Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 93-95
А. Пушкин «Няне»
Размышляем о прочитанном
1. К кому обращено стихотворение? Каким чувством оно пронизано? В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.
Это стихотворение обращено к няне поэта. Оно пронизано нежностью и любовью.
Отношение поэта к няне выражено в первых двух строках: Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя.
2. Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни?
Поэту кажется, что няня горюет, тоскует, грустит. Ей одиноко, она привычно вяжет спицами, но постоянно смотрит в ворота. Она ждёт и переживает, волнуется.
3. Как вы понимаете слова и выражения:
Подруга дней моих суровых. Няня всегда поддерживала поэта, даже в самые тяжелые для него минуты.
Давно, давно ты ждёшь меня. Поэт давно не был у няни.
Горюешь, будто на часах. Печалишься каждую минуту.
Глядишь в забытые вороты. Тревожно ждёшь, что поэт приедет.
Тоска, предчувствия, заботы, теснят твою всечасно грудь. У няни тяжело на душе, она боится за поэта.
4. Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряжённом ожидании няней своего питомца?
Эпитеты: наморщенных, забытые, чёрный, отдалённый.
Сравнения: будто на часах.
Метафоры: медлят спицы, теснят грудь.
Творческое задание
Подготовьте с одноклассниками беседу «Пушкин и няня».
Пример беседы с одноклассниками на тему «Пушкин и няня» для 5 класса
— Пушкин очень любил свою няню Арину Родионовну Яковлеву и посветил ей несколько стихотворений, в том числе и изученное на этом уроке.
— Это действительно так, ведь няня воспитывала поэта в детстве, рассказывала ему сказки, утешала в горе, радовалась его успехам.
— Няня была для поэта настоящим другом, поэтому он так нежно к ней относился.
— Даже став взрослым, поэт не забыл о няне и часто навещал её, по-прежнему с удовольствием слушая её сказки.
— В сказках няни Пушкин черпал вдохновение для своих собственных сочинений. Он запоминал особенности их звучания и использовал народный язык в сказках.
— Таким образом, няня оказала большое влияние на творчество великого поэта, за что мы все должны быть ей благодарны.
А. Пушкин «У лукоморья»
Размышляем о прочитанном
1. О каких чудесах, необыкновенных героях знаете вы из народных сказок? Приведите пример чудесных превращений героев.
Из народных сказок я знаю о многих необычных героях: Иване-царевиче, Емеле, Елене Прекрасной, Бабе-Яге, Кощее Бессмертном.
В народных сказках постоянно происходят чудеса и превращения. Лягушка становится царевной, волк оборачивается конём или Еленой Прекрасной, Емеля становится красавцем и ездит на печи.
2. Каково общее настроение этого отрывка?
Общее настроение возвышенное, поэт рассказывает про огромный волшебный мир, которым гордится. Но он не может удержаться от улыбки.
3. Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете: «там леший бродит… Кощей над златом чахнет»? Расскажите об этом.
Я представляю сказочный тёмный лес, полный странных следов и обитателей. Среди елей бродит леший, оборванный старичок с носом-веткой. Я вижу, как на берег моря выходят прекрасные витязи и отряхиваются, как кошки. Я вижу бой красавца королевича со старым злым царём, я вижу волшебника, поднявшего в небо богатыря, а тот размахивает мечом и крепко держится за бороду. И я вижу Кощея, скелет, который склонился над сундуком с золотом.
4. Какие народные и литературные сказки вспоминаете вы когда читаете пролог к поэме «Руслан и Людмила»? В каких строках сочетаются юмор и фантастика?
Я вспоминаю народные сказки «Баба-Яга», «Иван-царевич и серый волк».
Литературные: Пушкин «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», Андерсен «Русалочка».
Юмор и фантастика сочетаются в строках: ступа бредёт сама собой, Кощей чахнет, русалка на ветвях и многих других.
Фонохрестоматия.
1. Вы прослушали пролог к поэме «Руслан и Людмила».
2. Есть ли в прослушанном вами прологе традиционные для народной сказки зачин и концовка? Найдите их в тексте, а затем ещё раз внимательно прослушайте. Как их читает актёр? Меняется ли интонация актёра? Если да, то попробуйте объяснить причину этих изменений.
Первые шесть строк пролога является классическим зачином, в котором автор знакомит нас с местом действия.
Последние четыре строчки классическая концовка, где автор пьёт мёд и слушает сказки кота.
Зачин и концовку актёр сознательно выделяет интонацией. Он их читает возвышенно, но спокойно. Он словно подготавливает слушателя, читая зачин, и успокаивает эмоции, читая концовку.
А вот когда он читает основную часть пролога, он добавляет в голос восхищение красотами и чудесами, говорит проникновенно, доверительно, местами улыбаясь.
3. Подготовьте выразительное чтение пролога, постарайтесь при этом передать таинственную, волшебную атмосферу зачина, широту и величие панорамы сказочного пространства, мягкий юмор концовки.
Читаем проникновенно, доверительно. Добавляем улыбку в смешные строки, например, про русалку или ступу.
19 ноября
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. Характеристика героев сказки
Сегодня познакомимся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
По этому произведению снят мультфильм. Предлагаю вам посмотреть.
А теперь поработаем с текстом. Произведение длинное. Поэтому разделите его на 3 части (как раз на 3 дня).
1 часть — с. 90-94 (до слов внизу «Воротился старик ко старухе…»)
2 часть — с. 94 -97 (до слов «Старик к старухе воротился …»)
3 часть — с.97 — 100.
В сказке встречаются устаревшие слова, т.е. слова, которые мы уже не употребляем.
В конце в словарике найдите и прочитайте значение выделенных слов.
Значение слов, которых нет в словаре:
Корыто — предмет хозяйственного обихода, открытая продолговатая ёмкость для стирки белья, корма скота и т. п.
Землянка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.
Душегрейка — женская тёплая кофта без рукавов.
Кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.
Царские палаты — это палаты, в которых жил царь. Палатами раньше назывались богатые жилые дома, которые «избой» не назовешь.
Д/З Вам нужно будет за три дня (до понедельника) прочитать это произведение.
В понедельник в классе будем работать по тексту выборочным чтением.
17 ноября
Тема: А. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». А. Пушкина «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»
Сегодня начинаем новый раздел «Русские писатели» и познакомимся с их произведениями.
А.С. Пушкин.
Посмотрите краткую биографию поэта.
Познакомьтесь с отрывками его произведений в учебнике на с. 85. Узнали из каких сказок?
А.С. Пушкин писал не только стихи. В списке его творчества есть поэмы и романы.
Поэма — это это литературный жанр, повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему. (повествование, т.е. рассказ, но в стихотворной форме).
Роман — это литературный жанр, большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.
В ваших учебниках даны отрывки из таких произведений. Н с. 86-87 познакомьтесь с отрывком, который является вступлением к поэме «Руслан и Людмила». Выполните задание №3 на с. 87 (устно).
И ещё два отрывка, но уже из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». На с. 89 прочитайте отрывок. Устно ответьте на вопрос № 1.
А вот отрывок на с. 88 вам нужно будет выучить наизусть.
Д/З Прочитать с. 84-89. Выучить отрывок с. 88.
16 ноября
Тема: М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…».
Мы заканчиваем раздел «Люблю природу русскую. Осень».
На с. 78 прочитайте рассказ М. Пришвина «Осеннее утро». Ответьте на вопросы №1 и
№ 2.
Ниже прочитайте стихотворение И. Бунина. Составьте небольшой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу». Опорные слова даны в задании № 3 под стихотворением.
15 ноября
Тема: В. Брюсов «Листья сухие…», В. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (Из энциклопедии)
Продолжаем знакомиться с поэтами и их стихотворениями об осени.
Выразительно прочитайте в учебнике новые стихотворения на с. 74 — 76. Ответьте на вопросы.
Познакомьтесь с текстом на с. 77.
Это текст из энциклопедии. А что такое энциклопедия?
Энциклопедия — это научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.
Нарисуйте на листе бумаги «жителей» особого царства живой природы.
Кто не рассказал стихотворение — жду.
12 ноября
Тема урока: А. Толстой «Осень…». С. Есенин «Закружилась листва золотая…». В. Брюсов «Листья сухие…», И. Токмакова «Опустел скворечник…», выразительное чтение стихотворений
Цель: познакомиться с произведениями разных поэтов; учиться читать с выражением и наизусть.
1. Прочитайте стихотворения поэтов об осени на с. 73-75
2.Ответьте на вопросы
Физминутка
3. Послушайте ещё одно стихотворение
4. Прочитайте это стихотворение на с. 72.
5 Выучите наизусть.
Жду видео ваших выступлений.
10 ноября
Тема урока: К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила…». А. Фет «Ласточки пропали…». Внеклассное чтение 2. Стихи об осени.
Цель: познакомиться со стихотворениями разных поэтов об осени; учиться читать стихи с выражением.
1. Работа по учебнику
Прочитайте стихотворения на с. 69-71. Ответьте на вопросы после каждого стихотворения.
Озимь – это:
1.Осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.
2.Всходы таких злаков.
Потренируйтесь читать с выражением. Какие стихотворения об осени вы знаете?
Д/З подготовьтесь читать с выражением любимое стихотворение об осени. (не наизусть)
9 ноября
Тема урока: Люблю родную природу. Осень. Картины осенней природы. Осенние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. Образ осени в загадках. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Цель: познакомиться с новым разделом, учиться сопоставлять загадки и отгадки про осень; познакомиться с творчеством Ф.Тютчева.
Сегодня познакомимся с новым разделом «Люблю природу русскую. Осень».
1. Работа с учебником
Откройте учебник на с. 65 и прочитайте, с чем мы познакомимся, чему научимся, изучая этот раздел.
На с. 66 прочитайте обращение к учащимся.
— — А вам нравится осень? Если да, то чем? На с. прочитайте загадки. Проверьте себя (внизу страницы написаны отгадки).
Физминутка
2. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Одна из главных тем в творчестве поэта – тема природы. Послушайте его стихотворение «Есть в осени первоначальной…»
А теперь прочтите это стихотворение на с. 68 самостоятельно. Ответьте на вопросы ниже. Д/З выразительно читать стихотворение
8 ноября
Тема урока: Внеклассное чтение. Русская народная сказка. «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по рисункам и по плану. Выборочный пересказ.
Цель: познакомимся с русской народной сказкой
«Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой); будем учиться характеризовать героя сказки по его
поступкам; совершенствовать выразительность чтения, развивать воображение.
1. Повторение
Ребята, мы продолжаем знакомство со сказками. Давайте вспомним с какими сказками мы успели познакомиться: Петушок и бобовое зернышко; У страха глаза велики; Лиса и тетерев; Лиса и журавль; Каша из топора. Эти сказки можно разделить на две группы:
— бытовые сказки
— сказки о животных
Задание 1: разделите пройденные сказки на эти две группы.
2. Работа над новым материалом
Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказок — волшебными.
В
волшебных сказках, как и в бытовых, основные персонажи — люди, но если в
бытовых сказках герои становятся победителями преимущественно благодаря своему
уму, смекалке, смелости, хитрости, то здесь победа одерживается с помощью
чародейства.
2.1 Предлагаю вам послушать сказку. Гуси — Лебеди
2.2 Работа по учебнику
Откройте учебники с. 48. Найдите выделенные слова в Словарике (в конце учебника).
Предлагаю немного отдохнуть. Физминутка
Прочитайте сказку.
3. Закрепление
3.1 Проверка понимания текста.
— Понравилась вам
сказка?
— Что в сказке
волшебного?
— Назовите героев
сказки.
— Куда ушли мать и
отец?
— Что они сказали
дочке? Послушалась ли она родителей?
— Кто унёс братца?
— Кого встретила
девочка, когда побежала искать братца?
— Помогли ли они в
поиске? Почему?
— Где она нашла
братца?
— Кто помог ей увести
оттуда братца? Почему?
— Кто помог им
вернуться домой?
— Как бы вы охарактеризовали героиню сказки?
Д/З Перескажите сказку, пользуясь планом:
1. Потеря брата.
2. Поиск.
3. В избушке у Бабы Яги.
4. Возвращение домой.
Бианки «Сова» главная мысль. Чему учит?
Полезное
Главная мысль сказки «Сова» Бианки:
Главная мысль — все в природе взаимосвязано. В мире все держится на дружбе и взаимопомощи! Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.
Чему учит рассказ «Сова» Бианки?
Этот рассказ учит признавать свои ошибки и исправлять их; учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе. Учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым.
Также рассказ Бианки учит ценить друзей, не отвергать дружбу.
Жанр — сказка
Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.
Главные герои «Сова» Бианки:
- Старик. Глупый, упрямый, недоверчивый.
- Сова. Умная, добрая, предусмотрительная.
«Сова» для читательского дневника
Дед пил чай с молоком и обидел сову, сказав, что не хочет с ней дружить
Сова обиделась на старика и улетела. А мыши увидели, что их никто не ловит и вышли на разбой, гнезда шмелей начали разорять. Мыши разорили все гнезда шмелей. Шмели улетели с поля и перестали клевер опылять. Не стало клевера у деда, а у коровы пропало молоко.
Пошел старик на поклон к сове, прощение просить.
Сова простила дела и отправилась на охоту, мыши разбежались, шмели вернулись, клевер уродился. У коровы молоко снова появилось. Старику снова мог пить чай с молоком и с Совой дружить. Жили они рядом в мире и согласии, не обижая друг дргуа.
Сочинения по произведению «Сова» Бианки
Через сказку «Сова» В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.
Анализ сказки «Сова»
Главные герои познавательной сказки Виталия Валентиновича Бианки «Сова» старик и сова. Однажды сидит старик и пьет чай с молоком. Около его окна пролетает сова, здоровается со стариком и называет его другом.
Однако старик отвергает дружбу птицы, он говорит ей, что они не товарищи. Обиделась сова. Она не стала летать над полем старика. Этому обрадовались мыши. Так как сова перестала быть их угрозой, она начали разорять шмелиные гнезда. Насекомые улетели на другое поле.
После того как шмели покинули луг старика, клевер остался без опылителей и перестал расти. Корова старика, которая питалась кл6евером, без него стала худеть. Ее молоко сделалось жидким и невкусным.
Тогда понял старик, что зря обидел сову. Пошел к ней просить прощение. Простила его птица и полетела на поле пугать мышей. Мыши попрятались в свои норы. Тогда вернулись шмели в свои норы на стариковом поле и снова стали носить пыльцу с цветка на цветок. Молоко у коровы сделалось вкусным и полезным. Пьет старик чай с молоком и сову в гости к себе зовет.
Сказка Бианки «Сова» несет в себе поучительный смысл. Старик отвергает дружбу птицы, не понимая того, что сова помогает ему.
Как и многие сказки, произведение Бианки несет в себе сказочные приемы: повторы, присказки, звери разговаривают. Наряду с этим, в сказке «Сова» содержится много достоверного и правдивого. Из произведения Бианки читатель узнает о взаимосвязях в природе.
Если разрушить хотя бы одну такую связь, окружающая действительность сразу же начинает меняться, нарушается существующее равновесие. Изменения в сказке показываются на примере отказа совы пугать мышей. После того, как сова перестала летать на поле старика, молоко у коровы испортилось.
На первый взгляд эти два явления никак не могут быть связаны между собой. Однако автор проводить четкую связь между ними, позволяя читателю также понять механизмы, действующие в природе. Сказка Бианки содержит много поучительной и интересной информации о поведении животных, о круговороте явлений, которые происходят в природе.
О чем сказка Бианки – сюжет
Один старик пил чай. Да не просто на воде, а с молоком. Мимо пролетала сова. Она поздоровалась со стариком и назвала его другом. Старик обиделся, ведь сова от солнца и людей прячется, поэтому и другом ему не может быть.
Сова тоже рассердилась и пригрозила, что больше не будет по ночам к старику на луг летать и мышей истреблять.
Настала ночь. Мыши на лугу радуются, что совы не видать. Старик же не переживает, ведь мыши корову не утащат, вреда не сотворят.
А мыши тем временем шмелей ловят, гнезда их разрушают. Шмели разлетелись. Некому клевер опылять. Коровы мычат, хотят клеверу поесть, но нет его.
Стали коровы худеть, и молоко плохим стало. Пригорюнился старик, не с чем ему чай пить. На соседних полях шмели гудят, а поле старика словно позабыли.
Понял старик, что пока сова всех мышей не истребит, не вернутся шмели, не зацветет клевер, не будут коровы молоко давать. Обратился он к сове за помощью. Сова полетела на поле, мыши тут же спрятались. Вернулись шмели, стали клевер опылять.
Коровы начали клевер есть, у них появилось молоко. А старик опять начал чай с молоком пить, хвалить сову и зазывать ее к себе в гости.
Идея сказки выражена в следующей пословице: “Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось”.
Сочинение о сказке Бианки
Сказочный рассказ «Сова» Бианки учит признавать свои ошибки и исправлять их; учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе.
Произведение также учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым. Также рассказ Бианки учит ценить друзей, не отвергать дружбу.
Жанр — сказка. Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы.
Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.
Главные герои «Сова» Бианки:
- Старик. Глупый, упрямый, недоверчивый.
- Сова. Умная, добрая, предусмотрительная.
Главная мысль — все в природе взаимосвязано. В мире все держится на дружбе и взаимопомощи!
Мне понравился этот рассказ, потому что в нем дано описание взаимосвязей в природном сообществе луга. Оказывается, от совы зависит, уродится ли клевер на лугу, хотя она только мышей ест. Мне очень понравилась умная сова, которая знала, что старику в любом случае без нее не обойтись.
Читайте также: Скалозуб – характеристика героя комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
Рассказ учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе. Учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым.
Бианки Виталий сказка «Сова»
Читательский дневник по сказке «Сова» Виталия Бианки
Автор: Бианки, Виталий Валентинович
Название произведения: «Сова»
Число страниц: 3
Жанр: сказка о животных.
Главные герои: старик, сова.
Второстепенные герои: мыши, шмели, корова.
Характеристика главных героев:
Сова — мудрая и умная птица.
Не раз предупреждала старика о беде, но он её не слушал.
Старик — глупый и наивный.
Не захотел дружить с совой и не слушал её советов.
Из-за своей гордости и пострадал.
Характеристика второстепенных героев:
Мыши, корова, шмели — зависят друг от друга.
Краткое содержание сказки «Сова»
Любил один старик побелить чай молоком.
Но повздорил он как-то с соседкой Совой.
Рассердилась Сова и перестала летать по ночам на поле старика и ловить там мышей.
А мыши стали ночами бегать по полю, гнёзда шмелей разорять.
Улетели шмели с поля.
Не уродился без шмелей клевер.
Нечего стало есть корове.
Исчезло у неё молоко.
Пришлось старику просить прощения у совы.
Стала сова мышей ловить, вернулись шмели, расцвёл клевер.
Дала корова молоко, и стал старик чай белить.
План рассказа:
- Ссора старика и совы.
- Наглые мыши.
- Улетевшие шмели.
- Исчезновение клевера.
- Отсутствие молока.
- Прощение.
- Всё становится как прежде.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль рассказа «Сова»
Главная мысль рассказа в том, что всё в природе взаимосвязано.
Основная идея рассказа в том, что нельзя нарушать природные связи.
Чему учит рассказ
Сказка учит бережно относиться к природе, не нарушать устоявшихся связей.
Учит уважать своих соседей.
Учит уметь прощать.
Краткий отзыв о рассказе «Сова» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что экологическое равновесие в природе вещь очень хрупкая, но важная.
Если нарушить хоть одну связь, может рухнуть вся система.
Это очень интересная, познавательная и увлекательная сказка.
Автору удалось написать произведение на тему экологии.
Он в простой форме показал, как меняется природа, если в ней что-то изменить, нарушить.
Мне понравилась умная сова, которая понимала к чему может привести упрямство и гордость старика.
Она сама пострадала, ведь мыши исчезли, а это её основная пища.
Но вытерпела и дождалась извинений.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что любой наш поступок может оказать совершенно неожиданное воздействие на природу.
А потому нужно быть очень бережными и аккуратными обращаясь с животными, птицами и растениями.
Пословицы к произведению:
- Один за всех и все за одного.
- Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.
- Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
- Из-за тебя и я не в почёте.
- Друг познаётся в беде.
Словарь неизвестных слов
- Белить чай — наливать в него молоко.
- Хорониться — прятаться.
- Утекай — убегай.
- Цветень — пыльца.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
— Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу что каша без масла.
Молчит Старик, ничего не говорит.
Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.
Тур I. «Кто точнее назовёт число?»
Вопросы:
1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина.
(1799-1837гг.)
2. Сколько лет А.С. Пушкин учился в Царскосельском лицее?
(6 лет: с 1811 по 1817 г.)
3. В комнате под каким номером жил лицеист Александр Пушкин?
(№ 14).
4. В каком году В.А. Жуковский подарил А.С. Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя»?
(В 1820 г.).
5. Когда произошло восстание декабристов?
(14 декабря 1825 г.).
6. Сколько детей было у А.С. Пушкина?
(Четверо: два мальчика и две девочки).
7. Сочетание каких карт сулило выигрыш в драме «Пиковая дама»?
(Тройка, семёрка, туз).
8. Сколько сказок написал А.С. Пушкин?
(Семь).
9. Какое количество песен входит в цикл «Песни западных славян»?
(16).
10. Сколько времени, по подсчётам самого поэта, он писал «Евгения Онегина»?
(7 лет, 4 месяца и 17 дней).
11. Сколько богатырей было в подчинении у дядьки Черномора?
(33).
12. Сколько повестей входит в сборник под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»?
(Пять).
13. В какие годы происходит действие в повести «Капитанская дочка»?
(В 1770-е гг.).
14. В какой палате Обуховской психиатрической больницы находился Германн — герой «Пиковой дамы», после того как сошёл с ума?
(№ 17).
15. Сколько лет было Владимиру Дубровскому?
(23 года).
16. Сколько лет было Наталии Гончаровой, когда на балу она познакомилась с А.С. Пушкиным?
(16 лет).
17. Когда состоялось венчание А.С. Пушкина с Н.Н. Гончаровой?
(18 февраля 1831 года).
18. Назовите номер дома на Арбате в Москве, в котором поселились Пушкины после венчания.
(№ 53).
Тур II. «Как зовут…»
Вопросы:
1. Как звали няню А.С. Пушкина?
(Арина Родионовна).
2. Назовите имена детей А.С. Пушкина.
(Мария, Александр, Григорий, Наталья).
3. Назовите фамилию Татьяны из романа «Евгений Онегин».
(Ларина).
4. Какое имя носили героини повестей «Капитанская дочка», «Дубровский» и «Полтава»?
(Мария).
5. Назовите имена главных героев поэмы «Бахчисарайский фонтан».
(Земфира и Алеко).
6. Назовите имя арапа Петра Великого из одноимённого произведения.
(Ибрагим).
7. Кому посвятил А.С. Пушкин драму «Борис Годунов»?
(Н.М. Карамзину).
8. Назовите имя главного героя повести «Капитанская дочка».
(Пётр Гринёв).
9. Назовите имя предводителя крестьянского восстания, изображённого А.С. Пушкиным в «Капитанской дочке».
(Емельян Пугачёв).
10. Во время правления какого царя А.С. Пушкин создал свои лучшие произведения?
(Николая I).
11. Назовите имя и фамилию друга Евгения Онегина, которого он бездумно оскорбил и убил на дуэли.
(Владимир Ленский).
12. Назовите волшебника, похитившего Людмилу, из поэмы «Руслан и Людмила».
(Черномор).
13. Как звали героев «Романа в письмах»?
(Лиза, Саша, Владимир).
14. Назовите героиню повести «Метель» — возлюбленную Владимира.
(Марья Гавриловна).
15. Назовите имя женщины, посетившей поэта в его ссылке в селе Михайловском в 1825 году, которой посвящены строки:
«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты».
(Анна Петровна Керн).
16. Назовите имя возлюбленной Дона Хуана из трагедии «Каменный гость».
(Донна Анна).
17. Назовите имя друга А.С. Пушкина, ставшего его секундантом на дуэли с Дантесом.
(К.К. Данзас).
18. Назовите имя русского поэта, написавшего пронзительное стихотворение «Смерть Поэта», обличавшее истинных убийц А.С. Пушкина.
(М.Ю. Лермонтов).
Тур III. «Угадайте произведение»
Вопросы:
1. Назовите роман в стихах А.С. Пушкина.
(«Евгений Онеги»).
2. Назовите поэмы, входящие в так называемый романтический цикл 1820-1824 годов.
(«Кавказский пленник», «Братья-разбойники»,
«Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»).
3. Какие произведения вошли в сборник «Повестей Белкина»?
(«Выстрел», «Метель», «Гробовщик»,
«Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).
4. Какую поэму А.С. Пушкин начал писать ещё в лицейские годы и закончил в 1820 году?
(«Руслан и Людмила»).
5. Какое стихотворение, ставшее поэтическим итогом творчества, завещанием, обращённым к далёким потомкам, А.С. Пушкин написал за несколько месяцев до своей смерти?
(«Памятник»).
6. Назовите драмы, входящие в цикл «Маленьких трагедий».
(«Борис Годунов», «Каменный гость», «Скупой рыцарь»,
«Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери»).
7. Какое стихотворение А.С. Пушкин посвятил своей жене Н.Н. Гончаровой?
(«Мадонна»).
8. Царь Николай I рассвирепел, прочитав строки этого произведения. «Пушкина надо сослать в Сибирь, — заявил он. — Он бунтовщик, хуже Пугачёва». О каком произведении идёт речь?
(Об оде «Вольность»).
9. Идею какого произведения подсказал А.С. Пушкин Н.В. Гоголю?
(«Мёртвые души»).
10. Назовите роман русского писателя И. Новикова, повествующего о годах ссылки поэта.
(«Пушкин в изгнании»).
Тур IV. «Эпиграфы»
В данном туре стоимость ответа возрастает в два раза — за правильный ответ даётся не один, а два балла.
Вопросы:
1. «И жить торопится, и чувствовать спешит».
(«Евгений Онегин»).
2. «Береги честь смолоду».
(«Капитанская дочка»).
3. «Стрелялись мы».
(«Выстрел»).
4. «Во всех ты, душенька, нарядах хороша».
(«Барышня-крестьянка»).
5. «Многие, так же, как и я, посещали сей фонтан, но иных уж нет, другие странствуют далече».
(«Бахчисарайский фонтан»).
6. «Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор».
(«Станционный смотритель»).
7. «Я в Париже:
Я начал жить, а не дышать».
(«Арап Петра Великого»).
8. «Не зрим ли каждый день гробов,
Седин дряхлеющей вселенной?»
(«Гробовщик»).
Тур V. «Сказки»
Вопросы:
1. Перечислите сказки, которые написал А.С. Пушкин.
(«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,
«Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о медведихе», «Сказка о золотом петушке», «Жених»).
2. Какое приданое было готово для свадьбы царевны и королевича Елисея из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»?
(«Семь торговых городов да сто сорок теремов»).
3. К кому обращается королевич Елисей, чтобы найти свою любимую?
(К солнцу, месяцу, ветру).
4. Как звали царя из «Сказки о золотом петушке»?
(Дадон).
5. Что требовал в подарок старик у царя Дадона взамен на его услугу?
(Шамаханскую царицу).
6. Кем захотела быть старуха в своём последнем желании в «Сказке о золотой рыбке»?
(Владычецей морскою).
7. Как звали сладкоголосого певца из древних сказок?
(Баян).
8. Кем приходилась Людмила Владимиру Ясное Солнышко?
(Младшей дочерью).
Тур VI.
«Продолжи стихотворение»
1. «У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том…»
(«…И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом»).
2. «Сижу за решёткой в темнице сырой,
Вскормлённый в неволе орёл молодой…»
(«Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном»).
3. «Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!..»
(«…Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня»).
4. «Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье…»
(«…Не пропадёт ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье»).
5. «В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскалённой…»
(«…Анчар, как гордый часовой,
Стоит — один во всей вселенной»).
6. «Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна…»
(«Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна»).
7. «Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем…»
(«Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем»).
8. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа…»
(«…Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа»).
VI. Подведение итогов. Награждение.
Автор: Галина Дубских
Жирная компьютерная утка парит над Белогорьем. Через несколько секунд оказывается, что никакая это не утка, а злая колдунья Галина, которую по-прежнему играет Елена Валюшкина («Формула любви»). В предыдущей серии она потеряла и помощницу, и повелителя, для которого творила разнообразные гадости. Но не утратила при этом ни маниакальную тягу ко злу, ни магические способности. Злодейка приземляется на берегу нефтяного болота, из которого при помощи черной магии вытаскивает не менее черного рыцаря – такого же точно, как в кошмарах царевны Цири из популярного сегодня польского фэнтези.
Эта кража (машинальная, скорее всего, — мало ли черных рыцарей было в истории кино) у Netflix заставляет вспомнить, что «Ведьмак» тоже был основан на славянских сказках. Только Геральт там с нечистью не церемонился. Разнообразным лешим, русалкам, водяным и бабкаежкам было положено умирать в страшных муках от ударов ведьмачьего меча и ничего больше. Однако у русского кино свой особый путь. И он очень-очень-очень далек от славянских сказок, польского фэнтези и Netflix.
|
---|
В качестве главного референса «Последний богатырь» по-прежнему использует Шрека. Стартовая сцена отличается от вступления в «Шрек-2» только русско-народными персонажами. Баба-Яга (Елена Яковлева «Интердевочка», «Каменская»), Кошей Бессмертный (Константин Лавроненко «Возвращение», «Изгнание») и Водяной (Сергей Бурунов «Полицейский с Рублевки») помогают Ивану подготовиться к свадьбе с Василисой под саундтрек из «Стражей Галактики». Влюбленные выбирают кольца, украшают Избушку на курьих ножках и принуждают к миру расшалившегося Змея Горыныча. А также гигантского муравья.
|
---|
При чем тут муравьи? Ну, в общем-то, он же не из воздуха материализовался. Для создания гигантского муравья понадобился престарелый маг Светозар (Тимофей Трибунцев «Проклятье») и крайнее редкое и сложное вещество «увеличивающий порошок». Другое дело, что это многообещающее волшебное зелье в дальнейшем не сыграет никакой роли, никак не повлияет на сюжет. Это просто шутка, бессмысленная и беспощадная, как и многое другое во франшизе «Последний богатырь». Гигантское насекомое — это просто гигантское насекомое, оно никуда не ведет, ни на что не намекает, а если что-то и означает, то только то, что мы снова здесь, в этой аляповатой вселенной, в руках ее безумных сценаристов.
|
---|
Ни муравьи, ни драконы, ни волшебные зелья, ни кольца даже не имеют для развития событий абсолютно никакого значения. Все эти линии и арки ведут в пустоту, в тупик. Тут действует своя собственная механика и логика. Свадьба не состоится, поскольку черный рыцарь и Галина украдут невесту. В ходе непродолжительной, но очень динамичной погони Галина, Иван и все их волшебные помощники окажутся в Москве XXI века, там, где все это и началось два фильма назад.
|
---|
«Руслан и Людмила», вроде бы основанная на неких былинах, тоже начиналась с похищения невесты. «Последний богатырь» смутно напоминает пушкинскую сказку несколькими деталями. Тут будут полеты, зачарованная царевна, древний меч, говорящая отрубленная голова и мистическое путешествие главного героя в некоем волшебном царстве. Только вместо царства Черномора создатели «Богатыря» использовали Москву.
|
---|
К третьему фильму стало понятно, что на одном «Шреке» далеко не уедешь. А вот сюжетов про попавших в наш мир персонажей из прошлого, будущего, легенд, мифов и других измерений такое количество, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Культурный шок Бабы-Яги, Кощея, Колобка и Водяного от столкновения с москвичами XXI века – отличный повод для шуток.
|
---|
Команда сценаристов во главе с Виталием Шляппо («Кухня», «Отель Элеон», «Супербобровы») использует эту возможность по максимуму. Они цитируют «Терминатора-2», «Назад в будущее», «Пришельцев» и даже «Бойцовский клуб» и добавляют к внушительному массиву тематических шуток выдающиеся комедийные скетчи: Баба-Яга в такси, Водяной у телевизора, Иван-дурак на «Почте России».
|
---|
Впрочем, три неплохие шутки не спасают весь фильм. На каждый удачный момент тут есть десять неудачных, каждую изобретательную сценарную находку уравновешивает рожающий Филипп Киркоров, кошмарным образом вмонтированный в жар-птицу, которая выглядит так, как будто ее рисовали в тридэмаксе в 2003 году.
|
---|
Хотя, пожалуй, нет. Сцена с Киркоровым перевешивает что угодно. Это невозможно развидеть. Вот именно из-за таких эпизодов российскую кинопродукцию не любят зрители. Он объединяет в себе все самое худшее, что есть в нашем кино: бездарных, но страдающих манией величия актеров, чудовищный грим и костюмы, архаичную компьютерную графику, слабый сценарий и полное отсутствие оригинальных идей у оператора и режиссера.
|
---|
Единственный плюс «Последнего богатыря», и плюс действительно огромный, в том, что он последний. Трилогия Дмитрий Дьяченко закончилась. Ни в следующем году, ни через год мы не увидим продолжения. Если, конечно, не произойдет чудо и «Богатырь» не обгонит по сборам «Человека-паука». Пересмотрите лучше «Паука» или «Матрицу». Пожалуйста.
Удачного просмотра.