Характеристика героев сказки щелкунчик и мышиный король

Пояснительная записка цель литературного образования определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в

Пояснительная записка

«Цель литературного образования определяется как воспитание грамотного
компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и
потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем
языковой культуры, культуры чувств и мышления».

6 класс занимается по программе Образовательная система «Школа 2100».
Учебник-хрестоматия «Год после детства»,

Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.

Количество часов в неделю – 2; в год- 68.

«6 класс – постепенный переход от литературного образования к постижению
литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы
литературного образования в начальной и средней школе.

Основные учебные цели:

— формирование личностного отношения к прочитанному;

— осмысление литературы как словесного вида искусства на материале
произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.

Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, мистическую и детективную
литературу, произведения о своих сверстниках».

Уделяется внимание и теоретико- литературным понятиям:

-базовые понятия: роды и жанры;

-структурообразующий принцип: тематический.

В программе и реализующих её учебниках тексты русских писателей разных эпох
соседствуют с текстами зарубежных писателей. Это даёт возможность показать
место русской литературы в общемировом духовном процессе.

Учебник-хрестоматия «Год после детства» поделён на разделы. Во втором разделе
«Сказки для взрослых» помещены произведения зарубежных авторов: В.Гауф
«Маленький Мук», Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король», Г.Х. Андерсен
«Русалочка». Все произведения предназначены для текстуального изучения. Все они
объединены вечными темами в литературе: любовь, взаимопонимание, отношения
между людьми, отношение к себе и миру «внутри» себя. Раздел не случайно назван
«Сказки для взрослых», так как в детстве интересен сюжет, а в старшем возрасте
сказка заставит задуматься над серьёзными проблемами.

В шестом классе был проведён урок по сказке Т.-А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный
король». Тема урока: «Двоемирие в сказке Т.-А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный
король». При планировании урока были учтены интересы учащихся, их стремление
познавать новое, необычное.

В 6 классе — 21 человек: 7 мальчиков и 14 девочек.

Для большинства учащихся характерен повышенный уровень познавательного интереса
к учёбе, к классным и школьным мероприятиям. В классе учащиеся с высоким
интеллектуальным потенциалом. В среднее звено дети пришли подготовленными,
ориентированными на хорошую учёбу. Учащиеся чувствуют себя на уроках уверенно,
готовы ответить на любые вопросы, высказать свои предложения.

Данный урок занимает важное место в системе уроков по сказке Гофмана, так как
на нём рассматриваются нравственные ценности и для детей, и для взрослых.
Личность Гофмана, его отношение к жизни находят своё отражение в его
произведениях. Герои Гофмана так же, как и сам автор, относятся к жизни
по-особому. Мир обычный и мир фантазий живёт в душах этих героев.

Данный урок можно отнести к урокам комбинированного типа. При подготовке
использовались следующие материалы:

— Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Программа по литературе, 5-11 классы». В сб.
«Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка.
Начальная школа. Основная и средняя школа». – М., Баласс, 2004, с.334.

— Барова Е.С. «Уроки литературы в 6-м классе по учебнику-хрестоматии «Год после
детства». Методические рекомендации для учителя. Под научной редакцией
Е.В.Бунеевой. – М.: Баласс,2005.

-Мировая литература XIX – XX веков. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги»,
2008.

На уроке применялись технические средства обучения: мультимедиапроектор,
компьютер. Музыка П.И.Чайковского к балету «Щелкунчик».

На уроке использовались такие приёмы, как работа с книгой, слушание, наблюдение,
пересказ, прием словесного описания. Учащиеся были активны на уроке. Урок
достиг своей цели.

Тема урока: ^
Двоемирие в сказке Э.Т.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

Цель урока: показать единство двух миров, выдуманного и обыденного.

Задачи:

Образовательные:

-развивать навыки анализа текста;

-формировать умение близко пересказывать к тексту, не нарушая логики.

Воспитательные:

-продолжать формировать интерес к предмету;

-организовать творческую активность на уроке.

Развивающие:

-развивать творческое видение учащихся, память, воображение.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, книги Э.Т.Гофмана

Тип урока: комбинированный.

План урока.


  1. Организационный момент -1 мин.

  2. Подготовка к усвоению нового материала -3 мин.

  3. Анализ произведения – 35 мин.

  4. Подведение итогов -3 мин.

  5. Информация учащимся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению-3
    мин.

Этапы деятельности учителя и ученика.


Этапы урока.

Номер слайда.


Деятельность учителя


Деятельность ученика


1.Организационный момент.


Проверяет готовность учащихся к уроку.


Настраиваются на учебную работу.


2.Подготовка к основному этапу.

Музыка П.И.Чайковского

«Маленькая увертюра».

Слайд 1.


-Вы узнали эту прекрасную музыку? Конечно, это балет П.И.Чайковского
«Щелкунчик».

А знаете ли вы, кто написал чудесную сказку «Щелкунчик»?

— Сегодня нам предстоит обратиться к творчеству замечательного немецкого
писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана. — Жизнь Э.Т.Гофмана действительно
была необычна. Он и юрист, и композитор, и живописец. Но Гофману было тяжело
в реальном мире, поэтому он выдумал свой, фантастический, который так тесно
переплетается с реальным миром. Потому так подчеркнуто противоречивы
произведения Гофмана. В них переплетаются фантастика и реальность.

-Гофман написал много произведений, но к одному из них мы обратимся сегодня.

(На столе учителя игрушки: большая мышь и маленькие мышата).

Наверное, вы уже догадались, что это не просто мыши. Они имеют отношение к
нашему уроку. Это ведь одни из героев сказки «Щелкунчик и Мышиный король».


Рассказ ученика.^ Эрнст Те́одор
Ви́льгельм Амаде́й Го́фма
�� .24 января 1776, Кёнигсберг — 25 июня 1822, Берлин —
немецкий писатель, композитор, художник романтического направления. Псевдоним
как композитора Иоганн Крейслер

Гофман родился в семье прусского королевского адвоката. У него были
замечательные способности к музыке и рисованию. Сначала Гофман выбрал себе
стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться
и зарабатывать искусствами.

В 1800 году Гофман окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском
университете и связал свою жизнь с государственной службой. До 1807 года
работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием.
Впоследствии попытки его зарабатывать на жизнь искусством приводили к
бедности и бедствиям, лишь после 1813 года дела его пошли лучше после получения
небольшого наследства.С 1814 года Гофман – известный писатель. Им написаны
повести: «Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра» и
другие. Гофман имел гордое, пылкое, ранимое сердце. Свою судьбу он ощущал как
живую частичку общей судьбы обездоленных маленьких людей.Умер в Берлине,
похоронен на Иерусалимском кладбище Берлина в районе Кройцберг.


3. Слайд 2.


Итак, тема нашего урока: «Двоемирие в сказке Гофмана «Щелкунчик и
Мышиный король».

Цель:

-Мы должны узнать, как живут герои Гофмана в мире обыденном и выдуманном. Как
взаимодействуют эти два мира? В чём их единство?


Восприятие информации.


4.Слайд 3.


-С чего начинается сказка? С какого события? Обратимся к главе «Ёлка».

-Кто же такой Дроссельмейер? Кем он является в семье Штальбаум?

-Дроссельмейер не совсем обычен. А что в нём, как вы считаете, необычно?

-Какие подарки приготовил крёстный для Фрица и Мари?

— Какие чувства переполнили детей, когда они увидели подарки Дроссельмейера?


Комментированное чтение.

Со слов «Дети знали, что теперь черёд подаркам крёстного Дроссельмейера..» и
до слов «Фриц положил локти на стол и долго рассматривал чудесный замок с
танцующими и прохаживающимися человечками».

Учащиеся делают вывод из прочитанного.


5. Слайды 4 и 5.


— Какой подарок заметила Мари?

-Чем он был необычен?

-Как Мари отнеслась к нему? А Фриц?

-Почему Мари нашла в Щелкунчике странное сходство с Дроссельмейером?^ Глава «Чудеса».

-Что за странные события произошли в полночь?

-Кого увидела Мари на часах?

полночь?

Глава «Битва». Расскажите о событиях в главе «Битва».

-Как Мари спасла Щелкунчика?

-Действительно ли всё это произошло с Мари?

Мари заболела.

Комментированное чтение.

-Почему крёстный не удивляется упрёкам Мари?


Ответы учащихся.

Вывод: Дроссельмейер тщательно скрывает ото всех свой внутренний мир. Он не
защищён от реалий.

Комментированное чтение. Со слов «Как только Мари увидела крёстного в обычном
жёлтом сюртуке..» и до слов «Я всегда пою её таким больным, как Мари».

Вывод:- Кажется, крёстный знает, что всё призошедшее с Мари не сон.


6. Слайды 6,7,8.


Дроссельмейер рассказывает семейству Штальбаум «Сказку о твёрдом орехе».

-Расскажите эту сказку.

-Чем помог Дроссельмейер в конце сказки Мари и Щелкунчику?

-Как вы думаете, о чем же «Сказка о твёрдом орехе»? Только ли о Мышином
короле?

Какую роль в ней играет Дроссельмейер?

Вывод: «Сказка о твёрдом орехе» повествует о крёстном как о персонаже
сказочного мира. Ведь молодого героя сказки тоже зовут Дроссельмейер. Но
крёстный живёт и

в реальном мире. Так сказка и реальность неразрывны.


Подготовленные ученики пересказывают сказку близко к тексту.

Вывод обо всём сказанном:

Дроссельмейер

защитил Мари от насмешек, открыл ей истину, что лишь она одна сможет спасти
Щелкунчика.


7.Слайд 9.


Подведение итогов.

Итак, что же такое двоемирие в представлении Гофмана?


Делают вывод вместе с учителем. Герои Гофмана из сказки «Щелкунчик» живут в
таком обычном, обыденном мире. Но мир сказок, фантазии манит их к себе. Мари,
Щелкунчик, Дроссельмейер стремятся побывать в волшебном мире, где так
прекрасно, где мир фантазии так же реален, как и обыденный мир.


8. Слайд 10. Звучит музыка из балета

П. И.Чайковского «Марш», «Вальс цветов»..


Белинский назвал сказку «чудным созданием чудного гения». А 6 декабря 1892
года в Мариинском театре в Петербурге состоялось первое представление балета
П.И.Чайковского «Щелкунчик» по сказке Гофмана


Слушают музыку.


9.Информация о домашнем задании.


Домашнее задание предлагается по вариантам.

1.Мари и Щелкунчик-кукла,

2. Мари и Щелкунчик-принц,

3.Мари и Щелкунчик-племянник.


Выслушивают рекомендации учителя.


Конспект урока по литературе. 6 класс.

Тема урока: Двоемирие в сказке Э.Т.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

^ Цель урока: показать единство двух
миров, выдуманного и обыденного.

Задачи:

Образовательные:

— развивать навыки анализа текста;

— формировать умение близко пересказывать к тексту, не нарушая логики.

Воспитательные:

— продолжать формировать интерес к предмету;

— организовать творческую активность на уроке.

Развивающие:

— развивать творческое видение учащихся, память, воображение.

Тип урока: комбинированный.

План урока.


  1. Организационный момент -1 мин.

  2. Подготовка к усвоению нового материала -3 мин.

  3. Анализ произведения – 35 мин.

  4. Подведение итогов -3 мин.

  5. Информация учащимся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению-3
    мин.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, книги Э.Т.Гофмана.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Маленькая увертюра».

2.Вступительное слово учителя.

-Вы узнали эту прекрасную музыку? Конечно, это балет П.И.Чайковского
«Щелкунчик».

А знаете ли вы, кто написал чудесную сказку «Щелкунчик»?

Ответы детей.

— Сегодня нам предстоит обратиться к творчеству замечательного немецкого
писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

Далее идёт презентация.

1 слайд. Рассказ ученика о Гофмане.

Эрнст Те́одор Ви́льгельм Амаде́й Го́фман .24 января 1776,
Кёнигсберг — 25 июня 1822, Берлин — немецкий писатель, композитор,
художник романтического направления. Псевдоним как композитора Иоганн Крейслер

Гофман родился в семье прусского королевского адвоката. У него были
замечательные способности к музыке и рисованию. Сначала Гофман выбрал себе
стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и
зарабатывать искусствами.

В 1800 году Гофман окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете
и связал свою жизнь с государственной службой. До 1807 года работал в разных
чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. Впоследствии попытки
его зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям, лишь
после 1813 года дела его пошли лучше после получения небольшого наследства.

С 1814 года Гофман – известный писатель. Им написаны повести: «Золотой горшок»,
«Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра» и другие. Гофман имел гордое,
пылкое, ранимое сердце. Свою судьбу он ощущал как живую частичку общей судьбы
обездоленных маленьких людей.

Умер в Берлине, похоронен на Иерусалимском кладбище Берлина в районе Кройцберг.

Учитель:

— Жизнь Э.Т.Гофмана действительно была необычна. Он и юрист, и композитор, и
живописец. Но Гофману было тяжело в реальном мире, поэтому он выдумал свой,
фантастический, который так тесно переплетается с реальным миром. Потому так
подчеркнуто противоречивы произведения Гофмана. В них переплетаются фантастика
и реальность.

-Гофман написал много произведений, но к одному из них мы обратимся сегодня.

(На столе учителя игрушки: большая мышь и маленькие мышата).

Наверное, вы уже догадались, что это не просто мыши. Они имеют отношение к
нашему уроку. Это ведь одни из героев сказки «Щелкунчик и Мышиный король».

2 слайд.

Итак, тема нашего урока: «Двоемирие в сказке Гофмана «Щелкунчик и
Мышиный король».

Цель:

-Мы должны узнать, как живут герои Гофмана в мире обыденном и выдуманном. Как
взаимодействуют эти два мира? В чём их единство?

3 слайд.

-С чего начинается сказка? С какого события? Обратимся к главе «Ёлка».

-Кто же такой Дроссельмейер? Кем он является в семье Штальбаум?

Ответы учеников.

-Дроссельмейер не совсем обычен. А что в нём, как вы считаете, необычно?

-Какие подарки приготовил крёстный для Фрица и Мари?

Комментированное чтение.

Со слов «Дети знали, что теперь черёд подаркам крёстного Дроссельмейера..» и до
слов «Фриц положил локти на стол и долго рассматривал чудесный замок с
танцующими и прохаживающимися человечками».

— Какие чувства переполнили детей, когда они увидели подарки Дроссельмейера?

^ Глава «Любимец».

Учитель:

— Какой подарок заметила Мари?

-Чем он был необычен?

-Как Мари отнеслась к нему? А Фриц?

-Почему Мари нашла в Щелкунчике странное сходство с Дроссельмейером?

Ответы учеников.

Вывод: Дроссельмейер тщательно скрывает ото всех свой внутренний мир. Он не
защищён от реалий.

^ 4 слайд.5 слайд.

Глава «Чудеса».

-Что за странные события произошли в полночь?

-Кого увидела Мари на часах?

Ответы детей.

^ Глава «Битва». Расскажите о событиях
в главе «Битва».

-Как Мари спасла Щелкунчика?

-Действительно ли всё это произошло с Мари?

Учитель: Мари заболела.

Комментированное чтение. Со слов «Как только Мари увидела крёстного в обычном
жёлтом сюртуке..» и до слов «Я всегда пою её таким больным, как Мари».

-Почему крёстный не удивляется упрёкам Мари?

— Кажется, он знает, что всё произошедшее с Мари не сон.

Учитель:

-Дроссельмейер рассказывает семейству Штальбаум «Сказку о твёрдом орехе».

«^ Сказка о твёрдом орехе» (6 слайд, 7
слайд, 8 слайд)

-Расскажите эту сказку.

Подготовленные ученики пересказывают сказку близко к тексту.

-Чем помог Дроссельмейер в конце сказки Мари и Щелкунчику?

(защитил Мари от насмешек, открыл ей истину, что лишь она одна сможет спасти
Щелкунчика.)

-Как вы думаете, о чем же «Сказка о твёрдом орехе»? Только ли о Мышином короле?

Какую роль в ней играет Дроссельмейер?

Вывод: «Сказка о твёрдом орехе» повествует о крёстном как о персонаже
сказочного мира. Ведь молодого героя сказки тоже зовут Дроссельмейер. Но
крёстный живёт и в реальном мире. Так сказка и реальность неразрывны.

^ Подведение итогов урока.

9 слайд. — Итак, что же такое двоемирие в представлении Гофмана?

10 слайд. Белинский назвал сказку «чудным созданием чудного гения». А 6
декабря 1892 года в Мариинском театре в Петербурге состоялось первое
представление балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» по сказке Гофмана.

Далее звучит музыка из балета «Щелкунчик».

Домашнее задание предлагается по вариантам.

1.Мари и Щелкунчик-кукла.

2. Мари и Щелкунчик-принц.

3.Мари и Щелкунчик-племянник.

Информация о проведении открытого урока .

Тема урока, проведенного в 6 классе, «Двоемирие в сказке Э.Т.А.Гофмана
«Щелкунчик и Мышиный король».

Цель урока: показать единство двух миров, выдуманного и обыденного. При
планировании данного урока были учтены интеллектуальные особенности учащихся,
их стремление познавать новое и необычное.

Урок сопровождался показом слайдов, звучала также музыка из балета
П.И.Чайковского «Щелкунчик».

Следует отметить подготовленность учащихся к уроку, активность их на уроке.
Учителем были даны и индивидуальные домашние задания при подготовке к уроку, с
чем учащиеся хорошо справились.

В течение всего урока в классе поддерживалась высокая работоспособность,
хорошая психологическая атмосфера. Между учителем и учениками было полное
взаимопонимание. Учащиеся не боялись высказывать своё мнение, доказывать его.

Урок достиг своей цели.

Немного не хватило времени для рефлексии, так урок был очень насыщенным.

© Алексей Дурасов/ТАСС

Эрнст Гофман, который родился 24 января 1776 года, — композитор, музыкант и непревзойденный сказочник — был большим выдумщиком и интеллектуалом. В свои истории он закодировал символы, отсылки — разгадав их, воспринимаешь его сказки совсем по-другому. Вот немного тайных смыслов, которые вы могли не заметить в «Щелкунчике»

«Щелкунчик и Мышиный король» — одно из самых знаменитых произведений Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Он придумал его почти случайно, для детей своего близкого друга, а впоследствии и биографа, Юлиуса Гитцига: сказочник частенько захаживал в гости к своему товарищу и баловал ребят фантастическими историями, делал для них игрушки, а еще подарил главным героям сказки имена этих детей — Мари и Фриц. 

Записал и опубликовал «Щелкунчика» Гофман незадолго до своей смерти, в 1816 году, он вошел в сборник, который считается первым собранием детских романтических сказок Германии. Читатели с восторгом приняли новую работу писателя, восхищала она и его коллег, товарищей, критиков, кому-то больше нравилась романтическая история, кому-то — ощущение сказки и волшебства, а кому-то — батальные сцены, которые прописаны с удивительной четкостью. 

Что случилось в Рождество

Конечно, в первую очередь это сказка о дружбе и преданности, о том, как сбываются мечты. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Взрослые — скептики и реалисты, дети — мечтатели. Казалось бы, вопроса, кто прав, а кто сочиняет, нет. Но Гофман старательно выстраивает перед читателем волшебный мир, причем делает это так, что с каждой страницей ты все больше и больше веришь в правдивость рассказов маленьких героев. Соединяет два мира таинственный крестный — Дроссельмейер. Все тут двойственно: два волшебных царства — кукольное и мышиное, а само повествование — это рассказ в рассказе: главные события, которые происходят в доме Штальбаумов, временно прерываются другими, из сказки, которую рассказывает детям их крестный. 

‘ YouTube / Simon Rattle’

Как и положено детям, в сочельник Мари и Фриц в предвкушении чуда и праздника. Им запрещено заходить в залу, где находятся подарки, так что они с нетерпением ждут наступления Рождества, чтобы узнать, чем же их порадует их крестный, старший советник суда Дроссельмейер, большой выдумщик и искусник в изготовлении игрушек и разных механизмов. 

Мари мечтает о волшебном саде с озером и лебедями, фантазирует, как она будет гулять там и кормить птиц. Это образ идеального мира и гармонии, где царят любовь и порядок. Вода и лебеди не случайно появляются в мечтах Мари — это символы чистоты, романтической натуры и, конечно, женственности. Так Гофман ненавязчиво раскрывает перед нами внутренний мир девушки. Фриц же говорит, что сделать целый сад крестному не по силам, а самому ему больше нравятся подарки, с которыми можно играть, — вот и первое противопоставление реальности и фантазии в этой сказке. 

Характеристика героев сказки щелкунчик и мышиный король

Вечером, когда дети наконец попадают к елке, они тут же кидаются открывать подарки: там были и солдатики, и платья, и книжки —  все, что только можно представить. Дроссельмейер же удивляет детей игрушечным зáмком, с зеркалами и золотом, внутри которого двигаются сотни изящных фигурок. Фрицу и Мари очень хотелось поиграть с ними, им хотелось изменить порядок движения фигурок. Но Дроссельмейер остужает пыл детей: сделать этого нельзя, этот подарок не для игры, а для любования. Как и в жизни, как бы нам чего-то ни хотелось, изменить некоторые вещи мы не в силах.

Мудрость феи-крестного

Дроссельмейер в сказке — местная фея-крестная, образ мудреца, как Дамблдор или Гэндальф. Внешне он несимпатичен, характер у него строгий. Он даже хотел забрать волшебный замок, так как посчитал, что для Фрица и Мари этот подарок не подходит. Дроссельмейер становится символом начала волшебных событий. Он, как водораздел, отделяет реальность от фантазии, неожиданно появляясь там, где, казалось бы, не мог. Например, перед сном ровно в полночь Мари видит его в часах, где обычно восседала золотая сова. Он будто предупреждает главную героиню: будь внимательна, сейчас что-то начнется! 

Крестный становится главным источником знаний о Щелкунчике, новом любимце Мари, которого та пожалела (как вы помните, после неудачной колки орехов Фриц выломал ему несколько зубов) и с которым в первую же ночь она оказывается в центре заварушки с воинственными мышами.

Дроссельмейер рассказывает детям историю о жестком орехе и судьбе Щелкунчика. Кстати, замечали ли вы, какое внимание уделяет Гофман блюдам в этой сказке, особенно традиционным колбаскам, которые в Германии считаются символом домашнего уюта и достатка. Так что немудрено, что конфликт возник из-за съеденного мышами сала для сосисок. 

Эта сказка не похожа на другие волшебные истории, где добро побеждает зло. Казалось бы, обычный сюжет о заколдованной принцессе, которую спасет лишь настоящая чистая любовь. Только вот все тут пропитано иронией, например, король — любитель этих самых сосисок, а королева собственноручно их готовит и отгоняет мышей. То есть кажется, что все эти герои, которые вроде бы должны вызывать у нас положительные эмоции, не такие уж и положительные, особенно учитывая, как эта сказка заканчивается.

Чтобы избавиться от колдовства, принцессе нужен был особо крепкий орех — причем она должна не просто съесть его ядро: его должен разгрызть и поднести, зажмурившись, девушке человек, никогда еще не брившийся и не носивший сапог. После ему надо отступить на семь шагов, не споткнуться и только тогда открыть глаза. Такое заковыристое условие Гофман вводит неспроста. Орех тут — символ мудрости, а в колдовстве (которое обязательно есть в немецких сказках) используется как талисман на удачу влюбленным. Сапоги и бритье тут нужны, чтобы указать на чистоту и неопытность юноши, который способен справиться с любыми трудностями, даже с самым твердым орешком на планете. 

В сказке Гофмана Мышиный король действительно семиглавый. А вот в мультфильме Бориса Степанцева голов всего три Алексей Дурасов/ТАСС

В сказке Гофмана Мышиный король действительно семиглавый. А вот в мультфильме Бориса Степанцева голов всего три

© Алексей Дурасов/ТАСС

Магическое число семь встречается на протяжении всей сказки. Семерка имеет большое значение в самых разных религиях, практиках, кроме того, семь — «мужское» число, возможно, именно поэтому с ним и связано так много в истории главного мужского персонажа сказки: семиглавый Мышиный король — главный антагонист Щелкунчика, семь корон как символ победы над злом, семь шагов, которые ему надо сделать (кстати, музыка из балета «Щелкунчик» Петра Чайковского тоже впервые прозвучала седьмого числа).

И Щелкунчик (который по рассказу Дроссельмейера оказывается его племянником) на этом седьмом шагу спотыкается, потому уродство принцессы переходит на него самого, ведь условия не выполнены. Но, как говорится, все, что ни делается, — к лучшему, ведь именно после этого девушка отвергает его. А зачем искреннему и доброму юноше такая внешне прекрасная, но внутренне отвратительная спутница? 

На эту тему

Юрист, бунтарь, любовник.

Тем временем Мари пытается убедить всех вокруг, что события прошлой ночи — реальны, Щелкунчик живой, а в комнате и правда была мышиная армия. Взрослым-скептикам по душе больше мнение советника о болезни девочки, что этот рассказ — или чудесный сон, или последствия горячки. Гофман же всячески убеждает читателя в том, что история Мари не выдумка. Так он говорит о двойственности всего в этом мире: порой вещи кажутся не тем, чем они являются на самом деле. Всегда нужно докапываться до истины. 

Перерождение куклы и счастливый финал

Вскоре Мари пошла на поправку и стала переживать за Щелкунчика, осуждая крестного в том, что тот не помог племяннику. Дроссельмейер отвечает, что уже не в силах сделать что-то, спасти Щелкунчика теперь может только сама Мари. Ночью под покровом тьмы к девочке вновь приходит Мышиный король, который вымогает у нее сладости, обещая не трогать Щелкунчика. Вскоре аппетиты его выросли, и он стал отбирать и книжки, и платья — все, что только мог увидеть. Девушка самоотверженно и не заботясь о самой себе отдала все, что только смогла, ради защиты куклы. В конце концов она поняла, что когда Мышиный король заберет все, он загрызет ее саму. 

Как вы знаете, все закончилось хорошо — Щелкунчик внутренне перерождается, решив встать на защиту Мари и победив Мышиного короля. Они оказываются в фантастической кукольной стране, которая по описанию выглядит как самая настоящая детская девчачья мечта. Тут есть и лес детских рождественских подарков, Апельсиновый ручей, Деревня медовых пряников и еще куча других потрясающих локаций. Но интересно, что и тут Гофман вплетает неожиданный символ — образ бога и рока, силы, которую людям не суждено побороть, — Кондитера, чье появление ужасно страшит всех жителей страны, да и сам Щелкунчик признается, что Кондитер — это то, что «может делать из людей все, что ему угодно».

Характеристика героев сказки щелкунчик и мышиный король

В финале, наконец, нам кажется, расставляют все точки над «i». Реальность и фантазия окончательно сливаются в единое, когда на пороге дома появляется племянник Дроссельмейера, признающийся девушке, что он и есть Щелкунчик, и зовет ее замуж. А сама она, как лебедь, превращается в настоящую девушку и «как говорят, до сих пор царствует в прекрасной стране со сверкающими рощами, прозрачными марципановыми замками — словом, со всеми теми чудесами, которые может увидеть только тот, кто одарен зрением, способным видеть такие вещи».

Гофман был одним из самых ярких представителей немецкого романтизма, умел как никто другой соединять сказку и реальность. Музыкальный талант, который у него, несомненно, присутствовал, позволял ему чувствовать текст на каком-то особенном уровне, потому его истории так легко становятся основами для балетов и опер. Самый знаменитый — «Щелкунчик» Петра Чайковского, последний балет прославленного русского композитора. Музыкант не случайно обратился к этому сюжету: преодоление злых чар с помощью любви — один из самых любимых лейтмотивов Чайковского. Кроме того, самые разные персонажи, ожившие игрушки, подарили балету ряд сольных номеров, которые все обожают: танцы кукол (испанской, арабской, русской, китайской), танец феи Драже и, конечно, финальное па-де-де, которое влюбленные танцуют вдвоем.

‘ YouTube / Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России’

Кадрия Садыкова

Автор:

Яхина Наталья Леонидовна,

музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад

«Аленький цветочек» г. Надыма»

Формирование музыкально-художественной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

на основе балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»

Цель: целостное восприятие балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Задачи: 

  • продолжать знакомить детей с музыкой балета П. Чайковского «Щелкунчик»;
  • развивать у детей умение слушать и понимать классическую музыку;
  • развивать умение определять характер музыки, передавать его мимикой и движением в импровизациях; 
  • развивать вокально-хоровые навыки в пении А-капелла;
  • расширять словарный запас для определения характера музыкального произведения.

Ход

Под марш из балета «Щелкунчик» дети входят в музыкальный зал,

становятся полукругом.

Музыкальный руководитель: 

Ребята! Я рада снова вас видеть в музыкальном зале. Давайте поздороваемся по музыкальному.

Дети исполняют музыкальное приветствие.

Музыкальное приветствие «Музыка, здравствуй!»

-Посмотрите, что я вам принесла.

Дети: Афиши.

-О каких представлениях эти афиши? Что на них изображено?

Дети: балет «Лебединое озеро» и «Спящая красавица».

-Кто написал музыку к  балету «Лебединое озеро» и «Спящая красавица»?

-Вы хотели бы посмотреть балет? Я приглашаю вас в театр на балет Петра Ильича Чайковского.

-Ребята! Когда вы вошли в музыкальный зал, какая музыка звучала?

Дети: Марш из балета «Щелкунчик»

-Чьи шаги слышатся в этом марше?

Дети: Героев из сказки: Щелкунчика, солдатиков, Девочки Мари, Мышиного короля, мышей, Волшебника и т.д.

-Давайте мы с вами превратимся в героев этой сказки и как эти герои пройдем по залу.

Дети под музыку, выполняют движения: марш, поскоки, бег на носочках, перестроение через центр зала парами. С окончанием музыки встают в полукруг.

-Сегодня в нашем театре идет балет по сказке «Щелкунчик». Давайте вспомним, как начинается сказка?

Дети: Снежные хлопья летят за окном, дети танцуют около елки. В зале появляется Фокусник Дроссельмейер, он дарит Мари игрушку, которая может щелкать орехи. Но брат Мари Франц сломал игрушку, и она грустит. Праздничный вечер заканчивается. Все укладываются спать, но Мари не спится. Она заходит в зал. Ей кажется, что игрушки оживают, и начинают расти.

-Тише, кажется кто-то крадется…давайте мы с вами займем места в зрительном зале и посмотрим.

Инсценировка по сказке, участвуют дети

Появляется Мышиный король и мыши

Мышиный король:

Почему здесь песни слышны,

Их не любят наши мыши!

Я мышиный король

Никому петь не велел.

Уходите-ка отсюда

Только я у елки буду.

Мой теперь черед настал

Мы теперь устроим бал.

Все подарки отниму

И с мышами погрызу

Ну-ка, мыши, выбегайте,

Всех на елке напугайте.

Выбегают мыши

Мышь 1:

Все попрятались игрушки,

Шарики, хлопушки!

Будет здесь большая драка,

Ведь зовусь я  — Забияка.

Мышь 2:

Слишком много говоришь,

Зато я  — принцесса мышь

Что за хвостик,

Ушки, глазки,

Я  из самой лучшей сказки!

Солдатик:

Добрые Солдаты,

Отважные ребята!

Честь свою не посрамите,

Нам победу принесите.

Звучит Марш солдатиков

Дети исполняют марш солдатиков, затем герои проходят в «зрительный зал»

-Ребята, что же произошло дальше?

Дети: Щелкунчик вступает в поединок, и войско спасается бегством. Щелкунчик превращается в принца — юношу. Принц и Мари попадают в королевство сладостей.

-Как зовут главную героиню королевства сладостей? Давайте посмотрим танец самой королевы.

Видеофрагмент из балета «Щелкунчик»

Танец феи Драже

-Какие чувства вызвала у вас эта музыка? А какая она по характеру?

-Как вы можете рассказать о фее Драже, какая она?  

-Как об этом нам подсказывает музыка танца феи Драже? (музыка звучит высоко, легко, вся переливается, и как будто рассыпаются горошины драже).

-Какие инструменты звучат в этом танце? (Колокольчики, треугольники, металлофоны, челеста)

-Как вы думаете, почему композитор выбрал именно эти музыкальные инструменты? (Потому что звук этих инструментов серебристый)

-Посмотрите! У нас на столе лежат различные инструменты.

-Хотите стать  музыкантами и подыграть на музыкальных инструментах Фее Драже?

-Какие бы вы выбрали инструменты для этого танца?

Музицирование. Звучит танец феи Драже

Дети подыгрывают на музыкальных инструментах

-У вас очень красиво получилось.

-Предлагаю посмотреть еще один фрагмент балета. Посмотрите и скажите, о чем он и как называется.

Фрагмент из балета «Вальс белых хлопьев»

-О чем этот фрагмент? (о танцующих снежинках).

-Как называется эта музыка? («Вальс снежных хлопьев»).

-На что она еще похожа? (метель, зимняя ночь).

-Какую зиму вы представляете, слушая эту музыку? (снежную, метельную)

-Какие музыкальные инструменты вы услышали? (Флейта, струнный оркестр, арфа, треугольник, тарелки).

-Что еще слышно кроме музыкальных инструментов? (поет хор).

-Что изображает музыка в исполнении оркестра? (Метель).

-А что показывает хор? (Качание в колыбели).

-Верно, снежинки кружатся в воздухе на ветру, ветерок то сильнее их поднимает верх, то тихо опускает вниз. Давайте мы с вами изобразим голосом метель по движению руки на звук «У».

Дети вместе с педагогом выполняют упражнение

«Полет» на «глиссандо» — интервал октавы вверх-вниз.

-А теперь успокоим голосом метель на звук «А».

Упражнение «Покачаемся» — терция вверх-вниз.

-Ребята, а чем же закончилась сказка?

Дети: Дроссельмейер — (волшебник) останавливает злую метель. Принц привозит Мари в сказочный город, где много сладостей. Жители города танцуют в честь приезда дорогих гостей.

-Какую музыку написал в конце балета Петр Ильич Чайковский для танца Мари и Щелкунчика? (Вальс цветов).

-Давайте вместе с вами насладимся музыкой Петра Ильича и посмотрим «Вальс цветов»

Фрагмент из балета «Вальс цветов»

-О чем этот танец? (О радости, любви, добре).

-С помощью чего артисты балета выражают свои чувства в этом танце? (с помощью движений)

-Какие движения у танцоров? (Мягкие, красивые, плавные).

-Хотите вместе с балеринами и танцовщиками исполнить вальс цветов?

Танец-импровизация с колокольчиками и цветами «Вальс цветов»

Рефлексия.

-Какое произведение из балета П. И. Чайковского вам понравилось больше всего?

-Вы бы хотели кого нибудь пригласить на этот балет? Кого бы вы хотели пригласить?

-Что для этого можно сделать? (оформить афишу).

-У меня для этого приготовлены фигурки балерин и изображение сказочных героев этой сказки. Мы можем сами сделать свою афишу и пригласить на представление других ребят.

Творческая работа по оформлению афиши

-А еще ребята, я хочу дать вам домашнее задание. Вы нарисуете свои рисунки. Что больше всего вам понравилось и запомнилось из этой сказки-балета? И на следующем занятии мы с вами оформим альбом с вашими рисунками. Ну а мы сегодня прощаемся с вами до следующей встречи. До свидания!

Дети прощаются и под музыку уходят.

В дни новогодних каникул в Петербурге обычно бурлит культурная жизнь. В этом году все мероприятия пройдут в формате covid free: без QR-кода, подтверждающего вакцинацию, на спектакли-концерты-выставки не пустят. В нашем обзоре – только малая толика того, что будет происходить в праздничные дни в Северной столице. Следите за свежими анонсами на TimeOut Петербург и уже приступайте к планированию познавательно-развлекательной программы для всей семьи, часть из которой доступна бесплатно.

ТЕАТР

Балет «Щелкунчик» театра «Русский балет»

Характеристика героев сказки щелкунчик и мышиный король

Этот балет занимает особое место в репертуаре театра «Русский балет», его сюжет невероятно популярен: ни одно празднование Рождества и Нового года не обходится без героев этой удивительной и мудрой сказки, которую любят и взрослые, и дети. «Щелкунчик» – повесть о зарождении первой любви и открытии огромного мира переживаний и чувств. Зрителей восхищают храбрость Принца-Щелкунчика, победившего войско коварной Мышильды, доброта и смелость маленькой Маши, разглядевшей в деревянной кукле-Щелкунчике благородного и бесстрашного Принца и, конечно, сказочный мир чудес и превращений.

Характеристика героев сказки щелкунчик и мышиный король

Либретто, созданное Мариусом Петипа по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», со временем претерпевало разные интерпретации, однако во всех редакциях и постановках добро побеждало зло, а любовь торжествовала. Гениальная музыка Петра Ильича Чайковского сегодня по-прежнему дает безграничные возможности для нового творческого поиска балетмейстерам и танцовщикам, а красочные декорации дополняют сценические образы, обращая чудесный сказочный мир в реальность.

Балет «Щелкунчик» в постановке театра «Русский балет» – это удивительная, таинственная, добрая рождественская сказка, настоящий семейный спектакль с волшебным сюжетом и ярким калейдоскопом сцен.

Где: Дворец искусств Ленинградской области (бывш. ДК Горького)

Когда: 25–29.12.2021, 3–5.2022

Кому: 0+

Расписание и билеты

Новогодняя афиша Театра «Мюзик-Холл»

«Мюзик-Холл» подготовил праздничную программу для взрослых и детей. 12 декабря состоится музыкально-визуальный спектакль для всей семьи «Щелкунчик и мышиный король». В сопровождении симфонического оркестра «Северная Симфония» популярный российский актер театра и кино Дмитрий Лысенков прочтет самую новогоднюю сказку Гофмана. Спектакль на музыку Чайковского будет сопровождаться акварельно-песчаным шоу с трансляцией процесса рисования на экран. Дирижер – Фабио Мастранджело.

Характеристика героев сказки щелкунчик и мышиный король

Также юных зрителей ждет новогодний музыкальный спектакль «Госпожа Метелица» по мотивам сказок братьев Гримм (26 и 30 декабря), в котором рассказывается история двух сестер – ленивой Греты и трудолюбивой Марты и, конечно, самой Госпожи Метелица, которая стала повелительницей снега и вьюг, а ее сердце превратилось в лед. И только доброта и чистота помыслов смогут вновь сделать доброй сказочную волшебницу.

3 и 6 января ребят ждет в гости Маленькая Баба-Яга и ее преданный друг  и наставник – ворон Абрахам. В эти дни на сцене «Мюзик-Холла» покажут музыкальный спектакль «Злючка. Приключения маленькой Бабы-Яги» по мотивам сказки О. Пройслера.

Характеристика героев сказки щелкунчик и мышиный король

Старая сказка о приключениях маленькой колдуньи и ее друга впервые обретает  оригинальное воплощении в жанре музыкального спектакля. Бесшабашная компания переворачивает все вверх дном под зажигательные мелодии мировых хитов. Уникальная коллекция костюмов в духе new look и необычное решение сценического пространства позволяет, как по волшебству, переносить героев и зрителей в самые удивительные места.  А все ради того, чтобы ответить на главный вопрос: можно ли стать хорошей ведьмой, оставшись хорошим человеком.

Где: Театр «Мюзик-Холл»

Когда: «Щелкунчик и мышиный король, Музыка и сказка» – 12.12.2021; «Госпожа Метелица» – 30.12.2021; «Злючка. Приключения маленькой Бабы-Яги» – 11.12, 25.12.2021, 3.01,6.01.2022

Кому: 6+

Расписание и билеты 

Новогодние спектакли в музыкальном театре «Зазеркалье»

Чудеса в Санкт-Петербургском детском музыкальном театре «Зазеркалье» начнут твориться уже 24 декабря. Так что юные зрители уже могут начать подготовку праздничных костюмов и стихотворений для Деда Мороза и Снегурочки. Всех мальчишек и девчонок от трех лет, а также их родителей приглашает к себе в гости самый обаятельный на свете поросенок – Пятачок! Самый добродушный и милый  он готовит угощения и подарки для гостей. Но кто-то таинственный пугает его и все время ему мешает. Что же делать? Конечно, не сдаваться и звать на помощь друзей! Веселый музыкальный спектакль «Новый год у Пятачка» погрузит вас в волшебный мир героев Алана Милна и расскажет как стать храбрым, встретить Деда Мороза и устроить праздник для всех.

Характеристика героев сказки щелкунчик и мышиный король

Спектакли «Рождественская мистерия» и «Дед Мороз на всех один!» будут интересны ребятам от шести лет. «Рождественская мистерия» –  собрание музыкальных сцен на музыку И.С. Баха по мотивам текстов Нового Завета и повестей Э.Т.А. Гофмана. Трогательная история бедной сиротки Эльзы, оказавшейся в рождественскую ночь на улице. Ее выгнала сварливая и жестокая хозяйка. По старинной христианской традиции девочку ждет награда за терпение и добродетель. Она своими глазами увидит историю младенца Христа – от его рождения до бегства в Египет. А вместе с ней увидят эту историю и зрители.

Характеристика героев сказки щелкунчик и мышиный король

«Дед Мороз на всех один!» – новогодние приключения героев сказочной истории Яна Экхольма –честного лисенка Людвига и отважного цыпленка Тутты. Они хотят вместе встретить Новый год. Но мама-курица уверена, что у каждого свой Дед Мороз. У них, например, курино-петушиный. А родители лисенка Людвига считают, что никакого Деда Мороза и Снегурочки вовсе нет. Героям предстоит узнать, что такое обман и благородство, попав во всевозможные приключения. Им будет и весело, и страшно. Но зато все узнают, что Дед Мороз на всех один!

Где: Музыкальный театр «Зазеркалье»

Когда: «Рождественская мистерия» – 24–25.12.2021, 6–7.01.2022; «Новый год у Пятачка» – 24–30.12.2021, 2.01, 4–9.01.2022; «Дед Мороз на всех один!» – 26-30.12.2021, 2–5.01, 8–9.01.2022

Кому: 3+/6+

Расписание и билеты

А также новогодние спектакли в: «Карлссон Хаусе», БТК, ТЮЗе, Театре Эстрады им. А. Райкина, Театре на Неве, Театре комедии им. Н. Акимова, Театре «Мастерская», Театре «Лицедеи» и др.

ШОУ

Ледовый мюзикл «Аленький цветочек»

Характеристика героев сказки щелкунчик и мышиный король

В дни новогодних каникул в Петербурге состоится премьера ледового мюзикла Татьяны Навки «Аленький цветочек» с олимпийской чемпионкой Алиной Загитовой в главной роли (Настенька). Всего в постановке задействовано 17 сказочных героев и 40 фигуристов. За волшебство в этой сказке «отвечает» свыше 1500 специалистов в области сценографии, сценической инженерии, хореографии, графического дизайна, костюмов, грима и т.д.

Характеристика героев сказки щелкунчик и мышиный король

Красочные 3D-проекции сменяются пиротехническими эффектами, артисты ездят по льду на настоящем автомобиле, загадочным образом исчезают, перевоплощаются в разные образы и исполняют сложнейшие трюки. В одном из эпизодов Настенька (Алина) танцует с завязанными глазами, а в другом фигуристы поджигают лед, изобразив пылающее сердце.

Герои ледового мюзикла не только показывают чудеса спортивного мастерства, но, конечно, еще и поют. Каждому персонажу подарил свой голос известный артист российской эстрады (Григорий Лепс, Александр Панайотов, Ани Лорак и др.).

Где: ДС «Юбилейный»

Когда: с 30.12.2021 по 9.01.2022

Кому: 0+

Расписание и билеты

Шоу-сказка на льду «Золушка»

Характеристика героев сказки щелкунчик и мышиный король

Шоу-сказку «Золушка» продюсерского центра Яны Рудковской впервые покажут в Петербурге в дни новогодних праздников. В постановке задействованы звезды фигурного катания. Роль Золушки исполнит олимпийская чемпионка Сочи 2014 Юля Липницкая. Также на льду будут выступать звезды мирового фигурного катания из России, Великобритании, Канады, Испании, Германии, призеры чемпионатов мира и Европы по фигурному и синхронному катанию, танцам на льду и воздушные акробаты.

Характеристика героев сказки щелкунчик и мышиный король

Роскошные костюмы и декорации шоу, сложнейшие номера, утонченная хореография, а также экспериментальный формат шоу (зрители займут трибуны с четырех сторон, так как постановка рассчитана на обзор 360 градусов) и волшебство старой-доброй сказки ждут зрителей на сцене Ледового дворца с дни школьных каникул.

Хореография – Сергей Филин, народный артист России и премьер балета Большого театра России.

Где: Ледовый дворец

Когда: 2–5.01.2022

Кому: 0+

Расписание и билеты

А также: «Снежное шоу» Славы Полунина, шоу «Тайна Лунозавра»

КИНО

Ретроспектива фильмов Александра Роу

Характеристика героев сказки щелкунчик и мышиный король

В декабре во всех городах сети «КАРО» в рамках специального проекта «КАРО.Арт» стартует проект #КИНОСКАЗКИ РОУ – крупнейший прокат фильмов-сказок Александра Роу. Фильмы предоставлены Киностудией им. М. Горького.

Уже с 23 декабря начнутся показы знаменитого фильма «Морозко» (1965) про девушку Настеньку (Наталья Седых), которую злая мачеха (Вера Алтайская) заставляла работать без продыху, а однажды, решив от нее избавиться насовсем, отправила замерзать в зимний лес.

С 6 января на экраны выйдет лента «Вечера на Хуторе близ Диканьки», воплотившая культовые рождественские образы из произведения Гоголя. С 3 февраля можно будет увидеть две ранние фантастические истории Александра Роу со звездой СССР Сергеем Столяровым – «Василису прекрасную» и с 17 февраля «Кащея бессмертного».

Где: во всех кинотеатрах сети «КАРО»

Когда: с 23.12.2021 до 30.04.2022

Кому: 0+/6+

Расписание и билеты

А также: премьеры декабря (6+): «Большой красный пес Клиффорд», «Кощей. Начало»

МУЗЕИ

Новогодняя программа «Время чудес»

Характеристика героев сказки щелкунчик и мышиный король

с 11 декабря по 16 января в Российском этнографическом музее буде длиться «Время чудес» – новогодняя программа для всей семьи с экскурсиями, мастер-классами, концертами и спектаклями. Участники экскурсии «Когда приходит Новый год» побывают в гостях у представителей разных народов Евразии и узнают о древних традициях встречи любимого праздника. Как проводили Новый год и Рождество, во что и как играли в праздничные дни в русской деревне, гости музея узнают на экскурсии «Пришла Коляда, открывай ворота».

Каждые выходные в музее будут проходить мастер-классы по росписи  керамических ёлочных украшений, созданию рождественских венков и новогодних подарков своими руками.

Также в программе: рождественские спектакли, мистерии, вертепные представления, концерты и хоровые выступления артистов разных народов Евразии.

Где: Российский этнографический музей

Когда: с 11.12.2021 по 16.01.2022

Кому: 5+

Расписание и билеты

А также новогодние программы и мастер-классы в: Музее Арктики и Антарктики, Музее советских игровых автоматов, Петербургском музее кукол, Санкт-Петербургском музее игрушки и др.

КАТКИ

Каток на Конюшенной площади (открытие 25 декабря)

Каток в Новой Голландии (работает)

Каток в Севкабель Порту (работает)

Каток в ЦПКиО им. С.М. Кирова (дата открытия уточняется)

Каток на Рождественской ярмарке на Манежной площади (с 18.12.2021 по 9.01.2022)

С СОБОЙ

Культурная программа для малышей и детей постарше станет еще увлекательнее с вкусными и полезными снеками от «ФрутоНяни»: разнообразными фруктовыми кусочками, забавными «Фруктовыми улитками» и злаково-фруктовыми батончиками.

Характеристика героев сказки щелкунчик и мышиный король

Все эти лакомства, созданные из натуральных ингредиентов без добавленного сахара, послужат отличным перекусом после похода на выставку или в театр и подкрепят силы после катания на коньках и т.д. А жажду утолят напитки из лимитированной линейки «Зимние каникулы», которую бренд представил специально к новому году. Родителей порадует их натуральный состав, а детей – насыщенный вкус ягод и сказочное оформление с героями бренда.

Где: в магазинах Ozon.ru, «Ашан», «Перекресток», «Лента»

Кому: 0+

  • Характеристика героев сказки сказка о царе салтане 3 класс
  • Характеристика героев сказки спящая красавица жуковский
  • Характеристика героев сказки снегурочка островского
  • Характеристика героев сказки пушкина о мертвой царевне и семи богатырях
  • Характеристика героев сказки о царе салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе гвидоне