Автор: Пушкин Александр Сергеевич, родился в 1799г, умер в 1837г. Великий русский поэт, прозаик, драматург, литературный критик, публицист. Литературная гордость России, основоположник современного русского литературного языка. Наиболее известные произведения – «Евгений Онегин», «Дубровский», «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Сказка о царе Салтане» и множество других.
Название: «Барышня-крестьянка»
Жанр произведения: повесть.
Тема произведения: Любовь и интрига
Число страниц: 22
Год написания повести «Барышня-крестьянка» — 1830. Повесть входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», написанный в период, который исследователи Пушкина называют «Болдинская осень». Осень 1830 года поэт провел в имении Большое Болдино из-за вспышки холеры. Этот период стал одним из самых творчески продуктивных в его жизни. У власти император Николай I.
Главные герои (персонажи) и их характеристика
- Иван Петрович Берестов – вдовец, отставной военный. Крепкий хозяин, сам выстроил дом. За рачительность в ведении хозяйства пользуется уважением соседей. Осуждает соседа Муромского за его долги и англоманию. Консервативный, патриархальный, властный. «Ты женишься, или я тебя прокляну, а имение, как бог свят! продам и промотаю, и тебе полушки не оставлю. Даю тебе три дня на размышление, а покамест не смей на глаза мне показаться».
- Григорий Иванович Муромский – вдовец, русский барин. Любит жить широко, поклонник всего английского. Человек неглупый, открытый всему новому. В молодости промотал большую часть имения, и в зрелости его материальное положение не упрочилось. Хорошо знает о неприязни соседа, называет его медведем и провинциалом. Нежно любит дочь. «Опять какие-нибудь проказы! — сказал смеясь Григорий Иванович. — Ну, хорошо, хорошо; согласен, делай, что хочешь, черноглазая моя шалунья».
- Алексей Берестов – сын Берестова. Планирует стать военным, но отец видит его чиновником. Поэтому пока живет в имении отца в ожидании окончательного решения. Умный, воспитанный, привлекательный. Принципиальный, готов отстаивать свое мнение, честный с собой и с людьми. «Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности».
- Лиза Муромская – дочь Муромского. Отец называет ее на английский манер Бетси. Романтическая девушка, выросшая в любви и внимании. Добрая, склонная к девичьим проказам. Охотно включается в роль крестьянки, выдумщица. «Он может подумать, что я за ним гоняюсь. К тому же отцы наши в ссоре, так и мне всё же нельзя будет с ним познакомиться… Ах, Настя! Знаешь ли что? Наряжусь я крестьянкою!»
Фактически в повести «Барышня-крестьянка» нет отрицательных персонажей, повесть легкая, добрая.
Время и место действия повести «Барышня-крестьянка» — Россия, первая половина XIX века, провинция, имения Берестова и Муромского.
Краткое содержание повести «Барышня-крестьянка»
- Вдовцы – помещики Иван Берестов и Григорий Муромский недолюбливают друг друга. Их застарелая неприязнь хорошо известна окружающим. С Берестовым живет сын Алексей, с Муромским – дочь Лиза.
- Лиза, наслышанная о красоте и стати молодого Берестова, замышляет познакомиться с ним. Чтобы скрыть свое происхождение она одевается крестьянкой. Барину она представляется Акулиной, дочерью кузнеца.
- Молодые люди начинают встречаться, между ними зарождается чувство. Но Алексей уверен, что у них разное социальное положение, а Лиза опасается вражды отцов.
- Во время охоты Муромский и Берестов неожиданно помирились и решили прекратить давнюю вражду. Муромский приглашает Берестова с сыном на обед. Лиза, опасаясь разоблачения, густо красится, надевает множество украшений, говорит жеманно и только по-французски. Алексей не узнает ее.
- Старший Берестов решает, что дочь Муромского будет отличной партией его сыну. Алексей категорически отвергает эту идею и едет к Муромским, чтобы твердо отказаться от женитьбы. Но в доме Муромского он встречает свою «Акулину» и узнает о розыгрыше. Отец девушки благословляет молодых
Главная мысль повести «Барышня-крестьянка».
Любовь выше сословных предрассудков. Настоящее чувство может зародиться даже при социальном неравенстве, и нужно отстаивать свою любовь, не обманывать свое сердце.
Отзыв о повести «Барышня-крестьянка».
«Барышня-крестьянка» — милое, легкое в чтении произведении, наполненное духом свежести, молодости, игры. Переодевания – типичный прием водевиля, всегда порождающий казусы и курьезы. Действие разворачивается на фоне лета, природы, красоты среднерусских лесов. Повесть полна юмора, автор с иронией относится к враждующим отцам, каждый из которых, по своей сути – добрый человек. Хотя знакомство Лизы и Алексея началось с обмана, это не корыстный обман, а скорее шалость, игра. Поэтому закономерно предположить, что дальше героев ждет свадьба, большое семейное гуляние, на котором Муромский и Берестов окончательно породнятся и будут с нетерпением ждать внуков.
Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего мне понравится эпизод, когда Лиза готовится к первой встрече с Алексеем. Она, словно настоящий режиссер, продумывает каждую деталь этой постановки, отдается подготовке со всей молодой энергией. Она и скроила себе рубашку, и организовала дворовых на шитье наряда, позаботилась о пуговицах и даже лаптях (нежные ножки барышни не так привычны к хождению босиком, как крестьянские). Видно, что эти приготовления сами по себе доставили девушке огромное удовольствие. Она примеряла на себя роль, подбирала слова, входила в образ. Этот эпизод очень светлый и добрый. «Лиза примерила обнову и призналась пред зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась».
Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)
- Вершок – мера длины, 4,4 см
- Дрожки – легкий экипаж
- Ключник – в имении тот, кто следит за продовольственными запасами, хранитель ключей.
- Полушка – медная монета в четверть копейки
- Сюртук – длинный двубортный пиджак
- Шандал – подсвечник для нескольких свечей.
Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений
- Во всех ты, Душенька, нарядах хороша. (Эпиграф)
- Куда нам по-английски разоряться! Были бы мы по-русски хоть сыты (Берестов)
- — Не твое горе — ее счастие. (Берестов)
- Боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть (Автор)
- Алексей знал, что если отец заберет что себе в голову, то уж того, по выражению Тараса Скотинина, у него и гвоздем не вышибешь (автор)
Другие читательские дневники вы найдете здесь
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Одна из лучших повестей Н.М.Карамзина была написана во время, когда писатель жил на даче около Симонова монастыря у Бекетова. Наблюдение за сельской жизнью в большой степени повлияло на реальность сюжета. Окружающая обстановка, отношения людей сказались на замысле писателя и вызвали достоверность в изложенных фактах.
В “Бедной Лизе” писатель раcсказывает о любви двух молодых людей из разных слоев общества. Молодой богатый дворянин с добрым открытым сердцем, но от природы ветреный влюбляется в крестьянскую девушку Лизу. Он не является коварным искусителем. Он действительно искренне полюбил Лизу. В его клятвах нет лжи. Для него не имеет значения тот факт, что девушка не его круга.Общественная жизнь, удовольствия пресытили его, он мечтал о счастье, не отягченном условностями цивилизации. И встреча с Лизой становится для него как бы отдушиной, глотком свежего воздуха в затхлости его повседневной жизни. Но любовь его безрассудна. Эраст не выдерживает испытания этим чистым пламенем настоящей любви. Когда Лиза отдается ему, молодой дворянин начинает понемногу остывать к девушке. Он говорит ей, что вынужден ехать на войну. Но вместо участия в боях, он играет в карты и проигрывает все. Привыкший к обеспеченной жизни и пользоваться всеми удовольствиями, он не видит лучшего выхода и женится на богатой вдове. Лиза же, обманутая в своей любви – в этом самом прекрасном, светлом чувстве, – бросается в пруд около Симонова монастыря.
Характерный образ Эраста очень сильно отличается от образа Лизы. Воспитанный в другой социальной среде, он вел довольно рассеянную жизнь, искал удовольствия в светских забавах и часто не находил их. Он постоянно жаловался на свою судьбу. Это и привело его к первому настоящему чувству. Но конфликт между двумя сословиями – богатством и бедностью – заставляет его поступить так, как он поступил. В повести “Бедная Лиза” Эраст выступает не столько виновником в трагедии Лизы, сколько сам становится жертвой того образа жизни, к которому он привык.
Повесть “Бедная Лиза” принесла Карамзину настоящую популярность. Она написана настолько достоверно, что вызывает у читателя чувство реальности событий, воспринимается как достоверная, подлинная жизнь со всеми ее положительными и отрицательными сторонами. И хоть образы в повести приукрашены, тем не менее они вызывают восхищение и признательность читателей.
Повесть «Бедная Лиза» – это оригинальное произведения Карамзина, где автор показывает серьезное противостояние между городским и деревенским образом жизни. Все нюансы борьбы он показал на примере двух персонажей – Лизы и Эраста. Краткая характеристика Бедной Лизы показывает, что девушка была крестьянкой, которая привыкла упорно работать ради пропитания. Ее отец давно погиб, а мать была бедной. Встреча Лизы и Эраста произошла в Москве, где девушка торговала цветами. Воспитание Лизы и Эраста сильно отличается. Ведь парень был молодым дворянином, который был обученным. Девушка влюбилась в Эраста. Но вскоре поняла, что чувства не взаимны. Она бросилась в пруд, желая покончить со своими проблемами и страхами. Это был поступок, основа которого чувства. Она не приняла во внимание доводы разума. Описывая характер Лизы, можно также добавить, что она была доброй и умела любить. Она не понимала, что люди могут быть жестокими обманщиками. Внешность Бедной Лизы теперь стала бледной, так как печаль погрузила ее в депрессию. А быстрая смерть стала последним эпизодом ее жизни. Характеристика Эраста совсем другая. Он эгоист. Думает только о себе. Чтобы сбежать от Лизы, он пошел в армию, где не проявлял себя в подвигах, а проигрывал состояние в карты. Чтобы поправить свое положение, он решил жениться на богатой и пожилой вдове. В итоге можно сказать, что Карамзин показал, как беспощадный город губит простую и добрую деревню.
В повести «Бедная Лиза » Карамзин затрагивает тему противостояния города и деревни. В ней главные герои (Лиза и Эраст) являются примерами этого противостояния.
Лиза – крестьянская девушка. После смерти отца она и ее мать обеднели, и Лиза была вынуждена браться за любую работу, чтобы заработать на хлеб.
Продавая цветы в Москве, Лиза встретила молодого дворянина (Эраста), которого тут же полюбила. Но после предательства Эраста она утопилась в пруду.
Главные черты характера Лизы – умение преданно любить и доброта. Девушка живет не разумом, а чувствами и видит в людях только добро.
Лизина доброта и явилась главной причиной ее смерти, и смерти ее матери.
Эраст – светский молодой человек с добрым сердцем, но ветреным и слабым. Ему надоела общественная жизнь, и он пытается ее изменить. В этом Эрасту помогает появление в его жизни любви к Лизе. Ему кажется, что он любит ее, но потом все его чувства проходят.
Чтобы сбежать от Лизы Эраст отправляется на войну, где он вместо того чтобы сражаться с врагами тратит свое время на игру в карты. Проиграв почти все свое имение, он женится на богатой пожилой вдове.
Образ Эраста связан с губительной силой города, которая уничтожает доброго человека.
Предательство-это главная причина смерти Лизы и самая большая ошибка Эраста.
Добавил: KatyaCat5
В мировой литературе сюжет о коварном злодее, который соблазняет наивную девушку, достаточно распространённый. Автор произведения отходит от типичности этого образа, создавая молодого человека и ситуацию, в которую он попал значительно сложнее.
С этим персонажем читатель знакомится в момент, когда тот устаёт от богатого и бесцельного существования. Начитавшись романов о счастливых людях, которые живут на лоне природы, не обременённые условностями и правилами высшего общества, он желает найти себе такие же идеальные отношения. В этот момент и происходит встреча с дитём леса – молодой крестьянкой, в которой, по мнению Эраста, было всё то, чего желало его сердце.
Дальнейшие встречи влюблённых, соблазнение девушки и предательство молодого человека символизируют губительную мощь больших городов по отношению к деревенской жизни. Эта сила действует разрушающе, уничтожая доброго человека, что и произошло с Лизой.
Образ денег в произведении символичен, ведь злато и серебро преследуют молодого дворянина в течение всего повествования. Во время первой встречи с наивной девушкой он предлагает купить её букет по очень высокой цене. При встрече с матерью Лизы, парень просит продать её работы намного дороже их стоимости. В походе проводит дни за карточным столом, где проигрывает всё, что у него было. Мысль об удачной женитьбе на обеспеченной вдове снова возвращает молодого человека к вопросу денег. И даже просить прощения у Лизы он решает тоже с помощью купюр.
Герой считает, что, имея хорошее наследство, можно не только твёрдо стоять на ногах, но и решить любой вопрос. Возлюбленный Лизы всё измеряет деньгами, не исключением становятся и чувства. Презренный металл символичен, он является выражением неискренних взаимоотношений.
Автор не злится на своего героя, понимая, что тот и так будет несчастлив всю оставшуюся жизнь. Поступок, который он совершил по отношению к влюблённой девушке, не характеризует Эраста грубым и циничным человеком. Самоубийство Лизы стало причиной того, что у молодого дворянина не хватило душевных сил быть рядом с девушкой, таким образом, полностью изменить свою жизнь.
Общественное мнение тоже оправдало поступок литературного героя. Подтверждением тому стало большое количество Эрастов в дворянских списках сразу после издания произведения. Как известно, в высшем свете редко называли детей именами отрицательных героев.
В повести «Бедная Лиза » Карамзин затрагивает тему противостояния города и деревни. В ней главные герои (Лиза и Эраст) являются примерами этого противостояния.
Лиза – крестьянская девушка. После смерти отца она и ее мать обеднели, и Лиза была вынуждена браться за любую работу, чтобы заработать на хлеб.
Продавая цветы в Москве, Лиза встретила молодого дворянина (Эраста), которого тут же полюбила. Но после предательства Эраста она утопилась в пруду.
Главные черты характера Лизы – умение преданно любить и доброта. Девушка живет не разумом, а чувствами и видит в людях только добро.
Лизина доброта и явилась главной причиной ее смерти, и смерти ее матери.
Эраст – светский молодой человек с добрым сердцем, но ветреным и слабым. Ему надоела общественная жизнь, и он пытается ее изменить. В этом Эрасту помогает появление в его жизни любви к Лизе. Ему кажется, что он любит ее, но потом все его чувства проходят.
Чтобы сбежать от Лизы Эраст отправляется на войну, где он вместо того чтобы сражаться с врагами тратит свое время на игру в карты. Проиграв почти все свое имение, он женится на богатой пожилой вдове.
Образ Эраста связан с губительной силой города, которая уничтожает доброго человека.
Предательство-это главная причина смерти Лизы и самая большая ошибка Эраста.
Просмторов страницы:
н/д
Эраст был богатым молодым дворянином, пресыщенным и уставшим от жизни. Он имел неплохие задатки и по мере сил старался быть честным; по крайней мере, он понимал, что делает искренне, а что нет. Можно сказать, что богатство испортило его, потому что он ни в чём себе привык не отказывать. Точно так же, когда он увлёкся бедной девушкой из московского пригорода, он приложил все усилия, чтобы завоевать её расположение и расположение её матери.
Он плохо понимал себя и считал, что сентиментальная влюблённость в бедную девушку, столь красивую и неиспорченную, поможет ему уйти от скуки и пустой выхолощенной жизни в столице. Он читал иностранные сентиментальные повести и нафантазировал себе тихую пасторальную любовь к крестьянской девушке. Какое-то время он был вполне счастлив этой игрой и упивался ею, тем более что Лиза откликнулась на его ухаживания со всей горячностью первой любви.
Но проходило время, и игра стала утомлять Эраста, он оказался не готов бросить своё богатство, к тому же его стали преследовать денежные неудачи. Прекрасно понимая, что он поступает подло, он придумал историю про то, что уходит на войну, а сам женился на богатой женщине, чтобы поправить своё состояние. То, что он сделал свой жизненный выбор между деньгами и сердечным счастьем вполне обдуманно и понимал, что именно делает, показывает его реакция на самоубийство Лизы. Попытка уговорить её и откупиться оказалась безнадёжной, и Эраст остался на всю жизнь несчастлив, потому что он не был злым и циничным человеком, просто ему не хватило душевных сил пойти с Лизой до конца и полностью переменить свою жизнь.
Повесть «Бедная Лиза» — произведение сентиментализма, потому что оно построено на раскрытии особенностей человеческой души, внимании к личности человека; герои повести — простые люди, крестьянки и дворянин; автор проявляет большое внимание к природе, одухотворяет её; язык повести приближается к разговорному языку образованного общества того времени.
Эраст был богатым молодым дворянином, пресыщенным и уставшим от жизни. Он имел неплохие задатки и по мере сил старался быть честным; по крайней мере, он понимал, что делает искренне, а что нет. Можно сказать, что богатство испортило его, потому что он ни в чём себе привык не отказывать. Точно так же, когда он увлёкся бедной девушкой из московского пригорода, он приложил все усилия, чтобы завоевать её расположение и расположение её матери.
Он плохо понимал себя и считал, что сентиментальная влюблённость в бедную девушку, столь красивую и неиспорченную, поможет ему уйти от скуки и пустой выхолощенной жизни в столице. Он читал иностранные сентиментальные повести и нафантазировал себе тихую пасторальную любовь к крестьянской девушке. Какое-то время он был вполне счастлив этой игрой и упивался ею, тем более что Лиза откликнулась на его ухаживания со всей горячностью первой любви.Но проходило время, и игра стала утомлять Эраста, он оказался не готов бросить своё богатство, к тому же его стали преследовать денежные неудачи. Прекрасно понимая, что он поступает подло, он придумал историю про то, что уходит на войну, а сам женился на богатой женщине, чтобы поправить своё состояние. То, что он сделал свой жизненный выбор между деньгами и сердечным счастьем вполне обдуманно и понимал, что именно делает, показывает его реакция на самоубийство Лизы. Попытка уговорить её и откупиться оказалась безнадёжной, и Эраст остался на всю жизнь несчастлив, потому что он не был злым и циничным человеком, просто ему не хватило душевных сил пойти с Лизой до конца и полностью переменить свою жизнь.
Повесть «Бедная Лиза» — произведение сентиментализма, потому что оно построено на раскрытии особенностей человеческой души, внимании к личности человека; герои повести — простые люди, крестьянки и дворянин; автор проявляет большое внимание к природе, одухотворяет её; язык повести приближается к разговорному языку образованного общества того времени.
Лиза — молодая невинная девушка, живущая под Москвой одна с матерью, которая постоянно проливала слёзы по рано умершему мужу, а Лизе приходилось выполнять всю работу по дому и ухаживать за нею. Лиза была очень честная и наивная, она привыкла верить людям, у неё был цельный характер, то есть если она отдавалась какому-либо чувству или делу, то совершала это действие полностью, до конца. Вместе с этим она совершенно не знала жизни, потому что всё время прожила с богобоязненной матерью в стороне от всяческих шумных деревенских развлечений.
Мать называет Лизу «любезной», «милой»: Карамзин вкладывает в уста крестьянки эти эпитеты, доказывая, что и крестьянки имеют чувствительную душу.
Лиза поверила молодому красивому Эрасту, потому что он ей очень понравился, а она к тому же никогда не встречалась с таким изящным обхождением. Она полюбила Эраста, но её любовь была любовью платонической, она совершенно не воспринимала себя как женщину. Эраста это поначалу устраивало, так как после развратной столичной жизни ему хотелось отдохнуть от постоянных сексуальных интриг, но после он неизбежно увлёкся Лизой как женщиной, потому что она была очень красива. Лиза этого ничего не понимала, она только чувствовала, как что-то изменилось в их отношениях, и её это тревожило.
Уход Эраста на войну был для неё подлинным несчастьем, но она и подумать не могла, что у Эраста есть какие-то свои планы. Когда она увидела Эраста в Москве и поговорила с ним, то испытала сильнейший шок. Вся её доверчивость и наивность оказались обмануты и повергнуты и прах. Как натура крайне впечатлительная, она не выдержала такого удара. Вся её жизнь, которая до этого представлялась ей ясной и прямой, превратилась в чудовищное нагромождение непонятных событий. Лиза не смогла пережить измены Эраста и покончила жизнь самоубийством. Конечно, такое решение было отчаянным средством уйти от решения жизненной проблемы, которая перед ней встала, и Лиза не смогла справиться с ней. Испугавшись реальной жизни и необходимости выйти из иллюзорного мира, она предпочла безвольно погибнуть, нежели бороться и пытаться понять жизнь такую, какая она есть в действительности.
Можно воспользоваться современной аналогией, которая очень хорошо описывает такие ситуации: она была настолько погружена в «Матрицу», что реальный мир оказался для неё враждебным и равносильным полному исчезновению личности.
Лиза — молодая невинная девушка, живущая под Москвой одна с матерью, которая постоянно проливала слёзы по рано умершему мужу, а Лизе приходилось выполнять всю работу по дому и ухаживать за нею. Лиза была очень честная и наивная, она привыкла верить людям, у неё был цельный характер, то есть если она отдавалась какому-либо чувству или делу, то совершала это действие полностью, до конца. Вместе с этим она совершенно не знала жизни, потому что всё время прожила с богобоязненной матерью в стороне от всяческих шумных деревенских развлечений.
Мать называет Лизу «любезной», «милой»: Карамзин вкладывает в уста крестьянки эти эпитеты, доказывая, что и крестьянки имеют чувствительную душу.
Лиза поверила молодому красивому Эрасту, потому что он ей очень понравился, а она к тому же никогда не встречалась с таким изящным обхождением. Она полюбила Эраста, но её любовь была любовью платонической, она совершенно не воспринимала себя как женщину. Эраста это поначалу устраивало, так как после развратной столичной жизни ему хотелось отдохнуть от постоянных сексуальных интриг, но после он неизбежно увлёкся Лизой как женщиной, потому что она была очень красива. Лиза этого ничего не понимала, она только чувствовала, как что-то изменилось в их отношениях, и её это тревожило.Уход Эраста на войну был для неё подлинным несчастьем, но она и подумать не могла, что у Эраста есть какие-то свои планы. Когда она увидела Эраста в Москве и поговорила с ним, то испытала сильнейший шок. Вся её доверчивость и наивность оказались обмануты и повергнуты и прах. Как натура крайне впечатлительная, она не выдержала такого удара. Вся её жизнь, которая до этого представлялась ей ясной и прямой, превратилась в чудовищное нагромождение непонятных событий. Лиза не смогла пережить измены Эраста и покончила жизнь самоубийством. Конечно, такое решение было отчаянным средством уйти от решения жизненной проблемы, которая перед ней встала, и Лиза не смогла справиться с ней. Испугавшись реальной жизни и необходимости выйти из иллюзорного мира, она предпочла безвольно погибнуть, нежели бороться и пытаться понять жизнь такую, какая она есть в действительности.
Можно воспользоваться современной аналогией, которая очень хорошо описывает такие ситуации: она была настолько погружена в «Матрицу», что реальный мир оказался для неё враждебным и равносильным полному исчезновению личности.
Характеристика
Эраста.
Сентиментализм
– одно из самых
значительных
литературных
направлений
XVIII
веке в России,
ярчайшим
представителем
которого стал
Н.М. Карамзин.
Писатели –
сентименталисты
проявляли
интерес к изображению
обыкновенных
людей и обыкновенных
человеческих
чувств.
По
выражению
самого Карамзина,
повесть «Бедная
Лиза» – «сказка
весьма не
замысловатая».
Сюжет повести
прост. Это история
любви бедной
крестьянской
девушки Лизы
и богатого
молодого дворянина
Эраста.
Эраст – светский
молодой человек
«с изрядным
разумом и добрым
сердцем, добрым
от природы, но
слабым и ветреным».
Общественная
жизнь и светские
удовольствия
ему надоели.
Он постоянно
скучал и «жаловался
на судьбу свою».
Эраст «читывал
романы идиллии»
и мечтал о
том
счастливом
времени, когда
люди, не обремененные
условностями
и правилами
цивилизациями,
жили беспечно
на лоне природы.
Думая только
о своем удовольствии,
он «искал его
в забавах».
С
появлением
в его жизни
любви все меняется.
Влюбляется
Эраст в чистую
«дочь природы»
– крестьянку
Лизу. Он решил,
что «нашел в
Лизе то, что
сердце его
давно искало».
Чувственность
– высшая ценность
сентиментализма
– толкает героев
в объятья друг
к другу, дает
им миг счастья.
Картина
чистой
первой влюбленности
нарисована
в повести очень
трогательно.
Эраст восхищается
своей « пастушкой».
«Все блестящие
забавы большого
света представлялись
ему ничтожными
в сравнении
с теми удовольствиями,
которыми страстная
дружба невинной
души питала
сердце его».
Но когда Лиза
отдается ему,
пресыщенный
молодой человек
начинает охладевать
в своих чувствах
к ней.
Напрасно
Лиза надеется
вернуть утраченное
счастье. Эраст
отправляется
в военный поход,
проигрывает
в карты все
свое
состояние
и, в конце концов,
женится на
богатой вдове.
А обманутая
в лучших надеждах
и чувствах Лиза
забывает душу
свою» – бросается
в пруд около
Си…нова монастыря.
Эраст
тоже
наказан за свое
решение оставить
Лизу: он будет
вечно корить
себя за ее смерть.
«Он не мог утешиться
и почитал себя
убийцею». Их
встреча, «примирение»
возможна лишь
на небесах.
Конечно, пропасть
между богатым
дворянином
и бедной поселянкой
очень велика,
но Лиза в повести
меньше всего
похожа на крестьянку,
скорее на милую
светскую барышню,
воспитанную
на
сентиментальных
романах.
Существовало
множество
произведений,
подобных этой
повести. Например:
«Пиковая дама»,
«Станционный
смотритель»,
«Барышня –
крестьянка».
Это произведения
А.С. Пушкина;
«Воскресенье»
Л.Т. Толстого.
Но именно в
этой повести
зарождается
признанный
во всем мире
утонченный
психологизм
русской художественной
прозы.
END
СОЧИНЕНИЕ
НАПИСАНО ГЛОТОВЫМ
И. С. НА «5»
Характеристика Эраста.
Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII веке в России, ярчайшим представителем
которого стал Н.М. Карамзин. Писатели – сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и обыкновенных человеческих чувств.
По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» – «сказка весьма не замысловатая». Сюжет повести прост. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста.
Эраст – светский молодой человек «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Общественная жизнь и светские
удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою». Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о
том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизациями, жили беспечно
на лоне природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах».
С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую «дочь природы» – крестьянку Лизу. Он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало».
Чувственность – высшая ценность сентиментализма
– толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина
чистой первой влюбленности нарисована в повести очень трогательно. Эраст восхищается своей « пастушкой». «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Но когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней.
Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое
состояние и, в конце концов, женится на богатой вдове.
А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза забывает душу свою» – бросается в пруд около Си…нова монастыря. Эраст
тоже наказан за свое решение оставить Лизу: он будет вечно корить себя за ее смерть. «Он не мог утешиться и почитал себя
убийцею». Их встреча, «примирение» возможна лишь на небесах.
Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой
очень велика, но Лиза в повести меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на
сентиментальных романах.
Существовало множество произведений, подобных этой повести. Например: «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Барышня – крестьянка». Это произведения А.С. Пушкина; «Воскресенье» Л.Т. Толстого. Но именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.
END
СОЧИНЕНИЕ НАПИСАНО ГЛОТОВЫМ И. С. НА «5»
Как и в прежние годы, с маленькой котомкой за плечами Карамзин на целые дни уходил бродить без цели и плана по милым подмосковным лесам и полям, подступившим вплотную к заставам белокаменной. Особенно привлекли его окрестности старого монастыря, который возвышался над Москвой-рекой. Сюда Карамзин приходил читать любимые книги. Здесь у него возникла мысль написать «Бедную Лизу» — повесть о печальной участи крестьянской девушки, полюбившей дворянина и брошенной им. Повесть «Бедная Лиза» взволновала русских читателей.
Со страниц повести перед ними вставал образ, хорошо знакомый каждому москвичу. Они узнавали Симонов монастырь с его мрачными башнями, березовую рощу, где стояла хижина, и окруженный старыми ивами монастырский пруд — место гибели бедной Лизы … Точные описания придавали какую-то особую достоверность всей истории. Окрестности Симонова монастыря сделались любимым местом прогулок меланхолически настроенных читателей и читательниц. За прудом укрепилось название «Лизин пруд». «Бедная Лиза» принесла Карамзину, которому было тогда 25 лет, настоящую славу. Молодой и до этого никому не известный писатель неожиданно стал знаменитостью. «Бедная Лиза» явилась первой и самой талантливой русской сентиментальной повестью. Во времена Карамзина было много помещиков-крепостников, которые не считали крестьян людьми; для них крепостные были рабочим скотом, неспособным на чувства и переживания.
А Карамзин громко, на всю Россию, сказал свою знаменитую фразу: «И крестьянки любить умеют!» Реакционеры обвиняли Карамзина в подрыве власти помещиков, зато молодое поколение, которого коснулись демократические и гуманистические веяния века, встретило повесть с восторгом. Гуманизм «Бедной Лизы» и ее высокие художественные достоинства создали повести успех у современников и поставили ее на почетное место в истории русской литературы. Лиза и ее мать имеют мало общего с настоящими крестьянами: выдуманы и приукрашены их быт, занятия, интересы. Карамзин ищет причину трагической развязки повести в личных свойствах характеров Лизы и Эраста. Между тем причину нужно искать в существовавшем тогда в России социальном неравенстве, в том, что Эраст был дворянин, а Лиза — крестьянка. Карамзин правдиво и жизненно описал развитие любви героев повести, точно и выразительно созданы им пейзажи, открывающие читателю красоту Подмосковья, покоряет читателя в «Бедной Лизе» и щедрый разлив чувств и переживаний — Карамзин словно возвратил русскому читателю отнятое литературой классицизма право чувствовать.
В произведении классицизма персонажи резко делились на положительных героев, обладающих одними только добродетелями, и на отрицательных, наделенных всеми возможными пороками. А у сентименталиста Карамзина Эраст — живой человек, наделенный и положительными чертами и отрицательными, как это и бывает в жизни. Карамзин стремился писать и добился в этом больших успехов. Язык его повести — простой и ясный литературный язык.
Современники Карамзина, читая «Бедную Лизу», написанную в духе нового для русских читателей литературного направления — сентиментализма, проливали над ее страницами потоки слез.
Странное чувство охватывает читателя, удосужившегося прочитать старинную повесть Н.Карамзина. Казалось бы, чем может нас тронуть судьба крестьянки, обманутой богатым барином и покончившей с собой, — банальный сюжет, банальная развязка. Особенно на фоне современных событий: разгула криминала, политического беспредела, террора…
Да и книги нынче иные в чести — приключенческие, фантастические, остросюжетные, с большим количеством действия.
И все же! Читаешь, вчитываешься, и постепенно странное обаяние захватывает куда больше, чем надуманные истории женщин-следователей или суперменов, спасающих планету. Пре дельно точные фразы, будто дурманное кружево, затягивают нас в мир другого измерения, в мир искренних чувств и жестокого предательства, в мир простой и одновременно сложный, как проста и сложна реальная жизнь.
Сентиментальный роман. Это лишь кажется, что он изжил себя вместе с кринолинами и каретами. Он реален и жесток, он дотошно воссоздан писательским гением и потому вечен.
В повести есть и образ самого писателя, переданный через описание Москвы, столь предметной, будто рассматриваешь выцветшую фотографию, и разноликая природа, и раздумья автора.
“…Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою. Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою, и в темных переходах келий. Там, опершись на развалинах гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, — стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет”.
А как прекрасна героиня, “Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, — одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве”, — от которой веет свежестью самой природы, недоступной нынешним пустоголовым красоткам.
Завязка сюжета описана одним предложением, мастерство которого поражает: “Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы — и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» — спросил он с улыбкою. «Продаю», — отвечала она. «А что тебе надобно?» — «Пять копеек…» — «Это слишком дешево. Вот тебе рубль».
Лиза удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, еще более заскраснелась и, потупив глаза в землю, сказала ему, что она не возьмет рубля. «Для чего же?» — «Мне не надобно лишнего»”.
Столь же лаконична и точна характеристика молодого барина, который “…вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце”.
Столь же лапидарно комментирует писатель Лизину смерть. Но скупость словесного выражения не уменьшает силу воздействия на наши чувства: “Таким образом кончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза! Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле. Тут часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мною шумят листья”.
Вряд ли есть смысл напоминать биографию литератора, историка, и государственного деятеля Н.М.Карамзина. Сказать, что из его/Бедной Лизы” вышли многие писательские шедевры, что повесть послужила стартовой для многих писателей, впоследствии прославивших себя, — почти ничего не сказать. Важно другое. Прекрасный стилист и большой ученый не только познакомил Россию с сентиментальной литературой. Он показал, как нужно писать. Жаль, что нынешние беллетристы больше учатся на других, не столь достойных примерах.
1. Жанр произведения А.С.Пушкина «Барышня-Крестьянка»: А) повесть Б) рассказ В) роман
Г) сказка
2. «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина относится к циклу…
А) Повести покойного Ивана Петровича Белкина
Б) Маленькие трагедии
В) Записки охотника
Г) Петербургские повести
3. В названии произведения «Барышня-крестьянка» содержится… А) олицетворение Б) слова-антонимы В) слова-синонимы
Г) сравнение
4. Произведение «Барышня-крестьянка» начинается…
А) с описания красоты русской природы
Б) с описания Ивана Петровича Берестова
В) с описания Григория Ивановича Муромского
Г) с приезда Алексея Берестова в деревню
5. Имение Муромских называлось…
А) Прилучино Б) Тугилово В) Ясная поляна Г) Лысые Горы
6.Имение Берестовых называлось…
А) Прилучино Б) Тугилово В) Ясная поляна Г) Лысые Горы
7. Почему Григорий Иванович Муромский переехал из Москвы в деревню?
А) из-за службы
Б) по состоянию здоровья
В) скрывался от врагов
Г) Промотал всё состояние
8. Как звал Григорий Иванович Муромский свою дочь Лизу на английский манер?
А) Бетси
Б) Бетти
В) Кетти
Г) Кейт
9. Что было изображено на кольце, которое носил Алексей Берестов?
А) красная роза Б) жёлтый тюльпан В) мёртвая голова Г) щит и меч
10. Что придумала Лиза, чтобы увидеть Алексея Берестова? А) подружилась с его отцом Б) тайно проникла в его дом
Г) нарядилась и крестьянкой и пошла за грибами
Д) притворилась больной
11. Лиза в роще была напугана … А) волком Б) лисой В) собакой
Г) оленем
12. Лиза при встрече с Алексеем сказала, что она… А) дочь кузнеца Б) дочь конюха В) дочь служанки
Г) дочь повара
13. Во время первой встречи с Лизой Алексей представился…
А) камердинером Б) кучером В) барином Г) пастухом
14. О ком идёт речь?
«Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России».
А) Лиза Б) Настя В) мисс Жаксон Г) Акулина
15. Соседи называли Муромского.. А) русичем Б) англоманом В) французом
Г) провинциалом
16. Настя – это.. А) мама Лизы Б) сестра Лизы В) подруга Лизы
Г) служанка (наперсница) Лизы
17. Кто это? «…был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде». А) Иван Петрович Берестов Б) Григорий Иванович Муромский В) Алексей Берестов Г) Трофим
18. О ком идёт речь в предложении: «Стройный, высокий, румянец во всю щеку…» А) Иван Петрович Берестов Б) Григорий Иванович Муромский В) Алексей Берестов Г) кузнец Василий
19. Сколько лет было Лизе?
А) 15 лет
Б) 19 лет
В) 17 лет
Г) 18 лет
20. Кем мечтал стать Алексей Берестов?
А) экономистом
Б) врачом
В) актёром
Г) военным
21. Чему учил Алексей Лизу-крестьянку?
А) петь и танцевать
Б) ездить на лошади
В) читать и писать
Г) стрелять
23. Алексей не узнал свою возлюбленную, приехав в дом Муромских, потому что
А) вместо Лизы вышла Настя
Б) Лизу покусали пчёлы
В) Алексей не смотрел на неё
Г) Лиза надела парик и набелила лицо
24. Чем пригрозил Иван Петрович Берестов своему сыну, если он не женится на дочери Муромского Григория Ивановича?
А) выгонит его из дома
Б) проклянёт и лишит наследства
В) женит насильно
Г) отправит в тюрьму
25.Какое решение принял Алексей, когда отец объявил о свадьбе Лизы и Алексея ?
А) выполнить требование отца
Б) ограбить отца и уехать
В) жениться на Акулине и жить своими трудами
Г) уехать и поступить на военную службу
26. Что делала Лиза, когда Алексей неожиданно появился у неё в комнате?
А) читала его письмо и плакала
Б) пила чай
В) вышивала
Г) играла на фортепиано
27. Основная тема произведения «Барышня-Крестьянка»: А) гордость и честь Б) любовь и обман В) добро и зло
Г) милосердие и жестокость
16.11 Тест по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» 7 класс.
1.В каком году написана повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель»?
а) 1830
б) 1827
в) 1838
г) 1822
2.Повесть «Станционный смотритель» вошла в цикл автора…
а) «Повести Пушкина»;
б) «Проза А. С. Пушкина»;
в) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»;
г) «Избранный произведения А. С. Пушкина ранних лет».
3. Какой является ведущая тема произведения «Станционный смотритель»?
а) Тема любви;
б) Тема «маленького человека»;
в) Тема поиска смысла жизни;
г) Тема чести, совести.
4. От чьего имени ведется повествование в повети А. С. Пушкина?
а) От имени станционного смотрителя;
б) От имени Дуни;
в) От имени ротмистра Минского;
г) От имени рассказчика.
5. Как звали станционного смотрителя в одноименной повести Пушкина?
а) Тимофей Шнырев;
б) Самсон Вырин;
в) Петр Васильев;
г) Соломон Вырин.
6. «…Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Кто это?
а) Станционный смотритель;
б) Мелкий чиновник;
в) Пивовар;
г) Держатель гостиницы.
7.Что изображали картинки на стене дома, где жил станционный смотритель?
а) Портреты семьи станционного смотрителя;
б) Картины неизвестного художника;
в) Портреты Дуни;
г) Историю блудного сына;
8. О ком идет речь: «Человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах.» ?
а) Рассказчик;
б) Ротмистр Минский;
в) Самсон Вырин;
г) Путешественник.
9. Что поведал Самсон Вырин о том, куда исчезла Дуня?
а) Самсон Вырин прогнал дочь;
б) Молодой стройный гусар с черными усиками увез Дуню;
в) Дочь Вырина вышла замуж и уехала от отца;
г) Дуня решила переехать в другой город.
10. Как звали молодого гусара, задержавшегося у станционного смотрителя под предлогом болезни?
а) Унтер-офицер Измайловский;
б) Гусар Воронежский;
в) Ротмистр Минский;
г) Офицер Дубровский.
11. О ком идет речь: «…Седину, глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину- и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика…»?
а) Самсон Вырин;
б) Знакомый унтер-офицер станционного смотрителя;
в) Рассказчик;
г) Ротмистр Минский.
12. Куда отправился смотритель за дочерью?
а) В Москву;
б) В Сибирь;
в) В Новороссийск;
г) В Петербург.
13. Кому принадлежат слова: «Она будет счастлива, даю тебе честное слово»?
а) Рассказчику;
б) Минскому;
в) Вырину;
г) Белкину.
14.Как встретила Дуня своего отца в Петербурге?
а) Обрадовалась, увидя отца;
б) Обняла при встрече, предложила пройти в комнату;
в) С криком упала на ковер;
г) Прогнала отца.
15. Каким образом решил поступить Самсон после встречи с дочерью в Петербурге?
а) По совету своего приятеля смотритель пожаловался на гусара, увезшего Дуню;
б) Подумал, махнул рукой и решил отступиться;
в) Уговорил Дуню вернуться с ним на станцию;
г) Остался в Петербурге с дочерью и гусаром.
16. Как закончилась жизнь Самсона Вырина?
а) Спился и умер;
б) Его застрелил разгневанный гусар;
в) Сшибла повозка;
г) Покончил жизнь самоубийством.
17. Кто приезжал на могилу покойного станционного смотрителя?
а) Ротмистр Минский;
б) Красивая грустная женщина;
в) Приятель из Петербурга;
г) Барыня с тремя барчатами.
18. Кто поселился в доме Самсона Вырина?
а) Станционный смотритель;
б) Лекарь;
в) Пивовар с ж
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter