Характеристика главных героев
Царевна
Царевна является воплощением доброты, скромности и красоты. Причем красота у царевны не только внешняя, но и внутренняя. Читая сказку, я очень переживала за милую царевну. Ее кротость и трудолюбие, красота и душевная теплота восхищают меня. Пушкин так сумел представить образ царевны, что с первых страниц читатель очарован качествами девушки. В ней нет гордыни и высокомерия, несмотря на то, что она царская дочь.
Царевна отличается вежливостью и трудолюбием. Она не может сидеть без работы. Очень хорошо это видно, когда царевна попадает в дом семи братьев-богатырей. Девушка подмела светлицу, прибрала все. О ее трудолюбии говорит и то, что она умеет прясть. По всему заметно, что царевна неизбалованна. Ей чужды такие качества, как лень, горделивость, надменность. Она проста. Ее главным украшением являются вежливость, доброта, трудолюбие.
Еще одно не менее важное качество царевны – ее преданность. Она всей душой любит королевича Елисея. Царевна отвергает предложение семи богатырей. Делает она это очень тактично, мягко, так, чтобы не обидеть своих новых друзей. То есть царевна еще и очень тактичная.
Царица
В сказке образу царевны противопоставлена злая красавица-царица, которая озабочена лишь своей внешностью. Царица, мачеха царевны, красива, но очень спесива, высокомерна и своенравна. Она не может простить прекрасной царевне, что та милее и краше нее. Черная зависть, овладевшая царицей, толкает ее на жестокий и страшный поступок. Она решает убить царевну.
Не щадит царица и свое любимое зеркальце, которое не умеет лгать. Услышав от него нежеланный ответ, царица бросает зеркало под лавку как ненужный предмет. Ею овладевает желание отомстить царевне за ее превосходство над мачехой.
Такие люди, как царица, страшны как сами по себе, так и тем, что приобщают к достижению своих корыстных, грязных целей других людей. Так, царица требует от Чернавки полного повиновения. Она приказывает ей отвести царевну в дремучий лес и бросить ее там связанную на съедение хищникам.
Чернавка
Девушка-прислуга оказалась очень доброй. Она сжалилась над попавшей в беду царевной. Чернавка не стала убивать прекрасную царевну, а отпустила ее. Этот эпизод подтверждает мысль о том, что добрых людей вокруг нас намного больше.
Семеро богатырей
Братья живут в тереме, который стоит в лесу. Они очень дружны, хороши собой. Радушно приняли царевну, хотя и не знали, что это царская дочь. Братья честные и добрые люди.Влюбившись в прекрасную невесту, они приходят к ней, чтобы разрешить свой спор. Получив отказ, не сердятся на девушку, с уважением относятся к ее выбору.
Королевич Елисей
Королевич Елисей очень любит свою невесту. Услышав о ее исчезновении, тут же отправляется на поиски царевны.Только его любовь и помогла оживить отравленную царевну.
Зеркальце
Оно правдивое, не умеющее лгать и льстить. Для зеркальца правда превыше всего.
Итог
Противостояние добра и зла заканчивается в сказке Пушкина победой добрых сил.
Идея сказки сводится к мысли о том, что дерево ценится по плодам, а человек – по делам. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из нас мог гордиться своими поступками и мыслями.
Что может сравниться со сказками! Наверное, нет в мире ни одного человека, который бы не любил их. Сказки прочно входят в нашу жизнь еще в раннем детстве. Их дарит нам нежный голос мамы. Повзрослев, мы уже сами читаем их, переживая за судьбу героев, радуясь их успехам, огорчаясь их неудачам.
Сказки А. С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, который также написал много сказок. Мы уже знаем, что няня, Арина Родионовна, рассказывала поэту сказки, пела песни. Пушкин был восхищен их поэтичностью. И вот на свет появляются литературные сказки в стихотворной форме.
Рассмотрим картинки и назовём сказки Пушкина.
«Сказка о царе Салтане» (рис. 1)
Рис. 1. «Сказка о царе Салтане» (Источник)
«Сказка о рыбаке и рыбке» (рис. 2)
Рис. 2. «Сказка о рыбаке и рыбке» (
)
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (рис. 3)
Рис. 3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» ()
«Сказка о попе и о работнике его Балде» (рис. 4)
Рис. 4. Сказка о попе и о работнике его Балде ()
«Сказка о золотом петушке» (рис. 5)
Рис. 5. «Сказка о золотом петушке» ()
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Прочтём «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждёт-пождёт с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись, глядючи С белой зори до ночи. Не видать милого друга! Только видит: вьётся вьюга, Снег валится на поля, Вся белёшенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник в самый, в ночь Бог даёт царице дочь. Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец. На него она взглянула, Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла.
Долго царь был неутешен, Но как быть? и он был грешен; Год прошёл, как сон пустой, Царь женился на другой. Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. Ей в приданое дано Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. С ним одним она была Добродушна, весела, С ним приветливо шутила И, красуясь, говорила: “Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?” И ей зеркальце в ответ: “Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее”. И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищёлкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь.
Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей. Сват приехал, царь дал слово, А приданое готово: Семь торговых городов Да сто сорок теремов.
На девичник собираясь, Вот царица, наряжаясь Перед зеркальцем своим, Перемолвилася с ним: “Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?” Что же зеркальце в ответ? “Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее, Всех румяней и белее”. Как царица отпрыгнёт, Да как ручку замахнёт, Да по зеркальцу как хлопнет, Каблучком-то как притопнет!.. “Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою. Вишь какая подросла! И не диво, что бела: Мать брюхатая сидела Да на снег лишь и глядела! Но скажи: как можно ей Быть во всём меня милей? Признавайся: всех я краше. Обойди всё царство наше, Хоть весь мир; мне ровной нет. Так ли?” Зеркальце в ответ: “А царевна всё ж милее, Всё ж румяней и белее”. Делать нечего. Она, Чёрной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав её, живую Под сосной оставить там На съедение волкам.
Черт ли сладит с бабой гневной? Спорить нечего. С царевной Вот Чернавка в лес пошла И в такую даль свела, Что царевна догадалась И до смерти испугалась И взмолилась: “Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, Я пожалую тебя”. Та, в душе её любя, Не убила, не связала, Отпустила и сказала: “Не кручинься, бог с тобой”. А сама пришла домой. “Что? – сказала ей царица. – Где красавица девица?” – “Там, в лесу, стоит одна, – Отвечает ей она.– Крепко связаны ей локти; Попадётся зверю в когти, Меньше будет ей терпеть, Легче будет умереть”.
И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала! Тужит бедный царь по ней. Королевич Елисей, Помолясь усердно богу, Отправляется в дорогу За красавицей душой, За невестой молодой.
Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая, Между тем всё шла да шла И на терем набрела. Ей навстречу пёс, залая, Прибежал и смолк, играя. В ворота вошла она, На подворье тишина. Пёс бежит за ней, ласкаясь, А царевна, подбираясь, Поднялася на крыльцо И взялася за кольцо; Дверь тихонько отворилась, И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой. Видит девица, что тут Люди добрые живут; Знать, не будет ей обидно! – Никого меж тем не видно. Дом царевна обошла, Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась.
Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. Старший молвил: “Что за диво! Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. Кто же? Выдь и покажися, С нами честно подружися. Коль ты старый человек, Дядей будешь нам навек. Коли парень ты румяный, Братец будешь нам названый. Коль старушка, будь нам мать, Так и станем величать. Коли красная девица, Будь нам милая сестрица”.
И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те опознали, Что царевну принимали; Усадили в уголок, Подносили пирожок; Рюмку полну наливали, На подносе подавали. От зелёного вина Отрекалася она; Пирожок лишь разломила Да кусочек прикусила И с дороги отдыхать Отпросилась на кровать. Отвели они девицу Вверх, во светлую светлицу, И оставили одну Отходящую ко сну.
День за днём идёт, мелькая, А царевна молодая Всё в лесу; не скучно ей У семи богатырей. Перед утренней зарёю Братья дружною толпою Выезжают погулять, Серых уток пострелять, Руку правую потешить, Сорочина в поле спешить, Иль башку с широких плеч У татарина отсечь, Или вытравить из леса Пятигорского черкеса. А хозяюшкой она В терему меж тем одна Приберёт и приготовит. Им она не прекословит, Не перечат ей они. Так идут за днями дни.
Братья милую девицу Полюбили. К ней в светлицу Раз, лишь только рассвело, Всех их семеро вошло. Старший молвил ей: “Девица, Знаешь: всем ты нам сестрица, Всех нас семеро, тебя Все мы любим, за себя Взять тебя мы все бы ради, Да нельзя, так, бога ради, Помири нас как-нибудь: Одному женою будь, Прочим ласковой сестрою. Что ж качаешь головою? Аль отказываешь нам? Аль товар не по купцам?”
“Ой, вы, молодцы честные, Братцы вы мои родные, – Им царевна говорит, – Коли лгу, пусть бог велит Не сойти живой мне с места. Как мне быть? ведь я невеста. Для меня вы все равны, Все удалы, все умны, Всех я вас люблю сердечно; Но другому я навечно Отдана. Мне всех милей Королевич Елисей”.
Братья молча постояли Да в затылке почесали. “Спрос не грех. Прости ты нас, — Старший молвил поклонясь. – Коли так, не заикнуся Уж о том”. – “Я не сержуся, – Тихо молвила она, – И отказ мой не вина”. Женихи ей поклонились, Потихоньку удалились, И согласно все опять Стали жить да поживать.
Между тем царица злая, Про царевну вспоминая, Не могла простить её, А на зеркальце своё Долго дулась и сердилась: Наконец об нём хватилась И пошла за ним, и, сев Перед ним, забыла гнев, Красоваться снова стала И с улыбкою сказала: “Здравствуй, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?” И ей зеркальце в ответ: “Ты прекрасна, спору нет; Но живёт без всякой славы, Средь зелёныя дубравы, У семи богатырей Та, что всё ж тебя милей”. И царица налетела На Чернавку: “Как ты смела Обмануть меня? и в чём!..” Та призналася во всём: Так и так. Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить.
Раз царевна молодая, Милых братьев поджидая, Пряла, сидя под окном. Вдруг сердито под крыльцом Пёс залаял, и девица Видит: нищая черница Ходит по двору, клюкой Отгоняя пса. “Постой. Бабушка, постой немножко, – Ей кричит она в окошко, – Пригрожу сама я псу И кой-что тебе снесу”. Отвечает ей черница: “Ох ты, дитятко девица! Пёс проклятый одолел, Чуть до смерти не заел. Посмотри, как он хлопочет! Выдь ко мне”. – Царевна хочет Выйти к ней и хлеб взяла, Но с крылечка лишь сошла, Пёс ей под ноги – и лает И к старухе не пускает; Лишь пойдёт старуха к ней, Он, лесного зверя злей, На старуху. Что за чудо? “Видно, выспался он худо, – Ей царевна говорит. – На ж, лови!” – и хлеб летит. Старушонка хлеб поймала; “Благодарствую, – сказала, – Бог тебя благослови; Вот за то тебе, лови!” И к царевне наливное, Молодое, золотое, Прямо яблочко летит… Пёс как прыгнет, завизжит… Но царевна в обе руки Хвать – поймала. “Ради скуки Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обед…” – Старушоночка сказала, Поклонилась и пропала… И с царевной на крыльцо Пёс бежит и ей в лицо Жалко смотрит, грозно воет, Словно сердце пёсье ноет, Словно хочет ей сказать: Брось! – Она его ласкать, Треплет нежною рукою: “Что, Соколко, что с тобою? Ляг!” – ив комнату вошла, Дверь тихонько заперла, Под окно за пряжу села Ждать хозяев, а глядела Всё на яблоко. Оно Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, Будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь… Подождать она хотела До обеда; не стерпела, В руки яблочко взяла, К алым губкам поднесла, Потихоньку прокусила И кусочек проглотила… Вдруг она, моя душа, Пошатнулась не дыша, Белы руки опустила, Плод румяный уронила, Закатилися глаза, И она под образа Головой на лавку пала И тиха, недвижна стала…
Братья в ту пору домой Возвращалися толпой С молодецкого разбоя. Им навстречу, грозно воя, Пёс бежит и ко двору Путь им кажет. “Не к добру! – Братья молвили, – печали Не минуем”. Прискакали, Входят, ахнули. Вбежав, Пёс на яблоко стремглав С лаем кинулся, озлился Проглотил его, свалился И издох. Напоено Было ядом, знать, оно. Перед мёртвою царевной Братья в горести душевной Все поникли головой И с молитвою святой С лавки подняли, одели, Хоронить её хотели И раздумали. Она, Как под крылышком у сна, Так тиха, свежа лежала, Что лишь только не дышала. Ждали три дня, но она Не восстала ото сна. Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили – и толпой Понесли в пустую гору, И в полуночную пору Гроб её к шести столбам На цепях чугунных там Осторожно привинтили И решёткой оградили; И, пред мёртвою сестрой Сотворив поклон земной, Старший молвил: “Спи во гробе; Вдруг погасла, жертвой злобе, На земле твоя краса; Дух твой примут небеса. Нами ты была любима И для милого хранима – Не досталась никому, Только гробу одному”.
В тот же день царица злая, Доброй вести ожидая, Втайне зеркальце взяла И вопрос свой задала: “Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?” И услышала в ответ: “Ты, царица, спору нет, Ты на свете всех милее, Всех румяней и белее”.
За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён; Кто в глаза ему смеётся, Кто скорее отвернётся; К красну солнцу наконец Обратился молодец: “Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с тёплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей”. – “Свет ты мой, – Красно солнце отвечало, – Я царевны не видало. Знать, её в живых уж нет. Разве месяц, мой сосед, Где-нибудь её да встретил Или след её заметил”.
Тёмной ночки Елисей Дождался в тоске своей. Только месяц показался, Он за ним с мольбой погнался. “Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаёшь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звёзды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей”. – “Братец мой, – Отвечает месяц ясный, – Не видал я девы красной. На стороже я стою Только в очередь мою. Без меня царевна, видно, Пробежала”. – “Как обидно!” – Королевич отвечал. Ясный месяц продолжал: “Погоди; об ней, быть может, Ветер знает. Он поможет. Ты к нему теперь ступай, Не печалься же, прощай”.
Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая: “Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених её”. – “Постой, – Отвечает ветер буйный, – Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный На цепях между столбов. Не видать ничьих следов Вкруг того пустого места; В том гробу твоя невеста”.
Ветер дале побежал. Королевич зарыдал И пошёл к пустому месту, На прекрасную невесту Посмотреть ещё хоть раз. Вот идёт, и поднялась Перед ним гора крутая; Вкруг неё страна пустая; Под горою тёмный вход. Он туда скорей идёт. Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг Изумлёнными глазами; И, качаясь над цепями, Привздохнув, произнесла: “Как же долго я спала!” И встаёт она из гроба… Ах!.. и зарыдали оба. В руки он её берёт И на свет из тьмы несёт, И, беседуя приятно, В путь пускаются обратно, И трубит уже молва: Дочка царская жива!
Дома в ту пору без дела Злая мачеха сидела Перед зеркальцем своим И беседовала с ним, Говоря: “Я ль всех милее, Всех румяней и белее?” И услышала в ответ: “Ты прекрасна, слова нет, Но царевна всё ж милее, Всё румяней и белее”. Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала. Тут её тоска взяла, И царица умерла. Лишь её похоронили, Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей; И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мёд, пиво пил, Да усы лишь обмочил.
Словарная работа
Для того чтобы нам было понятнее читать «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», давайте узнаем значения некоторых устаревших слов. Сказка была написана очень давно, поэтому в ней встречаются такие слова:
Инда – даже.
Сочельник – канун Рождества Христова.
Обедня – главная церковная служба у христиан, которая совершается утром или в первой половине дня.
Персты – пальцы.
Молодица – молодая жена.
Чернавка – служанка для грязной работы.
Черница – монахиня.
Характеристика Королевича Елисея в сказке о мертвой царевне А.С. Пушкина?
Характеристика Королевича Елисея в сказке о мертвой царевне А.С. Пушкина?
Охарактеризуйте главного героя сказки о мертвой царевне и семи богатырях Королевича Елисея.
Дайте характеристику Королевичу Елисею.
Королевич описан в сказке Пушкина как верный, преданный, настойчивый, целеустремленный человек, способный на глубокие чувства. Не обладай он всеми вышеперечисленными качествами, царевна так бы и осталась Мертвой.
Королевич Елисей очень любил свою невесту. Когда она исчезла, Елисей отправился на поиски. В своих поисках королевич проявил большую настойчивость. Объехав целый свет, но нигде не отыскав следов своей милой, Елисей наконец решился обратиться к силам природы. Он по очереди спрашивает у Солнца, у Месяца и у Ветра, не видели ли они царевны. И когда ветер ответил, что царевна покоится в гробу, в дальней пещере, Елисей затосковал, зарыдал, но решил поехать взглянуть на свою невесту в последний раз. В эмоциональном порыве Елисей с силой ударился о гроб, гроб разбился, и царевна чудесным образом ожила.
Королевич Елисей яркий персонаж из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Королевич Елисей в сказке характеризуется, как персонаж который ради любви к царевне был готов преодолеть любые трудности и преграды. Елисей в сказке сильный, мужественный и самое главное преданный человек.
В сказке королевич Елисей настойчиво продолжает искать свою пропавшую невесту. Елисей искренне переживает из-за разлуки с ней (горько плачет, к ветру кинулся взывая).
Королевич после многих усилий всё таки нашёл свою возлюбленную, но она была мертва. Своей любовью он смог оживить спавшую мёртвым сном царевну. Конечно же в конце сказки королевич Елисей и Царевна поженились.
Он предан и очень любит свою Царевну, ради нее он готов горы свернуть. Даже узнав, что она мертва, он хотел проститься с Царевной.
Образ Елисея призывает читателя испытать своеобразный опыт поиска своей любви. Королевич Елисей не оставляет попыток розыска своей возлюбленной показывает напористость и не оставляет попыток стремится в достижении своей цели. Во время своих поисков он искренне испытывает душевную тоску и душевные переживания, но сказка была бы былью, если бы не происходили сказочные события. Он обращается к ветру, солнцу, луне, общается с ними, внимает их советам и в результате герой находит свою любимую и поцелуем снимает злые чары, наложенные злой и самовлюблённой, алчной мачехой. Благодаря этим качествам царевич преодолевает трудности и в конечном итоге женится на спасённой им возлюбленной.
В сказке королевич Елисей, добрый верный и открытый. Не напрасно он спрашивает у солнышка, у месяца, у ветра, у всех кого встретит, про свою любимую невесту. Он волнуется что не может найти ее. В сказке есть богатыри, мачеха, и все таки главный герой королевич Елисей.
Когда он спросил у ветра, где его невеста, в ответ услышал.
Королевич бежит туда, и видит свою царевну, в хрустальном гробу, расстроившись, он ударил по гробу и гроб разбился, и невеста ожила.
А я вот хочу верить в доброго седого бородатого старика, с красным носом и мешком подарков.Ну, хочу.Думаю есть может не Дед мороз, а какой-то добрый Новогодний дух, исполняющий желания
Когда и как узнала? Я уже и не помню.Как-то само собой это вышло.И кстати я тогда не особо разочаровалась.Не очень я верила, что подарки под елку мне кладет Дед мороз.Сколько раз, пыталась его увидеть и ни разу не смогла.Заподозрила не ладное.Ну а потом убедилась, Дед мороза, нет.А это все сказки для детей, которые живут верой в чудо.Не надо отнимать у них эту веру.Пусть верят в добрых волшебников и волшебниц, в чары волшебства, сказки и прочее.Это на самом деле хорошо.Хотя и взрослые есть те, кто подобен детям.Так же во все это верит.Ну а почему нет? Это красиво, завораживающе, интересно и привлекательно.И пусть будет больше доброго волшебства и сказки, в нашем мире.
Эх, скорей бы Новый год.Дожить бы
Главный герой сказки Вильгельма Гауфа мальчик Якоб, который жил в семье сапожника и торговки овощами. Якоб был трудолюбивым мальчиком, он помогал матери торговать на базаре, покупателям от помогал принести домой тяжелые сумки с покупками.
Однажды он не сдержался и нагрубил страшной старухе, которая оказалась колдуньей и превратила его в белку, которой пришлось прислуживать старухе.
Якоб терпеливый и стойкий по характеру, он переносил все лишения и насмешки, когда вернулся домой в образе страшного карлика. Он упорно добивался места на кухне герцога и доказал своё мастерство повара.
Якоб благодарный и честный друг, он помог гусыне Мими снять колдовские чары и превратиться в девушку.
Своим профессиональным мастерством, упорством Якоб смог стать обеспеченным человеком и помочь своим родителям.
Из фильмов выбрать благородных персонажей довольно просто.
Стоит вспомнить «Капитана Блада» или «Сирано де Бержерака»,
главные герои этих произведений точно претендуют на первое место среди благородных людей.
Затем хочется упомянуть капитана Фракасса и пана Володыевского. Это мои самые любимые с детства и юношества благороднейшие персонажи.
Сказочные персонажи тоже подают пример благородства.
Герда из сказки «Снежная королева» в первую очередь приходит на ум.
Золушка и Настенька из наших детских любимых сказок.
Русалочка из сказки Андерсена.
Или девочка из «Двенадцати месяцев», сколько в ней доброты и благородства.
Конек-Горбунок тоже показывает примеры благородства, заботы и любви, хоть и совсем сказочный персонаж, придуманный, фантастический.
В каждой сказке всегда есть главные герои и второстепенные, положительные и отрицательные. В данной сказке много героев, попробуем дать точные характеристики в соответствии с их поступками.
А вот еще один вариант характеристики главных героев:
Составим характеристику героя русской волшебной сказки «По щучьему веленью».
Возраст: не определен, младший сын.
Внешность: не красавец.
Характер: Ленивый, не любит ничего делать, лежебока. В жизни для Емели самым большим удовольствием было лежать на печи. Очень любит пить и кушать. Любит наряжаться. Его легко обмануть, значит Емеля не отличается умом и сообразительностью. Заглядывается на красивых царевен. Обратим внимание, что строить избушку Емеля отказывался, и его пришлось уговаривать, а вот когда Марья попросила его стать красавцем, он уже не долго думал, сразу согласился. Следовательно Емеля любит, чтобы им восхищались.
Душа у Емели действительно добрая, но он умеет пригрозить, а на простых людей ему наплевать. Он не только подавил народ в городе, но потом еще и дубинкой его отделал.
В целом Емелю нельзя назвать классическим положительным героем, многие его поступки явно отрицательные. Но симпатии народа на стороне героя и он в конце женится на царевне.
«Сказка о мертвой царевне» главные герои
Традиционно яркими и глубокими образами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи – всё это характерно для пушкинских сказок. Эти произведения – жемчужины русской литературы в своём жанре. В “Сказке о мёртвой царевне” герои интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.
Несколько интересных сочинений
- Толстой Л. Н.
- Сочинение Примеры верности из литературы
Тема верности очень актуальна для литературы. Верность в литературных произведениях разбирается в разном контексте. Поднимались темы верности в любовных и дружеских отношениях, верность к отчизне. - Тема одиночества в лирике Лермонтова сочинение (Мотив одиночества)
Михаил Юрьевич Лермонтов довольно известный автор различных произведений, который считается поистине великим творцом. Многие произведения содержат грустные мысли и чувства, которые определили его прошлое - Сочинение Что значит идти путём самосовершенствования?
Жизнь дарит чудеса. Самосовершенствование – полезное занятие. Это прекрасная возможность развить кругозор, узнать новое и закрепить полученные знания. Интересное времяпровождение вдохновляет и дарит успех в выбранном деле. - Отзыв о произведении О чем плачут лошади Абрамова 7 класс
Недавно я прочитал рассказ Федора Александровича Абрамова «О чем плачут лошади». Он произвел потрясающие впечатления. Здесь Абрамов показывает быт русского села с его хлопотами.
Главные герои
Царевна
При родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту. Отправляет свою служанку в лес с молодой девушкой, чтобы Чернавка привязала её к дереву на растерзанье зверям. Девушка долго бродит по лесу и находит терем, где остаётся ночевать, хозяйничает, готовит. 7 богатырей принимают её как родную сестру. Девушка живёт счастливо, лишь грустит по своему жениху Елисею.
Королевич Елисей
Жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён. В поисках царевны обращается к Солнцу, к Месяцу, к Ветру. Последний рассказывает королевичу о горе, на которой в глубокой скале находится хрустальный гроб с девушкой. Королевич зарыдал, узнав такое известие, однако решил последний раз взглянуть на возлюбленную. Он находит царевну, целует её, она оживает, удивляясь своему долгому сну.
Мачеха, жена Царя
Вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. В приданное ей досталось зеркало, с которым женщина разговаривает, чтобы убедиться в своей красоте. Узнав, что молодая царевна красивее её, мачеха отправляет её в лес на гибель. Спустя время зеркало сообщает, что царевна жива. Мачеха переодевается старухой и приносит отравленное яблоко своей падчерице. В финале сказки узнав, что царевна жива и по-прежнему красивее её, царица умирает “с тоски”.
7 богатырей
Молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Полюбив и привыкнув к девушке, братья начинают ссориться, и идут к ней на честный разговор: они предлагают выйти замуж за одного из них, чтобы разрешить ситуацию. Девушка признаётся, что у неё есть жених, которого она любит. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале.
Персонажи сказки
Действующих лиц в сказке не очень много. Для читательского дневника их можно оформить в таблицу или сделать список персонажей «Мёртвой царевны» с характеристикой и небольшим описанием:
- Царица — она же злая мачеха, отправившая юную принцессу на верную смерть в лес.
- Царевна — дочь царя и падчерица царицы. Очень красивая девушка с добрым характером.
- Елисей — царевич, жених принцессы. Отважный молодой человек.
- Семь богатырей — братья, ведущее отшельнический образ жизни в лесном тереме.
- Чернавка — служанка злой царицы. Девушка с добрым сердцем, но трусливым характером.
- Соколко — верный пёс, который пытался спасти царевну от отравления.
- Волшебное зеркало — приданое злой царицы, которое всегда говорило правду.
- Солнце, Месяц, Ветер — одушевлённые силы природы, которые указали путь Елисею к хрустальному гробу.
В сказке также присутствуют персонажи, которые влияют на сюжет только косвенно. Например, царь. В тексте про него почти не упоминается, только то, что он женился на злой царице и горевал по потерянной дочери.
В самом начале произведения автор описывает царицу — мать принцессы. Но о ней известно лишь то, что она год прождала мужа из похода, сидя у окна, родила дочь в день его возвращения и умерла.
Характеристика главных героев
Царевна
Царевна является воплощением доброты, скромности и красоты. Причем красота у царевны не только внешняя, но и внутренняя. Читая сказку, я очень переживала за милую царевну. Ее кротость и трудолюбие, красота и душевная теплота восхищают меня. Пушкин так сумел представить образ царевны, что с первых страниц читатель очарован качествами девушки. В ней нет гордыни и высокомерия, несмотря на то, что она царская дочь.
Царевна отличается вежливостью и трудолюбием. Она не может сидеть без работы. Очень хорошо это видно, когда царевна попадает в дом семи братьев-богатырей. Девушка подмела светлицу, прибрала все. О ее трудолюбии говорит и то, что она умеет прясть. По всему заметно, что царевна неизбалованна. Ей чужды такие качества, как лень, горделивость, надменность. Она проста. Ее главным украшением являются вежливость, доброта, трудолюбие.
Еще одно не менее важное качество царевны – ее преданность. Она всей душой любит королевича Елисея. Царевна отвергает предложение семи богатырей. Делает она это очень тактично, мягко, так, чтобы не обидеть своих новых друзей. То есть царевна еще и очень тактичная.
Царица
Не щадит царица и свое любимое зеркальце, которое не умеет лгать. Услышав от него нежеланный ответ, царица бросает зеркало под лавку как ненужный предмет. Ею овладевает желание отомстить царевне за ее превосходство над мачехой.
Такие люди, как царица, страшны как сами по себе, так и тем, что приобщают к достижению своих корыстных, грязных целей других людей. Так, царица требует от Чернавки полного повиновения. Она приказывает ей отвести царевну в дремучий лес и бросить ее там связанную на съедение хищникам.
Чернавка
Девушка-прислуга оказалась очень доброй. Она сжалилась над попавшей в беду царевной. Чернавка не стала убивать прекрасную царевну, а отпустила ее. Этот эпизод подтверждает мысль о том, что добрых людей вокруг нас намного больше.
Семеро богатырей
Братья живут в тереме, который стоит в лесу. Они очень дружны, хороши собой. Радушно приняли царевну, хотя и не знали, что это царская дочь. Братья честные и добрые люди.Влюбившись в прекрасную невесту, они приходят к ней, чтобы разрешить свой спор. Получив отказ, не сердятся на девушку, с уважением относятся к ее выбору.
Королевич Елисей
Королевич Елисей очень любит свою невесту. Услышав о ее исчезновении, тут же отправляется на поиски царевны.Только его любовь и помогла оживить отравленную царевну.
Зеркальце
Оно правдивое, не умеющее лгать и льстить. Для зеркальца правда превыше всего.
Итог
Противостояние добра и зла заканчивается в сказке Пушкина победой добрых сил.
Идея сказки сводится к мысли о том, что дерево ценится по плодам, а человек – по делам. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из нас мог гордиться своими поступками и мыслями.
Что может сравниться со сказками! Наверное, нет в мире ни одного человека, который бы не любил их. Сказки прочно входят в нашу жизнь еще в раннем детстве. Их дарит нам нежный голос мамы. Повзрослев, мы уже сами читаем их, переживая за судьбу героев, радуясь их успехам, огорчаясь их неудачам.
Сказки А. С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, который также написал много сказок. Мы уже знаем, что няня, Арина Родионовна, рассказывала поэту сказки, пела песни. Пушкин был восхищен их поэтичностью. И вот на свет появляются литературные сказки в стихотворной форме. Рассмотрим картинки и назовём сказки Пушкина.
«Сказка о царе Салтане» (рис. 1)
Рис. 1. «Сказка о царе Салтане» (Источник)
«Сказка о рыбаке и рыбке» (рис. 2)
Рис. 2. «Сказка о рыбаке и рыбке» (
)
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (рис. 3)
Рис. 3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» ()
«Сказка о попе и о работнике его Балде» (рис. 4)
Рис. 4. Сказка о попе и о работнике его Балде ()
«Сказка о золотом петушке» (рис. 5)
Рис. 5. «Сказка о золотом петушке» ()
Краткий анализ
Характеристика героев сказки поможет составить представление о мире персонажей и его атмосфере, а краткий анализ произведения понять его главную мысль. Для читательского дневника в 5 классе упрощённый разбор сказки будет выглядеть следующим образом:
- Год написания — 1833.
- Полное название — «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
- Автор — Александр Сергеевич Пушкин.
- Жанр — стихотворная сказка.
- Тема — любовь бессмертна.
- Основная мысль — доброта, любовь и взаимовыручка может противостоять любому злу, даже смерти.
Есть версии, что в основе этого произведения лежат фольклорные мотивы и даже некоторые сказки зарубежных авторов. Однако все критики сходятся во мнении, что сказка — полноценное авторское произведение, написанное в особой Пушкинской манере.
В основе текста цепная композиция с троекратными повторами. Этот метод написания намного облегчает восприятие сюжета даже для самых юных читателей. К тому же система образов, основанная на их противостоянии, чётко квалифицирует каждого из персонажей.
В сказке сразу понятно, кто положительный герой, а кто отрицательный. Причём первых гораздо больше, что делает историю доброй и позитивной.
Произведение учит детей добру и взаимовыручке. Всегда помогать людям, попавшим в трудную ситуацию. Оставаться честным с собой и окружающими, какие бы трудности ни преподносила жизнь.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Прочтём «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждёт-пождёт с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись, глядючи С белой зори до ночи. Не видать милого друга! Только видит: вьётся вьюга, Снег валится на поля, Вся белёшенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник в самый, в ночь Бог даёт царице дочь. Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец. На него она взглянула, Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла.
В образе главной героини «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин воплотил народный идеал, в котором гармонично объединились внешняя и духовная красота. Автор наделил сказочную царевну чертами, которые не утрачивают свою ценность и по прошествии веков, это доброта, скромность, верность, трудолюбие.
Описание героини
В сказке царевна предстает в образе белолицей и чернобровой русской красавицы с мягким и кротким характером. Ей присущи такие качества, как доброта, скромность, порядочность, трудолюбие. А.С. Пушкин сравнивает героиню с цветком, поэтично описывая, как этот цветок постепенно наполняется красотой и, наконец, распускается: «…царевна молодая, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась – и расцвела…» Но красота девушки не способна испортить ее характер, героиня лишена таких черт, как чванливость или высокомерие. Несмотря на знатное происхождение, она ведет себя, как обычная девушка. Ее доброты хватает на всех, с кем сводит ее судьба, она милосердно дарит ее как людям, так и животным.
Царица-мачеха и молодая царевна представляют собой два противоположных полюса. Царица, несмотря на свою красоту, наделена скверным характером и чудовищным самолюбием. Поэт отмечает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свою роль первой красавицы она готова отстаивать даже ценой жизни другого человека.
К сожалению, юная царевна становится жертвой жгучей ненависти и зависти со стороны коварной мачехи, которая любыми способами готова избавиться от девушки. Всему виной – красота падчерицы, о которой мачехе поведало говорящее волшебное зеркальце. Поэт с сочувствием описывает изгнание героини из дома, но даже в эти минуты девушку не покидает чувство доверия к людям. Чернавка, которой царица-мачеха приказывает погубить царевну, тронута добрыми словами, с которыми обращается к ней юная царевна. Поэтому она, «в душе ее любя», нарушает приказ царицы, хотя знает, что такое непослушание может стоить ей жизни. Она оставляет девушку в лесу, и та через некоторое время выходит к большому терему, не подозревая, что его хозяевами являются семь братьев-богатырей.
Переступая порог чужого дома, царевна испытывает неловкость: ведь она вторгается в незнакомое жилище в качестве непрошеной гостьи. Но, будучи порядочной и доверчивой, она надеется, что хозяева терема все же окажутся добрыми людьми и не причинят ей зла. К приходу хозяев она решает прибраться в доме и растопить печь.
Увидев семерых красавцев богатырей, царевна очень смущается. Для нее становится неожиданностью, что в тереме живут молодые мужчины. Тем не менее, она по всем правилам приличия «честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась; закрасневшись, извинилась». Автор показывает, что девушка религиозна: «засветила богу свечку»; трудолюбива: «всё порядком убрала»; верна своему жениху: «мне всех милей королевич Елисей». Таким образом, благодаря художественному мастерству А.С. Пушкина, происходит превращение сказочного персонажа в идеал, наделенный определенными чертами. Образ царевны еще полнее раскрывается через отношение к ней других действующих лиц. Доброе, братское отношение богатырей, преданность Соколко, любовь Елисея – все это помогает читателю лучше оценить качества героини: нежность, благородство, кротость, доверчивость.
В эпизоде с нищенкой, в которую переодевается мачеха, также проявляется душевность героини, ее сострадание и сочувствие к бедности. Она отгоняется пса и протягивает страннице хлеб, который на Руси считается оберегом и символом жизни. Взамен же получает отравленное яблоко, в котором заключена смерть.
Вернувшиеся домой богатыри долго оплакивают ненаглядную «сестрицу», но так и не решаются предать ее тело земле. Вместо этого они кладут ее в хрустальный гроб, который подвешивают в пещере. Возможно, они все еще не верят в происходящее и надеются, что царевна когда-нибудь оживет. И чудо действительно происходит. Волшебные силы природы помогают королевичу Елисею отыскать дорогу к невесте. Юноша разбивает крышку гроба, и его возлюбленная оживает. Смерть оказывается бессильна перед большой любовью, которая живет в сердцах героев.
Несмотря на беды, выпавшие на долю царевны, сердце ее не ожесточается. Даже козни жестокой царицы не способны убить в ее душе веру в людей. Она с достоинством переносит все испытания, обретает семерых братьев, готовых ради нее на любой подвиг, воссоединяется со своим избранником Елисеем.
Роль героини в произведении
В образе царевны А.С. Пушкин воплотил черты женского идеала, который сложился еще в дохристианские времена. В женщине с давних времен ценилась не только внешняя, но и внутренняя красота, включающая такие качества, как преданность, нежность, надежность, доброта, трудолюбие, ум, отзывчивость, способность любить. Эти качества не утратили своей ценности и в наше время. Несмотря на изменения положения в обществе, женщина все так же считается символом материнской любви, супружеской верности, хранительницей домашнего очага.
Своей сказкой А.С. Пушкин утверждает, что добро всегда побеждает, а зло оказывается наказанным. Великая сила любви возвращает царевну к жизни, так автор вознаграждает героиню за ее верность, преданность и порядочность. Дело заканчивается свадьбой и пышным пиром. Мачеха же, поняв, что проиграла, умирает от злости. Если нести в мир добро, оно обязательно вернется к человеку, ну а злоба обернется только злом, направленным против самого злодея.
Литература
- Бойко В волшебной пушкинской стране — М.: Альта, 2010.
- Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина. -М.: Совершенство,2011.
- Медриш Д.Н. Путешествие в Лукоморье: Сказки Пушкина и народная культура. — Волгоград, 2009.
- Непомнящий В. А.О сказках Пушкина.//Пушкин А.С. Сказки. -М.: Проспект,2007.
- Азадовский М.К. Пушкин и фольклор// Сказки Пушкина в школе.- М.: Просвещение, 1972.
- Сапожков, С.В. Сказки А.С. Пушкина как поэтический цикл/С.В. Сапожков // Детская литература. — 1991.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 297 | Оценить:
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. Деление сказки на части
Класс:4
Цели: познакомить со сказкой А.С. Пушкина; учить анализировать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чтению; учить сравнивать сказки народные и литературные, делить текст на части; формировать умения анализировать литературное
произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; воспитывать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст,развивать память, логическое мышление, речь.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества А. С. Пушкина.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику, видеозапись мультипликационного фильма по сказке А. С. Пушкина.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока
— Ребята, прочитайте название сказки, с которой мы познакомились на прошлом уроке. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
— Скажите, что мы можем узнать из названия. (Мы можем узнать, что это сказка; герои в ней: царевна и семь богатырей.)
— Кто такой богатырь? Найдите значение этого слова в словарях. (Словарь СИ. Ожегова: богатырь — человек очень большой силы, стойкости и отваги. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь — человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.)
— Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки. (1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло. 7. Концовка.)
— Прочитайте тему урока, выберите те пункты, над которыми нам нужно поработать сегодня. (Борьба добра и зла, добро побеждает зло.)
— Давайте вспомним значение слов «добро» и «зло».
(Учащиеся объясняют своими словами, как они понимаем значение этих слов, затем находят их значение в словаре СИ. Ожегова.)
Добро — 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.).
Зло — 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.
— Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить?
III. Работа по теме урока
— Итак, вспомним, какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий. (Главные герои — царица и царевна.)
— Разберемся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый.
(Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молода?…» на с. 73.)
— Что вы узнали из начала сказки?
— Отчего умерла царица?
— Найдите описание новой царицы.
Как вы понимаете выражение «и умом и всем взяла»? Объясните значение слов «ломлива» и «своенравна». (Ломлива — упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна — упряма, капризна, поступающая так, как вздумается.)
— Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он ее сравнивает? (С цветком.)
— Что значит быть кроткого нрава? (Нрав — характер, душевные качества. Кроткий — незлобливый, покорный, смирный.) Какое приданое приготовлено царевне?
Кто из вас знает, что такое девичник? (В народном свадебном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты накануне венчания, а также вообще вечеринка, на которую собираются девушки, женщины.) Что узнала царица от зеркальца?
зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?
Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни? Как вы понимаете значение выражения «черная и белая зависть»? Чем они отличаются?
Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят? К чему привела черная зависть в сказке?
— Что же вы можете сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.)
— Какой была царица? (Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой — от этого полностью зависят ее настроение и вся ее жизнь.)
— Подумайте: кто из наших героев положительный, а кто отрицательный? (Царица — отрицательная героиня, а царевна — положительная.)
— Что такое положительные и отрицательные черты характера? (Положительные (хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь, верность, кротость, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)
— Ребята, а как можно определить, злой человек или добрый? Ведь каждый человек считает себя хорошим. (По его поступкам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Чтение продолжения сказки до слов «Раз царевна молодая…» нас. 80.)
— Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме. Что она стала делать?
— О каких чертах характера это говорит?
— Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов?
— Как богатыри узнали, что в их доме царевна?
— Как царевне жилось у богатырей?
— Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?
— Как братья пришли свататься к царевне?
— Почему она им отказала? Какой она была?
— Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?
— Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать голосом характеры героев.
— Составьте характеристику любого героя сказки по следующему плану.
План характеристики героя сказки
1. Где живет герой?
2. Внешний облик героя.
3. Какие поступки совершает?
4. Какой характер у героя?
5. Как к герою относится автор?
6. Свое отношение к герою.
(После подготовки заслушивают несколько ответов.)
VI. Рефлексия
С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? За что бы вы себя похвалили сегодня?
VII. Подведение итогов урока
Как, в виде кого представлено зло?
Подумайте и распределите героев по группам: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники. (Дети называют героев и заполняют соответствующую таблицу.)
— Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют? Как автор относится к главным героиням? Докажите.
Домашнее задание
Дочитать сказку до конца. Подобрать синонимы к словам к нос и равный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумленный»; подобрать антонимы к словам «жданный», «грешен»; выписать наиболее понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.