Характеристика героев сказки серая шейка

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страница 127. укм перспектива1. поделитесь с друзьями своими

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 127. 

УКМ «Перспектива»

1. Поделитесь с друзьями своими впечатлениями о прочитанном произведении.

Мне очень понравилась эта сказка. Мне было жаль Серую шейку, когда ей пришлось остаться одной. Но она встретила зайца и подружилась.

Я боялась за Серую шейку, когда к ней подкрадывалась лиса. Но Серой шейке удалось спастись и меня это порадовало.

2. Расскажите о Серой Шейке. Когда вам было её особенно жалко? Найдите в тексте этот эпизод. Выделите в нём опорные слова и перескажите.

Серая шейка была совсем молодой маленькой уточкой. У неё было сломано крыло и она не смогла улететь с другим утками. Ей пришлось остаться и бороться за свою жизнь с морозами и лисой.

Особенно жалко мне её было, когда полынья почти замёрзла, и она оказалась в отчаянном положении.

Опорные слова этого эпизода: зеркальным стеклом, в отчаянии, полынья, пятнадцать сажень, лиса.

Пересказ эпизода про отчаяние Серой Шейки.

Морозы крепчали. Пока ещё то, что застывало за ночь бурная река ломала днём. Но в ясные морозные ночи было особенно опасно. В одну из таких ночей холод покрыл реку словно зеркальным стеклом. Серая шейка была в отчаянии. Свободным оставалось небольшая пространство посредине реки. Там была небольшая полынья, не больше пятнадцати сажень. Там плавала Серая шайка. Однажды к ней пришла лиса, та самая, что сломала ей крыло.

3. Выберите в тексте описание осенней и зимней природы. Перечитайте их. Зачем автор их вводит? Какое настроение они создают? Можно ли соотнести эти описания природы с описанием Серой шейки?

Автор вводит описания природы, чтобы показать, в каких условиях приходилось жить Серой шейке.

Осенью ей было грустно и тоскливо, она осталась одна, а всё вокруг опустело. Это показывает пустоту, которая была на душе уточки.

Зимой пришли морозы, все боролись за жизнь, и Серая шейка была в отчаянии. Она боялась, что погибнет.

Описания природы можно соотнести с описанием Серой шейки. Они передают её настроение.

4. Почему, по-вашему мнению, реальный случай автор изложил в форме сказки? Чего он этим достиг?

Сказка позволяет передать чувства героев, что было бы невозможно, если бы автор написал рассказ о реальном случае. Мы понимаем, чего боялась Серая шейка, на что надеялась лиса, что чувствовал заяц. Герои в сказке оживают.

5. Вспомните, как называют литературный приём, когда в произведении животные разговаривают как люди.

Этот приём называется олицетворение.

6. Как лиса разговаривала с Серой Шейкой? Выберите ответ.

Выбираем ответ: самоуверенно.

7. Прочитайте диалоги лисы и Серой шейки в лицах.

Лиса говорит самоуверенно, притворно ласково. Серая шейка отвечает со страхом, возмущённо, иногда устало с покорностью к своей судьбе.

8. Озаглавьте каждую часть произведения. Составьте план. Перескажите близко к тексту.

Автор разделил сказку на пять частей. Дадим им названия, которые образуют план.

План пересказа сказки «Серая шейка» по частям

  1. Расставание с утками.
  2. Знакомство с зайцем.
  3. Начало зимы.
  4. Проделки лисы.
  5. Неожиданное спасение.

Пересказ сказки «Серая шейка» для 3 класса по частям

1.

Пришла осень. Утки начали готовиться к отлёту. Одна Серая шейка издалека наблюдала за их приготовлениями. Ей приходилось мириться со своей судьбой, ведь у неё было сломано одно крыло.

Наступило роковое утро. Старая утка давала Серой шейке последние наставления. Она советовала ей держаться у берега, где бил ключ.

Но вот вожак дал команду и стая взлетела. Серая шейка долго провожала её взглядом. Она осталась одна.

2.

По утрам вода у берегов начинала замерзать. Серая шейка с ужасом думала, что река может замёрзнуть вся.

Однажды она выбралась из реки и встретилась в лесу с Зайцем. 

Серая шейка рассказала про крыло, которое сломала лиса. Заяц сказал, что хуже лисы зверя нет, и что он постоянно дрожит со страху.

3. 

Но вот река замёрзла почти вся. Осталась небольшая полынья посредине.

Однажды к полынье пришла лиса. 

Она поздравила Серую шейку с зимой и сказала, что ещё вернётся. Заяц сказал, что лиса так и сделает.

4.

Наступила настоящая зима. Было очень красиво, но Серая шейка трепетала от мысли, что полынья совсем замёрзнет.

Вскоре опять пришла лиса. Она попробовала доползти до Серой шейки, но лёд был тонок и обламывался. Тогда лиса ушла, вновь пообещав вернуться.

Она стала приходить к полынье каждый день. От полыньи осталось только маленькое окошечко и лиса смеялась. Заяц волновался, глядя из леса за проделками лисы.

5.

Так бы лиса и съела серую Шейку, но случилось иначе.

Как-то утром зайцы играли на снегу, как вдруг увидели старичка-охотника. Тот мечтал о шубе для старухи и выцеливал зайца. Но зайцы бросились врассыпную и старик отправился по их следам. У реки он увидел, как лиса ползёт к полынье. Сослепу он не заметил уточки.

Старик прицелился, выстрелил, и со всех ног бросился к полынье. Но вместо лисы увидел утку. Он удивился, решив, что лиса превратилась в уточку, но Серая шейка объяснила старику, что произошло.

Лиса убежала. А старик взял Серую шейку домой, чтобы обрадовать внучек. Он решил ничего не рассказывать старухе про неудачную охоту. Заяц видел всё это и весело смеялся. Он знал, что старуха на печке не замёрзнет и без шубы.

AVvXsEi8mMP012C9AP8wXZYBquuq1 QsKFFcu E1yZUwHc ikUOmrjm27csDfyCb5q3uNBUWslNhb ambQApRNae f 4b vkGX35Y20xf1bPl4zOvfpbIExw75uvBunK 0v9vzcfStiMDOXRS wAx7JwoCZMiyJxQzzPRtU9znFFiiPai bcLRr4RkSFsnFPNw=w400 h249

Творчество Дмитрия Мамина-Сибиряка полюбилось большим и маленьким читателям. Особенно большую популярность получили сказки автора, так как они просты для восприятия и имеют глубокий поучительный смысл. Писатель очень ярко и красочно описывает образы животных, героев своих произведений, и это делает его тексты увлекательными и запоминающимися почитателям его творчества.

На сайте Литера Гуру представлен короткий пересказ сказки Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Желающие могут ознакомиться с героями и наиболее важными событиями текста, а подзабывшие ее – еще раз вспомнить сюжет и подготовиться к уроку или сочинению.

Начинается произведение «Серая Шейка»  описанием  подготовки уток к отлету в теплые страны. Стояла уже поздняя осень, было холодно и все птицы и большие, и маленькие спешили на юг, ни на что, не обращая внимания. Селезень и его супруга спорят и сердятся, говоря о торопливости мелких птиц и о своих повзрослевших детях. Вскоре они заговорили и о Серой Шейке. Их дочь не могла лететь с ними по причине искалеченного крыла, которое ей перекусила Лисица.  Утка-мать очень переживала за Серую Шейку, страшась оставить дочь зимовать в одиночестве в снегах и морозах. Селезню тоже было жалко дочку, но он понимал, что не сможет ей ничем помочь, да и нужно было думать о других сыновьях и дочках.

Зная о скором расставании, мать Утка проводит много времени с Серой Шейкой, рассказывает ей о случаях  выживания птиц в студеную, морозную зиму. День за днем становилось холоднее. Вот полетели первые птичьи стаи к югу. Утки собрались в огромные стаи, где опытные взрослые птицы учили молодежь, делились с новичками опытом длительных сложных перелетов, заканчивались завершающие приготовления. Наступила последняя ночь, которую Утка-мать провела со своей дочерью-калекой, делясь с той ценными советами и наставлениями. На рассвете стая уток улетела, а Серая Шейка  осталась одна на воде. Она грустно глядела вслед стае. Ей стало очень одиноко.

Проходили дни, становилось еще холоднее; Серая Шейка видела, как к утру все больше река покрывалась льдом. Она думала о своей семье и скучала. Как-то, надеясь развеять скуку, уточка отправилась в лес, где встретила Зайца. Тот предостерег ее от встречи с Лисой.

И вот уже землю покрыл первый снег, а речка еще не замерзла полностью, водной поверхности становилось все меньше. Ночью Серая Шейка серьезно встревожилась: вода не замерзла только посреди реки. Полынья казалась очень маленькой, вот-вот замерзнет совсем. А в этот момент на берег пришла Лисица, это она однажды весной Серой Шейке повредила крылышко. После краткой беседы хищница ушла, однако спустя некоторое время она вновь явилась на берег. Лисица стала подползать по замерзшей поверхности реки  к полынье, где плавала перепуганная утка, но так и не смогла схватить искалеченную птицу, боясь провалиться. Теперь коварная хищница появлялась ежедневно, но она не могла заполучить Серую Шейку.

Друг Серой Шейки Заяц тоже оказался в опасности. Однажды поутру он, веселясь со своими приятелями зайцами, получил страшную новость о старике-охотнике, преследовавшем пушных зверей. Длинноухим трусишкам посчастливилось скрыться, и это сильно огорчило охотника, собиравшегося раздобыть для своей супруги шубу. Уморившись бегать за зайцами, дед присел передохнуть и заметил на льду Лисицу. Он решил застрелить ее, чтобы раздобыть хотя бы для шубы воротник. Старик выстрелил, но промахнулся и, когда выбежал на лед, то увидел только утку. Она рассказала охотнику, почему не смогла улететь в теплые страны с родителями, братьями и сестрами. Причиной тому явилось ее поломанное крыло. Старик взял Серую Шейку домой, хотел порадовать внучек, а еще, а еще он хотел по весне вывести от нее утят.

Отзыв

Мое мнение о сказке Дмитрия Мамина-Сибиряка весьма неоднозначное. Это произведение можно рассматривать с разных сторон и точек зрения. Это и красивая история о несгибаемости характера, огромной силе воли и жажде жизни. Но сказка заканчивается не так, как хотелось бы многим читателям, да и мне тоже. Я не знаю, воссоединится ли уточка вновь по весне со своей семьей, а этого бы очень хотелось. Зачастую во всех сказках благополучный исход, добро побеждает зло. А в этой вроде бы и победило, но разве будет счастлива уточка, живя у людей, ведь ее вырвали из привычной, дикой среды обитания, может быть, навсегда разлучили с утиным семейством.

Но мне пришлось по душе в сказке то, что писатель дал всем персонажам, самое необходимое – что им на данный момент нужно: Серой Шейке – дом и хозяев, она больше не одинока, о ней позаботится человек, ее приятель Заяц смог убежать от охотника, а Лисица получила сильный испуг, хоть и осталась целой и невредимой. Оставляя ее в живых, автор дает нам тему для размышлений, всегда ли нужно наказывать провинившихся или их нужно простить?  Мамин-Сибиряк придерживается того мнения, что жизнь сама все расставит на свои места.

Мораль и основная мысль сказки имеют актуальность во все времена, они учат нас тому, что нужно стараться противостоять любым трудностям и невзгодам, верить в собственные силы, не держать обиды на людей. Эти понятия особенно наглядно проявляются в произведении. Искалеченная маленькая утка, ставшая одинокой, находясь в холоде и в полном опасностей зимнем лесу, обретает в себе жизненные силы и способность противостоять тяжелым условиям жизни и крайне опасным обстоятельствам. Серая Шейка  не обижается на свою семью, оставившую ее на гибель, она понимает, что родители не оставили бы ее, не будь на то веской причины.

Основная мысль сказки реализуется в образе Серой Шейки, она подчеркивается автором с целью вселить в читателей надежду, укрепить веру в себя и уверенность в завтрашнем дне, стремление жить вопреки обстоятельствам. Писатель передает читательской аудитории огромную силу воли, стремление жить, храбрость и стойкость маленькой уточки. Он вдохновляет людей поверить в себя, стараться улучшить свою жизнь. Сказка производит на меня вдохновляющее впечатление.

Произведение «Серая Шейка» — интересный, поучительный рассказ о слабой и беззащитной, но сильной духом молодой утке, спасенной стариком, и о пожилом человеке, взявшем к себе домой Серую Шейку. Хоть целью старика было доставить радость внучкам, он все-таки спас ее, дал ей возможность перезимовать в теплом доме.

Эта сказка учит читателей быть добрыми, сострадательными, сильными духом, осторожными, мудрыми, чуткими. Невольно возникает потребность в перечитывании этого произведения снова и в переосмыслении его. Такова моя точка зрения в отношении произведения «Серая Шейка Дмитрия Мамина-Сибиряка.

«Серая шейка» — сказка о доброте и милосердии, о дружбе и желании помочь тому, кто оказался в беде. Читательский дневник сказки поможет заполнить такие данные: жанр, главная мысль, главные герои, краткое содержание, отзыв. Также важно подобрать пословицы к произведению и понять чему учит эта история.

Мамин-Сибиряк «Серая шейка» читательский дневник

  • Автор — Мамин-Сибиряк
  • Год написания — 1893
  • Жанр: сказка
  • Сколько страниц  — 19

Основная мысль произведения «Серая шейка»

 В сложной ситуации не стоит опускать руки, надо все делать для изменения ситуации, и тогда выход обязательно найдется.

Герои сказки «Серая шейка»

  • Серая Шейка — молодая уточка, которая сумела выжить зимой в лесу со сломаным крылом. Наивная и добрая, очень боялась Лисы, скучала за родными.
  • Лиса — коварная, но терпеливая хищница которая, ждала когда застынет полынья, чтобы съесть уточку.
  • Заяц — верный друг Серой Шейки. Веселый, но трусливый и беззащитный.
  • Охотник — добрый старик, который пожалел Серую Шейку.
  • Родители Серой Шейки — Селезень и Утка.

«Серая шейка» план сказки

  1. Сборы уток в теплые края
  2. Серая Шейка в одиночестве
  3. Встреча с Зайцем
  4. Появление хитрой Лисы
  5. Полынья замерзает
  6. Лиса на льду
  7. Охотник в лесу
  8. Выстрел в лису
  9. Серая Шейка в доме охотника

Сказка учит сочувствию, сопереживанию, доброте и вере в победу. Учит проявлять заботу о ближних и приходить на выручку в тех случаях, когда кто-то в этом нуждается. Учит не терять надежды, того, а верить в лучшее

Отзыв о сказке «Серая шейка»

Краткое содержание сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» с отзывом для читательского дневникаРисунок-иллюстрация к сказке «Серая шейка»

Это очень хорошая и добрая сказа со счастливым концом. Я очень переживала о судьбе Серой шейки, мне было ее очень жаль. И мне понравилось, что лиса осталась ни с чем, и над ней даже зайцы смеялись. Добро и справедливость победили, и это главное.

«Серая шейка» пословицы к сказке 

  • Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
  • У кого детки, у того и заботы.
  • Не было бы счастья, да несчастье помогло.
  • Хорошо то, что хорошо кончается.
  1. Серая Шейка, еще маленькой, повредила крыло и не смогла улететь вместе со всеми в теплые края.
  2. Родители уточки улетели, а  она осталась зимовать в полынье.
  3. Серая Шейка знакомится с зайцем и тот жалеет ее.
  4. Лиса, терпеливо ждавшая пока лед окрепнет, уже направлялась к Серой шейке, чтобы съесть ее
  5. В этот момент старый охотник выстрелил в лису и она убежала.
  6. Охотник решил спасти уточку: забрать ее на зиму домой, а по весне выпустить на волю.

Серая шейка — молодая уточка. Лиса повредила ей крыло и она не смогла осенью улететь со всей стаей в тёплые края.

 Отец-селезень не любил себя тревожить, а вот мать-утка очень переживала за маленькую Серую шейку: улетая, она наказала ей держаться берега, где стекает ключик, в том месте вода не замерзает даже зимой.

Пришлось коротать зиму в одиночестве, ей было очень одиноко и страшно. А потом она подружилась с Зайцем, который очень сочувствовал  и пытался облегчить Серой шейке грустное существование.

Мало того, что полынья, в которой плавала уточка, начала потихоньку замерзать, еще и старая знакомая — лиса, стала наведываться, все ждала подходящего момента — когда лед на реке окрепнет и она сможет безопасно подобраться к уточке и съесть ее.

Наступила зима, и река почти полностью замёрзла, а когда лед по-настоящему окреп, лиса направилась к уточке.

В это время старый охотник охотился в лесу на зайцев. Но те бросились врассыпную и Охотник не смог никого из них убить. Тогда охотник увидел лису и решил подстрелить ее, чтобы сделать своей старухе шубу. Прозвучал выстрел, но лиса смогла убежать.

Увидев одиноко плавающую уточку, старик решил взять ее домой, чтобы она не погибла. А по весне выпустить на волю.

Вам также может понравиться

Мамин — Сибиряк Дмитрий сказка «Серая шейка»

  •  Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
  • Название произведения: «Серая шейка»
  • Число страниц: 10
  • Жанр: сказка
  • Главные герои: Серая Шейка, Селезень, Старая Утка, Заяц, Лиса.
  • Второстепенные герои: охотник.

Характеристика главных героев:

  1. Серая Шейка — добрая и отважная уточка.
  2. Сумела выжить, хоть и была с раненым крылом.
  3. Находчивая и бесстрашная.
  4. Лиса — хитрая, ловкая и злая.
  5. Хотела съесть Серую шейку, но чуть не погибла от выстрела.

Заяц — весёлый, неунывающий. Верный друг.

Селезень — отец Шейки. Суровый, неумолимый.

Утка — мать Шейки. Добрая, отзывчивая.

Любящая.

Характеристика второстепенных героев:

Старик — Добрый и милосердный.

Спас уточку и забрал её с собой.

Краткое содержание сказки «Серая шейка»

Осенью утки собиралась улетать на юг.

Не могла с ними лететь только Серая Шейка, у которой одно крыло было сломано лисой.

Мать сильно жалела дочку, но отец был неумолим. Им надо было лететь.

  • Мать-утка рассказала дочери, как выжить зимой, плавая в полынье.
  • Они улетели, и Шейка осталась одна.
  • Уточка сильно тосковала, но вскоре подружилась с зайцем.
  • Тот рассказал, что вокруг бродит лиса.
  • И лиса появилась.
  • Она не могла добраться до Шейки, но ждала, пока полынья не замёрзнет.
  • Лиса часто приходила к полынье и издевалась над уточкой.
  • И вот полынья стала совсем крошечной.
  • Лиса поползла к уточке.
  • В это время старик охотился на зайцев, те разбежались и привели старика к полынье.
  • Охотник увидел лису и выстрелил.
  • Он промахнулся, лиса убежала.
  • Но старик подобрал уточку и принёс домой, где она выздоровела.

План рассказа:

  1. Сборы уток.
  2. Судьба Серой Шейки.
  3. Жалость матери.
  4. Одна в речке.
  5. Встреча с зайцем.
  6. Коварство лисы.
  7. Полынья замерзает.
  8. Охота на зайцев.
  9. Выстрел в лису.
  10. Шейка находит дом.

Основная мысль сказки «Серая шейка»

Главная мысль сказки в том, что любую беду можно пережить, если тебе помогают друзья.

Основная идея сказки в том, что не надо отчаиваться, всё может измениться в лучшую сторону.

Чему учит сказка

  1. Произведение учит быть добрым, отзывчивым, бдительным, сопереживать другим.
  2. Учит не терять надежды и верить в лучшее.
  3. Учит дружбе.

Краткий отзыв по произведению «Серая шейка» для читательского дневника:

  • Прочитав эту сказку, я подумала о том, как важно для человека или животного иметь друга.
  • Иметь того, кто поддержит морально и поможет в трудную минуту.
  • Для уточки-калеки таким другом стал заяц, столь же беззащитный и несчастный.
  • Он тоже боялся лисы, но ещё больше возмущался, видя жестокость рыжей хищницы.
  • Это очень интересная и увлекательная сказка со счастливым концом.
  • Автору удалось рассказать о том, как проводят зиму различные животные.
  • Как они справляются с холодами и снегом.
  • Мне очень понравился добрый заяц, который поддерживал свою подружку и не давал уточке совсем приуныть.
  • Но и сама Шейка мне тоже понравилась.
  • Она была мужественной и смело смотрела в лицо опасности.
  • Уточка знала, что спасти её может только чудо, но боролось до конца.
  • Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что какой бы безвыходной нам ни казалась ситуация, надежду терять всё равно нельзя.
  • Если человек сам не сдаётся, он непобедим.
  • И у него всегда остаётся шанс переломить ситуацию в свою пользу.

Пословицы к сказке:

  • Колотись да бейся, а всё же надейся.
  • Ловит волк, ловят и волка.
  • Хорошо то, что хорошо кончается.
  • Друг познаётся в беде.

Словарь неизвестных слов:

  • Сажень, верста — старинные меры длины.
  • Не спесива — не горда.
  • Лукавый — хитрый.
  • Браниться — ругаться.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

  1. Сквозь дым от выстрела охотник видел, как что-то метнулось на льду, — и со всех ног кинулся к полынье;
  2. по дороге он два раза упал, а когда добежал до полыньи, то только развёл руками,
  3. — воротника как не бывало, а в полынье плавала одна перепуганная Серая Шейка.

— Вот так штука! — ахнул старичок, разводя руками.

  • — В первый раз вижу, как Лиса в утку обратилась.
  • Ну, и хитёр зверь.
  • — Дедушка, Лиса убежала, — объяснила Серая Шейка.

Ещё читательские дневники по произведениям Дмитрия Мамина-Сибиряка:

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Краткое содержание Серая шейка Мамин-Сибиряк для читательского дневника

Год написания: 1893    Жанр: сказка

Главные герои: Серая Шейка – уточка, заяц, лиса

Маленькая уточка по имени Серая Шейка не могла улететь со своей семьей в теплые края, потому что Лиса поранила ей крыло. Когда уточка осталась одна, то от скуки решила пойти в лес.

Там Серая шейка познакомилась с Зайцем, который предупредил ее о том, что ей нужно опасаться Лису. Лиса приходила изо дня в день к уточке и ждала пока вся полынья замерзнет.

Однажды утром охотник хотел подстрелить Лису, но увидел уточку в почти замерзшей полынье. Он забрал ее и подарил своим внукам.

Главная мысль: Сказка повествует о том, что нельзя сдаваться и нужно всегда идти до конца несмотря на все жизненные препятствия. Так закаляется характер.

Краткое содержание Серая шейка Мамин-Сибиряк

В осеннее время пернатые готовились к перелёту в теплые места. Утка и селезень постоянно ругались. Она осуждала мужа за то, что он равнодушно относится к их детям. Он же предполагал, что действует верно. Все ссоры были из-за маленькой раненной уточки, которой Лиса весной поранила крыло. Мать кинулась спасать уточку, но лететь уточка больше не имела возможности.

Старая утка переживала, так как Серая Шейка никак не могла лететь в теплые края со всеми и должна была перезимовать одна в лесу. Перед отлетом мать научила ее держаться берега в реке, которая не замерзнет зимой из-за бьющего в ней ключа. Хот она и Серая Шейка была ее любимым ребенком, она не могла оставить в полёте остальных детей.

Оставшись одна раненная уточка от скуки побрела в лес. Она повстречала зайца, который предупредил ее о том, что в бору бродит в поисках добычи Лиса.

Река, в которой обитала Серая Шейка все сильнее покрывалась коркой льда. Спустя некоторое время в реке осталась совсем небольшая промоина.

И тогда, из леса появилась плутовка Лиса, именно та, которая покалечила уточку. Рыжая хитрюга завела разговор с Серой Шейкой, голос был мягкий и ласковый.

Но утка не могла забыть обиды и даже не стала разговаривать с Лисой. Разбойница уходя сказал, что это не последний ее визит.

Лиса навещала уточку каждый день, наблюдала как полынья становится все меньше. Зайцу было жалко свою подругу уточку, но он никак не мог что-то изменить.

Однажды утром зайчики забавно проводили время на морозной опушке. Охотник появился на опушке, он хотел подбить несколько зайцев. Но вдруг увидел Лису, которая вышла в очередной раз посмотреть, не замерзла ли совсем вода. Старичок выстрелил в Лису, однако промазал. Он подбежал к реке, но заметил только маленькую уточку.

Старик подумал, что коварная Лиса обратилась в уточку и забрал ее к себе домой. Принеся домой уточку, он подарил ее своим внукам, которым она очень понравилась.

1 класс, 3 класс

Краткое содержание сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» с отзывом для читательского дневника | Литерагуру

Творчество Дмитрия Мамина-Сибиряка полюбилось большим и маленьким читателям. Особенно большую популярность получили сказки автора, так как они просты для восприятия и имеют глубокий поучительный смысл. Писатель очень ярко и красочно описывает образы животных, героев своих произведений, и это делает его тексты увлекательными и запоминающимися почитателям его творчества.

На сайте Литера Гуру представлен короткий пересказ сказки Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Желающие могут ознакомиться с героями и наиболее важными событиями текста, а подзабывшие ее – еще раз вспомнить сюжет и подготовиться к уроку или сочинению.

Начинается произведение «Серая Шейка»  описанием  подготовки уток к отлету в теплые страны. Стояла уже поздняя осень, было холодно и все птицы и большие, и маленькие спешили на юг, ни на что, не обращая внимания. Селезень и его супруга спорят и сердятся, говоря о торопливости мелких птиц и о своих повзрослевших детях.

Вскоре они заговорили и о Серой Шейке. Их дочь не могла лететь с ними по причине искалеченного крыла, которое ей перекусила Лисица.  Утка-мать очень переживала за Серую Шейку, страшась оставить дочь зимовать в одиночестве в снегах и морозах.

Селезню тоже было жалко дочку, но он понимал, что не сможет ей ничем помочь, да и нужно было думать о других сыновьях и дочках.

Зная о скором расставании, мать Утка проводит много времени с Серой Шейкой, рассказывает ей о случаях  выживания птиц в студеную, морозную зиму. День за днем становилось холоднее. Вот полетели первые птичьи стаи к югу.

Утки собрались в огромные стаи, где опытные взрослые птицы учили молодежь, делились с новичками опытом длительных сложных перелетов, заканчивались завершающие приготовления. Наступила последняя ночь, которую Утка-мать провела со своей дочерью-калекой, делясь с той ценными советами и наставлениями.

На рассвете стая уток улетела, а Серая Шейка  осталась одна на воде. Она грустно глядела вслед стае. Ей стало очень одиноко.

Проходили дни, становилось еще холоднее; Серая Шейка видела, как к утру все больше река покрывалась льдом. Она думала о своей семье и скучала. Как-то, надеясь развеять скуку, уточка отправилась в лес, где встретила Зайца. Тот предостерег ее от встречи с Лисой.

И вот уже землю покрыл первый снег, а речка еще не замерзла полностью, водной поверхности становилось все меньше. Ночью Серая Шейка серьезно встревожилась: вода не замерзла только посреди реки. Полынья казалась очень маленькой, вот-вот замерзнет совсем.

А в этот момент на берег пришла Лисица, это она однажды весной Серой Шейке повредила крылышко. После краткой беседы хищница ушла, однако спустя некоторое время она вновь явилась на берег.

Лисица стала подползать по замерзшей поверхности реки  к полынье, где плавала перепуганная утка, но так и не смогла схватить искалеченную птицу, боясь провалиться. Теперь коварная хищница появлялась ежедневно, но она не могла заполучить Серую Шейку.

Друг Серой Шейки Заяц тоже оказался в опасности. Однажды поутру он, веселясь со своими приятелями зайцами, получил страшную новость о старике-охотнике, преследовавшем пушных зверей. Длинноухим трусишкам посчастливилось скрыться, и это сильно огорчило охотника, собиравшегося раздобыть для своей супруги шубу. Уморившись бегать за зайцами, дед присел передохнуть и заметил на льду Лисицу.

Он решил застрелить ее, чтобы раздобыть хотя бы для шубы воротник. Старик выстрелил, но промахнулся и, когда выбежал на лед, то увидел только утку. Она рассказала охотнику, почему не смогла улететь в теплые страны с родителями, братьями и сестрами. Причиной тому явилось ее поломанное крыло.

Старик взял Серую Шейку домой, хотел порадовать внучек, а еще, а еще он хотел по весне вывести от нее утят.

Отзыв

Мое мнение о сказке Дмитрия Мамина-Сибиряка весьма неоднозначное. Это произведение можно рассматривать с разных сторон и точек зрения. Это и красивая история о несгибаемости характера, огромной силе воли и жажде жизни. Но сказка заканчивается не так, как хотелось бы многим читателям, да и мне тоже.

Я не знаю, воссоединится ли уточка вновь по весне со своей семьей, а этого бы очень хотелось. Зачастую во всех сказках благополучный исход, добро побеждает зло.

А в этой вроде бы и победило, но разве будет счастлива уточка, живя у людей, ведь ее вырвали из привычной, дикой среды обитания, может быть, навсегда разлучили с утиным семейством.

Но мне пришлось по душе в сказке то, что писатель дал всем персонажам, самое необходимое – что им на данный момент нужно: Серой Шейке – дом и хозяев, она больше не одинока, о ней позаботится человек, ее приятель Заяц смог убежать от охотника, а Лисица получила сильный испуг, хоть и осталась целой и невредимой. Оставляя ее в живых, автор дает нам тему для размышлений, всегда ли нужно наказывать провинившихся или их нужно простить?  Мамин-Сибиряк придерживается того мнения, что жизнь сама все расставит на свои места.

Мораль и основная мысль сказки имеют актуальность во все времена, они учат нас тому, что нужно стараться противостоять любым трудностям и невзгодам, верить в собственные силы, не держать обиды на людей. Эти понятия особенно наглядно проявляются в произведении.

Искалеченная маленькая утка, ставшая одинокой, находясь в холоде и в полном опасностей зимнем лесу, обретает в себе жизненные силы и способность противостоять тяжелым условиям жизни и крайне опасным обстоятельствам.

Серая Шейка  не обижается на свою семью, оставившую ее на гибель, она понимает, что родители не оставили бы ее, не будь на то веской причины.

Основная мысль сказки реализуется в образе Серой Шейки, она подчеркивается автором с целью вселить в читателей надежду, укрепить веру в себя и уверенность в завтрашнем дне, стремление жить вопреки обстоятельствам.

Писатель передает читательской аудитории огромную силу воли, стремление жить, храбрость и стойкость маленькой уточки. Он вдохновляет людей поверить в себя, стараться улучшить свою жизнь.

Сказка производит на меня вдохновляющее впечатление.

Произведение «Серая Шейка» — интересный, поучительный рассказ о слабой и беззащитной, но сильной духом молодой утке, спасенной стариком, и о пожилом человеке, взявшем к себе домой Серую Шейку. Хоть целью старика было доставить радость внучкам, он все-таки спас ее, дал ей возможность перезимовать в теплом доме.

Эта сказка учит читателей быть добрыми, сострадательными, сильными духом, осторожными, мудрыми, чуткими. Невольно возникает потребность в перечитывании этого произведения снова и в переосмыслении его. Такова моя точка зрения в отношении произведения «Серая Шейка Дмитрия Мамина-Сибиряка.

«Серая Шейка» — краткое содержание и пересказ по главам сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка

Здесь даны основные сведения о сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главной героини и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой сказки.

Краткие сведения о произведении

Сказку «Серая Шейка» Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк написал в 1893 году. В этом же году она была опубликована в одном из детских периодических изданий.

Главная героиня

  • Серая Шейка — маленькая уточка со сломанным крылом. Она добрая и отважная.

Другие персонажи

  • Старый Селезень — отец Серой Шейки, ленивый и беспечный.
  • Старая Утка — его жена, любит своих детей, особенно Серую Шейку.
  • Братья и сёстры Серой Шейки.
  • Главный вожак утиной стаи.
  • Лиса — злая, хитрая, ловкая.
  • Заяц — друг Серой Шейки. Он всё время боялся за свою жизнь и за Серую Шейку.
  • Акинтич — старый охотник, спасший Серую Шейку.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Осенью птицы стали готовиться лететь на юг. Старая Утка жалела свою дочку, Серую Шейку, потому что она не могла летать: весной ей Лиса перекусила крылышко. Старая Утка хотела остаться с дочкой здесь зимовать, но её муж, старый Селезень, напомнил ей, что у них есть другие дети и нужно лететь с ними.

Старая Утка посоветовала Серой Шейке плавать у того берега, где ключик сбегает в речку. Там вода зимой не замёрзнет.

Когда маленькая уточка осталась одна, она познакомилась с Зайцем. Он предупредил её, чтобы береглась Лисы.

Мороз сковал речку льдом, осталась только маленькая полынья. На берег стала приходить Лиса. Она ждала, когда замёрзнет вся речка. Ей хотелось съесть уточку.

Однажды Лиса ползла по льду к Серой Шейке. Её увидел старый охотник Акинтич и выстрелил в неё. Лиса убежала, а старичок пожалел уточку и взял её домой, чтобы обрадовать внучек и чтобы весной она вывела утяток.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

Когда осенью наступил холод все птицы стали готовиться к перелёту на юг. Особенно суетились маленькие птички, их стайки перелетали с одного берега речки на другой.

Старый Селезень не понимал, зачем они торопятся готовиться к перелёту. Его жена, старая Утка, сказала, что ему неприятно смотреть на хлопоты других птиц, потому что он ленивый. Она упрекнула его за то, что ему нет дела до детей. Селезень догадался, что она беспокоится о Серой Шейке, и сказал, что он не виноват, что она не может летать.

Серая Шейка — это их дочка, у которой было сломано крылышко. Оно переломилось, когда весной Лиса подкралась к маленьким утятам и схватила одного из них. Старая Утка спасла утёнка, но одно крыло у него было переломано.

Старая Утка беспокоилась, как Серая Шейка будет здесь зимовать. Она даже хотела остаться здесь вместе с дочкой.

Глава 2

Серая Шейка с любопытством смотрела, как собираются её братья и сёстры к отлёту. Иногда ей было завидно, что они будут там, где не бывает зимы.

Мать говорила ей, что весной они вернутся и снова будут жить все вместе. Старой Утке всё же надо было лететь с другими детьми. От жалости к Серой Шейке она часто плакала потихоньку ото всех.

В день отлёта собралась вся утиная стая, в ней было 300 птиц. Старая Утка очень жалела Серую Шейку и советовала ей держаться около того берега, где в речку сбегает ключик. Она сказала, что в том месте вода зимой не замёрзнет.

Главный вожак подал команду. Утки поднялись в воздух и полетели, вытянувшись в треугольник. Серая Шейка осталась одна.

Глава 3

Вода в речке по утрам стала замерзать у берегов, а днём лёд таял. Серая Шейка боялась, что замёрзнет вся речка.

Ей было скучно одной. Однажды она от скуки зашла в лес. Вдруг выпрыгнул из-под куста Заяц, и уточка перепугалась. Заяц сам испугался, а когда успокоился, спросил, почему она не улетела со всеми утками. Серая Шейка ответила, что не может летать из-за того, что Лиса ей перекусила крылышко.

Заяц предупредил уточку, чтобы она береглась от Лисы, особенно когда речка покроется льдом.

Скоро реку сковал лёд, только в её середине осталась полынья. Однажды на берег вышла Лиса и ласково поздравила уточку с зимой. Серая Шейка не хотела с ней разговаривать, и Лиса ушла прочь.

Пришёл Заяц и сказал уточке, что Лиса снова придёт и чтобы она береглась её. Лиса приходила каждый день и проверяла, не застыла ли полынья.

Глава 4

Однажды утром Заяц играл с другими зайцами. Вдруг кто-то из них крикнул: «Братцы, берегитесь!» Заяц увидел на опушке леса старого охотника Акинтича.

Он хотел добыть зайцев на шубу для старухи, но зайцы кинулись в лес. Не разыскал старичок зайцев, хотел отдохнуть и снова идти искать. Вдруг он увидел, что по льду на реке ползёт Лиса.

Старик обрадовался, что из неё будет хороший воротник к старухиной шубе.

Он выстрелил и побежал к полынье. Но на льду Лисы не было, а в полынье плавала уточка. Старичок сказал, что впервые видит, как Лиса превратилась в утку.

Серая Шейка объяснила ему, что Лиса убежала. Старичок спросил её, почему она здесь плавает. Серая Шейка ответила, что у неё крылышко сломано.

Старичок подумал, что уточка может замёрзнуть или её Лиса съест. Решил он унести её внучкам, положил Серую Шейку за пазуху и направился домой. Старичок думал, что старуха будет довольна — ведь уточка весной снесёт яички и выведет утяток.

Зайцы были очень рады за Серую Шейку и весело смеялись.

Заключение к краткому пересказу

В сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» раскрыты темы:

  • добро и зло;
  • тяжёлые испытания;
  • дружба.
  • Основная мысль (идея) сказки «Серая Шейка»: при испытаниях и опасностях не нужно отчаиваться, надо стараться преодолевать трудности.
  • Книга учит не унывать в испытаниях, надеяться на лучшее.
  • Краткое содержание сказки может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

«Серая Шейка» – краткое содержание сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка для читательского дневника

Время на чтение: 12 минут

Краткое содержание произведения

С наступлением осени все птицы, в том числе и семейство уток, начали собираться лететь на юг, где они смогут переждать холода. Но юная уточка Серая Шейка не могла лететь с остальными, так как ещё весной лиса схватила её и переломила ей крыло. К счастью, тогда её спасла мать — Старая Утка, которая смело бросилась на лисицу и отбила у неё утёнка.

Теперь Старая Утка очень переживала по поводу расставания с дочкой, лила слёзы и ссорилась со своим мужем — Селезнем. Он, в свою очередь, не понимал её материнского горя и гораздо спокойнее относился к тому, что вынужден оставлять дочку на всю зиму в холодных краях. Он заявлял, что, если уж она всё равно не может лететь из-за сломанного крыла, то «ничего не поделаешь».

Наконец, утки собрались в косяк из трёхсот штук. Мама-утка несколько раз порывалась остаться зимовать вместе с дочерью, но всё же должна была лететь со всей группой, чтобы заботиться об остальных детях. Кода птицы улетели, маленькая уточка осталась совсем одна, и ей стало страшно и одиноко.

Однажды она познакомилась с Зайцем — таким же беззащитным зверьком, который постоянно спасался от врагов бегством. Они вместе разговаривали, он давал ей советы о том, что нужно быть осторожнее.

Уточка плавала в середине реки, где вода не замёрзла и образовалась полынья, но свободного места для плаванья оставалось всё меньше, ведь река стремительно замерзала. Она понимала, что однажды ей некуда будет деться.

В это время каждый день начала приходить Лиса, проверяя, не замёрзла ли полынья полностью.

Она садилась у воды и начинала звать уточку на берег ласковыми словами, часто подбиралась по льду к самой полынье, но не могла добраться до своей добычи, потому что лёд у самого края был ещё очень тонок. Испуганная птица в эти моменты со страху ныряла под воду.

Вероятно, в итоге Лиса и съела бы её, но как-то раз в лес пришёл охотник — старик Акинтич. Он собирался подстрелить зайцев на шубу для своей старухи, но все зайцы разбежались. Затем он увидел Лису, крадущуюся по льду, и решил подстрелить её — на воротник для старухиной шубы.

Но и Лиса сумела убежать после выстрела, зато на реке старик заметил птицу со сломанным крылом и решил взять её для своих внучков, не сомневаясь, что такой питомец обязательно им понравится. А зайцы были свидетелями всего этого: они посмеялись над Лисой и порадовались счастью спасённой утки.

План для пересказа

Текст произведения разделён на 4 главы, на основе чего можно сформировать и план для краткого пересказа из нескольких частей:

  • Описание сборов птиц перед полётом на юг.
  • Одиночество уточки.
  • Знакомство с Зайцем и страх перед Лисой, начавшей приходить каждый день.
  • Попытка нападения Лисы и счастливое спасение охотником.

Характеристика главных героев

Основные герои сказки:

  1. Серая Шейка — юная уточка, которая весной стала жертвой Лисы, сломавшей ей крыло, и из-за этого осенью не сумела отправиться на юг вместе с косяком. Она добрая и очень любит маму-утку и всю свою семью — об этом говорится в отрывке, в котором она прощается с остальными утками перед полётом и говорит, что будет постоянно думать о них. Она слушается мать и по её наказу старается быть осторожной. Она умеет дружить, так как подружилась с Зайцем. Испытывает страх, одиночество, сомнение и отчаяние, но всё же не сдаётся и проявляет храбрость и мужественность.
  2. Старая Утка — её заботливая мама, которая самоотверженно отбила её от лисицы. Благодаря материнскому инстинкту очень любит свою дочь, с трудом расстаётся с ней и надеется, что она сможет перезимовать.
  3. Селезень — ленивый и ворчливый отец уточки, который склонен философски рассуждать и серьёзно смотреть на мир. Хоть он и жалеет дочку, но считает, что прежде всего нужно заботиться о здоровых членах семейства, из-за чего выглядит равнодушным.
  4. Заяц — весёлый и неунывающий зверёк, который становится хорошим другом для уточки, не позволяет ей пасть духом и даёт советы о том, что нужно быть осторожнее с Лисой. Ему тоже постоянно приходится бороться за свою жизнь и спасаться от многочисленных опасностей, подстерегающих в лесу.
  5. Лиса — хитрая, злая и очень опасная. Именно из-за неё, напавшей на уточку весной, с главной героиней и случились все неприятности. Настойчива, упряма, терпелива и нетороплива: не сомневается, что добыча никуда от неё не уйдёт, ведь ей будет просто некуда деваться. Поэтому ежедневно терроризирует утку, издевается над ней, выманивает на берег и наслаждается её бессилием.
  6. Старик Акинтич — опытный охотник, сгорбленный и подслеповатый деревенский житель, который любит свою жену-старуху и своих внучков. Добрый, заботливый и сострадательный: увидев замерзающую одинокую утку на реке, он не может пройти мимо, жалеет её, демонстрируя благородные качества своего характера, и берёт её с собой в подарок внукам.

Все, кроме Лисы, главные герои Серую Шейку жалеют, сочувствуют ей. В повествовании все персонажи-животные очеловечены: они испытывают совершенно человеческие эмоции, а в конце сказки уточка разговаривает со стариком-охотником, и он прекрасно понимает её.

Благодаря этому приёму можно лучше понять действия и мотивацию героев, а также провести сравнение с поступками людей. Ведь каждый человек, как и персонажи этой сказки, тоже испытывают сочувствие, сострадание, страх, отчаяние и т. д.

«Серая Шейка»: главные мысли

Сказка затрагивает такие основные темы, как:

  • добро всегда побеждает;
  • даже в самой сложной ситуации не стоит отчаиваться, терять веру и опускать руки, спасение может прийти оттуда, откуда не ожидаешь;
  • в трудную минуту можно положиться на верных друзей.

Кроме того, сюжет произведения рассказывает о добре, милосердии и желании помочь тем, кто в этом нуждается. На примере мамы-утки сказка учит любить своих детей и проявлять заботу о них. А на примере старика Акинтича она учит милосердию и состраданию к животным, братьям нашим меньшим.

Пословицы и поговорки к произведению:

  • мир не без добрых людей;
  • ловит волк, да ловят и волка;
  • никогда не знаешь, где найдёшь, где потеряешь;
  • не было бы счастья, да несчастье помогло;
  • всё хорошо, что хорошо кончается.

Сочинения и отзывы

Хоть и написана «Серая Шейка» в жанре сказки, в ней заложен очень глубокий смысл. Произведение является прекрасной иллюстрацией того, что, если ты не сдаёшься перед трудностями и стойко сносишь все напасти, демонстрируя терпение и смирение, судьба в конце обязательно преподнесёт тебе подарок.

Маленькая уточка оставалась совсем одна на реке, которая постепенно замерзала. Однажды она даже чуть не сдалась, когда подумала: «Лучше бы было, если тогда Лиса меня съела…». Но потом она набралась сил и терпения, продолжая ждать весны. В это время появился и Заяц, который тоже помог ей не пасть духом.

Пройдя такой трудный путь и едва не став жертвой Лисы, когда, казалось бы, уже нет надежды на спасение, уточка получила вознаграждение — охотник спас её и принёс домой к своим внукам.

Мне хочется додумать своё продолжение для этой сказки, в котором уточка будет счастливо жить среди заботливых детей, а весной она действительно выведет утяток, как и сказал ей старик Акинтич, чтобы она никогда больше не чувствовала себя одинокой.

Сегодня в классе мы прочитали очень интересную и трогательную сказку «Серая Шейка», и теперь она является моей любимой книгой.

Мне до слёз было жаль бедную маленькую уточку, которая столько всего натерпелась в жизни по вине хитрой Лисы. Ещё в детстве та переломила ей крылышко, сделав её калекой и лишив возможности летать.

Из-за этого она чувствовала себя изгоем среди своих сородичей-уток, которые собирались в путешествие на юг. На этом моменте я сочувствовала ей.

Но впереди её ждало ещё больше испытаний — зима, холод и замёрзшая река. На её месте любой бы пал духом — вне зависимости от того, человек ли, животное или птица. Но уточка стойко прошла испытание одиночеством. Я рада, что после этого у неё появился друг-заяц.

Лиса в этом произведении является главным отрицательным персонажем. Она не просто хочет съесть добычу, она ещё и издевается над ней, поэтому у меня и, наверное, у многих других читателей, она вызвала только негативные эмоции. Хищница оказалась хитрой и очень везучей, и если бы не старый охотник, то она, вероятно, съела свою беззащитную жертву, ведь той некуда было деваться.

Мне очень понравился счастливый финал произведения. Старик Акинтич — очень хороший человек, несмотря на то, что пришёл в лес с ружьём, чтобы пострелять животных старухе на воротник. Но всё же он спас уточку, по-доброму называл её «ах, глупая!», вытащил из полыньи и отнёс в тепло, к внучкам. Я рада, что в итоге она не стала жертвой Лисы и оказалась в безопасности.

Помимо самой Серой Шейки, которая вызывает восхищение и желание брать пример с её мужественности и стойкости, мне понравился Заяц и их дружба. Я думаю, что без него уточка вряд ли пережила бы зиму. Он очень весёлый, лукавый, имеет чувство юмора. Он поддерживает новую подругу, даже если ему самому ужасно страшно.

Их объединяет общий страх перед Лисой: Заяц рассказывает, что ему негде прятаться зимой, любой враг сразу его увидит. Он мечтает о том, чтобы у него были крылья: тогда он бы никого не боялся.

Он даже завидует Серой Шейке: она хоть и не в состоянии летать, но может плавать или нырнуть под воду в случае опасности. А когда Лиса начинает ползти по льду к уточке, которая плавает в полынье, Заяц возмущается всем своим маленьким заячьим сердцем.

Ещё один персонаж, вызвавший у меня симпатию — забавный старик Акинтич, который пошёл в лес за шубой для старухи, а нашёл питомицу для своих внучат.

Из этого произведения я могу вынести несколько уроков: оно учит настоящей дружбе, умению поддерживать другого в трудную минуту и состраданию. Окажись я на месте старика Акинтича, я бы тоже непременно взял бедную уточку с собой, чтобы выходить её и спасти от опасностей.

Мамин-Сибиряк

Глава 1

С осенними холодами речные птицы засобирались на юг. Путь далекий и опасный, не все долетят. Больше всех суетятся маленькие птички: кулички-песочники и кулички-плавунчики.

В семье старой Утки горе: мать спасла дочку от Лисы, но та успела сломать бедняжке крылышко. И Серая Шейка не сможет лететь. Мать готова остаться с ней на зимовку. И злится на старого Селезня, лентяя и обжору.

Он жалеет дочку, но на юг собирается.

Глава 2

Лебеди, гуси и утки готовят молодых птиц к перелету. У Серой Шейки сжимается сердечко: что же будет с ней? Но пока она верит, что воссоединится с семьей весной. Мать советует ей плавать там, куда стекает вода из теплого незамерзающего ключа. Птицы улетают, выстроившись треугольником. Серая Шейка в слезах смотрит вслед матери, отцу, братьям и сестрам.

Глава 3

От скуки и одиночества уточка забредает в лес – и знакомится там с Зайцем. Он такой же беззащитный, как и она. Заяц предупреждает ее, что Лиса вернется, когда река замерзнет. Так и вышло.

Когда уточка плавала в полынье посреди реки, Лиса стала прибегать каждый день. И тогда Серая Шейка со страху ныряла под воду в своей уже совсем маленькой полынье.

Вокруг искрится снег, но уточке не до красоты природы.

Глава 4

Смерть Серой Шейки в зубах бессовестной Лисы казалась неизбежной. Но вышло по-другому. Старик-охотник Акинтич пришел с ружьишком за шубой для старухи. А зайцы все разбежались.

Вдруг он увидел, как к полынье ползет «воротник» на шубу – Лиса! И выстрелил. Лиса умчалась, а он заговорил с Серой Шейкой. Та рассказала дедушке, как ей живется. И старичок взял ее домой к внукам.

Старуха тоже не в обиде: весной уточка снесет яйца. Друг уточки Заяц все это видел и был очень рад.

Читательский дневник по сказке «Серая Шейка» Мамина-Сибиряка

Сюжет

В семье старого Селезня и старой Утки беда: Лиса сломала крыло дочке Серой Шейке, она не сможет лететь со всеми на юг. Уточка остается одна зимовать на реке в полынье. Она заводит дружбу с Зайцем. Каждый день Лиса подбирается к ней все ближе. Но однажды Лису выстрелом спугнул старый охотник Акинтич. И забрал уточку домой, в подарок внукам и старухе.

Отзыв

Тема сказки: зимовка маленькой искалеченной, но храброй уточки среди опасностей. Идея: за жизнь нужно бороться, нельзя отчаиваться, спасение может прийти с неожиданной стороны.

Человек должен быть защитником животных, слабых и несчастных. Добрая Серая Шейка нашла друга Зайца, новый дом, а весной обязательно встретится со своей семьей. А злая Лиса осталась ни с чем.

Сказка учит беречь родную природу, учит бороться с испытаниями, не терять надежду, дружить, доверять людям.

План «Серая Шейка»

  1. Подготовка птиц к отлету на юг.
  2. а) Несчастье в семье старой Утки.
    б) Перебитое крыло Серой Шейки.

    в) Уточка остается на зимовку.

ТЕМА: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».

  знакомство со сказкой Д. Н. Мамина — Сибиряка «Серая Шейка»;

 
формирование представления о жизни и творчестве писателя, его произведениях для
детей;

 — формирование
основ правильной читательской деятельности.

ТИП
УРОКА
:  комбинированный ,урок-беседа.

1. Ознакомить с содержанием сказки «Серая шейка». С краткой
биографией автора.

  2. Развивать умение анализировать текст, понимать
поступки героев     их эмоциональное состояние.

  3. Воспитывать любовь к природе, животным, птицам.

      2.   Карточки с заданиями для групп.

      4.  Музыкальный альбом  П.И.
Чайковского «Времена года» «Ноябрь»                                 

            5. 
Выставка рисунков учащихся о животном мире.

      7. Мультфильм « Серая Шейка»
режиссер Л.Амальрик,

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.        

Организационный этап.

Ну-ка, юный мой дружок!

Ты,
готов начать урок?

Все
в порядке на столе?

Все
в порядке в голове?

Чтобы
получить знания

Надо
терпение и внимание.

Пожелаем
друг другу быть внимательными, чтобы узнать на уроке много полезного и интересного.

-Давайте
подумаем, для чего нужен предмет «Литературное чтение»?

(Мы
учимся выразительно читать. Знакомимся с замечательными произведениями
великих писателей. Учимся понимать характер и поступки героев.)

-Эти уроки помогают нам воспитывать чуткое сердце.

Эмоционально настраиваются на урок, слушают и слышат
учителя.

Мотивируются к дальнейшему
участию на уроке

2.        

1.     
Речевая разминка.

image002

2. Работа с пословицами.

-А теперь обратите внимание на доску и
давайте прочитаем пословицы.

— Всякой матери своё дитя
мило.

-Материнское сердце не
знает покоя.

-Золото и серебро не
стареют, отец, и мать цены не имеют.

(Дети по 1 читают вслух пословицы)

-А как вы думаете, что объединяет эти
три пословицы?

-Какая у них общая мысль?

-Да верно чувство материнства, забота об
потомстве присущи не только людям, но и животным. И об этом вы можете
прочесть в произведениях писателей- натуралистов.

-Читают стих орфоэпически,
вполголоса.

Читают пословицы, объясняют
мысль.

Делают выводы

Отвечают на вопросы учителя,
активно участвуют в беседе.

3.        

Подготовительная беседа

— И сегодня с одним из таких авторов мы
и познакомимся.

-Посмотрите на портрет на слайде.

-Ребята, вы узнаете человека на портрете? Кто это?

— Ребята, это автор произведения, которое мы сегодня
будем читать.

Это
известный писатель- натуралист Д.Н. Мамин- Сибиряк.

Д.Н. Мамин- Сибиряк — русский писатель, автор рассказов и
сказок о животных

-Обратите внимание на его одежду.

-Да,
верно, и он не случайно запечатлен в одежде, жил он в Сибири, в тайге, прожил
не легкую жизнь. (фото в шапке)

Его фамилия – Мамин, а Сибиряк – это
псевдоним.

-А родился Дмитрий Наркисович Мамин
–Сибиряк (1852-1912)

-В небольшом заводском поселке Пермской
губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе.

-В доме была прекрасно подобранная
библиотека.

-Прожил он очень трудную жизнь. К
писательской деятельности обратился очень рано, но свои основные произведения
написал тогда, когда в 26-летнем возрасте умерла его жена и оставила больную
дочь Алёнушку. Вот для нее в основном и писал писатель свои сказки, когда
больная девочка не могла ночью заснуть, он ей их рассказывал. (отцовская
любовь)

 -А уже намного позже кому-то из друзей
писателя пришла мысль их издать. Вот так и появился сборник под названием
«Алёнушкины сказки». Куда и вошла и наша сегодняшняя сказка.

-Хотите узнать ее название?

— Откройте скорее учебник на с. 120 и
давайте узнаем, как же она называется.

— Почему так называется? Как вы думаете,
о чем нам расскажет эта сказка?

— Посмотрите на картинку, на с. 121.Кто
изображен на ней?

Какая тема нашего урока?

Смотрят на портрет писателя

Отвечают на вопросы учителя
устно, описывают портрет писателя, делают выводы

Знакомятся с биографией автора

Открывают учебник, читают
название текста.

Предполагают, о чем будет идти
речь в тексте.

4.        

Физминутка.

На носочки встанем,

Облачко достанем.

На корточки присядем,

Травушку погладим.

Руками — крыльями взмахнем,

Как утята поклюём.

В стайки соберемся,

Друг другу улыбнемся.

Мы сумели отдохнуть,

И готовы в дальний путь.

 (Повторяют движения за
учителем)

5.        

Работа по теме урока.

1.Первичное восприятие текста.

А)-Понравился ли вам текст сказки «Серая
шейка»? Чем?

-Как шла работа с текстом? Было ли
трудно?

-Были ли такие герои, кому вы
сочувствовали? За кого переживали?

-Кому бы вам хотелось помочь? А кого бы
вы осудили?

Б) Каких положительных героев вы могли
бы выделить в сказке?

                                   
Герои сказки.

 

Положительные                                 
Отрицательные

Серая
шейка                                        Лиса

Мать Серой
шейки                           

Заяц

Дед

— Я с вами  соглашусь,
если вы найдете мне отрывки, что это герои положительные. Дайте им
характеристику.

-А помимо
положительных, есть ли в сказке отрицательные герои?


подтвердите свою мысль , прочитав отрывок из текста. Дайте им характеристику.

Словарная работа.

-Когда вы читали текст,
вам встречались неизвестные слова?

 -Они были обозначены
звездочкой, что это значит? (они в конце учебника объясняются в словарике).

— «верста,
предчувствие, отчаяние, полынья, сажень, спесива»

(Вопросы: вы
можете объяснить, что обозначает слово. . . , что вы можете сказать о слове.
. . , как вы понимаете смысл слова. . . )

Поросль –
молодые побеги растений.

Бывалые –
опытные; много видавшие и испытавшие.

Партии – много
лиц, объединяющихся с какой — нибудь целью.

Роковой день –
неизбежный, в данном случае, драматический для Серой Шейки.

Рок– означает
неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется человек.

Ключ –
(многозначное слово) вытекающий из земли источник, родник.

Косяк – стая
рыб, птиц.

Выводы:

— Чему учит нас сказка?

-Какова основная мысль сказки?

Слушают сказку

Отвечают на вопросы

 Делают выводы по прочитанному
стихотворению

Работают по тексту. Отвечают на
вопросы, высказывают свое мнение и отношение к прочитанному

Выборочно читают из текста
отрывки, для подтверждения своих ответов.

Сказка «Серая шейка» учит читателя
доброте. Основная мысль сказки заключается в
том, что в сложной ситуации не стоит опускать руки, надо все делать для
изменения ситуации, и тогда выход обязательно найдется. Кроме того, надо
ценить своих друзей, и тогда в сложной ситуации друг всегда придет на помощь.

6.        

  Вторичное
чтение произведения

Чтобы лучше понять рассказ,
прочитаем его по частям и озаглавим по ходу каждую часть.

 Где происходит
действие?

(На реке)

— Что делали лебеди,
гуси, утки в последние дни перед отлетом?

(Начинали готовиться
к отлету, объединялись в стаи)

— Почему Серая Шейка не могла
принимать участие в прогулке?

(У нее было сломано
одно крылышко)

— Что чувствовала
перед разлукой Старая утка?

(Не спала всю ночь,
переживала. )

— Что она советовала
Серой Шейке? Прочитайте.

 «Ты держись
вон около того берега, где в реку сбегает ключик, — советовала она. – Там
вода не замерзает целую зиму».

— Как вы думаете,
что чувствовала Серая Шейка, когда провожала улетавший косяк?

 (ответы детей)

У:Обратимся к
описанию природы. Прочитайте этот отрывок.

Какое настроение у
вас вызывает это описание?

(Грустное,
тоскливое, печальное)

— Что чувствует
Серая Шейка с приближением зимы?

 (ответы детей)

-Давайте сравним
состояние природы и состояние Серой Шейки. Обратимся к тексту.

«…и сама река
казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке?

Страшно, одиноко,
жутко. Большая река и маленькая серая шейка одна.

— «…среди голых
берегов…» – она одна. Куда прячутся утки в случае опасности?

(В камыши.)

— Есть где
спрятаться Серой Шейке?

(Нет, потому что
берега оголились.)

— она беззащитна.

«…ветер обрывал
листья и уносил их…»

— Листья улетают, и
так же улетает кто?

(Улетают родные
Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.)

— «…мелкий осенний
дождь…» Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним?

(Серая Шейка плачет.)

— Скажите, с какой
целью автор подробно описывает первые признаки зимы?

(Описание природы
готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.)

Через описание
природы показывает переживание Серой Шейки.

— Ребята, о чем
говорилось в первой части?

(Серая Шейка
осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой, ей
страшно.)

image005

Читают текст по частям

Выборочное чтение

Озаглавливают части сказки

Выборочное чтение

Отвечают на вопросы по каждой
части, выборочно читают ответ на вопрос, записывают к каждой части план.

7.        

Домашнее задание.

— Вы хотите узнать, что
случилось с Серой Шейкой?  Я предлагаю вам задание по выбору:

1.Прочтите произведение
до конца, разбейте на части, озаглавьте их.

2.Прочтите произведение, 
придумайте продолжение сказки.

Записывают д/з

8.        

9

Итог

— Над каким произведением мы
работали?

-Скажите, что вас тронуло в этой
сказке?

 Что поразило? Что порадовало?
Что вызвало возмущение?

Рефлексия.

— Я довольна вашей работой! А как
вы сами оцените свою работу?

Сегодня я
узнал…                     Я научился…

Было интересно..

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

Делают выводы по теме

1.Учебник Л.Ф.
Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс».
М.: Просвещение

  • Характеристика героев сказки принцесса на горошине
  • Характеристика героя 4 класс литературное чтение сказка о мертвой царевне и семи богатырях по плану
  • Характеристика ведьмы из сказки сестрица аленушка и братец иванушка
  • Хаос или хаус как правильно пишется слово
  • Хантыйская сказка идэ читать