Пословицы к произведению
Слушайся умных людей, на путь наставят.
А Васька слушает, да ест.
Зло само себя наказывает.
Назад к содержанию
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Сказка детям. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (пересказ)
Живёт на белом свете семья крепкая и большая. Самые старшие в ней – прадедушка и прабабушка. А самые младшие – сестрица Алёнушка да братец Иванушка, правнуки значит.
А времечко идёт, как звонкий ручеёк по камушкам бежит, и Солнышко по небу проплывает… Алёнушка с Иванушкой уже и подросли! Совсем большие стали! И нравится Алёнушке нашей один добрый молодец. Да то ли стеснялась, то ли не знала краса наша, как обратить на себя его внимание. Иванушка, братишка, конечно всё понимал. Ведь знал сестрёночку свою он с детства!
Узнала давно Алёнка, где добрый молодец живёт. И думка про него всё в голове её вертелась… Пошла она, как будто невзначай, в селение, где молодец живёт. Хотя не знала, что сказать, что сделать… Румянцем пылким налилась вся при мысли о своём… Вообще ход мысли свой теряла. Так не похоже на неё. Сама себе и удивлялась.
Братишка младший Иванушкапошёл с ней в соседнее селенье.
Идут они по широкому полю. Солнышко высоко, колодец далеко, до ключика-ручейка в ближайшем лесу ещё не дошли… Жари-и-ища!
Вот видят: стоит на лугу стадо коров, да между ними их Бурёнка.
— Сестрица, напьюсь я молочка! Давай подоим мы с тобой Бурёнку нашу!
— Нет, братец, пойдём до лесочка дойдём! Мы вечером коров обычно доим. Ты, братец, потерпи! Вот поле перейдём, в речушке искупаемся с тобой мы. Мне тоже жарко!..
Послушался братец, идут дальше.
Идут они полем, а Алёнушка всё думку свою думает про добра молодца, что нравится ей очень… Иванушка, хоть младше был, всё чувствует и понимает, да молчит, чтоб мысль сестрёнки не перебивать. И чтоб сложила всю она цепочку… Иванушка и сам с девчоночкой одной любит играть. Хотя подружек много у него, друзей в селенье… Но у него всё просто с ними происходит: он просто прибежал и просто пригласил, и просто все идут гулять или родителям на огороде помогать… И что Алёнка так всё усложняет?! Не может разве просто к ним придти и пригласить…
Идут они полем. А солнышко высоко, колодец далеко! Тенёк с ручейком в ближайшем лесу далеко ещё. Видят: стоят лошади в поле, и их кобылка Милашка там.
— Сестрица, напьюсь я молочка! Милашку подои!
— Что ты, что ты, родненький! Жирное молочко-то у неё! Да и куда мы денем его потом? Доить-то нужно до конца! Ты отопьешь немного, а мне потом целое ведро молока тащить на себе что ли? Нет уж, родненький, потерпи, Иванушка! Пусть это молочко само к нам придёт домой, вечером там и подоим!
Улыбнулся Иванушка, пошли дальше.
А солнышко высоко, колодец далеко! Жарко. До ручейка до леса не дошли ещё. Идут они полем. Вдруг видят: на окраине полянки возвышаются большущие камни из земли, а по ним козы скачут. То ли от козлов бегают, то ли за козлами… Алёнушка тут улыбнулась:
— А этим попрыгушкам лишь бы куда залезть! Везде, где можно забраться, — везде залезут. На дрова, на доски, на камни, даже на забор, — везде скачут, сорванцы!
Улыбнулся и Иванушка:
— И наша коза-Дереза, погляди, — с ними!
Тут хитро прищурился наш Иванушка, взглянул на Алёнушку, кувыркнулся через голову — и обратился белым козлёночком! Подбежал он к козочке и стал молочко её пить. Хлебнул молочка, и тут его и осенило! Мысль чудная ему явилась! Замыслил, помечтал Иванушка действо невероятное!
Посмеялась сестрица над Иванушкой, ничуть не удивилась его воплощению, лишь смекалку да хитрость отметила. Промолвила:
— Ты что же, братец, мало тебе человеческого, ты ещё и с козами поскакать-пободаться решил? Ну, догоняй!
И далее пошла.
А Иванушка козлёнком белым поскакал, уж обогнал Алёнку нашу, в селенье то он прибежал. К ведунье под порогом встал, заблеял. Ведунья, женщина в летах, не молодая уж была, козлёнка странного заметила и сразу всё поняла она, пред нею кто стоит. И мысль его прочла — всю сразу!.. Лишь улыбнулась и пошла. Понравилась, видать, ведунье та мысль… Иванушка, козлёночком, за нею следом.
Вот добра молодца ведунья нашла, промолвила ему:
— Чудесным образом на небе звёзды встали! Внимание на знаки обращай! В такие дни судьбу свою возможно встретить!..
И вышла от него. Козлёнку у ограды подмигнула.
Дождался наш Иванушка, как добрый молодец на улицу выходит, боднул его и побежал. А молодец совет ведуньи вспомнил. И за козлёночком пошёл…
Мысль быстро ускорялась у Ивана:
— Ну, где ж сестрёнку мне найти сейчас? — Он про речушку вспомнил, и к реченьке он медленно и побежал… А добрый молодец за ним всё следом. Козлёнок выскочил на берег. Алёнушку там увидал, забегал бережком, заблеял… Алёнка наша улыбнулась, братца увидав. Промолвила:
— Залазь в речушку, жарко ж было!
Сама на берег стала выходить. И добрый молодец нечаянно в воде Алёну взглядом встретил… Румянец сильный, пылкий пуще прежнего тут на него нахлынул… И чувства переполнились его.
Алёнка наша застеснялась — пред нею молодец мечты её стоял!..
Тихонько молвил он:
— Тебя я, подожду, красавица, спокойно выходи. Сначала только накупайся вдоволь. Как раз на бережке хотелось мне присесть, журчанье речки здесь послушать.
Иванушка всё понял, козлёночком он стал скакать. На радостях стал кувыркаться — три раза. Братишкой он, Иванушкой, явился…
Не ведаю я, дальше как у них сложилось. Но только знаю: счастлива семья их и дружна! Алёнушки и молодца того детишек знают все и рады им всегда! Приятно видеть их и в гости к ним ходить! И праздники любые с ними встретить! Работать по хозяйству каждый день! И вечера чудесные всем вместе проводить!!!
Владимир Стихин
Автор Владимир Стиxин на фото
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
пятница, 18 мая 2021 г.
“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”
Русская народная сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”
Жанр: народная волшебная сказка
Главные герои сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” и их характеристика
- Сестрица Аленушка, умная и работящая девушка, заботилась о любимом брате. Доверчивая и безобидная. Очень красивая.
- Братец Иванушка, молодой, непослушный, беззаботный. Стал козленочком из-за того, что не слушал сестрицу.
- Купец, молодой и красивый, честный и порядочный.
- Ведьма, злая и коварная, обманщица, жестокая.
План пересказа сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”
- Смерть родителей
- Дорога в поле
- Коровье копытце
- Лошадиное копытце
- Козье копытце
- Встреча с купцом
- Ведьма
- Разговор козленка
- Прощание козленка
- Спасение Аленушки
- Смерть ведьмы
Кратчайшее содержание сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” для читательского дневника в 6 предложений
- Сироты Аленушка и братец Иванушка отправились в жару через поле.
- Иванушка все хотел пить и наконец выпил воды из копытца и стал козленком
- Аленушка вышла замуж за купца, но ведьма утопила ее в пруду
- Ведьма уговорила купца зарезать Иванушку, а тот побежал прощаться с Аленушкой
- Слуга услышал их разговор и Аленушку спасли
- Ведьму привязали к конскому хвосту.
Главная мысль сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”
Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.
Чему учит сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”
Сказка эта учит быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончится хорошо и добро обязательно победит.
Отзыв на сказку “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”
Эту русскую народную сказку нам пересказал Алексей Толстой. Это интересная и поучительная история о непослушном братце и работящей сестре. Мне не понравилось поведение Иванушки, хотя конечно он не заслужил того, чтобы вечно оставаться козленочком. А вот сестра Аленушка очень хорошая и добрая девушка. Я рада, что все для нее закончилось хорошо, хотя и ей следовало быть осторожней, как она советовала братцу.
Пословицы к сказке “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”
Слушайся добрых людей – на путь наставят. Слушай умом, а не брюхом. Во всяком худе не без добра.
Краткое содержание краткий пересказ сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”
Жили старик со старухой и были у них дочка Аленушка и сыночек Иванушка. Но умерли старики и остались дети сиротами. Пошла однажды Аленушка на работу и Иванушку с собой взяла. А идти пришлось через поле. Жарко было, пить очень Иванушке захотелось. Видит он копыто коровье с водой, захотел из него напиться. Но сестрица не велела, а то стал бы братец теленочком. Идут дальше, лошадиное копытце и опять хочется Иванушке воды напиться. Но опять сестрица не дает – жеребеночком станет. Идут дальше. Козье копытце. Не послушал тут Иванушка сестрицу и выпил воды. Стал он козленочком, Аленушка рядом стоит, слезами заливается. Ехал мимо купец молодой, узнал о горе девичьим, предложил замуж за него выйти, а козленочка с собой взять. Согласилась Аленушка и зажили они с купцом счастливо. Только уехал раз купец, пришла к Аленушке злая женщина и позвала на пруд купаться. Привязала ведьма Аленушке камень на шею, столкнула Аленушку в воду, а сама в нее превратилась. Никто и не узнал ведьму. Только козленочек знал что случилось, и бегал на пруд, сестрицу звал. Узнала о том ведьма, попросила зарезать козленочка. Не хотел купец, но согласился. А козленочек просит напоследок на пруд сбегать, водички попить. Прибежал козленок на берег, кричит, Аленушку зовет, говорит, что его убить хотят. А Аленушка из-под воды отвечает, что не может встать, камень давит, пески держат. Услышал то слуга, рассказал купцу. Сбежался народ, достали Аленушку, обмыли ее чистой водой и ожила девушка. А козленочек на радостях трижды через себя перепрыгнул и Иванушкой стал. А ведьму к хвосту конскому привязали, да в поле пустили.
Признаки волшебной сказки в сказке “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”
- Волшебные превращения – козленок, оживление Аленушки
- Традиционный зачин и концовка
- Победа добра.
Краткое содержание сказки
Остались дети без отца и матери. Старшая сестра заботилась о младшем брате, как могла. Только братец был непослушным, запрет Аленушки нарушил, выпил водицы из копытца и превратился в козленка. Купец увидел плачущую от горя девушку, приглянулась ему сиротка, позвал он ее замуж. Согласилась Аленушка. Козленка забрали с собой. Злая ведьма утопила девушку в речке и заняла ее место. Никто в доме купца ничего не заподозрил, только козленок бегал проведывать сестрицу на бережок, но сказать ничего не мог. Решила ведьма от козленка избавиться. Но слуга подслушал, как козленок на берегу с сестрой разговаривал, и рассказал обо всем купцу. Понял купец, как ведьма Аленушку со свету сжила и к нему в дом попала. Аленушку свою он спас, а ведьму уничтожил. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Жизненный путь писателя
Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) родился в Николаевске в семье графа, предводителя уездного дворянства. Свое детство и как он начинал учиться дома, мастер слова описал в замечательном рассказе «Детство Никиты». Там действует и его матушка Александра Леонтьевна. Подросток заканчивает училище в Самаре, а затем начинает учиться в Петербургском технологическом институте. Поняв, что его призвание – литература, он оставляет учебу и начинает понемногу печататься. Сначала это были стихи, затем Алексей Толстой обратил внимание на прозу.
Во время 1-й мировой войны он отправляет в тыл статьи из фронтовой жизни. После революции он надолго уезжает за границу. Живя в Париже и Берлине, писатель тоскует по родине. По ходатайству А. М. Горького ему разрешают вернуться домой. Он активно работает над крупными увлекательными романами, которые являются гордостью нашей прозы. Но и в это время он успевает обрабатывать русские сказки. Одной из них, которую любили и наши русские художники, мы сейчас рассмотрим краткое содержание. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» – сказка короткая, но поучительная.
Кто записал сказку
Одной из самых любимых сказок нашего народа можно назвать краткую, но изобилующую сюжетными элементами «Сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке». В сборнике собирателя русского фольклора А. Н. Афанасьева записано целых четыре варианта сказки (том 3, «Народные русские сказки», А. Н. Афанасьев, №260-263), которые собраны в различных уголках России.
Однако сюжет сказки нельзя назвать уникальным или чисто славянским, т. к. схожие мотивы встречаются в сказках других народов. Так, в международном классификаторе сюжетов фольклорной сказки Аарне – Томпсона под типом №450 записано:
Братец и сестрица: брат превращается в козленочка, живет с сестрой в лесу; царь женится на ней; мачеха топит ее и заменяет своей родной дочерью, козленочка хотят зарезать; все выясняется (Н.П. Андреев «Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне»).
Самой популярной в настоящее время можно назвать версию этой сказки, обработанную А. Толстым, которая не сильно отличается от инварианта.
Сестрица и братец – образ полноты друг в друге
Почти во всех версиях русской сказки сестрица Аленушка и братец Иванушка – сироты. Это означает, что помощи от родителей героям ждать не стоит, т. е. рассчитывать они должны друг на друга, что в сказке и происходит. А Царь (или купец в других вариантах) предлагает свою помощь сам.
Герои обязательно называются сестрица и братец, т.е. подчеркивается их первостепенная важность друг для друга. Иными словами они являются сопомощниками.
Оба героя обладают именами. Это тоже немаловажная деталь в сказках. Например, в сказке Александра Сергеевича Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях» имена есть только у положительных персонажей. В рассматриваемой сказке – аналогично.
Образ Аленушки
Главным положительным героем сказки является Аленушка. Через ее образ передается ментальное представление народа о главных достоинствах девушки: кротости, смиренности, милостивости, отзывчивости. Тем самым изображается основополагающая христианская добродетель – любовь. Именно такие аллюзии возникают при раскрытии образа Аленушки. Неслучайно Аленушка является старшей сестрой, что подразумевает ее ответственность за младшего брата.
Для создания образа героя важное значение имеет его появление или то, чем он занимается. Как наши герои появляются в сказке? В некоторых вариантах они идут на работу, в других – странствуют. Здесь можно отметить то, что герои не являются праздными. В случае с работой понятно почему, а странствие ведь тоже своего рода труд, только другого характера – поиск спасения от беды или справедливости. Таким образом перед нами возникает образ девушки, которая уповает на свои силы и на промысел Божий, при этом со смирением приняла потерю родителей и став, по сути, матерью для младшего брата.
Аленушка – это прежде всего любовь, которая является главной добродетелью, так коннотационно можно объяснить почему именно сестра в сказке является старшей. Помните слова апостола Павла:
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. (Кор. 13:13)
Нравственный проступок Иванушки
Итак, как проявляется образ второго героя сказки. Братец Иванушка постоянно просит сестру разрешения напиться воды из лужицы. Заметим, что сначала братец спрашивает сестрицу, т. е. действует по послушанию и не позволяет себе ослушаться когда проходил мимо следа копытца теленочка и жеребеночка. Не удержался он только перед козьим копытцем. Вспомним, что олицетворяет собою козел.
В толковании на Евангелие Святитель Григорий Палама писал следующее:
«Козлищами» же Он именует грешников, как наглых и беспутных и сбрасываемых с обрывов греха. И первых (овец – прим. авт.), как делающих правые дела, Он поставит по правую сторону, а тех, которые не таковы, как оные, – на левую сторону.
Получается, если козел олицетворение зла, то Иванушка не выдержал самого трудного испытания. Это можно назвать крайней точкой нравственного падения Иванушки, т. к. дальше будет подъем.
Итак, что плохого совершил Иванушка? Томимый жаждою, не послушался сестру, испив из грязного источника. Он проявил своеволие, за которое был наказан. Но это обусловлено какой-то коренной причиной, скорее всего, эгоизмом и упрямством. Трижды Аленушка вразумляла братца, но в итоге он ослушался. Какой урок хотел нам показать древний сказатель? Вроде бы, Иванушка сделал такой маленький проступок, всего лишь попил из копытца. Но важно понять главное, что, за казалось бы, за маленьким послаблением или озорством или другим малым злом может оказаться огромная бездна других более серьезных злодеяний. Вот и получается в сказке: всего лишь попил из копытца, а вид человеческий потерял.
Но нет такого падения, после которого невозможно подняться. Любой проступок, который губит в нас человеческое, можно исправить в корне изменив отношение к нему. Так, в дальнейшем повествовании сказки мы видим исправление Иванушки.
Какая реакция Аленушки на то что Иванушка ослушался и стал козленочком? Она могла впасть в отчаяние и убежать, озлобившись на брата. Но она поступила истинно кротко: «…обвязала его шёлковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…».
Но терпящий, претерпит до конца… После случившегося, Аленушке и Иванушке выпадает еще одно испытание, которое в итоге оказывается для них спасительным.
Роль колдуньи
Почему колдунья извела Аленушку? Что ей руководило? Разве она не могла очаровать Царя раньше? Конечно могла. Но каким духом руководима губительница? Непомерная злоба и зависть овладели ею. Будучи воплощением зла, она не могла просто так смотреть на человеческое счастье. Сначала она извела Аленушку, но на этом не остановилась, задумав погубить и козленочка. Она наверняка знала что козленочек – это заколдованный Иванушка и пыталась избавиться от него. Остановилась бы она на этом? Как известно, зло не имеет предела удовлетворения, оно постарается погубить все вокруг себя. Наверное, избавившись от козленочка, колдунья захотела бы и завладеть всем богатством Царя (купца)…
Исправление Иванушки
Мы упомянули об исправлении Иванушки. В чем оно выразилось? Козленочек узнал, что злая колдунья хочет его погубить. Как он мог отреагировать? Он мог убежать, мог просить колдунью не делать этого, исполнив все что та попросит. Но Иванушка, вместо этого, бегает на пруд и зовет сестрицу. Может показаться, безнадежно, т. к. по сути, он обращается к утопленнице. Но, значит, его вера была настолько сильна, что даже сестрицу, лежавшей на дне пруда – оживила. Таким образом, Иванушка, хоть и совершил страшный поступок непослушания, спасся живой верой. Он знал, что за ним правда, поэтому, совершая, казалось бы, безумные вещи (бегает и зовет утопленницу), Иванушка совершает спасение и свое, и сестрицы. Если Аленушка – это образ любви, то Иванушка олицетворяет собою два других качества – веру и надежду…
Подоплека
Если провести параллели с нашей духовной жизнью, то окажется, что посыл этой сказки направлен не столько на нравственное осуждение непослушания, сколько на закреплении понимания того, что вера в Истину спасает человека. Такая вера придает человеку уверенность в правде: «не в силе Бог, а в правде Божьей».
Мы писали, что Аленушка олицетворяет собою христианскую любовь, которую часто называют неиссякающим источником… Разве могла она не спастись в конце сказки? Конечно же нет. Спасение Аленушки и Иванушки являет собою соединение главных добродетелей – веры, надежды, любви, но любовь из них больше…
Прочтений: 2 066
Ключевые слова:
русские народные сказки,
русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Тип урока: интегрированный (литературное чтение, изобразительное искусство) 3 класс.
Формирование УУД:
Предметные:
- Познакомятся с сюжетом и содержанием сказки;
- Научатся определять особенности волшебных сказок; классифицировать сказки (народные и авторские),
- Отвечать на вопросы; ориентируясь в тексте произведения;
- Правильно передавать с помощью зрительных ощущений характер и настроение героев сказки; сравнивать их внешность и жилище;
- Научиться отличать и изображать дом положительного и отрицательного героя;
Личностные:
- Приобретут эстетические ценности и этические чувства на основе анализа и сравнения устного народного творчества;
- Научатся давать характеристики таких понятий, как добро и зло;
- Получат навыки работы с различными материалами по изобразительному искусству
Метапредметные:
познавательные:
- познакомятся с особенностями народной сказки,
- научатся давать характеристику героям русской сказки;
- сделают выводы по сказке на основе вопросов;
- получать представление о жизни и быте наших предков.
регулятивные:
- организовать свою деятельность по выполнению задач урока,
- сформировать умение работать умственно и творчески на интегрированном уроке;
- оценить результаты своей работы по содержанию урока.
коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Временные рамки, участия педагогов в период урока: 50% /50%
Место урока в программе предмета:
- Литературное чтение: Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Характеристика персонажей.
- Изобразительное искусство: «Русская деревня и её уклад жизни».
Цель урока: Научиться понимать характер сказочных героев, опираясь на их образ и внешний вид жилища на основе русского народного фольклора.
Учебная задача урока:
- Вспомнить произведения, относящиеся к русскому народному творчеству.
- Научиться определять характер персонажей по одежде героев, представлять внешний вид и внутреннее убранство их жилища.
- Изобразить дом доброго или злого персонажа в виде эскиза.
Воспитательная задача урока: Понять принцип формирования противопоставления доброго и злого человека, и подобрать характеризующие их качества.
Здоровье сберегающая задача урока:
- Физкультминутка, введенная в сценарий урока направлена на подготовку детей к практической работе.
- Научить детей состраданию и сопереживанию по средствам русских народных сказок.
План урока: 40 минут
Организационный момент Актуализация и постановка цели урока Закрепление полученных знаний Сравнительный анализ персонажей Физкультминутка Практическая работа по выбору: создание эскиза жилища Подведение итогов урока Рефлексия | 2 минуты |
Инструменты, материалы и оборудование:
- Сопроводительная презентация для интегрированного урока (11 слайдов: 5 основных и 6 дополнительных);
- Учебник «Литературное чтение» 3 класс (1 часть), автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова;
- Альбом для рисования;
- Простой карандаш и восковые мелки, фломастеры, акварельные карандаши.
Ход урока
1 ЭТАП. Организационный момент
Учитель (литературное чтение): Начнём сегодня наш урок с речевой разминки. Давайте прочитаем скороговорку и ответим на вопрос: «Можно ли считать текст этой скороговорки сказочным?»
На опушке в избушке
Живут старушки — болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
Ответ учащихся: Он сказочный, т.к. кошки не могу сшить сапожки.
2 ЭТАП. Актуализация и постановка цели урока
Учитель (литературное чтение): На предыдущих уроках мы с вами изучали русскую народную сказку: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему сказки называют народными?
— Их сочинил народ, и они передавались из уст в уста. Автора определить нельзя.
В русских народных в сказках главные персонажи всегда описываются ярко. Мы можем сразу узнать положительный это герой или отрицательный по тому, как он одет, чем занимается, где живёт.
— Назовите цель нашего урока: (научиться понимать характер сказочных героев, опираясь на внешний вид и их жилище)
3 ЭТАП. Закрепление полученных знаний
Учитель (литературное чтение): Что вы узнали об Алёнушке и Иванушке из первых строк сказки?
— Алёнушка и Иванушка были братом и сестрой. Родители их умерли, и остались они одни-одинёшеньки.
В кого превратился братец Иванушка? Как это случилось?
— Он превратился в козлёночка, потому что испил водицы из козьего копытца.
Правильно ли это не слушать старших — почему вы так считаете?
— Старших надо слушать. Они лучше знают, что может случиться, так как у них больше опыта.
Хорошо ли им жилось вместе?
— Да, жили они хорошо, дружно.
Кто же помешал их счастью?
— Им помешала колдунья. Она утопила Алёнушку, а сама превратилась в неё.
4 ЭТАП. Сравнительный анализ персонажей
Учитель (изобразительное искусство): Ребята посмотрите на экран, перед вами портреты двух женщин в головных уборах и национальных костюмах. Что вы можете сказать об их характере?
— Одна из них недобрая женщина, злая, а вторая наоборот добрая и щедрая.
Как вы это поняли, что послужило подсказкой?
— Взгляд, цвет одежды и их головных уборов (кокошников),
Исходя из вашего утверждения, можно сказать, что на слайде представлены положительный и отрицательный персонаж? Перечислите в нашей сказке, кого вы относите к положительным персонажам, а кого к отрицательным?
— Положительные персонажи — Алёнушка, Иванушка и купец, а отрицательный персонаж — колдунья.
Есть такое выражение. Покажи мне свой дом, и я скажу, кто ты. Попробуйте отгадать по картинке на слайде, где, чей дом изображён?
(Ребята легко угадывают избу Алёнушки и братца Иванушки, а также избушку колдунью).
Учитель (литературное чтение): Ребята, представьте какое жилище у колдуньи?
(Дом находится в дремучем лесу, вокруг летают черные вороны и летучие мыши, из трубы идет черный дым, рядом с домом растут мухоморы, из которых колдунья варить свое зелье)
5 ЭТАП. Физкультминутка
Разминка кистей рук перед рисованием.
6 ЭТАП. Практическая работа по выбору: создание эскиза жилища
Учитель (изобразительное искусство): Практическая индивидуальная работа по выбору: создание эскиза жилища сказочного персонажа. Во время рисования учитель демонстрирует и комментирует слайды внутреннего убранства крестьянского дома конца XIX века.
7 ЭТАП. Подведение итогов урока
Учитель (литературное чтение):
1. На чём построено противопоставление в сказке добра и зла?
— Добрый человек живёт, радуется жизни и никому не мешает, злой человек всегда замышляет какие-то плохие поступки, вредит окружающим.
2. Можете ли вы назвать нам подобную сказку?
— Разные варианты ответов.
3. Перечислите качества доброго и злого человека?
— Добрый человек делает хорошие поступки, помогает слабым, а злой мешает жить добрым людям, завидует им и хочет у них это счастье отобрать.
8 ЭТАП. Рефлексия
— Оцените свою работу, используя красный, зеленый и желтый карандаш.
- «Зеленый» — всё получилось.
- «Желтый» — было сложно, но я справился.
- «Красный» — что-то не получилось.
Домашнее задание: 1) дорисовать эскиз, используя различные художественные материалы.
Рекомендации педагогов, разработавших урок
- Интеграция литературного чтения и изобразительного искусства является наиболее гармоничной, именно поэтому можно её рекомендовать для других подобных уроков, связанных с лирическими или художественными произведениями.
- Распределение времени на уроке между учителями может проходить по двум вариантам 50% на 50%, как в нашем случае, или 75% на 25%, где основной сценарий урока ведет главный учитель, а другой педагог выступает помощником.