Урок №31, класс 6-Б
Тема. И.С.Тургенев
«Бежин луг».Портретная характеристика героев рассказа
Цели урока: показать
богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании
портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление
изученного по творчеству И.С.Тургенева; найти и проанализировать портретные
характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям;
рассказать об историях, рассказанных мальчиками;
выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков;
развивать внимание, память, мышление, умение
анализировать, делать выводы;
воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к
непознанному.
Планируемые результаты:
формирование
у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму;
выделять и формулировать познавательную цель
применять метод информационного поиска; устанавливать рабочие
отношения;
научиться
составлять характеристику героев.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с
текстом рассказа “Бежин луг”.
Летний вечер.
За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла.
Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
3.Целеполагание.
— Как
связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева
мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).
— Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью)
Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)
— Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он
случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем? (Свое
отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)
4.Изучение нового материала.
Каждый из вас получил карточку, раскройте её.
— Что вы видите? (текст) Что это за текст? (Описание,
портрет)
— А что такое портрет? (изображение внешности
героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении).
— Что можно узнать по портрету?
— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних
качествах человека?
1. Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с
красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми
волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной
улыбкой. (Федя).
2. У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые,
скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова
огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.
(Павлуша).
3. Лицо у него было довольно незначительно:
горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые
брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами
из-под низенькой войлочной шапочки (Илюша)
4. Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико,
худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить;
но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском
блестевшие глаза. (Костя).
Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Можете
воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет
Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом
столе) и определитесь с героем.
Работа в парах.
Дома вы готовили описание внешности главных
героев. Зачитайте ваше описание друг другу.
— Согласны, что правильно определили героя?
— Обсудите в парах, почему никто не занял место у
портрета Вани.
— Почему же?
5.Физминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
6.Закрепление материала.
— Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на
Бежином лугу?
«Это были крестьянские ребятишки, которые стерегли
табун»
— Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы это
знаете? (Федя. По одёжке)
— Сколько лет было детям?(Феде – лет 14, Павлуше и
Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)
— Что готовили мальчики? (картошку)
Ответить письменно на вопросы:
1.О чём говорят мальчики у костра? Они
говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках,
о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике
Васе.
2.Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что
можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голубе может
быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут,
людей есть будут.
3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без
хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые
истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об
утопленниках.
4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные
истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними:
мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и
суеверием взрослых.
— Дети интересны охотнику?
Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание,
социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и
внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с
нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил
чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.
— Как вы себе представили мир крестьянских детей 19
в.? Чем он наполнен? Как они жили? (С одной стороны,
самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья,
приметы, живой ум. С др. стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности
учиться.)
— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних
качествах человека?
— Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о
богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе
с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети
находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира
детства в изображении Тургенева.
7. Итог урока
В каждом портрете есть
загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и
вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и
показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией
относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети.
Каждый из них отличается своим, особым характером.
Федя исполнен чувства
собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше
слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.
Павлуша деловит и
заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из
мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все
остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.
Илюша пытлив,
любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на
страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь
враждебными человеку духами.
Костя от природы
жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых
духов.
Ваня, о котором в
рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему
нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской
непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к
прекрасным звёздам.
Рефлексия
8.Домашнее задание.
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».
«Бежин луг» — читательский дневник по рассказу И. Тургенева
Рассказ Тургенева «Бежин луг» написан писателем в 1851 году и стал частью сборника «Записки охотника».
Описание книги для читательского дневника
Автор: Тургенев Иван Сергеевич
Название произведения: Бежин луг
Число страниц: 15.
Издательство: «Литера».
Год издания: 2017 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1851 год
Время и место сюжета
Действие рассказа происходит в середине XIX века в крепостной России, в Тульской губернии, в Чернском уезде. Блуждая по лесу, рассказчик выходит к месту под названием Бежин луг, где знакомится с крестьянскими ребятами и слушает их истории.
Главные герои и их краткая характеристика
Автор-рассказчик – барин, заядлый охотник, большой ценитель природы, всего прекрасного.
Федя – любопытный мальчик четырнадцати лет, барчук, хорошо одетый.
Павлуша – серьезный, черноволосый мальчик, двенадцать лет.
Илюша – двенадцатилетний мальчик, светловолосый, прекрасный рассказчик.
Костя – задумчивый, печальный мальчик десяти лет.
Ваня – семилетний мальчуган, самый маленький в компании ребят.
Краткое содержание и сюжет
Заблудившись во время охоты, автор долго плутал по лесу, пока к вечеру не вышел не обширную равнину, которая среди местных жителей имела название Бежин луг. Охотник заметил крестьянских ребятишек, сидевших у костра. Он подошел к ним, и узнал, что мальчики пасли лошадей, и всю ночь должны был сторожить их.
Расположившись у костра, рассказчик принялся рассматривать мальчиков, самому старшему из которых – Феде – было всего четырнадцать лет. Было видно, что он из богатой семьи, и выехал ночью в поле не по нужде, а лишь за компанию с другими ребятами. Павлуша был одет гораздо хуже, но он притягивал внимание своими умными, честными глазами, и во всем его облике чувствовалась внутренняя сила. Илюше, как и Павлу, тоже было двенадцать лет, и непримечательное лицо его выражало какую-то болезненную озабоченность. Четвертый мальчик – Костя – был отчего-то задумчив, и его узкое, заостренное личико, как у белки, было усеяно веснушками. Среди ребят был и самый маленький – семилетний Ваня, который лежал в траве и лишь изредка поднимал голову.
Чтобы не смущать ребят своим присутствием, рассказчик сделал вид, что заснул. Мальчики вновь разговорились, и Илюша продолжил, видимо, прерванный рассказ о домовом. Он рассказал, как однажды с товарищами заночевал в старой рольне на бумажной фабрике. Неожиданно послышались чьи-то шаги наверху, само по себе закрутилось водяное колесо и тут же остановилось, стали подниматься крышки чанов. Мальчишки не выдержали, и убежали прочь, а домовой громко кашлял им вслед.
В свою очередь, Костя рассказал ребятам, как однажды плотник Гаврила заблудился в лесу и увидел на ветвях русалку, которая завала его к себе. Словно околдованный, Гаврила пошел на зов, но в последний момент успел себя перекрестить. Русалка заплакала и исчезла, а Гаврила с тех пор ходит сам не свой.
Ребята перекусили сваренным на костре картофелем, и продолжили свои рассказы. Илюша поведал друзьям, как одного утопленника похоронили на прорванной плотине. Однажды ночью мимо этого места проходил псарь Ермила, и на могиле утопленника увидел барашка. Ермила взял на руки того барашка, принялся ласкового гладить, а тот неожиданно оскалился и проблеял «Бяша, бяша!».
Мальчики еще долго рассказывали друг другу страшные истории, пока под утро не заснули. На рассвете охотник простился с ними и побрел домой.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Автор заблудился после охоты и прибился к мальчишкам, которые пасли коней. Мальчики разговорились и стали рассказывать страшные истории. Илюша рассказал про домового, а Костя про встречу с русалкой. Илюша рассказал о барашке на могиле утопленника, а потом про Ульяну, которая увидела сама себя. Потом были рассказы про Тришку, бучило и мальчика Васю. Ночью все уснули, а рано утром автор ушел, потом он узнал, что мальчик Павлуша погиб в тот же год.
План пересказа
- 1) Описание великолепия природы Тульской губернии в июльский день.
- 2) Рассказчик заблудился в лесу после вечерней охоты.
- 3) Поиск дороги домой, появление автора на Бежином лугу.
- 4) Встреча с деревенскими мальчишками: Федей, Павлом, Илюшей, Костей и Ваней.
- 5) Описание внешности ребят.
- 6) Рассказ Ильи о домовом.
- 7) История Кости о слободском плотнике Гавриле.
- Рассказ Ильи о местном утопленнике.
- 9) Рассвет.
- 10) Дорога барина домой.
Вывод и свое мнение
Автор очень тонко, лирично описал красоту окружающей его природы, очарование природных явлений. Он заставляет по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные вещи: блеск костра, утреннюю зарю, туман, шелест листвы в ночной тишине. Вместе с тем он показывает незамысловатую жизнь крестьянских ребятишек, которым в раннем возрасте приходится работать наравне со взрослыми. Однако они не унывают, не жалуются на судьбу, а живут в гармонии с собой и природой.
Основная мысль
Любовь к природе, родным местам, жизни, способность видеть красоту в привычном – важные качества, которые помогают справляться с жизненными трудностями и лишениями.
Чему учит рассказ
Рассказ учит не увлекаться и не забывать следить за дорогой. Учит любить природу и замечать красоту в самых простых и обычных вещах. Учит не бояться ночной темноты, таинственных звуков и страшных историй. Учит тому, что человек сам придумывает для себя страхи, если чего-то объяснить не в состоянии.
Что понравилось
Мне очень понравился этот рассказ по двум причинам. Прежде всего, в нем чудесно описана красота ночной природы, а также потому, что рассказы мальчиков были такими интересными и немного наивными. И мне жаль Павлушу, который показался мне самым интересным и смелым мальчиком из всех.
Цитаты из текста
«…В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости…»
«…ночь приближалась и росла, как грозовая туча…»
«…Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков…»
«…Вишь ты — фабричные. »
Толкование непонятных слов
Рольня – строение, где в чанах вычерпывают бумагу.
Ягдташ – сумка для ношения добытой дичи и необходимых на охоте припасов и приспособлений.
Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.
Гуртовщик – погонщик стада, пастух.
Армяк – верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани.
Тятя – отец.
Новые слова
Осинник – осиновый лес или перелесок.
Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе мораль.
Бежин луг читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
Иван Сергеевич Тургенев – классик русской литературы, писатель-реалист, пропагандист русской литературы на Западе. Рассказ «Бежин луг» написан в 1851 году, входит в цикл под названием «Записки охотника» (читайте по теме: Краткая биография Тургенева: самое главное).
Краткое содержание для читательского дневника
1) Пятеро детей отправляются в «ночное» на Бежин луг: они должны стеречь табун пасущихся лошадей.
2) На этот же луг вышел рассказчик, заблудившийся после удачной охоты, и остался ждать рассвета вместе с ребятами.
3) Вскоре охотник прилег и притворился спящим, а у костра возобновились прерванные разговоры: мальчики по очереди рассказывали разные истории.
4) Автор узнал о домовом, который водится на фабрике, о невеселом плотнике Гавриле, повстречавшемся с русалкой, и испорченной водяным безумной Акулине.
5) Павел поведал о плохой примете – он слышал у реки голос утонувшего Васи.
6) В том же году примета сбылась – правда, Павел не утонул, а упал с лошади и разбился.
Читайте по теме:
Главные герои
1) Рассказчик – это сам автор. Предстает в образе барина, вышедшего на охоту и заблудившегося.
2) Федя – самый старший мальчик, на вид 14 лет, красивый, с кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полуулыбкой, происходит из состоятельной семьи.
3) Павлуша – не старше 12 лет, неказистый и неуклюжий, но в его голосе чувствуется сила, смотрит умными глазами.
4) Ильюша – примерно 12 лет, подслеповатый, с желтыми торчащими волосами, в лице читается «тупая болезненная заботливость».
5) Костя – 10 лет, маленький, тщедушный, обладатель больших черных глаз, произведших странное впечатление на охотника.
6) Ваня – самый маленький герой, ему всего 7 лет, из очень бедной семьи, на протяжении всего рассказа спит, произносит только одну реплику.
Главная мысль
Несмотря на трудную жизнь и недетские заботы, крестьянские ребятишки находят удовольствие в общении друг с другом и природой. Для охотника природа полна красок и поэзии, а детям она кажется полной тайн и мистики.
Дополнительно смотрите списки для читательского дневника для 5 класса, 6 класса.
Чему учит
Находить прекрасное в том, что тебя окружает, ощущать себя частью природы. Автор хочет донести до читателя мысль, что надо с уважением относиться к народной мудрости. Ещё рассказ учит любить родной край, быть приветливым к путникам.
Пословицы
1) Рощи да леса – родного края краса.
2) Душой измерь, умом проверь – тогда и верь.
3) Знал бы, где упасть, соломки бы подстелил.
Отзыв
Описания природы у Тургенева такие поэтичные, что мысленно переносишься в описываемое место. А детей вроде бы жалко, но с другой стороны им можно позавидовать. Позавидовать свободе, самостоятельности, умениям. Жалко потому, что плохо одеты, потому что вынуждены работать. Если бы они могли учиться, вряд ли верили бы в страшные истории про нечистую силу.
Характеристика главных героев рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»
Каждый из главных героев «Бежина луга» индивидуален. Все пятеро мальчиков росли в разных условиях, и потому их характеры различаются, у всех них свой внутренний мир. Перечень основных действующих лиц, помимо рассказчика:
- Павлуша;
- Илюша;
- Костя;
- Ваня;
- Федя.
Храбрый Павлуша
Павлуша описан Тургеневым как темноволосый мальчик с серыми глазами и бледным рябым лицом. У него широкие скулы, часто неуклюж и в целом его можно назвать неказистым подростком, хотя автор ему симпатизирует больше остальных. Ему примерно 12 лет. У него хорошая память, в нем сочетаются и сила, и ум. Одет всегда скромно: все вещи в заплатках. Семья настолько бедна, что мальчику приходится ходить босыми ногами.
Павлуша очень храбрый, что подтверждается его поступками. Например, когда собаки с громким лаем кинулись в сторону табуна, подросток самым первым побежал вслед за ними. Несмотря на опасность, он проявил хорошую выдержку. Еще в ту ночь Павлуша пошел за водой на реку, когда все остальные испугались водяного.
Также часто в нем чувствуется чрезмерная ответственность, и несмотря на юный возраст, он ведет себя как взрослый мужчина, доказывая это своим поведением. Даже уходит из жизни мальчишка из-за падения с лошади.
Илюша и Федя
Илюша — заботливый, воспитанный мальчик из семьи с хорошим достатком. Волосы у него желтые, а лицо вытянутое. Немного слеповат. На вид ему 12 лет от роду. Одежду носит новую. Несмотря на обеспеченность семьи (родители — рабочие), с ранних лет работает на бумажной фабрике со своим братом. Также мальчик не раз доказывал, что хорошо знает сельские байки и фольклор. У костра он рассказывал больше всего историй. Суеверен.
Федя — самый старший из всех главных героев рассказа «Бежин луг» — ему 14 лет. Он хорошо сложен, у него стройная фигура и тонкие черты лица. Цвет волос — белокурый. Как и маленький Ваня, он кудрявый. Сам родом из зажиточной семьи — все вещи новые, а сапоги даже подходят по размеру и видно, что не отцовские, как у других ребят. На луг он приехал не столько ради заработка, сколько ради развлечения, ведь семья не нуждается в деньгах.
С остальными ведет себя сдержанно, даже снисходительно, боится пошатнуть свой образ самого взрослого из компании. Переживает о судьбе и здоровье ребят.
Костя и Ваня
Им в произведении отведено меньше всего упоминаний. Косте 10 лет. У него всегда печальное лицо и взгляд, чем он и цепляет автора. Лицо веснушчатое, маленькое, сам весь щупленький, складывается впечатление, что он болен. В отличие от храброго Павлуши, мальчишка славился своей малодушностью: он всего боялся. Родом из бедной семьи, одежда на нем ужасная.
Ваня — самый младший из пятерых мальчишек, ему всего 7 лет. У него русые волосы, большие глаза особенно выделяются на фоне кудряшек. Голосок у него еще тоненький, имеет речевой дефект (картавость). Однако в рассказе ему даже не уделяется достаточно внимания: он на протяжении всего повествования лежит и спит под рогожей. Сам мальчуган незаметный и спокойный, добродушный, с особой любовью отзывается о своей младшей сестры.
В заключение хочется отметить, с какой теплотой Тургенев вспоминает и рисует портрет-описание каждого мальчика. В рассказе «Бежин луг», к какому бы классу ни относились мальчики, автор считает их равными, но неповторимыми. Это он и хочет донести читателю.
Произведение проходят в начале средней школы, где школьник уже может критически поразмыслить и придумать рисунок-иллюстрацию для каждого мальчика или к конкретной сцене.
Урок №31, класс 6-Б
Тема. И.С.Тургенев «Бежин луг».Портретная характеристика героев рассказа
Цели урока: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками;
выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков;
развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы;
воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.
Планируемые результаты:
формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму;
выделять и формулировать познавательную цель применять метод информационного поиска; устанавливать рабочие отношения;
научиться составлять характеристику героев.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.
Летний вечер.
За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла.
Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
3.Целеполагание.
— Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).
— Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)
— Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем? (Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)
4.Изучение нового материала.
Каждый из вас получил карточку, раскройте её.
— Что вы видите? (текст) Что это за текст? (Описание, портрет)
— А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении).
— Что можно узнать по портрету?
— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
- Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).
- У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).
- Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки (Илюша)
- Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).
Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.
Работа в парах.
Дома вы готовили описание внешности главных героев. Зачитайте ваше описание друг другу.
— Согласны, что правильно определили героя?
— Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани.
— Почему же?
5.Физминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
6.Закрепление материала.
— Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?
«Это были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун»
— Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы это знаете? (Федя. По одёжке)
— Сколько лет было детям?(Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)
— Что готовили мальчики? (картошку)
Ответить письменно на вопросы:
1.О чём говорят мальчики у костра? Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.
2.Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голубе может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут.
3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.
4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.
— Дети интересны охотнику?
Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.
— Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили? (С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С др. стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)
— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
— Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.
7. Итог урока
В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.
Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.
Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.
Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.
Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.
Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.
Рефлексия
8.Домашнее задание.
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».