Характеристика костылина из рассказа кавказский пленник толстой

кавказский пленник одно из лучших произведений льва толстого, написанное точным, четким, ясным языком. простой сюжет, реализм повествования добавляет рассказу

«Кавказский пленник» — одно из лучших произведений Льва Толстого, написанное точным, четким, ясным языком. Простой сюжет, реализм повествования добавляет рассказу невыразимую прелесть. Контрастное противопоставление главных героев – еще одна особенность «Кавказского пленника». Читатель сочувствует оптимисту Жилину, порицает пессимиста Костылина за его пассивность, равнодушие, стремление перекладывать собственные проблемы на других.

История создания

Участие России в Кавказской войне, продолжавшейся 47 лет, нашло отражение во многих произведениях наших литераторов. Лев Толстой не исключение, он и сам был участником войны, хорошо изучил менталитет противника. Однажды с писателем произошел особый случай – вместе с сослуживцем чеченцем Садо он едва не оказался в плену у татар.

Сам Толстой легко мог ускакать от погони, его конь был сильным, выносливым. Однако он не бросил товарища, ружье которого оказалось незаряженным. Чеченец, не подавая виду, продолжал целиться во врагов. Лишь счастливая случайность помогла воинам, они домчались до ближайшей крепости, откуда на подмогу выехала целая команда казаков.

Все пережитое и легло в основу рассказа. Но Толстой использовал и «Воспоминания кавказского офицера» Торнау, который описал свой опыт пребывания в плену. Совершить побег ему помогала юная татарка, с которой их связывала дружба. Основываясь на личных воспоминаниях, горьком опыте Торнау, Толстой создал прекрасное произведение, опубликованное в 1872 году.

Темы и проблемы

Главные темы рассказа – отношение к жизни, дружба, товарищество. Жилин – замечательный человек, ловкий, умелый, умный, деятельный. Он – настоящий оптимист, привыкший рассчитывать только на себя. У офицера нет большого богатства, но он принимает жизнь со всеми ее радостями и горестями. Без стонов и ропота он старается всеми силами выпутаться из сложного положения.

Костылин другой, это богатый, изнеженный барин, за которым всегда ухаживали слуги, а потом – денщик. Попав в плен, он упал духом, и надеется только на выкуп. Для Жилина этот человек — настоящий злой гений, ведь именно Костылин был виноват в его несчастье. Жилин слишком понадеялся на товарища и на его ружье, а Костылин, увидев погоню, пустился наутек.

Показательно, что оба этих человека были пойманы татарами. Жилин оказался в плену в силу несчастно сложившихся обстоятельств, а Костылин – из-за собственной трусости и глупости. Если бы он стал стрелять, татары вряд ли бы погнались за ним. Возможно, офицер бы смог помочь и своему товарищу по несчастью. Но Костылин предпочел спасаться в одиночку.

Костылин подвел товарища и во время побега. Жилин в одиночку готовил подкоп, разузнавал дорогу, а физическая подготовка второго офицера оказалась совершенно никудышной. Он не мог двигаться быстро, а потом и вовсе не сумел сдержаться и закричал, и этот вскрик услышал проезжающий татарин.

Зато татарская девочка показала Жилину, что такое настоящее товарищество. Возможно, маленькая восточная красавица, просто была влюблена в русского офицера и сделала все, чтобы облегчить его жизнь. А потом она и вовсе помогла ему бежать. Девочка прекрасно понимала, что ей грозит много неприятностей, но вопреки всему оказала Жилину неоценимую помощь.

В рассказе поднимается важная проблема войны и мира. Военные действия давно уже утомили их участников, они приносят беды обеим сторонам. Русские попадают в плен, горцы гибнут. В ауле есть злобный старик, который постоянно призывает земляков убивать русских. Но он и сам пострадал от войны, потеряв восьмерых сыновей.

Толстой реалист, он описывает врагов такими, какие они есть на самом деле. Горцы живут собственным укладом, их быт упорядочен, а дома аккуратны, чисты и зажиточны. Автор нравится красивая одежда их мужчин, сплоченность горцев перед лицом врага. Толстой рассказывает об обычаях этих людей, их вере, менталитете. В ауле не любят русских, но с уважением относятся к храброму Жилину.

От Костылина ждут только выкупа, он для горцев не представляет никакого интереса. Система использования пленных для своей пользы – старинная, но она и до сих пор не потеряла своей актуальности. Для русских это нонсенс, представители нашей национальности никогда торговали свободой.

Композиция

Рассказ небольшой по объему, состоит всего из 6 глав. В первой главе, завязке, автор знакомит читателей с основными героями произведения, здесь же разворачиваются главные события. Офицеры оказываются в плену у татар.

Со второй по пятую главу действие происходит в плену. Жилин приобретает авторитет у татар, знакомится с Диной, Офицеры пытаются вырваться на свободу, но их преследует неудача.

В шестой главе Жилин решил во что бы то ни стало уйти из плена. У него нет выбора — грозит скорая гибель. С помощью Дины офицер выбирается из ямы, прикладывая все силы, чтобы добраться до своих.

Жанр, направление, размер

«Кавказский пленник» — небольшой рассказ. Иногда литературоведы называют его повестью, но для повести у него слишком малый объем, небольшое число героев. Кроме того, Толстой ведет повествование от первого лица, в рассказе присутствует лишь одна сюжетная линия.

Рассказ основан на реальных событиях и написан в направлении реализма, характерном для автора. В произведении изображена настоящая жизнь, без романтических прикрас и преувеличений.

Объем рассказа небольшой – он состоит из шести коротких глав.

Средства выразительности

Рассказ был написан для детей, поэтому его язык предельно краток и лаконичен. Автор использует минимум выразительных средств, но широко применяет глаголы, делая на них большую ставку. В результате получается не статичное, замедленное повествование, а яркое, быстрое, динамичное перечисление событий. Присутствуют и эпитеты – «вонючий татарин», сравнения — «лицо как кирпич; нос как у ястреба». Для нагнетания обстановки автор широко использует перечисления – «Пыль, жара, солнце… печёт, укрыться негде. Голая степь: ни деревца, ни кустика…». Или еще – «Братцы, братцы, братцы!»

Образы и символы

Образ главного героя Жилина очень привлекателен для читателя. Он смел, прямодушен, прекрасный товарищ, не привык перекладывать свои проблемы на чужие плечи, настоящий народный умелец, в руках которого спорится любое дело. И фамилия его символична, созвучна со словами «жить», «жилистый».

Костылин – отрицательный герой, собравший в себе многие негативные качества, этот человек не привык трудится ни руками, ни головой. Он плохой товарищ, ведь Жилин оказался в плену только из-за его трусости. И только в самый последний момент Костылин поступает, как человек, помогая Жилину выбраться из ямы. Его фамилия неприятна, напоминает нам о болезнях, о том, что ее владелец может существовать в этом мире только на костылях, на подпорках, он слаб и несамостоятелен.

Проблематика и основная идея произведения

Автор прямо говорит – в этой жизни можно быть героем, а можно – слабым, зависимым персонажем. Но при любых обстоятельствах не следует опускать руки, не прекращать борьбы за свою жизнь, за свободу, поскольку давно известно – «под лежачий камень и вода не течет». Жилин боролся и победил, а Костылин дожидался помощи, но она бы могла и не прийти вовремя.

Конспект удобен для проведения урока
литературы, здесь присутствует цель и три задачи, соблюдены этапы урока,
организационный момент, мотивация учебной деятельности, устная работа,
сравнительная характеристика, физкультминутка, работа в группах, итог урока.

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».

Цели урока: осмысление содержания рассказа
Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые
автором в произведении; систематизация знаний  по системе образов рассказа

приобщить детей к самостоятельной
исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа
художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся
и их словарный запас;

воспитывать духовно-нравственную
личность, умеющую сострадать.

Ход урока.

1.            
Организационный
момент.

          Учитель: —  Учебник на
столе у вас?

                              А
ручки и тетрадки?

                             
Тогда урок начнём сейчас,

                              Раз
всё у вас в порядке.

                             
Будьте внимательны,

                             
Послушны, наблюдательны.

                             
Чтобы литературные тайны познавать,

                             
Нужно всё серьёзно изучать.

    — отчёт  дежурного;

    — проверка  готовности 
класса  к  уроку:

                Я  рада  новой 
встрече  с  вами,

                Приятно  ваше 
общество, друзья!

                Ответы  ваши  вы 
готовьте  сами,

                Их  с  интересом 
буду  слушать  я.

                Мы  сегодня 
снова  будем  читать,

                Выводы  делать  и 
рассуждать.

                А  чтобы  урок 
пошёл  каждому  впрок

                Активно 
включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Скажет каждый!

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Руки – на месте?

Ноги – на месте?

Локти – у края.

Спина – прямая.

2. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение ученика или учителя.

В середине 19 столетия на Кавказе шла
тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать
кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление
царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек
горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной
службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск.
Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил
писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

Работая над «Войной и миром» Толстой
познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями
кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка
Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам,
как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной
его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не
только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего
рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет  в1852 году.

3. Устная работа по вопросам.

— Тема и идея художественного
произведения;

Идея – это главная мысль произведения. И
автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей
не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей
цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что
война – это бессмысленная вражда людей.

Сюжет и композиция.
Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в
значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка,
развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать
прямой. Она следует по сюжету.

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на
Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями,
Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они
умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и
решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого
происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время
урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе,
а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

-Весь рассказ построен на
противопоставлении, контрасте.

-Назовите, какие герои, картины
противопоставляются в рассказе, С какой целью?

Главные герои- Жилин и Костылин.

Татары и русские (Жилин и татары)

Дина и другие жители аула.

Война и мирная жизнь.

4. Сравнительная характеристика
Жилина и Костылина.

 — Почему рассказ называется
«Кавказский пленник», ведь пленников двое?

                              План:

      1.Военное звание.

      2.Внешняя характеристика:

      3.Плен:

                                                            
а) место жительства в плену;

                                                            
б) питание пленных;

                                            
                в) занятия;

                                                           
г) подготовка к побегу;

                                                            
4.Первый побег.

                                                            
5. Второй побег.

   — Что общее у героев и что их
различает?

  —  Как вели себя Жилин и Костылин
во время пленения и в плену?       

( Жилин смело бросается в бой с
врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к
крепости, увозя при этом единственное ружье.)

— А как живется пленникам в ауле? Они
ведь находятся в одинаковых условиях.  Как ведет себя каждый из них, попав в
тяжелые условия?   

( Одинаково трудно. Но Костылина плен
испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа,
скучал. 

Жилин повел себя иначе. Он знал, что
денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.

— найдите в тексте глаголы, которые
обозначают действия Жилина и Костылина:  (запись в тетради)  

                 
Жилин                                Костылин

ходит по аулу                                          спит

всматривается                                         скучает

выпытывает информацию                    
считает дни

рукодельничает                                
      ждет ответ на письмо

      -Эти глаголы – антитеза действий
героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а
Костылин ждет помощи.

— Как завоевывает Жилин симпатию
горцев?   

(Жилин проявил смелость и
решительность во время спора о сумме выкупа;

            — Жилин – мастер:
изготавливает куклы, водяное  колесо;

            — однажды выступил в
качестве врача. (Цитаты)

— Но не все относились к Жилину с
симпатией. Почему? 

( Он все равно был для них чужой
,человек иной веры. Для них он – враг

 — Может быть, Жилин смирился с
жизнью в плену?    

— Нет, он все время стремится узнать дорогу,
а по ночам копает в сарае лаз.

—  А Костылин?

(Он безвольно ждет решения своей
судьбы.)

— Почему так по-разному ведут себя
герои в одинаковых условиях?

Физкультурная минутка

— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

Раз — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два —
согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять —
руками помахать. Шесть — на место сесть опять

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Часики Не поворачивая головы, вращать глазами в разные
стороны, по кругу.

Облако

Нарисуйте глазами облако на потолке класса и
проследите путь снежинки до земли.

             
       Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», «мама», «дом», «трава» —

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз —

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

5. Работа в группах.

 -Какие качества характера проявляют
эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.

Вывод:  Жилин: добрый, думает о
матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек;
сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем
помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей;
великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на
себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил
Жилина; раскис, упал духом.

-Исследование «Какая часть речи чаще
используется при характеристике Жилина и Костылина ? Почему?»

Вывод: При описании Жилина- глаголы,
при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают
динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

— Обратили ли вы внимание, что
фамилии героев тоже «говорящие»?

Что обозначает:

Жилин от «жила»- прочное окончание
мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий

Костылин от «костыль»- палка для
хромых, бессильных

Добавляет ли этот литературный приём
что-то новое в характеристику героев?

— В чём смысл названия рассказа?

 ( Уже в названии заложено
противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера,
но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить,
прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов,
решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным,
«жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть
эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь
горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб
своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в
своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно
в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)

6. Итог урока. Рефлексия.

1. Чему учит рассказ?

2.  Какие нравственные качества ценит
в человеке Л.Н.Толстой?

— Какие же проблемы поднимает Л. Н.
Толстой в рассказе?

 Л. Н. Толстой поднимает в рассказе
важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о
верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей,
готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая
сближает людей разных национальностей.

7).Домашнее задание. Сочинение

«Жилин и Костылин: разные судьбы.

Конспект урока по литературе в 5 классе

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика.

Цели урока:

Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний  по системе образов рассказа

Регулятивные: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;

Личностные: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать; с честью выйти из самой трудной ситуации.

                                              Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Работа над композицией рассказа.

Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности.

— Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

— Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте. Основное противопоставление это, конечно, два главных героя. Именно их автор противопоставляет друг другу.

3. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

— Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

 Два героя рассказа — это два пути поведения в плену. Иными словами, КАЖДЫЙ «кавказский пленник» может унижаться и ждать, пока его выкупят из плена родные, а может пытаться вырваться на свободу самостоятельно. То есть, каждый человек (сам по себе, ОДИН!) делает свой собственный выбор в жизни. А два героя нужны лишь для того, чтобы показать, к чему в итоге это может привести!                               

  — Что общее у героев и что их различает? Давай найдем в учебнике портретные характеристики Жилина и Костылина.

  Костылин: «Грузный» — тяжёлый

                        «Толстый » — полный

                        «Красный» — вспотевший.

Какой вывод мы можем сделать? Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания образа 

   — Как повели себя офицеры при первой встрече?

   — Почему Жилин хочет поехать один, а почему Костылин?

   — Как характеризует поведение героев в плену?

   — Почему   Костылин   просит   прислать   за   него   выкуп,  а Жилин нарочно пишет письмо так чтобы оно не дошло.

 —  Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения?       

( Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)

  — А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях.  Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия? (Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.)

— Найди  в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина:  (запись в тетради)  

                  Жилин                                Костылин

ходит по аулу                                      спит

всматривается                                     скучает

выпытывает информацию                   считает дни

рукодельничает                                     ждет ответ на письмо

   — Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.

—  Как завоевывает Жилин симпатию горцев?  (Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа; Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное  колесо;  

— Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?   (Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.)

— А Костылин? (Он безвольно ждет решения своей судьбы.)

— Итак, мы видим,  как живут два наших героя в плену.

— Сравним Жилина и Костылина. Делаем выводы из наших наблюдений.

Вывод:  Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

 — Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина?

Вывод: При описании Жилина — глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

— Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»? Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, сильный, упругий. Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных.

— Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

— В чём смысл названия рассказа? В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа. Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости.)

4. Итог урока.

— Чему учит рассказ? Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе? (Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.)

5. Домашнее задание. Мы  целый урок сравнивали двух героев. И теперь дома по плану будем писать сочинение. «Жилин и Костылин: разные судьбы».

             План.

1. Портрет.

2. Поведение героев.

3. Речь.

4. Отношение к окружающим.

5. Взаимоотношение героев.

6. Отношение автора.

Второстепенный персонаж рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник». Русский офицер, служит на Кавказе, попадает в плен к татарам вместе с главным героем Жилиным, но по слабости и нерешительности характера отказывается сбежать, когда подворачивается возможность.

История создания

Образ и характеристика Костылина в рассказе «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)Писатель Лев Толстой

Лев Толстой подготовил школьное пособие, по которому дети должны были учиться чтению, письму и арифметике. Рассказ «Кавказский пленник» писался специально для этого пособия, а опубликован был впервые в литературно-политическом журнале «Заря» в 1872 году. Рассказ назван автором так же, как одна из поэм Александра Пушкина.

В основе рассказа частично лежит личный опыт Толстого, который служил на Кавказе в 50-х годах XIX века и едва не попал в плен. Толстой ехал верхом вместе с чеченцем, который был его большим другом.

Спутников настигли преследователи, которые имели некий повод мстить другу Толстого, и собирались взять обоих в плен. Однако ситуация разрешилась благополучно — погоню заметил часовой, и Толстого с другом отбили.

По собственному признанию писателя, это был «чувствительный» эпизод в его биографии, который, видимо, и вдохновил Толстого на рассказ.

«Кавказский пленник»

Сюжет рассказа таков: два российских офицера, Костылин и Жилин, на Кавказе попадают в плен. Татары держат тех в сарае, а на ноги героям надевают колодки, чтобы не сбежали. От обоих требуют написать письмо с просьбой о выкупе.

Образ и характеристика Костылина в рассказе «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)Костылин

В финале рассказа Жилину удается сбежать из плена, в то время как пассивный Костылин от побега отказывается. Герой чувствует себя скверно и говорит, что сил бежать у него нет.

На успешный исход этого предприятия Костылин не рассчитывает и смиряется с тем, что ему не вырваться.

Татары отпускают героя только через месяц после того, как Жилин благополучно сбегает, – когда татары получают за Костылина выкуп, собранный родственниками.

Костылин — русский офицер из обеспеченного дворянского рода. Герой служит на Кавказе, но к военной жизни не привык. Это изнеженный человек, который плохо переносит трудности и легко сдается. Физическая подготовка Костылина оставляет желать лучшего — во время попытки побега герой постоянно отстает и жалуется на измученные ноги.

Образ и характеристика Костылина в рассказе «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)Кадр из фильма “Кавказский пленник” (1975 год)

Неуклюжесть героя тоже создает проблемы — тот запинается о камни, шумит, позволяет себе издавать крики и не думает о том, что выдает собственное местоположение преследователям. Герой оправдывает собственную фамилию, всю дорогу являясь «костылем» для Жилина — то есть, мешая главному герою выбираться из неприятностей.

Внешне Костылин грузен, красен лицом. Из-за лишнего веса герой сильно потеет и плохо приспособлен к пешим переходам по лесу. Помимо этого, он еще и труслив и, едва увидев татар, норовит спрятаться в крепость.

Как товарищ Костылин ненадежен. Герои выезжают из крепости с обозом, но в итоге решают от обоза оторваться и ехать вдвоем, чтобы добраться до места скорее. Офицеры договариваются не разъезжаться и держаться вместе.

Однако при первых признаках опасности Костылин бросает Жилина и сбегает. Татары подстрелили лошадь Жилина, и тот из-за предательства товарища попадает в плен.

Сам Костылин, впрочем, тоже скоро оказывается в плену в том же горном ауле, что и Жилин.

Образ и характеристика Костылина в рассказе «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)Жилин пишет письмо домой

Бороться с обстоятельствами Костылин не склонен. Попав в плен, герой смиряется с ситуацией и пишет письмо домой, чтобы родные заплатили за него выкуп, без каких-либо условий и мыслей о побеге.

После этого Костылин решает, что все необходимое сделано, и больше не предпринимает ничего, а только пассивно ждет, когда из дома пришлют деньги. Идею побега герой встречает с пессимизмом.

Костылин убежден, что незнание местности и ночная темнота — препятствия, которые не преодолеть.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Образ и характеристика Костылина в рассказе «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)Жилин

Жилин — полная противоположность Костылину. Герой не перекладывает ответственность за собственное спасение на семью и, когда от него требуют написать матери с просьбой о выкупе, пишет на письме неправильный адрес. В плену Костылин ведет себя пассивно: либо спит, либо ждет вестей о выкупе, который должны прислать родные. Жилин же не сидит в плену без дела и мастерит кукол для местной ребятни.

Жилин сумел вызвать симпатию у Дины, тринадцатилетней дочери человека, в плену у которого находится. Девочка приносит герою лепешки и мясо, а позже помогает сбежать.

Днем ноги героев заковывают в колодки, но это не мешает Жилину изучать аул и окрестности. Прогуливаясь, герой прикидывает, в каком направлении располагается российская крепость, как лучше бежать.

Ночи герой проводит, делая в сарае подкоп.

Жилин сбегает из плена дважды. В первый раз через подкоп. Костылин отправляется вместе с ним. Жилин собран, решителен и готов идти до конца, в то время как изнеженный и неповоротливый Костылин сильно задерживает их обоих.

В результате героев ловят и возвращают обратно. После побега героев отправляют не в сарай, а в яму, а колодки перестают снимать на ночь.

Однако Жилин ухитряется сбежать и оттуда, в то время как Костылин сдается и от побега отказывается.

Образ и характеристика Костылина в рассказе «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)Иллюстрация к рассказу “Кавказский пленник”

Различия между Жилиным и Костылиным прослеживаются даже во внешности и жизненных обстоятельствах.

Жилин невысок ростом, «удал» и ловок, происходит из небогатой семьи, оптимистично смотрит на вещи и не смиряется с обстоятельствами. Разница между героями проявляется даже в отношении к лошадям.

Костылин во время погони жестоко избивает лошадь плетью, как неодушевленный предмет, в то время как Жилин разговаривает с лошадью и просит ту «вынести».

В то время как Костылин ждет помощи со стороны, Жилин рассчитывает только на собственные силы. При этом Жилин не бросает товарища на произвол судьбы и пытается сбежать вместе с Костылиным, даже несет того на себе. Герой не боится татар, в то время как Костылин относится к горцам со страхом. Неудивительно, что у таких разных героев — разные судьбы.

Экранизации

В 1975 году вышел фильм «Кавказский пленник» режиссера Георгия Калатозишвили. Лента снималась на киностудии «Грузия-фильм», в роли Костылина выступил актер Владимир Солодников.

Образ и характеристика Костылина в рассказе «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)Олег Меньшиков и Владимир Солодников а роли Костылина

Второй фильм вышел в 1996 году. Это не буквальная экранизация рассказа Толстого, а лента, снятая по мотивам. События разворачиваются в 90-е годы прошлого века в обстановке Чеченской войны. Герои попадают в плен к человеку из горного аула, чей сын тоже томится в плену. Жилина и Костылина захватывают, чтобы организовать обмен пленными.

Режиссер — Сергей Бодров-старший, роль прапорщика Костылина, которого в фильме именуют «Саня», исполнил актер Олег Меньшиков. Съемки проходили в Казахстане и Дагестане, в частности в городе Дербент и у Хучнинского водопада. Фильм номинировали на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Цитаты

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения

Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли.

Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски.

Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».

Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому.

Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым.

Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.

«Кавказский пленник». Краткое содержание

События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой.

Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин.

Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.

Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен.

Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили.

Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.

Образ и характеристика Костылина в рассказе «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.

Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы.

Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки.

Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.

За некоторое время, что офицеры живут у татар, Жилин завоевывает расположение у некоторых своих «хозяев». Он постоянно что-то мастерит, чинит, и однажды Абдул-Мурат признаётся ему, что, если бы не уплаченные за русского деньги, он бы оставил Жилина себе.

Тем временем Жилин выкопал себе ход для побега. Однажды татары приехали в свой аул в дурном расположении духа — убили их товарища. Многие горцы злятся на русских и говорят, что следует убить и пленных.

Жилин понимает, что нужно бежать, и подговаривает Костылина решиться на побег вместе с ним.

Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком.

Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища.

Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.

Образ и характеристика Костылина в рассказе «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Однако в лесу беглецы встречают одного из горцев, который быстро призывает подмогу — и офицеры снова становятся пленниками. Теперь все татары злятся на русских, и мужчин бросают в яму. Кормят их только непропечённым тестом, колодки уже не снимают, да поговаривают, что нужно их убить. Абдул-Мурат всё ещё сопротивляется общественному мнению — ему ещё немного симпатичен Жилин, да и деньги за него уплачены. Теперь поставлены условия: если через две недели не будет выкупа, офицеров убьют. Если будет ещё один побег — та же печальная участь ждёт молодых пленников.

Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.

Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным.

Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним.

Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.

Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.

Образ и характеристика Костылина в рассказе «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)

Главные герои

Жилин

Жилин — персонаж удивительных качеств. Он честен, справедлив и мужественен. Офицер с уважением относится к своим подчинённым (уезжая из крепости, он ставит «отпускные» солдатам, сердечно прощается с товарищами), к семье и даже к его «хозяевам»-врагам. Он строптив, однако в то же время и решителен, умён и расчётлив.

Каждую минуту он использует с умом: не просто гуляет в плену по двору, а старается завязать дружеские связи, запоминает местность, учит местный язык, ориентируется по ночному небу. Находясь в плену, он не только «сбивает» свой выкуп с трёх тысяч до пятисот рублей, но и выторговывает себе одежду, свободу от колодок по ночам и проживание с товарищем.

Жилин не сидит без дела, а чинит и мастерит кукол, и даже делает вид, что умеет лечить.

В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера.

Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе.

В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.

Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.

Костылин

Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров.

Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп.

Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.

Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.

Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.

Жилин и Костылин. Анализ героев

«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.

Внешность

Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.

Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.

Уровень достатка

Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.

У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.

  • «Боевой» настрой
  • Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».
  • Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.
  • Поведение в плену
  • Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.
  • Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.
  • Поведение в экстренной ситуации
  • Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.

Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.

Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.

Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.

Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.

Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.

Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.

Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.

Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.

#ADVERTISING_INSERT#

Жилин и Костылин — сравнительная характеристика

«Кавказский пленник» — назидательный рассказ Л. Н. Толстого для детей. В нем писатель показал два ярких противоположных образа: смелого и находчивого Жилина и слабого и трусливого Костылина. Контраст между этими людьми усилен экстремальной ситуацией — попаданием в плен.

До плена

Образ и характеристика Костылина в рассказе «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)

Всю дорогу Костылин думает только о еде, совершенно забывая о возможном нападении горцев. Даже при въезде в ущелье он игнорирует предостережение Жилина: «Что смотреть? Поедем вперед». В этом уже проявляется огромная разница между двумя офицерами.

Жилин — предусмотрительный командир. Он поднимается на гору и замечает горцев. Вдвоем у офицеров были шансы отстреляться, чтобы отступить к обозу. Однако Костылин нарушает уговор, предает боевого товарища и бросается в бегство.

Когда Жилин понимает, что вырваться из ловушки уже не удастся, он принимает мужественное решение: «Не дамся же живой…». Под храбрым офицером убивают лошадь. Жилин до конца пытается отбиться, но, навалившись толпой, горцы берут его в плен.

Снова вместе

Попав в плен, Жилин не приходит в отчаяние. Он с интересом рассматривает аул и запоминает все детали. которые могут пригодиться при побеге.

Жилин безусловно знает о жестокости горцев, однако ведет себя и разговаривает с ними очень смело: «С ними что робеть, то хуже». Даже под угрозой наказания офицер заявляет, что отказывается платить три тысячи рублей. Такое поведение невольно вызывает уважение у врагов: «Джигит урус!».

Во время спора о размере выкупа Жилин вновь встречается с Костылиным. Оказывается, что трус также не смог скрыться. В отличие от Жилина воля Костылина была сломлена еще до плена. Горцы без труда заставили его написать письмо с просьбой заплатить пять тысяч рублей.

Офицеров специально свели вместе, чтобы повлиять на несговорчивого Жилина. Задумка горцев не удалась. Жилин все равно добился снижения выкупа до 500 рублей («Хотите — убивайте, пользы вам не будет»), да еще и вытребовал для себя с товарищем приличное содержание.

Поведение в плену

Костылин полностью смирился с судьбой. Все надежды он возлагает только на выкуп, «считает дни… или спит».

Жилин надеется на собственные силы. Зная, что старуха-мать с трудом сможет собрать даже пятьсот рублей, он отправил письмо на ложный адрес.

Умелые руки Жилина позволили ему добиться доверия Дины и еще большего уважения хозяина. Со всей округи офицеру на починку приносят разные вещи. Слава мастера была нужна Жилину только для отвлечения внимания. Тайком он начал рыть подкоп в сарае, а однажды, взобравшись на гору, наметил путь к бегству.

Первый побег

Инициатива побега принадлежит исключительно Жилину. Ему даже пришлось уговаривать товарища бежать вместе. Костылин с самого начала стал обузой для Жилина. Он постоянно жаловался на усталость и израненные ноги. В порыве раздражения Жилин пожалел о том, что взял «колоду эту с собой… Один бы я давно ушел».

Негативное отношение к Костылину немного смягчается, когда он просит Жилина бросить его и бежать одному. Но пойти на это офицер не может. Жилин мужественно взваливает толстого Костылина на плечи.

Даже с тяжелой ношей Жилин мог бы уйти от преследователей. Беглецов выдал крик Костылина.

Второй побег

Неудача тяжело подействовала на обоих пленников. Костылин в яме разболелся и уже перестал на что-либо надеяться. Даже Жилин не видел выхода из ситуации.

Помогли Жилину дружеские отношения, установившиеся с Диной. Девочка поначалу подкармливала пленников, а затем решилась помочь им бежать. На вторую попытку у Костылину сил не нашлось: «Уж мне, видно, отсюда не выйти».

Жилину удалось сбежать и добраться до казаков. «Еле живого» Костылина выкупили через месяц.

Итоговая характеристика

Жилин в рассказе — пример для подражания, образец мужественного поведения. Этот офицер никогда не отчаивается и верит в собственные силы. Жилин заботится не только о себе, но и о предавшем его товарище.

Костылин вызывает лишь жалость и презрение. Такому человеку нечего делать на войне. Он представляет собой обозу для армии и легкую жертву для врагов.

Костылин — образ и характеристика героя рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

Костылин в рассказе Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» нужен как антипод главного героя.

На его фоне рельефнее, отчётливее выделяются необходимые, по мнению автора, качества человека, воплощённые в Жилине: стойкость, независимость, твёрдость духа, решительность, ответственность за свою судьбу.

Поэтому характеристика образа Костылина, этого, на первый взгляд, простого и неинтересного персонажа, имеет большое значение.

  • Загадка персонажа
  • Плен
  • Побег
  • Финал

Загадка персонажа

Первое, что читатель узнаёт о Костылине, — герой служит не в самом выгодном месте. По каким причинам богатый дворянин оказывается на Кавказе во время военных действий, неизвестно. Многие офицеры стремились попасть туда для быстрейшего продвижения по службе, получения очередной награды.

Но большинство из них получало должность где-то при штабе, в безопасных городах, а Костылин служит там, где из крепости нельзя выехать без сопровождения вооружённой охраны. Может, попал он туда по воле начальства, потому что проштрафился, участвовал в дуэли, к примеру. Или из романтических побуждений захотел сражаться на реальной войне. Толстой не объясняет его мотивов.

Но в любом случае этот факт делает образ персонажа более интригующим, чем кажется поначалу.

Плен

Избалованный обеспеченной жизнью, Костылин старается выбрать такой вариант действий, который доставил бы ему поменьше неудобств. Чем тащиться по жаре с медленно бредущим обозом, лучше уехать вперёд и быстро, без остановок, достичь цели. К чему привело это решение, читателю известно.

Попав в плен, Костылин немедленно снимает с себя всякую ответственность за свою судьбу. Теперь его жизнь в руках врагов, и он полагается на их добрую волю. Офицер даже не пытается о чём-то договориться с татарами, беспрекословно соглашается на выдвинутые требования. Это первый эпизод, демонстрирующий огромное различие между двумя русскими пленными.

Дело не сводится к примитивному делению: один плохой, другой хороший. Костылин честный, порядочный человек, но совершенно не привык отвечать за себя сам. Попросив родственников о выкупе, он передал им заботу о своём будущем и просто ждёт, когда его освободят. В то время, как Жилин с самого начала знает: никто не вытащит из плена, надо выбираться самому.

Герои демонстрируют противоположные жизненные позиции. Если Жилин — активный участник событий, субъект, формирующий реальность, то его товарищ — пассивный наблюдатель, объект внешних воздействий.

Для него плен — потерянное время, выпавший из полноценного существования период. Костылин в плену не живёт. Целыми днями спит в сарае, распухает, слабеет, теряет волю и способность к действию.

В это же время Жилин

  • готовит побег, роет подкоп;
  • изучает окрестности;
  • наблюдает за жизнью аула, нравами, обычаями, обрядами жителей;
  • приучает к себе собак;
  • завязывает дружбу с Диной, чем облегчает своё заточение и в итоге спасает жизнь;
  • завоёвывает доверие местного населения;
  • что-нибудь постоянно мастерит.

Для него жизнь в плену не кончается. Разумеется, она невыносима, сложна и опасна, грязна и унизительна. Офицер голодает, спит на куче навоза, он оторван от близких, находится среди чужих по вере и языку людей, но он живёт, действует, думает, общается, строит планы, а Костылин просто проводит пустые часы и дни в томительном ожидании.

Побег

Бездеятельность персонажа сыграла с ним злую шутку при побеге. Отвыкший от движения, от ходьбы, располневший мужчина быстро устаёт, задыхается. Сапоги стирают в кровь ноги. Ходить босиком богатый барин вовсе не может.

Он допускает губительный для беглецов промах, когда, не удержавшись, громко вскрикивает от боли, зная, что поблизости всадник, который в первом же ауле расскажет о крике в ночном лесу. В конце концов, грузного офицера тащит на себе Жилин. Костылин умоляет товарища оставить его.

Причина этого «благородного» поведения кроется, скорее всего, в том, что продолжать путь ему труднее, чем сидеть на месте. А этот герой, как уже было сказано, всегда выбирает путь полегче и попроще.

Посаженный в сырую яму, Костылин вызывает жалость. Опухают и покрываются язвами ноги, он постоянно охает и стонет, здоровье его зримо ухудшается. Жилину, наверное, тоже не сладко, но думать о своих бедах некогда, ведь, возможно, для спасения ему осталось несколько часов.

Помогая товарищу выбраться из ямы, Костылин проявляет лучшие свои качества. Не желая снова стать обузой, он наотрез отказывается бежать, хотя обычно этот ведомый, слабохарактерный человек позволяет себя уговорить.

Татары, не обнаружив утром одного из узников, поймут, что без помощи второго не обошлось. Это грозит Костылину наказанием, а то и смертью. На этот раз герой поступает действительно мужественно и благородно.

Жилин обязан ему своим спасением почти в той же степени, что и Дине.

Финал

О вызволении Костылина Л. Н. Толстой сообщает в двух коротких предложениях: «… только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».

Пустое, бездеятельное, бессмысленное существование в плену едва не убило молодого офицера, сильно подорвало его здоровье, продлило пребывание в неволе на целый месяц.

Образ Костылина иллюстрирует одну из главных идей Толстого: в любых условиях нельзя отказываться от жизни, от ответственности за свою судьбу.

Характеристика образа Костылина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Характеристика Костылина

«Кавказский пленник» – небольшой рассказ Л. Н. Толстого о силе духа и способности не сломаться в тяжелые моменты жизни. Здесь идет повествование о двух героях, которые противопоставляются друг другу – Костылине и Жилине. Какова же характеристика Костылина?

Костылин – один из главных персонажей повести Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Автор описывает его как плотного и грузного человека со слабым здоровьем.

Оказавшись в плену, он полностью подчиняется татарам. Костылин даже не пытается вырваться из плена, а ждет, когда родные пришлют за него выкуп. Этот человек слаб не только физически, но и морально. Договорившись с соратником Жилиным не бросать друг друга, завидев татар, он первый бросается наутек.

Даже, когда Жилин предлагает ему побег, который сам полностью спланировал, герой сомневается и еле поддается уговорам. Хотя, казалось бы, за него все сделал другой человек, и он должен радоваться такому ходу событий. Однако мужчина даже в такой ответственный момент не может взять себя в руки и направить все силы, чтобы обрести спасение.

Из-за его медлительности побег не удался, татары поймали их и жестоко наказали.

Жилин не сдается и организовывает еще одну попутку бегства. Но Костылин в этот раз отказывается бежать, отдается в руки судьбы и ждет, пока за него заплатят выкуп. Несмотря на то, что герой – взрослый мужчина, поведение его довольно инфантильно. Он не готов бросать вызов ударам судьбы в отличие от его друга по плену Жилина.

Противопоставление Костылина и Жилина

Костылин и Жилин – два главных героя повести. Хоть они и оказались в одинаковых условиях, ведут они себя при этом совершенно по-разному. Жилин не потерял чувство гордости и остался верен себя.

Даже в плену он не сидит без дела. Он зарекомендовал себя среди татар хорошим мастером и доктором, добился, чтобы их кормили и разрешали спать без кандалов.

Костылин же ничего не делал, а просто смиренно ждал, когда за него выплатят огромный выкуп.

Автору явно больше импонирует самостоятельный и неунывающий Костылин. Эти двое стали «кавказскими пленниками», но если Костылин полностью подчинился татарам и даже был готов умереть, не попытавшись сопротивляться, то Жилин не потерял силу духа и веру в себя, что его и спасло.

Данная статья поможет школьникам 5 класса написать сочинение на тему «Характеристика Жилина». Здесь описывается внешняя характеристика героя, его поведение в различных жизненных ситуациях.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 19/19

Гость завершил

Тест на тему “Материки”с результатом 2/5

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 13/16

Гость завершил

Тест «Тайна»с результатом 10/10

Гость завершил

Тест «Отцы и дети»с результатом 12/15

Гость завершил

Тест «Отцы и дети»с результатом 13/15

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Характеристика Костылина и его образ в рассказе Толстого Кавказский пленник – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Я думаю, что в своём произведении «Кавказский пленник» Толстой использовал приём говорящих фамилий. Двух главных героев зовут Жилин и Костылин.

Я предполагаю, что Жилин от слова «жилистый» «крепкий», а Костылин от слова «костыль», то есть, не умеющий жить без поддержки и помощи.

Мои догадки подтверждаются тем, что Жилин в рассказе показан настоящим офицером с честью, благородством, мыслью о товарищах и стойким духом. Про Костылина такого сказать нельзя же: он ленив, неуклюж, труслив и нежен к жизни.

Разберемся же детальнее, кто такой Костылин. С самого начала рассказа мы понимаем, что Костылин — русский офицер, который уходит в отпуск. У него полная фигура, он неуклюж собою, с его лба постоянно стекает пот. В этой поездке в отпуск он знакомиться с другим офицером, Жилиным.

По дороге они встречают татар, которые были им врагами.

Жилин очень надеялся на ружьё Костылина, которое у него было при себе на лошади, но Костылин при виде татар бежит, бросает своего сослуживца с большим позором, уже здесь читатель пропитывается неприязнью к этому персонажу, которая с каждой строкой рассказа будет всё возрастать, потому что Костылин всё же негативный персонаж.

Когда офицеры попадают в плен, характер Костылина раскрывается в ещё большей степени: он тут же пишет домой письмо, как того требуют татары, с просьбой о пяти тысячах золотых, сумме весьма значительной, отсюда можно сделать вывод, что Костылин живёт довольно зажиточно.

И нельзя не сказать, что на контрасте с тем, как Жилин просит удобств для пленников и только после этого пишет письмо, да ещё и не на свой адрес, чтобы не беспокоить больную мать, Костылин выглядит крайне недостойно званию русского офицера. Пока он находится в плену, он ничего не делает, только надеется, что его письмо дошло домой, что его скоро освободят.

И опять же, на контрасте с Жилиным, который роет тоннель, чтобы сбежать, а не мирится с заключением, мы ещё больше начинаем презирать Костылина.

Когда они вдвоём бегут, проявляется другая черта Костылина — нежность.

Он не привык ходить босиком по камням, у него болят ноги, в один момент читателю может показаться, что он вовсе и не хочет бежать, настолько у него нет воли к свободе.

По итогу его всё же освобождают из плена, но только через месяц после побега его сослуживца Жилина. Костылин — жалкий человек, неспособный к самостоятельной жизни и волевым решениям.

2 вариант

В «Кавказском пленнике», написанным великолепным писателем Львом Николаевичем Толстым рассказывается о летнем периоде в Кавказском регионе, который находился в военной обстановке.

Костылин является второстепенным персонажем, который был внесен в него для того, чтобы читатель мог сделать прямое сравнение этого героя с центральным персонажем – Жилиным.

Будучи офицером в русской армии, Костылин вместе со своим сослуживцем по фамилии Жилин уезжают вместе с отрядом, однако немного отстают от остальных. Костылин показан как полный человек, который очень сильно краснел и потел.

Он имел оружие в виде ружья для того, чтобы в случае нападения врагов мог защитить себя. В тот момент, когда на них действительно напали несколько десятков врагов, он, не думая убегает с поле боя, оставляя своего товарища Жилина одного против них всех.

Жилин в свою очередь, оказавшись в плену врага, надеется хотя бы на то, что его товарищу удалось спастись, однако через некоторое время они оба встретились в том же плену. Костылин попал в него, так как его лошадь отказалась идти дальше, и он почти что раздетый, был доставлен врагом в пункт назначения.

Когда враги предложили написать им письма домой с просьбой о выкупе, товарищи начали вести себя совершенно по-разному. Для Жилина очевидным был тот факт, что, если он напишет пару строк своей пожилой матери, она может не вынести такого удара, и поэтому специально отправляет письмо по ложному адресу.

Костылин в свою очередь, не думая о последствиях своих действий, сразу начинает писать письма с просьбой о выкупе.

Когда они находились в плену, Костылин ничего не делал кроме того, что спал, а для Жилина было важным зарекомендовать себя человеком, который может пригодиться.

Он доказал, что владеет врачебным делом, и может помогать людям, вследствие чего ему разрешали совершать прогулки и выходы. Далее Жилин уговаривает Костылина бежать, и они совершают данную попытку, в ходе которой Костылин не может быстро идти, постоянно отстает и жалуется.

И все же Жилин его не бросает. Но из первой попытки ничего хорошего у друзей не вышло, и Жилин предлагает ему во-второй раз убежать, уже при помощи дочери хозяев по имени Дина, которая согласилась помочь им в этом. Но на этот раз Костылин отказывается.

Жилину удается бежать, а его товарищ будет выкуплен лишь через несколько десятков дней. Произведение получилось ярким, интересным и поучительным.

Сочинение на тему Костылин

В произведении Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» показаны военные отношения между русскими и горцами. Главные герои рассказа – Жилин и Костылин. На примере этих людей Лев Толстой раскрывает нам разные типы и характеры человека. Писатель дает нам понять, что люди в тяжелых жизненных ситуациях ведут себя по-разному. Это зависит от воспитания, качеств характера, от обстановки и ситуации.

Костылин – военный человек. По стечению обстоятельств он попадает в плен. Это был человек со слабой волей, характером. В трудной ситуации он не может адекватно себя повести, ему трудно принять какое-либо решение, не хватает решимости и смелости. Попав в плен, Костылин пишет письмо родным с просьбой прислать ему деньги для выкупа.

Не думая о родных, у него есть только одна цель – выбраться из плена. Не предпринимая никаких действий выбраться самому, он терпеливо ждет, когда ему помогут. Антиподом Костылина выступает Жилин. Он, наоборот, стремиться сбежать из плена, предпринимает для этого разные действия. Здесь ему помогают не только его выдержка и упорство, но также и ум и смекалка.

Он помогает Костылину в трудных ситуациях, рискует своей жизнью ради товарища.

В нашем представлении военный – это тот, кто встанет на защиту родины, во что бы то ни стало. Сказать о Костылине это нельзя. Такие люди как он часто встречаются в нашей жизни. Для него самым важным было остаться живым и вернуться к родным. Это была его мечта, но не цель. Он стремился к ней, но не пытался ее достичь.

Костылин был неловким и неповоротливым, грузным и тяжелым. И это тоже сыграло свою роль. Ему было тяжело физически защитить себя или совершить побег. Из-за его неповоротливости товарищи и попали в плен. Почему Костылин стал таким человеком? Он рос в богатой семье, его баловали и в результате он стал изнеженным.

Он не верит в то, что сам сможет выбраться из плена. Он нытик, и думает только о плохом. Когда ему предложили освобождение взамен выкупа, он с величайшей радостью согласился. И просто терпеливо ждал. В нем нет борьбы за собственную свободу, за Отчизну. Главное – уберечь себя.

Враги сразу усмотрели в нем именно такого человека, называли его смирным.

Сопоставляя образы Жилина и Костылина, Лев Толстой показал нам, как люди ведут себя в разных ситуациях. Нужно обратить внимание на воспитание будущих защитников Родины, воспитывать в них упорство, мужественность и веру в собственные силы.

Картинка к сочинению Костылин в рассказе Кавказский пленник

ПредыдущаяСледующая

Характеристика героя Костылин, Кавказский пленник, Толстой

Костылин

Костылин – один из героев рассказа Л. Н. Толстого “Кавказский пленник”, русский офицер, попавший в плен к татарам. Внешне это грузный, толстый и неповоротливый мужчина. Также как и Жилин он отправился в отпуск, а во время Кавказской войны дороги были не безопасны. У Костылина на этот случай имелось ружье, но и им он не смог быстро воспользоваться.

По дороге он познакомился с Жилиным, после чего решено было ехать вместе, но их настигли татары. Когда Жилин попросил Костылина стрелять, тот испугался и сбежал. В результате, Жилин

оказался в плену, а Костылина скоро тоже нагнали, так как лошадь под ним стала, а ружье осеклось.

В плену этот герой показал себя не с лучшей стороны. Вместо того чтобы мобилизовать все свои силы и подумать, как выйти из сложившейся ситуации, он быстро сдался. По приказу татар он написал домой письмо с просьбой о выкупе в пять тысяч монет. Жилин, в отличие от Костылина, согласился написать такое письмо только c условием, что их накормят, дадут свежую одежду и снимут с них кандалы.

При этом адрес на письме он указал неверный, чтобы не дошло. Пока Костылин ждал выкуп, Жилин обдумывал план побега и делал подкоп под сараем. И даже во время побега Костылин подвел товарища.

По дороге он столько стонал, что ему ноги натерло, что Жилин согласился нести его на себе. В результате, их заметил один татарин и оба были возвращены в аул.

Костылин отчаялся и второй раз бежать не согласился. Он решил покорно ждать, пока за него заплатят выкуп. Жилин с помощью Дины сумел все-таки бежать и, несмотря на все трудности, дошел до родных полей.

Оказавшись на русской стороне, он рассказал казакам, которые спасли его, о своих приключениях и сказал, что останется служить на Кавказе. Через месяц пришел выкуп за Костылина и его освободили, но бедняга был измученный и еле живой.

(1 votes, average: 5.00

Тема урока:

Л.Толстой «Кавказский пленник»

Характеристика героев.

Школа-гимназия Сарыкемер

Учитель: Сбанкулова Н

Класс 7 «Б»

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Ч 6.7.3.6.1 Анализ художественного произведения.

П3.7.4.3.1 Представление информации в виде таблицы.

Языковая цель

Учащиеся могут:

— строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи

Ключевые слова и фразы: литературный герой, персонаж, быль, рассказ, антитеза.

Вопросы для обсуждения: Чему учит нас рассказ «Кавказский пленник», какие нравственные уроки преподносит?

Предыдущее обучение

Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудио материалов, на анализ текста, на формирование грамотности речи.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на любви и уважении ,формировании толерантного отношения к друг другу.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами: география

Навыки использования ИКТ

На данном уроке ИКТ используется.

Предварительные знания

Учащиеся имеют определенную базу знаний по теме на русском языке. Формулируют простые вопросы по содержанию текста.

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

0–2 мин

I. Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

Приветствие.

Деление на группы:

1.Горы.

2.Равнина.

(Деятельность учащихся) Учащиеся составляют предложения по картине.

Высокие горы покрыты снегом.

Высокие горы красивы из далека.

Начало урока

II. Актуализация знаний. Слово учителя.

К На доске портрет Л.Н. Толстого.

Как вы думаете, о чём пойдет речь на данном уроке.

(Деятельность учащихся) К Учащиеся определяют тему урока. Учитель сообщает цели урока.

Записывают число в тетрадях.

III. Изучение нового материала.

К Презентация «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого»

К (Деятельность учащихся) просматривают презентацию и рассказывают о жизни и творчестве Л.Н.Толстого.

Оценивание .Раскрыта ли тема ?

Лев Николаевич Толстой стал участником опасного события, которое вдохновило его на написание «Кавказского пленника». 

Просматривают художественный фильм «Кавказский пленник» (по мотивам рассказа Л.Н. Толстого).

-Кого вы увидели?

-Кто взял их в плен? 

Почему кавказцы взяли русских офицеров в плен?

Кто главный герой?

В каком жанре написан рассказ?

Проанализируем, узнаем что такое литературный герой ,рассказ-быль.

Словарная работа. Работа по учебнику. стр 98-99

К (Деятельность учащихся ) Читают и разбирают слова.

Задание. Раскрыть понятие литературный герой ,рассказ-быль.

Дескриптор:

-раскрывает значение слова литературный герой ,рассказ-быль.

-находит ключевые слова.

Оценивание друг друга.

Действительно, «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого основан на реальных событиях.    В процессе работы с текстом мы будем наблюдать, какие качества характера проявляются у героев, когда они попадают в критические жизненные ситуации; чем руководствуются, совершая поступки; каковы их мысли и чувства; как герои относятся к окружающим и природе; обратим внимание на речевую характеристику персонажей, их взаимоотношения.

К Работа по тексту. Задание чтение 1 части.

  1. Чтение 1-й части рассказа «Кавказский пленник». Упр 144 стр 89

На основе прочитанного произведения ответим на вопросы , находя ответы в тексте на заданные вопросы.

2.Приём «Веер» (листочки в виде веера, на них вопросы) учащиеся выбирают вопросы по кругу, по часовой стрелке, подкрепляют свои ответы словами из текста. Сами задают вопросы, ищут ответы на них.

Критерий оценивания

Дескрипторы

+ —

анализирует художествееное

произведение

-Отвечает на вопросы

подкрепляет свои ответы словами из текста

1Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперёд?

2.Где происходит действие рассказа?

3.Кого из героев рассказа можно назвать «кавказским пленником?

4.Какова причина, заставившая Жилина отправиться в путь?

5.В чём заключалась опасность пути?

1.Где служил офицер Жилин?

2.Ка договорились вести себя герои ,уезжая от обоза ,и как себя вели, столкнувшись с горцами?

3.Расскажите о том ,как были захвачены в плен Жилин и Костылин?

4.Как определилась судьба Жилина и Костылина в плену?

5.Что заставляет Жилина торговаться с татарами ,написать письмо на несуществующий адрес?

Учебник

https://www.google.com/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%

Л.Н. Толстой

Презентация

«Кавказский пленник» (по мотивом рассказа Л.Н. Толстого).

https://www.youtube.com/watch?v=mDcVLA8-7rI.

Отрывок из фильма

https://www.google.com/search?q=%D0%B9%D1%84%

Середина урока

IV. Освоение изученного материала.

Почему рассказ о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к татарам, Л.Н.Толстой называет «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?» Какого героя имеет ввиду автор? (Дети выдвигают предположения)

  • А что поможет нам решить этот вопрос, что же мы должны будем сделать? ( Дети предлагают сравнить героев)

— Что значит сравнить героев художественного произведения?

Сравнить героев – установить положительные и отрицательные черты сходства и различия.

Составим сравнительную характеристику героев по их поведению, описанию и отношению к ним автора и людей, которые их окружают. Перейдем к характеристике главных героев. Результатом работы станет решение проблемного вопроса: кто является кавказским пленником.?

Г. Работа в группах. Характеристика героев.

Приём «Фишбоун»

Задание для первой группы:

1. Характеристика Жилина.

Задание для второй группы:

  1. Характеристика Костылина.

Фишбоун ФИ………………………………………..

Критерий оценивания

Дескрипторы

+ —

Представляет информацию в виде таблицы

Составляет таблицу

Находит черты характера героя

Мы пришли к выводу, что Жилин и Костылин — два непохожих человека. Один обладает героическим характером, другой характеризуется беспомощным поведением, слабым характером. Приём, лежащий в основе сравнительной характеристики, называется антитезой

— Зачем Толстой противопоставляет героев?

  • Автор — носитель добра, справедливости. Он выражает свою мысль о человеке, каким он должен быть. Он утверждает, как много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах один оказывается героем, а другой – пассивным наблюдателем. Герой на протяжении всего художественного произведения проявлял трусость, равнодушие и эгоизм по отношению к окружающим, родным, Жилину.

  • Толстой – художник и мыслитель – утверждал, что главный путь изменения жизни – в самосовершенствовании. В этом заключается авторская позиция.

Учебник 7 класс

https://www.google.com/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0

https://www.google.com/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82

https://www.google.com/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%BA%D0%BE%

Конец урока

Домашнее задание.

Составить синквейн к слову герой.

Рефлексия
«ХИМС»

Хчто было хорошего
Ибыло интересного…
Мчто мешало мне…
Сс собой возьму…

  • Характеристика короля елисея из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Характеристика коршуна из сказки о царе салтане 3 класс
  • Характеристика королевича елисея из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс
  • Характеристика королевича елисея из сказки о мертвой царевне 5 класс с цитатами
  • Характеристика кости из рассказа бежин луг 6 класс