Характеристика героев рассказа о семи повешенных

Сочинения по литературе другие анализ рассказа рассказ о семи повешенных андреева сюжетная линия произведения выстраивается вокруг повествования о последних днях
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа Рассказ о семи повешенных Андреева

Сюжетная линия произведения выстраивается вокруг повествования о последних днях жизни, приговоренных к смертной казни путем повешения семи преступниках, пятеро из которых являются заключенными по политическим статьям и терроризму, а два остальных – разбойником и вором.

Авторские размышления о вечном вопросе жизни и смерти становятся основной темой произведения, прослеживающего окончание жизненного пути разных по сути, характеру, образу жизни людей, стремясь достигнуть понимания их внутреннего состояния и отношения к происходящему. Писатель анализирует душевные переживания приговоренных людей, осознающих приближение скорой смерти, и пытается понять поведенческое настроение, а также мыслительную деятельность ожидающих конца жизни обреченных преступников.

Одним из заключенных, приговоренных к повешению за осуществление террористической деятельности, является молодой мужчина Сергей Головин, имеющий происхождение из интеллигентной семьи, главой которой представляется полковник в отставке. Сам Головин, в прошлом верно служивший царю-императору в офицерском звании, избирает целью своей жизни борьбу с правящим режимом.

Писатель представляет в образе Головина жизнелюбивого, сильного, ловкого человека, радующегося солнечным лучам, теплому дню, любым мгновениям своего существования, ощущению своего прекрасного и достойного будущего.

После объявления смертного приговора в душе Сергей начинают проявляться отрешенные, напряженные нотки неумолимого приближения нечто необратимого, поскольку мужчине не удается прогнать мысли об ужасающих реальных событиях. Головин пытается не думать о тягостном страхе смерти, заглушая его занятиями спортивными упражнениями, находясь в постоянном движении. Однако мысль о скорой кончине постепенно разрастается до невероятного масштаба, не желая мириться с гибелью молодого, здорового тела, но юноша до самых последних моментов своей жизни путем немыслимой силы воли представляется перед окружающими жизнерадостным, спокойным человеком, способным на поддержку и сочувствие ближайшим товарищам.

Сергей отправляется на казнь одним из первых, не сказав ни единого слова, взойдя на эшафот с чувством достоинства и гордости, ничем не выдав испепеляющего его страха.

Писатель заканчивает произведение описанием вывоза трупов повешенных с места казни на фоне восходящего утреннего солнца, символизирующего начало новой жизни.

Сочинение на тему Рассказ о семи повешенных

«Рассказ о семи повешенных» повесть, написанная писателем Леонидом Андреевым, является психологическим произведением. Рассказ о молодых людях которые приговорены (обречены) к смертной казни через повешение. Только пятеро из них революционеры-террористы, двое остальных просто преступники. Прототипами персонажей являлись вполне реальные личности, члены террористической организации «Летучего отряда Северной области». Его члены готовили террористические акты на министров. Они были выданы провокатором Е. Азефом который работал на охранное отделение и были повешены в 1908 году.

В начале XX века в России начинается революционный процесс, теперь формой протеста стала не просто демонстрация или стачка, а террористический акт. Убить министра или великого князя вполне приемлемо для революционеров. Л. Андреев идеологически вместе с Горьким помогает революционерам, даже укрывает их на своей квартире.

Не смотря на ни что, в своём произведении Андреев пытался быть объективным, проявляет сочувствие как к самим террористам (среди них есть и совсем молодые) так и к их жертва. В начале повести описывается бессонная ночь министра которому стало известно что он будет убит. Эти сведенья сообщил некто состоящий в боевой организации. Сановник мучается мыслями, гонит мысли о смерти, террористов собираются ловить прямо на месте. Он понимает, что может и не выжить, в результате он свыкается с мыслью о смерти.

«Рассказ о семи повешенных» это не просто история о людях, которых казнят. Это скрупулезный анализ их психики перед лицом неминуемой смерти. Каждый из них думает о неминуемом конце по-своему. У каждого своё виденье смерти.

Вернер и Муся стойко выдерживают эту моральную пытку, но слабые вынести её не могут и сходят с ума.

Министру, на которого готовился террористический акт, жив, ему более ничего не угрожает. Но, мысль о смерти не даёт покоя. Он делает вывод, что страшна не сама смерть, а знание точного часа, когда это произойдёт.

Революционеры Андреевым показаны как обречённые фанатики, но в которых «горит ярко жертвенный огонь».

Сама казнь описана как «обыденное», «был так же светло…был такой же день» и т. д.

Пролетарский писатель М. Горький сказал что повесть «отобразило эпоху».

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Рассказ о семи повешенных Андреева

Анализ рассказа Рассказ о семи повешенных Андреева

Популярные сегодня темы

  • Образ России в поэме Мертвые души Гоголя

    Н. В. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» стремился показать все стороны жизни русского человека. Полностью задумку писатель так и не смог осуществить, так как до нас дошел только первый том, в котором изображенная

  • Сочинение по картине Левитана Золотая осень описание для 3, 4, 5, 8 класса

    Пейзаж Золотая осень написана русским художником Исааком Левитаном в 1895 году. Золотистая гамма цветов привлекает внимание зрителя. Выбранные тёплые оттенки подчёркивают приход золотой осени

  • Всегда ли мечта становится реальностью? Итоговое сочинение

    Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно понять, что такое мечта, и, что такое реальность. Существуют ли границы между двумя этими понятиями, либо они неразрывно связаны друг с другом.

  • Сочинение по картине Левитана Одуванчики 7 класс

    Настолько простая и милая картина! Она похожа даже просто на упражнение в художественной школе, но настолько симпатично всё. Плюс – очень натурально. Так и кажется, что эти одуванчики настоящие, а ещё кувшин…

  • Сочинение по картине Детская спортивная школа Сайкиной 7 класс

    А. Сайкина написала картину Детская спортивная школа в 1979 году. На картине изображён спортивный зал, в котором некоторые гимнастки занимаются с тренером, а другие отдыхают, ожидая следующую часть тренировки

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

home / Сочинения / Андреев Л.Н. / Рассказ о семи повешенных / Анализ произведения Л. Андреева «Рассказ о семи повешенных» (Сергей Головин)

    «Рассказ о семи повешенных» Л. Андреева – произведение глубокое, психологически тонкое, самобытное. Это повествование о семи людях, ждущих повешения и в итоге казненных. Пятеро из них – политические преступники, террористы. Один – вор и неудавшийся насильник, а седьмой – просто разбойник.

    Писатель прослеживает «путь» этих, таких разных, преступников от суда до казни. Андреева интересует не столько их внешняя жизнь, сколько внутренняя: осознание этими людьми того, что они скоро умрут, что их ожидает смерть, их поведение, их мысли. Все это перерастает в философское размышление автора о смерти вообще, ее сущности, проявлениях, о ее глубокой связи с жизнью.

    Один из повешенных, Сергей Головин, принадлежал к пятерке террористов. Это был еще совсем молодой человек. Его основное качество, которое подчеркивает автор, была молодость, молодость и здоровье. Этот юноша любил жизнь во всех ее проявлениях: он радовался солнцу, свету, вкусной еде, своему сильному и ловкому телу, ощущению, что впереди у него целая жизнь, которую можно посвятить чему-то высокому и прекрасному.

    Головин был сыном отставного полковника, сам в прошлом офицер. И он, дававший присягу на верность государю, теперь избрал для себя другое поприще – бороться с царским режимом. Но мне кажется, что его привела к этому не убежденность в правильности идей терроризма, а просто желание чего-то романтического, возвышенного, достойного. И теперь Головин расплачивается за свои поступки – его приговорили к повешению.

    На суде этот герой вел себя спокойно и даже как-то отрешенно. Он смотрел на по-весеннему синее небо, на солнце, пробивающееся в окно суда, и думал о чем-то. Головин думал сосредоточенно и напряженно, как будто не желая слышать того, что происходит в суде, отгораживаясь от этого. И только мгновениями он терял контроль и возвращался к реальным событиям. Тогда «проступила землистая, мертвенная синева; и пушистый волос, с болью выдираясь из гнезда, сжался, как в тисках, в побелевших на кончике пальцах». Но любовь к жизни и радость молодости тут же побеждала. И вновь взгляд Головина становился радостным.

    Интересно, что даже судьи чувствовали чистоту и прекрасную жизнерадостность этого героя. Автор пишет, что они «жалели» Головина. На приговор Сергей отреагировал спокойно, но с какой-то наивной досадой, как будто не ожидал его: «Чтобы черт их побрал, ведь повесили-таки».

    Головину предстояло пережить множество тяжелых испытаний в ожидании смерти. Едва ли не самым сложным было для него пережить свидание с родными. Сергей очень любил своих родителей, уважал и жалел. Он не мог себе представить, как он в последний раз увидит отца и мать, как они переживут эту боль. У Головина просто разрывалось сердце. На свидании отец Сергея крепился, старался облегчить страдания сына, поддержать его. Поэтому он останавливал мать героя, когда та не выдерживала и начинала срываться на слезы или причитания. Но и сам Николай Сергеевич не смог до конца вынести эту пытку: он разрыдался на плече у сына, прощаясь с ним и благословляя на смерть.

    Головин тоже держался и крепился из всех сил. И только когда родители ушли, он лег на кровать и долго плакал, пока не уснул.

    Далее автор описывает момент ожидания героем смерти в камере, моменты ожидания и размышления. Головин никогда не задумывался о смерти, он весь был погружен в жизнь. Его любили товарищи за его чистоту, наивность, романтичность, силу. Да и сам он строил большие планы. И вдруг – смертный приговор, неумолимо приближающаяся смерть. Сначала героя спасала мысль о том, что наступил другой этап его жизни, цель которого — «хорошо умереть». На какое-то время это отвлекло Сергея от тягостных мыслей. Он занимался тем, что тренировался, двигался, то есть заглушал страх смерти жизнью. Но постепенно этого становилось недостаточно.

    Страх смерти начал преследовать героя. Сначала это были короткие моменты, «постепенно и как-то толчками». Затем страх начал разрастаться до огромных масштабов. Тело, молодое здоровое тело героя не хотело умирать. И тогда Сергей решил ослаблять его, чтобы оно не подавало таких сильных сигналов о своем желании жить. Но и это помогло лишь на время. Головина стали посещать такие мысли, о которых он даже не задумывался раньше. Юноша начал думать о ценности жизни, о ее невыносимой прекрасности.

    Когда до казни оставалось лишь несколько часов, Сергей впал в странное состояние – это еще не была смерть, но уже и не жизнь. Состояние пустоты и отстраненности от мысли, что сейчас он, Сергей Головин, есть, а через некоторое время его не будет. И от этого начиналось ощущение, что сходишь с ума, что твое тело – это не твое тело и так далее. Андреев пишет, что Головин достиг состояния какого-то прозрения – он прикоснулся в своем страхе к чему-то непостижимому, к самому Богу. И после этого у героя наступило какое-то успокоение, он вновь стал жизнерадостен, вернулся к упражнениям, как будто открыл для себя какую-то тайну.

    До самого конца, до самой смерти Головин оставался верен себе: спокоен, по-детски наивен, чист душой и жизнерадостен. Он радовался хорошей погоде, весеннему дню, единению, пусть и последнему, со своими товарищами.

    Герой уходит на смерть первым, молча, с достоинством, поддерживая своего товарища Василия Каширина.

    Финал рассказа страшен и лиричен одновременно. Жизнь продолжалась – над морем вставало солнце, а в это время вывозили трупы повешенных героев. Обезображенные тела этих людей увозили по той же дороге, по которой их привезли живыми. И ничего не изменилось в природе. Только жизнь уже течет без этих людей, и им никогда не насладиться больше ее прелестью.

    Пронзительно печальной становится такая деталь, как потерянная калоша Сергея Головина. Лишь она печально провожала страшную процессию в последний путь.

    Мне думается, в этом рассказе Андреев выступает как гуманист и философ. Он показывает, что смерть – самое страшное и непонятное, что может быть в человеческой жизни, самое трудное для человеческого сознания. Зачем и почему люди стремятся к ней, и так неминуемо приближающуюся?

    Писатель ставит своих героев в критическую ситуацию и наблюдает, как они ведут себя в ней. Не все достойно встречают свою смерть. Я думаю, что Сергей Головин именно в числе «достойных». Пережив кризис, он что-то для себя решил, что-то понял и принял смерть достойно.

    Любопытно, что казнимых именно семеро. Это число несет большую смысловую нагрузку в православии, например. Это мистическое число, и именно его Андреев выбирает для своего наблюдения над людьми, человеческой природой. Мне кажется, сам писатель делает такой вывод: испытание смертью выдерживают далеко не все. Его проходят лишь те, у кого есть какая-то опора, идея, ради которой он готов умереть. И эта идея – жизнь и смерть ради люди, блага человечества.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Андреев Л.Н. / Рассказ о семи повешенных / Анализ произведения Л. Андреева «Рассказ о семи повешенных» (Сергей Головин)

Смотрите также по
произведению «Рассказ о семи повешенных»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание

В «Рассказе о семи повешенных» Л. Н. Андреев исследует психологическое состояние героев, приговоренных к казни. Каждый персонаж произведения переживает близость смертного часа по-своему. Сперва Л. Н. Андреев рассказывает о муках тучного министра, спасающегося от покушения террористов, о котором ему доложили. Сначала, пока вокруг него были люди, он испытывает чувство приятной возбужденности. Оставшись в одиночестве, министр погружается в атмосферу животного страха. Он вспоминает недавние случаи покушений на высокопоставленных лиц и буквально отождествляет свое тело с теми клочками человеческого мяса, которые когда-то видел на местах преступлений.
Л. Н. Андреев не жалеет художественных деталей для изображения натуралистических подробностей: «…От этих воспоминаний собственное тучное больное тело, раскинувшееся на кровати, казалось уже чужим, уже испытывающим огненную силу взрыва». Анализируя собственное психологическое состояние, министр понимает, что спокойно пил бы свой кофе. В произведении возникает мысль о том, что страшна не сама смерть, а ее знание, особенно если обозначен день и час твоего конца. Министр понимает, что не будет ему покоя, пока он не переживет этот час, на который назначено предполагаемое покушение. Напряжение всего организма достигает такой силы, что он думает, что не выдержит аорта и что он физически может не справиться с нарастающим волнением.
Далее в рассказе Л. Н. Андреев исследует судьбу семерых заключенных, приговоренных к казни через повешение. Пятеро из них являются как раз теми самыми террористами, которых поймали при неудачном покушении. Писатель дает их развернутые портреты, в которых уже во время сцены суда видны признаки приближения к гибели: на лбу арестантов выступает пот, пальцы дрожат, возникает желание кричать, ломать пальцы.
Для заключенных особой пыткой также становится не столько сама казнь, в ходе которой они держатся мужественно и достойно, поддерживают друг друга, а длительное ожидание.
Л. Н. Андреев последовательно представляет читателю целую гаперею образов террористов. Это Таня Ковальчук, Муся, Вернер, Сергей Головин и Василий Каширин. Самым тяжелым испытанием перед смертью для героев оказывается свидание с родителями. «Самая казнь во всей ее чудовищной необычности, в поражающем мозг безумии ее, представлялась воображению легче и казалась не такою страшною, как эти несколько минут, коротких и непонятных, стоящих как бы вне времени, как бы вне самой жизни», — так передает чувства Сергея Головина перед казнью Л. Н. Андреев. Возбужденное состояние героя перед свиданием писатель передает через жест: Сергей бешено’ шагает по камере’, щиплет бородку, морщится. Однако родители стараются вести себя мужественно и поддержать Сергея. Отец находится в состоянии вымученной отчаянной твердости. Даже мать только поцеловала и молча села, не заплакала, а странно улыбалась. Лишь в конце свидания, когда родители ревностно целуют Сергея, в их глазах появляются слезы. Однако в последнюю минуту отец вновь поддерживает сына и благословляет его на смерть. В этой выразительной в художественном отношении сцене писатель прославляет силу родительской любви, самого бескорыстного и самоотверженного чувства на свете.
К Василию Каширину на свидание приходит только мать. Будто бы вскользь мы узнаем, что отец его — богатый торговец. Родители не понимают поступка сына и осуждают его. Однако мать все-таки пришла проститься. Во время свидания она словно не понимает сложившейся ситуации, спрашивает, почему сыну холодно, упрекает его в последние минуты свидания.
Символично, что они плачут в разных углах комнаты, даже перед лицом смерти говоря о чем-то пустом и ненужном. Лишь после того, как мать выходит из здания тюрьмы, она отчетливо понимает, что сына завтра будут вешать. Л. Н. Андреев подчеркивает, что муки матери, быть может, во сто крат сильнее переживаний самого обреченного на казнь. Старуха падает, ползает по ледяному насту, и ей мерещится, что она пирует на свадьбе, а ей все льют и льют вино. В этой сцене, где горе граничит с безумным видением, передается вся сила отчаяния героини, которая так никогда и не побывает на свадьбе сына, не увидит его счастливым.
Таня Ковальчук переживает прежде всего за своих товарищей. Муся счастлива умереть как героиня и мученица: «Нет ни сомнений, ни колебаний, она принята в лоно, она правомерно вступает в ряды тех светлых, что извека через костер, пытки и казни идут к высокому небу». Купаясь в своих романтических мечтах, она уже мысленно шагнула в бессмертие. Муся готова была на безумство ради торжества моральной победы, ради эйфории от безумства своего «подвига». «Мне бы даже так хотелось: выйти одной перед целым полком солдат и начать стрелять в них из браунинга. Пусть я одна, а их тысячи, и я никого не убью. Это-то и важно, что их тысячи. Когда тысячи убивают одного, то, значит, победил этот один», — рассуждает девушка.
Сергею Головину жалко своей молодой жизни. Особенно остро подступал к нему страх после физических упражнений. В то время как на воле он ощущал в эти минуты особый подъем жизнерадостности. В последние часы герой чувствует, что его как будто оголили: «Смерти еще нет, но нет уже и жизни, а есть что-то новое, поразительно непонятное, и не то совсем лишенное смысла, не то имеющее смысл, но такой глубокий, таинственный и нечеловеческий, что открыть его невозможно». Всякая мысль и всякое движение перед лицом смерти кажется герою безумием. Время для него словно останавливается, и в этот момент ему сразу становятся видны и жизнь, и смерть одновременно. Однако Сергей усилием воли все-таки заставляет себя сделать гимнастику.
Василий Каширин мечется по камере, страдая, как от зубной боли. Примечательно, что он лучше других держался, когда шла подготовка к террористическому акту, так как его вдохновляло чувство утверждения «своей дерзкой и бесстрашной воли».
В тюрьме же его подавляет собственное бессилие. Таким образом, Л. Н. Андреев показывает, как ситуация, с которой герой подходит к смерти, влияет на само восприятие человеком этого события.
Наиболее интеллектуальный член террористической группы — Вернер, знающий несколько языков, обладающий прекрасной памятью и твердой волей. Он решил отнестись к смерти философски, так как не знал, что такое страх. На суде Вернер думает не о смерти и даже не о жизни, а разыгрывает трудную шахматную партию. При этом его совершенно не останавливает то, что партию он может и не закончить. Однако перед казнью он все-таки оплакивает своих товарищей.
Вместе с террористами к казни приговорили еще двух убийц: Ивана Янсона, работника, отправившего на тот свет своего хозяина, и разбойника Мишку Цыганка. Янсон перед смертью замыкается в себе и все время твердит одну и ту же фразу: «Меня не надо вешать». Цыганку предлагают самому стать палачом и этим купить себе жизнь, но он медлит. Детализировано изображает Л. Н. Андреев муки героя, который то представляет себя палачом, то ужасается этим мыслям: «…Становилось темно и душно, и куском нетающего льда делалось сердце, посылая мелкую сухую дрожь». Однажды в минуту крайней душевной слабости Цыганок воет дрожащим волчьим воем. И этот звериный вой поражает ужасом и скорбью, царящими в душе Цыганка. Если Янсон постоянно находится в одном и том же отрешенном состоянии, то Цыганка наоборот преследуют контрасты: он то умоляет о пощаде, то ругается, то бодрится, то им обуревает дикая лукавость. «Его человеческий мозг, поставленный на чудовищно острую грань между жизнью и смертью, распадался на части, как комок сухой и выветрившейся глины»,
— пишет Л. Н. Андреев, подчеркнув тем самым мысль о том, что личность приговоренного к смерти человека начинает распадаться еще при жизни. Символична в рассказе повторяющаяся деталь: «Янсон постоянно поправляет на шее грязно-красный шарф. Таня Ковальчук предлагает мерзнущему Василию Каширину повязать на шею теплый платок, а Мусе натирает шею шерстяной воротник».
Основная идея рассказа состоит в том, что каждый из нас должен задуматься перед лицом смерти о главном, о том, что даже последние минуты человеческого бытия имеют особый смысл, быть может, самый важный в жизни, раскрывающий суть нашей личности. «Рассказ о семи повешенных» написан в русле настроений эпохи начала XX века, когда тема судьбы, рока, противостояния жизни и смерти выходит на главное место в литературе. Рубежность, катастрофичность, утрата социальных опор — все эти особенности обусловили актуальность проблематики рассказа.

Анализ «Рассказ о семи повешенных» Андреева Л. Н

Героями произведений Николая Семеновича Лескова обычно становятся люди, которые по каким-то причинам сталкиваются с непониманием со стороны общества. Но вопреки всем проблемам они остаются добродетельными, достойными, сильными личностями. Одним из таких героев является мещанин Селиванов из рассказа “Пугало”, поэтому Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом данного произведения по плану ниже. 

История создания 

Из личных писем Лескова известно, что сюжет для рассказа взят из реальной жизни. 

Произведение задумывалось как “святочное”, то есть, фантастическое, на социальную тему и обязательно с моралью и счастливым концом. Кроме того, писатель хотел показать читателям обычного человека, столкнувшегося с несправедливостью.

Впервые опубликовано “Пугало” было в журнале для детей и подростков «Задушевное слово» в 1885 году. Позднее рассказ неоднократно входил в сборники сочинений писателя, но не редактировался и не изменялся.

История написания рассказа «Пугало» тесно связана с событиями из жизни самого автора. Если раньше он стремился отыскать на русской земле праведников, исполняя завещание Гоголя (у автора было намерение противопоставить мраку русской души ее светлые стороны, но так и не успел воплотить этот замысел во втором и третьем томе «Мертвых душ», где Чичиков и ему подобные должны были исправиться), то в 80-е годы он все больше стал разочаровываться в этом намерении. Пытаясь отыскать праведников, Лесков изучил много архивных материалов и разочаровался в церкви. На его мировоззрение повлияло и сближение с Л.Н. Толстым, который был отлучен от церкви. Например, его очерк «Поповская чехарда и приходская прихоть» вызвал бурный протест цензуры и стоил ему места в Министерстве русского просвещения. Но писатель продолжил разоблачать предрассудки народа, вызванные религиозными суевериями. Эту темы он затрагивал и в детских произведениях.

О своих последних работах, наполненных разочарованием и озлобленностью, он сказал: 

Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить.

Жанр, направление

«Пугало» относится к жанру рассказа. На протяжении двадцати одной главы развивается центральная сюжетная линия, связанная с загадочным Селиваном. Кроме того, рассказ о событиях ведется от одного лица (юноши, который хочет встретиться с объектом неприязни многих), а все остальные персонажи лишь помогают раскрыть основную проблему.

Несмотря на то, что в произведении есть элементы мистики (суеверия насчет Селивана; убежденность людей в том, что отшельник умеет превращаться в зверей и управлять погодой, чтобы досадить местным жителям), “Пугало” все же остается реалистическим рассказом. Участвующие в действиях лица типичны: господа с высоким положением в обществе, служанки, крестьяне и прочие. Также повседневны ситуации и темы, затрагиваемые автором. А мистические мотивы получают вполне реальное объяснение.

Смысл названия

Пугалом в рассказе прямо называют одного из героев, который становится настоящей местной “страшилкой”. 

Такой страх овладел мною потому, что дом наш и весь наш край, оказалось, находился во власти одного престрашного разбойника и кровожадного чародея, который назывался Селиван…”

Но в итоге заголовок, по сути, себя не оправдывает. Селиван оказывается хоть и крайне осторожным, но очень добрым и отзывчивым человеком. На удивление, он является наиболее положительным персонажем среди остальных, ведь он не ожесточился по отношению к тем, кто долгое время его унижал.

Суть: о чем?

В рассказе «Пугало» повествуется о мужчине по имени Селиван, который долгое время живет в уединении вместе с женой. 

Раньше он продавал калачи вместе с наставником, но потом внезапно исчез из города. Вернувшись, поселился на постоялом дворе одного купца, который вскоре умер. Никаких доходов у Селивана не было, но с голоду ни он, ни супруга так и не погибли. Поэтому местные жители стали называть отшельника коварным волшебником, разбойником и начали сторониться его.

Практически единственный, кто не верит молве полностью — сам рассказчик, ребенок, который страстно желает познакомиться с Селиваном. И такая возможность ему вскоре представляется во время поездки с другими ребятами в лес, который располагается недалеко от дома мужчины.

Во время встречи выясняется, что Селиван — вовсе не монстр, а вполне хороший человек, который к тому же помогает ребёнку, в отличие от тех, кто оставил его в лесу.

Во второй раз столкновение происходит во время сильного бурана. Экипаж, где находятся рассказчик и некоторые члены семьи, сбивается с пути, а лошади случайно выводят их к дому “колдуна”. Путешественники пережидают некоторое время у Селивана, а затем из-за недоразумения сбегают, оставив в доме драгоценную шкатулку.

Чужую вещь мужчина возвращает, его честность поражает всех, и Селивана в конце концов принимают в обществе как достойного уважения и любви человека.

Вот подробное краткое содержание рассказа «Пугало».

Главные герои и их характеристика

Посмотрим, как главные герои и их характеристика раскрываются в рассказе «Пугало»:

  1. Рассказчик — мальчик, через взгляд которого читатели следят за развитием событий. В произведении содержится множество его мыслей, переживаний. Это позволяет погрузиться в атмосферу “Пугала” полностью и проникнуться другими персонажами. Как однажды замечает повествователь, все рассказанные им эпизоды реальны и правдивы. И этому можно поверить, так как недоверие, беспричинная ненависть, всеобщая злоба по отношению к одному человеку — все это существует на самом деле и встречается довольно часто. Как ребенок, рассказчик впечатлителен, любопытен, эмоционален, не боится показывать истинные чувства. Он единственный желает узнать таинственного Селивана поближе, так как ощущает в нем некое внутреннее тепло. Повествователь не думает, что отшельник на самом деле такой ужасный, каким его все считают. Удивительно то, что несмотря на более высокий социальный статус, ребенок чувствует себя с обычными людьми очень комфортно. Ибо именно с ними он наполняется жизнью и искренним счастьем.
  2. Селиван — сирота, ранее был помощником калачника. Его считали хорошим работником, но даже в юношеские годы называли опасным из-за красной метки на лице. Согласно поверьям местных жителей, таким образом высшие силы отмечали тех, кому не следовало доверять. Разительным образом отношение к Селивану меняется после того, как он селится с дочерью палача вдали от остальных. Теперь окружающие не только высказывают какие-то подозрения, а откровенно боятся и ненавидят отшельника. И даже обвиняют его во всем плохом, что происходит: пропадают люди, портится урожай, ухудшается погода. Тем не менее, к финалу произведения выясняется, что герой очень милостив и сострадателен к ближним. Он спасает рассказчика и его маленького брата, дает семье повествователя приют во время бури и возвращает драгоценную шкатулку его тетушке. За все благородные поступки он не требует награды, потому что действует так, исходя из собственного понимания правильного. 

“Что такой за закон, — отвечал он, снова отстраняя от себя тетушкину руку с бумажками. — Чужою бедою не разживешься… Не надо…”

Селиван, пережив все испытания, обретает наконец счастье. Его вновь начинают уважать, он получает хороший дом и добрых друзей.

Темы

В рассказе очень заметна тема мистицизма и суеверий, связанных с народными обычаями. Слухи о том, что Селиван — злобный оборотень и колдун, разлетаются быстро и остаются в головах людей надолго. Ведь гораздо проще возложить ответственность за все проблемы на кого-то одного.

Помимо этого, раскрывается тема одиночества и вынужденного изгнания. Селиван и его сожительница уходят подальше от остальных, чтобы их не осуждали, но становится только хуже. У них нарушены связи со внешним миром, и это приводит к серьезным недопониманиям в будущем.

Стоит выделить тему милосердия. Селиван готов прийти на помощь любому, кто в ней нуждается, вопреки негативу, что он постоянно получает от людей.

Проблемы

Среди основных проблем в рассказе «Пугало» — человеческое невежество и беспричинная ненависть. Крестьяне предвзято относились к Селивану еще с того времени, когда он был подростком. И все из-за небольшой красной метки на лице, которая якобы указывала на связь с нечистой силой.

Суеверия настолько сильно влияют на людей, что те не могут взглянуть на мальчика (а затем и зрелого мужчину) иначе и портят жизнь невиновному.

Кроме того, поднимается проблема внутренней красоты, которая скрыта за отталкивающим образом. Герои страшатся не только репутации Селивана, но и его внешности. Но за пугающим, на первый взгляд, обликом (низкий рост, спутанная борода, черные от грязи руки) прячется чуткая, добрая и совестливая личность. Только вот разглядеть эту истину, как оказалось, может далеко не каждый.

Затрагивается и проблема влияния толпы на мышление отдельного человека. Рассказчик хочет узнать и понять Селивана, ему даже снится, как они дружат. Но под воздействием страхов окружающих и он испытывает тревогу.

Основная идея

Смысл рассказа «Пугало» заключается в том, что не стоит судить о ком-то слишком поспешно. Иначе можно серьезно ошибиться, а исправлять последствия придется очень долгим и сложным путем. А иногда случается так, что шанса что-то изменить уже не будет из-за различных обстоятельств.

Главная мысль рассказа «Пугало» состоит в несостоятельности суеверий и предрассудков. Подлинная вера должна учить добру и милосердию, а не указывать на дьявольские метки и другие поводы для вражды. Человек должен избавляться от предрассудков, иначе они уничтожат весь смысл его религиозных исканий и порывов. Истинные христиане в рассказе в погоне за демонами и вурдалаками позабыли о том, чему на самом деле учит их Библия.

Чему учит?

О чем заставляет задуматься рассказ «Пугало»? Введя в рассказ трагическую фигуру Селивана, автор показывает, что зачастую общество становится излишне жестоким. У героев нет объективных причин ненавидеть отшельника, лишь суеверия, построенные на догадках и нежелании разобраться в ситуации. 

Поэтому, утверждает автор, необходимо быть внимательнее к тем, кто нас окружает. Ведь необоснованное зло порождает только ответное зло, которое способно испортить жизнь каждому. Такова мораль рассказа «Пугало».

Художественные особенности

Особенностями писательского стиля Лескова являются многословие, витиеватость языка и употребление необычных сочетаний. Конечно, встречается все это и в “Пугале”.

Автор использует слова высокого, книжного стиля, которые резко контрастируют с образом рассказчика — несовершеннолетнего наивного юноши: потворствовать, содействовало, водворилось и прочие. Несложно отыскать устаревшие слова и термины, которые едва ли будут понятны широкому кругу современных читателей: подторжье, этишкет, фриз, вершиник, кутас, черевички и другие.

Есть в тексте упоминания мифических существ: Пифон, Цербер. 

Из более привычных средств выразительности автором употребляются эпитеты (страшный, черный, жилистый, хорошенький, красный и другие), восклицательные предложения (“Но дитя!”, “О ты, жестокая!”),  и риторические вопросы (“Кому охота с палачом знаться?”).

Благодаря всем перечисленным приемам текст становится более живым, образным, а герои — реалистичными.

Критика

Как следует из личных писем Лескова, о которых уже упоминалось ранее, рассказ понравился публике. Его положительно оценили как дети, так и взрослые. 

И даже до момента печати “Пугало” не подвергалось цензуре. Так что можно судить о том, что произведение пришлось по душе и читателям, и профессионалам.

Автор: Инна Колокольникова

Сюжет рассказа «Спать хочется» представляет собой небольшую зарисовку быта. Текст написан нарочито пресно, заставляет читателя увязнуть в нем. К середине повествования читатели начинают дремать вместе с героиней. А после этого происходит трагичный, ужасающий финал, описанный тем же бытовым языком. Анализ произведения позволяет лучше разобраться в темах, затронутых автором. Понять мотивы героев.

История написания рассказа

В письме, датированном 1888 годом и адресованном издателю Плещееву Антон Павлович пишет, что работает над коротким и плохеньким рассказом. И что взялся за него только из любви к малой прозе. Хотя исследователи творчества автора уверены, что «Спать хочется» появился не из желания что-то написать, а благодаря обещанному гонорару. От хорошего заработка Чехов никогда не отказывался, хоть и обесценивал значение денег в некоторых своих произведениях.

Однако в рассказе прослеживается автобиографическая линия. Персонаж замученной, мечтающей о сне, девочки — это образ самого маленького Антоши Чехова. Детство прозаика было несладким. Мальчик выносил издевки тирана-отца, работал в семейной рыбной лавке, а ночи проводил в службах на клиросе. Неудивительно, что юноше бесконечно хотелось спать, а возможности полноценного отдыха не было. Поэтому Варя — это ненавязчивая отсылка к собственной биографии.

Жанр и направление

Сюжет выбран антиэтичный, повествующий о жизни мещанства. Но Чехов, не изменяя традициям, остается в излюбленном жанре — реализме.

Автор лукавил в письме к издателю. Вопреки его заявлению, рассказ не является легкой беллетристикой. Это своего рода триллер, где царит первобытная справедливость. Чехов перестает быть привычным гуманистом и оборачивается свирепым моралистом, который воздает каждому герою по заслугам. Деспотичные хозяева получают убийство собственного дитя. А Варя — долгожданный и заслуженный сон.

Смысл произведения

Читателю предстает унылая и несправедливая картина. Девочка Варя качает в люльке малыша, который никак не унимается, не засыпает. Уставшая, загруженная не по возрасту девчонка, старается не уснуть. Но героиню одолевает мучительная дремота. Варя не может отправиться спать, ведь ей нельзя оставлять младенца без присмотра. За это последует жестокое наказание.

Дрема берет свое, девочка проваливается в забытье. Она видит сначала тракт, много людей, которые манят ее ко сну. Далее предстает жуткая картина предсмертных мучений отца Вари. Невообразимо растянувшаяся агония терзает всех членов семьи. Матушка не находит себе места. А земский доктор выписывает отцу направление на операцию. Таким образом вселяет надежду в жену и дочь умирающего, что их близкий человек и кормилец может выжить. Это глупый и жестокий поступок. Мужчина скончался на следующее утро в земской больнице.

В видении Варя стоит рядом с мамой. Они просят милостыню. Сон прерывается. В комнату входит хозяйка — мать беспокойного ребенка.

Казалось бы, можно вздохнуть с облегчением героине и читателю. И девочка готова отправиться спать. Но уже наступает утро, а вместе с ним новые обязанности по дому. Хозяин требует наличия дров в печи. За весь день Варваре не удается отдохнуть. Как специально находятся все новые дела и заботы. Девочка начинает ненавидеть хозяев и их дом. Желание спать не проходит. Организм подростка требует отдыха. И сделать ничего нельзя.
Приходит еще одна ночь. Снова та же картина: Варя у колыбели беспокойного малыша. Он снова не засыпает, не давая уснуть юной няньке. Рассудок медленно отказывает героине. В голове остается лишь одно желание: избавиться от навязчивого звука, не позволяющего реализовать естественную потребность. А именно — избавиться от младенца.
Помутненный разум легко подкидывает идею убийства ребенка. Задушив хозяйского отпрыска, Варя ложится на пол у тела и засыпает мертвецким сном.

Характеристика героев

Главный образ произведения — Варя. Это девочка тринадцати лет. В персонаже слилось все детское горе. Ребенку еще чужды взрослые ограничения и запреты. Но уже знакомо безысходное, перманентное горе. Она сирота, которая потеряла отца. Мужчина был единственным кормильцем семьи. Поэтому дочери приходится пойти прислугой в дом ремесленника. Варвара становится единственным персонажем, который переживает развитие, но не личностное, а сюжетное. Читатель видит перемены, происходящие в ее голове. Достигнутый накал эмоций, физическое утомление приводит девушку к аффекту. И в конечном итоге к убийству хозяйского ребенка.

Следующим персонажем является жена ремесленника, хозяйка дома. Мы видим толстую, плечистую, сварливую женщину, недовольную жизнью. Ее нельзя назвать монстром, но именно она становится причиной смерти собственного дитя. Благодаря ей измученная заботами сирота, теряет рассудок и устраняет раздражитель в виде орущего малыша. Прояви женщина хоть немного внимания и каплю любви к сироте, все было бы по-другому. Но в этом доме царят равнодушие и глупость.

Пелагея Степанова — мать Вари. Женщина, которая не смогла пережить смерть мужа ни морально, ни физически. Все, что ей осталось — это пустые хлопоты, суета. Ведь ее воздушные замки разрушились до основания.
Ефим Степанов — умерший отец главной героини. Довольно молодой мужчина, скончавшийся от воспаления грыжи. Типичный крестьянин, занимавшийся тяжким трудом с малолетства. Степанов — воплощение жертвенности угнетенного российского народа.

Доктор, присланный от господ. Персонаж бесполезный для сюжета, но необходимый для идейного понимания рассказа. Бессмысленной надеждой он усиливает горе крестьянской семьи. Младенец — господский ребенок, доверенный Варе. Чистое безгрешное существо, второе в тексте после Варьки. Невинное дитя, которое убито, отягчает материнский грех. Из-за его матери от другого светлого создания остается лишь телесная оболочка. Она загубила сироту.

Темы

В произведении прослеживается несколько тем.

Отсутствие детства у ребенка. Из-за утраты родителей Варе приходится рано повзрослеть. Она безропотно сносит взрослые обязанности, горе, воспоминания об утраченном счастье. И до последнего сохраняет свет в душе. Это собирательный образ ребенка, лишенного радости детства. Таких ребят миллионы. Причины: сиротство, войны, эпидемии.

Тема рабов и господ. В России испокон века было расслоение общества. Именно этот резкий контраст стремился показать Чехов во многих своих произведениях.

Тема равнодушия. Она едва уловима, но важна. Если бы хозяева не были безразличны к состоянию и чувствам работницы, не случилось бы трагического финала.

Главная мысль — безысходность, трагизм человека подневольного, загнанного в угол.

Рассказ «Спать хочется» косвенно побуждает читателя к отречению от уникальности собственных проблем, которые людям свойственно преувеличивать, доводить до абсолюта. Чехов заставляет читателя обращать внимание на окружающих людей, замечать их чувства и состояние.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Характеристика васютки из рассказа васюткино озеро 5 класс кратко
  • Характеристика всех героев рассказа дубровский
  • Характеристика алеши из рассказа черная курица или подземные жители
  • Характеристика бабы яги в русских народных сказках
  • Характеристика ашик кериба из сказки лермонтова