Волшебно-героическая сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо –Юдо».
Цели и задачи:
1. Формирование умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выявлять в сказке характерные художественные приемы. На этой основе определять жанровую разновидность сказки.
2. Формулировать учебную задачу урока, понимать и планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, отвечать на вопросы учителя, участвовать в коллективном обсуждении сказки.
3. Воспитание высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.
Ход урока.
І. Психологический настрой.
ІІ. Артикуляционная разминка.
Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.
1.Четыре черепашки учились пить из чашки.
Чашку чая заварили, на четыре поделили.
2. У Ивашки – рубашка, у рубашки – кармашки,
Кармашки – у рубашки, рубашка – у Ивашки.
IІІ. Актуализация опорных знаний.
Блиц-перекличка по результатам домашнего опроса «Найди себе пару»
1. Кто создаёт фольклорные произведения?
2. Каким одним словом можно назвать произведения устного народного творчества?
3. Человек, ведущий повествование в сказке.
4. Первая часть сказки, с которой начинается развитие действия.
5. Как называется такой художественный приём в сказке, когда одно и то же событие описывается несколько раз?
6. Часть сказки, не связанная с повествованием.
7. Как называется художественное определение, например, «добрый молодец», «красна девица»?
8. Как называется приём изображения неживой природы и животных как людей?
9. Завершение сказки.
(народ, фольклор, сказитель, зачин, повторы, присказка, постоянные эпитеты, олицетворение, концовка)
ІV.Знакомство с темой.
«Сказка — ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок»
-Как вы думаете, почему мы взяли в качестве эпиграфа к уроку эти слова?
(Каждая сказка учит нас хорошему, помогает нам идти дорогой добра, потому что зло всегда проигрывает).
— С какой сказкой вы познакомились дома?
(Дома читали сказку «Иван – крестьянский сын и Чудо –Юдо»).
— Понравилась вам она?
— Определите, к какому виду сказок она относится? Докажите.
-Как вы объясните название сказки?
— Почему речь идет только об одном герое и Чуде-Юде?
— Почему эту сказку называют богатырской и героической?
V. Работа с толковым словарём.
— Что обозначает слово герой? героический?
- Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
- Герой – человек, совершивший героический поступок.
Героический — мужественный, отважный
— Сколько значений имеет слово герой?
-Кого в сказке мы назовем героем? Почему?
VІ. Динамическая пауза. Физкультминутка
Раз — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять
VІІ.Формирование новых знаний, умений и навыков
1.Анализ текста сказки.
— Ребята, прочитайте зачин сказки.
—Что вы узнали?
— Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?
— Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? Найдите этот эпизод в сказке.
— Как характеризует их принятое решение?
(Они решительные, смелые, дружные, любящие Родину и др.)
-Как зовут братьев? Почему только Иван имеет имя?
(Только один имеет имя. Он главный герой).
Терминологическая работа:
Завязка – начальный момент в развитии событий, изображённых в художественном произведении.
Эпизод «Страшная весть» — завязка (запись в тетради)
— Какая картина представилась братьям?
— Чем Чудо-Юдо было опасно для земли русской?
-Что укрепляет их решение биться?
— Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем?
(За дело взялись. Значит, не напрасно покинули они землю родную)
— Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой?
(Сообщение заранее подготовленного учащегося)
Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, которая разделяет мир живых и мир мёртвых. Мост охраняется Трёхглавым Змеем. Здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).
— Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?
— Кто оказывается самым организованным?
(Самым бдительным оказывается Иван. «Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться»)
Бдительный — крайне внимательный, неослабный
— Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие защитники Родины?
-Прочитайте о первом подвиге героя.
«1 бой — это начало развития сюжета».
— Как себя ведет Иван и Чудо –Юдо?
-Каким предстаёт Чудо –Юдо во время 1 боя? (шестиголовый, страшный, сильный, хвастливый).
— Как ведет себя в дозоре старший брат?
-Прочитайте выразительно описание 2 боя. Сопоставьте поведение Ивана и Чуда-Юда.
-Каким предстаёт чудо –юдо во время 2 боя? (девятиголовый, ещё сильнее, ещё страшнее, хвастливый).
— Как ведет средний брат?
«2 бой – завязка».
— Прочитайте выразительно описание 3 боя. Чем он отличается от первых двух? Сопоставьте поведение Ивана и Чуда-Юда.
(двенадцатиголовый, самый сильный, самый страшный, хвастливый)
— Какой бой оказался самым трудным? Почему?
(Самым трудным оказался 3 бой. Чудо-Юдо оказался самым сильным и страшным. Силы Ивана истощились после двух боёв. Иван мог погибнуть. А братья так и не помогали. Опасность нарастает, возрастает сила духа и физическая сила, находчивость, смелость, стойкость главного героя, который побеждает).
Терминологическая работа:
Кульминация – высшее напряжение действия в художественном произведении.
«3 бой – кульминация»
— Почему же Иван берет всю ответственность на себя?
(Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с Чудом-Юдом)
-В чём отличие Ивана-крестьянского сына от его врагов? Назовите эти отличительные черты.
(В отличие от Чуда-Юда Иван – крестьянский сын ведёт справедливый бой, защищая родную землю, врага упрекает за похвальбу, речь его пестрит пословицами и поговорками, что сближает его с народом, защищая который он пришёл биться.
Во всех боях противопоставляются скромность и хвастливость, доброта и жестокость, честность и коварство, Главный герой не хвастлив, не болтлив, речь спокойна, полна человеческого достоинства)
-Каким предстаёт Иван – крестьянский сын в последних эпизодах сказки? Дополните характеристику Ивана. (Иван не только смелый и мужественный, но и находчивый, смекалистый, он перехитрил чудо-юдовых жён).
Данный эпизод является последним в развитии сюжета сказки, и вводит понятие развязки.
Терминологическая работа:
Развязка – заключительный момент в развитии действия художественного произведения.
«Столкновение с чудо-юдовым племенем»- развязка.
-Чем закончилась сказка?
(Герои возвращаются домой к мирному сельскому труду).
-Какова основная мысль или идея сказки «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»? Чему учит сказка?
(Герои победили, но подвиг Ивана — это освобождение родной земли, всего народа. Это добро не только для себя. Победило добро для всех).
— Подберите пословицы, которые соответствуют основной мысли сказки, и запишите их.
За край родной иди бесстрашно в бой.
За Русь иди вперёд, не трусь.
Смело иди в бой – Родина за тобой.
Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
Жизни не пощадим, а врага разгромим.
Кому Родина дорога, тот бьёт без промаха врага.
Придёшь незваным, уйдёшь драным.
VIII. Обобщение
— Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах
(Каждый раз образ Чуда-Юда становится страшнее. Во время его появления воды на реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – “сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли”)
— Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?
(В первый раз не дрогнул, отвечал мудро;
Во второй – проявил находчивость, храбрость;
В третий раз Иван решителен, неудержим.)
— Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя, после него?
(Сначала Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со старшими братьями;
во время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие;
после побед он не хвастается перед братьями, а просит их поддержать его во время третьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнает о замыслах змеевых жен: “Кто предупрежден, тот вооружен”, — гласит народная мудрость.)
— Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, в середине и в конце сказки?
(В начале сказки братья называют младшего Иванушкой, старушка в деревне говорит братьям “Добры молодцы”. Чудо-Юдо и змеиха называют его Иван- крестьянский сын”
В середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже Иваном-крестьянским сыном. Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших. Обращение “Иван” — уважительное, а Иван – крестьянский сын похоже на обращение по имени и отчеству.
Сравните финалы сказок «Царевна-лягушка» и «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». В обоих случаях добро победило зло, но в чём разница?
В обоих сказках герой победил и вознаграждён за свою смелость, ответственность. Но подвиг Ивана – это и освобождение для родной земли: «Без страху люди жить стали», продолжили заниматься мирным трудом. Победило добро для всех.
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Какую сказку читали на уроке? Кто автор?
— Какой раздел учебника открывает эта сказка?
— За какое же доброе дело боролся Иван – крестьянский сын?
— К какой группе сказок относится сказка?
— Правильно, ребята. Все народные сказки делятся на несколько групп: волшебные, о животных и бытовые. И сказка «Иван – крестьянский сын…» — волшебная сказка. Но здесь герой совершает подвиг во имя Родины, значит, эта сказка имеет героическое содержание.
— А сейчас, возьмите карточку со смайликом и нарисуйте ему ротик. Если вы оцениваете свою работу на уроке на отлично, нарисуйте улыбающийся ротик. Если нужно постараться, то рот прямой полоской. Если же вы совсем не справились, то перевёрнутый рот. Грустный смайлик.
X.Домашнее задание
Составить рассказ об Иване – крестьянском сыне.
Можно использовать план:
1.Место Ивана в крестьянской семье.
2.Его отношение с родителями и братьями.
3.Поведение Ивана в поединках с Чудо-Юдом.
4.Главные черты его характера
5.Отражение в образе Ивана народных представлений о добре и зле.
(стр.38-39). Нарисовать рисунок к сказке.
В процессе анализа сказки дети составляли и записывали в тетрадь план сказки.
План сказки.
- Отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать.
- Сражение Ивана – крестьянского сына с чудом-юдом:
а) первая битва;
б) вторая битва;
в) третья битва.
3. Столкновение с чудо-юдовым племенем.
4. Братья вернулись домой.
Русские народные сказки – это один из видов фольклорной прозы, который составляет значительную часть от всего народного устного творчества древней Руси. Сказки являются важной частью русской культуры и по праву могут считаться национальным достоянием.
Некоторые сказки относительно просты и понятны даже маленьким детям, например, «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и другие. Другие произведения имеют более сложный сюжет – к ним относится в том числе и сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо».
Краткий сюжет
Как и многие сказки русского народа, это произведение начинается традиционными словами «в некотором царстве, в некотором государстве…». Одними из второстепенных персонажей являются старик и старуха.
Главный герой – младший из трех их сыновей по имени Иванушка. Иван со своими братьями трудился на пашне и засевал хлеб, пока на его родину не напало Чудо-Юдо. Втроем братья решили сразиться с чудовищем и поехали на реку Смородину.
Дальнейший сюжет развивается так, что, вопреки ожиданиям, Иванушка в одиночку побеждает Чудо-Юдо, а также трех его жен и мать, желавших отомстить. После этого Иван возвращается домой. Сказка заканчивается словами «стали они жить да поживать…». В данном случае – «землю пахать да хлеб сеять».
Сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо»
раскрыть моральные качества героя; обратить внимание учащихся на художественные особенности сказки; учить определять главную мысль произведения.
Ход урока
I. Анализ текста сказки.
Вопросы:
1. Понравилась ли сказка?
2. Интересен ли вам Иван-крестьянский сын?
ОБРАЗ ИВАНА
В самом начале сказки читатель не предполагает, что младший из сыновей Иван, которого старшие братья не желали взять с собой в путь-дорогу, окажется защитником своей земли! Постепенно углубляясь в сказочные события, наблюдаем, как проявляются ум и смекалка, смелость и ловкость юного героя.
Вопрос: Найдите в тексте слова, над которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об опасности и серьезности положения. («Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться».)
Несмотря на предупреждение, старшие братья во время дозоров проспали под ракитовым кустом. Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом.
Задание: Прочитайте, как описывается появление чуда-юда о шести головах, о девяти, о двенадцати головах.
Каждый раз образ чуда-юда становится все страшнее. Во время появления его воды в реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – «сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли».
Вопрос: Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?
Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор-народ подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость, неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.
Вопрос: Как ведет себя Иван при каждой встрече с чудищем?
В первый раз не дрогнул, отвечал мудро; во второй – проявил находчивость, храбрость; в третий раз Иван решителен, неудержим.
Вопрос: А как же ведут себя старшие братья? Зачем нужны бесполезные помощники?
И это художественный прием. С помощью такого противопоставления достигается следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель.
Вспомните, что в начале сказки братья не желают брать Ивана в поход. На самом же деле все оказывается наоборот: братья бесполезны, а Иван – герой, защитник.
Автор-народ хотел изобразить героя умным, сильным, скромным, простым, преданным своему делу. Таким является Иван – крестьянский сын.
ОБРАЗ ВРАГА
Для того чтобы усилить впечатления от вида мерзкого чудовища, народ изображает его жутким, вероломным, несущим в себе зло, насилие, смерть.
Еще один художественный прием: чудовище показано не с целью запугать народ, а для того, чтобы вызвать отвращение к врагу, возненавидеть его. Как ни ужасен враг, а человек все равно победит, так как борется за правое дело.
Двенадцатиголовому змею Иван спокойно говорит: «Пришел я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить». В этой реплике заключена народная мудрость и главная мысль сказки.
КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ
Вопросы и задания:
– Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.
– Соблюдается ли тройственное повторение действия? (Три боя.)
– Какие словосочетания замедляют действие? («Долго ли коротко ли ехали»; «ехали они ехали» и т. п.)
– Приведите примеры постоянных эпитетов. (Добрый молодец, булатный меч и др.)
Обратите внимание на концовку сказки. В ней еще раз (звучит) повторяется главная мысль: «А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять».
В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде. Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь, совесть, любящий свою Родину.
– Как можно сформулировать мораль сказки?
Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской, это и помогло победить врага. Это подтверждается пословицами, в которых живет народная мудрость:
џ В каком народе живешь, того и обычая держись.
џ Своя земля и в горсти мила.
џ Чужая сторона – мачеха, родима сторона – мать.
џ Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
џ На Руси не все караси – есть и ерши.
џ В чужой монастырь со своим уставом не лезь.
II. Конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке. Обсуждение работ.
Вопросы, которые можно составить к сказке
- Сколько детей было у старика и старухи и как звали младшего из них?
- Чем занимались братья до битвы с Чудом-Юдом?
- Как Чудо-Юдо хотело истребить людей и захватить царство?
- Кого братья встретили на пути к реке Смородине?
- Как Чудо-Юдо почувствовало присутствие Ивана?
- Что Иван приказал братьям перед битвой с чудовищем?
- Почему головы Чуда-Юда отрастали вновь, несмотря на то что Иван срубал их мечом?
- Как хотели отомстить жены и мать Чуда-Юда?
Почему дети решили сразиться с чудовищем
Смотреть галерею
Дети решили сразиться с Чудом-юдом потому, что не могли смириться с этой бедой, видеть горе своих родителей. Отец и мать не стали их удерживать. Они понимали, что нужно спасать свою землю, а это могут сделать только молодые. И вот трое братьев оказались на реке Смородине, у Калинова моста. Это граница между их родиной и царством чудовища. Здесь Иван предложил им ходить в дозор по очереди, чтобы не пропустить Чудо-юдо через мост.
Характеристика Ивана – крестьянского сына
Задание написать характеристику одного из героев на уроках литературы может быть как самостоятельным, так и быть дополнительным заданием при написании сочинения или анализа сказки.
Так как в сказке не уделяется много внимания внешности персонажей, основную часть характеристики Ивана – крестьянского сына составляет описание характера и внутренних качеств.
Именем Иванушка в русских народных сказках зовут глупых персонажей, от которых остальные не ожидают ничего особенного. Но, вопреки ожиданиям, Иван оказывается самым умным, храбрым и ответственным из всех трех братьев. Он не побоялся вступить в бой с Чудом-Юдом, а во время битвы, помимо храбрости и отваги, проявил находчивость и смекалку, что помогло ему победить.
Урок литературы «Иван крестьянский сын и Чудо –Юдо» как волшебная сказка героического характера
Технологическая карта урока
Предмет : литература
Класс: 5
Тип урока урок «открытия» нового знания, анализ волшебной героической сказки
Тема: «Иван крестьянский сын и Чудо –Юдо» как волшебная сказка героического характера.
Планируемые предметные результаты
Личностные: воспитывать ответственное отношение к учению, сформировать нравственные ориентиры, доброе отношение друг к другу.
Метапредметные:
познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляет для решения учебных задач операции анализа, сравнения, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы;
коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, слушает и отвечает на вопросы, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач;
регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану;
личностные: осознаёт свои трудности и стремится их преодолевать, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Предметные:
научить осознанно воспринимать и понимать сказку, развивать умение выделять нравственную проблематику сказки, сформировать умение определять тип сказки по определённому признаку, формулировать идею, проблематику произведения, развивать умение давать характеристику героям.
Основные понятия: сказка, сюжет, герой сказки, эпитеты.
Межпредметные связи: русский язык.
Ресурсы: программа по литературе под редакцией В.Я.Коровиной; УМК: Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 3-е изд. М: Просвещение,2014г., фонохрестоматия, раздаточные материалы на печатной основе, различные словари
Ход урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||
1 | Оргмомент | Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. | Отвечают на приветствие учителя, показывают готовность к уроку. | Выдвигать гипотезу и обосновывать её | Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Слушать собеседника, строить понятные монологические высказывания | Осознают актуальность и тематику урока, контролируют правильность ответов учащихся | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
Борьба с чудовищем
Смотреть галерею
Победить чудовище оказалось не так-то просто. Ивану пришлось провести три боя с ним. В сказке показано, что каждый раз чудовище становилось все сильнее. У Чуда-юда появлялось больше голов, а значит, и сил. Первое из них не смогло вогнать Ивана в землю, второму удалось вогнать его по колени, а третье оказалось способно вбить его по плечи. Нелегко пришлось нашему герою. Чудовище оглушало его свистом, палило огнем, осыпало искрами… К тому же у него был волшебный огненный палец, который восстанавливал отрубленные Иваном головы.
Характеристика Ивана, крестьянского сына, во многом раскрывается именно во время сражений. Главный герой показывает себя в бою мужественным, смелым, полным чувства собственного достоинства. В его речи звучат пословицы, которые помогают понять все эти качества Ивана.
Смотреть галерею
Герой находчив. Об этом говорит то, что он бросил горсть песка в глаза противнику, когда сражался со вторым Чудом-юдом. Пока чудовище протирало глаза, он отрубил ему все остальные головы. В заключительном бою герой сообразил, что сила противника находится в огненном пальце. Он победил, исхитрившись отсечь его.
Но не только находчивость помогла нашему герою одержать победу. Важно было и его желание освободить родину от напасти. Характеристика Ивана, крестьянского сына, была бы неполной, если бы мы упустили этот момент. Ведь герой прямо говорит Чуду-юду, что пришел биться насмерть, чтобы избавить от него добрых людей.
Предательство братьев и реакция Ивана
Эпизод предательства братьев позволяет обнаружить новые качества, которыми отмечена характеристика главного героя сказки. Иван, крестьянский сын, попросил их не спать. Однако братья, несмотря на просьбу Ивана, вновь заснули крепким сном. Это уже самое настоящее предательство, а не просто безответственность. За это мог поплатиться не только Иван, но и вся родная земля. Как же отреагировал на это предательство наш герой? Этот момент очень важен, если вас интересует характеристика Ивана, крестьянского сына из сказки. Ведь он не озлобился, не рассердился, лишь попенял старшим. Иван просил своих братьев. Это характеризует его как доброго героя. Безусловно, умеет прощать Иван, крестьянский сын. Характеристика героя, однако, на этом не заканчивается. Он продолжает проявлять себя и после убийства чудовища.
Во всех предложениях скажите какие средства выразительности? Школьные Знания.com 1 5 — 9 классы Русский язык 33 баллы 1. В каком предложении средством выразительности является сравнение? 1. Лонгрен, матрос «Ориона», крепкого трехсоттонного брига, на котором он прослужил 10 лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери, должен был, наконец, покинуть службу. 2. В одно из его редких возвращений домой он не увидел, как всегда еще издали, на пороге дома свою жену Мери, всплескивающую руками и бегущую навстречу до потери дыхания. 3. Вместо нее у детской кроватки – нового предмета в маленьком доме Лонгрена – стояла взволнованная соседка. 4. В это время произошло событие, тень которого, павшая на отца, укрыла и дочь. 2. В каком предложении средством выразительности является фразеологизм? 1. Взад и вперед от приморской деревни в город составляло не менее трех часов скорой ходьбы, но Мери не послушалась советов рассказчицы. 2. Довольно мне колоть вам глаза, — сказала она, — и так уж нет почти ни одной семьи, где я не взяла бы в долг хлеба, чаю или муки. 3. Заложу колечко, и кончено. 4. Она сходила, вернулась, а на другой день слегла в жару и бреду. 3. В каком предложении средством выразительности является инверсия? 1. Была весна, ранняя и суровая, как зима, но в другом роде; недели на три припал к холодной земле резкий береговой норд. 2. Рыбачьи лодки образовали на белом песке длинный ряд темных килей. 3. Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду. 4. Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам. 4. В каком предложении средством выразительности являются эпитеты? 1. Чтобы задобрить отца и выторговать лишнее, приказчик захватывал с собой для девочки пару яблок, пирожок, горсть орехов. 2.«Эх, вы,- говорил Лонгрен, — да я неделю сидел над этим ботом. — Посмотри, что за прочность, а осадка, а доброта? 3. Кончалось тем, что тихая возня девочки, мурлыкавшей над своим яблоком, лишала Лонгрена стойкости и охоты спорить; он уступал, а приказчик, набив корзину превосходными прочными игрушками, уходил, посмеиваясь в усы. 4. В этом мире, естественно, возвышалась над всем фигура капитана, он был судьбой, душой и разумом корабля. 5. В каком предложении средством выразительности является метафора? 1. В суровом молчании, как жрецы, двигались повара; их белые колпаки на фоне почерневших стен придавали работе характер торжественного служения. 2. Там, на длинном столе лежали радужные фазаны, серые утки, пестрые куры. 3. На кухне Грэй немного робел: ему казалось, что здесь всем двигают темные силы, власть которых есть главная пружина жизни замка; окрики звучали как команда и заклинание. 4. Грэй не был еще так высок, чтобы взглянуть в самую большую кастрюлю, бурлившую подобно Везувию, но чувствовал к ней особенное почтение.
Если вас интересует характеристика Ивана, крестьянского сына из сказки «Чудо-юдо», в этой статье вы найдете необходимую информацию. Мы расскажем о том, какие качества проявил герой, как он сражался с чудовищем, что помогло ему победить в битве. Характеристика Ивана, крестьянского сына, будет интересна не только тем, кто готовится к уроку литературы. Образ этого персонажа многие оценят по достоинству. А сказки, как известно, — это кладезь народной мудрости.
Главными героями интересующего нас произведения являются: Иван, его братья и Чудо-юдо. Братьев было трое, но почему лишь у одного из них есть имя? Это, конечно, не случайно. Характеристика Ивана, крестьянского сына, больше всего интересует автора. Только он сражался с Чудом-юдом, и именно его имя представлено в заглавии.
Значение имени в древней Руси
В давние времена имя давалось не просто так. Его необходимо было сначала заслужить каким-либо стоящим поступком. До определенного времени у детей не было имен. В возрасте 11-12 лет они участвовали в специальных испытаниях, где каждому предоставлялась возможность проявить себя. Именно тогда дети и получали имена. Вероятно, в сказке отразился этот обычай. В ней безымянными остаются старшие братья, так как они ничем себя не проявили. Кроме имени, у героя сказки есть еще и прозвище. Он зовется крестьянским сыном. Это звучит практически как отчество. В древние времена так и представлялись: Сергей, Андреев сын, или Петр, Иванов сын и т. д. Кстати, отсюда впоследствии появились фамилии. В сказке Иван зовется крестьянским сыном. Это значит, что для автора важен тот факт, что он из крестьян.
Семья Ивана
В произведении описывается обычная крестьянская семья, дружная и трудолюбивая. Автор отмечает, что члены семейства не ленились, работали с утра до ночи. Мирный труд нарушило появление Чудо-юда поганого, которое вознамерилось напасть на их землю, уничтожить всех людей, а села и города спалить огнем.
Почему дети решили сразиться с чудовищем
Дети решили сразиться с Чудом-юдом потому, что не могли смириться с этой бедой, видеть горе своих родителей. Отец и мать не стали их удерживать. Они понимали, что нужно спасать свою землю, а это могут сделать только молодые. И вот трое братьев оказались на реке Смородине, у Калинова моста. Это граница между их родиной и царством чудовища. Здесь Иван предложил им ходить в дозор по очереди, чтобы не пропустить Чудо-юдо через мост.
Как проявили себя братья главного героя
Очень важно быть бдительным на границе, так как враг в любой момент может ее пересечь. Однако братья оказались безответственными и легкомысленными. Они просто обошли кругом моста и, не заметив ничего, улеглись спать, не думая о грозящей опасности. А Ивану не спится на чужой стороне, так как он переживает за свою родину и непрестанно думает о том, как бы не пропустить врага.
Почему Иван отправился на битву один
Почему же главный герой решил взяться за дело сам, не разбудив братьев? Причина этого не в том, что Иван не надеется на них. Дело в том, что он младший, поэтому должен проявлять уважение к старшим. Иван думает, что справится сам. Зачем же в этом случае нарушать их сон?
Борьба с чудовищем
Победить чудовище оказалось не так-то просто. Ивану пришлось провести три боя с ним. В сказке показано, что каждый раз чудовище становилось все сильнее. У Чуда-юда появлялось больше голов, а значит, и сил. Первое из них не смогло вогнать Ивана в землю, второму удалось вогнать его по колени, а третье оказалось способно вбить его по плечи. Нелегко пришлось нашему герою. Чудовище оглушало его свистом, палило огнем, осыпало искрами… К тому же у него был волшебный огненный палец, который восстанавливал отрубленные Иваном головы.
Характеристика Ивана, крестьянского сына, во многом раскрывается именно во время сражений. Главный герой показывает себя в бою мужественным, смелым, полным чувства собственного достоинства. В его речи звучат пословицы, которые помогают понять все эти качества Ивана.
Герой находчив. Об этом говорит то, что он бросил горсть песка в глаза противнику, когда сражался со вторым Чудом-юдом. Пока чудовище протирало глаза, он отрубил ему все остальные головы. В заключительном бою герой сообразил, что сила противника находится в огненном пальце. Он победил, исхитрившись отсечь его.
Но не только находчивость помогла нашему герою одержать победу. Важно было и его желание освободить родину от напасти. Характеристика Ивана, крестьянского сына, была бы неполной, если бы мы упустили этот момент. Ведь герой прямо говорит Чуду-юду, что пришел биться насмерть, чтобы избавить от него добрых людей.
Последний бой
Описывая последний бой, автор использует гиперболы. Они необходимы для того, чтобы показать богатырскую силу главного героя. Рукавица, брошенная им, пробила крышу избы, где спали братья. Дом затем чуть не раскатился по бревнышкам от удара его шапки. Иван сражался с Чудом-юдом один в двух первых боях, однако в третьем ему потребовалась помощь. Герой предчувствовал это. Отправляясь на бой, он предупредил братьев о том, что может понадобиться подмога, и попросил их не спать ночью. И что же получилось?
Предательство братьев и реакция Ивана
Эпизод предательства братьев позволяет обнаружить новые качества, которыми отмечена характеристика главного героя сказки. Иван, крестьянский сын, попросил их не спать. Однако братья, несмотря на просьбу Ивана, вновь заснули крепким сном. Это уже самое настоящее предательство, а не просто безответственность. За это мог поплатиться не только Иван, но и вся родная земля. Как же отреагировал на это предательство наш герой? Этот момент очень важен, если вас интересует характеристика Ивана, крестьянского сына из сказки. Ведь он не озлобился, не рассердился, лишь попенял старшим. Иван просил своих братьев. Это характеризует его как доброго героя. Безусловно, умеет прощать Иван, крестьянский сын. Характеристика героя, однако, на этом не заканчивается. Он продолжает проявлять себя и после убийства чудовища.
Окончательная победа
Победив чудовище, не успокоился Иван, крестьянский сын. Характеристика героя дополняется новыми качествами, проявленными им после битвы. Ивана не опьянила победа, он не потерял бдительность. Герой справедливо предположил, что Чудо-юдово царство еще может предпринять какие-то каверзы. Дело в том, что герой убил лишь главных воинов. Само царство осталось нетронутым… А Ивану необходима была полная победа. Именно поэтому он решил пойти за Калинов мост, незаметно прокрасться к каменным палатам. Наш герой подошел к окошку и прислушался – не замышляется ли что-нибудь еще? Не напрасны были опасения Ивана. Оказалось, что мать и жена Чуда-юда задумали погубить братьев. Снова Иван оказался умнее и предусмотрительнее их, благодаря чему спас их от смерти.
Иван — крестьянин и христианин
Заметим, что и в начале, и в конце произведения упоминается о земледельческом труде главного героя и его семьи. Автор пишет в начале сказки, что они «с утра до ночи трудились». А в конце он замечает, что они начали жить-поживать, «пшеницу сеять» и «поле пахать». Следовательно, самое главное в жизни семейства Ивана – труд. В названии сказки прозвище главного героя (крестьянский сын) соответствует смыслу жизни Ивана, который заключается в труде на своей родной земле. Однако слово «крестьянский» ведет свое происхождение от слова «христианский», которое, в свою очередь, произошло от «христианин». Так называется тот, кто живет по заповедям религии, исповедует веру в Иисуса. Это честный, добрый, трудолюбивый, милосердный человек, который любит родную землю и готов защищать ее.
Краткая характеристика Ивана, крестьянского сына, может быть дополнена тем, что это не просто крестьянин, но и христианин. Он любит свою землю, самоотверженно встает на ее защиту, усердно возделывает ее, умеет прощать, незлопамятен, почтителен к старшим. Его жизнь отражает христианские представления о человеке. Кроме того, Иван оказывается еще и настоящим героем. Однако он очень скромен: возвратившись к своему привычному делу, крестьянский сын не требует и не ждет никаких наград. Он освобождал свою землю бескорыстно.
На этом завершается характеристика героя сказки «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо». Этот персонаж проявляет лучшие качества, свойственные простому народу. Одним из самых достойных его представителей является Иван, крестьянский сын. Характеристика главного героя доказывает это.
Наверное, не найдется в России человека, который бы хоть раз в жизни не слышал русской народной сказки. Любимые народные истории передаются из поколения в поколение, приучая людей с самого детства к устному народному творчеству. Именно сказки повлияли на создание множества мультиков, фильмов и спектаклей. Главные герои не только олицетворяют общую картину мира, но и обучают, а также наглядно показывают слушателю положительные и отрицательные стороны своего характера. Так, в знаменитом русском сказании о Чуде-
юде
описание Ивана крестьянского сына показывает, что даже самый младший и недооцененный ребенок, может с легкостью превратиться в настоящего героя.
Образ Ивана в русских сказаниях
Многие любители народного творчества могут заметить, что имя Иван самое распространенное в русских былинах и сказаниях. В фантастических народных историях образ Ивана олицетворяет бесстрашие и отвагу, ведь он без сомнения убивает всех врагов. Нередко это имя ассоциируют с обычным деревенским парнем, который, несмотря на свою простоту, добивается больших успехов.
Иногда образ Ивана имеет некий показатель лени и слабоумия. Однако во всех сказках Иван выступает в качестве положительного героя, который меняется в лучшую сторону и раскрывается совершенно по-другому. Если рассматривать описание Ивана — крестьянского сына, то можно заметить, что с самого начала герой показался достаточно слабым, раз его не хотели брать с собой, но храбрым и
упрямым.
Его не остановил страх перед чудовищем, а чувство долга перед родиной заставило юного крестьянина отправиться в бой.
Чтобы составить точное описание Ивана-крестьянского сына и Чудо-юда, нужно обратиться к самому народному сказанию. История носит фантастический характер, но вполне реальную человеческую храбрость. Народное сказание начинается с описания жизни обычных крестьян, которые трудились на полях не покладая рук, пока не пришла в царство беда.
Чудовище, которого не видывал свет, стало нападать и уничтожать города и села. И вот в одной из семей решили два брата пойти и защитить свое государство, младшего брата Ивана брать не хотели, но парень не отступал и напросился в поход. Дойдя до места боя, братья устроили привал и договорились дежурить по очереди. В первую же ночь первый брат собрался дежурить, но уснул, и Ивану пришлось самостоятельно вести бой с чудовищем.
На вторую ночь остался дежурить второй брат и тоже задремал, а Иван опять дрался с Чудом-
юдом
в одиночку. Чем больше юноша отрубал голов, тем больше их становилось с каждым днем. На третью ночь настала очередь самого Ивана. Но у чудовища было столько голов, что парень не мог справиться в одиночку. Звал он старших братьев на помощь, но они не спешили — спали, пока Иван шапку не бросил.
Одолели три брата Чудо-
юдо
и решили уже домой возвращаться. Но младший брат почувствовал неладное и решил вернуться на место битвы и, переплыв реку, увидел царство чудовища. Подойдя к месту жительства Чуда-
юда,
Иван услышал, что там жили мать и жены невиданного существа, которые готовили коварный план погубить братьев. Внимательно выслушав все коварные идеи, Иван вернулся к братьям, и они отправились домой. Младший брат помог обойти все ловушки чудовищ и благополучно вернуться домой. Нужно заметить, что если бы не Иван — крестьянский сын (описание героя подробно рассмотрим в этой статье), то братья бы пали от лап чудовища еще в начале сказки.
Семья героя
Рассматривая общую картину жизни Ивана, нужно отметить, что он рос в обычной крестьянской семье с отцом и матерью и двумя старшими братьями. Удивительно, но имена старших братьев в самом сказании не указаны, что выделяет Ивана из общего народного рассказа. Хорошо прослеживается уточнение социального статуса парня: Иван — крестьянский сын. Описание главного героя с самого начала показывает, что юноша был небогат материально, но очень богат внутренне.
Именно бесстрашие и желание помочь своей семье подтолкнули Ивана отправиться в поход вместе с братьями. Родители не стали удерживать сыновей, понимая, что, если ничего не предпринять, могут погибнуть все.
Безответственность
Как ни странно это звучит, но, прибыв на место боя, старшие братья поступили весьма непредусмотрительно. Распределив ночи дежурств, в первую же ночь первый брат засыпает, показывая себя с безответственной стороны, но не Иван, который всю ночь не смыкал глаз. Даже увидев то, что старший брат спит, юноша не стал его будить, а взялся сражаться с чудовищем в одиночку. Это показывает глубокое уважение младшего по отношению к старшему.
Отслеживая описание Ивана-крестьянского сына и Чудо-
юда, можно
увидеть смелость, храбрость и желание победить врага у первого, а также коварство и силу второго. Но даже победив его, Иван не стал попрекать брата в неосмотрительности, показывая самоотдачу в любой ситуации.
На вторую ночь средний брат поступил точно так же, как старший. Вместо того чтобы стоять на страже, он просто уснул, забыв о том, что случилось в первую ночь. Пришлось Ивану самому сражаться и во вторую ночь, даже несмотря на то, что у чудовища было еще больше голов, чем прежде, он не побоялся и вновь вступил в бой.
Предательство
На третью ночь настало время Ивана следить за чудовищем. И вот в полночь показалось Чудо-
юдо
, еще сильнее и злее. Долго продолжался бой между ними. Сложная была битва, и Иван почувствовал, что одному ему не справиться. Он отрубал головы чудовищу, а их становилось еще больше. Стал Иван звать на помощь братьев, но
ни один не
откликнулся, крепко спали они. Снял юноша рукавицы и стал бросать в домик, где отдыхали старшие. Но они не откликались. Тогда бросил Иван шапку, и только тогда нарушил крепкий сон братьев, и они пришли ему на помощь и вместе дружно одолели чудище.
Нужно отметить, что
ни один из старших братьев не
проявил благодарность Ивану и не пошел на дежурство вместе с ним. А он, в свою очередь, попросил братьев о помощи, только понимая, что если не справится, то погибнут все. Это дает наглядный пример, каким был Иван — крестьянский сын. Описание его действий характеризует героя как доброго и отходчивого парня, который не думал о себе в момент сражения, а беспокоился за судьбы людей в своем городе. Он не обвинял своих братьев в предательстве и безответственности, а разделил с ними радость победы.
Хитрость
Победа над злым чудищем казалась
окончательной.
Но Иван понимал, что где-то за рекой есть царство злодея. Когда братья засобирались домой, юноша попросил время, чтобы пойти на место боя и отыскать платок. Это показывает, каким был Иван — крестьянский сын. Описание героя говорит, что он был далеко не глупым человеком и, несмотря на юный возраст, мог думать и анализировать ситуацию. Отправившись в царстве чудища, Иван оказался прав.
У чудовища были две жены и мать, которые планировали месть ненавистным братьям. Услышав все запланированные пакости, Иван вернулся к братьям и не сказал ни слова. Они отправились домой, а по пути младший брат всячески отводил их от всех невзгод, не дав коварным мстителям погубить их. Это показывает, что Иван достаточно скромен и не стал показывать то, что он все предусмотрел заранее. Они спокойно дошли до дома и стали героями.
Даже краткое описание Ивана — крестьянского сына показывает всю картину доброго и нетщеславного парня. Он действовал исключительно в интересах жизни своей семьи и своего народа, не ожидая похвалы и одобрения.
Описание Ивана — крестьянского сына
Рассматривая общую картину сказки, можно заметить, как растет в глазах слушателей Иван. В начале сказки он предстает как самый
младший.
Этим автор хотел подчеркнуть юность главного героя, который «напросился» со своими братьями, а это означает, что возраст героя не подходил под стандарт русского мужчины, способного на сражение. Уже позже в сказке отмечается чуткость молодого парня, который увидел, что старший брат заснул. — крестьянского сына дает понять, что парень, несмотря на возраст, умел принимать самостоятельные решения. Он не стал будить ни одного из братьев, а сам ринулся в бой.
Главный герой демонстрирует, что не обязательно быть большим и сильным, чтобы быть храбрым и
отважным.
Отчетливо герой показывает уважение к старшим, которых во все времена уважали и почитали. Иван не принял поступок братьев за предательство, а с уважением отнесся к безответственности старших.
После последнего боя Иван проявляет смекалку и остроту ума. Он решает проверить, а действительно ли бой окончен, и отправляется в царство чудовища. Благодаря этому он очередной раз спасает братьев и не требует похвалы и признания, что показывает скромность главного героя и его желание помогать безвозмездно. из сказки служит не только захватывающим сказанием, но и показателем настоящего мужчины. Герой наделен невероятным количеством положительных сторон, которые присущи человеку во все времена.
Внешность Ивана
Благодаря знаменитой сказке можно представить подробное описание Ивана — крестьянского сына, но не его внешности. Ведь сказание позволяет слушателю самому вообразить главного героя и построить гипотезу о его внешнем виде. Так как Иван — самый младший сын, то можно предположить, что это парень невысокого роста или юноша в самом рассвете сил.
Братья отправляются из отчего дома, что означает отсутствие специализированной одежды для войны. Поэтому, скорее всего, Иван был одет в обычную крестьянскую рубашку, штаны и лапти. На голове, судя по сказанию, у Ивана шапка. Художники изображают главного героя по-своему, ровно так же, как и слушатель восхитительного народного творчества. Поэтому описание внешности Ивана — крестьянского сына не имеет однозначного образа.
Вывод
Народные сказки всегда являлись примером поведения, формируя в каждом человеке общую картину мира и поступков. Именно поэтому сказки так важны для каждого человека, будь то маленький ребенок или уже взрослый слушатель. Описание Ивана — крестьянского сына дает людям прекрасный пример того, какими чертами характера должен обладать человек, чтобы, несмотря на возраст и социальное положение, уметь легко превратиться из простого крестьянина в настоящего героя.
Русская народная сказка «Иван -крестьянский сын и Чудо-юдо»
Анализ сказки для читательского дневника.
Жанр: волшебная народная сказка.
Главные герои сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»
- Иван — крестьянский сын, главный герой сказки, русский богатырь, которого очень боялись Чуда-Юды, смелый и решительный, умный и хитрый.
- Старшие братья Ивана, также смелые и отважные. но очень ленивые, а потому всю битву проспали.
- Чудо-Юдо, три змея с шестью,девятью и двенадцатью головами, пали в битве с Иваном
- Жены Чудов-Юдов и их мать, злые и мстительные, коварные.
- Родители братьев, старики
- Старик в лесу, указал путь к горе с мечами
- Старуха в деревне, единственная, кто уцелел после набега Чуда-Юда.
План пересказа сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»
- Братья собираются в поход
- Иван идет с ними.
- Старик в лесу.
- Разграбленная деревня и старуха
- Река Смородина
- Бой с Чудом-юдой о шести головах
- Бой с Чудом-юдой о девяти головах.
- Наказ Ивана братьям
- Огненный палец
- Шапка Ивана
- Заговор жен и матери
- Колодец, яблоня и ковер
- Свинья.
Кратчайшее содержание сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо» в 6 предложений для читательского дневника:
- Три брата отправляются на бой с Чудом-юдом
- Они достигают речки Смородины и Иван две ночи бьется с Чудом-Юдом
- Иван бьется с Чудом-юдом и в третий раз, но без помощи коня не может с ним справится
- Иван подслушивает речи жен и старухи-матери Чуда-юда
- Иван спасает братьев по дороге домой.
- Счастливое возвращение.
Главная мысль сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»
Только тем, кто смел и борется за свою Родину достается победа.
Чему учит сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»
Эта сказка учит нас не боятся врагов, как бы сильны они не были. Учит решительности и смелости, учит тому, что надо быть хитрым и находчивым, чтобы разоблачать козни врага.. Учит любить свою землю.
Отзыв к сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»
Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» мне очень понравилась. У нее очень интересный сюжет со множеством приключений. Иван показал себя настоящим богатырем, заступником земли русской. Он смог справился с огромными чудищами и никакое коварство не помогло врагам. Эта сказка описывает торжество добра.
Признаки волшебной сказки в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»
- Зачин и концовка
- Волшебные существа — Чудо-юдо, жены, мать
- Волшебные превращения — ковер, яблоня, колодец, свинья
- Героический подвиг
Пословица к сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»
Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот — кто победу творит.
Кто за правое дело стоит — тот всегда победит.
Не узнал доброго молодца — нечего страмить его.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»
Жили старик со старухой и было у них три сына. Но пришла беда на землю русскую, стало Чудо-Юдо жечь и убивать. Решили старшие братья на битву отправится, а младшего дома оставить. Да только Иванушка с ними пошел.
Взяли братья дубины. Но в лесу встретился им старик и сказал, где мечи взять, ведь с дубинами Чудо-Юдо не одолеть.
Приехали братья в деревеньку сожженную, а там только старуха одна живой осталась. Наказала она братьям извести супостата.
Приехали братья на речку Смородину и решили у калинового моста дозор держать.
Первым пошел в дозор старший брат, но скоро уснул. А Иван вышел в полночь и вовремя. Едет Чудо-Юдо о шести головах. Срубил Иван ему три головы, а потом и последние три отрубил.
На следующую ночь история повторяется. Уснул средний брат. а Иван с Чудом-юдом бился. Только было у того девять голов и успел он Ивана по колено в землю вбить.
Показал утром Иван братьям убитых чудищ и застыдились братья. Наказал Иван им не спать и помочь ему в битве.
Ночью явилось Чудо-Юдо о двенадцати головах и бился с ним Иван. Срубит три головы — Чудо-юдо огненным пальцем их на место приделает. Бросил Иван левую рукавицу братьям, спят братья, не просыпаются. Чудо-Юдо уже Ивана по пояс в землю вбивает.
Бросил Иван правую рукавицу — спят братья. По плечи его змей забил.
Бросил Иван шапку и проснулись братья, коня выпустили. Конь Чудо-юдо отвлек, а Иван палец ему огненный отрубил и самого голов лишил.
Урок 8. «ИВАН — КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО».
ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. ГЕРОИ СКАЗКИ
Цели деятельности учителя:
учить характеризовать героев сказки, строить рассказ о герое; раскрыть моральные качества героя; обратить внимание учащихся на художественные особенности сказки; учить определять главную мысль произведения; совершенствовать работу по восприятию и пониманию волшебной героической сказки, формированию навыков пересказа и речи.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения:
знать
жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки;
уметь
отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать его.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные
: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные
: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные
: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные
: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I
. Анализ текста сказки.
Вопросы
1. Понравилась ли сказка?
2. Интересен ли вам Иван — крестьянский сын?
3. Можно ли утверждать, что Иван — сын своего народа, его часть, его защитник? Почему?
4. Каковы, по-вашему, истоки силы героя?
ОБРАЗ ИВАНА
В самом начале сказки читатель не предполагает, что младший из сыновей Иван, которого старшие братья не желали взять с собой в путь-дорогу, окажется защитником своей земли! Постепенно углубляясь в сказочные события, наблюдаем, как проявляются ум и смекалка, смелость и ловкость юного героя.
Вопрос:
Найдите в тексте слова, над которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об опасности и серьезности положения.
(«Ну, братцы, заехал мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться.)
Несмотря на предупреждение, старшие братья во время дозоров проспали под ракитовым кустом. Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом.
Задание:
Прочитайте, как описывается появление чуда-юда о шести головах, о девяти, о двенадцати головах.
Каждый раз образ чуда-юда становится все страшнее. Во время появления его воды в реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз — «сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли».
Вопрос:
Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?
Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор-народ подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость, неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.
Вопрос:
Как ведет себя Иван при каждой встрече с чудищем?
В первый раз не дрогнул, отвечал мудро; во второй — проявил находчивость, храбрость; в третий раз Иван решителен, неудержим.
Вопрос:
А как же ведут себя старшие братья? Зачем нужны бесполезные помощники?
И это художественный прием. С помощью такого противопоставления достигается следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель.
Вспомните, что в начале сказки братья не желают брать Ивана в поход. На самом же деле все оказывается наоборот: братья бесполезны, а Иван — герой, защитник.
ОБРАЗ ВРАГА
Для того чтобы усилить впечатления от вида мерзкого чудовища, народ изображает его жутким, вероломным, несущим в себе зло, насилие, смерть.
Еще один художественный прием: чудовище показано не с целью запугать народ, а для того, чтобы вызвать отвращение к врагу, возненавидеть его. Как ни ужасен враг, а человек все равно победит, так как борется за правое дело.
Двенадцатиголовому змею Иван спокойно говорит: «Пришел я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить». В этой реплике заключена народная мудрость и главная мысль сказки.
КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ
Вопросы и задания:
1. Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.
2. Соблюдается ли тройственное повторение действия? (
Три боя
.)
3. Какие словосочетания замедляют действие?
(«Долго ли коротко, коротко ли ехали»; «ехали они ехали» и т. п.)
4. Приведите примеры постоянных эпитетов.
(Добрый молодец, булатный меч и др.)
Обратите внимание на концовку сказки. В ней еще раз (звучит) повторяется главная мысль: «А Иван — крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять».
В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде. Иван — простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь, совесть, любящий свою Родину.
— Как можно сформулировать мораль сказки?
Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской, это и помогло победить врага. Это подтверждается пословицами, в которых живет народная мудрость:
В каком народе живешь, того и обычая держись.
Своя земля и в горсти мила.
Чужая сторона — мачеха, родима сторона — мать.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
На Руси не все караси — есть и ерши.
В чужой монастырь со своим уставом не лезь.
II. Конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке. Обсуждение работ.
Домашнее задание:
чтение и пересказ сказок «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»; работа по заданиям «Размышляем о своеобразии сказок о животных», «Размышляем о своеобразии бытовых сказок» (с. 40-46).
Русские народные сказки — это один из видов фольклорной прозы, который составляет значительную часть от всего народного устного творчества древней Руси. Сказки являются важной частью русской культуры и по праву могут считаться национальным достоянием.
Некоторые сказки относительно просты и понятны даже маленьким детям, например, «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и другие. Другие произведения имеют более сложный сюжет — к ним относится в том числе и сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо».
Краткий сюжет
Как и многие сказки русского народа, это произведение начинается традиционными словами «в некотором царстве, в некотором государстве…». Одними из второстепенных персонажей являются старик и старуха.
Главный герой — младший из трех их сыновей по имени Иванушка. Иван со своими братьями трудился на пашне и засевал хлеб, пока на его родину не напало Чудо-Юдо. Втроем братья решили сразиться с чудовищем и поехали на реку Смородину.
Дальнейший сюжет развивается так, что, вопреки ожиданиям, Иванушка в одиночку побеждает Чудо-Юдо, а также трех его жен и мать, желавших отомстить. После этого Иван возвращается домой. Сказка заканчивается словами «стали они жить да поживать…». В данном случае — «землю пахать да хлеб сеять».
Вопросы, которые можно составить к сказке
- Сколько детей было у старика и старухи и как звали младшего из них?
- Чем занимались братья до битвы с Чудом-Юдом?
- Как Чудо-Юдо хотело истребить людей и захватить царство?
- Кого братья встретили на пути к реке Смородине?
- Как Чудо-Юдо почувствовало присутствие Ивана?
- Что Иван приказал братьям перед битвой с чудовищем?
- Почему головы Чуда-Юда отрастали вновь, несмотря на то что Иван срубал их мечом?
- Как хотели отомстить жены и мать Чуда-Юда?
Характеристика Ивана — крестьянского сына
Задание написать характеристику одного из героев на уроках литературы может быть как самостоятельным, так и быть дополнительным заданием при написании сочинения или анализа сказки.
Так как в сказке не уделяется много внимания внешности персонажей, основную часть характеристики Ивана — крестьянского сына составляет описание характера и внутренних качеств.
Именем Иванушка в русских народных сказках зовут глупых персонажей, от которых остальные не ожидают ничего особенного. Но, вопреки ожиданиям, Иван оказывается самым умным, храбрым и ответственным из всех трех братьев. Он не побоялся вступить в бой с Чудом-Юдом, а во время битвы, помимо храбрости и отваги, проявил находчивость и смекалку, что помогло ему победить.
Цель: через анализ образа главного героя
воспитывать чувство патриотизма, высокие
нравственные устои и эстетические ценности
учащихся.
Задачи:
- Образовательная: вырабатывать умение
перерабатывать текст с целью нахождения
фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы,
выделять важную информацию. - Развивающая: способствовать формированию
коммуникативной и исследовательской
компетентности пятиклассников, обогащать
словарный запас учащихся, развивать умение
овладевать художественными образами,
выразительными свойствами языка. - Воспитательная: воспитывать чувство
патриотизма, высоких нравственных устоев на
примере главного героя Ивана – крестьянского
сына.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: беседа с элементами
практической работы
Оборудование: компьютер,экран,
мультимедийный проектор, технологическая карта (приложение 2), учебник под ред.
В.Я.Коровиной.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
— “Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… Чем
лучше мы будем знать прошлое, темлегче, тем более
глубоко поймем великое значение творимогонами
настоящего”, — говорил М.Горький. (Слайд 1)
Презентация.
— Как вы, ребята, понимаете данное высказывание
писателя?
(Из фольклорных произведений мы узнаем о
событиях седой старины, о хозяйственной
деятельности и семейной жизни наших предков, о
том, как они воевали, защищая родную землю,
обрабатывали ее, к чему стремилисьи с чем
боролись)
— Передаваясь из поколения в поколение, сказки
претерпевали изменения, достигали необычайной
выразительности. Здесь нет случайных эпизодов и
диалогов, лишних описаний. Народ все продумал.
Добро всегда торжествует в сказке, зло –
наказывается.
— Сказка “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо” —
сказка волшебная,но чем же она отличается от
других волшебных сказок?
— Давайте сегодня попробуем дать ответ на этот
вопрос.
— Запишите тему урока в рабочие тетради. (Слайд
2)
II. Анализ текста сказки
— Понравилась ли вам сказка? Почему?
— Кто из героев понравился больше? Почему?
— Какое известие опечалило жителей некоторого
государства?
— Кто из братьев собирается на защиту земли
русской в самом начале сказки? — Найдите этот
эпизод в сказке
(Старшие братья (стр. 29)“Не горюйте, батюшка и
матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться
насмерть. А чтобы вам одним дома не тосковать,
пусть с вами Иванушка остается, молод онеще,
чтоб на бой идти”)
— Только Иванушка не согласился с этим решением,
и старики не стали отговаривать, вот и
отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю
русскую защищать. Взяли братья мечи булатные,
взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых
коней и поехали. (Слайд 3)
— Ехали они, ехали и приехали в какую-то
деревню.Какая картина представилась братьям?
(Все повыжжено, поломано, ни одной живой души
нет. Только избушка одна стоит, да ита еле
держится)
— Как старушка отреагировала на решение братьев
сражаться со злодеем?
(За дело взялись.Значит, не напрасно покинули
они землю родную))
— Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту.
Что же это за мост такой?
(Сообщение заранее подготовленного учащегося)
(Слайд 4)
Калинов мост перекинут над рекой Смородиной,
разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост,
являющийся границей, охраняется Трёхглавым
Змеем. Именно по этому мосту души переходят в
царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи,
богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в
лице различных змеев).
Существует множество былин и легенд, по сюжету
которых на Калиновом мосту происходит
единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем,
что является олицетворением битвы добра и зла.
— Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое
решение принимают?
— Кто оказывается самым организованным?
(Самым бдительным оказывается Иван.“Ну,
братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко
всему прислушиваться да приглядываться”)
— Можем ли мы говорить о том, что все братья
проявили себя здесь как настоящие защитники
Родины?
— Как ведет себя в дозоре старший брат?
— Как ведет средний брат?
— Почему же Иван берет всю ответственность на
себя?
(Иван понялбесполезность участия братьев в
походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом)
— Как проходят все бои? Как проявили себя братья
в дозоре?
Задание по группам:
— Прочитайте, как описывается появление чуда о
шести, девяти, двенадцати головах
— Каждый раз образ чуда-юда становится страшнее.
Во время его появления воды на реке
заволновались, орлы раскричались, а в третий раз
– “сыра земля всколебалась, воды в реке
заволновались, буйны ветры завыли” (Слайд 5,6,7-
по ответам групп)
— Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?
— Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?
(В первый раз не дрогнул, отвечал мудро;
Во второй – проявил находчивость, храбрость;
В третий раз Иван решителен, неудержим.)
— Какие черты Ивана – крестьянского сына
раскрываются перед боем, во время боя, после него?
(Заполнение таблицы в технологической карте)
(Сначала Иван – крестьянский сын проявляет
решимость не остаться дома, а идти на бой со
старшими братьями;
во время боёв он проявляет храбрость и
упорство, мужество и бесстрашие;
после побед он не хвастается перед братьями,
а просит их поддержать его во времятретьего боя.
Качество, которое проявил Иван, отправившись
утром к змеевым палатам, можно назвать
бдительностью, осторожностью. Он узнает о
замыслах змеевых жен: “Кто предупрежден, тот
вооружен”, -гласит народная мудрость.)
(Слайд 8)
— Изображая нарастающую с каждым разом
опасность, автор подчеркивает серьезность
ситуации для героя. Это сделано не случайно,
это специальный прием, используя который, автор
показывает смелость, храбрость неустрашимость
Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение
к защитнику своей земли.
Значит, это не просто волшебная сказка, это
сказка с героическим содержанием
— Как вы понимаетеслово “герой”? Сколько
значений имеет это слово?
(Два значения:
- Герой – это действующее лицо, персонаж
художественного произведения. - Герой – человек, совершивший героический
поступок”) (Слайд 9)
— Проследите по тексту, как называют Ивана –
крестьянского сына в начале, в середине и в конце
сказки? (Слайд 10, часть1)
(В начале сказки братья называют младшего
Иванушкой, старушка в деревнеговорит братьям
“Добры молодцы”. Чудо-юдо и змеиха называют его
Иван- крестьянский сын”
В середине сказки сказитель называет героя
Иваном, а затем тоже Иваном-крестьянским сыном.
Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно
маленьких, младших. Обращение “Иван” —
уважительное, а Иван – крестьянский сын похоже
на обращение по имени и отчеству (в старину
говорили – Иван Петров сын”) Обращение по имени
отчеству надо было заслужить. (Слайд 10, часть 2)
— А как ведут себя старшие братья? Зачем нужны
такие помощники?
(И это художественный прием. С помощью такого
противопоставления на фоне спесивых
бездельников ярко показан простой и скромный
победитель. А ведь вначале братья не хотели брать
Ивана с собой. На самом же деле все наоборот:
братья бесполезны, а Иван — герой, защитник.)
— А как народ показывает нам врага? Почему
называет его не просто Змей Горыныч, а чудо-юдо
поганое)
(Он посягает на чужую землю, приносит горе и
страдание народу)
Композиция сказки. Особенности.
— Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.
— Как в этой сказке проявляется цифра три?
(Три боя, три брата, три раза бросал
предметы-пощники в избушку братьев, три жены, три
испытания)
— Какие словосочетания замедляют действие?
(долго ли коротко ли ехали) (Слайд 11)
— Соедините слова в словосочетания. (Работа
в тетради)
Добрый зелена Булатный ясный Солнце меч Трава красное Месяц молодец
Эпитет – художественное определение,
которое подчеркивает важные для автора качества,
свойства, особенности изображаемого предмета,
явления, события. (Слайд 12)
Эпитет, прочно закрепленный за одним предметом,
называется постоянным (Слайд 13)
IV. Обощение
— Чем заканчивается сказка?
(“А Иван – крестьянский сын с братьями
вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить
поживать, поле пахать да пшеницу сеять”) (Слайд 14)
— В чем необычность концовки сказки?
(В этих словах олицетворена мечта людей о
свободной, спокойной жизни, мирном труде.Иван –
простой человек, народный герой, патриот, имеющий
честь совесть, любящий свою Родину)
— Как можно сформулировать мораль сказки?
(Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю,
туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа
остановить нельзя. В образе Ивана соединились
все лучшие силы русской земли, это и помогло
победить врага)
Игра “Собери пословицу” (Соединение частей
пословиц в технологической карте)
— Соберите пословицы, с помощью которых можно
выразить основную мораль сказки.
(Слайд 15)
- В каком народе живешь, того и обычая держись.
- Своя земля и в горсти мила.
- Чужая сторона – мачеха, родимая сторона – мать.
- Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
- На Руси не все караси — есть и ерши.
- В чужой монастырь со своим уставом не лезь.
(Слайд 16)
Игра “Интервью с литературным героем” (Слайд
17)
— Если бы вам в реальной жизни пришлось
встретиться с Иваном – крестьянским сыном, что
бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге?
— А чтобы он ответил на этот вопрос?
V. Домашнее задание (Слайд 18)
Обязательно
- Читать по учебнику (стр.39-42) бытовые сказки и
сказки о животных. Ответить на вопросы. Принести
свои книжки со сказками о животных.
Желательно
- Записать интервью с литературным героем сказки
“Иван-крестьянский сын и чудо-юдо”.