Характеристика главных героев из рассказа детство толстого

Автор на чтение 8 мин. просмотров 114 опубликовано 08.03.2021 спецификой творчества русского классика л. н. толстого являются неизменные поиски нравственности.

На чтение 8 мин. Просмотров 114 Опубликовано

Спецификой творчества русского классика Л. Н. Толстого являются неизменные поиски нравственности. Он задавался вопросом предназначения человека. В рассказах Толстого красной нитью проходит тема взаимоотношений между людьми. Философская ориентация его произведений затрагивает эти вопросы и обнажает их суть. Наиболее остро это чувствуется в работах созданных после духовного кризиса. Рассказ «После бала» заслуживает особого внимания. План будущего рассказа был создан как черновик дневниковой записи. Конечный же вариант был утвержден писателем в конце августа 1903 года.

posle-bala-glavnye-geroi-45287.jpg

Краткая характеристика героев «После бала»

Главные герои

Иван Васильевич

В рассказе “После бала” герой Иван Васильевич обладает способностью сопереживать, умеет представить себя на месте иного человека. Несчастья человека для него не явились обыденной картиной дня. Совесть Ивана Васильевича не безмолвствует. От увиденного герой утрачивает все то светлое и трепетное, что живо в нем это время. Пренебрегает важным для себя. Принимает трагедию и физическую боль чужого для него человека, как свою собственную. В его уста и мысли вложен посыл и взгляд на вещи самого автора.

Полковник Пётр Владиславович

Образ заботливого родителя и прекрасного семьянина. Позиционирует себя как истинный христианин, который всячески угождает Богу, но также служит державе и государю. Наиболее точно его характеризует абсолютное безразличие к нравственному постулату христианства, по которому должно относиться к другим так, как бы им хотелось, чтобы относились к ним. Примером духовной слепоты вояки является его безмерная любовь к дочери и звериная ненависть к простым солдатам.

Варенька

Образ девушки в рассказе играет скорее второстепенную роль. Варенька — молодая девушка, в которую влюблен Иван Васильевич. Она единственный ребенок в семье. Варенька имеет хорошее образование, увлекается чтением, в совершенстве владеет французским языком. На балу зарождается любовь девушки и главного героя. Но после бала у него пропала любовь к этой особе. Варенька выходит замуж за другого, и сохраняет свою привлекательность до преклонных лет.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Солдата наказывают за побег. Его наказание заключается в 1500 ударах шпицрутенами. Процесс наказания сопровождается барабанной дробью и звуками флейты. Татарин мучается от жуткой боли и просит сжалиться над ним. Но полковник как и солдаты глух к его мольбам. Кожа на спине провинившегося сильно повреждена. Человек идет босыми ногами по растаявшему снегу, и взгляд его просит пощады.

</tr></table>

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было создано произведение Толстого «После бала»?</h3>

    • <label>1903</label>
    • <label>1907</label>
    • <label>1911</label>
    • <label>1915</label>

(новая вкладка)

«После бала» главные герои рассказа Льва Толстого представители 19 века.

«После бала» главные герои

Иван Васильевич — от его имени ведется повествование, главный герой.  Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свою жизнь, отказавшись от военной карьеры.

Варенька — девушка, в которую был влюблен Иван Васильевич. У нее было худощавое тело, но при этом девушка имела царственный вид, всегда держалась величественно. Когда улыбалась, улыбались и ее глаза. Поклонников у нее было предостаточно, но нравился ей лишь Иван Васильевич.

«высокая, стройная, грациозная, в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках, в белых атласных башмачках, сияющее лицо, ласковые, милые глаза.»

Петр Владиславович — отец Вареньки. Занимал пост военного начальника.

Полковник был очень красивый, статный, высокий и крепкий человек лет пятидесяти. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Он был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа.

 В танце он был грациозным и, когда он танцевал с дочерью, все не могли отвести от них взгляды. Он был обходительным, внимательным. Обут был в старые сапоги, так как, экономил онна себе, чтобы дочери больше покупать новых платьев.

После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий.

Перевоплощение нежно любящего отца и добродушного полковника в жестокого и безжалостного мучителя настолько потрясло Ивана Васильевича, что чувства его к Вареньке быстро остыли, «любовь с этого дня пошла на убыль».

Содержание:

История создания и идея

В произведении «После бала» Лев Толстой изобразил реальный случай. История рассказана Иваном Васильевичем, бывшим студентом военного училища. Таким студентом был некогда родной брат писателя — Сергей Николаевич. Любовь к юной особе цвела в его сердце до тех пор, пока он не узнал истинную природу отца возлюбленной, который в действительности оказался немилосердным и даже жестоким начальником.

Жестокость человека, который ранее казался достойным своего звания и положения, потрясла Сергея Николаевича Толстого. Вследствие увиденного у брата писателя в сердце полностью умерла любовь к молодой и очень образованной девушке. Увидев нрав отца, он понял, что девушке привиты те же ценности, точнее, отсутствие ценностей.

Высокопоставленные люди уважают только статус и силу. А общество, где нет нравственных ценностей, а есть только право власти сильного над слабым, обречено. Стать родственником этого семейства Сергей Николаевич не захотел.

Об этом случае он рассказал Льву Николаевичу. А тот облек эмоции брата в прекрасный рассказ на философско-этическую тему.

Основные герои повести

В рассказе три главных героя. Основной персонаж — Иван Васильевич, от имени которого ведется повествование. Второй герой — полковник Б., и третий — дочь полковника, в которую влюблен рассказчик.

Персонажи произведения у Толстого раскрываются так:

  1. Сам рассказчик — Иван. Он описывает себя молодым студентом, который учится в военном училище и часто гуляет с друзьями, ходит танцевать на балы. Автор намекает, что этот персонаж еще юн, в нем много ветрености. Он мало понимает свой будущий путь. Но в нем есть и любовь к людям, и прощение.
  2. Варенька — дочь полковника. Девушка мало участвует в сюжете. Она представлена как красивая и воспитанная девушка. За ней ухаживает много представительных юношей. В ней есть шарм и ум, ее статус тоже высок. Все хотят жениться на ней. Образ Вареньки на балу отпечатался в воспоминаниях рассказчика. Иван Васильевич всю ночь не мог заснуть от счастья, которое подарил ему бал и эта девушка.
  3. Полковник Б. По сюжету вечером он проводит время с семьей на балу. В высшем свете Петр Владиславович — элегантный, воспитанный мужчина, хороший танцор. С людьми своего круга полковник ведет себя приветливо и достойно.

Есть еще один герой в рассказе — беглый солдат Татарин. За побег его проводят вдоль строя, и каждый служащий армии должен его ударить. Ударить можно символично, а можно со всей злостью и беспощадностью.

Татарин уже изрядно избит и просит своих сослуживцев помилосердствовать, смягчить удары.

Полковник же требует от солдат бить палками со всей силы — в его душе нет ни капли сострадания к нарушителю.

Анализ произведения

Контраст — прием в литературе, позволяющий усилить эмоциональное воздействие образа на читателя. Петр Владиславович радикально меняется в общении со своими подчиненными. Не остается и тени образа благовоспитанного дворянина, танцующего со взрослой дочерью. Он превращается в тирана.

Если обратиться к этимологии слова «контраст», то становится понятно, для чего автор рассказа использует этот прием. Контраст — это заметная, потрясающая разница между сравниваемыми объектами или личностями.

Все увиденное и прочувствованное Иваном Васильевичем на улице изменило его судьбу. После бала главные герои продолжают жить соответственно своим идеалам. Седой старик, которым стал Иван Васильевич, рассказывает о дальнейшей участи персонажей:

  1. Варенька вышла замуж за достойного человека из своего круга.
  2. Отец Вареньки все так же муштрует солдат.
  3. Иван Васильевич больше не хочет учиться в военной школе — бросает училище. Любовь к девушке в нем тоже померкла.

Действующие лица рассказа имеют противоположные точки зрения на общество. Полковник Б. подходит на роль военного диктатора. Он не разбирает, кто прав и кто виноват, а просто наказывает, диктует, не понимает своей ответственности перед обществом за свои поступки.

Молодой герой, напротив, хорошо понимает эту ответственность. Иван знает, что наказывать надо, но и прощать тоже важно. Прощение — часть воспитания народа. Поэтому он не может жениться на Вареньке. Он не хочет двуличной жизни. В душе героя живет духовность, а не стремление к почестям. Всякий раз, как герой видит девушку, в его сердце возникает не образ прекрасного, а образ отвратительного — поругание христианских добродетелей.

Задумка Льва Толстого в рассказе «После бала» заключается в донесении до читателя этой глубокой идеи: жить надо осознанно, согласно высшим нормам морали. Ведь никогда не поздно сойти с неверного пути.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/posle-bala/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://kratkoe.com/posle-bala-glavnyie-geroi/
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/geroi-posle-bala.html

Методическая разработка урока литературы в 5 классе

составлена учителем русского языка и литературы вей квалификационной категории

Тоточенко О. В.

по учебнику «Литература» Коровиной В.Я. и др.

Тема: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

Цели урока:

Образовательная: Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;

Развивающая: развивать навыки сопоставительной характеристики героев;

Воспитательная: воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

Планируемые результаты:

 Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний  по системе образов рассказа.

Метапредметные: приобщение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыков анализа художественного произведения, умение создавать обобщения;

Личностные: воспитание духовно-нравственной личности, самоопределение; обучение культуре речевого общения.

Используемые технологии: технология проблемного обучения, ИКТ-технологии.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Используемые ресурсы: Используемые ресурсы: http://www.google.ru/

                                                                                                    http://www.yandex.ru/

                                                                                                     http://school-collection.edu.ru/

                                                                                                      http://rutracker.org

Ход урока

  1. Организационный этап. Приветствие.

Для работы на уроке учащиеся должны разбиться на 3 группы.


II.  Мотивация учебной деятельности

Сегодня на уроке мы с вами должны проанализировать рассказ Толстого «К. пленник», сопоставить поведение главных героев, определить черты их характера. Но для чего мы должны это сделать? Для того чтобы понять, ради чего написан рассказ Толстого, о чем он хочет заставить нас задуматься, к чему призывает своих читателей.

III. Постановка учебной проблемы.

Работа с названием рассказа.

— Итак, обратимся к названию рассказа – «Кавказский пленник». Можем мы сейчас ответить на вопрос: «Почему, рассказывая о двух русских офицерах, Толстой в заглавии говорит только об одном человеке»? Достаточно сложно.

— А кого можно назвать пленником?

 Пленник – человек, взятый в плен, невольник.

— А почему так получается, что один человек может взять в плен другого? В какое время разворачиваются события, описанные в рассказ Толстого?

                   (идет Кавказская война)

IV. Поиск решения учебной проблемы.

1. Историческая справка.

— Действительно,  действие происходит на Кавказе. 19 век. Во время царствования Николая I.  Идет тяжелая и кровопролитная война. Давайте послушаем короткую историческую справку об этой войне.

                  (сообщение ученика)

КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа.

Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата («войны мусульман с иноверцами»). Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.

Кавказская война оказалась самой продолжительной из войн Российской империи.

— А можем мы сказать, что сейчас эта война закончилась?

                   (Наверное, нет. И сейчас многонациональный Кавказ является горячей точкой на карте нашей страны. Получается, что рассказ Толстого, написанный им в больше века назад, современен. )

Кавказ

В январе 1852 года Лев Николаевич Толстой поступает на военную службу и попадает на Кавказ.  Попав на Кавказ, Л.Н.Толстой был покорен красотой и величием природы Кавказа. Кавказ никого не оставлял равнодушным, многие великие писатели, поэты, художники и музыканты воспевали и продолжают воспевать Кавказ.

— А каким вы представляли себе Кавказ, когда читали рассказ Толстого?  

Очень любил Кавказ А.С.Пушкин

С самого детства в Кавказ был влюблен Михаил Юрьевич Лермонтов. Виды Кавказа он запечатлел в своих картинах.

— Именно в подобных ущельях и лесах, на крутых горных дорогах, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Зачем?

    (выкуп, раб.сила)

2. Жанровое своеобразие произведения.

РАССКАЗ- БЫЛЬ

— В одну из таких засад чуть не попал и сам Л.Н. Толстой. А случай этот он потом описал в своем рассказе.  

— Давайте вспомним, что мы называем рассказом?

(Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов).

— Откройте учебники, найдите название рассказа. А что написано под ним? О чем это говорит? Что это за жанр такой?

       (Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности).

— А могло ли такое на самом деле произойти?

                        (сообщение ученика)

Толстой на Кавказе.

Молодой Лев Толстой вел дневник, в котором обличал себя за тщеславие, лень, непоследовательность. Старший брат его Николай служил в армии. Он убедил Льва поехать с ним на Кавказ, что тот и сделал. В 1851 г. братья Толстые приехали в станицу на берегу Терека, где Лев Николаевич прослужил почти три года. Лев Николаевич вначале был разочарован Кавказом, где не нашел невероятных приключений, но вскоре ему открылся подлинный Кавказ, который и остался в его душе навсегда. Впечатления эти отразились в его военных рассказах и повестях «Казаки» и «Хаджи Мурат».

Много лет спустя, создавая для школьников свою «Азбуку», Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», в котором отразилось происшествие, случившееся с ним самим. Однажды он далеко отъехал от своего отряда и чуть не попал в плен. Выручил писателя его друг чеченец Садо. Когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой мог легко уйти от них на своем резвом коне, но тогда бы он бросил в беде друга. У Садо было незаряженное ружье, но он делал вид, что целится в преследователей, и кричал на них. А те хотели взять Садо и Толстого живыми и потому не стреляли. Друзья успели подъехать к крепости Грозной, так что часовые их увидели и подняли тревогу. Конные казаки выехали из крепости, и чеченцы повернули в горы.

Толстой встречался с офицерами, попавшими в плен, и расспрашивал их обо всем в подробностях. Л. Толстой осуждал покорителей горских аулов, жестокость горцев, не уступавших в этом царским генералам. Он выступал против национальной розни, против тех, кто натравливает народы друг на друга.

 А делал он это посредством своих произведений.

3.  Занимательная минутка.

— Знаете, у народов Кавказа, как и у русского народа, есть своя богатая культура и  традиции, невероятно красивые костюмы.

— Угадайте, перед вами стоит юноша в русском  или чеченском костюме? Как вы догадались?

— Ребята, попробуйте  угадать героя рассказа Толстого по описанию его внешности или по его словам. Итак, кто я?

  1. Я «мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с меня так и льёт» (Костылин)
  2. Я «хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин)
  3. Я « был ростом маленький, на шапке  белое полотенце обмотано, лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, глаза серые, злые и зубов нет, только два клыка, иду, как волк озираюсь…» (Хаджи)
  4. А это кто? « Девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина)
  1. Словарная работа

— А теперь, давайте-ка проверим, насколько хорошо вы знаете слова, пришедшие в наш язык из языков кавказских народов?

  •  Аул — татарская деревня;
  • Сакля — жилище кавказских горцев;
  • Бешмет — стёганый полукафтан у татар, кавказских народов;
  • Черкеска — узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота и с клинообразным воротом на груди (у кавказских горцев и казаков);
  • Чалма — головной убор у мусльман;
  • Джигит — молодой человек; молодец, удалец;
  • Мечеть — молитвенный до у мусульман, «церковь ихняя».
  1.  Работа в группах

(3 группы)

— Ребята, прочитав рассказ, вы не могли не увидеть, что главные герои этого произведения очень  разные. Давайте попробуем сопоставить этих героев, посмотреть, как они ведут себя в той или иной жизненной ситуации. Для этого нам предстоит поработать в группах. Вам предстоит ответить на предложенные вопросы. Не забывайте подкреплять свои ответы текстом.

Вопросы для обсуждения;

  1. Как договаривались вести себя, уезжая от обоза, Ж. и К., и как они себя повели,  встретившись с горцами?
  2. Сравните поведение Ж. и К. во время торгов (глава 2). Какой герой вызывает симпатию даже у врагов? Почему?

— А зачем Жилин торгуется, если он и не думал посылать письмо матери? Почему не хочет, чтобы письмо дошло?

4. Как герой ведет себя в плену? Чем занимается? Выберите из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина, Костылина? (3 глава)

— Почему Дина начала носить ему молоко, еду? Только потому, что он ей куколку сделал?

— Вспомните старика в чалме. Как он относится к русским? Почему?

Выходит, не все татары одинаково относятся к русским. Большинство, конечно, настроено против пленных русских. Корни этой вражды невероятно глубоки, кроются они в национальной принадлежности, в разности культур и самое главное —  в разности религий.

НО!

— К какой мысли нас подталкивает Толстой? Могут ли люди разных национальностей найти общий язык и подружиться?

           5. Как Жилин готовится к 1 побегу? Помогал ли ему Костылин? (4 глава)

6. Как проявляют себя во время 1 побега оба героя? (5 глава) Какую фразу повторяет Жилин? Какие слова повторяет Костылин? Как это их характеризует?

(ведут себя по-разному: там, где один активно борется, проявляет волю, стойкость, мужество, другой страдает, жалуется, хнычет)

7. . Как изменилось житье Жилина и Костылина после 1 побега? Как ведут себя и что делают герои, оказавшись в яме? (глава 6)

— Без чьей помощи при всей решимости Жилина его намерение бежать не увенчалось бы успехом?

— Почему, выбравшись из ямы, Жилин первым делом велит Дине отнести шест на место?

— Удается ли 2 побег Жилину? (колодки, ноги сбил, идти не может) Почему?

(силен духом, это результат его жизнестойкости, жизнелюбия

V. Систематизация знаний.

Оформление таблицы

На слайде перечислены различные качества: добрый (думает о матери, жалеет ее); надеется на себя, обдумывает побег; плачет;  деятельный человек; сумел прижиться в ауле; жалуется ; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, любит детей; великодушный; слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство; раскис, упал духом; не принимает других людей.

Распределите эту информацию в разные столбики: в первый столбик – качества, которые присущи Жилину, второй столбик – качества, которые присущи Костылину.

Фамилии

— Как вы думаете, от  каких слов произошли фамилии героев? Обратите внимание на толкование этих слов.

      На слайде: жила — сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный — сильный, упругий. Костыль — палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, а вся сила». Или «подкостыливает» — плетется помаленьку.

— Сделайте вывод: в чем смысл таких фамилий?

(Один «жилистый», выносливый, а другой бесхарактерный, ему всегда и везде опора нужна)

— Посмотрите, Толстой рисует двух абсолютно разных героев, противопоставляя их друг другу. Как называется такой прием, прием противопоставления?  (антитеза)

VI. Итоги урока. Решение учебной проблемы.

Мы видим Жилина и Костылина, характерного и бесхарактерного героя, оказавшихся в абсолютно одинаковых условиях. Но как по-разному ведут себя эти герои!

Знаете, основу любого характера составляют сила духа, твердость и воля, трудолюбие и любовь к Родине. И если нет этой основы, то и человек будет бесхарактерным. В любых условиях: в труде и на отдыхе, на войне и в мирной жизни. А чтоб не стать  бесхарактерным человеком, нужно воспитывать себя с детства, закалять характер, трудиться. А иначе можно превратиться в такого человека, как Костылин.

       Итак, мы так много говорили сегодня на уроке о главных героях, но давайте сейчас вернемся к названию произведения.

— Сколько было пленников? (двое)

— А почему в названии один? (пленник там один — Костылин) А кто из них главный герой? Кого можно назвать настоящим героем? Кем восхищается Толстой?

— Ребята, попробуйте сейчас сделать вывод (каждый для себя): о чем вас заставил задуматься Л.Н.Толстой? Чему учит рассказ?

Толстой описывает представителей разных национальностей и религий и утверждает своим произведением, что человечность определяется не принадлежностью к какой-либо нации или культуре, а духовностью, милосердием, теми нравственными ценностями, которые и формирует религия. А нравственные ценности едины у всех народов, культур и религий. Главное – человек всегда должен оставаться человеком.

VII. Рефлексия.

Учитель. Оцените свою работу на уроке, подчеркните нужное. На уроке мне было:

 -интересно

-скучно

-безразлично

-я работал

-я отдыхал

-я узнал больше

-знания пригодятся мне в жизни

VIII. Домашнее задание

1. Составить план для ответа на вопрос: «Какие эпизоды и как показывают разницу в поведении Жилина и Костылина»?

2. На выбор. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду рассказа «Кавказский пленник».

Тема – это круг жизненных явлений, изображённых в произведении. Круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

(слайд №3)

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

«Уроки французского» — рассказ Валентина Распутина, написанный от лица мальчика-пятиклассника, имя которого в тексте ни разу не упоминается. Герою рассказа пришлось очень рано повзрослеть — окончив начальную школу, он вынужден продолжать учёбу в райцентре, вдали от своей семьи. За свой короткий век ему довелось пережить множество несчастий: бедность, разлуку с родными, унижения со стороны сверстников и голод, жуткий голод.

Герой рассказа — одарённый ребёнок, который всеми силами тянется к знаниям. Жители деревни, в которой жил мальчик, ценили его за пылкий ум и помощь с выигрышем денег на облигациях. Они и убедили маму отправить сына учиться в райцентр: «Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет.»

Мальчик очень привязан к своей семье, к родной деревне. Он стойко переносит все тяготы бедности, обучение в школе даётся ему легко. Однако переезд из дорогого сердцу места ребёнок переживает очень тяжело: «Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой». Тоска по дому мучает его сильнее, чем все те лишения, с которыми он вынужден мириться.

В свои одиннадцать лет герой рассказа обладает невероятной силой духа. Страдая от голода, он понимает, что жаловаться на это своей и без того несчастной матери нельзя: «Обидно было только, что мать ради меня отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой, а оно все равно идет мимо. Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду». В столь юном возрасте ребёнок осознаёт, что нужно справляться с неприятностями самому, а не ждать помощи от других.

Присуща мальчику и застенчивость, в которой он сам признаётся, говоря о себе как о человеке «от природы робком и стеснительном». Эта застенчивость не позволяла ему прикоснуться к еде в присутствии учительницы, заставляя забыть о чувстве голода: «Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит.»

Но вместе со стеснительностью герою свойственны гордость и чувство собственного достоинства. Мальчик готов стоять за свою честь, даже если ему приходиться из-за этого пострадать. Так, повздорив с Вадиком, парнем, руководившим игрой на деньги, он стоял на своем, зная, что его за это будут бить: «Ты перевернул ту монетку! — крикнул я ему. — Я видел, что перевернул. Видел». Даже когда мальчика избивали двое других, он продолжал отстаивать свою правоту. После того, как ситуация стала известна классному руководителю, мальчик боялся исключения из школы во многом потому, что подвёл бы этим и близких, и себя самого: «Лучше бы сразу выгоняли. Я мельком, чуть коснувшись этой мысли, подумал, что тогда я смогу вернуться домой, и тут же, словно обжегшись, испугался: нет, с таким позором и домой нельзя. Другое дело — если бы я сам бросил школу… Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел…»

О гордости мальчика говорит и то, что он не принимал помощь от своей классной руководительницы. Лидия Михайловна, достаточно обеспеченная молодая учительница, видела, что ребёнок голодает, и искренне желала помочь ему. Поскольку ученик отказывался есть у неё дома, она попыталась пойти на хитрость, передав ему коробку с едой. Но, догадавшись о том, что в коробке вовсе не переданные из дома продукты, герой отказывается в дальнейшем принимать такие «посылки». Тогда Лидия Михайловна решила играть с ним на деньги, тем самым давая ему возможность покупать себе еду. Это была единственная возможность помочь бедному, но гордому мальчику.

Главный герой рассказа «Уроки французского» — человек с тяжёлой судьбой. Но, несмотря на это, ему не чужды честь, достоинство, уважение к себе и окружающим. Будучи смышлёным не по годам, он способен нести ответственность за свои поступки и терпеливо переносить любые трудности на своём пути.

Характеристика главных героев из рассказа «Уроки французского»

Мать мальчика из рассказа «Уроки французского»

Женщина, воспитывающая троих детей, без мужа. Волевая, умная, но безграмотная. Благодаря ей автор смогла учиться, несмотря на голод и бедность. Она решает отдать сына в школу в райцентре, пожертвовала еду, а иногда и деньги.

Лидия Михайловна, учительница французского языка

Красивая, добрая женщина лет 25. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косичку» в глазах, короткие черные волосы. Родом с Кубани. Она родилась и выросла в городе, она обеспечена, ей ничего не нужно. Ей удалось увидеть голодного и очень способного мальчика. Она призналась, что с детства вела себя не по правилам, доставляла родителям много проблем. По ее словам, человек стареет, когда перестает быть ребенком.

Василий Андреевич, директор школы

Строгий человек с манерой говорить громко. В школе его очень боялись дети. Виновный ученик в присутствии всех учеников был вынужден директором школы объяснить, что побудило его к плохому поступку. Обнаружив в «стене» учителя и автора, играющих на деньги, режиссер от возмущения не находит слов. Он не понимал сути поступка учителя, считая его преступлением.

Федька

Сын хозяина квартиры, в которой проживал главный герой. Федька познакомил его с компанией, разыгравшей Чика на деньги. Федька и его семья крадут еду у главного героя, когда он учится в школе.

Вадик

Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и оскорбляет тех, кто моложе и слабее. Он дружит с хулиганом Птахом. Главного героя несколько раз бьют за то, что он играет лучше всех.

Птаха

Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.

Тишкин

Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

Бал на картине 1904 года: Wikipedia/Вильгельм Гаузе

Лев Николаевич Толстой всемирно известен прежде всего объемными литературными произведениями. Однако короткие рассказы давались ему ничуть не хуже. Один из них — «После бала». Краткое содержание непременно стоит прочитать, чтобы понять авторский посыл и оценить глубину творчества великого писателя.

«После бала»: краткое содержание

В 1870-х Толстой пребывал в глубоком духовном кризисе, пытался отыскать жизненные ориентиры и путь к Богу. С тех пор его остро интересовали проблемы взаимоотношений между людьми. Одно из произведений, которое написал после кризиса Толстой, — «После бала». Краткое содержание рассказа даст общее понимание о его сюжете и моральных вопросах, которые так волновали автора:

  • Рассказ «После бала» сразу переносит читателя в центр событий. Между друзьями завязывается разговор о том, что человеку сначала нужно изменить среду, и лишь тогда он и сам сможет меняться. Именно общество, считает один из собеседников, формирует сознание каждой личности, устанавливает, что хорошо и что плохо.

Но у Ивана Васильевича другой взгляд на этот счет. И в доказательство своей точки зрения у него была история.

  • Иван Васильевич был молод и учился в провинциальном университете. Его жизнь сопровождалась весельем с друзьями, балами, шампанским и общением с барышнями. Но одна девушка — красавица Варенька — смогла пробудить в нем настоящую любовь.

На Масленицу губернский предводитель устроил праздничный бал. Опьяненный любовью, Иван Васильевич только и делал, что танцевал с Варенькой. Все вокруг обращали на нее внимание — и мужчины, и женщины.

Был на балу и ее отец — полковник Петр Владиславович. Он превосходно выглядел, был красивым и статным. Хозяйка дома уговаривала его исполнить танец с дочерью. Сначала он отказывался, говоря, что разучился танцевать, но затем с улыбкой взял Вареньку за руку и повел в такт музыке.

Присутствующие с восторгом наблюдали за парой, смотрел и Иван Васильевич. Любовь разлилась в нем, и даже Петр Владиславович вызывал у него нежное восхищение.

Отец Вареньки в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)Бал: YouTube/ИНФОУРОК

  • Вернувшись с бала, Иван Васильевич не мог спать. Любовь и счастье переполняли его. На улице уже светало, и, не снимая мундира, он пошел бродить по улицам. Дом Вареньки был на краю города у большого поля. Оказавшись у него, Иван Васильевич заметил вдалеке черную толпу и услышал музыку, доносящуюся оттуда. По замерзшей дороге он отправился туда.

Подойдя ближе, увидел солдат в черных мундирах, построенных в два ряда. Барабан и флейта выдавали неприятную мелодию. От кузнеца, который стоял рядом, Иван Васильевич узнал, что солдаты гоняли татарина за дезертирство.

Он остался смотреть за процессией: двое солдат вели раздетого по пояс человека, а остальные по очереди били его палками по спине. Следом за татарином шел высокий военный, в котором Иван Васильевич узнал отца Вареньки. Татарин просил о милости, но солдаты все сильнее хлестали его шатающееся окровавленное тело.

Полковник твердым шагом следовал за преступником. Вдруг он быстро подошел к одному из солдат и с криками ударил по лицу за то, что тот недостаточно сильно бил дезертира. Командир приказал подать новых шпицрутенов и в этот момент встретился взглядом с Иваном Васильевичем, но сделал вид, что не знает его.

  • От этого зрелища Ивана Васильевича окутала непреодолимая тоска и чувство стыда. Он никак не мог понять, хорошо или плохо то, что он увидел. Все происходило так, будто это необходимо. Так, может, они знают что-то, чего не знал Иван Васильевич? Он так и не узнал этого, поэтому и не поступил на службу — ни военную, ни какую-либо другую.

С того дня любовь к Вареньке постепенно сходила на нет. Оказываясь рядом с ней, он вспоминал про полковника и поддавался неприятным чувствам, пока и вовсе не разлюбил.

Отец Вареньки в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)Наказание: YouTube/ИНФОУРОК

«После бала»: анализ произведения

На проблемы нравственности всегда обращал внимание Толстой. «После бала» — яркий тому пример. Чтобы понять глубину авторского замысла, скрытого в произведении «После бала», кратко обозначим его литературные особенности:

История написания

У произведения любопытная история создания. «После бала» — это вовсе не выдумка, а основанный на реальных событиях рассказ.

Брат писателя Сергей Николаевич горячо влюбился в девушку Вареньку и уже собирался просить ее руки. Отец Вареньки был военным градоначальником, и однажды Сергею пришлось увидеть его жестокое обращение с беглым солдатом.

То зрелище настолько поразило молодого человека, что он быстро охладел и расхотел жениться.

Лев Толстой несколько лет вынашивал идею для будущего произведения. Он написал рассказ в 1903 году, однако опубликовали его уже после смерти Толстого — в 1911-м. Не мог автор определиться и с подходящим названием. Были разные варианты:

  • «Рассказ о бале и сквозь строй».
  • «Отец и дочь».
  • «А вы говорите…».

Название, на котором остановился Лев Толстой, — «После бала» — выбрано не зря. В нем подчеркнута парадоксальность жизни: веселье и лоск сменяются суровой действительностью, как и за блестящей внешностью часто прячется жестокость.

«После бала»: жанр и композиция

Произведение «После бала» по форме — рассказ, на что указывают его характеристики:

  • небольшой объем;
  • короткий временной отрезок — события укладываются в одну ночь;
  • одна сюжетная линия, в центре которой один персонаж — рассказчик.

Однако Толстой использовал необычный прием и создал рассказ в рассказе. Благодаря этому произведение охватило сразу две эпохи:

  • конец ХIX века, когда уже взрослый герой предается воспоминаниям;
  • 1840-е годы — времена молодости рассказчика.

Этим приемом автор подчеркнул, что с течением времени обычаи и быт могут меняться, но глобальные нравственные проблемы остаются неизменными.

Специфика композиции рассказа заключается в том, что он незримо разделен на две части:

  1. Первая часть погружает в сияющую обстановку бала. Читатель проникается яркой атмосферой, буквально чувствует огонь любви, горящий в главном герое.
  2. Во второй части, описывающей наказание беглого солдата, настроение резко меняется. Со страниц исходит тяжесть и уныние, которые испытывает персонаж.

Отец Вареньки в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)Варенька с отцом: YouTube/MyBook

«После бала»: герои

Прежде чем приступить к анализу авторского посыла в рассказе «После бала», характеристика героев поможет лучше понять суть истории:

  • Рассказчик Иван Васильевич наделен эмпатией и чутким сердцем. Он способен на искренние чувства, умеет сопереживать и не остается равнодушным к чужому горю. Очевидно, что этого героя Толстой писал с большой симпатией и именно через него транслировал свои идеи.
  • Варенька наделена только положительными чертами: она умна, красива и интересна. Однако ее персонаж в истории играет второстепенную роль, помогая раскрыть основных героев.
  • Куда более важное место в повествовании занимает отец Вареньки — Петр Владиславович. Уважаемый человек и хороший семьянин, который безумно любит дочь. Толстой отметил: полковник носит самодельные сапоги, чтобы позволить Вареньке туалет для выхода в свет. Но насколько Петр Владиславович нежен с дочерью, настолько жесток с солдатом-дезертиром.

Портреты персонажей передают взгляды самого автора на мир, в частности — на любовь и жестокость.

Проблематика и основная идея

В рассказе «После бала» автор размышляет о сути таких вещей, как честь, справедливость и человечность. В центре его внимания — неоднозначный образ полковника.

Респектабельный и привлекательный внешне мужчина поражает рассказчика зверским поведением, своей закулисной жизнью.

Толстой разоблачает лицемерие, свойственное свету, указывает, что под маской благодушия и блестящих манер скрывается ужасная изнанка.

Главный герой видит другую сторону полковника. Он не в состоянии принять такую жестокость и не хочет становиться частью этого зла. Поэтому делает внутренний выбор и отказывается от личного счастья.

Через рассказчика автор передает главную мысль. Да, человек не всегда может сам изменить мир и повлиять на обстоятельства. Но каждый должен сделать выбор, быть ли ему причастным ко злу или всегда оставаться честным с собой.

Рассказ «После бала» показывает, что Лев Толстой мастерски владеет коротким жанром и на нескольких страницах способен рассмотреть глобальные, вечные темы.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1877716-posle-bala-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia/

Отец Вареньки в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой) | Литерагуру

(353 слова) “После бала” — рассказ известного писателя Льва Николаевича Толстого о том, как всего лишь один случай способен изменить наше представление о мире. В этом произведении фигурирует персонаж Пётр Владиславич, отец Вареньки и полковник, о котором мы расскажем подробнее.

В первый раз мы встречаем Петра Владиславича на балу. Он красив, прекрасно сложен, имеет приятную внешность — румяное лицо, высокий рост, ласковую улыбку.

Полковник очень любит свою дочь Вареньку, готов ради неё на всё — даже станцевать мазурку, когда не хочется: “Надо всё по закону”. Танцует он прекрасно — бодро, с блеском в глазах, хоть уже и не молодой.

Смотря на них, рассказчик испытывает восторженное умиление, потому что заметно, что чувства отца искренние и трогательные.

Также он замечает следующую деталь — что отец носит “немодные” четвероугольные сапоги, а не острые, чтобы сэкономить деньги на обеспечение дочери, чтобы она ни в чём не нуждалась. После танца “с некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб”. Эта сцена пронизана любовью, читатель не может не заметить её.

Но когда рассказчик случайно встречает Петра Владиславича после бала, тот становится будто другим человеком. Выполняя свои должностные обязанности, он гонит татарина с изуродованной от насилия спиной за дезертирство.

Сначала нам кажется, что ему неприятна эта ситуация, ведь, когда его спутники били палкой пленного, он “шёл подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу”.

Но потом происходит следующее — полковник в гневе начинает бить одного из солдат по лицу из-за того, что он плохо избивает заложника. Заметив рассказчика, он делает вид, будто его не замечает, и быстро отворачивается. Очевидно, это потому, что ему стыдно.

Эта ситуация пугает рассказчика. Он пытается найти Петру Владиславичу оправдания, ссылаясь на то, что не владеет полной информацией, но уверенные действия полковника и солдат убеждают его в обратном. Эта сцена определяет всю его жизнь. Он не смог стать военным или поступить на любую другую государственную службу.

Таким образом, отец Вареньки — пример того, как люди ведут двойную жизнь, обманывая близких и самих себя. В начале он представляется нам как хороший отец, который любит свою дочь, а потом как злой тиран, заставляющий других страдать.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение: Образ полковника в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой) – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Одним из главных героев в рассказе «После бала» является полковник, отец Вареньки. Петр Владиславович — собирательный образ военного николаевской эпохи, который вобрал в себя все пороки военного сословия. Автор с его помощью выразил свое осуждение в адрес тех людей, которые зарабатывают на жестокости и смерти.

Произведение Льва Николаевича Толстого «После бала» − это рассказ от лица Ивана Васильевича, влюблённого в Вареньку. Герой знакомится с её отцом на балу. Звучит приятная музыка, кружат в танце пары. Отец Вареньки настроен очень благожелательно.

Он уже в годах, но его отличают стать, подтянутость, красота. У него «выправка старого служаки». Пётр Владиславович нравится рассказчику, вызывает его уважение. Полковник вежливо и учтиво говорит с дамами, проявляет галантность.

Особенно ласков он с дочерью: видно, что отец гордится Варенькой, любит её всей душой и терпит некоторые лишения, чтобы его наследница ни в чём не нуждалась. Не случайно рассказчик обращает внимание на сапоги полковника, вышедшие из моды.

Когда полковник танцует с Варей, весь зал следит за ними взглядом. Это прекрасная пара родных людей. Пётр Владиславович забывает о своём возрасте и положении и просто ведёт дочь в танце.

Казалось бы, эта картина является идеальной. Но бал проходит, наступает утро. Полковник снимает парадную одежду и возвращается к своей работе. У него та же твёрдая походка, то же румяное лицо, те же пышные бакенбарды и усы.

А куда подевалась его обходительность? Пётр Владиславович сначала равнодушно наблюдает за избиением палкой беглого солдата, потом вмешивается сам. Ему кажется, что виновного наказывают недостаточно сурово. Теперь на лице его маска гнева и досады.

«Старого служаку» не трогают просьбы и мольбы татарина: «Братцы, помилосердуйте!». Однако, увидев рассказчика, он злится. Наверное, ему не хотелось бы предстать перед знакомым человеком в неприглядном виде. С другой стороны, полковник ни минуты не сомневается в своей правоте.

Его уверенность даже передаётся Ивану Васильевичу, но тот всё равно чувствует горечь и тоску. Постепенно любовь рассказчика к Вареньке угасает.

Так какое же из двух лиц настоящее? Почему любящий отец вдруг стал безжалостным зверем? Это можно объяснить влиянием обстоятельств. Полковник просто выполняет свой служебный долг.

Виноват скорее не он, а закон, в котором офицерам разрешено избивать солдат, унижать их честь и достоинство. Для армии времён Николая Первого это было типично. Пётр Владиславович руководствовался своими представлениями о долге и мнением общества.

У него не было сомнений в правильности предписанных норм, поэтому он никогда и не назвал бы себя плохим человеком. Таковы жестокие нравы общества, в котором тогда приходилось жить.

Но это не значит, что нужно руководствоваться только общепринятыми правилами, и Иван Васильевич демонстративно отказывается от военной службы, чтобы жить за счет страданий и унижений простых солдат.

ПредыдущаяСледующая

Образ и характеристика Полковника в рассказе После бала Толстого сочинение

Полковник Петр Анисимович является самым противоречивым персонажем в произведении «После бала». Но, как известно, любовь отца бывает слепа.

Впервые читатель встречается с Петром Анисимовичем в прекрасной обстановке праздничного бала. Он блестяще вписывается в атмосферу праздника в своем парадном мундире, с наградами на груди. Он красив, статен и высок, не смотря на почтенный возраст. Несмотря на это, выправка мужчины бросалась в глаза.

Полковник почтителен с дамами, рассудителен с мужчинами. Особенное внимание всех на балу привлекает его отношение к дочери. На виду у всех он целует дочь в лоб, не скрывая своей большой отцовской любви. Их танец приковывает внимание общественности своей искренностью и простодушием. Он любит свою дочь, он гордится ею.

Как же трогателен момент, когда автор обращает внимание читателя на сапоги полковника, изношенные и вышедшие из моды. Становится понятно, что отец  жертвует всем ради любимой дочери. Именно так появляется представление о Петре Анасимовиче, как о достойном отце и члене общества.

Однако автор быстро разочаровывает трепетного читателя.

Затем наступает момент произведения, дающий название всему произведению – после бала. Именно здесь мнение читателя об отце Вареньки меняется в противоположную сторону. На следующий день Петр Анисимович снимает парадный мундир и возвращается к своим прямым обязанностям.

Но кажется, что вместе с мундиром снял он и все свои человеческие положительные качества. Человеческих чувств в нем не наблюдается. Походка его стала твердой и уверенной, а глаза заблестели яростью и равнодушием одновременно. Без зазрений совести руководил он избиением татарина.

Да-да, это был тот же самый человек, что и на балу.

Он не только равнодушен к страданиям человека, но и готов жестоко наказать того, кто недостаточно сильно бьет татарина. Своих подчиненных он морально опускает и унижает  в гневе. Именно такое лицо наблюдает главный герой произведения, встретившись с отцом Вареньки.

Стоит ли винить этого человека? Ведь, по сути, он выполнял свой долг, который предписан указаниями свыше. Виноват не полковник, а государство, которое создает такие указы. Сам же Петр Анисимович не осознает своей вины, он лишь работник, исполняющий обязанности работодателя.

Лев Николаевич Толстой в этом произведении умело совместил, казалось бы, несовместимые качества человека. Рассказ «После бала» заставляет задуматься о смысле человеческой жизни, над его поступками и эмоциями.

Сочинение Полковник – отец Вареньки

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» открывает перед читателями многие нравственные вопросы. Каким должен быть человек? Возможно ли изменить свое отношение к человеку за короткое мгновение? В какой момент нас ждет разочарование и, действительно, ли мы можем доверять людям и не ошибаться в них?

В начале рассказа Толстого перед нами предстает веселый, добродушный, уверенный в себе полковник, отец Вареньки. Для героя рассказа, влюбленного в дочь полковника, он является идеалом отца, семьянина.На балу мы видим полковника в разгаре веселья. Это был нежный и заботливый отец.

Он с большой любовью относится к своей дочери, нам видны его искренние чувства, забота, безграничная любовь, искренние теплые взаимоотношения между отцом и дочерью. По поступкам героя мы замечаем, что он все делает для своей дочери, чтобы она выглядела лучше всех. Сам он не заботится о своем внешнем виде.

Ивану кажется, что это связано с тем, что все заработанные средства он тратит на Вареньку. Герою рассказа приятно находиться рядом с этими людьми, он восхищен Варенькой и влюблен в нее без памяти. Он счастлив, и счастье его не имеет границ.

Думаю, что, глядя на семью полковника, чувства Ивана еще более усилились. Им овладел восторг.

Но переломным моментом для героя явилась встреча с полковником после бала. После окончания бала перед нами предстает полковник в совершенно другой роли. Теперь перед нами расчетливый человек.

Мы видим картину жестокого обращения с солдатом. Бедного человека прогоняют через строй, где каждый солдат должен был ударить его палкой. И всем этим руководил отец Вареньки.

Куда же пропал тот весельчак, который отплясывал на балу?

Теперь перед нами предстал полковник в совершенно другом облике. Человек, пользующийся своим должностным положением, жестокий и властный. Конечно, чувства нашего героя после увиденного исчезли. Его безграничная любовь улетучилась после увиденного.

Толстой в рассказе показал своим читателям о тех несправедливостях общества, которые тянут его вниз. К сожалению, эти пороки есть и в современном обществе. Рассказ заставляет нас задуматься об отношениях людей, о справедливости и честности, о выполнении своего долга перед людьми и народом.

Вариант 3

Основой рассказа «После бала» Льва Толстого стала реальная история. Этот случай произошел с его старшим братом, а событие поразило и самого Льва Николаевича. В своем творчестве писатель всегда уделял огромное внимание поискам нравственности, поэтому образ Полковника, описанный в произведении «После бала», заслуживает особого внимания.

С этим действующим лицом нас знакомит герой рассказа Иван Васильевич, рассказывая историю своей влюбленности. Рассказчик говорит о Вареньке и её отце с нежностью и восторженностью. Описывает полковника с чувством глубокого уважения.

Полковник представлен нам высоким, красивым, статным и крепким человеком пожилого возраста. Галантный кавалер, настоящий аристократ и это подчеркивается его ласковой и неторопливой речью.

Когда он танцует с дочерью, то все вокруг любуются им и восхищаются. Главному герою он кажется обходительным и внимательным, а еще очень экономным.

Чтобы вывозить в свет и модно одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог и это умиляет рассказчика.

После бала влюбленный молодой человек не может уснуть и отправляется на прогулку. В поле, недалеко от дома Вареньки, он становится свидетелем жуткого избиения татарина – беглого солдата.

Человека, оголенного по пояс и привязанного к двум солдатских ружьям, вели через строй. Он дергался всем телом под ударами палками и молил бивших его солдат о милосердии. Сопровождал шествие ни кто иной, как отец Вареньки.

Он следил за тем, чтобы солдаты не пропускали удары и били со всей силы.

«Будешь мазать?», – еще долго звучал в голове Ивана Васильевича гневный и самоуверенный голос полковника. Любящий отец и ласковый, добродушный человек внезапно превратился в жестокого и бескомпромиссного изверга.

Двуличность полковника так поразила главного героя, что ему становилось неловко при встрече с Варенькой и её отцом. Он решает не идти на военную службу, и это решение полностью меняет его жизнь. Любовь постепенно уходит.

Остается вопрос: а, может быть, полковник был прав?

Иван Васильевич вспоминает эту историю и рассказывает своим собеседникам, как может один случай перевернуть всю жизнь.

← Характеристика и образ Натальи Савишны в повести Детство
← Образ и характеристика Тихона Щербатого в романе Война и мир↑ Толстой ЛевХарактеристика и образ Платона Каратаева в романе Война и мир →
Характеристика и образ Анны Павловны Шерер в романе Война и мир →

Характеристика главных героев рассказа Л.Н. Толстого «После бала» ℹ️ описание образов действующих персонажей, идеалы и отношения

История создания

В начале апреля 1903 г. в городе Кишинёве Бессарабской губернии Российской империи произошёл крупный еврейский погром. Л. Н. Толстой выступил с резким осуждением погромщиков и бездействовавших властей.

Комитет помощи пострадавшим от погрома организовал сбор средств. В конце апреля известный еврейский писатель Шолом-Алейхем попросил Льва Толстого «дать что-нибудь» для готовящегося им с той же целью литературного сборника.

В ответном письме Лев Николаевич обещал выполнить его просьбу.

9 июня Толстой решил написать рассказ о случае из жизни своего брата Сергея Николаевича, навевающем определённые ассоциации с кишинёвским погромом. Эту историю 75-летний Лев Николаевич запомнил ещё со студенческих времён, проведённых вместе с братьями в Казани.

План будущего рассказа был набросан в дневниковой записи от 18 июня 1903 г. Первый вариант рассказа под названием «Дочь и отец» был написан 5-6 августа. Затем Толстой поменял название на «А вы говорите».

Окончательная редакция рассказа под названием «После бала» была закончена 20 августа 1903 г. Произведение было опубликовано уже после смерти писателя в «Посмертных художественных произведениях Л. Н.

Толстого» в 1911 г.

Подробнее: Л.Н. Толстой «После бала»: история создания рассказа

Описание произведения

Повествование ведётся от имени главного героя – Ивана Васильевича. В привычном окружении он рассказал два случая из своей жизни в бытность студентом провинциального университета. Они должны были иллюстрировать его утверждение о том, что определяющим в судьбе человека является не среда, а случай.

Большую часть рассказа занимают переживания героя, побывавшего в последний день Масленицы на балу у губернского предводителя. Там собрались все «сливки» провинциального общества, включая Вареньку Б.

, в которую студент был без памяти влюблён. Она стала королевой бала, и ею любовались не только мужчины, но и женщины, которых она оттеснила на задний план. Так, по крайней мере, казалось студенту Ване.

Прекрасная девушка благоволила к нему и подарила большинство танцев с ней.

Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, вместе с женой также бывшего на балу. В его конце присутствующие уговорили полковника станцевать с дочерью. Пара оказалась в центре внимания.

Пётр Владиславович вспомнил прежнюю удаль и станцевал по-молодому лихо. С повышенным вниманием следил за парой Ваня. Особенно тронули его душу старомодные полковничьи сапоги.

В них угадывалась экономия на себе с тем, чтобы ни в чём не отказывать любимой дочери.

После танца полковник сказал, что ему завтра рано вставать, и не остался на ужин. А Иван ещё долго танцевал с Варенькой. Неземное чувство счастья и абсолютной гармонии бытия охватила главного героя. Он любил не только Вареньку, её отца, но и весь мир, в котором, как ему казалось в эти минуты, не было ничего дурного.

Наконец, бал закончился. Вернувшись домой под утро, Иван понял, что от избытка чувств не сможет заснуть. Он вышел на улицу и ноги сами понесли его к дому Вареньки, расположенному на окраине города.

По мере приближения к полю, прилегающему к дому, зазвучала барабанная дробь и неприятные, визгливые звуки флейты, заглушающие танцевальные мелодии, ещё звучавшие в душе Ивана. Там пропускали через строй беглого солдата-татарина.

Другие солдаты с двух сторон с размаху били несчастного по оголённой спине, а он только обессиленно бормотал: «Братцы, помилосердствуйте». Спина его давно превратилась в кровавое месиво.

А руководил экзекуцией отец Вареньки, и делал он это так же старательно, как танцевал с дочерью накануне. Когда один малорослый солдат ударил татарина недостаточно сильно, полковник с перекошенным от злобы лицом начал бить его за это по лицу. Иван был потрясен увиденным до тошноты. Его любовь к Вареньке пошла на убыль. Кровавая спина истязаемого её отцом солдата встала между ними.

Подробнее: Л.Н. Толстой «После бала»: сюжет и краткое содержание рассказа

Основная идея

Рассказ «После бала» описывает события, происходившие в России во время правления Николая Первого. Это была одна из наиболее суровых эпох. Напуганный восстанием декабристов, он вел более жестокую политику, чем его предшественники.

Очевидно, почему Лев Николаевич Толстой описывает усы Петра Владиславовича, и пишет, что они подобны усам Николая Первого. Это достаточно ясный намек на всеобщее нравственное омертвение страны из-за кровавой тирании «жандарма Европы».

Смысл рассказа заключается в том, чтобы в одном эпизоде описать характер правления и правителя страны, разделенной на две России: для богатых и для бедных.

Толстой разоблачает фальшь и пустоту общества, срывает добродушные маски, под которыми кроется жестокость. Картина бала, а потом истязания беглого солдата раскрывают главную мысль произведения.

Первая часть рассказа показывает красивую жизнь, полную наигранного благонравия, вторая же часть показывает реальность, где каждый герой представлен таким, какой он на самом деле есть.

Одни и те же действующие лица контрастируют в первой и второй части рассказа — влюбленность Ивана сменяется на растерянность и тоску, а радушие Петра Владиславовича уступает место холодности, гневу и безразличию.

Контраст между одной и другой Россией поражает читателя в самое сердце. Но таковы были исторические взгляды писателя: он не видел единой страны в России, ведь сограждане из разных социальных слоев мнили друг друга врагами.

Главные герои

Иван Васильевич

Герой рассказа Иван Васильевич наделён чувством сострадания и умением поставить себя на место другого человека.

Людские несчастья не стали для него простыми жизненными декорациями, как для абсолютного большинства представителей привилегированных сословий.

Совесть Ивана Васильевич не заглушена ложной жизненной целесообразностью. Эти качества в высшей степени были присущи и самому Толстому.

Подробнее: Иван Васильевич: характеристика и образ героя

Варенька

Трудно составить психологический портрет красавицы Вареньки. Скорее всего, вряд ли её внешняя привлекательность сочеталась с такой же душой. Ведь воспитывалась она отцом, который на поверку оказался настоящим изувером на государственной службе.

Подробнее: Варенька: характеристика и образ героини

Отец Вареньки

Полковник Пётр Владиславович – заботливый отец и хороший семьянин. Скорее всего, он считает себя и истинным христианином, служащим Богу, государю и отечеству.

Но он, как и большинство людей во все времена, абсолютно глух к главному в христианстве – великому нравственному закону Христа.

Согласно этому закону, к людям надо относиться так, как хотелось, чтобы они относились к тебе. Невзирая на сословные и имущественные перегородки.

Подробнее: Отец Вареньки: характеристика и образ героя

Сочинение про Ивана Васильевича

При чтении работ знаменитого русского писателя Толстого удивляешься тому, какой талант и колоссальное чувство слова было скрыто в этом человеке. Его труды составляют ряд гениальных произведений русской литературы. Одним из таких творений является рассказ «После бала», основанный на событиях, происходящих в реальности в то время. Ведь все это происходило с братом писателя.

Главный персонаж — Иван Васильевич, который отрицает, что для того, чтобы совершенствоваться, необходимы совсем другие условия жизни. И рассказывает свою жизненную историю, которая полностью изменила его судьбу. Действие происходит в 40-е годы XIX века. Он в то время учился в университете и все свободное время проводил в веселье.

И так как наш герой был приятной внешностью, то он с огромным удовольствием посещал торжества и балы. Вот как раз об одном из таких вечеров и повествует Иван Васильевич, который в то время был влюблен к Вареньке. Девушка была хороша собой, и поэтому он не мог налюбоваться на нее.

В сторону остальных барышень он даже и не смотрел, и все время танцевал только с Варенькой.

Здесь мы видим, как счастлив человек, причем это счастье было настоящее. Иван Васильевич обнимал мир любовью и боялся, что все может рухнуть в один момент.

На балу он даже не мог и думать о том, что существует зло и жестокость. Когда он пошел к дому Вареньки, наполненный светлим чувством, то вдруг увидел, как солдаты наказывали беглого татарина.

Его потрясло, с какой силой и жестокостью сыпались удары на спину этого человека.

Но больше всего он был удивлен и не мог поверить, что этими солдатами руководил отец его любимой девушки, которым он похвалялся. Ивану Васильевичу было стыдно за то, что этот человек на самом деле оказался таким бессердечным.

Вскоре после случившегося наш герой поменял планы о поступлении на военную службу. Он поменялся нравственно. Иван Васильевич совершенно по — другому начал смотреть на мир и окружающих людей. После этого все высокие чувства у него пропали.

Таким образом, автор на образе данного героя показал, как в человеке может пробудиться совесть и чувство ответственности за ближнего.

Цитаты

(Михаил Верхоланцев. Иллюстрация к рассказам о любви Л. Толстого. Изд. Радуга, СССР, 1989)

«Человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае». Иван Васильевич.

«Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра». Иван Васильевич.

«Ну, все равно, пройдитесь теперь вы с ней». Полковник.

«Татарина гоняют за побег». Кузнец.

Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердствуйте. Братцы, помилосердствуйте». Автор.

Подробнее: Л.Н. Толстой «После бала»: цитаты героев и автора рассказа

Психологизм и детали

Чтобы донести свою мысль с предельной ясностью, автор использует художественные детали, противопоставляя наигранную веселость праздной толпы и пышную роскошь бала реальному положению дел. Читателю бросается в глаза искусственность жизни высшего общества, построенной на страданиях бедняков. Мы видим, как меняются декорации при переходе из одной России к другой.

  1. Красота становится искусственной и натянутой: «бал прекрасный» — «что неестественно»;
  2. Музыка приобретает противный и ужасающий ри — «неприятная, визгливая мелодия»;
  3. Человеческие лица выражают эмоции, близкие к отчаянию и гримасе боли: «разрумянившееся с ямочками лицо» — «сморщенное от страдания лицо»;
  4. Белый цвет бала противопоставляется черному и бесцветному тону существования обычных солдат: «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» — «что то большое, черное, … это черные люди», «солдаты в черных мундирах».

Состояние героя до и после бала тоже детально описано:

«Я обнимал в то время весь мир своей любовью» — но утром он думает: «Мне было до такой степени стыдно… Вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Анализ рассказа

Композиционная доминанта рассказа – противопоставление двух его частей, описывающих события на балу и после него. Сначала сверкающий светлыми красками бал – праздник молодости, любви и красоты.

Он проходит в последний день Масленицы – Прощёное воскресенье, когда верующие должны прощать друг другу взаимные прегрешения.

Затем – тёмные краски, бьющая по нервам «нехорошая музыка», и жестокая расправа над несчастными солдатами, среди которых главная жертва – инаковерующий (как и кишинёвские евреи).

В рассказе можно выделить несколько главных мыслей. Прежде всего, это абсолютное неприятие любого насилия, включая оправдываемое государственной необходимостью. Во-вторых, противное воле Бога деление людей на достойных уважения и уподобляемых скоту.

Менее очевидны другие мотивы. В истязании инаковерующего в Прощёное воскресенье Толстой иносказательно продолжает упрекать оправдывающую государственное насилие официальную церковь, от которой был отлучён за два года до этого.

Образ влюблённого и беспечного Ивана Васильевича напоминает Толстому и собственную молодость, к которой писатель относился критически. Как ни странно, но у молодого Толстого были общие черты и с полковником. В другом своём произведении («Юность»), писатель пишет о собственном подразделении людей на достойных и презираемых.

Идея

Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое.

Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов.

Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.

Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.

Характеристика Полковника на балу и после бала (После Бала)

В основе сюжетной линии рассказа Л.Н. Толстого «После бала» лежит история из жизни, случившаяся с очевидцем событий.

Образ и характеристика Полковника на балу и после бала раскроет двуличность главного персонажа, обнажив его истинную сущность. Характеристика полковника Б происходит через призму восприятия его Иваном Васильевичем.

Он акцентирует внимание на том, как разительно отличается внешний вид и поступки полковника на балу и после него.

Полковник Б – Петр Владиславович Б. Центральный персонаж рассказа. Отец Вареньки.

Семья

Его семья жена и дочь Варенька. Проживали они в провинциальном городе, в добротном доме. В дочери полковник души не чаял. Все деньги уходили на нее. Балы, дорогая одежда требовали немалых денежных вложений. Отказывая себе во всем, он старался, чтобы дочь ни в чем не нуждалась. Примерный отец и семьянин. Он казался образцом для подражания, вызывая невольную зависть.

Внешность

Высокий, статный мужчина в возрасте. Румяное лицо с подвитыми усами. Аккуратные бакенбарды. На лице всегда блуждала ласковая улыбка. Взгляд блестящих глаз открыт. Походка твердая, уверенная. Он располагал к себе, вызывая невольное уважение и почитание.

Одежда

Петр Владиславович всегда носил форму. Увидеть его в штатском большая редкость. Мундир полковника безупречен. Сапоги хороши, но давно вышли из моды. Сбитые, без каблуков. С острыми, четвероугольными носками. На руках черные замшевые перчатки.

На балу

На очередном балу, куда полковник привез дочь, он, как всегда, был галантен и учтив. Было видно, какие у них с дочерью доверительные отношения. Он казался искренним, всем поведением и видом показывая любовь к Вареньке. Когда они кружили по залу, с них не сводили глаз. За этой парой приятно было наблюдать.

Полковник любил танцевать. Несмотря на преклонный возраст, старался не пропускать подобных мероприятий. Иван Васильевич, рассказчик, при первой встрече с бравым военным, был очарован им, как и другие. Все изменилось, когда ему пришлось увидеть полковника во время службы. Произошла эта встреча уже после бала.

После бала

Праздник закончился. Гости разошлись. После бала сон не шел. Эмоции переполняли Ивана Васильевича. Он направился к дому Вареньки и невольно стал свидетелем неприглядного зрелища, где главная роль была отведена полковнику. На этот раз, уже без парадного мундира, он выполнял свои непосредственные обязанности.

Перемены были разительны. Он изменился не только внешне, но и внутренне. В нем не осталось ничего человеческого. Наказанию подвергся солдат, пытавшийся совершить побег. Полковник оставался глух и нем к его мольбам о пощаде. Ему казалось, что он недостаточно наказан. Его гнев обратился на подчиненных. Он орал на них, унижал, заставляя причинить еще большую боль провинившемуся солдату.

Увидев Ивана Васильевича, полковник сделал вид, что не узнал его. Отвернулся и продолжил свое грязное дело. Трудно представить, что еще недавно он нежно щебетал с дочерью, был галантен с дамами, шутил и смеялся, радуясь жизни. Сняв маску с лица, он принял истинный облик, который тщательно скрывал.

Кто виноват в случившемся

Что за человек на самом деле полковник? Садист или жертва сложившихся обстоятельств? Петр Владиславович не считал себя виноватым. Он выполнял свою работу. В то время палочная дисциплина для армии была нормой. Так было принято. Характер этого человека формировало общество, окружавшее его. Жестокий век с его нравами калечил души людей, превращая их в моральных инвалидов.

Другие материалы по рассказу:

  • Краткое содержание
  • Образ и характеристика Ивана Васильевича
  • Образ и характеристика полковника до и после бала
  • Образ и характеристика Вареньки

  • Характеристика главных героев сказки спящая царевна жуковский 5 класс
  • Характеристика главного героя сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Характеристика главного героя сказки царевна лягушка
  • Характеристика главных героев сказки летучий корабль
  • Характеристика героев сказки что значит досуг даля