Характеристика любого героя из сказки о царе салтане по плану

Тема: а.с. пушкин сказка о царе салтане особенности волшебной сказки. герои литературной сказки. цель: 1 а показать элементы анализа

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о
царе Салтане …» Особенности волшебной сказки.  Герои литературной сказки.

Цель:

1)   
а) показать элементы
анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые
особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от
народной;

2)   
работать над навыками
выразительной речи;

3)   
учить работе с текстом;

4)   
закрепить литературные
термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина,
рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане…»
,компьютер, интерактивная доска

Планируемые результаты

       Личностные

-включение учащихся в деятельность на личностно
значимом уровне;

-регулирование поведения в
соответствии с познанными моральными нормами и этическими
требованиями;                                                               

-эмпатия, понимание чувств других
людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое
чувство на основе знакомства с художественной культурой;

-познавательная мотивация учения.

          Познавательные

расширять знания учащихся о
жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного
произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.

           Регулятивные

-определять цель учебной деятельности;

-контролировать выполнение задания

-определять степень успешности выполнения своей работы
и работы других обучающихся.

              Коммуникативные

-работая в группе учитывать мнения
партнёров, отличные от собственных;

-собственную позицию и координировать
её с позицией партнёров при выработке решения;

-оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

-владеть диалогической формой речи.

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Постановка
проблемного вопроса.

Сегодня займемся
анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые
особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр»,
«сюжет», «композиция».

Назовите общие особенности волшебных сказок  (см.план)

1.    
Есть волшебство

2.    
Странствия,
приключения героев

3.    
Кто-то мешает или
помогает

4.    
Герой воюет с
нечистой силой

5.    
Эпизоды повторяются
по 3раза

6.    
Есть зачин,
концовка

7.    
Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

1.    
Повторы

2.    
Общие места

3.    
Строй сказки
плавный, напевный

4.    
Сказочник рисует
словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите
памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается
понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид
литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» —
литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры
своим героям, побуждения, поступки

В кухне злится
повариха (злость)

Плачет у станка
ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене
(зависть)

С ободренною душой
князь пошел к себе домой (спокойный)

          Определите
характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

          Тот
(коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

1.    
Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

          Приведите
примеры

Кабы я была
царица, —

Говорит одна
девица, —

То на весь
крещенный мир

Приготовила б я
пир…

Кабы я была
царица, —

Третья молвила
сестрица, —

Я б для батюшки
царя

Родила б богатыря

Любовь, ненависть, зависть, печаль,
благодарность…

          А теперь
определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с
интерактивной доской)

 (Отметить на листе
под цифрой 2 — письменно)

          Век тебя я
не забуду:

          Отплачу
тебе добром,

          Сослужу
тебе потом!

2.    
Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

          Назовите
основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц
подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку
бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила
Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился
на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы
прощены. Радость.

          Жуковский,
прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе
Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские…
Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин
некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором
из русских народных сказок?

Имена (Бабариха,
царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе,
как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

          Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД)
и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

          Весь сияя в
злате он сидит в палате на престоле и в венце

3.    
Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из
народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю
плывет…

А ткачиха с поварихой,
с сватьей  бабой Бабарихой извести ее хотят…

          Как вы понимаете эту шутку?

          А ткачиха с
поварихой

          С сватьей
бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил
Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится,
злится

И впился комар как
раз

Тетке прямо в
правый глаз.

Повариха
побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как
раз

Тетке сел на левый
глаз,

И ткачиха
побледнела:

«Ай!» — и тут же
окривела.

          Мы не
случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

          Что вы
можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные
времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана,
город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не
худо…

          Что общим
является для сказки литературной и народной?

Мораль

          Какую
мораль можно извлечь из этих слов?

          А ткачиха с
поварихой

          С сватьей
бабой Бабарихой

          Разбежались
по углам:

          Их нашли
насилу там.

          Тут они во
всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не
надо завидовать

Царь для радости
такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Учит справедливости , добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет».

Что такое сюжет?

Это
последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют
младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда
кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун.
Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по
дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия
героев: корабельщики объехали весь свет

          Помогаем
приводить примеры

Гвидон летает к
царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея,
мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается
счастливым  концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

          III.
Рассмотрим план под названием «Композиция
».

Что такое композиция?

Композиция – это
построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под
окном

Пряли поздно
вечерком…

          В сказке
есть концовка:

Я там был, мед,
пиво пил

Да усы лишь
обмочил.

          В сказке эпизоды
повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

          Цифра 3
волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон
превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за
помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился
чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они
рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

IV.Физкультминутка. (Аудиозапись)     Демонстрация презентации для
физкультминутки, включение аудиозаписи.       Учащиеся проговаривают слова и
выполняют движения.

V. А теперь обратимся к особенностям языка
сказки
.

Перечислим их
(см.план на ИД)

1.    
Синонимы

2.    
Сравнения

3.    
Эпитеты

4.    
Противопоставления

5.    
Ондокоренные слова

6.    
Сложные слова

7.    
Славянизмы

8.    
Определение после
определяемого слова стоит

9.    
Уменьшительно-ласкательные
суффиксы

10.
Усилительные
частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами,
фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька
журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да
за пояс не заткнешь

          Какую
особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

          Здравствуй,
князь ты мой прекрасный!

          Бог вас,
дети, наградит

Обращение

          Удалец,
Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

          Грусть-тоска,
Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

          Найдите в
тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук,
добрый путь

          На листке
поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам
он в гости собирался, а доселе не собрался»

5.    
Противопоставление

VI. Давайте проведем маленькую викторину по
знанию текста( викторина  на ИД)

1. Почему Салтан
расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была

2. Родила царица в
ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

Неведому
зверушку

3. Царь велит своим
боярам,

Времени не тратя
даром,

И царицу, и приплод
… (что сделать?)

Тайно бросить в
бездну вод

4. Какую песенку
пела белка?

Во саду ли, в
огороде

5.Разом  пушки
запалили,

В колокольнях
зазвонили,

К морю сам идет
Гвидон…

Кого он встречает?

Царя Салтана

VII.Рефлексия.

 Давайте подведем итоги.Вы обратили внимание на то, как долго писал
сказку Пушкин. На экране  следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в  Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с
Жуковским.

А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Да

          Все
гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено
автором.

          А теперь
подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между
собой связаны.  Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность
событий. Построение произведения

          На этом
урок закончен

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Рабочий лист № 1.

Перечитай название сказки. Выпиши главных действующих
лиц произведения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

image001

Прочитайте отрывки с описанием города. Допишите
эпитеты
.

Стены ____________________

Зубцы _____________________

Монастыри _________________

Церкви _____________________

Застава _____________________

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 78 и
прочитайте её описание. Дополните текст эпитетами из сказки.

На иллюстрации мы видим сцену, когда юный царевич
вместе со своей матерью с холма рассматривают свой _________________________
город.

____________________маковки церквей, купола
_____________ ___монастырей

сверкают под яркими лучами солнца.

Крепкие стены с __________________зубцами надёжно
огибают город со всех сторон.

Новый город с дворцом, с теремами и садами приковал
восхищённые взгляды матери и сына.

image002

image003

image004

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Рабочий лист № 2.

С какой целью Черномор и тридцать три богатыря
выходили на берег? Запиши

ответ словами из текста.

______________________________________________________________________________________________________________________________

image005

image006

Подберите синонимы к выделенным словам, подчеркни их.

«Славный
город твой хранить

И
дозором обходить»

Сторожить,
караулить, патрулировать, разведывать

«Эти
витязи морские

Мне
ведь братья все родные»

Рыцари,
воины, ратники, богатыри, бойцы

Рассмотрите иллюстрацию художника Ивана Билибина
«Тридцать три богатыря» на стр. 88 учебника. Прочитайте описание иллюстрации.

 “Художник изобразил морских богатырей на фоне ночи.
За их спинами бушуют волны. Морские витязи неприступной стеной загородили
крепость от неспокойной морской пучины. Их острые копья касаются звёзд.
Великаны склонили головы перед чудным городом, которым правит князь Гвидон.”

Выберите строчки из сказки, которыми можно закончить
это описание.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

image007

Соотнеси слова и их значения.

Витязь         

Дом в виде башни

Светлица

Светлая парадная
комната в доме

Палаты

Отважный
доблестный воин

Престол

Большое, богатое
каменное здание, в котором много комнат

Аршин

Драгоценный
головной убор, корона

Венец

Трон монарха

Терем

Мера длины,
равная 71 см

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Рабочий лист № 3.

image008

image009

Как наказывает князь Гвидон своих злых и коварных
родственниц? Впиши буквы в таблицу.

Родственники

Наказание

Повариха

Ткачиха

Бабариха

Слова для справок:

а)
комар кусает в правый глаз;

б) шмель
кусает в нос;

в) муха
кусает в левый глаз.

image010

Найди в тексте сказки А.Пушкина примеры,
подтверждающие, что перед нами волшебная сказка. Впиши примеры в таблицу.

Волшебные
помощники

Положительные

и отрицательные
герои

Троекратные
повторы

Превращения

Волшебные
предметы

Испытания

Добро побеждает
зло

А.С. Пушкин использует живописный народный язык,
насыщенный

эпитетами, сравнениями, олицетворениями, применяет
красоту

звукописи.

image011

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане». Рабочий
лист № 4.

Составьте
характеристику князя Гвидона. Заполните таблицу.

С почестями встречает гостей

Ничего не просит за спасение Царевны Лебеди

Почтителен к матери, хочет вернуть отца

Спасает себя и мать

Убивает коршуна, спасает Лебедя

Хочет завести у себя в княжестве диковинки

Слова для справок: преданный сын, гостеприимный, храбрый,
любознательный, бескорыстный, решительный.

Составьте
словесный портрет царя Салтана.

О каких чертах
его характера говорят следующие поступки?

Заполните
таблицу.

Поступки героя

Качества,
характеризующие поступки героя

Легко поддался обману

«В горе начал он чудесить,

И гонца хотел повесить»

«Но, смягчившись на сей раз,

Дал гонцу такой приказ…»

«Ждать царева возвращенья

Для законного решенья».

«Бился долго и жестоко»

Не женился второй раз

Долго не решался поехать к Гвидону

Простил коварных родственников

Слова для справок: справедливый, доверчивый, вспыльчивый,
нерешительный, отходчивый, храбрый, добрый, преданный.

Соотнесите качества Царевны с ее поступками

Подарила город
за спасение

«Не можно глаз
отвесть…»

Обращает князя в
насекомых

Не торопит князя
принять решение жениться

Говорит с князем
ласково

Помогает князю
увидеть отца, и за это ничего не требует

Слова для справок: волшебница, красавица, бескорыстная, терпеливая,
благодарная, нежная.

Расскажите о любом герое по плану.

(По каждому пункту плана необходимо составить
2-3 предложения,

чтобы в итоге по всей таблице получился
связный рассказ).

Имя героя.

Как выглядит?

Какие поступки совершает?

Какой характер у героя? Какие душевные
качества раскрываются в его поступках?

Какими словами говорит о герое поэт (краткие
цитаты из текста).

Что лично вам понравилось или не понравилось
в герое?

Волшебное путешествие

Интегрированное занятие с применением ИКТ

Старший дошкольный возраст

Программное содержание. Расширять представление детей о воплощении сказочных образов в музыке. Побуждать сопоставлять контрастные музыкальные характеристики, давать им соответствующую оценку. Развивать тембровый слух. Воспитывать культуру слушания классической музыки.

Ход занятия

Музыкальный руководитель (м. р.).

Ребята, сегодня утром, когда я собиралась к вам на занятие, мне кто-то прислал сундучок. Давайте посмотрим, что в нём!

Достаёт из сундучка письмо, читает его. 
«Дорогие ребята, пишет вам добрый сказочник. Со мной произошёл
 очень странный случай. Однажды я путешествовал по сказкам. Вдруг поднялся

сильный ветер и сорвал с меня мою волшебную шляпу. Скорее всего ветер унёс её в какую-нибудь сказку. Помогите мне, пожалуйста, найти волшебную шляпу, ведь без неё я не могу сочинять сказки!»

Ребята, вы хотите помочь доброму сказочнику? Тогда отправляемся в волшебное музыкальное путешествие по сказкам на поиски шляпы! А помогут нам волшебные дорожки, на которых будут изображены герои сказок.

На экране слайд 2 с иллюстрациями к «Сказке о царе Салтане» А. Пушкина.

Вот и первая дорожка.  Герои какой сказки изображены на экране? Как называется сказка? Кто её написал? (Дети отвечают.)
На экране слайд 3 с портретом А. Пушкина.

Но герои этой сказки необычные, каждый из них имеет свою музыкальную картинку.

Однажды композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков прочитал «Сказку о царе Салтане» и решил написать к ней музыку. Композитор дал каждому герою свою музыкальную характеристику. Сейчас мы должны по музыке угадать героя этой сказки. Если угадаете правильно, то герой появится на экране.
Слайд 4 с иллюстрацией белочки. Звучит музыка.
К какому персонажу этой сказки подходит музыка? (Ответы детей)
Какая музыка у белочки? (Лёгкая, светлая, прозрачная, хрупкая.)
Ель растёт перед дворцом,        

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт.

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут…
Слад 5 с иллюстрацией богатырей. Звучит музыка.
К какому персонажу этой сказки подходит музыка? (Ответы детей)
Какая музыка у богатырей? (Мужественная, бодрая, героическая.)

Слад 6  с иллюстрацией Лебедя. Звучит музыка.

К какому персонажу этой сказки подходит музыка? (Ответы детей)
Какая музыка у Лебедя? (нежная, спокойная, плавная)

Слайд 7 с портретом Н. Римского-Корсакова. 
Слайд 8. Сундучок с самоцветами.

Кажется, в этой сказке нет шляпы доброго сказочника. Но герои этой сказки подарили нам красивые самоцветы, которые мы можем положить в сундучок. Может, они нам помогут? Отправляемся дальше!

Слайд 9 с изображением белой дорожки для Снежной королевы.
 Посмотрите, дальше нас ведёт дорога, покрытая снегом. Как вы думаете, в какую сказку она нас может завести? (В зимнюю.) Назовите сказки, в которых действие происходит зимой. («Снегурочка», «Зимовье зверей», «Морозко», «Лисичка- сестричка и серый волк».)

Слайд 10 с иллюстрацией к сказке «Снежная королева» Г.-Х. Андерсена. 
Из этой сказки к нам прилетели снежинки. У них разные личики. Они летели над разными сказками. Кто-то увидел злых героев, кто-то добрых и весёлых. Возьмите каждый по снежинке и придумайте, какого сказочного героя увидела ваша снежинка.

Проводится игра «Снежинки» на развитие эмоционально-нравственной сферы. Каждый ребёнок выбирает снежинку с изображением эмоции: злость, удивление, радость, грусть, спокойствие. Придумывает героя сказки, После прослушивания музыкального отрывка дети поднимают снежинку с эмоцией, соответствующей музыке.

М. р. Давайте сами превратимся в снежинок и потанцуем!
Дети-снежинки исполняют импровизированный танец, затем садятся на пол.
Слайд 11. Сундучок.

Снежная королева тоже подарила нам самоцветы. Посмотрите, наш сундучок наполняется! По-моему, в сказке «Снежная королева» нет волшебной шляпы.

Слайд 12 с лесной дорожкой.
 В следующую сказку нас приведёт лесная дорожка. Постарайтесь по этой дорожке догадаться, в какую сказку мы отправляемся.

 Слайд 13. Проводится дидактическая игра «Три медведя» на определение тембра и звуковысотности музыки.
М. р. Здесь тоже нет шляпы. Медведи тоже дарят нам самоцветы.
Слайд 14

Слайд 15 с чёрной дорожкой.
Посмотрите, какая странная дорожка: тёмная, страшная. А вот и наша шляпа! Кто же живет в таком страшном месте? (Баба Яга)

Давайте зайдём в избушку

Бабы Яги и посмотрим, что там происходит…
Слайд 16.Звучит произведение «Баба Яга» М. Мусоргского.
Ничего себе, какая злющая! Как же нам забрать у неё шляпу?

Давайте отдадим ей наши самоцветы, может она вернет нам шляпу!Давайте все вместе попросим вернуть шляпу сказочнику.  (Достаёт шляпу.)

Слайд 17.
Слайд 18.

Звучит «Первая песня Бабы Яги» (муз. Г. Гладкова, сл. В. Лугового) из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити».

М. р. Ребята, посмотрите как подобрела наша Баба Яга. Эта Баба Яга отличается от Бабы Яги предыдущей? Чем? (Баба Яга, которая исполняет песенку, хитрая, смешная, а у Мусоргского Баба Яга злая, стремительная.)

Доброму сказочнику мы помогли – а как же нам вернуться обратно? Дороги-то мы не знаем!
Слайд 18.

Звучит «Песенка друзей» (муз. Г. Гладкова, сл.Ю. Энтина) из м/ф «Бременские музыканты».

М. р. Слышите, нас кто-то догоняет. Кто же это? Герои этого мультфильма знают дорогу обратно и проводят нас. А вы хотите превратиться в бре-

менских музыкантов и поиграть на музыкальных инструментах?
Дети играют в оркестре под звучание «Песни бременских музыкантов».

Вот и детский сад! Мы с вами совершили интересное путешествие, помогли сказочнику, который скоро придёт за своей шляпой.  Господин Сказочник передал вам сюрприз!  
А нам помогла наша дружба, смекалка и хорошее знание сказок.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Касторенская средняя общеобразовательная школа №1»

Касторенского района Курской области

Литературное чтение

3 класс

УМК «Перспектива» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская)

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

(урок ОНЗ с применением квест-технологии)

Подготовила

Мордасова Светлана Вячеславовна,

учитель начальных классов

Тип урока: урок открытия новых знаний с использованием квест — технологии

Учебная задача: познакомить учащихся с началом сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»; пополнить знания детей сведениями из биографии писателя.

Планируемые результаты урока:

— предметные: будет работать в группах, знакомиться с началом сказки, выразительно читая и интонационно передавая настроение персонажей, их характер.

метапредметные:

  • регулятивные: принимает и удерживает цель урока; учится работать по намеченному плану в соответствии с поставленной задачей; сознательно осуществляет коррекцию и оценку своей деятельности;
  • познавательные: выполняет квест – игру, согласно маршрутному листу; сравнивает, анализирует, делает выводы;
  • коммуникативные: учится слушать учителя, одноклассников и вступать в диалог при выполнения задания; формировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем; учится работать в группе, осваивая кольцевой квест.

— личностные: проявляет интерес к квест — технологии; воспитывает и развивает ответственность, доброжелательность по отношению к товарищам.

Оборудование: Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. 3 класс. В двух частях. Часть 2. составитель Климанова Л.Ф. и др. – М.: « Просвещение», 2015 г.; мультимедийная презентация к уроку; ноутбук; проектор; название квеста «Лукоморье»; название остановок; герои-помощники (старшеклассники); музыкальное сопровождение; плакат с надписью «Аршин»; карточки с д/з на каждого ребёнка; цветные карточки для рефлексии.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: -Ребята, посмотрите на СЛАЙД . Ничего он вам не напоминает?

-Верно! Это Лукоморье.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.

Учитель: — Кто же автор прекрасных сказочных слов, к которым сделана эта иллюстрация? (А. С. Пушкин)

— Что вы представляете, глядя на эту иллюстрацию? (сказочный лес, героев и т. д.)

— Вам хотелось бы очутиться в таком сказочном месте? (Да) Вы любите путешествовать?

— А не боитесь совершить путешествие в сказочный лес, где вас будут ждать герои Лукоморья? (Нет)

-Тогда давайте скорее готовиться к путешествию. Перед вами карта сказочного леса с основными героями (СЛАЙД).

-Какую геометрическую фигуру она вам напоминает?(круг)

-Верно, мы будем двигаться по кругу. А начинать движение, согласно карте, будем из класса и возвратимся с вами опять в класс. Помогать вам будут стрелки с направлением движения.

— Итак, сейчас делимся на 3 группы и, следуя своим маршрутным листам, отправляемся в лес. Никто не должен потеряться! Каждый сказочный персонаж приготовил вам задания, ответив на которые вы будете получать награду: слова-подсказки. Вы их не теряйте, складывайте в вот такие сундучки.

-Внимание! Определите лидера в каждой группе. (Лидерам выдаются маршрутные карты)

-Посмотрите на ваши карты.

-Итак, 1 группа начинает движение из класса к остановке №1-2-3 и возвращается в класс. Вторая группа начинает двигаться из класса во 2-3-1 остановку и возвращается снова в класс. Третья группа движется к 3-1-2 остановке и заканчивают маршрут в классе. Вы должны побывать у всех

сказочных героев. Слушайте внимательно, что они вам скажут. А потом мы обязательно поделимся друг с другом полученными знаниями.

-У кого есть вопросы? Скорее в путь, друзья!

  1. Актуализация полученных ранее знаний и этап открытия новых знаний.

(На данном этапе урока учащиеся проходят квест, актуализируют свои знания по сказкам Пушкина, пополняют их сведениями из биографии писателя, получают в награду слова-подсказки: три девицы под окном, царь Салтан, царевна-лебедь)

  1. Первичное закрепление полученных знаний.

(Дети возвращаются в класс, сдают маршрутные листы)

Учитель: — Все прошли через сказочный лес? Никто из членов команды не потерялся?

-Я вижу, как у вас горят глаза! Вам понравилось? Поделитесь же друг с другом и со мной вашими впечатлениями.

-Что же вы узнали от Кащея? (СЛАЙД с портретом А. С. Пушкина)

-А от прекрасной Царевны? (СЛАЙД с портретом Арины Родионовны)

-Какие же знания у вас проверила Баба Яга? (СЛАЙД со сказками Пушкина)

— Молодцы! Сколько нового вы сегодня узнали!

  1. Постановка темы урока

— А что же у вас в сундучках?

-Как вы думаете, из какой сказки эти герои, кто ее автор?

-Кто догадался, с какой сказкой А. С. Пушкина нам предстоит познакомиться? (СЛАЙД)

  1. Знакомство со сказкой.

с. 12-15 Чтение учителем и хорошо читающими детьми.

  1. Анализ прочитанного (проводится сразу по ходу сказки)

Обсуждение словарных слов: аршин и гонец по ходу чтения с выведением на экран. (Аршин показать наглядно)

-Ребята, а кто такой богатырь? (СЛАЙД) (герой былин, отличающийся мужеством, силой)

— А кто подскажет, что означает выражение «красная девица»? (красивая девушка). Где оно вам встречалось? (в народных сказках)

-Чем должна была заниматься ткачиха? (ткать у станка) А какие обязанности были у поварихи? (готовить еду)

-Ребята, что значит сын ростом с аршин? Посмотрите, у меня есть аршин – это старинная мера длины от плеча до конца кисти, равная 71 см. Вот такого богатыря родила царица!

— Как вы понимаете слово «гонец»?(СЛАЙД)

-Ребята, понравилось ли вам начало сказки? Хотите узнать, что же случилось с царевной и её сыном? (Да)

  1. Д/з — У вас на столе лежат карточки с д/з. Дома выполните задание и тайна немного приоткроется. Над этой сказкой вы будете работать не один урок.
  2. Итог урока.

-Итак, что же нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Понравилось ли вам путешествовать, выполняя задания сказочных героев? Пополнили ли вы свои знания новыми сведениями?

— Какое магическое число звучало в начале? Почему? О чём это говорит?

  1. Рефлексия.

-У вас на столе 3 карточки. Оцените свою работу на уроке. Если со всеми заданиями справлялись легко, то ваша карточка зелёная. И это отметка «5». Если допускали небольшие ошибки, то жёлтая карточка. И ваша отметка за урок «4». А если без помощи друга не могли выполнить большую часть заданий, то ваша карточка красного цвета, и отметка «3» за работу на уроке. Оцените себя объективно.

Спасибо за внимание. Урок окончен!

  • Характеристика маши и владимира дубровского из рассказа дубровский
  • Характеристика мышка в сказках
  • Характеристика иуды искариота в рассказе андреева цитаты
  • Характеристика злой царицы из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Характеристика злой царевны из сказки о мертвой царевне и семи богатырях