Краткий пересказ сказки «Лиса и волк»
Лисы всегда отличались своей хитростью и изворотливостью. Вот и эта плутовка решила поживиться за чужой счет.
Мужик вез в телеге рыбу. Много наловил, не быстро ехал.
Лисице эта рыбка очень приглянулась. И она быстро сообразила, как ее себе забрать.
Легла на дороге и мертвой притворилась. А мужик как доехал до нее, обрадовался, что такую отменную шкурку за просто так заимеет, закинул лисицу в телегу. А зря.
У мужика за спиной лиса начала свое рыжее дело творить: едет и выкидывает рыбу из телеги.
Много рыбы навыкидывала, а потом и сама дёру дала.
Собрала рыбу и к себе в нору. Сидит, наслаждается вкуснятиной.
А тут волк ее навестить пришел и увидел, какой у лисы обалденный ужин. Тоже есть хотел, начал спрашивать, как она раздобыла столько рыбы.
Лиса ему лапшу на уши вешать начала: иди к прорубю, спусти хвост в воду, рыба сама на хвост нацепится.
Отправился волк и сделал, как лиса сказала.
До утра просидел, пока хвост в лед не вмёрз накрепко.
А утром его там баба увидела и завозмущалась, что он в проруби, где она воду берёт обычно, свой хвост замочил. Давай его баба коромыслом отхаживать.
Волк сорвался и убежал, а хвост повредил до крови.
Лиса поняла, что волк ей за такое дело отомстить может, да на новую хитрость пошла.
В бабий дом прибежала, тестом из кастрюли между делами позавтракала до раздутия пуза, а потом еще и на рожу намазала этого теста.
Волк бежит ей мстить, а она перед ним такая вся с тестом на роже. Охает и ахает, мол, ей так досталось, что мозги вон из головы как повылазили.
Волк подумал, что лисе пуще, чем ему досталось. Ведь с вылезшими мозгами она как бы теперь безмозглая получается. Не знал он, что не мозги это, а тесто.
Пожалел лису, взял на горб и потащил куда-то. А лиса пристанывает всё, да о волчьей беде спрашивает, не худо ли ему. Волку больно, но он считает, что ей, безмозглой, больнее.
А лиса вызвалась заговорить боль волчьему хвосту. Только заговор у неё никудышный вышел. «Битый небитого везёт, а хвост сам заживёт, если совсем не отвалится».
Лиса и волк: читать сказку онлайн
Одна лукавая лисица захотела поесть рыбки, а не знала, где взять; думала, думала да и вздумала лечь на дорогу.
И вот едет мужик с рыбой; вдруг у мужика лошадь остановилась; мужик и говорит сам про себя: «Что бы это значило, что там лежит?»
Пошел посмотреть; смотрит — лежит лисица; он ее пнул, а она будто околела; он ее взял и положил в воз с рыбой, да и закрыл рогожей.
Едет мужик, радуется, что лисицу нашел славную: оттает, так снимет шкуру. А лисица в эту пору прогрызла дыру в санях да и спускает по рыбке в дыру, а мужик едет и ничего не замечает.
Вот лисица чуть ли не всю рыбу выудила из воза, выскочила из-под рогожи да и в лес.
Мужик как-то остановился, посмотрел — лисицы нет, да и давай реветь; ревел-то он, ревел, да что сделаешь! «Экая проклятая! Ведь отогрелась, черт ее возьми! Ну, не дорого дана, не больно и жаль!»
Он поехал вперед и не хватился рыбы. А лисица подобрала рыбку, сносила ее в свою лачужку да и лакомится. Приходит к ней волк и говорит: «Хлеб-соль, кумушка!» — «В хлев зашел, так двери ищи, куманёк!» — «Ой, милая кумушка, ты еще рыбку ешь?» — «Как же!
Сегодня маленько, Бог дал, наудила!» — «Ой ли! Где ты удила?» — «В проруби, в проруби, мой миленький куманек!» — «А как?» — «Очень просто: только хвост погрузи в воду, так такие рыбины прицепятся, что любо-дорого!
Чем дольше посидишь, тем больше наудишь; только не дергай скоро, дай заклевать; а если клевать не будет, то заговор читай: «Рыбка, клюнь — попади, меня за хвост потяни!»»
Куманек опрометью кинулся к проруби удить. Пришел и запустил хвост в воду. Вот сидит, сидит, а клева нет, да и только. И хвост у него так вмерз в прорубь, что и пятерым волкам не вытащить.
Вот идет баба за водой и видит рыбака. Стала она сначала гнать его словами: «Пошел ты к черту, прожора! Нашел место хвост полоскать!»
Но видит, что волк ни с места, подошла к нему и давай его коромыслом бить. Волк сколько ни ревел, ни бился, ни рвался, во все стороны ни метался, так хвост и не отрывался.
А баба ему так набила бока, что, когда хвост оторвался, он кое-как уплелся.
А лисица в это время прибежала в избу, где жила баба, и давай из квашни тесто есть. Маленькие ребята испугались, забрались все на печь и говорят лисице: «Не тронь, не меси, лиса, квашню! Мамка сама хлеб испечет!»
Но лиса знай свое делает: ест тесто, да и только; наелась так, что бока еле несет, а рыло и уши — все в тесте. И убежала из избы.
Пошла, легла на дорогу, по которой куманьку идти. Лежит и стонет, плутовка. Идет волк и говорит ей: «Нет, кумушка, плохой был лов; слава богу, только хвост проудил, а не голову!
Ох, кумушка, а что это у тебя голова-то испроломана?» — «Молчи уж лучше, куманек, видишь, у меня голова вся испроломана коромыслом и мозг-от вышел!» — «Ой, бедная, нечего делать, садись на меня, увезу до двора!»
Волк везет ее и думает: «Не мне хоть одному досталось!» А лисица едет и похохатывает: «Хи, хи, хи, битый небитого везет!»
Вот волк привез лису домой и говорит ей: «Не нужно ли духовника, кумушка любезная?» — «Нет, куманек любезный, не волнуйся, мне теперь получше! А тебе не дурно ли, мой друг?» — «Да вот не знаю, скоро ли кровь перестанет капать из хвоста, больно!»
Лисица волку говорит: «Дай-ка я тебе заговорю кровь: как рукой снимет!» — «Заговори, кумушка!»
Она и давай заговаривать: «Встань на камень, кровь не канет; стань на кирпич, кровь закипит; у сороки боли́, у вороны боли́, у сыча всех шибче! Ну, куманек, если не отвалится, и так переболит!»
МОБУ Калтасинская СОШ №1
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 2
КЛАСС.
«РУССКАЯ НАРОДНАЯ
СКАЗКА «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»
Исполнитель: Кагирова Ю.В. 1 квалификационная категория |
г. Екатеринбург, 2017 г.
Урок чтения во 2-м классе по УМК «Перспектива»
на тему: «Русская народная сказка «Лиса и журавль»»
Целевые
установки урока (планируемые результаты)
•
Продолжить формирование представления о том, что народная сказка отражает быт и
традиции народа. Стимулировать интерес к чтению сказок разных народов
Планируемые
личностные умения:
Проявлять:
— позитивное
отношение к чтению народных сказок;
— желание
создать (написать) народную сказку.
-умение
договариваться и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Планируемые
предметные результаты:
—овладевать
навыком смыслового чтения;
•
Работать с содержанием текста сказки:
-описывать
характер героя;
—
подбирать пословицы по смыслу сказки;
—
выполнять задание по алгоритму работы с содержанием текста народной
сказки;
—
Оперировать в речи понятиями: быт, бытовая сказка, вымысел, гордость,
гордыня, гримёр, композиция, обычай, персонаж, собиратель сказок, традиция.
•
Читать и инсценировать сказку по ролям.
-уметь
распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации);
-отбирать
выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);
-уметь
выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по
ролям или инсценирования (драматизации).
Планируемые
метапредметные результаты :
Познавательные умения:
-искать
и находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя,
методического аппарата учебника.
— определять
тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;
—
формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
-планировать
свою работу в соответствии с заявленной темой;
-анализировать
слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их
произносить;
Регулятивные
умения:
—
выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя
алгоритм;
— осуществлять
взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания;
-формировать
способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от
конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки.
Коммуникативные
умения:
—
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного
диалога;
—
адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
—
использовать речевые средства для представления результата деятельности:
–
умения ответить на поставленный вопрос;
– объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы
к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных
высказываниях;
– словесное иллюстрирование прочитанного;
– составление краткого отзыва о прочитанном;
Оборудование: учебник
План урока:
1.
Подготовительная работа.
Отгадайте
загадки:
А)
Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.
(журавль)
Б)
Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? (лиса)
Какие
названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку ?
Знаете
ли вы другие загадки о лисе или журавле?
Могут
ли они встретиться вместе в природе?
Учитель:
В жизни лиса или журавль практически не встречаются. Но в народном творчестве и
литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи.
Как
называется жанр? (сказка)
Назовите
уже прочитанные и знакомые народные сказки, в которых главный герой — лиса. («Кот,
Петух и Лиса», «Лиса и тетерев», «Лиса и кувшин», «Лисичка-сестричка и волк»
«Хитрая Лиса»).
Опишите
характер лисички в разных народных сказках.
(Хитрая,
умная, сообразительная, обманщица, находчивая, подлая.)
С
какими другими животными встречалась лиса в фольклорных произведениях?
В
какой сказке встретились эти герои? «Лиса и Журавль»,
Работа
над этой сказкой будет темой нашего урока сегодня.
2.
Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.
3.1
Проблемно-диалогическая работа с текстом
— Чем
понравилась вам сказка?
-Можно
ли утверждать, что, прочитав сказку, читатели узнают особенности жизни и
быта, ценимые качества характера у русского народа? Обоснуйте своё мнение.
-Что
показалось забавным?
—
Почему лиса и журавль не стали дружить? Кто в этом виноват, почему?
— Чем
нравится вам конец сказки? ( провокация -«ловушка»)
-Как
можно помирить героев? (творческое дополнение сказки другими событиями, героями
и инсценировка «нового конца сказки» в группах; презентация вариантов)
3.2.
Словарная работа.
— Как
можно объяснить значение слов и выражений, сказать понятно всем нам:
“вздумала”,
“дорогой гость”, “стряпала”, “званый пир”, “не обессудь”, “потчевать”,
“несолоно хлебавши”?
Определить
значение этих слов, используя толковый словарь учебника.
— Как
сказать иначе :
“взяла
лису досада”
“Как
аукнулось, так и откликнулось”
“С
тех пор и дружба врозь”
—
Какие слова сказки мы слышали как пословицы?
3.3.Работа
с текстом.
А)
Найди в тексте близкие по значению слова:
-“познакомились”
—
“положила в тарелку каши”
-“стала
ходить вокруг кувшина с окрошкой”
—
“пошла домой голодная”
Б)
Найдите и прочитайте слова и выражения, которые можно встретить в других
сказках.
В)
Прочитайте отрывок, доказывающий жадность лисы.
Г)
Прочитайте отрывок, рассказывающий о том, как поступил журавль после
“угощения”. -В чем он оказался неправ ?
Д)
Найдите слова, описывающие состояние лисы после приема у журавля.
-Как
она могла не допустить ссоры с журавлем ?
Е) Прочитайте
самое длинное слово в тексте сказки.
-Что
оно значит?
-Какие
другие слова близки по смыслу?
-Есть
ли противоположные по смыслу слова для слова “откликнулось”?
Ж)
Прочитайте слова и выражения, которые вам понравились, показались красивыми?
-Когда, в какой ситуации так можно нам сказать?
З)
Перечислите героев произведения. Определите их характер с помощью таблицы.
· Установите
соответствия. Свой ответ аргументируйте.
Хитрый |
Умный |
Коварный |
Злой |
Весёлый |
И)
Самостоятельно определите, какие поступки совершают герои.
Как к
ним относится автор?
Как вы
относитесь к поступкам героев?
4.
Работа по иллюстративному материалу.
-Можно
ли утверждать, что художнику — иллюстратору удалось передать характер
лисы?
Обоснуйте своё мнение.
-Какой
момент сказки изображен на этой иллюстрации?
-Как
художник показал то, что лисе хотелось попробовать угощение?
-Как
сказано об этом в тексте?
-Что
нарисовали бы вы в качестве иллюстрации? Прочитайте этот отрывок сказки
5.
Физминутка.
-Представьте
себя на месте журавля. Встаньте и покажите его состояние в этот момент позой,
мимикой, жестами (к доске на пантомиму приглашаются желающие, «зрители»
аплодисментами выбирают самого понравившегося, отмечая, что именно понравилось)
-Найдите
и прочитайте слова и выражения, которые помогут нам изобразить позу, движения
лисы дома.
-Найдите
и прочитайте слова и выражения, которые помогут нам изобразить позу, движения
лисы в гостях.
-Изобразите
лису, работая телом, мимикой и жестами ( 2-3 пары показывают пантомиму у
доски, доказывая строчками текста выбор невербальных средств)
6.
Групповая работа
Встаньте,
повернитесь и улыбнитесь друг другу, образуйте группы по два или три человека
А) Распределение
и чтение сказки по ролям в группах (парах).
· Сделайте
разметку текста и определите реплики лисы.
· Подумайте,
с какой интонацией надо читать слова лисы? (Быстро, заискивающе, глядя в
глаза, весело, грустно, удивленно.)
· Прочитайте
реплики лисы, сохраняя выбранную интонацию.
· Обсудите
в паре, удалось ли сохранить выбранную интонацию. Что нужно изменить при
чтении? Какую мимику и жесты использовать? Должна ли лиса стоять на месте? Или
она все время должна быть в движении?
· Сделайте
разметку текста и определите реплики журавля.
Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!
· Есть
ли похожие интонации в речи журавля и лисы? Одинаковые ли будут
жесты у журавля и лисы?
· Прочитайте
реплики журавля, сохраняя выбранную интонацию.
· Обсудите
в паре, удалось сохранить выбранную интонацию. Что нужно изменить при чтении?
Какую мимику и жесты использовали? Должен ли журавль стоять на месте? Или он
всё время должен быть в движении?
· Кто
ещё будет участвовать в спектакле?
· Как
должен читать свои слова автор?
· Обсудите
в паре, с какой интонацией надо читать слова автора: спокойно,
размеренно, негромко?
Б) по
желанию инсценирование отрывка (парами или группами) у доски.
В) Обсуждение: Чье
исполнение (чтение) показалось вам более удачным? Почему?
Похвалите:
“Особенно мне понравилось, как….изобразил (прочитал)…..”.
7.
Итог урока. Рефлексия.
-Составьте
предложения по теме урока , используя предложенные термины (на доске
записаны: вымысел, гордость, гордыня, композиция, обычай, персонаж,
традиция)
-Определите
главную мысль сказки (чему она учит).
-Какой
мудрый совет дает нам сказка?
-Можно
ли сказать, что он устарел и не нужен уже в современной жизни человека?
-Покажите
на цифровом веере номер выбранного варианта, какие пословицы могли бы стать
моралью сказки:(пословицы записаны на доске и читаются хором)
1.
Дружба заботой да подмогой крепка.
2.
Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
3.
Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори.
4.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
-Какие
традиции и особенности быта русского народа показаны в сказке?
-Чья
работа на уроке заслуживает хорошей оценки и почему?
-Чье
групповое исполнение (чтение) показалось вам более удачным и почему?
-Комментирование
оценок за урок отдельным учащимся совместно с учителем
8.
Домашнее задание по выбору ( возможна групповая работа):
1.Сделать
иллюстрацию (коллаж); нарисовать, слепить героев сказки.
2.Творческая
тетрадь, с. 31. Составьте и запишите описание « Образ лисы в
сказках разных народов».
3.
Найти и прочитать сказки разных народов с похожей моралью, приготовиться кратко
пересказать прочитанное.
4.Сочините
свою «народную» сказку с этими персонажами (лиса, журавль) от имени любого
народа, проживающего на территории Удмуртии ( используя народные названия
одежды, предметов быта и т.д.)
5. Запишите названия сказок народов, проживающих на
территории Башкирии, в которых персонажем является лиса.
Составьте кроссворд
по теме.