Ключевые слова:
русские народные сказки,
русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Тип урока: интегрированный (литературное чтение, изобразительное искусство) 3 класс.
Формирование УУД:
Предметные:
- Познакомятся с сюжетом и содержанием сказки;
- Научатся определять особенности волшебных сказок; классифицировать сказки (народные и авторские),
- Отвечать на вопросы; ориентируясь в тексте произведения;
- Правильно передавать с помощью зрительных ощущений характер и настроение героев сказки; сравнивать их внешность и жилище;
- Научиться отличать и изображать дом положительного и отрицательного героя;
Личностные:
- Приобретут эстетические ценности и этические чувства на основе анализа и сравнения устного народного творчества;
- Научатся давать характеристики таких понятий, как добро и зло;
- Получат навыки работы с различными материалами по изобразительному искусству
Метапредметные:
познавательные:
- познакомятся с особенностями народной сказки,
- научатся давать характеристику героям русской сказки;
- сделают выводы по сказке на основе вопросов;
- получать представление о жизни и быте наших предков.
регулятивные:
- организовать свою деятельность по выполнению задач урока,
- сформировать умение работать умственно и творчески на интегрированном уроке;
- оценить результаты своей работы по содержанию урока.
коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Временные рамки, участия педагогов в период урока: 50% /50%
Место урока в программе предмета:
- Литературное чтение: Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Характеристика персонажей.
- Изобразительное искусство: «Русская деревня и её уклад жизни».
Цель урока: Научиться понимать характер сказочных героев, опираясь на их образ и внешний вид жилища на основе русского народного фольклора.
Учебная задача урока:
- Вспомнить произведения, относящиеся к русскому народному творчеству.
- Научиться определять характер персонажей по одежде героев, представлять внешний вид и внутреннее убранство их жилища.
- Изобразить дом доброго или злого персонажа в виде эскиза.
Воспитательная задача урока: Понять принцип формирования противопоставления доброго и злого человека, и подобрать характеризующие их качества.
Здоровье сберегающая задача урока:
- Физкультминутка, введенная в сценарий урока направлена на подготовку детей к практической работе.
- Научить детей состраданию и сопереживанию по средствам русских народных сказок.
План урока: 40 минут
Организационный момент Актуализация и постановка цели урока Закрепление полученных знаний Сравнительный анализ персонажей Физкультминутка Практическая работа по выбору: создание эскиза жилища Подведение итогов урока Рефлексия | 2 минуты |
Инструменты, материалы и оборудование:
- Сопроводительная презентация для интегрированного урока (11 слайдов: 5 основных и 6 дополнительных);
- Учебник «Литературное чтение» 3 класс (1 часть), автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова;
- Альбом для рисования;
- Простой карандаш и восковые мелки, фломастеры, акварельные карандаши.
Ход урока
1 ЭТАП. Организационный момент
Учитель (литературное чтение): Начнём сегодня наш урок с речевой разминки. Давайте прочитаем скороговорку и ответим на вопрос: «Можно ли считать текст этой скороговорки сказочным?»
На опушке в избушке
Живут старушки — болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
Ответ учащихся: Он сказочный, т.к. кошки не могу сшить сапожки.
2 ЭТАП. Актуализация и постановка цели урока
Учитель (литературное чтение): На предыдущих уроках мы с вами изучали русскую народную сказку: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему сказки называют народными?
— Их сочинил народ, и они передавались из уст в уста. Автора определить нельзя.
В русских народных в сказках главные персонажи всегда описываются ярко. Мы можем сразу узнать положительный это герой или отрицательный по тому, как он одет, чем занимается, где живёт.
— Назовите цель нашего урока: (научиться понимать характер сказочных героев, опираясь на внешний вид и их жилище)
3 ЭТАП. Закрепление полученных знаний
Учитель (литературное чтение): Что вы узнали об Алёнушке и Иванушке из первых строк сказки?
— Алёнушка и Иванушка были братом и сестрой. Родители их умерли, и остались они одни-одинёшеньки.
В кого превратился братец Иванушка? Как это случилось?
— Он превратился в козлёночка, потому что испил водицы из козьего копытца.
Правильно ли это не слушать старших — почему вы так считаете?
— Старших надо слушать. Они лучше знают, что может случиться, так как у них больше опыта.
Хорошо ли им жилось вместе?
— Да, жили они хорошо, дружно.
Кто же помешал их счастью?
— Им помешала колдунья. Она утопила Алёнушку, а сама превратилась в неё.
4 ЭТАП. Сравнительный анализ персонажей
Учитель (изобразительное искусство): Ребята посмотрите на экран, перед вами портреты двух женщин в головных уборах и национальных костюмах. Что вы можете сказать об их характере?
— Одна из них недобрая женщина, злая, а вторая наоборот добрая и щедрая.
Как вы это поняли, что послужило подсказкой?
— Взгляд, цвет одежды и их головных уборов (кокошников),
Исходя из вашего утверждения, можно сказать, что на слайде представлены положительный и отрицательный персонаж? Перечислите в нашей сказке, кого вы относите к положительным персонажам, а кого к отрицательным?
— Положительные персонажи — Алёнушка, Иванушка и купец, а отрицательный персонаж — колдунья.
Есть такое выражение. Покажи мне свой дом, и я скажу, кто ты. Попробуйте отгадать по картинке на слайде, где, чей дом изображён?
(Ребята легко угадывают избу Алёнушки и братца Иванушки, а также избушку колдунью).
Учитель (литературное чтение): Ребята, представьте какое жилище у колдуньи?
(Дом находится в дремучем лесу, вокруг летают черные вороны и летучие мыши, из трубы идет черный дым, рядом с домом растут мухоморы, из которых колдунья варить свое зелье)
5 ЭТАП. Физкультминутка
Разминка кистей рук перед рисованием.
6 ЭТАП. Практическая работа по выбору: создание эскиза жилища
Учитель (изобразительное искусство): Практическая индивидуальная работа по выбору: создание эскиза жилища сказочного персонажа. Во время рисования учитель демонстрирует и комментирует слайды внутреннего убранства крестьянского дома конца XIX века.
7 ЭТАП. Подведение итогов урока
Учитель (литературное чтение):
1. На чём построено противопоставление в сказке добра и зла?
— Добрый человек живёт, радуется жизни и никому не мешает, злой человек всегда замышляет какие-то плохие поступки, вредит окружающим.
2. Можете ли вы назвать нам подобную сказку?
— Разные варианты ответов.
3. Перечислите качества доброго и злого человека?
— Добрый человек делает хорошие поступки, помогает слабым, а злой мешает жить добрым людям, завидует им и хочет у них это счастье отобрать.
8 ЭТАП. Рефлексия
— Оцените свою работу, используя красный, зеленый и желтый карандаш.
- «Зеленый» — всё получилось.
- «Желтый» — было сложно, но я справился.
- «Красный» — что-то не получилось.
Домашнее задание: 1) дорисовать эскиз, используя различные художественные материалы.
Рекомендации педагогов, разработавших урок
- Интеграция литературного чтения и изобразительного искусства является наиболее гармоничной, именно поэтому можно её рекомендовать для других подобных уроков, связанных с лирическими или художественными произведениями.
- Распределение времени на уроке между учителями может проходить по двум вариантам 50% на 50%, как в нашем случае, или 75% на 25%, где основной сценарий урока ведет главный учитель, а другой педагог выступает помощником.
Áàáà ßãà íà êîíêóðñå ñêàçîê.
Âíóòðè Ãàëàêòèêè ïîä íàçâàíèåì Ìëå÷íûé Ïóòü ïîÿâèëàñü åù¸ îäíà Ãàëàêòèêà.
Íàçûâàåòñÿ îíà Ëèòåðàòóðíîé Ãàëàêòèêîé.
Ëèòåðàòóðíàÿ Ãàëàêòèêà èçáðàëà ñåáå ìåñòîæèòåëüñòâî íà ïëàíåòå Çåìëÿ, íàõîäÿùåéñÿ â Ñîëíå÷íîé Ñèñòåìå.
×òîáû æèçíü íà ïëàíåòå Çåìëÿ íå áûëà ñêó÷íîé, Ëèòåðàòóðíàÿ Ãàëàêòèêà ñîçäàëà äëÿ æèòåëåé ïëàíåòû Çåìëÿ êîíêóðñû.
Êîíêóðñû áûëè ðàçíûå, ïî ñòèõàì è ïî ðàçíûì ðàññêàçàì, ïîâåñòÿì î æèçíè ëþäåé íà ïëàíåòå.
Îäíàæäû Ëèòåðàòóðíîé Ãàëàêòèêå ïðèøëà ìûñëü ñîçäàòü êîíêóðñ ñêàçîê Ñîâðåìåííîãî Ìèðà. Íàø¸ëñÿ äàæå ÷åëîâåê, êîòîðûé ñìîã âûäåëèòü äëÿ êîíêóðñà áîëüøóþ íàãðàäó ïîáåäèòåëþ.
Òàêîãî ÷åëîâåêà íàçûâàëè ñïîíñîðîì.
Ñïîíñîð æèë íà ïëàíåòå Çåìëÿ, è ÷òîáû åìó áûëî èíòåðåñíåå ñëåäèòü çà õîäîì êîíêóðñà, ðåøèë âûäåëèòü èç ñâîèõ áîãàòñòâ ùåäðîå âîçíàãðàæäåíèå â âèäå ñòà ïóäîâ çîëîòîì.
Î÷åíü çàõîòåëîñü ïîñìîòðåòü ñïîíñîðó, êàê áóäóò ëþäè áîðîòüñÿ çà öåííûé ïðèç, ñîçäàâàÿ íîâûå ñêàçêè.
Î êîíêóðñå, è î öåííîì ïðèçå áûëî îáúÿâëåíî ïî âñåì ñðåäñòâàì ìàññîâîé èíôîðìàöèè.
Ëèòåðàòîðû âçÿëèñü çà äåëî ñ áîëüøèì âîîäóøåâëåíèåì, êàæäûé õîòåë ïîïðàâèòü ñâî¸ ìàòåðèàëüíîå áëàãîñîñòîÿíèå, øóòî÷íîå ëè äåëî — ñòî ïóäîâ çîëîòîì!
Èâàíóøêà — äóðà÷îê òîæå ðåøèë íàïèñàòü èíòåðåñíóþ ñêàçêó, õîòÿ äî ýòîãî êîíêóðñà ñêàçîê íå ïèñàë, îí ïèñàë ïðî ëþáîâü, è ðàññêàçû î äåòÿõ.
Äîëãî åìó íå óäàâàëîñü ñîçäàòü òàêóþ ñêàçêó, íàêîíåö, îäíàæäû íî÷üþ îí íå ñïàë, è ñìîã íàïèñàòü òàêóþ ñêàçêó, êàêîé äî ýòîãî âðåìåíè íå áûëî íà ïëàíåòå Çåìëÿ.
Äðóãèå ïèñàòåëè — ñêàçî÷íèêè òîæå ñîçäàâàëè õîðîøèå ñêàçêè, îíè ñòàëè ñûïàòüñÿ, êàê èç ðîãà èçîáèëèÿ.
Æþðè êîíêóðñà ðàáîòàëî äåíü è íî÷ü, ÷èòàÿ ñêàçêè, à îíè âñ¸ ïðèáûâàëè, è ïðèáûâàëè.
 äðåìó÷åì ëåñó, â ñàìîì öåíòðå ñèáèðñêîé òàéãè ïðîæèâàëà Áàáà ßãà â èçáóøêå íà êóðüèõ íîæêàõ.
Áàáà ßãà èìåëà ñîâðåìåííûé êîìïüþòåð, ñàìûé íàâîðî÷åííûé, êàê ñêàçàë Êîùåé Áåññìåðòíûé, ïîäàðèâ åãî åé êî äíþ ðîæäåíèÿ.
Ìåòëà ó Áàáû ßãè ñòàëà ñîõíóòü áåç äåëà. Âìåñòî òîãî ÷òîáû ëåòàòü ïî âñåìó ìèðó íà ìåòëå, Áàáà ßãà ñòàëà îáùàòüñÿ ñî çëîäåÿìè âñåãî ìèðà â èíòåðíåòå ÷åðåç êîìïüþòåð.
Áàáå ßãå î êîíêóðñå ñ áîëüøèì âîçíàãðàæäåíèåì ñîîáùèë Ëåøèé ïî ñâîåìó êîìïüþòåðó.
Ëåøèé äàâíî ñìåÿëñÿ íàä õðîìîé èçáóøêîé Áàáû ßãè.
— ßãà, íå â íîãó ñ ñîâðåìåííîé æèçíüþ èä¸øü! — ñìåÿëñÿ îí.
— Ïîó÷àñòâóé â êîíêóðñå, ñäåëàé òàê, ÷òîáû âûèãðàòü åãî, ïðåäëàãàë îí.
— Ïîñòðîèøü ñåáå íå òîëüêî íîâóþ èçáóøêó íà êóðüèõ íîæêàõ, íî è öåëûé êîòòåäæ íà ÷åòûð¸õ íîãàõ!
Áàáå ßãå íàäîåëè íàñìåøêè Ëåøåãî, îíà çàèíòåðåñîâàëàñü êîíêóðñîì, è ïðèçâàëà ñâîèõ âåðíûõ ïîìîùíèêîâ, ñòàðîãî Ôèëèíà, è ÷¸ðíîãî Âîðîíà
ïîðàñêèíóòü ìîçãàìè, íàïèñàâ ñêàçêó, à ñàìà ñòàëà óñèëåííî ñëåäèòü çà õîäîì êîíêóðñà.
Ôèëèí è Âîðîí íàïèñàëè ñêàçêè, è Áàáà ßãà îòïðàâèëà èõ íà êîíêóðñ, ïîäïèñàâ ñâîèì èìåíåì, íî ÷èòàòåëÿì áîëüøå íðàâèëàñü ñêàçêà Èâàíóøêè — äóðà÷êà, à òàêæå ñêàçêè íåêîòîðûõ çíàìåíèòûõ ñêàçî÷íèêîâ.
Òîãäà Áàáà ßãà ðåøèëà ñäåëàòüñÿ êðèòèêîì êîíêóðñà è ïîñòàðàòüñÿ òàê êðèòèêîâàòü õîðîøèå ñêàçêè, ÷òîáû ÷èòàòåëè íå çàõîòåëè èõ ÷èòàòü, è ñêàçêè Áàáû ßãè ìîãëè îêàçàòüñÿ íà ïåðâîì ìåñòå.
Êàê òîëüêî íå óìóäðÿëàñü Áàáà ßãà ïëîõî îòçûâàòüñÿ î õîðîøèõ ñêàçêàõ, íè÷åãî ó íå¸ íå ïîëó÷àëîñü.
Îäíîãî íå ïðåäóñìîòðåëà Áàáà ßãà — âî âñåõ õîðîøèõ ñêàçêàõ ïðèñóòñòâîâàëà ìàëåíüêàÿ Èñêîðêà.
Õîòÿ Èñêîðêà áûëà ìàëåíüêîé, ïîñëå ïðî÷òåíèÿ ñêàçêè îíà ñðàçó áðîñàëàñü â ãëàçà ÷èòàòåëþ, è ÷èòàòåëü ïîëó÷àë óäîâîëüñòâèå îò òàêîé ñêàçêè.
Èñêîðêà íàõîäèëàñü íå âî âñåõ ñêàçêàõ, åé íðàâèëèñü ñêàçêè, íàïèñàííûå îðèãèíàëüíî è êðàñèâî, â íèõ äîáðî âñåãäà ïîáåæäàëî çëî.
 ñêàçêàõ, ïðèíàäëåæàùèõ Áàáå ßãå âñ¸ áûëî íàîáîðîò, çëî ïîáåæäàëî äîáðî, è ÷èòàòåëþ ýòî íå íðàâèëîñü.
Ñèëüíî ðàçîçëèëàñü Áàáà ßãà íà Èñêîðêó. Îíà ðåøèëà ïîñëàòü ñâîåãî çíàêîìîãî, ÷àñòî ïðèëåòàþùåãî ê íåé â ãîñòè, Çìåÿ Ãîðûíû÷à, ÷òîáû ïîõèòèòü Èñêîðêó, ïîìåñòèòü â ñâîè ñêàçêè, à åñëè íå óäàñòñÿ å¸ ïîéìàòü, òî ñæå÷ü å¸ ïëàìåíåì, êîòîðîå ìîã èçâåðãàòü òð¸õãîëîâûé Çìåé Ãîðûíû÷. Áàáà ßãà ïðåäëîæèëà Çìåþ Ãîðûíû÷ó ïðåâðàòèòüñÿ â î÷åíü ìàëåíüêîãî. Çìåé Ãîðûíû÷ íå âîçðàæàë è Áàáà ßãà, ïðîèçíåñÿ ñâîè êîëäîâñêèå çàêëèíàíèÿ, ïðåâðàòèëà åãî â ìàëåíüêîãî, ïî ðàçìåðàì ðàâíîãî êîìàðó.
Áàáà ßãà ñêàçàëà Çìåþ Ãîðûíû÷ó, ÷òî Èñêîðêó ìîæíî ïîéìàòü â òîò ìîìåíò, êîãäà ÷èòàòåëü, ïðî÷èòàâ îäíó ñêàçêó ñ Èñêîðêîé, áóäåò îòêðûâàòü äðóãóþ,
è åñëè äðóãàÿ ñêàçêà áóäåò èíòåðåñíà Èñêîðêå, îíà ïåðåëåòèò â íå¸.
 ýòîò ìîìåíò è íóæíî ëîâèòü Èñêîðêó.
Ðàçãîâîð Áàáû ßãè ñî Çìååì Ãîðûíû÷åì óñëûøàëà ïåâ÷àÿ ïòè÷êà Ñîëîâåé. Ñîëîâåé ñîáèðàë êîðì äëÿ ìàëåíüêèõ ïòåí÷èêîâ.
Ñîëîâåé ðåøèë ëåòåòü íà êîíêóðñ ñêàçîê ñïàñàòü Èñêîðêó.
Çìåé Ãîðûíû÷ è Ñîëîâåé âûëåòåëè îäíîâðåìåííî. Íî Ñîëîâåé ëåòàë áûñòðåå, îïåðåäèâ Çìåÿ Ãîðûíû÷à.
Êîãäà Èñêîðêà ïåðåëåòàëà èç îäíîé ñêàçêè â äðóãóþ, Ñîëîâåé óñïåë çâîíêîé òðåëüþ ñîîáùèòü åé î êîâàðíûõ ïëàíàõ Áàáû ßãè.
Ïðèãîðþíèëàñü Èñêîðêà, íå õîòåëà îíà áûòü ðàáîé Áàáû ßãè â å¸ ñêàçêàõ.
— Ñïàñèáî òåáå, Ñîëîâåé! — ñêàçàëà åìó Èñêîðêà.
— Ëåòè ê ñâîåé ïîäðóãå, à ÿ ïîñòàðàþñü íå ïîïàñòü â ëàïû Çìåþ Ãîðûíû÷ó.
Ñîëîâåé óëåòåë.
Èñêîðêà ðåøèëà, ÷òî â ðàáñòâî ê Áàáå ßãå îíà íå ïîïàä¸ò.
— Ëó÷øå ñãîðåòü îò ïëàìåíè Çìåÿ Ãîðûíû÷à, ÷åì ïîïàñòü â ðàáñòâî ê çëîé Áàáå ßãå — ïîäóìàëà Èñêîðêà.
Êàê òîëüêî Ñîëîâåé óëåòåë, òóò æå ïðèëåòåë ìàëåíüêèé Çìåé Ãîðûíû÷, âèä ó íåãî áûë íå ñòðàøíûé, ñîâñåì êàê êîìàð. Íèêòî íå ðàçãëÿäåë â í¸ì Çìåÿ Ãîðûíû÷à, ñïîñîáíîãî èçâåðãàòü ïëàìÿ èç ïàñòè.
Ìåæäó òåì ÷èòàòåëü ÷èòàë ñêàçêó, ãäå íàõîäèëàñü ìàëåíüêàÿ Èñêîðêà.
Çìåé Ãîðûíû÷ ïðèãîòîâèëñÿ ïîéìàòü Èñêîðêó, îí ÷óâñòâîâàë å¸ ïî çàïàõó, çíàÿ, ãäå îíà íàõîäèòñÿ.
Êàê òîëüêî ÷èòàòåëü îòêðûë ñêàçêó, íàïèñàííóþ Èâàíóøêîé — äóðà÷êîì, Èñêîðêà áûñòðî ïîëåòåëà â åãî ñêàçêó.
Çìåé Ãîðûíû÷, óâèäåâ, ÷òî íå óñïåâàåò ïîéìàòü Èñêîðêó, íàïðàâèë ïëàìÿ èç ïàñòè, ñòàðàÿñü ñæå÷ü Èñêîðêó, êàê ñêàçàëà åìó Áàáà ßãà.
Ïëàìÿ íàñòèãëî Èñêîðêó.
Îíà çàãîðåëàñü ñèëüíûì ïëàìåíåì, íî óñïåëà, íå ñãîðåâ, ïîïàñòü â ñêàçêó Èâàíóøêè — äóðà÷êà.
Âñåì ÷ëåíàì æþðè áîëüøå âñåãî ïîíðàâèëàñü ñêàçêà, àâòîðîì êîòîðîé áûë Èâàíóøêà — äóðà÷îê, öåííûé ïðèç äîñòàëñÿ åìó, â åãî ñêàçêå íàõîäèëàñü ðàçãîðåâøàÿñÿ Èñêîðêà.
Âñå ÷ëåíû æþðè óâèäåëè, êàê ÿðêî ïûëàåò â ñêàçêå Èñêîðêà, èçëó÷àÿ íå òîëüêî ñâåò, íî è âìåñòå ñ íèì Ðàäîñòü è Äîáðîòó, âåäü îíà âñåãäà áûëà ïðîòèâ çëà, è î÷åíü ðàäîâàëàñü òîìó, ÷òî íå ïîïàëà â ðàáñòâî ê çëîé Áàáå ßãå, íå ñãîðåëà, âîâðåìÿ óñïåâ ïîïàñòü â ñêàçêó Èâàíóøêè — äóðà÷êà.
×èòàòü ñêàçêó Èâàíóøêè — äóðà÷êà âñåì áûëî ïðèÿòíî, è îíà åäèíîãëàñíûì ðåøåíèåì æþðè çàíÿëà ïåðâîå ìåñòî â êîíêóðñå ñêàçîê.
© Copyright: Èâàí Íèôîíòîâ, 2021
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹221120700744
Ðåöåíçèè
Конспект ООД по чтению художественной литературы в старшей группе ДОУ «Сказка»
Автор: Михайлова Ирина Георгиевна
Тема: Чтение русской – народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».
Цель: познакомить детей со сказкой. Систематизировать и углубить знания детей о русском устном творчестве, композиционных и национальных языковых особенностях сказки. Научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.
Задачи: учить понимать характер и поступки героев. Замечать и понимать образные выражения. Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, способствовать обогащению словарного запаса детей. Развивать память, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Содержание ООД
Вводная часть Приветствие Воспитатель: Ребята давайте скажем всем здравствуйте! (Дети встают в круг.)
— Здравствуй солнце золотое (правая рука вверх).
— Здравствуй небо голубое (левая рука вверх).
— Здравствуй маленький цветок (приседают).
— Здравствуй в поле ветерок (машут руками).
— В детский садик я хожу всех я вас приветствую (идут по кругу).
Воспитатель: Ребята я хочу с вами отправиться в путешествие. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?
(Дети перечисляют).
Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова:
— Крибли, крабли раз-два-три, в стране сказок очутись (одеваю платок).
Садятся.
— Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается.
— Я очень люблю сказки, особенно русские народные. А как вы думаете, что значит – русские народные? (Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков)
А сейчас я хочу про верить хорошо ли вы помните сказки?
Игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? (Колобок.)
— Что били, били — не разбили? (Яйцо.)
— Кто разрушил теремок? (Медведь.)
— Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)
— У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)
— Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)
— Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)
— Самое любимое место Иванушки – дурачка? (Печка.)
— Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)
— Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)
-В какой сказке мальчик превратился в козленка? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
-Кто унес мальчика от сестрицы? (гуси-лебеди)
-Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
— Какими словами начинаются русские народные сказки? (жили-были)
— Какими словами заканчиваются?
Воспитатель: Чему учат сказки?
Дети: Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А называется она «Крылатый, мохнатый да масленый». Как вы думаете, о ком рассказывается в этой сказке? Кто Крылатый? – это может быть самолёт, а может птица. Как вы думаете какая птица?
Воспитатель: Крылатый ворона, сорока… не подходит
Дети: Крылатый ворон, воробей…
Воспитатель: А мохнатый? А масленый? У этой сказки и начало необычное, вспомните, как обычно начинаются русские народные сказки?
Дети: «Жили-были».
Воспитатель: А эта сказка начинается «На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили – были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый, да блин масленый». Да, здесь не просто сказано «жили – были», но и указано, где жили сказочные герои. И где же жили три братца? (Хоровой ответ детей.)
Воспитатель: Садитесь ребята поудобнее, сейчас я вам расскажу сказку «Крылатый, мохнатый да масляный».
Чтение сказки сопровождается презентацией.
Физкультминутка «Мышка».
Мышка быстренько бежала (бег на месте),
Мышка хвостиком виляла (имитация движений),
Ой, яичко уронила (наклониться, поднять),
Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).
Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному
Беседа по содержанию сказки.
Воспитатель:
— Как звали героев сказки?
— Как жили друзья в начале сказки?
— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?
-Как бы вы поступили на месте друзей? Почему так? (спросить 2-3 детей)
-Что можно посоветовать друзьям (жить дружно и не ссориться).
-Можно ли было поступить по-другому? Если можно, то как? (спросить 2-3 детей)
— Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.)
— А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.) А каким нашел блин воробья на завалинке? (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.)
— Когда же, друзья мои, так бывает?
— «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Кто это сказал? Почему блин так сказал?
Дети: Потому что каждый должен выполнять свою работу и не завидовать другому.
Воспитатель: Правильно ребята. Ведь не даром русский народ сложил пословицу о дружбе: «Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».
-Кого можно пожалеть в сказке? (всех).
-Кого нужно учить правильным поступкам? Каким?
Дети: Воробья. Взаимовыручке, терпению, преданности и пониманию того, что каждый должен выполнять свою работу.
— Чем заканчивается сказка?
— Коль так случилось, делать нечего: Поплакали-погоревали да своими делами и занялись.
— Чему вас научила эта сказка (Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга).
— Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Чья работа?»
Словесная игра «Чья работа?».
Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.
-Что делал блин до ссоры (щи да кашу варил).
-А после ссоры? (на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела).
-Что делала мышка до ссоры? (дрова рубила).
-А после ссоры? (обед варила да ошпарилась).
-Что делал воробей до ссоры? (на охоту ходил).
-А после ссоры? (дрова клевал, да и клюв своротил).
-Молодцы!
Заключительная часть
Для этого давайте закроем глаза покружимся, раз-два-три, в нашей группе очутись (снимаю платок сказочницы)
— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? (ответ детей)
— Чему научила вас эта сказка? (дружбе, взаимовыручке, доброте и преданности).
Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. До свидания!
Составлено с помощью интернет источников
Как хорошо вы знаете русские народные сказки?
Все мы с детства знаем и любим русские народные сказки. Но так ли хорошо мы узнали истории трёх богатырей, Ивана-Царевича и Иванушки-дурачка?
Так ли уж хорошо мы познали мудрость нашего народа?
Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
Варианты ответов:
- Не садись не в свои сани
- Без труда не вытянешь и рыбки из пруда
- Рыбак рыбака видит издалека
Кого из этих героинь русских сказок можно считать аналогом скандинавской девы-воительницы Брюнхильды, которая могла потягаться даже с мужчинами?
Варианты ответов:
- Елена Премудрая
- Настасья Микулишна
- Василиса Прекрасная
Кому удалось заставить Кота-Баюна служить себе?
Варианты ответов:
- Микуле Селяниновичу
- Ивану-Царевичу
- Садко
Кто такой леший?
Варианты ответов:
- Дух-хозяин леса
- Одичавший человек, который живёт в лесу и пугает людей
- Нечисть, обитающая в лесу
Какой из трёх знаменитых богатырей уступает по силе остальным?
Варианты ответов:
- Добрыня Никитич
- Алёша Попович
- Илья Муромец
Что было такого в сумке богатыря Микулы Селяниновича, что Святогор не смог её поднять?
Варианты ответов:
- Земля русская
- Вся тягость земная
- Зерно
Почему младший сын в русских сказках всегда дурак?
Варианты ответов:
- Потому что он отличается складом характера от старших братьев
- Потому что он последний ребёнок в семье
- Потому что он недалёкий
Какая из перечисленных сказок является народной?
Варианты ответов:
- Сивка-Бурка
- Сказка о рыбаке и рыбке
- Сказка о царе Салтане
От команды разработчиков Конструктора Тестов: Посмотрите и пользуйтесь нашим новым проектом:
Сборник всех промокодов
Покупайте в известных магазинах с хорошими скидками!
Сообщить о нарушение
Ваше сообщение отправлено, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Отправить сообщение
1 435 просмотров
Верно 17 / С ошибками 515
- 1
- 0
Новые тесты от Андрей
-
А вы знаете, кто автор этих известных литературных афоризмов?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 259
534 просмотров — 07 января 2022
Пройти тест -
8 разнообразных вопросов по советским новогодним фильмам
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 227
524 просмотров — 06 января 2022
Пройти тест -
Выбранная карта души раскроет лучшие ваши качества
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 293
549 просмотров — 06 января 2022
Пройти тест -
Узнайте, можно ли вас назвать романтичным человеком?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 207
460 просмотров — 06 января 2022
Пройти тест -
10 интересных вопросов на эрудицию для разминки
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 282
579 просмотров — 06 января 2022
Пройти тест -
Финансовый гороскоп на 2022 год для всех знаков
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 222
367 просмотров — 06 января 2022
Пройти тест -
7 сложных вопросов с логическими задачками развивающие мышление
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 188
492 просмотров — 06 января 2022
Пройти тест -
Вспомним жизнь в СССР? 7 вопросов о советском прошлом. Ответите на все без ошибок?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 312
564 просмотров — 05 января 2022
Пройти тест -
То, что вы заметите первым, расскажет о вашей личности
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 301
528 просмотров — 05 января 2022
Пройти тест -
«Правда или ложь»? Достоверные факты и липовые утверждения на разные темы
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 204
453 просмотров — 05 января 2022
Пройти тест -
Знаете ли вы произведения русских классиков и их известные работы
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 324
667 просмотров — 05 января 2022
Пройти тест -
Хорошо помните фильм «Бриллиантовая рука»? Попробуйте ответить без ошибок на 7 вопросов на знание деталей комедии
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 322
651 просмотров — 04 января 2022
Пройти тест
Популярные тесты от Андрей
-
Как хорошо вы разбираетесь в географии?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 357 156
677 636 просмотров — 26 июня 2018
Пройти тест -
Цветовой тест на возраст
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 374 716
587 385 просмотров — 27 августа 2018
Пройти тест -
Если вы знаете, где находятся эти города, то ваши знания географии достойны аплодисментов!
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 366 603
615 590 просмотров — 14 февраля 2019
Пройти тест -
Если ответите на все вопросы нашего теста без ошибок, то можете считать себя уникумом с высоким IQ
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 421 985
676 715 просмотров — 25 февраля 2019
Пройти тест -
Тест из одного вопроса, ответить на который правильно не может почти никто. Попробуете себя?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 377 691
552 650 просмотров — 22 января 2019
Пройти тест -
Сможете ли вы узнать советских актеров по фото в молодости?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 330 048
516 220 просмотров — 11 марта 2019
Пройти тест -
Вы невероятно умны, если смогли пройти этот тест на 10 из 10
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 397 552
709 842 просмотров — 21 февраля 2019
Пройти тест -
Тест по фильмам СССР: Сможете пройти его на все 10/10? (Часть 2)
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 329 279
526 710 просмотров — 04 марта 2019
Пройти тест -
Сможете ли вы назвать имена всех этих легендарных артистов, популярных в СССР?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 522 295
952 025 просмотров — 06 декабря 2018
Пройти тест -
Если вы наберете 11/12 в этом тесте на эрудицию, то такого начитанного и разностороннего человека еще поискать
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 569 697
1 180 730 просмотров — 04 августа 2019
Пройти тест -
Вас можно назвать ходячей энциклопедией, если сможете набрать восемь правильных ответов
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 463 937
745 587 просмотров — 22 ноября 2018
Пройти тест -
Если в этом тесте вы наберете 13/13, то вам пора поступать в Гарвард
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 417 170
646 892 просмотров — 03 марта 2019
Пройти тест
Популярные тесты
-
Сможете ли вы пройти тест для разведчиков?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 560 184
1 102 284 просмотров — 24 июля 2018
Пройти тест -
Тест на смекалку, в котором вы вряд ли наберете 8 правильных ответов, если ваш IQ ниже среднего
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 366 715
653 055 просмотров — 17 июля 2019
Пройти тест -
Догадливы и эрудированны ли вы настолько, чтобы парировать 15 вопросов обо всём?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 297 044
581 284 просмотров — 12 марта 2019
Пройти тест -
Тест на общие знания, который на 11/11 осилит лишь настоящий эрудит
HTML-код
АннаКоличество прохождений: 430 946
710 677 просмотров — 30 марта 2020
Пройти тест -
Сможете ли вы узнать советских актеров по фото в молодости?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 330 048
516 220 просмотров — 11 марта 2019
Пройти тест -
Тест, который покажет, каким животным вы являетесь в душе.
HTML-код
Никитин КонстантинКоличество прохождений: 396 491
591 377 просмотров — 11 января 2017
Пройти тест -
Только те, кто росли в СССР, смогут без труда ответить на все вопросы нашего теста
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 294 128
460 986 просмотров — 23 ноября 2018
Пройти тест -
Тест на сленг СССР, который вы завалите, если не жили в то время
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 296 607
481 047 просмотров — 27 февраля 2019
Пройти тест -
Тест на эрудицию, который мы с треском завалили. Что насчет вас?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 625 786
976 759 просмотров — 13 марта 2019
Пройти тест -
Насколько уникальна ваша личность?
HTML-код
Никитин КонстантинКоличество прохождений: 437 086
663 936 просмотров — 26 декабря 2016
Пройти тест -
Пройдете ли вы тест на психопата?
HTML-код
Никитин КонстантинКоличество прохождений: 298 726
445 471 просмотров — 11 января 2017
Пройти тест -
Тест на широкий кругозор: сможете ли вы ответить хотя бы на половину вопросов?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 525 342
1 033 685 просмотров — 28 февраля 2019
Пройти тест -
Никто не может ответить больше чем на 7 из 10 вопросов в этом тесте на IQ
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 339 177
664 715 просмотров — 25 октября 2019
Пройти тест -
Сколько ты можешь выиграть в «Кто хочет стать миллионером?»
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 695 323
1 226 707 просмотров — 21 августа 2018
Пройти тест -
Вы невероятно умны, если смогли пройти этот тест на 10 из 10
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 397 552
709 842 просмотров — 21 февраля 2019
Пройти тест -
У вас блестящая эрудиция, если сумеете дать 14 верных ответов из 14
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 534 582
1 075 252 просмотров — 22 ноября 2019
Пройти тест -
Только 4% людей способны пройти этот тест с вопросами различной направленности
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 294 137
532 475 просмотров — 23 августа 2018
Пройти тест -
Cколько лет вашей душе?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 552 067
893 591 просмотров — 26 сентября 2018
Пройти тест -
Непростой тест на общие знания: Пройдете его хотя бы на 7/10?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 707 235
1 193 839 просмотров — 31 января 2019
Пройти тест -
Тест на интеллект: Если наберете 9/9, то уровень вашего IQ точно выше среднего
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 693 848
1 397 604 просмотров — 16 ноября 2019
Пройти тест
HTML-код для вставки на сайт
Теперь тесты из блоков новинок и популярных отображаются внутри вашего сайта, что увеличивает просмотры ваших страниц в 5 раз!
Все комментарии после публикации проходят строгую модерацию!
OK