Характеристика героев сказки три медведя

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 10 г. вязьмы смоленской областиконспект занятия по театрализованной деятельности в группе раннего возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 г. Вязьмы Смоленской области

Конспект занятия по театрализованной деятельности

в группе раннего возраста №1

Инсценировка сказки «Три медведя»

(с использованием развивающей среды группы)

Подготовила воспитатель:

Чупина Е.В.

г. Вязьма, 2021 год

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Тема: Сказка «Маша и три медведя»

Возрастная группа: группа раннего возраста

Цель: помочь детям вспомнить содержание сказки, поощрять желание участвовать в инсценировке сказки. Вызвать радость и эмоциональный отклик у детей.

Задачи:

Образовательные:

-закрепить знание детьми содержания сказки «Три медведя»; отвечать на вопросы по ее содержанию;

-формировать представление о величине: большой, средний, маленький.

-закрепить умения узнавать сказку по характерным признакам сказочных героев;

-совершенствовать умение эмоционально передавать характер сказки.

Воспитательные:

-воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к устному народному творчеству;

-воспитание у детей интереса к театрализованной деятельности.

Развивающие:

-развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог; выразительность и темп речи, силу голоса;

-расширять и активизировать словарный запас;

-развитие музыкально-художественной деятельности детей.

Подготовительная работа: чтение русской народной сказки «Три медведя», рассматривание иллюстраций, обсуждение характеров героев, разучивание ролей.

Материалы и оборудование:

1) музыкальное оборудование: музыкальный центр (магнитофон) с записью звуков природы (шум ветра, пение птиц, журчание ручья); музыка для танца Мишутки, бабочек.

2) декорации к сказке: деревья, плетень, стол, кровати и стулья медведей разных размеров.

3) атрибуты: корзинка, муляжи убранства на стол, миски, ложки, банка меда.

4) костюмы героев сказки

Действующие лица: ведущая, бабушка, дед – взрослые; Машенька, бабочки, Михаил Потапович, Настасья Петровна, Мишутка – дети.

Действие первое

Ведущая:

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке,

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

— ответ детей «Три медведя»

Ведущая:

-Давным-давно, в одной деревеньке жили-были дедушка с бабушкой. И была у них внучка Машенька. Маша помогала бабушке по хозяйству: приносила дрова для печки, поливала цветы.

Один раз зашли за Машенькой подружки и стали звать ее в лес по грибы, да по ягоды.

Машенька:

— Дедушка, бабушка! Отпустите меня в лес по грибы, да по ягоды!

Дедушка (грозит пальцем):

— Ох, проказница, что с тобой делать? Ступай, да только смотрите осторожно. Вот тебе лукошко.

Бабушка:

— Ты по сторонам гляди, от подруг не отходи!

Действие второе

Ведущая:

— Маша долго ходила по лесу, слушала пение птиц, собирала грибы. Девочка устала и присела на пенек. Возле себя она увидела много красивых цветов.

Маша:

— Какие красивые цветы!

Ведущая:

— И Маша стала плести венок. Потом девочка заметила бабочек, которые стали кружиться в танце.

Танец бабочек

Ведущая:

— Маша, залюбовавшись красотой леса, не заметила как осталась одна, и пошла искать дорогу домой. В лесу она заблудилась и стала кричать.

Маша:

-Ау! Ау! Подруженьки!

(Маша садится на пенек и горько плачет).

 (Идет по лесу, набредает на избушку трех медведей, удивленно ее разглядывает)

— Кто здесь в домике живет? Кто мне двери отопрет?

Ведущая:

— Дверь открыта, горит свет,

Только вот хозяев нет.

— Маша заходит в избушку, и видит стол и три стула: один большой, другой поменьше, а третий совсем маленький. А на столе стояли три чашки с кашей: большая, поменьше и совсем маленькая.

Посидела Маша на первом стуле — неудобно ей стало, потом посидела на стуле поменьше, и тут неудобно, а вот на маленьком стуле понравилось. Маша стала прыгать, вертеться и стульчик сломался.

Маша весь день в лесу провела, проголодалась. Поела она из большой чашки – неудобно ложку держать, поела из чашки поменьше – тоже неудобно, стала Маша кушать из маленькой чашечки, так всю кашу и съела.

Устала Маша, захотелось ей спать, видит Маша стоят в избушке три кровати. Легла в самую большую кровать – неудобно ей, просторно как-то, легла в кровать поменьше – да и тут неловко, а в самой маленькой кроватке ей уютно и тепло, и не заметила Маша, как заснула.

А медведи тем временем гуляли в лесу, маленький Мишутка собирал шишки в корзину. Медведи присели на пенек, а Мишутка стал танцевать.

Танец Мишутки

 Пришли медведи домой и увидели, что в их домике кто-то был.

Михаил Иванович (грозно):

— Кто сидел на моем стуле и сдвинул его?

Настасья Петровна (сердито):

— А кто сидел на моем стуле и сдвинул его?

Мишутка (жалобно):

-А кто сидел на моем стуле и сломал его?

Захотели медведи есть и вдруг видят, что из чашек кто-то ел.

Михаил Иванович (грозно):

-Кто хлебал из моей чашки?

Настасья Петровна (сердито):

-А кто ел из моей чашки?

Мишутка (жалобно):

-А кто ел из моей чашечки и все съел?

Ведущая:

Видят медведи, что и кровати их смяты.

Михаил Иванович (грозно):

— Кто спал на моей кровати и смял ее?

Настасья Петровна (сердито):

— А кто спал на моей кровати и смял ее?

Мишутка (подошел к своей кровати и увидел Машу):

-А в моей кровати кто-то спит.

Маша (проснулась, испуганно смотрит на медведей):

— Ой-ой, как страшно!

Михаил Иванович:

-Ты не бойся нас, девочка, мы совсем не злые.

Настасья Петровна (угощает медом):

— Вот, попробуй мед лесной, он очень вкусный, угощайся.

Мишутка:

— Хочешь, дружить будем? Будешь к нам в гости приходить.

Маша:

— Спасибо, медведи, вы уж меня простите, не нарочно я к вам гости забрела. Заблудилась я.

Ведущая:

-Простили медведи Машу и отвели ее к бабушке и дедушке.

В конце сказки все герои выходят на поклон.

Как снимали «Морозко». Отправляемся в волшебный мир зимней сказки

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Заглядываем на новую выставку музея «Садовое кольцо» в поисках новогоднего настроения.

В музее «Садовое кольцо» открылась выставка «Новогодняя сказка в кино: “Морозко”» посвященная одному из самых известных фильмов советского режиссера-сказочника Александра Роу, снискавшему огромную любовь зрителей и отмеченному профессиональными наградами на родине и за рубежом. Среди наград «Морозко» — главный приз XVII Венецианского международного кинофестиваля в программе детских и юношеских фильмов и «Золотая ветвь» Всесоюзного кинофестиваля 1966 года в Москве. Премьера «Морозко» состоялась 24 марта 1965 года, но в истории отечественного кинематографа фильм навсегда останется одной из главных новогодних сказок.

В экспозицию вошли эскизы художника-постановщика картины Арсения Клопотовского, который не только создавал образы героев и декорации, но и стал автором многих технических находок. Для своего времени фильм стал новаторским — в нем использованы комбинированные съемки, обратная перемотка, двойная экспозиция. Предлагаем прогуляться по волшебному заснеженному миру кинофильма в компании куратора выставки Лидии Еновой.

Северные пейзажи и мастерство художника-постановщика

Действие фильма занимает два времени года — лето, когда мы знакомимся с персонажами и основным конфликтом, и зиму, когда происходят главные чудеса. Летние сцены снимали недалеко от Москвы, под Звенигородом, а зимнюю натуру нашли на Кольском полуострове, неподалеку от города Оленегорска. Александру Роу нравились тамошние северные заснеженные пейзажи с огромными елями. Он уже снимал в тех местах зимние сцены фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Первым съемочным днем стало 13 марта 1964 года. В Москве и Подмосковье весна вступает в свои права, а на Кольском полуострове — мороз, сугробы и главное, что так ценили режиссер и оператор Дмитрий Суренский, — прозрачный, хрустальный воздух. Но особенности северного климата приносили и неудобства. Постройка реалистичных декораций — терема Морозко, крестьянской избы и избушки Бабы-яги — в условиях мерзлоты стала вызовом для художника-постановщика.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

«Арсений Клопотовский решил эту задачу — декорации возводили на устойчивых платформах, — рассказывает куратор выставки. — Помогали в строительстве местные умельцы. Поначалу деликатный и скромный художник не внушил северным жителям доверия, но они быстро изменили мнение о нем. Арсений Павлович был не только талантливым художником, но и профессионалом-практиком. Руками работать он умел — в годы Великой Отечественной войны, когда отец ушел на фронт, а мать поднимала младших детей, 16-летнему Арсению пришлось стать главой семьи. В 1944–1946 годах он работал на Алма-Атинской киностудии, что предопределило его будущую профессию — в 1946-м Клопотовский поступил на художественный факультет ВГИКа».

Перед художником стояла еще одна сложная задача — оживить избушку Бабы-яги, и с ней он тоже справился блестяще. Изготовили две избушки: первую, деревянную, приводили в движение системой рычагов. Внешне она должна была выглядеть маленькой, но при этом вмещать персонажей и оператора, поэтому одна из стенок была подвижной. Вторую избушку вырезали из поролона и надевали на статиста, как ростовую куклу. По такому же принципу были изготовлены и костюмы пней.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Кстати, поролон (научное название — эластичный пенополиуретан) в то время был далеко не так доступен, как сегодня. Этот материал изобрели в 1940-х, в массовое производство в СССР запустили лишь в 1970-х. Тогда, в середине 1960-х, о его свойствах в стране знали немногие. Клопотовский, владевший иностранными языками и интересовавшийся мировыми техническими новинками, предложил использовать именно его. Доверяя художнику, Центральная киностудия детских и юношеских кинофильмов имени М.А. Горького закупила дорогой материал.

Во время работы над фильмом «Морозко» Арсений Клопотовский обнаружил не только техническую изобретательность, но и художественный вкус. Созданный им терем волшебника Морозко — симбиоз традиционного деревянного зодчества и архитектуры северного модерна. В нем можно увидеть продолжение традиций творчества русских художников-сказочников Виктора Васнецова и Ивана Билибина.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Сотрудники Киностудии имени Горького Александр Роу и Арсений Клопотовский встретились в 1957 году на съемках фильма «Новые похождения Кота в сапогах». Эта работа положила начало их творческому союзу — впоследствии они создали вместе сказочные миры фильмов «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса».

Работа над каждым фильмом начиналась задолго до съемок. Художник рисовал раскадровки будущей картины, позже их обсуждали с оператором, совместно корректировали. Роу ценил профессионализм, новаторский подход и твердый характер Арсения Клопотовского, который предлагал блестящие воплощения его видения той или иной сцены.

477(1972)

К сожалению, полная раскадровка «Морозко» не сохранилась. Представление о ней можно получить, рассматривая представленные на выставке открытки с рисунками Арсения Клопотовского. Серию из 15 двусторонних открыток «Морозко» выпустили в 1984 году тиражом 600 тысяч экземпляров.

476(2384)

Две сказки, четыре актрисы и одна Баба-яга

Сюжет сказки «Морозко» есть у каждого восточнославянского народа. В России разновидностей «Морозко» больше всего — исследователи насчитывают их около 40. Во всех действуют злая мачеха, трудолюбивая падчерица и некий могущественный владыка холода — волшебник Мороз. Но ни в одной из них нет молодца, который превращается в медведя, — это событие пришло в фильм из другой народной сказки, «Ивана — медвежьей головы».

Литературный сценарий фильма написали Михаил Вольпин с Николаем Эрдманом, которые к тому моменту были знакомы советским зрителям по фильмам «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Актриса», «Смелые люди», «Застава в горах» и другим. Сценаристы переложили две сказки, добавили новых персонажей и прописали любовную линию, а главное — привнесли в сюжет много юмора и комичных моментов.

На роль Марфушеньки-душеньки Александр Роу планировал взять Тамару Носову, снимавшуюся у него во всех фильмах. Но однажды ассистентка режиссера увидела юную Инну Чурикову, студентку Театрального училища имени Щепкина, и посоветовала попробовать на эту роль ее. Роу сразу покорил талант Чуриковой. Роль Марфуши стала первой большой работой актрисы в кино — до этого она снималась в эпизодических ролях в фильмах «Тучи над Борском» (1960) и «Я шагаю по Москве» (1963). В 1965 году, вскоре после премьеры «Морозко», Инна Михайловна закончила училище с красным дипломом.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

Кроткую Настеньку изначально должна была играть Надежда Румянцева, любимица зрителей Тося Кислицына из «Девчат» (1961). Но в итоге выбор пал на 15-летнюю Наталью Седых, которая училась в Московском хореографическом училище Минкультуры СССР. Юная балерина с огромными глазами в образе умирающего лебедя покорила режиссера.

Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год

По поводу Бабы-яги никаких сомнений не было с самого начала: конечно, ее будет играть Георгий Францевич де Милье, более известный как Милляр. Один из любимых актеров Роу, сыгравший во многих его фильмах, уже имел такой опыт: он играл Бабу-ягу в «Василисе Прекрасной». Сам актер говорил, что отдать эту роль мужчине было верным решением: мало кто из женщин согласился бы на такой ужасный образ. Часто Милляр играл сразу нескольких персонажей. В «Морозко» его можно увидеть также в роли дьяка-разбойника и услышать его голос в озвучке петушка Пети.

Роль доброго молодца Ивана получил Эдуард Изотов, а волшебника Морозко сыграл Александр Хвыля. Один из самых известных актеров Советского Союза, на протяжении многих лет он выполнял обязанности главного Деда Мороза страны, выступая в этой роли на главной елке в Кремле.

Сказка Александра Роу стала классикой, ее сюжет и герои знакомы с детства, смешные фразы персонажей («Нет, не принцесса! Королевна!») выучены наизусть. Мы точно знаем, в какой момент на экране должно произойти очередное чудо вроде бегающей избушки или оживающих деревьев. Но «Морозко» неизменно заставляет зрителя замереть от удивления даже сегодня, в век высоких технологий и компьютерных спецэффектов. Особенно перед Новым годом!

Цель: Развивать у детей
интерес к художественной литературе

посредством  чтения сказки.
Задачи:
Образовательные задачи:

Познакомить детей с русской народной сказкой. Учить эмоционально воспринимать
содержание сказки, понимать и оценивать характер, поступки героев, запоминать
последовательность событий. Закрепить умение отвечать на вопросы по тексту.

Развивающие задачи: Развивать умение детей
слушать сказку, сопереживать героям сказки; развивать психические
познавательные процессы, слуховое и зрительное внимание, образную память,
образные движения посредством игры, инсценировки; мышление, воображение,
любознательность.

Воспитательные задачи:
Прививать интерес к русским народным сказкам.

Интеграция образовательных областей:
Здоровье:
– сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье
детей: регулировать смену деятельности путем пальчиковой гимнастики, игры.

Коммуникация:
– обогащать речь детей сказочной лексикой,
прилагательными, характеризующими сказочных героев;

— развивать свободное общение со сверстниками и
взрослым.

Социализация:
— формировать такие качества у детей, как
сочувствие, отзывчивость, справедливость, доброта;

Оборудование: Книга «Маша и медведь», игрушка
– мишка, иллюстрации к сказке, магнитофон.

1.Организационный момент:

Приветствие: Вы
пришли сегодня к нам.

Рады мы всегда гостям!

Ребята, поздоровайтесь с гостями!

Дети:Здравствуйте!

Воспитатель: Молодцы
ребята!

Сегодня предлагаю вам, позвать в гости сказку.

Глазки мы сейчас закроем, (дети закрывают
глаза ладошками)

Сказку в гости позовём.

Скажем дружно раз, два, три,

Сказка в гости приходи (звучит музыка в гостях
у сказки)

Воспитатель предлагает детям подойти к столу, где
сидит мишка, накрытый платком

Воспитатель:
посмотрите кто-то здесь спрятался. Хотите узнать кто? Слушайте загадку:
Неуклюжий, косолапый

Когда спит сосет он лапу

Ест малину, любит мёд

И в берлоге он живёт.

(ответ детей: медведь)

Воспитатель: да это
мишка. Посмотрите и скажите: какой мишка цветом(коричневый) какого цвета у него
бант на шее (красный) предлагаю потрогать мишку: какой он? (пушистый, мягкий,
красивый). Он пришёл к нам в гости чтоб послушать сказку.

Воспитатель: ребятки
рассаживайтесь на стульчики. (дети садятся на стульчики).

Сейчас мы его посадим на стульчик: «Мишенька
садись на стульчик поудобнее».Он вместе с нами послушает сказку, которую я вам
сейчасрасскажу.

2.Основная часть.

Воспитатель: читает  сказку

Жили-были
дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Собрались
раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.


Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка
с бабушкой отвечают:

— Иди,
только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.

Пришли
девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за
деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала
она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

Ходила,
ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.

Пришла
она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. Постучала Машенька в
дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.

Вошла
Машенька в избушку, села у окна на лавочку. Села и думает:

«Кто
же здесь живёт? Почему никого не видно?..»

А в
той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу
ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.


Ага,— говорит,— теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить,
будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Воспитатель: Давайте мы все вместе поможем
Маше кашу сварить (пальчиковая гимнастика).

Машина
каша

Маша
каши наварила                             Указательным пальцем

Маша
кашей всех кормила                        правой руки «мешают»

Положила
Маша кашу                                     в левой ладошке.

Кошке
– в чашку.                                                Загибают по одному

Жучке
– в плошку                                         пальчику на левой

А коту
– в большую ложку                             руке на каждое

В
миску курицам, цыплятам                            название посуды.

И в
корытце поросятам.

Всю
посуду заняла,                                  Разжимают пальцы. Сдувают

Все до
крошки раздала                            воображаемые крошки с ладони

Воспитатель: Слушайте дальше сказку.

Потужила
Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.

Медведь
на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не
выходить.

— А
если уйдёшь,— говорит,— всё равно поймаю и тогда уж съем!

Стала
Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти —
не знает, спросить не у кого…

Думала
она, думала и придумала.

Приходит
раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:


Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке
гостинцев снесу.


Нет,— говорит медведь,— ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу!
А Машеньке того и надо!

Воспитатель:И мы сейчас с вами тоже будем печь
пирожки (пальчиковая гимнастика):

Быстро
тесто замесили

На
кусочки поделили

Раскатали
все кусочки

И
слепили пирожочки

Пирожки
с вареньем

Всем
на удивление.

Воспитатель: Помогли мы свами Маше напечь
пирожки.

А  что
же было дальше?

СобралаМашенька
 пирожки, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

— Вот,
смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да
помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за
тобой следить буду!


Ладно,— отвечает медведь,— давай короб!

Машенька
говорит:


Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик!

Только
медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе
блюдо с пирожками поставила.

Вернулся
медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.

Идёт
медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки

спускается,
на пригорки поднимается. Шёл- шёл, устал и говорит:

— Сяду
на пенёк, съем пирожок!

А
Машенька из короба:


Вижу, вижу!

Не
садись на пенёк, не ешь пирожок!

Неси
бабушке, неси дедушке!

«— Ишь
какая глазастая», — говорит мед ведь, — всё видит!

Поднял
он короб и пошёл дальше. Шёл- шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит:

— Сяду
на пенёк, съем пирожок!

А
Машенька из короба опять:


Вижу, вижу!

Не
садись на пенёк, не ешь пирожок!

Неси
бабушке, неси дедушке!

Удивился
медведь.

— Вот
какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

Встал
и пошёл скорее.

Физминутка 
                                    (дети
встают около стульчиков)

Топай,
Мишка                                    топаем ногами

Хлопай
Мишка,                                  хлопаем в ладошки

Приседай
со мною, Мишка               приседаем

Лапы
вверх, вперёд и вниз                движение руками

Улыбайся
и садись.

Воспитатель: Ну, вот, с медведем мы поиграли,
а теперь садитесь и слушайте, что было дальше.

Пришёл
в деревню, нашёл дом, где де душка с бабушкой жили, и давай изо всех сил
стучать в ворота:


Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.

А
собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался
медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

— Что
это в коробе? — говорит бабушка.

А
дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит
— живёхонька и здоровёхонька.

Обрадовались
дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

3.Заключительная
часть:

 Вопросы
по содержанию сказкис опорой на иллюстрации:

Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка? А
вы внимательно слушали? Сейчас мы с мишкой проверим.

— Как
называется сказка?

— Куда
пошла Маша с подружками?

— Что
случилось с Машей?

— Что
увидела Маша в лесу?

— Чей
был домик, в который она вошла?

— Что
напекла Маша для бабушки с дедушкой?

-Куда
Маша положила пирожки?

— Где
спряталась Маша?

-Кто
понес пирожки бабушке и дедушке?

— Чем
закончилась сказка?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Внимательно слушали.

А теперь
вставайте мы с вами немножко поиграем

(звучит
музыка у медведя во бору»)

Игра
«У медведя во бору»

Воспитатель:
У медведя во бору

Грибы,
ягоды беру,

А
медведь не спит

Всё на
нас глядит

(медведь
рычит, и дети убегают от него)2-3 раза

4.Рефлексия.

Итог:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на мишку. Ему
тоже очень понравилась сказка.

Мишка: Дети вы такие молодцы! Вы так
хорошо играли и отвечали на вопросы, всё запомнили.

Погладьте
себя по головке и скажите «Я молодец»(Дети гладят себя и
хлопают в ладоши)
.

Воспитатель: Ребята, а теперь Мишке надо
возвращаться в лес, но он обязательно к нам ещё придёт.

— До
свидания Мишутка. (Воспитатель уносит медведя за дверь).

Сказки
о животных

Волшебные
сказки

Социально-бытовые
сказки

Тематика
и проблематика

Сказки о
животных вводят человека в круг первых жизненно важных представлений,
объясняют сущность многих явлений, знакомят с характерами и взаимоотношениями
людей.

Исходя
из этого, изучение сказок о животных является существенным элементом познания
генезиса человеческого общества, представлений человека об окружающем мире и
о нем самом.

Некоторая
жесткость, и, даже жестокость, может быть оправдана целью, преследуемой
создателями сказки: наставление, назидание подрастающего поколения. И чем
конкретнее выражено наставление в данном случае, тем сильнее воспитательное
воздействие.

Социально-бытовые
сказки отличаются острой идейной направленностью. Это сказывается, прежде
всего, в том, что сюжеты имеют в основе две важных общественных темы:
социальную несправедливость и социальное наказание. Первая тема реализуется в
сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина, унижают его
личность. В сказках речь идет о барщине, о бедности крестьян. Вторая тема
реализуется в сюжетах, где умный и сообразительный мужик находит средство
наказать своих угнетателей за вековое бесправие, выставляет их в смешном виде.

Главные
герои

В
сказках часто фигурируют представители дикой фауны. Это обитатели лесов,
полей, степей: лиса, медведь, волк, дикий кабан, заяц, еж, лягушка, мышь.
Разнообразно представлены птицы: ворон, воробей, цапля, журавль, дятел, сова.
Встречаются насекомые: муха, комар, пчела, муравей, паук. По мере
исторического развития стали возникать сказки и о прирученных домашних
животных и птицах. Славян повседневно окружали и сделались персонажами их
сказок вол, лошадь, баран, собака, кот, петух, утка, гусь. В сказки вошел и
сам человек как равноправный участник событий.

Герой
волшебной сказки нередко приобретает чудесных помощников (волка, коня, змею,
собаку, добывает себе или королю невесту, причём обычно должен узнать её
среди многих других девушек, как в чешской сказке «Златовласка».

Иван-дурак

Богатырь

Чудо-невеста

Баба Яга

Кощей

Змей
Горыныч

Силы
природы

Жар-птица

Благодарные
животные

Герой
бытовой сказки — это не богатырь, а обычный человек, например, солдат,
крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных
дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и
ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема —
венчание, свадьба или жизнь после замужества.

Особенности
композиции

Сказки о
животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования,
представляющих собой более или менее ожидаемый или неожидаемый конец,
известным образом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой
явления психологического порядка. Композиция русских сказок о животных также
отличается простотой и прозрачностью. Нередко они являются одноэпизодными
(«Лиса и журавль», «Журавль и цапля» и др.). В этом случае для них характерна
гиперболизация основных свойств и черт персонажа, определяющая необычность,
фантастичность их поступков. Однако гораздо чаще встречаются сказки с
сюжетами, основанными на последовательном сцеплении однотемных сюжетных
звеньев-мотивов. События в них связываются аналогичными по характеру
действиями сквозных персонажей: так, в сказке «Лиса и волк» существует три
сюжетных мотива — «Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у проруби», «Битый
небитого везет». Многоэпизодность, как правило, не осложняет композиции,
поскольку речь обычно идет об однотипных действиях персонажей, совершаемых в
разных сюжетных ситуациях.

Прежде
всего, в волшебных сказках своеобразно соединяется реальное и фантастическое.
Начало сказок, как правило, не содержит в себе ничего необычного.

Действие
волшебных сказок происходит в неопределённом месте и в неопределённое время:
давным-давно или когда-то, в неведомом царстве, в тридесятом государстве.
Героям приходится спускаться в подземное и подводное царства, проходить через
медное, серебряное и золотое царства.

Для
волшебных сказок характерна сюжетность с развитой цепью приключений, острой
конфликтностью невероятными происшествиями. Для них свойственны определённого
рода сюжетные мотивы: неожиданные встречи с чудовищами и колдунами.

Композиция
волшебных сказок значительно сложнее, нежели композиция сказок о животных и
социально-бытовых. Их сюжеты строятся на цепи приключений, преодолении героем
препятствий, решении трудных задач, сражении с чудовищами, в чём ему помогают
чудесные помощники — змейка, рыбка, волк, конь. Есть у героя и волшебная палка,
избивающая по его просьбе врагов, шапка-неведимка, скрывающая его в опасный
момент. Когда он убегает от преследователей, то бросает гребешок — и позади
него вырастает лес, бросает полотенце — и за ним появляется река. Помогает
героям и живая вода, которая воскрешает героя или его невесту.

Для
развития действия в волшебных сказках характерна троичность эпизодов: три
раза бьётся герой с трёхглавым змеем; три раза бьётся герой с трёхглавым
змеем; три раза сторожат братья сад от Жар-птицы.

В центре
сюжета, как правило, один эпизод, действие развивается быстро, без
замедлений. Развит комизм. Распространены диалоги, изложение от лица
условного рассказчика выполняет пояснительную роль. Темой бытовых сказок
может быть социальная несправедливость, либо высмеивание пороков. Бытовые
сказки отличаются острой идейной направленностью.

Популярен
сюжет о том, как мужик одурачил барина. Барин в таких сказках показан как
глупый, не знающий жизни человек, жадный, жестокий. Мужик умнее его, честнее.
Существует другой вариант сюжета – барин попадает в другую жизненную среду,
например, сказка о том, как барыня во сне переносится в избу сапожника, и
получает хороший урок.

Сказочные
формулы, постоянные места

Началу
сказок свойственна конструкция «жили-были старик и старуха» (разные
варианты). Соответственно этому в сказках о животных находим: «жили-были кум
с кумой — волк с лисой», «жили-были волк да лисичка», «жили-были лиса да
заяц». Сюжет некоторых из них имеет небольшую экспозицию. Так, например,
сказка «Волк и коза» начинается такой экспозицией: «Жила-была коза, сделала
себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму;
как только уйдет, козлятки запрут за нею избушку, а сами никуда не выходят.
Воротится коза, постучится в дверь и запоет: «Козлятушки, детушки!
Отопритеся, отворитеся!..» И козлятки отпирают дверь». Приведенная экспозиция
характеризует обстановку, предшествующую развитию действия, дает некоторую
мотивировку определенному сюжету. Однако уже в ней содержится сказочность,
она рисует весьма удивительную картину: коза и ее детки обладают
человеческими качествами. Большинство же сказок о животных не имеют никакой
экспозиции, а сразу начинаются с завязки. Например, сказка «Звери в яме»
начинается такой завязкой: «Шла свинья в Питер богу молиться. Попадается ей
волк навстречу: «Свинья, свинья, куда идешь?» — «В Питер, богу молиться». —
«Возьми и меня». — «Пойдем, куманек!». Главное назначение приведенных зачинов
— удивить слушателя необычной ситуацией, приковать его внимание к
невероятному и необычному.

«Баба
яга, костяная нога»

«Это
присказка, сказка будет впереди!»

«Стань
передо мной, как лист перед травой!»

«На тех
пирах я бывал, мёд-пиво пивал, сколько ни пил — только усы обмочил»

«Чую,
русским духом пахнет!»

«Повернись,
избушка, к лесу задом, ко мне передом!» «Избушка, избушка: встань к лесу
задом, ко мне передом!»

«Скоро
сказка сказывается, да не скоро дело делается»

«За
тридевять земель, в тридесятом государстве»

«Сказка
не вся, а наставить нельзя, а если бы рюмочку винца — рассказала бы до
конца!»

«Жили-были…»

«Жил
старик со старухой»

Языковые
особенности

Повторяющиеся
эпизоды, диалоги часто рифмованы и ритмизированы, сопровождаются песенками
(например, песенки Колобка). Коза, а затем и Волк в сказке «Волк и козлята»
разными голосами распевают:

Козлятушки,
ребятушки!

Отопритеся,
отворитеся.

Язык
волшебной сказки приближен к разговорной речи, в ней используются, как и во
всех фольклорных произведениях, постоянные эпитеты (море синее, лес
дремучий), тавтологические сочетания (диво-дивное, чудо-чудное), сросшиеся
синонимы (путь-дороженька, грусть-тоска). Текст сказки насыщен пословицами,
поговорками, загадками.

Много
иронии и юмора.

Идея
и воспитательная ценность

В
сказках о животных все черты, характерные для людей, их реакция и
определенные поступки представлены на примере животных. Они выступают как
основные символы человеческого характера, его пороков, недостатков, глупости
и жадности. Они так же показывают примеры доброты и заботы, которые в раннем
возрасте должны быть восприняты детьми как эталоны поведения в зрелом
возрасте.

Именно к
волшебной сказке чаще всего обращаются те, кто ищет в обычных детских сказках
следы древних знаний, бережно хранимых и передаваемых из уст в уста нашими
далекими предками. Даже в сказках которых дошли до нас от предков, несложно
найти простые общечеловеческие ценности – что добрым быть лучше, чем злым,
щедрым – чем жадным, трудолюбивым – чем ленивым. Что зло и обман в конце
концов бывают наказаны, а доброта, отвага и честность – вознаграждены. Может
быть, многие из этих ценностей кто-то сочтет устаревшими для нашего мира. Но
как же сложно и грустно жить в мире обмана и зла. И тут сказки дают нам
путеводную нить, лучик света, ведущий к надежде, что это – не навсегда, время
трудностей пройдет, зло будет наказано.

Бытовые
сказки рассказывались и рассказываются детям для того, чтобы указать им
правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что
такое бытовая сказка, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она
учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди,
готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить
свою родину. Бытовые сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть
трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих
сказках обычно высмеивают, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках с
негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и
ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о
том, что в бытовых сказках ярко заметно социальное неравенство героев. Причем
у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более
богатых. Роль бытовой сказки в том, чтобы обличать ложь и показывать именно
социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.

Примеры
произведений

Как лиса шила волку шубу

Лиса и тетерев

Лиса и журавль

Кочет и курица

Кот, петух и лиса

Кот и лиса

Лиса и рак

Звери в яме

За лапоток – курочку, за курочку – гусочку

Лиса заяц и петух

Волк и коза

Волк – дурень

Лисичка-Сестричка и волк.

Мужик, медведь и лиса

Лиса – исповедница

Лиса – повитуха

Кот и лиса

Мышь и воробей

Напуганные волки

Козлятки и волк

О Ваське – Муське

Рукавичка

Петух и бобок

Петух и курица

Петушок

Коза

Коза Тарата

Напуганные медведь и волки

Старик и волк

Волк-дурень

Посулёно

Журавль и цапля

Бык, баран, гусь, петух и волк

Про старушку и бычка

Теремок

Теремок (2-ой вариант)

Лисица-девица и Котофей Иванович

Лиса и кувшин

Ворона

Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове

Козьма Скоробогатый

Арысь-поле
Безногий и безрукий богатыри
Береза и три сокола
Белая уточка
Ванюшка и царевна
Вещий сон
Волшебное кольцо
Горе
Жар-птица и Василиса-царевна
Заколдованная королевна
Звериное молоко
Золотой башмачок
Иван-царевич и белый полянин
Клад
Колобок
Конь, скатерть и рожок
Лихо одноглазое
Мудрая дева
Мудрая девица и семь разбойников
Мудрые ответы
Несмеяна-царевна
Ночные пляски
Окаменелое царство
Перышко Финиста ясна сокола
Петух и жерновцы
По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре
Притворная болезнь
Птичий язык
Разбойники
Сестрица Аленушка, братец Иванушка
Сивко-Бурко
Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке
Хитрая наука
Хрустальная гора
Царь-девица
Царевна-лягушка
Царевна-змея
Царевна, разрешающая загадки
Чудесные лапоточки
Леший
Лутонюшка
Кикимора
Сказка о медведе костоломе и об Иване, купецком сыне
Сказание о храбром витязе Укроме-Табунщике
Крошечка-Хаврошечка
Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо
Золотой петушок
Мальчик-с-пальчик
Маша и медведь
Про Иванушку-дурачка
Снегурушка и лиса
Пузырь, соломинка и лапоть
Баба-Яга и жихарь
Гуси-лебеди
Иван крестьянский сын и мужичок сам с пёрст, усы на
семь вёрст

Медведко, Усыня, Горыня и Дугиня богатыри
Семь Симеонов
Шабарша
Солдат избавляет царевну
Кощей Бессмертный
Марья Моревна
Емеля-дурак
Чудесный ящик
Царь-медведь
Чудесная рубашка
Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что
Мудрая жена

Ямщик и купец

Щука с хреном

Шесть братьев — все Агафоны

Шемякин суд

Шел солдат домой

Что на базар везешь?

Что дальше слышно

Чистота, благодать и красота

Чего на свете не бывает

Царь, старик и бояре

Царь Иван и лапотник

Худая жена

Хорошо, да худо

Хлыст и Подлыгало

Фомка — шут

Фома и Ерема

Фома Беренников

Федул и Меланья

Умный работник

Удалой батрак

У одной бабы был муж глухой

У мужика в сенях висел кусок сала

Три калача и одна баранка

Топанье и ляганье

Тини-тини, потягивай…

Суд

Стоит река — вся из молока, берега — из
киселя

Старухина молитва

Сосватанные дети

Солдатская школа

Солдатская шинель

Солдатская загадка

Солдат-сказочник

Автор: Часовская Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ «ДС №8»
Населённый пункт: город Благодарный, Ставропольский край
Наименование материала: проект
Тема: «Путешествие в сказочную страну»
Дата публикации: 08.12.2021
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №8»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ»

Для детей младшего возраста

Воспитатель

МДОУ «ДС №8»

И.Н. Часовская

г. Благодарный

Проект «Путешествие в сказочную страну»

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный, октябрь-май.

Участники проекта: воспитатель 2-й младшей группы, педагог-психолог,

дети, родители.

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», раздел

«Социализация,

развитие

общения,

нравственное

воспитание»;

«Речевое

развитие»,

раздел

«Художественная

литература»;

«Художественно-

эстетическое развитие», раздел «Изобразительная деятельность».

Актуальность: дошкольное воспитание как первое звено общей системы

образования играет важную роль в жизни общества, поэтому именно на этом

этапе развития важно дать детям не только высокий уровень приобретения

широкого круга знаний и умений и навыков, развития его творческих

способностей, фантазии, воображения, но и моральных ценностей и правил.

Модернизация образовательной системы изменила требования к её качеству,

что в свою очередь заставляет искать более эффективные методы воспитания и

развития ребёнка. А что является наиболее близкими и понятными для него –

это,

конечно

же,

сказка.

Встреча

со

сказкой

для

детей

величайшая

необходимость и источники радости. Неслучайно, наверное, несколько лет

назад возродился самый древний в человеческой истории метод воспитания и

один из самых молодых методов в современной психолого-педагогической

практике-сказкотерапии.

Сказкотерапия – это направление, использующее ресурс сказок для решения

целого ряда задач: воспитание, образования, развитие личности и коррекция

поведения. Соответственно, сказкотерапия может использоваться как средство

целенаправленного

педагогического

влияния

на

личность

с

целью

гармонизации эмоционального состояния ребёнка, развития его всесторонних

способностей. Являясь одним из современных методов коррекционной работы,

она широко используется педагогами практиками в их профессиональной

деятельности. Привлекательность сказкотерапии можно объяснить, прежде

всего, её уникальностью, так как представляет наблюдение и раскрытие

внутреннего и окружающего мира, осмысления пережитого моделирования

будущего, процесса подбора для каждого ребёнка его «личной» сказки. В

сказках отражаются все аспекты человеческой жизни: проектируются модели

отношений,

определяются

ценности

и

идеалы,

которые

способствуют

формированию духовно здоровой, компетентной личности.

Цель: создание условий для формирования положительных нравственных

представлений детей о нормах социальных отношений и моделях поведения

посредствам знакомства с миром сказок.

Задачи:

Снижение эмоционального напряжения;

Гармонизация эмоционального процесса: приучать детей общаться

спокойно, формировать доброжелательное отношение друг к другу, вести

себя уравновешенно; прививать умение контролировать свои эмоции.

Продолжать формировать элементарные представления, о том, что

хорошо и что плохо опыт правильной оценки хороших и плохих

поступков;

Воспитывать положительные качества личности: доброжелательность,

отзывчивость,

умение

сопереживать,

желание

оказать

помощь,

уверенность в себе.

Укрепить союз «Ребёнок – родитель – педагог».

Предварительная работа

Подбор художественной литературы: р.н. и авторских сказок по заданной

теме.

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала.

Подбор настольно-печатных и дидактических игр: «Сказочное лото»,

«Разрезные картинки», «По дороге сказок», «Из какой сказки гость?» и

т.д.

Подбор настольного и кукольного театра «Волк и семеро козлят»,

«Колобок», «Маша и медведь», на фланелеграфе «Репка», «Заюшкина

избушка», «Теремок».

Изготовление атрибутов и костюмов к драматизации сказок.

Изготовление мнемотаблиц.

Деятельность педагога

Разработка

методического

материала

(беседа,

информация,

консультация).

Подбор наглядного материала, литературы.

Подбор настольно-печатных, дидактических игр.

Оформление библиотеки р.н. и авторских сказок по заданной теме.

Деятельность детей

Прослушивание сказок, активное участие в беседах по тексту.

Рассматривание иллюстрационного материала

Просмотр мультфильмов, обмен впечатлениями.

Непосредственное

участие

в

настольно-печатных,

дидактических,

подвижных играх, играх-драматизациях, в изготовлении атрибутов к ним.

Активное участие в развлечениях.

Деятельность родителей

Участие в подборе иллюстрационного и художественного материала.

Участие в изготовлении атрибутов и костюмов к играм-драматизациям.

Чтение детям сказок и беседы по тексту.

Участие в подготовке развлечения и помощь в оформлении атрибутов и

изготовлении костюмов.

Прогнозируемый результат

Стабилизация эмоционального состояния детей.

Возникновение

у

детей

личной

и

нравственной

самореализации;

понимание общественного смысла нравственной нормы.

Усвоение детьми социальных норм выражения чувств, проявления

заботы, сочувствия, взаимопомощи.

Взаимодействие с семьёй позволит достичь наибольших результатов в

работе с дошкольниками.

Этапы проекта

Содержание деятельности

педагог

дети

родители

Погружение в проект:

Определение и обсуждение

темы, сроков реализации

использование методов и

приёмов, определение

мотивов, участие детей в

предстоящей деятельности

Диагностика эмоционально-личностного

развития детей педагогом-психологом,

анализ деятельности

Участие детей в

диагностировании

эмоционально-

личностного развития

Знакомство родителей с

результатами

диагностирования.

Проведение

анкетирования на тему:

«Стабильность

эмоционального

состояния ребёнка».

Анализ

Октябрь

Подготовительный

Выбор идей, поиск путей

решения проблемы

Разработка методического материала

(беседы, анкеты, консультирование,

информации).

Подбор наглядного и художественного

материала дидактических, настольно-

печатных игр.

Разработка плана действий по совместной

деятельности детей и педагога по

формированию эмоционально-волевой

сферы, развития способностей к

эмоциональной регуляции и естественной

коммуникации

Изготовление атрибутов к

играм

Ознакомление родителей

с планом по работы по

проекту «Путешествие в

сказочную страну»;

привлечение их к

активному участию в

проекте. Консультация

для родителей

«Развивающая

сказкотерапия»

Ноябрь-апрель

Решение проблемы

Рассматривание сказок и беседа с детьми по

тексту, характеристика героев и оценка их

поступков.

Показ иллюстрационного материала.

Организация дидактических, настольно-

печатных и подвижных игр.

Организация изобразительной деятельности

детей.

Показ кукольного, настольного театра, на

фланелеграфе.

Показ мультфильмов.

Организация драматизации сказок,

вовлечение всех детей, создание

доброжелательной, творческой атмосферы

Прослушивание сказок,

участие в беседах по

тексту, в составлении

характеристики героев и

в оценке их поступков.

Рассматривание

иллюстрационного

материала. Участие в

дидактических,

настольно-печатных и

подвижных играх.

Участие в

изобразительной

деятельности. Просмотр

настольного, кукольного

театра, мультфильмов.

Активное участие в играх

Участие, а подборе

наглядного и

художественного

материала. Помощь в

приготовлении атрибутов

и изготовлении

костюмом. Чтение сказок

и беседа с детьми по

тексту

Май

Заключительный

Организация видеопризентации

«Путешествие в сказочную страну».

Организация и проведение развлечения

«Сказочное путешествие».

Проведение итоговой диагностики

эмоционально-личностного развития детей

педагогом-психологом, заключение по

результатам

Просмотр

видеопризентации

«Путешествие в

сказочную страну».

Активное участие в

развлечении «Сказочное

путешествие»

Ознакомление родителей

с результатами

диагностики

эмоционально-

личностного развития

детей, анализ.

Анкетирование по

оценкам эффективности

проекта

Результат:

Эмоциональное состояние детей стабильно;

Дети владеют навыками спокойного доброжелательного общения друг

с другом, со взрослыми;

Частично владеют умением контролировать свои эмоции и чувства;

Сформированы элементарные представления о том, что хорошо и что

плохо;

Сформирован опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;

Развиты положительные качества личности: отзывчивость, доброжела-

тельность, умение сопереживать и желание оказать помощь.

Литература:

1.

Зинкевич — Евстенгеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.:речь, 2006.

2.

Зинкевич — Евстенгеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. –

СПб.: Речь 2006.

3.

Зинкевич — Евстенгеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.:

Речь, 2002.

4.

Аляблева Е.А. «Эмоциональные сказки» ТЦ Сфера», 2015.

5.

Кряжева Н.Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей.

Екатеренбург: У – Фактория, 2006.

6.

Алесеенко В.В.., Лощинина Я.И. Играем в сказку. Воспитание и разви-

тие личности ребёнка 2 – 7 лет. М.: ООО Издательство «Дом 21 век»,

2008.

Октябрь

Сказка: Репка.

Нравственный урок: вместе любое дело спорится.

Задачи:

Обучающая: обогащать словарь ребёнка за счёт звукоподражаний, имён

существительных, учить употреблять существительные в именительном

падеже единственном и множественном числе, приучать детей отвечать на

вопросы взрослого, не перебивать говорящего, слушать сказку по

мнемотаблице, знакомить с элементами драматизации.

Развивающая: развивать умение рассматривать иллюстрации, узнавать

изображённых героев, побуждать к выразительной передаче в мимике и

движениях эмоциональных состояний (просьба, радость).

Воспитывающая: воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

1 неделя

1. Знакомство со сказкой «Репка».

Беседа по тексту. Рассматривание иллюстраций.

2. Лепка «Вот так репка»

2 неделя

1. Рассказывание сказки по мнемотаблице.

2. Конструирование «Домик для друзей»

3 неделя

1. Показ на фланелеграфе сказки «Репка»

2. Рисование «Репка большая-пребольшая» (пальчиками)

4 неделя

1. Дидактическая игра «Овощи, фрукты».

2. Игра-драматизация

Ноябрь

Сказка: Волк и семеро козлят.

Нравственный урок: захотел побыть волк в козьей шкуре, да не вышло.

Задачи:

Обучающая: закрепить знания детей о домашних животных и их детёнышах,

расширять словарный запас за счёт имён существительных, глаголов,

закреплять умение детей отвечать на вопросы воспитателя, слушать сказку с

использованием мнемотаблицы, продолжать знакомить с элементами

драматизации.

Развивающая: развивать эмоциональную выразительность речи,

эмоциональной отклик на сказку побуждать к выразительной передачи в

мимике и движениях эмоциональных состояний (страх, радость, огорчение).

Воспитывающая: воспитывать умение сопереживать, желание помочь.

1 неделя

1. Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят».

Беседа по тексту. Рассматривание иллюстраций.

2. Лепка «Овощи для козлят»

2 неделя

1. Рассказывание сказки по мнемотаблице.

2. Конструирование «Заборчик для козлят»

3 неделя

1. Показ на фланелеграфе театра «Волк и семеро козлят»

2. Рисование «Высокий забор»

4 неделя

1. Рассматривание картины «Коза с козлятами».

2. Игра-драматизация

Декабрь

Сказка: Теремок.

Нравственный урок: в тесноте да не в обиде.

Задачи:

Обучающая: закрепить знание детей о диких животных, развивать активную

речь детей, обогащать словарь детей существительными, выражениями из

текста сказки (зайчик-побегайчик, лисичка0сестричка и др.), учить

ритмизацией передавать характер героев.

Развивающая: развивать эмоциональный отклик на сказку, в мимике и

движениях передавать эмоциональные переживания героев (страх,

удивление)

Воспитывающая: воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

1 неделя

1. Знакомство со сказкой «Теремок».

Беседа по тексту. Рассматривание иллюстраций.

2. Лепка «Брёвнышки для теремка»

2 неделя

1. Рассказывание сказки по мнемотаблице.

2. Конструирование «Теремок для друзей»

3 неделя

1. Показ на фланелеграфе сказки «Теремок»

2. Рисование «Следы зверей» (пальцами)

1

неделя

1.Дидактическая игра «Кто спрятался».

Рассматривание иллюстраций из серии «Дикие

животные».

2. Игра-драматизация

Январь

Сказка: Колобок.

Нравственный урок: не верь речам, где мёду с лишком, не будь самоуверен

слишком.

Задачи:

Обучающая: обогащать слова ребёнка за счёт звукоподражаний имён

существительных, местоимений, учить употреблять в речи имена

существительные в именительном падеже, закрепить умение отвечать на

вопросы воспитателя.

Развивающая: развивать умение запоминать и воспроизводить некоторые

выражения из текста, интонаций и голосом передавать характер героев, по

настроению музыки догадываться об эмоциональных состояниях героев

сказки.

Воспитывающая: воспитывать положительные качества личности-

уверенность в себе, смелость, умение сопереживать.

1 неделя

1. Знакомство со сказкой «Колобок».

Беседа по тексту. Рассматривание иллюстраций.

2. Лепка «Колобок»

2 неделя

1. Рассказывание сказки по мнемотаблице.

2. Конструирование «Широкая дорожка»

3 неделя

1. Показ настольного театра «Колобок»

2. Рисование «Дорожка для Колобка»

1

неделя

1. Дидактическая игра «Угадай по описанию», «Найди

такой же» (форма)

2. Игра-драматизация

Февраль

Сказка: Заюшкина избушка.

Нравственный урок: не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Задачи:

Обучающая: продолжать учить детей слушать сказку по мнемотаблице,

отвечать на вопросы воспитателя, обогащать словарь детей за счёт метких

выражений из сказки, прилагательными, знакомить детей с уменьшительно-

ласкательными названиями (зайчик, избушка, петушок), формами

повелительного наклонения (поди вон).

Развивающая: продолжать развивать умение эмоционально откликаться на

сказку, интонацией голоса и мимикой передавать характер героев, их

эмоциональное состояние (горе, печаль, смелость, отвага), по характеру

музыки догадываться о настроении героев (уныние, печаль, радость).

Воспитывающая: воспитывать положительные качества личности –

уверенность в себе, смелость, умение сопереживать.

1 неделя

1. Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка».

Беседа по тексту. Рассматривание иллюстраций.

2. Лепка «Угощение для друзей»

2 неделя

1. Рассказывание сказки по мнемотаблице.

2. Конструирование «Заюшкина избушка»

3 неделя

1. Показ сказки на фланелеграфе.

2. Рисование «Зёрнышки для петушка»

2

неделя

1. Дидактическая игра «Угадай описание», «Собери

картину»

2. Игра-драматизация

Март

Сказка: Маша и медведь.

Нравственный урок: научит горюна чужая беда.

Задачи:

Обучающая: знакомить со сказочными повторами, учить запоминать их и

воспроизводить, продолжать учить слушать сказку по мнемотаблице,

повторять небольшие выражения (сяду-сяду, съем-съем), расширять словарь

детей за счёт существительных, глаголов, прилагательных.

Развивающая: продолжать развивать умение эмоционально откликаться на

сказку, интонацией голоса и мимикой передавать характер героев, их

эмоциональное состояние, по характеру музыки догадываться о настроении

героев, в мимике и жестах передавать это настроение.

Воспитывающая: воспитывать отзывчивость, умение сопереживать.

1 неделя

1. Знакомство со сказкой «Маша и медведь».

Беседа по тексту. Рассматривание иллюстраций.

2. Лепка «Пирожок для Мишки»

2 неделя

1. Рассказывание сказки по мнемотаблице.

2. Конструирование из счётных палочек «Ёлка»

3 неделя

1. Показ кукольного театра «Маша и медведь».

2. Рисование «Ягоды»

1

неделя

1. Дидактическая игра «Кто спрятался», «Кого не стало»

2. Игра-драматизация

Апрель

Сказка: Три медведя.

Нравственный урок: чьи хоромы, того и хлеб.

Задачи:

Обучающая: продолжать учить внимательно слушать сказку по

мнемотаблице, отвечать на вопросы воспитателя по тексту, учить передавать

ритмизацией движение героев (идёт медведь, Мишутка, бежит Машенька).

Развивающая: побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях

эмоциональных состояниях (удивление, огорчение, обида, страх), по

настроению музыки догадываться об эмоциях героев.

Воспитательная: воспитывать отзывчивость, умение сопереживать.

1 неделя

1. Знакомство со сказкой «Три медведя».

Беседа по тексту. Рассматривание иллюстраций.

2. Лепка «Миска для Мишутки»

2 неделя

1. Рассказывание сказки по мнемотаблице.

2. Конструирование «Мебель для Мишутки»

3 неделя

1. Показ настольного театра «Три медведя».

2. Рисование «Украсим чашку»

1

неделя

1.Дидактическая игра «Мебель», «Большой, маленький»

Рассматривание картинки «Медведи».

2. Игра-драматизация

  • Характеристика героя магуль мегери из сказки ашик кериб
  • Характеристика героев сказки черная курица или подземные жители
  • Характеристика героев сказки мальчики чехов
  • Характеристика васи из рассказа в дурном обществе
  • Характеристика героев сказки ашик кериб 4 класс кратко