Характеристика куршуд бека из сказки ашик кериб 4 класс

Путешествуя по кавказу и закавказью, михаил лермонтов активно интересовался народным творчеством. в 1837 году он записал сказку ашик-кериб. анализ произведения

Путешествуя по Кавказу и Закавказью, Михаил Лермонтов активно интересовался народным творчеством. В 1837 году он записал сказку «Ашик-Кериб». Анализ произведения показывает, что оно повествует о странствиях бедного молодого музыканта и может познакомить с самобытной турецкой культурой. Фольклорный сюжет «муж на свадьбе у своей жены» широко известен на Ближнем Востоке и ложится в основу не только народных сказок, но и многих известных литературных шедевров.

Все дороги ведут… к родному порогу

Сюжет сказки не нов, он многократно использовался в мировой литературе, причем, как на Востоке, так и на Западе. Наследник семьи, богатой или бедной, отправляется в путешествие по миру, что вернуться победителем, повзрослевшим, посерьезневшим, отчасти философом, обладателем материальных и духовных богатств. У порога его ждет верная жена или невеста. Самые известные истории на эту тему были рассказаны Гомером и Генриком Ибсеном. Одиссей и Пер Гюнт, Пенелопа и Сольвейг стали олицетворением неодолимой тяги к путешествиям и жертвенной верности.

Основная идея сказки в том, что самоценность личности поверяется отношением к нему родного окружения, отчего дома. Где бы ты ни был, куда бы ни забросила тебя судьба, какие континенты ты бы ни пересек, пути-дороги ни исходил, все равно придется держать ответ в родительском доме, в дорогих сердцу местах. Чего я достиг, чего стою? Как исполнил отцовский наказ? Можно ли мною гордиться, достоин ли я представлять родину?

Жанр и композиция

Жанр произведения — авторская сказка. А также она относится к группе волшебных сказок. На это указывают характерные особенности:

  • присутствие чудес;
  • наличие волшебных предметов;
  • троекратные повторения.

Композиция:

  1. Экспозиция: как живёт в Тифлизе бедный музыкант и чем он занимается.
  2. Завязка: он отправляется в долгий путь, чтобы разбогатеть.
  3. Развитие действия: скитания Кериба.
  4. Кульминация: герой оказывается в тяжёлом положении, и лишь внезапно возникший покровитель может помочь ему.
  5. Развязка: он возвращается к возлюбленной и воссоединяется с ней.

Не мальчик, но муж

В сказке всего одна сюжетная линия, но немало подтекста. Ашик отправляется в поход, чтобы заработать денег, ведь он прекрасный музыкант на сазе (инструменте наподобие балалайки). Но ведь особой необходимости в этом отъезде нет. Невеста вполне обеспеченная девушка, и ее денег с лихвой хватит и на будущих детей и внуков, и на безбедную жизнь в богатом отцовском доме. Но в том-то и дело, что так может рассуждать мальчик, юноша, но не мужчина. Не пристало становиться нахлебником (по-современному таких людей иронично называют «альфонсами») представителю сильной половины человечества. Невозможно это, неприемлемо, не по-мужски. И не по-людски. Ашик словно сдает экзамен на зрелость и мужественность. И сдает его с честью.

Очень важная часть повествования посвящена возвращению главного героя в родной Тифлис. Замечтался, задумался, не проследил за календарем (все же молодость!) Тем не менее, при первом же напоминании отправляется в обратный путь. Отчаяние обуревает парня. Разве можно преодолеть расстояние, требующее нескольких месяцев, за пару дней, а то и часов? Оказывается, можно. Но только в том случае, если есть вера и огромное желание исполнить задуманное. Сказка вселяет в читателей и слушателей оптимизм и дает разочаровавшемуся силы. Она словно говорит: никогда не отчаивайся, борись, иди до конца. Магия и помощь небес, конечно, нелишни. Но если они и потребуются, то придут не к тому, кто поминутно жалуется. Волшебным или «земным» образом разрешаются проблемы у того, кто ищет, борется, стремится к цели, идет вперед.

Характеристика главных героев

В произведении несколько главных героев, каждый из которых обладает своими особенными чертами характера. Описание и характеристика Ашик-Кериба из сказки «Ашик-Кериб», а также других персонажей:

  1. Ашик-Кериб — бедный певец и музыкант, на свадьбах играющий на саазе, талантливый, добрый, неунывающий, смелый и решительный. Целеустремлённый, трудолюбивый, гордый: решил сам заработать деньги, чтобы свататься к невесте, а не быть вечно обязанным её отцу. Готов на всё ради своей любви. Умеет достигать поставленных целей. Его также можно охарактеризовать как человека, умеющего прощать и со всеми сохраняющего добрые отношения. Хотя Куршуд-бек поступил плохо, он не держит на него зла и даже отдаёт в жёны сестру, чтобы никто не остался обиженным.
  2. Магуль-Мегери — прекрасная и милая девушка, красоту которой можно сравнить только с красотой ангелов на небесах. Единственная дочь богатого турка Аян-Аги. Скромная, преданная, верная: сдерживает обещание ждать возлюбленного 7 лет, а после решает, что лучше уж погибнуть, чем доставаться нелюбимому человеку. Умная, изобретательная: придумала, как вернуть память своему возлюбленному, находящемуся далеко от неё, отправив золотое блюдо и сообщение вместе со странником-купцом.
  3. Куршуд-бек — другой молодой жених, давно сватающийся к Магуль. Хитрый, завистливый и подлый: сначала притворяется другом Кериба, но затем предаёт его и сообщает всем ложь о его смерти, из-за чего его мать слепнет. Однако и у него есть положительные качества, разглядев которые, главный герой прощает Куршуда, отдав в жёны свою сестру.
  4. Хадерилиаз — загадочный всадник на белом коне, спасший Кериба и вовремя доставивший его в Тифлиз. Волшебник, святой Георгий, ставший его покровителем.
  5. Мать Ашика — любящая, заботливая, трудолюбивая и мудрая женщина. Узнав, что с сыном случилась беда, ослепла от слёз, но продолжала ждать его.
  6. Сестра Ашика — красивая, добрая, умная и проницательная девушка. Не побоялась открыть дверь незнакомцу, первая узнала брата.

Благодарность матери, доверие к любимой

Ашик покидает город без тени сомнения в том, что невеста за долгие семь лет дождется его. Настоящая любовь не требует ни стражей, ни детективных расследований, ни клятв, ни угроз, ни обещаний, ни подозрений, ни доказательств. Любовь и ложь, любовь и предательство попросту несовместимы. А если это не так – то и говорить не о чем. Не было, значит, никакой любви.

Прозрение матери при стечении народа и все те богатства, что певец принес в дом, олицетворяют возврат сыновнего долга. За воспитание, за науку, за то, что растила и холила, лелеяла и берегла сына и дочь, Ана (мать) получает благодарность. А еще за то, подчеркивает автор, что научила детей самому важному: не лениться, надеяться на свои силы, уважать и не подводить людей, дорожить добрым именем семьи.

А все ли взрослые задумываются над тем, с каким багажом отпускают в большое плавание своих подросших отпрысков? Ведь придет время, и доведется им, как и матери Ашика, пожинать плоды родительского воспитания.

Возлюбленная дает о себе знать

Сказка «Ашик-Кериб» продолжается тем, что Магуль-Мегери, которая не поверила в смерть своего возлюбленного и попыталась успокоить его мать и сестру, к истечению срока стала волноваться о судьбе своего жениха.

Она сказала знакомому купцу, который водил караваны по многим городам этой страны, чтобы тот взял у неё золотое блюдо. Он должен в каждом населенном пункте объявлять о том, что отдаст эту драгоценность тому, кто окажется ее хозяином.

Переломным моментом сказки «Ашик-Кериб» является появление главного героя в лавке купца. Молодой человек узнал блюдо, принадлежавшее его невесте, и вспомнил о сроке, поставленном Магуль, который уже подходил к концу.

Он взял с собой мешок золота и, сев на коня, помчался в родной город. Однако скоро он понял, что как бы быстро он ни ехал, всё же не смог бы поспеть к намеченной дате. Тогда главный герой сказки «Ашик-Кериб» решает свести счеты с жизнью, прыгнув со скалы.

Почему люди уважали Ашик Кериба

Наконец, главный герой показывает пример благородного отношения к сопернику. Не помог хитроумному Куршуд-беку маневр с кражей одежды, не приблизило день свадьбы навязчивое ухаживание за главной героиней. Но теперь, когда противник повержен, а сердце прекрасной Магуль-Мегери отдано триумфатору, не приходится Куршуд-беку исходить злобой и ненавистью. Ашик протянул к нему братскую руку и предложил стать родственником. Еще одна победа чудесного музыканта, и какая красивая. Торжествующий, умный, благородный человек не унизит проигравшего, не станет злорадствовать, ему это и в голову не придет.

Краткое содержание

Жил в Тифлизе бедный музыкант Ашик-Кериб, играющий на саазе. Однажды влюбился он в прекрасную Магуль-Мегери, но она была дочерью богача. Ашик понял, что не может просить её руки, пока он беден. Поэтому он задумал отправиться странствовать по свету 7 лет и нажить себе богатство, вернуться по истечении этого срока и взять возлюбленную в жёны. Девушка согласилась ждать, но если герой не успеет вернуться, она выйдет замуж за Куршуд-бека, который давно за неё сватается.

Попрощавшись с матерью и сестрой, Кериб отправился в путь. Но за ним увязался Куршуд-бек. Когда Ашик переплывал реку, сбросив одежду, его спутник схватил её и вернулся в Тифлиз, сказав всем, что герой утонул, а значит, теперь он может жениться на Магуль-Мегери. Но она ему не поверила. Зато поверила мать Ашика и ослепла от слёз.

Путешествуя из города в город, молодой певец быстро добился славы. Наконец, прибыл он в город Халаф, где стал придворным музыкантом паши и разбогател. Живя в роскоши, начал он забывать, что должен вернуться. Но Магуль-Мегери послала вместе со странствующим купцом золотое блюдо, которое должно было напомнить ему о возвращении. Увидев блюдо, он всё вспомнил.

До истечения срока оставалось три дня. Не успел бы Ашик, но ему помог Хадерилиаз (св. Георгий), который мгновенно доставил его в родной город. А чтобы все поверили, что это действительно Ашик-Кериб, Хадерилиаз дал ему землю из-под копыта своего коня. Землёй он должен был помазать глаза ослепшей 7 лет назад матери, и тогда она прозреет и узнает сына.

В Тифлизе Ашик сначала побывал у матери и сестры: они не узнали его, но герой попросил свой сааз, висевший на стене. Взяв его, он поспешил на свадьбу Куршуда и Магуль-Мегери. Девушка собиралась совершить самоубийство, лишь бы не стать женой нелюбимого. Но когда она услышала голос поющего Кериба, она узнала его: влюблённые бросились друг другу в объятия.

Брат Куршуд-бека обнажил меч, желая убить их обоих, но Куршуд-бек остановил его, справедливо решив, что соперник всё-таки успел к концу срока.

В доказательство, что это действительно он, Ашик попросил привести мать, промыл ей глаза землёй с водой. Она прозрела и узнала сына, а тот восславил могущественного Хадерилиаза. И хотя Куршуд-бек когда-то поступил с ним подло, добрый Ашик отдал ему в жёны свою сестру с богатым приданым.

Чему учит сказка Ашик Кериб

Итак, основная и главная мысль сказки “Ашик Кериб” укладывается в три основных умозаключения-поучения:

  • береги честь и достоинство, иди по жизни с высоко поднятой головой, ставь цели и планомерно их добивайся
  • помни о доме, где родился, где получил первые уроки, не забывай отца и мать, учителей, будь благодарным
  • если встретишь любовь, сделай все, чтобы сохранить это сокровище, трудись во благо семьи, цени то, что имеешь, успех и счастье в твоих руках.

Мусульманские мотивы

Мусульманские мотивы в творчестве Михаила Юрьевича можно поместить в некий философско-символический комплекс, в котором проявляется, с одной стороны, обобщенный мировоззренческий смысл, например, в таких опорных понятиях, как «Восток», «книга», «судьба», «странничество». С другой стороны, можно наблюдать и конкретные элементы поэтического иносказания, характерные для всего творчества поэта Лермонтова. Это небо, земля, пути и игры. Примеры — турецкая сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб», стихи и поэмы «Кинжал», «Испанцы», «Жалобы турка», «Спор», «Хаджи Абрек», «Аул Бастунджи», «Две невольницы».

Встреча с семьей

Ашик-Кериб приходит в дом своей матери, но ни она, ни его сестра не узнают своего родственника. Даже когда он берёт сааз, висевший на стене, и начинает играть.

Тем не менее мать главного героя сказки «Ашик-Кериб», краткое содержание которой приводятся в этой статье, глубоко тронута потрясающим искусством своего гостя. Молодой человек просит у нее позволения взять инструмент и сыграть на нём на свадьбе, которая в это время проходила в ближайшем доме. Старушка соглашается на это.

Текст волшебной сказки как объект лингвистического анализа

— В чём особенность литературной сказки? (реальные события, обыкновенные люди, обычные предметы, описание занятий людей, есть автор)

В течение семи лет он живет во дворце правителя, не зная нужд. Автор произведения говорит, что ему неизвестно, забыл ли в ту пору Ашик-Кериб свою Магуль-Мегери или нет. Однако возвращаться в Тифлис он почему-то не торопился.

Магуль-Мегери это прекрасная дама, которую если брать в отдельности от ее отца, то про нее можно практически точно сказать то, что она хороша во всех смыслах этого слова. Она обладает высокими нравственными качествами и по произведению видно то, что ее совершенно не испортили деньги.

Анализ

В большинстве случаев народные сюжеты мусульманского мира, независимо от даты и места происхождения, обладают своими философско-религиозными кодами, которые и открывают скрытый смысл текста. Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» заключается не в описании жизни и развитии любовной линии, а в мистическом перемещении героя и подробном описании его возвращения.

При расшифровке текста произведения получается, что человек, когда рождается в этом мире, затем как бы отправляется в путь. Таким образом, он на время расстается с единой мировой душой. Мир для человека в этом случае и есть путь со всеми его испытаниями и препятствиями.

И вот тут самое важное и самое трудное испытание, то, чему учит сказка «Ашик-Кериб», — однажды вспомнить о том мире, для чего был начат весь этот путь, и где его начало и конец.

И, конечно же, человек в этом пути не оставлен. «Высший Судия» по всему пути расставляет свои знаки, которые и поспособствуют припоминанию, это и посылание пророков, и прозрение, которое дарится поэтам и музыкантам. Вспомнить все, вернуться душой и тем самым получить новое испытание и новые чудеса в награждение.

Любовь в сказке и есть главная движущая сила. Всякий человек в исламе гарип — чужестранец, которого во многом определяет его нравственная чистота и соблюдение религиозных требований, и кто сохранил «завет», тому и возвращение будет со всеми почестями. Ашик-Кериб не пропускал намаз и чтил все вековые исламские традиции. Благодаря его чистоте он и получил чудеса — встреча с Хадерилиязом (Георгием Победоносцем), исцеление от слепоты своей матери, которая подразумевалась как слепота духовная.

Михаил Юрьевич Лермонтов создавал не только русские сказки. Писатель интересовался мифами, фольклором восточных стран. Он нередко писал произведения, основанные на традициях других государств. Не исключением стала и сказка «Ашик-Кериб». Анализ показывает, что в произведении используется литературный жанр турецкого народа. Писатель не старался изменить сказку на русский стиль, так как в ней присутствуют имена и традиции другой страны.

Другие персонажи

  • Магуль-Мегери — прекрасная дочь богатого турка, верная своему любимому. Она умна и изобретательна, придумала, как напомнить Ашику, что пора вернуться домой.
  • Куршуд-бек — знатный человек, коварный, лживый. Хочет жениться на Магуль-Мегери.
  • Аяк-Ага — отец Магуль-Мегери, богатый турок.
  • Хадерилиаз (Святой Георгий) — великодушный всадник на белом коне, помог Ашик-Керибу добраться домой в срок.
  • Брат Куршуд-бека — неумный, яростный человек.

Развязка

Между тем бедный странник ходил по чужой земле и пел людям за кусок хлеба. Но однажды в городе Халафе ему повезло. Когда он сладкоголосо пел в кофейном доме, прославляя свою прекрасную Мегуль-Мегери, его услышал великий паша, который был вдохновлен его пением и пригласил его к себе. С этого момента изо дня в день к нему сыпались золото и серебро. Он стал жить весело и богато. И наверное, забыл он свою Мегуль-Мегери, а может и нет, но срок подходил к концу, а он и не собирался в дорогу. И Магуль-Мегери решила о себе напомнить. Она отправляет золотое блюдо с купцом из Тифлиса (у того было сорок верблюдов и 80 невольников), чтобы он ездил по восточным городам и выставлял это блюдо напоказ, пока не найдется его хозяин. И хозяин наконец нашелся. Ашик-Кериб, увидев блюдо, вспомнил о Мегуль-Мегери и срочно засобирался в дорогу. Но вдруг понял, что не успеет, и от отчаяния взмолился Аллаху и захотел сброситься со скалы. Но вдруг увидел чудесного всадника на белом коне, который решил помочь ему и вовремя переправил его в родные места. Как оказалось потом, это был сам Хадерилиаз (Георгий Победоносец).

Очень краткое содержание для читательского дневника

Бедняк Ашик-Кериб, живший в Тифлисе, играл на саазе (турецкой балалайке) и этим зарабатывал на жизнь. Он полюбил дочь богатого турка, которую звали Магуль-Мегери. Юноша решил, что будет странствовать 7 лет, наживёт богатство и тогда женится на любимой. Девушка согласилась его ждать.

В пути бедняка догнал Куршуд-бек, который давно сватался к Магуль-Мегери. Хитростью завладел он его одеждой, привёз её матери Ашика и сказал, что сын её утонул. Мать сказала об этом Магуль-Мегери, но девушка не поверила Куршуд-беку.

Ашик-Кериб, странствуя, пришёл в Халаф. Там он стал придворным музыкантом паши и разбогател.

Когда близился срок возвращения Ашика в Тифлис, Магуль-Мегери передала уезжавшему купцу золотое блюдо, чтобы он выставлял его в лавках, где будет торговать. В Халафе блюдо увидел Ашик и вспомнил, что до окончания срока осталось 3 дня.

Когда он дошёл до Арзинган-горы, до Тифлиса оставалось идти 2 месяца. Но юноше помог Хадерилиаз (Святой Георгий). Ашик-Кериб вмиг очутился в Тифлисе. А перед этим Хадерилиаз дал ему комок земли из-под копыта коня, чтобы он помазал им глаза женщине, ослепшей 7 лет назад. После этого все должны были поверить, что он за короткий срок добрался из Халафа в Тифлис.

Мать и сестра не узнали Ашика. Он попросил у них свой сааз и пошёл к Магуль-Мегери. В этот вечер была её свадьба с Куршуд-беком.

Когда юноша стал петь, невеста узнала его голос и бросилась к нему. Ашик исцелил свою мать от слепоты, женился на Магуль-Мегери, а своей сестре дал богатое приданое и выдал замуж за Куршуд-бека.

Части текста

Практически все народные сказки имеют свои философски-религиозные особенности, которые дают общую характеристику. Ашик-Кериб из сказки «Ашик-Кериб» является человеком, в котором заложены все лучшие качества. Произведение можно разделить на несколько разделов, например:

  • Описание жизни главного героя.
  • Развитие любовной линии.
  • Мистическое возвращение и исцеление.
  • В анализируемой турецкой сказке любовь считается главной движущей силой и смыслом жизни героев. Благодаря его чистой душе он получил в награду чудеса. Все действия, происходящие в сказке, закончились торжеством, которое устроил посланник свыше.

    Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

    В городе Тифлисе жила красавица Магуль-Мегери. Она была дочерью богатого турка. Там же жил и Ашик-Кериб. Он ходил по свадьбам и увеселял людей, играя на саазе (турецкой балалайке).

    Однажды на свадьбе увидел Ашик Магуль-Мегери, и они полюбили друг друга.

    Юноша грустил, потому что думал, что они никогда не поженятся — ведь отец её богат, а он беден.

    Девушка уверяла, что отец даст ей много денег, но Ашик-Кериб боялся, что потом Магуль-Мегери будет упрекать его в том, что он богатством обязан ей.

    Ашик хотел 7 лет странствовать, чтобы накопить богатство, и спросил девушку, будет ли она ждать его. Магуль-Мегери согласилась, но предупредила, что если в назначенный день он не вернётся, придётся ей стать женой Куршуд-бека, который давно сватается за неё.

    Простился юноша с матерью и маленькой сестрой и пошёл странствовать. Его догнал на коне Куршуд-бек и сказал, что будет ему товарищем в странствиях.

    Когда нужно было переплыть реку, Ашик снял верхнюю одежду и поплыл. Куршуд-бек схватил её, ускакал в Тифлис и отдал одежду матери Ашика, сказав, что сын её утонул. Мать заплакала, потом пошла к Магуль-Мегери и рассказала о горе. Но девушка поняла, что Куршуд-бек солгал.

    Ашик пришёл в одну из деревень, там добрые люди дали ему одежду и еду. Стал он ходить по деревням, играть на саазе и петь песни.

    Дошёл юноша до Халафа. Там жил паша, который очень любил песни. Его слуги приказали Ашику идти с ними к великому паше. Ашик сказал, что он вольный человек и ему паша не господин. Тогда его схватили и доставили к паше. Тот сказал, чтобы юноша пел. Пение паше очень понравилось, и он оставил Ашика у себя и осыпал его золотом и серебром.

    Скоро должен был закончиться седьмой год, как он ушёл из дома. Магуль-Мегери попросила одного купца, который отправлялся из Тифлиса с караваном, взять у неё золотое блюдо. Попросила она, чтобы в тех городах, где будет торговать, выставлял он это блюдо в лавке. И ещё сказала, что тот, кто признает блюдо своим, получит его да ещё золото, по весу равное этому блюду. Так и делал купец, но никто не признавался хозяином блюду. Только в Халафе Ашик-Кериб признал его за своё. Купец узнал юношу и сказал скорее ступать в Тифлис, так как, если не прибудет туда в назначенный день, Магуль-Мегери выйдет замуж за другого.

    Оставалось только 3 дня, и Ашик поскакал на коне в Тифлис. Измученный конь упал замертво на Арзинган-горе, которая находилась между Арзиньяном и Арзерумом. До Тифлиса оставалось 2 месяца езды, а до срока — только 2 дня.

    Хотел юноша с горя броситься в пропасть, но всадник на белом коне велел ему спуститься с утёса и следовать за ним. Но Ашик сказал, что он не догонит его коня. Тогда всадник велел юноше сесть на коня сзади и спросил, куда ему нужно ехать.

    Ашик сказал, что желал хотя бы успеть сегодня в Арзерум. Всадник велел ему закрыть глаза, а когда юноша их открыл, то увидел, что очутился в Арзеруме. Сказал он тогда, что хотел сказать, что ему нужно в Карс, закрыл и открыл глаза и увидел себя в Карсе. Тогда сказал Ашик, что на самом-то деле ему надо в Тифлис. Через минуту был он в родном городе. Поблагодарил он всадника и попросил у него какое-нибудь доказательство, которое свидетельствовало бы, что он за 1 день прибыл из Арзиньяна в Тифлис.

    Всадник велел ему взять из-под копыта коня комок земли. Если не будут верить, что он в 1 день достиг Тифлиса, пусть приведут к нему женщину, ослепшую 7 лет назад. Нужно намазать этой землёй ей глаза — и она прозреет. Послушался этих слов всадник Ашик и взял комок земли. А когда поднял он голову, всадник исчез вместе с конём. Понял юноша, что это был Хадерилиаз (Святой Георгий).

    Вечером постучался Ашик в свой дом. Сестра его впустила, но не узнала в нём брата, а мать уже 7 лет была слепой. Ашик попросил взять висящую на стене сааз и стал петь о своей судьбе. Мать спросила, как его зовут, он ответил, что имя его — Рашид (храбрый).

    Попросил Ашик у матери разрешения взять сааз, чтобы играть на ней на свадьбе. Пообещал он награду за игру и пение принести в её дом. Получив разрешение, он пошёл на свадьбу.

    Магуль-Мегери выходила замуж за Куршуд-бека, но не хотела она этого и поклялась убить себя.

    Когда жених спросил Ашика, как его зовут, тот ответил: «Шинды Гёрурсез (скоро узнаете)». Стал петь Ашик о том, как он из Халафа за день попал в Тифлис. Магуль-Мегери узнала голос любимого и бросилась к нему. Брат Куршуд-бека хотел их заколоть кинжалом, но жених остановил его и спросил Ашика, как же он смог быстро преодолеть такое большое расстояние. Ашик сказал, что в доказательство этого он возвратит зрение женщине, которая ослепла 7 лет назад.

    Его сестра привела мать на свадебный пир. Ашик развёл водой комок земли из-под копыта коня Хадрилиаза, и намазал матери глаза. Мать прозрела, и все поверили словам Ашик-Кериба, а Куршуд-бек уступил ему Магуль-Мегери.

    Ашик-Кериб, чтобы утешить Куршуд-бека, предложил ему жениться на своей сестре, обещал дать им серебро и золото и пожелал им счастья.

    Мудрости мироустройства

    Совсем непростым получился главный герой Ашик-Кериб. Главная мысль сказки заключается в том, что с помощью собирательного образа в виде коранического мудреца акцентируется идея двойного бытия (явного и скрытого) и глубокой мудрости мироустройства. То, что может оказаться злом на каком-то этапе для человека, потом обернется для него великим благом. Так и в сказке вынужденное странствование Ашика-Кериба, коварность Куршуд-Бека и слепота матери впоследствии обернулись торжеством справедливости, которая реализовалась через счастливое стечение обстоятельств и появление чудесного посланника. Знаковыми были и слова врага Куршуд-Бека, который остановил своего брата, кинувшегося с кинжалом на соединившихся возлюбленных. Он сказал: «Успокойся немедленно и знай, что на лбу у человека при рождении уже написано то, что он не минует…»

    «Ашуг-Гариб»

    Жанр произведения «Ашик-Кериб» представляется как очередная фольклорная обработка Лермонтовым народных легенд и мифов, которыми он в то время очень сильно увлекался. Вполне вероятно, что она является разновидностью азербайджанского дастана — особенного искусства рассказывания эпических историй. Предположительно, «Ашик-Кериб» — турецкая сказка, во всяком случае, так ее определил сам поэт. И первоначально, скорее всего, она имела название «Ашуг-Гариб». Слово «ашик-ашуг» означает «народный певец», сааз — музыкальный инструмент, а вот слово «кериб-гариб» имеет значение «бедняк-странник». Михаил Лермонтов «Ашик-Кериб» превратил в прекрасное творение русской сказочной литературы, которое и по сей день читают потомки.

    Жанр произведения «Ашик-Кериб»

    Ну что же можно обо всем этом сказать? Радует то, что «Ашик-Кериб» — сказка со счастливым концом, где мать заново обрела сына, сестра — брата, невеста — жениха. А Куршуду-беку Ашик-Кериб предложил жениться на младшей сестре Магуль-Мегери, которая была не менее красива, чем старшая. И в одно мгновение все герои этой красивой сказки стали счастливыми. Сказочный жанр произведения «Ашик-Кериб» уже говорит сам за себя.

    Взяв в основу подобного рода сюжет, Лермонтов вписывает в него очень характерные для сказки компоненты. Здесь есть положительные и отрицательные герои, дарители и помощники, чудеса и приключения. Лермонтов сохранил все сказочные каноны, и получилось великолепное с тонким восточным колоритом произведение «Ашик-Кериб». Сказка эта была опубликована уже после смерти поэта в сборнике «Вчера и сегодня» В. А. Сологуба в 1846 году. Потом ею очень сильно заинтересовались деятели культуры кавказских народов. Им очень понравился легкий повествовательный жанр произведения «Ашик-Кериб», и тогда было решено перевести его на разные языки: азербайджанский, армянский, грузинский, кабардинский и другие.

    Характеристика

    Герои «Ашик-Кериба» предстают перед читателем данной сказки довольно реалистичными. Главный персонаж — это человек, имеющий как положительные, так и отрицательные качества. Заслуживая уважение как виртуозный музыкант, он вместе с тем обладает таким не самым лучшим качеством, как чрезмерная осторожность, которая проявляется в том, что он попросил перенести его не сразу в Тифлис, а сначала в ближайший населенный пункт.

    Немаловажной деталью является то, что он на какое-то время забыл о своей невесте, наслаждаясь благами обеспеченной жизни. Вместе с тем, характеристика героя Ашик-Кериба будет неполной, если не упомянуть о его сильной любви к невесте, ради которой он преодолевает все неприятности и трудности.

    Восточная повесть

    Мало кому известна такая грань творчества Лермонтова, как сказки. В «кавказский период» поэт живо интересуется местным фольклором и, услышав в Тифлисе народную сказку «Ашик Кериб», делает авторскую обработку прозаической турецкой сказки, а в 1838 году создает свою версию. Однако обнаружена рукопись произведения, не подготовленная к печати, была лишь в 1841 году после гибели поэта на дуэли, а спустя пять лет была впервые опубликована. Такова краткая история создания сказки «Ашик Кериб».

    Гениального русского поэта М. Ю. Лермонтова, обладающего огромным литературным талантом и незаурядным чутьем языка, интересовали разнородные языковые пласты и культурные традиции. Примером служит поэма «Демон», созданная в жанре «восточной повести». Произведение, которое он писал в течение 10 лет, является визитной карточкой поэта, его главным замыслом, итогом многолетних рассуждений о вселенском противостоянии Добра и Зла.

    Центральный персонаж — «печальный демон, дух изгнанья», падший ангел, отверженный дух, веками блуждающий «в пустыне мира без приюта», ненавидящий и презирающий весь мир «творенье Бога». В христианстве демон — сатана, полное противопоставление Богу, в мусульманстве — Аллаху. В произведении сделан акцент на двойственном восприятии мира, где человеческая душа находится в постоянной борьбе между Добром и Злом. Ведь человек двойственен по своей натуре — Ангел и Демон — две стороны одной души.

    Автор придает человеческие черты романтическому образу демона, который желает исправиться, но жажда наслаждения и гордыня мучают его. И этот образ, и вся демоническая традиция романтизма, соответствующие философии мусульманских канонов и понятий, в разные периоды оказали влияние на российскую и европейскую литературную культуру.

    В турецкой сказке четко вычерчивается линия трагического романтизма (борьбы в стихах) поэта. Предвосхищая Достоевского, Лермонтов размышлял над антитезой между мечтой о счастье и о несчастье в реальной жизни, между возвышенной любовью и единением душ с жестокой действительностью современного мира. К ключевым проблемам в истории относятся переживаемые героями потери, недостаток денег и бедность.

    Жанр и композиция

    Жанр произведения — авторская сказка. А также она относится к группе волшебных сказок. На это указывают характерные особенности:

    • присутствие чудес;
    • наличие волшебных предметов;
    • троекратные повторения.

    Композиция:

    1. Экспозиция: как живёт в Тифлизе бедный музыкант и чем он занимается.
    2. Завязка: он отправляется в долгий путь, чтобы разбогатеть.
    3. Развитие действия: скитания Кериба.
    4. Кульминация: герой оказывается в тяжёлом положении, и лишь внезапно возникший покровитель может помочь ему.
    5. Развязка: он возвращается к возлюбленной и воссоединяется с ней.

    План для пересказа

    Это увлекательная история, в которой происходит немало сказочных событий и приключений главных героев. Для удобства можно кратко составить план для пересказа:

    1. Взаимная любовь Ашика и Магуль-Мегери.
    2. Мысль отправиться в путь и нажить богатство.
    3. Обещание возлюбленной ждать.
    4. Обман Куршуд-бека.
    5. Долгие скитания и обретение богатства в Халафе.
    6. Напоминание о возвращении при помощи золотого блюда.
    7. Помощь Хадерилиаза.
    8. Прибытие на свадьбу.
    9. Счастливый финал.

    Сюжет

    У знатного и богатого торговца Аян-аги была дочь по имени Магуль-Мегери, которая славилась своей необычайной красотой и кротким нравом. В нее влюбился бедняк Ашик-Кериб, который зарабатывал на жизнь пением и искусной игрой на сазе. Прекрасная Магуль ответила на его чувство взаимностью, однако их свадьба не могла состояться из-за того, что влюбленных разделяла большая пропасть – Ашик был очень беден, а Магуль была любимой дочерью богатого купца.

    Однако Ашик-Кериб не сдался. Он отправился в дальние края, пообещав возлюбленной, что непременно разбогатеет через семь лет. Магуль пообещала его ждать, но с условием – если Ашик не вернется в условленное время, она выйдет замуж за другого.

    Ашику пришлось пережить немало приключений. Благодаря своему таланту он стал придворным музыкантом, и смог осуществить свою мечту и разбогатеть. Вскоре он позабыл свою семью, прекрасную Магуль и данное ей обещание.

    Годы шли, и девушка становилась все печальнее. Она решила передать блюдо знакомому купцу, чтобы тот во время странствий отыскал ее жениха. Случайно Ашик увидел это блюдо и понял, что пора возвращаться. По пути домой он загнал коня, но успел вовремя – Магуль уже собрались выдать замуж за другого человека. Влюбленные, не медля, сыграли пышную свадьбу, и жили долго и счастливо.

    Другие персонажи

    • Магуль-Мегери — прекрасная дочь богатого турка, верная своему любимому. Она умна и изобретательна, придумала, как напомнить Ашику, что пора вернуться домой.
    • Куршуд-бек — знатный человек, коварный, лживый. Хочет жениться на Магуль-Мегери.
    • Аяк-Ага — отец Магуль-Мегери, богатый турок.
    • Хадерилиаз (Святой Георгий) — великодушный всадник на белом коне, помог Ашик-Керибу добраться домой в срок.
    • Брат Куршуд-бека — неумный, яростный человек.

    Отзывы о книге

    Мне понравилась история о влюбленной паре. Герои преодолели все препятствия. Им не помешали ни коварные люди, ни золото. Автор дал описание прекрасной романтической истории. Важные мысли из книги (коротко): любите, верьте в лучшее, стремитесь к своим целям, будьте верными.

    Юлия

    В классе недавно мы изучали очень краткое содержание «Ашик-Кериба» и делали его анализ. Если кратко, то герой влюбился в красивую и богатую девушку. Он был беден, поэтому они не могли пожениться. Юноша отправился на заработки, разбогател и женился на возлюбленной.

    Автор в своей сказке передал сообщение читателю, что нужно выполнять обещания, стремиться к своим целям, так как нет ничего невозможного. Также в книжке говорится о коварстве людей, но все можно преодолеть. Еще мне понравился другой рассказ — «Падающий минарет». Советую прочитать обе книги.

    Дмитрий

    Сказка очень интересная. Главная мысль «Ашик-Кериба» в том, что нужно быть верным своему слову и любимой женщине, Также Лермонтов хотел сказать, что нет никаких преград перед мечтой. Действуй, тогда все получится. Мне попалась книжка с рисунками, так читать еще интереснее.
    Роман

    Главная мысль рассказа Ашик-Кериб Лермонтова

    Сказка учит нас тому, что к поставленной цели надо идти шаг за шагом, и добившись ее, не забывать ни друзей своих, ни родных. Встретив свою любовь, ее надо беречь и держать данное обещание до конца.

    Произведение автора было создано именно в те годы, года он пребывал на Кавказе. Много народных сказаний рассказали ему местные жители, и большинство рассказов ему понравились. Очарование природой Кавказских гор и сказы горцев воодушевили его для творения прекрасных работ. Одна из них мудрая и оригинальная по своему содержанию — сказочное предание о любви.

    Можете использовать этот текст для читательского дневника

    План для пересказа

    По содержанию сказки можно составить краткий план. Он поможет сделать пересказ произведения:

    1. Любовь бедняка и богатой красавицы.
    2. Обещание Ашика разбогатеть и вернуться через 7 лет.
    3. Путешествия и приключения музыканта.
    4. Придворная служба.
    5. Ашик позабыл обещание.
    6. Золотое блюдо.
    7. Дорога домой.
    8. Роскошная свадьба.

    Встреча с семьей

    Ашик-Кериб приходит в дом своей матери, но ни она, ни его сестра не узнают своего родственника. Даже когда он берёт сааз, висевший на стене, и начинает играть.

    Тем не менее мать главного героя сказки «Ашик-Кериб», краткое содержание которой приводятся в этой статье, глубоко тронута потрясающим искусством своего гостя. Молодой человек просит у нее позволения взять инструмент и сыграть на нём на свадьбе, которая в это время проходила в ближайшем доме. Старушка соглашается на это.

    Анализ

    В большинстве случаев народные сюжеты мусульманского мира, независимо от даты и места происхождения, обладают своими философско-религиозными кодами, которые и открывают скрытый смысл текста. Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» заключается не в описании жизни и развитии любовной линии, а в мистическом перемещении героя и подробном описании его возвращения.

    При расшифровке текста произведения получается, что человек, когда рождается в этом мире, затем как бы отправляется в путь. Таким образом, он на время расстается с единой мировой душой. Мир для человека в этом случае и есть путь со всеми его испытаниями и препятствиями.

    И вот тут самое важное и самое трудное испытание, то, чему учит сказка «Ашик-Кериб», — однажды вспомнить о том мире, для чего был начат весь этот путь, и где его начало и конец.

    И, конечно же, человек в этом пути не оставлен. «Высший Судия» по всему пути расставляет свои знаки, которые и поспособствуют припоминанию, это и посылание пророков, и прозрение, которое дарится поэтам и музыкантам. Вспомнить все, вернуться душой и тем самым получить новое испытание и новые чудеса в награждение.

    Любовь в сказке и есть главная движущая сила. Всякий человек в исламе гарип – чужестранец, которого во многом определяет его нравственная чистота и соблюдение религиозных требований, и кто сохранил «завет», тому и возвращение будет со всеми почестями. Ашик-Кериб не пропускал намаз и чтил все вековые исламские традиции. Благодаря его чистоте он и получил чудеса — встреча с Хадерилиязом (Георгием Победоносцем), исцеление от слепоты своей матери, которая подразумевалась как слепота духовная.

    Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

    В городе Тифлисе жила красавица Магуль-Мегери. Она была дочерью богатого турка. Там же жил и Ашик-Кериб. Он ходил по свадьбам и увеселял людей, играя на саазе (турецкой балалайке).

    Однажды на свадьбе увидел Ашик Магуль-Мегери, и они полюбили друг друга.

    Юноша грустил, потому что думал, что они никогда не поженятся — ведь отец её богат, а он беден.

    Девушка уверяла, что отец даст ей много денег, но Ашик-Кериб боялся, что потом Магуль-Мегери будет упрекать его в том, что он богатством обязан ей.

    Ашик хотел 7 лет странствовать, чтобы накопить богатство, и спросил девушку, будет ли она ждать его. Магуль-Мегери согласилась, но предупредила, что если в назначенный день он не вернётся, придётся ей стать женой Куршуд-бека, который давно сватается за неё.

    Простился юноша с матерью и маленькой сестрой и пошёл странствовать. Его догнал на коне Куршуд-бек и сказал, что будет ему товарищем в странствиях.

    Когда нужно было переплыть реку, Ашик снял верхнюю одежду и поплыл. Куршуд-бек схватил её, ускакал в Тифлис и отдал одежду матери Ашика, сказав, что сын её утонул. Мать заплакала, потом пошла к Магуль-Мегери и рассказала о горе. Но девушка поняла, что Куршуд-бек солгал.

    Ашик пришёл в одну из деревень, там добрые люди дали ему одежду и еду. Стал он ходить по деревням, играть на саазе и петь песни.

    Дошёл юноша до Халафа. Там жил паша, который очень любил песни. Его слуги приказали Ашику идти с ними к великому паше. Ашик сказал, что он вольный человек и ему паша не господин. Тогда его схватили и доставили к паше. Тот сказал, чтобы юноша пел. Пение паше очень понравилось, и он оставил Ашика у себя и осыпал его золотом и серебром.

    Скоро должен был закончиться седьмой год, как он ушёл из дома. Магуль-Мегери попросила одного купца, который отправлялся из Тифлиса с караваном, взять у неё золотое блюдо. Попросила она, чтобы в тех городах, где будет торговать, выставлял он это блюдо в лавке. И ещё сказала, что тот, кто признает блюдо своим, получит его да ещё золото, по весу равное этому блюду. Так и делал купец, но никто не признавался хозяином блюду. Только в Халафе Ашик-Кериб признал его за своё. Купец узнал юношу и сказал скорее ступать в Тифлис, так как, если не прибудет туда в назначенный день, Магуль-Мегери выйдет замуж за другого.

    Оставалось только 3 дня, и Ашик поскакал на коне в Тифлис. Измученный конь упал замертво на Арзинган-горе, которая находилась между Арзиньяном и Арзерумом. До Тифлиса оставалось 2 месяца езды, а до срока — только 2 дня.

    Хотел юноша с горя броситься в пропасть, но всадник на белом коне велел ему спуститься с утёса и следовать за ним. Но Ашик сказал, что он не догонит его коня. Тогда всадник велел юноше сесть на коня сзади и спросил, куда ему нужно ехать.

    Ашик сказал, что желал хотя бы успеть сегодня в Арзерум. Всадник велел ему закрыть глаза, а когда юноша их открыл, то увидел, что очутился в Арзеруме. Сказал он тогда, что хотел сказать, что ему нужно в Карс, закрыл и открыл глаза и увидел себя в Карсе. Тогда сказал Ашик, что на самом-то деле ему надо в Тифлис. Через минуту был он в родном городе. Поблагодарил он всадника и попросил у него какое-нибудь доказательство, которое свидетельствовало бы, что он за 1 день прибыл из Арзиньяна в Тифлис.

    Всадник велел ему взять из-под копыта коня комок земли. Если не будут верить, что он в 1 день достиг Тифлиса, пусть приведут к нему женщину, ослепшую 7 лет назад. Нужно намазать этой землёй ей глаза — и она прозреет. Послушался этих слов всадник Ашик и взял комок земли. А когда поднял он голову, всадник исчез вместе с конём. Понял юноша, что это был Хадерилиаз (Святой Георгий).

    Вечером постучался Ашик в свой дом. Сестра его впустила, но не узнала в нём брата, а мать уже 7 лет была слепой. Ашик попросил взять висящую на стене сааз и стал петь о своей судьбе. Мать спросила, как его зовут, он ответил, что имя его — Рашид (храбрый).

    Попросил Ашик у матери разрешения взять сааз, чтобы играть на ней на свадьбе. Пообещал он награду за игру и пение принести в её дом. Получив разрешение, он пошёл на свадьбу.

    Магуль-Мегери выходила замуж за Куршуд-бека, но не хотела она этого и поклялась убить себя.

    Когда жених спросил Ашика, как его зовут, тот ответил: «Шинды Гёрурсез (скоро узнаете)». Стал петь Ашик о том, как он из Халафа за день попал в Тифлис. Магуль-Мегери узнала голос любимого и бросилась к нему. Брат Куршуд-бека хотел их заколоть кинжалом, но жених остановил его и спросил Ашика, как же он смог быстро преодолеть такое большое расстояние. Ашик сказал, что в доказательство этого он возвратит зрение женщине, которая ослепла 7 лет назад.

    Его сестра привела мать на свадебный пир. Ашик развёл водой комок земли из-под копыта коня Хадрилиаза, и намазал матери глаза. Мать прозрела, и все поверили словам Ашик-Кериба, а Куршуд-бек уступил ему Магуль-Мегери.

    Ашик-Кериб, чтобы утешить Куршуд-бека, предложил ему жениться на своей сестре, обещал дать им серебро и золото и пожелал им счастья.

    Помощь святого Георгия

    В это время по той же дороге ехал ещё один всадник. Это был Хадерилиаз. Так в тех краях называли Георгия Победоносца. Он сказал Ашик-Керибу, чтобы тот не совершал самоубийство, так как он сам может его прикончить.

    В один прекрасный момент всадник, с которым главный герой сказки отправился в путь, предложил ему исполнить желание. Ашик-Кериб сказал, что хочет попасть в ближайший город. Святой Георгий моментально переносит их в этот населенный пункт. Ашик-Кериб говорит, что ошибся и снова обращается с просьбой к своему спасителю о том, чтобы он доставил его в следующий город по пути в Тифлис. Святой Георгий и на этот раз не отказывает ему. Следующий раз юноша просит чудотворца о том, чтобы он помог ему очутиться в самом Тифлисе.

    Самый таинственный герой сказки «Ашик-Кериб» и на этот раз исполняет желание молодого человека. Оказавшись на родине, музыкант просит святого, чтобы тот дал ему какое-нибудь доказательство того, что он так быстро смог перемещаться в пространстве. Георгий Победоносец сказал, чтобы тот взял комок земли из-под копыт его коня. Хадерилиаз пообещал Ашик-Керибу, что тот сможет излечить слепого человека. Для этого ему нужно будет всего лишь помазать глаза незрячего землей.

    Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. (2й урок)

    Цель урока:

    — продолжить знакомство со сказкой М. Ю. Лермонтова «Ашик- Кериб»

    Задачи урока:

    -создать условия, для ознакомления детей с турецкой культурой;

    -совершенствование осознанного чтения;

    -закрепить особенности волшебных сказок;

    -обогащать словарный запас детей;

    -воспитывать чувства сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности.

    Оборудование: портрет писателя, презентация, карточки для работы индивидуально и в парах, группах.

    Ход урока.

    1. Мотивация и актуализация знаний.

    Слайды 1 – 3.

    — Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением писателя, которого зовут ….(Михаил Юрьевич Лермонтов)

    — Какие жанры произведений Лермонтова мы знаем? (Стихи и сказки)

    — Как называется произведение, с которым мы начали знакомиться на прошлом уроке? (Турецкая сказка «Ашик- Кериб».)

    — К какому жанру мы отнесём это произведение? (сказка)

    — Какие бывают типы сказок? (народные и авторские)

    — К какой группе отнесём сказку М. Ю. Лермонтова? (авторская)

    — Давайте вспомним, на какие виды делятся сказки? (волшебные, бытовые, о животных).

    — Опираясь на схему, расскажите мне о сказке «Ашик-кериб» (авторская, волшебная).

    — Докажите, что эта сказка волшебная, назвав особенности таких сказок. (Чудеса, волшебные предметы, троекратный повтор)

    1. Постановка целей и задач

    Итак, цель нашего урока продолжить знакомство с этой сказкой, какие познавательные задачи мы поставим перед собой?

    1. Вспомнить сюжет сказки.

    2. Охарактеризовать героев.

    3. Выяснить, чему учит нас эта сказка и что хотел сказать нам автор.

    1. Проверка домашнего задания.

    — Дома вы должны были перечитать эту сказку, сейчас мы проверим, как внимательно вы читали.

    1. Работа в парах.

    — Для этого одни ребята ответят на вопросы небольшого теста, а другие – разгадают кроссворд, поработав в парах. Как только вы будете готовы, покажите мне это.

    Слайды 4-6 (проверка кроссворда и теста)

    hello_html_11666f3d.png

    Тест

    1) Кем был Ашик Кериб?
    а) богатый турок
    б) бедный певец
    в) великий паша2) В каком городе жила Магуль Мегери?
    а) Карс
    б) Тифлиз
    в) Арзерум

    3) Кто помог Ашик Керибу?
    а) Куршуд бек
    б) Святой Хадерилиаз
    в) мать4) Как Ашик Кериб вернул матери зрение? 
    а) сказал волшебные слова
    б) помазал глаза комком земли
    в) спел свою лучшую песню

    1. Работа по теме урока.

    — Давайте мы поработаем с текстом, но сделаем это с помощью иллюстрации.

    Слайды 7-13

    — Ваша задача, узнать эпизод по картинке и найти его в тексте и зачитать.

    1. — Чем занимался Ашик-Кериб?

    — Почему люди уважали его?

    — Как он познакомился со своей невестой?

    — Что предложила девушка Ашик-Керибу?

    — Почему Ашик-Кериб отказался от предложения невесты, ведь приданого девушки могло хватить на безбедную жизнь?

    — Какое решение принял Ашик Кериб?

    — Охарактеризуйте Ашик Кериба. (Ашик Кериб талантливый, честный, храбрый, добрый, великодушный)

    2. — Почему девушка согласилась ждать Ашик Кериба 7 лет, ведь это так долго?

    — Какое качество Магуль Мегери помогло ей выдержать все испытания?

    — Какие ещё черты характера этой девушки вам нравятся?

    — Почему девушка держала кинжал и яд?

    1. Физминутка

    Слушай, сказочный народ,
    Собираемся на сход.
    Поскорее в строй вставайте
    И зарядку начинайте.

    Потягушка, потянись!
    Поскорей, скорей проснись!
    День настал давным-давно,
    Он стучит в твое окно.

    — А как вы думаете, Куршуд бек – положительный или отрицательный герой? (Отрицательный, так как он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слез она потеряла зрение).

    — Почему он совершил такой поступок? (Он тоже любил Магуль Мегери).

    1. Закрепление нового материала.

    Работа в группах.

    — Хорошо. Мы вспомнили сюжет сказки и главных героев. Назовите кто является главными героями сказки? (Ашик — Кериб, Магуль – Мегери и Куршид – Бек.)

    — Кто, по вашему мнению, второстепенный герой? (мать, подруга, сестра, брат Куршид–бека и святой Георгий).

    — Давайте дадим характеристику главным героям, заполнив их паспорт.

    Для этого вы будете работать в группах.

    -Чтобы лучше понять поступки героев, составим их словесный портрет.

    -Для этого можно использовать план (работа в группах).

    1. Как звали героя?

    2. Чем занимался?

    3. Возраст.

    4. Бедный или богатый.

    5. В какой семье воспитывался?

    6. Кто его друзья?

    7. Черты характера.

    Ашик-Кериб Магуль-Мегери Куршуд-бек

    молодой молодая богатый красивый богатая завистливый

    бедный красивая жестокий

    музыкант приветливая

    дружелюбный добрая

    приветливый

    Выслушиваются ответы детей, анализируется характер главных героев.

    Ашик-Кериб бедный музыкант, высокое сердце, уважали его люди, порядочность с чувством достоинства, уважение к матери, любовь к сестре, талантливый музыкант, умение прощать, любовь к Магуль-Мегери, честный, храбрый, добрый, великодушный;

    Магуль-Мегери единственная дочь, не избалованная богатством, красивая, добрая, порядочная, верная данному слову, любит Ашик-Кериба, покорная.

    Куршуд-бек, злость, зависть, непорядочность, обман, он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слёз она потеряла зрение.

    — Что же автор хотел сказать нам, наделяя своих героев таким характером? (важно иметь верных друзей, не идти на подлости, быть терпеливым и добро всегда будет вознаграждено. Уметь прощать и не держать обиды)

    Прочитаем пословицы стр. 111.

    -Для чего автор описал нам их?

    -Может ли для тебя это быть ценным?

    1. Рефлексия.

    Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным? Что главное поняли на уроке?

    -Сказку какого народа нам пересказал М. Ю. Лермонтов?

    -На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему?

    Домашнее задание.

    1. Составить 5 вопросов по содержанию произведения.

    Словарик восточных слов.

    Аян- Ага— знатный господин.

    Ана— мать.

    Ашик— музыкант, балалаечник.

    Аллах— бог.

    Газель— родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.

    Зарок- клятвенное обещание.

    Караван— сарай- постоялый и торговый дом в городе, на дороге.

    Маулям— создатель.

    Минарет— башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.

    Намаз— ежедневное пятикратное моление у мусульман.

    Оглан— юноша.

    Пророк— истолкователь воли божества, богов; тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

    Паша- в старой Турции титул генералов.

    Сааз— турецкая баладайка.

    Салям- алейкум— здравствуйте.

    Чауши— слуги.

    Слайды уроку

    МОБУ СОШ № 7 п. Веселый

    Название предмета

    Литературное чтение

    Тема

    М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб». Характеристика главных героев.

    Класс

    4

    Тип урока

    урок решения частных задач

    Форма организации

    Урок с применением ФГОС

    Методы

    Словесные, наглядные, практические

    Формы работы

    Коллективная под руководством учителя, групповая, индивидуальная

    Цель урока

    Продолжить работу над турецкой сказкой М. Ю. Лермонтова « Ашик – Кериб», формировать умение давать характеристику главным героям и анализировать их поступки

    Планируемые результаты:

    Предметные

    Метапредметные:

    познавательные

    регулятивные

    коммуникативные

    Личностные

    — Формировать умение определять главную мысль и героев произведения; формировать свое отношение к героям произведения; совершенствовать умение находить в тексте слова, которые позволяют характеризовать героев сказки; отвечать на вопросы по содержанию произведения , подтверждая ответ примерами из текста; составлять рассказ о герое по плану; развивать умения осмысливать характеры героев, раскрываемые автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку.

    — Умение анализировать и сравнивать произведения, строить речевые высказывания при анализе собственного выбора средств выразительности;

    — Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    — Умение выражать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию, слушать и слышать собеседника, вести диалог;

    — Самостоятельно ставить цель и формулировать для себя задачи урока, планировать пути достижения целей, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение навыками самоконтроля и самооценки; способность понимать учебную задачу, стремиться её выполнять; выражать собственное мнение, аргументировать его; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.

    Задачи

    -Закрепить особенности волшебных сказок;

    — развивать речь учащихся, высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному произведению;

    -воспитывать чувства сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности;

    понравилось из прочитанного и почему);

    Оборудование

    Ноутбук, проектор

    Средства обучения

    Учебник «Литературное чтение», презентация, пазлы «Фотография М.Ю.Лермонтова»

    Автор УМК

     Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.

    Этап урока

    Содержание и ход урока

    Формируемые УУД

    Методы обучения

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    1.Психологический настрой на урок.

    — Здравствуйте ребята! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожмите руку и пожелайте хорошего настроения и удачи на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть для себя что-то новое.

    Приветствуют учителя.

    Выполняют указания учителя

    Регулятивные:

    умение действовать по предложенному плану.

    Словесный (беседа).

    2. Мотивация к учебной деятельности

    — А сейчас посмотрите на слайд. Предлагаю вам всем вместе продолжить предложения. Я читаю начало фразы, а вы хором её продолжаете.

    Тексты будем мы …
    Информацию  из  текста …
    Точку  зрения …
    На вопросы …
    Новое для себя…
    И, конечно, без сомненья,
    Речь при этом …

    Продолжают фразы, которые зачитывает учитель

    Личностные: личностное самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

    Словесный (беседа).

    3. Актуализация знаний

    — Сформируйте группы по 4 человека.

    — Вспомните основные три правила работы в группе.

    — Я каждой группе даю конверт с пазлами. Собрав их, вы узнаете, над творчеством какого писателя мы будем сегодня работать. На данную работу у вас 2 минуты.

    — Чей портрет у вас получился? ( На слайде 1 такой же портрет М.Ю.Лермонтова)

    — Над какими жанрами литературы работал этот писатель?

    -Над каким произведением мы работали на прошлом уроке?

    — На доске пословица: «Не ищи красоты, а ищи доброты». Как вы её понимаете?

    — Сегодня мы продолжим работать над сказкой. Прочитайте тему урока: Характеристика главных героев сказки «Ашик – Кериб».

    — Какие задачи поставите себе на урок?

    Образуют группы, повторяют правила работы в группе, работают над созданием портрета писателя.

    Включение учащихся в деятельность по актуализации знаний о писателе

    Отвечают на поставленные вопросы

    Рассуждают, высказывают своё мнение.

    Коммуникативные: вступают в сотрудничество,

    определять общую цель и пути её достижения в совместной деятельности

    Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

    Практический,

    беседа.

    4. Проверка первичного восприятия текста

    — Вспомните, на какие 2 группы делятся все сказки?

    (Слайд 3) Каждая из этих групп, в свою очередь делится на бытовые, сказки о животных и волшебные.

    — К какой группе относится эта сказка? Докажите.

    — Дома вы должны были прочитать сказку с того момента, когда Ашик – Кериб пришёл на свадьбу к Магуль-Мегери и стал играть на саазе и до конца. Сейчас вам нужно рассказать, как развивались события от лица Ашик – Кериба, а потом от лица Магуль-Мегери

    — Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в тексте сказки.

    Задание: соотнесите иллюстрацию с текстом в учебнике. Прочитайте выразительно.

    Остальные внимательно слушают и оценивают чтение ученика.

    Отвечают на вопросы, доказывают.

    Троекратность (три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли)

    Пересказывают фрагмент текста

    Определяют фрагмент сказки по иллюстрациям к тексту.

    Находят отрывок в тексте и выразительно читают.

    Оценивают правильность и выразительность чтения.

    Предметные: осознавать цель чтения, выборочное чтение в соответствии с задачей чтения, читать целыми словами, читать текст, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы, отражая настроение автора.

    Наглядный

    Приёмы: творческий пересказ,

    выборочное чтение, самооценка и взаимооценка.

    5.Физкультминутка

    — Если я назову положительное качество человека, то вы подпрыгиваете, а если отрицательное, то делаете повороты туловищем влево, вправо.

    Доброта, отзывчивость, зависть, верность, трусость, внимательность, трудолюбие, хитрость, заботливость, лживость, честность, хвастовство, злость, бессердечность, подлость.

    Выполняют движения

    Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни

    Регулятивные:

    Проводить физическую разгрузку в ходе работы.

    Практический

    6. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразовательном

    и творческом уровне

    а) — Назовите главных героев сказки.

    — Перед вами таблица. В первой колонке вам надо записать положительных героев, а во второй — отрицательных.

    Теперь называете героя и характеризуете его по плану:

    1. Имя героя, его место жительства.

    2. Какие поступки совершает?

    3. Какой характер у героя?

    4. Что думает о нём автор?

    5. Что вам понравилось и не понравилось в герое?

    б) Творческая работа в группах
    — Я предлагаю вам обобщить сказанное про главных героев произведения. Для этой работы   разделимся на 6 групп. Каждая группа будет составлять «синквейн» о герое сказки. Не забываем правила работы в группах.
    Вспомним алгоритм составления синквейна.
    1. Ашик-Кериб 4, 6 группа
    1. Магуль-Мегери 2, 5 группа
    1. Куршуд-бек. 1, 3 группа

    -Теперь проверим, выступают по одному участнику с каждой группы.

    Отвечают на вопросы, заполняют карточку. Обсуждают, высказывают свою точку зрения

    Составляют синквейн, зачитывают его перед олдноклассниками

    Личностные:

    — умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения.

    Коммуникативные:

    умение работать в группе, высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению своих товарищей.

    Приёмы: анализ образа литературного героя,

    «Синквейн».

    6.Организация осмысления

    — Сейчас мы проведём небольшой тест, в нём 5 вопросов.

    Читаете вопросы на слайде, выбираете нужный ответ и записываете его в тетрадь.

    — Теперь проверьте свою работу с эталоном. Оцените на шкале оценивания.

    Выполняют итоговый тест, осуществляют самопроверку.

    Сравнивают ответы со слайдом.

    Регулятивные:

    — оценивать правильность выполненных действий;

    — анализировать и оценивать результаты своей деятельности

    Практический

    7. .Итог урока

    — Прочитайте пословицу «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

    — Чему можно поучиться у главных героев?

    -Дайте советы отрицательному персонажу.

    — Чем закончилась сказка?

    — Предположите, что могло произойти дальше?

    Ответы детей на вопросы учителя.

    (Ставить цели и добиваться их, помнить о доме, где ты родился, не забывать родителей, если встретил любовь – не забывай её)

    Делают выводы. Дают советы.

    Познавательные:

    — понимать главную идею произведения; осознавать значение литературных сказок

    Коммуникативные:

    — оценивать поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением, аргументировать свою точку зрения.

    Личностные: Формирование системы нравственных ценностей, уметь отличать добро от зла, уметь ценить доброе отношение к ближнему.

    Приём «Творческие вопросы»

    8.Рефлексия

    «Фразеологизмы»

    — Подбери выражение, которое характеризует, как ты работал на уроке: хлопал ушами, слышал краем уха, шевелил мозгами, тяп-ляп, засучив рукава, в поте лица.

    Выбирают фразеологизм, анализируют свою работу на уроке.

    Личностные:

    — оценка и рефлексия собственной деятельности.

    Словесный (беседа)

    9.Домашнее задание

    — К следующему уроку приготовить сообщение о Л.Н.Толстом (не больше пяти предложений). Урок окончен, всем спасибо!

    Записывают задание в дневник.

    Регулятивные

  • Характеристика леньки из рассказа дед архип и ленька
  • Характеристика ивана петровича берестова из рассказа барышня крестьянка
  • Характеристика илюши из рассказа бежин луг 6 класс
  • Характеристика калиныча из рассказа хорь и калиныч как выглядит
  • Характеристика калиныча из рассказа хорь и калиныч тургенев