Существует три книги о жизни писателя Максима Горького: «Детство», «В людях», «Мои университеты». Книги «Детство» возглавляет трилогию, рассказываю о юных годах будущего писателя. Здесь читатель видит, что происходит в семье мальчика — события, которые повлияли на его мировоззрение и отношение к жизни.
Жизнь маленького Алеши Пешкова в семье Кашириных считается самым тяжелым периодом его существования. По мере знакомства с этими людьми остро встает вопрос о том, как они способны уживаться в одном доме. Слишком разные характеры, сформировавшиеся под влиянием трудностей и невзгод. Все это люди, незнающие ласки и сострадания, неспособные дарить любовь окружающим.
Характеристика главного героя Алеши Пешкова
Главным персонажем является Алексей Пешков. Повествование начинается со знакомства с пятилетним мальчиком и его семьей. Уточняется, что мать и отец никогда не поднимал руки на сына, всегда его любили и баловали. Попадание в семью Кашириных, после смерти отца, было неприятным событием в жизни малыша. Взаимоотношения членов этой семьи казались дикими, разговоры странными. Сначала он часто злил деда, чем заслуживал порки. Во время первого такого наказания Алеша укусил деда, что только сильнее разгневало старика, а после — вызвало уважение к его юной персоне. Алексей рос любознательным, смышленым, не терпящим несправедливости мальчиком.
«…Легкий ты, тонкий, а кости крепкие, силач будешь…»
«…Вали дальше, курнос!..»
«…Тебе – который год? Только‑о? Какой ты, брат, длинный, а? Под дождями часто стоял, а?..»
Максим Пешков
Максим Пешков. Может показаться, что он является второстепенным персонажем, но стоит обратить на него внимание, чтобы иметь представление, с чего началось формирование характера его сына — Алеши. Максим Пешков погиб еще в начале повествования от холеры. Его родные были убиты горем, потому что они потеряли замечательного отца и мужа. Именно это событие и подтолкнуло мать Алеши к возвращению в родные места.
Варвара Васильевна
Варвара Васильевна — мать Алеши. Это была собранная, сдержанная женщина, которая не позволяла себе лишнего слова в кругу собственной семьи. Вернувшись домой, она замкнулась в себе, переживая потерю любимого мужчины и новорожденного ребенка. Ее одолевали мысли о будущем, ведь без покровительства мужа она не способна самостоятельно зарабатывать.
По прошествии времени раны от потери мужа начали затягиваться, и Варвара решила вновь устроить свою личную жизнь. Оставив Алешу на родителей, уехала к мужчине, от которого родила. Ребенка домой привозить не стала, вернулась одна. Отец рассчитывал выдать его замуж за богатого человека, но та отказалась. Его самостоятельный выбор мужа оказался неудачным: мужчина был заядлый игрок, проигрывал все деньги, из-за чего семья жила в нищете.
Акулина Ивановна
Акулина Ивановна — бабушка Алеши, единственный добрый и любящий человек в семье Кашириных. Алеша любил бабушку, потому что она рассказывала интересные сказки и своей улыбкой согревала все вокруг. Искренне переживала за своих детей и внуков, когда дед злился и брал в руки розги. Это была глубоко верующая женщина, проводящая много времени за молитвами, утверждавшая, что других ее детей, умерших в младенчестве, «Бог забрал в ангелы».
Дед Василий
Дед Василий был строгим и черствым человеком, «небольшой сухонький старичок, в черном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазками». Он не любил Максима Пешкова, потому что хотел для своей дочери богатого мужа. К Алеши сначала относился настороженно, потому что видел в нем Максима, но потом привязался к внуку. Пытался проявлять заботу, рассказывая ему о своей жизни, когда внук заболел, после сильной порки деда.
Дед поднимал руку не только на внуков, но и на собственную жену. Происходило это на глазах у детей, поэтому, повзрослев, те стали тоже бить своих жен. Василий заставлял внука учить грамоту и псалтырь, строго наказывая за пренебрежение учебой.
Яков и Михаил
Братья Яков и Михаил. Жадные люди, мечтающие о наследстве отца. Часто утраивали из-за раздела имущества скандалы.
Оба избивали своих жен, Яков забил жену до смерти.
Жена Михаила — Наталья — была самой тихой и неприметной в семье. Учила Алешу молитвам, смысла которых не понимала, поэтому отвечала на наводящие вопросы мальчика весьма пространно. Умерла во время третьих родов.
Иван Цыганок
Иван Цыганок был неродным ребенком в семье Кашириных. Его подбросили, когда он был младенцем. Каширины воспитали его, как сына. Дед Василий был искренно привязан к нему и выделял на фоне остальных. Цыганок был хорошим мастером, часто помогал по хозяйству. Алешу защищал от побоев Василия, подставляя руки под удары, чтобы мальчику меньше доставалось. Сыновья Василия ревновали Цыганка к отцу, поэтому недолюбливали. Однажды, неся крест на кладбище, тот падает и придавливает его насмерть.
Нянька Евгенья
Нянька Евгенья живет в доме Кашириных и ухаживает за детьми.
Игоша Смерть в Кармане
Игоша Смерть в кармане — блаженный (сумасшедший) человек. Местные мальчишки издеваются над Игошей: дразнят его, бьют камнями и т. Д. Слабый Игоша не может постоять за себя. Алеше Пешкову грустно и неприятно видеть, как ребята обижают беднягу.
Хорошее дело
Жилец, паразит. Добрый и одинокий человек. Над ним все насмехаются и его высмеивают. Он занимается химическими экспериментами. Совершенно не такой как другие люди, поэтому его называют «колдуном».
Учитель: Островская Елена Петровна
МКОУ Орловская СОШ им.И.Ф.Жужукина
Учебник: Литература. 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х ч : ./ Авт.-сост. Г. С. Меркин. –5-е изд. – М, «Русское слово – учебник», 2016
№
Кол-во часов
Тема урока
1
1ч.
Книга и ее роль в жизни человека.
2
1ч.
Мифы о героях. «Пять веков». «Прометей», «Яблоки Гесперид».
3
1ч.
Сказка «Солдат и смерть».
4
Нравственный идеал русского фольклора. Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
5
1ч.
Из эпоса народов России.
Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадыноко победил одноглазого великана»
6
1ч.
Особенности древнерусской литературы, отражение в ней истории Древней Руси и представлений о событиях и людях. «Сказание о белгородских колодцах». «Поучение Владимира Мономаха».«Повесть о разорении Рязани Батыем».
7
1ч.
М.В.Ломоносов — гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»
8
1ч.
В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. «Светлана». Творческая история баллады «Светлана».
9
1ч.
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. «Деревня». «Редеет облаков летучая гряда»
10
1ч.
А.С. Пушкин. «Зимнее утро».
11
1ч.
А.С. Пушкин. «Зимний вечер»
12
8ч.
А.С. Пушкин «Дубровский».
Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы.
13
А.С. Пушкин «Дубровский».
Ссора Дубровского с Троекуровым.
14
А.С. Пушкин «Дубровский».
Отец и сын Дубровские.
15
А.С. Пушкин «Дубровский».
Владимир Дубровский — доблестный гвардейский
офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник.
16
А.С. Пушкин «Дубровский». В поместье Троекурова
17
А.С. Пушкин «Дубровский». Маша и Владимир Дубровский
18
А.С. Пушкин «Дубровский». Авторская позиция
19
А.С. Пушкин «Дубровский». Размышления о повести
20
21
1ч.
РР Сочинение «Сравнительная характеристика К.Троекурова и А.Дубровского»
22
1
Вн.чт. А.С.Пушкин. «Повести Белкина»
23
1ч.
М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта.
24
1ч.
М.Ю. Лермонтов. Мотив странничества в стихотворении «Тучи».
25
1ч.
М.Ю. Лермонтов. Вольнолюбивые мотивы в стихотворении «Парус».
26
1ч.
М.Ю. Лермонтов. «Листок». На севере диком…»
27
6ч.
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба»: история создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки.
28
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». «Бранное, трудное время…».
29
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Степь как образ Родины в повести Гоголя
30
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь).
31
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя.
32
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Идейный смысл повести.
33
2ч.
Вн.чт. Н.В.Гогодь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
34
Вн.чт. Н.В.Гогодь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
35
1ч.
И. С. Тургенев. «Записки охотника». «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе.
36
1ч.
Н. А. Некрасов. Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. («В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…»)
37
1ч.
Л.Н. Толстой. «Детство».
38
Л.Н. Толстой.». «Бедные люди».
39
8ч.
В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). История создания повести.
40
В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей в изображении рассказчика.
41
В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Дети и взрослые в повести
42
В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства.
43
В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Отец и сын.
44
В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Роль дружбы в жизни героев
45
В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Проблематика повести
46
В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Авторская позиция
47
2ч
РР Сочинение. «Сравнительная характеристика героев повести»
48
РР Сочинение. «Сравнительная характеристика героев повести»
49
1ч
А.П. Чехов «Толстый и тонкий», «Шуточка
50
1ч
И.А. Бунин. «Не видно птиц. Покорно чахнет…». «Лапти». Мир природы и человека
51
4ч.
А.И. Куприн. Личность писателя. Повесть «Белый пудель».
52
И. Куприн. «Белый пудель. Судьба бродячих артистов в рассказе.
53
И. Куприн. «Белый пудель». Чувство собственного достоинства, верность дружбе
54
И. Куприн. «Белый пудель». Идея произведения
55
1ч.
С.А. Есенин. Слово о поэте. «Песнь о собаке». «Разбуди меня завтра рано…»
56
5ч.
М.М.Пришвин. Слово о писателе-натуралисте «Кладовая солнца». Слово о писателе-натуралисте
57
М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» —сказка-быль. Особенности жанра.
58
М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Настя и Митраша.
59
М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Проблемы произведения
60
М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Смысл названия сказки-были
61
1ч.
А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…»
62
3ч.
В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы.
63
В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Герои рассказа
64
В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы в рассказе
65
1ч.
Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение «Звезда полей», «Тихая моя родина».
66
2ч.
Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». «Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика.
67
1ч.
Братья Гримм. Краткие сведения о братьях Гримм. «Снегурочка»
68
1ч
Братья Гримм. Сказки
69
2ч.
О. Генри. «Дары волхвов». «Вождь краснокожих
70
2ч.
Д.Лондон «Любовь к жизни»: изображение силы человеческого духа, беспредельности возможностей человека. Сюжет и основные образы. Смысл названия