Характеристика лисы из сказки лиса и волк

Краткий пересказ сказки лиса и волк лисы всегда отличались своей хитростью и изворотливостью. вот и эта плутовка решила поживиться за

Краткий пересказ сказки «Лиса и волк»

Лисы всегда отличались своей хитростью и изворотливостью. Вот и эта плутовка решила поживиться за чужой счет.

Мужик вез в телеге рыбу. Много наловил, не быстро ехал.

Лисице эта рыбка очень приглянулась. И она быстро сообразила, как ее себе забрать.

Легла на дороге и мертвой притворилась. А мужик как доехал до нее, обрадовался, что такую отменную шкурку за просто так заимеет, закинул лисицу в телегу. А зря.

У мужика за спиной лиса начала свое рыжее дело творить: едет и выкидывает рыбу из телеги.

Много рыбы навыкидывала, а потом и сама дёру дала.

Собрала рыбу и к себе в нору. Сидит, наслаждается вкуснятиной.

А тут волк ее навестить пришел и увидел, какой у лисы обалденный ужин. Тоже есть хотел, начал спрашивать, как она раздобыла столько рыбы.

Лиса ему лапшу на уши вешать начала: иди к прорубю, спусти хвост в воду, рыба сама на хвост нацепится.

Отправился волк и сделал, как лиса сказала.

До утра просидел, пока хвост в лед не вмёрз накрепко.

А утром его там баба увидела и завозмущалась, что он в проруби, где она воду берёт обычно, свой хвост замочил. Давай его баба коромыслом отхаживать.

Волк сорвался и убежал, а хвост повредил до крови.

Лиса поняла, что волк ей за такое дело отомстить может, да на новую хитрость пошла.

В бабий дом прибежала, тестом из кастрюли между делами позавтракала до раздутия пуза, а потом еще и на рожу намазала этого теста.

Волк бежит ей мстить, а она перед ним такая вся с тестом на роже. Охает и ахает, мол, ей так досталось, что мозги вон из головы как повылазили.

Волк подумал, что лисе пуще, чем ему досталось. Ведь с вылезшими мозгами она как бы теперь безмозглая получается. Не знал он, что не мозги это, а тесто.

Пожалел лису, взял на горб и потащил куда-то. А лиса пристанывает всё, да о волчьей беде спрашивает, не худо ли ему. Волку больно, но он считает, что ей, безмозглой, больнее.

А лиса вызвалась заговорить боль волчьему хвосту. Только заговор у неё никудышный вышел. «Битый небитого везёт, а хвост сам заживёт, если совсем не отвалится».

Лиса и волк: читать сказку онлайн

Одна лукавая лисица захотела поесть рыбки, а не знала, где взять; думала, думала да и вздумала лечь на дорогу.

И вот едет мужик с рыбой; вдруг у мужика лошадь остановилась; мужик и говорит сам про себя: «Что бы это значило, что там лежит?»

Пошел посмотреть; смотрит — лежит лисица; он ее пнул, а она будто околела; он ее взял и положил в воз с рыбой, да и закрыл рогожей.

Едет мужик, радуется, что лисицу нашел славную: оттает, так снимет шкуру. А лисица в эту пору прогрызла дыру в санях да и спускает по рыбке в дыру, а мужик едет и ничего не замечает.

Вот лисица чуть ли не всю рыбу выудила из воза, выскочила из-под рогожи да и в лес.

Мужик как-то остановился, посмотрел — лисицы нет, да и давай реветь; ревел-то он, ревел, да что сделаешь! «Экая проклятая! Ведь отогрелась, черт ее возьми! Ну, не дорого дана, не больно и жаль!»

Он поехал вперед и не хватился рыбы. А лисица подобрала рыбку, сносила ее в свою лачужку да и лакомится. Приходит к ней волк и говорит: «Хлеб-соль, кумушка!» — «В хлев зашел, так двери ищи, куманёк!» — «Ой, милая кумушка, ты еще рыбку ешь?» — «Как же!

Сегодня маленько, Бог дал, наудила!» — «Ой ли! Где ты удила?» — «В проруби, в проруби, мой миленький куманек!» — «А как?» — «Очень просто: только хвост погрузи в воду, так такие рыбины прицепятся, что любо-дорого!

Чем дольше посидишь, тем больше наудишь; только не дергай скоро, дай заклевать; а если клевать не будет, то заговор читай: «Рыбка, клюнь — попади, меня за хвост потяни!»»

Куманек опрометью кинулся к проруби удить. Пришел и запустил хвост в воду. Вот сидит, сидит, а клева нет, да и только. И хвост у него так вмерз в прорубь, что и пятерым волкам не вытащить.

Вот идет баба за водой и видит рыбака. Стала она сначала гнать его словами: «Пошел ты к черту, прожора! Нашел место хвост полоскать!»

Но видит, что волк ни с места, подошла к нему и давай его коромыслом бить. Волк сколько ни ревел, ни бился, ни рвался, во все стороны ни метался, так хвост и не отрывался.

А баба ему так набила бока, что, когда хвост оторвался, он кое-как уплелся.

А лисица в это время прибежала в избу, где жила баба, и давай из квашни тесто есть. Маленькие ребята испугались, забрались все на печь и говорят лисице: «Не тронь, не меси, лиса, квашню! Мамка сама хлеб испечет!»

Но лиса знай свое делает: ест тесто, да и только; наелась так, что бока еле несет, а рыло и уши — все в тесте. И убежала из избы.

Пошла, легла на дорогу, по которой куманьку идти. Лежит и стонет, плутовка. Идет волк и говорит ей: «Нет, кумушка, плохой был лов; слава богу, только хвост проудил, а не голову!

Ох, кумушка, а что это у тебя голова-то испроломана?» — «Молчи уж лучше, куманек, видишь, у меня голова вся испроломана коромыслом и мозг-от вышел!» — «Ой, бедная, нечего делать, садись на меня, увезу до двора!»

Волк везет ее и думает: «Не мне хоть одному досталось!» А лисица едет и похохатывает: «Хи, хи, хи, битый небитого везет!»

Вот волк привез лису домой и говорит ей: «Не нужно ли духовника, кумушка любезная?» — «Нет, куманек любезный, не волнуйся, мне теперь получше! А тебе не дурно ли, мой друг?» — «Да вот не знаю, скоро ли кровь перестанет капать из хвоста, больно!»

Лисица волку говорит: «Дай-ка я тебе заговорю кровь: как рукой снимет!» — «Заговори, кумушка!»

Она и давай заговаривать: «Встань на камень, кровь не канет; стань на кирпич, кровь закипит; у сороки боли́, у вороны боли́, у сыча всех шибче! Ну, куманек, если не отвалится, и так переболит!»

МОБУ Калтасинская СОШ №1

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 2
КЛАСС.

«РУССКАЯ НАРОДНАЯ
СКАЗКА «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»

Исполнитель: Кагирова Ю.В.

1 квалификационная категория

г. Екатеринбург, 2017 г.

Урок чтения во 2-м классе по УМК «Перспектива»

на тему: «Русская народная сказка «Лиса и журавль»»

Целевые
установки урока (планируемые результаты)


Продолжить формирование представления о том, что народная сказка отражает быт и
традиции народа. Стимулировать интерес к чтению сказок разных народов

Планируемые
личностные умения:

Проявлять:

— позитивное
отношение к чтению народных сказок;

— желание
создать (написать) народную сказку.

-умение
договариваться и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Планируемые
предметные результаты:

овладевать
навыком смыслового чтения;


Работать с содержанием текста сказки:

-описывать
характер героя;


подбирать пословицы по смыслу сказки;


выполнять задание по алгоритму работы с содержанием текста народной
сказки;


Оперировать в речи понятиями:  быт, бытовая сказка, вымысел, гордость,
гордыня, гримёр, композиция, обычай, персонаж, собиратель сказок, традиция. 


Читать и инсценировать сказку по ролям.

-уметь
распределять роли  при подготовке к инсценированию (драматизации);

-отбирать
выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);

-уметь
выражать собственное отношение к герою  в процессе  чтения  по
ролям или инсценирования  (драматизации).

Планируемые
метапредметные результаты :

Познавательные умения:

-искать
и  находить нужную информацию  в соответствии с заданием учителя,
методического аппарата учебника.

— определять
тему и главную мысль произведения  и обосновывать своё мнение;


формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

 -планировать
свою работу в соответствии с заявленной темой;

-анализировать
слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их
произносить;

Регулятивные
умения:


выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя
алгоритм; 

— осуществлять
взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания;

-формировать
способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от
конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки.

Коммуникативные
умения:


учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного
диалога;


адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.


 использовать речевые средства для представления результата деятельности:


умения ответить на поставленный вопрос;
– объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы
к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных
высказываниях;
– словесное иллюстрирование прочитанного;
– составление краткого отзыва о прочитанном;

Оборудование: учебник

План урока:

1.
Подготовительная работа.

Отгадайте
загадки:

А)
Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.
(журавль)

Б)
Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? (лиса)

Какие
названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку ?

Знаете
ли вы другие загадки о лисе или журавле?

Могут
ли они встретиться вместе в природе?

Учитель:
В жизни лиса или журавль практически не встречаются. Но в народном творчестве и
литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи.

Как
называется жанр? (сказка)

Назовите
уже прочитанные и знакомые народные сказки, в которых главный герой — лиса. («Кот,
Петух и Лиса», «Лиса и тетерев», «Лиса и кувшин», «Лисичка-сестричка и волк»
«Хитрая Лиса»).

Опишите
характер лисички в разных народных сказках.

(Хитрая,
умная, сообразительная, обманщица, находчивая, подлая.)

С
какими другими животными встречалась лиса в фольклорных произведениях?

В
какой сказке встретились эти герои? «Лиса и Журавль»,

Работа
над этой сказкой будет темой нашего урока сегодня.

2.
Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.

3.1
Проблемно-диалогическая работа с текстом

— Чем
понравилась вам сказка?

-Можно
ли утверждать, что, прочитав сказку, читатели узнают особенности жизни  и
быта, ценимые качества характера у русского народа? Обоснуйте своё мнение.

-Что
показалось забавным?


Почему лиса и журавль не стали дружить? Кто в этом виноват, почему?

— Чем
нравится  вам конец сказки? ( провокация -«ловушка»)

-Как
можно помирить героев? (творческое дополнение сказки другими событиями, героями
и инсценировка «нового конца сказки» в группах; презентация вариантов)

3.2.
Словарная работа
.

— Как
можно объяснить значение слов и выражений, сказать понятно всем нам:

“вздумала”,
“дорогой гость”, “стряпала”, “званый пир”, “не обессудь”, “потчевать”,
“несолоно хлебавши”?

Определить
значение этих слов, используя толковый словарь учебника.

— Как
сказать иначе :
 

“взяла
лису досада”

“Как
аукнулось, так и откликнулось”

 “С
тех пор и дружба врозь”


Какие слова сказки мы слышали как пословицы?

3.3.Работа
с текстом.

А)
Найди в тексте близкие по значению слова:

-“познакомились”


“положила в тарелку каши”

 -“стала
ходить вокруг кувшина с окрошкой”


“пошла домой голодная”

Б)
Найдите и прочитайте слова и выражения, которые можно встретить в других
сказках.

В)
Прочитайте отрывок, доказывающий жадность лисы.

Г)
Прочитайте отрывок, рассказывающий о том, как поступил журавль после
“угощения”. -В чем он оказался неправ ?

Д)
Найдите слова, описывающие состояние лисы после приема у журавля.

-Как
она могла не допустить ссоры с журавлем ?

Е) Прочитайте
самое длинное слово в тексте сказки.

-Что
оно значит?

-Какие
другие слова близки по смыслу?

-Есть
ли противоположные по смыслу слова для слова “откликнулось”?

Ж)
Прочитайте слова и выражения, которые вам понравились, показались красивыми?
-Когда, в какой ситуации  так можно нам сказать?

З)
Перечислите героев произведения. Определите их характер с помощью таблицы.

·        Установите
соответствия. Свой ответ аргументируйте.

Хитрый  

Умный

Коварный

Злой

Весёлый

И)
Самостоятельно определите, какие поступки совершают герои.

Как к
ним относится автор?

Как вы
относитесь к поступкам героев?

4.
Работа по иллюстративному материалу.

-Можно
ли утверждать, что художнику — иллюстратору удалось передать характер

лисы?
Обоснуйте своё мнение.

-Какой
момент сказки изображен на этой иллюстрации?

-Как
художник показал то, что лисе хотелось попробовать угощение?

-Как
сказано об этом в тексте?

-Что
нарисовали бы вы  в качестве иллюстрации? Прочитайте этот отрывок сказки

5.
Физминутка.

-Представьте
себя на месте журавля. Встаньте и покажите его состояние в этот момент позой,
мимикой, жестами (к доске на пантомиму приглашаются желающие, «зрители»
аплодисментами выбирают самого понравившегося, отмечая, что именно понравилось)

-Найдите
и прочитайте слова и выражения, которые помогут нам изобразить позу, движения
лисы дома.

-Найдите
и прочитайте слова и выражения, которые помогут нам изобразить позу, движения
лисы в гостях.

-Изобразите
лису, работая телом, мимикой и жестами ( 2-3 пары показывают пантомиму  у
доски, доказывая строчками текста выбор невербальных средств)

6.
Групповая работа

Встаньте,
повернитесь и улыбнитесь друг другу, образуйте группы по два или три человека

А) Распределение
и чтение сказки по ролям в группах (парах).

·       Сделайте
разметку текста и определите реплики лисы.

·       Подумайте,
с какой интонацией надо читать слова лисы? (Быстро, заискивающе, глядя в
глаза, весело, грустно, удивленно.
)

·        Прочитайте
реплики лисы, сохраняя выбранную интонацию.

·        Обсудите
в паре, удалось ли сохранить выбранную интонацию. Что нужно изменить при
чтении? Какую мимику и жесты использовать? Должна ли лиса стоять на месте? Или
она все время должна быть в движении?

·        Сделайте
разметку текста и определите реплики журавля.

Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

·        Есть
ли похожие интонации в речи  журавля и лисы?  Одинаковые ли будут
 жесты у журавля и лисы?

·        Прочитайте
реплики журавля, сохраняя выбранную интонацию.

·        Обсудите
в паре, удалось сохранить выбранную интонацию. Что нужно изменить при чтении?
Какую мимику и жесты использовали? Должен ли журавль стоять на месте? Или он
всё время должен быть в движении?

·        Кто
ещё будет участвовать в спектакле?

·        Как
должен читать свои слова автор?

·        Обсудите
в паре, с какой интонацией надо читать слова автора: спокойно,
размеренно, негромко
?

Б) по
желанию инсценирование отрывка (парами или группами) у доски.

В) Обсуждение: Чье
исполнение (чтение)  показалось вам более удачным? Почему?

Похвалите:
“Особенно мне понравилось, как….изобразил (прочитал)…..”.

7.
 Итог урока. Рефлексия.

-Составьте
предложения по теме урока , используя предложенные термины (на доске
записаны: вымысел, гордость, гордыня,  композиция, обычай, персонаж,
традиция)

-Определите
главную мысль сказки (чему она учит).

-Какой
мудрый совет дает нам сказка?

-Можно
ли сказать, что он устарел и не нужен уже в современной жизни человека?

-Покажите
на цифровом веере номер выбранного варианта, какие пословицы могли бы стать
моралью сказки:(пословицы записаны на доске и читаются хором)

1.    
Дружба заботой да подмогой крепка.

2.    
Не рой яму другому, сам в нее попадешь.

3.    
Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори.

4.    
Нет друга – ищи, а нашел – береги.

-Какие
традиции и особенности быта русского народа показаны в сказке?

-Чья
работа на уроке заслуживает хорошей оценки и почему?

-Чье
групповое исполнение (чтение) показалось вам более удачным и почему?

-Комментирование
оценок за урок отдельным учащимся совместно с учителем

8.
Домашнее задание по выбору ( 
возможна групповая работа):

1.Сделать
иллюстрацию (коллаж); нарисовать, слепить героев сказки.

2.Творческая
тетрадь, с. 31. 
Составьте и запишите описание  « Образ лисы в
сказках разных народов».

3.
Найти и прочитать сказки разных народов с похожей моралью, приготовиться кратко
пересказать прочитанное.

4.Сочините
свою «народную» сказку с этими персонажами (лиса, журавль) от имени любого
народа, проживающего на территории Удмуртии ( используя народные названия
одежды, предметов быта и т.д.)

5. Запишите названия сказок народов, проживающих на
территории Башкирии,  в которых  персонажем  является лиса.
Составьте кроссворд

по теме. 

  • Характеристика куршуд бека из сказки ашик кериб 4 класс
  • Характеристика леньки из рассказа дед архип и ленька
  • Характеристика ивана петровича берестова из рассказа барышня крестьянка
  • Характеристика илюши из рассказа бежин луг 6 класс
  • Характеристика калиныча из рассказа хорь и калиныч как выглядит