Характеристика героя магуль мегери из сказки ашик кериб

Автор на чтение 10 мин. просмотров 323 опубликовано 25.02.2021 ашик-кериб популярная в странах востока сказка, записанная м. ю. лермонтовым.

На чтение 10 мин. Просмотров 323 Опубликовано

«Ашик-Кериб» – популярная в странах востока сказка, записанная М. Ю. Лермонтовым. Это история о любви бедного юноши и прекрасной девушки, история о верности, преданности и умении держать свое слово.

ashik-kerib-chitatelskiy-dnevnik-63826.jpg

Краткое содержание «Ашик-Кериб» для читательского дневника

ФИО автора: Лермонтов Михаил Юрьевич

Название: «Ашик-Кериб»

Число страниц: 32. Михаил Лермонтов. Издательский Дом Мещерякова. 2010 год

Жанр: Сказка (авторская обработка народной сказки)

Год написания: 1837 год

Главные герои

Ашик-Кериб – молодой, бедный юноша, пылкий, доверчивый и добрый, прекрасный певец и музыкант.

Магуль-Мегери – красавица, невеста Ашик-Кериба, любящая, верная.

Аян-ага – богатый турок, отец Магуль-Мегери.

Куршуд-бек – коварный, но разумный мужчина, который сватался к Магуль-Мегери.

Сюжет

У знатного и богатого торговца Аян-аги была дочь по имени Магуль-Мегери, которая славилась своей необычайной красотой и кротким нравом. В нее влюбился бедняк Ашик-Кериб, который зарабатывал на жизнь пением и искусной игрой на сазе. Прекрасная Магуль ответила на его чувство взаимностью, однако их свадьба не могла состояться из-за того, что влюбленных разделяла большая пропасть – Ашик был очень беден, а Магуль была любимой дочерью богатого купца.

Однако Ашик-Кериб не сдался. Он отправился в дальние края, пообещав возлюбленной, что непременно разбогатеет через семь лет. Магуль пообещала его ждать, но с условием – если Ашик не вернется в условленное время, она выйдет замуж за другого.

Ашику пришлось пережить немало приключений. Благодаря своему таланту он стал придворным музыкантом, и смог осуществить свою мечту и разбогатеть. Вскоре он позабыл свою семью, прекрасную Магуль и данное ей обещание.

Годы шли, и девушка становилась все печальнее. Она решила передать блюдо знакомому купцу, чтобы тот во время странствий отыскал ее жениха. Случайно Ашик увидел это блюдо и понял, что пора возвращаться. По пути домой он загнал коня, но успел вовремя – Магуль уже собрались выдать замуж за другого человека. Влюбленные, не медля, сыграли пышную свадьбу, и жили долго и счастливо.

План пересказа

  1. Любовь бедного певца и красавицы.
  2. Обещание Ашик-Кериба.
  3. Странствия музыканта.
  4. Служба во дворце.
  5. Ашик забывает невесту.
  6. Золотое блюдо.
  7. Путь домой.
  8. Пышная свадьба.

Главная мысль

Человек не избежит того, что ему предначертано судьбой.

Чему учит

Сказка учит верности, порядочности, умению держать свое слово. Также она учит, что истинное счастье заключается не в золоте, настоящее богатство – любимые, близкие люди.

Отзыв

Это красивая история о настоящей любви, для которой не стали преградой ни время, ни золото. И Магуль, и Ашик оказались верными своему слову, и в итоге обрели большое счастье.

chitatelskiy-dnevnik-63826-risunok-illyustraciya-k-skazke-ashik-kerib.jpg

Рисунок-иллюстрация к сказке Ашик-Кериб.

Пословицы

  • От сумы и от тюрьмы не зарекайся.
  • Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет.
  • Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.

Что понравилось

Понравилось, что история закончилась хорошо. Однако все могло пойти иначе, если бы верная Магуль не напомнила Ашику о данном обещании.

Воробьёв Аркадий

  «Ашик-Кериб» — сказка, написанная по сюжету древней легенды Востока о любви. Существует несколько вариантов сказки. Нам наиболее известен вариант Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэт написал эту сказку, будучи вдохновленным природой Кавказа и той самой мудрой восточной легендой, о которой поэт узнал во время своего изгнания на Кавказ в 1837 году.

Тема сказки М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб»

  Основные персонажи сказки:

  • юноша Ашик-Кериб;
  • девушка Магуль-Мегери;
  • Куршуд-бек, поклонник Магуль-Мегери.

  В сказке Лермонтова рассказывается о бедном турецком юноше Ашик-Керибе, играющем на саазе (турецкой балалайке), который влюбляется в прекрасную красавицу Магуль-Мегери, дочь местного богатого купца. Действие происходит в Тифлизе. Ашик-Кериб хочет взять девушку в жены, но не хочет жить за счет богатств ее отца, поэтому отправляется в странствование на срок в семь лет, чтобы заработать денег и разбогатеть. Магуль-Мегери обещает ждать юношу все семь лет, но ставит условие, что если тот не вернется в указанное время, она свяжет свою судьбу с Куршуд-беком.

  Кериб отправляется в странствие. Пройдя через трудности и испытания, Керибу удается разбогатеть, в этом ему помогает его дивный голос. В богатстве юноша забывает о своей Магуль-Мегери. За три дня до истечения срока герой вспоминает о своем обещании, но понимает, что ко сроку ему уже не успеть. Ему помогает Хадерилиаз (у Лермонтова – святой Георгий), с помощью которого Ашик-Кериб моментально попадает вовремя прямо в Тифлиз и берет свою возлюбленную в жены.

Основные идеи и мысли сказки, ее смысл

  Основная идея сказки – это нарушение обещаний вечной любви вследствие складывающихся жизненных обстоятельств. Только лишь чудо помогает все изменить.

  Важная мысль сказки: необходимо всегда исполнять свои обещания, держать свое слово и ни при каких обстоятельствах, какие бы ни были при этом трудности, не нарушать его.

  Очень интересен характер Кериба. Этот юноша гордый человек; подвергнув сам себя испытаниям, таким образом показывает, чего он стоит и может ли считаться истинно достойным человеком.

  «Ашик-Кериб» — мудрое произведение. С одной стороны, сказка говорит нам о том, что настоящая любовь способна выдержать все преграды, препятствия и расстояния (пример: верность и терпение Магуль-Мегери). С другой стороны, рассказывает о том, что иногда богатство и деньги могут испортить человека, и тогда только искреннее раскаяние и, как следствие, чудо могут помочь ему искупить свою вину.

  В произведении действительно происходят чудеса. Появление Хадерилиаза, мгновенное перемещение Ашик-Кериба в свой город, исцеление ослепшей матери героя землей из-под копыт лошади Хадерилиаза. Все это определяет «Ашик-Кериб» именно как сказку.

ПожаловатьсяЛермонтов Михаил сказка «Ашик-Кериб» Жанр: авторская обработка народной сказкиГлавные герои сказки «Ашик-Кериб» и их характеристика

  1. Ашик-Кериб, молодой и бедный певец с прекрасным голосом. Романтичный, добрый, доверчивый. Став богатым забыл невесту, но с помощью Святого Георгия поспел на свадьбу.
  2. Магуль-Мегери, красавица, верная и беззаветная. Умеет крепко любить, готова была умереть, лишь бы не выходит за нелюбимого.
  3. Куршуд-бек, коварный, но разумный, не стал чинить препятствия свадьбе
  4. Хадерилиаз, святой Георгий, справедливый, суровый, честный.

План пересказа сказки «Ашик-Кериб»

  1. Бедный певец и красавица
  2. Обет Ашик-Кериба
  3. Предательство Куршуд-бека
  4. Во дворце Паши
  5. Золотое блюдо
  6. Обратный путь
  7. Хадерилиаз и глина
  8. Слепая мать
  9. На свадьбе
  10. Счастливый конец

Кратчайшее содержание сказки «Ашик-Кериб» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Ашик-Кериб и Магуль-Мегери любят друг друга, но бедность мешает Ашик-Керибу просить руки красавицы
  2. Ашик-Кериб отправляется странствовать, Куршуд-бек ворует его одежду и говорит, что Ашик-Кериб утонул
  3. Ашик-Кериб становится богатым и забывает про невесту
  4. Магуль-Мегери посылает блюдо и Ашик-Кериб спешит в Тифлиз
  5. Хадерилиаз помогает Ашик-Керибу и он берет у матери сааз
  6. Магуль-Мегери узнает жениха, мать прозревает, Куршуд-бек женится на сестре Ашик-Кериба

Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» Что человеку на роду написано, от того не убежишь.Чему учит сказка «Ашик-Кериб» Сказка эта учит верности, умению держать свое слово. Учит не поддаваться гордыне, учит не забывать своих обещаний, учит не врать, учит не прельщаться видом золота. Сказка учит нас быть справедливыми и мешать чужому счастью.Отзыв на сказку «Ашик-Кериб» Это очень красивая история о любви, которая могла закончится трагически, но благодаря вмешательству высших сил окончилась благополучно. Мне больше всего в этой сказке понравилась Магуль-Мегери, потому что она честно ждала жениха, а тот проводил время в роскоши и развлечениях.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Ашик-Кериб» Давным-давно жила в Тифлизе красавица Магуль-Мегери и жил там же бедный певец Ашик-Кериб. На одной свадьбе увидел Ашик-Кериб Магуль-Мегери и полюбил ее, а красавица полюбила его. Однажды в саду увидела Магуль-Мегери Ашик-Кериба и признался тот ей в своей любви. Предложила красавица попросить ее руки у отца своего, обещая, что тот не ответит отказом. Но не захотел такого Ашик-Кериб, дал он обет, что будет странствовать 7 лет, но вернется богатым. А Магуль-Мегери обещала ждать его и только потом выйти замуж за Куршуд-бека. Взял свой посох Ашик-Кериб и пошел странствовать. Догоняет его Куршуд-бек и в попутчики просится. Идут они дальше вместе, а впереди река быстрая. Разделся Ашик-Кериб, поплыл через реку, а Куршуд-бек его одежду украл, и в Тифлиз возвратился. Показал Куршуд-бек одежды матери Ашик-Кериба, и сказал, что утонул ее сын. Мать с горя ослепла. А Ашик-Кериб дошел до города Халафа, где его пение услышал паша, большой любитель песен. Осыпал паша Ашик-Кериба золотом, зажил тот богато и забыл про Магуль-Мегери. А семь лет заканчиваются. Дает Магуль-Мегери золотое блюдо купцу и просит в каждом городе показывать его и только настоящему хозяину отдать. Приехал купец в Халаф, показывает блюдо. Прибежал Ашик-Кериб, узнал блюдо, а купец узнал Ашик-Кериба и отдал ему блюдо. До срока осталось только три дня, но сел Ашик-Кериб на коня, взял сумку золота и пустился в обратный путь. В горах пал его конь и решил Ашик-Кериб с жизнью покончить. Но тут появился всадник на белом коне и велел Ашик-Керибу бежать за ним. Не смог Ашик-Кериб бежать, посадил всадник его на седло и спрашивает, где тот хочет оказаться. Сказал Ашик-Кериб, что в Арзеруме и в тот же миг оказался в этом городе. Извинился Ашик-Кериб за обман, сказал, что в Карсе быть ему надобно и в тот же миг в Карсе оказался. Взмолился тут Ашик-Кериб, говорит что в Тифлизе ему быть надо. Пожурил его всадник, но все-таки в Тифлиз доставил. А Ашик-Кериб просит доказательство, ведь никто не поверит ему, что он за один день от Халафа до Тифлиза доехал. Дал ему всадник глины из-под копыт коня и сказал, что глина эта поможет слепой прозреть. Пришел Ашик-Кериб домой, стучится, а мать отпирать не хочет, не верит, что сын вернулся. Сестра открыла дверь, зашел Ашик-Кериб, сааз увидел, поиграть попросил. Сыграл, он, спел, но мать все равно не хочет ему верить. Тогда стал просить Ашик-Кериб сааз на свадьбе сыграть, а мать не дает. Но когда узнала, что у Ашик-Кериба полная сумка золота, дала ему сааз. В это время Магуль-Мегери умирать собирается, чашу с ядом держит, да кинжал острый. Пришел Ашик-Кериб, просит разрешения спеть. Куршуд-бек разрешает ему. А Ашик-Кериб говорит, что утром еще в Халафе был. Хотел его брат Куршуд-бека убить за ложь, но остановил его Куршуд-бек. А Магуль-Мегери узнала голос любимого и выбежала, да на шею ему бросилась. Опять хотел убить их брат Курпшуд-бека, а Куршуд-бек узнал Ашик-Кериба и говорит, что если что кому по судьбе написано, от того не убежишь. И доказательств просит того, что Ашик-Кериб за день до Тифлиза добрался. А сестра уже мать слепую ведет. Смазал ей глаза Ашик-Кериб глиной и прозрела мать. Предложил тогда Ашик-Кериб Куршуд-беку свою сестру в жены, а сам на Магуль-Мегери женился.Пословицы к сказке «Ашик-Кериб» От сумы и от тюрьмы не зарекайся. Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет. Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.Рисунки и иллюстрации к сказке «Ашик-Кериб»

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/ashik-kerib.html
  • https://vashurok.ru/questions/kakaya-vazhnaya-misl-soderzhitsya-v-skazke-ob-ashik-keribe
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/04/blog-post_23.html

Любителям восточного фольклора будет интересно читать краткое содержание сказки «Ашик-Кериб» – произведения М. Ю. Лермонтова, являющегося записью азербайджанского народного повествования. Михаил Юрьевич записал его со слов азербайджанского поэта М. Ф. Ахундова и оставил в практически неизменном виде.

Главные герои

Ашик-Кериб – нищий уличный певец и музыкант, влюбленный в Магуль-Мегери.

Магуль-Мегери – прекрасная дочь богача, хранящая верность любимому.

Куршуд-бек – поклонник Магуль-Мегери, соперник Ашик-Кериба.

Краткое содержание

Много лет назад в Тифлисе жил богач Аян-Ага, главным сокровищем которого была дочь редкой красоты – Магуль-Мегери. В этом же городе нищенствовал бедный Ашик-Кериб, зарабатывающий на хлеб игрой на саазе (музыкальном инструменте).

Талантливого уличного певца часто приглашали выступить на праздниках. Так он познакомился с красавицей Магуль-Мегери и сразу же влюбился в нее. Девушке тоже пришелся по душе уличный певец. Эта любовь не сулила молодым людям счастья из-за огромной разницы в имущественном положении.

Магуль-Мегери уговаривала возлюбленного попробовать попросить ее руки у Аян-Аги. Отец не поскупится на приданое для единственной дочери и даст денег на совместную жизнь. Ашик-Кериб был честным и умным юношей. Он говорил, что спустя много лет любимая начнет попрекать его в женитьбе ради богатства.

Ашик-Кериб заявил, что отправится странствовать, проведет вдали от родного дома семь лет и сам заработает много денег. Тогда он вернется к любимой в качестве достойного жениха. Девушка поклялась дождаться любимого, предупредив его, что по прошествии этого срока будет вынуждена согласиться на свадьбу с Куршуд-беком – своим давним поклонником.

Музыкант отправился в далекий путь. Неожиданно его пожелал сопровождать Куршуд-бек.

Странники вышли к широкой реке. Куршуд-бек попросил Ашик-Кериба переплыть ее первым. Певец преодолел реку, а когда обернулся, то увидел, что «товарищ» исчез с его вещами.

Негодяй вернулся в город с одеждой Ашик-Кериб, который, по его словам, утонул. Бедная мать пошла поделиться горем с возлюбленной сына и освободить ее от данного слова. Та лишь улыбнулась, сразу же заподозрив обман своего поклонника. Красавица не поверила в гибель суженого и была намерена ждать его весь положенный срок.

Босой и нагой Ашик-Кериб зашел в первую попавшуюся деревню и спел крестьянам несколько своих чудесных песен. Восхищенные слушатели расплатились едой и одеждой. Выступая перед людьми, уличный певец стал путешествовать.

Дорога привела Ашик-Кериба в Халаф. Там правил паша, страстно любивший музыку и пение. Узнав о появлении нового певца, он приказал немедленно привести его во дворец. Выступление Ашик-Кериба поразило правителя. Он щедро наградил юношу и оставил его во дворце. Прославившийся певец разбогател и забыл о ждущей его в Тифлисе любимой.

Магуль-Мегери хранила верность и ждала любимого уже седьмой год. Срок его странствий заканчивался. Красавица не могла поверить, что суженый пропал, а тем более разлюбил ее. В это время из Тифлиса собирался отправиться большой караван. Девушка пришла к его владельцу с золотым блюдом. По ее просьбе он должен был показывать это блюдо во всех городах по пути и объявлять, что разыскивается хозяин.

Караван посетил множество земель и остановился в Халафе. Услыхав о золотом блюде, к купцу прибежал Ашик-Кериб и узнал от него, что на днях состоится свадьба Магуль-Мегери. Певец, наконец-то, вспомнил о невесте и данном ей обещании. Семилетний срок истекал через три дня, а путь до Тифлиса занимал два месяца.

Ашик-Кериб оседлал коня и помчался домой. Через сутки непрерывной скачки обессиленный конь упал и умер. Несчастный певец уже собирался броситься с высокой скалы, но ему помешал человек на белом коне. Он уверял, что может моментально добраться в любое место. Ашик-Кериб растерялся и два раза просил перенести его не туда, куда нужно. Лишь на третий раз он пожелал попасть в Тифлис и через минуту оказался у стен города.

Чтобы Ашик-Кериба не обвинили во лжи, всадник повелел ему набрать земли из-под волшебного коня. По его словам, этой землей можно вернуть зрение старухе, ослепшей семь лет назад.

Когда могущественный незнакомец внезапно растворился в воздухе, Ашик-Кериб догадался, что встретился со святым Хадрилиазом.

Вечером певец добрался до родного дома. Мать не признала его и отказалась впустить. Поверив в его гибель семь лет назад, она ослепла от слез и переживаний. Дверь Ашик-Керибу открыла сестра. Даже когда он спел песню, мать не могла поверить, что сын вернулся.

Ашик-Кериб вместе с сестрой направился в дом, где должна была состояться свадьба Магуль-Мегери и Куршуд-бека. Он уселся посреди гостей и запел песню, в которой рассказал о своем чудесном путешествии.

Убитая горем невеста сидела за занавеской. Так и не дождавшись суженого, она намеревалась совершить самоубийство. Внезапно красавица услышала голос любимого, стремительно выбежала и обняла его.

Куршуд-бек признал право соперника на невесту, но потребовал, чтобы тот доказал чудесную силу. По просьбе певца его сестра привела слепую мать. Ашик-Кериб, славя Хадрилиаза, намазал ей землей веки и вернул зрение.

Влюбленные стали готовиться к своей свадьбе. Ашик-Кериб пообещал выдать свою сестру замуж за Куршуд-бека.

Дата

Предмет

Класс

Литературное
чтение

4

Тема: М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»
(турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей.

Цели урока: знакомство со сказкой М.Ю.
Лермонтова « Ашик-Кериб».

Формируемые
УУД:

Личностные
УУД
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро»,
«терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг»,
«справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»,
«народ», «национальность» и т.д. Уважение к своему народу, к другим
народам, принятие ценностей других народов. Оценка жизненных ситуаций и
поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм,
нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Регулятивные
УУД
 Самостоятельно формулировать задание: определять

его
цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его
выполнения, самостоятельно оценивать. Определять самостоятельно критерии
оценивания, давать самооценку.

Познавательные
УУД
Ориентироваться в учебнике: определять
умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению
незнакомого материала. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из
различных источников (словари, энциклопедии,

справочники,
электронные диски, сеть Интернет). Анализировать, сравнивать, группировать
различные объекты, явления, факты. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать
информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем,
моделей, сообщений. Составлять характеристику героев. Уметь передавать
содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные
УУД
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других,
высказывать свою точку зрения на события, поступки. Читать
вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно популярных
книг, понимать прочитанное. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи).

Оборудование:
карточки, видео физкультминутка, презентация

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний. (Ребёнок с ОВЗ работает с классом)


Послушайте о ком эти строки, о каком писателе идет речь?

(Он
был мастер делать из талого снега человеческие фигуры в коллосальном виде;
вообще он был счастливо одарен способностями к искусствам; уже тогда рисовал
акварелью довольно порядочно и лепил из окрашенного воску целые картины).


Правильно, это М.Ю. Лермантов.

-Какие произведения М. Ю. Лермонтова вам знакомы?

3.Проверка домашнего задания.
(Ребёнок с ОВЗ работает с учителем)

-Какое
задание выполняли дома по чтению? (выразительное стихотворение
М.Ю.Лермонтова «Дары Терека»
)


чём это стихотворение? (О реке Терек.)

-Какая
это была река? (Быстрая, шумная, горная.)

-Кто
хочет выразительно прочитать нам стихотворение? (Дети по желанию читают
стихотворение)

-Что
вдохновило Лермонтова на написание этого стихотворения? (Красивая природа,
горная река, любовь к Кавказу.)

-Когда
Лермонтов побывал на Кавказе в первый раз? (В детские годы.)

-Почему
и зачем он туда приезжал? (Приезжал с бабушкой на лечение, т.к. в детствебыл
очень болезненным мальчиком.)

4. Изучение нового материала

·       
Работа
над заглавием
. (Ребёнок с ОВЗ работает с
классом)

-Сегодня
мы познакомимся ещё с одним произведением М. Лермонтова написанное под
впечатлением о Кавказе. Слайд 1

-Прочитайте,
как она называется?(«Ашик-Кериб».)


Что можете сказать о сказке по её названию: о чём она?(По названию трудно
определить. Дети высказывают разные предположения.)


А по иллюстрации к обложке сказки можно предположить о чём эта сказка? (Дети
высказывают разные предположения.)

·       
Создание
условий для благоприятного эмоционального настроения на чтение сказки.

-Лермонтов
был русским поэтом и писателем. Почему сказка турецкая? (Дети высказывают
своё мнение…) Слайд 2


Лермонтов много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, сам
изучал азербайджанский язык – основной для восточных языков. Однажды он услышал
эту сказку и записал её как запомнил.

·       

Прочитайте про себя первые два абзаца сказки.

-Где
происходит действие? (В городе Тифлизе.) Слайд 3-6

-Город
Тифлиз находился на Кавказе. Сейчас на этом месте расположен город Тбилиси.
Город находится между гор.

-Сегодня
вы увидите, как выглядел старинный город Тифлиз. Обратите внимание на городские
постройки, природу Кавказа, чтобы лучше почувствовать атмосферу того времени.
Обратите внимание на музыкальное сопровождение. Всё вместе: архитектура,
природа, и музыка и впечатлило Лермонтова на запись сказки «Ашик- Кериб».

(Детям демонстрируют особенности архитектуры, природы,
музыки народов востока.)Установка на чтение

·       
Продолжим
чтение сказки вслух.
Я начну, а вы продолжите.

(Дети с ОВЗ читают с учителем)

Почувствуйте
настроение, которое передаёт сказка

По
ходу чтения простым карандашом выделяйте непонятные слова.

Как
поняли задание? (Один ученик повторяет задание, которое нужно выполнить.)

Чтение
сказки (учителем, хорошо читающими учениками)

5.     Физкультурная
пауза

·       
Работа
с текстом после чтения.
(Ребёнок с ОВЗ работает
с классом)

-Выскажите,
какие чувства вызвал у вас прочитанный отрывок сказки? (Мнения детей)

-Правильно
ли мы предположили, о чём сказка?

·       
Словарная
работа.
(Ребёнок с ОВЗ работает с классом) Слайд 7

-Зачитайте
слова из текста, которые вам непонятны.(Дети называют слова Пророк, ашик,
газель, Аян-Ага, зарок, благословение, сааз, .)

ПРОРОК
— 1) (религ.) истолкователь воли божества, богов; 2) (перен.) тот, кто
пророчит, предсказывает что-нибудь.

ГАЗЕЛЬ
— родственное антилопе полорогое млекопитающее отличающееся стройностью и
быстротой бега. Здесь стройная как газель.

ЗАРОК—
клятвенное обещание не делать что-либо

СААЗ
— турецкая балалайка.

ПАША
— в старой Турции и некоторых других мусульманских странах: титул высших
сановников и генералов, а также лицо, но¬сящее этот титул.

НАМАЗ
— (ислам.) ежедневная пятикратная молитва из стихов Корана.

АЛЛАХ-
Бог.

AHA
— мать.

ХАДЕРИЛИАЗ
— святой Георгий.

РАШЙД-
храбрый.

ЧАПРА
— занавес.

ШИНДЫ-ГЕРУРСЁЗ
— скоро узнаете.

МАУЛЯМ
— создатель.

АГА
— господин.

ОГЛАН-
юноша.

КАРАВАН-САРАЙ
— постоялый и торговый дом в городе, на дороге.

МИНАРЕТ
— башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.

СЕЛЯМ
АЛЁЙКЮМ — здравствуйте.

— 
Объясните выражения «нам вдвоем достанет», «высокое сердце».

— 
Подберите синонимы к словам.

УПРЕКАТЬ
— (укорять, шпынять, пилить, точить).

СТРАНСТВОВАТЬ
— (скитаться, странничать).

ВОСКЛИКНУТЬ
— (возгласить, вскричать).

УСПОКОЙСЯ
— (остынь, утихомирься, угомонись).

— 
Подберите антонимы к словам.

БЛЕЩУТ-
(гаснут).

ИСТИНА
— (ложь, обман, заблуждение).

ДРОЖАЩАЯ
(рука) — (спокойная).

 ПРОЗРЕТЬ
— (ослепнуть).

·       
Работа
в парах.
(Ребёнок с ОВЗ работает с сильным
учеником)

-Попробуйте
сами определить значение этих слов.

Проверка
(фронтально)

Слайд 8 (На слайде показывается слово,
значение которого надо объяснить, Дети устно говорят, что оно означает, затем
на слайде показывается точное значение этого слова)

·       
Уровень
понимания текста (фронтально)

-Назовите
действующих лиц в сказке.


Какие события там происходят?

-Для
чего автор описал нам эти события?

-Как
назывался инструмент на котором играл Ашик-Кериб?

·       
Работа
в группах по карточке
(Ребёнок с ОВЗ работает в
группе)

-Чтобы
лучше понять поступки героев, составим их словесный портрет.

-Для
этого можно использовать план (работа в группах).

Как
звали героя?

Чем
занимался?

Возраст.

Бедный
или богатый.

В
какой семье воспитывался?

Кто
его друзья?

Черты
характера.

Ашик-Кериб,
Магуль-Мегери, Куршуд-бек, молодой, молодая, богатый, красивый, богатая,
завистливый, бедный, красивая, жестокий, музыкант, приветливая, дружелюбный,
добрая, приветливый

Проверка.

1
группа отвечает (дополнения учеников)

2
группа отвечает(дополнения учеников)

3
группа отвечает (дополнения учеников)

слайд
9-10
Попробуйте представить, о чём она пела на саазе (на слайде
появляются картины с изображением Ашик-Кериба и Магуль-Мегери)


чём пела Магуль-Мегери? (Мнения детей)

6. Рефлексия.


Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным? Что главное поняли на
уроке?

-Сказку
какого народа нам пересказал М. Ю. Лермонтов?

7.  Итог урока

-На
кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему? ( Мнения
детей)

-Хотел
бы ты узнать, чем закончилась сказка?

8. Домашнее задание

Стр.
97-111 Дочитать сказку.

Выделить
непонятные слова.

К
понравившемуся отрывку нарисовать иллюстрацию, а мы попробуем угадать этот
отрывок из сказки.

Самооценка. (карточки)

На
столах у вас лежат листочки для самооценки. На листочках изображены ступеньки.
Оцените пожалуйста свою работу на уроке. Поставьте себя на одну из ступенек.
Передайте листочки с последних пар.


Спасибо вам за урок мне он очень понравился. Если и вам урок понравился, то
похлопайте себе, если нет, то потопайте!

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 14. М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
(Турецкая сказка).

Перечень вопросов, рассматриваемых на
уроке:

Анализ сказки М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»

Глоссарий по теме:

Ага – господин

Газель – здесь: красавица, стройная как газель

Оглан –юноша

Караван-сарай-постоялый и торговый дом в
городе, на дороге

Минарет –башня у мечети, откуда созывали
мусульман на молитву

Салямалейкум – здравствуйте!

Намаз – ежедневное пятикратное моление

Сааз –турецкая балалайка

Ашик — певец

Ключевые слова:

Ага; газель; оглан; караван-сарай; минарет;
салям алейкум; намаз; сааз; Ашик.

Основная и дополнительная литература по
теме урока:

1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова
М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. «Литературное чтение». Учебник. 4
класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017..С.99-113

2. Литературное чтение.Тетрадь учебных
достижений. Виноградская Л. А., Бойкина М. В. , 4кл.:учеб.пособие для
общеобразоват. Организаций, В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017.. С.31-32

3.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова
М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к
учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока

Популярная сказка «Ашик-Кериб» была написана
Лермонтовым в ссылке на Кавказе в 1837 году. Любому читателю будет очень
интересно узнать, в чем главная мысль сказки «Ашик-Кериб». Ведь и в восточных
странах история про Ашика-Кериба была очень распространена. Гениальный поэт
тоже не мог не обратить на нее внимания, так как в то время очень сильно
увлекался народными сказаниями, мифами и легендами.

Запись сказки «Ашик-Кериб» обнаружена среди
бумаг М.Ю. Лермонтова после его смерти. Она представляет собой только текст
сказки, как предполагается, слышанной Лермонтовым в 1837 году. Лермонтовский
«Ашик-Кериб» представляет азербайджанский вариант восточного сказания,
бытующего в многочисленных национальных версиях. Лермонтов дал своему тексту
подзаголовок «турецкая сказка». В основе сказания об Ашик-Керибе лежит
международный сюжет «возвращения мужа на свадебный пир жены». Этот сюжет
представляет собой завершение классического развития ситуации: «любовь –
разлука – верность (как правило, искушаемая) – счастливая встреча»

На этом уроке мы должны понять, чему учит
сказка «Ашик-Кериб». А для этого Вам нужно её прочитать.

Главный смысл сказки «Ашик-Кериб» состоит в
том, что следует всегда помнить об обещаниях, данных другим людям. Ашик-Кериб,
живя богатой, сытой жизнью, позабыл о своей невесте и едва не упустил срок,
когда ему следовало вернуться в родные края, а Магуль-Мегери не поверила словам
о смерти жениха и ждала его семь лет. Сказка «Ашик-Кериб» учит быть настойчивым
в своих стремлениях и верить в лучшее.

Давно, много лет тому назад, в городе Тифлизе,
жил один богатый турок; много аллах дал ему золота, но дороже золота была ему
единственная дочь Магуль-Мегери: хороши звезды на небеси, но за звездами живут
ангелы, и они еще лучше, так и Магуль-Мегери была лучше всех девушек Тифлиза.

Был также в Тифлизе бедный Ашик-Кериб; пророк
не дал ему ничего, кроме высокого сердца — и дара песен; играя на саазе и
прославляя древних витязей Туркестана, ходил он по свадьбам увеселять богатых и
счастливых; — на одной свадьбе он увидал Магуль-Мегери, и они полюбили друг
друга. Мало было надежды у бедного Ашик-Кериба получить ее руку — и он стал
грустен как зимнее небо. Вот раз он лежал в саду под виноградником и наконец
заснул; в это время шла мимо Магуль-Мегери с своими подругами; и одна из них,
увидав спящего ашика (балалаечник), отстала и подошла к нему: «Что ты спишь под
виноградником, — запела она, — вставай, безумный, твоя газель идет мимо»; он
проснулся — девушка порхнула прочь, как птичка; Магуль-Мегери слышала ее песню
и стала ее бранить: «Если б ты знала, — отвечала та, — кому я пела эту песню,
ты бы меня поблагодарила: это твой Ашик-Кериб»; — «Веди меня к нему», — сказала
Магуль-Мегери; — и они пошли.

Увидав его печальное лицо, Магуль-Мегери стала
его спрашивать и утешать; «Как мне не грустить, — отвечал Ашик-Кериб, — я тебя
люблю, и ты никогда не будешь моею». — «Проси мою руку у отца моего, — говорила
она, — и отец мой сыграет нашу свадьбу на свои деньги и наградит меня столько,
что нам вдвоем достанет». — «Хорошо, — отвечал он, — положим, Аян-Ага ничего не
пожалеет для своей доч<ер>и; но кто знает, что после ты не будешь меня
упрекать в том, что я ничего не имел и тебе всем обязан; — нет, милая
Магуль-Мегери; я положил зарок на свою душу; обещаюсь 7 лет странствовать по
свету и нажить себе богатство, либо погибнуть в дальних пустынях; если ты
согласна на это, то по истечении срока будешь моею». — Она согласилась, но
прибавила, что если в назначенный день он не вернется, то она сделается женою
Куршуд-бека, который давно уж за нее сватается.

Пришёл Ашик-Кериб к своей матери; взял на
дорогу ее благословение, поцеловал маленькую сестру, повесил через плечо сумку,
оперся на посох странничий и вышел из города Тифлиза. И вот догоняет его
всадник, — он смотрит — это Куршуд-бек. «Добрый путь, — кричал ему бек, — куда
бы ты ни шел, странник, я твой товарищ»; не рад был Ашик своему товарищу — но
нечего делать; долго они шли вместе, наконец завидели перед собою реку. Ни
моста, ни броду; — «Плыви вперед, — сказал Куршуд-бек, — я за тобою последую».
Ашик сбросил верхнее платье и поплыл; переправившись, глядь назад — о горе! о
всемогущий аллах! Куршуд-бек, взяв его одежды, ускакал обратно в Тифлиз, только
пыль вилась за ним змеею по гладкому полю. Прискакав в Тифлиз, несет бек платье
Ашик-Кериба к его старой матери: «Твой сын утонул в глубокой реке, — говорит
он, — вот его одежда»; в невыразимой тоске упала мать на одежды любимого сына и
стала обливать их жаркими слезами; потом взяла их и понесла к нареченной
невестке своей, Магуль-Мегери. «Мой сын утонул, — сказала она ей, — Куршуд-бек
привез его одежды; ты свободна». Магуль-Мегери улыбнулась и отвечала: «Не верь,
это всё выдумки Куршуд-бека; прежде истечения 7 лет никто не будет моим мужем»;
она взяла со стены свою сааз и спокойно начала петь любимую песню бедного
Ашик-Кериба.

Между тем странник пришёл бос и наг в одну
деревню; добрые люди одели его и накормили; он за то пел им чудные песни; таким
образом переходил он из деревни в деревню, из города в город; и слава его
разнеслась повсюду. Прибыл он наконец в Халаф; по обыкновению взошел в кофейный
дом, спросил сааз и стал петь. В это время жил в Халафе паша, большой охотник
до песельников: многих к нему приводили — ни один ему не понравился; его чауши
измучились, бегая по городу; вдруг, проходя мимо кофейного дома, слышат
удивительный голос; они туда: «Иди с нами к великому паше, — закричали они, —
или ты отвечаешь нам головою

«Я человек вольный, странник из города
Тифлиза, — говорит Ашик-Кериб; — хочу пойду, хочу нет; пою, когда придется, и
ваш паша мне не начальник»; однако несмотря на то его схватили и привели к
паше. «Пой», — сказал паша, и он запел. И в этой песни он славил свою дорогую
Магуль-Мегери; и эта песня так понравилась гордому паше, что он оставил у себя
бедного Ашик-Кериба. Посыпалось к нему серебро и золото, заблистали на нем
богатые одежды; счастливо и весело стал жить Ашик-Кериб и сделался очень богат;
забыл он свою Магуль-Мегери или нет, не знаю, только срок истекал, последний
год скоро должен был кончиться, а он и не готовился к отъезду.

Прекрасная Магуль-Мегери стала отчаиваться: в
это время отправлялся один купец с керваном из Тифлиза с сорока верблюдами и
80-ю невольниками: призывает она купца к себе и дает ему золотое блюдо: «Возьми
ты это блюдо, — говорит она, — и в какой бы ты город ни приехал, выставь это
блюдо в своей лавке и объяви везде, что тот, кто признается моему блюду
хозяином и докажет это, получит его и вдобавок вес его золотом».

Отправился купец, везде исполнял поручение
Магуль-Мегери, но никто не признавался хозяином золотому блюду. Уж он продал
почти все свои товары и приехал с остальными в Халаф: объявил он везде
поручение Магуль-Мегери. Услыхав это, Ашик-Кериб прибегает в караван-сарай: и
видит золотое блюдо в лавке тифлизского купца. «Это мое», — сказал он, схватив
его рукою. «Точно, твое, — сказал купец: — я узнал тебя, Ашик-Кериб: ступай же
скорее в Тифлиз, твоя Магуль-Мегери велела тебе сказать, что срок истекает, и
если ты не будешь в назначенный день, то она выдет за другого»; — в отчаянии
Ашик-Кериб схватил себя за голову: оставалось только 3 дни до рокового часа.

16. Однако он сел на коня, взял с собою суму с
золотыми монетами — и поскакал, не жалея коня; наконец измученный бегун упал
бездыханный на Арзинган горе, что между Арзиньяном и Арзерумом. Что ему было
делать: от Арзиньяна до Тифлиза два месяца езды, а оставалось только два дни.
«Аллах всемогущий, — воскликнул он, — если ты уж мне не помогаешь, то мне
нечего на земле делать»; и хочет он броситься с высокого утеса; вдруг видит
внизу человека на белом коне; и слышит громкий голос: «Оглан, что ты хочешь
делать?» «Хочу умереть», — отвечал Ашик. «Слезай же сюда, если так, я тебя
убью». Ашик спустился кое-как с утеса. «Ступай за мною», — сказал грозно
всадник; «Как я могу за тобою следовать, — отвечал Ашик, — твой конь летит как
ветер, а я отягощен сумою»; — «Правда; повесь же суму свою на седло мое и
следуй»; — отстал Ашик-Кериб, как ни старался бежать: «Что ж ты отстаешь», —
спросил всадник; «Как же я могу следовать за тобою, твой конь быстрее мысли, а
я уж измучен». «Правда, садись же сзади на коня моего и говори всю правду, куда
тебе нужно ехать». — «Хоть бы в Арзерум поспеть нонче», — отвечал Ашик. —
«Закрой же глаза»; он закрыл. «Теперь открой»; — смотрит Ашик: перед ним белеют
стены и блещут минареты Арзрума. «Виноват, Ага, — сказал Ашик, — я ошибся, я
хотел сказать, что мне надо в Карс»; — «То-то же, — отвечал всадник, — я
предупредил тебя, чтоб ты говорил мне сущую правду; закрой же опять глаза, —
теперь открой»; — Ашик себе не верит то, что это Карс: он упал на колени и
сказал: «Виноват, Ага, трижды виноват твой слуга Ашик-Кериб: но ты сам знаешь,
что если человек решился лгать с утра, то должен лгать до конца дня: мне
по-настоящему надо в Тифлиз». — «Экой ты неверный, — сказал сердито всадник, —
но нечего делать: прощаю тебе: закрой же глаза. Теперь открой», — прибавил он
по прошествии минуты. Ашик вскрикнул от радости: они были у ворот Тифлиза.
Принеся искренюю свою благодарность и взяв свою суму с седла, Ашик-Кериб сказал
всаднику: «Ага, конечно, благодеяние твое велико, но сделай еще больше; если я
теперь буду рассказывать, что в один день поспел из Арзиньяна в Тифлиз, мне
никто но поверит; дай мне какое-нибудь доказательство». — «Наклонись, — сказал
тот улыбнувшись, — и возьми из-под копыта коня комок земли и положи себе за
пазуху: и тогда, если не станут верить истине слов твоих, то вели к себе
привести слепую, которая семь лет уж в этом положении, помажь ей глаза — и она
увидит». Ашик взял кусок земли из-под копыта белого коня, но только он поднял
голову, всадник и конь исчезли; тогда он убедился в душе, что его покровитель
был не кто иной, как Хадерилиаз (св. Георгий).

Только поздно вечером Ашик-Кериб отыскал дом
свой: стучит он в двери дрожащею рукою, говоря: «Ана, ана (мать), отвори: я
божий гость: я холоден и голоден; прошу ради странствующего твоего сына, впусти
меня». Слабый голос старухи отвечал ему: «Для ночлега путников есть дома
богатых и сильных: есть теперь в городе свадьбы — ступай туда; там можешь
провести ночь в удовольствии». — «Ана, — отвечал он, — я здесь никого знакомых
не имею и потому повторяю мою просьбу: ради странствующего твоего сына впусти
меня». Тогда сестра его говорит матери: «Мать, я встану и отворю ему двери». —
«Негодная, — отвечала старуха: — ты рада принимать молодых людей и угощать их,
потому что вот уже семь лет, как я от слез потеряла зрение». Но дочь, не внимая
ее упрекам, встала, отперла двери и впустила Ашик-Кериба: сказав обычное
приветствие, он сел и с тайным волнением стал осматриваться: и видит он на
стене висит в пыльном чехле его сладкозвучный сааз. И стал он спрашивать у
матери: «Что висит у тебя на стене?» — «Любопытный ты гость, — отвечала она, —
будет и того, что тебе дадут кусок хлеба и завтра отпустят тебя с богом». — «Я
уж сказал тебе, — возразил он, — что ты моя родная мать, а это сестра моя, и
потому прошу объяснить мне, что это висит на стене?» — «Это сааз, сааз», —
отвечала старуха сердито, не веря ему. — «А что значит сааз?» — «Сааз то
значит: что на ней играют и поют песни». — И просит Ашик-Кериб, чтоб она
позволила сестре снять сааз и показать ему. — «Нельзя, — отвечала старуха: —
это сааз моего несчастного сына, вот уже семь лет он висит на стене, и ничья
живая рука до него не дотрогивалась». Но сестра его встала, сняла со стены сааз
и отдала ему: тогда он поднял глаза к небу и сотворил такую молитву: «О!
всемогущий аллах! если я должен достигнуть до желаемой цели, то моя
семиструнная сааз будет так же стройна, как в тот день, когда я в последний раз
играл на ней». И он ударил по медным струнам, и струны согласно заговорили; и
он начал петь: «Я бедный Кериб (нищий) — и слова мои бедны; но великий
Хадрилияз помог мне спуститься с крутого утеса, хотя я беден и бедны слова мои.
Узнай меня, мать, своего странника». После этого мать его зарыдала и спрашивает
его: — «Как тебя зовут?» — «Рашид» (храбрый), — отвечал он. —
«Раз говори, другой раз слушай, Рашид, — сказала она: — своими речами ты
изрезал сердце мое в куски. Нынешнюю ночь я во сне видела, что на голове моей
волосы побелели, а вот уж семь лет я ослепла от слез: скажи мне ты, который
имеешь его голос, когда мой сын придет?» И дважды со слезами она повторила ему
просьбу. Напрасно он называл себя ее сыном, но она не верила, и спустя
несколько времени просит он: «Позволь мне, матушка, взять сааз и идти, я слышал,
здесь близко есть свадьба: сестра меня проводит; я буду петь и играть, и всё,
что получу, принесу сюда и разделю с вами». — «Не позволю, — отвечала старуха;
— с тех пор, как нет моего сына, его сааз не выходил из дому». — Но он стал
клясться, что не повредит ни одной струны, — «а если хоть одна струна порвется,
— продолжал Ашик, — то отвечаю моим имуществом». Старуха ощупала его сумы и,
узнав, что они наполнены монетами, отпустила его; проводив его до богатого
дома, где шумел свадебный пир, сестра осталась у дверей слушать, что будет.

В этом доме жила Магуль-Мегери, и в эту ночь
она должна была сделаться женою Куршуд-бека. Куршуд-бек пировал с родными и
друзьями, а Магуль-Мегери, сидя за богатою чапрой (занавес) с своими подругами,
держала в одной руке чашу с ядом, а в другой острый кинжал: она поклялась
умереть прежде, чем опустит голову на ложе Куршуд-бека. И слышит она из-за
чапры, что Пришёл незнакомец, который говорил: «Селям алейкюм: вы здесь
веселитесь и пируете, так позвольте мне, бедному страннику, сесть с вами, и
зато я спою вам песню». — «Почему же нет, — сказал Куршуд-бек. — Сюда должны
быть впускаемы песельники и плясуны, потому что здесь свадьба: — спой же
что-нибудь, Ашик (певец), и я отпущу тебя с полной горстью золота».

Тогда Куршуд-бек спросил его: «А как тебя
зовут, путник?» — «Шинды-Гёрурсез (скоро узнаете)». — «Что это за имя, —
воскликнул тот со смехом. — Я в первый раз такое слышу!» — «Когда мать моя была
мною беременна и мучилась родами, то многие соседи приходили к дверям спрашивать,
сына или дочь бог ей дал: им отвечали — шиндигёрузез (скоро узнаете). И вот
поэтому, когда я родился — мне дали это имя». — После этого он взял сааз и
начал петь.

— В городе Халафе я пил мисирское вино, но бог
мне дал крылья, и я прилетел сюда в день.

Брат Куршуд-бека, человек малоумный, выхватил
кинжал, воскликнув: «Ты лжешь; как можно из Халафа приехать сюда в день?»

— За что ж ты меня хочешь убить, — сказал
Ашик: — певцов обыкновенно со всех четырех сторон собирают в одно место; и я с
вас ничего не беру, верьте мне или не верьте.

— Пускай продолжает, — сказал жених, и
Ашик-Кериб запел снова:

— Утренний намаз творил я в Арзиньянской
долине, полуденный намаз в городе Арзруме; пред захождением солнца творил намаз
в городе Карсе, а вечерний намаз в Тифлизе. Аллах дал мне крылья, и я прилетел
сюда; дай бог, чтоб я стал жертвою белого коня, он скакал быстро, как плясун по
канату, с горы в ущелья, из ущелья на гору: Маулям(создатель) дал Ашику крылья,
и он прилетел на свадьбу Магуль-Мегери. Тогда Магуль-Мегери, узнав его голос,
бросила яд в одну сторону, а кинжал в другую: — «Так-то ты сдержала свою
клятву, — сказали ее подруги; — стало быть, сегодня ночью ты будешь женою
Куршуд-бека». — «Вы не узнали, а я узнала милый мне голос», — отвечала
Магуль-Мегери; и, взяв ножницы, она прорезала чапру. Когда же посмотрела и
точно узнала своего Ашик-Кериба, то вскрикнула; бросилась к нему на шею, и оба
упали без чувств. Брат Куршуд-бека бросился на них с кинжалом, намереваясь
заколоть обоих, но Куршуд-бек остановил его, примолвив: «Успокойся и знай: что
написано у человека на лбу при его рождении, того он не минует». Придя в
чувство, Магуль-Мегери покраснела от стыда, закрыла лицо рукою и спряталась за
чапру

— Теперь точно видно, что ты Ашик-Кериб, —
сказал жених; — но поведай, как же ты мог в такое короткое время проехать такое
великое пространство? — «В доказательство истины, — отвечал Ашик, — сабля моя
перерубит камень, если же я лгу, то да будет шея моя тоньше волоска; но лучше
всего приведите мне слепую, которая бы 7 лет уж не видала свету божьего, и я
возвращу ей зрение». — Сестра Ашик-Кериба, стоявшая у двери и услышав такую
речь, побежала к матери. «Матушка! — закричала она, — это точно брат, и точно
твой сын Ашик-Кериб»; и, взяв ее под руку, привела старуху на пир свадебный.
Тогда Ашик взял комок земли из-за пазухи, развел его водою и намазал матери
глаза, примолвя: «Знайте все люди, как могущ и велик Хадрилиаз», — и мать его
прозрела. После этого никто не смел сомневаться в истине слов его, и Куршуд-бек
уступил ему безмолвно прекрасную Магуль-Мегери.

Тогда в радости Ашик-Кериб сказал ему:
«Послушай, Куршуд-бек, я тебя утешу: сестра моя не хуже твоей прежней невесты,
я богат: у ней будет не менее серебра и золота; итак, возьми ее за себя — и
будьте так же счастливы, как я с моей дорогою Магуль-Мегери».

Главный смысл сказки «Ашик-Кериб» состоит в
том, что следует всегда помнить об обещаниях, данных другим людям. Ашик-Кериб,
живя богатой, сытой жизнью, позабыл о своей невесте и едва не упустил срок,
когда ему следовало вернуться в родные края, а Магуль-Мегери не поверила словам
о смерти жениха и ждала его семь лет. Сказка «Ашик-Кериб» учит быть настойчивым
в своих стремлениях и верить в лучшее.

Разбор типового тренировочного задания

1. Выбор элемента из выпадающего списка;

Текст вопроса: Что пророк дал Ашик – Керибу?

а) высокий рост и дар песен;

б) высокое сердце и дар песен;

в) высокое сердце и дар рисования;

г) маленький рост и большое сердце

Правильный вариант:

б) высокое сердце и дар песен;

Разбор типового контрольного задания

Подстановка элементов в пропуски в тексте.

Текст вопроса: Вставьте в текст пропущенные
слова.

Между тем ______ Пришёл ______ и ______ в одну
деревню; добрые люди _______ его и__________; он за то ______ им чудные песни;
таким образом переходил он из _______ в деревню, из города в ______; и ____ его
разнеслась ______.

Правильный вариант:

Между тем странник Пришёл бос и наг в одну
деревню; добрые люди одели его и накормили; он за то пел им чудные песни; таким
образом переходил он из деревни в деревню, из города в город; и слава его
разнеслась повсюду.

  • Характеристика героев сказки черная курица или подземные жители
  • Характеристика героев сказки мальчики чехов
  • Характеристика васи из рассказа в дурном обществе
  • Характеристика героев сказки ашик кериб 4 класс кратко
  • Характеристика болтая из рассказа прозрение