Характеристика главных героев сказки спящая царевна жуковский 5 класс

Жуковский в. сказка спящая царевна жанр: литературная волшебная сказка в стихах смотри также краткое содержание сказок: перро ш. спящая красавица


Жуковский В. сказка «Спящая царевна»

Жанр: литературная волшебная сказка в стихах

Смотри также краткое содержание сказок:
Перро Ш. «Спящая красавица»
Жуковский В. «Мальчик с пальчик»

Главные герои сказки «Спящая царевна» и их характеристика

  1. Царь Макар. Веселый и добродушный, легкомысленный, привык жить не думая о будущем, беззаботно.
  2. Царица-мать. Добрая и любящая.
  3. Чародейки молодые. Волшебницы, предсказатели.
  4. Чародейка старая. Старуха, злая, недовольная, что ее не пригласили на пир.
  5. Царевна. Молодая красавица, любопытная, неосторожная.
  6. Царевич. Молодой принц, любопытный, настойчивый, самовольный., решительный и безрассудный.

План пересказа сказки «Спящая царевна»

  1. Царь Макар и царица
  2. Встреча с раком
  3. Предсказание
  4. Рождение дочери
  5. Пир и молодые чародейки
  6. Одиннадцать блюд
  7. Зловещее пророчество
  8. Исправленное пророчество
  9. Указ о высылке прях
  10. Любопытная царевна
  11. Старуха с веретеном
  12. Сон в замке
  13. Страшный бор
  14. Любопытный царевич
  15. Разбуженная принцесса
  16. Свадьба.

Кратчайшее содержание сказки «Спящая царевна» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Бездетной царице рак предсказывает рождение ребенка и царица действительно рожает
  2. Царь Макар устраивает пир, на который зовет одиннадцать молодых чародеек и не зовет двенадцатую старую
  3. Двенадцатая все равно является и обещает, что царевна умрет, уколовшись веретеном
  4. Последняя чародейка подправляет пророчество и царевна просто засыпает, уколовшись веретеном
  5. Царский сын видит страшный лес и решается в него зайти, а лес вдруг расступается перед ним
  6. Царевич находит царевну, целует ее, все просыпаются и играют свадьбу.

Главная мысль сказки «Спящая царевна»
Не следует пренебрегать кем-либо из-за его старости или некрасивости. Всем нужно оказывать равное уважение и гостеприимство.

Чему учит сказка «Спящая царевна»
Сказка учит не терять надежду, всегда верить в лучшее, жить легко и сегодняшним днем. Учит уважать старость и не пренебрегать чародейками, даже если они старые и страшные. Учит почтительности и уважению. Учит решительности и смелости.

Отзыв на сказку «Спящая царевна»
Меня очень сильно насмешила и потому мне очень понравилась эта сказка. Необычен в ней образ легкомысленного и добродушного царя Макара, необычен предсказатель рак, очень красочно выполнено описание сна в замке, включая сонных мух и спящий огонь. Это несомненно авторские находки. Сказка написана прекрасным слогом, с большим чувством юмора и читать ее одно удовольствие.

Пословицы к сказке «Спящая царевна»
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь
Всему свое время.
Чему быть, того не миновать.
Берегись бед, пока их нет.
Чего не воротишь, про то лучше забыть.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Спящая царевна»
Некий царь Макар много лет жил со своей царицей, но детей у него все не было.
И вот однажды, царица встретила на берегу рака, который предсказал ей рождение ребенка.
И действительно скоро царица рожает дочь, а окрыленный царь Макар устраивает грандиозный пир, на который приглашает и одиннадцать молодых чародеек.
Жила неподалеку еще двенадцатая, страшная и злая, но ее Макар звать не стал, потому что одного блюда золотого тогда бы не хватило.
И вот гости пируют, веселятся и начинают дарить подарки новорожденной. Чародейки обещают ей счастье, жениха, красоту и все самое лучшее. Только десять чародеек произнесли свои предсказания, появилась незваная старуха. И сердито сказала царевне, что на 16 году та оцарапает руку веретеном и умрет. Но последняя чародейка изменила пророчество, сказав, что погрузится царевна в сон на триста лет, а потом проснется и будет счастлива.
Царь Макар загрустил и издал указ, запрещающий сеять лен и прясть пряжу. А прях всех велел выслать за границу. А после это повеселел и успокоился.
И вот молодая царевна растет и хорошеет. Ей исполняется 15 лет. Однажды она отправляется осматривать дворец и поднимается по витой лестнице на самый верх башни. Там она находит маленькую каморку в которой сидит старушонка и прядет. Царевне стало интересно, она берет протянутое старухой веретено и колет палец. Старуха исчезает, а царевна погружается в сон.
Вместе с ней засыпают все вокруг — царь, царица, свита, стража, собаки, кони, мухи, даже огонь. А замок окружает дикий бор, через который не проберется зверь и птица не пролетит.
Сперва многие пытались пройти бор и разбудить царевну, но назад никто не возвращался. И понемногу все забыли про замок и царевну.
Но прошло 300 лет. Царский сын забавлялся охотой и увидел бор. Он спросил старика рассказать про странный лес. Старик покачал головой и сказал, что в том лесу стоит дворец, в котором спит прекрасная царевна, но всяк, кто входил в этот лес, погибал.
Царевич полез в лес и вдруг лес расступился перед ним. Царевич едет по удобной тропинке окруженный цветами. Находит старинный замок, в котором все спят. Царевич идет дальше и доходит до крыльца, на котором спят царь и царица. Царевич сотворяет молитву и решительно перешагивает через царя. Он находит спящую царевну и пораженный ее красотой, целует ее. Царевна сразу просыпается, а вместе с ней и весь дворец. Играется веселая свадьба.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Спящая царевна»

Характеристика главных героев сказки спящая царевна жуковский 5 класс

Характеристика главных героев сказки спящая царевна жуковский 5 класс

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Спящая царевна Жуковского

Жанровая направленность произведения представляет собой стихотворное литературно обработанное изложение сказочной легенды, заимствованной из европейского фольклора.

Сказка повествует об одной царской семье, в которой рождается долгожданная царевна, проклятая одной пожилой волшебницей, являющейся отрицательным персонажем произведения.

Достигнув шестнадцатилетнего возраста царевна засыпает вместе со всей своей свитой, уколов палец веретеном. Спасает из длительного сна царевну прекрасный принц, который впоследствии становится ее мужем.

Сюжетная линия стихотворения является несложной в виде расположения всех сюжетных элементов в прямолинейном виде.

Главной героиней стихотворения является царевна, представленная в образе красивой девушки, отличающейся черными кудрявыми волосами, тонким станом, алыми губами и белыми руками. Внешне царевна изображается в легком сарафане и сапожках, являющихся подтверждением народных представлений о женской красоте.

Все остальные немногочисленные персонажи сказки являются второстепенными, выступая в редком случае на передний план для развития событийных действий. Своеобразием системы образов стихотворения является присвоение имени только царю Матвею, поскольку все остальные герои называются нарицательными именами.

Отличительной особенностью стихотворения является его композиция, в которой значительная роль отводится пейзажным зарисовкам в виде оригинального и необычного описания сна и пробуждения дворцового сада.

Художественное оформление стихотворения отличается индивидуально-авторскими и народными особенностями в виде традиционных элементов, характерных для устного народного творчества, а также многочисленных эпитетов и оттенков народной речи.

Основными особенностями стихотворения являются наличие конкретного автора, форма неизменного письменного текста. Кроме того, среди персонажей произведения используется нетипичный для русского народного творчества образ рака-пророка, предсказывающего рождение царского дочери.

Финал сказки является типичным для данного литературного стиля и представляет собой победу добра над злом.

2 вариант

Сказка появилась на свет путем состязания Пушкина с Жуковским, одновременно создавая каждый свой шедевр произведения. Сказка примечательна и интересна тем, что написана стихами, слогами, все звучит красиво и легко воспринимается слухом, с чем можно сравнить пушкинские народные сказки.

Она чарует народными чудесами, не ординарными героями, сказочными персонажами и интригующими душу  оборотами речи. Автор так искусно преподносит все эти прелести художественной и поэтической поэзии, что произведение приобретает литературное определение.

Читатель попадает в волшебный мир, откуда не хочет выходить и не желает, чтобы сказка имела конец, доставляя им исключительно положительные эмоции.

Мотив сказки напоминает народные сказки, где герой нарушает какой-нибудь запрет и беда настигает их моментальным образом. В этой сказке царь Матвей повёл себя по иному, он легкомысленно и невежественно относя к чародейке, которая была намного пожилой, не позвав её на праздник в честь рождения дочери.

Автор отмечает пафос и надменность царя, свойственных всем повелителям, которые много раз мешали справедливо править страной, на что в данном случае Жуковский делает замечание по поводу его поведения. И от этого страдают дети, неся  наказание, они отвечают за грехи или ошибки родителей, и таким образом, наказала колдунья-чародейка, обрекая всю страну на трёхсотлетний сон.

С этого и начинаются все его беды и беды долгожданного ребёнка, когда озлобленная чародейка проклинает его дочь на смерть, а другая спасет ее, переворачивая все в глубокий сон, в который погружается 16 летняя царица со всем государством.

Во всем вина непредвиденность царя и легкомыслие правления своей страной, когда Матвей обрекает свой город на покрытие терновником, пока в один прекрасный день к замку не забродит царевич.

Именно его визит и поцелуй царевну спасает все окружающее от колдовства и весь замок пробуждается от глубокого сна.

Мораль сказки заключается в поведение любого человека в жизни, с любым статусом происхождения вести себя скромно, снисходительно и уважительно, особенно к старшему поколению, которые не всегда могут нам пожелать приятного исходя из отношения к ним.

Жуковский позаимствовал мотив сказки у немецких произведений, добавив в неё народные обороты стихов и прелесть литературного языка.

Так как он интересовался культурой и образом жизни немцев, он выучил этот язык и хотел донести до нашего народа все прелести их обычаев путём переводов их литературы. Однако сказки приобретали русский характер тем, что автор обогащал их своеобразными героями  и образами, свойственными типичному национальному народу.

4 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Спящая царевна Жуковского

Анализ сказки Спящая царевна Жуковского

Популярные сегодня темы

  • План рассказа Учитель истории Зощенко

    Учитель истории называл мальчика не так как других учеников, а произносил его имя пренебрежительным, визжащим тоном. И одноклассники тоже передразнивали. Мальчику было это очень неприятно. Но он не знал, как поступить.

  • 9 класс ОГЭ

    Школьные сочинения для 9 класса и ОГЭ

  • Характеристика Ленского и Ольги сочинение

    Одни из основных героев романа в стихах «Евгений Онегин» Ленский и Ольга предстают как противопоставление Онегину и Татьяне. Сюжетная линия Ленский – Ольга призвана раскрыть больше все черты центральных героев.

  • Анализ произведения Миргород Гоголя (сборника)

    Сборник «Миргород» принято считать продолжением «Вечеров на хуторе близь Диканьки», но чувство пустоты, которую пытаются скрыть за шумом, становится глубже и хроничнее.

  • Образ и характеристика Наташи Ростовой в романе Война и мир Толстого сочинение 10 класс

    Основные отличительные черты семьи Ростовых – эмоциональность, открытость, душевное тепло. Это олицетворение Москвы – хлебосольство, гостеприимность, радушие. И Наташа соединяет в себе все «ростовские» детали

См. также

Эта страница в последний раз была отредактирована 22 января 2021 в 11:09. Фокина Александра

В 1831 году летом в Царское село приехали Пушкин, Жуковский и Гоголь. В одном из разговоров между Пушкиным и Жуковским возник спор, кто сможет лучше написать сказку, которая более всего будет напоминать русскую народную. Оба принялись активно за работу. По рассказам Гоголя у обоих это выходило замечательно. Для своей сказки Жуковский скомбинировал сюжет сказки Шарля Перо и братьев Гримм. В результате его работы на свет появилась «Спящая царевна», которая действительно была очень близка к цели.

ПожаловатьсяСодержание:

Размышляем о прочитанном

1. вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось…?

Запомнилось то, как царевич через 300 лет сна царевны освобождает ее от злых чар колдуньи. Мне этот момент показался особенно торжественным и впечатляющим. Сам заколдованный лес расступается перед тем, кому суждено расколдовать девушку. Этот фрагмент напомнил мне то, что происходит и в конце сказки Пушкина «Сказка О мертвой царевне и семи богатырях».)

2. К какому виду сказок вы бы ее отнесли, если бы она была народной? К жанру волшебной сказки.

Что в ней напоминает народные русские сказки, что отличает от них?

Сравнение сказки Жуковского «Спящая царевна» с народной

Народные русские волшебные сказки в ней напоминают лишь волшебный характер событий, и отдельные слова и выражения, например :

«Что ни в сказке сказать, ни пером описать»- про красоту главной героини;

«детина удалой» — про главного героя;

начало («Жил-был» ) и концовка произведения («Свадьба-пир, и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»)

В остальном это произведение ничем не похоже на русскую народную сказку.

Сюжет этой сказки, ее главные герои взяты скорее из волшебных сказок других стран (Германия, Франция). Именно такие сюжеты и таких героев мы встречаем у братьев Гримм и Шарля Перро, которые записали народные сказки своих стран. Именно там присутствует сюжет о спящей красавице, на крестины которой забыли пригласить одну ведьму. Эта ведьма отомстила новорожденной злым проклятием. Через много лет отважный принц, суженый, пробуждает спящую девушку поцелуем.

В русской народной сказке нет таких героев, как феи-крестные, которые дарят новорожденной особые дары судьбы. Нет там и злой колдуньи, приходящей на пир без приглашения (вместо нее лишь Баба-Яга, но главный герой сам к ней приходит в лес).

Нет в русской народной волшебной сказке и шутливой формы, в которой написана сказка Жуковского. Произведение Жуковского имеет развлекательный, игровой характер, а русская народная сказка — не только развлечение. В ней много серьезного, таинственного, много поучительных моментов.

Также литературная сказка написана в стихах, чего не бывает с народными сказками.

История создания

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразный спор: кто лучше напишет сказку, по стилю напоминающую русскую народную. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки… Чудное дело! Жуковского узнать нельзя»[2].

Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане».

Чем похожи и отличаются сказки Спящая царевна и сказка о Мертвой царевне?

Чем похожи и отличаются Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях А.С.Пушкина, и сказка Спящая царевна В.А.Жуковского?

На самом деле, у сказок Пушкина «О мертвой царевне» и Жуковского «Спящая царевна» больше различий, чем сходства.

Опишем различия этих сказок

Прежде всего сюжет. У Пушкина царевну преследует злая мачеха и она бежит к богатырям. Ее неустанно ищет жених. У Жуковского царевна растет с родителями, счастливая и беззаботная, жениха нет.

Различные главные герои. У Пушкина это прежде всего сама царевна и ее мачеха, а также Елисей, богатыри, Чернавка и в какой-то мере царь. У Жуковского это царь Матвей, царевна, царский сын, чародейки.

Пушкин стремился сделать свою сказку близкой к народной, использовал зачин, концовку, эпитеты, троекратные повторы. Жуковский писал скорее пародию, хотя также включил в нее элементы народных сказок.

Образ рака предсказателя вообще не встречается до этого нигде.

Теперь сходства сказок «О мертвой царевне» и «Спящая царевна».

Ее ищет молодой красавец.

Сон происходит от колдовства.

В конце играется свадьба.

Счастливое избавление от этой хвори, обеим приходит вместе с принцем.

Остальные действующие лица обоих произведений, не похожи друг на друга, и отличают их.

Сначала приведем примеры сходства двух замечательных сказок. В сказке «Спящая царевна» Жуковского и в сказке «О мертвой царевне» Пушкина главные героини становятся жертвами злых женщин. В результате их происков царевны прекращают вести активный образ жизни.

Возвращение к реальности происходит у обеих принцесс в результате действий благородных принцев. А в финале сказок главные героини выходят замуж за своих спасителей.

Отличий между сказками гораздо больше, и это:

▪ Царевна Пушкина умирает, а героиня Жуковского засыпает надолго.

▪ Принцесса Жуковского подвергается колдовству обиженной злой феи, а у Пушкина царевна стала жертвой происков завидущей мачехи.

▪ Пушкинская героиня спит три дня, в то время как героиня Жуковского засыпает на триста лет.

▪ Царевна Жуковского спит в замке, а принцессу Пушкина отнесли в грот, где она возлежит в хрустальном гробу.

Источник

История создания

Интересной является история создания этого произведения. Летом 1831 года в загородном имении Царское Село проводили время друзья Александр Пушкин и Василий Жуковский. Известные писатели поспорили, кто из них сможет написать сказку, которая будет неотличима от народной. Впоследствии два произведения, которые появились благодаря этому оригинальному спору, стали классическими и пополнили сокровищницу русской литературы.

Александр Пушкин за несколько месяцев написал «Сказку о царе Салтане». Жуковский долгое время подбирал сюжет для своего произведения и в результате остановился на мотивах немецкой сказки «Царевна Шиповник», написанной братьями Гримм. Василий Андреевич утверждал, что вдохновение черпал также из сказки Шарля Перро «Красавица, спящая в лесу». В своем читательском дневнике Жуковский кратко сделал описание и план этого рассказа и в последующем придерживался намеченной цели.

  • Чему учит сказка В.А.Жуковский спящая царевна.

Сказка «Спящая царевна» была завершена в сентябре 1931 года, в печати она появилась в 1839 г. в журнале «Европеец». Работу Жуковского по достоинству оценили многие критики и читатели. После этого вышло немало сборников произведений автора, одной из жемчужин которых стала «Спящая царевна». Читать ее могут как взрослые, так и маленькие детишки. Это лёгкая и добродушная история, рассказывающая о благородных героях, их смелых поступках и беззаветной любви. Основные мотивы сказки:

  • борьба добра со злом;
  • благородные поступки;
  • любовь.

В произведении Жуковский сочетал народные особенности и индивидуальный авторский стиль. Так, бросаются в глаза традиционные решения, характерные для устного творчества. В частности, был введён образ таинственного густого леса, который надежно скрыл дворец и спящих в нём людей.

Творение Жуковского стало не просто переведённым и переписанным сюжетом западной сказки, а самобытным произведением, отображающим культуру и русское мировоззрение. Интересны также характеристики главных героев, многогранных и прекрасных в своих благородных поступках.

Краткое содержание

Царь Матвей и царица на протяжении долгих лет жили счастливо, но не могли завести потомство. Однажды летом царица бродила около ручья, заливаясь горькими слезами из-за невозможности иметь детей. Речной рак сжалился над женщиной и предсказал ей в скором времени рождение ребенка. Действительно, вскоре в царском семействе произошло прибавление — родилась здоровая малышка. По этому случаю во дворце устроили роскошный пир.

На праздник пригласили 11 добрых фей, а злую волшебницу звать не стали, опасаясь, что она испортит торжество.

В разгар мероприятия старуха явилась без приглашения. Даже в этом случае ей были рады, нашли место и поставили богатые приборы с яствами, но ворчливой фее всё было не так. Ей показалось, что остальным волшебницам уделяют больше внимания, так как они оказались за столом ближе к царским особам. Также ей не понравились столовые приборы, которые были беднее, чем у других гостей.

Когда пришло время одаривать малышку подарками, каждая фея наклонялась к ее кроватке и нашептывала что-то хорошее. Старуха сделала страшный подарок — она предрекла, что девушка в 15 лет уколется веретеном и умрет. Самая младшая фея спряталась за кроваткой и услышала страшное пожелание. Она решила сгладить ужасный подарок и сделала так, что принцесса не умрёт, а уснёт столетним сном вместе с другими обитателями королевства.

Царь Матвей, чтобы защитить дочь, издает указ, в котором запрещает использование веретен. Пятнадцать лет прошли быстро, девушка выросла красивой, доброй и любознательной. Однажды она познакомилась со старухой, которая жила в отдаленной местности и не знала о запрете. Женщина предложила обучить царевну рукоделию и начала заниматься с ней в удаленной башне дворца. Однажды девушка уколола палец иглой веретена и погрузилась в столетний сон. Вместе с ней заснули все жители королевства, которое быстро пришло в упадок.

Спустя 100 лет в отдалённом королевстве сын короля услышал легенду о принцессе и решил спасти девушку. Царевич отправился в далекое путешествие, преодолел дремучий лес, справился с массой препятствий, зашёл в башню и поцеловал спящую царевну. Девушка проснулась, вместе с ней стали пробуждаться её отец, мать и другие жители королевства. Молодые люди влюбились друг в друга и вскоре сыграли свадьбу.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

«Спящая царевна» характеристика героев с цитатами. Как написать рассказ?

Жуковский сказка Спящая царевна» цитаты из сказки «Спящая царевна» Жуковского которые характеризуют:
Характеристика царевны с цитатами из сказки. Царевна родилась в богатстве и роскоши, ей исполнилось пятнадцать лет, но выросла она доброй и красивой. Когда царевна попала в комнату с старухе, то не стала показывать свое царское положение, а молча взяла из рук простолюдинки прялку.

Характеристика царевича из сказки «Спящая царевна». Царевич не побоялся войти в темный бор, он был молод и смел, с малых лет был приучен к охоте. Его душа не знала настоящей любви, поэтому видев прекрасную царевну, царевич не выдержал и поцеловал ее.

Цитаты о царевиче из текста

Сказка «Как мыши кота хоронили» была написана Жуковским В.А. в необычном оригинальном стиле.

Был лубок, который так и назывался:

Но в своем произведении Жуковский рассказывает целую историю о коварности кота и доверчивости и не дальнозоркости большинства жителей мышиного царства.

Начав раньше времени торжествовать кончину своего врага, мыши поплатились и были пойманы внезапно ожившим хитрым котом.

Эта сказка учит не радоваться раньше времени тому плохому, что произошло с вашими врагами.

В сказке есть мудрая старая мышь, которая не поверила коту и ушла с похорон.

Именно она и ее семейство остались целы.

Не нужно недооценивать врагов даже после их «смерти».

Осторожность, предусмотрительность и умение анализировать характер и поведение людей всегда помогут избежать неожиданных неприятностей.

Сказки Пушкина написал Пушкин Александр Сергеевич, а сказки Жуковского написал Жуковский Василий Андреевич. В этом, пожалуй, основное их отличие. имеются некоторые различия в сюжете, но они непринципиальны по сравнению с авторством.

Война мышей и лягушек. Краткое содержание.

Узнав о смерти своего царевича, царь Хлебогрыз произносит трогательную речь, мыши вооружаются и отважно отправляются мстить лягушкам.

Сюжет

У царя с царицей долго не было детей, а потом родилась долгожданная дочь. В честь рождения маленькой царевны начинается большой пир, на который пригласили 11 из 12 волшебниц, живших в царстве. Двенадцатая, которую не пригласили, обиделась. Когда волшебницы желали царевне всяких благ, явилась 12-я и предрекла смерть царевны в 15 лет от укола веретена. 11-я, которая не успела ничего пожелать, сказала, что это будет не смерть, а сон, длящийся 300 лет. Царь, испугавшись, запретил подданным вообще прясть и убрать из царства всё, что связано с прядением. В назначенном возрасте девочка всё-таки уколола палец веретеном и уснула, а с ней царь, царица и все подданные. Через 300 лет её разбудил поцелуем царевич, а с ней проснулись и все остальные. Царевич женился на царевне, и все жили долго и счастливо.

История создания

Интересной является история создания этого произведения. Летом 1831 года в загородном имении Царское Село проводили время друзья Александр Пушкин и Василий Жуковский. Известные писатели поспорили, кто из них сможет написать сказку, которая будет неотличима от народной. Впоследствии два произведения, которые появились благодаря этому оригинальному спору, стали классическими и пополнили сокровищницу русской литературы.

Александр Пушкин за несколько месяцев написал «Сказку о царе Салтане». Жуковский долгое время подбирал сюжет для своего произведения и в результате остановился на мотивах немецкой сказки «Царевна Шиповник», написанной братьями Гримм. Василий Андреевич утверждал, что вдохновение черпал также из сказки Шарля Перро «Красавица, спящая в лесу». В своем читательском дневнике Жуковский кратко сделал описание и план этого рассказа и в последующем придерживался намеченной цели.

Основные действующие герои

В сказке есть около десятка действующих персонажей, судьбы которых тесно переплетены. Главными героями «Спящей красавицы» являются:

  • принцесса — долгожданная дочь царя и царицы;
  • принц, разбудивший принцессу от столетнего сна;
  • царь Матвей и его супруга — родители царевны, правители королевства, в котором происходило действие;
  • добрые феи, наделившие новорожденную царевну хорошими качествами;
  • старая злая волшебница, пожелавшая малышке умереть в 15 лет;
  • старуха, по вине которой главная героиня укололась веретеном и уснула на 100 лет.

Несонное царство: почему герои русских сказок так редко спят

Сборник «Антропология сновидений» (составитель: кандидат филологических наук А.А. Лазарева) представляет собой первое в России монографическое исследование сновидений в рамках антропологии. Издание подготовлено по итогам научной конференции «Антропология сновидений» (29–31 августа 2021 г.), посмотреть запись можно здесь.

<�…> Про сон в русской волшебной сказке писали немногие. Наиболее полным исследованием этой проблемы остается параграф в книге В.Я. Проппа «Испытание сном», в котором основное внимание сосредоточено на проверке сном героя, пришедшего в избушку яги. Между тем, герой русской сказки сталкивается со сном не только в избушке Бабы-яги.

В русской волшебной сказке герои спят редко. Более того, сон как естественное физиологическое состояние, противоположное состоянию бодрствования, характеризующееся пониженной реакцией на окружающий мир, сказка вообще не предусматривает. Хотя именно об этом состоянии иногда говорят персонажи. Чаще всего речь о сне заходит тогда, когда герой после долгого пути оказывается в избушке яги.

Именно тут происходит диалог между героем и ягой, в рамках которого произносится фраза: «Что ты, бабушка, — говорит, — не напоила, не накормила, а спрашиваешь. Если бы ты напоила, накормила и спать уложила, тогда я бы тебе рассказал». Яга выполняет просьбу юноши — кормит, поит, парит в бане и укладывает спать, но сам сон в сказке не описывается. Слушателям сказки сообщают, что утром Баба-яга разбудила царевича, дала ему мудрый совет или чудесного помощника и проводила в путь. Это позволяет представить, что герой все-таки до утра спал в избушке яги.

Иногда, об обычном сне упоминается в сказках с мотивом трудных задач, когда чудесный помощник настоятельно рекомендует герою лечь спать.

Спящий герой не мешает Василисе Премудрой скинуть лягушачью шкуру и испечь пирог или вышить ковер, жене стрельца отправить чудесных помощников за златорогим оленем или другой чудесной диковинкой, помощникам из волшебного кольца — построить хрустальный мост, а дочери Морского царя с помощью волшебства вырубить рощу, засадить освобожденную площадь пшеницей и собрать богатый урожай или совершить какое-то иное чудо:

Она уложила его спать и приткнула на булавочку, а сама вышла на крыльцо, скликала ворон. Те вороны принесли такой ковер, что нет лучше его на свете. Разбудила Ивана-царевича и отдала ему ковер, с которым тот пошел к своему отцу…

<�…>

И вдруг слышит, прилетела пчела, и вот что так и набивается о стекло, стучит, стучит, набивается. Ему что-то жалко стало эту пчелку, что это она так набивается, открыл форточку, а пчела залетела в эту форточку, ударилась о пол и сделалась девицей и говорит: «Здравствуй, Иван-царевич. А я Марья-царевна. Я дочь Кощея Бессмертного. Я знаю, что мой отец заставил тебя сшить сапоги. Он уже неоднократно и других людей тоже заставлял. И тоже несколько человек таких у нас было, как ты.

Ну, говорит, они не могли уноровить моему отцу, и он их уничтожал. Так же, говорит, он может убить и тебя, а мне, говорит, тебя жалко. Я тебе могу помочь. Вот, давай сюда материал, а утром сапоги будут стоять. Форточку не закрывай, сапоги будут стоять вот здесь, на лавке, ты бери и неси ему». Ну ладно, он, значит, уснул. Она ему забрала, а утром, когда он проснулся, то сапоги уже стояли на лавочке сшитые, красивые. Взял он эти сапожки под пазушку и пошел, пошел к царю Бессмертному.

Во всех рассмотренных выше случаях сон — это некое выключение героя из активной деятельности, отстранение его от дальнейших событий и способ сокрытия факта колдовства. Такой сон естественен. Сказочник и слушатель воспринимают его как нейтральное действие, не опасное для героя.

Однако в большинстве сказочных сюжетов сон представлен отнюдь не как естественный физиологический процесс. Чаще всего, отношение к нему негативное. Это некое отрицательное качество персонажа: заснувший персонаж что-то не делает.

Засыпают братья, охраняющие сад от происков жар-птицы или поле от златогривой кобылицы, засыпают богатыри у Калинова моста и т.п.

И старший сын, как только стало солнце закатываться, отправляется в сад и лег под яблоню на траву-мураву, а сам стал поглядывать на звезды. И скоро сон его стал отяготять. Он задремал и уснул и проспал до позднего утра. А яблоки пропали, а он вора не видал.

На другую ночь отправляется на дозор Иван кухаркин сын, забрался в кусты и заснул. Иван Быкович на него не понадеялся; как пошло время за полночь — он тотчас снарядился, ззял с собой щит и мечь, вышел и стал под калинов мост. Вдруг на реке воды взволновалися, на дубах орлы раскричалися — выезжает чудо-юдо девятиглавое <�…> Как махнет богатырь своим острым мечом раз-два, так и снес у нечистой силы шесть голов; а чудо-юдо ударил — по колено его в сыру землю вогнал. Иван Быкович захватил горсть земли и бросил своему супротивнику прямо в очи. Пока чудо-юдо протирал свои глазищи, богатырь срубил ему и остальные головы…

Жуковский Василий Андреевич

Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей все нет как нет. Раз царица на лугу, На зеленом берегу Ручейка была одна; Горько плакала она. Вдруг, глядит, ползет к ней рак; Он сказал царице так: «Мне тебя, царица, жаль; Но забудь свою печаль; Понесешь ты в эту ночь: У тебя родится дочь». — «Благодарствуй, добрый рак; Не ждала тебя никак…» Но уж рак уполз в ручей, Не слыхав ее речей. Он, конечно, был пророк; Что сказал — сбылося в срок: Дочь царица родила. Дочь прекрасна так была, Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать. Вот царем Матвеем пир Знатный дан на целый мир; И на пир веселый тот Царь одиннадцать зовет Чародеек молодых; Было ж всех двенадцать их; Но двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал. Отчего ж так оплошал Наш разумный царь Матвей? Было то обидно ей. Так, но есть причина тут: У царя двенадцать блюд Драгоценных, золотых Было в царских кладовых; Приготовили обед; А двенадцатого нет (Кем украдено оно, Знать об этом не дано). «Что ж тут делать? — царь сказал. — Так и быть!» И не послал Он на пир старухи звать. Собралися пировать Гостьи, званные царем; Пили, ели, а потом, Хлебосольного царя За прием благодаря, Стали дочь его дарить: «Будешь в золоте ходить; Будешь чудо красоты; Будешь всем на радость ты Благонравна и тиха; Дам красавца жениха Я тебе, мое дитя; Жизнь твоя пройдет шутя Меж знакомых и родных…» Словом, десять молодых Чародеек, одарив Так дитя наперерыв, Удалились; в свой черед И последняя идет; Но еще она сказать Не успела слова — глядь! А незваная стоит Над царевной и ворчит: «На пиру я не была, Но подарок принесла: На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду; В этом возрасте своем Руку ты веретеном Оцарапаешь, мой свет, И умрешь во цвете лет!» Проворчавши так, тотчас Ведьма скрылася из глаз; Но оставшаяся там Речь домолвила: «Не дам Без пути ругаться ей Над царевною моей; Будет то не смерть, а сон; Триста лет продлится он; Срок назначенный пройдет, И царевна оживет; Будет долго в свете жить; Будут внуки веселить Вместе с нею мать, отца До земного их конца». Скрылась гостья. Царь грустит; Он не ест, не пьет, не спит: Как от смерти дочь спасти? И, беду чтоб отвести, Он дает такой указ: «Запрещается от нас В нашем царстве сеять лен, Прясть, сучить, чтоб веретен Духу не было в домах; Чтоб скорей как можно прях Всех из царства выслать вон». Царь, издав такой закон, Начал пить, и есть, и спать, Начал жить да поживать, Как дотоле, без забот. Дни проходят; дочь растет; Расцвела, как майский цвет; Вот уж ей пятнадцать лет… Что-то, что-то будет с ней! Раз с царицею своей Царь отправился гулять; Но с собой царевну взять Не случилось им; она Вдруг соскучилась одна В душной горнице сидеть И на свет в окно глядеть. «Дай, — сказала наконец, — Осмотрю я наш дворец». По дворцу она пошла: Пышных комнат нет числа; Всем любуется она; Вот, глядит, отворена Дверь в покой; в покое том Вьется лестница винтом Вкруг столба; по ступеням Всходит вверх и видит — там Старушоночка сидит; Гребень под носом торчит; Старушоночка прядет И за пряжею поет: «Веретенце, не ленись; Пряжа тонкая, не рвись; Скоро будет в добрый час Гостья жданная у нас». Гостья жданная вошла; Пряха молча подала В руки ей веретено; Та взяла, и вмиг оно Укололо руку ей… Все исчезло из очей; На нее находит сон; Вместе с ней объемлет он Весь огромный царский дом; Все утихнуло кругом; Возвращаясь во дворец, На крыльце ее отец Пошатнулся, и зевнул, И с царицею заснул; Свита вся за ними спит; Стража царская стоит Под ружьем в глубоком сне, И на спящем спит коне Перед ней хорунжий сам; Неподвижно по стенам Мухи сонные сидят; У ворот собаки спят; В стойлах, головы склонив, Пышны гривы опустив, Кони корму не едят, Кони сном глубоким спят; Повар спит перед огнем; И огонь, объятый сном, Не пылает, не горит, Сонным пламенем стоит; И не тронется над ним, Свившись клубом, сонный дым; И окрестность со дворцом Вся объята мертвым сном; И покрыл окрестность бор; Из терновника забор Дикий бор тот окружил; Он навек загородил К дому царскому пути: Долго, долго не найти Никому туда следа — И приблизиться беда! Птица там не пролетит, Близко зверь не пробежит, Даже облака небес На дремучий, темный лес Не навеет ветерок. Вот уж полный век протек; Словно не жил царь Матвей — Так из памяти людей Он изгладился давно; Знали только то одно, Что средь бора дом стоит, Что царевна в доме спит, Что проспать ей триста лет, Что теперь к ней следу нет. Много было смельчаков (По сказанью стариков), В лес брались они сходить, Чтоб царевну разбудить; Даже бились об заклад И ходили — но назад Не пришел никто. С тех пор В неприступный, страшный бор Ни старик, ни молодой За царевной ни ногой. Время ж все текло, текло; Вот и триста лет прошло. Что ж случилося? В один День весенний царский сын, Забавляясь ловлей, там По долинам, по полям С свитой ловчих разъезжал. Вот от свиты он отстал; И у бора вдруг один Очутился царский сын. Бор, он видит, темен, дик. С ним встречается старик. С стариком он в разговор: «Расскажи про этот бор Мне, старинушка честной!» Покачавши головой, Все старик тут рассказал, Что от дедов он слыхал О чудесном боре том: Как богатый царский дом В нем давным-давно стоит, Как царевна в доме спит, Как ее чудесен сон, Как три века длится он, Как во сне царевна ждет, Что спаситель к ней придет; Как опасны в лес пути, Как пыталася дойти До царевны молодежь, Как со всяким то ж да то ж Приключалось: попадал В лес, да там и погибал. Был детина удалой Царский сын; от сказки той Вспыхнул он, как от огня; Шпоры втиснул он в коня; Прянул конь от острых шпор И стрелой помчался в бор, И в одно мгновенье там. Что ж явилося очам Сына царского? Забор, Ограждавший темный бор, Не терновник уж густой, Но кустарник молодой; Блещут розы по кустам; Перед витязем он сам Расступился, как живой; В лес въезжает витязь мой: Всё свежо, красно пред ним; По цветочкам молодым Пляшут, блещут мотыльки; Светлой змейкой ручейки Вьются, пенятся, журчат; Птицы прыгают, шумят В густоте ветвей живых; Лес душист, прохладен, тих, И ничто не страшно в нем. Едет гладким он путем Час, другой; вот наконец Перед ним стоит дворец, Зданье — чудо старины; Ворота отворены; В ворота въезжает он; На дворе встречает он Тьму людей, и каждый спит: Тот как вкопанный сидит; Тот не двигаясь идет; Тот стоит, раскрывши рот, Сном пресекся разговор, И в устах молчит с тех пор Недоконченная речь; Тот, вздремав, когда-то лечь Собрался, но не успел: Сон волшебный

овладел Прежде сна
простого
им; И, три века недвижим, Не стоит он, не лежит И, упасть готовый, спит. Изумлен и поражен Царский сын. Проходит он Между сонными к дворцу; Приближается к крыльцу; По широким ступеням Хочет вверх идти; но там На ступенях царь лежит И с царицей вместе спит. Путь наверх загорожен. «Как же быть? — подумал он. — Где пробраться во дворец?» Но решился наконец, И, молитву сотворя, Он шагнул через царя. Весь дворец обходит он; Пышно все, но всюду сон, Гробовая тишина. Вдруг глядит: отворена Дверь в покой; в покое том Вьется лестница винтом Вкруг столба; по ступеням Он взошел. И что же там? Вся душа его кипит, Перед ним царевна спит. Как дитя, лежит она, Распылалася от сна; Молод цвет ее ланит; Меж ресницами блестит Пламя сонное очей; Ночи темныя темней, Заплетенные косой Кудри черной полосой Обвились кругом чела; Грудь как свежий снег бела; На воздушный, тонкий стан Брошен легкий сарафан; Губки алые горят; Руки белые лежат На трепещущих грудях; Сжаты в легких сапожках Ножки — чудо красотой. Видом прелести такой Отуманен, распален, Неподвижно смотрит он; Неподвижно спит она. Что ж разрушит силу сна? Вот, чтоб душу насладить, Чтоб хоть мало утолить Жадность пламенных очей, На колени ставши, к ней Он приблизился лицом: Распалительным огнем Жарко рдеющих ланит И дыханьем уст облит, Он души не удержал И ее поцеловал. Вмиг проснулася она; И за нею вмиг от сна Поднялося все кругом: Царь, царица, царский дом; Снова говор, крик, возня; Все как было; словно дня Не прошло с тех пор, как в сон Весь тот край был погружен. Царь на лестницу идет; Нагулявшися, ведет Он царицу в их покой; Сзади свита вся толпой; Стражи ружьями стучат; Мухи стаями летят; Приворотный лает пес; На конюшне свой овес Доедает добрый конь; Повар дует на огонь, И, треща, огонь горит, И струею дым бежит; Всё бывалое — один Небывалый царский сын. Он с царевной наконец Сходит сверху; мать, отец Принялись их обнимать. Что ж осталось досказать? Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот же капли не попало.

На чтение 7 мин Обновлено

«Спящая царевна» читательский дневник поможет дать ответы на вопросы к сказке Жуковского и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, вспомнить краткое содержание и кто главные герои, чему учит произведение. Также в статье есть краткий отзыв для читательского дневника и пословицы к произведению.

Жуковский «Спящая царевна» читательский дневник

Автор — Жуковский Василий

Год написания — 1831

Сколько страниц — 27

Жанр: волшебная сказка

«Спящая царевна» главная мысль

Всегда нужно оказывать должное уважение каждому человеку, независимо от его возраста, и статуса.

Главные герои «Спящая царевна»

  • Царевна — прекрасная девушка, любопытная и неосторожная. Царевна родилась в богатстве и роскоши, ей исполнилось 15 лет, но выросла она доброй и красивой. Когда царевна попала в комнату с старухе, то не стала показывать свое царское положение, а молча взяла из рук простолюдинки веретено.
  • царь Матвей и Царица-мать — любящие родители царевны. Царь был немного легкомысленным, привык жить не думая о будущем. Но в то же время он добрый и веселый, когда родилась царевна, закатили знатный пир. О доброте Матвея говорят строчки об указе, который он издал, чтобы защитить царевну.
  • молодой царевич — смелый юноша, любопытный и решительный. Царевич не побоялся войти в темный бор, он был молод и смел, с малых лет был приучен к охоте. Его душа не знала настоящей любви, поэтому видев прекрасную царевну, царевич не выдержал и поцеловал ее.
  • злая чародейка — старуха. Недовольная, что ее не пригласили на пир.

План сказки «Спящая царевна»

  1. Царь Макар и царица
  2. Предсказание рака
  3. Рождение дочери
  4. Царь приглашает одиннадцать чародеек на пир
  5. Предсказание злой двенадцатой чародейки
  6. Исправленное пророчество
  7. Запрет использовать веретено
  8. Старуха с веретеном
  9. Царевна уколола палец и все уснули
  10. Страшный бор вокруг дворца
  11. Проходит триста лет и царский сын находит бор
  12. Царевич видит царевну, и целует ее
  13. Принцесса просыпается
  14. Свадьба.

«Спящая царевна» краткое содержание для читательского дневника

У царя Матвея с его царицей родилась долгожданная дочь, поэтому поводу Царь и царица устраивает пир. Царь приглашает на праздник одиннадцать молодых волшебниц и не зовет двенадцатую старую.

Двенадцатая все равно является и предсказывает, что в шестнадцать лет царевна уколет веретеном палец и умрет. Но одна из добрых волшебниц заменяет данное проклятие на 300 лет сна и говорит что, через 300 лет она будет жить долго и счастливо. На этом пир кончается. Царь издал указ, запрещающий сеять лён и прясть. Но все предсказание все же сбылось, весь дворец заснул вместе с прекрасной девушкой, а вокруг вырос густой и страшный бор, хранящий их сон.

Однажды проезжавший мимо царевич видит страшный лес и решается в него зайти. Он заезжает в старый дворец, находит спящую царевну и пробуждает ее своим поцелуем. Все просыпаются и играют свадьбу.

Чему учит сказка «Спящая царевна»?

Сказка учит почтительности и уважению к каждому человеку, независимо от их достатка и возраста. Автор призывает нас по-доброму относиться к людям, не обижать их равнодушием и бессердечием. Мы должны всегда помнить: как мы относимся к окружающим, так они будут относиться к нам. Также сказка учит не терять надежду, и всегда верить в лучшее.

Отзыв на сказку «Спящая царевна»

Мне очень понравилась эта сказка. Мне запомнился образ добродушного, но легкомысленного царя Макара. Необычным был рак, который предсказал рождение дочери. Автор красиво описал сон в замке, со спящим огнем и уснувшими мухами

Сказка написана стихами, с чувством юмора и читать ее легко и интересно.

Пословицы к сказке «Спящая царевна»

  • Слово не воробей, вылетит — не поймаешь
  • Всему свое время.
  • Чему быть, того не миновать.
  • Чего не воротишь, про то лучше забыть.

Почему сказка «Спящая царевна» относиться к волшебным?

  1. Волшебные, сказочные существа — рак-предсказатель.
  2. Волшебные персонажи — чародейки, колдуньи, используют магию.
  3. Волшебный предмет — веретено, которое погружает в сон.
  4. Действие разворачивается в сказочном, нереальном мире.
  5. Наличие зачина и концовки.
  6. Победа добра над злом.

«Спящая царевна» краткое содержание

Царь Матвей долго жил в любви и согласии со своей женой-царицей. Грустили они из-за того, что не было у них детей. И вот однажды, царица встретила на берегу рака, который предсказал ей рождение дочери.

Предсказание  вскоре сбылось. Царица родила дочь, а счастливый царь устроил грандиозный пир, и приглашает и одиннадцать молодых чародеек. В королевстве жило двенадцать чародеек, но последняя, была злой и старой. Да еще кто-то стащил из царской кладовой одно из двенадцати золотых блюд, и царю пришлось вычеркнуть из списка гостей старую волшебницу.

Во время пира все праздновали и веселились, дарили подарки новорожденной:

Будешь чудо красоты;
Будешь всем на радость ты
Благонравна и тиха;
Дам красавца жениха
Я тебе, моё дитя;
Жизнь твоя пройдёт шутя
Меж знакомых и родных…

Десять чародеек высказали свои пожелания, когда появилась незваная двенадцатая волшебница и напророчила, что в 16 лет царевна уколет руку веретеном и умрёт. Но последняя чародейка изменила пророчество, сказав, что царевна не умрет, а уснет на триста лет.

Чтобы спасти свою дочь, царь Матвей издал указ, запрещающий сеять лен и прясть пряжу, а всех прях вместе с прялками и веретенами повелел выслать из царства вон. А после это повеселел и успокоился и жил дальше.

Молодая царевна выросла и хорошела. Ей было уже 15 лет. Как-то она ходила осматривала дворец и набрела на маленькую полуоткрытую дверцу, вошла в неё, поднялась по винтовой лестнице и увидела старуху, которая пряла. Царевну заинтересовал этот процесс, она взяла у старухи веретено и уколола палец. Старуха исчезла, а царевна уснула.

Вместе с ней уснуло все в замке  — ее родители заснули прямо на крыльце, уснули придворные и слуги, кони и мухи, даже огонь в печи. Вокруг дворца вырос бор, окружённый изгородью из колючего терновника

Сперва многие пытались пройти бор и разбудить царевну, но назад никто не возвращался. И вскоре все забыли и о замке и о царевне.

Прошло 300 лет. Однажды весной, царский сын отстал от свиты во время охоты и оказался возле бора. Там царевич встретил старика, который рассказал ему легенду о царевне, которая спит во дворце, и ждёт своего спасителя.

Царевич загорелся желанием увидеть царевну, и поскакал в бор. К его удивлению, окружавший бор терновник превратился в усыпанный розами кустарник, который расступился перед царевичем. И сам бор был уже не страшным, а молодым, цветущим и полным жизни, который  вдруг расступился перед ним. Царевич нашел старинный замок, в котором все спали.

По винтовой лестнице он поднялся в комнату, где спала царевна, и был восхищен её красотой.

…Губки алые горят;
Руки белые лежат
На трепещущих грудях;
Сжаты в лёгких сапожках
Ножки — чудо красотой.

Царевич целует ее. Царевна сразу просыпается, а вместе с ней и весь дворец. Царица и царь Матвей обняли царевича и вскоре сыграли пышную свадьбу.

Вопросы к сказке «Спящая царевна» (с ответами)

  1. Имя отца спящей царевны? Царь Матвей.
  2. Кто предсказал царице рождение дочери? Рак.
  3. Сколько фей пригласил царь Матвей на пир по случаю рождения дочери? Одиннадцать.
  4. Почему не позвали двенадцатую волшебницу? В замке было двенадцать золотых блюд, но одно пропало.
  5. Почему двеннадцатая ведьма прокляла маленькую царевну? Обиделась, что ее не позвали в замок на пир.
  6. Почему смертельное проклятие старой волшебницы не сбудется? Последняя фея пожелала, чтобы царевна не умерла, а только лишь уснула.
  7. Сколько должен была спать царевна? 300 лет.
  8. В каком возрасте царевна должна была впасть в долгий сон? В 16 лет.
  9. От чего царская дочь должна была уснуть? Она должна уколоть палец веретеном.
  10. Какой закон издал царь, чтобы спасти дочь от проклятия? Нельзя выращивать лён, нужно уничтожить все веретена, а прях выслать из царства.
  11. Где царевна нашла веретено? В покоях во дворце.
  12. Кто спас спящую царевну? Царский сын.
  13. От кого царский сын узнал историю спящего замка? От старика.
  14. Как царский сын пробудил ото сна царевну? Он её поцеловал.

  • Характеристика главного героя сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Характеристика главного героя сказки царевна лягушка
  • Характеристика главных героев сказки летучий корабль
  • Характеристика героев сказки что значит досуг даля
  • Характеристика героя королевича елисея из сказки о мертвой царевне