Характеристика мачехи из сказки морозко 3 класс

Произведения, основанные на русском фольклоре, входят в образовательную программу начальных классов. сегодня практически невозможно найти ребнка, незнакомого с главными героями

Произведения, основанные на русском фольклоре, входят в образовательную программу начальных классов. Сегодня практически невозможно найти ребёнка, незнакомого с главными героями сказки «Морозко». Характеристика персонажей и анализ рассказа помогут ученикам лучше понять смысл повествования, а также разобраться с главной мыслью, которая вложена в эту волшебную историю.

Главные персонажи

Морозко

Морозко — основное действующее лицо сказки, представляет силу добра и справедливости. Он следит за правильным течением времени года, может укрывать снегом елки в лесу, следить за зверушками, чтобы не замерзли и не были голодными, медведи вовремя легли в берлогу на зимнюю спячку, а птицы укрылись от непогоды и мороза. Любит трудолюбивых, уважительных и простых в общении людей. Стремится как-то их вознаградить за труды. Не любит лентяев и невоспитанных, пытается их перевоспитывать, ну а если не получается, может и наказать.

Дочь старика

Главная героиня сказки, дедова дочка, очень скромная, добрая, заботливая, уважительная и работящая девушка. Даже птицу и собаку приголубит и согреет. Работает одна за троих, топит печку, носит воду, готовит еду, убирает и ухаживает за домашними животными, прядет и вышивает. Все пожелания своей сводной сестры и старухи выполняет. Старуха относится к ней как к прислуге, не любит, даже ненавидит, и не знает как избавиться от нее. Девушка терпит все старухины капризы из-за своего отца, которого очень любит и боится, чтобы его не обидели. Учтиво разговаривает с Морозом, помогает ему в его доме убираться, не требует ничего, а только благодарит за то что приютил ее и получает в награду сундук камней самоцветных, жениха красивого и быструю тройку лошадей.

Дочь старухи

Второй женский образ, это дочь старухи. Невоспитанная грубиянка, обжора, лентяйка и капризная бездельница, любительница новых нарядов и сплетен. Старуха лелеет свою дочь, всячески балует и не дает работать. Старухина дочь всячески издевается над своей сводной сестрой и стариком. Она не понимает ни каких запретов и никаких слов, делает только то, что выгодно ей одной. Попадая в лес ради богатства и нарядов, и там проявляет свою неуважительность, лень и хамство, за что Морозко ее и наказывает, в одних вариантах замораживает до смерти, в других «награждает за труды» сундуком пепла и повозкой, запряженной парой свиней.

Главные герои

В детской сказке несколько действующих лиц. Вот их краткая характеристика:

  1. Старикова дочка — милая, добрая, кроткая, хозяйственная героиня. В ней уживаются все добродетельные качества. Она робко сносит все тяготы судьбы и нападки злой мачехи, не перечит и не жалуется. О внешнем образе девицы не говорится, но предполагается, что она была хороша собой. Автор ясно показывает, что старуха не желала иметь в доме конкурентку собственной дочери.
  2. Старухина дочь — невоспитанная и грубая деваха, она ленива, обжорлива и неряшлива. Марфушка любит издеваться над сводной сестрой и ее отцом. В итоге хамство и неуважительность сыграли против нее, Морозко замораживает героиню насмерть по одной версии, а по другой, отправляет домой на повозке, которая запряжена свиньями и дает ей приданое в виде сундука с пеплом.
  3. Морозко — волшебный персонаж, выглядит как старик с белой бородой и посохом. Он является олицетворением божества зимы, ему подвластна погода. Это положительный герой, он справедлив и добр к хорошим людям и суров по отношению к лентяям и наглецам.
  4. Старик — безвольный мужик, который не имеет собственного слова, выполняет все прихоти своей старухи. Он, без сомнения, с любовью относится к родной дочери, но не смеет перечить супруге. Со слезами на глазах отвозит бедную сиротку в лес на погибель.
  5. Старуха — вредная и противная женщина со злым и деспотичным характером. Она с особым удовольствием издевается над падчерицей. Заставляется ее трудиться с утра до ночи, но все равно остается ей недовольна. Зато любит и хвалит собственную дочь, хотя та ленива, глупа и груба. В конце она сожалеет о собственных поступках, но уже изменить ничего нельзя.

Стоит отметить и еще одного персонажа сказки — это маленькая собачонка по кличке Жучка. Именно она сообщила старухе, что Настенька вернется в соболях и с полными сундуками золота. Второй раз она предсказала, что едет старик и везет Марфушкины косточки.

Второстепенные персонажи

Старуха

Старуха, это второстепенный женский образ сказки. Хитрая и корыстная. Вышла замуж за старика только из-за наживы. Поедом ест его дочку, и всячески старается устроить получше свою. В конце концов, после неудачной попытки просватать свою дочь, решает сжить падчерицу со свету, заставляет отвезти ее в лес и оставить на растерзание волкам. Увидев, как вернулась дочь старика из леса, не жалея, отправляет в лютый холод свою дочь в лес.

Старик

Старик, добрый и совестливый человек, женившись второй раз получает много проблем и своенравную старуху, которая его ни капельки не уважает, а хочет завладеть его добром. Старик всячески пытается помогать своей дочери, но он безвольный, не может постоять за себя.

В итоге — Добро побеждает, а зло наказывается.

Краткий анализ и размышления

Современному читателю известны несколько интерпретаций этой сказки. Существует народная версия и её обработка такими авторами, как Толстой и Афанасьев. При оформлении читательского дневника будет считаться верным любой из представленных вариантов авторства, так как нет сильных отличий в сюжете.

Если сделать краткий анализ произведения, используя сухие литературные термины, он будет выглядеть следующим образом:

  1. Год написания — неизвестен.
  2. Автор — народ (Афанасьев, Толстой)
  3. Жанр — сказка.
  4. Композиция — последовательная (развязка, основной сюжет, развязка).
  5. Тема — доброта́, вежливость, сочувствие.
  6. Основная мысль — добро всегда побеждает зло.
  7. Главные герои — падчерица, Морозко, мачеха.

В сказке можно проследить 2 плана: сюжетный и метафорический. Основной сюжет прост и понятен, а метафорический подтекст помогает глубже понять смысл сказки, проанализировать действия и поступки героев, перенести их в реалии современной жизни.

История вынуждает читателя анализировать собственные поступки, учит отличать добро от зла. Неслучайно произведение предлагается для изучения школьникам младших классов. В этом возрасте дети уже должны различать хорошее и плохое, разбираться с отрицательными чертами характера, уметь выделять их.

Действия и поступки героев в этой истории чётко классифицированы. Детям легко определить, как нужно поступать, а как нельзя, кто из героев положительный персонаж, а кто отрицательный.

Безусловно, изучение произведений, основанных на фольклоре, очень важно для детей младшего школьного возраста. В эти сказки заложена мудрость веков и вечные истины, которые остаются актуальными даже спустя столетия.

Вариант 2

Морозко – самый главный персонаж известной всем сказки с одноименным названием. Морозко олицетворяет в себе добродушие, щедрость, мудрость хозяина зимы. И в то же время, если кто придется ему не по душе – накажет со всей строгостью. Он следит за зимним лесом: чтоб вовремя улеглись на спячку медведи, ежи, сурки, прикрывает снегом деревья, чтобы не замёрзли в зимнюю стужу. Люди ему по душе добрые, честные, трудолюбивые. Таких он может наградить со всей своей щедростью, а злых, жадных и завистливых запросто может заморозить.

Старикова дочка – главная героиня сказки. Очень скромная, трудолюбивая и миловидная девушка. Живёт в доме с отцом, мачехой и сводной сестрицей. Мачеха не даёт ей никакого спуска, относится к падчерице как к служанке, а та выполняет беспрекословно все её приказы, потому что иначе злая старуха сживет со свету её отца. Бедная девушка всю домашнюю работу выполняет в одиночку: носит воду с колодца, топит печь, готовит еду, вяжет, шьёт, прядёт. И дурного слова от нее не услышишь, никого лаской не обойдет: будь то человек или собачка, да хоть и птичка. Старуха ненавидит падчерицу лютой ненавистью и спроваживает ее в зимний лес, но там девушка знакомится с Морозко. Она разговаривает с ним с огромным почтением и уважением, прибирает в его хоромах и то и дело благодарит за то, что добрый Морозко приютил её. За эти её качества Морозко одаривает ее сундуком с самоцветами, женихом – красавцем и отправляет домой на тройке резвых коней.

Старухина дочь – полная противоположность своей сводной сестры. Она целыми днями бездельничает, ест и собирает сплетни. Любит красивые наряды и то и дело их примеряет, любуясь собой. Падчерицу всяко оскорбляет и унижает, как и ее отца. Мать ее безмерно балует и выполняет все её желания. В лес она отправилась, надеясь, что Морозко ее также наградит, как и сестру, но по одному из вариантов сказки, тот морозит ее до смерти, а по второму – награждает сундуком с золой и отправляет домой на свиньях.

Старуха – второстепенный персонаж сказки. Злая, завистливая и лживая женщина. Поедом ест старика и его дочь, замуж за старого вышла только с корыстными побуждениями. Ей не удалось выгодно выдать замуж свою дочь и она, срывая злость на падчерице, отправляет её в лес, в надежде, что ту порвут волки. А когда девушка возвращается домой жива-здорова, да ещё и с дорогими подарками, она без раздумий снаряжает в зимний лес свою родную дочку.

Старик – добрый человек, но не имеющий характера. Он женился второй раз и полностью попал в зависимость к старухе. Свою дочь он очень жалеет, но и против старухи выступить не может, ввиду своей слабохарактерности.

Как бы то ни было добро в этой сказке восторжествовало, а зло было уничтожено.

Анализ сказки

«Морозко» — это волшебно-фантастическая сказка, в ней присутствуют реальные герои и вымышленный персонаж — дедушка «Морозко». В таком жанре добро всегда побеждает зло. Сюжет строится по плану с троекратным повторением эпизода, с последующим усилением эффекта. Это можно наблюдать при встрече Морозко с падчерицей. Он трижды задает ей один и тот же вопрос: «Тепло ли тебе, девица?»

Это поучительное сказание порицает и высмеивает зависть и жадность людей. Главная мысль, которую преследовал неизвестный автор, научить детей быть добрыми и трудолюбивыми.

Сказка наполнена предупреждением, что нельзя быть злым, коварным и завистливым, и поучением. Сюжет демонстрирует положительные стили поведения:

  • вежливость;
  • доброе отношение;
  • уважение к старшему поколению;
  • трудолюбие.

Сказочная история учит юных читателей самостоятельно определять, где хорошие поступки, а где плохие. Книга рекомендована к прочтению детям любого возраста. Малышам будет интересно посмотреть картинки, а более взрослым ознакомиться с поучительным содержанием.

Морозко

Краткое содержание «Морозко» можно продолжить тем, что бедная девица сидит под елью и сильный озноб ее пробирает. Потом видит она — Морозко с ветки на ветку поскакивает, потрескивет и пощелкивает. И в скором времени он очутился возле девицы и стал хитро так расспрашивать о том, тепло ли ей? Она смиренно отвечала ему, что ей очень тепло, и назвала его ласково — Морозушко.

Тогда Мороз стал опускаться еще ниже и потрескивать пуще прежнего. И опять он девицу спрашивает о том, не замерзла ли она? Но она опять отозвалась по-доброму, назвав его батюшкой и Морозушкой, и уверила его, что ей тепло. Тогда Морозко еще ниже опустился и сильнее затрещал. И опять к ней обратился со своими расспросами о том, тепло ли ей, красной девице? А девица-то еле говорить стала и совсем от холода окоченела, а потом, обратившись к нему, по доброте душевной голубчиком Морозушкой назвала и опять успокоила его, сказав, что ей очень тепло.

Народные былички

Раньше крестьяне боялись сверхъестественных сил Мороза и почти до XIX века стремились его задобрить с помощью киселя. Но потом к этому мифологическому персонажу постепенно утратился интерес, однако форма волшебной сказки осталась и не забылась. Существует еще один вариант «Морозко», сказка эта была записана со слов крестьянки-сказительницы Анны Федоровны Дворецковой. Собиратели народного фольклора узнали, что в их семье вечерами во время прядильных или ткацких работ рассказывались сказки. Эта интерпретация вошла в книгу «Сказки и легенды Пушкинских мест» (1950 г.).

Главные герои

Морозко

Морозко – главный герой сказки, умеющий карать и миловать. Он является главным божеством зимы, ее владыкой. От него зависит мороз, он укрывает землю снегом, одевает деревья серебряным инеем. Морозко ценит и уважает честных людей, тех, кто не боится никакой работы. Трудолюбивых он может одарить богатыми подарками, ленивых – наказать. Морозко ходит по земле, трещит по деревьям, проверяет, все ли в порядке в его владениях. Смотрит, нет ли кого в лесу, некоторым он помогает, а других может заморозить насмерть.

Дочь старика

Старикова дочь – это трудолюбивая, красивая девушка. Когда умерла ее мать, отец женился на другой, так девушка стала падчерицей. Старуха не любит ее. Девушка выполняет всю работу по дому, ухаживает за скотиной, носит дрова и воду, прибирает в доме. Когда старуха отправила ее в лес, она стала замерзать под деревом. Морозке понравилась скромная и почтительная девушка, и он ее наградил богатыми подарками.

Дочь старухи

Родная дочь старухи, живет в неге и холе, старуха ее любит, работать не заставляет, наряжает ее в красивые наряды, кормит вкусными угощениями. Мечтает выдать замуж за богатого жениха. Старухина дочь ленивая, неприветливая, грубиянка, высокомерно относится к сестре. Ничего не делает, только любуется на себя в зеркало. Любит красивую одежду, дорогие подарки. Характером родная дочь старухи, с раннего детства похожа на свою злую мать. Попав в лес, грубостью отвечает Морозке, и он замораживает старухину дочь до смерти.

Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà è èñòî÷íèêè ðóññêîé íàðîäíîé ñêàçêè «Ìîðîçêî», îáîñíîâàíèå åå âîëøåáíî-ôàíòàñòè÷åñêîãî íàïðàâëåíèÿ. Îñíîâíûå îáðàçû è ñþæåòíûå ëèíèè, îöåíêà âîñïèòàòåëüíîãî çíà÷åíèÿ äàííîãî ïðîèçâåäåíèÿ. Ãðàíèöû çàâÿçêè, êóëüìèíàöèè è ðàçâÿçêè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà http://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà http://www.allbest.ru/

1. Ðóññêóþ íàðîäíóþ ñêàçêó «Ìîðîçêî» ïðè÷èñëÿþò ê íîâîãîäíèì, ðîæäåñòâåíñêèì çèìíèì ñêàçêàì. Ñêàçêà «Ìîðîçêî» îòíîñèòñÿ ê âîëøåáíî-ôàíòàñòè÷åñêèì ñêàçêàì, òàê êàê îäèí èç ãåðîåâ âîëøåáíûé ïåðñîíàæ.  òàêèõ ñêàçêàõ ïîëîæèòåëüíîìó ãåðîþ âñåãäà ïîìîãàþò âîëøåáíûå ïåðñîíàæè, ÷òîáû äîáðî è ïðàâäà ïîáåäèëè çëî è ëîæü.

 äåðåâíå æèëè ñòàðèê ñî ñòàðóõîé, à ñ íèìè æèëè ðîäíàÿ äî÷êà ñòàðóõè è ðîäíàÿ äî÷êà ñòàðèêà. Ñòàðóõà íåâçëþáèëà ïàä÷åðèöó, çàñòàâëÿëà åå äåëàòü âñþ ðàáîòó ïî õîçÿéñòâó, êîòîðóþ äåâóøêà áåçðîïîòíî âûïîëíÿëà ëó÷øèì îáðàçîì. Íî ìà÷åõå íåâîçìîæíî áûëî óãîäèòü è îäíàæäû îíà ðåøèëà äåâóøêó ñî ñâåòó ñæèòü, ïðèêàçàâ ñòàðèêó ïàä÷åðèöó â çèìíèé ëåñ îòâåçòè è îñòàâèòü. Ñòàðèê, ïëà÷à, îòâåç äî÷êó â ëåñ è îñòàâèë ïîä åëüþ, ãäå äåâóøêà âñòðåòèëàñü ñ Ìîðîçêî, êîòîðûé, èñïûòàâ åå íðàâ, îäàðèë äîðîãèìè ïîäàðêàìè. Òîãäà ìà÷åõà îòïðàâèëà â ëåñ ñâîþ ãëóïóþ è ëåíèâóþ äî÷ü, íàäåÿñü óâèäåòü åå ñ äàðàìè, íî åå äî÷ü íå ïðîøëà èñïûòàíèé Ìîðîçêî, è ñòàðèê ïðèâåç åå èç ëåñà çàìåðçøåé.

Ïîó÷èòåëüíàÿ ñêàçêà «Ìîðîçêî» ïîðèöàåò ÷åëîâå÷åñêóþ çàâèñòü è æàäíîñòü, à òàê æå ãîâîðèò î òîì, êàê âàæíî áûòü äîáðûì, è òðóäîëþáèâûìè. Ñêàçêà — ýòî íàðîäíàÿ ìóäðîñòü (Íå ðîé äðóãîìó ÿìó, ïîïàäåøü â íåå ñàì!), êîòîðàÿ èçëîæåíà â ïîíÿòíîé è äîñòóïíîé äëÿ äåòåé ôîðìå. Ïîâåäåíèå îòðèöàòåëüíûõ ãåðîåâ ñêàçêè (ìà÷åõè è åå ðîäíîé äî÷åðè) âûçûâàåò îòòîðæåíèå çëîáû è íåñïðàâåäëèâîñòè. À íàêàçàíèå, êîòîðîå ïîíåñëà äåâóøêà, âîñïðèíèìàåòñÿ ÷èòàòåëåì, êàê òîðæåñòâî ñïðàâåäëèâîñòè. Òðàãè÷åñêèé ôèíàë ñêàçêè îòðàæàåò íàñêîëüêî ìåíòàëèòåò ðóññêîãî íàðîäà îòâåðãàåò çëîáó, óãíåòåíèå áåççàùèòíîãî è ñëàáîãî (ïàä÷åðèöû) è êàêèì áûâàåò âîçìåçäèå çà çëî.

Ïîëîæèòåëüíûé æåíñêèé îáðàç ñêàçêè «Ìîðîçêî» — ýòî ãëàâíàÿ ãåðîèíÿ, ïàä÷åðèöà — äåâóøêà òðóäîëþáèâàÿ, óñëóæëèâàÿ è êðîòêàÿ. Õàðàêòåð ïàä÷åðèöû íàñòîëüêî êðîòêèé, ÷òî îíà íå ñïîðèò è íå ñîïðîòèâëÿåòñÿ, êîãäà ðîäíîé îòåö îñòàâëÿåò åå â ñòóäåíîì çèìíåì ëåñó. È òàê æå êðîòêî îíà âåäåò ñåáÿ, êîãäà Ìîðîçêî èñïûòûâàåò åå õàðàêòåð, âñå óñèëèâàÿ è óñèëèâàÿ ìîðîç. Îòâåòû äåâóøêè ïðèâåòëèâû, íåñìîòðÿ íà æãó÷èé ìîðîç, çà ýòî Ìîðîçêî æàëååò è ùåäðî îäàðèâàåò äåâóøêó.

Ïîëîæèòåëüíûé ìóæñêîé îáðàç â ñêàçêå — ýòî ñòàðèê, îòåö ãëàâíîé ãåðîèíè. Îí äîáðûé è êðîòêèé, íî ñëàá ïåðåä çëîé è íàïîðèñòîé ñòàðóõîé. Ñòàðèê ìîë÷à ñìîòðèò íà íåñïðàâåäëèâîñòü ïî îòíîøåíèþ ê åãî äî÷êå è íè÷åãî íå ìîæåò âîçðàçèòü.

Îòðèöàòåëüíûå îáðàçû â ñêàçêå «Ìîðîçêî» òîëüêî æåíñêèå — ýòî ìà÷åõà è åå äî÷ü — âëàñòíûå, çëîáíûå, æàäíûå è çàâèñòëèâûå, îíè òîëüêî è äåëàþò, ÷òî óãíåòàþò ãëàâíóþ ãåðîèíþ. Çàñòàâëÿÿ ïàä÷åðèöó ðàáîòàòü öåëûé äåíü, îíè íèêîãäà íå áûâàþò äîâîëüíû åå ðàáîòîé.

Åäèíñòâåííûì âîëøåáíûì îáðàçîì â ñêàçêå ÿâëÿåòñÿ Ìîðîçêî — ýòî îäíîâðåìåííî ñóðîâûé è äîáðûé âîëøåáíèê, êîòîðûé ïî òðàäèöèè ñíà÷àëà èñïûòûâàåò ãåðîåâ, à ïîòîì íàãðàæäàåò èëè íàêàçûâàåò èõ ïî ñïðàâåäëèâîñòè.

2. Çà÷èí ñêàçêè «Ìîðîçêî» èçîáèëóåò áûòîâûìè êàðòèíàìè è ìàëî ÷åì íàïîìèíàåò î âîëøåáíûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ. Ñêàçêà íà÷èíàåòñÿ òàê: «Æèâàëî-áûâàëî, — æèë äåä äà ñ äðóãîé æåíîé. Ó äåäà áûëà äî÷êà, è ó áàáû áûëà äî÷êà».

 ðàçâèòèè äåéñòâèÿ íàìå÷àåòñÿ çàâÿçêà ñêàçêè: «Âîò ìà÷åõà è ïðèäóìàëà ïàä÷åðèöó ñî ñâåòó ñæèòü. Âåçè, âåçè åå, ñòàðèê, — ãîâîðèò ìóæó, — êóäà õî÷åøü, ÷òîáû ìîè ãëàçà åå íå âèäàëè! Âåçè åå â ëåñ, íà òðåñêó÷èé ìîðîç».

Õàðàêòåð ïàä÷åðèöû íàñòîëüêî êðîòêèé, ÷òî îíà íå ñïîðèò è íå ñîïðîòèâëÿåòñÿ, êîãäà ðîäíîé îòåö îñòàâëÿåò åå â ñòóäåíîì çèìíåì ëåñó. È òàê æå êðîòêî îíà âåäåò ñåáÿ, êîãäà çàãëàâíûé ãåðîé ñêàçêè — Ìîðîçêî — èñïûòûâàåò åå õàðàêòåð, âñå óñèëèâàÿ è óñèëèâàÿ ìîðîç. Îòâåòû äåâóøêè ïðèâåòëèâû, íåñìîòðÿ íà æãó÷èé ìîðîç. Çà ýòî Ìîðîçêî æàëååò äåâóøêó è ùåäðî îäàðèâàåò. Ìà÷åõà, âëàñòíàÿ, çàâèñòëèâàÿ è æàäíàÿ, óâèäåâ ïàä÷åðèöó íåâðåäèìîé äà ñ áîãàòûìè ïîäàðêàìè, âåëèò ñòàðèêó âåçòè åå ðîäíóþ äî÷ü íà òîæå ìåñòî â ëåñ. Çà ïðèäàíûì ñòàðóõà è îòïðàâëÿåò ðîäíóþ ëþáèìóþ äî÷ü íà ìîðîç.

Êóëüìèíàöèîííûé ìîìåíò íàñòóïàåò, êîãäà ñèòóàöèÿ â ëåñó ïîâòîðÿåòñÿ: ïîÿâëÿåòñÿ Ìîðîçêî è ïîäâåðãàåò äåâóøêó òðîåêðàòíîìó èñïûòàíèþ õîëîäîì. Òà, îäíàêî, íå íàäåëåíà íè äîáðîòîé, íè êðîòîñòüþ è ïðåèñïîëíåíà ãîðäûíè. Îòâåòû åå ãðóáû è íåïî÷òèòåëüíû, çà ÷òî îíà ïîïëàòèëàñü.

Ðàçâÿçêà íàñòóïàåò òîãäà, êîãäà Ìîðîçêî æåñòîêî íàêàçûâàåò ýòó ãåðîèíþ: îíà ïîãèáàåò îò õîëîäà. Òàêèì òðàãè÷åñêèì ôèíàëîì íàðîäíàÿ ñêàçêà «Ìîðîçêî» ïîêàçûâàåò ÷èòàòåëþ íàñêîëüêî æåñòêî íàðîä îñóæäàåò çàâèñòü, æàäíîñòü, çëîáó è óãíåòåíèå ñëàáîãî è áåççàùèòíîãî, êàêîé áûëà ïàä÷åðèöà. À íàêàçàíèå, êîòîðîå ïîíåñëà äåâóøêà, âîñïðèíèìàåòñÿ êàê òîðæåñòâî ñïðàâåäëèâîñòè.

 ñêàçêå «Ìîðîçêî» íåò êðàñèâîé êîíöîâêè, êîòîðîé îáû÷íî çàêàí÷èâàþòñÿ âîëøåáíûå ñêàçêè ñî ñ÷àñòëèâûì êîíöîì. Çäåñü ìû âèäèì òðàäèöèîííîå äëÿ ñêàçîê òîðæåñòâî äîáðà íàä çëîì è ïîó÷èòåëüíûé êîíåö ñêàçêè.

3.  ñêàçêå «Ìîðîçêî» îñíîâíûå äåéñòâèÿ ïðîèñõîäÿò â çèìíåì ëåñó, íî îïèñàíèå ëåñà î÷åíü êðàòêîå: áîëüøèå ñóãðîáû è åëêè îò ìîðîçà ïîòðåñêèâàþò. Ýòî ëåäÿíîå öàðñòâî Ìîðîçêî. Çäåñü, ïîä áîëüøîé åëüþ ñòàðèê îñòàâèë ñâîþ äî÷êó, à ïîòîì è äî÷ü ñòàðóõè. Çäåñü äâàæäû ïðîèñõîäÿò âñòðå÷è äåâóøåê ñ Ìîðîçêî.

 çàâÿçêå ñêàçêè ïðîèñõîäèò ïåðâûé ìîíîëîã ñòàðóõè:

— Âåçè, âåçè åå, ñòàðèê, — ãîâîðèò ìóæó, — êóäà õî÷åøü, ÷òîáû ìîè ãëàçà åå íå âèäàëè! Âåçè åå â ëåñ, íà òðåñêó÷èé ìîðîç.

Íà ýòîò ìîíîëîã ñòàðèê, íè÷åãî íå îòâåòèâ æåíå, ïîêîðíî âåçåò ðîäíóþ äî÷ü â ëåñ íà ìîðîç.

Äàëåå â ëåñó ðàçâîðà÷èâàåòñÿ äèàëîã äåâóøêè è Ìîðîçêî:

— Òåïëî ëè òåáå, äåâèöà? Òåïëî ëè òåáå, êðàñíàÿ?

— Òåïëî, Ìîðîçóøêî, òåïëî, áàòþøêà.

Çà ñâîé êðîòêèé íðàâ äåâóøêà íå ïîãèáàåò, à îáîãàùàåòñÿ ñ ïîìîùüþ Ìîðîçêî è âîçâðàùàåòñÿ äîìîé.

Ïîçæå ñòàðóõà îòïðàâëÿåò è ñâîþ äî÷ü â ëåñ, íî óæå ñ äðóãîé öåëüþ. Ñíîâà çâó÷èò ïðèêàç äëÿ ñòàðèêà (ìîíîëîã ñòàðóõè):

— Çàïðÿãàé, ñòàðûé õðû÷, äðóãóþ ëîøàäü! Âåçè, âåçè ìîþ äî÷ü â ëåñ äà ïîñàäè íà òî æå ìåñòî…

 ëåñó ñíîâà ïðîèñõîäèò äèàëîã Ìîðîçêî è äåâóøêè, íî îí îòëè÷àåòñÿ îò ïåðâîãî:

— Òåïëî ëè òåáå, äåâèöà? Òåïëî ëè òåáå, êðàñíàÿ?

— Îé, ðóêè, íîãè îòìåðçëè! Óéäè, Ìîðîçêî…

Îòâåòû åå ãðóáû è íåïî÷òèòåëüíû, è Ìîðîçêî æåñòîêî íàêàçûâàåò ýòó ãåðîèíþ: îíà ïîãèáàåò îò õîëîäà.

«Ðàññåðäèëñÿ Ìîðîçêî äà òàê õâàòèë, ÷òî ñòàðóõèíà äî÷ü îêîñòåíåëà» — ýòî åäèíñòâåííàÿ ãèïåðáîëà ñêàçêè. Ãèïåðáîëû èìåþò ýìîíàöèîíàëüíûé õàðàêòåð è ñîçäàþò ýêñïðåññèâíûé òîí ñêàçî÷íîãî ïîâåñòâîâàíèÿ.

 ñêàçêå «Ìîðîçêî» âèäíî íåñêîëüêî ñðàâíåíèé:

— âëàñòíàÿ, çàâèñòëèâàÿ è æàäíàÿ ìà÷åõà — êðîòêèé, ìÿãêèé è èñïîëíèòåëüíûé ñòàðèê;

— ëåíèâàÿ, ãëóïàÿ è çëàÿ äî÷ü ñòàðóõè — òðóäîëþáèâàÿ, óñëóæëèâàÿ è êðîòêàÿ ïàä÷åðèöà. Ýòè ñðàâíåíèÿ ÷åòêî ïîêàçûâàþò ãäå îòðèöàòåëüíûé, à ãäå ïîëîæèòåëüíûé ïåðñîíàæ, ãäå äîáðî, à ãäå çëî. Òàêèå ïðèìåðû ó÷àò äåòåé ñðàâíèâàòü.

 ñêàçêå âñåãäà äâà ïëàíà: âíåøíèé — ñþæåòíûé è ìåòàôîðè÷åñêèé — ïîäòåêñòíûé, â íåé ñîäåðæèòñÿ ìóäðîñòü, áåðåæíî ïåðåäàííàÿ íàì íàøèìè ïðåäêàìè, ïðåâðàùåííàÿ â ñêàçêó.  âèäå ìåòàôîðû âàæíàÿ èäåÿ ëåã÷å ïðîñà÷èâàåòñÿ ÷åðåç âñå äâåðè ñîçíàíèÿ è ïîïàäàåò â ñàìûå ãëóáèíû äóøè, ïîçâîëÿåò çàäóìàòüñÿ íàä ñâîåé æèçíüþ, ñâîèìè öåëÿìè è æåëàíèÿìè, ðàññóæäàòü î âîçìîæíûõ ïîñëåäñòâèÿõ òîãî èëè èíîãî ïîâåäåíèÿ è äàåò âîçìîæíîñòü âçãëÿíóòü íà ñåáÿ ñî ñòîðîíû.

 ñêàçêå «Ìîðîçêî» íåò ÿâíûõ âîëøåáíûõ ïðåâðàùåíèé. Ìîðîçêî âîëøåáíûì îáðàçîì îäàðèâàåò ïàä÷åðèöó çà åå ÷åëîâå÷åñêèå êà÷åñòâà è ñïàñàåò îò ñìåðòè, âîïðåêè âñåì îæèäàíèÿì.

4. Ñêàçêàì ñâîéñòâåííà òàêàÿ êîìïîçèöèîííàÿ îñîáåííîñòü: òðîåêðàòíîå ïîâòîðåíèå êàêîãî-ëèáî ýïèçîäà ñ ïîñëåäóþùèì óñèëåíèåì ýôôåêòà.  ñêàçêå «Ìîðîçêî» òàêîé ïðèåì èñïîëüçóåòñÿ âî âðåìÿ âñòðå÷ ñ Ìîðîçêî â ëåñó, êîãäà îí òðèæäû ñïðàøèâàåò ó êàæäîé äåâóøêè: «Òåïëî ëè òåáå, äåâèöà? Òåïëî ëè òåáå, êðàñíàÿ?» Ïîñëå êàæäîãî îòâåòà äåâóøêè ìîðîç âñå óñèëèâàåòñÿ. Ïðèåì òðîåêðàòíîãî ïîâòîðåíèÿ èìååò îñîáåííûé ñìûñë â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå. ×àùå òàêîé ïðèåì ïðèìåíÿåòñÿ, ÷òîáû ïîêàçàòü íà ñêîëüêî âåëèêà òÿæåñòü èñïûòàíèÿ, ÷åðåç êîòîðîå ïðîõîäèò ãëàâíûé ãåðîé ñêàçêè.

 ýòó ñêàçêó âïèñàíû íàðîäíûå âûðàæåíèÿ, âçÿòûå èç æèçíè ïðîñòîãî íàðîäà, êàê è ñàìà èäåÿ ñêàçêè:

«Âñå çíàþò, êàê çà ìà÷åõîé æèòü: ïåðåâåðíåøüñÿ — áèòà è íåäîâåðíåøüñÿ — áèòà. À ðîäíàÿ äî÷ü ÷òî íè ñäåëàåò — çà âñå ãëàäÿò ïî ãîëîâêå: óìíèöà».

«Âåòåð õîòü ïîøóìèò, äà çàòèõíåò, à ñòàðàÿ áàáà ðàñõîäèòñÿ — íå ñêîðî óéìåòñÿ».

5. Ðóññêàÿ íàðîäíàÿ ñêàçêà «Ìîðîçêî» íàïèñàíà ëàêîíè÷íûì è ïðåäåëüíî òî÷íûì ÿçûêîì. Íî âñå æå â ñêàçêå âñòðå÷àþòñÿ óìåíüøèòåëüíî-ëàñêàòåëüíûå ñëîâà, êîòîðûå óïîòðåáëÿþò òîëüêî ïàä÷åðèöà è Ìîðîçêî ïðè âñòðå÷å â ëåñó, ÷åì åùå áîëüøå âûäåëÿåòñÿ ïîëîæèòåëüíîñòü ýòèõ ãåðîåâ äëÿ ïðèìåðà äåòÿì.

6. Ñêàçêà âàæíà íå òîëüêî â ïîçíàíèè îêðóæàþùåãî ìèðà, íî è êàê âîñïèòàòåëüíûé ìîìåíò.  ñêàçêå åñòü ïðåäîñòåðåæåíèå, ïîó÷èòåëüíàÿ ìîðàëü, äåìîíñòðàöèÿ ïîëîæèòåëüíîãî ñòèëÿ ïîâåäåíèÿ (öåííîñòü âåæëèâîñòè, äîáðîãî îòíîøåíèÿ ê ëþäÿì, óâàæåíèÿ ê ñòàðøèì, òðóäîëþáèÿ). Äåòè ó÷àòñÿ îñìûñëèâàòü ïîñòóïêè ñêàçî÷íûõ ãåðîåâ, îïðåäåëÿòü — ÷òî õîðîøî, ÷òî ïëîõî. Òàê æå îáîãàùàåòñÿ ðå÷ü ðåáåíêà ïðè ïîìîùè ýïèòåòîâ, ÷àñòî âñòðå÷àþùèõñÿ â ñêàçêàõ. Ðåáåíîê ó÷èòñÿ ìûñëèòü îáðàçàìè. Ñïîñîáíîñòü íàäåëÿòü ïðåäìåòû è ÿâëåíèÿ ñâåðõúåñòåñòâåííûìè ñâîéñòâàìè, âåðèòü â îäóøåâëåííîñòü íåæèâîé ïðèðîäû — õàðàêòåðíàÿ ÷åðòà äåòñêîé ïñèõèêè. Çà âíåøíå íåïðàâäîïîäîáíûìè ñêàçî÷íûìè ñþæåòàìè ÿñíî âèäèòñÿ ðåàëüíàÿ èñòîðèÿ æèçíè ðóññêîãî íàðîäà. Íî ñêàçêè íå áûëè áû ñêàçêàìè, åñëè áû â íèõ îòñóòñòâîâàëà çàíèìàòåëüíîñòü.

Ñêàçêà «Ìîðîçêî», êàê è áîëüøèíñòâî ðóññêèõ íàðîäíûõ ñêàçîê, ïîäõîäèò äëÿ äåòåé âñåõ âîçðàñòîâ. Ñêàçêà áàþêàåò, ïîãðóæàåò â àòìîñôåðó âîëøåáñòâà è ÷óäà. Îíà ó÷èò âçðîñëûõ ñìîòðåòü íà ìèð íåïîñðåäñòâåííûì îòêðûòûì âçãëÿäîì, óêàçûâàåò íà èõ íåäîñòàòêè, à äåòÿì â ëåãêîé è çàíèìàòåëüíîé ôîðìå îòêðûâàþò âàæíûå æèçíåííûå èñòèíû. Òàêèì îáðàçîì, îáðåòàÿ îïûò ðåøåíèÿ ïðîáëåì «ñêàçî÷íûìè» ñïîñîáàìè, ðåáåíîê ïåðåíîñèò åãî íà ðåàëüíûå ñèòóàöèè â æèçíè.

êóëüìèíàöèîííûé ìîðîçêî ñêàçêà ñþæåòíûé

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Главные персонажи

Морозко

Морозко — основное действующее лицо сказки, представляет силу добра и справедливости. Он следит за правильным течением времени года, может укрывать снегом елки в лесу, следить за зверушками, чтобы не замерзли и не были голодными, медведи вовремя легли в берлогу на зимнюю спячку, а птицы укрылись от непогоды и мороза. Любит трудолюбивых, уважительных и простых в общении людей. Стремится как-то их вознаградить за труды. Не любит лентяев и невоспитанных, пытается их перевоспитывать, ну а если не получается, может и наказать.

Дочь старика

Главная героиня сказки, дедова дочка, очень скромная, добрая, заботливая, уважительная и работящая девушка. Даже птицу и собаку приголубит и согреет. Работает одна за троих, топит печку, носит воду, готовит еду, убирает и ухаживает за домашними животными, прядет и вышивает. Все пожелания своей сводной сестры и старухи выполняет. Старуха относится к ней как к прислуге, не любит, даже ненавидит, и не знает как избавиться от нее. Девушка терпит все старухины капризы из-за своего отца, которого очень любит и боится, чтобы его не обидели. Учтиво разговаривает с Морозом, помогает ему в его доме убираться, не требует ничего, а только благодарит за то что приютил ее и получает в награду сундук камней самоцветных, жениха красивого и быструю тройку лошадей.

Дочь старухи

Второй женский образ, это дочь старухи. Невоспитанная грубиянка, обжора, лентяйка и капризная бездельница, любительница новых нарядов и сплетен. Старуха лелеет свою дочь, всячески балует и не дает работать. Старухина дочь всячески издевается над своей сводной сестрой и стариком. Она не понимает ни каких запретов и никаких слов, делает только то, что выгодно ей одной. Попадая в лес ради богатства и нарядов, и там проявляет свою неуважительность, лень и хамство, за что Морозко ее и наказывает, в одних вариантах замораживает до смерти, в других «награждает за труды» сундуком пепла и повозкой, запряженной парой свиней.

Характеристика персонажей

Действующих лиц в сказке не очень много, но их характеристика очень важна для представления общей картинки сюжета, а также для понимания характеров персонажей. Герои сказки «Морозко»:

  1. Мачеха — пожилая женщина со скверным характером. Она не могла выносить умную и красивую падчерицу, потому что на её фоне родная дочь выглядела уродливой неумехой. Но свою кровиночку мать очень любила, поэтому решилась на убийство красивой падчерицы, чтобы женихи стали обращать внимание и на её дочурку.
  2. Падчерица — умная и добрая девушка. Она могла выглядеть прекрасно даже в обносках, за что очень нравилась всем местным женихам. Добродетельный характер был отличительной чертой бедняжки. Она молча сносила все издевательства мачехи, любила своего старика-отца, даже несмотря на его малодушие.
  3. Старик — муж мачехи, отец двух дочерей, Он любил старшую девочку, но защитить её от нападок мачехи не мог. Это говорит о малодушном и покорном характере героя. Сегодня такого мужчину назвали бы подкаблучником.
  4. Родная дочь — ленивая и избалованная девушка. Ни красотой, ни другими достоинствами она не отличалась, зато привыкла, что всё крутится вокруг неё. Естественно, о таких понятиях, как вежливость и благодарность грубиянка не слышала и не знала. За это и была заморожена насмерть.
  5. Морозко — волшебный персонаж, который символизирует русскую зиму с её крепкими морозами. Справедливый, но добрый, умеющий отличать добродетель от притворства и зависти.
  6. Собачка — пророчица. Она своим лаем предсказала и возвращение падчерицы с дарами, и смерть родной дочери старухи.

Образ каждого из персонажей прописан в сказке очень ярко. Буквально с первых строк читатель понимает, кто из них отрицательный герой, а кто положительный. Но это и не удивительно, ведь история рассчитана на детскую аудиторию.

Второстепенные персонажи

Старуха

Старуха, это второстепенный женский образ сказки. Хитрая и корыстная. Вышла замуж за старика только из-за наживы. Поедом ест его дочку, и всячески старается устроить получше свою. В конце концов, после неудачной попытки просватать свою дочь, решает сжить падчерицу со свету, заставляет отвезти ее в лес и оставить на растерзание волкам. Увидев, как вернулась дочь старика из леса, не жалея, отправляет в лютый холод свою дочь в лес.

Старик

Старик, добрый и совестливый человек, женившись второй раз получает много проблем и своенравную старуху, которая его ни капельки не уважает, а хочет завладеть его добром. Старик всячески пытается помогать своей дочери, но он безвольный, не может постоять за себя.

В итоге — Добро побеждает, а зло наказывается.

Главные герои

Несмотря на то что роли всех персонажей важны для общего развития сюжета, и почти все они равноценны по значимости, всё же можно выделить трёх главных героев сказки:

  1. Мачеха.
  2. Падчерица.
  3. Морозко.

Именно вокруг их действий и поступков развивается всё повествование, раскрывается полная картина сказки и проявляется её мораль.

Злая мачеха

С первых строк понятно, что она яркий отрицательный персонаж в этой сказке. Старуха вынуждена жить под одной крышей с дочкой своего мужа от первого брака. А так как у неё имеется собственная дочь, нетрудно представить, кого пожилая женщина любит больше.

Видимо, пока девочки были маленькими, мачеха могла как-то держать себя в руках. Она хоть и обижала падчерицу, но понимала, что та делает всю грязную работу по дому, поэтому использовала девочку как бесплатную служанку.

Но когда девочки подросли, и пришла пора выдавать их замуж, старуха поняла, что её родная дочь сильно проигрывает в плане привлекательности для женихов, своей старшей сестре. Девушка была:

  • груба;
  • избалована;
  • ленива.

Красотой родная дочка тоже не отличалась, поэтому было очень сложно подыскать ей хорошую партию. Тем более, когда рядом постоянно крутилась красавица и умница старшая сестра.

С одной стороны, материнские чувства понять можно, но с другой — непонятно почему обязательно нужно было отправлять старшую девочку на верную смерть. Можно было бы избавиться от неё более гуманным образом, например, выдать замуж.

Это характеризует героиню как глупую и недальновидную женщину. Она, не задумываясь о последствиях, использует любые методы для достижения своих целей. Такую глупость в характере женщины превышает разве что жадность. Старуха готова рискнуть жизнью собственного ребёнка для получения богатства.

Послушная падчерица

Качество жизни первой дочери старика вряд ли можно назвать приемлемым. С детства девочку использовали в качестве служанки для грязной и тяжёлой работы по дому. Несмотря на это девушка выросла:

  • доброй;
  • скромной;
  • любящей.

Природа не обделила героиню красотой и прилежностью. Она была хорошей хозяйкой и умной девушкой. Возможно, что падчерица давно бы ушла от мачехи, но боялась за своего старика-отца. Без её помощи старуха переложила бы на него всю работу. Это говорит о привязанности девушки к своему единственному родителю, любви к нему и жалости.

В сказке падчерица однозначно положительный персонаж. Её скромность, доброта́ и вежливое отношение к незнакомцам помогли девушке выйти живой из, казалось бы, безвыходной ситуации.

Справедливый Морозко

В фольклоре этот персонаж часто упоминается под именем «Морозка». Этот хозяин зимы представлялся в образе вполне реального героя, обладающего волшебной силой и несметными богатствами.

В сказке он описывается как нечто среднее между духом и реальным существом. Нет описания его внешности, поэтому непонятно как он выглядит. Дать чёткую характеристику этому главному герою очень сложно. С уверенностью можно сказать, что он был:

  • справедливым;
  • щедрым;
  • умным.

Он щедро одаривает подарками старшую сестру, потому что ему понравились её речи и покорность судьбе. Но не задумываясь, лишает жизни младшую только потому, что ему не понравился грубый тон девушки.

Назвать этого персонажа только положительным или отрицательным будет не совсем правильно. Добротой он точно не отличался, его действия и поступки зависли только от собственной объективности. Скорее это нейтральный герой, не лишённый чувства справедливости.

Вариант 2

Морозко – самый главный персонаж известной всем сказки с одноименным названием. Морозко олицетворяет в себе добродушие, щедрость, мудрость хозяина зимы. И в то же время, если кто придется ему не по душе – накажет со всей строгостью. Он следит за зимним лесом: чтоб вовремя улеглись на спячку медведи, ежи, сурки, прикрывает снегом деревья, чтобы не замёрзли в зимнюю стужу. Люди ему по душе добрые, честные, трудолюбивые. Таких он может наградить со всей своей щедростью, а злых, жадных и завистливых запросто может заморозить.

Старикова дочка – главная героиня сказки. Очень скромная, трудолюбивая и миловидная девушка. Живёт в доме с отцом, мачехой и сводной сестрицей. Мачеха не даёт ей никакого спуска, относится к падчерице как к служанке, а та выполняет беспрекословно все её приказы, потому что иначе злая старуха сживет со свету её отца. Бедная девушка всю домашнюю работу выполняет в одиночку: носит воду с колодца, топит печь, готовит еду, вяжет, шьёт, прядёт. И дурного слова от нее не услышишь, никого лаской не обойдет: будь то человек или собачка, да хоть и птичка. Старуха ненавидит падчерицу лютой ненавистью и спроваживает ее в зимний лес, но там девушка знакомится с Морозко. Она разговаривает с ним с огромным почтением и уважением, прибирает в его хоромах и то и дело благодарит за то, что добрый Морозко приютил её. За эти её качества Морозко одаривает ее сундуком с самоцветами, женихом – красавцем и отправляет домой на тройке резвых коней.

Старухина дочь – полная противоположность своей сводной сестры. Она целыми днями бездельничает, ест и собирает сплетни. Любит красивые наряды и то и дело их примеряет, любуясь собой. Падчерицу всяко оскорбляет и унижает, как и ее отца. Мать ее безмерно балует и выполняет все её желания. В лес она отправилась, надеясь, что Морозко ее также наградит, как и сестру, но по одному из вариантов сказки, тот морозит ее до смерти, а по второму – награждает сундуком с золой и отправляет домой на свиньях.

Старуха – второстепенный персонаж сказки. Злая, завистливая и лживая женщина. Поедом ест старика и его дочь, замуж за старого вышла только с корыстными побуждениями. Ей не удалось выгодно выдать замуж свою дочь и она, срывая злость на падчерице, отправляет её в лес, в надежде, что ту порвут волки. А когда девушка возвращается домой жива-здорова, да ещё и с дорогими подарками, она без раздумий снаряжает в зимний лес свою родную дочку.

Старик – добрый человек, но не имеющий характера. Он женился второй раз и полностью попал в зависимость к старухе. Свою дочь он очень жалеет, но и против старухи выступить не может, ввиду своей слабохарактерности.

Как бы то ни было добро в этой сказке восторжествовало, а зло было уничтожено.

Главные герои сказки «Морозко»

Главные герои сказки «Морозко» и их характеристика (падчерицы, мачехи, дочери, старика) помогут вспомнить о чем эта сказка.

Герои сказки «Морозко»

Падчерица — добрая и вежливая девушка, ее не пугают трудности, она трудолюбивая и ласковая. В родном доме девочка много работала, слова доброго не слыхала. Оттого, что не баловала ее жизнь, девочка была благодарна за малое. Она привыкла к трудностям, закалилась, смирилась.

Мачеха — злая, жадная и бессердечная, сварливая. Всю работу дает своей падчерице, а свою родную дочь жалеет и бережет.

Дочь мачехи — похожа на мать, ленивая и жадная, вредная

Морозко — волшебный персонаж, судит и наказывает по справедливости. Морозко не просто выдуманный герой, а олицетворение сил природы.

Старик — слабый и безвольный человек, когда жена сказала отвести его родную дочь на верную гибель, он предал свою дочь, испугался жену.

Характеристика героев сказки «Морозко»

Характеристика падчерицы со сказки «Морозко»

Главная героиня сказки – падчерица, девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая – “социально ущемленный персонаж” в доме мачехи: “Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита…” Падчерица всю домашнюю работу делала, но так и не смогла угодить злобной жестокой мачехе.

По канону волшебных сказок героиня покидает дом, прежде чем найти свое счастье. Причина – выгоняет герой-вредитель (мачеха): “Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. — Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз”. Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда заглавный герой сказки – Морозко – испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз.

За это Морозко жалеет девушку и щедро одаривает. Богатства в награда – характерный прием народных сказок.

Характеристика мачехи со сказки «Морозко»

Мачеха, властная, завистливая и жадная, увидев падчерицу невредимой да с богатыми подарками, велит старику везти ее родную дочь на тоже место в лес. Основная причина такой зависти понятна из слов собачки: “Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут”. Именно за приданым старуха и отправляет родную любимую дочь на мороз.

Ситуация в лесу повторяется: появляется Морозко и подвергает девушку троекратному испытанию холодом. Та, однако, не наделена ни добротой, ни кротостью и преисполнена гордыни. Ответы ее грубы и непочтительны, и Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода.

родная дочь «что ни сделает, за все ее хвалят» лень и безделье порождает слабость
падчерица «девочка была золото, а у мачехи каждый день слезами умывалась»

«добро пожаловать, знать бог тебя принес»

покорность

трудолюбие

открытое сердце

доброта мудрость

мачеха «вези ее старик, чтоб глаза мои не видели» злоба

ненависть

жестокость

старик «затужил, но побоялся перечить; увез, а сам скорее домой» безропотный

забитый

жалкий

морозко «девушка, девушка, я – Мороз, Красный нос!» олицетворение природы

гармония с природой

испытания

собачка «старикову дочь женихи везут, а старухину дочь замуж не берут» верность

Мы все сейчас умные и начитанные в области психологии. Прекрасно знаем, что во всех наших бедах-неудачах виноваты родители. Мало любили, или не любили вообще, или не так воспитывали, короче, виноваты. И у меня вагон претензий к моей маме, хоть я ее и люблю. А тут в выходные я пересматривала старые «новогодние» фильмы и нашла мать идеальную. Мощнейший кинематографический образ, созданный прекрасной актрисой. Пробрало прямо до печенок. Кто же она — идеальная мать? Ха!

Марфушенька-душенька из Морозко

Угу, та самая Мачеха из «Морозко». Она — идеальная мать: добрая, заботливая, поддерживающая, делающая все для своего ребенка.
Дочка Марфуша для нее — смысл жизни и свет в окошке. Ради дочки она вышла замуж второй раз, как оказалось, неудачно — у мужа есть своя дочь, мерзкая Настенька, которой он отдает свою любовь и силы. Марфуша приемному отцу не нужна и неинтересна, поэтому Мачеха и любит девочку за двоих. Чтобы у дочки не возникло комплексов, Мачеха демонстрирует активную неприязнь к ее сводной сестре, всячески дает понять, что родная Марфуша для нее приоритетнее, чем неродная Настенька. Марфуша плохо спит ночами — мама наготове с петушком, чтобы успокоить нервное и тревожное дитя:

Марфушенька спит с леденцовым петушком

Причем, мачеха не слепая в своей материнской любви. Она прекрасно видит, что у ее девочки проигрышные внешние данные по сравнению с Настенькой, и старается помочь своему ребенку преодолеть этот разрыв. Марфуше ищут женихов, на базаре покупаются наряды и накладная коса, мать сама помогает дочери сделать макияж и прическу. Говорит поддерживающие слова: «Нет, не принцесса. Королевна!» Благоразумно удаляет с глаз жениха конкурентку-Настеньку.

Не надо думать, что Мачеха никогда не критикует дочь. Нет, она иногда позволяет себе и прикрикнуть на Марфушу, и даже ударить. Но после срывов всегда извиняется: «Любимой дочке.. По румяной щечке… А все из-за тебя!» Расстроенному ребенку тут же вручается компенсация — петушок на палочке. Здесь можно спорить, правильно ли поступает родитель, компенсируя негативные эмоции ребенка сладостями, многие диетологи и психологи считают это неразумным, но результат, как говорится, налицо — Марфуша любит свою мать и не обижается на ее «срывы».

Матушка дает Марфушеньке оплеуху и петушка на палочке

Мачеха поддерживает дочь на протяжении всего фильма. В сцене ожидания возвращения Марфуши из леса она рассуждает: «Настьке старик один ларец да сундук подарил. А Марфушеньке-душеньке он четыре сундука с приданым подарит! И два ларца! Хотя нет… Почему это два? Четыре сундука, и четыре ларца!» Она слепо верит в успех своей дочери, такой матери можно только позавидовать.

Защищенная материнской любовью, Марфуша растет сильной и уверенной в себе личностью, в отличие от сводной сестры. Настенька говорит тихим голоском, со всем соглашается, никому не перечит. Типичный «плизер» — человек, живущий ради удовлетворения потребностей других. Марфуша не такая. Она может громко заявить о себе, не боится повышать голос, отстаивать свои требования, открыто выражать свои желания. «Хочу! Хочу жениха! Хочу богаство! Хочу! Хочу! Хочу!» — это троекратное «хочу!» как бы демонстрирует зрителям, что женщина имеет право голоса. Фактически, Марфуша — это первая сказочная феминистка. Вторая — Баба-Яга, но это тема для другого поста. Вспомните, как ведут себя обе сестры при встрече с Морозко, когда он спрашивает: «Тепло ли тебе, девица?»

Тепло ли тебе, девица?

Полумертвая от холода Настенька не может выйти за рамки стереотипа о том, что «девушка должна быть послушной и кроткой» и предпочитает умереть, только не огорчить Морозко:»Тепло, Морозушка. Тепло, батюшка!» Фактически, она врет старику. Но врет ангельским голоском.

А Марфуша? На тот же вопрос она отвечает ПРАВДУ: «Ты чего, старый, не видишь? У меня руки и ноги замерзли! Подавай-ка скорее жениха, да приданого!»

Марфушенька у Морозко

И что мы видим? Ложь — вознаграждена, а правда — наказана. Как так? Почему врушка и подлиза Настенька — вознаграждена, а правдивая, открытая и прямая Марфуша — наказана? Ну, собственно, что мы хотим от сказки, написанной во времена патриархата? Тогда пропагандировались именно патриархальные ценности: девушка должна быть красивой, тихой и хозяйственной, чтобы удачно выйти замуж. Вспомним, что Марфушиному жениху показалось мало ее красоты — он затребовал еще, чтобы невеста приготовила ему гусиные потрошка!

Жених и сваха из сказки Морозко

И Марфуша против своего желания подчиняется этим патриархальным требованиям, но терпит закономерное фиаско, пытаясь поймать гуся. Так бывает с каждой женщиной, которая идет против своей природы и насилует себя, пытаясь вписаться в патриархальную модель отношений.
Кстати, судя по жениху, появляющемуся в коротком эпизоде, то, что свадьба не состоялась — подарок для Марфушеньки. Неизвестно, как сложилась бы ее семейная жизнь с таким мелким тираном.

Да и Настеньке еще неизвестно — повезло или нет. Да, она получила награду — сундук, ларец, тройку коней, красавца-жениха… Но будет ли ее жизнь безоблачной, вот в чем вопрос?

Настенька и Иванушка из сказки Морозко

Жених — законченный эгоист, нарцисс и бездельник. Настеньку он полюбил за ее внешность и бессловесный нрав. Когда внешность пожухнет, он будет разочарован. Если она попытается проявить характер — тоже будет разочарован. Какой будет семейная жизнь Настеньки лет через десять, это еще надо посмотреть. К тому же в фильме явственно промелькнул намек на тягу жениха Ивана к другой отрицательной героине — Бабе-Яге. В эпизоде с печью между ними успела сложиться болезненная, разрушительная близость, которая уже дала свои ростки. Последующая ненависть отвергнутой Бабы-Яги и ее месть — попытка заморозить Настеньку, сговор с разбойниками — говорят нам о том, что эта женщина не успокоится, пока не добьется своего. А значит, вся семейная жизнь Насти и Ивана будет отравлена незримым присутствием соперницы и постоянной опасностью.

А ведь если бы у Настеньки была такая мать, как Мачеха в фильме — разве она допустила бы этот брак? Нет, у Настеньки есть только отец, равнодушный и отстраненный. Единственный раз срабатывает его отцовское чувство, когда он везет Настеньку в лес и на полпути разворачивается. Но и это продиктовано не столько любовью к ребенку, сколько попыткой бунта перед женой. Ему наплевать на дочь, ему главное — показать супруге, кто в доме хозяин. Вот почему он ни разу не обернулся во время дороги, и не увидел, что Настя спрыгнула с саней. «Изведет она тебя, батюшка. Поедом заест».

«Морозко» — сказка красивая и романтическая, но крайне вредная для детей, особенно для девочек. Единственный прекрасный образ в нем — это Мачеха. Воплощение материнской любви. Образ Матери с большой буквы «М» великолепно раскрыла актриса Вера Алтайская. Я бы хотела, чтобы у меня была такая мать.

Тема урока: Знакомство с русской народной сказкой «Морозко».

Цель: формирование представления о произведениях устного народного творчества.

Задачи урока:

-познакомить учащихся с содержанием сказки;

-развивать навык осознанного, правильного, выразительного чтения, творческое мышление, речь учащихся;

-обогащать словарный запас

-прививать любовь к чтению, к сказкам.

Ход урока.

І. Организационный момент.

Все расселись по местам,никому не тесно,

По секрету вам скажу: «Будет интересно»

Девиз нашего урока: «Пожелаем друг другу удачи»

-Закройте глаза и повторяйте со мной: « У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке. Пусть урок принесет мне радость!»

IІ. Постановка цели и задач урока.

Звучит музыка из сказки « Морозко »

Начнем наш сегодняшний урок с загадки.

В лесу девица стоит плачет,

От холода всё руки прячет.

И нос замёрз и уши тоже,

Вся на снегурочку похожа.

Мороз с ней начал говорить,

Со всех сторон к ней подходить:

Тепло ли, девица, тебе?

Ты расскажи мне о себе.

Она от холода дрожит,

Но не показывает вид.

Тепло мне, дедушка Мороз,-

Сама стоит, не чуя нос.

Тогда он сжалился над ней,

Призвал лихих своих коней.

Мчится с подарками повозка.

Сказка называется…..(«Морозко»).

Эту сказку мы будем изучать на уроке. (Русская народная сказка «Морозко»). Это тема нашего урока.

— Скажите, читали ли мы с вами эту сказку на уроках литературного чтения? (нет). Значит, что мы будем делать на уроке, какая цель нашего урока?

(Познакомиться со сказкой).

  • Верно, а что еще мы делаем с новым произведением? (анализируем)

  • Правильно, цель нашего урока: знакомство и анализ русской народной сказки .

  • Чтобы достичь цели нашего урока, мы должны выполнить следующие задачи. Расположите их по порядку.

    1. Провести словарную работу.

    2. Познакомиться и проанализировать сказку.

    3. Составить характеристику героев (кластер)

    Теперь немного отдохнем.

    3.Физминутка.

    4.Словарная работа

    Откроем учебник на стр.76 Посмотрите слова,которые выделены. Где мы смотрим значение слов?

    Мачеха – не родная мать.

    Падчерица – не родная дочь

    На доске написаны слова, которые будут непонятны:

    Затужил, заплакал – опечалился

    Озноб – замерзла до дрожи.

Сжалился – пожалел.

Короб – круглая коробка, сделанная из бересты.

Рогожа – грубая ткань, сплетенная из лыка

Окостенеть – замерзнуть до смерти.

Заголосила – громко закричала, заплакала.

Мы выполнили словарную работу..Мы большие молодцы!

5.Чтение и анализ сказки .

Уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе. В его представлении Мороз был похож на сильного и злого старика, повелителя снежных полей и лесов. Называли его уважительно: Дед Трескун, Мороз Морозович, Мороз Иванович .Сегодня мы познакомимся с другим Морозом – персонажем русской народной сказки «Морозко»

    Звучит зимняя музыка

Давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен. Зимние вечера длинные, на улице мороз. Вся семья в сборе. Женщины рукодельничают,

мужчины мастерят, а как занять ребятишек? Рассказывать сказки. Одну из таких сказок вы сейчас прочитаете. Представьте: морозный вечер, в избе тлеет лучина, за окном свистит ветер…

Итак,начнем чтение руссой народной сказки Морозко»

6. Беседа по содержанию.

  • Понравилась ли вам сказка?Поднимите руки

  • — Справедливо ли закончилась сказка? С какими персонажами встретились?

    Была ли у мачехи любимица? Нужно ли ей было работать? Найди слова, которые е характеризуют.(Листочки лежат на столе)

— Была ли в доме еще девочка?  Как ей жилось? Прочти. Как к ней относилась мачеха?

— Задумывались ли вы, почему девочку отсылает в лес мачеха, а увозит родной отец? Это народная традиция. Раньше женщинам путь в лес был заказан, поэтому отвозит ее мужчина, отец. Как отнёсся старик к приказанию жены? Почему?

Обычно в сказках главный герой встречает Бабу Ягу.

  • В этой сказки кого встретила девочка?

  • Расскажите, что случилось с Падчерицей в лесу.

  • Прочитайте разговор падчерицы с Морозко. Как говорила с ним она?

  • . Понравилась ли она деду? Почему?

  • Как встретила Падчерицу злая мачеха? Чему позавидовала? Что придумала мачеха?

  • Как ведёт себя Дочь мачехи в лесу? Как она разговаривает с Морозко?

– Сравните, как вели себя в лесу падчерица и старухина дочь./Прочитайте/.

– Почему Морозко сжалился над падчерицей?

К какому виду относится сказка «Морозко»? (волшебная)

Ребята, познакомились мы со сказкой? Проанализировали содержание сказки?Значит,выполнили вторую задачу

7. Сравнение героев сказки

— Переходим к выполнению третьей задачи. Подобрать слова, которые характеризуют главных героев сказки «Морозко». Вы будете работать по рядам. Первый ряд составляет характеристику Падчерицы и Дочери, второй – Морозко, третий – Старухи и Старика.

— Молодцы. Вы справились и с третьей задачей.

8.Чтение сказки по ролям — вторичный синтез.

  • Как вы думаете, по заслугам все получили в этой сказки?

  • Вывод: Падчерица – сама золото, получила подарки за добрую душу, за труд.  Родная дочь наказана за лень, жестокость. Зависть.

    Чему учит нас эта сказка?

  • Добро вознаграждается, а зло наказывается.

    9. Итог урока.

    Молодцы. Какая была цель нашего урока? Достигли мы ее?

    10.Домашнее задание.

    Прочитать авторскую сказку  Одоевского «Мороз Иванович», сравнить ее с народной сказкой.

  • Дочь Падчерица Морозко

  • вежливая завистливая справедливый

  • трудолюбивая ленивая мудрый

  • терпеливая грубая добрый

  • скромная невежливая ласковый

  • Старуха Старик

  • сварливая безвольный

  • злая слабохарактерный

  • бессердечная боязливый

  • жестокая нерешительный

  • Характеристика мачехи царицы из сказки пушкина о семи богатырях
  • Характеристика маши троекуровой из рассказа дубровский
  • Характеристика мачехи из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс кратко
  • Характеристика марьи царевны из сказки о царе берендее
  • Характеристика марии гавриловны из рассказа метель