Краткое содержание повести «Мальчики», которую написал Федор Михайлович Достоевский, помогает сократить время на прочтение произведения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому вы сможете познакомиться с главными героями, а так же узнать основные моменты произведения.
Главные герои
- Вдова Красоткина – мама Коли, которая любила его больше всего на свете.
- Коля Красоткин – её сын.
- Смуров – друг Коли и Илюши.
- Илюша Снегирев – смертельно больной друг Коли.
- Снегирев – отец Илюши.
Краткое содержание
1. Коля Красоткин
Вдова Красоткина жила в небольшом, но очень чистом домике. Вдовой она стала достаточно давно, практически четырнадцать лет назад. Внешне она была все так же привлекательна. Она вышла замуж в восемнадцать лет, но счастливая семейная жизнь продлилась всего один год. Но ей посчастливилось успеть родить сына, которого назвали Колей. Вот этому мальчику женщина и посвящала всю свою жизнь.
Она все детство очень трепетно относилась к ребенку. Когда же Коля поступил в прогимназию, она тут же начала учиться вместе с сыном, изучая все предметы. Женщина делала это для того, чтобы всегда суметь помочь своему ребенку подготовиться к уроку. Изначально над мальчиком пытались подшучивать, называя его «маменькиным сынком». Но у Коли был очень сильный характер, поэтому он постоял за себя, тем самым сумел пресечь насмешки.
В учебе мальчик делал успехи. Одноклассники его уважали. Но мальчик не стал возносить себя и зазнаваться. Он был хорошим приятелем и старался поддерживать со всеми дружеские отношения. Характер свой он умело сдерживал, особенно в те моменты, когда ему приходилось общаться со старшими. К себе он относился с любовью. Более того, ему удалось даже собственную мать заставить подчиняться себе. Женщина с радостью шла на все уступки, хотя порой и замечала, что Коля достаточно черств по отношению к ней, и не любит её должным образом. Но это было не так. Мальчик сильно любил свою маму, просто ему не нравились различные нежности.
Иногда мальчику нравилось шалить. У них дома остались некоторые книги, которые принадлежали покойному отцу. Коля прочитал некоторые из них, хотя они совершенно не подходили ему по возрасту. Из-за прочтения подобной литературы, у мальчика появились более серьезные проступки и шалости.
На улице стояло лето, и мать Коли отправилась с ним погостить у своей подруги. Её муж работал на железной дороге. Вот там мальчик и решил поспорить с местными ребятами, что сможет остаться лежать неподвижно в тот момент, когда над ним будет нестись поезд на полном ходу.
Коля смог выиграть в этом споре. Но он лишился чувств в тот момент, когда поезд пронесся над ним сверху. Об этом мальчик рассказал своей маме, которая ужасно перепугалась, когда узнала об этом. О данном случае очень быстро узнали в прогимназии, где учился мальчик. Там окончательно убедились в том, что мальчик Коля отчаянный и бесшабашный. Данный проступок чуть ли не стоил мальчику исключения из учебного заведения. Но ему повезло, так как на его защиту стал преподаватель Дарданелов, который был влюблен в его матушку. Мать была признательна учителю, благодаря чему у него появилась призрачная надежда на взаимные чувства. Мальчик начал относиться к мужчине с почтительностью, хотя его и раздражало то, что тот влюблен в его мать.
Чуть позже мальчик принес домой собаку неизвестной породы, которой дал имя Перезвон. Он закрыл пса у себя в комнате и принялся усердно дрессировать, пытаясь обучить различным трюкам.
2. Детвора
Дело было в морозном ноябре в выходной день. Коле нужно было срочно идти, так как на улице его ждали очень важные дела. Но мальчик никак не мог отлучиться из дома, так как никого из взрослых не было. А он должен был присматривать за младшими детками — братиком и сестричкой, в которых мальчик души не чаял, и ласково называл «пузырями». Это были дети соседки, которая являлась женой доктора. Доктор бросил свою семью.
Её служанка должна была вот-вот родить, поэтому женщины отправились к повивальной бабке. Служанка Красоткиных, которую звали Агафья, так же отсутствовала. Она отправилась на базар и до сих пор не вернулась.
Братик с сестричкой рассуждали на тему, откуда берутся дети. Этим они очень развеселили Колю. Дело в том, что «пузырям» было страшно оставаться дома в одиночестве, поэтому Коле пришлось остаться и пытаться развлечь малышей. Он показал им игрушечную пушку, которая даже умела стрелять. Так же мальчик заставил Перезвона показывать свои способности.
Тут, наконец-то, вернулась домой с базара Агафья. Мальчик незамедлительно отправился по своим важным делам, взяв с собой собаку.
3. Школьники
Мальчик должен был встретиться с другим мальчиком Смуровым, которому было одиннадцать лет. Это был сын обеспеченного человека. Он был младше Коли на два класса. Все дело было в том, что родители Смурова были против его дружбы с Колей, потому что за тем водилась слава отчаянного сорванца. Поэтому мальчишки всегда встречались тайно.
Мальчишки пошли к своему товарищу, по имени Илюша Снегирев. Мальчик очень сильно болел, поэтому не мог встать с кровати. Алексей Карамазов попросил мальчишек приходить к Илюше, чтобы тому было не так одиноко и грустно в свои последние дни.
Коля сказал Смурову, что очень удивлен поведению Карамазова. Что тот так активно возится с мальчиками, в то время, как у него дома большие проблемы. Ведь на днях будет суд над его братом за отцеубийство.
Красоткин очень хотел познакомиться с Карамазовым, хоть и не подавал вида. Он считал его загадочным человеком, поведение которого удивляло. Ребята проходили через базарную площадь. Здесь Коля рассказал Смурову, что начал поддерживать взгляды социалистов, а так же поддерживать равенство. Далее их разговор переключился на погоду, первые морозы, к которым народ был еще не готов.
Поведение Коли было очень задиристым. Он то и дело вступал в словесные перепалки с торговцами и мужиками. Свое поведение он объяснял тем, что любит общаться с народом. Всю дорогу он скандалил, и нарывался на конфликт.
Когда мальчики подошли к дому Илюши, то Коля сказал Смурову, чтобы тот позвала Карамазова. Он хотел присмотреться к нему.
4. Жучка
Коля Красоткин все не мог дождаться встречи с Карамазовым. Он так много слышал о нем, что проникся к нему неким уважением и интересом. Мальчик подготовился к разговору. Ему хотелось показаться независимым и серьезным, но он опасался того, что из-за его небольшого роста, Карамазов не отнесется к нему с должной серьезностью.
Вопреки опасениям, Алексей очень обрадовался Коле. Оказывается Илюша, находясь в состоянии бреда, очень часто вспоминал товарища. Так же его очень сильно огорчало, что Коля к нему не приходит. Коля рассказал Алексею об их знакомстве с Илюшей. Коля обратил внимание на Илюшу, когда тот еще посещал приготовительный класс. Одноклассники постоянно посмеивались над болезненным и слабым мальчиком, но тот не сдавался, стараясь дать им достойный отпор. Коле понравился гордый характер Илюши, поэтому он начал защищать мальчика.
Коля начал замечать, что Илюша слишком уж к нему привязался. Коля же с раннего детства не любил проявления всяких нежностей. Поэтому Коля поменял свою тактику поведения, стараясь общаться с Илюшей холодно. Таким образом, он надеялся закалить характер мальчика.
Один раз Коля Красоткин узнал о том, что Илюша совершил очень плохой поступок. Их лакей научил мальчика ужасному поступку. Нужно было в хлеб завернуть булавку и отдать собаке. Такую «лепешку» съела собака Жучка. Илюша думал, что собака умерла. Он очень раскаивался в таком поступке. Красоткин решил проучить Илюшу, который и так не находил себе места. Он сказал мальчику, что больше не хочет с ним разговаривать.
Красоткин планировал через несколько дней помириться с Илюшей. Одноклассники Илюши воспользовались тем, что за мальчика больше некому заступиться, вновь принялись за старое. Один раз они очень сильно побили мальчика. Коля присутствовал при этой драке, более того, он отел вступиться за Илюшу. Но тот решил, что Коля тоже насмехается над ним, поэтому ткнул перочинным ножиком мальчику в бедро. В тот же день Илюша нанес увечья и Алексею. После этого Илюша очень сильно заболел. Коле было стыдно, что за все это время он так ни разу и не пришел к Илюше, но оправдывал себя, что у него был для этого повод.
Илюша решил, что его болезнь – это наказание за то, что он убил Жучку. Собаку долго искали все вместе, но поиски не дали никаких результатов. Вся надежда была на Колю Красоткина. Но мальчик сразу же сказал, что искать собаку не будет. До того, как зайти в гости к Илюше, Коля поинтересовался кто такой отец мальчика? Ведь в городе у него была слава шута.
На самом деле, отец Илюши Снегирев, души не чаял в своем сыне. Все боялись того, что когда мальчика не станет, отец этого просто не переживет. Они или сойдет с ума, или же покончит с собой.
Коля, который был очень гордым мальчиком, боялся того, что о нем Карамазову успели рассказать всякого неприятного. Но его опасения были напрасны. Алексей очень хорошо относился к Коле. Мальчик пообещал развлечь Илюшу, показав ему нечто необычное.
5. У Илюшиной постельки
В маленькой комнате Снегиревых собралось большое количество детей из прогимназии. Это была заслуга Алексея. Он постепенно сводил их по одному с Илюшей, стараясь таким образом облегчить последние дни мальчика. Не удалось ему договориться только с Колей, который сразу дал понять, что сам решит, когда ему лучше будет прийти.
Илюша находился в постели, около которой стояли образа. Недалеко от него находилась его сестра, у которой не было ног. Так же в комнате была полубезумная маменька, она была полоумна и вела себя как ребенок. С того момента, как мальчик заболел, его отец практически не пил. Так же изменилось и поведение маменьки.
Отец всеми путями пытался облегчить жизнь сына и развеселить его. Иногда чувства брали над ним верх, поэтому он выбегал поплакать в сенях. Все домочадцы были очень рады, когда в доме звучал смех детей.
С недавнего времени у семьи Снегиревых появился покровитель в лице зажиточной купчихи Катерины Ивановны. Она помогала материально и оплачивала расходы относительно постоянных визитов врача. Отец отложил свою гордость и гонор подальше, поэтому молча брал деньги. Сегодня так же должен был пожаловать врач из Москвы с большим именем. Катерина Ивановна договорилась с ним, что он посмотрит мальчика.
Коля очень удивился тому, насколько изменился Илюша за время их разлуки. Он подошел к кровати друга и присел. Мальчик совершенно без жалости напомнил товарищу о бедной Жучке, хотя Алексей и подавал ему знаки этого не делать. После чего Смуров открыл двери, и в комнату вбежал Перезвон. Илюша тут же принял его за Жучку.
Коля поведал Илюше историю о том, что он долго не мог найти бедную Жучку. А когда наконец-то нашел, то закрыл у себя в комнате и научил различным трюкам. Это и было причиной того, что он так долго не приходил к товарищу. Коля до конца не понимал, что подобная информация может весьма негативно отразиться на Илюше. Только Алексей понимал в полной мере, чем может обернуться для Илюши подобное нервное потрясение. Остальные присутствующие же были очень рады появлению Жучки.
Красоткин заставил пса продемонстрировать все то, чему он его научил. После чего подарил Илюше подарок – маленькую пушку и книгу. Пушка очень приглянулась маменьке, и Илюша подарил ей её. Далее мальчик поведал Илюше все те новости, которые произошли за последнее время.
Вскоре пожаловал доктор из Москвы, поэтому все вышли.
6. Раннее развитие
В это время Коля разговаривал с Алексеем. Мальчик очень хотел казаться взрослым, поэтому начал рассказывать свое видение мира, Бога, Вольтера, Белинского. Так же он рассказал о своем отношении к социализму, медицине и многом другом. Знания мальчика были весьма поверхностными, но он был убежден, что очень хорошо разбирается в данных темах.
Алексея весьма поразило то, что, несмотря на юный возраст, Коля очень образован и размышляет «не по-детски». Хотя информация в его голове и перемешалась, представляя собой некую кашу. Алексею стало печально от того, что перед ним стоит ещё ребенок, а уже пытается разбираться во взрослых вещах. Так же он отметил, что мальчик очень самовлюблен, как и другие представители его поколения.
Алексей был уверен, что общение со Снегиревыми пойдет мальчику на пользу. Коля признался Алексею, что очень часто сам страдает от своего самолюбия. Пытаясь защититься от окружающего мира, он отыгрывается на своем окружении. Больше всего достается его матери.
Алексей дал ему совет работать над собой, потому что у него еще есть шанс измениться и не быть таким, как все. Он так же сказал, что мальчику будет нелегко идти по жизни, но жизнь его будет благословенна. Коля же был просто в эйфории от знакомства и разговора с Алексеем. Больше всего мальчику понравилось то, что Алексей разговаривал с ним как с взрослым, на равных. Коля очень хотел дружить и дальше с Алексеем.
7. Илюша
Доктор закончил свой осмотр, который длился все то время, пока Алексей с Колей разговаривали в сенях. Коля услышал, что доктор не в силах что-либо изменить, но добавил, что жизнь ребенка можно продлить. Для этого было необходимо отправить Илюшу на год в Италию. Доктора не смутило то, как бедно жили эти люди. Он так же посоветовал отцу отправить дочь на Кавказ. Маменьку же он предлагал разместить в психиатрической клинике в Париже.
Мальчика очень разозлили советы доктора, что он начал с ним разговаривать достаточно грубо. Алексей одернул мальчика. Доктор, оскорбленный таким разговором, удалился. Бедному отцу не оставалось ничего иного как разрыдаться.
Илюша понял, что сказал доктор. Поэтому он начал просить отца, чтоб тот взял себе другого мальчика, после смерти Илюши. Колю же Илюша попросил приходить к нему на могилу вместе с собачкой. Мальчик, жить которому оставалось совсем немного, крепко обнял Колю и папу.
Коля не смог больше там находиться, поэтому быстро простившись, он выбежал в сени, где зарыдал. Там его застал Алексей, который попросил мальчика наведываться к другу чаще.
ГБОУ Уфимская КШ
№120 для обучающихся с ЗПР
Открытый урок
внеклассного чтения
« Путь к
состраданию» ,
посвященный
200-летию со дня рождения
Ф. М. Достоевского
(по рассказу
«Мальчики» из романа
«Братья Карамазовы»
Провела в 8 классе
учитель русского
языка
и литературы
Галеева Э.Ф.
2021
Цели:
Обучающая:
— познакомить
обучающихся с биографией русского писателя Ф.М. Достоевского, особенностями его
мировоззрения, , раскрыть детскую тему в его творчестве.
Развивающая:
Развивать
навыки анализа художественного текста, учить сравнивать, обобщать, делать
выводы.
— развитие
критического мышления и умения работать в группе.
Воспитательная:
Через осмысление
творческого наследия Достоевского, в чьих произведениях затрагиваются проблемы
трудного детства, взросления человека, добра, зла, милосердия, сострадания,
приобщить подрастающее поколение к духовным ценностям, поставить вопросы
нравственного ориентира в жизни. При обсуждении текстов важно проследить за
жизнью маленьких героев, их мыслям, поступкам, выявить мотивы, понять основную
идею, заложенную в повестях и романах классика: путь к милосердию и
праведности, справедливости и счастью возможен через страдания, испытания, боль
и утрату.
На доске – высказывания Ф.М.Достоевского:
Я
не хочу и не могу верить, чтобы зло
было
нормальным состоянием людей.
/Достоевский Ф.М./
…ребенок
что цветок, что листок, завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху,
воли, свежей пищи, и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или
капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе –
пыль, кирпич и известка.
(Ф.М.Достоевский)
Сострадание
есть величайшая форма человеческого существования.
(Ф.М.Достоевский)
Слово
учителя:
Прикоснувшись к творчеству Достоевского в этом году, мы открыли одну из
важнейших тем. Какую? (Тему детства, роли детей в жизни человека)
—
Уточним, какая сторона детской жизни интересовала писателя. Обратимся ко
третьему эпиграфу. О чем же писал Достоевский, говоря о детях?
(О
детском страдании.
Мы
слышим боль и отчаяние автора
в
строчках, посвященных этой теме.)
Пока
мы боль чужую чувствуем,
Пока
живёт в нас сострадание,
Пока
переживаем мы и действуем,
Есть
в нашей жизни оправдание.
—
На доске записаны слова ЧУВСТВОВАТЬ, СТРАДАТЬ, ПЕРЕЖИВАТЬ. Как они связаны с
произведением Достоевского? Что изменится, если мы добавим приставку СО к этим
словам? Что означает эта приставка? (Вместе, сообща) А получившиеся слова имеют
отношение к прочитанным главам? Сочувствие, сострадание, сопереживание были
доступны детям с самого начала? (Нет.) Значит, они прошли какой-то путь к
этому? Как же сформулируем тему урока?
(Путь
к состраданию.
(по
отрывку из романа Ф.М.Достоевского
«Братья
Карамазовы» — «Мальчики»).
Запишите
тему урока.
Фёдор Михайлович Достоевский – один из самых значительных русских писателей.
Его романы, повести, рассказы, дневники принесли ему всемирную славу. В мире
его считают классиком мировой литературы.
С
творчеством Ф. М. Достоевского и его биографией более основательно вы
познакомитесь в старших классах. Сейчас нас познакомят с некоторыми фактами из
его биографии / несколько заранее подготовленных ученико озвучивают
факты биографии/
Факты
из биографии Фёдора Михайловича Достоевского.
-Прожил
59 лет, большую часть которых в болезни.
-Научился
читать сам по религиозным книгам.
-Любимым
писателем был Пушкин А.С., значительную часть произведений которого Фёдор
Михайлович знал наизусть.
-В
детстве он не интересовался играми своих сверстников, предпочитая всё свободное
время проводить за книгами. По вечерам устраивались домашние чтения:
родители и старшие дети читали по очереди вслух, а младшие слушали. Читали
Державина, Жуковского, Карамзина, исторические романы. Много читали и сами
дети. К семнадцати годам Достоевский уже прочел Пушкина (которого «почти всего
знал наизусть»), Державина, Лермонтова, Бальзака, Шиллера, Гюго, Гофмана,
Шекспира, Гёте, Купера, Паскаля, В. Скотта.
Нельзя
сказать, что жизнь будущий писатель узнавал только по книгам. Они со старшим
братом Михаилом учились в частной школе. У Достоевских было маленькое имение
Даровое в Тульской губернии, летом семья уезжала туда, мальчики иногда помогали
работавшим крестьянам. Но то, что великий и таинственный мир подлинной
литературы очень повлиял на его становление в детстве и юности, –
бесспорно. «Без святого и драгоценного, без зачатков положительного и
прекрасного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить
человек, – писал он впоследствии. – Самые сильнейшие и влияющие
воспоминания почти всегда те, которые остаются из детства».
-За
свою жизнь написал 8 романов, 26 повестей, много рассказов.
-Мировой
общественностью составлен список «Сто лучших книг мира».
Четыре
романа Достоевского: «Бесы», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья
Карамазовы» включены в этот список.
-За
участие в революционном кружке был приговорён к смертной казне. Буквально в
последний момент приговор был смягчён. Его отправили на каторгу, где он провёл
четыре года.
-За
время каторги личность его перетерпела изменения – он стал глубоко верующим
человеком.
-Признание
Достоевский получил после смерти.
Слово
учителя:
Говорят, характер человека закладывается в раннем детстве, и
потом изменить его невозможно. Именно детские впечатления стали основой для
всего творчества Достоевского. Произведений о детях и для детей в творчестве Достоевского
не так уж и много. Писатель любил детей, считал их ангелами. Любил за ними
наблюдать, общаться. Особенно он был неравнодушен к детям из бедных семей. Он
прекрасно понимал, что судьба таких детей будет непростая, что в будущем их
ждут разочарования, унижения, особая ниша в социальной прослойке общества.
О
судьбах таких детей нам повествует автор в рассказах «Мальчик с ручкой»,
«Мальчик у Христа на ёлке», «Ёлка и свадьба», «Неточка Незванова», «Маленький
герой», «Мужик Марей», «Подросток», «Илюшечка» ( главы из романа «Братья
Карамазовы»).
Эти
рассказы собраны в «Дневнике писателя». Достоевский –
сложный писатель. Но он считал, что и в самых сложных его книгах есть эпизоды,
доступные детскому пониманию. Он хотел выбрать такие отрывки и издать их
отдельной книгой. Смерть помешала писателю, но остались записи о том, что хотел
включить Федор Михайлович в эту книгу. Такой сборник подготовил и издал сначала
Миллер, хорошо знавший Достоевского. А впоследствии Достоевский Дмитрий
Андреевич, правнук великого писателя, издает эту книгу по оставшимся архивным
документам. Туда вошли и главы из большого и серьезного романа «Братья
Карамазовы». С отрывками из этого произведения вы и познакомились дома. Также
вы просмотрели художественный фильм «Мальчики», поставленный из части четвертой
Книги десятой большого романа. История
о Коле Красоткине и его дружбе с мальчиком Илюшей очень трогательная.
—
Попробуем восстановить логическую или хронологическую цепочку. — Рассмотрим
сюжетную линию произведения. На доске – иллюстрации к роману.
1.
Мальчики учатся в предгимназии, т.е. в начальной школе. К ним поступает Илюша
Снегирев, мальчик из очень бедной семьи. Коля Красоткин сначала берет его под
защиту.
2.
Слуга Смердов ради смеха подговаривает Илюшу бросить кусок хлеба с булавкой
бездомной Жучке. Та, визжа, убегает.
3.
Сцена у трактира, где брат Алеши Карамазова Дмитрий избивает пьяного отца Илюши
на глазах его одноклассников, обзывая «мочалкой». Ребята начинают травлю Илюши,
который им дает отпор.
4.Коля
хочет воспитать твердость в Илюше и отказывает ему «временно» в дружбе.
5.
В тот же день мальчики закидывают Илюшу камнями. Их останавливает Алеша. Но
озлобленный Илюша кусает его за палец.
6.
Алеша идет домой к Снегиревым. Разговаривает с мальчиками, объясняя ситуацию. У
Илюши начинается лихорадка. Смуров первый мирится с Илюшей. Мальчики, осознав
свою неправоту, начинают ходить к Илюше, кроме Коли.
7.
Коля находит Жучку, дрессирует ее и приводит к Илюше.
8.
Доктор сообщает о тяжести болезни Илюши.
9.
Смерть Илюши, речь Алеши у камня.
Беседа:
—
Ребята, кто из героев проходит путь к состраданию, к добру? (все мальчики)
—
Кого из героев мы можем назвать проводником в этом пути? (Алеша Карамазов)
—
Чтобы продолжить беседу, дальше мы будем работать в группах. раздаю
листочки с отрывками из рассказа с описанием эпизодов. Задание: дописать
пропущенные слова, затем отрывок зачитать.
1
группа — «Связался
со школьниками»
·
Почему
мальчики так озлобились, даже «остервенели» в драке?
·
С
помощью каких слов автор вызывает сочувствие к Илюше?
·
Что
по этой главе вы можете сказать об Алёше Карамазове?
·
Согласны
ли вы со словами штабс-капитана Снегирёва: «Дети в школах народ безжалостный:
порознь ангелы Божии, а вместе…часто безжалостны».
2
группа.
— Болезнь Илюши
·
Кто
из мальчиков первым пришёл помириться с Илюшей?
·
Какие
чувства испытал Илюша, увидев «участие к себе всех этих мальчиков»?
·
Почему Коля так долго не приходил к Илюше?
·
Ради себя или ради него он выжидал?
3
группа —
Речь у камня
·
Почему
дети поддаются нравственному влиянию Алёши Карамазова?
·
Какую
роль сыграл Алёша в жизни Мальчиков?
·
Какие слова выбирает Алеша, чтобы
проникнуть в души мальчиков? Есть ли назидательность в этой речи? Благодаря
чему эта речь была единодушно одобрена и поддержана мальчиками.
Итог
урока. — Какая часть , по-вашему является
основной для понимания замысла писателя? Что хотел сказать автор? Чьими устами
он говорит это?
«Братья Карамазовы» — это последний роман Ф.М. Достоевского. «Смерть Илюши» —
его заключительная глава, следовательно речь Алёши у камня – это последнее
слово писателя. Посмотрим видеоролик «Отрывок их художественного фильма
«Мальчики» с речью Алеши у камня».
-Какие слова Алёши вам кажутся самыми
значительными?
«Будем,
во-первых и прежде всего, добры, потом честны, а потом – не будем никогда
забывать друг об друге».
(Достоевский
был уверен, что сострадание к чужому горю объединяет людей, делает их лучшими.
Впечатлительным мальчикам открылось безысходное горе капитана Снегирёва,
исстрадавшегося Илюши. В бескорыстном порыве помочь Илюше мальчики сближаются,
становятся нравственно чище. Чистый и любимый детьми взрослый человек силой
нравственного влияния скрепляет это братство.)
Рефлексия.
— Почему эти слова
адресованы детям?
—
Актуально ли произведение Достоевского сегодня? Вы живёте в
другом мире. Вы сыты, одеты, любые ваши желания исполняются. Но вы должны
знать, что и в наше время есть дети, которым не хватает заботы, любви, ласки
взрослых. Здесь уместно вспомнить о тех, кто живёт в детских домах. Будьте
сострадательны и милосердны и пусть ваши сердца отзываются желанием помочь
всем, кому нужны забота, доброта.
Прошу
не будьте люди равнодушны.
Пусть
лёд в сердцах растает навсегда.
От
доброты мир станет непременно лучше
И
не страшны нам будут непогода и беда.
Спешите
руку протянуть, прийти на помощь,
Любовь
и состраданье проявив,
И
стену безразличия к чужому горю
Делами
добрыми, участием разбив.
— Нужны ли в наше
время сочувствие, сострадание?
4.
Домашнее задание: письменный ответ на вопрос: «Нужны ли сегодня
сочувствие, сострадание?»
Приложение.Тексты.
1.Алеша никогда не мог безучастно
проходить мимо ребяток.
Подходя, он
вглядывался в их румяные, оживленные личики и вдруг увидал, что у всех
мальчиков было в руках по камню, у других так по два.
За канавкой же, примерно шагах в тридцати
от группы, стоял у забора и еще мальчик, тоже школьник, тоже с мешочком на
боку, по росту лет десяти, не больше, или даже меньше того, — бледненький,
болезненный и со сверкавшими черными глазками. Он внимательно и пытливо
наблюдал группу шести школьников, очевидно его же товарищей, с ним же вышедших
сейчас из школы, но с которыми он, видимо, был во вражде. В это мгновение в
группу как раз влетел камень, задел слегка мальчика-левшу, но пролетел мимо,
хотя пущен был ловко и энергически. Пустил же его мальчик за канавкой.
— Лупи его, сажай
в него, Смуров! — закричали все. Но Смуров (левша) и без того не заставил ждать
себя и тотчас отплатил: он бросил камнем в мальчика за канавкой, но неудачно:
камень ударился в землю.
— Ну, все разом в
него, пали! И шесть камней разом вылетели из группы. Один угодил мальчику в
голову, и тот упал, но мигом вскочил и с остервенением начал отвечать в группу
камнями. С обеих сторон началась непрерывная перестрелка, у многих в группе тоже
оказались в кармане заготовленные камни.
— Что вы это! Не
стыдно ли, господа! Шестеро на одного, да вы убьете его! — закричал Алеша.Он
выскочил и стал навстречу летящим камням, чтобы загородить собою мальчика за
канавкой. Трое или четверо на минутку унялись.
— Он сам первый
начал! — закричал мальчик в красной рубашке раздраженным детским голоском, — он
подлец, он давеча в классе Красоткина перочинным ножиком пырнул, кровь потекла.
Красоткин только фискалить не хотел, а этого надо избить…
— Да за что? Вы,
верно, сами его дразните?
— Вы туда же
идете, в Михайловскую? — продолжал тот же мальчик. — Так вот догоните-ка его…
— Так вот и
спросите его, любит ли он банную мочалку, растрепанную. Слышите, так и
спросите.
Раздался общий
хохот.
Мальчик ждал его, не двигаясь с места.
Подойдя совсем, Алеша увидел пред собою ребенка не более девяти лет от роду, из
слабых и малорослых, с бледненьким худеньким продолговатым личиком, с большими
темными и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхий
старенький пальтишко, из которого уродливо вырос. Голые руки торчали из
рукавов. На правом коленке панталон была большая заплатка, а на правом сапоге,
на носке, где большой палец, большая дырка, видно, что сильно замазанная
чернилами. В оба отдувшиеся кармашка его пальто были набраны камни.
Мальчик молча и задорно ждал лишь одного,
что вот теперь Алеша уж несомненно на него бросится; видя же, что тот даже и
теперь не бросается, совершенно озлился, как зверенок: он сорвался с места и
кинулся сам на Алешу, и не успел тот шевельнуться, как злой мальчишка, нагнув
голову и схватив обеими руками его левую руку, больно укусил ему средний ее
палец.
-Так что же я сделал и чем я виноват пред
вами, скажите?
Вместо ответа мальчик вдруг громко
заплакал, в голос, и вдруг побежал от Алеши.
2.В
знакомой уже нам комнате, в которой обитало семейство известного нам отставного
штабс-капитана Снегирева, было в эту минуту и душно, и тесно от многочисленной
набравшейся публики. Несколько мальчиков сидели в этот раз у Илюши, и хоть все
они готовы были, как и Смуров, отрицать, что помирил и свел их с Илюшей Алеша,
но это было так. Всё искусство его в этом случае состояло в том, что свел он их
с Илюшей, одного за другим, без «телячьих нежностей», а совсем как бы не
нарочно и нечаянно. Илюше же это принесло огромное облегчение в его страданиях.
Увидев почти нежную дружбу и участие к себе всех этих мальчиков, прежних врагов
своих, он был очень тронут. Одного только Красоткина недоставало, и это лежало
на его сердце страшным гнетом. Если было в горьких воспоминаниях Илюшечки нечто
самое горьчайшее, то это именно весь этот эпизод с Красоткиным, бывшим
единственным другом его и защитником, на которого он бросился тогда с ножиком.
Так думал и умненький мальчик Смуров (первый пришедший помириться с Илюшей).
Но сам
Красоткин, когда Смуров отдаленно сообщил ему, что Алеша хочет к нему прийти
«по одному делу», тотчас же оборвал и отрезал подход, поручив Смурову
немедленно сообщить «Карамазову», что он сам знает, как поступать, что советов
ни от кого не просит и что если пойдет к больному, то сам знает, когда пойти,
потому что у него «свой расчет». Это было еще недели за две до этого
воскресенья.
—
Красоткин! — крикнул вдруг один из мальчиков, первый завидевший вошедшего Колю.
Произошло видимое волнение, мальчики расступились и стали по обе стороны
постельки, так что вдруг открыли всего Илюшечку.
Но Коля уже стоял у постельки Илюши. Больной видимо
побледнел. Он приподнялся на кроватке и пристально-пристально посмотрел на
Колю. Тот не видал своего прежнего маленького друга уже месяца два и вдруг
остановился пред ним совсем пораженный: он и вообразить не мог, что увидит
такое похудевшее и пожелтевшее личико, такие горящие в лихорадочном жару и как
будто ужасно увеличившиеся глаза, такие худенькие ручки. С горестным удивлением
всматривался он, что Илюша так глубоко и часто дышит и что у него так ссохлись
губы. Он шагнул к нему, подал руку и, почти совсем потерявшись, проговорил:
— Ну что, старик… как поживаешь? Но голос его пресекся,
развязности не хватило, лицо как-то вдруг передернулось, и что-то задрожало
около его губ. Илюша болезненно ему улыбался, всё еще не в силах сказать слова.
Коля вдруг поднял руку и провел для чего-то своею ладонью по волосам Илюши.—
Ни-че-го! — пролепетал он ему тихо, не то ободряя его, не то сам не зная, зачем
это сказал. С минутку опять помолчали.— Что это у тебя, новый щенок? — вдруг
самым бесчувственным голосом спросил Коля.
— Да-а-а! —
ответил Илюша длинным шепотом, задыхаясь.— Черный нос, значит, из злых, из цепных,
— важно и твердо заметил Коля, как будто всё дело было именно в щенке и в его
черном носе. Но главное было в том, что он всё еще изо всех сил старался
побороть в себе чувство, чтобы не заплакать как «маленький», и всё еще не мог
побороть.
3.
Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для
жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из
детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот
какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства,
может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких
воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и
одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то
может послужить когда-нибудь нам во спасение. Мало того, может быть, именно это
воспоминание одно его от великого зла удержит, и он одумается и скажет: «Да, я
был тогда добр, смел и честен»
Господа, милые мои господа, будем все
великодушны и смелы, как Илюшечка, умны, смелы и великодушны, как Коля (но
который будет гораздо умнее, когда подрастет), и будем такими же стыдливыми, но
умненькими и милыми, как Карташов.
Давно хотел написать этот пост, да всё руки не доходили) Анализируя причины того, почему те или иные люди так любят СССР и продолжают его любить, даже несмотря на то, что факты убеждают в обратном, я пришел к выводу, что причины этого кроются в раннем детстве.
Современные исследователи закрытых обществ часто пишут об импринтинге — таким словом называют впитанную в раннем детстве догматику, расстаться с которой очень сложно даже под влиянием рациональных аргументов. Подобное встречается и в радикально-религиозных обществах, и просто в закрытых диктатурах вроде советской или северокорейской — несмотря на декларируемый «светский» характер, изнутри там всё очень похоже на религию.
Видео дня
У меня дома большая библиотека, немало томов в которой занимают издания времён СССР. Для сегодняшнего поста я проанализировал две книги, школьный учебник и собрание стихотворений известного детского поэта, чтобы показать вам, как уже с самого раннего детства в СССР детям «промывали мозги» коммунистической пропагандой, пишет Максим Мирович в Facebook.
В общем, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как промывали мозги советским детям.
01. Начнём, пожалуй, с учебника. Советские учебники русского языка для школьников в позднем СССР (где-то начиная с 1960-х годов) были похожи как две капли воды и имели абсолютно одинаковые разделы, реплицируемые из более ранних изданий в более поздние. Разделы были следующими — нейтральные рассказы про природу «(ой ты наша зимушка-зима!»), рассказы про жизнь октябрят и пионеров, рассказы про советскую армию, рассказы о разделе Второй мировой войны под названием «Великая Отечественная» и рассказы про Октябрьский переворот, именуемый Революцией. Ещё (опционально) мог быть отдельный раздел про жизнь Ильича, его жизнь в шалаше и хитромудрые уходы от царской охранки.
Отдельное обязательное место занимал раздел, рассказывающий про «бедную и несчастную» жизнь крестьян до революции. Там всегда присутствовали образы маленьких мальчиков, которые вместо школы пашут на конях, и рабочих с красным флагом, на которых нападают жандармы и казаки. Абсолютно везде лепили стихи Сергея Михалкова (о нём еще поговорим ниже) с такими строками:
«А если станет невтерпежь,
В сердцах сожмешь кулак
Прибаки требовать пойдешь,
Поднимешь красный флаг —
Жандармы схватят, изобьют,
Узнаешь, где острог
И как колодники поют
Когда их путь далёк.»
О том, что коммунистчиеские власти за подобные демонстрации вас не бросят в острог, а просто расстреляют, как в Новочеркасске в 1962 году или в Гданьске в 1970-м, в учебниках предпочитали как-то не упоминать.
02. Вообще, теме протестов против «угнетения прав рабочих» во времена дореволюционной России форсилась в этих книженциях достаточно активно, помню десятки рассказов вроде «Фонарик» или «Флаг забастовки», которые рассказывали о протестах бедных рабочих. Вот только о том, что на самом деле «бедные рабочие» в дореволюционные времена жили значительно богаче и свободнее советских, могли себе позволить квартиры и неплохую мебель, тоже как-то предпочитали молчать.
03. Примерно в брежневские годы зацементировалась «официальная картинка» Октябрьского переворота, одинаковые визуальные образы тех событий кочевали из книги в книгу — одетый в черную тройку Ленин на броневике, крейсер «Аврора», одетые в гражданское «красногвардейцы», матросы и солдаты, вооруженные винтовками-трехлинейками, пулемётами Максима и маузерами. Отступать от канона считалось чем-то сродни святотатству, как если бы в средние века на иконе вдруг нарисовали «неканоничный» посторонний предмет.
В общем, картинка «Октября» должна была выглядеть примерно вот так:
04. Картинка «царской России» тоже была весьма каноничной — никто не рисовал в книгах шикарные доходные дома начала XX века, красивые парки, вежливых и учтивых горожан. Нет, если речь шла о временах до октября 1917 года — то показать должны были обязательно какое-то низкое, маленькое и темное помещение, освещенное лучиной либо керосиновой лампой, в котором люди тяжело и много работают, а за окном обязательно должна была быть зимняя или осенняя дождливая ночь.
Ещё обязательно нужно было нарисовать «угнетателей трудового народа» — как правило, рисовали какого-нибудь помещика или домовладельца, или пожилую «хозяйку», на которых художники отрывались по полной — все были сплошь носатыми, пузатыми, страшными и толстыми. Ну, чтобы советскому школьнику было понятно, кого в 1917-м свергли. Упыри какие-то короче!
05. А ещё очень смешно показывали образы «буржуинов, западных рабовладельцев и всяких интервентов». На иллюстрации к гайдаровскому «Мальчишу-Кибальчишу» (рассказу из повести «Военная тайна») солдат «империалистических армий» рисовали во фраках, цилиндрах и лаковых туфлях — словом, во всём том, что было так ненавистно «трудовому народу») Вот вам смешно, а школьник в каком-нибудь Сургуте или Иркутске действительно верил, что всё так и было.
06. Помимо чисто школьной «обработки», на советского ребёнка наваливалась ещё и пропаганда из «обычных» книжек. Особенно в этом усердствовал Сергей Михалков, детский поэт и по совместительству ярый сталинист. Драматург Анатолий Мареингоф рассказывал, что на одном из обедов в Кремле Сергей Михалков, заикаясь (зная, что это нравится Сталину) выклянчил у последнего недоеденный чебурек — «Иосиф Виссарионович, это мне на память!»
О чём писал любитель сталинских объедков? У меня в библиотеке есть собрание его стихов, изданное в 1953 году. Там очень много всего интересного, что повыбрасывали из более поздних изданий, особенно после 1956 года.
Вот, например, стихотворение про использование детского труда на заводах во времена СССР. Следите за руками — то, что дети работали в царской России — это очень плохо и вообще против этого боролись большевики. А то, что те же дети вместо учебы работают и во времена СССР — это очень хорошо и вообще прогресс.
07. Вот тоже замечательное стихотворение, отражающее шпиономанию 1930-х годов — школьники отловили неизвестного прохожего и тут же сдали его «в органы». Разумеется, всем известно, что если ты гуляешь и не имеешь документов — то ты агент империалистической разведки. Стучи на всех, сдавай прохожих.
08. Ещё по таким книгам очень интересно наблюдать, как формировался и к 1940-50-м годам уже сформировался полностью культ личностей Ленина и Сталина. Бертран Рассел, Карл Поппер, а также более поздние исследователи тоталитарных идеологий XX века, воде Сэма Харриса, отмечали, что коммунистическая идеология была построена по образцу классичиеской авраамической религии — с догматикой, чудесами, пророками и даже «тем светом» — коммунизмом, в который мы все обязательно попадём.
Даже сам поход в музей Ленина напоминает поход в храм — музей представляет собой большой красивый красный дом, похожий на дворец, в который мальчика ведет в воскресенье старшая сестра.
09. В музее рассказывается про житие гражданина Ульянова, выслушивать про которое нужно с благоговейным трепетом, причём сакрально-духовное значение приобретает даже чайник Вождя, на который хочется смотреть и смотреть, не отрываясь.
10. В конце стихотворения про музей описана присяга «юных ленинцев», что очень напоминает религиозное причастие, тоже практикующееся во многих религиях. А на страничке справа размещен тоже очень интересный стишок под названием «Счастье», в котором автор признаётся в своей любви к Сталину, который «обнимал всех детей на свете», вы только вчитайтесь в эти строки:
«В день парада,
В утро Первомая,
В майский день весенней чистоты,
Девочку высоко поднимая,
Принял вождь
Из детских рук цветы.
Тот, кто был тогда у стен кремлёвских, —
Тот душой и сердцем понимал:
В этот миг
Наш Сталин по-отцовски
Всех детей на свете обнимал!
Всех детей на свете:
Честных, дружных,
Тех, кто счастлив,
Тех, кто угнетён
Белых,
Чёрных,
Северных и южных,
Всех народов
Наций
И племён…»
11. Или вот, например, стихотворение «Смена». Речь в нём идет про то, что в районе Красной площади остановились автомобили и пропускают через переход группу детей из детского сада.
12. Мысленно рассуждая о том, кем станут эти дети, пассажиры приходят к мнению, что дети обязательно станут «ленинцами, сталинцами и коммунистами». Это как если бы сейчас кто-то, глядя на пятилетних детей, всерьез рассуждал о том, что мол «вон идут будущие члены партии «Единая Россия»))
13. Не обошлось в пропагандистских стишках Михалкова и без «очернения запада», вот например стихотворение о советских детях, оставшихся после Второй мировой войны вне территории СССР. Флаг, который «полощется над ними», конечно же «чужой и надменный» (а каким еще может быть флаг Британии, в самом деле), а английским военным дети говорят «гутен таг». Зачем с англичанами здороваться по-немецки — автор не уточняет, и так сойдёт, иностранное слово же.
14. А наиболее смешно выглядят рассуждения Михалкова о том, кем вне СССР станет условный «малыш из-под Пскова», здесь автор перечисляет ровно то, что как раз ждало бы малыша в СССР — солдат, шпион, раб, безмолвный рабочий скот в колхозе за трудодни.
15. Помимо этого, в стихах Михалкова постоянно присутствует военная тематика, одного мальчика он обзывает «мимозой» за то, что тот не готов к тому, «чтоб стать пилотом, быть отважным моряком, чтоб лежать за пулемётом, управлять броневиком». Короче, не готов сгореть в танке за советскую бюрократию — ты не человек, а растение.
16. Или вот. Даже простой урок подаётся как какая-то «военная игра». И после этого вы ещё удивляетесь, почему все поклонники СССР такие воинственные. Да у них что ни день — то баталия:)
Такие дела. Как видите, промывать мозги и готовить к лояльности к советской власти в СССР начинали уже с самого детства. Расскажите об этом посте друзьям, пусть тоже почитают.
А вы помните какие-нибудь образцы советской пропаганды из детства?
Расскажите, интересно)
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…