Характеристика героев сказки конек горбунок 4 класс

В сказке ершова много смешного, лгкого юмора, народной мудрости и веслых персонажей. главные герои конк-горбунок проходят через множество испытаний, волшебных

В сказке Ершова много смешного, лёгкого юмора, народной мудрости и весёлых персонажей. Главные герои “Конёк-Горбунок” проходят через множество испытаний, волшебных превращений, обретают счастье и награду за свои старания. Главная мысль произведения, как и положено в русских сказках, торжество правды и справедливости. Увлекательны и разнообразны в рассказе описания приключений Ивана и его верного помощника Конька-Горбунка. Только стихотворный жанр отличает произведение от русской народной сказки, в остальном – мудрость, неограниченная фантазия и всевозможные чудеса роднят его с устным народным творчеством.

Главные герои

Старший сын Данила, средний сын Гаврила

Старшие сыновья старика – хитрые, ленивые, не привыкли работать и выполнять свои обязанности толково. Они воруют коней у Ивана, чтобы продать их и забрать деньги себе. Врут даже родному отцу, обманывают младшего брата, отправляют его на встречу опасностям, рассчитывая на погибель. Лёгкие деньги для них важнее родной души.

Младший сын Иван

Простой работящий парень, выполняет поручения честно и бесхитростно. Благодаря своему трудолюбию и усердию становится обладателем двух красивейших коней и маленького волшебного конька-горбунка. Царь назначает Ивана конюхом, оставляет при дворе. Он исправно служит, выполняет все поручения Царя. Не обладая большим умом, руководствуется сердцем и советами своего друга Конька-Горбунка.

Конёк-Горбунок

Волшебный жеребёнок, которого родила для Ивана кобылица с золотой гривой. Он мал ростом, некрасив, у него два горба. Горбунок очень быстр, по-человечески умён и наделён тайными знаниями, благодаря чему Ивану всегда сопутствует удача. Спасает своего хозяина в любых ситуациях, помогает обхитрить царя и остаться живым после испытания.

Царь

Глупый, завистливый, недальновидный правитель, который руководствуется слухами, подсказками, мнением других. Желание обладать различными чудесными вещами и молодой красавицей женой приводит к тому, что он “обваривается” в котле с кипятком. Народ с радостью принимает другого царя – Ивана.

Царь-девица

Сказочная красавица, про которую докладывают Царю. Он тут же решает послать за нею Ивана. Царь влюбляется в неё, но девица требует достать свой перстень со дна моря. Это поручение снова выполняет Иван с помощью Конька-Горбунка. Царь-девица соглашается обвенчаться с царём, если он омолодится в трёх котлах: с холодной, горячей водой и кипящим молоком. Царь отправляет на испытание Ваню, Конёк спасает его, помогая чудесным образом.

Спальник

Боярин, который ранее служил на конюшне, хочет извести Ивана. Следит за ним, клевещет, старается, чтобы Иван не справился с заданиями Царя, выискивает его слабые места.

История создания произведения

Знаменитую сказку Ершов написал, когда ему было всего-то девятнадцать лет. Молодой автор черпал вдохновение из сказок Александра Сергеевича Пушкина. При всём этом в основу написания характеристики Ивана из «Конька-горбунка» были взяты мотивы из славянского фольклора и фольклора скандинавов, которые проживали на Балтике.

Сказка получилась простодушной, задорной и пленяющей своими шутками, и «простым» языком повествования. Ершов добавил в текст красочные метафоры и присказки, которые приближают произведение к фольклору.

Многие утверждали, что Пушкин самостоятельно написал первые четыре строчки сказки, которые вскоре были включены в собрания сочинений писателя. Этот факт заставил литературоведов засомневаться в том, что именно Пётр является автором, а не Александр Сергеевич.

Но вскоре эта мысль была опровергнута, поскольку исследователи замечают, что при переделке текста Ершов изменил фразу «Не на небе — на земле» на «Против неба — на земле». При всё этом кажется странным, что молодой автор смог бы так легко обращаться со строками, написанными Пушкиным.

Впервые отрывок из произведения опубликовали в журнале «Библиотека для чтения». Отдельным изданием сказка вышла в 1834 году, но некоторые кусочки, где показывали жадность и глупость царя, были вырезаны. А спустя десятилетие оригинальную и остроумную сказку и вовсе запретили.

О ней не вспоминали около тринадцати лет. Вскоре писатель отредактировал сказку, вписал вычеркнутые отрывки, и она вновь вернулась на книжные полки.

Второстепенные персонажи

Кобылица с золотой гривой

Оказалась “воришкой”, которого пытались поймать братья на своём поле. Изловил её Иван, за это она родила ему трёх волшебных коней.

Жар-птица

Из-за того, что Иван не послушал совета Горбунка и взял перо Жар-птицы, ему приходится через какое-то время добывать для царя эту птицу.

Кит

Чудо-рыба, которая страдает из-за того, что когда-то съела несколько десятков кораблей. Достаёт со дна моря перстень Царь-девицы. Освобождается от проклятья, выпустив из пасти съеденные корабли.

Традиционно сказку Петра Ершова проходят в 4 классе. Она проста и самобытна, фантастический сюжет и яркие персонажи нравятся младшим школьникам. В сказке “Конёк-горбунок” герои привлекательны своей простотой, находчивостью, трудолюбием. Характеристика персонажей может быть полезна для читательского дневника и подготовки к уроку русской литературы.

Предыдущая

СочиненияГлавные герои «Песня про купца Калашникова» характеристика и описание образов персонажей рассказа Лермонтова

Следующая

СочиненияГлавные герои «Белая гвардия» характеристика персонажей романа Булгакова в таблице

Русская душа

И, что удивительно, прослеживается схожесть героев между собой. Оба третьи в семье и оба с дефектами, одного дураком зовут по простодушию его и общепринятой точке зрения, а другого из-за дефекта «горбунком» прозвали, уродцем в своем роде. Так они и стали героями, диалектически взаимодополняющими и взаимоисключающими. Однако самым любимым и самым запоминающимся для детей стал именно образ Конька-Горбунка.

Описание Конька-Горбунка из сказки «Конек-Горбунок» очень забавное. Маленький, но удаленький, ростом в три вершка, с аршинными ушами и с двумя горбами, Конек-Горбунок настолько мил и очарователен, что его невозможно было не полюбить.

Характеристика младшего брата

Младший брат, по словам автора, был и вовсе «дурак». Но именно ему приходится пройти множество испытаний. В первой части он даже поле пшеницы сторожил правдиво и поэтому смог поймать вора. Волшебная кобылица за его доброту щедро отблагодарила его. Даже когда братья обманывают его, украв жеребцов, он прощает их. Честно он служит и царю в конюшнях.

Много подвигов совершает Иван, когда выполняет поручения Жар-птицы. А ведь вначале главный герой сказки кажется таким ленивым, ведь отец его с трудом уговаривает пойти охранять поля, пообещав дать гороху и бобов. С развитием сказочного сюжета по-другому воспринимается и главный герой, который может проявить и смелость, и смекалку. В финале сказки он становится новым царем в сказочном царстве-государстве.

краткое содержание других презентаций

«Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»» — Анализ текста. Словарь. Проба. Кроссворд. Образные выражения. Мудрые советы. Таблица для снятия напряжения с глаз. Лепесток. Природа. Мальчик. Истины. Биография. Секрет. Привязать к себе. Зорко одно лишь сердце. Образные выражения Лиса. Мы всегда в ответе за тех, кого приручили. Творческое задание. Проверка корректурной пробы. Взрослые. Костёр любви. Маленький принц.

«Басни Крылова для 4 класса» — Проведи исследование басни. Герои Крылова. Иван Андреевич Крылов. Мораль. Страницы биографии И.А.Крылова. Что такое басня. Выставка книг И.А.Крылова. Язык басни. Басни И.А. Крылова. Любимые страницы. Эзоп. Шуточные вопросы. Проверим себя. Знаменитые баснописцы. Знаешь ли ты басни И. А.Крылова. Соотнеси знакомые басни И.А.Крылова с крылатыми выражениями.

«Творчество Михаила Лермонтова» — Исследовать произведение. Выбери правильное толкование слова. Делу — время. Познакомится с новым произведением. М.Ю. Лермонтов. Утёс. Познакомиться с новым литературным приёмом. Ночевала тучка золотая. Изучение творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. Человеческие отношения. Контраст. Исследователь.

«Инсценировка басни «Квартет»» — Костюм мартышки. Обсуждение выполненных заданий. Сценаристы-литераторы. Рефлексия. Басни И.А. Крылова. Инсценирование басни И.А. Крылова. Отчёт костюмеров-декораторов. Веб-квест. Басня И.А.Крылова. Костюм соловья. Отчёт артистов. Роли. Отчёт режиссёров. Костюм козла. Костюмеры- декораторы. Артисты. Режисёры. Работа с текстом басни. Отчёт сценаристов-литераторов.

«Урок-игра по чтению» — Мойдодыр. Писатели-иллюстраторы. Реши кроссворд. Назови писателей-иллюстраторов. Владимир Григорьевич Сутеев. Мери Поппинс. Титульный лист. Снежная королева. Игра-викторина по литературному чтению. Красная шапочка. Золушка. Структура книги. Мёртвая царевна. Евгений Иванович Чарушин. Оле-Лукое. Названия произведений. Стойкий оловянный солдатик.

«Приёмыш» — Урал. Верите ли вы, что Приёмыш вернётся к Тарасу. Доброта – это богатство, щедрость души человека. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Выберите из данных слов качества. Урок — дискуссия. Основные правила дискуссии. «Приёмыш». Давайте будем дружить друг с другом. Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк (1852 – 1912 г.г.). Музыкальная пьеса. Должен ли человек вмешиваться в жизнь природы. Дискуссия — это обсуждение какого-либо вопроса или проблемы.

Конек-Горбунок – чудесное создание народного творчества, поселившееся в одноименной сказке . Талантливый тоболяк описал персонажа так: лошадь в миниатюре «ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами». Из Горбунка вышел отличный товарищ и помощник, Конек видит выход из любой трудной ситуации, в которые умудряется попадать главный герой .

Отношение автора к персонажу

После прочтения первых строк сказки видно, что автор относится к главному герою неоднозначно. Он говорит, что «младший вовсе был дурак». Затем писатель указывает на лень Иванушки, который только вылёживался на печи. Однако потом храбрец доказывает свою решительность и настойчивость. Иногда герой проявляет легкомыслие, слабоволие и в панике бежит за помощью к Горбунку. Ершов с иронией относится к Ивану, который без Конька не совершил бы всех побед. Тем не менее чувствуется и симпатия автора к Ване.

Поэтичную, самобытную, юмористическую, поучительную сказку Ершова «Конёк-Горбунок» любят дети и взрослые. Она учит верить в чудеса, и тогда они случаются, как и с Иваном. Преобразовавшийся в конце сказки герой символизирует новую и счастливую жизнь.

Атиподы

Иван и Конек-Горбунок стали антиподами образцовых старших братьев. Но во многом они лучше и достойнее. Удача сама идет к ним в руки, и они не из тех, кто упустит ее из-за лени или глупости. Их поступки, дела и речи в очередной раз утверждают и демонстрируют народный идеал трудолюбия, мужества и справедливости. Конек-Горбунок — не просто услужливый раб или слуга, который во всем соглашается и повинуется, он, в первую очередь, стал другом Ивана и всегда говорил ему хоть и горькую, но правду.

Два этих героя несколько наивны и непосредственны, что делает их похожими на детей, нет лукавства и лжи — вот что самое главное.

Если учитывать описание Конька-Горбунка из сказки «Конек-Горбунок», то эта чудо-лошадка была не больше кошки, с длинными, как у осла, ушами. И вот эти два друга попадают в удивительные приключения, которые обычно происходят не по прихоти героев. Однако свободный и веселый нрав позволяет им совершать небывалые подвиги и выпутываться из самых сложных ситуаций.

В сказке «Конек-Горбунок» описание героев говорит о том, что Иван, благодаря своей доброте, ловкости и детской наивности, смог увидеть невиданное и добыть его, как в итоге оказалось, не для царя — глупого и смешного, а для самого себя. Все потому, что правда восторжествовала, царь сварился в кипятке, а Иван стал красавцем, получил царство, красавицу-царевну и на счастье — верного волшебного друга и незаменимого помощника Конька-Горбунка.

Характеристика братьев из сказки «Конек-горбунок»: Данило

Данило и Гаврило жили вместе со своим старым отцом и младшим братом Иваном в небольшом селе и занимались крестьянским трудом. Все члены семьи работали на поле с утра до вечера, сеяли пшеницу. А после того, как урожай был собран, возили ее в город, где и продавали.

Автор про старшего брата пишет, что он был «умным детиной». Но полную характеристику братьев из сказки «Конек-горбунок» можно увидеть, проанализировав те поступки, которые они совершают. Например, когда кто-то повадился на поле ходить и пшеницу шевелить, то отец решил, что каждую ночь по одному из братьев будут охранять. И Данило, и Гаврило честно уходили в караул, но вот службу несли безответственно.

Старший брат, взяв в дозор вилы и топор, смело ушел охранять поле пшеницы. Но как только наступила ненастная ночь, то сразу же на него боязнь напала. Так он сильно испугался, что даже от страхов решил закопаться под сенник. Только через сутки старший брат вернулся домой, предварительно облив себя водой. Но он обманул, сказав, что не уснул и промок под сильным дождем. За его отличную службу отец похвалил старшего брата.

Черты характера Ивана

Образ Иванушки-дурачка у многих ассоциируется с лентяем, любящим дурачиться, лежать на тёплой печке и ничем не заниматься. Только в сказке Ершова герой выступает ответственным человеком. Где точно он живёт, в сказке не указывается, говорится только, что «жил в одном селе». Он выполняет все просьбы своего отца. Храбрец заботится о своей семье, понимая, что для будущего урожая нужно спасать поля. Старшие же братья проявили трусость в дозоре.

Автор не даёт точного описания внешности героя, уделяя внимание поступкам. В характеристике Ивана из сказки «Конёк-горбунок» нужно описать его основные черты характера:

  1. Ответственный. Выполняет все поручения. Внимательно сторожил вора, когда другие караульные спали.
  2. Храбрый. Не побоялся оседлать кобылицу, смог добиться смирения животного.
  3. Преданный. На край света готов идти за Горбунком.
  4. Разборчивый. Всегда следует мудрым советам. Смог вынырнуть из кипящего котла молодым.
  5. Трудолюбивый. Исправно служил конюхом у царя.
  6. Честный. Учит своих братьев, что нельзя брать чужое.
  7. Смекалистый. Во время торгов смог продать царю коней за 10 шапок серебра.

Сколько испытаний довелось перенести герою, в итоге он изменился и стал царём. Жизненные трудности сделали его лучше и крепче.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Сочинение про сказку Конек-Горбунок

Мне нравится эта сказка потому, что она в стихах написана! Вообще, пора все сказки на стихотворный язык перевезти. Например, почему не написать в стихах «Аленький цветочек»? Или «Три мушкетера»… Только без песен, а то мюзикл получится.

И ещё потому нравится, что тут есть волшебное животное – друг, который помогает герою выполнить всё. Почти кот в сапогах! Только у того был немного вредный характер, а конёк просто умный и добрый. Кот в наследство достался, оказался прямо джекпотом, а конек просто похож на Ивана – такой же бестолковый. То есть там старшие братья были умными и красивыми, сильные и деловые, а Иван – дураком. Так и кобылица волшебная подарила этой семье за вытоптанные поля жеребят: двоих нормальных, даже очень хороших (их в царскую конюшню взяли), а одного – горбатого. Но она так просто своих детей подарила, что знала, наверное, — они к ней вернуться. И сами за себя постоят!

А Иван-то с этими жеребятами и карьеру сделал в конюшне царской, и омолодился, хотя ему особо не надо было, и на принцессе женился, устранив конкурента в кипятке!.. И вроде Ваня не виноват!

Никто от Ивана такого успеха не ожидал, но дуракам, как говорится, везёт. Главное, что у Вани этого сердце доброе, он даже кобылу ту не обидел! А его братья думали, что такие крутые, поэтому плохо относились к братьям нашим меньшим, к собственному брату и женщинам. Кстати, вот тот же «Аленький цветочек» или «Царевна лягушка», в сказке про царевну-лебедь в «Шреке», хотя вот это совсем и не отвратительно, везде опять про то, что внешность – не главное. Но сказки, наверное, забываются… И кажется, что главней внешность, бренд, диплом. Хотя и в этой сказке принцесса не захотела выходить за старика – заставила его омолаживаться радикально, в котле с кипятком. Тут мне всегда казалось слишком уж это радикально, жестоко, хотя царь и был вредным, но уж варить его заживо не очень гуманно!

В сказке много всяких моментов забавных. Наверное, каждый своё находит. Но сказка-урок, это известно. Нужно стараться что-то важное из неё вынести. Тут больше про внешность… И не просто вынести, а применить к себе. Для меня, к слову, эта сказка о хорошем, хоть и горбатом, друге.

Популярные сочинения

  • Сочинение Ермил Гирин в поэме Кому на Руси жить хорошо (Образ и характеристика)
    Образ Ермила Гирина особо выделяется на фоне простых русских крестьян в произведении Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Казалось бы, простой мужик, как говорится
  • Сочинение на тему Весна в лесу
    Долгожданная весна приходит в каждый уголок нашего города. Она заглянет и под мостик, где начинает звенеть ручей, и пройдется по дорогам, оставив за собой следы в виде грязи. Но особые чувства от наступления весенней поры
  • Футуризм в творчестве Маяковского
    Владимир Маяковский один из величайших поэтов 20 века. Споры о значении его творчества начались с момента появления его произведений и не закончились сейчас. Особенно обсуждалась связь Маяковского с футуризмом.

Вариант 4

Сказка «Конек-горбунок», принадлежащая перу русского писателя П.П. Ершова, написана в стихотворной форме. И именно это замечательное произведение, которое по праву относят к числу выдающихся шедевров отечественной литературы, навсегда обессмертило имя своего автора.

Сюжет «Конька-горбунка» создан на основе мотивов русских народных сказок. Примеров сочинений подобного жанра в отечественной литературе насчитывается немного. Можно даже утверждать, что «Конек-горбунок» — сочинение совершенно уникальное, единственное в своем роде. Есть, конечно, сказки А.С. Пушкина, которые также основываются на фольклорных мотивах. И, с какой-то стороны, сказка «Конек-горбунок» во многом близка сказкам А.С. Пушкина. Но все же в «Коньке-горбунке» и пушкинских сказках гораздо больше различий, чем сходства. Пушкин внес в свои сказки слишком много личного, индивидуального, авторского, а стиль сказки Ершова максимально приближен к фольклорному. Пушкин явно стремился олитературить язык своих сказок, в то время как Ершов, наоборот, стремился ввести в текст как можно больше просторечных выражений.

Главный герой «Конька-горбунка»– Иван-дурак – излюбленный главный герой множества русских народных сказок. Вот и выводит Ершов образ своего Иванушки с огромной любовью и с большим юмором. Иванушку окружающие считают дураком вовсе не потому, что он глуп на самом деле, а потому что он очень добрый, совершенно беззлобный, потому что он не хочет ни с кем ссориться. И не просто не хочет, а совсем наоборот, — он старается со всеми жить в мире. У него полно завистников и недоброжелателей, а он этого, словно в упор, не видит.

Своим поведением, которое окружающим кажется абсолютно нелепым, Иванушка постоянно вызывает смех. Даже братья Ивана, которые Ивана недолюбливают и которые ему завидуют, без конца смеются над ним. Посмеявшись над младшим братом, они как бы немного отходят, становятся добрее.

Кстати, надо бы заметить, что Ивану-дураку ничего не стоит нарочно всех посмешить. Он рад притворяться глупым, лишь бы всем было хорошо и весело. А еще – пусть себе смеются, лишь бы не догадались, что там у Ивана на уме, да и оставили его в покое. Такой вот он, Иван, и такого Иванушку нельзя не любить и невозможно ему не сочувствовать.

И потому и достается Ивану Конек-горбунок. Можно сказать, что Конек-горбунок – это награда, доставшаяся Ивану за эту его бесконечную доброту, а также и защита и спасение от злых сил. Конек-горбунок, как и Иван-дурак, является воплощением добра и сострадания. Его внешний вид, хрупкий, беззащитный, обманчив: Конек очень силен. Без такой защиты Ивану было бы несдобровать, но Конек с честью выполняет свою миссию, помогает Ивану, и все заканчивается, как и должно быть в настоящей сказке, торжеством и победой добра и справедливости.

Сочинение на тему «Конек-Горбунок»

Сказка П.П. Ершова «Конек–Горбунок» пользуется заслуженной популярностью вот уже почти 200 лет, будучи впервые опубликованной еще в 1834 году, не без помощи самого А. С. Пушкина. Он одним из первых прочитал это произведение, и настолько высоко его оценил, что лично помог еще неизвестному тогда Ершову с издательством книги, тем самым введя автора в поэтические круги того времени. И ведь не ошибся – эта сказка не зря вызывает большой интерес как среди детей, так и взрослых. Сюжет настолько увлекательный, что начав читать книгу, уже невозможно будет оторваться, пока не дочитаешь ее до победного конца, ведь главный герой – Иван, как будто и дня не может прожить, чтоб не попасть в очередную историю.
Очень часто Ивана называют дураком, начиная с его собственной родни -отца и двух старших братьев, заканчивая царем и придворными. Что с одной стороны и понятно, ведь в начале книги показано, что больше всего ему нравится валяться на печи и есть, не особо заботясь о других вещах. Да и найдя перо Жар- птицы, он был предупрежден Горбунком, что лучше бы его не брать, ведь оно принесет больше бед и забот, чем счастья. Но, опять же из-за своей беспечности он не обратил на это никакого внимания, за что действительно потом не раз поплатился. Но, если подумать глубже, этот персонаж не так уж и глуп. Например, когда он сторожил поле, ему не составило большого труда подкараулить и поймать волшебную кобылицу, и даже суметь с ней договориться о том, что поле она больше топтать не будет, а в награду за то, что он ее отпустит, ей пришлось пообещать родить ему двух златогривых красавцев- коней, и еще одного, неприметного с первого взгляда конька , который потом станет его лучшим другом, что она и предвидела, попросив ни в коем случае его не продавать ни за какие деньги. Мало того, он даже не рассказал об этом случае своей семье, придумав рассказ, будто изловил самого черта, чтобы те не узнали о его приобретении. Позже он, правда не без помощи конька, смог провести и царя, сумел поймать для него Жар-птицу, и заморскую красавицу Царь- девицу, ставшую в будущем его женой.

В целом же наш Иван-дурак как человек очень положительный, он не раз приходил на помощь другим, никогда не помышлял ничего лихого, и даже прощал козни против него другим, тех же братьев, которые не постеснялись украсть у него жеребцов ради собственной наживы.

Стоит отметить и Конька–Горбунка, который ради любимого хозяина не раз рисковал собственной шкурой. Он является замечательным образцом друга, бескорыстного и верного, и доказывает, что не стоит обращать слишком много внимания на внешний вид. Хоть он совсем не был похож на своих красивых братьев, а казался даже смешным из-за своего маленького роста, двух горбов и длинных, будто ослиных ушей, — именно он оказался самым ценным другом Ивану, будучи готовым в любой момент оказать ему помощь.

В общем, сказка действительно не только очень интересная, но и поучительная, ведь показывает читателям что хорошие люди, не смотря ни на какие козни, все равно рано или поздно выйдут победителями, а нечестные и плохие – сполна заплатят за все свои прогрешения, как тот же царь, сварившийся из-за своего коварства в кипящем молоке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

«Сочинение на примере сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок»»

Сказка понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок» мы проследим проявление народных традиций в литературной сказке. П.П. Ершов еще будучи гимназистом увлекался фольклором. «Среди стариков он внимательно прислушивался к рассказам о поверьях, обычаях, жизни русского народа». В 1834 году сказка Ершова предстала на суд взыскательной публики и до сих пор является образцом литературной обработки народной сказки. В чем же ее особенность? На мой взгляд в отношении писателя к форме повествования: здесь ощущается влюбленный в свое дело русский сказочник, а не просто писатель, интерпретирующий сказку.

Кроме того, «Конек-горбунок» состоит из ряда сказочных сюжетов, которые появляются в народных сказках. Например: Отец поручает трем сыновьям оберегать свое добро, а выполняет это младший сын (в народной сказке это вариация конфликта главного героя с социальными силами – предательство старших братьев или тема несправедливого раздела имущества).

Чудесный конь помогает положительному герою. Перо чудесной птицы приносит горе и т.п.

Все эти мотивы встречаются в сказках «Сивка-бурка», «Свинка – золотая щетинка», «Жар-птица и Василиса-царевна». Ершов в сказке удивительно точно передает мифическое мироощущение народа. Уже с первых строк мы видим не невежественный русский народ, с ограниченным кругозором, а ум способный мыслить возвышенно, величественно. Ершов не просто говорит, что в такой-то семье живет такой-то мужик, а выносит повествование за рамки обыденности на какой-то вселенский простор:

За горами, за лесами, За широкими полями, Против неба – на земле, Жил старик в одном селе.

Село – это частичка вселенной, но автор показывает и более реальную жизнь крестьянского народа:

Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была Недалече от села.

В сказке по народному показаны и праздничные стороны крестьянского труда

Чистить коней начинает, Умывает, убирает, Гривы длинные плетет, Разны песенки поет …

А убрав их в оба чана Нацедить сыты медвяной И насыпал дополна Белоярого пшена

Сказочный мир Ершова органично слит с крестьянской повседневностью и даже волшебные, сказочные образы обладают земной красотой, земными чертами. Например, Жар-птица – это ветер, облако, молния плюс жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей. С ней связан и образ зарницы (когда над хлебным полем вспыхивают огоньки). Царь-девица живет в сказочном золотом дворце, этот мотив тоже взят из народного фольклора, точнее периода языческих поверий о дворце бога – Ярилы .

Подъезжают; у ворот Из столбов хрустальный свод; Все столбы те завитые Хитро в змейки золотые, На верхушках три звезды, Вокруг терема сады, На серебряных там ветках В раззолоченных во клетках Птицы райские живут.

Ершовский Иванушка – типичный персонаж русского фольклора. Он дурачит окружающих, разыгрывает из себя глупца. Он не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава. Среди других героев Иванушка-дурачок, самый свободолюбивый человек. Он простодушен, но правдив. В общении с царем он свободен и смел:

Чудно дело! Так и быть, Стану царь тебе служить. Только чур со мной не драться И давай мне высыпаться, А не то я был таков.

Образ Конька-Горбунка, можно сказать «двойник» Иванушки-дурачка. Иванушка-дурачок под своей глупость прячет качества, которые свойственны русскому богатырю, Конек-Горбунок – «паршивенький» жеребенок, который также таит все признаки могучего коня. Конек-Горбунок не только чудесный помощник (как в народной сказке), а еще и верный друг и товарищ. Ершов сохраняет традиционные повторы в сказке (братья идут сторожить хлеба), совмещает народные и литературные традиции того времени. Ершов уловил и воплотил в своей «волшебной сказке» самую суть народной культуры, которая связана с ранними языческими и с более поздними христианскими представлениями.

«Конек-горбунок» – любимая сказка многих детей – отличается легкостью восприятия, благодаря стихотворной форме изложения. Герои произведения, как и принято во многих русских сказках, олицетворяют собой «добро» и «зло», «находчивость» и «глупость», «храбрость» и «трусость», «честность» и «подлость».

Главными героями сказки являются Иван, конек-горбунок, Данило – старший брат, Гаврило – средний брат, царь, Царь-девица, спальник (слуга царя). Второстепенные персонажи: кобылица, Жар-птица, Солнце, Месяц, Рыба-кит.

Другие персонажи

  • Старый крестьянин — хороший человек, любящий своих сыновей.
  • Данило — старший сын. Умён, но труслив и жаден.
  • Гаврило — средний сын. Среднего ума, тоже трусливый и жадный.
  • Спальник — слуга царя, раньше был начальником над конюшней.
  • Царь-девица — молодая царевна, красивая и умная.
  • Месяц Месяцович — мать Царь-девицы.
  • Солнце — брат Царь-девицы.
  • Чудо-кит — огромный кит, на котором рос лес и стояло село.

Главные герои сказки

В рассказе несколько героев, но главными являются Иван и его верный друг Конек-Горбунок:

  • Иван – меньший из трех братьев в крестьянской семье. Наивный, простой, добродушный юноша. За свой характер был прозван «дураком»;
  • Конёк-Горбунок – дивный конек «с ослиными ушами и двумя горбами». Верный друг и товарищ Ивана во всех его приключениях. Знает все обо всем на свете, для всего у него подготовлен план, следуя которому можно выполнить любое задание;
  • Царь – старый, деспотичный правитель. Задает Ивану различные задания, за невыполнение которых – смертная казнь;
  • Царь-девица – прекрасная 15-летняя царевна, дочь Месяца, сестра Солнца.

Есть в этом произведении и другие персонажи, сыгравшие немаловажную роль в повествовании:

  • Данило – старший брат. По описанию, «умный был детина». На деле оказался нерадивым, выполняя наказ отца.
  • Гаврило – «средний брат и так и сяк», трусливый братец, отлынивавший от исполнения отцовского наказа.
  • Спальник – завистливый и подлый царский слуга, который чинил Ивану всякие козни, подбрасывая царю идеи, как извести соперника.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Однажды в поле старого крестьянина кто-то стал воровать пшеницу. Его сыновья, старший и средний, не смогли укараулить вора, а младший, Иван, поймал в поле кобылицу с золотой гривой. Родила кобылица двух коней златогривых и маленького конька с двумя горбами да длинными ушами. Отпустил молодец кобылицу, а коней держал в пастушьем балагане.

Братья украли у него златогривых коней и повели продавать в столицу. Сел Иван на конька и вмиг догнал братьев. Те сказали, что хотят продать коней, а младшему брату привести обновки.

Направились все трое в столицу. Когда остановились около леса на ночлег, Иван нашёл перо Жар-птицы и спрятал его в шапку.

Двух коней у Ивана купил царь и назначил его начальником конюшни.

Спальник, который раньше был начальником над конюшней, хотел погубить Ивана. Увидел он, что тот ночью чистит коней при свете пера Жар-птицы, и сказал царю, что у Ивана перо Жар-птицы и что он похвалялся достать для царя эту птицу.

Послал царь Ивана за Жар-птицей. Привёз конёк своего хозяина на поляну, куда прилетают жар-птицы, и научил, как поймать одну из них.

Привёз молодец царю птицу. Через некоторое время спальник снова обманул царя, сказав, что Иван похвалялся привезти для царя Царь-девицу, живущую на океане.

Царь приказал Ивану привезти эту красавицу. И снова конёк помог своему хозяину. Привезли они царевну, и царь захотел на ней жениться. Та сказала, что согласна, но прежде пусть царь доставит её перстень из океана.

Царь послал Ивана за перстнем. А царевна попросила его заехать ещё к её матери, месяцу, и спросить почему не показывается на небе ни она, ни брат царевны, солнце.

Добыли Иван с коньком кольцо, а между делом помогли искупить вину киту, наказанному за то, что проглотил корабли. Да ещё передал Иванушка привет от Царь-девицы её матери, которая и подсказала, что кит будет прощён Богом, если выпустит изо рта проглоченные корабли.

Привёз Иван царю кольцо. Тот отдал его Царь-девице, а она сказала, что выйдет за царя замуж, если он помолодеет. И рассказала, что для этого нужно искупаться в горячем молоке, кипящей воде, а потом в холодной.

Царь велел сначала для пробы искупаться Ивану. А конёк перед этим предупредил хозяина, чтобы нырял в котлы только после того, как конёк мокнёт в них морду, брызнет два раза на Ивана да свистнет.

Так и сделал молодец и превратился в красавца. Царь тоже захотел сделаться молодым да красивым, нырнул в молоко и сварился там.

А Иван и девица поженились и стали царём и царицей.

Характеристика младшего брата

Младший брат, по словам автора, был и вовсе «дурак». Но именно ему приходится пройти множество испытаний. В первой части он даже поле пшеницы сторожил правдиво и поэтому смог поймать вора. Волшебная кобылица за его доброту щедро отблагодарила его. Даже когда братья обманывают его, украв жеребцов, он прощает их. Честно он служит и царю в конюшнях.

Много подвигов совершает Иван, когда выполняет поручения Жар-птицы. А ведь вначале главный герой сказки кажется таким ленивым, ведь отец его с трудом уговаривает пойти охранять поля, пообещав дать гороху и бобов. С развитием сказочного сюжета по-другому воспринимается и главный герой, который может проявить и смелость, и смекалку. В финале сказки он становится новым царем в сказочном царстве-государстве.

Краткий пересказ по частям (более подробный, чем краткое содержание)

Часть 1

В одном селе жил старик, и было у него три сына. Старший был умным, средний — «и так и сяк», а младшего, Иванушку, считали дураком.

Сыновья старика сеяли пшеницу и продавали её в столице. Но начал кто-то в поле воровать пшеницу. Решили братья караулить поле по ночам, чтобы подстеречь вора.

В первую ночь сторожил старший брат, Данило. Ночь была ненастная, и он от страха закопался в сено. Утром облился водой, пошёл домой и сказал, что всю ночь караулил поле под дождём, и вора не видел. Отец похвалил Данилу.

В следующую ночь караулил средний брат, Гаврило. Ночь была холодной, на караульщика напала дрожь. Он убежал с поля, всю ночь ходил под забором у соседки и боялся. Утром пришёл Гаврило домой. Сказал, что ночью был мороз, и он, чтобы не замёрзнуть, всё время ходил по полю, но вора не видел.

В третью ночь был черёд сторожить Ивану, младшему брату, а он лежал на печи и пел. Братья заставляли его идти в дозор, но он не слушал их. Наконец, отец ласково попросил его идти посторожить, пообещав купить за это лубки и дать бобы и горох. Иванушка послушался отца и пошёл в караул.

Ночью взошёл месяц. Иван ходил по полю и смотрел, нет ли где вора. Потом сел под кустом, ел хлеб да считал звёзды.

В полночь раздалось конское ржание. Увидел караульщик белую кобылицу с золотой гривой, завитой в кольца.

Подбежал он к ней, схватил за хвост и прыгнул на неё — но задом наперёд.

Крепко держался Ванюша за хвост, не могла кобылица его сбросить. Наконец, сказала кобылица, что коли сумел он усидеть, то пусть станет её хозяином, по три утра подряд пусть выпускает её погулять в поле. Обещала она через три дня родить двух красивых коней да ещё маленького конька с двумя горбами и с длинными ушами.

Посоветовала кобылица Иванушке двух коней продать, коли захочет, а конька себе оставить. Этот конёк будет верным товарищем и помощником. Сама же кобылица хотела потом ускакать на волю.

Иван привёл её в пастуший балаган и пошёл домой, распевая во всё горло песню.

Забрался он дома на печь и рассказал, что ночью стал в поле дьявол скакать и сбивать хвостом зерно. Вскочил Иван ему на шею. Дьявол взмолился не губить его, обещал целый год не досаждать людям. Иван поверил и отпустил чертёнка. Закончив рассказывать, Ванюша задремал. А братья и отец от души посмеялись над его рассказом.

Через некоторое время, в праздник, Данило напился пьян, зашёл в балаган и увидел там двух коней-красавцев и маленького конька с длинными ушами да двумя горбами.

Сразу протрезвел Данило, понял он, почему здесь спал младший брат. Прибежал он домой и рассказал о дивных конях Гавриле. Примчались они в балаган, полюбовались на двух коней и решили на следующей неделе продать их в столице.

Так они и сделали. Пришёл Ванюша в балаган, а там один конёк его встретил. Загоревал молодец, а конёк рассказал, что коней увели братья. Сказал, чтобы сел хозяин ему на спину и крепко держался. Тот так и сделал, и конёк вмиг настиг воров.

Стал Ванюша стыдить братьев, а старший из них оправдывался, что трудно жить, сея пшеницу. Ведь бывает неурожай, да и отец уже не может работать. Поэтому они решили продать коней хоть за тысячу рублей, а Ивану привезти обновки — шапку да сапожки.

Согласился Иван и поехал с ними в столицу. По дороге остановились на ночлег у леса. Вдруг Данило заметил вдали костёр и попросил Ванюшу принести с того костра огонёк. Братья надеялись, что он найдёт там погибель.

Иванушка сел на конька и поскакал к огоньку. Удивился он, что от того огня нет ни тепла, ни дыма. Конёк объяснил, что тут лежит перо Жар-птицы, но посоветовал его не брать, так как принесёт оно много беспокойства и забот. Иван не послушался совета, завернул перо в тряпицу, положил в шапку.

Вернулся он к братьям и рассказал, что старался раздуть до огня горелый пень, но ничего не получилось. Братья целую ночь хохотали над Ванюшей, а он проспал до утра под возом.

В столице поставили братья коней в конный ряд для продажи. Городничий увидел этих чудесных коней, приказал их никому не покупать и доложил о них царю.

Царь поехал в конный ряд и залюбовался конями. Купил он их у Ивана, царские конюхи повели коней, но они сбили всех с ног и вернулись к хозяину.

Царь предложил ему стать старшим над царской конюшней. Иван согласился, а его братья, получив царские деньги, поехали домой. Там они разделили деньги между собой, оба женились и стали жить-поживать да Ивана вспоминать.

Часть 2

Стал Ванюша служить у царя. Через некоторое время спальник, который был раньше начальником над конюшней и завидовал Ивану, стал замечать неладное. Удивительно было то, что Иван за конями не ухаживает, но шерсть их всегда чистая, гривы перевиты в косы, а в стойлах лежит свежая пшеница.

Подумал спальник, что это домовой ухаживает за конями. Решил он подсмотреть и спрятался в конюшне.

В полночь кто-то зашёл туда, достал из шапки перо Жар-птицы и стал чистить коней да плести им гривы. Пригляделся спальник и увидел, что это не домовой, а Иван.

Насыпав пшеницы, налив питьё для коней, Иванушка положил перо Жар-птицы в шапку и лёг спать около коней. На заре спальник подкрался к нему, выхватил перо из шапки и побежал к царю доносить на Ивана.

Рассказал спальник царю, что Иван скрывал от него перо Жар-птицы и хвалился, что сумеет достать эту птицу для царской светлицы.

Позвали Ивана, и царь приказал ему доставить во дворец Жар-птицу. Если же не исполнит это, то будет казнён.

Иванушка заплакал, пошёл на сеновал к коньку и рассказал о царском приказе. Конёк сказал, чтобы он попросил у царя два корыта пшена и заморского вина.

Иван так и сделал, и на следующее утро конёк повёз его на восток. На восьмой день приехали в лес. Конёк остановился возле поляны и сказал, что Иван должен здесь ночью подстеречь жар-птиц. Велел он хозяину налить в корыто вино, смешать с пшеном, а самому залезть под другое корыто. Когда прилетят жар-птицы и станут клевать пшено, должен был Иван схватить ту, которая поближе, и позвать конька.

Молодец так и сделал. Конёк велел положить птицу в мешок, завязать его потуже и повесить на шею. Доставили они Жар-птицу царю, который за это сделал Ивана царским стремянным.

Через некоторое время услышал спальник как один слуга рассказывал сказку о Царь-девице, которая живёт на океане, плавает в золотой шлюпке, играет на гусельцах и поёт. Та девица — дочь месяца и сестра солнышка. Спальник прибежал к царю, рассказал о Царь-девице да прибавил, что царский стременной похвалялся достать её.

Царь позвал Ивана и велел привезти Царь-девицу, иначе его ждёт лютая казнь.

Снова заплакал Иванушка и рассказал о приказе коньку. Тот велел попросить у царя два полотенца, шатёр, шитый золотом и обеденный прибор с заморской едой и сластями.

Иван так и сделал, сложил всё это в дорожный мешок и поскакал на коньке на восток.

На восьмой день приехали к океану. Конёк велел хозяину раскинуть шатёр, на полотенце поставить угощение, а самому лечь за шатром. Когда царевна выйдет из шлюпки, войдёт в шатёр, поест, попьёт да в гусли заиграет, Иван должен вбежать в шатёр, схватить царевну и позвать конька.

Иван спрятался за шатёр, провертел в нём дырку, чтобы посмотреть на царевну. Не понравилась она Ивану, слишком уж бледная да тонкая. Царевна заиграла на гуслях, запела, и Иванушка заснул под это пение.

Вечером разбудил его рассерженный конёк и сказал, что завтра снова приплывёт царевна, и если Иван заснёт, то погубит себя.

Утром пришла в шатёр царевна, тут уж Иван схватил её и доставил к царю.

Царь сразу влюбился в Царь-девицу, предложил обвенчаться с ним и быть царицей. Та ответила, что согласится, если он доставит ей перстень из океана.

Царь поручил это сделать Ивану за три дня. А Царь-девица попросила по пути заехать к её матери и спросить, почему она три ночи скрывает свой лик и почему братец спрятался во мрак ненастный.

Иван спросил, кто её мать и кто братец. Девица ответила, что мать — это месяц, а брат — солнце.

Рассказал Иван коньку об этих поручениях, и на следующий день они отправились к океану.

Часть 3

Когда подъезжали к океану, конёк сказал Ивану, что поперёк океана лежит чудо-юдо рыба-кит. Он 10 лет страдает и не знает за что. Кит попросит, чтобы Иван попросил в солнцевом селенье ему прощенье.

Подъехали они к океану и видят, что на ките стоит целое село и растёт дубрава. Побежал конёк по киту. Узнал тот, что конёк с Иваном направляются к солнцу и попросил спросить: долго ли ещё ему быть в опале и за какие грехи он терпит мученья. Иван пообещал это сделать.

Через некоторое время достигли путники того места, где «небо сходится с землёю» и очутились на небе, возле терема Царь-девицы. Горбунок сказал, что в нём по ночам спит солнце, а днём — месяц.

Пришёл Иван к Месяцу, передал вопросы Царь-девицы. Месяц, узнав, что она жива и сейчас во дворце у царя, обрадовался. Они с сыном потеряли Царь-девицу и с горя не показывались на небе.

Когда Иван сказал, что царь хочет жениться на Царь-девице, Месяц рассердился, что тот в 70 лет хочет взять в жёны молоденькую девицу.

Ещё спросил Иван про кита, и Месяц сказал, что он несёт мучения за то, что проглотил 30 кораблей. Если даст им кит свободу, Бог его простит и заживит изрытые бока.

Собрался Иван в обратный путь. Месяц попросил передать дочери благословение и сказать, чтобы не печалилась, так как скоро на ней женится молодой красавец.

Доехал Иван до кита. Конёк прискакал в село, которое стояло на спине кита, и сказал крестьянам, чтобы уходили отсюда, так как сейчас рыба-кит повернётся, и они очутятся в море.

Все побежали по домам, положили на телеги имущество и ушли с кита. А конёк закричал киту, что все мученья его оттого, что проглотил корабли. Если даст им свободу, Бог снимет с него наказание. Окончив речь, конёк спрыгнул на берег.

Кит раскрыл рот, оттуда выплыли корабли с весёлыми гребцами и скрылись вдали.

Спросил чудо-кит, чем может отблагодарить своих спасителей. Иван попросил его достать перстень Царь-девицы.

Кит поручил осетрам доставить перстень, который лежит на дне. Не смогли они его сыскать и посоветовали приказать ершу найти перстень. Ёрш плавает по всем морям и, наверно, знает где он лежит.

Не смогли дельфины найти ерша в морях. Вдруг услышали они крик в небольшом пруду. Оказалось, там дерётся ёрш с карасём. Дельфины доставили его к киту, и тот приказал найти перстень. Ёрш вырыл ящичек с перстнем, а осетры доставили этот сундучок киту. Отдал чудо-кит его Ивану и сказал, что если снова понадобится помощь, пусть позовёт его.

Ванюша не смог поднять сундучок, а конёк поднял его ногой и закинул к себе на шею. Отдал Иван сундук царю. Тот сказал Царь-девице, что перстень найден, и завтра можно уже обвенчаться.

Но царевна сказала, что она очень молода, поэтому не пойдёт замуж за такого старого да беззубого. Царь огорчился и спросил, что ж ему делать, коли хочется жениться. Царь-девица ответила, что выйдет за него замуж, если он помолодеет. А для этого пусть утром искупается в котле с горячим молоком, затем в горячей водой, а потом в студёной.

Позвал царь Ивана и сказал, чтобы утром он искупался для пробы в кипящем молоке, потом в горячей воде, а затем в холодной. Иван отказался, но царь пригрозил отдать его пытать.

Рассказал Иванушка о своей беде коньку. Тот сказал, чтобы утром разделся Иван перед котлами да попросил у царя позволения проститься с горбунком. Когда конёк махнёт хвостом, в котлы мокнёт мордой, два раза брызнет на Иванушку да громко свистнет, должен тот прыгнуть в молоко, потом в горячую воду, а оттуда в студёную.

Утром Иван так и сделал, и стал он пригожим красавцем. Царь захотел сделаться таким же, бросился в котёл, да и сварился.

Царь-девица спросила прислужников, хотят ли они, чтобы она была царицей. Если согласны, то пусть признают царём и супруга её, и при этом указала на Ивана.

Все согласились на это. Царь Иван с молодой царицей обвенчались и устроили пир горой.

Конек-горбунок в фильмах

Сказка Петра Ершова была впервые экранизирована в СССР в 1941 году. Режиссером фильма выступил Александр Роу, а в роли Иванушки снялся актер Петр Алейников. Через 40 лет, уже после смерти автора, картина получила золотую медаль на кинофестивале детских фильмов в Кито. Позднее, в 1947-м, для детей создан одноименный мультфильм. Проект обрел популярность и в 1975 году был переиздан — здесь появились новые сюжетные линии, а также измененная цветовая палитра.

View this post on Instagram

A post shared by ЕДИНЫЙ ЦЕНТР АНТИКВАРИАТА (@starina_spb) on Jan 12, 2021 at 6:10am PST

Конек-горбунок, Иванушка-дурачок и Жар-птица
Советский мультфильм пришелся по вкусу Уолту Диснею. Американский художник и режиссер показывал его как пример мультипликационного мастерства своим коллегам. Осенью 2020 года — новая российская экранизация сказки русского классика, созданная в жанре фэнтези. Режиссер Олег Погодин собрал для ленты звездный актерский состав. В кино примут участие Михаил Ефремов, Паулина Андреева, Павел Деревянко и другие артисты. Сюжет сказки также нашел воплощение в балетах композиторов Цезаря Пуни и Родиона Щедрина.

Интересные факты

  • История создания сказки имеет много интересных фактов. Так, например, стихотворный размер сказки, музыкальная тональность напоминают о пушкинской «Сказке о царе Салтане». В тексте встречаются точные цитаты из сказочных сочинений Александра Сергеевича: «остров Буян», «царь Салтан» и другие.
  • В числе фольклорных русских сказок нет таких, в которых бы встречался подобный сказке Ершова сюжет. Однако в ряде народных сказаний встречаются мотивы о Жар-птице, о том, как для старого царя добывали молодую жену. В 2007 году на свет появилась симфоническая сказка Le Petit Cheval Bossu, созданная по мотивам сказки.
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ Ивана из сказки Конек-горбунок

Главный герой сказки «Конёк-горбунок» Иван был младшим сыном крестьянина.

Почему-то в сказке он характеризуется дураком. Может быть от того, что честно выполнял свою работу. Сначала помог отцу поймать кобылицу-нарушительницу, которая портила поля, воровала пшеницу. А потом честно работал на капризного царя. Возможно, если бы не поймал бы Иван эту кобылицу, не было бы у него и работы при дворе, и не пришлось бы выполнять различные царские поручения.

Итак, Ивана можно охарактеризовать как честного трудолюбивого человека. В то же время он любит и уважает отца. Хочет искренне помочь ему. Спасти поля. Но также его можно назвать и ленивым. Когда наступает его очередь стеречь пшеницу, он не сразу отправляется. Лежит себе на печи да песни поёт. Лишь отец смог уговорить Ивана идти в дозор, пообещав ему разных вкусностей. То есть, Иванушка любит хорошо покушать. И от сладкого не сможет отказаться.

В карауле Иван повёл себя смело и находчиво. Сумел совладать с кобылицей. После этого всё меняется у Иванушки. По ходу сказки меняется характер героя. Он не признаётся своим родным о том, кто на самом деле воровал и топтал пшеницу. Придумал совершенно невероятную историю про чёрта, на которого ему удалось взгромоздиться. Он красочно рассказывает, как чёрт его таскал. Это значит, что Иванушка умеет держать секреты. Умеет придумывать разные истории.

Между тем сказка продолжается. И следующее проявление характера героя тяга ко всему необычному. Как маленький ребёнок не слушает свою маму, так и Иванушка не слушает предупреждений своего товарища конька-горбунка. Вначале конёк предупреждает, что перо жар-птицы принесёт много горя. Однако Иван не верит и не слушает. Перо ему нравится. Он думает, что красивые вещи не могут принести несчастья, поэтому решает его забрать себе. Герой считает, что конёк говорит ерунду.

В результате своего легкомыслия Иван не раз попадает в беду. Во-первых, он любит поспать. Крепкий сон послужил недобрым людям завистникам Ивана. Пока он спал, было похищено перо и произведён навет. В результате царь начинает посылать Ивана на различные испытания. Узнав про перо жар-птицы, царь отправляет Ивана за ней самой. Потом царю захотелось жениться на молодой девице. Отправившись за которой, Иванушка тоже чуть её не проспал. Вернее один раз проспал. Но потом справился с собой. То есть, можно сказать, что у героя есть сила воли. Он может, если захочет устоять перед искушением.

Кроме того, Иван обладает добрым характером и весёлым нравом. Он практически при любом деле напевает песенки. Любит баловаться, разгоняет жар-птиц, махая рукавицей.

Иван хоть и служит капризному царю, но всё же пытается отстоять себя. Сопротивляется, прежде чем отправиться в поход, или искупаться в горячем молоке и двух водах варёной и студёной. Только страх погибнуть молодым заставляет героя исполнять царские приказы.

За его трудолюбие, честную службу, добрый и весёлый характер — за всё ему приходит награда. Искупавшись в молоке и водах, Иван становится красавцем. Он начинает думать по-другому. Ему уже нравиться царь-девица, хотя вначале он считал её слишком тоненькой, слишком бледной. Он с радостью соглашается на свадьбу и на царствование.

Таким образом, в течение всей сказки Иванушка показан по-разному. Он и ленивый, и любит поспать. Но в то же время смелый, находчивый, умеет собраться с силами. В характере героя есть доброта и простота. Поэтому, по моему мнению, в сказке его охарактеризовали дураком.

Характеристика братьев из сказки «Конек-горбунок»: Данило

Данило и Гаврило жили вместе со своим старым отцом и младшим братом Иваном в небольшом селе и занимались крестьянским трудом. Все члены семьи работали на поле с утра до вечера, сеяли пшеницу. А после того, как урожай был собран, возили ее в город, где и продавали.

Автор про старшего брата пишет, что он был «умным детиной». Но полную характеристику братьев из сказки «Конек-горбунок» можно увидеть, проанализировав те поступки, которые они совершают. Например, когда кто-то повадился на поле ходить и пшеницу шевелить, то отец решил, что каждую ночь по одному из братьев будут охранять. И Данило, и Гаврило честно уходили в караул, но вот службу несли безответственно.

Старший брат, взяв в дозор вилы и топор, смело ушел охранять поле пшеницы. Но как только наступила ненастная ночь, то сразу же на него боязнь напала. Так он сильно испугался, что даже от страхов решил закопаться под сенник. Только через сутки старший брат вернулся домой, предварительно облив себя водой. Но он обманул, сказав, что не уснул и промок под сильным дождем. За его отличную службу отец похвалил старшего брата.

Образ Ивана в сказке Конек — Горбунок

Одним из главных героев в сказке «Конек — Горбунок» Петра Павловича Ершова является Иван, — младший сын престарелого крестьянина. Как это часто бывает в русских народных сказках:
У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний итак и сяк,

Младший вовсе был дурак…

Образ Ивана во многом схож с образом Емели из сказки «По — щучьему велению», — ведь он также любит целыми днями лежать на печи распевая песни, и ничего не делая. Окружающие зовут его Иван — дурак, — он простодушен, глуп, сам себе на уме. Но в сказке он оказывается самым честным, смелым и находчивым; он просто добросовестно и без страха стоял в карауле и поймал вора, в отличие от его братьев, которые проспали всю ночь в соломе, а под утро, возвращаясь домой, сыграли уставших, замерзших, якобы не спавших всю ночь караульщиков.

Изловив кобылицу, Иван ни слова не сказал о ней отцу и братьям: он проявил смекалку, рассказав о ней, как о дьяволе:

Вдруг приходит дьявол сам,

С бородою и усам;

Рожа словно как у кошки,

А глаза то — что те плошки!

Вот и стал тот черт сказать

И зерно хвостом сбивать.

Зная о том, что кобылица больше не будет топтать поле, Иван поведал своему семейству о том, что он взял с дьявола обещание не топтать пшеницу целый год.

Иван трезво относится к окружающему, любое чудо воспринимать им как естественное явление, ведь его ничуть не смутила чудесная говорящая кобылица, которая впоследствии подарит ему двух красивых златогривых коней и верного друга Конька — Горбунка.

Он верно оценивает поведение других и прямо говорит им об этом. Настигая своих братьев, укравших у него коней, он кричит им:

Стыдно, братья, воровать!

Хоть Ивана вы умнее,

Да Иван то вас честнее:

Он у вас коней не крал!

Но Иван простодушен, доверчив и наивен: братья хоть и берут его с собой в город продавать коней, но не упускают момент избавиться от него, посылая младшего брата раздобыть огонь в ночном глухом лесу, зная, что его ждет верная погибель. А Иван, выполняя их поручение, находит тем временем чудесное перо жар-птицы.

Он не стесняется высказать свое мнение, не теряет чувство собственного достоинства.

Он одинаково разговаривает как с простыми людьми, так и с самим царем:

Чудное дело! Так и быть,

Стану, царь, тебе служить…

Только, чур, со мной не драться

И давать мне высыпаться,

А не то я был таков!

Он обращается к царю без титулов, без эпитетов, а просто к равному; соглашаясь поступая на царскую службу, Иван диктует свои условия.

Иван всюду выступает носителем лучших черт народа: честный, прямой, не падающий духом, способный найти выход из любого положения.

Смелость, отвага, самостоятельность, честность, умение ценить дружбу, помогают Ивану преодолеть все препятствия и победить:

Твоего ради талана

Признаем царя Ивана!

Цели:

  • углубить знания о жанре литературной сказки,
  • выяснить, почему сказку «Конёк-Горбунок» по праву можно назвать «народной» сказкой.
  • развивать самостоятельность, умение выразить мысль,
  • воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам,
  • повышать мотивацию обучения,
  • отрабатывать навык выразительного чтения.

Оборудование:

  • портрет П.П.Ершова
  • детские рисунки и иллюстрации к сказкам
  • фрагмент балета Р.Щедрина «Конёк-Горбунок»
  • таблицы: П.П.Ершов – автор народной сказки «Конёк-Горбунок»;
  • «Конёк-Горбунок» – русская сказка;
  • зачин, троекратные повторы, добро побеждает, концовка
  • Иван, противники, помощники
  • добрый, справедливый, умный, смекалистый, честный, с чувством собственного достоинства;
  • злоба, жадность, зависть, коварство, хитрость;
  • «Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливого пути!…» П.П.Ершов
  • русские народные сказки;
  • таблицы: оценка за работу на уроке;
  • выставка книг «Русские народные сказки»
  • План урока:

    1. Организационный момент 2. Тема урока. Целеполагание. 3. Проверка домашнего задания. 4. Сравнительная характеристика героев сказки «Конёк-Горбунок» и русских народных сказок. 5. Почему живет сказка? Обобщение. 6. Итог урока.

    ХОД УРОКА

    1. Оргмомент

    2. Тема урока. Целеполагание

    – Сегодня заключительный урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок». В 1856 году (спустя 22 года после написания сказки) Петр Ершов писал: «Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливого ему пути!..» – На уроке мы попытаемся понять, чем так покорило читателей творчество П.П.Ершова. – Иллюстрации, которые помещены в правой части доски, вы нарисовали к сказке П.Ершова «Конёк-Горбунок». Обратите внимание на остальные рисунки. Иллюстрации к каким сказкам вы видите? Назовите эти сказки. («Сивка-Бурка», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Хаврошечка»)

    – Что объединяет эти сказки? (Таблица: русские народные сказки) – Почему мы их называем русскими народными? – И сказку П.Ершова часто называют русской народной. Во многих книгах написано «Конёк-Горбунок» – русская сказка. А на памятнике П.Ершову можем прочитать такие слова: «П.П.Ершов автор народной сказки» – На этом уроке мы подведем итог и выясним, почему литературную сказку «Конёк-Горбунок» называют русской и одновременно народной. – В конце урока я предлагаю каждому оценить самого себя и выставить себе оценку за работу. Для этого надо отметить на шкале активности успешность своей работы (красным цветом). На второй шкале – успешность работы своей группы (зеленым цветом).

    3. Проверка домашнего задания

    – Вспомните, какова композиция

    сказки «Конёк-Горбунок»
    (Сказка построена как и русские народные сказки. У неё есть зачин, троекратные повторы, в сказке добро побеждает зло, концовка)
    – Для чего автор использует
    зачин
    ?
    (Вводит читателей в ход событий, знакомит с героями, настраивает на сказочный лад)
    – Поскольку в сказке Ершова три части, автор написал зачин к каждой из них. Это особенность литературной сказки. Дома вы выучили наиболее понравившиеся зачины наизусть. Кто желал бы рассказать? Какие троекратные повторы встретились в сказке Ершова? Приведите примеры победы добра над злом. Объясните, кто победил, а кто был наказан.
    (Иван стал царем, а царь сварился)
    – Найдите концовку, которая роднит сказку Ершова с русскими народными сказками. – Итак, мы нашли много общего в построении сказки Ершова и народных сказок.

    4. Сравнительная характеристика героев сказки «Конёк-Горбунок» и героев
    русских народных сказок
    – А теперь сравним главных героев этих сказок.

    1) Главного героя Ершова называют Иваном (таблица), как и в большинстве русских народных сказках. – Вспомните, какими были герои Ивана в русских народных сказках. (Добрые, честные, смелые, справедливые)

    – А какими качествами наделил своего главного героя П.Ершов? Перечислите качества. – Давайте обратимся к тексту сказки, чтобы подтвердить свои мысли. – Итак, у старика было три сына. Они были «в дозоре». Как повел себя Иван в дозоре? Прочитайте. – Каким оказался Иван?
    (Смелым)
    – Как рассказал Иван об увиденном (случившимся) дома? Прочитайте выразительно. – Как характеризует героя этот рассказ?
    (Иван оказался сообразительным, находчивым, смекалистым).
    Почему он не рассказал всей правды? – Прочитайте отрывок, в котором говорится, как Иван «настиг» братьев, укравших коней? – Какое качество ценит Иван?
    (Честность)
    – Мстит ли Иван братьям за украденных коней? Почему?
    (Иван добрый, он умеет прощать)
    – Прочитайте по ролям первую встречу Ивана с царем. (Автор, царь, Иван) – Как ведет разговор Иван?
    (Смело, на равных, с чувством собственного достоинства)
    Вывод:

    Иван в сказке Ершова обладает теми же качествами, что и Иван в русских народных сказках.

    2) – Всегда ли в сказках герой в одиночку справляется с трудностями? (Есть помощники)

    – Вспомните русские народные сказки и приведите примеры (с опорой на иллюстрации)
    («Гуси-лебеди»: печка, яблоня, речка; «Хаврошечка»: корова…)
    – Напомните описание Сивки-бурки.
    (Пересказ 1 ученика)
    – А кто помогает герою в сказке Ершова? – Прочитайте описание Конька-Горбунка. – Сравните образы этих коней. Скажите, взят ли образ Конька-Горбунка из «народа»? Но за что кобылица просит ценить конька? – Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки. – Создатели народных сказок полагали: каков герой снаружи, такова и его душа. На примере Конька-Горбунка, внешний вид которого не соответствовал душевным качествам. Ершов показал, что внешнее уродство не признак бедности, скудности внутреннего облика. (Конек-Горбунок преданный, заботливый друг. Такого мотива нет в русских народных сказках) – Итак, мы убедись в том, что поэт, опираясь при создании сказки на народные традиции, привносил немало своего, индивидуального, авторского.

    5. Физминутка

    6. Продолжение сравнительного анализа

    3) – А теперь ответьте, почему Ивану в жизни бывает необыкновенно трудно? (Противники)

    – Кого можно считать противниками Ивана в этой сказке?
    (Братья, спальник, царь)
    – Давайте проследим, как раскрывается каждый из них в поступках? Для этого мы разделимся на группы. 1 группа даст характеристику братьям 2 группа – спальнику 3 группа – царю

    Вам предложен список черт, из которых нужно выбрать черты, присущие данному герою. Свои выводы обязательно подтвердите строками из текста.

    7. Самостоятельная работа по группам

    (3 мин.)

    1 группа

    – Какими в сказке показаны братья? (Трусливые, лживые, завистливые, жадные)

    (В ходе ответов детей учитель прикрепляет к доске карточки, таблицы)

    Зачитайте отрывки…: в дозоре, с конями, Какими чувства овладели? О каком качестве можно судить из данного отрывка?

    2 группа

    – Какие слова вы выбрали, чтобы охарактеризовать спальника? (зависть, злость, коварство, хитрость). Подтвердите слова текста. – Именно зависть, злоба побуждает спальника совершать неблаговидные поступки: клеветать, шпионить, воровать.

    3 группа

    – Каким показан в сказке царь? (Жестоким, завистливым, злым)

    – Прочитайте выбранные вами отрывки. Что вы видите на примере этих отрывков.. (видим, как меняется царь, по мере того, как Иван выполнял задание, он становился все более злым, жестоким, завистливым.

    Работа по таблице

    – Сопоставьте образы братьев Ивана, спальника, царя. Именно эти черты: … сближают данные персонажи.

    лживость трусость зависть коварство жестокость жадность хитрость…

    – Есть ли собратья у этих героев в русских народных сказках? («Сивка-Бурка»: братья, «Хаврошечка»: мачеха и дочери…)

    Вывод:

    Какие качества героев осуждаются в народе? прославляются? (Работа по таблицам)

    8. Подведение итогов урока

    – Почему Иван получает и красавицу жену, и царство? (Он обладает качествами, которые ценятся в народе)

    – И мы видим, что в концовку сказки Ершов построил в соответствии с традициями народной сказки: в конце повествования герой перерождается и становится счастливым, и умным по-настоящему.

    – Мы с вами сделали сравнительный анализ литературной сказки и поняли, что автор в своем произведении использовал элементы русских народных сказок. Поэтому ее называют русской сказкой, от этого она любима и читаема многими поколениями. Поэтому ее называют народной.

    Известная детская сказка «Конек-горбунок», написанная в 1830 году Петром Ершовым, содержит множество сказочных элементов. Сам автор постоянно указывал на то, что записал эту сказку со слов рассказчика, который был простым крестьянином. Но, безусловно, Петр Ершов внес и свои литературные изменения. Характеристика трех братьев из сказки «Конек-горбунок» будет интересна и детям младшего возраста, и школьникам. Безусловно, у каждого из них своя роль.


    Ершов П. сказка «Конек-горбунок»

    Жанр: литературная волшебная сказка в стихах

    Главные герои сказки «Конек-горбунок» и их характеристика

    1. Иван, младший сын крестьянина. Не очень умный, непослушный, капризный, но добрый и честный. Был себе на уме, а стал царем.
    2. Царь-девица. Девушка 15 лет, очень красивая и умная. Дочь Месяца, сестра Солнца
    3. Царь. Старик беззубый и седой. Жадный и капризный, самодур.
    4. Братья Ивана. Жадные, трусливые, глупые.
    5. Конек-Горбунок. Верный друг и помощник. Преданный, умный, могучий, хитрый. Все знает, все умеет.

    План пересказа сказки «Конек-горбунок»

    1. Крестьянин и три его сына
    2. Кто-то топчет пшеницу
    3. Дозор старших братьев
    4. Кобылица
    5. Воровство коней
    6. Прощение
    7. Перо жар-птицы
    8. Иван на службе у царя
    9. Происки спальника
    10. Ловля жар-птицы
    11. Иван стремянной царя
    12. Новые происки
    13. Ловля царь-девицы
    14. Трудно поручение
    15. Рыба-кит
    16. Месяц Месяцович
    17. Прощение кита
    18. Ерш и сундук
    19. Условие царь-девицы
    20. Купание в котлах
    21. Свадьба и пир.

    Кратчайшее содержание сказки «Конек-горбунок» для читательского дневника в 6 предложений

    1. Было у крестьянина три сына, и младший Иван ловит кобылицу, которая подарила ему двух красивых коней и маленького конька-Горбунка.
    2. Иван в поле находит перо Жар-птицы, царь покупает коней и берет Ивана на службу
    3. Царь отправляет Ивана за жар-птицей и тот ловит ее с помощью конька.
    4. Царь отправляет Ивана за царь-девицей и Иван привозит красавицу
    5. Царь отправляет Ивана за перстнем, Иван посещает терем Месяца, освобождает кита и привозит перстень.
    6. Иван купается в трех котлах, царь умирает и Иван, женившись на царь-девице, становится новым царем.

    Главная мысль сказки «Конек-горбунок»
    Легко тому жить на свете, у кого есть верный, надежный друг.

    Чему учит сказка «Конек-горбунок»
    Эта сказка учит дружбе. Учит тому, что верный друг ценнее любых богатств, что вместе с другом можно преодолеть любые трудности, выполнить любые задания. Учит быть честными и добрыми, учит помогать другим. Учит трезво оценивать свои силы и способности, желать только того, что тебе действительно нужно.

    Отзыв на сказку «Конек-горбунок»
    Необычайно красивая и интересная сказка была написана Петром Ершовым. Она читается на одном дыхании, легко запоминается. Сюжет сказки необычен, в ней много чудес и вместе с тем много смешного, она не раз заставляет читателя улыбнуться. Особенно в ней нравится Конек-Горбунок, преданный, верный друг, иметь которого хотелось бы каждому человеку.

    Пословицы к сказке «Конек-горбунок»
    Верный друг лучше сотни слуг.
    Ишещь помощи — сам другим помогай.
    Всякая невеста для своего жениха родится.

    Краткое содержание, краткий пересказ по частям сказки «Конек-горбунок»
    Часть 1.
    В одном селе жил крестьянин и было у него три сына, младший, как водится, дурак. Братья сеяли пшеницу и продавали ее в столице. Но вот повадился какой-то вор топтать пшеницу и решили братья караулить по ночам, чтобы поймать вора.
    Однако и старший и средний брат испугались и проводили ночь то у соседки под забором, то в сеннике.
    Иван совсем не хотел идти, но ему пообещали купить подарков, и он тоже отправился в дозор. Ночью на поле прискакала кобылица, и Иван подбежал к ней и вскочил на нее задом наперед. Кобылица не смогла его скинуть и пообещала родить трех коней. Двух прекрасных и одного Горбунка, который будет Ивану верным товарищем.
    Прошло два года. Старший брат Данило увидел в балагане двух прекрасных коней и решил вместе с Гаврилой увести коней и продать их в столице.
    Иван обнаруживает пропажу коней и убивается горем. Он садится на Горбунка и мигом догоняет братьев. Братья винятся перед ним и Иван соглашается продать коней.
    Наступает ночь и Данила замечает вдали огонь. Иван отправляется к огню и находит перо Жар-птицы. Несмотря на увещания Горбунка, Иван берет перо себе.
    Братья прибывают в столицу и ведут коней на торг. Их видит городничий и докладывает царю. Царь спешит посмотреть на коней и покупает их за десять шапок серебра и пять рублей.
    Кони никого к себе не подпускают и царь берет Ивана на службу.

    Часть 2.
    Иван хорошо устроился на службе у царя, но спальник, его начальник, стал ему завидовать. Спальник заметил, что Иван не ухаживает за конями, а те все равно чистые. Поэтому спальник решил разведать в чем тут дело, и спрятался в конюшне.
    Он увидел как Иван достает перо жар птицы, любуется им, а потом начинает ухаживать за конями.
    Стольник докладывает царю о пере и говорит, что Иван похвалялся достать и саму Жар-птицу.
    Царь серчает, зовет Ивана и требует Жар-птицу, обещая в противном случае посадить его на кол.
    Грустный Иван возвращается, но Конек его утешает, и советует попросить вина заморского и пшена. Иван все получает и отправляется в путь.
    На восьмой день Иван на Горбунке прибывает на поляну. Конек советует Ивану смешать пшено и вино и спрятаться под корытом.
    Ночью прилетает множество жар-птиц и Иван, надев рукавицу ловит одну из них. Птицу он бросает в мешок и привозит царю. Царь делает Ивана стремянным.
    Через пять недель стольник слышит рассказ о Царь-девице, родственнице Месяца и солнца и докладывает царю, что Иван похвалялся ее достать.
    Царь снова серчает и зовет Ивана. Он требует доставить ему Царь-девицу, снова обещая посадить на кол.
    Иван вновь грустит, но и тут Конек его утешает. Советует попросить золотой шатер, обеденный прибор и разных сладостей.
    Получив требуемое, Иван снова отправляется в путь.
    На восьмой день Иван приезжает на берег океана и раскидывает свой шатер. В полдень с океана приплывает Царь-девица, садится у шатра, кушает и играет на гуслях. Иван критикует внешность Царь-девицы,  и заслушавшись песен, засыпает. Его будет Конек и ругает. Иван плачет.
    Утром снова приплывает Царь-девица, но Иван начеку. Он вбегает в шатер, хватает девицу за косу и кричит конька.
    Иван привозит Царь-девицу к царю и тот предлагает девице выйти за него замуж. Но Царь-девица отворачивается. Царь настаивает и Царь-девица требует достать со дна океана перстень. Царь посылает на дело Ивана, а Царь-девица просит заехать к матери — Месяцу и брату — Солнцу.
    Конек утешает Ивана и утром они отправляются в путь.
    Часть 3.
    Отмахал Конек сто тысяч верст и доставил Ивана к океану. Предупредил, что там поперек лежит рыба-кит, которая будет просить достать ему прощения у Солнца.
    Видит Иван, действительно лежит поперек океана рыба-кит, а на спине село стоит и бор шумит. Поехал он по спине кита. Кит, узнав, что они едут послами к Солнцу, просит замолвить за него словечко и Иван это обещает.
    Доехал Конек до мест, где небо с землею сходится и Иван оказался на небе. Подъехал к терему Царь-девицы, любуется его красотой и православным крестом из звезд.
    Встречается Иван с Месяцем Месяцовичем и говорит, что ее дочь спрашивает, почему она скрывает от нее свой лик по три дня, и почему братец солнце не шлет ей луча.
    Месяц радуется, что Царь-девица нашлась, обнимает Ивана, и объясняет, что они с Солнцем грустили, потому что потеряли Царь-девицу.
    Иван передает Месяцу просьбу кита и Месяц отвечает, что тот проглотил тридцать кораблей и когда им даст свободу, то его мучения прекратятся.
    Иван прощается с Месяцем, и отправляется в обратный путь. Конек предупреждает селян, чтобы они убегали, и рассказывает киту про слова Месяца.
    Кит выпускает корабли и, довольный, обещает выполнить любую просьбу Ивана. Иван просит кита достать перстень Царь-девицы.
    Кит посылает на поиски осетров, но те возвращаются ни с чем, и говорят, что только ерш может выполнить этот приказ.
    Кит дает приказ доставить к нему ерша и дельфины повсюду ищут ерша. Они с трудом находят его на дне, где Ерш дерется с карасем. Дельфины доставляют ерша к киту.
    Кит приказывает ершу найти перстень Царь-девицы. Ерш быстро находит сундук, но тот весит сто пудов и он зовет на помощь сельдей. Но и сельди не смогли поднять сундук. Тогда ерш зовет осетров и доставляет сундук киту.
    В это время Иван на берегу ждет кита и ругается. Но на заре кит приносит сундук и уплывает.  Иван не может поднять сундук, но Горбунок легко закидывает его на плечи.
    Через четыре дня Иван уже прибывает в столицу.
    Довольный царь бежит с перстнем к Царь-девице, но та снова отказывает. Она говорит, что ей только 15 лет, и требует, чтобы царь омолодился. Для этого требуется искупаться в трех котлах, в первом будет студеная вода, во втором кипяченая, в третьем кипящее молоко.
    Царь требует от Ивана, чтобы тот первым опробовал рецепт Царь-девицы. Иван отказывается. но царь угрожает его на кусочки разорвать.
    Конек утешает Ивана и рассказывает, что тот должен сделать.
    Иван приходит на площадь, просит разрешения попрощаться с коньком. Конек махает хвостом, макает морду и свистит.
    Иван прыгает в молоко, потом в вареную воду и наконец в студеную. Он выходит из воды очень красивым.
    Царь нырнул следом и сварился.
    Царь-девица провозглашает себя царицей и объявляет своим мужем и царем Ивана. Общее веселье.

    Рисунки и иллюстрации к сказке «Конек-горбунок»

    Характеристика героев сказки конек горбунок 4 класс

    Характеристика героев сказки конек горбунок 4 класс

  • Характеристика героев сказки лиса и журавль
  • Характеристика героев сказки гуси лебеди 2 класс
  • Характеристика героев сказки золушка
  • Характеристика героев из рассказа капитанская дочь
  • Характеристика героев рассказа капитанская дочка а с пушкин