Автор На чтение 15 мин. Просмотров 3 Опубликовано
Содержание:
Краткое содержание
Повествование начинается со сцены прощания царя, отправляющегося в дальний путь, со своей супругой. Царица долгое время сидит у окна, смотрит вдаль и ждёт своего мужа.
План основных событий сказки:
- Пока муж отсутствует, царица рожает ему дочь.
- Царь возвращается, но в тот же день его супруга, ставшая матерью, умирает.
- Монарх долго скорбит, но всё же женится на своенравной и гордой девушке, обладающей привлекательной внешностью и довольно сложным характером. Среди приданого оказывается волшебное зеркало, умеющее разговаривать. Новоявленная царица любит смотреться в него и спрашивать о своей красоте. Ответ всегда один — «Ты на свете всех милее».
- Между тем маленькая царевна растёт, расцветает и превращается в прекрасную девушку. К ней сватается королевич Елисей. Готовится свадьба.
- Царица внезапно узнаёт от волшебного зеркала, что она уже не самая милая: её переплюнула молодая царевна. Подчинившись чувству зависти, мачеха решает убить падчерицу. Для этого она приказывает служанке отвести девушку в глухой лес и оставить привязанной к дереву. Но та проявляет сострадание и отпускает царевну.
- Пропажи хватились, и царевич Елисей отправился на поиски своей невесты.
- Блуждая по лесу, юная царевна находит пустую избу и укрывается в ней. Это дом, в котором живут семь богатырей.
- Вернувшись, хозяева обнаруживают гостю и разрешают жить вместе с ними.
- Злая мачеха узнаёт, что её конкурентка жива, и посылает к ней служанку с отравленным яблоком.
- Девушка съедает кусочек яблока и умирает. Богатыри хоронят её в хрустальном гробу, подвешенном на цепях в тёмной пещере.
- Елисей странствует в поисках своей невесты, но, к сожалению, не находит ее. Он обращается к солнцу и месяцу, но они ничего не знают. Ветер рассказывает, что царевна находится в хрустальном гробу. Царевич отправляется к ней.
- Войдя в пещеру, королевич в отчаянии ударяет по гробу. Тот разбивается, девица оживает. Влюблённые возвращаются в царский дворец.
- Царица вновь разговаривает с зеркальцем и узнаёт, что её падчерица жива. В гневе она разбивает волшебный предмет, выбегает в дверь, сталкивается с молодой конкуренткой и умирает на месте.
Сказка завершается счастливым концом. Молодые люди венчаются, играют свадьбу, а все люди, включая рассказчика, гуляют на пышном пиру.
Царевна и её мачеха
Прочитав сказку Пушкина о мёртвой царевне, можно выделить двух главных героев, определяющих композиционную целостность произведения. Этими сказочными персонажами является молодая царевна, олицетворяющая добро, и её мачеха — антагонист, стоящий на стороне зла.
О новой жене царя сказано, что она была самой красивой женщиной в мире. Скорее всего, именно это качество послужило главным критерием выбора монарха. Однако психологический портрет царицы не столь впечатляет. В нём преобладают следующие черты:
- своенравие;
- гордость;
- ревность.
В сказке нет описания отношений мачехи с падчерицей или царём, лишь с чернавкой. Больше всего она любит разговаривать с волшебным зеркальцем, упиваясь своей красотой и превосходством: в этом заключается её смысл жизни. Неудивительно, что известие о перещеголявшей её молодой царевне приводит мачеху в неописуемый гнев.
Требуется принимать решительные меры, иначе жизнь царицы будет разрушена. Единственным выходом становится убийство юной девушки. Проявив коварство, злая мачеха всё-таки добивается поставленной цели и радуется. Отрицательный характер персонажа проявляется во всей красе. Но торжество зла длится недолго. Чудесным образом царевна воскресает из мёртвых и встречается со своей убийцей. Мачеха не может вынести столь сильного потрясения и умирает от тоски.
Царевна является идеальным положительным персонажем. Её внешний облик прекрасен, а поведение — выше всех похвал. Это завораживает и заставляет окружающих персонажей хорошо к ней относится. Семеро богатырей называют себя братьями девушки и защищают её от всех опасностей.
Казалось бы, ей ничего не угрожает. Но коварная мачеха нашла хитрый способ устранить конкурентку. Она играет на добрых чувствах и отравляет девушку. Такой поворот событий накаляет страсти и усиливает эффект от последующего хеппи-энда.
Другие персонажи
Композиция сказки построена таким образом, что в ней крайне мало отрицательных героев. Единственным островком зла в сказочном мире является завистливая царица, принуждающая служанку совершать чёрные дела. Нет ничего удивительного в том, что мачеха в итоге терпит поражение и погибает.
Таблица персонажей.
Королевич | Будущий жених, а также храбрый и настойчивый молодец. Несмотря ни на что, он ищет свою невесту. Характеристика Елисея из сказки о мёртвой царевне крайне положительна. Герой находит свою невесту и буквально воскрешает её из мёртвых, побеждая все злые происки мачехи. |
Царь | Упоминается эпизодически и нужен лишь для логического построения сюжета. |
Первая царица | Хорошая женщина, которая терпеливо дожидалась своего мужа и умерла в самом начале повествования. |
Чернавка | Второстепенный отрицательный персонаж. Именно через свою сенную девушку злая царица осуществила свой коварный план. Однако сама по себе служанка является добрым человеком и вынуждена служить злу под страхом смерти. |
Семь богатырей | Суровые мужчины, живущие в лесу и, возможно, занимающиеся разбоем. В сказке они играют роль своеобразных защитников царевны. Однако даже такая бригада телохранителей бессильна против козней хитрой царицы. |
Яблоко | Является своего рода неодушевлённым персонажем. Очень мощный и древний символ искушения в сказке выступает как материализованное предательство. |
Солнце и Месяц | Одушевлённые небесные стихии, к которым обращается королевич в попытке разыскать невесту. К сожалению, даже они ничего не знают. |
Ветер | Олицетворение всемогущей стихии, которая сообщает Елисею, что его невеста находится в гробу. |
Детям сказка нравится прежде всего и-за обилия положительных героев и счастливого конца. Взрослый читатель также найдёт массу интересного в сюжете и сравнительной характеристике героев.
Анализ произведения
Сказка о мёртвой царевне, написанная Пушкиным по мотивам народного русского творчества, имеет древние истоки. Сюжетная линия, основанная на конфликте мачехи с падчерицей, стара как мир и встречается в произведениях многих стран мира.
Семь богатырей, живущие в лесу — отголосок древних традиций многомужества и обряда инициации. Именно поэтому подобный сюжет можно найти в легендах и сказках.
Девушка, лежащая в гробу и разбуженная женихом — это та же спящая красавица из сказок Шарля Перро и братьев Гримм.
Главная мысль сказки заключается в сопоставительном анализе внешней и внутренней красоты. Царица выглядела безукоризненно, но со временем ситуация изменилась: падчерица стала более привлекательной. В отличие от мачехи, царевна обладала хорошим душевными качествами. Именно за это её полюбили окружающие.
Царицу погубил собственный нарциссизм. Женщина не могла представить себе жизнь, где она уже не будет всех прекраснее и милее. Осознав, что уже ничего не изменить, мачеха умирает от тоски. А добро празднует свою победу.
Ещё одна черта сказки — верность и преданность. Попав к семи богатырям, девушка отказывается стать женой одного из достойных молодцев. Она остаётся верна своему жениху — Елисею, несмотря на то, что, возможно, уже никогда его не увидит.
Королевич также являет собой пример самоотверженности, преданности и упорства. Жених неустанно ищет свою прекрасную невесту по всему свету. Даже узнав, что царевна мертва и лежит в гробу, он не теряет надежды. В итоге любовь побеждает смерть. Молодые люди венчаются.
Еще тесты
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете
В сказке Александра Сергеевича Пушкина о мёртвой царевне и о семи богатырях царица (новая жена царя и мачеха царевны) описывается как красивая и умная, но очень завистливая, злая, коварная и самовлюбленная женщина.
Вначале автор описывает внешность царицы, из чего становится ясно, что она очень красива собой: «высока», «стройна», «бела».
Из ее взаимодействия с зеркалом становится ясно, что своей внешностью она очень гордится. А судя по тому, как меняется ее настроение от ответа волшебного предмета, можно заключить, что она очень любит лесть.
Царица умна. Характер ее очень крутой и даже дерзкий: она «горда», «своенравна», «ревнива».
Судя по ее поступкам, она очень завистлива, и даже решает погубить молодую девушку, что говорит о ее коварстве. Автор характеризует ее как очень злую женщину, которая от своей злости разбила зеркальце и даже умерла.
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Образ Царицы в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» Характеристика героев произведений» Образ Царицы в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина В «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» Пушкин показывает разных персонажей. Он не делает всех только положительными или отрицательными. В каждом есть и достоинства и недостатки. Одним из таких персонажей является царица. Царица обладает прекрасной внешностью, но совершенно несносным характером. Она очень эгоистична и жестока, поэтому не способна на светлые чувства. Целью ее жизни становится идеальные внешние данные. Женщина выходит замуж за овдовевшего царя, у которого от первого брака осталась маленькая дочь. Но с возрастом девочка взрослела и превращалась в прекрасную женщину. Это обстоятельство не радовало злую мачеху. Ведь женщина считала себя самой красивой и не терпела конкуренции. Поэтому в ее голове сразу возникло желание избавиться от молодой царевны. Женщина пошла на преступление и подговорила служанку, чтобы та завела падчерицу далеко в лес и оставила на съедение волкам. Автор наделяет царицу волшебным атрибутом – говорящим зеркалом, которое рассказывает и показывает ей о всех красавицах в округе. Женщина привыкла слышать, что кроме нее таких нет. Однако после того как молодой царевне удалось спастись в доме богатырей, зеркало оповестило об этом ее владелицу. Женщина была в не себя от злости. Она решила убить наследницу собственноручно. Для этого, она отправилась в лес сама и взяла с собой отравленное яблоко. Но как сделать так, чтобы царевна ни о чем не догадалась? В этом отравительнице помогла ее хитрость. Женщина переоделась в нищенку и стала просить милостыню под окнами большого богатырского дома. Конечно, царевна подала ей хлеба. Ведь она в отличие от мачехи, была добра к окружающим. В ответ «нищая старуха» бросила ей красивое и большое яблоко, но отравленное яблоко. Женщине не было жалко юную девушку. Ее душа была темной, пропитанная злобой и жестокостью. В сердце не было место для любви и состраданию. Поэтому она без зазрения совести и малейшего сожаления готова была расправиться с любой, кто станет у нее на пути. Возможно, женщину подтолкнула и ревность. Ведь дочь, для царя была отрадой, и женщина просто забоялась, что все внимание будет доставаться только молодой царевне. Когда зеркало сообщило царице в очередной раз о жизни и здравии молодой и красивой падчерицы, то ее безжалостное и озлобленное сердце не выдержало. Женщина умерла от тоски, ненависти, досады и страха. Ведь если бы царь узнал, на что пошла его новая жена ради того, чтобы оставаться единственной красавицей, он бы с ней непременно расправился. Она ступила на темную сторону, которая в итоге забрала не только ее красоту, но и само существование. Автор не упоминает, чтобы перед собственной смертью женщина раскаялась в грехах. Нет. Она до самого конца была наполнена ненавистью к окружающим и считала свои действия правильными. Пушкин показывает, что за все в этой жизни придется платить. И порой, в час расплаты, цена за все действия может оказаться, слишком велика…Понравилось школьное сочинение? А вот еще: Анализ «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» ПушкинаОбраз королевича Елисея в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» ПушкинаОбраз Царевны в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» ПушкинаОбраз семи богатырей в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» ПушкинаОбраз Царицы в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» ПушкинаХарактеристика героев произведенийСтр. 1 Скачать Образ Царицы в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина
<legend>Tags</legend>ОбразЦарицыв«Сказкеомёртвойцаревнеисемибогатырях»Пушкина
Похожие сочинения
Отправить сочинение на почту
<label>Email</label>
В сказке Александра Сергеевича Пушкина о мёртвой царевне и семи богатырях противопоставляются две главные героини.
1. Молодая царевна, дочь царя
Автор описывает ее как очень красивую молодую девушку («белолица», «черноброва»). Но царевна не кичится этим.
Она очень скромная по характеру, имеет «кроткий нрав» и добрая. По ее речи и манерам можно сразу понять ее высокое происхождение. Но, несмотря на это, в ней нет гордыни, и девушка не боится простой работы по дому.
2. Царица, новая жена царя, мачеха царевны
Пушкин описывает царицу как женщину молодых лет. Она старше своей падчерицы, но прекрасная собой: «высока», «стройна», «бела».
Она очень умная и имеет крутой, даже дерзкий характер: гордая, своенравная и ревнивая.
По ее поступкам можно сказать, что царица очень завистливая (завидовала красоте девушки), коварная (дважды покушалась на ее жизнь) и любит лесть.
Если сравнивать обеих героинь, можно отметить, что у них есть общее качество — внешняя красота. Различие заключается во внутренних человеческих качествах: молодая царевна обладает положительными (доброта, скромность), а ее мачеха отрицательными (зависть, коварство, злоба).
В «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» Пушкина две героини царевна и царица противостоят друг другу. Конечно, действия молодой царевны нельзя прямо назвать противостоянием, скорее ее тактика напоминает «оборону». Царевна выступает в роли жертвы. Она терпит жестокие уроки судьбы, даже не подозревая того, что это дело рук ее мачехи. Ведь зачастую, беда приходит от туда, от куда ее вовсе не ждали. Однако, пережив тяжелейшее потрясение от того, что ее просто потеряли в лесу, царевна не падает духом. Она ищет дорогу домой и набредает на большой дом. Девушка вынуждена войти и чтобы хоть как-то оправдать свое пребывание здесь, наводит порядки и готовит еду. Автор позиционирует ее как очень скромную и трудолюбивую натуру. Она не смеет громко говорить, но ее внешний вид, походка и манеры, выдают «благородное происхождение». Возможно, она и знает о том, что у нее замечательная внешность, только это в данный момент ее вовсе не интересует. Девушка принимает это как должное, но не делает из себя культ личности. Девушка благоразумна, приветлива, и до конца остается верна своему жениху. Ей не интересны перспективы стать женой одного из богатырей, ведь к королевичу она испытывает сильнейшее чувство любви.
К богатырям царевна относится, как к братьям, ведь за короткое время они стали друг для друга практически родными людьми. Что же касается царицы, то женщине не знакомо чувство любви и дружбы. Она выходит замуж по расчету. Всем ее приданным становится лишь волшебное зеркальце, которое она никому не показывает. Зеркало – это единственный собеседник для женщины. Лишь с ним она чувствует себя комфортно и непринужденно. И поэтому, когда «волшебная вещь» начинает говорить о другой молодой красавице, царица не может этого так оставить. В ее душе поселяется неприязнь к падчерице, которая постепенно перерастает в ненависть. Женщина, чтобы избавиться от конкурентки по красоте, идет на хитрость. Она дает распоряжение одной из слуг, чтобы та отвела ее в лес и убила. И ей не становится жаль мужа, который будет огорчен смертью дочери, ей не жаль саму девушку. В этот момент она думает только о своем первенстве. Узнав новую правду от зеркала, о том, что девушка выжила, мачеха сама решает ее убить. Она больше не доверяет никому, ведь ее нагло обманули. Облачившись в нищенку, женщина вызывает царевну на улицу и передает ей «в награду» отравленное яблоко. Подлое отношение, лицемерие и жестокость, вот что характеризует царицу. Она не умеет жить по-другому, и даже не хочет брать пример с других. Царица настолько зациклена на своей внешней красоте, что забывает о душе. Это не приводит ни к чему хорошему. Когда царица видит ожившую девушку, она сама умирает с досады. Ведь она сделала все, чтобы падчерицы не стало, а та наперекор судьбе живет и хорошеет. Перед своей смертью, женщина в ярости разбивает зеркало. Она больше не желает слышать его насмешек над собой. Но царицу сгубило не волшебное зеркало, а ее собственная агрессия и неуверенность в себе. Комплексы неполноценности, не дали ей развиться и стать самодостаточным человеком, постоянные сравнения себя с другими людьми, вызвали еще больший резонанс.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Волшебные приметы и их роль в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»</li>В чем превосходство царевны над царицей? (по «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»)</li>Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты? (по «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»)</li>В чем общность и различие «Спящей царевны» Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина</li>Используемые источники:
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/skazkа-o-myertvoy-tsarevne.html
- http://hronika.su/opisanie-caricy-machehi-iz-skazki-pushkina/
- https://my-soch.ru/sochinenie/obraz-tsaritsy-v-skazke-o-mertvoy-tsarevne-i-semi-bogatyryah-pushkina
- http://hronika.su/sravnenie-carevny-i-caricy-iz-skazki-pushkina/
- https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/sravnitelnaya-harakteristika-tsaritsy-i-tsarevny.html
Автор На чтение 11 мин. Просмотров 7 Опубликовано
Традиционно яркими и глубокими образами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи – всё это характерно для пушкинских сказок. Эти произведения – жемчужины русской литературы в своём жанре. В “Сказке о мёртвой царевне” герои интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.
Характеристика героев “Сказка о мёртвой царевне”
Главные герои
Царевна | При родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту. Отправляет свою служанку в лес с молодой девушкой, чтобы Чернавка привязала её к дереву на растерзанье зверям. Девушка долго бродит по лесу и находит терем, где остаётся ночевать, хозяйничает, готовит. 7 богатырей принимают её как родную сестру. Девушка живёт счастливо, лишь грустит по своему жениху Елисею. |
Королевич Елисей | Жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён. В поисках царевны обращается к Солнцу, к Месяцу, к Ветру. Последний рассказывает королевичу о горе, на которой в глубокой скале находится хрустальный гроб с девушкой. Королевич зарыдал, узнав такое известие, однако решил последний раз взглянуть на возлюбленную. Он находит царевну, целует её, она оживает, удивляясь своему долгому сну. |
Мачеха, жена Царя | Вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. В приданное ей досталось зеркало, с которым женщина разговаривает, чтобы убедиться в своей красоте. Узнав, что молодая царевна красивее её, мачеха отправляет её в лес на гибель. Спустя время зеркало сообщает, что царевна жива. Мачеха переодевается старухой и приносит отравленное яблоко своей падчерице. В финале сказки узнав, что царевна жива и по-прежнему красивее её, царица умирает “с тоски”. |
7 богатырей |
Молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Полюбив и привыкнув к девушке, братья начинают ссориться, и идут к ней на честный разговор: они предлагают выйти замуж за одного из них, чтобы разрешить ситуацию. Девушка признаётся, что у неё есть жених, которого она любит. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале.
</tr></table>
Второстепенные персонажи
Служанка царицы. Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.
</tr></table>
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Содержание:
Краткое содержание
Повествование начинается со сцены прощания царя, отправляющегося в дальний путь, со своей супругой. Царица долгое время сидит у окна, смотрит вдаль и ждёт своего мужа.
План основных событий сказки:
- Пока муж отсутствует, царица рожает ему дочь.
- Царь возвращается, но в тот же день его супруга, ставшая матерью, умирает.
- Монарх долго скорбит, но всё же женится на своенравной и гордой девушке, обладающей привлекательной внешностью и довольно сложным характером. Среди приданого оказывается волшебное зеркало, умеющее разговаривать. Новоявленная царица любит смотреться в него и спрашивать о своей красоте. Ответ всегда один — «Ты на свете всех милее».
- Между тем маленькая царевна растёт, расцветает и превращается в прекрасную девушку. К ней сватается королевич Елисей. Готовится свадьба.
- Царица внезапно узнаёт от волшебного зеркала, что она уже не самая милая: её переплюнула молодая царевна. Подчинившись чувству зависти, мачеха решает убить падчерицу. Для этого она приказывает служанке отвести девушку в глухой лес и оставить привязанной к дереву. Но та проявляет сострадание и отпускает царевну.
- Пропажи хватились, и царевич Елисей отправился на поиски своей невесты.
- Блуждая по лесу, юная царевна находит пустую избу и укрывается в ней. Это дом, в котором живут семь богатырей.
- Вернувшись, хозяева обнаруживают гостю и разрешают жить вместе с ними.
- Злая мачеха узнаёт, что её конкурентка жива, и посылает к ней служанку с отравленным яблоком.
- Девушка съедает кусочек яблока и умирает. Богатыри хоронят её в хрустальном гробу, подвешенном на цепях в тёмной пещере.
- Елисей странствует в поисках своей невесты, но, к сожалению, не находит ее. Он обращается к солнцу и месяцу, но они ничего не знают. Ветер рассказывает, что царевна находится в хрустальном гробу. Царевич отправляется к ней.
- Войдя в пещеру, королевич в отчаянии ударяет по гробу. Тот разбивается, девица оживает. Влюблённые возвращаются в царский дворец.
- Царица вновь разговаривает с зеркальцем и узнаёт, что её падчерица жива. В гневе она разбивает волшебный предмет, выбегает в дверь, сталкивается с молодой конкуренткой и умирает на месте.
Сказка завершается счастливым концом. Молодые люди венчаются, играют свадьбу, а все люди, включая рассказчика, гуляют на пышном пиру.
Царевна и её мачеха
Прочитав сказку Пушкина о мёртвой царевне, можно выделить двух главных героев, определяющих композиционную целостность произведения. Этими сказочными персонажами является молодая царевна, олицетворяющая добро, и её мачеха — антагонист, стоящий на стороне зла.
О новой жене царя сказано, что она была самой красивой женщиной в мире. Скорее всего, именно это качество послужило главным критерием выбора монарха. Однако психологический портрет царицы не столь впечатляет. В нём преобладают следующие черты:
- своенравие;
- гордость;
- ревность.
В сказке нет описания отношений мачехи с падчерицей или царём, лишь с чернавкой. Больше всего она любит разговаривать с волшебным зеркальцем, упиваясь своей красотой и превосходством: в этом заключается её смысл жизни. Неудивительно, что известие о перещеголявшей её молодой царевне приводит мачеху в неописуемый гнев.
Требуется принимать решительные меры, иначе жизнь царицы будет разрушена. Единственным выходом становится убийство юной девушки. Проявив коварство, злая мачеха всё-таки добивается поставленной цели и радуется. Отрицательный характер персонажа проявляется во всей красе. Но торжество зла длится недолго. Чудесным образом царевна воскресает из мёртвых и встречается со своей убийцей. Мачеха не может вынести столь сильного потрясения и умирает от тоски.
Царевна является идеальным положительным персонажем. Её внешний облик прекрасен, а поведение — выше всех похвал. Это завораживает и заставляет окружающих персонажей хорошо к ней относится. Семеро богатырей называют себя братьями девушки и защищают её от всех опасностей.
Казалось бы, ей ничего не угрожает. Но коварная мачеха нашла хитрый способ устранить конкурентку. Она играет на добрых чувствах и отравляет девушку. Такой поворот событий накаляет страсти и усиливает эффект от последующего хеппи-энда.
Другие персонажи
Композиция сказки построена таким образом, что в ней крайне мало отрицательных героев. Единственным островком зла в сказочном мире является завистливая царица, принуждающая служанку совершать чёрные дела. Нет ничего удивительного в том, что мачеха в итоге терпит поражение и погибает.
Таблица персонажей.
Королевич | Будущий жених, а также храбрый и настойчивый молодец. Несмотря ни на что, он ищет свою невесту. Характеристика Елисея из сказки о мёртвой царевне крайне положительна. Герой находит свою невесту и буквально воскрешает её из мёртвых, побеждая все злые происки мачехи. |
Царь | Упоминается эпизодически и нужен лишь для логического построения сюжета. |
Первая царица | Хорошая женщина, которая терпеливо дожидалась своего мужа и умерла в самом начале повествования. |
Чернавка | Второстепенный отрицательный персонаж. Именно через свою сенную девушку злая царица осуществила свой коварный план. Однако сама по себе служанка является добрым человеком и вынуждена служить злу под страхом смерти. |
Семь богатырей | Суровые мужчины, живущие в лесу и, возможно, занимающиеся разбоем. В сказке они играют роль своеобразных защитников царевны. Однако даже такая бригада телохранителей бессильна против козней хитрой царицы. |
Яблоко | Является своего рода неодушевлённым персонажем. Очень мощный и древний символ искушения в сказке выступает как материализованное предательство. |
Солнце и Месяц | Одушевлённые небесные стихии, к которым обращается королевич в попытке разыскать невесту. К сожалению, даже они ничего не знают. |
Ветер | Олицетворение всемогущей стихии, которая сообщает Елисею, что его невеста находится в гробу. |
Детям сказка нравится прежде всего и-за обилия положительных героев и счастливого конца. Взрослый читатель также найдёт массу интересного в сюжете и сравнительной характеристике героев.
Анализ произведения
Сказка о мёртвой царевне, написанная Пушкиным по мотивам народного русского творчества, имеет древние истоки. Сюжетная линия, основанная на конфликте мачехи с падчерицей, стара как мир и встречается в произведениях многих стран мира.
Семь богатырей, живущие в лесу — отголосок древних традиций многомужества и обряда инициации. Именно поэтому подобный сюжет можно найти в легендах и сказках.
Девушка, лежащая в гробу и разбуженная женихом — это та же спящая красавица из сказок Шарля Перро и братьев Гримм.
Главная мысль сказки заключается в сопоставительном анализе внешней и внутренней красоты. Царица выглядела безукоризненно, но со временем ситуация изменилась: падчерица стала более привлекательной. В отличие от мачехи, царевна обладала хорошим душевными качествами. Именно за это её полюбили окружающие.
Царицу погубил собственный нарциссизм. Женщина не могла представить себе жизнь, где она уже не будет всех прекраснее и милее. Осознав, что уже ничего не изменить, мачеха умирает от тоски. А добро празднует свою победу.
Ещё одна черта сказки — верность и преданность. Попав к семи богатырям, девушка отказывается стать женой одного из достойных молодцев. Она остаётся верна своему жениху — Елисею, несмотря на то, что, возможно, уже никогда его не увидит.
Королевич также являет собой пример самоотверженности, преданности и упорства. Жених неустанно ищет свою прекрасную невесту по всему свету. Даже узнав, что царевна мертва и лежит в гробу, он не теряет надежды. В итоге любовь побеждает смерть. Молодые люди венчаются.
Еще тесты
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете
1. Царевна — дочь царя
Красивая, добрая и скромная девушка, которая была сначала сослана в лес, а затем отравлена яблоком. Царевна очень обходительная со всеми, кто ее окружает, поэтому ее все очень любят.
Более развернутая характеристика
2. Царица — вторая жена царя, мачеха царевны
Красивая, но злая, завистливая, эгоистичная и коварная. Именно она приказала послать падчерицу в лес на съедение зверям, а потом подстроила гибель девушки.
Более развернутая характеристика
3. Королевич Елисей
Жених молодой царевны, который отправился искать свою возлюбленную. Очень сильный и смелый герой.
Более развернутая характеристика
4. Семь богатырей
Сильные и удалые молодцы, которые приютили у себя молодую царевну, заблудившуюся в лесу.
Более развернутая характеристика
5. Чернавка
Служанка злой царицы, которая по приказу отвела девушку в лес.
Более развернутая характеристика
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», была написана Пушкиным в Болдино в 1933 году. Полный ее текст можно прочесть здесь. Это произведение о добре и зле, о любви и ненависти. Добро и любовь в ней побеждают.
Главные герои «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:
Вторая царица, жена царя – красавица. Отрицательный герой.
Самовлюбленная эгоистка
И своенравная жестокая царица хлопнула зеркальце об землю. Черная зависть стала смыслом ее жизни. Она поставила перед собой цель извести юную царевну. И когда ей все-таки не удалось избавиться от царевны, злоба с такой силой обуяла ее, что она умерла.
Царевна – девушка с добрым, открытым сердцем. Трудолюбивая и заботливая. Попав в терем семи братьев, она привела дом в порядок, и только потом улеглась отдыхать на полатях.
Чернавка – сенная девушка, прислуживавшая царице. Девушка была незлобивой и в душе любила царевну. Но она была подневольной и боялась свою хозяйку-царицу. Она завела царевну в лес и отпустила ее. Но жестокая царица заставила чернавку отравить царевну.
Королевич Елисей – жених царевны. Целеустремленный, любящий. Настоящий мужчина, прошедший все испытания. Его целеустремленность была вознаграждена. Он нашел свою невесту и оживил ее.
Семь братьев-богатырей – добры молодцы. Охотники и бравые воины:
Братья, как родную приняли царевну, почувствовали в ней принадлежность к царской семье. Они тепло ит душевно от носились к ней, и с почестью похоронили в хрустальном гробе.
Эта сказка Пушкина, как и положено всякой доброй сказке, завершилась свадьбой. Жестокую царицу погубила собственная злоба, а положительные герои были вознаграждены за верность, настойчивость и любовь.
Гусев Виктор
Начнём с положительных героев.
Царевна молодая — главная героиня сказки. Очень красивая. Отличается добрым, покорным характером. Приветлива со всеми.
Богатыри — семь братьев, проживающих в лесу. Работящие мужчины. Заботливые, радушные хозяева.
Елисей — царевич, жених царевны молодой. Бесстрашный юноша, готовый пройти все испытания ради любимой.
Отрицательный герой по моему мнению один.
Царица — мачеха. Злобная женщина, которая готова погубить любого, кто красивее. Ничто не может остановить ее.
ПожаловатьсяИспользуемые источники:
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/skazka-o-mertvoy-carevne/glavnye-geroi-harakteristika.html
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/skazkа-o-myertvoy-tsarevne.html
- http://hronika.su/harakteristika-glavnyh-geroev-skazki-pushkina-o-mertvoj-carevne/
- https://poetpushkin.ru/skazki/glavnye-geroi-skazki-o-mertvoj-tsarevne-i-semi-bogatyryah.html
- https://vashurok.ru/questions/harakteristiki-otritsatelnih-i-polozhitelnih-geroev-skazki-o-mertvoy-tsarevne-i-sem-bogat
— Проверка домашнего задания.
«Снегурочка» — немецкая народная сказка | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. |
Сходство | |
1. Смерть матери, жизнь с мачехой-царицей | |
2. Соперничество в красоте. | |
3. Говорящее зеркальце. | |
4. Царица отправляет царевну в лес, чтобы убить, но та | |
5. Царица пытается убить ее сама и наконец при помощи | |
6. Дело было зимой. | |
7. Захоронение в хрустальном гробу. | |
8. Царевны белы, чернобровы | |
9. Царевен спасают царевичи. | |
10. Злые царицы умирают в конце сказки | |
11. Семь карликов и семь богатырей. | |
12. Царь женится через год. | |
Различия. | |
Егерь | Чернавка |
У царевны был жених – царевич Елисей. | |
Царевич спасает случайно (кусок отравленного яблока | Царевич целует царевну. |
Карлики | Богатыри |
Сильная шнуровка, ядовитый гребень и яблоко | Только яблоко. |
Злую царицу убивают | Злая царица умирает от «тоски». |
Помощники: пес Соколко, солнце, месяц, ветер, | |
Злая царица разбивает зеркальце. | |
Проза | Стихотворная сказка |
— Сказка «Снегурочка» — народная
сказка, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана не народом, а
определенным человеком – А.С.Пушкиным, и потому она – литературная.
— Сегодня мы с вами, работая над
сказкой Пушкина, попробуем назвать некоторые отличия литературной сказки от
фольклорной.
— Первое отличие я уже назвала.
Какое? (фольклорная сказка написана народом, литературная – писателем).
— Посмотрите, пожалуйста, нашу
таблицу в части «Различия» и скажите, с чем вы никогда не встречались, читая
фольклорные сказки? (сказка Пушкина – стихотворная).
— Свою сказку Пушкин написал в
его имении Болдино в ноябре 1833 года. В основу ее легла запись русской
народной сказки, сделанная поэтом еще в Михайловском.
Сейчас я вас познакомлю с
содержанием этой записи, а вы, слушая, подумайте, чем отличается народная
сказка от пушкинской? (народная сказка носит более мрачный характер. Царевна
оказывается способной поднести врагам сонных капель; она не такая кроткая и
светлая, как у Пушкина. Мотив соперничества в красоте мачехи и царевны в
народной сказке почти не дан.)
«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его.
Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то: али мужчина,
али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названный; коли
женщина – будь нам мать али сестра…» Сии братья враждуют с другими двенадцатью
богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапог и шапку: «Если кровию
нальются, то не жди нас». – Приезжая назад, спят сном богатырским. Первый раз –
двенадцать дней, второй – двадцать четыре, третий – тридцать один. Противники
приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель … и прочее. Мачеха ее приходит
в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит
царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице,
натянутой толстыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется … и проч.»
— Но ради чего Пушкин меняет
народную сказку? (предположения ребят)
— Создавая произведение,
писатель рисует свою модель мира. Выражается она и через систему образов
произведения. Давайте посмотрим, что получилось у ребят дома. Они должны были
схематично изобразить систему образов сказки Пушкина и определить, чему учит
эта сказка (Приложение 4).
— Итак, какой вывод мы можем
сделать?
Идея сказки А.С.Пушкина: 1)
внешняя красота не есть показатель душевной красоты; 2) если ты всех любишь, ко
всем с добром, то друзья тебя из гроба поднимут.
— В народных сказках основной
прием обрисовки героев – описание их поступков и взаимоотношений. Пушкин также
использует этот прием.
Возьмем один из ключевых
эпизодов: разговор с зеркальцем. Отметим все действия царицы.
Когда ее зеркальце хвалит:
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Когда же царица узнает, что она
не первая красавица, она предстает совершенно иной:
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!…
Обратите внимание на те глаголы
движения, которыми поэт выразительно передает поведение своенравной мачехи.
— А как ведет себя царевна, ну,
например, при появлении в доме семи богатырей?
(«Все порядком убрала, засветила
богу свечку, затопила жарко печку», только после этого «На полати взобралась и
тихонько улеглась» и далее «Честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась,
закраснелась, извинилась», «от зеленого вина отрекалася она; пирожок лишь
разломила да кусочек прикусила»).
Мы видим, что характеры героинь
раскрываются в их поведении, в конкретных поступках, действиях.
— Этот прием у Пушкина
преобладающий, но не единственный. Он расширяет способы изображения сказочных
персонажей.
— Обратите, например, внимание, как Пушкин изображает внешность
своих героинь и как показана внешность героев в народных сказках (в народных
сказках – «Красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать»). В
отличие от народных сказок Пушкин не только описывает внешность своих героев,
но и дополняет это описание характеристикой «нрава» героя, высказывая этим свое
отношение к нему. Вот, например, несмотря на то, что царица «высока, стройна,
бела и умом и всем взяла», она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зато
царевна «белолица, черноброва, нраву кроткого такого». Встречаемся мы и с
прямой авторской оценкой своих героинь, чего нет в народных сказках. «Вот она,
моя душа, пошатнулась…», «Красавица-душа», «милая девица» — говорит он о царевне,
выражая свою симпатию к ней.
— А теперь обратим внимание, как
говорят пушкинские героини. Обратимся опять к эпизоду «Царица беседует с
зеркальцем». В первом разговоре она предстает перед нами в добром расположении
и речь ее приветлива, весела. «Свет мой, зеркальце!» — обращается она к нему.
Но зеркальце говорит и то, что ей не хочется слышать, и поведение ее меняется.
«Ах ты, мерзкое стекло!» — гневается царица.
А царевна? Она никогда не
накричит, она всегда ласкова, будь это Чернавка («Жизнь моя! В чем, скажи,
виновна я?»), будь это богатыри («Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои
родные…») или нищенка («Постой, бабушка, постой немножко… пригрожу сама я псу и
кой-что тебе снесу».
Мы с вами видим, что в
зависимости от характера, героини Пушкина говорят по-разному, их речь
индивидуализирована.
— Давайте подведем итог.
Сказка Пушкина «О мертвой
царевне и семи богатырях» является литературной, потому что …. (написана
писателем).
Она имеет форму, которая никогда
не встречается в фольклорных сказках. Какую? (стихотворную). Значит, писатель
сам выбирает форму своего произведения.
Пушкин, как и в фольклорных
сказках, рисует своих героев через описание ….. (их поступков). Но также дает
прямые авторские характеристики, усложняет описание внешности, индивидуализирует
речь, а еще вводит картины природы, помогающие понять переживания героев. Но
обо всем этом мы будем с вами говорить подробнее, когда перейдем к литературным
сказкам.