Характеристика героев сказка о рыбаке и рыбке 2 класс школа россии презентация

сказка о рыбаке и рыбке а. с. пушкин чугришина елизавета алексеевна жил старик со своею старухой у самого синего моря;

 «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин Чугришина Елизавета Алексеевна

«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин Чугришина Елизавета Алексеевна

Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Жили они в ветхой землянке

Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Жили они в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.

Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, Пришёл невод с одною тиной. Он в другой

Раз он в море закинул невод, Пришёл невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, Пришёл невод с травою морскою. В третий раз закинул он невод, Пришёл невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, золотою. 4

Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой

Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь» . 5

Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб

Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила. Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе» . 6

Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо: «Я сегодня поймал было рыбку, Золотую

Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо: «Я сегодня поймал было рыбку, Золотую рыбку, не простую; По-нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась, Дорогою ценой откупалась: Откупалась чем только пожелаю. Не посмел я взять с неё выкуп; Так пустил её в синее море» . 7

Старика старуха забранила: «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть

Старика старуха забранила: «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с неё корыто, Наше-то совсем раскололось» . 8

Вот пошёл он к синему морю; Видит, - море слегка разыгралось. Стал он кликать

Вот пошёл он к синему морю; Видит, — море слегка разыгралось. Стал он кликать золотую рыбку, 9

Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче? » 10

Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче? » 10

Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня моя старуха, Не даёт

Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня моя старуха, Не даёт старику мне покою: Надобно ей новое корыто; Наше-то совсем раскололось» . 11

Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом, Будет вам новое корыто» .

Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом, Будет вам новое корыто» . 12

Воротился старик ко старухе: У старухи новое корыто. Ещё пуще старуха бранится: «Дурачина ты,

Воротился старик ко старухе: У старухи новое корыто. Ещё пуще старуха бранится: «Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто! В корыте много ль корысти? Воротись, дурачина, ты к рыбке; Поклонись ей, выпроси уж избу» . 13

Вот пошёл он к синему морю, (Помутилося синее море. ) Стал он кликать золотую

Вот пошёл он к синему морю, (Помутилося синее море. ) Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче? » 14

Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Ещё пуще старуха бранится. Не даёт

Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Ещё пуще старуха бранится. Не даёт старику мне покою: Избу просит сварливая баба» , 15

Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом, Так и быть: изба вам

Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом, Так и быть: изба вам уж будет» . 16

Пошёл он ко своей землянке, А землянки нет уж и следа; Перед ним изба

Пошёл он ко своей землянке, А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светёлкой, С кирпичною белёною трубою, С дубовыми, тесовыми вороты. 17

Старуха сидит под окошком, На чём свет стоит мужа ругает: «Дурачина ты, прямой простофиля!

Старуха сидит под окошком, На чём свет стоит мужа ругает: «Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля, избу! Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть чёрною крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой» . 18

Пошёл старик к синему морю; (Не спокойно синее море. ) Стал он кликать золотую

Пошёл старик к синему морю; (Не спокойно синее море. ) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче? » 19

Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Пуще прежнего старуха вздурилась, Не даёт

Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Пуще прежнего старуха вздурилась, Не даёт старику мне покою: Уж не хочет быть она крестьянкой, Хочет быть столбовою дворянкой» . Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом» . 20

Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем. 21

Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем. 21

На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги

На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. 22

Перед нею усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает. 23

Перед нею усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает. 23

Говорит старик своей старухе: «Здравствуй, барыня сударыня дворянка! Чай теперь твоя душенька довольна» .

Говорит старик своей старухе: «Здравствуй, барыня сударыня дворянка! Чай теперь твоя душенька довольна» . На него прикрикнула старуха, На конюшне служить его послала. 24

Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась; Опять к рыбке старика посылает. 25

Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась; Опять к рыбке старика посылает. 25

 «Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть вольною царицей»

«Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть вольною царицей» . Испугался старик, взмолился: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь! Насмешишь ты целое царство» 26

Осердилась пуще старуха, По щеке ударила мужа. «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Осердилась пуще старуха, По щеке ударила мужа. «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, Со мною, дворянкой столбовою? – Ступай к морю, говорят тебе честью, Не пойдёшь, поведут поневоле» . 27

Старичок отправился к морю, (Почернело синее море. ) Стал он кликать золотую рыбку. 28

Старичок отправился к морю, (Почернело синее море. ) Стал он кликать золотую рыбку. 28

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче? » Ей с поклоном старик

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче? » Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Опять моя старуха бунтует: Уж не хочет быть она дворянкой, Хочет быть вольною царицей» . Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом! Добро! Будет старуха царицей!» 29

Старичок к старухе воротился. Что ж? Пред ним царские палаты. 30

Старичок к старухе воротился. Что ж? Пред ним царские палаты. 30

В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да

В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморские вины; Заедает она пряником печатным; Вкруг её стоит грозная стража, На плечах топорики держат. 31

Как увидел старик, - испугался! В ноги он старухе поклонился, Молвил: «Здравствуй, грозная царица!

Как увидел старик, — испугался! В ноги он старухе поклонился, Молвил: «Здравствуй, грозная царица! Ну теперь твоя душенька довольна» . На него старуха не взглянула, Лишь с очей прогнать его велела. Подбежали бояре и дворяне, Старика взашеи затолкали. 32

А в дверях-то стража подбежала, Топорами чуть не изрубила. А народ-то над ним насмеялся:

А в дверях-то стража подбежала, Топорами чуть не изрубила. А народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: Не садися не в свои сани!» 33

Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась. Царедворцев за мужем посылает, Отыскали старика,

Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась. Царедворцев за мужем посылает, Отыскали старика, привели к ней. Говорит старику старуха: «Воротись, поклонися рыбке. Не хочу быть вольною царицей, 34

Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне-море, Чтобы служила мне рыбка золотая

Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне-море, Чтобы служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках» . 35

Старик не осмелился перечить, Не дерзнул поперёк слово молвить. Вот идёт он к синему

Старик не осмелился перечить, Не дерзнул поперёк слово молвить. Вот идёт он к синему морю, Видит на море чёрная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют. 36

Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?

Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче? » Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет быть она царицей, Хочет быть владычицей морскою; Чтобы жить ей в Окияне-море, Чтобы ты сама ей служила И была бы у ней на посылках» . 37

Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море.

Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море. Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился — 38

Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое

Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто. 39

Сказка — ложь, да в ней намёк И услышит человек сию сказку и поймёт,

Сказка — ложь, да в ней намёк И услышит человек сию сказку и поймёт, что жадность до добра не доводит. Ведь если бы старуха не была такой жадной, они вместе с дедом вполне могли бы удовлетвориться и тем что есть. Также кто-то сделает вывод, что старик уж слишком полагался на свою старуху и не смог взять решение в свои руки, доверил, так сказать, стратегические вопросы неразумной жене, вот и поплатился. Но на самом деле смысл и аллегория сказки намного глубже, и как мы сейчас узнаем, происшедшее всё именно таким образом в этой сказке — имеет глубочайшее значение. 40

Использованы материалы: Картинки http: //images. yandex. ru/yandsearch? text=%D 1%81%D 0%BA%D 0%B 0%D 0% B

Использованы материалы: Картинки http: //images. yandex. ru/yandsearch? text=%D 1%81%D 0%BA%D 0%B 0%D 0% B 7%D 0%BA%D 0%B 0%20%D 0%BE%20%D 1%8 B%D 0%B 1%D 0%B 0 %D 0%BA%D 0%B 5%20%D 0%B 8%20%D 1%8 B%D 0%B 1%D 0%BA% D 0%B 5%20%D 0%BA%D 0%B 0%D 1%82%D 0%B 8%D 0%BD%D 0%B A%D 0%B 8&stype=image&lr=12&noreask=1 литература. 1985 41

Характеристика героев сказка о рыбаке и рыбке 2 класс школа россии презентация

Урок литературного чтения. 2-й класс

Тема: Характеристика главных героев «Сказки о рыбаке и рыбке»

А. С. Пушкина.

Дата: 17 октября 2012 год

Цели: отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать потребность в формировании положительных качеств характера для успешного существования в социуме; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге; метапредметные: регулятивные — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, познавательные — понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, коммуникативные — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: формирование системы нравственных ценностей (благородство, сочувствие, твердость характера, настойчивость), проявление интереса к произведениям А.С.Пушкина.

Оборудование: ноутбук учителя, проектор, интерактивная доска,нетбуки учащихся.

Используемые ЭОР: интерактивный тест, презентация.

Ход урока

Самоопределение к деятельностиСлайд 1.Речевая разминка. Стихотворение.Кто хочет разговаривать, /тот должен выговариватьвсё правильно /и внятно, /чтоб было / всем понятно.//- Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко;- О чем стихотворение?- Какие слова надо выделять?- Это должны быть самые важные слова. (Расстановка логических ударений). Паузы.- Чтение в темпе скороговорки.

2. Актуализация опорных знаний. Слайд 2.

— А.С. Пушкин говорил “Что за прелесть эти сказки”…- А любите ли вы читать сказки? Почему? (рассуждения учеников)- Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (рассуждения учеников)- Что роднит сказку А.С.Пушкина и другие известные вам сказки?(работа в парах, обсуждение, затем высказывания детей)Слайд 3.

• Есть зачин, концовка• Волшебство• Повторение сюжета• Магическое число• Добро побеждает зло- Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка).- В чём необычность рыбки? (рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания)- Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина. Зачитайте.- Чем похожи повторения? (во всех идёт разговор старика и рыбки)

— Сегодня на уроке мы будем исследовать “Сказку о рыбаке и рыбке”, проследим за сюжетом, поговорим о характерах главных героях сказки.3. Постановка учебной задачи.

— Чем отличаются повторения сюжета? (меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря)- Как просит старуха?- А меняется ли манера поведения старика возле моря? (нет, “молвит ласковое слово, с поклоном”- Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (рассуждения детей)Восстановление сюжетной цепочки сказки. Даются части сюжетной цепочки, которые необходимо восстановить детям. Выполнение интерактивного теста на нетбуках(работа в парах).4. Открытие нового знания. Анализ поступков героев.

В ходе работы на доске появляется схема «система образов». Под именем героя появляется его качество. (Работа на интерактивной доске.Слайд 4-5)- Назовите героев сказки- Что вы узнали о героях в начале сказки? Прочитайте.- Расскажите, что произошло со стариком, когда он рыбачил?- Как ведет себя рыбка?- Объясните значение слова «откуп». (Заплатив, освободить себя от чего-либо) — Почему откупалась рыбка? — Почему старик отпустил рыбку без откупа? — Что произошло дальше? Прочитайте. Зачем старик обо всем рассказал старухе? — Каким видим здесь старика по характеру? — Почему старик пошел к морю? Объясните значение выражения «старуха забранила». (Ругала грубыми словами)

— Как ведет себя рыбка?- Почему она помогает старику? — Что нового узнали о старухе, когда рыбка выполнила ее просьбу «дать новое корыто»? — Как показывает это автор сказки? Расскажите. — Изменилось ли отношение старухи к старику, слугам, рыбке в дальнейшем? — Кто из них решил не потворствовать старухе? — Как это видно?

Физкультурная пауза.

5.Первичное закрепление.

Анализ характеров героев

— Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.

(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. Ответы детей обобщаются.) Слайд 6.

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.

Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.- Кто из героев вам нравится? Не нравится?- Почему вам не нравится характер старухи?

— Все черты её характера — отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются.- Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?Слайд 8.

— Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи.- Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.)- Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?- Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?

(Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная черта).

— Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «..не смел ей перечить..», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.- Случается ли такое в жизни?- В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

6.Самостоятельная работа с самоопределением. Слайд 9.

— Прочитайте слова А.С.Пушкина:»Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам — урок»- Какой же урок преподал нам великий поэт? (высказывания детей)- Выберите наиболее точную формулировку. Докажите свой выбор:

Как здорово поймать волшебную рыбку!Как плохо быть сварливым и жадным.Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.- Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.

7. Итог урока. Слайд 10.

— Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания.- Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей.(Чтение желаний: желания здоровья, мира, счастья, хороших друзей, мечты о хорошем будущем, желания для других)- На следующем уроке мы продолжим работу над исследованием “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина и выясним, кто ещё является в сказке действующим «лицом».

Домашнее задание. Проследить, как изменяется описание моря с возрастанием желаний старухи (Подтвердить словами из текста). По желанию проиллюстрировать эти строчки.

Оценки за урок.

8. Рефлексия

Перед вами лежат смайлики.Если вы на уроке работали с интересом, своей работой довольны, материал урока был полезен, то покажите настроение вашего смайлика улыбкой.Может быть, у кого-то смайлик будет спокойным или даже грустным, если вы своей работой на уроке остались недовольны.

Заместитель руководителя ОО по УВР _________________/Панина В.Ю./


Презентация на тему: Презентация «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Автор презентации Коровина Ирина Николаевна

Описание слайда:

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Автор презентации Коровина Ирина Николаевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №9» г.Сафоново Смоленской области

№ слайда 2
Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Жили они в ветхой землянке Ро

Описание слайда:

Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Жили они в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года.

№ слайда 3
Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.

Описание слайда:

Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.

№ слайда 4
Раз он в море закинул невод,- Пришёл невод с одною тиной. Он в другой раз закину

Описание слайда:

Раз он в море закинул невод,- Пришёл невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод,- Пришёл невод с травою морскою. В третий раз закинул он невод,- Пришёл невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, — золотою.

№ слайда 5
Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, мен

Описание слайда:

Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь».

№ слайда 6
Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чт

Описание слайда:

Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила. Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе».

№ слайда 7
Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо: «Я сегодня поймал было р

Описание слайда:

Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо: «Я сегодня поймал было рыбку, Золотую рыбку, не простую; По-нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась, Дорогою ценой откупалась: Откупалась чем только пожелаю. Не посмел я взять с неё выкуп; Так пустил её в синее море».

№ слайда 8
Старика старуха забранила: «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с р

Описание слайда:

Старика старуха забранила: «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с неё корыто, Наше-то совсем раскололось».

№ слайда 9
Вот пошёл он к синему морю; Видит, - море слегка разыгралось. Стал он кликать зо

Описание слайда:

Вот пошёл он к синему морю; Видит, — море слегка разыгралось. Стал он кликать золотую рыбку,

№ слайда 10
Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Описание слайда:

Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

№ слайда 11
Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня моя

Описание слайда:

Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня моя старуха, Не даёт старику мне покою: Надобно ей новое корыто; Наше-то совсем раскололось».

№ слайда 12
Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом, Будет вам новое корыт

Описание слайда:

Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом, Будет вам новое корыто».

№ слайда 13
Воротился старик ко старухе: У старухи новое корыто. Ещё пуще старуха бранится:

Описание слайда:

Воротился старик ко старухе: У старухи новое корыто. Ещё пуще старуха бранится: «Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто! В корыте много ль корысти? Воротись, дурачина, ты к рыбке; Поклонись ей, выпроси уж избу».

№ слайда 14
Вот пошёл он к синему морю, (Помутилося синее море.) Стал он кликать золотую рыб

Описание слайда:

Вот пошёл он к синему морю, (Помутилося синее море.) Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

№ слайда 15
Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Ещё пуще старуха бра

Описание слайда:

Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Ещё пуще старуха бранится. Не даёт старику мне покою: Избу просит сварливая баба»,

№ слайда 16
Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом, Так и быть: изба вам

Описание слайда:

Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом, Так и быть: изба вам уж будет».

№ слайда 17
Пошёл он ко своей землянке, А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светёлк

Описание слайда:

Пошёл он ко своей землянке, А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светёлкой, С кирпичною белёною трубою, С дубовыми, тесовыми вороты.

№ слайда 18
Старуха сидит под окошком, На чём свет стоит мужа ругает: «Дурачина ты, прямой п

Описание слайда:

Старуха сидит под окошком, На чём свет стоит мужа ругает: «Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля, избу! Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть чёрною крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой».

№ слайда 19
Пошёл старик к синему морю; (Не спокойно синее море.) Стал он кликать золотую ры

Описание слайда:

Пошёл старик к синему морю; (Не спокойно синее море.) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

№ слайда 20
Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Пуще прежнего старух

Описание слайда:

Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Пуще прежнего старуха вздурилась, Не даёт старику мне покою: Уж не хочет быть она крестьянкой, Хочет быть столбовою дворянкой». Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом».

№ слайда 21
Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем.

Описание слайда:

Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем.

№ слайда 22
На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке

Описание слайда:

На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки.

№ слайда 23
Перед нею усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает.

Описание слайда:

Перед нею усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает.

№ слайда 24
Говорит старик своей старухе: «Здравствуй, барыня сударыня дворянка! Чай теперь

Описание слайда:

Говорит старик своей старухе: «Здравствуй, барыня сударыня дворянка! Чай теперь твоя душенька довольна». На него прикрикнула старуха, На конюшне служить его послала.

№ слайда 25
Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась; Опять к рыбке старика

Описание слайда:

Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась; Опять к рыбке старика посылает.

№ слайда 26
«Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть вольно

Описание слайда:

«Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть вольною царицей». Испугался старик, взмолился: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь! Насмешишь ты целое царство»

№ слайда 27
Осердилась пуще старуха, По щеке ударила мужа. «Как ты смеешь, мужик, спорить со

Описание слайда:

Осердилась пуще старуха, По щеке ударила мужа. «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, Со мною, дворянкой столбовою? – Ступай к морю, говорят тебе честью, Не пойдёшь, поведут поневоле».

№ слайда 28
Старичок отправился к морю, (Почернело синее море.) Стал он кликать золотую рыбк

Описание слайда:

Старичок отправился к морю, (Почернело синее море.) Стал он кликать золотую рыбку.

№ слайда 29
Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей с поклоном стар

Описание слайда:

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Опять моя старуха бунтует: Уж не хочет быть она дворянкой, Хочет быть вольною царицей». Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом! Добро! Будет старуха царицей!»

№ слайда 30
Старичок к старухе воротился. Что ж? Пред ним царские палаты.

Описание слайда:

Старичок к старухе воротился. Что ж? Пред ним царские палаты.

№ слайда 31
В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дв

Описание слайда:

В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморские вины; Заедает она пряником печатным; Вкруг её стоит грозная стража, На плечах топорики держат.

№ слайда 32
Как увидел старик, - испугался! В ноги он старухе поклонился, Молвил: «Здравству

Описание слайда:

Как увидел старик, — испугался! В ноги он старухе поклонился, Молвил: «Здравствуй, грозная царица! Ну теперь твоя душенька довольна». На него старуха не взглянула, Лишь с очей прогнать его велела. Подбежали бояре и дворяне, Старика взашеи затолкали.

№ слайда 33
А в дверях-то стража подбежала, Топорами чуть не изрубила. А народ-то над ним на

Описание слайда:

А в дверях-то стража подбежала, Топорами чуть не изрубила. А народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: Не садися не в свои сани!»

№ слайда 34
Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась. Царедворцев за мужем п

Описание слайда:

Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась. Царедворцев за мужем посылает, Отыскали старика, привели к ней. Говорит старику старуха: «Воротись, поклонися рыбке. Не хочу быть вольною царицей,

№ слайда 35
Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне-море, Чтобы служила мне ры

Описание слайда:

Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне-море, Чтобы служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках».

№ слайда 36
Старик не осмелился перечить, Не дерзнул поперёк слово молвить. Вот идёт он к си

Описание слайда:

Старик не осмелился перечить, Не дерзнул поперёк слово молвить. Вот идёт он к синему морю, Видит на море чёрная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют.

№ слайда 37
Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надоб

Описание слайда:

Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет быть она царицей, Хочет быть владычицей морскою; Чтобы жить ей в Окияне-море, Чтобы ты сама ей служила И была бы у ней на посылках».

№ слайда 38
Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море. Д

Описание слайда:

Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море. Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился —

№ слайда 39
Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А перед нею разбит

Описание слайда:

Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто.

№ слайда 40
Использованы материалы: Картинки http://skaz-pushkina.ru/rr_1.html http://www.af

Описание слайда:

Использованы материалы: Картинки http://skaz-pushkina.ru/rr_1.html http://www.afisha.ru/movie/photo/192767/223105/ http://www.liveinternet.ru/users/mari_tais/rubric/926079/page2.html http://crazymama.ru/fotoalbom.php?a=2&id_foto=46683&page=2&id_club=65 http://wipedanino.ucoz.de/blog/izobrazhenie/2013-05-21-9 http://skazki-chudu.ru/news/disneevskaja_ehkranizacija_skazki_belosnezhka_i_sem_gnomov_schitaetsja_samym_kassovym_multfilmom_v_mire_chitat_dalshe/2010-07-04-20 http://ctv.ucoz.net/blog/skazka_o_rybake_i_rybke_skazka_pushkina_napisana_14_oktjabrja_1833/2013-05-23-11 http://kino-ru.ru/vb/cartoon/page/32/ http://mamaschool.ru/skazki-dlya-detej/skazka-o-rybake-i-rybke-chitat http://www.yshow.net/show-ipad-buy-all-%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0+%D0%BE+%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B5+%D0%B8+%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BA%D0%B5-0-411256113.html http://ski.spb.ru/conf/index.php?showtopic=29563 http://torrentpoisk.com/torrent/films/multfilmy/15072-1950-1984DVDRip.html http://www.old-land.ru/node_print.php?nid=967 http://detskiy-market.ru/index.php?route=product/category&path=162_165 http://www.proshkolu.ru/user/rymina72/file/2930822/ http://litera-puschkin.narod.ru/p10aa1.html http://sovetskiemultfilmy.com/skazka-o-rybake-i-rybke http://audioskazki.net/archives/925 читает Леонард Хируг текст сказки: А.С.Пушкин т.1, М: Художественная литература. 1985

Цели:

Образовательные:

  • познакомить с биографией и сказками А. С.
    Пушкина,
  • формировать умение выразительно читать,
    анализировать текст,

Развивающие: развивать умение чувствовать
себя и передавать своё отношение через цвет,
эмоции, развивать память, внимание,
артистические способности.

Воспитательные: воспитывать культуру
общения, умение не поддаваться чужому влиянию.

Оборудование:

  • Кац Э.Э. учебник “Литературное чтение”, 2 класс,
    Изд. “Астрель” 2005
  • Наглядный материал на доске.
  • Цветовые кружки, рыбки для каждого ученика из
    цветного картона.
  • Компьютер, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Поприветствуем наших гостей.

Итак, друзья, внимание.
Прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнем же наш урок.

а) Развитие артикуляционного аппарата.

— Вытягиваем губки за ниточку (трубочка),
растягиваем (широкий рот), в разные стороны
(улыбка).

-произнесите звуки о, и, оу.

2. Актуализация знаний.

— Ребята, какую учебную задачу мы решали на
прошлом уроке литературного чтения?

(Вычитывали сказку К. Д. Ушинского “Мена”)

— Что значит вычитывать текст?

— В какой позиции работали?

— Как работаем с текстом? (Что выясняем?) (кто
рассказчик, настроение рассказчика)

— Что ещё надо сделать, работая над текстом?
(Определить точку зрения автора и читателя).

— Всегда ли точки зрения автора и читателя
совпадают?

(как итог – кластер)

— В конце прошлого урока мы поставили перед
собой цель нашей последующей работы. Вспомните
её. (продолжить работу по разделу “Авторские
сказки”)

— Какие задачи на сегодняшний урок?

(Работа “в позиции читателя” над
произведением).

— Послушайте стихотворение (чтение
стихотворения)

б) Работа со стихотворением.

Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперед иди сквозь годы,
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы.

— Прочитать орфографически.

— Прочитать выразительно.

а) Какие люди могут оставить яркий след в
истории? (писатели, поэты, художники,
изобретатели)

Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди.
Кто-то год, а кто-то целый век.
Кто-то вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть для творческих людей?
Нет. Лишь шаг в другое измеренье.
Мир души царит в кругу друзей
И передается в поколеньях.
Тот огонь, что он зажег у нас.
Не погаснет по веленью ветра.
Где-то из глубин в нежданный час
Воспылает от искры заветной.
Л. Преображенская.

— Сегодня на уроке мы поговорим об одном из них.

3. Постановка учебной задачи.

Ребята просматривают первые кадры из поэмы
“Руслан и Людмила”.

— Ребята, кто автор этого отрывка? (А.С. Пушкин)

портрет А.С. Пушкина

— Сегодня на уроке мы познакомимся с
произведением этого автора.

Звучит любая мелодичная классическая музыка. В
это время ученик в костюме лицеиста рассказывает
биографию А.С. Пушкина.

“Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6
июня 1799 года в Москве. Начальное образование,
воспитание получил от гувернантов-французов,
бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая
научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой
няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему
поэту много замечательных сказок. Окончил
Царскосельский Императорский лицей и был принят
на государственную службу. Основное время
посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин
написал много сказок, которые до сих пор любят
взрослые и дети”.

— А, вы, знаете сказки А. С. Пушкина?

— Сейчас мы это узнаем.

Группам раздаются части фигуры рыбки, на
которых написаны отрывки из сказок А. С. Пушкина.

— Ребята, прочитав, свои отрывки и, назвав, из
каких они сказок, мы соберем целую фигуру (рыбки),
и узнаем, с какой сказкой познакомимся на уроке.

Викторина

а)

“Жил был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет сам, не зная куда”.
Сказка о попе и о его работнике Балде.

б)

“Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила я б пир”.
“Кабы я была царица,-
Говорит её сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”.
“Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки- царя
Родила богатыря”.
Сказка о царе Салтане,
о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче
и прекрасной царевне Лебеди.

в)

“Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее”.
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.

г)

“Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется
К той сторонке обернется
И кричит: “Кири-ку-ку.
Царствуй лежа на боку!”
Сказка о золотом петушке.

С каждой отгаданной сказкой ребята на доске
собирают фигурку золотой рыбки.

— С какой же сказкой мы сегодня познакомимся?

— Итак, тема нашего урока?

— Цель? (вычитывание произведения)

4. Решение учебной задачи.

1 этап работы над текстом.

— И самое время окунуться в волшебный мир, может
быть, самой знаменитой сказки А. С. Пушкина,
знакомство с которой мы начнем, прослушав 1-ую
часть из сказки в исполнении Алисы Фрейндлих.

— А теперь прочитайте 1-ый отрывок про себя,
подчеркивая слова, значение которых вам
неизвестно. Разберите их в группах, обращаясь за
помощью к сноскам и словарю в учебнике. Также
разобраться в толковании неизвестных слов вам
будут помогать мудрецы.

Анализ текста.

— Расскажите как жил старик со старухой до того,
как в невод попала золотая рыбка?

— Почему рыбка названа “непростою”? (говорит,
может исполнять желания)

— Какие слова сказал старик рыбке на прощанье
после первой встречи?

— С каким чувством он их произносил?

— Как вы думаете, почему старик ничего не
попросил у рыбки?

— Прочитайте описание моря.

На доске приготовлены кружки разных цветов и
оттенков синего цвета.

— Ребята, каким цветом можно передать
настроение этой части, состояние моря?

Можно посоветоваться в парах. Кружок нужного
цвета выставляется на доске. Так на всех этапах
подобной работы.

— Покажите руками движение моря (спокойное,
синее).

Физкультминутка.

Вместе встали все скорей,
Дружно выстроились в ряд
В рыбок превратились враз.
Рыбки плавают, ныряют
В чистой тепленькой воде:
То согнуться, разогнуться,
То зароются в песке.
А теперь вздохнули дружно
И вернулись в дом к себе.

2 этап работы над текстом.

— А чтобы узнать, о чем же говорится во 2-ой части,
давайте мы с вами перенесемся в театр. А какой же
театр без актеров? Кто хочет сегодня побыть в
роли актеров? (Чтение отрывка по ролям. с. 136-138.
Остальные ученики следят за чтением ).

— Давайте проверим на сколько внимательно вы
слушали отрывок.

Анализ текста.

— Когда старик второй раз приходит к рыбке, как
он обращается к ней? (можно рассказать или
прочитать)

— Почему рыбак называет рыбку
“государыней”?(почтительное отношение,
т.к.просит у нее, правила обращения, культура
речи.)

— Почему просит “смиловаться”?

— Прочитайте, как старик объясняет, почему он
беспокоит рыбку?

— Прочитайте, как выглядит море?

— Каким цветом можно передать настроение этой
части? Настроение и состояние моря?

— Покажите руками движение моря (море слегка
разыгралось).

3 этап работы над текстом.

— Ну, что ж пришло время познакомиться с 3-й
частью, смотрим на экран.

Просмотр отрывка. с. 138-139

Анализ текста.

— Сделайте вычитывание 3-й части по алгоритму,
который я вам сейчас раздам, впишите ответы.

ЗАДАНИЯ ОТВЕТЫ
Что чувствует старик, когда вновь
обращается к рыбке с просьбой о новой прихоти
старухи?(стыд, вина, растерянность, уважение,
страх, почтение). НУЖНОЕ ПОДЧЕРКНИ.
Почему? Объясни свой выбор.  
Характер старика Какой характер был у старика? У
старухи? Соедини.

Кроткий

Сварливый

Добрый

Мягкий

Злобный

Властный

Смиренный, покорный

Жадный, алчный

Податливый

Грубый

Неуживчивый

Безропотный

Бескорыстный

Характер старухи
Каким показалось море?  

— Каким цветом можно передать настроение этой
части, настроение моря?

— Покажите движением рук состояние моря
(помутилося синее море).

4 этап работы над текстом.

— Перечислите главных героев сказки. (Ученики
называют: старик, старуха, рыбка).

— Расшифруйте имя еще одного героя нашего
произведения по коду:

1 8 2 12
9 7 10 4
5 11 3 6

— Почему море можно назвать героем сказки?
(выражает эмоции, показывает характер, свое
отношение к происходящему, реагирует как живое
существо.)

— Как море показывает свое отношение к
происходящему? (Цвет моря меняется). Почему?

Показ отрывков из стихотворения, отражающих
состояние и цвет моря.

— А меняется ли тон рыбки в общении с рыбаком?
Доказать чтением.

— Как рыбка относится к старику?

— Ребята, представьте, что вы оказались в этой
сказке и рыбка может исполнить ваши желания. (В
классе спрятаны золотые рыбки, найдите их).
Напишите свое желание, а может быть это будет
просьба для родных, друзей из класса.

Ученики пишут под музыку. Любая спокойная
классическая музыка.

Чтение желаний.

— На следующих уроках мы продолжим работать с
этой сказкой, и узнаем много интересного, нового
в уже давно известной нам сказке.

5. Рефлексия.

Подводиться итог, дается оценка работы
учащихся.

— Все сегодня старались

— С какой сказкой вы познакомились сегодня

— К какому виду сказок относится эта
произведение?

— Почувствовали ли вы отношение автора к своим
героям?

Анализ работы по табличкам.

  • Всё было понятно.
  • Было трудно.
  • Расскажу другим.
  • Было интересно.

— В заключение мне хотелось бы сказать,
улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки
окружающим.

Спасибо за урок!

Урок литературного чтения «Характеристика главных героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина»

Урок литературного чтения. 2-й класс

Тема: Характеристика главных героев «Сказки о рыбаке и рыбке»

А. С. Пушкина.

Дата:

17 октября 2012 год

Цели:

отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать потребность в формировании положительных качеств характера для успешного существования в социуме; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:
предметные:
умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге;
метапредметные:регулятивные
— формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
познавательные
— понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге,
коммуникативные
— ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;
личностные:
формирование системы нравственных ценностей (благородство, сочувствие, твердость характера, настойчивость), проявление интереса к произведениям А.С.Пушкина.

Оборудование:

ноутбук учителя, проектор, интерактивная доска,нетбуки учащихся.

Используемые ЭОР:

интерактивный тест, презентация.

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности

Слайд 1.

Речевая разминка. Стихотворение. Кто хочет разговаривать, / тот должен выговаривать всё правильно /и внятно, / чтоб было / всем понятно.// — Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко; — О чем стихотворение? — Какие слова надо выделять? — Это должны быть самые важные слова. (Расстановка логических ударений). Паузы. — Чтение в темпе скороговорки.

2. Актуализация опорных знаний. Слайд 2.

— А.С. Пушкин говорил “Что за прелесть эти сказки”… — А любите ли вы читать сказки? Почему? (рассуждения учеников) — Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (рассуждения учеников) — Что роднит сказку А.С.Пушкина и другие известные вам сказки? (работа в парах, обсуждение, затем высказывания детей)Слайд 3.

• Есть зачин, концовка • Волшебство • Повторение сюжета • Магическое число • Добро побеждает зло — Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка). — В чём необычность рыбки? (рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания) — Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина. Зачитайте. — Чем похожи повторения? (во всех идёт разговор старика и рыбки)

— Сегодня на уроке мы будем исследовать “Сказку о рыбаке и рыбке”, проследим за сюжетом, поговорим о характерах главных героях сказки. 3. Постановка учебной задачи.

— Чем отличаются повторения сюжета? (меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря) — Как просит старуха? — А меняется ли манера поведения старика возле моря? (нет, “молвит ласковое слово, с поклоном” — Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (рассуждения детей) Восстановление сюжетной цепочки сказки. Даются части сюжетной цепочки, которые необходимо восстановить детям. Выполнение интерактивного теста на нетбуках(работа в парах).
4. Открытие нового знания. Анализ поступков героев.
В ходе работы на доске появляется схема «система образов». Под именем героя появляется его качество. (Работа на интерактивной доске.Слайд 4-5)

— Назовите героев сказки — Что вы узнали о героях в начале сказки? Прочитайте. — Расскажите, что произошло со стариком, когда он рыбачил? — Как ведет себя рыбка? — Объясните значение слова «откуп». (Заплатив, освободить себя от чего-либо) — Почему откупалась рыбка? — Почему старик отпустил рыбку без откупа? — Что произошло дальше? Прочитайте. Зачем старик обо всем рассказал старухе? — Каким видим здесь старика по характеру? — Почему старик пошел к морю? Объясните значение выражения «старуха забранила». (Ругала грубыми словами)

— Как ведет себя рыбка? — Почему она помогает старику? — Что нового узнали о старухе, когда рыбка выполнила ее просьбу «дать новое корыто»? — Как показывает это автор сказки? Расскажите. — Изменилось ли отношение старухи к старику, слугам, рыбке в дальнейшем? — Кто из них решил не потворствовать старухе? — Как это видно?

Физкультурная пауза.

5.Первичное закрепление.

Анализ характеров героев

— Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.

(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. Ответы детей обобщаются.) Слайд 6.

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.

Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный. — Кто из героев вам нравится? Не нравится? — Почему вам не нравится характер старухи?

— Все черты её характера — отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются. — Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?Слайд 8.

— Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. — Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.) — Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером? — Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?

(Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная черта).

— Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «..не смел ей перечить..», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти. — Случается ли такое в жизни? — В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

6.Самостоятельная работа с самоопределением. Слайд 9.

— Прочитайте слова А.С.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам — урок» — Какой же урок преподал нам великий поэт? (высказывания детей) — Выберите наиболее точную формулировку. Докажите свой выбор:

  • Как здорово поймать волшебную рыбку!
  • Как плохо быть сварливым и жадным.
  • Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.

— Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.

7. Итог урока. Слайд 10.

— Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания. — Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей. (Чтение желаний: желания здоровья, мира, счастья, хороших друзей, мечты о хорошем будущем, желания для других) — На следующем уроке мы продолжим работу над исследованием “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина и выясним, кто ещё является в сказке действующим «лицом».

Домашнее задание. Проследить, как изменяется описание моря с возрастанием желаний старухи (Подтвердить словами из текста). По желанию проиллюстрировать эти строчки.

Оценки за урок.

8. Рефлексия

Перед вами лежат смайлики. Если вы на уроке работали с интересом, своей работой довольны, материал урока был полезен, то покажите настроение вашего смайлика улыбкой. Может быть, у кого-то смайлик будет спокойным или даже грустным, если вы своей работой на уроке остались недовольны.

Заместитель руководителя ОО по УВР _________________/Панина В.Ю./

Почему старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» хотела быть именно СТОЛБОВОЙ дворянкой?

Люди начитанные прекрасно помнят этот термин: «столбовой дворянин», «столбовое дворянство». В русской классической литературе он встречается так часто, что воспринимается как данность, совершенно естественно: если дворянин, то непременно столбовой. Вот даже глупая, заносчивая бабка из знаменитой пушкинской сказки желала получить именно такое дворянство

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой».

А почему, собственно?

Столбовой дворянин. Карикатура XIX века

Столбовое дворянство

Юридически это понятие в Российской империи нигде и никак не было закреплено. Оно имело только обиходное значение, зато весьма значительное. К столбовым дворянам относились представители самых древних дворянских родов (как титулованных, так и нетитулованных). Этим они жестко разграничивались с дворянами «новыми», получившими титулы и земли в петровскую эпоху и при последующих государях.

Формально все дворяне (кроме великих князей) были равны, а неформально столбовое дворянство часто относилось к новому, свежеиспеченному, как к выскочкам, занявшим не свое место. Чванились, как говорится, не по-детски…))

Термин «столбовой/столбовое», как сейчас считается, пошел от термина «Столбцы». Так назывались государственные документы допетровской эпохи, содержавшие информацию о присвоении различным «служилым людям» жалованья, вотчин, поместий и т. п. По формату «столбцы» представляли из себя склеенные в длинную «змею» узкие листы бумаги, которые складывались и хранились стопкой, столбиком, или свитком.

На Руси государственные документы было принято оформлять именно так. Например, оригинал Соборного уложения от 1649 года имеет 317 метров в длину, и склеен из 960 листов. На одной его стороне — сам текст документа, на другой — подписи участников знаменитого Собора, 315 штук.

На всякий случай напоминаю: на Руси до Петра понятие «дворянин» имело несколько другой смысл, чем после него. Дворянин — от слова «двор», тот, кто входит в двор какого-либо князя или боярина (других титулов не было). Земли и поместья дворяне получали, пока служили господину, и сохраняли, пока род продолжал службу. Такое поместье сюзерен мог, разгневавшись, и отобрать. А вот у князя или боярина хрен чего отберешь — это его, собственное, личное.

После петровских преобразований дворянство в России стало таким же, как и в Европе — наследственным. Со времен

Петра III служить было уже не обязательно, можно было, как Обломову, только и делать, что на диване лежать…))

Споры о статусе

Споры о том, кого причислять к древним (столбовым) дворянам, велись когда-то довольно бурные. Если только тех, кто был упомянут в «Бархатной книге» — своде самых известных дворянских фамилий в России, или в «Государевом родословце» — то из списка «столбовых» вылетают потомки древних фамилий, чьи предки служили не царю, а патриарху или епископам. Таких тоже было много. Их не записывали в государственные бумаги — не госслужба, чай…))

А если «столбовыми» считать просто потомков семейств, чьи предки получили дворянство в допетровскую эпоху — то в каком именно году должна проходить линия разграничения? И почему именно в этом?

Столбовой боярин

С одной стороны, потомки Рюрика, Гедимина, Чингисхана и перебежавших на Русь татарских мурз — по-любому столбовые. С другой — и иных древних родов на Руси хватало.

В конце концов законодательно понятие «древний род» определили в Российской империи так:

«Сроком исчисления столетия, присвояющим право на внесение дворянских родов в шестую часть родословной книги, принимается время издания дворянской грамоты, 21 апреля 1685 г

Свод законов РИ, том IX, статья 1112.

Проще говоря — род официально мог считаться древним, если мог представить в департамент Герольдии грамоту на дворянство, полученную не позже 21 апреля 1685. Шестая часть родословной книги — это именно «Древние дворянские роды».

Но тут получался другой казус. Титулованные дворянские роды — то есть бароны, графы, князья — включались в пятую часть этой же книги. Про них в законе ничего не было сказано, а ведь среди них было немало ой каких древних…

Подводя итоги: столбовой дворянин в России времен Пушкина — понятие условное. Им мог считаться лишь тот человек, чей род получил дворянство в допетровскую эпоху. Юридически этот термин никак не оформлялся, но считался соотносящимся с понятием «древний род» — по противопоставлению с «новым» дворянством.

  • Характеристика героев рассказа олеся
  • Характеристика героев рассказа недоросль фонвизин
  • Характеристика героев рассказа никита
  • Характеристика героев рассказа недоросль с фразами из текста
  • Характеристика героев рассказа на дне