Исследовательская работа
«Сравнение сказочного образа лисы с её прототипом в живой природе»
Оглавление
Введение 3
1.Анималистическая сказка 5
2.Образ лисы в сказках 6
3.Лиса в живой природе 9
10
Сравнение образа лисы в сказках с её прототипом в живой природе 11
Заключение 13
Литература 14
Введение
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – красота!
А зовут ее…
(загадка)
Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Русская сказка создала замысловатый мир. Всё в нём необыкновенно: топор сам рубит лес, печка разговаривает, люди и животные — сосуществуют как равные, равноправные жители планеты Земля. Сказки о животных – один из древнейших фольклорных жанров.
Во многих сказках главный герой – лиса: лиса Патрикеевна, лисица — маслена губица, лиса — кумушка. Она очень хитра и изобретательна: обманывает мужика, прикинувшись мертвой; чуть не губит волка, научив его ловить рыбу хвостом; выгоняет зайца из лубяной избушки; меняет скалку на гусочку, гусочку на овечку, овечку на бычка. Лиса выходит замуж за Кота — воеводу и хочет стать во главе всех зверей, пытается научиться летать. Лиса — притворщица, воровка, обманщица. Она злая, льстивая, злопамятная, ловкая, мстительная, хитрая, жестокая. Во всех сказках она всюду верна себе. Так ли происходит в природе? Этот вопрос заинтересовал нас, в связи с чем, темой нашего исследования стало «Сравнение сказочного образа лисы с её прототипом в живой природе».
Объект исследования – образ лисы.
Предмет исследования – русские народные сказки и книги о живой природе.
Актуальность данного исследования в том, что нужно учиться анализировать персонажи произведений. На наш взгляд, порой мы читаем литературу, не думая о глубоком смысле того или иного персонажа, исследование направлено на подтверждение того, что даже лиса неспроста представлена в народных сказках хитрой, жадной и злой, в этом есть глубокий смысл. Возможно именно такая лиса и в природе.
Цель исследования – рассмотреть сходство животных в русской народной сказке с прототипами в живой природе на примере лисы.
Задачи исследования:
-
Прочитать русские народные сказки, в которых одним из персонажей является лиса.
-
Изучить поведение лисы в живой природе с помощью книг о природе.
-
Проанализировать, сравнить и обобщить полученные данные.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод, а именно: наблюдение, классификация, обобщение.
Материалом исследования послужили тексты сказок и рассказы о жизни лисы в лесу.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин.
Гипотеза исследования – лиса в природе аналогична образу её в народных сказках.
- Анималистическая сказка
Анималистическая (от лат. animal – животное) сказка – это сказка с участием главных персонажей — животных.
В сказках о животных действуют хитрая Лиса, злой Волк, трусливый Заяц, гордый Петух, добродушный Медведь и другие звери и птицы. Сказки о животных, как правило, сатирические или юмористические произведения, они нравоучительны и назидательны. Отрицательный герой таких сказок – плут, хитрец, и обманщик (лиса, ворон, паук, и др.) противопоставляется положительному персонажу (коту, медведю, коню, дрозду, тетереву и др.). В сказках о животных обязательно одерживается победа положительных героев над отрицательными, победа добра над злом. Сказки о животных возникли в глубокой древности, в них отражались забытые верования, обряды, представления человека об окружающем мире. В сказках о животных отразилась вера в разум животного и растительного мира.
Появлению сказок о животных предшествовали связанные с поверьями рассказы. Эти рассказы ещё не имели иносказательного смысла. В образах животных изображались именно животные. У рассказов было жизненное назначение: они давали советы, учили людей, как надо относиться к зверям.
Позднее, с отмиранием культа животных, в сказку стало входить и ироническое изображение смешных повадок животных. Главная задача таких сказок – высмеять плохие черты характера, негативные поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному.
- Образ лисы в сказках
Одним из главных действующих лиц этих сказок является лиса. Её образ постоянный. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мёртвой (крадёт рыбу из саней); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух, и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадёт мёд («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчётливая, злопамятная, ловкая, жестокая. Но есть сказки, в которых лиса определена как ласковая и добрая («Снегурушка и лиса). Классификация образа лисы в сказках приведена в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п
Черты характера человека, воплощённых в сказочном образе
Примеры сказок
1
хитрость, двуличность
«Лисичка-сестричка и волк»
2
ненасытность,
«Лиса и заяц»
3
мстительность
«Медведь и лиса»
4
жадность
«Лиса и кувшин»
5
ласковая, добрая
«Снегурушка и лиса»
6
притворщица, подлиза
«Лиса и волк» «Лиса и медведь»
9
лживость
«Заюшкина избушка»
10
плутовство, лукавство
«Мужик, медведь и лиса»
11
лесть
«Петушок-золотой гребешок»
13
воровка
«Кот, петух и лиса»
14
трусиха
«Петушок-золотой гребешок»
Народ наделил лису разными именами: лисичка-сестричка, лисица – масляна губица, лиса – кумушка, Плутовка, Лисафья. Самым популярным из них является Лиса Патрикеевна.
Почему она названа лисицей, а в сказках ещё Патрикеевной? Слово лиса образовано от «лис». До сих пор, кое-где у нас бытуют выражения лисий (желтоватый), залисеть (пожелтеть). Следовательно, лисицей зверя прозвали за жёлтую шерсть.
А откуда странное отчество — Патрикеевна? Патрикей — имя старинное, в переводе с латинского — аристократ. Имя это давали только детям княжеского рода. Ну а лиса-то тут причём? Ей-то до аристократических манер далеко!
Давным-давно, лет 700 назад, жил — был новгородский князь Патрикей Нарумтвович. И так он прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей стало нарицательным, равнозначным хитрецу. И хитрая, умная лиса как верная наследница «хитрого» князя получила отчество Патрикеевна.
Внешне лиса в сказках изображена красавицей, дом её в сказках представляет собой богатые хоромы, порой добытые нечестным трудом («Заюшкина избушка»).
Помимо сказок лисица очень часто упоминается в русских народных прибаутках, фигурирует она в них не только как хитрая воровка, но и как заботливый положительный персонаж (таблица 2).
Таблица 2
Лиса отрицательная
Лиса положительная
Шла утушка бережком,
Вела своих детушек:
Большего да меньшего,
среднего, последнего.
Подкрались два лисенка,
Утащили в лес утенка
Шла лисичка по мосту,
Несла вязанку хворосту.
Вытопила баньку,
Выкупала Ваньку,
Посадила в уголок,
Дала сладкий пирожок.
Итак, в сказках лиса чаще всего представляет собой красавицу в шикарной шубе, живущая в хорошей избе, но обладающая чаще всего негативными качествами: жадностью, завистливостью, злостью, ненасытностью. И лишь изредка образ лисы в народном творчестве положителен.
- Лиса в живой природе
Лисы обитают по всему земному шару, самые распространенные – рыжие. Лиса обитает в разных участках леса, но избегает густых насаждений, предпочитает луговые местности, где много мышей, полевок и кроликов. Лисица не брезгует и кузнечиками, ест ягоды.
Лиса одно из самых красивых животных в природе. Длинный пушистый хвост создает впечатление большой величины зверя.
Лиса близкий родственник домашней собаки. Это ночной хищник все чаще появляется вблизи городов и сел.
Ученые, наблюдая за лисой, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народная молва. При опасности лиса иногда даже паникует, попадается несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще ее легко обмануть.
Рыжие лисицы обычно селятся в покинутых норах лесных сурков и барсуков. Они расширяют их и прокладывают дополнительные туннели, обязательно строят и запасные выходы. В одной норе учеными как-то было обнаружено целых 27 запасных выходов. Но если свободной норы нет, лисица стремится завладеть чужой, уже готовой.
Лисы используют разные средства защиты. Некоторые из них умеют лазать по деревьям. Лису спасает и кормит прекрасный слух. Несмотря на то, что лисица умеет быстро и ловко бегать, мчаться во весь дух и делать очень большие прыжки, хорошие охотничьи собаки ее быстро догоняют. Зрение и обоняние у лисы развиты плохо. Сама лиса охотится преимущественно по ночам. Она крадется очень тихо и осторожно, обнюхивая воздух. Добычей лисицы могут стать различные животные – от молодой косули до майского жука. Чаще всего она ловит мышей, зайцев, птиц, опустошает птичьи гнезда. Пользу в природе она приносит великую — не только из-за меха, лиса также уничтожает мелких грызунов. Лисица иногда нарочно располагается своим житьем — бытьем вблизи селений, извлекая из этого ту выгоду, что ей нередко попадаются на зубы домашние птицы, до которых она большая охотница. Особенно в лесистых местах стоит только курице, индюшке или дворовой утке отойти подальше от селения и немножко запоздать, как лисица, заметив отлучку неосторожной, не видя для себя опасности, тотчас тихонько подкрадется к ней и преспокойно утащит несчастную хохлушку в свою нору.
Итак, в природе лиса не всегда обладает теми качествами, которыми наделили её народ.
Сравнение образа лисы в сказках с её прототипом в живой природе
Проанализировав сказки и научную литературу о лисе и её характере, проведем сравнение данных по следующим качествам (таблица 3):
Таблица 3
Качество (образ, место обитания, черта характера)
Сказки
Книги о живой природе
Внешний вид
Лисица – красавица, плутовка с красивым пушистым хвостом
Лиса одно из самых красивых животных в природе. Длинный пушистый хвост создает впечатление большой величины зверя.
Место обитания
Выгоняет зверей, предпочитает комфортное жилище
Если свободной норы нет, лисица стремится завладеть чужой, уже готовой.
Лиса трусливая
Довольно труслива
При опасности лиса иногда даже паникует, сама лиса охотится преимущественно по ночам.
Лиса хитрая
Это основная характеристика лисы по сказкам
Попадается несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще ее легко обмануть
Лиса — воровка
Подкрались два лисенка,
Утащили в лес утенка
Часто селится вблизи населенных пунктов и часто питанием её становятся дом…
В славянской мифологии, как ни странно, образ лисы иногда сливается с Мокошью, которую наши мифологи называют то богиней любви и рукоделия, то богиней судьбы и урожая. Может быть, поэтому лиса в русских сказках всегда изображается в женском образе.
Лиса занимает очень скромное место в славянской мифологии. Мы не найдём статей о ней в таких фундаментальных книгах, как «Славянская мифология» (М., 1995) и «Символика животных в славянской народной традиции» А. В. Гуры (М., 1997). Между тем в русских сказках о животных она выдвинулась на первое место.
Мы привыкли воспринимать лису как необычайно хитрое животное. Хитрость – это порок, поскольку она держится на обмане. Вот почему сказочную лису мы воспринимаем как персонаж отрицательный. Это подтверждают наши сказковеды.
«Лиса, – пишет Э. В. Померанцева, – один из основных действующих лиц в сказках… Она рисуется в основном как льстивая, хитрая обманщица. И называет её сказка соответственно: лисичка-сестричка, кума-лиса, Лиса Патрикеевна, лиса-краса, лисица-масляная губица, лиса-ласковые словеса. Она обманывает волка, петуха, медведя, выманивает птенцов у дрозда, губит зверей в яме и т. д. Однако в ряде сказок её побеждает человек – в конце концов она вместо обманом вытребованной невесточки получает в мешке собаку, собаки её раздирают, человек её убивает и т. д. Народное нравственное чувство восстаёт против хитрости и обмана и приводит в сказке к победе над ними человека» (Померанцева Э. В. Русская народная сказка. М., 1963. С. 78).
Ещё более непривлекательную характеристику сказочной лисы дал В. П. Аникин. Он писал: «Лиса – притворщица, воровка, обманщица, злая, неверная, льстивая, злопамятная, ловкая, мстительная, хитрая, корыстная, расчётливая, жестокая. В сказках она всюду верна этим чертам своего характера» (Аникин В. П. Русская народная сказка. М., 1977. С. 62).
Автор этих слов подчёркивал исключительно отрицательную природу лисы в русских сказках. В другом месте он указывал: «Лисица всюду в сказках верна самой себе. Её хитрость передана в пословице: “Когда ищешь лису впереди, то она позади”. Она изворотлива и лжёт напропалую до той поры, когда лгать уже нельзя, но и в этом случае она нередко пускается на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде. Если сделка не сулит ей приобретений, она не поступится ничем своим. Лиса мстительна и злопамятна» (там же. С. 57).
Кажется, что в этих убийственных словах мы слышим чистую правду. Но я позволю себе в этом усомниться. Образ лисы в наших сказках, на мой взгляд, не следует расценивать исключительно под знаком минус. Возьмём, например, сказку «Снегурушка и лиса».
В этой сказке рассказывается история о том, как единственная внучка старика со старухой заблудилась в лесу. Она влезла на дерево и стала горько плакать да припевать:
Ау! Ау! Снегурушка,
Ау! Ау! Голубушка!
У дедушки, у бабушки
Была внучка Снегурушка;
Её подружки в лес заманили,
Заманивши – покинули.
Услышали эту песенку медведь и волк. Предложили Снегурушке отнести её домой. Она испугалась. Зато лисы не испугалась:
«Идёт лисица:
– Чего ты, Снегурушка, плачешь?
– Как мне, Лиса-олисава, не плакать? Меня подружки в лес заманили, заманивши – покинули.
– Сойди, я тебя отнесу.
Снегурушка сошла, села на спину к лисице, и та помчалась с нею. Прибежала к дому и стала хвостом стучаться в калитку.
– Кто там?
Лиса отвечает:
– Я принесла вашу внучку Снегурушку!
– Ах ты наша милая, дорогая Лиса Олисава! Войди к нам в избу. Где нам тебя посадить? Чем нам тебя угостить?
Принесли молока, яиц, творогу и стали лисицу потчевать за её услугу. А потом простились и дали ей на дорогу ещё курочку» (РНС. С. 366–367).
Никакой хитрости и коварства у лисы в этой сказке мы не увидели! Выходит, не во всех русских сказках лиса выглядит такой, как нам её обрисовали Э. В. Померанцева и В. П. Аникин. Другой пример – сказка «Кузьма Скоробогатый».
В этой сказке лиса как будто соответствует её привычному образу: она здесь, как ей и полагается, очень хитра, но есть одна закорючка: с помощью своей неистощимой хитрости она ищет в ней выгоды не столько для себя, сколько для Кузьмы. Вот как начинается эта сказка:
«Жил-проживал Кузьма один-одинёшенек в тёмном лесу. Ни скинуть, ни надеть у него ничего не было, а постлать – и не заводил.
Вот поставил он капкан. Утром пошёл посмотреть – попала лисица.
– Ну, лисицу теперь продам, деньги возьму, на то и жениться буду.
Лисица ему говорит:
– Кузьма, отпусти меня, я тебе великое добро доспею, сделаю тебя Кузьмой Скоробогатым, только ты изжарь мне одну курочку с масличком – пожирнее.
Кузьма согласился. Изжарил курочку» (РНС. С. 359–360).
Лиса выполнила своё обещание: сделала Кузьму скоробогатым. Правда, для этого ей пришлось обмануть волка, медведя, соболя, куницу, пастухов, Змея Горыныча, а в конечном счёте – царя, который выдал за Кузьму свою дочь замуж. Вот как заканчивается эта сказка:
«Кузьма Скоробогатый стал жить-поживать с женой-царев-ной в палатах белокаменных и лисаньку всякий день угощать курочкой» (там же. С. 365).
Приведённые мною сказки о лисе показывают, что сказочный образ лисы несколько сложнее того её образа, какой обрисовали Э. В. Померанцева и В. П. Аникин. Эти сказки указывают на некоторую противоречивость этого образа. Вот почему его нельзя расценивать как исключительно отрицательный.
Более того, образ лисы, по моему мнению, не следует расценивать как исключительно отрицательный на материале даже и тех сказок, где лиса беззастенчиво обманывает всех, кто попадается на её пути, исключительно ради собственной выгоды. Всё дело в том, что она умна. Вот почему наши сказочники, с одной стороны, возмущаются её поведением, а с другой, в какой-то мере и любуются её хитроумными проделками. Тем более, если речь идёт о проделках, которые она устраивает с глупцами. Такие проделки выглядят как наказание этим глупцам.
В роли таких глупцов в сказках выступают многие животные – волк, медведь, козёл и др.
В сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» лиса обманывает волка. Поделом ему! Только глупец мог поверить, что рыба может ловиться на хвост, опущенный в прорубь.
В сказке «Медведь и лиса» лиса обманывает медведя. Поделом ему! Только глупый медведь мог засомневаться в том, что бочонок с мёдом на его чердаке опустошила лиса.
В сказке «Лиса и козёл» лиса обманывает козла. Поделом ему! Вот как выглядит окончание этой сказки:
«Идёт козёл – умная (иронично. – В. Д.) голова; идёт, бородищей трясёт, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:
– Что ты там, лисанька, поделываешь?
– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!
А козлу давно пить хочется.
– Хороша ли вода-то? – спрашивает козёл.
– Отличная, – отвечает лиса. – Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козёл, чуть лисы не задавил. А она ему:
– Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел – всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили» (РНС. С. 390).
Отсюда не следует, что в русских сказках хитрость и коварство лисы оправдываются. Разве они могут оправдать её поведение, например, в сказке «Звери в яме»? Курочка, петушок, заяц, лиса, волк и медведь спрятались от града в яме. По наущению лисы они поочерёдно съели курочку, петушка, зайца и волка. Остались лиса и медведь. Вот чем дело кончилось:
«Разорвал медведь волка. Стали они с лисой есть. Лиса часть съела, а другую-то припрятала. Сидели-сидели, опять проголодались. Лиса потихоньку начала есть припрятанное, а медведь спрашивает:
– Чем, лисанька, лакомишься?
– Кишочки свои достаю и ем.
– А как ты их достаёшь?
– Распорола брюхо и достаю.
Медведь поверил и распорол себе брюхо» (РНС. С. 395).
Оканчивается эта сказка вполне благополучно для лисы: с помощью птички-синички она выбралась из ямы и осталась безнаказанной за свои грехи.
Безнаказанной лиса осталась и в сказке «Лиса-странница». Она спровадила в яму в этой сказке медведя, волка и зайца. Они погибли. Лиса залезла в яму и всех съела.
Не во всех сказках лиса остаётся безнаказанной. В сказке «Лиса и журавль» она приглашает в гости журавля. Прикинувшись хлебосольной хозяйкой, лиса даёт журавлю тарелку с размазанной по ней манной кашей. Журавль ушёл от лисы несолоно хлебавши. Как ему удалось наказать лису? Пригласив её в гости, он налил окрошку в кувшин. Лиса не смогла до неё добраться.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Сказка позволяет приблизиться к пониманию традиций и культуры русского народа. Являясь жанром выражения национального духа народа, сказка связана с мировоззрением этого народа. Известно, что русская сказка играет воспитывающую роль, но она воспитывает не только детей, а и взрослых людей. Особенно интересны в этом значении русские сказки для детей с картинками о животных.
В этой статье мы будем рассматривать как предмет исследования сказки о Лисе. Этот образ имеет много значений, потому что Лиса может льстить, хитрить, добиваться своей цели. Мы проанализировали 13 сказок: «Колобок», «Лиса и журавль», «Лиса и козёл» «Лиса, заяц и петух», «Кот и лиса», «Лиса и тетерев» и др.
Анализ сказок о животных убедил, что образ Лисы в русских народных сказках интереснее других животных. Лиса всегда разная, и можно понять, что она интересует самого человека, который наблюдает за ней. Человек видит в ней и в её поведении много интересного и сходного с самим человеком. Поэтому характер Лисы в русских сказках о животных имеет такие типичные черты, которые находим в их описании, как льстивость, хитрость и склонность к воровству. Рассмотрим каждое свойство характера Лисы отдельно.
Свойство льстивости в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Колобок», «Петушок – золотой Гребешок» и др. Нами замечено, что в сказке «Колобок» Лиса отличается от других животных. Так, например, когда Лиса встретилась с Колобком, она не сразу сказала Колобку: «Я тебя съем?», а сначала стала восхищаться им: «Здравствуйте, Колобок! Какой же ты хорошенький!» Но после того как Колобок по просьбе Лисы спел песенку, она щедро подарила ему свой комплимент: «Какая чудная песенка! Спасибо, Колобок! Такая славная песенка, так бы слушала и слушала». Лиса здесь много льстит, чтобы Колобок поверил ей, чтоб посадить его на свой язычок и съесть. Льстивой Лисе удаётся осуществить свой план. То же самое наблюдается в сказке «Петушок-золотой Гребешок». Чтобы привлекать внимание Петушка, Лиса воспевала его: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслина головушка, шёлкова бородушка». И таким образом она достигала своей цели.
Свойство хитрости характера Лисы мы находим в следующих сказках: «Лиса и козёл», «Лисичка-сестричка и волк». Например, в сказке «Лиса и козёл» Лиса попала в колодец. Она стала горевать, чтоне сможет выбраться, что попала в беду, но когда козёл узнал, что Лиса попала в колодец, идея выйти из него у Лисы возникла сразу. Козёл спросил Лису, что она там делает, Лиса маскировалась и хитро ответила козлу: «Отдыхаю, голубчик, там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уже как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!» Таким образом, Лиса привлекла козла в колодец и спасла себя. В сказке «Лисичка-сестричка и волк», волк был ранен из-за Лисы. Когда волк хотел отомстить Лисе, то Лиса говорила: «У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, я насилу плетусь». Лиса своей хитростью избежала мести и снискала сочувствие у волка. Свойство воровства в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Медведь и Лиса», «Лиса и Заяц» и др. В сказке «Медведь и Лиса», Лиса, зная то, что у медведя в избе на чердаке кадушка мёда, попросилась ночевать у медведя, обманув его в том, что в его избе углы провалились. Вечером она трижды стучала хвостом и влезла на чердак, чтобы съесть мёд. В конце концов она даже обвинила медведя в том, что это именно он съел мёд. В сказке «Лиса и заяц», у Лисы изба растаяла, она попросилась у зайца переночевать, и его из избы выгнала. Когда другие животные пришли выгнать её, она даже устрашала их: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!». Лиса часто бесстыдно ворует у других нужную ей вещь. В данных примерах мы видим, что Лиса всегда может спасти себя и найти выгоду от своей хитрости. В русских сказках Лиса украшена человеческими чертами характера, ведь именно народ является автором образа Лисы в сказках о животных. Русский народ творит сказку с целью воспитания детей. В сказках о животных абстрактное понятие о национальных чертах характера народа конкретизируется
через образы животных. В сказках народ передаёт из поколения в поколение ценную для всего общества информацию. Каждая сказка и каждый образ животного имеют воспитывающее значение. Таким и является образ Лисы. И хотя Лиса часто добивается своей цели хитростью, но она иногда тоже бывает наказана из-за хитрости. Например, сказка «Лиса и дрозд». В русских сказках образ Лисы даёт детям уроки: с одной стороны, что в жизни иногда нужна хитрость, а с другой стороны, что хитрых надо опасаться.
Лиса в русских сказках, которые мы проанализировали, принадлежит к положительному образу, её часто украшают ловким, хитрым поведением и остроумием. Русский народ ценит типичный характер Лисы-хитрость, об этом и говорится в русских пословицах: Хитрость – второй ум, Простота хуже воровства и т. д. Кроме того, в русских пословицах и говорится о том, что надо опасаться лести: На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся; Льстец под словами – змей под цветами и т. д.
Народные сказки до сих пор вызывают интерес и у взрослых людей и детей. Через сказки еще передаются народное мировоззрение, народная традиция, ум и характер народа. Сказка – это плод народного ума и мышления и сказка, действительно, имеет воспитывающее значение, она и утешает и учит.
метки:
Лисица, Животное, Описание, Чтение, Окружать, Литературный, Грызун, Видеть Довольно часто в природе встречается такое животное как лиса. Представители этого вида живут на территории Северной Америке, в Европе, Северной Африки и даже Азии. Лисицу относят к классу млекопитающим. Несмотря на свой небольшой размер, который не превышает 90 сантиметров, лисы отличные охотники. Лиса отличается от других животных не только своим ярким мехом, она имеет немного вытянутое тело и длинную мордочку. Украшают лисичку пушистый хвост и немного остренькие ушки. Своими ушами лисица может отлично слышать как добычу, так и опасность. Ее хвост в холодное время согревает, а в обычное служит помощником в сохранении равновесия. Цвет у лисицы очень красивый. Чаще всего он рыжий, с небольшим оттенком желтого цвета. Животное красиво смотрится в зимнее время, ведь на белом снегу цвет лисички кажется еще ярче. Летом она старается линять, сбрасывая старую некрасивую шерсть, чтобы со временем выросла длинная и пушистая. Вот поэтому в давние времена лисий мех очень ценился, из-за чего на лисиц часто охотились и уничтожали. Это все делалось для наживы.
Лисы предпочитают жить в норах, которые вырывают сами. Для жилья они выбирают места около рек или на склоне холма. Эти животные не любят селиться в лесу, поэтому их норы могут быть ближе к открытой местности. Лисицы предпочитают вести оседлый способ жизни. Чаще всего они не отходят слишком далеко от своего жилища. Нора лисицы состоит из гнездового места и нескольких ходов к нему. Это место служит специальным укромным домом, где они не только спят, но еще и растят своих щенков. Рацион лисиц состоит чаще всего из мелких грызунов. Их любимое лакомство суслики и полевые мыши. Когда лисица не может поймать себе грызуна, она отправляется на поиски птицы. Не брезгует животное и яйцами из гнезд некоторых птиц. Иногда ест ягоды и разнообразные плоды. Лисицы предпочитают выходить на охоту рано утром или когда уже хорошо стемнеет. Так как у них хорошо развит слух и нюх, им не составляет труда охотиться ночью. Несмотря на то, что лисы отлично ориентируются и видят в темноте, оказывается, они не различают цветов. Когда добыча уже поймана лиса старается разорвать ее на маленькие кусочки, и лишь потом съесть, причем не пережевывая. Лисицы не привыкли запасаться едой, они предпочитают поедать свою пищу сразу. Если же лиса не голодна, а она уже поймала мышку, то поиграв с ней, она замучает грызуна до потери чувств.
4 стр., 1548 слов
Презентация « -описание. Лиса.» презентация по русскому языку (2 класс)
… что сказки не врут. Описание Лисы 2, 3, 4, 5 класс С самого детства, мы встречались с образом этого животного, во многих сказках и повестях. В каждой из них, лисица символизирует … редко оставляют плутовку голодной. Помимо мяса в рацион животного так же входят фрукты и ягоды. Для жилья лисы предпочитают норы зайцев или барсуков, предварительно выгнав оттуда законных …
Что касается выбора партнера по жизни, здесь животные без проблем находят себе свою пару, и вместе создают семью. Маленькие лисята всегда рождаются слепыми и даже глухими. Они питаются материным молоком, а когда проходит две недели, начинают видеть и слышать все вокруг. В природе насчитывается около 20 самых разнообразных видов лисиц. Самой распространенной при этом считается рыжая обыкновенная лисица. Кроме этого в природе живет еще бразильская, африканская, серая и другие виды лисиц. Про лисицу придумано много сказок и рассказов. В них она предстает очень ловким и хитрым зверем. На самом деле она и в природе такая, ее хитрость позволяет лисице выжить. Лисица отлично обманывает свою жертву, запутывает и прячет свои следы, и все ради того, чтобы поймать кого-то и накормить своих детенышей.
1, 2, 3, 4, класс, окржающий мир биология
Интересные факты
Плутовки являются не только хитрыми, но они еще довольно любопытны. Как известно, зрение у них не очень хорошее.
лисица может учуять мышь под огромный слоем снега
, толщина которого составляет 1 метр.
Что еще может делать лиса:
- Она вынослива и способна бегать, не останавливаясь, быстрым шагом целую ночь.
- Рыжие плутовки — дальние родственники волков. Но, в отличие от них, не сбиваются в стаи, а живут поодиночке, за исключением брачного периода.
- Есть информация о том, что лисицы могут ориентироваться по магнитному полю Земли, такое же свойство имеют черепахи.
- Существует одомашненная порода лисиц. Она была выведена в Советском Союзе в середине шестидесятых годов 20 века. Цена такого животного не менее 500000 руб.
- Известно, что лиса может издавать около 40 звуков разной тональности.
степная разновидность корсак.
Где живут
Лисиц можно встретить по всему северному полушарию Земли, даже в Северной Африке.
роют себе норы с несколькими входами-выходами
Иногда занимают чужие жилища, например, барсучьи норы. Здесь они выводят потомство и укрываются от опасности. Много времени проводят логове на открытом месте, под кустом, в траве или снегу. Спят очень чутко.
Сочинение на тему лиса 2 класс
Лиса-хитрюга. Жила в лесу рыжая лисичка-сестричка. Как-то раз захотелось ей курочкой полакомиться. И побежала она в деревню. Подбегает к курятнику, а его собаки сторожат. И решила лиса хитрость применить. Побежала лиса обратно в лес, нашла волка и уговорила залезть с ней в курятник. «Ты, – говорит, – первым иди, а я за тобой побегу, буду следы наши хвостом заметать». Подошёл волк к курятнику, собаки выскочили, залаяли и побежали за ним. Лиса схватила курочку и утащила к себе в нору. А волка собаки всю ночь по лесу гоняли. Хамхадера Антон, 2 класс Глупая лиса. Жила-была лиса. Однажды она бежала по лесу и встретила зайца. Позвала она его к себе домой, чтобы съесть. А заяц смекнул, что хочет сделать лиса и решил её обмануть. Сказал, что недалеко сидит хромая уточка. Её тоже надо пригласить. Обрадовалась лиса и побежала искать уточку. А заяц убежал. Вот так заяц обманул лису. Зимин Алёша, 2 класс В тёмном дремучем лесу жила хитрая лиса Алиса. Недалеко от лисьей норы находилась деревня. Плутовка часто любила наведываться за курочками, утками и гусями. Жители деревни решили извести лису: ставили капканы, травили собаками, но лиса успевала убегать. Страх страхом, а кушать хочется каждый день. Для того чтобы обмануть сельчан, лиса взяла себе в помощники глупого волка Афоню. Он будет запутывать следы и отвлекать собак. А в это время лиса утащит из курятника жирную курочку и, если повезёт, гуся побольше. Афоню же бросила Алиса на растерзание собакам. Плутовка убежала к себе в нору с добычей. На то она и лиса. Садкова Настя, 2 класс Лиса и курочка. Как-то раз лиса пошла в деревню и увидела у старика курочку. Подошла к старику и говорит: «Старик, впусти меня, пожалей, у меня дома нет. Можно поживу у тебя немножко?» « Можно», -говорит старик. Наступила ночь. Лисичка открыла глаза, тихонечко встала, быстренько взяла курочку и убежала. Утром старик встал и увидел, что ни лисы, ни курочки нет. Пригорюнился, да делать нечего. Обманула его лиса. Придётся покупать новую курочку. Иванова Аня, 2 класс Как лиса еду искала. Жила-была лиса. Любила лиса всё нарядное и красное. Работать она не любила, любила долго спать. Как проснётся лиса, наденет красную шубку, белые сапожки и пойдёт гулять по лесу. Идёт лиса по лесу. Видит – сидят на ветках белочки. Лиса говорит: – Доброе утро! А что вы там делаете? – Добрый день! Мы уже обедаем. – А что же вы едите? – Угощайся орешками, – сказали белочки. Покушала лиса орешков, поблагодарила белочек и пошла дальше. Идет лиса и видит: сидит на пеньке кот. А лиса у него и спрашивает: – А что ты ешь, котик? – Рыбку. – Ой, а я-то ведь и не завтракала,- жалуется лисонька. – Кушай, кума, рыбку, – говорит котик. Покушала лиса рыбки, сказала «спасибо» и пошла дальше. Идёт лиса дальше и видит: сидит ёж. -Что же ты кушаешь? – спрашивает лисонька. -Грибочки, рябину, яблочки. -Ой! А я даже не обедала, – схитрила лиса. -Кушай, лисонька, сил набирайся,- заботится ёжик. Поела лиса и пошла дальше. Идёт лиса дальше и видит зайку. Спрашивает лиса у него: – Что ты ешь, зайка? – Морковку. – А я-то и не полдничала, – хнычет лиса. -Угощайся! Покушала лиса и пошла дальше. Идёт лиса дальше и видит: сидит волк. Лиса спрашивает у него: – А что ты кушаешь? -Мясо. -А я ещё тоже не ужинала, – шепчет лиса. – Кушай, кумушка, – говорит волк. Идёт лиса дальше и видит: сидит медведь. Он уже поужинал. Лиса спрашивает: – Что ты делаешь? – Чай пью с мёдом. – А я такая голодная, -плачет лиса. – Кушай! – сказал медведь. Наелась лиса досыта и пошла домой. Спать! Ионова Даша, 2 класс
Чем питается лиса
Описание лисы характеризует ее как очень ловкого и великолепного охотника. Основной добычей этого хищника являются мелкие животные — мыши, зайцы, а иногда и пресмыкающиеся. С удовольствием ловит лиса и рыбу, раков, а порой и выкапывает дождевых червей. В рацион питания обязательно входят ягоды, фрукты и другие растительные корма. Летом лиса может питаться и насекомыми, особенно ее детеныши любят лакомиться различными жучками, в большом количестве истребляя вредителей сельскохозяйственных растений.
Зимой основной пищей являются мышевидные грызуны, писк которых за 100 м способна услышать лиса. Фото хищника, занимающегося выкапыванием мышей, можно встретить довольно часто. Очень интересно охотятся лисы на птиц. Делают они это обычно в паре — одна лисица проводит отвлекающие маневры, катаясь по земле, в это время другая ловит зазевавшихся пернатых. Недаром лиса во всех народных сказках олицетворяет хитрость и ловкость. Часто на снегу можно видеть лисьи следы, которые сложно спутать с чьими-либо. Задние лапы хищница ставит точно в след от передних, образуя ровную цепочку. Участок, где охотится лиса, имеет свои границы и тщательно оберегается от посторонних.
Размножение , Лисы — хорошие родители.
рождается 5-7 слепых и глухих щенков
В середине осени лисы уходят из семьи в самостоятельную жизнь. В 2 года они уже способны размножаться.
Примеры похожих учебных работ
Урок русского языка : — описание «Лиса»
… которые находим в их описании, как льстивость, хитрость и склонность к воровству. Рассмотрим каждое свойство характера Лисы отдельно. Свойство льстивости в характере Лисы мы находим в следующих …
Сказочный образ лисы и её прототип. Составление синквейна
… (13). Мы классифицировали черты характера человека, воплощённых в сказочном образе лисы Таблица 2 № п/п Черты характера человека, воплощённых в сказочном образе Примеры сказок 1 хитрость, двуличность «Лисичка-сестричка и волк» «Росомаха …
Взаимоотношения человека и природы у есенина. природа в лирике сергея есенина
… поразительным мастерством раскрывает перед нами Есенин картины родной природы. Какая богатая палитра красок, какие точные, порой неожиданные сравнения, какое чувство единства поэта и природы! В его поэзии, по словам А. …
С. Есенин — певец родной природы методическая разработка
… беречь свою страну, свою Родину. А. С. Пушкин и С. А. Есенин — певцы русской природы Конец XX века — это время жестоких … Его теплом и светом наполнены и есенинские картины русской природы. Природа у Есенина неотделима от человека, от его настроения: …
Размножение и продолжительность жизни лисы
Весеннее время является периодом рождения маленьких лисят. Перед рождением лисы-мамы роют большую яму, а могут обхитрить какого-нибудь барсука и занять его территорию.
7 стр., 3404 слов
Герои русских народных сказок о животных и их роль в становлении …
… героев в русских народных сказках влияет на становление национального характера, что и является целью данной работы. Лиса в сказках о животных Одна из наиболее знаменитых сказок с участием лисы — Сказка о лисице и волке. В русских народных сказках о животных …
Время беременности приблизительно 44-58 дня. Обычно рождается от 4 до 6 малышей. 45 дней заботливая мама кормит своих детей молоком, потом постепенно приучает к твердой пище. После исполнения им двух лет они становятся полностью взрослыми и самостоятельными, способными размножаться и добывать себе еду.
Лисы как домашние животные
Самое первое – не в каждой стране разрешено держать лису у себя дома, поэтому необходимо узнать у компетентных людей, как обстоят дела именно в вашей стране. Вторым и тоже немаловажным фактором является наличие знакомого ветеринара, который в любой момент сможет осмотреть животное, оказать ему ветеринарную помощь, сделать необходимые прививки.
У питомца должно быть обязательно свое пространство. Лису необходимо обеспечить логовом, в которое она может в любой момент спрятаться, песком для горшка, на который ее очень быстро можно приучить ходить.
Несколько интересных сочинений
- Анализ рассказа Булгакова Морфий
Рассказ под названием «Морфий» написан Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. Анализ данного творения представлен в этой статье. - Сочинение 100-летие со дня рождения Солженицына
11 декабря 2021 года русскому писателю, драматургу, общественному деятелю Александру Солженицыну исполняется 100 лет. Ровно сто лет назад родился этот удивительный человек, который получил известность не только в России, но и за рубежом. - Образ и характеристика Князя Ипполита Курагина в романе Война и мир сочинение
Об образе светского повесы и шута Ипполита Курагина известно не так много. И все же, о второстепенном персонаже мирового романа «Война и мир» есть что сказать. - Александр 1 в романе Война и мир характеристика образ
В начале романа Александру 28 лет. Он еще молод, но уже давно не юн и незрел. Внешность государя описывается приятной наружностью, пышущей молодостью и императорским величием. По характеру он – благородный рыцарь - Сочинение на тему Какого человека называют веселым человеком
Юмор и веселье — составная часть жизни каждого из нас. Но не все люди весёлые, кто-то ходит грустным, кто-то мечтательным или расстроенным. Кто такой весёлый человек? Какие качества ему присущи, каковы черты
Лисы живут в основном в лесах, прячутся в горах. Но лисицы редко копают норы сами, обычно они выгоняют из норок других животных и селятся там. В своих жилищах они обязательно прокапывают второй вход, для того, чтобы в случае опасности быстро убежать. Хитрости им не занимать.
Эти животные умеют издавать звуки – они похожи на тявканье, лай, урчание, и фырканье. Голос у лисы довольно звонкий.
Питаются лисы мышами, мелкими грызунами, птицами, но не откажутся и от трав или ягод. Охотится лиса очень ловко и бесшумно – даже под снегом она может учуять и поймать мышку. Она легко может проникнуть в курятник и утащить курицу или неожиданно схватить ни о чем не подозревающего зайца. Отличный слух и тонкое обоняние помогают лисицам добывать пищу и прятаться от людей.
Лиса – один из самых известных персонажей сказок. Она красноречивая обманщица, и может выпутаться из любой сложной ситуации. За особые лисьи повадки ее прозвали «сестричкой», «кумушкой», «Патрикеевной».
Люди с давних времен замечали необычное поведение лисы и поняли насколько она хитра. Для того чтобы поймать добычу или самой не стать добычей она может прикинуться мертвой. Когда лиса защищает свое потомство, она может специально начать хромать, чтобы увести более крупных хищников от своей норы с лисятами.
- «Серая Шейка» — краткое содержание сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка для читательского дневника
Автор: Игуменова Ирина Анатольевна
Должность: учитель специальных (коррекционных) классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Усть–Кут, Иркутская область
Наименование материала: Конспект урока чтения во 2,4 классе для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)
Тема: Образ лисы в русских народных сказках.
Раздел: начальное образование
Конспект урока чтения во 2,4 классе
для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)
Тема: « Образ лисы в русских народных сказках»
Цель: развитие читательского интереса у младших школьников
.
Задачи:
Образовательные:
1.
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки».
2.
Учить находить, выделять из текста поступки, качества, манеры этого персонажа.
3.
Расширить знания о лисе.
4.
Закреплять навык чтения целыми словами.
Коррекционно-развивающие:
1.
Развивать мыслительную деятельность, умение совместно выполнять творческие задания,
работать в группах.
2.
Развивать зрительный гнозис посредствам корректурной пробы и выделения главного.
3.
Развивать процессы классификации, произвольное внимание при составлении «портрета лисы».
4.
Корригировать зрительное восприятие в процессе составления картинки с изображением лисы
из пазлов.
5.
Развивать навыки диалогической речи учащихся при ответах на вопросы.
6.
Развивать навыки монологической речи учащихся при составлении предложений к
иллюстрациям.
7.
Развивать чувственно-эмоциональную сферу учащихся посредством проигрывания сказки «Лиса
и волк», составления описания по иллюстрациям к сказке « Лиса и тетерев»
8.
Корригировать и развивать связную речь, обогащение пассивного и активного словаря.
Воспитательные:
1.
Воспитывать чувство любви к русским народным сказкам.
2.
Воспитывать нравственные качества.
3.
Воспитывать умение работать в парах, самостоятельно.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-путешествие.
Методы обучения: объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдение, игра, упражнение, самостоятельная
работа
Оборудование:
пазлы с изображением лисы, карточки для дифференцированной работы, карточка с иллюстрацией к
сказке «Лиса и тетерев» для индивидуальной работы, контуры изображения лисы для д/з.,
стихотворение на карточке для 4 класса д/з., смайлы , карточки для словарной работы, ТСО (компьютер,
проектор, экран), наряд лисы, волка, рыбы-картинки.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок -путешествие
План урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
1.Организацион-
ный момент
2.Подготовка к
восприятию
новых знаний.
3.
Сообщение
темы урока
Фронтальный
опрос.
Артикуляционная
гимнастика на
дыхание
4.Новый
материал
Рассказ
ученика ,учителя
о сказках.
Словарная
работа
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по стране сказок. И
полетим на ковре-самолёте. Произнесём заклинание: Игра «Лента».
Карточка на доске (звуки букв, 1 звук цвета). Полетели.
Звук: крик лисы.
-Крик какого животного вы услышали? Узнаете если соберёте пазлы ( у
каждого ученика конверт с пазлами). Это -ЛИСА.
Слайд. Сравниваем изображение лисы.
Вы знаете, что лиса является героем многих сказок?
ПЛАН НА ДОСКЕ
— Сегодня мы поговорим об образе лисы в русских народных сказках;
вспомним народные сказки, в которых главным героем является лиса;
узнаем почему она является героиней многих сказок; какое у неё
отчество. И ответим на вопрос: Правда ли, что лиса, такая как о ней
говорят в народе?
Фронтальный опрос.
— С какими сказками мы познакомились на уроках чтения и во
внеурочное время, в которых главным героем являлась лиса?
Лиса и медведь Лиса и журавль
Лиса и волк Лиса и рак
Лиса и заяц Лиса и тетерев
(Учитель во время ответов учащихся прикрепляет на доску таблички с
названиями сказок)
Игра «Цветочек»
Слайд (сказки народные и авторские)
— Кто придумал эти сказки? Народ. Как они называются?
А почему говорим сказка?
Сказка – это жанр устного народного творчества. Они появились много веков назад,
когда люди еще не умели читать и писать. Впервые сказки были записаны в 16 веке,
а собирать и изучать их начали только в 19 веке. Главная тема сказок – это борьба
добра со злом. Сказки сочиняли простые люди, в них они выразили свою мечту, и
оказалось, что слабый и бедный мог стать сильным и богатым, потому что он умен,
добр и справедлив. Люди хотели быстрее передвигаться, научиться летать – и их
фантазия создавала ковры – самолеты и сапоги – скороходы. Животные в сказках
заговорили, как люди, и очень напоминали людей.
Кто умело рассказывал сказки? (
сказители)
***
Со сказками все дружат –
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет
Кто любит слушать сказки
Тому они расскажут,
О том, что может было
5.Новый
материал
Рассказ
учителя,
ученика о лисе
Работа с
корректурными
пробами.
Дифференциро-
ванная работа по
карточкам.
Физ. Минутка
6. Новый
материал.
Словарная
работа
А, может быть и нет!
Кто является главным героем этих сказок? ( ЛИСА).
Основная пища лисы – грызуны. Чтобы насытиться, лисице надо поймать и съесть
не менее двух десятков мышей и полёвок в день. Любит ягоды, яблоки. Один из
самых характерных способов её охоты – мышкование. Детёныши лисы……..?
ЛИСЯТА.
-А какая лиса в сказке? Какие у неё качества? Карточка №1
-Как её называют в сказках? Карточка №2
Составление «портрета лисы».
Карточка №1 ( 4 класс)
бвловкаятргшхитраяоцзгуцхэьгчауектрочщрмвую
ягшгцгхвастливаяцрсеабесентсджзбьамцыуршро
фщуйгзхболджшзхюэлгшьбшобманщицагхеюжип
хэнздйцукендшизсладкоежкахьвафыапролдабфо
Карточка №2 ( 2 класс)
еслячсимКуматьбаюжювуфцпэждпшмвть
лдрыжаяжьхэгнеекуыфйшзждорлафывюэ
йфячыцувскаплутовкарэхжэьеюдшшглодж
эзбьтрлшшжнпрлисонькакывшлдкцуйфотч
Динамическая пауза
Лиса по лесу ходила, лиса голосом вопила,
Лиса лычки драла, лиса лапти плела.
Мужу – трое, себе – двое,
А детишкам — по лаптишкам.
Лиса единственный лесной зверь, который имеет такое необычное отчество и так
часто встречающееся в русских сказках. Почему же Патрикеевной зовут лису?
Правил
когда-то
Новгородским
княжеством
Патрикей,
и
был
он
удивительно
хитрым да изворотливым. С тех пор о хитрецах и стали говорить: Патрикеевич да
Патрикеевна. Это имя пристало к лисе не зря: она действительно поразительно
хитрый, сообразительный и ловкий зверь. Теперь и хитрых изворотливых людей
иногда называют Лисами.
Патрикеевна
—
Какое у неё отчество было?
— А сейчас мы проверим, как вы помните сказки, которые читали?
а) Проведение викторины «Угадай сказку»
7.Проверка
знаний
учащихся
Выразительно
ечтение.
Работа в
группах
.
Инсценирова
ние сказки.
Словарная
работа
Развитие
логического
мышления
Релаксация
8.Обобщение и
в синем конверте карточки для учащихся 4 класса
в зелёном – для учащихся 2 класса
Используют фрагмент кукольного театра. Кукла-Лиса пальчиковая.
Чтение выразительное.
(дети предварительно были разделены на 2 группы – в зависимости от
способностей детей)
Группа «артистов» Группа «художников»
4 класс Группа
«артистов» покажет отрывок из сказки «Лиса и волк»
Вопросы к «артистам»
— Почему выбрали для инсценирования эту сказку?
— Какими чертами характера наделена лиса в этой сказке?
2 класс Группа «Художников» представляет рассказ по
иллюстрациям.
Вопросы каждому «художнику»
-К какой сказке рисунок?
-Кто изображён на рисунке?
-Почему ты выбрал(а) эту сказку?
— Какими чертами характера наделена лиса в этой сказке?
1)
Как лиса и тетерев приветствовали друг друга?
(Доброжелательно, ласково, притворно)
2)
Из каких слов понятно, что Лиса хотела обмануть тетерева?
Прочитайте. Что она придумала?
УКАЗ-распоряжение властей из города и все жители подчиняются.
3)
А что придумал тетерев?
4)
Каким он оказался?
(Умным, находчивым)
5)
Чему учит нас эта сказка? (Она учит нас смекалке, находчивости,
не надо доверять ласковым, притворным словам)
Работа разноуровневая: 2 ученика составляют предложения по
картинке, 3 ученик читает предложения про лису выразительно.
С помощью этой пословицы можно выразить главную мысль этих
сказок. Составь и запиши на доске.
1
2
3
4
5
6
Г
Д
Е
У
М,
Т
7
8
9
10
11
12
13
А
М
И
Т
О
Л
К
Пословица: Где ум, там и толк
Чтение пословицы хором. Как понимаете?
Молодцы! Релаксация. Пение птиц.
1. Правда ли, что лиса, такая как о ней говорят в народе?
2. Какое у неё отчество?
систематизация
знаний.
Выставка книг
Рефлексия
Д/З
3. Почему она является героиней многих сказок?
-Какой зверь может съесть до двух десятков мышей в день, но больше
нравятся на обед зайцы.
-Какому животному хвост помогает убежать от охотников?
-У этого зверя острый слух, зрение, нюх. Кто это?
Демонстрация книг-сборников русских народных сказок.
ОЦЕНКИ ученикам
Путешествие вам понравилось? Дорисуйте ротик:
,
Понравилось путешествие- ХЛОПАЙ в ладоши!
Домашнее задание зашифровано. Разгадай.
Ребята выполняют группой.
2 класс 11, 5,Д, 46
Раскрасить картинку лисы, написать 5 загадок о лисе.
4 класс С,48,37,Т,29, 104, 43,Е
Стихотворение выучить о лисичке.
Лисичка- сестричка
Сидит под кустом,
Лисичка- сестричка
Машет хвостом.
А бедный зайчишка
Глядит из куста
У зайчика нет такого хвоста.