Характеристика героев сказки два ивана солдатских сына 6 класс

Жанр: народная волшебная сказка читайте краткое содержание других сказок про ивана и змея:доброе словоиван-крестьянский сын и чудо-юдоглавные герои сказки два


Жанр: народная волшебная сказка

Читайте краткое содержание других сказок про Ивана и змея:
«Доброе слово»
«Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»

Главные герои сказки «Два Ивана солдатских сына» и их характеристика

  1. Иван, который направо пошел. Добрый молодец, богатырь, слабее брата. Любитель охоты. Неосторожный, самонадеянный.
  2. Иван, который пошел налево. Богатырь, сильно могучий, любит спать, после рубки голов. Верный брат, суровый, но справедливый, милосердный.

План пересказа сказки «Два Ивана солдатских сына»

  1. Два младенца
  2. Два ученика
  3. Пятьдесят рублей
  4. Поклон старику
  5. Добрые кони
  6. Добрые сабли
  7. Камень на дороге
  8. Как Иван царем стал
  9. Змей и царевна
  10. Коварный водовоз
  11. Второй змей
  12. Третий змей и платок
  13. Как второй Иван царем стал
  14. Девица-лев
  15. Иван спешит на помощь
  16. Милосердие
  17. Расплата за милосердие

Кратчайшее содержание сказки «Два Ивана солдатских сына» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Выросли у солдатки два сына-богатыря, и отправились свет смотреть.
  2. Один поехал направо и понравился царю, да на царевне женился.
  3. Второй поехал налево и трех змеев по очереди убил.
  4. Разоблачил Иван козни водовоза и тоже на царской дочери женился.
  5. Девица-лев проглотила первого Ивана, но второй приехал и спас брата.
  6. Девица-лев отомстила братьям, убив их, когда те давали милостыню.

Главная мысль сказки «Два Ивана солдатских сына»
Никогда не щади врага, он тебя не пощадит.

Чему учит сказка «Два Ивана солдатских сына»
Сказка учит жить по совести, быть вежливыми и не давать себя в обиду. Учит помогать друзьям, и не щадить врагов. Учит смелости, отваге, мужеству. Учит спешить на помощь нуждающимся. Учит добиваться справедливости.

Отзыв на сказку «Два Ивана солдатских сына»
Мне понравились приключения двух сыновей одного солдата. Жаль только, что все кончилось так печально, и в зените славы и успеха Иваны были убиты. Но в этом виноваты не они, и не проявленное ими милосердие, в этом виновато коварство девушки-львицы. Ей оставили жизнь, а она забыла про благодарность. Она настоящая злодейка. А милосердие Иванов лишь делает им честь. У них сильные руки и добрые сердца, а это значит они настоящие богатыри.

Пословицы к сказке «Два Ивана солдатских сына»
Вежливость любые двери открывает.
Не родом славен богатырь, а подвигом.
Кто раньше встает, тому бог дает.
Нет больше милосердия, чем в сердце царевом.
Хороший враг — мертвый враг.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Два Ивана солдатских сына»
Призвали мужика в армию, оставил он жене 50 рублей для ребенка будущего и ушел. А жена двойню родила и обоих сыновей Иванами назвала.
Как подросли Иваны, пошли в школу и учиться стали лучше всех боярских сыновей. А те стали Иванов бить. Но не долго Иваны терпели, сами бояр побили.
Совсем выросли Иваны, дала им мать 50 рублей и пошли Иваны на торг коней покупать. Да только нет там хороших коней, все посредственность. Лишь два коня хорошими показались братьям, но не по их деньгам.
А на обратном пути поклонились братья старичку, а тот их к горе отвел и из пещеры коней богатырских вывел.
В другой раз поехали Иваны к кузнецам, сабельки заказывать. Да только не брался никто сабли по триста пудов делать. Опять выручил Иванов старик. Вынес из пещеры нужные сабли.
Простились Иваны с матерью и в путь отправились. Доехали до камня подорожного, а на том надпись — кто направо пойдет царем станет, кто налево пойдет — помрет.
Разделились братья.
Тот Иван, что направо пошел, доехал до города царского и полюбился своей удалью местному владыке. И тот женил его на красавице принцессе.
А тот Иван, что налево пошел, добрался до города в траур погруженного. И узнал, что змей двенадцатиголовый требует принцессу на съедение. И девушку уже к скале у моря приковали.
Пришел Иван к морю, разрубил цепи, стал змея ждать. А как явился тот, отрубил ему все головы и спать лег.
Принцесса домой побежала, а по дороге ее водовоз встретил и запугал. Сказала принцесса, что ее водовоз спас, а царь водовоза полковником сделал.
Проснулся Иван и видит, что к скале средняя дочь царя прикована. Новый змей объявился, страшнее первого. И вновь приходится Ивану саблю брать и змею головы рубить.
Устал богатырь после боя, снова заснул. А водовоз и среднюю принцессу запугал, объявила та его своим спасителем, и сделал царь водовоза генералом.
Просыпается Иван и видит третью принцессу к скале прикованную. Еще один змей летит. Снова саблю берет богатырь, но этот бой дольше всего длился и раскалилась сабля в руках Ивана. Царевна ему платок свой мокрый кинула, и остудил Иван саблю, а змея убил. И спать лег.
Запугал водовоз младшую дочь и решил царь за водовоза ее выдать. Но пришел на свадьбу проспавшийся Иван и показал свой платочек. Тут водовозу голову срубили, и Ивана на младшей царевне женили.
А в это время первый Иван на охоту отправился. Оленя упустил, уточек подстрелил, богатый дом нашел. А там — девица, про коня волшебного спрашивает. А Иван говорит, что нынче на простом приехал. Девица успокоилась и раздулась во льва. А потом Ивана проглотила.
Второй Иван видит, что платок домашний кровью умылся, и понимает, что с братом беда. Он скачет в царство первого Ивана и узнает, что брат сгинул на охоте. Второй Иван идет по следам брата и разоблачает девушку-льва. Той приходится выплюнуть останки первого Ивана.
Но нашлись у второго Ивана склянки с живой и мертвой водой, и оживил он брата.
Хотели братья девицу-льва убить, но пожалели и отпустили.
А через некоторое время погибли оба. Коварная девица нашла способ их сожрать, когда те милостыню подавали.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Два Ивана солдатских сына»

Характеристика героев сказки два ивана солдатских сына 6 класс

Краткое содержание

«В некотором царстве, в некотором государстве» призвали мужика в армию. Перед уходом он дал жене наставления по хозяйству, а также оставил 50 рублей для ребёнка, который должен был вскоре родиться. Спустя три месяца женщина родила «двух близнецов-мальчиков и назвала их Иванами — солдатскими сыновьями».

Когда выросли Иваны, взяли они отцовские деньги «пятьдесят рублей — по двадцати пяти на брата» и отправились в город покупать себе коней. Им понравились только два могучих жеребца, но стоили они слишком дорого.

По дороге домой братья повстречали старичка. Они поведали ему о своём горе: есть чудесные кони, да денег на них нет совсем. Старичок сжалился над молодцами, и подарил им двух богатырских коней.

На следующий день Иваны вновь решили отправиться в город, чтобы купить себе по сабле. Они заказали кузнецу такие сабли, «чтоб по триста пудов весили», но никто не брался выковать такое орудие.

По дороге домой приунывшие братья вновь встретили вчерашнего старичка. И в этот раз он решил помочь им: подошёл к «большой горе, отворил чугунную дверь и вынес две богатырские сабли». Поблагодарили братья доброго старичка и вернулись домой.

На следующее утро Иваны попрощались с матерью и отправились в дальний путь. Вскоре доехали они до двух столбов, на которых было указано: «Кто вправо поедет, тот царевичем будет» и «Кто влево поедет, тот убит будет». Братья решили разделиться и перед разлукой обменялись платками: если на платке появится кровь, значит, один из братьев убит, и нужно отыскать его тело.

Тот Иван, что пошёл направо, оказался вскоре в царстве. Он так полюбился царю, что тот отдал ему в жены свою единственную дочь, царевну Настасью Прекрасную, и разрешил править царством. Жизнь у Ивана стала похожа на сказку.

Второй Иван, что налево пошел, вскоре оказался в столице незнакомого государства, а в том «государстве печаль великая: дома черным сукном покрыты, люди словно сонные шатаются». Он выяснил, что змей с двенадцатью головами потребовал на съедение принцессу, которую уже приковали к скале у моря.

Отважный богатырь отправился к морю, разрубил цепи и освободил царевну. Сам же стал змея дожидаться. Отрубив змею все двенадцать голов, Иван заснул и проспал три дня.

Тем временем царь отправил к скале водовоза, чтобы тот привёз косточки принцессы. Но коварный водовоз, увидев принцессу живой, пригрозил ей острым ножом и приказал сказать царю, будто это он одолел змея. Узнав о том, что дочь осталась жива, «царь обрадовался и пожаловал того водовоза полковником».

Но вскоре приключилась новая беда: другой двенадцатиглавый змей потребовал среднюю царскую дочку. Пришлось и в этот раз Ивану спасать девушку от змея. После тяжёлой битвы он вновь крепко заснул, а хитрый водовоз, запугав принцессу, объявил себя её спасителем и стал генералом.

Объявился третий змей, ещё страшнее прежних своих собратьев. Царю ничего не оставалось, как отдать ему на растерзание свою младшую дочь. Однако Иван вовремя пришёл на помощь и одолел змея.

Водовоз же и в этот раз хотел всех обмануть, но Иван показал платочек, оставленный ему царевной. Обманщика казнили, а Иван женился на царевне.

Тем временем первый Иван отправился на охоту и увидел в лесу прекрасный дворец. Там жила «красная девица — такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером написать». Неожиданно она превратилась в львицу и проглотила царевича.

Второй Иван увидел, что платок брата весь в крови и отправился на помощь. Отыскав дворец, он заставил красную девицу выплюнуть проглоченного брата. Тогда Иван достал «два пузырька с водою целящею и живой; взбрызнул брата целящей водою — плоть-мясо срастается; взбрызнул живой водой — царевич встал». Девицу же он пожалел и не стал убивать.

Вернулись братья к своим жёнам и стали жить в любви и согласии.

Народные И Древнерусские Произведения — Два Ивана – Солдатских Сына (русская Народная Сказка)

526 0

Русская народная сказкаВ некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужик. Прошло время — записали его в солдаты. Оставляет он жену, стал с нею прощаться и говорит:- Смотри, жена, живи хорошенько, добрых людей не смеши, домишка не разори, хозяйничай да меня жди. Авось назад приду. Вот тебе пятьдесят рублей. Дочку ли, сына ли родишь — все равно сбереги деньги до возрасту. Станешь дочь выдавать замуж — будет у нее приданое. А коли бог сына даст да войдет он в большие года — будет и ему в тех деньгах подспорье немалое.Попрощался с женою и пошел в поход, куда было ведено. Месяца три погодя родила жена двух близнецов-мальчиков и назвала их Иванами — солдатскими сыновьями.Пошли мальчики в рост. Как пшеничное тесто на опаре, так кверху и тянутся.

Стукнуло ребяткам десять лет, отдала их мать в науку. Скоро они научились грамоте и боярских и купеческих детей за пояс заткнули — никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни написать, ни ответу дать.Боярские и купеческие дети позавидовали и давай тех близнецов каждый день поколачивать да пощипывать.Говорит один брат другому:- Долго ли нас колотить да щипать будут. Матушка и то на нас платьица не нашьется, шапочек не накупится. Что ни наденем, все товарищи в клочки изорвут. Давай-ка расправляться с ними по-своему.И согласились они друг за друга стоять, друг друга не выдавать. На другой день стали боярские и купеческие дети задирать их, а они — полно терпеть. — как пошли сдачу давать. Всем досталось. Тотчас прибежали караульные, связали их, добрых молодцов, и посадили в острог.Дошло то дело до самого царя.

Он призвал тех мальчиков к себе, расспросил про все и велел их выпустить.- Они, — говорит, — не виноваты. Не зачинщики!Выросли два Ивана — солдатские дети и просят у матери:- Матушка, не осталось ли от нашего родителя каких денег. Коли остались, дай нам. Мы пойдем в город на ярмарку, купим себе по доброму коню.Мать дала им пятьдесят рублей — по двадцати пяти на брата — и приказывает:- Слушайте, детушки. Как пойдете в город, отдавайте поклон всякому встречному и поперечному.- Хорошо, родимая!Вот отправились братья в город, пришли на конную, смотрят — лошадей много, а выбирать не из чего. Все не под стать им, добрым молодцам!Говорит один брат другому:- Пойдем на другой конец площади. Глядь-ка, что народу там толпится — видимо-невидимо!Пришли туда, протолкались вперед — у дубовых столбов стоят два жеребца, на железных цепях прикованы.

Один на шести, другой на двенадцати. Рвутся кони с цепей, удила кусают, роют землю копытами. Никто подойти к ним близко не смеет.- Что твоим жеребцам цена будет. — спрашивает Иван — солдатский сын у хозяина.- Не с твоим, брат, носом соваться сюда. Есть товар, да не по тебе, нечего и спрашивать.- Почем знать, чего не ведаешь. Может, и купим, надо только в зубы посмотреть.Хозяин усмехнулся:- Смотри, коли головы не жаль!Тотчас один брат подошел к тому жеребцу, что на шести цепях был прикован, а другой брат — к тому, что на двенадцати цепях держался. Стали было в зубы смотреть — куда. Жеребцы поднялись на дыбы, так и храпят…Братья ударили их коленками в грудь — цепи разлетелись, жеребцы на пять сажен отскочили, на землю попадали.- Вот чем хвастался.

Да мы этих клячей и даром не возьмем.Народ ахает, дивуется. Что за сильные богатыри появилися. Хозяин чуть не плачет. Жеребцы его поскакали за город и давай разгуливать по всему чистому полю. Приступить к ним никто не решается, как поймать, никто не придумает.Сжалились «над хозяином Иваны — солдатские дети, вышли в чистое поле, крикнули громким голосом, молодецким посвистом — жеребцы прибежали и стали на месте словно вкопанные. Тут надели на них добрые молодцы цепи железные, привели их к столбам дубовым и приковали крепко-накрепко. Справили это дело и пошли домой.Идут путем-дорогою, а навстречу им седой старичок. Позабыли они, что мать наказывала, и прошли мимо, не поклонились, да уж после один спохватился:- Ах, братец, что ж это мы наделали.

Старичку поклона не отдали. Давай нагоним его да поклонимся. Нагнали старика, сняли шапочки, кланяются в пояс и говорят:- Прости нас, дедушка, что прошли не поздоровались. Нам матушка строго наказывала. Кто б на пути ни встретился, всякому честь отдавать.- Спасибо, добрые молодцы. Куда ходили?- В город на ярмарку. Хотели купить себе по доброму коню, да таких нет, чтоб нам пригодились.- Как же быть. Нешто подарить вам по лошадке?- Ах, дедушка, если подаришь, станем тебя вечно благодарить!- Ну пойдемте!Привел их старик к большой горе, отворяет чугунную дверь и выводит богатырских коней:- Вот вам и кони, добрые молодцы. Ступайте с Богом, владейте на здоровье!Они поблагодарили, сели верхом и поскакали домой.Приехали на двор, привязали коней к столбу и вошли в избу.

Начала мать спрашивать:- Что, детушки, купили себе по лошадке?- Купить не купили, даром получили.- Куда же вы их дели?- Возле избы поставили.- Ах, детушки, смотрите — не увел бы кто!- Нет, матушка, не таковские кони. Не то что увести — и подойти к ним нельзя!Мать вышла, посмотрела на богатырских коней и залилась слезами:- Ну, сынки, верно, вы не кормильцы мне. На другой день просятся сыновья у матери:- Отпусти нас в город, купим себе по сабельке.- Ступайте, родимые!Они собрались, пошли на кузницу. Приходят к мастеру.- Сделай, — говорят, — нам по сабельке.- Зачем делать. Есть готовые, сколько угодно берите!- Нет, брат, нам такие сабли надобны, чтоб по триста пудов (1) весили.- Эх, что выдумали. Да кто ж этакую махину ворочать будет.

Да и горна такого во всем свете не найдешь!Нечего делать — пошли добрые молодцы домой и головы повесили. Идут путем-дорогою, а навстречу им опять тот же старичок попадается.- Здравствуйте, младые юноши!- Здравствуй, дедушка!- Куда ходили?- В город, на кузницу, хотели купить себе по сабельке, да таких нет, чтоб нам по руке пришлись.- Плохо дело. Нешто подарить вам по сабельке?- Ах, дедушка, коли подаришь, станем тебя вечно благодарить!Старичок привел их к большой горе, отворил чугунную дверь и вынес две богатырские сабли. Они взяли сабли, поблагодарили старика, и радостно, весело у них на душе стало!Приходят домой, мать спрашивает:- Что, детушки, купили себе по сабельке?- Купить не купили, даром получили.- Куда же вы их дели?- Возле избы поставили.- Смотрите, как бы кто не унес!- Нет, матушка, не то что унесть, даже увезти нельзя.Мать вышла на двор, глянула — две сабли тяжелые, богатырские к стене приставлены, едва избушка держится.

Залилась слезами и говорит:- Ну, сынки, верно, вы не кормильцы мне!Наутро Иваны — солдатские дети оседлали своих добрых коней, взяли свои сабли богатырские, приходят в избу, с родной матерью прощаются:- Благослови нас, матушка, в путь-дорогу дальнюю.- Будь над вами, детушки, мое нерушимое родительское благословение. Поезжайте с Богом, себя покажите, людей посмотрите. Напрасно никого не обижайте, а злым ворогам не уступайте.- Не бойся, матушка. У нас такова поговорка есть. Еду — не свищу, а наеду — не спущу!Сели добрые молодцы на коней и поехали. Близко ли, далеко, долго ли, коротко — скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — приезжают они на распутье, и стоят там два столба. На одном столбу написано.

«Кто вправо поедет, тот царем будет». На другом столбу написано. «Кто влево поедет, тот убит будет».Остановились братья, прочитали надписи и призадумались. Куда кому ехать. Коли обоим по одной дороге пуститься — не честь, не хвала богатырской их силе, молодецкой удали. Ехать одному влево — никому помереть не хочется!Да делать-то нечего — говорит один из братьев другому:- Ну, братец, я посильнее тебя. Давай я поеду влево да посмотрю, от чего может мне смерть приключиться. А ты поезжай направо. Авось Бог даст — царем сделаешься!Стали, они прощаться, дали друг дружке по платочку и положили такой завет. Ехать ка.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. /10
    Вопрос 1 из 10

    Кто является автором сказки «Два Ивана — солдатских сына»?

    Начать тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Пками Рнка

    10/10

  • Алиса Велиж

    10/10


Русский фольклор

Волшебная сказка


Русские писатели о народной сказке

  • Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин

  • Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своей старой сказкой! Горе тому, у кого её не будет под старость.

Н.С. Лесков


Вспомним персонажей волшебных сказок

Я красив, силён, могуч, Я грознее грозных туч, Я умнее всех, нет слов: Много у меня голов!


Вспомним персонажей волшебных сказок

Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляла сноровку. Хлебы пекла и скатерти ткала, Шила рубашки, узор вышивала, Лебедью белою в танце плыла… Кто мастерица эта была?


Вспомним персонажей волшебных сказок

При честном при всём народе Едет печка по дороге. Кто на печке той сидит? Что нам сказка говорит? И в какой же это сказке Печка едет, как салазки?


Вспомним персонажей волшебных сказок

Выход в этой сказке есть, Коль к корове в ухо влезть!


Вспомним персонажей волшебных сказок

Я богатый, всемогущий, Очень стройный, Страшно злющий, Смерти вовсе не боюсь. Угадайте, как зовусь?


Вспомним персонажей волшебных сказок

Сладких яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнём, И светло вокруг, как днём.


Вспомним персонажей волшебных сказок

Через тридевять земель, Через тридевять морей, Через горы и леса Вас домчат за полчаса.


Вспомним персонажей волшебных сказок

Эта скатерть знаменита Тем, что кормит всех досыта, Что сама собой она Вкусных кушаний полна.


Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Два Ивана – солдатских сына» и определите их правильную последовательность

Б

В

А

Какие эпизоды иллюстрировал художник?


Соотнесите сюжетные ходы с содержанием сказки «Два Ивана – солдатских сына»

Сюжетный ход

Сюжет сказки

Встреча с помощником. Даритель испытывает героя. Волшебные дары.

Отъезд или уход из дома. Волшебный предмет. Дорога.

Свадьба.

Встреча с помощником.

Задача, стоящая перед героем.

Появление сверхсильного противника. Борьба с ним. Победа.

Ложный герой. Узнавание истинного героя. Ложный герой наказан.

Появление сверхсильного противника. Беда.

Борьба со сверхсильным противником. Победа.

Пир. Счастливый конец.


Самопроверка

Сюжетный ход

Сюжет сказки

Встреча с помощником. Даритель испытывает героя. Волшебные дары.

Седой старичок. Дары: богатырские кони, сабли богатырские.

Отъезд или уход из дома. Волшебный предмет. Дорога.

По благословлению матери братья отправляются в путь. Распутье. Завет. Платочек. Разные дороги.

Свадьба.

Свадьба одного Ивана; он становится царевичем.

Встреча с помощником.

Задача, стоящая перед героем.

Бедная старушка с худой квартиркой

Освободить город от змеев.

Появление сверхсильного противника. Борьба с ним. Победа.

Появление трёх змеев. Троекратная победа.

Ложный герой. Узнавание истинного героя. Ложный герой наказан.

Водовоз наказан.

Появление сверхсильного противника. Беда.

Красная девица- страшная львица проглатывает царевича.

Борьба со сверхсильным противником. Победа.

Борьба Ивана – солдатского сына со страшной львицей.

Пир. Счастливый конец.

Свадебный пир. Счастливый конец.


Рассмотрите иллюстрацию к сказке палехского художника А. Куркина. Какие эпизоды из сказки нашли в ней отражение?


Рассмотрите иллюстрацию к сказке палехского художника А. Куркина. Какие эпизоды из сказки нашли в ней отражение?


Персонажи сказки «Два Ивана – солдатских сына». Установите соответствие.

Функция героя в сказке

Персонажи сказки

1. Главный герой (герои)

А) Двенадцатиголовые змеи, девица-львица

2. Ложный герой

Б) Наставление матери

3. Сверхсильный противник (противники)

В) Два Ивана – солдатских сына

4. Помощники — люди

Г) Водовоз

5. Помощники-животные

Д) Заговорённые платки

6. Помощники – слова «заветные»

Е) Седой старичок, бедная старушка

7. Помощники — предметы

Ж) Богатырские кони


Сказочные формулы, использованные в сказке «Два Ивана – солдатских сына»

  • В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…
  • Идут путём-дорогою…
  • Еду – не свищу, а наеду – не спущу…
  • Близко ли, далёко ли…
  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…
  • Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать…
  • Век бы тебе спать, если бы не я…
  • Стал с ней поживать в любви и согласии…


Установите соответствие

Слово

Постоянный эпитет

1. Дороженька

А) буйный

2. Девица

Б) борзый

3. Море

В) чистое

4. Молодец

Г) дремучий

5. Ветер

Д) чёрные

6. Тучи

Е) столбовая

7. Конь

Ж) добрые

8. Лес

З) к расная

9. Поле

И) синее


Выражение нравственного идеала

в русской народной сказке «Два Ивана – солдатских сына»


Как росли два Ивана? Почему и как братьям удалось добиться уважения среди сверстников? Почему царь оправдал братьев? Какие качества братья проявили уже в детстве?


О каких качествах братьев мы узнаём из эпизодов торга при покупке коней и сабель, а также из эпизодов встречи с седым старичком?


Зачем сказка разводит братьев по двум дорогам? Кто из братьев первым заговорил на перепутье и что предложил? Почему одного из братьев хочется назвать старшим, хотя в сказке нет такого определения?


Поступок. Всякое дельное дело или действие человека.

Из словаря В.И. Даля


Поступок героя — основной способ характеристики персонажа


Между собой

С матушкой

С седым старичком

Со змеем

Речь главных героев


Между собой

  • Долго ли нас колотить да щипать будут?.. Давай-ка расправимся с ними по-своему.
  • Ах, братец, что же это мы наделали, старичку поклона не отдали; давай нагоним его да поклонимся.
  • Ну, братец, я посильнее тебя; давай я поеду влево да посмотрю, от чего может мне смерть приключиться. А ты поезжай направо: авось бог даст – царём сделаешься!
  • Век бы тебе спать, если б не я!


С матушкой

  • Матушка, не осталось ли от нашего родителя каких денег? Коли остались, дай нам: мы пойдём в город на ярмарку, купим себе по доброму коню.
  • Хорошо, родимая!
  • Благослови нас, матушка, в путь-дорогу дальнюю.


С седым старичком

  • Прости нас, дедушка, что прошли и не поздоровались. Нам матушка строго наказывала: кто б на пути ни встретился, всякому честь отдавать.
  • Ах, дедушка, если подаришь, станем тебя вечно благодарить!


С противником — змеем

  • Врёшь, проклятый змей! Не проглотишь – подавишься!


Между собой

С матушкой

С седым старичком

Со змеем

Речь главных героев

Грозно

Дружески

Уважительно


Прямая оценка героев

  • … пошли мальчики в рост…
  • … стукнуло ребяткам десять лет…
  • Никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни написать, ни ответу дать…
  • … говорит один брат другому
  • … выросли два Ивана – солдатские дети
  • … все не под стать им, добрым молодцам
  • один братдругой брат
  • ИванцаревичИвансолдатский сын


О чём «намекает» сказка? Какой урок преподаёт?

  • В образах Иванов – солдатских сыновей народ подчёркивает своё представление об идеальном русском герое: …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. .


  • АВТОР шаблона — Вержуцкая Елена Олеговна
  • ДОЛЖНОСТЬ — педагог дополнительного образования
  • МЕСТО РАБОТЫ — МОБУ ДОД Центр дополнительного образования для детей «Ступени» г.Сочи, творческое объединение «Ума палата»


Использованные источники

  • Заготовки программы CorelDRAW.Graphics.Suite.X 5 SP2 (фон слайда )

ВЕО

ВЕО

Сказка – ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок.

                                 А.С.Пушкин

— И еще раз мы возвращаемся к
нашей сказке «Два Ивана солдатских сына». Потому что не выяснили мы с вами
самого главного. А что самое главное – поможет нам узнать эпиграф к нашему
уроку.

— Так о чем же нам намекает
сказка, какой урок наши далекие предки передают нам – на этот вопрос мы должны
будем ответить в конце урока, проведя анализ образного строя произведения,
охарактеризовав главных героев.

— А кто главные герои в этой
сказке? (два Ивана).

— Скажите, на основании чего вы
обычно судите о человеке?

— Вот и в художественном
произведении мы прежде всего анализируем, какие поступки совершает герой, как о
нем отзываются и что и как он сам говорит.

— Начнем с предыстории наших
героев. Расскажите, как росли два Ивана (пересказ).

— Почему и как братьям удалось
добиться уважения среди сверстников? Почему царь оправдал Иванов?

— Какие же качества
характеризовали Иванов в детстве? (дружба, умение постоять за себя, ум).

— О каких качествах братьев мы
узнаем из сцены торга при покупке коней и сабель?

(сильные (эпизод укрощения
коней), добрые, воспитанные, проявляющие уважение к окружающим (встреча со
старичком), обладают чувством справедливости (поймали жеребцов).

— Но более всего проявились
качества братьев в дороге, во время их путешествия. Как вы думаете, зачем
сказочники разводят братьев по двум дорогам? (у каждого брата свой характер, и
такой прием позволяет проследить за каждым).

— Значит,  тот путь, который выбирает каждый из них,
характеризует каждого в отдельности. Оба они сильны, оба одного возраста. Кто
первый заговорил там, на перекрестке,  и
что предложил? Чем обосновал свой выбор? Обратите внимание, именно он и выручит
потом своего брата. Какие поступки выпадут на его долю? (он сразится с
двенадцатиглавыми змеями, выручит своего брата в поединке с царицей-львицей).
Какое качество этого Ивана прежде всего здесь проявилось? (взаимовыручка)

— Вот мы с вами говорим – Иван
совершает поступки. А что такое «поступок»?

В словаре В.Даля дается такое
толкование этого слова: «Всякое дельное дело или действие человека». Что значит
«дельное»? (хорошее) И дальше у Даля: «Подвиг, деяние для исполнения
чего-либо».

— Итак, сразиться с
двенадцатиглавыми змеями ради освобождения города  — это поступок? Да! Выручить своего брата –
это поступок? Да! Перевести старого человека через дорогу или уступить ему
место в автобусе – это поступок? Да! А оскорбить своего друга или какого-либо
человека – это поступок? Нет! А что это? (подлость, низость и т.д.)

— Кто в сказке «Два Ивана
солдатских сына» совершает подлость, а не поступки? (водовоз). Вот почему он
ложный герой.

— Таким образом, основными
признаками, которые отличают положительного героя сказки от отрицательного,
являются его поступки.

— А что мы можем сказать о том,
как говорят Иваны? (уважительно с седым старичком и матерью, грозно со своими
противниками, дружески с друг другом)

— Можно ли по речи героев
сказать, какие они? Да.

— Есть ли прямая оценка братьев
в сказке? (она содержится в эпитете «добрые молодцы», который является
постоянным для любой сказки).

— Так о чем же нам «намекает»
сказка, какой урок преподает? Свой ответ начните со слов: «Образами Иванов
солдатских сыновей народ подчеркивает свое представление об идеальном русском
герое: … (мужественном, смелом, умном, воспитанном, добром, проявляющем
уважение к окружающим, обладающем чувством справедливости, всегда приходящем на
выручку и не забывающем о дружбе). (Записываем ответ в тетради).

— Хорошая, мудрая сказка. И
красивая. И делает ее такой выразительной прежде всего ее язык, те эпитеты,
которые используют сказочники. Они их придумывают каждый раз новые? Нет. Они
постоянные, переходящие из одной сказки в другую. Следующая наша работа будет
заключаться в том, что вы должны будете найти как можно больше постоянных
эпитетов и сказочных оборотов в предложенном вам тексте (каждый ученик имеет
листок с текстом, на котором текстовыделителем отмечает найденные эпитеты и
сказочные обороты. Затем этот листок поможет ему при составлении своей сказки). 

В тридевятом царстве, небывалом государстве.

В
поисках тридевятого царства, небывалого государства прошел я через пески
сыпучие, через высокие горы, через быстрые реки, пока не набрел наконец на
подземный ход. Тем ходом спустился я в глубокую пропасть и пошел по лесу
дремучему, непроездному, непроходимому, и чем дальше иду, тем дорога лучше
становится, словно деревья передо мною расступаются, а часты кусты
раздвигаются. Смотрю назад – руки не просунуть, смотрю направо – пни да колоды,
зайцу косому не проскочить, смотрю налево – а и хуже того… Дивуюсь я, думаю не
придумаю, что со мной за чудо совершается, а сам все иду да иду: у меня под
ногами дорога торная. Иду я день от утра до вечера, не слышу ни реву звериного,
ни шипения змеиного, ни крику совиного, ни голоса птичьего: ровно около меня
все повымерло. Вот пришла и темная ночь; кругом меня хоть глаз выколи, а под
ногами светлехонько. Вот иду я до полуночи и стал видеть впереди будто зарево,
и подумал я: «Видно, лес горит, так зачем же мне туда идти на верную смерть,
смерть неминучую?»

Поворотил
я назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти; сунулся вперед – дорога
торная. Думал я, думал и порешил идти вперед. Чем дальше иду, тем светлее
становится, и стало, как белый день. Выхожу я на поляну широкую, и посредь той
поляны широкой стоит дом не дом, чертог не чертог, а дворец королевский али
царский, весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях самоцветных, весь горит и
светится, а огня не видать. Все окошки во дворце растворены, и играет в нем
музыка согласная, какой никогда я не слыхивал.

Вхожу
я на широкий двор, в ворота широкие, растворенные; дорога пошла из белого
мрамора, а по сторонам бьют фонтаны высокие, большие и малые. Вхожу я во дворец
по лестнице, устланной тонким красным сукном, с перилами позолоченными; вошел я
в горницу – нет никого; в другую, в третью – нет никого; в пятую, десятую – нет
никого; а убранство везде царское, неслыханное и невиданное: золото, серебро,
хрустали восточные, кость слоновая и мамонтовая.

Дивуюсь
я такому богатству несказанному, а вдвое того, что хозяина нет; не только
хозяина, и прислуги нет; а музыка играет не смолкаючи; и подумал я в те поры
про себя: «Все хорошо, да есть нечего», — и вырос передо мной стол,
убранный-разубранный: в посуде золотой да серебряной яства стоят сахарные, и
вина заморские, и питья медвяные. Сел я за стол, напился, наелся досыта:
кушанье такое, что и сказать нельзя, — того и гляди, что язык проглотишь, а я,
по лесам и пескам ходючи, крепко проголодался. Не успел я встать и оглянуться,
а стола с кушаньями как не бывало, а музыка играет не умолкаючи.

Дивуюсь
я такому чуду чудному и такому диву дивному, а сам думаю: «Хорошо бы теперь
соснуть» — и вижу, стоит передо мной 
кровать резная, из чистого золота, на ножках хрустальных, с пологом
серебряным, с бахромою и кистями жемчужными; пуховик на ней как гора лежит,
пуху мягкого, лебяжьего.

Ложусь
я на высокую кровать, задергиваю полог серебряный и вижу, что он тонок и мягок,
будто шелковый. Стало в палате темно, ровно в сумерки, и музыка играет будто
издали. Заснул я в ту же минуту.

Проснулся
а солнце уже взошло выше дерева стоячего.

Встал
я с кровати высокой, платье мне все приготовлено, и фонтан воды бьет в чашу
хрустальную. Одеваюсь я, умываюсь; чай и кофей на столе стоят, и при них
закуска сахарная. Накушался я и спустился по лестнице из мрамора зеленого, из
малахита медного в зеленый сад.

А
в саду диковинном на деревьях висят плоды спелые, румяные, сами в рот так и
просятся; цветы растут распрекрасные, всеми красками расписанные; птицы поют
невиданные, песни поют райские; и бегут-шумят ключи родниковые по колодам
хрустальным.

Вот
какие чудеса видел я в тридевятом царстве.

— Скажите, ребята, а за счет
чего появляется особая сказовая интонация, для которой характерна прежде всего
напевность? (за счет изменения прямого порядка слов, рядов однородных членов).
Вводим понятие «инверсия». 

Краткое содержание сказки

Сказка о двух братьях-близнецах, их приключениях и дружбе. С детства два Ивана умели за себя постоять, с почтением относились к людям, были добрыми и отзывчивыми. Выросли братья богатырями. Старичок-волшебник за уважение к старшим подарил молодцам волшебных коней и богатырские сабли. Разъехались братья в разные стороны. Стал один из них царем, второй подвиги совершал. Со страшными змеями сражался. От смерти спас царских дочерей и женился на самой младшей. Когда с братом беда приключилась, поехал на помощь. Сразился с львицей, с помощью живой воды брата к жизни вернул. Стали братья жить-поживать да каждый в своем царстве мудро править. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.

Краткое содержание Два Ивана, или Страсть к тяжбам – Нарежный Василий Трофимович

Два Ивана, или Страсть к тяжбам Краткое содержание романа Летний полдень. Два молодых философа Никанор Зубарь и Коронат Хмара, проучившись десять лет в Полтавской семинарии и “исчерпав в том храме весь кладезь мудрости”, сквозь дремучий лес пробираются домой. Гроза заставляет их искать убежища, и они выходят на кибитку, хозяева которой оказываются их отцами. Благородные шляхтичи Иван Зубарь и Иван Хмара – неразлучные друзья с отроческих лет, и потому окружающие зовут их Иваном старшим и Иваном младшим. Путь двух Иванов лежит
в Миргород, но встреча с сыновьями меняет их планы, и они все вместе возвращаются в родные Горбыли. По дороге домой Иван младший рассказывает Никанору и Коронату о побудительной причине их сегодняшнего путешествия в Миргород – это тяжба, такая упорная и непримиримая, какую в здешнем краю никто не помнит. А началось все с пары кроликов, которую около десяти лет назад подарили младшему брату Никанора. Кролики быстро расплодились и стали наведываться в сад Харитона Занозы, расположенный по соседству. В один прекрасный день, когда оба Ивана со своими семействами отдыхали под цветущими деревьями, раздались ружейные выстрелы. После чего показался пан Заноза с полдюжиной убитых кроликов, угрожая судом и истреблением всех оставшихся проклятых животных. Он не только говорил дерзко, но и посмел не снять колпак, чем окончательно разгневал Ивана старшего, человека военного. Последний попытался снять с Харитона колпак при помощи кола, выдернутого из забора, но сделал это так неловко, что задел соседа по уху, отчего тот полетел на траву. С этого случая и началась десятилетняя тяжба, в течение которой с обеих сторон было много чего погублено и сожжено. На другой день оба дружеских семейства отправляются на ярмарку, где нос к носу сталкиваются с паном Харитоном, со всеми его домашними и множеством гостей, в числе коих отличается сотенной канцелярии писец Анурии. Обменявшись оскорблениями, враги переходят к более весомым аргументам: после плевка Ивана старшего, залепившего в лоб Харитону, последовала палка Занозы, “подобно стреле молнийной” опустившаяся на голову противника. Побоище пресек писец Анурии, призвавший Харитона не проливать кровь человеческую, а “позываться” (здесь – судиться, затевать тяжбу), в чем и предложил свои услуги в качестве составителя прошения в сотенную канцелярию. Юных философов не увлекла страсть их отцов к бесконечным по-зываниям, их сердца пленены прелестными дочерями Харитона Занозы. Да и Лидия с Раисой не остаются равнодушными к учтивым манерам и приятной внешности полтавских щеголей. И пока два Ивана с Харитоном в очередной раз позываются в Миргороде, их дети начинают тайно встречаться и вскоре понимают, что жить друг без друга не могут. В ежедневных свиданиях на баштане незаметно пролетели десять дней. Из Миргорода с решением сотенной канцелярии приезжают отцы, и свидания молодых любовников временно прекращаются. Дело по взаимным жалобам двух Иванов и Харитона решено в пользу последнего. И хотя он, как и Иваны, потратил на эту поездку немало денег, мысль о том, что Заноза одержал верх, растравляет сердца его противников. “Постой, Харитон! – восклицает с жаром Иван старший. – Ты раскаешься в своей победе и раскаешься скоро!” Молодые шляхтичи, понимая, что присутствие в Горбылях Харитона Занозы делает свидания с их любезными невозможными, решают поспособствовать его очередной поездке в город. Проезжая мимо Харитоновой голубятни, Никанор вдохновляет отца пострелять голубей в отместку за те пакости, кои причинил Харитон. Расстрел бедных тварей завершается пожаром голубятни. Но недолго ликуют Иваны – в отместку за свою голубятню Харитон сжег пасеку Ивана старшего. И вновь враги спешат в Миргород с взаимными жалобами. Пока родители позываются в сотенной канцелярии, их дети, тайно обвенчавшись, проводят целый месяц в упоениях и восторгах любви. Но они не могут до бесконечности скрывать свою любовь, и Никанор клянется во что бы то ни стало помирить родителей. Друзья начинают действовать. Они посылают письмо пану Занозе от имени его жены Анфизы, в котором сообщается, что его дом в Горбылях сгорел, и его родные, обгоревшие во время пожара, вынуждены переселиться на хутор. Получив письмо, Харитон спешит на хутор и, не найдя там никого, едет в Горбыли. Дома, учинив ужасную суматоху и насмерть перепугав родных, пан Заноза выясняет, что полученное им письмо – подложное. Ну конечно, это новая выдумка злокозненных панов Иванов, захотевших удалить его из города, дабы в его отсутствие удобнее действовать в свою пользу! На следующий день в дом Харитона является пан Анурии с письмом из сотенной канцелярии по поводу последнего позывания. Решение сотенной канцелярии в пользу Ивана старшего, по коему Заноза должен заплатить своему обидчику рубль, приводит Харитона в неописуемую ярость. Отлупив пана Анурия, Харитон объявляет свое решение – он едет в Полтаву в полковую канцелярию позываться с дураком-сотником и его бездельниками! Но полковая канцелярия решает не в пользу Харитона, более того, она присуждает отдать хутор Занозы избитому писцу в вечное и потомственное пользование. Теперь путь Занозы лежит в Батурин, в войсковую канцелярию, позываться с новыми врагами. Тяжба Харитона с полковой и сотенной канцеляриями завершается тем, что Анфизу с ее детьми выгоняют из горбылевского дома, который передается сотнику и членам сотенной канцелярии, а самого Харитона за “буйный нрав” сажают в батуринскую тюрьму на шесть недель. Помощь несчастному семейству пана Занозы приходит с неожиданной стороны: родной дядя Ивана старшего Артамон Зубарь, богатый и почтенный старец, предлагает Анфизе с детьми пожить “до времени” в его доме. Сам он порицает пагубную страсть своих племянников к “гибельным тяжбам” (Ивану младшему его жена приходится теткою). Одна надежда на любимых внуков, Никанора и Короната, которые должны примирить враждующих. Тем временем в дом Артамона неожиданно для хозяев прибывают Иваны со всеми своими домочадцами. По решению войсковой канцелярии за “буйства, неистовства, зажигательства” их движимое и недвижимое имение приписывается к сотенному имению. Только теперь оба Ивана познали всю справедливость суждений Артамона о проклятом позыванье. Помощи и зашиты они просят у своего “великодушного дяди”. Артамон готов помочь своим племянникам, но ставит перед ними два непременных условия: первое – никогда и ни с кем более не позываться; второе – считать дочерей Харитоновых, ставших женами их старших сыновей, наряду с дочерьми своими, и их мать почитать как добрую и достойную мать семейства, а также, если Харитон изъявит желание примириться с ними, принять его в свои объятья как брата. Оба Ивана с “неописанным удовольствием” соглашаются с условиями их добродушного дяди. Но кто же укротит неукротимый нрав свата Иванов, пана Харитона? Что с ним сейчас происходит? А пан Харитон сидит в батуринской темнице. И жевать ему черствый хлеб, запивая водой, если бы не два его соседа – молодые запорожцы Дубонос и Нечос, которые по-братски делят с ним свои завтраки, обеды и ужины. Харитон привязывается к великодушным юношам отеческой любовью, и, когда они по завершению наказания предлагают ему ехать вместе в Запорожскую Сечь, он с радостью соглашается – ведь дома его ждет только позор. Под влиянием молодых людей в характере Харитона происходят благодетельные перемены. Вспоминая свою прошлую жизнь, он испытывает глубокое раскаяние. Пана Занозу волнует судьба его семейства, но он не осмеливается к ним явиться. “Что предложу им, когда и сам существую от даров дружбы и великодушия”. Видя терзания Харитона, Дубонос и Нечос делают ему неожиданное предложение: они просят Занозу познакомить их со своими дочерьми. Может быть, они друг другу понравятся, и тогда, составив одно семейство, Харитон вновь обретет утраченное спокойствие. Итак, решено: в Сечь запорожцы с Харитоном едут через Горбыли, чтобы там получить полные сведения о местонахождении семьи Занозы. В Горбылях выясняется, что Артамон выкупил имения Занозы, Зубаря и Хмары и стал их единоличным владельцем. Артамон встречается с Харитоном и предлагает, пока будут искать его семейство, пожить на хуторе, который до недавнего времени ему, Харитону, принадлежал. Через несколько дней Артамон привозит на хутор Анфизу с детьми, и потрясенный Харитон узнает, что его жена и дети со дня изгнания из сельского дома гостили на Артамоновском хуторе, у дяди его заклятых врагов. Артамон берет с Харитона обещание чистосердечно примириться со своими соседями Иванами, а потом уезжает повидаться со своими племянниками. От проницательных взоров пана Харитона не скрылось, что Раиса и Лидия с первого взгляда пленили сердца запорожцев, и потому, когда юноши просят его сдержать свое обещание, он с радостью благословляет молодые пары. Два дня пролетают как одна радостная минута. На третий к Харитону на хутор приезжают оба Ивана и, завершая окончательное примирение, предлагают пану Занозе поженить детей. Заноза растроган, но у его дочерей уже есть женихи. Расставаясь, паны Иваны обещают, что будут участвовать в свадебном празднестве. Наконец наступает всеми желанный день. На хутор к Харитону приезжает множество гостей, среди них – Артамон и два его племянника со своими семействами. Все ожидают выхода невест. И вот появляются Харитоновы дочери, держа на руках по прелестному малютке. Добрый Артамон раскрывает перед потрясенным Харитоном истину: его дочери уже давно замужем, а их мужья – сыновья панов Иванов, Никанор и Коронат, они же возлюбленные им запорожцы. Счастливый Харитон благословляет детей и прижимает к своей груди внуков. Несколько дней сряду продолжаются празднества в имениях панов Харитона, Ивана старшего и Ивана младшего. И отныне только мир, дружба и любовь воцаряются в их домах.

Анализ сказки Два Ивана – солдатских сына

По жанру сказка волшебная, с подвигами главных героев, троекратными повторами, с чудесными превращениями, предметами и справедливой счастливой концовкой. В сказке выведен идеал народного героя. Он смелый, справедливый, верный в дружбе, с почтением относится к людям, борец за добро и справедливость. Образом водовоза, который победы Ивана себе приписал, чтобы чин получить и на царевне жениться, показано, что тайное всегда становится явным. В сказке Два Ивана – солдатских сына главная мысль раскрывается с помощью русской народной пословицы «Дружба и братство – большое богатство». Чему учит сказка Два Ивана – солдатских сына – стоять горой за близких людей, почтительно относиться к старшим.

Два Ивана

Жили-были два брата — два Ивана: Иван-богатей, да Иван-бедняк.

У Ивана-богатея полна изба всякого добра, а семья — он да жена. Нет у Ивана-богатея ни малых, ни больших ребят.

А у Ивана-бедняка ребят семеро. А в доме ни крупицы, ни мучицы.

Делать нечего, пошел Иван-бедняк к богатому брату:

— «Дай мне брат мучицы взаймы. Я тебе потом отработаю.»

— «Хорошо, — говорит Иван-богатей, — На тебе муки мисочку, а вернешь мешок.»

Взял Иван-бедняк мисочку с мукой и пошел домой. Только до своих ворот дошел. как налетел Ветер, сдунул всю муку из мисочки — и дальше полетел. Рассердился Иван-бедняк:

— «Ах ты, озорной Ветер северный, ты моих детушек изобидел, голодными оставил! Найду я тебя — заставлю за свое озорство ответить.»

И пошел Иван-бедняк за Ветром вслед. Ветер в лес — Иван в лес. Набрели на большущий дуб. ветер в дупло — и Иван в дупло. Ветер говорит:

— «Чего же, мужичок, ты ко мне в гости зашел?»

А Иван-бедняк отвечает:

— «Нес я голодным ребятам муки горсточку, а ты налетел, муку рассеял. С чем я теперь домой приду?»

— «Не горюй! — Ветер говорит, — На тебе скатерть-самобранку: чего хочешь — все тебе будет»

Обрадовался Иван-бедняк, поклонился Ветру, домой побежал. Дома скатерть на стол положил и говорит:

— «Дай мне, скатерть-самобранка, поесть — попить.»

Только сказано — на скатерти и пироги и калачи, и с мясом щи, и окорок свиной, и кисель овсяной.

Наелся Иван с ребятами и спать лег. А утром только сели завтракать, как Иван-богатей пришел. Как увидел полный стол покраснел от злости.

» Я тебе муки должен, сейчас отдам, — говорит Иван-бедняк. — Скатерть-самобранка, дай мешок муки.»

Только сказано — мешок муки на столе лежит. Взял Иван-богатей муку, из избы вышел.

Вечером снова прибегает к брату Иван-богатей:

— «Братец, помоги! Наехали гости, а у меня и печь не топлена, и хлеба не печены, нечем потчевать. Дай твою скатерку!»

Ну, Иван-бедняк и дал ему скатерть-самобранку.

Богатей гостей накормил, со двора проводил. скатерть-самобранку в сундук спрятал, а Ивану-бедняку такую самую, да только простую скатерть принес. Стал Иван-бедняк с ребятами за ужин садиться. Расстелил скатерочку:

— «Скатерть-самобранка, дай поужинать!»

Лежит скатерть бела-чиста, а ужина нет как нет.

Побежал Иван-бедняк к богатею:

— «Что ты, братец с моей скатеркой сделал?»

— «Знать не знаю, ведать не ведаю! Какую взял, такую и отдал.»

Заплакал Иван-бедняк, домой пошел. День прошел, второй пролетел, ребята плачут, есть просят. в доме ни крупицы, ни мучицы.

Делать нечего. пошел иван-бедняк к богатому брату:

— «Дай мне, братец, муки, или крупы, или хлебушка.»

— «Нет у меня ни муки, ни крупы. ни хлебушка. Возьми, коли хочешь, в погребе, на бочке блюдо киселя.»

Взял Иван блюдо киселя, домой отправился. Идет по дороге. а солнышко свети, пригревает. Стал кисель таять, с блюда бежать, да и пролился на землю. Рассердился Иван-бедняк:

— «Ах ты. Солнце неразумное! Найду я тебя — заставлю за озорство ответить!»

И пошел Иван солнце искать.

Шел, шел, солнце все впереди, только к вечеру за горой село. Тут Иван его и нашел. Увидело Ивана Солнце и говорит:

— «Ты чего, Иван, ко мне в гости пришел?»

— «Нес я голодным ребятам кисель, — говорит Иван, — А ты, Солнце, как стало пригревать, в киселе играть, стал кисель таять и весь на дорогу вылился. С чем я теперь домой пойду?»

— «Ничего, — говорит Солнце, — Я тебя изобидело, я и помогу. Дам тебе козочку из моего стада. Ты ее желудями корми, из нее золото дои.»

Накормил Иван козу желудями, стал доить. А вместо молока у козы — золото.

Услыхал про козу Иван-богатей, прибежал к брату.

— «Выручи, родименький, дай на часок твою козу. Надо мне долг отдавать, а денег нет.»

— «Бери, да только без обману.»

Взял Иван-богатей козу, надоил золота, козу в клеть спрятал, а Ивану-бедняку простую козу погнал:

— «Спасибо, братец, выручил!»

Накормил Иван-бедняк козу желудями, стал доить. Течет молоко, золота нет как нет.

Побежал Иван-бедняк к богатею:

— «Что ты, братец с моей скатеркой сделал?»

— «Знать не знаю, ведать не ведаю! Какую взял, такую и отдал.»

Заплакал Иван-бедняк, домой пошел.

Ну, дни прошли, недели пролетели, ребята плачут, есть хотят. Зима пришла суровая, а дома ни мучицы ни крупицы. Пошел Иван-бедняк к богатому брату:

— «Дай, братец, муки горсточку!»

— «Не будет тебе ни муки, ни крупы, а хочешь — возьми на полке в каморке вчерашние щи.»

Взял Иван-бедняк миску вчерашних щей и домой пошел. Идет, вьюга гудит. Мороз примораживает, заморозил щи до самого дна. Рассердился Иван-бедняк:

— «Ах ты, Мороз-красный нос! Тебе игра, а ребятам горе! Найду я тебя — заставлю за озорство ответить!»

И пошел Иван-бедняк за Морозом.

Мороз по полям — Иван по полям. Мороз в леса — Иван в леса. Лег Мороз под большой сугроб — и Иван туда. Удивился Мороз:

— «Ты чего, Иван, ко мне в гости пришел?»

— » Нес я ребятам вчерашние щи, А ты заиграл, щи приморозил. С чем я теперь домой пойду? Скатерть-самобранку да козу золотодойку брат отнял, а ты щи перепортил.»

— «Только-то, — Мороз говорит, -на тебе за это сумочку-выручалочку. Скажешь: «Двое из сумы!» — двое выскочат; скажешь: «Двое в суму!» — двое спрячутся.»

Пришел Иван домой, суму вынул да и говорит:

— «Двое из сумы!»

Тут как выскочат из сумы две дубинки сосновые, как начнут Ивана бить, приговаривать:

— «Не верь, Иван, богачу! Уму разуму учись!»

Еле Иван дух перевел да крикнуть успел:

— «Двое в суму!», — как Иван-богатей прибежал:

— » Где ты был Иван? Что достал Иван?»

— «Был, братец, у Мороза, а достал чудесную суму. Скажешь: «Двое из сумы!» — двое выпрыгнут, что надо сделают.»

— «Дай мне сумочку на один денек! У меня крыша развалилась, починить некому.»

Принес Иван-богатей суму домой, двери запер:

— «Двое из сумы!»

Как выскочат из сумы две дубинки сосновые, как начнут бить, приговаривать:

-«Не обижай, богач, бедняка! Отдай, богатей, Ивану скатерть да козу.»

Еле живой Иван-богатей пришел, отдал бедняку скатерть-самобранку и козу.

Стал Иван-бедняк с детками жить-поживать, добра наживать. теперь семеро ребят — все на лавочке сидят, кашу пшенную едят. Ложки крашенные, каша масляная.

  • Характеристика героев сказки ашик кериб по литературе 4 класс таблица
  • Характеристика героев сказки детство
  • Характеристика героев рассказа обломов
  • Характеристика героев рассказа макар чудра
  • Характеристика героев сказка о рыбаке и рыбке 2 класс школа россии презентация