С.Тургенев «Бежин луг».Портретная характеристика героев рассказа

Цели урока: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками;  

 выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков;

 развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы;

 воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.

Планируемые результаты:

 формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму;

 выделять и формулировать познавательную цель применять метод информационного поискаустанавливать рабочие отношения;

 научиться составлять характеристику героев.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.

Летний вечер.                                    a856d747f90eefc4d0adde2af4adc0d5.png

За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

 Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

 По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

 И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

 Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

 А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

 И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

3.Целеполагание.

— Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева  мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли  в ночное). 

— Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью)  Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)

— Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем? (Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)

4.Изучение нового материала.

Каждый из вас получил карточку, раскройте её.

— Что вы видите? (текст) Что  это за текст? (Описание, портрет)

 А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении).

 — Что можно узнать по портрету?

 — Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

  1. Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной  улыбкой. (Федя).
  2. У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл;  тело приземистое, неуклюжее.  (Павлуша).
  3. Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки (Илюша)
  4. Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.  (Костя).

Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.

Работа в парах.

Дома вы готовили описание внешности главных героев. Зачитайте  ваше описание друг другу.

— Согласны, что правильно определили героя?

—  Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани.

— Почему же?

img14.jpg

5.Физминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

6.Закрепление материала.

— Почему крестьянские ребятишки оказались  ночью на Бежином  лугу?

«Это были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун» 

— Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы это знаете? (Федя. По одёжке)

— Сколько лет было детям?(Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

— Что готовили мальчики? (картошку)

Ответить письменно на вопросы:

1.О чём говорят мальчики у костра?  Они  говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.

2.Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голубе может быть, солнечное  затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут.

3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.

4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

— Дети интересны охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.

— Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили?  (С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С др. стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)

— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

img5.jpgimg6.jpg

img9.jpgslide_8.jpg

img8.jpg

— Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их  воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

7. Итог урока

     В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.  И хотя он и  показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении  Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

    Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

     Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

     Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только  на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь  окружена лишь враждебными человеку духами.

     Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

     Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской  непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.

Рефлексия

8.Домашнее задание.

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Урок родного языка в 6 классе

Тема: «Диалектизмы Орловского края»

Вид урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с диалектизмами Орловского края на примере литературных произведений писателей-орловцев; формировать умение понимать специфику и структуру диалектных слов.

Планируемые результаты

Предметные:

—   организация деятельности учащихся по изучению диалектизмов на примере лингвистического анализа художественного текста;

— формирование умения находить в текстах диалектные слова, определять их роль;

— развитие умения понимать связь литературного произведения с эпохой его написания;

—  повторение теоретических сведений и знакомство с новыми.

Метапредметные:

—  умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий (регулятивные УУД);

 — формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками (коммуникативные УУД);

— смысловое чтение, развитие навыка работы с таблицей, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей (познавательные УУД).

Личностные:

—  обогащение словарного запаса учащихся;

— поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, уважительного отношения к родному языку, осознание эстетической ценности литературного произведения.

Ход урока:

I. Организационный этап.

— Здравствуйте. Садитесь. Я рада нашей новой встрече на уроке родного языка и готова вместе с вами к увлекательному путешествию в мир слов, где нас ждет много загадок и интересных открытий.

2. Мотивация.

-А любите ли вы «поломать голову» над интересной задачей? Одной из таких словесных задач является кроссворд. Знаете ли вы, почему так называется это головоломка?

Выступление с сообщением заранее подготовленного ученика.

Слово кроссворд пришло к нам из английского языка. Оно образовано путем сложения двух слов: cross « крест, перекрестие» и word « слово». Таким образом, слово буквально переводится «пересечение слов», что отражает структуру кроссворда.

 -Теперь нам ясно, почему в слове пишется удвоенная согласная. Как называются слова,  пришедшие к нам из других языков? Подберите синонимы к этому слову.

Запишем в тетрадь:

Кроссворд (cross + word) – головоломка, игра, задача.

3. Актуализация.

-Я предлагаю вспомнить изученный материал, разгадывая кроссворд.

Работа с кроссвордом.

  1. Как называется слово с похожим лексическим значением?
  2. Название раздела науки о языке, изучающего строение словосочетаний и предложений.
  3. Название раздела науки о языке, изучающего звуки речи.
  4. Какой раздела языка изучает слова как части речи?
  5. Как называется слово, употребляемое только жителями  определенной местности?
  6. Как называют весь словарный состав языка?
  7. Кто автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка»?

Характеристика мальчишек из рассказа бежин луг

— Ребята, подумайте, о каком из этих слов К. Паустовский сказал: «Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно»?

4. Целеполагание. Постановка проблемы.

Предлагаю послушать, что о диалектизмах рассказал в своём стихотворении Н.А. Жданович.

Прослушивание стихотворения (читает подготовленный ученик)

Николай Александрович Жданович
Диалектизмы

Слова и словосочетания
В  отдельной местности рождённые,
Где говор и наречия народные, –
Диалектизмов суть и понимание.

Диалектные, местные слова,
Волею поэтов и писателей,
Ведут к обогащенью языка,
Как златоносная руда старателей.

Вопросы :

-Где рождаются диалектизмы?

-Кто создает диалектные слова? В чьей речи они рождаются?

-Кто использует в своих произведениях диалектизмы?

-Какова, по мнению Ждановича, роль диалектизмов в литературных произведениях?

-А знаете ли вы, какие бывают диалектизмы, на какие группы их можно разделить?

На прошлом занятии мы уже говорили о местных словах. Вспомните,  какие диалектные зоны можно выделить? Найдите на карте наш областной город. В какой диалектной зоне находится Орловский край?

-Важно ли нам изучать диалектные слова нашей местности?

Исходя из моих вопросов, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Диалектизмы Орловского края.

-Каких писателей, живших на Орловской земле, вы знаете?

Сегодня мы с вами понаблюдаем, какими особенностями  обладают диалектизмы нашей  местности, а помогут нам в этом литературные произведения писателей Орловского края.

Результаты наших открытий мы запишем в специальную таблицу(учитель раздает индивидуальные таблицы учащимся).

5. Изучение нового материала.

(Первоначальный вид таблицы)

Особые признаки диалектных слов    

Вид диалектизма

Примеры

У диалектизмов есть общеупотребительные  слова-синонимы с другим корнем. Известные предметы названы по-другому.

__________- крестьянская одежда вроде пальто.

_________- крутой поворот в овраге.

__________- глубокая яма с непересыхающей водой.

__________- беззаботный человек, не приспособленный к труду.

Диалектизмы отличаются от  общеупотребительных слов только в произношении отдельных звуков.

___________ —  ______________

____________-   _____________

___________   —  _____________

___________ —   _____________

Диалектизмы отличаются от слов литературного языка морфемным составом, т.е. образуется однокоренное слово с другими приставками или суффиксами

___________   —  ______________

___________   —    _______________

Диалектизмы и общеупотребительные слова отличаются некоторыми грамматическими признаками, свойственными определенным частям речи (диалектные слова склоняются или спрягаются по-другому).

Рассмотрим несколько отрывков, внимание на экран:

1)Наблюдение за первой группой диалектизмов.

«Идёт в чём был: …одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются…»  (Н.С. Лесков «Левша»)

«Шёл я из Каменной Гряды в Шашкино; … а потом лужком пошёл — знаешь, там, где он сугибелью выходит, там ведь есть бучило; знаешь, оно ещё всё камышом заросло…» (И.С. Тургенев «Бежин луг»)

«От него отказались, как от человека ни на какую работу не годного – «лядащего», как говорится у нас в Орле».  (И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч»)

Обратим внимание на подчеркнутые слова в каждом отрывке. Известны вам значения этих слов? Впервой строке таблицы есть их объяснения. Попробуем определить значения и заполнить пропуски.

В первом примере легко догадаться, что речь идет об одежде, во втором – о природных объектах, а в третьем отрывке дана характеристика человека с пометкой: так говорят в Орле. Делаем вывод: у этих слов есть общеупотребительные синонимы. Какой раздел науки о языке изучает синонимы и значения слов? Какие же это будут виды диалектизмов? Запишем вывод в таблицу: лексические (учитель записывает термин на доске).

2)Наблюдение за второй группой диалектизмов.

— Прослушайте отрывки и найдите слова, которые отличаются своим произношением от привычных нам слов?

«Ступай, мол, Ермил, на пошту».  (И.С. Тургенев «Бежин луг»)

«Тришка – эвто будет такой человек удивительный, который придёт… Все как крикнут: «Ой, Тришка идёт!»- да кто куды! Староста наш в канаву залез; старостиха в подворотне застряла, благим матом кричит, свою же дворовую собаку так запужала, что та с цепи долой…» (И.С. Тургенев «Бежин луг»)

Найдём в таблице строчку для диалектизмов, которые отличаются произношением, выпишем примеры таких слов и их литературную норму. В чем заключается различие?

Эвто – вставка звука [ в];  пошта — замена звука и т.д.

 — Какой раздел языка изучает звуки? Как мы назовём такие диалектизмы? Запишем вывод в таблицу: фонетические.

Иван Бунин, ещё один известный писатель Орловщины, так сказал об одном из своих героев: «…говор старинный, косолапый, крупный. Он говорит: що, каго, яго, маяго, табе, сабе, таперь, но всё как-то так, что слушать его – большое удовольствие…»

Прислушаемся и мы к этому говору. Слышите, как в произношении отчетливо выделяются а и я. Эти явления характерны для южного говора, они получили названия – аканье и яканье, запишем их в таблицу. А как звучит «что» в речи бунинского героя? Происходит замена [ч] на мягкий [щ]. Такое произношение называется щоканье, запишите этот термин. И  еще одна яркая особенность живой речи, которая выдаёт жителей южной части страны – это особое произношение звука [г]!

Вы слышали в речи своих знакомых такое произношение (учитель произносит фрикативный звук): где, голубь, друг, нога? И герой Бунина говорит так же. В науке такое произношение называют фрикативное. Запишем в таблицу: фрикативный [г] — [друх].

(При технической возможности оснащения класса можно включить запись живой местной речи и предложить детям понаблюдать за фонетическими особенностями орловского говора.)

Такое произношение не является нормой русского языка, и в своей речи нужно стараться избегать такого говорения!

3)Наблюдение за третьей группой диалектизмов.

«А слышали вы, ребятки, — начал Илюша, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?»  (И.С. Тургенев «Бежин луг»)

«Страх такой меня взял, братцы мои: время-то позднее, да и голос такой болезный. Так вот, кажется, сам бы и заплакал». (И.С. Тургенев «Бежин луг»)

Обратите внимание на выделенные слова. Так ли мы употребляем их в речи? Как правильно сказать: намедни или намеднись; болезненный или болезный? Запишем эти пары слов в таблицу. Что в таблице сказано про особые признаки таких диалектизмов? Давайте рассмотрим их морфемный состав. Чем они отличаются?

-Как назвать вид таких диалектных слов, если расхождение связано с образованием слова? Запишем вид в таблицу: словообразовательные.

— Попробуйте самостоятельно найти подобные диалектные слова в отрывке:

«Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил, а пришёл в свою квартиру, велел денщику подать из погребца фляжку кавказской водки».  (Н.С. Лесков «Левша»)

-Назовите, какими морфемами отличаются диалектизмы от общеупотребительных слов?

4) Наблюдение за четвертой группой диалектизмов.

       «Этот Ваня …  кладе за пазуху краюшечкю и отправляется на этот самый караул..»   (И.А.Бунин «Сказки»)

  — Назовите слова, которые передают  действия Вани. Если глагол «отправляется» употреблён в привычной нам форме, то у глагола «кладе» изменилось окончание. Запишем в последнюю строку таблицы этот пример: кладе — кладет. Перед нами не просто фонетическое изменение слова. Окончание –ёт многое может рассказать о слове. Приведите примеры слов с таким окончанием.

— Слова какой части речи вы называете?

-В каком лице стоят названные вами глаголы?

— Какого они спряжения?

— Может ли окончание –е рассказать нам об этом?

Все эти признаки связаны с определением части речи. Заглянем в таблицу, что в ней сказано про особенности таких диалектизмов? Как мы назовём такие диалектизмы, если различия связаны с признаками частей речи? Запишем вывод: морфологические.

 В отрывке из рассказа Бунина есть еще одно диалектное слово. Какое? (Делаются выводы, что в слове наблюдается только мягкое произношение одного звука, значит, это фонетический диалектизм).

И снова обратимся к строчке из рассказа Тургенева «Бежин луг». Понаблюдайте, написание какого слова противоречит грамматическим нормам русского языка? Можете первоначально обсудить свои выводы с соседом по парте:

«Но а говорят, прежде красавица была. Водяной её испортил… не ожидал, что её скоро вытащут». (И.С. Тургенев «Бежин луг»)

Использование окончаний –ут/-ют вместо –ат/-ят – это тоже одна из особенностей местного диалекта.

6. Систематизация знаний. Выводы.

— Скажите, можем ли мы теперь ответить на вопрос, заданный в начале урока: какие бывают диалектизмы, на какие группы их можно разделить?

— Какими особенностями обладает каждый вид диалектных слов?

(Законченный вид таблицы)

Особые признаки диалектных слов    

Виды диалектизмов

Примеры

У диалектизмов есть общеупотребительные  слова-синонимы с другим корнем. Известные предметы названы по-другому.

Лексические

озямчик— крестьянская одежда вроде пальто.

сугибель— крутой поворот в овраге.

бучило — глубокая яма с непересыхающей водой.

лядащий — беззаботный человек, не приспособленный к труду.

Диалектизмы отличаются от  общеупотребительных слов только в произношении отдельных звуков.

Фонетические

Пошта-почта

Эвто-это

Куды-куда

Запужала-запугала

Аканье, яканье [а]

Щоканье (что-що)

фрикативный [г] — [друх]

Диалектизмы отличаются от слов литературного языка морфемным составом, т.е. образуется однокоренное слово с другими приставками или суффиксами

Словообразовательные

Характеристика мальчишек из рассказа бежин лугХарактеристика мальчишек из рассказа бежин луг

Намеднись-намедни

Болезный-болезненный

Диалектизмы и общеупотребительные слова отличаются некоторыми грамматическими признаками, свойственными определенным частям речи (диалектные слова склоняются или спрягаются по-другому).

Морфологические

Кладе-кладет

Характеристика мальчишек из рассказа бежин луг

Вытащут-вытащатХарактеристика мальчишек из рассказа бежин луг

— С отрывками из текстов каких писателей вы работали на уроке?

— Скажите, если  диалектизмы не соответствуют нормам родного языка, то зачем писатели используют такие слова в своих произведениях?

— Что помогают передать диалектизмы?

— Почему мы изучаем диалектные слова на уроках родного языка?

— Какие диалектизмы вам запомнились? Почему?

— Можем ли мы утверждать, что диалектизмы остались только на страницах произведений и они не встречаются нам в живой речи?

Писатели обращаются к диалектизмам, чтобы воспроизвести особенности речи и быта героев своих произведений.

Диалектные слова понемногу уходят из нашей речи, однако они не исчезли совсем. Диалектизмы в какой-то степени украшают нашу речь, потому что в них много метких слов, ярких выражений.

Изучая диалекты своей местности, мы бережно храним память о говоре наших предков, историю и культуру родного края.

Давайте сравним наши выводы с высказыванием доктора филологических наук Г.Г. Мельниченко: «Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность — сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи».

-Согласны ли вы утверждением ученого?

-Как вы думаете, как ученые стараются сохранить эти «неоценимые сокровища живой народной речи»?          

Создаются словари диалектных слов определенной местности. Вспомните, началом какого словаря стало диалектное слово «замолаживать»?

7. Домашнее задание.

Я предлагаю и вам попробовать себя в роли ученых-исследователей. Выберите себе одно задание на дом:

  1. Найдите примеры диалектизмов в произведениях писателей-орловцев, запишите в тетрадь толкование слов.
  2. В Википедии или других научных источниках найдите не названные сегодня фонетические особенности южных диалектов.
  3. Понаблюдайте за речью своих бабушек, дедушек и других взрослых, постарайтесь отметить диалектные особенности в их языке.

8. Рефлексия. Оценивание.

Чем запомнится вам сегодняшний урок?

Закончите предложения:

— Сегодня на уроке я понял… 
— Мне было трудно … 
— Мне понравилось… 
— Я доволен

— Чью работу на уроке вы хотите похвалить?

Ребята, благодарю вас за работу на уроке! До новых встреч!

Использованная литература:

Колесов В.В. История русского языка в рассказах. –М.: Просвещение, 1982.-191с.

Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.1 /[В.П. Полухина, В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной.-5-е изд. – М.: Просвещение,2015.-303с.

Энциклопедия для детей. Т.10 Языкознание. Русский язык.- 3-е изд.Гл.ред. М.Д.Аксенова.-М.: Аванта+, 2002.-704с.

  • Характеристика мальчиков из рассказа бежин луг характер
  • Характеристика мари из сказки щелкунчик
  • Характеристика матрены из рассказа матренин двор
  • Характеристика малыш из сказки малыш и карлсон
  • Характеристика маленького принца из рассказа маленький принц