Характеристика коли красоткина из рассказа братья карамазовы

Гбоу уфимская кш 120 для обучающихся с зпр открытый урок внеклассного чтения путь к состраданию , посвященный 200-летию со

ГБОУ Уфимская КШ
№120 для обучающихся с ЗПР

Открытый урок
внеклассного чтения

« Путь к
состраданию» ,

посвященный
200-летию со дня рождения

Ф. М. Достоевского

(по рассказу
«Мальчики» из романа

«Братья Карамазовы»

Провела в 8 классе

учитель русского
языка

и литературы
Галеева Э.Ф.

                                                          
2021

Цели:

Обучающая:

— познакомить
обучающихся с биографией русского писателя Ф.М. Достоевского, особенностями его
мировоззрения, , раскрыть детскую тему в его творчестве.

Развивающая:

Развивать
навыки анализа художественного текста, учить сравнивать, обобщать, делать
выводы.

— развитие
критического мышления и умения работать в группе.

Воспитательная:

Через осмысление
творческого наследия Достоевского, в чьих произведениях затрагиваются проблемы
трудного детства, взросления человека, добра, зла, милосердия, сострадания,
приобщить подрастающее поколение к духовным ценностям, поставить вопросы
нравственного ориентира в жизни. При обсуждении текстов важно проследить за
жизнью маленьких героев, их мыслям, поступкам, выявить мотивы, понять основную
идею, заложенную в повестях и романах классика: путь к милосердию и
праведности, справедливости и счастью возможен через страдания, испытания, боль
и утрату.

                                                    
 На доске – высказывания Ф.М.Достоевского:

Я
не хочу и не могу верить, чтобы зло

                                                         было
нормальным состоянием людей.

                                                           
                    
/Достоевский Ф.М./

…ребенок
что цветок, что листок, завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху,
воли, свежей пищи, и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или
капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе –
пыль, кирпич и известка.

(Ф.М.Достоевский)

                
Сострадание
есть величайшая форма человеческого существования.

(Ф.М.Достоевский)

Слово
учителя

Прикоснувшись к творчеству Достоевского в этом году, мы открыли одну из
важнейших тем. Какую? (Тему детства, роли детей в жизни человека)

 —
Уточним, какая сторона детской жизни интересовала писателя. Обратимся ко
третьему эпиграфу. О чем же писал Достоевский, говоря о детях?


детском страдании.  

Мы
слышим боль и отчаяние автора

в
строчках, посвященных этой теме.)

Пока
мы боль чужую чувствуем,

Пока
живёт в нас сострадание,

Пока
переживаем мы и действуем,

Есть
в нашей жизни оправдание.


На доске записаны слова ЧУВСТВОВАТЬ, СТРАДАТЬ, ПЕРЕЖИВАТЬ.  Как они связаны с
произведением Достоевского? Что изменится, если мы добавим приставку СО к этим
словам? Что означает эта приставка? (Вместе, сообща) А получившиеся слова имеют
отношение к прочитанным главам? Сочувствие, сострадание, сопереживание были
доступны детям с самого начала? (Нет.) Значит, они прошли какой-то путь к
этому? Как же сформулируем тему урока?

 (Путь
к состраданию.

 (по
отрывку  из романа Ф.М.Достоевского

«Братья
Карамазовы» — «Мальчики»).

 Запишите
тему урока
.

         
Фёдор Михайлович Достоевский – один из самых значительных русских писателей.
Его романы, повести, рассказы, дневники принесли ему всемирную славу. В мире
его считают классиком мировой литературы.

С
творчеством Ф. М. Достоевского и его биографией более основательно вы
познакомитесь в старших классах. Сейчас нас познакомят с некоторыми фактами из
его биографии /  несколько заранее подготовленных ученико озвучивают
факты биографии/

 Факты
из биографии Фёдора Михайловича Достоевского.

-Прожил
59 лет, большую часть которых в болезни.

-Научился
читать сам по религиозным книгам.

-Любимым
писателем был Пушкин А.С., значительную часть произведений которого Фёдор
Михайлович знал наизусть.


детстве он не интересовался играми своих сверстников, предпочитая всё свободное
время проводить за книгами.
По вечерам устраивались домашние чтения:
родители и старшие дети читали по очереди вслух, а младшие слушали. Читали
Державина, Жуковского, Карамзина, исторические романы. Много читали и сами
дети. К семнадцати годам Достоевский уже прочел Пушкина (которого «почти всего
знал наизусть»), Державина, Лермонтова, Бальзака, Шиллера, Гюго, Гофмана,
Шекспира, Гёте, Купера, Паскаля, В. Скотта.

Нельзя
сказать, что жизнь будущий писатель узнавал только по книгам. Они со старшим
братом Михаилом учились в частной школе. У Достоевских было маленькое имение
Даровое в Тульской губернии, летом семья уезжала туда, мальчики иногда помогали
работавшим крестьянам. Но то, что великий и таинственный мир подлинной
литературы очень повлиял на его становление в детстве и юности, –
бесспорно. «Без святого и драгоценного, без зачатков положительного и
прекрасного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить
человек, – писал он впоследствии. – Самые сильнейшие и влияющие
воспоминания почти всегда те, которые остаются из детства».

-За
свою жизнь написал 8 романов, 26 повестей, много рассказов.

-Мировой
общественностью составлен список «Сто лучших книг мира».

Четыре
романа Достоевского: «Бесы», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья
Карамазовы» включены в этот список.

-За
участие в революционном кружке был приговорён к смертной казне. Буквально в
последний момент приговор был смягчён. Его отправили на каторгу, где он провёл
четыре года.

-За
время каторги личность его перетерпела изменения – он стал глубоко верующим
человеком.

-Признание
Достоевский получил после смерти.

Слово
учителя
:
Говорят, характер человека закладывается в раннем детстве, и
потом изменить его невозможно. Именно детские впечатления стали основой для
всего творчества Достоевского. Произведений о детях и для детей в творчестве  Достоевского
не так уж и много. Писатель любил детей, считал их ангелами. Любил за ними
наблюдать, общаться. Особенно он был неравнодушен к детям из бедных семей. Он
прекрасно понимал, что судьба таких детей будет непростая, что в будущем их
ждут разочарования, унижения, особая ниша в социальной прослойке общества.

О
судьбах таких детей нам повествует автор в рассказах «Мальчик с ручкой»,
«Мальчик у Христа на ёлке», «Ёлка и свадьба», «Неточка Незванова»,  «Маленький
герой», «Мужик Марей», «Подросток», «Илюшечка» ( главы из романа «Братья
Карамазовы»).

Эти
рассказы собраны в «Дневнике писателя».
Достоевский –
сложный писатель. Но он считал, что и в самых сложных его книгах есть эпизоды,
доступные детскому пониманию. Он хотел выбрать такие отрывки и издать их
отдельной книгой. Смерть помешала писателю, но остались записи о том, что хотел
включить Федор Михайлович в эту книгу. Такой сборник подготовил и издал сначала
Миллер, хорошо знавший Достоевского.
А впоследствии Достоевский Дмитрий
Андреевич, правнук великого писателя, издает эту книгу по оставшимся архивным
документам.  Туда вошли и главы из большого и серьезного романа «Братья
Карамазовы». С отрывками из этого произведения вы и познакомились дома. Также
вы просмотрели художественный фильм «Мальчики», поставленный из части четвертой
Книги десятой большого романа. История
о Коле Красоткине и его дружбе с мальчиком Илюшей очень трогательная.

 —
Попробуем восстановить логическую или хронологическую цепочку. — Рассмотрим
сюжетную линию произведения
.
На доске – иллюстрации к роману.

1.
Мальчики учатся в предгимназии, т.е. в начальной школе. К ним поступает Илюша
Снегирев, мальчик из очень бедной семьи. Коля Красоткин сначала берет его под
защиту.

2.
Слуга Смердов ради смеха подговаривает Илюшу бросить кусок хлеба с булавкой
бездомной Жучке. Та, визжа, убегает.

3.
Сцена у трактира, где брат Алеши Карамазова Дмитрий избивает пьяного отца Илюши
на глазах его одноклассников, обзывая «мочалкой». Ребята начинают травлю Илюши,
который им дает отпор.

4.Коля
хочет воспитать твердость в Илюше и отказывает ему «временно» в дружбе.

5. 
В тот же день мальчики закидывают Илюшу камнями. Их останавливает Алеша. Но
озлобленный Илюша кусает его за палец.

6.
Алеша идет домой к Снегиревым. Разговаривает с мальчиками, объясняя ситуацию. У
Илюши начинается лихорадка. Смуров первый мирится с Илюшей. Мальчики, осознав
свою неправоту, начинают ходить к Илюше, кроме Коли.

7.
Коля находит Жучку, дрессирует ее и приводит к Илюше.

8.
Доктор сообщает о тяжести болезни Илюши.

9.
Смерть Илюши, речь Алеши у камня.

Беседа:


Ребята, кто из героев проходит путь к состраданию, к добру? (все мальчики)


Кого из героев мы можем назвать проводником в этом пути? (Алеша Карамазов)


Чтобы продолжить беседу, дальше мы будем работать в группах.
 раздаю
листочки с отрывками из рассказа с описанием эпизодов. Задание: дописать
пропущенные слова, затем отрывок зачитать.

1
группа —
«Связался
со школьниками»

·       
Почему
мальчики так озлобились, даже «остервенели» в драке?

·       
С
помощью каких слов автор вызывает сочувствие к Илюше?

·       
Что
по этой главе вы можете сказать об Алёше Карамазове?

·       
Согласны
ли вы со словами штабс-капитана Снегирёва: «Дети в школах народ безжалостный:
порознь ангелы Божии, а вместе…часто безжалостны».

2
группа
.
—   Болезнь Илюши

·       
Кто
из мальчиков первым пришёл помириться с Илюшей?

·       
Какие
чувства испытал Илюша, увидев «участие к себе всех этих мальчиков»?

·       
Почему Коля так долго не приходил к Илюше?

·       
Ради себя или ради него он выжидал?

3
группа

Речь у камня

·       
Почему
дети поддаются нравственному влиянию Алёши Карамазова?

·       
Какую
роль сыграл Алёша в жизни Мальчиков?

·       
Какие слова выбирает Алеша, чтобы
проникнуть в души мальчиков? Есть ли назидательность в этой речи? Благодаря
чему эта речь была единодушно одобрена и поддержана мальчиками.

Итог
урока.
— Какая часть , по-вашему является
основной для понимания замысла писателя? Что хотел сказать автор? Чьими устами
он говорит это?

           
«Братья Карамазовы» — это последний роман Ф.М. Достоевского. «Смерть Илюши» —
его заключительная глава, следовательно речь Алёши у камня – это последнее
слово писателя. Посмотрим видеоролик «Отрывок их художественного фильма
«Мальчики» с речью Алеши у камня».

-Какие слова Алёши вам кажутся самыми
значительными?

«Будем,
во-первых и прежде всего, добры, потом честны, а потом – не будем никогда
забывать друг об друге».
   

(Достоевский
был уверен, что сострадание к чужому горю объединяет людей, делает их лучшими.
Впечатлительным мальчикам открылось безысходное горе капитана Снегирёва,
исстрадавшегося Илюши. В бескорыстном порыве помочь Илюше мальчики сближаются,
становятся нравственно чище. Чистый и любимый детьми взрослый человек силой
нравственного влияния скрепляет это братство.)

 Рефлексия.

— Почему эти слова
адресованы детям?


Актуально ли произведение Достоевского сегодня?
  Вы живёте в
другом мире. Вы сыты, одеты, любые ваши желания исполняются. Но вы должны
знать, что и в наше время есть дети, которым не хватает заботы, любви, ласки
взрослых. Здесь уместно вспомнить о тех, кто живёт в детских домах. Будьте
сострадательны и милосердны и пусть ваши сердца отзываются желанием помочь
всем, кому нужны забота, доброта.

Прошу
не будьте люди равнодушны.

Пусть
лёд в сердцах растает навсегда.

От
доброты мир станет непременно лучше

И
не страшны нам будут непогода и беда.

Спешите
руку протянуть, прийти на помощь,

Любовь
и состраданье проявив,

И
стену безразличия к чужому горю

Делами
добрыми, участием разбив.

— Нужны ли в наше
время сочувствие, сострадание?

4.
Домашнее задание:
письменный ответ на вопрос: «Нужны ли сегодня
сочувствие, сострадание?»

Приложение.Тексты.

1.Алеша никогда не мог безучастно
проходить мимо ребяток.

Подходя, он
вглядывался в их румяные, оживленные личики и вдруг увидал, что у всех
мальчиков было в руках по камню, у других так по два.

За канавкой же, примерно шагах в тридцати
от группы, стоял у забора и еще мальчик, тоже школьник, тоже с мешочком на
боку, по росту лет десяти, не больше, или даже меньше того, — бледненький,
болезненный и со сверкавшими черными глазками. Он внимательно и пытливо
наблюдал группу шести школьников, очевидно его же товарищей, с ним же вышедших
сейчас из школы, но с которыми он, видимо, был во вражде. В это мгновение в
группу как раз влетел камень, задел слегка мальчика-левшу, но пролетел мимо,
хотя пущен был ловко и энергически. Пустил же его мальчик за канавкой.

— Лупи его, сажай
в него, Смуров! — закричали все. Но Смуров (левша) и без того не заставил ждать
себя и тотчас отплатил: он бросил камнем в мальчика за канавкой, но неудачно:
камень ударился в землю.

— Ну, все разом в
него, пали! И шесть камней разом вылетели из группы. Один угодил мальчику в
голову, и тот упал, но мигом вскочил и с остервенением начал отвечать в группу
камнями. С обеих сторон началась непрерывная перестрелка, у многих в группе тоже
оказались в кармане заготовленные камни.

— Что вы это! Не
стыдно ли, господа! Шестеро на одного, да вы убьете его! — закричал Алеша.Он
выскочил и стал навстречу летящим камням, чтобы загородить собою мальчика за
канавкой. Трое или четверо на минутку унялись.

— Он сам первый
начал! — закричал мальчик в красной рубашке раздраженным детским голоском, — он
подлец, он давеча в классе Красоткина перочинным ножиком пырнул, кровь потекла.
Красоткин только фискалить не хотел, а этого надо избить…

— Да за что? Вы,
верно, сами его дразните?

— Вы туда же
идете, в Михайловскую? — продолжал тот же мальчик. — Так вот догоните-ка его…

— Так вот и
спросите его, любит ли он банную мочалку, растрепанную. Слышите, так и
спросите.

Раздался общий
хохот.

Мальчик ждал его, не двигаясь с места.
Подойдя совсем, Алеша увидел пред собою ребенка не более девяти лет от роду, из
слабых и малорослых, с бледненьким худеньким продолговатым личиком, с большими
темными и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхий
старенький пальтишко, из которого уродливо вырос. Голые руки торчали из
рукавов. На правом коленке панталон была большая заплатка, а на правом сапоге,
на носке, где большой палец, большая дырка, видно, что сильно замазанная
чернилами. В оба отдувшиеся кармашка его пальто были набраны камни.

Мальчик молча и задорно ждал лишь одного,
что вот теперь Алеша уж несомненно на него бросится; видя же, что тот даже и
теперь не бросается, совершенно озлился, как зверенок: он сорвался с места и
кинулся сам на Алешу, и не успел тот шевельнуться, как злой мальчишка, нагнув
голову и схватив обеими руками его левую руку, больно укусил ему средний ее
палец.

-Так что же я сделал и чем я виноват пред
вами, скажите?

Вместо ответа мальчик вдруг громко
заплакал, в голос, и вдруг побежал от Алеши.

2.В
знакомой уже нам комнате, в которой обитало семейство известного нам отставного
штабс-капитана Снегирева, было в эту минуту и душно, и тесно от многочисленной
набравшейся публики. Несколько мальчиков сидели в этот раз у Илюши, и хоть все
они готовы были, как и Смуров, отрицать, что помирил и свел их с Илюшей Алеша,
но это было так. Всё искусство его в этом случае состояло в том, что свел он их
с Илюшей, одного за другим, без «телячьих нежностей», а совсем как бы не
нарочно и нечаянно. Илюше же это принесло огромное облегчение в его страданиях.
Увидев почти нежную дружбу и участие к себе всех этих мальчиков, прежних врагов
своих, он был очень тронут. Одного только Красоткина недоставало, и это лежало
на его сердце страшным гнетом. Если было в горьких воспоминаниях Илюшечки нечто
самое горьчайшее, то это именно весь этот эпизод с Красоткиным, бывшим
единственным другом его и защитником, на которого он бросился тогда с ножиком.
Так думал и умненький мальчик Смуров (первый пришедший помириться с Илюшей).

    Но сам
Красоткин, когда Смуров отдаленно сообщил ему, что Алеша хочет к нему прийти
«по одному делу», тотчас же оборвал и отрезал подход, поручив Смурову
немедленно сообщить «Карамазову», что он сам знает, как поступать, что советов
ни от кого не просит и что если пойдет к больному, то сам знает, когда пойти,
потому что у него «свой расчет». Это было еще недели за две до этого
воскресенья.


Красоткин! — крикнул вдруг один из мальчиков, первый завидевший вошедшего Колю.
Произошло видимое волнение, мальчики расступились и стали по обе стороны
постельки, так что вдруг открыли всего Илюшечку.

   Но Коля уже стоял у постельки Илюши. Больной видимо
побледнел. Он приподнялся на кроватке и пристально-пристально посмотрел на
Колю. Тот не видал своего прежнего маленького друга уже месяца два и вдруг
остановился пред ним совсем пораженный: он и вообразить не мог, что увидит
такое похудевшее и пожелтевшее личико, такие горящие в лихорадочном жару и как
будто ужасно увеличившиеся глаза, такие худенькие ручки. С горестным удивлением
всматривался он, что Илюша так глубоко и часто дышит и что у него так ссохлись
губы. Он шагнул к нему, подал руку и, почти совсем потерявшись, проговорил:

— Ну что, старик… как поживаешь? Но голос его пресекся,
развязности не хватило, лицо как-то вдруг передернулось, и что-то задрожало
около его губ. Илюша болезненно ему улыбался, всё еще не в силах сказать слова.
Коля вдруг поднял руку и провел для чего-то своею ладонью по волосам Илюши.—
Ни-че-го! — пролепетал он ему тихо, не то ободряя его, не то сам не зная, зачем
это сказал. С минутку опять помолчали.— Что это у тебя, новый щенок? — вдруг
самым бесчувственным голосом спросил Коля.

— Да-а-а! —
ответил Илюша длинным шепотом, задыхаясь.— Черный нос, значит, из злых, из цепных,
— важно и твердо заметил Коля, как будто всё дело было именно в щенке и в его
черном носе. Но главное было в том, что он всё еще изо всех сил старался
побороть в себе чувство, чтобы не заплакать как «маленький», и всё еще не мог
побороть.

3.
Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для
жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из
детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот
какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства,
может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких
воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и
одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то
может послужить когда-нибудь нам во спасение. Мало того, может быть, именно это
воспоминание одно его от великого зла удержит, и он одумается и скажет: «Да, я
был тогда добр, смел и честен»

Господа, милые мои господа, будем все
великодушны и смелы, как Илюшечка, умны, смелы и великодушны, как Коля (но
который будет гораздо умнее, когда подрастет), и будем такими же стыдливыми, но
умненькими и милыми, как Карташов.

(470 слов) Главный герой рассказа И.С. Тургенева «Муму» – крепостной крестьянин Герасим. Мужчина был немой от рождения. Он жил один в своей родной деревне, в маленькой избушке, отдельно от своих братьев. Там он работал в поле, был очень сильным и работящим. Барыня привезла Герасима из деревни в Москву, чтобы он служил у неё дворником. В городе первое время он остро чувствовал тоску по родным краям. Трудился он всегда добросовестно: тщательно убирал, гонял воров и хулиганов от барского дома. Дворовые побаивались Герасима из-за его могучей стати и отсутствия речи, но он мог объясняться с ними жестами.

Внешность Герасима очень необычна. Он был здоров и силён. Ростом он был двенадцать вершков (195 сантиметров). Его богатырская наружность впечатляла окружающих. В его крупных руках и ногах ощущалась уверенность движений, в походке – твёрдость. Лицо его не выражало эмоций, казалось безжизненным. Длинные волосы и отпущенная борода делали его образ ещё более суровым. Одевался он скромно. В городе ему купили новую хорошую одежду. Жил Герасим в маленькой каморке над кухней, где собственноручно соорудил себе кровать из дубовых досок. Он не любил, чтобы к нему ходили, поэтому запирал своё жилище на замок.

Герасим полюбил прачку Татьяну, по натуре скромную и смиренную. Он ухаживал за ней, защищал от насмешек дворни. Он ждал нового кафтана, обещанного ему дворецким, в котором собирался пойти к барыне, чтобы просить разрешения жениться на Татьяне. Но его планы были разрушены: барыня выдала прачку за башмачника и пьяницу Капитона Климова, думая, что после свадьбы он остепенится. Через год после неудачи в любви Герасим обрёл новое счастье. Он спас собачку, тонувшую в реке, выходил и полюбил её всем сердцем, дав ей кличку Муму. Собачка не понравилась капризной барыне, и она потребовала избавиться от неё. Герасим утопил Муму в реке. Он был верен хозяйке, поэтому выполнил её жестокую прихоть. Решение утопить свою любимую питомицу далось ему очень сложно, но противиться приказу он не мог. После всех трагических происшествий, Герасим понял, что не сможет больше служить бесчувственной барыне, поэтому он покинул московский дом. Он смог вернуться пешком в свою родную деревню, что говорит о его уме и выносливости. Там он остался жить в полном одиночестве. Когда в городе заметили исчезновение дворника, барыня не стала посылать за ним, а сочла его побег предательством. Герасим ради неё пошёл на большие жертвы, которые не были оценены. 

Нелёгкая судьба Герасима вызывает сострадание. За большой, грубой и выразительной фигурой главного героя скрывался очень добрый и спокойный человек с чутким сердцем. Герой был простодушен и честен в своих поступках. Исходя из произошедших событий, можно сделать вывод, что он был силён не только физически, но и духовно. Безмолвный силач оказался чувствительным и заботливым человеком, преданным своей хозяйке. Барыня, богатая и избалованная дама, нёсшая бесполезное существование, отняла у Герасима всё самое дорогое. И.С. Тургенев в своём рассказе показал глубину человеческой души простого крестьянина. Автор даёт понять, что человек низшего сословия способен обладать более высокими духовными качествами, чем представители помещичьего класса. 

Черты характера Герасима и отношение к нему других людей Цитаты
Отношение дворни к Герасиму …И чем ты этого медведя к себе приворожила? А ведь он убьет тебя, пожалуй, медведь эдакой…»
Ему были присущи серьезность и порядочность «…Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться…»
Он был нелюдим …Он не любил, чтобы к нему ходили…»
Отношение Герасима к дворне …Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, – они его побаивались, – а коротких; он считал их за своих…»
Герасим силен и трудолюбив «…Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него…»
Отношение Герасима к городу …Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется, скучал и недоумевал, как недоумевает молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо…»
Ему свойственны смекалка и чуткость «…Как все глухонемые, он очень был догадлив и очень хорошо понимал, когда над ним или над ней смеялись…»
Герасим честен и прямолинеен  «…он сделает, коли обещал. Уж он такой… Уж коли он обещает, это наверное…»
Отношение барыни к Герасиму  «…Она его жаловала, как верного и сильного сторожа…»
Отношение Герасима к барыне «…Герасим порядком ее побаивался, но все‑таки надеялся на ее милость…»
Отношение Герасима к любви «Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений — бог его знает!» (о Татьяне)

«…со времени своего возвращения из Москвы он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит…»

Автор: Диана Танцур

Сочинения по литературе
Сочинение рассуждение

Поделиться

«Детство» — одно из первых произведений Льва Николаевича Толстого, с которого и начался его долгий творческий путь. Данная повесть имеет автобиографический характер.

История создания

Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести “Детство” – первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всем ровнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения.

Работа над произведением шла более года, и вскоре повесть увидела свет на страницах журнала “Современник”. Чтобы понять книгу и ее создателя, нужно, прежде всего, обратиться к его жизнеописанию. История детства Толстого подробно описывается в его биографии.

Жанр и направление

Жанр книги — автобиографическая повесть. Направление – реализм, ведь все основные события основываются на фактах из жизни писателя. Все то, о чем рассказывается в произведении, показывает быт и нравы русских дворян 19 столетия.

Повесть входит в состав трилогии, как известно, после «Детства» следуют «Отрочество» и «Юность» Николеньки.

Суть

В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.

Николай сталкивается с самыми разными явлениями. У него умирает мать, а он вынужден покинуть дом и отправиться на обучение в большой и чужой город. Там у него начинается новая жизнь, полная приключений, открытий и размышлений. Сюжет книги мы описали кратко и точно в кратком содержании по главам.

Главные герои

Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной статье. Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.

  1. Николенька Иртеньев — главный герой, мальчик из дворянской семьи. Он очень тонко чувствует мир, умен не по годам, но сам процесс учебы скучен для него. Николенька старается во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за обостренной чувствительности и вспыльчивости. Он добр, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто подражает старшим или более сильным ровесникам.
  2. Мама — в самой повести автор не показывается характер женщины напрямую, но мы можем проследить ее влияние на сына. Благодаря доброму материнскому сердцу, мальчик стал таким чутким и сострадательным.
  3. Папа – рассудительный и строгий мужчина. Герой любит его не меньше, отец сохраняет авторитет перед сыном в любой ситуации.
  4. Наталья Савишна — экономка, бывшая няня мамы Николеньки. По своей натуре очень альтруистичная женщина, готова всю себя отдать ради семьи, которой служит.
  5. Карл Иванович — учитель Николеньки, очень добрый и заботливый человек, желающий для мальчика только лучшего.

Темы

  1. Основная тема повести — становление личности. Человек приобретает индивидуальность, начиная с самого детства. События в раннем возрасте в дальнейшем влияют на судьбу людей, определяют ее во многом. Толстой показывает диалектику души героя – процесс его развития. Каждой черте, каждому жесту есть объяснение, и искать его нужно именно в детстве.
  2. Еще одна немаловажная тема – воспитание. Героя окружают заботой и вниманием с юных лет, он чувствует себя нужным. Поэтому хорошие качества зачастую мешают ему поступать дурно. Это не заслуга генетики, он просто хорошо воспитан, и, усваивая манеры в городской среде, он постепенно становится все более рассудительным и дальновидным.
  3. Материнская любовь – тоже центральная тема в повести. Именно мама научила сыновей тонко чувствовать мир вокруг них, наградила детей обостренным чувством справедливости и сочувствия. Получая ласку и теплоту материнского участия, они и сами стали милосердными, внимательными и неравнодушными людьми, которые были в состоянии признать ошибки и загладить вину.
  4. Тема семьи – тоже очень важный аспект. Взаимоотношения родственников во многом определяют будущее детей. Видя процветающий дом и благополучие, они стремятся построить свою жизнь по образу и подобию родных.
  5. Роль учителя. Толстой понимает всю важность воспитателя для воспитанника. Карл Иванович не распускает учеников, проявляет твердость, но при этом он искренне расположен к ним. Старик любит и уважает детей, не позволяя себе грубостей в отношении них.

Проблематика

В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.

  • Потеря близкого человека. Дети особенно близко к сердцу принимают утраты. Особенно в семье. Писатель показал, как сыновья тоскуют по матери, как им больно ее потерять. Они просто не знают, как жить дальше. Эта проблема не имеет универсального решения, но родные должны сделать все возможное, чтобы дети не чувствовали себя сиротами. Это единственный выход из положения, и Толстой показывает, как необходимо себя вести в подобной ситуации.
  • Дурное влияние. Ребенок очень подвержен влиянию извне. Его легко сбить с пути истинного, особенно, если его воспитывали мягко, без особой требовательности. Николай поддался вредным настроениям и стал вести себя дурно по отношению в другому мальчику, повинуясь стадному чувству. Он подражал Сереже Ивину и хотел ему понравиться. К сожалению, взрослые не всегда вовремя замечают источник дурного влияния, и это попустительство может привести к тому, что правильное воспитание не даст свои плоды.
  • Неосторожность и неосмотрительность взрослых. Сами родители часто совершают ошибки в воспитании. Например, Толстой показал это на приеме у бабушки, где на маленького Николеньку сильно давили родственники. Бабушка во всеуслышание уверяла людей, что ее внук ухаживает за маленькой гостьей, он очень смутился и растерял уверенность в себе. Впечатлительность ребенка надо принимать в расчет и не пугать его своими разоблачениями, тем более, при посторонних.
  • Проблема выбора жизненного пути. Герой мечется между добром и злом, между призваниями, между девочками, которые ему нравятся. Он еще не определился с тем, что собой представляет.

Главная мысль

В своем произведении Толстой хотел показать влияние окружающего мира и людей на формирование личности. Как каждое событие выстраивается в четкую картинку и отражается на формировании сознания человека. Каждый незначительный, казалось бы, эпизод может стать мотивом для судьбоносного поступка в будущем. Такова идея повести, из которой можно извлечь мораль: в воспитании подрастающего поколения нельзя пренебрегать ничем. Все, что делается с ребенком, очень важно, ведь основы людского мировоззрения формируются с детства.

Смысл повести в том, что роль семьи в обществе невозможно переоценить. В этом социальном институте человек обретает нравственные ориентиры, там он обретает себя. И то, каким он будет, зависит, прежде всего, от его родителей, родственников, которые должны подобрать для подрастающего поколения правильное и здоровое окружение.

Вывод: чему учит?

Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.

Также автор учит читателя ответственности. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.

Сами же дети должны извлечь нравственные уроки: любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.

Автор: Камилла Шарапова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ повести «Детство» (Л. Н. Толстой)

Поделиться

Автор: Ирина Ахундова

Источник: Православие.ру

Сегодня, когда мир отмечает 200-летие со дня рождения Федора Михайловича Достоевского, его 75-летний правнук Дмитрий Андреевич рассказывает порталу Православие.Ru о представителях знаменитого рода, о своем чудесном исцелении и о любви к Старой Руссе.

– Дмитрий Андреевич, вы принадлежите к роду, известному во всем мире. Как и где вы праздновали 500-летие рода Достоевских?

– Этот юбилей я праздновал в Пинских болотах, на территории теперешней Белоруссии. Там лежат корни рода Достоевских. Пока ехал на поезде, думал, что ж там будет? Приехал, сел на камень и заплакал. Сам себе удивился. Видимо, не выдержал тяжести 500-летнего груза, дал волю слезам. Потом была встреча с директором местного Музея рода Достоевских. Это единственный музей, посвященный не только Федору Михайловичу, но и всем Достоевским.

– Как в вашей семье сохраняется память о Федоре Михайловиче?

– Память неистребима. Гены остаются генами, мы передаем из поколения в поколение память о Федоре Михайловиче, так как ничего не унаследовали, кроме этих самых генов. Все остальное было в свое время у членов семьи Достоевских и их потомков отобрано, как писал мой отец, «принудительно-добровольно». Забрали все, делая вид, что это добровольно, а на самом деле это не зависело от твоего желания.

– А как вы отметили свой юбилей?

– Я, потомок «архискверного Достоевского», как называл писателя Ульянов-Ленин, родился в день его рождения – 22 апреля. В советское время в этот день везде вешали флаги. Теперь перестали этот день отмечать. Я собирался пригласить на юбилей близких людей и друзей. А тут бац – ковид! И нас попросили вообще не встречаться. Так что не удалось отметить мой скромный юбилей – мои 75 лет. А 200-летие Федора Михайловича мы отмечаем в условиях еще более жестких ограничений – и в квартиру-музей Достоевского в Санкт-Петербурге, и в Дом-музей Достоевского в Старой Руссе, и во все другие места нас пускают теперь только при наличии неких кодов, которые мы видим на товарных чеках.

О потомках писателя

– Расскажите о детях Достоевского.

– У Федора Михайловича было четверо детей: первый и последний умерли, остались дочь Люба и сын Федор. Продолжателем рода стал Федор второй (будем так его называть). У него родилось двое мальчиков – Федор третий, который рано умер, и Андрей, который стал моим отцом. У нас с женой родился единственный сын Алексей, так что мужская линия продолжается. Алексей подарил нам трех девчонок – Аню, Веру и Машу – и внука Федю. Это уже Федор четвертый. Так что все в порядке, род продолжается, и я надеюсь, теперь уже Достоевских будет больше.

Закончив в 19 лет Инженерное училище, Федор Михайлович сразу заявил: «Я этой профессией не буду заниматься, а буду писателем». Его сын Федор тоже быстро нашел себя – всю жизнь лошадьми занимался. Был достаточно известным специалистом по лошадям, опубликовал много статей в Императорском коннозаводческом журнале. Под ними подпись – «Ф. Достоевский». Когда узнают, что был еще и третий Федор – внук писателя, к сожалению, рано умерший, часто задают вопрос: «Почему столько Федоров? Федор Михайлович, Федор Федорович?» На Руси по традиции старшего сына называли именем отца, рассчитывая на многодетность. Но Федор Михайлович поздно создал семью, и много детей у него не могло быть. Только двое из четверых его детей прожили полную жизнь. Правда, покинули этот мир весьма печально.

Федор Михайлович Достоевский в молодости Дочь Достоевского Люба умерла в 1924-м году в Италии. Ей было больше 60 лет. За несколько дней до смерти ее посетил консул Чехословакии, который тогда очень помог Любе. Сравнительно недавно мы обнаружили письмо, в котором он писал: «Я должен признать, что дочка всемирно известного писателя умирает в нищете». Сын Федор при таких же обстоятельствах умер в Москве в 60 лет. Они умерли в нищете, потому что большевики «национализировали» творческое наследие писателя, и все (включая вдову) перестали получать деньги за издания его произведений.

Вообще, удивительная штука. Я для себя отметил, что место рождения играет в жизни человека некую мистическую роль. Федя родился в Петербурге и, оставаясь русским человеком, вообще не хотел ехать за границу, хотя мать его упрашивала: «Поезжай, деньги есть, посмотри, как другие живут». А он: «Нет, мне России вполне достаточно, я лучше в баню схожу». Примерно так написано в тех письмах, которые я читал в Пушкинском доме. А Люба, которая родилась в Дрездене, взяла и уехала из России навсегда, сказав маме, что едет ненадолго, лечиться. Исколесила всю Европу, потом заболела и умерла в Италии, в Больцано, на границе с Австрией. Итальянцы чтят имя Достоевского, и единственным прахом, который они перенесли с закрытого старого кладбища на новое, был прах Любови Достоевской.

– Дети не делали попыток идти по стопам своего великого отца?

– Люба заявила: «Я стану писателем. Обо мне будут говорить». Люба, пытаясь стать писательницей, на этом сломалась. Увидев, что написанные ею книги мало кто читает, спрашивала: «Почему все говорят о моем папе, и никто не говорит обо мне?» Это была очень большая трагедия для нее. Может быть, поэтому она покинула Россию и умерла на чужбине.

У нее не получалось, и она зациклилась на поговорке, которая была очень популярна в ее время: «На потомках гениев природа отдыхает». Она решила, что именно на ней отдыхает природа. Из-за всемирной известности отца, наступившей в пору ее взросления, она не смогла выйти замуж, отдаляя от себя женихов или молодых людей, которые хотели познакомиться с ней. Ее интересовал губернатор Старой Руссы, она ожидала его благосклонного отношения к ней. Она писала матери, что встретила у поезда на железнодорожной платформе губернатора, а он на нее совсем не обратил внимания. Люба дружила со Львом Львовичем Толстым, потомком Льва Николаевича Толстого. Вместе они писали пьески. Но и из этого ничего не вышло. Да и вообще она, конечно, была очень сложной натурой. Сам Достоевский недоуменно писал о семилетней или шестилетней Любе: «Что с ней будет? В ней есть некоторые черты, которые меня очень беспокоят».

Сын писателя Федор Федорович, мой дед, был совершенно другим. Он мне, конечно, ближе. Когда Федор Михайлович уехал в Москву на открытие памятника Пушкину, где он произнес свою знаменитую Пушкинскую речь, Анна Григорьевна писала ему: «Мне никак не сладить с Федей, он все время убегает, я застаю его с мальчишками на улице, он интересуется лошадьми». А он ей в ответ: «Купи ты ему жеребенка, будет чем заняться, и он перестанет убегать из дома». Что и было сделано. И в следующем письме, надеясь, что сыну уже купили жеребенка, Федор Михайлович просит поцеловать его наравне со всеми. Это было почти мистическим, пророческим предсказанием того, что Федор Федорович всю жизнь будет заниматься лошадьми. В столь малом возрасте отец совершенно точно определил главный интерес жизни своего сына.

Жаль, что педагогическая наука не пошла по стопам Достоевского. Прежде всего, он никогда в своих письмах к Анне Григорьевне не использовал слово «воспитывать», а употреблял совершенно другие слова – «наблюдай», «веди». Его принципом было не подтягивать детей на свой взрослый уровень, облегчая свое собственное существование, а понимать ребенка. И это приносило прекрасные плоды.

Вообще, Федор Михайлович очень переживал из-за того, что дети у него поздние, что он не сможет вырастить их. «Как бы я хотел, чтобы мои маленькие дети были похожи на твоих самостоятельных детей», – писал Федор Михайлович брату Андрею Михайловичу, дети которого были уже достаточно взрослыми. Для него было большой трагедией понимание того, что из-за своего возраста он, возможно, не увидит своих детей взрослыми.

– Когда вы осознали себя Достоевским?

– Помню, как уже после войны мама, решив, что я уже достаточно смышлен, чтобы понять, к какому великому человеку имею отношение, сообщила мне об этом родстве. При этом она сказала: «Только поменьше говори об этом, помалкивай». Потому что тогда Федор Михайлович считался контрреволюционным писателем. В моей школе в кабинете литературы висели портреты Добролюбова, Толстого, Тургенева, Некрасова – короче, всех, кроме Достоевского. Не было тогда такого писателя. Так что у меня ничего нет, только гены и большое желание изучать жизнь и творчество прадеда. Я чувствую, что мой характер очень похож на характер Федора Михайловича. И меня очень интересует, каким человеком он был, как семьянин и писатель, какой была жизнь его предков и потомков.

«Я Достоевский, но не тот»

Дмитрий Андреевич Достоевский– Всех ли родственников из рода Достоевских вы знаете?

– Я знал, что единственным носителем фамилии Достоевский, которая передавалась именно от Федора Михайловича, является только моя семья. Но однажды мне сказали: «Мы знаем, что есть Роман Достоевский, который выполнил 120% плана, и его за это наградили». Один из почитателей Достоевского говорит: «У меня есть время, давай я этого Романа Достоевского найду. Может, он какой-то твой родственник?» Он его нашел в Ленинграде. И Роман сразу сказал: «Я Достоевский, но не тот». Я говорю: «Как хорошо, что вы сразу признали, что не тот, потому что я – тот». В итоге выяснилось, что его предки жили в одной губернии (по-моему, в Тверской), где получили декрет Ульянова-Ленина о разрешении менять фамилии по каким-либо причинам. В деревне, где почти все были, предположим, Дерьмовцевы (простите за грубое слово), решили, что это звучит не очень благозвучно. Обратились к местному писарю, который увлекался литературой. И этот начитанный человек сказал: «Ах, так, ну, давайте менять фамилии. Вы будете Пушкины, вы – Лермонтовы, вы – Толстые…». И все сменили свои фамилии. И этот Роман Достоевский слышал от родителей, что его род идет оттуда.

Какому-то корреспонденту телеканала «НТВ» я поведал эту историю, и на канале сняли очень хороший небольшой документальный фильм об этой деревне, где по улицам ходит Пушкина с коромыслом и ведрами, а какой-то дядька из подвала тягает картошку. «Вы кто?» – спрашивают его. «Я Тургенев», – отвечает. Очень интересно. И вот Роман Достоевский появился в нашем городе. Потом ко мне подошла довольно известная журналистка из «Ленинградской правды» и сказала: «Я Дарья Достоевская». Я говорю: «Знаю, видел вашу подпись под статьями в газете». Рассказал ей эту историю с Достоевскими. Она говорит: «Ну, теперь мне все понятно». Есть настоящие, а есть наши трудовые люди, другие Достоевские.

О праправнуке и Федоре четвертом

– Расскажите, пожалуйста, о своих внуках и сыне.

– Особых сложностей в воспитании сына у нас с супругой не было. Алексею уже за сорок, он нашел себя и рад тому, чем занимается. Ему нравится его работа, которая дает возможность интересно жить и иметь средства, чтобы воспитывать четверых детей. Внук Федя учится в пятом классе, ему 11 лет. Федька продолжает заниматься в музыкальной школе, через которую прошли и внучки. Все четверо были одними из первых в классе по успеваемости в музыкальной школе, потому что у родственников Федора Михайловича Достоевского были музыкальные способности. Например, его племянник – Федор Михайлович-младший – был довольно известным в центральной России певцом, давал сольные концерты на фортепиано, а в пожилом возрасте держал музыкальный магазин, где продавали пианино и фортепиано. Одна из родственниц Федора Михайловича тоже была певицей. То есть музыкальные и певческие способности передаются по наследству.

Выступая перед молодежью, я обязательно советую расспрашивать своих предков – бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек – о том, как они жили, чем интересовались, что помнят, ведь многое передается по наследству. Например, дочь писателя Люба была сладкоежкой, и я вижу, что это «сладкоежество» продолжает существовать в его потомках. Федор Михайлович умел рисовать, и мой отец рисовал (в музее в Старой Руссе есть его блокнот зарисовок). Я тоже умею рисовать. Передаются даже такие мелочи, как, например, привычка днем немножечко поспать, как было у моего деда, стало быть, прадеда для моего сына. И я, и Алексей немножко спим днем. Ген писательства, естественно, немного затухает. Я пишу рассказики, и те, кто их читал, говорят, что это очень интересно. Во внучках я обнаруживаю умение складывать слова, они не боятся текста. Так что многие черты характера, привычки и увлечения предков передаются новым поколениям. Я несколько консервативный человек. Мы, потомки Федора Михайловича, до мелочей наследуем его консерватизм.

Когда моему сыну Алексею пришла пора служить в армии, он служил в православной воинской части. Получив из-за язвы «белый билет», остался при монастыре и совершенно не мог понять свою тягу к лошадям. Он вечерами в конюшне пропадал с лошадьми. А потом, узнав, что его прадед всю жизнь занимался лошадьми, Алексей сказал: «Ну, тогда все понятно». Даже такие хобби могут передаваться по наследству. Кто-то когда-то шляпки шил, а потом тяга к этому вдруг обнаруживается через два-три поколения. Поэтому я советую молодежи расспрашивать своих родных, чтобы лучше себя понимать.

О реализованной мечте Шукшина

– В этом году Первый канал показал документальный фильм о вас с Алексеем.

– Мы были удивлены и совершенно потрясены, узнав о фильме, потому что нас снимали 3 года назад. И сразу тогда сообщили, что художественный совет принял этот документальный фильм о Достоевских. Не знаю, почему 3 года мурыжили его. Снят он у нас на даче, которую за 3 года мы перестроили. И соседи не те, прежние дом снесли. То есть очень многое за это время изменилось. Антураж другой, но мы не очень-то постарели.

– Дмитрий Андреевич, а как вы снимались в эпизоде художественного фильма «Мальчики» по роману «Братья Карамазовы»?

– Это история давняя. Еще покойный Василий Шукшин мечтал снять десятую главу «Братьев Карамазовых», посвященную детской теме, которая, по сути дела, является сквозной в творчестве Достоевского, начиная от «Бедных людей» и кончая «Братьями Карамазовыми». Но Шукшину отказали, и он умер, так и не сняв этот фильм. Его сокурсники – режиссеры Юрий и Ренита Григорьевы, муж и жена, решив выполнить его завещание, сняли очень хороший фильм на киностудии им. Горького. Ренита недавно умерла. Царство ей Небесное. Мы познакомились с режиссерами в Старой Руссе, где Достоевский писал роман «Братья Карамазовы» и где чета Григорьевых попыталась снимать по нему фильм «Мальчики». В 1989-м году они пригласили меня на съемки в качестве консультанта, и я сыграл эпизодическую роль учителя гимназии. К сожалению, в Старой Руссе очень мало что сохранилось со времен Федора Михайловича, поэтому фильм снимали в Ельце. Со мной был сын, и режиссеры спросили: «А Алеша не хотел бы сняться в нашем фильме?» Ему было тогда 13 лет. Они пригласили праправнука Федора Михайловича на роль Коли Красоткина.

Фильм прошел с большим успехом и у нас, и в Японии, куда Горбачев взял лишь два фильма, в том числе картину «Мальчики». Алеша был в восторге, когда слушал себя на японском языке. Леша, конечно, не сам говорил по-японски, его дублировали. Слыша отзывы зрителей, что сын хорошо сыграл роль Коли Красоткина, я не удивлялся, потому что, возможно, это тоже в генах заложено, ведь еще одним увлечением Федора Михайловича была игра в любительском театре. Многие его современники писали, что это у него очень неплохо получалось. В Старой Руссе в семье Достоевских ставили небольшие спектакли с участием детей. Например, разыгрывали басню Крылова «Стрекоза и муравей», другие басни.

О любимой Старой Руссе и чудотворной Старорусской иконе

– Говорят, и вас лично многое связывает со Старой Руссой.

– Я очень люблю Старую Руссу и переживаю, что теперь так мучаюсь со своим артритом, что не могу ножки после зимы поднять по старости лет, мне трудно поехать в Старую Руссу, посмотреть, как там поживают Вера Ивановна Богданова, прежний директор музея, и остальные сотрудники. Я же их всех очень люблю. Многие мне помогли в тяжелое время, многим я помог, чем мог. Мы за эти годы сроднились. Но теперь я надеюсь, что мой отпрыск заменит меня и в Старой Руссе, и в других местах будет достойно представлять род Достоевских, как я пытался представлять Федора Михайловича на чтениях в Старой Руссе. Я всегда с удовольствием вспоминаю эти чтения и всегда молюсь о тех, кто мне дорог. Раньше я по традиции писал обращения к детям – участникам детских Старорусских чтений. В этом году я очень переживаю, что не смог не только приехать весной в Старую Руссу, но и написать обращение к детям. Прошу у них прощения и надеюсь на то, что, может быть, все восстановится, когда мы придем в нормальное состояние. Федор Михайлович всегда выделял детей в своих романах, подчеркивая их особую роль, как, например, в десятой главе «Братьев Карамазовых».

Старая Русса. Церковь Георгия Победоносца. Фото: sobory.ru

Старая Русса. Церковь Георгия Победоносца. Фото: sobory.ru

– Бывая в Старой Руссе, мы всегда молились в храме Великомученика Георгия Победоносца. Федор Михайлович был прихожанином этого храма, одного из самых древних в городе.

– Для меня это особый храм. Я страдал от язвы желудка, и в Старой Руссе у меня всегда начинались страшные боли, потому что местная вода очень отличается от ленинградской. Однажды меня против моей воли понесло в храм, хотя я должен был быть в другом месте. В Георгиевской церкви уже никого не было, служба закончилась. Старушки мыли пол, и я понимал, что пришел сюда не вовремя. Стоя у чудотворной Старорусской иконы Божией Матери, я испытал катарсис – взрослый мужик, я вдруг залился слезами. Ушел, не понимая, что со мной произошло. И вдруг через день осознал, что никакой боли нет, что я совершенно здоров и полон сил. Обычно я уезжал раньше всех, пропуская много интересных докладов, торжественное закрытие чтений и банкет с участием представителей администрации Старой Руссы. В тот день все были в недоумении: «Дмитрий Андреевич, мы наконец видим вас на прощальном банкете!»

Старорусская иконы Божией Матери в церкви Вмч. Георгия Победоносца г. Старая Русса. Фото: russablago.ru Старорусская иконы Божией Матери в церкви Вмч. Георгия Победоносца г. Старая Русса. Фото: russablago.ru По благословению священников Георгиевского храма я всегда рассказываю о чуде своего исцеления Господом от язвенной болезни у Старорусской иконы, у которой многие не только от болезней исцелялись, но и получали помощь в разных жизненных ситуациях по молитвам Божией Матери. Если кому-то из читателей случится быть в Старой Руссе, советую зайти в храм и помолиться у этой иконы.

– Расскажите об этой иконе, пожалуйста.

– Эта икона была принесена греками из Ольвиополя еще в первые века христианства на Руси и находилась в Старой Руссе до XVII века. Во время моровой язвы 1655 года жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратится, если туда принесут чудотворную Старорусскую икону, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу. После перенесения икон мор прекратился, но тихвинцы не вернули образ, и только в XVIII веке разрешили снять копию со Старорусской иконы. 4 мая 1768 года копия была привезена в Старую Руссу, в честь чего было установлено празднество. Вторая праздничная дата отмечается 18 сентября – день возвращения в Старую Руссу подлинника.

О вере и силе материнской молитвы

– Дмитрий Андреевич, каким был ваш путь к вере?

– К вере меня подтолкнула болезнь. У меня обнаружили рак. Была операция, потом полгода я лежал в Онкологическом центре на улице Чайковского в Ленинграде, где проходил курс химиотерапии. Я, как мог, боролся с этой болезнью. На операцию меня повезли без всякой предварительной подготовки, и я сказал врачам: «Почему так? Я боюсь». Мне в ответ: «В твоем направлении написано: ‟Cito”. Ты знаешь, что такое ‟cito”? Это по-латыни значит ‟немедленно”, ‟срочно”. Мы хотим тебя спасти». Я говорю: «Ну, хорошо, спасайте». То есть в тот момент речь шла о жизни и смерти.

Мистическим образом в тот момент в Петербурге оказался переводчик из Японии Киносита-сан, работавший над переводом Достоевского. Япония тогда была одной из самых передовых стран в сфере производства лекарств от рака. Моя мама, ныне покойная, обратилась к нему с письмом с просьбой спасти потомка Достоевского. Когда я буквально через неделю (в советское-то время!) принес коробку с лекарством заведующей нашим отделением, она не поверила: «Это лекарство мы через Москву поименно заказываем! Вас не было в списке. И вот через неделю вы приносите это лекарство!» И я с большой гордостью сказал: «Ну, я же Достоевский, потомок Федора Михайловича, которого знают во всем мире. Поэтому естественно, что весь мир готов помочь мне дальше жить».

Это с одной стороны. А вторая причина того, что я остался жив, – это молитва моей матери. Она забыла все, что полагается делать в храме, куда не ходила 50 лет. Придя в церковь вымаливать жизнь сына, она просто как мать обратилась к Богу: «Господи! Спаси моего сына! Оставь его в живых». Я выжил и в 35 лет – сразу после исцеления от рака – крестился. Чтобы Господь помог, нужна вера и прямое обращение к Богу. Он мне помогал, и не раз. Я смог победить рак дважды. Второй раз заболел через 35 лет после первого случая. Не нужно опускать руки и бояться. Важно не оставлять человека один на один с этим грозным заболеванием, поддерживать его в вере, что он справится. Но не менее важно и самому больному быть в положительном тонусе и заниматься тем, что нравится. Мой опыт говорит, что силы самого организма в этих условиях работают на излечение. Поэтому я всегда желаю всем доброго здравия и укрепления в вере. С Божией помощью можно победить любую болезнь.

Автор: Александр Гончаров

Когда литературоведы и историки говорят о прозорливой критике Федором Михайловичем Достоевским революции и социализма, то чаще всего вспоминают его «Бесов», «Сон смешного человека», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», конечно, «Дневник писателя» и на худой конец − «Борьбу нигилизма с честностью».

Последний, незавершенный роман писателя «Братья Карамазовы» тоже иногда упоминается в этом списке, но далеко не на первом месте. А между тем, это произведение раскрывает саму сердцевину, завязь, повреждение души пораженной революционной проказой. Такого разнообразия революционных типов в «Бесах», пожалуй, не сыщется. 

В «Братьях» Достоевский фактически показывает откуда произрастают корни нигилизма, социализма и революции. В «Бесах» он скорее описал ствол, ветки и побеги желтоглазой и краснознаменной инсургенции. Желтый, зачастую является цветом предательства, а также колеровкой дурдома. Не забудем в этом ряду и «желтый билет». Символика красного цвета вряд ли требует особого разъяснения. И в отношении постижения сокровенного наполнения революционного «студенца истления» «Бесы» все-таки уступают «Братьям Карамазовым».

Начнем с того, что у Достоевского второстепенные персонажи романа, тесно связанные с главными героями, даже и женщины, в большинстве своем уже заражены бешенством мятежа, «голки и нелюбви». В первом ряду здесь, безусловно, идут Миусов, Красоткин и Ракитин, а где-то за их плечами маячит недоучка и пустой резонер Колбасников.

Более всех безобиден, если так можно сказать, Ракитин, ибо он – банальный карьерист, почувствовавший, что на революционном поприще сможет преуспеть скорее, чем служа Царю и Отечеству. Беспринципность Ракитина обнажает его квелое сердце исчерпывающим образом. Ракитин и сам это знает, но не чурается и не стыдится: «…непременно уеду в Петербург и примкну к толстому журналу, непременно к отделению критики, буду писать лет десяток и в конце концов переведу журнал на себя. Затем буду опять его издавать и непременно в либеральном и атеистическом направлении, с социалистическим оттенком […], но, держа ухо востро, то есть, в сущности, держа нашим и вашим и отводя глаза дуракам…». Из подобных сему господину революционных лиц в настоящей некнижной истории сразу всплывают имена Максима Горького, Николая Михайловского, Михаила Родевича и Михаила Туган-Барановского.

Петр Александрович Миусов − гораздо страшнее, чем Ракитин. Его отвращение к вере, народу и существующим порядкам возникли не в России, а после путешествий «по Европам». Но Миусов, которой «знавал лично и Прудона, и Бакунина и особенно любил вспоминать и рассказывать, уже под концом своих странствий, о трех днях февральской парижской революции сорок восьмого года, намекая, что чуть ли и сам он не был в ней участником на баррикадах», все же архаичный тип революционера, так сказать «уходящая натура». Он разлагает все вокруг себя, но сам оказывается не в состоянии стать ярым и до конца последовательным инсургентом. Но развращать, ох, как способен, хотя и хочет сам себе казаться вполне благопристойным человеком: «Я действительно, может быть, говорил когда-то… только не вам. Мне самому говорили. Я это в Париже слышал, от одного француза, что будто бы у нас в Четьи-Минеи это за обедней читают… Это очень ученый человек, который специально изучал статистику России… долго жил в России… Я сам Четьи-Минеи не читал… да и не стану читать… Мало ли что болтается за обедом?.. Мы тогда обедали…». «Старый шут» Федор Павлович мгновенно ернически обличает Миусова: «Да, вот вы тогда обедали, а я вот веру-то и потерял!»

Впрочем, удел Ракитина и Миусова после Октября 1917 года вряд ли был завидным. В лучшем случае пришлось бы отправиться в эмиграцию и строчить там горестные статьи о том, как большевики погубили дело революции, не позволив порулить им, то есть Миусовым, Милюковым, Ракитиным и Родзянкам. При другом же развитии событий можно было и у стенки оказаться.

Принципиально иным типом надо признать Колю Красоткина. Перечитаем Достоевского и поразимся! Да ведь Красоткин – это готовая миниатюра — «Ильич. Молодые годы»!

Кстати, если пересчитать возраст Коли (по времени написания «Братьев») и годы Володи Ульянова в реальном мире, то обнаружится, что между ними разница в несколько лет, и только! Красоткин и Ульянов по социологическим меркам принадлежат к одному к поколению. Да и головы Володе с Колей одинаково забили одни и те же авторы: Белинский с Чернышевским, Вольтер с Дидро иже с ними. Неужели есть сомнения, что Красоткин и до Маркса с Энгельсом, подставив в качестве табуреточки, Гегеля допрыгнет?..

Красоткин – крайний эгоист, самоуверенный и жесткий. Он готов изучать нелюбимые «мертвые» языки ради оценки, якобы чтобы не травмировать нежно любимую маменьку. Но это лицемерие. Коля при помощи учебы и самых экстравагантных поступков, как хороших, так и дурных самоутверждается в окружающей среде. Мамашу он все-таки обожает, но сугубо по-своему, отказывая ей в праве на выход из тесных рамок своего мира — мира Коли Красоткина.

Ежели на памятниках Ленину, заполоняющих площади русских городов и в XXI веке, написать золотом Красоткин, то ничего не изменится в духовной сфере. Ульянов-Ленин-Красоткин в 1917 году приехал в «запломбированном вагоне» и запустил на полную мощность бесовскую машину второго этапа революции и гражданской войны. Коля Красоткин-Ульянов знал, что делал, он же с мужиками по дороге часто разговаривал. Так вот и познавал «нужды народные».

Однако перейдем к главным героям. Федора Павловича вроде бы к революционерам и причислись затруднительно. Но, пардон, он сам себя числит по разряду «униженных и оскорбленных»: «В эти секунды, когда вижу, что шутка у меня не выходит, у меня, ваше преподобие, обе щеки к нижним деснам присыхать начинают, почти как бы судорога делается; это у меня еще с юности, как я был у дворян приживальщиком и приживанием хлеб добывал». Старшему Карамазову просто не свезло примкнуть к революционному движению: декабристов в 1825 году разогнали, а Герцен уехал бить в колокола и звать Русь к топору в благословенный Лондон, а тут еще удачная женитьба подвернулась. Но Федор Павлович сам говорит, что «дух нечистый, может, во мне заключается, небольшого, впрочем, калибра…» И этого самого тангалашку он и передал сыну Ивану.

Иван Федорович Карамазов – революционер стопроцентный, хотя может и не сознает сего. Он, прежде всего, богоборец. А то, что любая европейская революция – всегда антихристианская русская философия в XIX столетии определила с очевидностью. Ее шифр раскрыли в России и Алексей Хомяков, и Константин Леонтьев, да и сам Федор Михайлович.

Черт, являющийся Ивану, полностью соответствует тому среднему европейцу, которого Леонтьев и пророчески назвал революционным «идеалом и орудием Всемирного разрушения». Иванов тангалашка пошл как средний европеец, говорлив как средний европеец, безлик и сер как средний европеец. А революции по Константину Леонтьеву и стирают в серую пыль все разнообразие культур, цивилизаций и народов, то есть приближают всеобщее разложение и теплохладное состояние духа – смерть до смерти, ад до ада. Нечистый ничего не скрывает, только издевается над Иваном: «Я беден, но… не скажу, что очень честен, но… обыкновенно в обществе принято за аксиому, что я падший ангел. Ей-богу, не могу представить, каким образом я мог быть когда-нибудь ангелом. Если и был когда, то так давно, что не грешно и забыть. Теперь я дорожу лишь репутацией порядочного человека и живу как придется, стараясь быть приятным. Я людей люблю искренно − о, меня во многом оклеветали! Здесь, когда временами я к вам переселяюсь, моя жизнь протекает вроде чего-то как бы и в самом деле, и это мне более всего нравится».

Черт исподволь, очень и очень неявно (галлюцинация все же или нет?!) подталкивает Ивана Карамазова к отцеубийству, а он, в свою очередь, как бы невзначай наводит на реализацию этой идеи Смердякова. Здесь что надо учесть, средний брат Карамазов невольно пытается запараллелить свою жизнь с отцовской, а потому отцеубийство – это и самоубийство тоже, то есть один из высших актов богоборчества – грех гордыни и уныния. «Отче наш» − первая молитва, которую учит ребенок-христианин. Для Ивана Федоровича – гибель родителя, одновременно, и умертвление Бога. Ницше здесь вопиет: «Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц!»

«Бог не воскреснет!» − это Ницше выдает желаемое за действительное. Для безумного философа смерть Бога – важный шаг для превращения человека в бога. Самая наивысшая стадия революции. Об этом же со всей страстью мечтает и Иван Карамазов. Но на этой скользкой дорожке сходит с ума.

Иван Федорович недовольство Богом и Божиим миром оправдывает детскими страданиями, дескать, ну не может он вынести «слезы ребенка». А заканчивает в итоге «Легендой о Великом инквизиторе». Чтобы не было мучений невинных детишек, Карамазов готов к превращению всего человечества в скотское стадо. Тогда и барин не будет травить собаками дитя и перед матерью не встанет вопрос в загробном мире: прощать или не прощать новоявленного Ирода. Всех примирит Великий инквизитор. Так Достоевский прорицает саму СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ, принявшую все соблазны, которыми искушал отец лжи Господа Иисуса Христа. Революционная серость восторжествует под деспотической пятой Великого инквизитора и его Политбюро, только если произойдут террор, насильственное насаждение махрового атеизма в красивой оберточной бумаге и передаче атрибутов Бога науке и человеку. Релятивистское отношение большевиков к морали и нравственности предрекается следующими словами из романа Достоевского: «Совесть! Что совесть? Я сам ее делаю. Зачем же я мучаюсь? По привычке. По всемирной человеческой привычке за семь тысяч лет. Так отвыкнем и будем боги!»

Иван Федорович Карамазов, прости, Господи! является русской ипостасью Карла Генриха Маркса. А за плечом его скрывается тот, которого в качестве свидетеля он хотел призвать: «С хвостом, ваше превосходительство, не по форме будет!»

У Достоевского далеко неслучайно проскальзывает мысль о том, что Иван Федорович в масонскую ложу вхож. Масоны себя всенепременно пропагандировали, как филантропов, стремящихся обустроить человеческую жизнь на началах всесветного благоденствия. Впрочем, масоном или любителем иезуитов, был Иван, читатель из текста «Братьев» так и не узнает.

Смердяков же являет собою более низший тип революционера. Он тоже Карамазов, только обреченный носить фамилию другую и прислуживать другим Карамазовым.

Смердяков решается убить своего отца для угождения Ивану, а потом уж и себе.

После 1917 года грезы Иванов Карамазовых воплотили Коли Красоткины, Колбасниковы и Ракитины им помогали, а Смердяковы из лакеев скаканули в комиссарские тужурки. В гражданскую же войну Смердяковы «в пыльных шлемах» изволили склоняться над Алешами, побежавшими «землю в Гренаде крестьянам отдать».

Бог ты мой! Причем здесь Алеша Карамазов? Но, помилуйте, ведь это тоже революционный тип. Достоевский в продолжении романа собирался, по свидетельствам современников, самого младшего Карамазова в революционные когорты записать. Виновато же в этом «розовое христианство», если угодно парфюмерное и благовонное христианство, которое исповедует и старец Зосима, и послушник Алеша Карамазов – чистый добрый человек.

Алеша то и Ивану ответить не смог из-за «розового христианства», ибо нет ответа на «слезинку ребенка» и у него. Да и сам Достоевский своему же герою ответа в романе не дал. Перечитаем книгу!

Константин Леонтьев очень чтил Федора Михайловича, но, когда в знаменитой речи о Пушкине (1880 г.) и в романе «Братья Карамазовы» писатель возвестил о всечеловеческой любви, философ не выдержал. Леонтьев увидел, что христианство подменяется хилиазмом и оригенизмом («апокатастасис» для Великого инквизитора в поцелуе книжного Христа), а монашество не соответствует подлинному. Константин Николаевич откровенно отмечал: «Когда Достоевский напечатал свои надежды на земное торжество христианства в «Братьях Карамазовых», то оптинские иеромонахи, смеясь, спрашивали друг друга: «Уж не вы ли, отец такой-то, так думаете».

Духовная же цензура наша прямо запретила особое издание учения о. Зосимы; и нашей было предписано сделать то же («Ибо, сказано было, это может подать повод к новой ереси»)».

«Розовое христианство» и должно было направить Алешу в революционную среду, если разбираться по-крупному, то в перманентной революции, господа-товарищи и видели заботу о всем человечестве, а торжество коммунизма на планете Земля – это и есть построение Эдема человекобогом без Бога-Творца.

Так что, никак не мог бы младший Карамазов проскользнуть мимо сетей революции. Недаром ведь в романе и Красоткин и Ракитин вьются исключительно вокруг него, а не подле кого-то другого.

«Розовым христианином» Алешу Достоевский слепил по своему образу и подобию. В «Братьях Карамазовых» православие Достоевского дало трещину, нет, не упало, не рухнуло, но наклонилось в сторону ереси. Защитники Достоевского против нападок Леонтьева христианство самого философа обозвали «черным», а еще и добавили, что мол, Федор Михайлович близок по воззрениям к В. С. Соловьеву и Н. Ф. Федорову. Однако, они не заметили, что подчеркнули отход от Православия святых отцов и Вселенских соборов. Соловьев – это ересь софиологии, а Федоров – псевдоправославное учение русского космизма.

«Черное христианство» Леонтьева дает нам понять, что Дмитрий Карамазов – бузотер, вор, мошенник, часто впадающий в гнев и наделенные многими иными недостатками, ближе ко Христу, чем карамельный Алеша. Он – характер совершенно русский, способный любить и ненавидеть душой, каяться и прощать. И из всех братьев Карамазовых только Дмитрий послужил Отчизне кровью. Даже арестовывали не какого-то дворянина или мещанина Карамазова, а отставного поручика. Нам не суждено узнать, где служил Дмитрий Федорович, но вряд ли он избежал участия в боевых действиях. К написанию романа Достоевский приступил в апреле 1878 года, как раз после окончания русско-турецкой войны…

В 1917 году из всех Карамазовых (если сдвинуть временные планки) лишь Дмитрий не стал бы на сторону большевиков. И кто ведает, не погиб ли бы он в Ледяном походе добровольцев 1918 года на подступах к Екатеринодару. Алая кровь на снегу. Черный крест…

P. S. Хочется пояснить. Автор никого не собирался разоблачать, а тем более требовать, чтобы русские православные монархисты не читали Федора Достоевского. Наоборот, Достоевский нам необходим, он помогает нам четче видеть все в омуте наших же проблем. Но мы не должны заблуждаться вместе с гением и помнить, что как писатель, отражающий действительность во всех ее проявлениях: и радостных, и неприглядных, он во сто крат сильнее себя же, как религиозно-философского мыслителя. У нас всех есть карамазовские черты. А Великий инквизитор – не сказка, а быль, реальное прошлое. Прошлое, которое, не усвой мы его уроков, может снова постучать в нашу дверь.

Поделиться ссылкой:

<b><i>Просмотров:</i></b>
336

  • Характеристика елены прекрасной из сказки сивка бурка
  • Характеристика деда из сказки золотая рыбка
  • Характеристика екатерины петровны из рассказа фотография на которой меня нет
  • Характеристика героя салтана из сказки о царе салтане 3 класс
  • Характеристика дурень герой сказки летучий корабль