(823 слова) Рассмотрим знаменитое произведение Александра Куприна – «Олеся». Как известно, повесть была написана в конце XIX века, в 1898 году, и впервые была напечатана в киевской газете.
В повести Куприн показал история любви, которая была весьма трагичной. Произведение неспроста пользуется популярностью и в наши дни, и, более того, многие специалисты, да и поклонники творчества писателя считают «Олесю» лучшим произведением Куприна. И причин на то много – сюжет сам по себе интересен, мотивы его имеют мистическую подоплеку, а так же весьма колоритные и насыщенные, запоминающиеся образы основных персонажей.
Повествование ведется от лица молодого человека из высшего сословия – барина, который по своим делам жил в Полесье уже около полугода. Звали его Иваном Тимофеевичем. Ему было скучно в Полесье, и он, чтобы развеять скуку, принялся заниматься медициной и отчасти учительской деятельностью – он учил грамоте Ярмолу, а, кроме того, он увлекся охотой.
В одну из охот случилась с ним небольшая беда – герой заплутал в лесу, и, разыскивая путь домой, очутился в доме гадалки Мануйлихи, которая решила погадать ему. И в доме гадалки барин познакомился с героиней, именем которой названа повесть – привлекательной девушкой Олесей, которая доводилась Мануйлихе внучкой.
Он видится с Олесей каждодневно. Они быстро сдружились, о многом говорят и часто спорят о разном. Ивану довелось помочь семье, к которой проявлял интерес полицейский – он заступился за них. После этого судьба их на время разлучила – причиной тому стала болезнь, но, после разлуки они признаются друг другу в любви. Но Олеся знает, что Иван – человек не для нее: он слаб, в нем нет постоянства, хоть он умен и добр. Она предвидит в жизни барина много любовных похождений, в том числе – в ее компании. И она не ошибается – когда настало время выбора, Иван не помог девушке в час ее нужды – ему по силам было забрать ее с собой, и не обращать внимания на то, что говорят люди. Но он выбрал мнение людей. Его колебания в этот период ясно дают нам понять, что он – человек слабохарактерный.
Олеся – внучка гадалки, которая тоже имеет дар предвидения. Девушка красива и умна, несмотря на то, что жила с рождения в лесу с бабушкой. Росла она ребенком смышленым и быстро обучалась всему, за что бралась. А помимо дара предвидения, девушка была немного колдуньей – она могла останавливать кровотечения и пугать людей, наводя на них страх. Она открыла перед Иваном практически все свои секреты и умения. Она любила Ивана, но понимает, что рождена явно не для того, чтобы создать с кем-то семью. Но она любила, и ради того, чтобы быть вместе с ним, пошла в церковь. Но не дошла, на нее напали и избили крестьяне. Девушка хотела ребенка от барина, но осознавала, что им предстоит расстаться.
Она была тактичным и добрым человеком по натуре своей и понимала, что проживание с ней будет Ивану испытанием – ведь она не любит общество, в котором главные правила основаны на предрассудках, и роль супруги в этом обществе нужно отыгрывать по этим дурацким правилам.
Кроме того, в городе ей было бы тесно жить – ведь в нем ей негде было бы развиваться дальше в том, в чем она хочет.
Героиня идет по пути, освещаемым ее даром провидицы – она верит своей судьбе.
Она очень индивидуальна и нетипична, и это делает ее одинокой по жизни. На зато – свободной.
Ярмола – это один из служащих у барина людей, полесовщик. Порой он развлекает хозяина, например, когда тот не выходит из дома из-за непогоды. Как раз от Ярмолы барин узнал о том, что рядом с селом живет ведьма, к которой он позже и попал.
Полесовщик является человеком набожным и суеверным – он верит во все приметы и байки, и отступает дальше от хозяина, когда узнал, что тот стал частым гостем в доме Мануйлихи. Ярмоле стыдно от того, что хозяин стал дружить с представителями нечистой силы, он опасается грехов.
Мануйлиха – это очень старая женщина, которую люди побаиваются и считают ведьмой. Она имеет дар провидения, который, вероятно, от нее и передался внучке. Благодаря своему жизненному опыту она разбирается в людях.
В молодые годы у Мануйлихи был случай – она пригрозила женщине, и у той скончался ребенок, за что Мануйлиху избили и выселили, и из-за чего она и зажила в лесу. Она является знахаркой и порой лечит людей при помощи трав, она умеет заговаривать болезни и гадать. Поскольку она умеет видеть будущее, то знает, какой будет ее жизнь дальше. Знает она и о жизни внучки Олеси, и по этой причине она невзлюбила барина с самого его появления в ее доме.
Есть такие же яркие персонажи второго план – например, урядник из полиции, который пытается выселить Мануйлиху с внучкой из дома в лесу. Поводом служит их деятельность и то, что они не ходят в церковь. Для полицейского главное в жизни – иметь деньги, вкусно питаться и вдоволь напиваться.
Никита Мищенко – парень, от которого барин узнал о том, что в церковь хотела прийти Олеся, но ее по пути избили крестьяне.
Тема любви в произведении Куприна показана весьма оригинально и трагично – отношения барина и лесной колдуньи обречены на разлуку, ведь ничем хорошим они закончиться не могут. Они друг другу не пара.
Но автор показал яркие, самобытные, интересные образы героев, и повесть «Олеся» получила большую популярность.
Характеристики героев
Олеся
Олеся — главная героиня одноименной повести А. И. Куприна, внучка колдуньи. Образ Олеси является олицетворением женственности и великодушия. Её бабушку Мануйлиху в деревне считают ведьмой и все сторонятся. За это они с внучкой вынуждены жить в глухом лесу вдали от людей.
У Олеси и ее бабушки, на самом деле, есть особый дар. Они умеют заговаривать раны, исцелять людей, предвидеть будущее, гадать. Иван Тимофеевич, который случайно оказывается в доме «ведьмы», в это упорно верить не хочет. Он пытается найти всему научное объяснение, но не находит.
А со временем он всерьез увлекается Олесей.
Внешне, это красивая темноволосая девушка со стройным станом лет двадцати пяти. Но не только внешность Олеси понравилась Ивану. В ней есть какая-то искренность и самобытность. Помимо этого, девушка отличается умом, решительностью, добрым нравом и множеством талантов.
Впервые читатель знакомится с ней, когда она входит в дом с почти ручными зябликами. Сразу становится ясно, что она выросла в единении с природой и близка к ней. Судьба Олеси не проста. Познакомившись в Иваном Тимофеевичем, она давно уже знает, что им предначертано, но отказаться от встреч с ним не может.
В гадании она увидела и его дурные черты и то, что из-за него сама перенесет величайший позор.
Именно ради него Олеся соглашается пойти в церковь, в которой прихожане считают ее проклятой. Там на девушку нападает толпа разъяренных людей, которые избивают ее камнями.
В порыве она пожелала им наплакаться вдоволь, а вечером на деревню обрушился невероятной силы град. От пережитого позора девушка заболела и была вынуждена вместе с бабушкой покинуть Полесье. Больше Иван Тимофеевич ее не видел.
На память она ему оставила только нить своих коралловых бус.
Иван Тимофеевич
Иван Тимофеевич — главный герой и рассказчик повести «Олеся». Это городской интеллигент, барин и начинающий писатель. В Полесье он оказался по служебным делам и надеется заодно собрать народные сказания и былины этой местности для своего творчества.
Однако местные крестьяне его быстро разочаровали. Они малообщительные, угрюмые и довольно ограниченные. Так, например, он не раз пытался научить грамоте местного парня Ярмолу, с которым вместе иногда ходил на охоту, но все безрезультатно.
Все попытки узнать перебродских людей поближе тоже ни к чему не приводили.
Однажды Ярмола рассказал барину, что в лесу близ болот живет настоящая ведьма Мануйлиха. Ивану Тимофеевичу это показалось интересным. Он захотел как можно скорее с ней познакомиться, хотя в душе, ни в какие колдовства не верил. Такой случай ему быстро представился. Вскоре на охоте он заблудился и как раз набрел на хату Мануйлихи.
Вид у старушки был и впрямь как у сказочной ведьмы. Гостя она приняла неласково, но за серебряную монету обещала погадать. Как оказалось, у Мануйлихи была и внучка с таким же необычным даром. Звали ее Аленой, но по полесски — Олесей.
Девушка была настолько красива и приветлива, что Иван Тимофеевич со дня их знакомства только о ней и думал.
По натуре Иван был человеком добрым, но слабым. Олеся это сразу заметила, но уже ничего поделать не могла. Даже гадания ей предвещали беду от этого человека, так как доброта его была какой-то не хорошей, не сердечной. Да и словам своим и поступкам он не был хозяином. Он быстро оставлял начатое, не доводя до конца.
Так, например, желая научить местных крестьян грамотности, он быстро оставил свои попытки, так как они не блистали умом. Чувствуя неотвратимую беду, оттого что Олеся пойдет в церковь, он не сделал никаких попыток предотвратить это.
Таким образом, этот герой хоть и был добрым, отзывчивым человеком, но сердце у него было «ленивое».
Мануйлиха
Мануйлиха — старая ведьма из повести А. И. Куприна «Олеся», бабушка Алены (Олеси). Эта пожилая женщина, чье происхождение покрыто тайной. Скорее всего, она происходила от цыган, так как умела хорошо гадать и видеть будущее. Внешне, она была похожа на настоящую бабу-ягу из народного эпоса.
У нее были впалые щеки, острый подбородок, висячий нос, беззубый рот, холодные глаза и взгляд зловещей птицы. По натуре она была недружелюбной и ворчливой. Когда у нее в хате впервые появился Иван Тимофеевич, она была ему не рада. Да и впоследствии она всегда принимала его холодно и неласково.
У Мануйлихи была красавица-внучка Олеся. В отличие от нее, она всегда была рада гостям и отличалась приветливым нравом. Несколько лет тому назад Мануйлиху с девочкой выгнали из деревни, поэтому они жили теперь в лесу, на болотах. По слухам, она попросила у одной женщины денег, но та ей отказала.
В ответ старуха пробормотала какое-то проклятье, и у этой женщины умерло дитя. Подозрение сразу же пало на Мануйлиху, за что и прогнали их с Олесей подальше от людей. Говорили также, что они обе боятся ходить в церковь.
Однако, как оказалось в финале повести, именно перебродские крестьяне вели себя так, что женщины боялись там показаться.
Ярмола
Ярмола — один из второстепенных персонажей повести А. И. Куприна «Олеся», слуга и лесовщик из Полесья. Это один из жителей глухой деревни в Волынской губернии, куда судьба забросила начинающего писателя Ивана Тимофеевича.
Он не отличается большим умом или познаниями, но именно у него главный герой надеется узнать какие-то народные легенды и предания для своей работы. С Ярмолой Иван Тимофеевич ходит на охоту, чтобы как-то разнообразить свой досуг, так как книжки давно иссякли, а все остальные жители Полесья не отличались общительностью.
Вообще местные крестьяне быстро разочаровали Ивана Тимофеевича своей ограниченностью и замкнутостью.
Он так и не услышал от них ничего интересного, кроме одного факта. Ярмола ему как-то рассказал, что в лесу живет настоящая колдунья по имени Мануйлиха. Он сразу же захотел познакомиться с ней, хотя ни в какие колдовства не верил. Со временем Иван Тимофеевич стал частым гостем в хате Мануйлихи, так как ему нравилась Олеся — внучка колдуньи.
Ярмола этого не одобрял и даже порицал его общение с обеими «ведьмами». Он также, как и все жители деревни считал, что они водятся с нечистью Однако ни он, ни другие крестьяне не додумались узнать поближе этих женщин и отнестись к ним по-человечески.
Олеся и ее бабушка, на самом деле, обладали сверхъестественными способностями, но это касалось только того, чтобы исцелять раны и предвидеть будущее.
Евпсихий Африканович
Полицейский урядник. По закону, должен быть выселить Майнулиху с Олесей из дома, но за взятку от Ивана Тимофеевича (старинное ружьё и продукты), оставил их в покое.
Никита Назарыч Мищенко
Эпизодический персонаж, конторщик соседнего имения (Мариновской экономии), приказчик. Рассказал о происшествии с Олесей, которая пошла в церковь, но была после службы бита местными женщинами, которые считали её ведьмой.
Краткое содержание
Повествование ведется от лица главного героя – барина Ивана Тимофеевича. Судьба на шесть месяцев забросила его в глухую деревню в Волынской губернии, где он выполнял свои служебные обязанности. В свободное время он охотился в Полесье и собирал народные легенды и предания. На охоту он, как правило, ходил вместе с местным жителем Ярмолой, который рассказывал ему об обычаях и нравах этой области. От нечего делать он обучал парня грамоте, но тот был не самым способным учеником.
Именно от Ярмолы Иван Тимофеевич узнал, что в деревне в верстах десяти от его дома живет настоящая ведьма по имени Мануйлиха. За свои колдовские деяния она была выселена за пределы села. Вскоре представилась такая возможность познакомиться с ней. С наступлением теплоты Иван Тимофеевич отправился с Ярмолой на охоту и заблудился.
В лесу он наткнулся на странную хату, как он полагал лесника. Но внутри он обнаружил только старуху со всеми чертами настоящей ведьмы. Она сначала неприветливо встречала гостя, но, увидев серебряный четвертак, согласилась погадать незнакомцу.
В самый разгар гадания она стала выпроваживать Ивана Тимофеевича, но в дом зашла внучка старухи.
Это была красивая темноволосая девушка лет двадцати-двадцати пяти приветливого и спокойного нрава. Она представилась Олесей и отправилась провожать гостя домой. На просьбу Ивана Тимофеевича навещать их иногда, она ответила утвердительно.
Он ей показался добрым человеком. Все первые весенние дни герой думал об Олесе. Как только погода улучшилась, он отправился в гости к колдунье. Ярмола осуждал его.
По его мнению, ходить к ведьмам это грех, но Ивана Тимофеевича это не остановило.
Как и в первый раз Мануйлиха была неприветлива, а ее внучка, наоборот, радостно встречала гостя. На просьбу погадать ему, Олеся ответила, что уже один раз раскидывала на него карты. Его ждала большая любовь в этом году со стороны трефовой, а значит темноволосой дамы.
Однако, сам Иван Тимофеевич принесет этой девушке много горя и даже позор. Провожая гостя, Олеся рассказала, что они с бабушкой наделены особым даром гадания и колдовства.
Когда он спросил, откуда они пришли в Полесье, она предпочла не отвечать, так как ее бабушка не любит говорить о своем прошлом.
Иван Тимофеевич всерьез увлекся Олесей. Ему нравился не только ее внешний облик, но и самобытная натура.
Он часто спорил с ней, пытаясь найти научное объяснение ее сверхъестественным способностям, но, несмотря на все разногласия, между ними возникла глубокая симпатия и привязанность. Он стал частым гостем в доме Мануйлихи.
Старуха этому была не особо рада, но подарки гостя и уговоры внучки сделали свое дело. С Ярмолой барин совсем разругался, из-за того, что тому не нравились обе ведьмы. Ему также не нравилось, что они боятся церкви.
Однажды, во время своего очередного визита, Иван Тимофеевич застал Олесю с бабушкой в расстроенных чувствах. Как оказалось, местный урядник велел им уезжать из Полесья, пригрозив пустить по этапу за непослушание.
Несмотря на Олесины попытки переубедить его, он вызвался разрешить эту ситуацию. Иван отправился к уряднику Евпсихию Африкановичу и задобрил его дорогими подарками. Тот обещал оставить женщин в покое.
После этого, Иван Тимофеевич понял, как сильно влюблен в Олесю, но она стала его избегать.
Две недели он провел в лихорадке, затем решил объясниться с ней. Она честно призналась, что тоже его любит, но хочет уйти от судьбы. Ведь по ее гаданию, она будет сильно опозорена из-за любви в нему. Несмотря на дурные предчувствия и недовольство бабушки, которая уговаривала Олесю больше не встречаться с их гостем, отношения молодых развивались и дальше.
К тому времени служба Ивана в Волынской губернии подходила к концу и он решил жениться на Олесе и взять ее с собой. Вначале она отказывалась, говорила, что не хочет мешать карьере молодого барина. Она готова была и без женитьбы следовать за ним куда угодно. Тогда у героя возникло подозрение, не избегает ли его любимая похода в церковь.
Но ради него она готова была перебороть и это суеверие.
Спустя пару дней, до Ивана дошла неприятная весть. Олеся, видимо, желая сделать ему приятное, пошла в церковь. Несмотря на косые взгляды прихожан, она достояла до конца обедни. На улице собрались недовольные люди, желающие побить и вымазать «ведьму» дегтем. Девушке еле удалось вырваться из толпы, но ей вслед полетели камни.
Тогда она остановилась и пригрозила им, что они еще наплачутся за это. Едва услышав это, Иван помчался к Мануйлихе. Та уже проклинала его за несчастья, выпавшие на их долю, а Олеся лежала без памяти, избитая деревенскими бабами. Когда она пришла в себя, то сказала, что им нельзя здесь оставаться.
Они с бабушкой должны уехать, иначе, если что-нибудь произойдет в деревне, все подумают, что это они наслали проклятья.
Иван сожалел о том, что не смог ее защитить и просил не оставлять его, но Олеся была убеждена в том, что им пора исчезнуть. Она даже не сообщила ему точной даты своего отъезда. На прощание она лишь сказала, что сожалеет, что у нее нет от него ребенка.
На село ночью обрушился разрушительный град и люди были недовольны. Теперь они злились не только на Мануйлиху с внучкой, но и на Ивана. Об этом его наутро пришел известить Ярмола. Когда Иван помчался известить любимую о грозящей опасности, изба Мануйлихи была уже пуста.
Никого и ничего там не осталось, кроме Олесиных красных бус, напоминающих о ее великодушной любви.
Читайте так же – А. И. Куприн “Олеся”: анализ повести
Источник.
Герои повести «Олеся» Куприна в таблице: краткая характеристика персонажей (список)
Главная страницаПовесть “Олеся”
Олеся и Иван Тимофеевич. Художник П. Пинкисевич |
В этой статье представлена таблица с характеристикой героев повести “Олеся” Куприна: список персонажей и их краткое описание.
Смотрите:
– Краткое содержание повести
– Все материалы по повести “Олеся”
Главные герои повести “Олеся” (краткая характеристика в таблице) | |
Олеся | Олеся – простая крестьянская девушка. Ей 24 года. Она живет в лесу со своей бабушкой Мануйлихой. Олеся – красивая девушка. Олеся не умеет читать и писать, но она очень умна и способна. Олеся считает себя колдуньей. Она гадает на картах и верит в то, что они предсказывают. У Олеси нет родителей, ее вырастила бабушка. Олеся любит природу и животных. Ей нравится жизнь в лесу без людей.Подробнее об Олесе >> |
Иван Тимофеевич | Иван Тимофеевич – молодой дворянин. Он приезжает в местность, где живет Олеся, по служебным делам. Он – умный и образованный человек из приличного общества. Иван Тимофеевич – добрый, отзывчивый, чуткий, скромный человек. Он влюбляется в Олесю и хочет жениться на ней. Но их история заканчивается расставанием.Подробнее об Иване Тимофеевиче >> |
Мануйлиха | Мануйлиха – бабушка Олеси, пожилая женщина. Местные жители выгнали ее из села якобы за колдовство. На самом деле она не злая колдунья. По словам Олеси, ее бабушка действительно колдунья и целительница, но не злая женщина. Мануйлиха сама вырастила свою внучку Олесю. Женщина не любит людей с тех пор, как ее выгнали из села.Подробнее о Мануйлихе >> |
Ярмола | Ярмола – крестьянин в селе Переброд. Он служит у Ивана Тимофеевича слугой и поваром на время его командировки в Полесье. Ярмола – ленивый пьяница. У него большая семья, которая вечно голодает. Ярмола – неразговорчивый и равнодушный ко всему человек.Подробнее о Ярмоле >> |
Евпсихий Африканович | Евпсихий Африканович – урядник (полицейский чиновник) в местности, где живет Олеся. Евпсихий пытается выгнать Олесю и ее бабушку из лесной избушки. Иван Тимофеевич подкупает его (дарит ему хорошее ружье), после чего Евпсихий оставляет Олесю и ее бабушку Мануйлиху в покое.Подробнее о Евпсихии Африкановиче >> |
Это была таблица с характеристикой героев повести “Олеся” Куприна: список персонажей и их краткое описание.
Смотрите: Все материалы по повести “Олеся”
Герои произведения Олеся Куцприна сочинение
Главные герои
Олеся – главная героиня повести. Девушка приходится внучкой колдуньи Мануйлихи. Олеся красивая, умная и добрая девушка, ей примерно 25 лет. Она вместе с бабушкой живет в лесу, потому что их считают ведьмами.
Но ведьмами они не являются, просто у них есть особый дар, благодаря которому они могут лечить людей и узнать будущее. Свое будущее Олеся знает наперед, она должна пережить огромный позор и все из-за мужчины – Ивана Тимофеевича. Когда он появляется в жизни Олеси, она тут же в него влюбляется.
Зная, что с ней будет, ничего не может с собой поделать. Она идет в церковь, где местные жители закидывают девушку камнями. После чего Олеся проклинает всех людей.
Майнулиха – бабушка Олеси. Никто точно не знает о ее прошлом. Но некоторые предполагают, что она произошла от цыган, ведь она может видеть будущее. Внешностью бабушка очень похожа на самую настоящую Бабу-ягу.
Имеет недоверчивый и недружелюбный характер, потому что повстречалась со многими людьми. Также плохо относилась к появлению в их доме Ивана Тимофеевича. Люди не любили Майнулиху, считали ее ведьмой.
После случая, когда соседка ей не дала денег в долг, и позже у соседки умер ребенок, ее вообще выжили из деревни. Майнулихе с внучкой пришлось переселиться в лес.
Иван Тимофеевич – начинающий писатель и интеллигент, является барином, приехал из города. Именно от его лица ведется рассказ в произведении. Иван имеет тихий и спокойный характер, но как замечает Олеся, его доброта идет не от чистого сердца.
Достаточно ленивый человек и не доводит никакое свое дело до конца, получив первые же трудности в деле тут же сдается. Молодой человек приезжает в деревню в поисках интересных историй для своего творчества, но необщительные крестьяне мешают всем его планам.
Познакомившись с парнем по имени Ярмола, Иван узнает о домике в лесу, где живет ведьма. Иван решает найти этот дом и познакомится с его обитателями, он решает, что именно там он найдет материал для книги. В колдовство молодой человек не верил.
Иван нашел домик случайно, когда на охоте просто заблудился. Там он встречает девушку Олесю, которая в тот же момент западает ему в душу.
Второстепенные персонажи
Ярмола – лесовщик и слуга Ивана Тимофеевича, внешне ничем не выделяется. Как и все местные жители, Ярмола не отличается особым умом и сообразительностью.
Его барин пытается учить грамоте, когда тому становится скучно, но безрезультатно. К Майнулихе и Олесе также относится недоброжелательно, считает, что они связаны с нечистой силой. Барин ходит на охоту я Ярмолой только от скуки.
После того как его новый знакомый начинает часто ходить в лес к Олесе, Ярмола от него отдаляется.
Евпсихий Африканович – полицейский. Ищет способ любыми путями выгнать бабушку с внучкой из их дома в лесу. Он много пьет, но, несмотря на это часто ходит в церковь. Принимает взятку в виде ружья от Ивана Тимофеевича, за это ружье он обещает барину не выгонять Олесю с бабушкой из дома. Евпсихий Африканович свое слово сдерживает.
Сочинение 2
Повесть А.И. Куприна «Олеся» – это красивая история романтичной любви.
Главная героиня произведения – внучка колдуньи Мануйлихи. Это очень красивая молодая девушка с богатым внутренним миром. Она росла с бабушкой в лесу, поэтому хорошо чувствует природу, любит и понимает. В деревне люди уверены, что Олеся вместе с бабушкой – ведьмы.
На самом деле они обладают особенным даром, могут исцелять людей, заговаривать раны, гадать на будущее. Такие особенности не радуют девушку. Она считает, что сам дьявол одарил её таким умением, поэтому девушка не ходит в церковь.
Несмотря на низкое происхождение, девушка умна и благородна, у неё изысканная речь
Случайно в лесу Олеся знакомится с Иваном Тимофеевичем и влюбляется в него. Девушка прекрасно понимает, что они никогда не будут вместе, потому что принадлежат к разным социальным слоям; считает его добрым, но мягким по характеру, не способным защитить её.
Олеся пытается побороть свои чувства, но не может с ними справиться. Тогда она для себя решила: «Пусть что будет, то и будет». Ради возлюбленного Олеся идёт в церковь, за что местные женщины жестоко избивают девушку. В ярости она угрожает обидчикам местью.
После этого случая Олеся прощается с Иваном и уезжает с бабкой из этих мест навсегда.
Ещё один главный герой повести – молодой барин Иван Тимофеевич. Он приезжает в Полесье по делам; скучает в глуши, наблюдая за местными нравами. Заблудившись в лесу на охоте, он знакомится с бабкой Мануйлихой и её внучкой Олесей. Иван очарован необыкновенной девушкой.
С этого времени он встречается с Олесей довольно часто, всё больше и больше привязываясь к ней. Чувство восхищения девушкой перерастает в любовь настолько сильную, что Иван готов жениться на ней, понимая, что это почти невозможно из-за предрассудков в обществе. Нерешительный парень не смог защитить свою возлюбленную перед невежественной толпой.
Девушка расстаётся с ним, оставив на память об её нежной и великодушной любви нитку красных бус.
Злая и жадная колдунья Мануйлиха – бабка Олеси. Когда-то в молодости её изгнали из деревни за недобрые дела. С тех пор она живет с внучкой уединенно в лесу. Мануйлиха очень любит свою внучку и всячески оберегает её от людей.
Полесовщик Ярмола – слуга, повар и спутник барина на охоте. Местные жители считают его самым бедным и ленивым крестьянином во всей округе, к тому же – пьяницей. Однако, ограниченный и неспособный к грамоте мужик, в совершенстве знает лес.
Евпсихий Африканович – местный урядник.
Бездушный лицемерный представитель власти требует от бабки Мануйлихи и Олеси покинуть их убогое жилище, так как лес, где оно находится, купил новый помещик и неизвестно, как он себя поведет.
Продажный чиновник принимает в дар от Ивана Тимофеевича понравившееся ружье и за это соглашается не беспокоить несчастных женщин. Слово своё сдерживает, но лесных затворников прогоняют местные жители.
Финал романа трагичен – влюблённые вынуждены расстаться, но таинственная колдунья останется в сердце Ивана Тимофеевича навсегда.
Характеристика персонажей
А. И. Куприн написал большое количество рассказов и повестей, которые до сих пор интересны читателям. Одним таким произведением является повесть «Олеся».
Герои повести чистые и честные. В этой повести писатель смог показать волшебную историю любви двух молодых людей, которым помешали предрассудки общества. В повести главными героями были Олеся и Иван Тимофеевич, именно они стали центральными фигурами в повести. Второстепенных персонажей намного больше.
Олеся была молодой девушкой. Ей было 24 года, была очень красивой и доброй, в ней чувствовалась женственность и великодушие. В местности, где они жили с бабушкой, их считали колдуньями, из – за этого они ушли в лес. Но они были просто травницами и лечили людей травами. Девушка выросла вдали от людей, её всю жизнь окружала природа, поэтому она являлась частью этого лесного мира.
В дом Олеси случайно пришел Иван Тимофеевич, он не верит, что они ведьмы. Он был образованным человеком, поэтому все объяснял с точки зрения науки. Девушка сразу почувствовало, что этот человек нечего хорошего ей не принесет, но она уже влюбилась в него.
Олеся тоже понравилась ему, он только о ней и думал. Он принес девушке не только позор. Но и душевную боль. Она ради него пошла в церковь, куда ей запрещалось ходить.
И прихожане забрасывают её камнями, девушка в порыве злости проклинает тех, кто её опозорил, а на следующий день людям всё вернулось с большой силой.
Мануйлиха бабушка главной героини. Старая ведунья. Её предками были цыгане, от них она и унаследовала знания о травах и умение предсказывать будущее. Внешне она была похожа на бабу-ягу, имела длинный нос и подбородок, впалые щеки, беззубый рот, глаза холодные, а взгляд хищной птицы. Она не доверяла людям. Ивана она приняла тоже не ласково и была не довольна, когда он приходил.
Иван Тимофеевич был образованным человеком из города, начинающий писатель. Был молод и умен. В месте, где проживала Олеся с бабушкой, он приехал по делам. Так же он хотел собрать народные сказания для своего творчества. Но он не чего не узнал. Крестьяне были не общительными и ничего ему не рассказали.
Он ходил на охоту с местным парнем Ярмола. Он то и рассказал ему о ведьмах в лесу, и Ивану стало интересно, он захотел познакомиться с ними. Однажды он заблудился в лесу и случайно набрел на их дом. Бабку он принял за бабу – ягу, а вот девушка запала ему в сердце. О нёй он стал думать постоянно.
`
Герои произведения Олеся
Популярные сочинения
- Сочинения по творчеству Карамзина
Сочинения по произведениям Карамзина - Письмо Татьяны к Онегину сочинение для 9 класс
Татьяна Ларина героиня романа Пушкина А.С. родилась и выросла в деревенской глуши, но воспитывалась на французских романах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что она оказалась мечтательницей, не умеющей лукавить. - Сочинение на тему Русские народные песни (3, 6, 7, 8 класс)
Народные песни очень разнообразны. Произведения, принадлежащие к ним, имеют авторов, имена которых забыты, но каждая из сохранившихся русских народных песен стала популярной
Герои повести Олеся Куприна сочинение краткая характеристика персонажей
Основными персонажами произведения являются Иван Тимофеевич, представленный в образе молодого дворянина, и Олеся, изображенная писателем в качестве простой крестьянской девушки.
Олеся
Героиня представляется в повести как двадцатичетырехлетняя рослая брюнетка, отличающаяся смуглым красивым лицом с тонкими бровями и блестящими, большими, темными глазами, стройностью сильной молодой фигуры, изящной здоровой грудью, небольшими, чуть загрубевшими руками, свежим звонким голосом. Девушку нарекают при рождении именем Алены, но все в округе называют ее Олесей.
Олеся не владеет грамотой в виде чтения и письма, но при этом выражается с необычайной изысканностью, присущей настоящим барышням, демонстрируя деликатность, чуткость и тактичность.
Девушка воспитывается бабушкой Мануйлихой, поскольку не имеет родителей, проживая в лесном домике, в котором они оказались из-за выселения из деревни по решению местных жителей, считающих женщин колдуньями.
В связи со сложившейся ситуацией Олеся не общается с другими людьми и лишь один раз в год отправляется за покупками в деревню. Жизнь в лесной глуши не смущает Олесю, она с наслаждением любуется животными, птицами и окружающей природой.
Характерными чертами девушки являются ее смелость, независимость, гордость, граничащая с самоуверенностью.
Олеся уверена, что в ее натуре действительно присутствуют колдовские чары, поэтому не смеет посещать церковные службы.
Девушка отличается ярким воображением и любознательностью, порой напоминающую детскую наивность, но при этом Олеся свято верит в свое колдовское предназначение, гадая на картах и предсказывая судьбы.
Иван Тимофеевич
Иван Тимофеевич изображается в произведении в виде молодого холостяка, являющегося образованным дворянином, столичным чиновником, увлекающимся писательством. По характеру Иван Тимофеевич отличается тихой, скромной, отзывчивой и доброй натурой, без презрения общающейся с простым людом, помогая им в их бедности.
Помимо писательства, Иван Тимофеевич увлекается путешествиями и обожает охотничье дело. Познакомившись случайно с Олесей, Иван Тимофеевич вспыхивает к девушке страстными чувствами, хотя и не верит в предсказания и колдовство.
Олеся раскладывает гадальные карты Ивану Тимофеевичу и дает ему не очень лестную характеристику, считая, что его душа не способна на искренние, настоящие чувства и судьба ему уготована несчастливая, оставаясь всю жизнь закоренелым холостяком, так и не ставшим богатым.
Бабушка Олеси
Бабушка Олеси, старая Майнулиха, является в повести второстепенным персонажем и представляется в качестве недружелюбной, сердитой, плохо слышащей старухи, смахивающей своей внешностью на бабу-ягу, поскольку описывается худощавой сгорбленной женщиной с беззубым, провалившимся ртом, холодными, злыми глазами, дряблыми щеками и скрюченными пальцами. Майнулиха изображается как умная, знающая женщина, слывущая колдуньей, но на самом деле являющаяся хорошей целительницей, отлично разбирающейся в лекарственных растениях. Женщина не любит общаться с окружающими, поскольку не доверяет людям, будучи в прошлом оклеветанной и изгнанной из родного села с маленькой внучкой.
Евпсихий Африканович
Одним из второстепенных героев повести является Евпсихий Африканович, тяжеловесный, крупный мужчина с толстыми волосатыми пальцами и раскатистым баритоном, служащий в местной округе в чине полицейского урядника.
Евпсихий Африканович прибывает в лесные угодья с целью выселить из лесного домика Майнулиху с внучкой, поскольку дом принадлежит местному помещику.
Однако с помощью Ивана Тимофеевича, подарившего уряднику в качестве взятки охотничье ружье, женщины остается в своем невзрачном жилище.
Слуга Ярмола
В качестве неключевого персонажа произведения описывается временный слуга Ивана Тимофеевича Ярмола, прикрепленный к гостю на время его пребывания в местной округе, хорошо разбирающийся в лесном хозяйстве простой нищий крестьянин, отличающийся полной безграмотностью, неразговорчивостью, исключительной ленью, рьяной склонностью к выпивке, а также же полной беспечностью и равнодушием ко всему окружающему, но при этом страстно любящий охоту.
Сочинение Все герои повести Олеся
Повесть “Олеся” – одно из первых крупных произведений Куприна, повествующая о трагической любви двух, написана в 1898 году и опубликована в газете “Киевлянин”.
Эта книга является главным украшением вышедшего в 1905 году “Полесского цикла”. И сам Александр Иванович питает к повести теплоту и любовь.
Ведь “Олеся” – произведение-ретроспектива, описывающая события, похожие на те, в которых он сам участвовал в прошлом.
Центром повествования является история взаимоотношений главных героев: лесной колдуньи Олеси и молодого человека дворянских кровей Ивана Тимофеевича. К ключевым персонажам повести также относится Мануйлиха – бабка главной героини.
Олеся – двадцатичетырехлетняя девушка, живущая в лесной избе со своей бабкой Мануйлихой, которая её вырастила. Настоящее имя героини Алёна. Она считает себя колдуньей, живет в единении и гармонии с природой. Не умеет читать и писать, но быстро обучается и невероятно умна.
Девушка очень красива: она имеет сильное и стройное тело, статную осанку, маленькие красивые руки, но необыкновенно сильные и из-за работы, темные волосы и большие, искрящиеся, непроницаемые глаза, окаймлённые сверху тонкими изящными чёрными бровями, придающими её взгляду таинственность и шарм. Одета в белую свободную рубашку, подчёркивающую её красивую грудь, красную юбку и кашемировую красный платок.
Олеся имеет своенравный сильный характер: она гордая, самоуверенная, независимая и смелая девушка. Практически не появляется на людях, потому что жители села презирают её мистические способности.
Олеся хорошо гадает на картах и предсказывает по ним судьбу. Она умеет по-настоящему самоотверженно любить. Имеет сильный, звонкий, красивый голос.
Эта девушка является воплощением естественности и натуральной красоты.
Мануйлиха – пожилая колдунья, бабушка Олеси, вырастившая её одна в единении с природой; родом из Мценска Орловской губернии. Старушка несправедлива изгнана из села, после чего она перебралась в лесную избушку около болота и перестала любить людей и доверять им, став недружелюбной и сердитой женщиной.
Своей внешностью напоминает Бабу-ягу: имеет острый дряблый подбородок, холодный взгляд в тускло-голубых глазах, впалые щёки и беззубый рот на коричневом кривом лице. Из-за старости плохо слышит. Но возраст никак не отражается на её умственных способностях: она необыкновенно мудра и смышлёна. Мануйлиха груба, острая на язык, но искренне любящая внучку и заботливая женщина. Любит пить чай.
Иван Тимофеевич – рассказчик, молодой свободный интеллигентный мужчина дворянского происхождения. Начинающий писатель, приехавший в село по делам службы. Образован и умён. Любит охоту и крайне потребительски относится к природе.
Иван тихий и скромный, добрый, но слабый характером; не способен на самоотверженную любовь, хотя и был влюблён в Олесю. Социальный статус и мелкая чиновничья работа оказались для него важнее любви.
Но вместе с этим он отзывчивый и чуткий. Несуеверен и не хочет полагаться на судьбу и гадания. Есть конь по кличке Таранчик.
Иван – полная противоположность своей возлюбленной, из-за него отношения с Олесей рушатся, ведь он не может принять её такой, какая она есть.
Второстепенные герои произведения:
Ярмола Попружук – простой крестьянин, живущий в селе Переброд, работает прислугой у Ивана Тимофеевича. Хорошо знает лес и страстно любит охоту и часто составляет компанию Ивану Тимофеевичу. Имеет большую семью, которая постоянно голодает потому, что Ярмола очень ленив, равнодушен и беден, так как тратит все деньги на выпивку.
Никто в селе не считается с его мнением. Он неразговорчив и скуп на чувства и эмоции. Внешность у Ярмолы самая обычная и ничем не приметная: на смуглом худом лице глубоко сидят чёрные глаза, на подбородке растёт неаккуратная жёсткая чёрная борода, над губами находятся большие усы. Всегда ходит в лаптях.
У него есть собака по кличке Рябчик, на которую ему всё равно, как и на всё происходящее вокруг него.
Евпсихий Африканович – сельский урядник (полицейский чиновник). Хочет выставить Олесю и Мануйлиху из их избы, периодически приезжает и пытается их выгнать. Женат. Много пьёт, несмотря на свою принадлежность к духовному сословию.
Имеет неприятную внешность: у него грузное полное туловище, маленькие, равнодушные голубые глаза, вечно красное лицо, лысый затылок, свесившийся на шею большой толстой складкой, большие волосатые пальцы. Одет он в серую офицерскую шинель и шаровары.
Говорит, что его нельзя подкупить, однако берёт в подарок ружьё у Ивана Тимофеевича, который попросил отстать на какое-то время от Олеси. Говорит раскатистым баритоном.
Никита Назарыч Мищенко – приказчик, конторский служащий в соседнем селе, рассказавший Ивану Тимофеевечу об избиении Олеси местными жителями у церкви.
Слепой лирник – слепой певец, поющий гнусавым голосом и играющий на лире.
Вариант 3
В повести А.И. Куприна рассказывается о красивой, но трагичной истории любви простой, но в то же время таинственной девушки Олеси и молодого дворянина Ивана Тимофеевича. Любовь главных героев чиста и светла, но обречена, из-за огромной пропасти между ними и невежества жестоких людей.
Автор описывает Олесю как девушку двадцати четырех лет с необыкновенной, мистической и оригинальной красотой. Роста она высокого, статная, кожа смугловатая, а глаза большие и темные, с загадочным блеском.
Нетронутая цивилизацией, естественная красота девушки олицетворяет дикую и первобытную жизнь природы.
Вместе с внешней привлекательностью обладает такими качествами, как ум, доброта, любознательность, гордость и независимость, она способна на высокие чувства и храбрые поступки.
Девица живет в лесу среди болот, в одинокой избе со своей бабушкой. У Олеси необычные способности, такие как предсказывание скорой смерти по лицу, подчинение воли другого человека, различные заговоры.
Понимает, что отличается от остальных, и что люди к ней не расположены. Ей чужды общественные нормы поведения, не умеет читать и писать, однако имеет природное чувство такта и изысканность в речи.
Единственный человек из ее окружения — это бабушка, а друзья-животные, поэтому она презирает охоту.
Олеся влюбляется в Ивана Тимофеевича и отдается порыву полностью, хоть и осознает, что у них нет будущего. Беззаветная любовь толкает ее на решительные поступки ради возлюбленного, она не боится принести себя в жертву.
Городской интеллигент Иван Тимофеевич оказывается в глухой деревне по служебным делам. Умный и образованный, несмотря на свою доброту и дружелюбие, так и не смог найти общего языка с крестьянами и был среди них чужим. Единственным развлечением заскучавшего барина становится охота.
После знакомства с девушкой-колдуньей, дни юноши преображаются. Его привлекает ее чарующая наружность, то, как она легко держится и говорит. Все сверхъестественные умения девушки объяснял научно и не верил в колдовство.
И очень быстро этот интерес перерастает во влюбленность. Знал, как относятся к Олесе и бабушке, но все равно навещал их избушку, помогал и даже заступался.
Всерьез задумался о женитьбе, но в то же время не представлял жизни с ней в обществе.
Мануйлиха – старая женщина, которую все считают колдуньей. Она, как и внучка обладает даром предсказания будущего, за что страдает всю жизнь и вынуждена прятаться в лесной глуши.
Она очень мудрая и видит судьбы людей, в том числе и внучки, а поэтому недолюбливает Ивана Тимофеевича. Резкая и несдержанная, озлобленная на весь свет, никому не доверяет.
Мануйлиха искренне любит Олесю и пытается уберечь от страданий, которые ей принесет Иван.
Ярмола – простой деревенский мужик, слуга Ивана Тимофеевича. Как и остальные селяне, недалек и суеверен, верит в приметы, постоянно отговаривает барина от общения с ведьмами. Ярмола знатный выпивоха и любит праздность, но при этом отменный охотник, знаток леса и его обитателей.
Евспихий Африканович-местный начальник, полицейский урядник. Ищет повод выселить старуху с Олесей, оправдывая это тем, что они ведьмы. Грубый и нахальный, не прочь выпить и не гнушается брать взятки.
Несколько интересных сочинений
Олеся — образ и характеристика героини повести А. И. Куприна «Олеся»
Девушка-колдунья из повести Александра Ивановича Куприна «Олеся» — одна из самых романтичных героинь русской литературы. Характеристика образа Олеси демонстрирует изменение традиционного сентиментально-романтического противостояния «дитя природы — цивилизация» в прозе начала XX века.
Внешность, характеристика речи
Первое появление героини на страницах повести автор изображает необыкновенно ярко. Сначала рассказчик слышит «свежий, звонкий, сильный» голос, поющий жизнерадостную песенку.
На пороге избушки, напоминающей обитель бабы Яги, появляется высокая, красивая, смеющаяся девушка, создавая ощутимый контраст и с убожеством обстановки, и со старухой-хозяйкой.
Олеся похожа на лесную волшебницу, добрую фею: она придерживает руками трёх крошечных птичек, которые, по её словам, опять за нею увязались.
Врождённая чуткость к слову позволяет Олесе образно, ярко и точно формулировать свои мысли, описывать, рассказывать. Речь девушки — свидетельство гармоничности её натуры, редкого свойства одним своим присутствием украшать окружающий мир.
Отношение Олеси к природе и людям
Девушка органично связана с окружающей её природой. Лес, болота — это её мир, в котором нет ничего, что бы несло угрозу. Другое дело — деревня.
Люди вызывают в героине настороженность, ощущение скрытой опасности. Ведь её бабушку, посчитав ведьмой, односельчане прогнали вместе с внучкой в лес, сломав её хату.
Девушка не верит в существование добрых и умных, дружелюбных и приветливых людей. Она таких никогда не видела.
Характер
Немалую долю обаяния лесной отшельнице добавляет окружающая её таинственность.
Даже если бы повествователь не слышал рассказа о колдунье на болотах, образ девушки, живущей уединённо, в лесу, сторонящейся людей, сам по себе глубоко воздействует на воображение, как и чудеса, которые она демонстрирует.
Манеры таинственной красавицы не похожи на поведение здешних жительниц и поражают своей естественной простотой и изяществом. Олесю отличали такие черты характера, как независимость, своеволие, свободолюбие.
К сожалению, ограниченность сознания, свойственная в то время простым людям, населяющим Полесье, наложила отпечаток и на героиню. Она искренне считает, что от рождения её душа продана дьяволу. Этим она объясняет свою непохожесть на других.
Взаимоотношения Олеси и Ивана Тимофеевича
Герой-рассказчик в «Олесе» — мелкий чиновник, прибывший по служебным обязанностям в маленькую деревеньку. Молодой интеллигентный человек, мечтающий стать писателем, находит в Олесе воплощение своих романтических представлений. Девушка привлекла его не только своей яркой красотой.
Огромное впечатление на Ивана Тимофеевича произвела независимость, сила характера обитательницы полесских болот.
На протяжении повествования он не раз удивляется её чувству собственного достоинства, благодаря которому лесная дикарка ведёт себя с удивительной тактичностью и вместе с тем непринуждённо, уверенно.
Отношения между представителем образованного слоя общества и девушкой из простого народа составляли сюжет и других произведений русской литературы. Однако в повести А. И. Куприна нет привычного противоречия между человеком, избалованным достижениями и возможностями цивилизации, и наивной, простодушной женщиной, сформировавшейся вдали от городской культуры.
Олеся не наскучила Ивану, как Лиза Эрасту в повести Карамзина или Бэла Печорину в романе Лермонтова. Она не напугала молодого человека чрезмерной откровенностью чувств, как тургеневская Ася. Напротив, искренняя любовь девушки, не знакомой с правилами общества, восхищает и притягивает героя. У Куприна к трагедии приводит вовсе не противостояние социально далёких друг от друга персонажей.
Причина разлуки Олеси и Ивана Тимофеевича
Причиной разлуки героев повести являются люди, населяющие Полесье. Унизительное положение, в котором много лет жили здешние крестьяне, сформировало из них рабов. Рассказчик отмечает характерный угрюмый взгляд исподлобья, замкнутость, молчаливую недоброжелательность деревенских жителей.
Вместе с тем, они уже издали ломают перед «барином» шапки и почтительно кланяются. Просвещённый горожанин, Иван с отвращением пишет о «подлой манере» целовать руки даже самому мелкому чиновнику. Вопреки ожиданиям, он не записал ни одной полесской сказки, легенды или песни.
Жизнь не дала местным обитателям повода для творчества.
Зажатые в тисках нищеты и рабского сознания, жители Полесья причину своих несчастий видят в том, что им непонятно. Они боятся всего, что не укладывается в рамки привычного мира. Поэтому независимость Олеси вызывает у них ненависть. Им чужда её внутренняя свобода, своеволие, дерзость. Это пугает и настораживает их.
Попытка «колдуньи» пойти в церковь, желание присоединиться ко всем, стать такой же, едва не убила её. Олеся отказывается уехать с рассказчиком, потому что уверена: люди везде таковы, как здесь, и никогда не позволят ей жить рядом с ними.
Вывод
Образ Олеси — олицетворение естественной свободы. Её трагедия обусловлена не традиционным романтическим противостоянием природного начала и цивилизации. Это конфликт свободного человека и рабского мироощущения.
Общество, привыкшее к покорности, не желающее никакого развития, неспособное распоряжаться даже собственной судьбой, одурманенное самыми тёмными суевериями, ненавидит всякое свободное проявление духа.
Оно стремится уничтожить всё необычное, слишком яркое, смелое, красивое, потому что это грозит разрушить отвратительный, но привычный порядок вещей.
Характеристика образа Олеси может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Характеристика героя Олеся, Куприн
Олеся
Олеся – главная героиня одноименной повести А. И. Куприна, внучка колдуньи. Образ Олеси является олицетворением женственности и великодушия. Ее бабушку Мануйлиху в деревне считают ведьмой и все сторонятся.
За это они с внучкой вынуждены жить в глухом лесу вдали от людей. У Олеси и ее бабушки, на самом деле, есть особый дар. Они умеют заговаривать раны, исцелять людей, предвидеть будущее, гадать.
Иван Тимофеевич, который случайно оказывается в доме “ведьмы”, в это упорно верить не хочет. Он пытается найти всему научное
объяснение, но не находит. А со временем он всерьез увлекается Олесей.
Внешне, это красивая темноволосая девушка со стройным станом лет двадцати пяти. Но не только внешность Олеси понравилась Ивану. В ней есть какая-то искренность и самобытность. Помимо этого, девушка отличается умом, решительностью, добрым нравом и множеством талантов.
Впервые читатель знакомится с ней, когда она входит в дом с почти ручными зябликами. Сразу становится ясно, что она выросла в единении с природой и близка к ней. Судьба Олеси не проста.
Познакомившись в Иваном Тимофеевичем, она давно уже знает, что им предначертано, но отказаться от встреч с ним не может. В гадании она увидела и его дурные черты и то, что из-за него сама перенесет величайший позор.
Именно ради него Олеся соглашается пойти в церковь, в которой прихожане считают ее проклятой. Там на девушку нападает толпа разъяренных людей, которые избивают ее камнями. В порыве она пожелала им наплакаться вдоволь, а вечером на деревню обрушился невероятной силы град.
От пережитого позора девушка заболела и была вынуждена вместе с бабушкой покинуть Полесье. Больше Иван Тимофеевич ее не видел. На память она ему оставила только нить своих коралловых бус.
(1 votes, average: 5.00
Характеристика главных героев повести «Олеся» Куприна | Какой Смысл
Волею случая молодой человек Иван оказывается в глухой деревне, отрезанным от общества.
Из людей рядом — только немногословный крепостной Ярмола, который составляет Ивану компанию на охоте и изредка рассказывает истории из деревенской жизни.
Однажды Ярмола рассказал хозяину о ведьме, которая была изгнана из деревни за злодеяния и поселилась в доме в лесу, забрав с собой не то дочку, не то внучку.
Однажды во время охоты молодой человек заблудился в лесу и, плутая, набрел на одинокую избушку. Оказалось, это и есть жилище местной ведьмы, Мануйлихи. Герой знакомится с неприветливой старухой и ее красавицей-внучкой.
Несмотря на негостеприимный прием, внучка Мануйлихи Олеся вызывает у молодого мужчины симпатию и интерес. Он начинает регулярно ходить в гости к жителям лесной избушки, все больше сближается с Олесей. У молодых начинаются любовные отношения.
Но вскоре Иван сообщает Олесе, что служба его окончена, и он вынужден будет вернуться в город. Зовет девушку замуж, хочет забрать ее с собой. Олеся, потомственная знахарка и гадалка, боится церкви словно огня.
Выходить замуж и венчаться отказывается.
Но ее любовь к мужчине настолько сильна, что на следующий день она переступает свой страх и идет в деревенскую церковь на службу. Служба праздничная, народу много. Женщины замечают в церкви «ведьму» и с позором изгоняют ее из села, избив и унизив.
Узнав об этом, Иван спешит к любимой. Олеся в плохом состоянии, прощается с мужчиной, уверяя, что карты показали ей, что они не будут счастливы вместе. На следующий день Иван не застает в избушке ни бабушки, ни Олеси — героини спешно покинули жилище.
Характеры героев произведения
Иван
В характере Ивана сложно увидеть какие-то негативные, отталкивающие черты. Молодой человек добр к людям, проявляет к окружающем миру живой интерес. Он не обременен предрассудками общества, одинаково дружелюбно общается как с крепостными , так и с начальством. К каждому человеку умеет найти подход, с каждым находит общий язык.
Его можно назвать искренним, ведь все его слова и признания правдивы: он не врет ни Олесе, ни самому себе. Человек очень рассудительный, он ведет многочасовые беседы с любимой, где пытается ей доказать, что мир подчинен не только суевериям, но и науке.
Иван достаточно тактичен, чтоб не навязывать Олесе свои решения. Он имеет смелость принять ее решение о расставании, несмотря на всю тяжесть для него.
Конечно, он уговаривает девушку остаться с ним («напрасно я старался разубедить Олесю, напрасно рисовал перед ней картины безмятежного счастья, которому не помешают ни завистливая судьба, ни грубые, злые люди»), но покорно поддается упорству любимой.
Олеся
Если Ваня спокоен и рассудителен, то Олеся — пылкая натура. Одновременно она горда, суеверна и пуглива, но при этом в ней очень много решительности и смелости.
Девушка всю жизнь прожила в лесу с бабушкой, вдали от людей. У нее был свой, созданный бабушкой и природой мир, в котором она жила будто в коконе, огражденная от общества других людей. Появление собеседника, друга, привлекательного мужчины, разумеется, взбаламутило все чувства девушки. Она стремительно и искренне полюбила Ивана.
Еще в начале их знакомства из любопытства, Олеся сделала карточный расклад на Ивана, в результате которого она увидела, что их отношения приведут ее к несчастью и позору.
Она долго боялась начинать отношения, не решалась отдаться чувствам с головой. Но, соскучившись по мужчине за время его болезни, решилась. И призналась во всем любимому, стараясь не думать о последствиях.
Она была счастлива от того, что ее чувства взаимны, бросилась, словно в омут с головой.
Своим походом в церковь Олеся хотела показать всю глубину чувств к Ивану, готовность пойти за ним. Но реакция жителей деревни остудила ее пыл.
Она вспомнила о карточном предсказании, поняла, что оно сбывается, и испугалась идти дальше, продолжать отношения с Иваном, выходить за него замуж. Олеся приняла тяжелое для себя решение о расставании с любимым, завела с ним прощальный разговор.
Олеся в этот момент выглядит одновременно беззащитной, но очень гордой и твердой в своем решении.
У влюбленных очень разные характеры и взгляды на жизнь. Ивану было хорошо с Олесей, но в его памяти эти отношения останутся подобием курортного романа — яркие, скоротечные и экзотические.
Для Олеси Иван, скорее всего, был и останется любовью всей жизни, единственным мужчиной. «Знаешь, о чем я жалею? — говорит Олеся Ивану напоследок. — О том, что у меня нет от тебя ребеночка.
Ах, как я была бы рада этому!»
(695 слов) Одним из известнейших произведений Александра Ивановича Куприна является повесть «Олеся». Работу над ней писатель завершил в 1898 году. Она была опубликована в газете «Киевлянин». В своей книге автор продемонстрировал читателю историю трагической любви. Повесть «Олеся» по праву считается одним из лучших произведений писателя. Это во многом объясняется оригинальным сюжетом, яркими образами главных персонажей, мистическими мотивами. Главные герои повести «Олеся» вызывают незабываемые эмоции у читателя. Чтобы лучше понять замысел произведения, рассмотрим характеристику его главных героев.
Рассказчиком является молодой барин, которого зовут Иван Тимофеевич. Герой задержался на Полесье около шести месяцев по служебным делам. Стремление этого человека лечить народ, учить Ярмолу, а также охотиться было вызвано скукой. Однажды персонаж заблудился на охоте, в результате чего попал в дом Мануйлихи. Женщина начала ему гадать. Именно здесь Иван и знакомится с Олесей. Девушка является внучкой Мануйлихи. Герой видит Олесю каждый день, они беседуют и спорят. Однажды молодой человек совершил благородный поступок, заступившись за женщин перед полицейским урядником. Иван и Олеся признаются в своих чувствах после длительной разлуки, вызванной болезнью. Характеристику Ивану дает сама его избранница. С помощью своего дара она видит, что Иван — человек слабый, непостоянный, но добрый и умный. Судьба готовит ему несколько романов, и Олеся — не единственная любовь в его жизни. Эти сведения подтверждаются и на деле: Иван так и не совершил решительного поступка, когда Олеся оказалась в беде. Он мог бы увезти ее с собой, не слушая возражений, но вместо этого он медлил и колебался, что говорит о его слабоволии.
В образе Олеси писатель воплотил внучку Мануйлихи. На момент повествования этой прекрасной молодой девушке около двадцати пяти лет. Она росла в лесу, жила с бабушкой. Тем не менее, Олеся выросла очень умной, развитой и смышлёной девушкой. Главная героиня обладала способностью предсказывать будущее и талантом к быстрому обучению. Кроме того, Олеся могла остановить кровь и навести страх. Девушка продемонстрировала все свои способности Ивану Тимофеевичу. Несмотря на то, что главная героиня питает нежные чувства к молодому человеку, она осознает, что её предназначение не заключается в создании семьи. Девушка решилась ради своего возлюбленного пойти в церковь, однако по пути героиню избивают местные жители. Олесе до глубины души жалко, что у неё не будет ребёнка от Ивана, но она понимает, что им пришло время расстаться. Добрая и тактичная девушка знает, что ее появление в жизни Ивана станет для него большим испытанием. Ей самой чужда роль жены в обществе, где всем правят предрассудки. Город сковал бы ее по рукам и ногам, не дал бы свободы и развития ее способностям. Главная героиня искренне верит в судьбу и идет по пути, который ей подсказывает ее дар. Яркая индивидуальность Олеси делает ее одинокой, но зато независимой.
Ярмола является полесовщиком, он служит Ивану Тимофеевичу и развлекает его, когда из-за сильной вьюги барин не может выйти на улицу. Именно благодаря Ярмоле Иван узнает о существовании ведьмы недалеко от их селенья. По своей натуре персонаж является очень суеверным. Ярмола верит во все приметы и страшные истории. Герой отдаляется от Ивана Тимофеевича после того, как он начал ходить к ведьме. Ярмола боится греха. Ему очень стыдно, что его знакомый водится с «нечистой силой».
В образе Мануйлихи автор изобразил старую женщину, которую называют ведьмой. Мануйлиха, как и её внучка, обладает способностью предсказывать будущее. Героиня разбирается в людях, ведь у неё большой жизненный опыт. Когда Мануйлиха была молодой, она однажды пригрозила одной женщине, и спустя определённое время у неё умер ребёнок. В результате, героиню избили, и она была вынуждена оставшиеся годы провести в лесу. Мануйлиха способна лечить людей травами, она может заговаривать болезни, а также гадать на деньги. Кроме того, героиня прекрасно знает свою дальнейшую судьбу и жизненный путь своей внучки. По этой причине женщина злится на Ивана Тимофеевича с самого начала.
Не менее интересными являются второстепенные персонажи повести. Рассмотрим их характеристику.
Евпсихий Африканович работает полицейским урядником. Герой всячески старается найти предлог, чтобы выгнать женщин из жилища. Поводом является то, что они гадают и не посещают церковь. Главные жизненные ценности Евпсихия — деньги, вкусная еда и спиртное.
Никита Мищенко докладывает молодому барину о приходе ведьмы в церковь. Из уст этого героя Иван Тимофеевич узнает, что местные жители избили её.
Можно утверждать, что в своем произведении Александр Куприн создал яркие образы, которые не оставляют читателя равнодушным. Повесть «Олеся» не утратила актуальности в наше время. Ведь тема любви в сложным обстоятельствах всегда будет вечной.
Автор: Виктория Комарова
Тема урока:
Л.Толстой «Кавказский пленник»
Характеристика героев.
Школа-гимназия Сарыкемер
Учитель: Сбанкулова Н
Класс 7 «Б»
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке
Ч 6.7.3.6.1 Анализ художественного произведения.
П3.7.4.3.1 Представление информации в виде таблицы.
Языковая цель
Учащиеся могут:
— строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи
Ключевые слова и фразы: литературный герой, персонаж, быль, рассказ, антитеза.
Вопросы для обсуждения: Чему учит нас рассказ «Кавказский пленник», какие нравственные уроки преподносит?
Предыдущее обучение
Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудио материалов, на анализ текста, на формирование грамотности речи.
Привитие ценностей | Ценности, основанные на любви и уважении ,формировании толерантного отношения к друг другу. |
Межпредметные связи | Взаимосвязь с предметами: география |
Навыки использования ИКТ | На данном уроке ИКТ используется. |
Предварительные знания | Учащиеся имеют определенную базу знаний по теме на русском языке. Формулируют простые вопросы по содержанию текста. |
Планируемые сроки
Планируемые действия
Ресурсы
0–2 мин
I. Организационный момент.
Создание коллаборативной среды.
Приветствие.
Деление на группы:
1.Горы.
2.Равнина.
(Деятельность учащихся) Учащиеся составляют предложения по картине.
Высокие горы покрыты снегом.
Высокие горы красивы из далека.
Начало урока
II. Актуализация знаний. Слово учителя.
К На доске портрет Л.Н. Толстого.
Как вы думаете, о чём пойдет речь на данном уроке.
(Деятельность учащихся) К Учащиеся определяют тему урока. Учитель сообщает цели урока.
Записывают число в тетрадях.
III. Изучение нового материала.
К Презентация «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого»
К (Деятельность учащихся) просматривают презентацию и рассказывают о жизни и творчестве Л.Н.Толстого.
Оценивание .Раскрыта ли тема ?
Лев Николаевич Толстой стал участником опасного события, которое вдохновило его на написание «Кавказского пленника».
Просматривают художественный фильм «Кавказский пленник» (по мотивам рассказа Л.Н. Толстого).
-Кого вы увидели?
-Кто взял их в плен?
Почему кавказцы взяли русских офицеров в плен?
Кто главный герой?
В каком жанре написан рассказ?
Проанализируем, узнаем что такое литературный герой ,рассказ-быль.
Словарная работа. Работа по учебнику. стр 98-99
К (Деятельность учащихся ) Читают и разбирают слова.
Задание. Раскрыть понятие литературный герой ,рассказ-быль.
Дескриптор:
-раскрывает значение слова литературный герой ,рассказ-быль.
-находит ключевые слова.
Оценивание друг друга.
Действительно, «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого основан на реальных событиях. В процессе работы с текстом мы будем наблюдать, какие качества характера проявляются у героев, когда они попадают в критические жизненные ситуации; чем руководствуются, совершая поступки; каковы их мысли и чувства; как герои относятся к окружающим и природе; обратим внимание на речевую характеристику персонажей, их взаимоотношения.
К Работа по тексту. Задание чтение 1 части.
-
Чтение 1-й части рассказа «Кавказский пленник». Упр 144 стр 89
На основе прочитанного произведения ответим на вопросы , находя ответы в тексте на заданные вопросы.
2.Приём «Веер» (листочки в виде веера, на них вопросы) учащиеся выбирают вопросы по кругу, по часовой стрелке, подкрепляют свои ответы словами из текста. Сами задают вопросы, ищут ответы на них.
Критерий оценивания | Дескрипторы | + — |
анализирует художествееное произведение | -Отвечает на вопросы | |
— подкрепляет свои ответы словами из текста |
1Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперёд?
2.Где происходит действие рассказа?
3.Кого из героев рассказа можно назвать «кавказским пленником?
4.Какова причина, заставившая Жилина отправиться в путь?
5.В чём заключалась опасность пути?
1.Где служил офицер Жилин?
2.Ка договорились вести себя герои ,уезжая от обоза ,и как себя вели, столкнувшись с горцами?
3.Расскажите о том ,как были захвачены в плен Жилин и Костылин?
4.Как определилась судьба Жилина и Костылина в плену?
5.Что заставляет Жилина торговаться с татарами ,написать письмо на несуществующий адрес?
Учебник
https://www.google.com/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%
Л.Н. Толстой
Презентация
«Кавказский пленник» (по мотивом рассказа Л.Н. Толстого).
https://www.youtube.com/watch?v=mDcVLA8-7rI.
Отрывок из фильма
https://www.google.com/search?q=%D0%B9%D1%84%
Середина урока
IV. Освоение изученного материала.
Почему рассказ о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к татарам, Л.Н.Толстой называет «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?» Какого героя имеет ввиду автор? (Дети выдвигают предположения)
-
А что поможет нам решить этот вопрос, что же мы должны будем сделать? ( Дети предлагают сравнить героев)
— Что значит сравнить героев художественного произведения?
Сравнить героев – установить положительные и отрицательные черты сходства и различия.
Составим сравнительную характеристику героев по их поведению, описанию и отношению к ним автора и людей, которые их окружают. Перейдем к характеристике главных героев. Результатом работы станет решение проблемного вопроса: кто является кавказским пленником.?
Г. Работа в группах. Характеристика героев.
Приём «Фишбоун»
Задание для первой группы:
1. Характеристика Жилина.
Задание для второй группы:
-
Характеристика Костылина.
Фишбоун ФИ………………………………………..
Критерий оценивания | Дескрипторы | + — |
Представляет информацию в виде таблицы | Составляет таблицу | |
Находит черты характера героя |
Мы пришли к выводу, что Жилин и Костылин — два непохожих человека. Один обладает героическим характером, другой характеризуется беспомощным поведением, слабым характером. Приём, лежащий в основе сравнительной характеристики, называется антитезой
— Зачем Толстой противопоставляет героев?
-
Автор — носитель добра, справедливости. Он выражает свою мысль о человеке, каким он должен быть. Он утверждает, как много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах один оказывается героем, а другой – пассивным наблюдателем. Герой на протяжении всего художественного произведения проявлял трусость, равнодушие и эгоизм по отношению к окружающим, родным, Жилину.
-
Толстой – художник и мыслитель – утверждал, что главный путь изменения жизни – в самосовершенствовании. В этом заключается авторская позиция.
Учебник 7 класс
https://www.google.com/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0
https://www.google.com/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82
https://www.google.com/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%BA%D0%BE%
Конец урока
Домашнее задание.
Составить синквейн к слову герой.
Рефлексия
«ХИМС»
Х— что было хорошего
И— было интересного…
М— что мешало мне…
С— с собой возьму…
Урок №31, класс 6-Б
Тема. И.С.Тургенев «Бежин луг».Портретная характеристика героев рассказа
Цели урока: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками;
выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков;
развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы;
воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.
Планируемые результаты:
формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму;
выделять и формулировать познавательную цель применять метод информационного поиска; устанавливать рабочие отношения;
научиться составлять характеристику героев.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.
Летний вечер.
За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла.
Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
3.Целеполагание.
— Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).
— Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)
— Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем? (Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)
4.Изучение нового материала.
Каждый из вас получил карточку, раскройте её.
— Что вы видите? (текст) Что это за текст? (Описание, портрет)
— А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении).
— Что можно узнать по портрету?
— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
- Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).
- У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).
- Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки (Илюша)
- Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).
Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.
Работа в парах.
Дома вы готовили описание внешности главных героев. Зачитайте ваше описание друг другу.
— Согласны, что правильно определили героя?
— Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани.
— Почему же?
5.Физминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
6.Закрепление материала.
— Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?
«Это были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун»
— Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы это знаете? (Федя. По одёжке)
— Сколько лет было детям?(Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)
— Что готовили мальчики? (картошку)
Ответить письменно на вопросы:
1.О чём говорят мальчики у костра? Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.
2.Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голубе может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут.
3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.
4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.
— Дети интересны охотнику?
Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.
— Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили? (С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С др. стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)
— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
— Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.
7. Итог урока
В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.
Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.
Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.
Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.
Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.
Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.
Рефлексия
8.Домашнее задание.
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».