Характеристика героев сказки гуси лебеди 2 класс

Тема урока: законы волшебной сказки на примере русской народной сказки гуси лебедицели урока: - создать эмоциональный настрой на изучение

Тема  урока: ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ “ГУСИ – ЛЕБЕДИ»

Цели урока:

— создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;

— дать представление об историческом развитии жанра и о существовании разных вариантов сказки;

—   развивать речь, внимание, мышление, интерес к чтению сказок;

— воспитывать внимательное отношение к окружающим, уважение к старшим, полушание и развитие чувства товарищества, взаимопомощи.

З а д а ч и: содействовать формированию УУД:

личностных: способствовать полноценному   восприятию изучаемого материала, формировать первоначальные представления о нравственных понятиях, развивать основы для творческого воображения, положительное отношение к школе и учебной деятельности; воспитывать аккуратность.

регулятивных:  учить детей принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; дать возможность научиться в сотрудничестве с учителем,  классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

познавательных:  формировать умения понимать заданный вопрос, анализировать изученные факты языка с выделением их отличительных признаков,  осуществлять синтез, проводить  сравнение, классификацию, обобщать по заданному признаку; учить пользоваться алфавитом.

коммуникативных: учить работать парами и группами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости.

Оборудование: учебник «Литературное чтение  1 класс». Автор В.Ю. Свиридова; иллюстрации к народным сказкам; карточки со словами одобрения: « как хорошо уметь читать», « молодцы», « очень хорошо»; книги со сказкой в обработке А.Афанасьева, А.Н. Толстого, карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Все сумели мы собраться, за работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать, можем мы урок начать.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт,

Полный смеха, света, краски! А зовется чудо… сказка!

— Итак мы отправляемся в сказку.

В путешествие пойдем, в страну сказок попадем,

Слушай, думай, наблюдай, сказку в  душу пропускай.

  1. Мини – викторина « Узнай сказку по иллюстрации» .

Каждая иллюстрация к сказке имеет свой номер. Я буду называть сказку, а вы на парту положите соответствующую цифру.

▪ «Колобок»

▪ «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

▪ «Волк и семеро козлят»

▪ «Гуси – лебеди»

▪ « По щучьему велению»

Проверяйте: 4, 1, 2, 3, 5

На какие две группы можно разделить все иллюстрации к сказкам ( сказки о животных и волшебные сказки)

Вы дома читали сказку «Гуси – лебеди». Как вы думаете, какая это сказка? (волшебная)

III. Работа над новым материалом.

Сегодня на уроке мы проведём расследование сказки «Гуси – лебеди». Для того, чтобы вести расследование, уважаемые коллеги, давайте сначала послушаем и почитаем эту сказку.

а. Вступительная беседа:

— Ребята, вы уже знаете эту сказку. Кто из вас хочет быть Сказочником и начать сказывать эту сказку?  Помогут вам соблюдать последовательность событий в сказке иллюстрации в учебнике на стр. 86

б. Рассказывание детьми начала сказки ( до момента « Никто девочке не показал дорогу»).

— А почему так получилось?

При чтении сказки обратите внимание на то, какой волшебный помощник встретится девочке на пути.

в.  Чтение детьми первого варианта сказки ( стр. 87) (цепочкой)

— Какой волшебный помощник встретился девочке на пути ? (Ежик)

— Есть и другое продолжение сказки.

г. Чтение второго варианта сказки детьми ( стр. 87 – 89).

— Какой вариант сказки вам больше понравился ? Почему?

— Кто же автор этой сказки ? ( автор — народ)

— Что значит автор- народ?

— Тогда . как вы думаете, откуда взялись два варианта сказки? Неужели народ сочинял ее два раза?

д. Обобщение сказанного.

Сказка, живя в  веках, передавалась «из уст в уста» по памяти от поколения  к поколению, постоянно изменяясь. Отличия появляются по разным причинам: от кого сказка была услышана, насколько талантлив был исполнитель, что запомнил, что опустил, чем дополнил свой текст.

Первый вариант сказки «Гуси – лебеди» был записан известным собирателем сказок А.Н. Афанасьевым. Второй появился после обработки народной сказки писателем Алексеем Толстым. ( показ книг)

IV. Физминутка.

Быстро встали, тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись

И друг другу улыбнулись,

Открываем сказочный замок,

Продолжаем наш урок.

Найдите, какой волшебный цвет встретился в сказке?

V. Вывод.

Цвет волшебного предмета ( яблока)  золотой или серебряный?

Подтвердите , что сказка «Гуси – лебеди» является волшебной сказкой.

( Дети получают в подарок по яблоку)

— Расскажите , с какими необыкновенными, волшебными персонажами вы встретились в этой сказке ( Баба- Яга, яблонька, гуси – лебеди, печка, речка)

— Кто и почему помог девочке с братцем убежать от Бабы – Яги? Кто были её добрые помощники в пути?

— Как вы думаете, какая сказка «Гуси – лебеди»: поучительная, героическая, юмористическая?

— Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

VI.  Словарная работа.

— Какие слова в сказке вам показались непонятными?

  Учащиеся называют слова :  кликала, причитывала, ржаные и пшеничные, кудель, веретено, пряжа.

Я предлагаю «знайкам» объяснить их, помогаю в объяснении.

Как вы понимаете выражения :

«Сидит ни жива, ни мертва»  — очень испугалась, замерла от испуга.

« Зачем на глаза явилась?» — зачем пришла.

Подберите синонимы : «покуда» — пока,  «худо будет» — плохо, « мой батюшка» — отец.

VII. Выяснение основной мысли сказки.

 Беседа по вопросам:

— Почему с детьми случилась беда?

— Отчего случилась беда?

— Почему девочка не сразу нашла лебедей?

— Кто помог ей найти брата и вернуться домой?

— Любила ли девочка брата?

VIII. Обобщение.

— Была ли девочка послушной?

— Как вы думаете , какой урок получила девочка, разыскивая брата?

— Оставит ли она его без присмотра в следующий раз?

— Кого она будет вспоминать добрым словом?

 Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы. Вот и наше расследование подошло к концу, я вас всех благодарю. Но. Чтобы вернуться из сказки, надо ответить еще на один вопрос:

— Какие сказки вы знаете, где есть яблоки?

IХ. Итог урока.

    — Что вам понравилось на уроке, запомнилось и почему?

    — Что нового открыли для себя на уроке?

    — Что мешало работать, где было трудно?

    — Какой вывод сделали для себя из сказки ? ( Надо слушаться старших, быть скромным и вежливым, на добро отвечать добром)

Х. Рефлексия.

         В нашей сказке встретилась яблонька с ее наливными яблочками. Вот , и на нашем уроке выросла такая яблонька.  ( Открываю доску)  Но она, почему –то,  грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. Наклеим на нее яблочки. У каждого из вас есть 3 яблока( красное, жёлтое, зелёное).

Если вы считаете, что урок прошёл для вас интересно, вы себя проявили,  хорошо работали, разобрались в особенностях сказки   — прикрепите красное яблоко.

Если не все пока удалось, есть какие – то проблемы , что- то не получается  — жёлтое.

Если вам было сложно разобраться, есть трудности  — зелёное, надо немного созреть.

ХI. Домашнее задание. ( творческое)  

        Дома расскажите эту сказку своим мамам, папам, бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам. Постарайтесь рассказывать так, чтобы вашим слушателям было понятно, кто это говорит: девочка или мышка, Баба- яго или добрая печка. Завтра вы выразительно перескажете сказку по ролям. Кто- то захочет быть яблонькой, кто – то мышкой и т.д. Получится настоящее представление. Постарайтесь.

Русская народная сказка рассказывает о том, что родители поручили дочери присматривать за маленьким братом, пока они будут на работе. Но девочка отнеслась к поручению родителей не очень ответственно. Она усадила братца на траве перед домом, а сама ушла играть на улицу. Но прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика к Бабе-Яге. Девочка не растерялась, она поняла, что случилось, и бросилась вдогонку.

По пути она встретила печку, яблоню и молочную реку с кисельными берегами. На просьбу подсказать, куда гуси унесли ее братца, волшебные персонажи предлагали девочке сначала угоститься тем, что у них было – пирожками, яблоками и киселем. Но девочка отказывалась от угощения и не получила помощи. Несмотря на это, ей удалось отыскать избушку Бабы-Яги, в которой и находился ее братец. Живущая в избушке мышка посоветовала девочке хватать братца и немедленно бежать домой.

Баба-Яга отправила вдогонку гусей-лебедей. Чтобы спастись от погони, девочке снова пришлось обращаться за помощью к речке, яблоне и печи. И она уже не стала отказываться от их угощений, за что получила своевременную помощь. В конце сказки сестрица и братец благополучно вернулись домой, как раз к приходу родителей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

В сказке раскрывается тема отзывчивости и благодарности. Когда на просьбы волшебных персонажей отведать угощения девочка отвечала отказом, она не получила никакой помощи. Но когда на обратном пути сестрица отведала предложенные ей угощения, помощь ей была немедленно оказана. Умей быть отзывчивым и благодарным и добро вернется к тебе сторицей.

В сказке «Гуси-лебеди» положительным героем является сестрица, которая спасла своего братца, а отрицательным – Баба-Яга, замыслившая съесть девочку.

Сюжет сказки построен по классическим канонам. В ней есть зачин в виде слов «Жили-были..», и экспозиция, когда родители поручают девочке следить за братцем. Момент похищения братца птицами является завязкой сюжета, а обнаружение похищенного мальчика у Бабы-Яги – его кульминацией. Побег от Бабы-Яги и возвращение в родной дом является развязкой сюжета.

Следует отметить динамичность сюжета сказки. В ней много действия. Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

«Гуси-лебеди» – это популярная русская народная сказка, которую писатель Александр Афанасьев включил в свой замечательный сборник «Русские народные сказки». Сказка показывает, как важно быть добрым и внимательным к другим, слушать родителей.

Краткое содержание “Гуси-лебеди” для читательского дневника

Название
: «Гуси-лебеди»

Число страниц
: 16. Афанасьев А. Н. «Русские народные сказки». Издательство «Просвещение». 1983 год

Жанр
: Сказка

Год написания
: 1855-1863 гг.

Главные герои

Дочка
— веселая, озорная, капризная и безответственная девочка, забывшая о своем братике.

Гуси-лебеди
— коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.

Печка, Яблоня, Речка, Ежик
— помощники девочки.

Сюжет

Жили-были старик со старушкой, и была у них дочка и маленький сыночек. Утром отправились они на работу и строго наказали старшей дочери не выходить со двора и следить за братцем.

Когда родители ушли, девочка посадила брата на травку, а сама принялась играть. Она так заигралась, что совсем забыла о своих обязанностях. А в этот миг прилетели гуси-лебеди и унесли с собой маленького мальчика.

Вернулась девочка, а братца нигде не видать. Она принялась искать его, звать, но никто не отвечал ей. Посмотрела девочка на небо, и увидела гусей, которые вскоре исчезли за темным лесом. Поняла она, что это злые гуси-лебеди унесли ее брата.

Бросилась девочка в погоню. На пути повстречалась ей Печка, которая предложила съесть ржаной пирожок. Но девочка отказалась, и побежала дальше. Яблоня предложила ей полакомиться лесным яблочкам, но девочка лишь отмахнулась и побежала дальше. Впереди показалась молочная Речка с кисельными берегами. Увидев девочку, она предложила ей выпить молочка, но та отказалась.

Ежик подсказал девочке, как добраться до хижины Бабы-Яги. Там она увидела братца, схватила его и бросилась назад. Беглецов заметили гуси-лебеди, которые кинулись в погоню. Добежали брат с сестрой к речке и попросили спрятать их от злых гусей. Девочка съела молочный кисель, и речка спрятала детей. Побежали дальше — вот-вот гуси-лебеди их настигнут. Девочка съела яблочко, и добрая лесная яблоня укрыла их своими ветвями. Помогла им печка после того, как девочка съела ее пирожок.

Сестра с младшим братцем благополучно добрались домой, а тут и родители их возвратились.

План пересказа

  1. Родительский наказ.
  2. Забывчивость девочки.
  3. Похищение братца.
  4. Девочка отправляется к Бабе-Яге.
  5. Девочка находит братца и бежит домой.
  6. Помощь молочной Речки, Яблони и Печки.
  7. Возвращение домой.

Главная мысль

Нужно помогать другим, и тогда в нужную минуту и тебе окажут помощь.

Чему учит

Сказка учит слушаться родителей, помогать им, учит смелости и решительности.

Отзыв

Сказка показывает, как важно оказывать помощь друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке с братцем удалось скрыться от преследования.

gusi lebedi e1560992160157

Рисунок-иллюстрация к сказке Гуси-лебеди.

Пословицы

  • Нужда научит калачи есть.
  • Не дорого начало, похвален конец.
  • Глаза боятся, а руки делают.

Что понравилось

Очень понравилось, что девочка поняла, что она была неправа, отказав в небольшой просьбе Печке, Речке и Яблоне. Она исправила свои ошибки, и те в ответ помогли ей в беде.

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.6
. Всего получено оценок: 8.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»: краткое содержание. Завязка

Давным-давно жили муж с женой. Было у них двое детей: старшая дочь Машенька и младший сын Ваня.

Как-то отправились родители в город и наказали Маше присматривать за своим братом и не уходить со двора. А за хорошее поведение обещали гостинцев.

Но как только родители уехали, Маша посадила Ваню под окошко дома на траву, а сама побежала гулять на улицу с подружками.

Но тут неизвестно откуда возникли гуси-лебеди, птицы подхватили мальчика и утащили в сторону леса.

Возвратилась Маша, смотрит — Вани нигде нет. Кинулась девочка искать брата, но нигде его не видно. Звала она Ваню, но он не отозвался. Села Маша и заплакала, но слезами горю не поможешь, и решила она отправиться на поиски брата.

Побежала девочка со двора, посмотрела вокруг. И вдруг увидела, как вдалеке пролетели гуси-лебеди, а потом скрылись в темном лесу. Поняла Маша, кто похитил ее брата, и бросилась в погоню.

Выбежала девочка на поляну и увидела печку. Попросила ту указать дорогу. Печка ответила, что расскажет, куда полетели лебеди, если Маша подбросит в нее дров. Девочка исполнила просьбу, печка сказала, куда полетели похитители. И побежала наша героиня дальше.

Баба-яга

1489647

Продолжает Маша узнавать, куда полетели гуси-лебеди. Сказка (краткое содержание представлено в этой статье) рассказывает о том, как девочка встречает яблоню, ветви которой усеяны румяными плодами. Маша спрашивает у нее, куда направились гуси-лебеди. Яблонька попросила стрясти с нее яблоки, и тогда она подскажет, куда полетели птицы. Девочка выполнила просьбу и узнала, куда отправились похитители.

Бежит Машенька дальше и видит молочную реку с кисельными берегами. Спрашивает девочка у реки, куда полетели гуси-лебеди. А та в ответ: «Сдвинь камень, который мешает мне течь, тогда скажу». Сдвинула Маша камень, и указала река, куда направились птицы.

Добежала девочка до дремучего леса. И тут ей ежик дорогу подсказал. Свернулся клубочком и докатился до избы на курьих ногах. В той избе Баба-яга сидит, а у крыльца Ваня играет с золотыми яблоками. Подкралась Маша, схватила Ваню и бросилась бежать.

Заметила Баба-яга, что мальчик пропал, и отправила гусей-лебедей в погоню.

Развязка произведения

1489651

«Гуси-лебеди», сказка, краткое содержание которой мы здесь излагаем, подходит к концу. Бежит Маша с братом и видит, что настигают их птицы. Тогда она кинулась к речке и попросила ту укрыть их. Спрятала их речка, и пролетели мимо преследователи, ничего не заметили.

И снова бегут дети, недалеко до дома осталось. Но тут птицы снова заметили беглецов. Норовят вырвать братца из рук. Но тут Маша заметила печку, в которой и укрылась с Ванюшей. Не смогли гуси-лебеди добраться до детей и вернулись обратной к Бабе-яге.

Выбрались брат с сестрой из печки и побежали домой. Здесь Маша умыла и причесала Ваню, посадила на лавку, рядом сама присела. Вскоре вернулись родители и привезли детям гостинцы. Ничего им не рассказала дочка. Так ни с чем остались гуси-лебеди.

Сказка (краткое содержание это подтверждает) относится к так называемым волшебным. Для подобных произведений характерно присутствие магического злодея (Баба-яга в нашем случае) и волшебных помощников (печка, яблонька, речка, ежик).

Анализ сказки «Гуси лебеди» — тема, идея, чему учит сказка «Гуси-лебеди»

«Гуси лебеди» анализ сказки

Тема
: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

Идея

: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

Герои «Гуси-лебеди»:

  • Братец
  • Сестрица
  • Печка, речка и яблонька
    — чудесные помощники
  • Баба Яга
    .
  • Гуси-Лебеди

Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»:

  • Начало сказки
    традиционное
    : Зачин (Жили – были….)
  • Экспозиция (наказ родителей)
  • Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
  • Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
  • Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)

Сказка очень динамичная
, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться
: «Налетели, подхватили, унесли, пропали»
они передают всю остроту ситуации.

В сказке
используется прием олицетворение неодушевленного мира
: Печка сказала
; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала
.

Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.

Практическое задание-анализ поэтических произведений 19 века

Анализ «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина А.С.

Сказка Пушкина, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, свойственную всему творчеству поэта, является глубокой по смыслу и сложной по психологической насыщенности. Юной царевне автор противопоставляет злую мачеху.
Молодую девушку поэт рисует доброй, кроткой, трудолюбивой и беззащитной. Ее внешняя красота соответствует красоте внутренней. Трудно ей жить в мире, где есть зависть, зло и обман.
Совсем иной предстает перед нами царица-мачеха. Она тоже красавица, но «гневлива», и ревнива, и завистлива.
Мысль о том, что красота внешняя — ничто без красты внутренней, пронизывает всю сказку. Молодую царевну многие любили. Возникает вопрос, почему же они не спасли ее. Да потому, что только королевич Елисей любил ее по-настоящему, искренне и преданно.
Действительно, обратимся к сказке. Правдивое зеркальце невольно выдавало царевну. Один раз пожалевшая девушку Чернавка тоже оказалась способной на предательство. А доброта и сердечность лесных братьев были лишены настоящей глубины.
Верная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждая ее от вечного сна.
Зло, утверждает поэт, не всесильно, оно терпит поражение.
Злая царица-мачеха, хоть «умом и всем взяла», не уверена в себе. Поэтому и в зеркальце она нуждается постоянно. Умирает цари-ца-мачеха от зависти и тоски. Так Пушкин показал внутреннюю несостоятельность и обреченность зла.

Анализ произведения устного народного творчества

Литературно-художественный анализ русской народной сказки

«Гуси- лебеди»

1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная.

2. Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

3. Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

4. Характеристика главных героев:

В этой сказке есть положительный герой сестрица и отрицательный герой Баба-Яга.

Сестрица: Любит своего брата:

Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Она его кликала- Братец не откликается.

Стала плакать, да слезами горю не поможешь.

Храбрая: Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.

Умеет исправлять свои ошибки –Сама виновата, сама и найти братца должна.

Баба-Яга: Злая

В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная;

Кликнула она Гусей-лебедей: — скорей гуси – лебеди, летите в погоню!

5. Художественное своеобразие произведения:

Особенности композиции:

o Традиционное начало сказки: Зачин (Жили – были… .)

o Экспозиция (наказ родителей)

o Завязка (похищение брата Гусями – лебедями, девочка отправилась на поиски брата)

o Кульминация (нашла брата у Бабы-Яги)

o Сказка заканчивается традиционно: Развязка (побег из избушки и возращение домой). -А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.

Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира:

Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.

В сказке используются закон троекратного повторения: три испытания три раза погоня гусей- лебедей . Характеристика языка: Красочный, эмоциональный, выразительный. Например: Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; «Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели? » Сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.

6. Выводы:

Сказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей, помогает в формировании нравственных ценностей.

3. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

1) Дата написания и публикация.

Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском. Тогда жизнь поэта была наполнена одиночеством, скукой и печалью. Однако именно в эти годы Александра Сергеевича настигло вдохновение.

2) Художественный метод.

Это произведение принадлежит к литературному течению романтизм.

3) Выбор жанра традиции.

Данное стихотворение можно отнести к жанру пейзажная лирика.

4) Основная тема.

Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой.

5) Смысл названия.

Заглавие стихотворения звучит очень поэтично. Только вслушайтесь, «Зимнее утро»! Перед глазами сразу встает природа в белом зимнем убранстве. Таким образом, название выражает содержание произведения в целом.

6) Лирический сюжет и его движение. : Сюжет лирического произведения ослабленный. В основе стихотворения лежит созерцание природы, ставшее импульсом к лирическому переживанию.

7) Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.

На протяжении всей сюжетной линии преобладает линейная композиция. Стихотворение состоит из пяти шестистиший (секстин). В первой строфе автор явно восхищается морозной русской зимой, предлагает спутнице прогуляться в столь прекрасный, солнечный день:

«Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!»

Настроение второй строфы противоположно предшествующему настроению. Это часть стихотворение построена при помощи приема антитезы, то есть противопоставления. А.С. Пушкин обращается к прошлому, вспоминает, что ещё вчера природа буйствовала и негодовала:

«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела…»

А сейчас? Всё совсем иначе. Это совершенно точно подтверждают следующие строки стихотворения:

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…»;

«Вся комната янтарным блеском

Озарена…».

Несомненно, здесь присутствуют нотки контраста, которые придают произведению некую изысканность:

«Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?»

8) Основные настроения. Тональность стихотворения.

Читая данное произведение, сердце и душа наполняются положительными эмоциями . Радость, веселье и бодрость наполняют стихотворение. Каждый из вас, наверное, ощущает свежесть, которой проникнуты эти строки.

9) Ритм, размер.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

10) Рифмовка, характер рифмы.

Рифмовка смешанная; характер рифмы: точная; первые две строки – женская, третья – мужская, четвертая и пятая – женская, шестая – мужская.

11) Лексика. Языковые средства выразительности.

Положительно окрашенные эпитеты: «друг прелестный», «день чудесный», «великолепными коврами», «прозрачный лес», «веселым треском», «янтарным блеском», «милый друг», «милый берег».

Отрицательно окрашенные эпитеты: «мутном небе», «тучи мрачные», «ты печальная сидела», «поля пустые».

Таким образом, положительно окрашенные эпитеты призваны формировать в душе читателя радостное настроение.

Метафора: «луна желтела».

Олицетворение: «вьюга злилась», «мгла носилась».

Сравнение: «Луна, как бледное пятно».

12) Поэтический синтаксис.

«И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит».

Риторическое восклицание: «Мороз и солнце; день чудесный!»

Риторическое обращение: «друг милый», «друг прелестный», «красавица».

13) Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

Аллитерация: в первой строфе неоднократно повторяется согласный звук «с» (звуки зимнего утра); во второй строфе повторяется согласный звук «л» (это придает ощущение холода, мороза).

14) Идея стихотворения, выявленная в процессе анализа.

Таким образом, А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя.

4. Анализ циклов Б. Житкова: Рассказы о животных, морские истории, о смелых людях, рассказы о технике» (ПО ВЫБОРУ)

Рассказы о животных-
это цикл коротких историй отношений человека, где автор описывает различные невыдуманные случаи спасения людей животными,их преданности,крепкой и не менее крепкой привязанности. Тонкая наблюдательность,знание повадок представителей животного мира,умение рассказать о сложном простым и понятным языком – отличают рассказы Житкова. «Рассказы о животных» ярко отражают весь богатый и искренний внутренний мир автора, его принципы и моральные идеалы, будь то уважение к чужому труду в рассказе « про слона» или сила и меткость русского языка в рассказе «Мангуста».

5. Чтение-рассматривание книги Б.С.Житкова «Что я видел».

Рассказы Житкова из цикла «Что я видел» — сборник коротких житейских историй для детей дошкольного возраста. Рассказы дают ответы на многие детские вопросы, направлены на любознательных «почемучек». Дети узнают всё о том, как работает железная дорога, метро и аэропорт, сходят в зоосад и познакомятся со многими животными и их повадками, научатся общаться со сверстниками. Что я видел — настоящая энциклопедия жизни для малышей.

6.Анализ произведений поэтов 20-30-х г.г. XX века
(В.В.Маяковского,С.Я.Маршака,).

Взяла Маршака «Глупый мышонок»

«Сказка о глупом мышонке» и «Сказка об умном мышонке» Маршак.

В основе сказки лежит бытовой факт, хорошо знакомый ребенку – мыши бояться кошек – но перевернутый: мышонок выбирает в няньки именно своего природного, исконного врага. То, что этот факт элементарный, бытовой – очень важно, ведь, как отмечал К. Чуковский, для восприятия подобных «игровых стихов», стихов-перевертышей, «ребенку необходимо твердое знание истинного положения вещей». Поэтому «фантастика сказок Маршака – преимущественно в гиперболе бытовых положений», и поэтому трехлетнему даже не читателю, а еще слушателю легко догадаться какова истинная судьба мышонка, о котором сказано в заключительной строфе сказки. Именно бытовая, сама собой разумеющаяся основа этой коллизии и вызывает ее однозначное, самое распространенное толкование: выразительное многоточие скрывает в себе гибель глупого героя в зубастой пасти хитрой кошки.

Поэт в данном произведении использовал традиции фольклорной сказки о животных. Действительно, характеры героев, совершенная кумулятивная композиция, юмор — все это в сказке Маршака прямо перекликается с народной сказкой о животных, которая, можно кстати вспомнить, давно уже стала специфической детской.

Недоговоренность финала в «Сказке о глупом мышонке» — не ребус, который должен разгадать маленький читатель, а проявление интуиции поэта, почувствовавшего невозможность прямо сказать о смерти героя, потому что он умереть не может. А это значит, что сказка еще не окончена. Маршак окончил ее почти тридцать лет спустя. Очевидно, в сознании поэта все эти годы жило нечто, что заставило его вернуться к одному из своих ранних произведений и договорить все до конца, вывести на поверхность то, что ранее уже имелось, но лежало в глубине текста и порой оказывалось в сознании читателей (и критики) оставленным без внимания. В 1955 году появилась «Сказка об умном мышонке» («Юность», 1955, № 2). Она-прямое продолжение «Сказки о глупом мышонке» и начинается там, где кончается эта последняя:

Унесла мышонка кошка

И поет: — Не бойся, крошка.

Поиграем час-другой

В кошки-мышки, дорогой!

Мышонок соглашается, обыгрывает кошку и убегает от нее. Далее следует целая серия встреч с животными, но уже не домашними, а опасными, лесными-хорьком, ежом, совой-и все они предлагают мышонку игру, ставкой в которой служит его жизнь. И от всех умный мышонок умудряется убежать.

Безусловно, эта сказка, хоть и являет собой законченное целое, не самостоятельна: она продолжает первую, развивает то, что было уже задано в характере кошки из «Сказки о глупом мышонке». То, что ранее было задано, теперь подробно показывается: герой попадает в мир веселой опасности, опасной игры, населенный «двойниками» кошки — лесными животными, и выходит из встречи с ним победителем.

Вот теперь сказка окончилась:

То-то рада мышка-мать!

Ну мышонка обнимать.

А сестренки и братишки

С ним играют в мышки-мышки.

Анализируя эти две сказки, можно прийти к выводу о том, что в них прослеживается композиция волшебной народной сказки, идет аналогия с ней. «Глупый», а затем «умный» мышонок проявляется постепенно перед читателями в этих качествах примерно так же, как и типичный герой волшебной сказки-Иван-дурак. (Речь может идти именно о постепенном проявлении образа-герой, так сказать, медленно «снимает маску»,-но не о его развитии). Содержание этих образов, безусловно, различно, но принцип проявления тот же самый. Ведь в первой части («Сказке о глупом мышонке») показывается, что мышонок глупый, то во второй части поэмы Маршака характеристика героя как умного очевидна и не случайно вынесена в заглавие второй части. Точно так же в волшебной сказке герой-Иван-дурак-сначала кажется глупым, хотя он меньше всего может быть так назван, а в конце сказки ум, доброта и благородство его всем очевидны.

Маршак в своей сказке формирует программу, точнее, даже программу программы первичных, элементарных нравственных и предсоциальных реакций (выборов) маленького читателя, программу того, что можно назвать этическим (эстетическим в данном случае) отношением к действительности. Эта программа и создает ту первичную сетку образов-представлений и мысленных «выборов» у читателя, которая в дальнейшем может сколь угодно много и долго усложняться и конкретизироваться. За маленьким сказочным миром Маршака стоит большой реальный мир, ибо, как говорил сам поэт, «у сказки есть счастливая возможность… сочетать самые крупные вещи с самыми маленькими, преодолевая непреодолимые препятствия».

Сказка «Гуси-лебеди» —
одна из любимых многими детьми и сегодня. Эта сказка, как и многие другие, учит нас быть добрее, мудрее и никогда не забывать о своих родных и близких. Итак, давайте-ка разберемся с тем, чему же конкретно учит нас эта замечательная сказка. Во-первых, сказка «Гуси-лебеди»
учит детей любить своих братьев и сестер, ценить их и никогда не оставлять в беде. Во-вторых, сказка учит малышей творить добрые дела.

Важно хотя бы вспомнить ситуацию, когда яблонька попросила девочку скушать яблочко или печь съесть пирожок. Девочка не убежала, несмотря на то, что спешила, а помогла им и в ответ на доброе дело получила подсказки о том, где может находиться ее братик. Если Вы знаете еще какие-то поучительные уроки из сказки или просто хотите рассказать о своих впечатлениях о сказке «Гуси-лебеди»
, пишите в комментариях.

Гуси-лебеди

Вернулась девочка, смотрит — а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда — нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава о том что, они маленьких детей уносили.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:

— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— У моего батюшки и садовые не едятся… Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

— У моего батюшки и сливочки не едятся… Долго она бегала по полям, по лесам. День клонился к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:
— Здравствуй, бабушка!

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

— Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
— Пряду, бабушка… Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.

Баба-яга закричала:

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:

Гуси-лебеди

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
7724838
Вернулась девочка, смотрит — а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда — нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.
6090767
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди
и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава о том что, они маленьких детей уносили.

1ab7c0fb03c9cc75
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.
mdsc vf14
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди
полетели?
Печка ей отвечает:
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.
eb94780881
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди
полетели?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся… Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
syfullsizeje624ef
— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди
полетели?
— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.
— У моего батюшки и сливочки не едятся… Долго она бегала по полям, по лесам. День клонился к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается.
janimagestim2
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:
— Здравствуй, бабушка!
— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
— Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

img765661

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
— Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
— Пряду, бабушка… Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.
Баба-яга закричала:
— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.
— Речка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
rscreenshot d
Гуси-лебеди
не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди
воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
— Яблоня, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.
9809579
Гуси-лебеди
не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:
— Печка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
9b6pugiconnyr
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.
eqpich

Гуси-лебеди

7467137
Сказочные белоснежные птицы из светлых Небесных миров, вестники и служители богов славянских. Помогают тому, кто делает благое дело и тому, кто их хорошо об этом попросит. Иногда служат Бабе Яге, потому что она знает их язык и умеет с ними общаться.
Во многих народных сказках древнейший помощник человека — птица. Наши предки Славяне поклонялись Небесным птицам и говорили, что после смерти душа человека превращается в такую птицу или улетает на ней в другое царство (иной мир) — Ирий Небесный.

xscreenshot j
В Древнем Риме, когда умирал император, отпускали на волю орла, чтобы он унёс его душу на Небо, в верхний мир.
У многих славянских Богов есть свои крылатые помощники: у Рода — белый сокол (покровитель Руси), у Перуна — орёл (покровитель витязей), у Макоши — уточка (покровительница семейного очага и благополучия), у Велеса — вещая птица Гамаюн.

f2f81506409a66f199ef
До сих пор белая птица — образ мира на земле, образ чистой человеческой Души, образ чистой Любви и Верности. Один из самых прекрасных образов русских сказок — Царевна-Лебедь, одно из красивейших обращений к девушке — Лебедь Белая, Лебёдушка.

bddpyvimagesvyvb
«Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели Гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках». («Гуси-лебеди», русская народная сказка)

Источник «Сказочный словарь»

Сакральный смысл сказки.

В сказке «Гуси-лебеди
» заложен замечательный смысл — нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром. Вообще, во многих сказках герой идет по дорогам, спасает зверушек, а потом ему все отвечают тем же. Здесь важно усвоить одну важную информацию: в мире есть отсроченное добро. Это значит, твое добро необязательно вернется к тебе сию минуту, быть может, тебе помогут через много лет, когда ты будешь в том нуждаться. И, самое главное, не стоит ждать, что тебе отплатят добром, — помогать людям нужно просто так.

436436 yfyz3JGyfno

ГУСИ-ЛЕБЕДИ (игра)

В игре участвуют от 5 до 40 человек.
Описание.
На одной стороне площадки (зала) проводят линию, отделяющую «гусятник», на другой стороне — линию, за которой находится «пастбище». Из играющих выбирают «пастуха» и «волка». Остальные — «гуси» и «лебеди». Они становятся в ряд в «гусятнике». «Пастух» располагается сбоку от «гусей», «волк» — посередине площадки. «Пастух» говорит: -Гуси-лебеди, гулять, пока волка не видать!

Все «гуси» и «лебеди» «летят на пастбище», подражая птицам. Как только «пастух» скажет громко:
«Гуси-лебеди, домой, серый волк за горой!», они убегают с «пастбища» в «гусятник», а «волк» ловит их до линии их «гусятника». Пойманных подсчитывают и отпускают в их «стадо» или они идут в «логово волка» и остаются там до его замены. Играют с одним «волком» 2-3 раза, затем выбирают нового «волка» и «пастуха» из непойманных. В заключение отмечаются лучшие «гуси» (ни разу не пойманные «волком») и лучший «волк» (сумевший поймать больше «гусей»). Если участников мало, то играют до тех пор, пока не будут переловлены все «гуси».

Правила.
«Гусям» разрешается выбегать и возвращаться в «гусятник» только после слов, сказанных «пастухом». Кто убежит раньше, тот считается пойманным.
«Волк» может ловить только после слов «под горой» и только до линии «гусятника». Дети любят в этой игре вести разговор между «пастухом» и «гусями»: после слов «серый волк за горой» «гуси» спрашивают:
— А что он там делает?
«Пастух» отвечает: «Гусей щиплет!»
— Каких?
— Серых да белых.
После последних слов «гуси» бегут домой в «гусятник».

Эту игру можно усложнить, введя в нее второго «волка», установив на пути передвижения «гусей» и «лебедей» препятствия в виде скамеек («дорога»), по которым надо пробежать или перепрыгнуть.
Водящий имеет право ловить убегающих только до линии «дома»; игрок, осаленный за линией, не считается пойманным.

Тема:
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Цели уроков:
уметь анализировать сказки, выбирать нужный от­рывок для чтения и пересказа; рисовать словесный портрет.

Ход урока

I
.
Организационный момент и сообщение целей урока

II
.
Введение в тему. Подготовка к первичному восприятию


Ребята, какие сказки вы знаете?


Откройте учебник «Литературное чтение». Найдите раздел «Устное
народное творчество» и прочитайте название сказок. Кто
автор прочитанных вами сказок?


Отгадайте, из какой это сказки:

1)
«С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь».

2)
«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка,
курочка, мышка-норушка…»

3) «Жили-были два мышонка Круть и Верть, да петушок
Голосистое горлышко».

Что сказочное в этих сказках?

III
.
Пересказ сказки. Первичное восприятие

Сегодня я расскажу новую русскую народную сказку «Гуси-
лебеди». Героиня этой сказки оказалась в беде. Как это про­изошло, кто ей помог — обо всем этом мы узнаем, внимательно прослушав сказку. Я буду рассказывать сказку с помощью кар­
тинок, а вы постарайтесь подумать над следующими вопросами
(вопросы записаны на доске):


С какими чудесными предметами встречается героиня сказки?

1 .По ходу рассказа проводится словарная работа.

Попытаемся объяснить значение слов:

кудель
— пучок льна, приготовленный для пряжи; веретено — приспособление для ручного прядения, стер­жень для навивания нити; устьице — выходное отверстие печи.

2. Проверка первичного восприятия.


Понравилась ли вам сказка?


Что понравилось в сказке?


Что понравилось более всего?


С какими чудесными предметами встречается девочка?


Кто помог девочке спасти братца?


На эти вопросы мы ответим после того как прочитаем сказку?

IV
.
Анализ сказки

Первая ступень анализа:

1.
Работа над осмыслением сюжета, чтение сказки по.

1)
Начало действия (завязка).

2)
Развитие действия.

3)
Переломный момент (главное действие).

4)
Самый острый момент в развитии действия (кульминация).

5)
Конец действия (развязка).

2.
Самостоятельное чтение — поиск по частям.
Вторая ступень анализа:

3.
Проверка самостоятельной работы, работа над углублени­
ем практического представления о сказке, о жанре.

Найдите и прочитайте выражения, которые встречаются
в сказке:

а)
Жили-были мужик да баба — зачин.

б)
Сказочные слова и выражения: Чистое поле, темный лес,
день клонится к вечеру, избушка на курьих ножках, старая Баба-Яга, серебряные яблочки, девица, яблоня-матушка, печка-
матушка.

4.
Работа над словом «гуси-лебеди»:


Почему сказка так называется?


Что за птицы «гуси-лебеди»?

5.
Словесное рисование:


Как же выглядят в сказке слуги Бабы-Яги, волшебные «гуси-лебеди»?


Какие чувства испытываете вы, глядя на эту волшебную стаю?

V
.
Актуализация знаний

Выборочное чтение с наглядным комментированием и от­веты на вопросы.


Кто помогает девочке спасти братца, прочитайте.


Как сестра догадалась, кто унес братца?


Прочитайте, о чем девочку просили печка, яблоня, речка.
Как она им ответила?


Почему ни печка, ни речка, ни яблонька в первый раз не по­
могли девочке?


Прочитайте те отрывки, где говорится о том, как чудесные
предметы выручили детей.


А почему в этот раз они помогли девочке?


Почему не сразу помогли ей?


Как изменилось поведение девочки при второй встрече?

VI
.
Выборочный пересказ, близкий к тексту

1.
Представьте себя на месте девочки.

2.
Что она могла чувствовать на пороге избушки?

3.
Как вела себя девочка в избушке?

VII
.
Подведение итога работы над сказкой


Почему произошло несчастье? Кто виноват в случившемся?


Когда и почему девочка меняется к лучшему?

Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки, рисунок к отрывку, по выбору.

Год:
неизвестно

Жанр:
сказка

Главные герои:
Девочка, ее братик Мальчик, Гуси-лебеди (помощники Бабы-Яги) и Баба-Яга.

Сказка учит
, что надо слушаться родителей. Есть, что дают, не капризничать. Уважительно отвечать тем к кому обращаешься.

Сюжет:

Отправляются родители на работу и наказывают старшей дочери, чтобы присматривала за младшим братом.
— За это мы привезём тебе сладких пряников и обновку из города.

Пока девочка резвилась с подружками, прилетели чужие гуси – лебеди и понесли младшего брата в дремучий лес. Сколько она не звала, не плакала, никто ей не ответил. Пробежав по тропинке, увидела в дали птиц с ребёнком. Отправилась его спасать. Видит, стоит белая печка. Попросила у печки сказать, где гуси — лебеди.

Поставила условие печка: съесть её пирожок из ржаной муки, а девочка нос отвернула, не захотела есть. Пошла дальше, не узнав ответ.

Прошла тропинку, видит, растёт яблоня. Задала вопрос девочка, яблонька поставила условие: съесть её плод. Не захотела, есть дикое яблочко, дальше побежала.

Остановилась возле реки из молока с берегами из киселя. Не захотела пить её кисель с белым молоком. И без ответа побежала дальше.

Повстречала колючего ёжика, поинтересовалась, не видел гусей, похитивших мальчика. Ёжик указал дорогу.

Добрела до избушки на куриных ногах, в которой страшная Бабка – Ёжка сидит, нос крючком, зубы торчат. Посадила хозяйка её прясть, а сама проверяет, чтоб не убежала. И пёчку готовит, чтобы их съесть.Покормила девочка мышонка кашкой, а он помог ей бежать и стал за неё отвечать. На руки взяла мальчика и побежала обратно. Добежала до речки, попросила спрятать. Попила у неё киселька и укрыла её речка. Дальше бежит, а гуси — лебеди подлетают, того гляди, заклюют.

По пути растёт дикая яблоня. Спрятала девочку, после того, как она дикое яблоко съела. Дальше печка стоит. Быстрей пирожок в рот и села в отверстие в ней. Птицы покричали и не с чем к бабке улетели. А тут её родные появились, покупки привезли.

Картинка или рисунок Сказка Гуси-лебеди

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Семяновский Фронтовое детство

    Идет война. Очень быстро мальчик по имени Федя стал полным сиротой. Парня взял на работу куркуль Третьяк. Мальчик работал на него в течение нескольких лет. Чего он только не делал: занимался хозяйственными вопросами и делал любую работу.

  • Краткое содержание Бианки Одинец

    Молодой охотник ради хвастовства решил убить старого неуловимого лося. Выслеживал его. Этот лось даже покалечил его ногу. Но когда представился случай убить его, студент отпустил животное. Рассказ учит, тому, что надо помогать беззащитным существам.

  • Краткое содержание Носов Телефон

    Эта история написана от лица главного героя – мальчика лет восьми. Герой рассказывает, как однажды они со сверстником Мишкой оказались в игрушечном магазине. Там они увидели замечательную вещь – игрушечный телефон

  • Краткое содержание Киплинг Откуда взялись броненосцы

    Во времена глубокой древности на реке Амазонке жили-были Еж по имени Злючка-Колючка и Черепаха, которую прозвали Черепаха Неспешная. В ту же пору на Амазонке жил их злейший недруг – Расписной Ягуар.

  • Краткое содержание Зощенко Находка

    Главными персонажами книги являются Минька и Лёля. Однажды Лёля и Минька решили пошалить и в коробку от конфет положили лягушку с паучком. После чего они завернули коробку как подарок с голубой лентой

 16.08.2021   
  29    
 Комментарии к записи Анализ сказки; Гуси лебеди отключены

Жанр — сказки

Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

Главная мысль: нужно ответственно относиться к поручениям взрослых.

Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

Герои сказки «Гуси-лебеди»:

  • Братец
  • Сестрица
  • Печка, речка и яблонька — чудесные помощники
  • Баба Яга.
  • Гуси-Лебеди

Особенности композиции сказки:

  • Начало сказкитрадиционное: Зачин (Жили – были….)
  • Экспозиция (наказ родителей)
  • Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
  • Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
  • Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)

Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира: Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.

Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

  1. Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
  2. Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
  3. Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
  4. Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
  5. Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.

Анализ сказок по В. Я. Проппу

Отечественный фольклорист В. Я. Пропп, исследовавший русские сказки, выделил в их структуре некоторые элементы (функции) главного действующего лица, повторяющиеся постоянно. Этих функций по его системе анализа – 31 (полный набор ниже). Из них двадцать основных. Не любая сказка содержит их все. Чаще всего полный набор в волшебных сказках. Функции изображаются картинками. karty proppa 1

Этапы работы с картами Проппа

  1. Изготовление карт. Они могут быть красочными или схематичными. Ниже даётся описание сказочных элементов-функций с картами-опорами. Но их можно нарисовать самостоятельно. Важно только, чтобы картинки были понятны детям.
  2. Потихоньку знакомим ребят с картами-опорами, читая сперва маленькие тексты и сопровождая картами Проппа
  3. Пересказывание с опорой на карты Проппа
  4. Пробуем сочинять простенькие сказочки, применяя карты Проппа. Выбираем 5-8 картинок, придумываем персонажи, определяем главное действующее лицо, помощников, а также тех, кто будет ему вредить.

Важно помнить: в сказке совсем не обязательно будут присутствовать все функции. Приведём совсем простой пример на анализе потешки.

Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик. Там мышка живёт. Тебе хвостик отгрызёт.

  • Герой – огуречик.
  • Запрет – нельзя ходить на другой конец деревни.
  • Вредитель – мышка.
  • Вредительство – хвостик отгрызёт.
  • Мораль – не послушался – остался без хвоста.

Даже в такой малой фольклорной форме присутствуют сказочные элементы.

Описание элементов-функций сказок

В. Я. Пропп выделил следующую структуру сказочных сюжетов. Мы возьмём не все (31) элементы, а только основные. Их вполне достаточно для дошкольников и младших школьников.

1. Жили-были. Сказка начинается с вводных слов, создающих сказочное пространство: в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили-поживали, в стародавние времена…

2.Особое обстоятельство. Нестандартное, неординарное событие: рожь кто-то топчет каждую ночь, курочка золотое яйцо снесла.

3. Запрет. Чего-то делать нельзя: не оставляй братца, не пей из лужи, не выглядывай в оконце…

4. Нарушение запрета. Сказочные персонажи нарушают запрет. А этого только и дожидается вредитель (антогонист): убежала Маша к подружками,…

5. Вредительство: гуси-лебеди тут как тут, подхватили братца, да и унесли.

6. Герой покидает дом. Варианты. Сам отправляется на поиски (пропавшего братца). Родители посылают (за молодильными яблоками). Изгоняется из родного дома (мачеха велит увезти падчерицу в лес)

7. Задача. Чего он должен достичь: вернуть братца, освободить красавицу…

8. Встреча с дарителем. Доброму делу всегда кто-то помогает. Появление персонажа, имеющего нечто волшебное: самокатный клубочек шерстяных ниток, заветные слова.

9. Трудные испытания: соткать ковёр, построить хрустальный мост «от своего крыльца до моего дворца» за одну ночь…

10. Получение волшебных даров: предметов или слов. Они могут переданы просто так дарителем, изготовлены, куплены, появиться неведомо откуда, похищены.

11. Герой появляется и вызывает на бой вредителя. Сверхестественные свойства врага: Змей Горыныч о трёх головах, огнём дышит; Кощей смерти не имеет.

12. Борьба (преследование). Бой с врагом (бьются на мечах, устраивают состязание: кто быстрее прибежит чёрт или заяц, кто дальше лошадь пронесёт), или похищение. Кощей повержен. За героем отправляют погоню: гусей-лебедей, Бабу-ягу. Он бьётся с врагом (в открытом бою — со Змеем Горынычем, иногда состязается в скорости, ловкости, хитрости).

13. Победа. Враг может быть побеждённым в бою, проиграть в соревновании, а также быть изгнанным или уничтоженным хитростью.

14. Ликвидация беды. Красавица спасена, враги убрались восвояси, отец поправился.

16. Дома главное действующее лицо не узнают из-за заклятья, изменившего внешность

17. Ложный герой (самозванец), выдающий себя за настоящего или присваивающий себе его заслуги: Дочка колдуньи утопила сестрицу, заняла её место; братья убили Ивана, забрали молодильные яблоки и сказали отцу, что это они их раздобыли.

18. Изобличение самозванца. Появляется Иван, спасённый волком; настоящий король легко достаёт меч из камня…

19. Героя узнают. Подмена обнаружена. Народ приветствует его. Самозванец убегает сам или изгнан с позором.

20. Счастливый конец. Подарки, свадьба, народное гулянье – пир на весь мир…

21. Мораль сей сказки. Нравственный итог повествования.

Reader Interactions

Comments

Прелесть какая)) Это я и по рецепт, и про фото с кисельными берегами.
Давно хочу попробовать, но все не соберусь. И рецепты попадались более многодельные: что-то настаивать, что-то отцеживать…
Овсянку очень люблю, только ею и завтракаю и закваска имеется. Спасибо!

Честно скажу, я пробовала только этот вариант — самый простой )) Процеживают, может, в случае с закваской, чтобы её отделить в конце брожения? Не знаю, как она в киселе расходится…

Настаивать и отцеживать совсем несложно, зато ни тебе дрожжей, ни тебе закваски. И муку даже не обязатедьно молоть — я делаю из обычных геркулесовых хлопьев (не тонкого помола, а именно классического геркулеса).

Но тогда, получается, хлопья тоже отсеиваются в процессе процеживания? И кисель варится чисто из настоя?

Здорово, только сегодня искала рецепт овсяного киселя. Кстати, бабушка в деревне всегда делала твердый кисель, и кисельные берега представлялись легко

Бабушкины рецепты всегда вне конкуренции! Но буду рада, если и мой пригодится.

Добавить комментарий Отменить ответ

Вариант с обручами

Игра «Гуси-лебеди» в детском саду обычно проходит именно с обручами. Такая вариация помогает ребенку развить ловкость, реакцию.

Правила отличаются: на этот раз, кроме основных мест, на игровом поле между домом и пастбищем в хаотичном порядке раскиданы обручи, или «гусиные домики», а серый ожидает на середине поля.

Распределив роли, между участниками вновь начинается диалог:

Фермер: Летите, гуси, погулять, да травки пощипать!

Лебедята улетают в поле. Через несколько минут, разговор возобновляется.

Фермер: Ну, тогда вы погуляйте, но до ночи прилетайте!

После этого птицы покидают пастбище, занимают свободные домики.

Пернатые: Уже не дремлет серый волк, и гулять нам пропал толк!

Фермер: Так летите же домой, дома будет вам покой!

Игра-«Гуси-лебеди»-с-обручами

Когда владелец произнес условленную фразу, птенцы начинают перелетать из одного домика в другой, а охотник, тем временем, старается их схватить. Развлечение заканчивается, когда было поймано определенное количество гусят.

Начало сказки

Сказка «Дикие лебеди» начинается с описания жизни Элизы и ее братьев. После смерти матери их отец остался один, но вскоре женился. Его избранницей стала злая женщина, он был очарован ее колдовством. Она ненавидит детей и завидует красоте Элизе, поэтому делает зелье, превращает мальчиков в лебедей и выгоняет их.

Девочку же отправили к крестьянам на воспитание. Домой она вернулась, только когда ей исполнилось 15 лет. Девушка стала еще красивее и милее. Мачеха не могла смириться с этим и принесла в купальню трех жаб. Каждая должна наделить Элизу определенными качествами:

Но колдовство не подействовало, так как Элиза была невинная и чистая. Обозлилась колдунья и натерла девушку маслом грецкого ореха. Стала она совсем черной и никто не мог узнать ее. Король прогнал замарашку.

Элиза брела по лесу и плакала. Она дошла до небольшой рощицы и там уснула. Ей снились любимые братья. Наутро она увидела свое отражение в воде и испугалась. Девушка умылась и снова стала красивой.

Девушка снова побрела по лесу, и на следующий день она встретила старушку. Та поделилась, что видела 11 лебедей с коронами на головах. Девушка вышла к морю и увидела белые перья. Она собрала их и стала ждать. С наступлением темноты на берег опустились лебеди, которые стали чудесными принцами. Братья начали обнимать свою сестру и радоваться встрече с ней.

Юноши рассказали, что живут на утесе и они могут отнести туда Элизу. Та с радостью согласилась и всю ночь они плели сети, а наутро отправились в путь.

Источники:

  • https://kratkoe.com/analiz-skazki-gusi-lebedi/
  • https://go2school.ru/poleznoe/kak-sostavit-obshchiy-plan-rasskaza
  • https://mama-pomogi.ru/obuchenie/chtenie/karty-proppa-dlya-detej
  • http://readandeat.ru/2018/04/04/kissel-shores/
  • https://igroznaika.ru/aktivnye/igra-gusi-lebedi
  • https://lingvya.ru/kratkoe-soderzhanie/dikie-lebedi-kratkoe.html

  • Характеристика героев сказки гуси лебеди 2 класс

    Об авторе: Светлана Игоревна

  • Характеристика героев сказки золушка
  • Характеристика героев из рассказа капитанская дочь
  • Характеристика героев рассказа капитанская дочка а с пушкин
  • Характеристика гадкого утенка из сказки андерсена
  • Характеристика всех мальчиков из рассказа бежин луг