Автор На чтение 13 мин. Просмотров 8 Опубликовано
В своем рассказе «Бежин луг», Тургенев повествует о своей случайной встрече с деревенскими мальчиками. Все они – главные герои «Бежина луга», являются крестьянскими детьми, которых писатель описывает в своем произведении с огромной любовью и нежностью. Каждому он дает свою характеристику, описывая внешность героев, имена которых Ваня, Костя, Ильюша, Павлуша, Федор, и их сказки, услышанные у костра. Этот рассказ входит в тургеневский цикл, под общим названием «Записки охотника», и раскрывает богатый внутренний мир детей.
+
План
- Характеристика героев «Бежин Луг»
- Главные герои
- Второстепенные персонажи
- Полезные ссылки
- Тест по произведению
Характеристика героев «Бежин Луг»
Главные герои
Павлуша | У него неправильные черты лица, но умный и прямой взгляд серых глаз и звучащая в голосе сила, компенсируют неказистую внешность мальчика. Ему лет 14, среди товарищей пользуется авторитетом. Со знанием дела говорит о природных явлениях, не верит в приметы, реалист. Смелый и решительный. Родом из бедной крестьянской семьи, одет в заплатанную одежду. В конце рассказа автор сообщает, что Павлуша разбился насмерть, упав с лошади. |
Федя | Старше всех в компании, мальчик из обеспеченной семьи, хорошо и богато одет. Поездка в ночное для него не способ заработать, а просто развлечение. Красивый, белокурый мальчик, ощущая свое превосходство над остальными детьми, ведет себя покровительственно. В основном, слушает истории мальчиков. Добрый и ласковый, интересуется о здоровье младшей сестренки Вани, просит передать ей, чтобы приходила в гости. Зная о бедности Ваниной семьи, обещает гостинцы. |
Ильюша | На вид лет двенадцати, его неприметная внешность выражает чувство постоянной озабоченности. Чистенько и опрятно одет, трудится на бумажной фабрике вместе со своим старшим братом. Ответственный, чувствуется, что знает цену деньгам. Не хвастаясь, но с гордостью говорит о своей принадлежности к рабочему классу. Очень суеверный мальчишка, знает множество народных примет, в которые искренне верит, и поэтому немножко трусоват. |
Костя | Маленький и тщедушный мальчишка лет десяти, болезненного вида. Из крайне бедной семьи, очень плохо одет. Веснушчатое, заостренное лицо напоминает белочку. Привлекает внимание печальный и задумчивый взгляд больших и блестящих черных глаз. Немного трусливый, но все равно любит ходить в ночное, и слушать страшные побасенки. Добрый и жалостливый мальчик. |
Ваня |
Самый неприметный мальчик из всей компании, маленький, лет семи. Все время лежит под рогожкой, произносит всего несколько слов, из которых понятно, что это добрый и отзывчивый мальчик, которому присущи романтические наклонности. С любовью и нежностью относится к младшей сестренке, отказывается от обещанных гостинцев в ее пользу. У него кудрявые русые волосы, и детское личико с тихими, добрыми глазами, когда говорит, немного картавит.
</tr></table>
Второстепенные персонажи
Рассказчиком является сам автор произведения. Заядлый охотник, случайно заблудившийся и попавший на Бежин луг, где встретил мальчиков. Внимательный слушатель, дает емкое описание каждого из мальчиков, а также описание окружающей природы, которую любит и понимает. Хорошо знает и понимает крестьянскую жизнь.
</tr></table>
Это небольшое описание персонажей рассказа «Бежин луг» герои, обыкновенные деревенские мальчишки которого, дают общее представление о нелегкой крестьянской жизни. Отсутствие образования способствует укреплению веры детей в потусторонние силы, а заботы о куске хлеба приводят к их раннему взрослению. По мнению современников Тургенева, типы русских крестьян составляют новое сословие, достойное их подробного описания в литературе.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 12
В каком году был впервые опубликован рассказ Тургенева «Бежин луг»?</h3>
- <label>1850;</label>
- <label>1851;</label>
- <label>1852;</label>
- <label>1854;</label>
(новая вкладка)Содержание:
Главные персонажи рассказа
Каждый из главных героев «Бежина луга» индивидуален. Все пятеро мальчиков росли в разных условиях, и потому их характеры различаются, у всех них свой внутренний мир. Перечень основных действующих лиц, помимо рассказчика:
- Павлуша;
- Илюша;
- Костя;
- Ваня;
- Федя.
Храбрый Павлуша
Павлуша описан Тургеневым как темноволосый мальчик с серыми глазами и бледным рябым лицом. У него широкие скулы, часто неуклюж и в целом его можно назвать неказистым подростком, хотя автор ему симпатизирует больше остальных. Ему примерно 12 лет. У него хорошая память, в нем сочетаются и сила, и ум. Одет всегда скромно: все вещи в заплатках. Семья настолько бедна, что мальчику приходится ходить босыми ногами.
Павлуша очень храбрый, что подтверждается его поступками. Например, когда собаки с громким лаем кинулись в сторону табуна, подросток самым первым побежал вслед за ними. Несмотря на опасность, он проявил хорошую выдержку. Еще в ту ночь Павлуша пошел за водой на реку, когда все остальные испугались водяного.
Также часто в нем чувствуется чрезмерная ответственность, и несмотря на юный возраст, он ведет себя как взрослый мужчина, доказывая это своим поведением. Даже уходит из жизни мальчишка из-за падения с лошади.
Илюша и Федя
Илюша — заботливый, воспитанный мальчик из семьи с хорошим достатком. Волосы у него желтые, а лицо вытянутое. Немного слеповат. На вид ему 12 лет от роду. Одежду носит новую. Несмотря на обеспеченность семьи (родители — рабочие), с ранних лет работает на бумажной фабрике со своим братом. Также мальчик не раз доказывал, что хорошо знает сельские байки и фольклор. У костра он рассказывал больше всего историй. Суеверен.
Федя — самый старший из всех главных героев рассказа «Бежин луг» — ему 14 лет. Он хорошо сложен, у него стройная фигура и тонкие черты лица. Цвет волос — белокурый. Как и маленький Ваня, он кудрявый. Сам родом из зажиточной семьи — все вещи новые, а сапоги даже подходят по размеру и видно, что не отцовские, как у других ребят. На луг он приехал не столько ради заработка, сколько ради развлечения, ведь семья не нуждается в деньгах.
С остальными ведет себя сдержанно, даже снисходительно, боится пошатнуть свой образ самого взрослого из компании. Переживает о судьбе и здоровье ребят.
Костя и Ваня
Им в произведении отведено меньше всего упоминаний. Косте 10 лет. У него всегда печальное лицо и взгляд, чем он и цепляет автора. Лицо веснушчатое, маленькое, сам весь щупленький, складывается впечатление, что он болен. В отличие от храброго Павлуши, мальчишка славился своей малодушностью: он всего боялся. Родом из бедной семьи, одежда на нем ужасная.
Ваня — самый младший из пятерых мальчишек, ему всего 7 лет. У него русые волосы, большие глаза особенно выделяются на фоне кудряшек. Голосок у него еще тоненький, имеет речевой дефект (картавость). Однако в рассказе ему даже не уделяется достаточно внимания: он на протяжении всего повествования лежит и спит под рогожей. Сам мальчуган незаметный и спокойный, добродушный, с особой любовью отзывается о своей младшей сестры.
В заключение хочется отметить, с какой теплотой Тургенев вспоминает и рисует портрет-описание каждого мальчика. В рассказе «Бежин луг», к какому бы классу ни относились мальчики, автор считает их равными, но неповторимыми. Это он и хочет донести читателю.
Произведение проходят в начале средней школы, где школьник уже может критически поразмыслить и придумать рисунок-иллюстрацию для каждого мальчика или к конкретной сцене.
Еще тесты
Читайте также
Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова
Главные герои рассказа Тургенева «Бежин луг»
Павлуша — мальчик лет двенадцати. Он из бедных крестьян, в заплатанной одежде. У Павла чёрные, в беспорядке, волосы и серые глаза, скуластое рябое лицо, большая голова и неуклюжее тело. Неказистость этого мальчика компенсировалась привлекательными свойствами его натуры. Павел умён, сообразителен. Он тоже находится в плену суеверий, но менее всех ребят угнетён ими. Мальчик старается найти рациональное объяснение непонятным явлениям. Павел очень смел: он единственный, сев на лошадь, помчался на вой волка, когда другие ребята перепугались. Автор отметил в его лице «смелую удаль и твёрдую решимость». Павлуша так же смело пошёл в ночи к воде, несмотря на пугающие ужасы, которые рассказывали ребята. Когда послышался ему зов утопленника, он всё же зачерпнул воды в котелок. В образе Павла проглядывает ум и замечательный характер мальчика из крестьян, он наиболее симпатичен автору отвагой и рассудительностью. В конце рассказа звучит сожаление автора о преждевременной смерти Павла. Федя — четырнадцатилетний мальчик, внешне привлекательный. Он хорошо одет. Видно, что этот паренёк из богатой крестьянской семьи, что наложило на него отпечаток. Федя держится покровительственно по отношению к другим ребятам, даёт им понять своё превосходство. Впрочем, в отношении к товарищам он добр и ласков. Он в основном слушает рассказы других. Федя так же, как и другие мальчики, одержим суевериями и находится в плену невежества. Автор отмечает постоянную «полувесёлую, полурассеянную» улыбку Феди, он не видит в нём ничего примечательного, кроме пригожей внешности. Ильюша — худенький мальчик, из «фабричных». Автор называет его лицо незначительным, выражающим, «тупую, болезненную заботливость». Впрочем, одет он был опрятно, лапти и онучи у него новые. Он работает на фабрике со своим старшим братом. Мальчик рассказывает достаточно много историй, связанных со сверхъестественными силами и существами. Ильюша запуган больше других, верит разным приметам, ему всюду мерещится нечто потустороннее. Фантазия его большим полётом не отличается. Костя — мальчик лет десяти с маленьким, худеньким веснушчатым лицом. Замечательны на этом незначительном личике большие чёрные глаза. В этих блестящих глазах горело желание высказать нечто, чему у него и слов-то не было. Костя малорослый, тщедушный, одет бедно. В своих суеверных рассказах мальчик проявлял сильную и глубокую фантазию. В нём видна натура поэтическая и душа любящая. Автор отмечал особенный взор Кости, в котором — печаль и задумчивость. Он увидел в нём дар рассказчика. Образ Кости свидетельствует о талантливой душе простого народа.
Второстепенные герои рассказа Тургенева «Бежин луг»
Ваня — мальчик самый незаметный среди других ребят. Ему лет семь, у него тихие добрые глаза, кудрявые светлые волосы. Ваня говорил мало, лёжа под рогожкой. Судя по всему, это добрый ребёнок, любящий свою сестру. Образ Вани как дополнительный штрих, подчёркивающий красоту крестьянских детей. Автор пишет о нём с симпатией. Рассказчик — автор произведения, заблудившийся охотник, случайно вышедший на Бежин луг, где сидели у костра мальчики. Он даёт великолепные описания природы и выразительные характеристики мальчиков. При всех отличиях в характерах ребят объединяет угнетающая их разум тьма суеверия. Безграмотность и невежество сковывают их разум. Тургенев показал, какие возможности таятся в детях крепостных крестьян, как нуждаются они в просвещении.
Еще герои произведений:
Герои повести Карамзина «Бедная Лиза»</li>Герои пьесы Островского «Бедность не порок»</li>Герои повести Троепольского «Белый Бим черное ухо»</li>Герои пьесы Островского «Бесприданница»</li>
Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» входит в цикл «Записки охотника». В нём рассказывается, как крестьянские мальчики из соседних деревень стерегли летней ночью табун лошадей и рассказывали друг другу разные былички-поверья. За ночь мальчики рассказали 13 историй. Для них разговоры у костра в ночном были одним из уроков, которые они получали в своей жизни. В ночном было 5 мальчиков, очень разных и интересных. Образы мальчиков помогают понять, как крестьянские дети представляли себе окружающий мир.
Характеристика Феди
Этот красивый, стройный подросток лет 14 был самым старшим из ребят. У него кудрявые белокурые волосы, светлые глаза и постоянная полурассеянная, полувесёлая улыбка.
Федя из богатой крестьянской семьи, он выехал в ночное просто для забавы. Одет этот мальчик в хорошую одежду, сапоги с низкими голенищами были точно его, а не отцовские.
Федя говорил с младшими ребятами иногда с покровительственным видом, а с маленьким Ваней разговаривал ласково. Сам Федяистории не рассказывал, но слушал с интересом, иногда что-то спрашивая и уточняя. Говорил он мало, как будто боясь уронить своё достоинство. Федя, как сын богатого крестьянина, был у ребят «запевалой», начинал разговор, когда мальчики умолкали, и направлял его.
Характеристика Павлуши
Павлуша — мальчик, которому на вид было не больше 12 лет. Он большеголовый, с всклокоченными чёрными волосами, сероглазый, скуластый, большеротый. Лицо у него бледное и рябое. Взгляд у Павла прямой, умный, а в его голосе звучала сила. Одет он был бедно: в простую рубаху и заплатанные штаны.
Павлуша не пересказывал истории, которые слышал от других. Он рассказывал только о том, что сам видел или слышал. Павлуша рассказывал неторопливо, обстоятельно, интересно и даже весело. Этот мальчик любознателен, хочет разобраться в непонятных явлениях. Например, когда Костя спросил у него, кто стонал в яме с водой (бучиле), Павел ответил, что может это жалуется душа утопленного ворами лесника или это лягушки маленькие жалобно кричат.
Многое, что пугает ребят (например, голоса куличков, цапли), Павла не пугает. Он знает, что это такое и объясняет товарищам.
Павлуша — решительный и смелый мальчик. Он не побоялся помчаться за встревоженными собаками на луг. Павел думал, что собаки почуяли волка, но это оказалась ложная тревога.
Характеристика Ильюши
Этому мальчику, как и Павлуше, лет 11–12. Лицо у него вытянутое, горбоносое, подслеповатое, со сдвинутыми бровями и сжатыми губами. На его светловолосой голове была войлочная шапочка, которую он то и дело надвигал на уши. Одет он был опрятно, обут в новые лапти.
Ильюша работает на небольшой бумажной фабрике. Он очень интересуется поверьями, боится нечистой силы. Ильюша пересказывает ребятам множество страшных историй, которые слышал от других людей. Он рассказал только одну историю, которая произошла с ним самим (он с товарищами по работе слышал на фабрике, как там ходил домовой).
К своим и чужим рассказам о нечистой силе Ильюша относится с верой и страхом. Он убеждён в том, что всё так и было.
Когда рассказывают другие ребята, Ильюша постоянно хочет уточнить и исправить их рассказы, желает показать, как много он знает.
Характеристика Кости
Это мальчик лет 10, бедно одетый, худощавый, маленький, с небольшим веснушчатым лицом, тонкими губами и огромными чёрными блестящими глазами. Взгляд его был задумчив и печален. Голос у Кости тонкий.
Костя тоже рассказывал истории (о русалке, об утонувшем Васе). Он трусоват: спрашивает, видели ли здесь волков, вздрагивает от крика цапли.
Характеристика Вани
Этому мальчику лет 7. Он всё время смирно лежал под рогожей, изредка выглядывая из неё. Волосы у него русые и кудрявые, а глаза большие и тихие. Говорит Ваня, слегка картавя.
У этого маленького мальчика поэтичная душа. Когда ребята замолчали, раздался детский голос Вани: «Гляньте-ка, гляньте, ребятки, гляньте на божьи звёздочки — что пчёлки роятся!
Заключение
В рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» мальчики из крестьянских семей говорят о том, что им всего интереснее, и читатель знакомится с их мыслями и чувствами. Характеристики образов мальчиков из рассказа «Бежин луг» помогают понять мир интересов и знаний деревенских детей середины 19 века.
Читайте также: «Бежин луг» — краткое содержание рассказа И. С. ТургеневаВам также будет интересно почитать:Образ и характеристика Бэлы — героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Образ и характеристика Базарова — героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»Сравнительная характеристика Онегина и Ленского — героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»Образ и характеристика Веры — героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/bezhin-lug/glavnye-geroi-harakteristika.html
- https://nauka.club/literatura/sochineniya/geroi-bezhin-lug.html
- https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/geroi-rasskaza-turgeneva-bejin-lug.html
- https://blmb.ru/xarakteristika-malchikov-iz-rasskaza-bezhin-lug/
«Бежин луг» является одним из самых известных рассказов выдающегося русского писателя И. С. Тургенева. Данный рассказ входит в состав знаменитого цикла «Записки охотника». В этой статье представлено краткое содержание историй мальчиков из рассказа «Бежин луг»: темы, краткий пересказ (таблица, список). Смотрите: — Характеристика всех мальчиков — Все материалы по рассказу «Бежин луг». Истории мальчиков из рассказа «Бежин луг»: темы, краткое содержание, пересказ (таблица, список). Какой теме посвящены истории мальчиков? Страшные истории, рассказан.
Задание: страшные истории мальчиков из рассказа «Бежин луг» 1. История Илюши про домового. Илюша с друзьями (человек десять) заночевали в старой рольне. Как только один из ребят вспомнил домового, у них над головами наверху кто-то стал ходить: доски под ним так и гнулись, так и трещали. По колесу зашумела вода, колесо начало стучать и вертеться, затем вдруг остановилось. Затем кто-то опять пошел к двери наверху, стал неторопливо спускаться по лестнице.
Произведение И. С. Тургенева «Бежин луг» представлено беседой, в которой участвовали все мальчики. Одни были более многословны, другие больше слушали. Но все они испытывали любопытство, ожидая развязку каждой истории. Как и положено, в их возрасте интерес связан не только с «завтрашними работами» и «лошадьми». Рассказ Илюши связан с местом своей работы — фабрикой, где однажды все вынуждены были остаться на ночлег. Именно там воображение ребят разыгралось. Причиной этому стали разные звуки, раздающиеся с верхнего этажа. Илюша утверждал и то, что все четко слышали кашель домового и видели переме.
В рассказе Тургенева «Бежин луг» крестьянские ребятишки, стерегущие ночью лошадей, варят на костре картошку и рассказывают друг другу необычные мистические истории. Особенно много таких деревенских страшилок знает Ильюша. Ильюша — о домовом на бумажной фабрике. Первая его история о домовом на бумажной фабрике, где работает этот двенадцатилетний мальчик. Однажды ему с другими ребятишками пришлось заночевать там. Ночью они услышали необычный шум, шаги по лестнице и странный громкий кашель, но никого не увидели. Всё это напугало мальчишек, они решили, что это был домовой. Костя — о плотнике Гаври.
Ответ на вопрос: Бежин луг: истории мальчиков, таблица. Ответы на часто задаваемые вопросы при подготовке домашнего задания по всем школьным предметам. · Об утопленнике: Мальчик Вася утонул в реке. Мать всегда боялась воды, предчувствовала беду и боялась, когда Вася уходил купаться. Вася стал призраком и живет в реке, заманивает мальчишек.
Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг». Мальчики: их описание, характеристика и рассказы о нечистой силе. Герои: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Краткое изложение и суть произведения. 6 класс, русская литература. Природа в рассказе «Бежин луг». Анализ: тема и проблематика рассказа. «Бежин луг» — рассказ И.С. Тургенева из сборника «Записки охотника». Впервые опубликован в журнале «Современник» в 1851 году. Заблудившись на охоте, рассказчик в темноте выходит к костру крестьянских мальчишек, которые пасут лошадей на лугу. Рассказчик ложится у костра и, притворившись спящим, слушает истории ребят о встречах с нечистой силой. Обложка книги с иллюстрацией А. Пахомова. Мальчиков пятеро.
Их характеристика : Характеристика мальчиков в рассказе «Бежин луг» Имя Характер Внешность Федя Возраст – 14 лет. Федя — самый старший из мальчиков. Сын богатых крестьян. Он одевается хорошо и носит собственные сапоги. Федя ведет себя несколько важно с другими мальчиками. «. стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами…» «.пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок…» «…Сапоги его с низкими голенищами.» Подробнее о Феде >> Павлуша Возраст – 12 лет. Мальчик из очень бедной крестьянск.
Содержание. Истории мальчиков из рассказа “Бежин луг”: темы, краткое содержание, пересказ (таблица, список). Краткое содержание «Бежин луг». Таблицы и задания к уроку по рассказу И.С.Тургенева “Бежин луг”. Краткое содержание Тургенев Бежин луг. И с тургенев – бежин луг: краткое содержание. Истории у костра. Тест по рассказу Бежин луг. Бежин луг. «Прекрасный июльский день». Охотник заблудился. У костра в ночном. Ильюша. Домовой на бумажной фабрике. Говорящий барашек на могиле утопленника. Покойный барин, ищущий разрыв-травы. Родительская суббота. Солнечное затмение и Тришка. Павлуша. Костя. Вст.
В рассказе «Бежин луг» автор характеризует мальчиков по старшинству и сначала описывает Федю: Федя сознает, что он самый старший; дополнительный вес придает ему достаток его семьи. Рассказы мальчиков-пастухов были о таинственных и мистических вещах, это были страшные истории о потустороннем мире, потому что дело происходило ночью, а когда же и рассказывать такие истории, как не ночью. Главным рассказчиком в рассказе Тургенева выступает мальчик Илюша, хотя он был не самым старшим мальчиком, но рассказчик из него был прекрасный, он рассказал остальным ребятам несколько таинственных интересных историй, а они его с интересом слушали.
Составить таблицу с описанием мальчиков из рассказа «Бежин луг». спросил 03 Авг, 19 от манеза в категории школьный раздел. 1 ответ. Какое художественное средство использовал И.С. Тургенев, описывая беседу героев в рассказе «Бежин луг»: «Разговор мальчиков угасал. спросил 16 Июль, 19 от ruruan в категории школьный раздел. Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.
В описании этого десятилетнего мальчика Кости в рассказе «Бежин луг» писателем отмечается его задумчивый и печальный взгляд. Он, понурившись, постоянно смотрел куда-то вдаль. У него было худенькое покрытое веснушками лицо, на котором выделялись его чёрные, большие и всегда грустные глаза, острый, словно у белки, подбородок. Страшные истории, которые рассказывали другие деревенские дети, производят на этого мальчика очень сильное впечатление. Он вместе с ними оказался в ночном лесу, и, точно так же, как и они, испугался лая собак, которые почуяли кого-то чужого. Костя, конечно же, не подумал о леших, ему просто было очень страшно в темноте.
Рассказ Тургенева «Бежин луг» был впервые опубликован в 1851 году. Произведение изучается в программе литературы 6 класса. Очерк вошел в цикл рассказов автора «Записки охотника». О чем рассказ Тургенева – сюжет. В рассказе «Бежин луг» Тургенев ведется рассказывание от третьего лица охотника Ивана Петровича. Время шло уже к позднему вечеру, Иван Петрович заблудился, и случайно наткнулся на Бежин Луг, там он встретил пять обычных мальчиков из деревни. Он слушал, о чем говорят ребята, и для себя определил, что у каждого из них что – то есть. Мальчик Костя, обратил на себя внимание охотника, он бы.
Презентация Мальчики в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар. 2 слайд. Описание слайда . В рассказе «Бежин луг» Тургенев ведется рассказывание от третьего лица охотника Ивана Петровича. 10 слайд. Описание слайда: Время шло уже к позднему вечеру, Иван Петрович заблудился, и случайно наткнулся на Бежин Луг, там он встретил пять обычных мальчиков из деревни. Он слушал, о чем говорят ребята, и для себя определил, что у каждого из них что – то есть. 11 слайд.
Ответ на вопрос здесь, ответил 1 человек: Какие истории рассказывали мальчики из рассказа Бежин луг ???? — Знания Сайт. Рассказы мальчиков -это отражение действительности жизни крестьян.Каждый рассказывает свою историю,но все они говорят о страхах,тревогах,переживаниях простых людей.Суеверия,основанные на безграмотности , показывают уровень деревенской жизни.Люди боятся непонятного ,если они не могут объяснить что-либо,то это проделки нечистой силы.Необразованность рождает страхи ,истории детей передают отношение взрослых к жизни,тяжёлой и безрадостной.Покойники в рассказах ,тема смерти -это.
1852 Жанр сборник рассказов Автор Иван Тургенев Язык оригинала русский Дата написания 1852[1] Дата. Бежин луг (И.С. Тургенев). Записки охотника. Титульный лист первого издания. 1852. Жанр. сборник рассказов. Автор. Иван Тургенев. Язык оригинала. русский. Дата написания.
Илюша рассказывает историю о том, как они с приятелями якобы видели домового на бумажной фабрике. Костя повествует о слободском плотнике, известном своей угрюмостью. Его невесёлый нрав объясняется случаем, произошедшим с ним во время похода в лес за орехами. А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: «Бяша, бяша» . Дети начинают говорить о волках, об оборотнях, потом разговор переходит на покойников. Рассказывают о том, что в одном из окрестных сел появлялся покойный барин и что-то искал на земле, а когда его спросили, то ответил, что ищет разрыв траву. Илюша рассказывает, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году.
Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» входит в цикл «Записки охотника». В нём рассказывается, как крестьянские мальчики из соседних деревень стерегли летней ночью табун лошадей и рассказывали друг другу разные былички-поверья. За ночь мальчики рассказали 13 историй. Для них разговоры у костра в ночном были одним из уроков, которые они получали в своей жизни. В ночном было 5 мальчиков, очень разных и интересных. Образы мальчиков помогают понять, как крестьянские дети представляли себе окружающий мир.
Костя рассказал историю про угрюмого плотника Гаврилу и русалку. Однажды плотник пошел в лес за орехами, заблудился и присел отдохнуть под деревом. Сквозь дремоту он услышал, как его кто-то зовут, а открыв глаза, увидел русалку. Но бысто опомнился и перекрестился. Тогда русалка заплакала. Когда Гаврила спросил о причинах ее слез, русалка сказала, что хотеля бы, чтобы он до конца дней жил бы с ней и веселился, а так как он перекрестился, это стало невозможным. Ей остается только плакать.
Сочинения. По литературе. Тургенев. Истории мальчиков из рассказа Бежин луг. Рассмотрим темы историй мальчиков, которые перечислены в той последовательности, в котором они рассказываются. 1. Ильюша — рассказ о домовом. Мальчик повествует о том, что в один прекрасный день работники услышали шаги. Возможно, что это был домовой. Он шатался по залам. Когда он начал кашлять, рабочих перепугал до ужаса. 2. Костантин — Тема о Гавриле. О том, как он увидел русалку. Он повествует о том, как Гаврила, живущий поблизости, плутам по лесным тропам. Он не мог найти выход из леса. В поисках выхода, он притоми.
В своем рассказе «Бежин луг», Тургенев повествует о своей случайной встрече с деревенскими мальчиками. Все они – главные герои «Бежина луга», являются крестьянскими детьми, которых писатель описывает в своем произведении с огромной любовью и нежностью. Каждому он дает свою характеристику, описывая внешность героев, имена которых Ваня, Костя, Ильюша, Павлуша, Федор, и их сказки, услышанные у костра. Этот рассказ входит в тургеневский цикл, под общим названием «Записки охотника», и раскрывает богатый внутренний мир детей. Нужна помощь в подготовке к ЕГЭ по литературе? Наши профессиональные репет.
«Бежин луг» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. Тургенева
Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» входит в сборник рассказов «Записки охотника». Рассказ был опубликован в 1851 году . В нём автор показал крестьянских ребят, у которых сказки и поверья гармонично переплетаются с собственными фантазиями и впечатлениями от природы.
Главные герои рассказа
- Павлуша — мальчик лет 12 с умным и прямым взглядом, «в голосе у него звучала сила». Он любознательный, смелый, решительный, рассказывает только о том, что сам видел или слышал. В непонятных явлениях Павел пытается разобраться (например, с голосом из бучила). Он умеет рассказывать ярко, обстоятельно, занимательно и даже весело.
- Ильюша — мальчик лет 12. Он работает в маленькой кустарной бумажной фабрике, очень увлекается поверьями, верит в чудеса, в нечистую силу и боится её. Ильюша пересказывает мальчикам то, что услышал от других людей о странных случаях.
- Федя — красивый подросток лет 14 из богатой семьи (судя по его одежде).
- Костя — мальчик лет 10, тщедушный, бедно одетый. Взгляд его был печален и задумчив.
- Ваня — смирный мальчик лет 7.
Другой персонаж
- Рассказчик — охотник, наблюдательный человек, ценящий красоту природы.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Возвращаясь домой после охоты, рассказчик заблудился и подошёл вечером к двум кострам, у которых было пятеро мальчиков. Они стерегли пасущихся лошадей. Охотник сообщил им, откуда он, и подсел к костру, затем лёг и притворился спящим. Мальчики продолжили свой разговор. Они долго рассказывали друг другу про нечистую силу.
Ильюша рассказал, что он слышал, как домовой ходил ночью у мельничного колеса, а Костя — про то, как плотник заблудился и увидел на ветке лесного дерева русалку. Она манила его к себе, плотник перекрестился, и русалка сказала ему, что будет он горевать до конца дней. С той поры плотник Гаврила всегда грустный.
Когда ребята поели сварившуюся картошку, Ильюша снова стал рассказывать страшную быличку о том, как псарь Ермил ночью ехал из города, увидел на могиле барашка, взял его с собой и стал приговаривать: «Бяша, бяша», а барашек, глядя ему в глаза, тоже произнёс: «Бяша, бяша…»
Вдруг обе собаки мальчиков залаяли и бросились от костра. Павлуша ринулся за ними. Вскоре он вернулся на лошади, собаки тоже прибежали. Павлуша сказал, что собаки что-то учуяли, и он подумал, что там волк. Охотник удивился, что безоружный мальчик ночью поскакал на волка.
Ильюша снова стал рассказывать — на этот раз о покойном барине, который выходил из могилы, чтобы искать разрыв-траву.
Павлуша рассказал о том, как у них в селе все перепугались, когда было солнечное затмение, так как думали, что увидят Тришку. Один из мальчиков, Костя, спросил, кто это. Ильюша сказал, что это удивительный человек. Если он придёт — это знак, что настали последние времена.
Павел продолжил рассказывать, как все увидели идущего в село человека с удивительной головой и подумали, что это Тришка. А это оказался бочар, который надел на голову купленный жбан.
Затем Павел пошёл к речке за водой и, возвратившись, сказал, что слышал голос Васи — утонувшего в реке мальчика. Ребята подумали, что это плохой знак.
Потом мальчики уснули. Уснул и охотник. Ранним утром он ушёл от костра. В конце рассказа автор сообщил, что в том же году Павел упал с лошади и погиб.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Однажды в июле рассказчик охотился в Чернском уезде Тульской губернии со своей собакой Дианкой. Вечером, возвращаясь домой, он заблудился.
На берегу широкой реки увидел охотник 2 огонька, около которых копошились люди. Он узнал место, куда зашёл. Это был Бежин луг. Усталый охотник решил провести ночь у костров и стал спускаться к ним с холма. Вдруг на него бросились 2 большие белые собаки. Несколько мальчиков вскочили с земли. Когда охотник отозвался на их вопросительные крики, мальчики подбежали к нему и отозвали собак.
Это оказались ребятишки из соседних деревень. Они стерегли табун лошадей. Мальчики спросили охотника, откуда он, и посторонились, когда он подсел к костру.
Из разговоров мальчиков охотник узнал их имена: Павлуша, Федя, Ильюша, Ваня и Костя.
Старшему из них, Феде, было лет 14. Был он из зажиточной семьи, так как одет очень хорошо.
Павлуша был «малый неказистый», но с очень умными глазами и какой-то силой в голосе, поэтому он понравился охотнику. Павлуше на вид было лет 12. Он следил за чугунком, в котором варилась картошка.
Ильюша был одного возраста с Павлушей. Его вытянутое лицо выражало «какую-то тупую, болезненную заботливость».
Костя был мальчик лет 10, с печальным, задумчивым взглядом.
Самому маленькому из них, Ване, было лет 7. Он смирно лежал под рогожей, иногда выглядывая из неё.
Охотник лёг в стороне под кустик и притворился спящим.
Мальчики возобновили прерванный разговор. Ильюша стал рассказывать, что он работает на фабрике, и однажды там ему с ребятами пришлось заночевать, так как было много работы. Ильюша утверждал, что они слышали домового, как он ходил наверху, потом спустился по лестнице, распахнул дверь, походил невидимый по помещению, а когда пошёл к двери, громко закашлял.
Затем Костя рассказал про плотника Гаврилу, как он заблудился в лесу и увидел на ветке русалку. Она его манила к себе, но он перекрестился. Русалка заплакала и сказала, что он будет печалиться до конца дней. С тех пор Гаврила и ходит невесёлый.
Услышав слабый свист, мальчики вздрогнули. Павлуша насмешливо крикнул, чего они всполохнулись, и сказал, что картошки сварились.
Когда мальчики поели, Ильюша снова начал рассказывать страшную историю о том, как ехал псарь Ермил из города домой и увидел на могиле утопленника барашка. Ермил взял его с собой. Барашек смотрел ему в глаза. Ермилу стало не по себе, он погладил его и сказал: «Бяша, бяша!» А барашек оскалился и тоже сказал: «Бяша, бяша…»
Не успел Ильюша произнести последнее слово своего рассказа, как обе собаки бросились с лаем от костра. Павлуша бросился за ними. Через некоторое время он прискакал на лошади, прибежали и собаки.
Павел сказал, что собаки просто что-то учуяли, а он подумал, что там волк. Охотник поразился, что мальчик ночью, не задумываясь, поскакал безоружным на волка.
Ильюша начал рассказывать страшную историю про покойного барина, который вышел из могилы и искал разрыв-траву. Охотник заметил, что Ильюша лучше других мальчиков знает сельские поверья.
Павлуша рассказал, что было у них в Шаламове, когда солнца не стало видно. Все перепугались, думали, что увидят самого Тришку. Костя спросил, кто такой Тришка. Ильюша с жаром рассказал о Тришке. Он сказал, что это удивительный, лукавый человек. Когда придёт Тришка — это будет знак, что наступили последние времена.
Павел неторопливо продолжил свой рассказ о затмении солнца. В его деревне старики говорили, что когда «предвиденье небесное» начнётся, придёт Тришка. Когда началось затменье, все вышли из домов. И вдруг увидели, что с горы идёт человек с удивительной головой. Кто-то крикнул, что идёт Тришка. Все переполошились, а оказалось, что это шёл бочар Вавила. Он купил жбан и надел его на голову.
Мальчики засмеялись. Вдруг 2 раза раздался над рекой резкий звук. Костя испуганно спросил: «Что это?» Павлуша ответил, что это цапля кричит.
Костя спросил у Павлуши, кто это стонал из бучила (ямы с водой), когда Костя шёл мимо бучила. Павел ответил, что может это жалуется душа лесника, которого там воры утопили, а может это были голоса маленьких лягушек, которые жалобно кричат.
Павел пошёл к реке за водой. Ильюша крикнул ему вслед, чтобы не упал в реку. Разговор зашёл о водяном, потом вспомнили Васю, который утонул. Когда пришёл Павел с котелком воды, он сказал, что из-под воды его звал Васин голос. Павлуша отошёл, однако воды набрал.
Федя сказал, что это звал Павла водяной, а Ильюша с расстановкой проговорил, что это дурная примета. Павел решительно произнёс: «Ну, ничего, пущай! Своей судьбы не минуешь».
Мальчики замолчали, а собаки задремали. Лежали и лошади. Охотник заснул, проснулся он рано утром и подошёл к тлеющему костру. Мальчики спали вокруг него, один Павлуша проснулся и пристально посмотрел на охотника. Тот кивнул ему и пошёл восвояси.
Рассказчик с сожалением добавляет, что Павла в том же году не стало: он упал с лошади и убился.
Заключение к краткому пересказу
В рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» раскрыты темы:
- детство;
- интересы деревенских мальчиков в середине 19 века;
- поверья.
Основная мысль (идея) рассказа «Бежин луг»: раньше для крестьянских мальчиков разговоры у костра в ночном были одним из уроков, которые они получали в своей жизни. Мир они воспринимали через различные поверья, бытующие в народе. Тогда в них верили и взрослые, а дети верили ещё сильнее в поэтичные истории о русалках, водяных, домовых.
Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Краткое содержание Тургенев Бежин луг
Заблудившийся в лесу охотник, ближе к ночи выходит на луг, называющийся в этих краях Бежин. Уставший, он готов просить приюта у кого угодно. На его удачу на лугу расположились вокруг костра ребята, выведшие, лошадей в ночное. Они позволили охотнику переночевать возле их костра.
Сначала ребята молчали, но когда решили, что взрослый заснул, продолжили прерванный разговор. Рассказывали они друг другу страшные истории про нечисть. Первой была быль о том, как мальчикам довелось ночевать на бумажной фабрике и довелось им услышать домового. Увидеть-то его нельзя, а вот звуками разными напугал он мальчишек довольно сильно. Сначала были шаги за стеной, потом сама собой распахнулась дверь, за которой никого не оказалось, и раздался жуткий кашель.
Следующей была история про местного плотника по имени Гаврила, повстречавшего как-то в лесу русалку. Сидела она на дереве, а волосы-то у нее зеленые были. Звала она Гаврилу к себе, тот и пошел. Видать, защекотать его хотела. Они ж, русалки, все этим промышляют! Но плотник-то возьми да перекрестись. Та смеялась все, а после крестного знамения и перестала. Сказала, что могла она с Гаврилой жить всегда, а теперь не бывать тому. И теперь ей невесело будет, пусть же теперь и плотник веселиться не сможет. Вот и ходит он с тех пор печальный.
Дальше история была о том, как псарь Ермила, проходя через болото мимо могилы утопленника, увидал хорошенького барашка. Хотел подманить его да и забрать, позвал: «Бяша, Бяша». А тот оскалился и ответил ему также: «Бяша, бяша».
А еще кто-то видел однажды, как покойный барин искал ночью на болоте разрыв-траву. Уж больно могила давит на него.
А баба Ульяна пошла ночью к церкви. По народному поверью, можно таким образом увидеть тех, кто в течение года умрет. Увидала мальчишку деревенского, тот и впрямь по весне Богу душу отдал. А потом женщину. Приглядывалась Ульяна, приглядывалась, а то она сама! Жива пока, но так и год еще не окончился.
Много еще разных историй рассказывали мальчишки. И про леших и про водяных. Один из ребят отошел от костра, а, вернувшись, поведал, что подойдя к реке, слышал как его кто-то позвал по имени. Решили мальчики, что это водяной был, и ведь только вот его поминали. Не к добру это!
На этом охотник заснул. А утром, поблагодарив ребят пошел домой. Через некоторое время узнал он, что мальчик тот, и в самом деле умер, только не утонул, а упал с лошади.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Тургенев. Все произведения
Бежин луг. Картинка к рассказу
Сейчас читают
На дороге лежит Коняга. Нет у него сил пастись или отойти в тень. Полоса, вспаханная только что, очень уже тяжелая попалась, с камнями. Непонятно даже, как удалось пройти ее до конца такому замученному
Данный рассказ Виталия Драгунского находится в составе цикла «Денискины рассказы», следовательно, ключевой герой здесь шестилетний мальчишка по имени Дениска.
В одной семье, где росли двое детей, Вася и Катя, жила кошка. Осенью она пропала. Где ее только не искали, дети бегали по округе, везде ее звали, но найти так и не смогли. Однажды дети играли у своего амбара, с крыши им послышался писк
Смерть близкого человека всегда как-то сказывается на нас, ведь это потеря кого-то очень близкого и любимого заставляет терять смысл жизни в общем. Так произошло и с девочкой, которой было только семнадцать лет, и звали ее Мария.
Виктор Пелевин по праву считается одним из лучших российских писателей наших дней. Он родился осенью 1962 года. Юношеские годы и детство проходили в городе Долгопрудый.
Краткое содержание рассказа «Бежин луг»
Событие, описанное в рассказе, происходит в середине XIX века в России. В эти года еще не отменено крепостное право. Заблудившийся охотник, автор рассказа, заблудился по лесу. Он выходит на Бежин луг, где сидят крестьянские мальчики. Портреты детей, их рассказы и легли в основу этого произведения.
Автор повести – охотник, который и описывает красоту летней ночи, крестьянских детей у костра. Подразумевается, что это сам Тургенев, заблудившийся в лесу.
Павлуша – мальчик с неправильными чертами лица и в заплатанной одежде, но с умным взглядом. Он – сильный, авторитетный, смелый и решительный.
Федя – красивый, белокурый мальчик, имеет обеспеченных родителей, богато одет. Он пришел на Бежин луг не по нужде, а из интереса. Ведет себя с чувством превосходства.
Илюша – тревожный, озабоченный, неприметный мальчик. Он чисто одет. Илюша уже работает на фабрике и гордится этим.
Костя – невысокого роста, мальчик, болезненный на вид. Его выделяют задумчивые глаза – блестящие и большие.
Ваня – кудрявый мальчик лет семи, тихий, самый маленький и неприметный.
Несколько человек упоминается в мистических рассказах мальчиков, например, плотник Гаврила, впавший в депрессию, баба Ульяна, переполненная страхом смерти, красавица Авдотья, увидевшая водяного.
Рассказчик охотился за тетеревами в Тульской губернии. Охота в этот день удалась, и домой он стал возвращаться лишь вечером, когда солнце уже зашло. Увидев незнакомый осинник, охотник понял, что сбился с дороги. Он заприметил знакомую Синдеевскую рощу, но вместо нее обнаружил лишь темный бугор. Охотник понял, что совершенно заблудился. Он пошел по звездам, наугад. Но вот, наконец, увидев местность, рассказчик понял, куда зашел. Огромная равнина, полукруг широкой реки – это место называлось «Бежин луг». Охотник заприметил два костра и людей возле них. Подойдя ближе, он увидел крестьянских детей, 2-х собак и табун лошадей. Дело в том, что в жаркие летние дни лошадей выгоняют кормиться по ночам, чтобы им не докучали оводы и мухи. Для мальчишек такое времяпровождение – настоящий праздник.
Охотник сказал ребятам, что заблудился и немного поговорил с ними. Он прилег и огляделся по сторонам. Природа вокруг была восхитительна, и рассказчик любовался ею. Из разговоров мальчиков, которых было пятеро, рассказчик узнал их имена и принялся разглядывать их.
Федя – белокурый мальчик, происходил, судя по его одежде, из богатой семьи. Его черты лица были правильными, мелковатыми. Ему было лет четырнадцать, и вел он себя немного высокомерно. Павлуша – широкоскулый, неказистый мальчик с копной черных всколоченных волос. В нем чувствовались ум и сила. Ильюша – горбоносый и подслеповатый. Лицо его было озабочено и напряжено — брови сдвинуты, а губы сжаты. Костя – десятилетний мальчик, был бедно одет. Он выделялся своими глазами – большими, печальными и задумчивыми. Ваня – самый незаметный из ребят. Он лежал под рогожкой, лишь изредка поддерживая разговор.
Охотник претворился, что спит, и мальчики разговорились. Ильюша завел речь о домовом. Мальчик ночевал на фабрике с ребятами. И все они слышали, как домовой ходил, как трещали и гнулись доски под ним. «Потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает».
Дети пекут картошку, посматривают «сварилась» ли она, но картошка еще сырая. Костя рассказывает историю о Гавриле-плотнике. Пошел однажды Гаврила в лес орехов набрать. Задремал и, вдруг слышит, что кто-то зовет его. Увидел тогда он русалку на дереве. Она – вся светленькая и серебряная, как рыбка. Зовет она его к себе и смеется. Гаврила тут же перекрестился. Русалка принялась горько плакать, что не быть им вместе теперь. Не утащила она его в воду, но Гаврила с тех пор не весел, стал. Ходит теперь он мрачным и задумчивым.
Ребята обсудили рассказ о русалке, и вдруг услышали странный и протяжный звук. Ильюша призвал на помощь крестную силу. Павел усмехнулся их реакции и сказал, что картошка уже готова.
Следующую историю рассказывал Илья, про прорванную плотину. В этом глухом месте захоронен утопленник. Однажды псарь Ермила возвращался с почты домой в ночное время. На могиле он увидел барашка и взял его с собой. Странный был этот барашек, уставился мужику прямо в глаза. Ермила гладит его и приговаривает: «Бяша, бяша», а барашик повторяет за мужиком эти же слова, оскаливши зубы.
В момент этого рассказа собаки, громко лая, скрылись во мраке ночи. Их вернул Павлуша, он предположил, что собак взбудоражил волк, но волка нет нигде.
Илья еще рассказал о покойнике-барине, искавшего разрыв-траву, поскольку могила давила на него сильно. Костя был удивлен, он считал, что покойники являются только в родительскую субботу.
Илья вспомнил, что баба Ульяна сидела на паперти, чтобы увидеть, кто в этом году умрет. И увидала она саму себя.
Мальчики вспомнили о недавнем затмении солнца, рассказы о Тришке. Он, якобы, в затмение и явится, и никакой на него управы не будет. Потом дети вспомнили Лешего, поговорили о том, что он не издает никаких звуков, только трещит. Видел его один мужик, рассказывал, что Леший темный, стоит за деревом, только глазища светятся. Дальше разговор пошел о Водяном, который Акулину «испортил» и утопил маленького Васю, игравшего на берегу. Павлуша, вернувшись с реки, как раз слышал голосок Васи, звавший кого-то.
К утру мальчики умолкли, задремал и охотник. Рассказчик проснулся еще до рассвета, и пошел домой вдоль реки. Он рассказал еще и о том, что не стало Павлуши в том же году. Охотник сожалел о гибели такого сильного и смышленого паренька.
Когда читаешь этот рассказ, то буквально чувствуешь дыхание природы, красоту летней ночи, радость от общения детей друг с другом. Ребята сидят у костра и разговаривают. Рядом с ними сидят собаки, пасутся лошади. Складывается очень душевная картина.
Здесь изображено то основное, что ценят люди – контакт человека с природой, дружба ребят и животных, их радость от разговора у костра. Тем более, что действие происходит ночью, когда мир наполнен бесшумной и таинственной красотой.
Несмотря на то, что эти дети принадлежат к семьям крепостных, они с интересом общаются, радуются друг другу. Дети вспоминают страшные случаи из жизни, которые переплетаются с народными поверьями о русалках, утопленниках, леших.
Я думаю, что Тургенев хотел описать контакт человека с природой, то гармонию и красоту, которая есть в жизни каждого человека, независимо от их сословия. Крепостные крестьянские мальчишки с интересом общаются, радуясь замечательной возможности побыть ночью на природе. Важно лишь заметить эту красоту жизни, заключенную в самых обыденных и простых вещах, и наслаждаться гармонией жизни.
Цель: показать мир детства, представленный в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг», через анализ портретов и разговоров мальчиков, их рассказов.
Задачи: познакомить учащихся с биографией И$.С.Тургенева, с историей рассказа «Бежин луг», найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков, повторить понятие портрета, показать, как автор относится к своим героям, $рассказать об историях, рассказанных мальчиками, выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков.
— развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы;
— воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.
Оборудование: проектор, доска, презентация, иллюстрации русских художников, изображающие крестьянских детей, выставка р$исунков учащихся к рассказу.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Вступительное слово учителя. Актуализация цели. (слайды1-4)
Сегодня на уроке мы окунёмся в мир детства, созданный в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
$ В начале урока познакомимся с биографией И.С.Тургенева. (Сопровождается показом слайдов) Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду. Отец дослужился до поручика, мать, Варвара Петровна, сильная, властная женщина, владелица усадьбы Спасское Орловской губернии. Вокруг просторного двухэтажного дома были разбиты парки, сады, оранжереи, парники. Именно там, в окружении прекрасных пейзажей, прошло детство Тургенева. Он впитывал красоту$ окружающего мира, общался с крестьянскими детьми. Однако он рано стал замечать произвол и капризы помещиков и бесправие крестьян.
— Какое произведение Тургенева, рассказывающее об этом, вы уже читали?
В 15 лет Тургенев поступил в Московский Университет на словесное отделение. Здесь же он начинает писать стихи, поэму. В 1852 году в свет выходит сборник «Записки охотника», о котором В.Г,Белинский скажет: Тургенев «…зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил». Рассказ «Бежин луг» родился из одной заметки: «Авг$уст 50г. Бежин луг. Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь». (слайд 5)
— Ребята, а кто является рассказчиком в рассказе? (Автор=рассказчик)
-Что такое очерк? Кто может сказать? (слайды 6-7)
-
Анализ рассказа. (слайды 8-9)
-Ребята, какова композиция рассказа? Как построен рассказ? Чем начинается и чем заканчивается? (Восходом солнца). Такое построение называется кольцевой$ композицией.
-Какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы в отрывке
«Был прекрасный июльский день…»? (слайды 10-12)
При описании неба, солнца, ветра, облак$ов найти эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.
(Внимание И.С.Тургенева сконцентрировано в основном на красках неба и солнца, движении облаков (как у древнерусских писателей), земная же растительность прописана куда менее подробно.
Текст изобилует множеством определений, передающих цветовую гамму: «тускло-багровое», «светлое и
приветно лучезарное», «бл$еск кованого серебра», «бледно-лиловый», «золотисто-серый», «голубоватый»,»алый».
Множество сравнений дают возможность абсолютно точно представить себе описываемый пейзаж: «блеск (края облака) подобен блеску кованого серебра», «облака — подобны островам»$, «небо — бесконечно разлившаяся река», «вечерняя звезда — бережно несомая свечка», «приближающаяся ночь — грозовая туча», «облака…,как дым…».
Текст оживает благодаря изобилию олицетворений («солнце …- мирно всплывает», «вихри- круговороты -…гуляют по дорогам…», «уныло висело… небо», «звездочки… зашевелились» и т.д.); метафор («утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце…. мирно всплывает», «трава на дне долины…белела ровной скатертью», и т.д. ); эпитетов («солнце…светлое и приветно лучезарное…мирно всплывает», «край… облачка засверкает змейк$ами», «надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак», «ночная птица… пугливо нырнула в сторону», «неприятная, неподвижная сырость», «страшная бездна», и т.д.).
Эпитеты: «Солнце – не $огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…
Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…
Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всп$лывает», «хлынули играющие лучи»….
Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….
— Вспомните содержание$ рассказа «Бежин луг». Автор заблудился в темноте и наткнулся на крестьянских детей. Что делали здесь ребятишки?
— Что значило для них ночное? (самостоятельность,свобода.) (слайд 13)
— Далее Тургенев подр$обно описывает внешность детей. Как называется в литературе такое описание внешности? (портрет)
— Давайте познакомимся с Федей. Найдите и прочтите отрывок из рассказа о том, как Тургенев описывает этого героя. (слайд 14)
— На что (какие детали) обращает наше внимание автор во внешности этого мальчика? (на лицо, на одежду).
— Как в литературе называется описание лица, одежды? (внешний вид)
— Как ведёт себя Федя на протяжении все$го рассказа?
(он самый старший, из зажиточной семьи, снисходителен к младшим, но не зазнаётся. Ночное для него развлечение)
— Каким предстаёт перед нами Павлуша? (слайд 15)
— Что свидетельствует об уме Павла, его наблюдательности и любознательности?
(«а куда кулички летят?» белый голубок. Это цапля кричит.)
— Можно ли сказать, что он хозяйственный?
-Какие истории он рассказывал? Как он относится к н$епонятному, странному, которое пугает других мальчиков?
(О солнечном «предвидении». Павел старается вс$ё объяснить, понять, у него есть знания о мире, приобретённые благодаря наблюдательности, жизненному опыту. У него пытливый ум и серьёзная рассудительность)
— О чём говорит поступок Павлуши, когда он вскакивает на лошадь, услышав шум?
(О смелости, ловкости, решительности.)
— Обратимся к другому мальчику – Илюше. Зачитайте его портрет. (слайд 16)
— Что вы можете рассказать о нём?
( он бол$ьше всех знает поверий. Работает на заводе, хотя ему нет и 12, что говорит о нелёгкой доле крестьянских детей. Он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике: ведь примечания к словам рольня, лисовщики принадлежит Тургеневу. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит $проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик как будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь?)
— Как вы думаете, какой он рассказчик? Почему?
(Он умеет заинтересовать ребят своими рассказами, значит он хороший рассказчик. Е$го речь богата синонимами, обращениями, сравнениями.)
— Портрет Кости. О чём рассказывал Костя? ( о русалке, Гавриле-плотнике, о Васе)(слайд 17)
— Какого героя становится жалко с первых строк описания? Почему? Как Тургенев относится к нему?
(Ваню. Тургенев подбирает слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, говорящие о том,
что Ваня маленький, тщедушный.) (слайд 18)
— Итак, герои произведения – деревенские ребята, старшему из которых — Феде — 14 лет, младшему – Ване – 7 лет, двум мальчикам – Павлуше и Илюше — по 12 лет и Косте -10. Какие это дети?
$ -Любознательные, смекалистые, знающие природу, в чём-то невежды, внешне бедные, но богатые душой. (слайд 19)
Возраст | Портрет | Поступки /действия | $«Былички» ребят | |
Федя | 14 | Стройный, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, узенькими плечиками, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами, полурассянной улыбкой. Принадлежал по всем прим$етам к богатой семье: на нём пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку; не голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские. | Выехал в поле не по нужде, а для забавы. | |
Павлуша | 12 | $ Волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная — с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый. Одежда состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов. | Он понравился повествователю: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. | О предвиденье небесном О Тришке О душе утопленника |
Ильюша | $ 12 | Лицо довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапоч$ки. На нём новые лапти и онучи, толстая верёвка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку. | Он словно всё щурился от огня. Обеими руками то и дело надвигал себе на уши шапочку. | О домовом |
$ Костя | 10 | Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно различить; большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. Маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно. | Возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным взором. Глаза его, казалось, хоте$ли что-то высказать, для чего на его языке не было слов. | О русалке О белом барашке на могиле утопленника$. История о бабе Ульяне. О Тришке О лешем |
Ваня | 7 | Русая кудрявая голова. Свежее личико, большие тихие глаза. | $ Лежал на земле, смирёхонько прикорнув под угловатую рогожку, и только изредка выставлял из-под неё голову. — Гляньте на Божьи звёздочки, — ч$то пчёлки роятся! |
-
Физминутка.
-
Анализ историй. (слайды 20-22)
— В рассказе «Бежин луг» перед нами открывается общая гармония – гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун. Мальчики, которых встретил охотник, не испытывают неловкости от присутствия постороннего человека и продолжают свой разговор, полный тайн, преданий и повер$ий.
— Итак, мальчики сидят у костра и рассказывают страшные истории. Как их можно назвать? Россказни, предания, поверья? Современные исследователи называют их быличками – это рассказы о фактических событиях, участником или свидетелем которых был р$ассказчик. Расскажите о тех, которые вам понравились. (Выборочный пересказ.) При рассказе опирайтесь на свои рисунки. Какие былички вы изобразили? Почему именно эту?
«Ильюша о домовом»
«Костя о русалке»
«Павел о солнечном затмении»
$- Как эти рассказы характеризуют самих мальчиков?
(Мальчики суеверны, боятся непонятного, но таинственное притягивает их, живой ум и богатое воображение стараются всё объяснить. Они эмоциональные рассказчики, верят в свои рассказы. Павел относится иронично. Он доверяется судьбе: «Своей судьбы не минуешь»)
— Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вмес$те с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.
— Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Назовите их.
— Верно, это Ильюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера.
— Кто является главным знатоком поверий? (Ильюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)
— А Костя? Он выбирает поверья о р$усалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.
— А Павлуша? (Он не расс$казывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает
это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)
— О чём говорит финал рассказа?
(не всё так гладко, благополучно в жизни. Горько автору. Но жизнь продолжается – утро)
-
Итоги.
— Как относится автор крестьянским детям?
($С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, умение тонко чувствовать красоту природы).
—Несмотря на разницу в возрас$те, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами.
— Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили? Ответить на вопрос вам помогут репродукции картин русских художников, показывающие жизнь крестьянских детей. (слайд 23)
(С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться)
— Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это $счастье и горе, радость и печаль. Петров писал: «Бежин луг» вводил в литературу проблему изображения детского мира, детск$ой психологии»
— Можно ли позавидовать тем детям? А они вам могли ли позавидовать? В чём?
7. Домашнее задание.
1. Напишите рассказ об одном из героев очерка.
2. Сочините свою быличку. (слайд 24)
8. Оценки за урок.
Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг» для читательского дневника. Он поможет узнать сюжет и основные события рассказа в сокращении, быстро и понятно. Рассказ входит в цикл «Записки охотника», в котором автор передает настроение и обычаи крестьянского быта, восхищается природой России, воспевает единство людей с этой природой. В данном рассказе затрагиваются особенности взаимодействия крестьян с природой, а также их вера в сверхъестественные обычаи и приметы. В конце статьи Вы сможет е прочитать отзыв. Приятного просвещения!
Краткий пересказ
(311 слов) Рассказ начинается с описания жаркой июльской погоды, заставшей рассказчика во время его охоты за тетеревами в Тульской губернии. Настреляв много дичи к вечеру и собравшись домой, он обнаружил, что забрел в неизвестную ему долину. Спустившись и пройдя через сырость и высокую траву, охотник выходит к осиннику, за которым должна была быть дорога. Он выходит и узнает знакомые места, пытаясь двигаться к дому. Наступала ночь. Двигаясь со своей собакой по темноте, рассказчик попадает в лощину, похожую на котел и имеющую несколько белых камней в центре. Он покидает жуткую лощину и понимает, что окончательно потерялся. Продолжая идти, он натыкается на огромную равнину, где вдали видит огоньки и копошащихся людей. Охотник узнает Бежин луг и направляется к людям, чтобы переночевать.
Он узнает, что это крестьянские дети стерегут табун лошадей, и решает посидеть с ними. Всего было пять мальчишек: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Дети рассказывают страшные истории про всякую нечисть. Ильюша начал говорить, что слышал домового, когда ночевал в рольне. Далее начал рассказывать Костя: он рассказал о плотнике Гавриле, который встретил русалку, после чего грустным ходит. Далее Ильюша рассказал о том, как Ермила забрал барашка, пасущегося на могиле утопленника, а тот барашек заговорил с ним. В этот момент рассказ прерывается лаем убегающих от костра собак, мальчишки пугаются. Павлуша убегает, но возвращается на коне и с собаками, сказав, что собаки волка учуяли. Успокоившись, ребята вспоминают про покойного барина, иногда гуляющего вне могилы, и другие сельские поверья. Ильюша рассказал про то, как у них солнца не стало видно и все ждали лукавого Тришку, предвестника последних времен. Костя рассказал, как к нему на бучиле взывал утопленный ворами Аким. Ребята вспомнили про Акулину, испорченную водяным, утопленника Васю, которого как раз услышал Павлуша, ходивший за водой. Ильюша подметил, что это дурная примета. Мальчики собирались спать, рассказчик тоже уснул. Утром он покинул ещё спящих ребят. Уже потом он узнал, что в том же году Павел убился, упав с лошади.
Отзыв
(283 слова) Моё мнение о рассказе «Бежин луг» крайне положительное. Автор мастерки погружает читателя в среду загадочной природы, мистического окружающего мира, полного загадочных явлений и жутких существ, описывая эти ощущения через призму восприятия обычных крестьянских детей, особенно остро воспринимающих всё вокруг. Моё впечатление от рассказа «Бежин луг» было положительным и было следствием именно этого погружения, заставляющего на себе ощутить переживания мальчишек, рассказывающих страшные истории ночью у костра. Мальчишки часто сталкиваются с чем-то загадочным и зачастую жутким в своей обыденной жизни, но не унывают и уж тем более не боятся продолжать жить, дыша полной грудью. В этом и заключается главная мысль рассказа «Бежин луг»: нужно жить и радоваться каждому моменту жизни, ценить обыкновенное счастье от существования. Тургенев в рассказе «Бежин луг» учит пытаться быть ближе к природе и ощущать единение с ней, прислушиваться к её знакам. Он показал, как в голове простых людей связываются несвязанные друг с другом вещи, потом находящие реальное отражение на судьбах этих людей. Именно такое отношение к происходящему вокруг можно называть верой в сверхъестественное. Автор заставляет задуматься над тем, что мы становимся заложниками своих собственных необоснованных страхов, как стали ими герои многочисленных историй мальчишек. Чему же учит автор? Мораль в рассказе «Бежин луг» довольно очевидна, хоть и не описывается в открытую: необходимо бороться с невежеством, становиться умнее и лучше, выше своих страхов, чтобы не быть подвластным им.
Мне понравился рассказ Тургенева «Бежин луг» благодаря мастерскому преподнесению автором такой понятной, но все равно своевольной и загадочной сути природы, оказывающей огромное влияние на каждого человека. Моё отношение к рассказу в хорошую сторону склонило подробное и колоритное описание различных обрядов, народных верований и прочих проявлений фольклора в сочетании с подробным описанием природы, дающим эффект погружения читателя в компанию впечатлительных мальчишек, сидящих ночью у костра.
Автор: Илья Шляпников