Характеристика героев рассказа недоросль с фразами из текста

Митрофан сын простаковых, недоросль. в семье его любовно называют митрофанушкой. а, между тем, этому юноше уже пора выходить во взрослую

Митрофан

Сын Простаковых, недоросль. В семье его любовно называют Митрофанушкой. А, между тем, этому юноше уже пора выходить во взрослую жизнь, но он абсолютно не имеет о ней представления. Митрофан избалован материнской любовью, он капризен, жесток по отношению к прислуге и учителям, напыщен, ленив. Несмотря на многолетние занятия с учителями, юный барин беспросветно туп, он не выказывает ни малейшего стремления к учебе и знаниям.
А самое жуткое, что Митрофанушка жуткий эгоист, для него ничто не имеет значения, кроме собственных интересов. В конце пьесы он легко бросает маменьку, так безответно любившую его. Даже она для него пустое место.

Скотинин

Брат госпожи Простаковой. Самовлюбленный, ограниченный, невежественный, жестокий и алчный. Тарас Скотинин питает огромную страсть к свиньям, остальное мало интересует этого недалекого человека. У него нет представления о родственных связях, сердечной привязанности и любви. Расписывая, как хорошо заживется его будущей жене, Скотинин говорит лишь о том, что выделит ей лучшую светелку. В его системе координат именно в этом заключается супружеское счастье.

Софья

Положительный женский образ произведения. Очень воспитанная, добрая, кроткая и сострадательная девушка. Софья получила хорошее образование, она обладает пытливым умом и жаждой к знаниям. Даже в отравляющей атмосфере дома Простаковых девушка не уподобляется хозяевам, а продолжает вести тот образ жизни, который ей по душе – она много читает, размышляет, со всеми приветлива и вежлива.

Стародум

Дядя и опекун Софьи. Стародум – голос автора в пьесе. Его речи очень афористичны, он много рассуждает о жизни, добродетелях, уме, законе, правительстве, современном обществе, браке, любви и других насущных вопросах. Стародум невероятно мудр и благороден. Несмотря на то что он явно негативно относится к Простаковой и ей подобным, Стародум не позволяет себе опускаться до грубостей и неприкрытой критики,а что до легкого сарказма – его недалекие “родственники” распознать не могут.

Милон

Офицер, возлюбленный Софьи. Образ героя-защитника, идеального молодого мужчины, мужа. Он очень справедлив, не мирится с подлостью и ложью. Милон смел, причем, не только в бою, но и в своих речах. Он лишен тщеславия и низкомерной расчетливости. Все “женихи” Софьи говорили лишь о ее состоянии, Милон же ни разу не упомянул, что его суженая богата. Он искренне любил Софью еще до того, как у нее появилось наследство, а потому в своем выборе молодой человек руководствовался отнюдь не размером годового дохода невесты.

“Не хочу учиться, а хочу жениться”: проблема воспитания в повести

Ключевой проблемой произведения является тема провинциального дворянского воспитания и образования. Главный герой Митрофанушка получает образование только из-за того, что это модно и “так заведено”. На самом деле ни он, ни его невежественная матушка не понимают истинного назначения знаний. Они должны делать человека умнее, лучше, служить ему на протяжении жизни и приносить пользу обществу. Знания добываются трудом и никогда не могут быть насильно помещены в чью-либо голову.
Домашнее образование Митрофана – это пустышка, фикция, провинциальный театр. За несколько лет горе-ученик не овладел ни чтением, ни письмом. Шуточный тест, который устраивает Правдин, Митрофан с грохотом проваливает, но из-за своей глупости не может понять даже этого. Он называет слово дверь прилагательным, потому что ее дескать прилагают к проему, науку историю путает с историями, которые ему в изобилии рассказывает Вральман, а слово “география” Митрофанушка даже выговорить не может… слишком мудреное.
Чтобы показать гротескность образования Митрофана, Фонвизин вводит образ Вральмана, который учит “по-французски и всем наукам”. На самом деле Вральман (фамилия-то говорящая!) никакой не учитель, а бывший кучер Стародума. Он с легкостью обманывает несведущую Простакову и даже становится ее любимчиком, ведь исповедует собственную преподавательскую методику – не заставлять ученика ничего делать через силу. С таким рвением, как у Митрофана, учитель с учеником попросту лодырничают.
Рука об руку с получением знаний и навыков идет воспитание. За него по большей части отвечает госпожа Простакова. Она методично навязывает свою прогнившую мораль Митрофану, который (вот здесь он старателен!) отлично впитывает матушкины советы. Так, во время решения задачи на деление Простакова советует сыну ни с кем не делиться, а все забрать себе. Рассуждая о браке, матушка говорит лишь о достатке невесты, ни разу не упоминая о душевной привязанности и любви. Такие понятие как мужество, смелость, доблесть недорослю Митрофану не знакомы. Несмотря на то что он уже не малыш, его по-прежнему опекают во всем. Парнишка даже не может постоять за себя во время стычки с дядей, он тут же принимается звать маменьку, а с кулаками на обидчика бросается старая нянька Еремеевна.

Смысл названия: две стороны медали

У названия пьесы есть прямое и переносное значение.
Прямое значение названия
Недорослью в старину называли подростков, юношей, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу.
Переносное значение названия
Недорослью также именовали глупца, невежду, недалекого и необразованного человека, вне зависимости от его возраста. С легкой руки Фонвизина именно эта негативная коннотация и закрепилась за словом в современном русском языке.
Всякий человек перерождается из несовершеннолетнего юнца во взрослого мужчину. Это взросление, закон природы. Однако далеко не каждый превращается из темного недоросли-недоучки в образованную самодостаточную личность. Для такого преобразования нужно приложить усилия и упорство.
Место в литературе: Русская литература XVIII века > Русская драматургия XVIII века > Творчество Дениса Ивановича Фонвизина > 1782 год > Пьеса “Недоросль”.

Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Вопросы к семинару

  1. Что вы узнали о госпоже Простаковой? Какие черты ее натуры подметили? Подтвердите примерами из текста, как подчеркивает Фонвизин, что Простакова – не случайное явление в русской действительности? Приведите примеры других произведений о жестокости крепостников.
  2. Докажите, что Скотинин – типичный крепостник, что невежество, грубость, тупая сила, «скотские» интересы – основные черты персонажа.
  3. Как заканчивается комедия? Случалось ли вам слышать о фактах, чтобы помещика когда-нибудь отстранили от управления своим имением за жестокость? Почему такую концовку сочинил Фонвизин?
  4. Что можно сказать о положительных героях комедии? Чьи мысли и взгляды выражают Милон, Правдин и Стародум? Почему положительные герои изображены несколько схематично, однообразно?
  5. Выдержаны ли в пьесе все правила классицизма?
  6. К положительным или отрицательным героям вы отнесете Еремеевну, Цыфиркина?

Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Практическая работа

  1. Синтаксический практикум (выполнение упражнения «Продолжи предложение»)
    • Если вначале Простакова не церемонится с Софьей, то … .
    • Простакова может прикинуться и ласковой, когда… .
    • Сразу же можно увидеть, что … .
    • Первые же сцены убедили меня в том … .
    • Простакова обращается к сыну за сочувствием, но он … .
    • Говоря о воспитании и просвещении, Стародум считает, что … .
  2. Выполнить одно из заданий (по выбору)
    2.1. Составить речевую характеристику Скотинина.

    • Сделайте анализ ремарок автора. Подберите синонимы к глаголу говорить, характеризующие Скотинина.
    • Докажите материалами комедии, что весь лексический состав речи Скотинина характеризует его «скотский» характер. Для доказательств используйте не только лексический материал, но и синтаксические конструкции.

2.2. Составить речевую характеристику Простаковой.

  • Сделайте анализ ремарок автора. Подберите синонимы к глаголу говорить, характеризующие Простакову.
  • Проанализируйте обращения в речи Простаковой, поясните, как они меняются в зависимости от ситуации.
  • Докажите материалами комедии, что обнаруживает характер человека грубого, несдержанного, самодура. Для доказательств используйте не только лексический материал, но и синтаксические конструкции.

2.3. Составьте речевую характеристику Стародума.

  • Сделайте анализ ремарок автора. Подберите синонимы к глаголу говорить, характеризующие Стародума.
  • Докажите материалами комедии, что речь Стародума насыщена книжной лексикой, свидетельствует о его образованности и высокой нравственности. Для доказательств используйте не только лексический материал, но и синтаксические конструкции.
     

Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Литературный диктант № 1

  1. Кем приходится Митрофану Скотинин?
  2. Кто из учителей Митрофана оказался бывшим слугой Стародума?
  3. Кто из учителей Митрофана был исключен из семинара, потому что «убоялся бездны премудростей»?
  4. Вставьте в фрагмент рассказа Скотинина о том, как он служил в гвардии, недостающее слово: «Бывало, на съезжей и перекличке как закричит Тарас Скотинин: «А я во все …. «Я»!
  5. Как зовут племянницу Стародума?
  6. Кто из героев говорит: «Как путто пы до арихметики пыли люди тураки несчетные!»
  7. Как Цыфиркин называл дроби?
  8. Кто во сне Митрофана попадает под горячую руку его матушки?
  9. Кто из героев комедии кричит: «За людей приниматься?»
  10. Как Правдин называет Митрофана в последнем явлении комедии, когда тот отталкивает свою мать?
  11. Вставьте последнее слово в высказывание Стародума, которым завершается комедия: «Вот злонравия достойные…!»

Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Литературный диктант № 2

  1. С какой сцены начинается комедия?
  2. Как господин Простаков оценил новый кафтан сына?
  3. Какой праздник намечается в этот день в доме Простаковых?
  4. Почему Митрофан «протосковал до самого утра»?
  5. Как Митрофан собирается «сам выздороветь»?
  6. Как в доме Простаковых появилась воспитанница?
  7. Каким образом Скотинин восполняет убытки, причиненные ему соседями?
  8. С какой целью Скотинин хочет жениться на Софье?
  9. Почему известие о том, что Стародум жив, испугало госпожу Простакову?
  10. Кого из учителей и за что нахваливает госпожа Простакова?
  11. Что изменилось в отношениях брата и сестры после прочтения письма?
  12. Почему письмо повлияло на отношение госпожи Простаковой к Стародуму, Софье и Скотинину?
  13. О чем Правдин узнает от Милона?
  14. Что имеет в виду Скотинин, говоря, что он «своих поросят завести» хочет?
  15. О ком Митрофан говорит: «Пострел их побери и с Еремеевной»?
  16. Дополните слова Простаковой: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то …., то….; тем и дом держится!»
  17. Почему Стародум ушел в отставку с военной службы?
  18. Почему Стародум отказался от службы при дворе?
  19. Чем закончился последний урок Митрофана по арифметике?
  20. Без чего, по мнению Стародума, «умный человек – чудовище»?
  21. Чем Милон понравился Стародуму?
  22. Почему Митрофану незачем, по мнению матери, изучать географию?
  23. За что Стародум прощает Простакову?
  24. Какой указ объявляет Простаковым Правдин?

На чтение 28 мин. Просмотров 216 Опубликовано

В рассказе Паустовского “Телеграмма” герои проживают жизнь далеко от родных людей, забывая о том, что человеческий век недолог. Описание старого, ветхого дома Екатерины Петровны, её унылого быта и душевного состояния – пронзительны, глубоки и сильны настолько, что хочется изменить сюжет произведения. Автор в изображении последних дней жизни пожилой женщины безжалостно реалистичен, образ её дочери не вызывает сострадания. Она живёт в параллельной “вселенной”, где высокопарно рассуждают о заботе и любви к ближнему, о смысле человеческой жизни. За этой суетой Настя забывает о родной матери…

telegramma-glavnye-geroi-47874.jpg

Характеристика героев “Телеграмма”

Главные герои

Екатерина Петровна

Пожилая женщина, одинокая, доживающая жизнь в ветхом доме без детей и хозяина. Её отец был художником, она жила в Париже и видела похороны Виктора Гюго. Дочь раз в несколько месяцев присылает ей 200 рублей, а матери мерещится, что они пахнут Настиными духами. Екатерина Петровна отчаянно скучает, но не жалуется. Она любит дочь, которая навещала её около 3 лет назад. Чувствуя, что зиму ей не пережить, она пишет письмо дочери с просьбой увидеться. Настя забывает письмо в сумочке, ей некогда прочитать его. Женщина доживает свой век одиноко, даже перед смертью ей не удаётся увидеть родную дочь.

Настя

Живёт в Ленинграде, работает в Союзе Художников. Ей некогда навещать мать, она занята работой, хлопотами, чужими жизнями и интересами. Добившись выставки странного привередливого скульптора, Настя вдруг вспоминает о матери. Понимая, что опоздала, она идёт на вокзал, едва успевает на последний поезд. Плачет, вспоминая детство и мать. Она не успела встретиться с мамой, приехала на второй день после похорон. Ей стыдно и больно, побыв немного дома, она уезжает, прячась от соседей и знакомых.

Тихон

Сторож, сосед Екатерины Петровны. Он знал отца женщины, помнил и уважал его. Приходил к Екатерине Петровне занимался хозяйством, рубил дрова, говорил с ней. Искренне жалеет женщину, видя её тоску по дочери. Тихон отправляет Насте в Ленинград телеграмму, сообщая, что мать умирает. В последний день жизни Екатерины Петровны Тихон взял на почте бланк и написал на нём телеграмму от имени Насти – дочери старушки – о том, что она едет. Перед смертью, когда Тихон читает “придуманную” телеграмму, Екатерина Петровна, благодарит его за доброту…она всё понимает.

Манюшка

Соседская девочка, она приносит Екатерине Петровне воду, убирает в её доме, готовит. За её помощь старушка дарит ей разные старомодные вещи, которые ничего не значат для девушки. Она живёт в деревне, аристократический раритет её не трогает, она искренне пытается помочь женщине, облегчить её страдания. Свои последние дни Екатерина Петровна, практически потеряв зрение и не вставая, проводит в обществе Манюшки.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Гордый, ранимый, странноватый скульптор, который страдает от своей невостребованности, жаждет признания, похвалы. Настя “борется” за его талант, добивается выставки, за что получает словесную благодарность от мастера. Заботясь о чужом человеке, Настя почему-то забывает о собственной матери.

</tr></table>

В произведении автор поднимает проблемы нравственности: ответственности, доброты, раскаяния, вины, совести. Важную роль играют картины природы: они созвучны душевному состоянию одинокой женщины, подчёркивают события, происходящие в рассказе. Главный герой “Телеграмма” – человеческое одиночество, самое страшное, что может быть – одинокая старость. Написанный сразу после войны, рассказ Астафьева “Телеграмма” попал в список самых известных произведений соцреализма.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году был написан рассказ «Телеграмма»?</h3>

    • <label>1943;</label>
    • <label>1944;</label>
    • <label>1945;</label>
    • <label>1946.</label>

(новая вкладка)

«Телеграмма» главные герои рассказа Паустовского являются примером для того, чтобы каждый понял свои ошибки и вовремя успел исправить. Характеристика героев произведения «Телеграмма» поможет понять их поступки и черты характера.

Содержание

Паустовский «Телеграмма» главные герои

  • Катерина Петровна — главный герой рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»
  • Настя — дочь женщины
  • Тихон — сторож
  • Манюшка – дочь колхозного сапожника

Характеристика героев «Телеграмма» Паустовский

Характеристика Катерины Петровны

 — Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником, «мемориальном», по словам самой хозяйки. Она сетовала на то, что не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни. Когда-то она жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна страдала из-за того, что её «единственный родной человек» дочь Настя, живущая в   Ленинграде, не приезжала к ней, не писала писем.

Умирающая Катерина Петровна беспрерывно думает о дочери Насте, находящейся в далёком Ленинграде. Катерина Петровна знала, что Насте не до неё, старухи, «у них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». «Лучше не мешать», — думала. Она не осуждала свою дочь.

Катерина Петровна пишет Насте письмо: «Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень». Из этого письма понятно, что мать одинока, больна, беспомощна, ей нужен уход. Она хочет умереть, она устала от одиночества. Женщина надеялась, что после этого письма Настя приедет к ней. Но вскоре поняла, что ее ожидания напрасны.

Катерина Петровна умирает, так и не дождавшись свою дочь. Умирает от одиночества и тоски. Дочь не успевает на похороны своей матери.

«Телеграмма»  характеристика Насти

Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников. У неё много работы: устройство выставок, конкурсов.Она проявляет настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника, помогая ему организовать выставку. Ее здесь ценят, уважают, возлагают на неё большие надежды. Карьеристка. А вот о своей матери она совсем забыла «писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей».              

Получив письмо от матери, героиня «спрятала его в сумочку, не читая, раз мать пишет – значит жива». Прочитав письмо Настя не придала ему большого значения, хотя ее должны были насторожить слова: «Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу»

Но Настя не ответила на письмо, просьбу матери. Не проявила сочувствия, уважения, сердечности, любви к своей матери, одновременно заботясь о благополучии чужих ей людей.

Можно подумать, что к матери она испытывает бессердечия, равнодушия. Но Настя не бездушна. Она сочувствует скульптору Тимофееву, тратит много времени на организацию его выставки. «Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать», «этой выставкой мы целиком обязаны одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семёновне» — эти слова в адрес Насти.

Художники называли Настю Сольвейг – солнечный путь или луч за её заботу, требовательность, за умение довести дело до конца

Но заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери. Ведь, одно дело – увлекаться работой, делать её от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое – помнить о близких своих, о матери – самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами. Испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.

Как бы там ни было, гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достичь не удалось. В этом трагизм её положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести.

Вина Насти перед матерью выглядит особенно отчётливо в сравнении с поведением чужих для матери людей, проявляющих искреннюю заботу о ней – Манюшки и Тихона.

Настя поняла всю серьезность ситуации с матерью после телеграмы Тихона. Настя потеряла родного, самого близкого человека – маму. Но она не успела даже простится с ней, так как приехала в деревню уже после похорон.

Уехала Настя из Заборья крадучись, чтобы никто её не увидел и ни о чём не расспрашивал.  Она боялась человеческого суда. Простить её могла бы только мама: «…никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести».

«Телеграмма» характеристика Манюшки

Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване.

По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде – надо помогать.

«Телеграмма» характеристика Тихона

Тихон – сторож при пожарном сарае. Хлопотал часто по хозяйству Катерины Петровны, от жалости: рубил в саду засохшие деревья на дрова. Тихону невмоготу было смотреть на «сгорбленную, маленькую» женщину. От имени Насти он, пошептавшись с почтальоном Василием, взял телеграфный бланк и  написал телеграмму и принёс Катерине Петровне.

К Катерине Петровне Тихон и Манюшка проявляли заботу, уважение, привязанность, сочувствие.

 Тихон воспитывал Манюшку, он ей говорил «За добро плати добром, не будь пустельгой». Такой пустельгой (легкомысленной и пустой) оказалась Настя).

 Тихон и Манюшка — люди с добрым  сердцем. Но они не могли постоянно находиться с Катериной Петровной. У них свои дела, семейные заботы.  В их отсутствие Катерина Петровна была одна.

 Этот рассказ о взаимоотношениях родителей и детей, матери и дочери.

Чему учит рассказ Паустовского «Телеграмма»? Автор учит помнить своих родителей – тех, кто дал нам жизнь. Окружать их заботой, теплом, вниманием.

Здесь даны основные сведения о рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этого рассказа.

Краткие сведения о произведении

Рассказ «Телеграмма» Константин Георгиевич Паустовский написал в 1946 году на основе реальных событий. В нём писатель раскрыл тему взаимоотношения детей и родителей.

Главные герои рассказа

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

Дочь Катерины Петровны жила и работала в Ленинграде и очень редко приезжала к старой матери, одиноко живущей в селе Заборье. Она была увлечена работой в Союзе художников, помогала устраивать выставки и конкурсы. Из-за загруженности она писала матери не письма, а только несколько строк на почтовых переводах, когда посылала ей деньги раз в 2–3 месяца.

Мать скучала по дочери, но писала ей редко, понимая, что у Насти уже другие интересы. Когда Катерина Петровна слегла, сельчанин, который помогал ей, послал Насте телеграмму о том, что мать умирает.

Настя приехала на второй день после похорон и чувствовала на душе тяжесть и непоправимую вину перед матерью.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Старой женщине Катерине Петровне в октябрьское ненастье стало тоскливее. Она жила в селе Заборье одна в старом доме, который был построен её отцом. Когда художник от старости не смог уже писать картины, он приехал в родное село и стал заниматься садом. Сейчас дом находился под охраной областного музея, так как отец Катерины Петровны был известным художником. Что будет с домом, когда она умрёт, Катерина Петровна не знала.

Катерине Петровне помогала девочка Манюшка, дочь соседа. Она подметала полы, носила воду из колодца, ставила самовар. Разговаривала Катерина Петровна с Манюшкой шёпотом, так как не могла говорить громко из-за слабости.

Иногда к ней заходил Тихон, сторож при пожарном сарае, и рубил засохшие деревья в саду, пилил и колол их на дрова. Уходя, он каждый раз спрашивал, пишет ли Настя. Старая женщина молчала, а когда Тихон уходил, тихо плакала.

Её единственная дочь, Настя, жила в Ленинграде. Она не приезжала к матери уже 3 года. Катерина Петровна редко писала ей, так как понимала, что у дочери свои дела и поэтому лучше ей не мешать. Настя писем матери не писала, а только раз в 2–3 месяца посылала ей 200 рублей и писала на бланке почтового перевода о том, что совсем нет времени написать письмо.

В конце октября Катерина Петровна почувствовала, что зиму ей не пережить, написала об этом дочери и попросила приехать.

Настя работала в Союзе художников секретарём, работы у неё было много. Письмо матери она получила на службе и, не прочитав, положила в сумочку. Каждый раз, получая редкие письма от матери, Настя испытывала облегчение, так как они означали, что мать жива. Но одновременно появлялось беспокойство, словно письмо было укором.

После работы Настя пошла в мастерскую скульптора Тимофеева, чтобы потом доложить о том, как он живёт, правлению Союза. Скульптор жаловался на то, что в мастерской холодно и что вообще ему не дают развернуться.

Настя действительно почувствовала в его мастерской холод, и увидела скульптуру Гоголя. Ей показалось, что глаза писателя упрекали её, что письмо-то в сумочке не распечатанное.

Тимофеев пожаловался, что все хвалят его скульптуры, но выставки его работ не устраивают. Настя пошла к председателю Союза и настояла на том, что нужно устроить выставку работ Тимофеева.

Дома она прочла письмо и подумала, что сейчас ехать невозможно, так как нужно устраивать выставку Тимофеева. Через 2 недели выставка открылась. На её открытии седой художник поблагодарил Настю за то, что она проявила внимание и чуткость к незаслуженно забытому скульптору.

Курьерша из Союза принесла Насте телеграмму. В ней было написано: «Катя помирает. Тихон». Настя подумала, что эта телеграмма не ей, но заметила там слово «Заборье». Настя почувствовала чей-то пронзительный взгляд и увидела, что Гоголь смотрит на неё и усмехается, как бы говоря: «Эх, ты!» Она вышла с выставки и, сев на скамейку, заплакала. Настя поняла, что никто её так не любит, как мама, и заторопилась, чтобы попросить у неё прощения. В тот же вечер она поехала в Заборье.

Катерина Петровна из-за слабости не вставала уже десятый день. Манюшка шестые сутки ухаживала за ней и спала в её комнате.

Тихон принёс Катерине Ивановне телеграмму, которую он составил с почтальоном Василием, и сказал, что это от Насти. Когда Тихон прочитал, что будто Настя выехала, Катерина Петровна поняла, что телеграмму составила не Настя, а Тихон, и поблагодарила его за доброе слово.

Катерина Петровна умерла, Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она проплакала в доме всю ночь и на рассвете уехала из села, стараясь, чтобы никто её не увидел и не расспрашивал. Она чувствовала себя виноватой, и эту вину никто не смог бы с неё снять, кроме матери.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» раскрыты темы:

Основная мысль (идея) рассказа «Телеграмма»: дети должны не забывать самых близких и родных людей — родителей. Нужно ценить тех, кто вас любит не за что-то, а просто за то, что вы есть.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«Страшная месть» — краткое содержание и пересказ по главам повести Н. В. Гоголя«Приключения Чиполлино» — краткое содержание и пересказ по главам сказки Д. Родари«Портрет» — краткое содержание и пересказ по частям повести Н. В. Гоголя«В людях» — краткое содержание и пересказ по главам повести М. Горького

avtor-rasskaza-telegramma.jpg

«Телеграмма» — произведение, написанное Паустовским. В Википедии можно подробнее узнать об авторе и его творчестве.

Вы можете прочитать «Телеграмму» онлайн на Брифли. Или обратиться к её краткому пересказу.

Паустовский обращается к теме «отцов и детей», что, безусловно, не оставит читателя безразличным. Проблема актуальная, острая, свойственна каждому, у кого есть или была семья. Краткое содержание «Телеграммы» Паустовского позволит проникнуться теми переживаниями, что заложил в неё автор, почерпнув основную идею.

Оглавление:

А также познакомиться с героями и понять причины их поступков. Для полноты картины при необходимости лучше, конечно, ознакомиться с текстом целиком. Он занимает всего двенадцать машинописных страниц.

Это интересно: чем архаизмы отличаются от историзмов?

Анализ произведения «Телеграмма»

Структура

Рассказ перед нами или повесть? «Телеграмма» Паустовского — короткий рассказ. Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:

  1. О матери
  2. О дочери
  3. Тревожная весть
  4. Трагичная развязка
  5. Итог.

Первая часть — представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть — знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент — зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни. Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв, не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой. И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.

О чём сюжет: короткое содержание

Читайте краткое содержание и узнаете что: Катерина Петровна доживает свой век в удалённой от города деревушке. Её дом был построен ещё дедом, талантливым художником. Женщина малообщительна и практически не имеет контактов с односельчанами, но у неё есть дочь, занимающаяся важной работой и высылающая матери денег. В какой-то момент Катерина Петровна понимает, что смертельно больна и хочет повидаться с дочерью напоследок, в чём и просит её в телеграмме. Однако Настя не принимает письмо всерьёз и выезжает спустя две недели, когда узнаёт, что смерть матери не за горами. Девушка опаздывает на похороны и испытывает горечь, запоздалое раскаяние за свою медлительность.

Герои рассказа

Всех героев можно поделить на группы:

  • главные действующие: мать Катерина, дочь Настя
  • второстепенные действующие. В деревне: пожилой сторож Тихон, соседка девочка Манюшка. У Насти: скульптор Тимофеев.
  • Третьестепенные действующие лица — жители деревни на похоронах. Почтарь, учительница и т.д.
  • недействующие: отец Катерины Петровны, художник. Здесь можно выделить и скульптуру Гоголя — она говорит в сознании Насти голосом совести. Тем самым через неё читатель знакомится с авторской позиции произведения.

Главные герои в «Телеграмме»

Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.

Но в деревне она никому не нужна, ей не с кем обмолвиться словом. У женщины шикарный гардероб дворянки, небывалая там роскошь. Тем не менее находятся небезразличные знакомые, которые навещают старушку. Среди них и сторож Тихон, и девочка, и почтальон. Катерина Петровна ждёт участия только от одного человека — своей дочери. Та присылает ей скупые отписки, ссылаясь на занятость. Мать и боится лишний раз потревожить своими телеграммами, лишь единожды не выдержав и отправив её первой. Когда находится при смерти.

Настя — неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.

Роль Тихона

Тихон — работяга, малограмотный, но искренний и отзывчив душой к чужим бедам. Он — сторож в доме умирающей женщины. В его сердце ещё живы воспоминания об отце Катерины Петровны, Тихон уважает и её саму, как образованную и вежливую даму. Он проникается её бедой и составляет ответное письмо якобы от дочери. Несмотря на то, что обман был понят женщиной, старушка поблагодарила Тихона за участие. А сам его поступок можно считать бескорыстным порывом души, светлой и доброй. Его телеграмма — символ рассказа.

Вместо заключения

Настя раскаивается, да поздно. Из деревни уезжает в слезах, ей стыдно. Паустовский не даёт конкретной оценки поведению девушки. Но через скульптуру Гоголя как бы передаёт зов совести и разума. Настя чувствует на себе, как была неправа, как опрометчиво поступила, откладывая последнюю встречу с матерью.

В результате читатель понимает, что дочь, какой бы чёрствой ни казалась, всё же пробудилась и признала свою вину, пусть и тяжёлым крестом станет для неё теперь эта ошибка. Всё-таки рассказ несёт в себе светлую мысль и даёт возможность учиться на чужих ошибках. Любить и беречь своих родителей, пока те живы, а не думать только об эгоистичных желаниях.

Читайте короткое произведение Паустовского и делайте собственные выводы.

Отзывы и комментарии

Это интересно

  • О книгопечатании на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
  • Значение Английской буржуазной революции 17 века — последствия для всего мира
  • Леонардо да Винчи: биография, творчество, изобретения и интересные факты
  • Русский этнограф и великий путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай
  • Кто такой Джеймс Кук и каковы его основные открытия?

Содержание:

История создания

Константин Георгиевич Паустовский написал рассказ «Телеграмма» в 1946 году, когда он уже обрёл широкую известность в родной стране и за рубежом. Зачатки этого рассказа присутствуют в его более ранних работах 1937 года — цикле «Летние дни» и повести «Мещёрская сторона», где говорится о непростой судьбе дочери знаменитого художника. Впоследствии это упоминание трансформировалось в самостоятельный полноценный рассказ.

В книге очерков и рассказов «Золотая роза», опубликованной в 1955 году, в главе «Зарубки на сердце» писатель рассказывает историю создания «Телеграммы» и говорит о реальных прототипах главных героев. Было время, когда он жил под Рязанью, в старом доме в усадьбе когда-то известного гравера Пожалостина. Дом привлекал его тишиной, уютом, гравюрами на стенах.

Дочь гравера, хозяйка дома Катерина Ивановна, была одинокой подслеповатой старушкой. Когда-то она жила в Париже, была знакома с Тургеневым, присутствовала на похоронах Гюго, и от этого нынешняя жизнь в деревне казалась ей ещё более тоскливой. Её молодая дочь Настя жила в Ленинграде и высылала ей только денежные переводы. Иногда к старушке забегала соседская девчонка Нюрка, чтобы помогать по дому.

Катерина Ивановна давала почитать писателю пожелтевшие отцовские письма, а также жаловалась ему на одинокую старость. Вскоре она тяжело заболела. Именно Паустовский выслал Насте в Ленинград телеграмму с этим печальным известием. Но девушка приехала в деревню лишь спустя три дня после похорон. Произошедшее так сильно повлияло на писателя, что он решил создать рассказ на основе этих событий.

Сюжет произведения тронул и знаменитую певицу и актрису Марлен Дитрих. Известно, что, прибыв на гастроли в Москву в 1964 году, в аэропорту она сразу же задала журналистам вопрос о Паустовском. Несмотря на то что Константин Георгиевич был тяжело болен, он, желая побывать на концерте певицы, в сопровождении врача прибыл в Дом литераторов, где проходило её выступление.

После концерта, узнав, что писатель в зале, Дитрих попросила его подняться на сцену и, когда он подошёл к ней, она встала перед ним на колени и прижала его руки к своему лицу, залитому слезами. Эта картина потрясла всех присутствующих. Позже Марлен призналась, что именно рассказ «Телеграмма» так сильно поразил её, что она считала своим долгом поблагодарить его автора и поцеловать его руки.

Краткое содержание

Пожилая женщина Катерина Петровна одиноко жила в старом доме в небольшой деревне Заборье. Октябрь выдался холодный, тесовые крыши почернели, везде было мрачно и неуютно. Старушке было всё тяжелее вставать по утрам.

Её отец был известным художником, который в своё время вернулся из Петербурга сюда, в своё родное село, построил здесь дом и стал жить в покое, ухаживая за садом, когда уже не мог писать картины из-за испортившегося зрения и дрожащих рук. Поэтому теперь дом считался «мемориальным», находился под охраной областного музея, повсюду на стенах висели потускневшие картины. Но в деревне Катерине Петровне не с кем было поговорить об искусстве, об отце, о своей молодости, когда она жила с отцом в Париже и даже видела похороны Виктора Гюго.

К ней заходила только соседская девчонка Манюшка, которая помогала по дому, приносила воду из колодца, ставила самовар, а старушка дарила ей всякие безделушки. Также заходил сторож при пожарном сарае Тихон, помнивший ещё самого художника и сохранивший к нему уважение.

Дочь Катерины Петровны, Настя, жила в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Старушка не жаловалась и не докучала ей письмами, понимая, что у молодых свои заботы и своя жизнь, но всё же думала о ней каждый день, тосковала, сидя на краешке продавленного дивана. Раз в два-три месяца от Насти приходили переводы на двести рублей, которые приносил весёлый почтальон Василий. Переводы сопровождались одним и тем же текстом о том, что у неё очень много дел.

Между тем старушке становилось совсем плохо: она чувствовала, что не переживёт эту зиму. Поэтому она в отчаянии отправила дочери письмо, прося приехать.

Настя работала секретарём в Союзе художников, занималась выставками и конкурсами. Получив письмо матери, она спрятала его в сумку, решив прочитать после работы. Ей предстояло посмотреть, как живёт молодой скульптор Тимофеев, чтобы сообщить об этом руководству Союза. Мастерская скульптора не отапливалась, он жаловался на то, что его ущемляют. Девушка решила, что нужно помочь ему, устроив выставку его работ. В его мастерской она полюбовалась на созданную им скульптуру Гоголя, и сверлящие гоголевские глаза, казалось, обвиняли её в том, что она не прочла материнское письмо.

Дома Настя всё-таки прочла его, но решила, что ехать в деревню некогда: сейчас и так слишком много проблем. После этого она две недели возилась с обустройством выставки Тимофеева. Тот имел непростой характер. Но всё же показ его работ удался на славу. Во время собрания художников и критиков Насте принесли телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Сначала она ничего не поняла, потом снова заметила на себе осуждающий взгляд скульптуры Гоголя. Уйдя с выставки и перечитывая телеграмму, она вдруг осознала, что никого роднее мамы у неё нет, никто больше не любил её так, как эта дряхлая старушка в скучном Заборье.

Плача, Настя хотела купить билеты на поезд, но их уже не было. К счастью, пожилая кассирша, узнав, что девушка хочет поехать к маме, помогла ей. Всю дорогу Насте казалось, что поезд едва тащится. Она боялась опоздать.

Вскоре она умерла, не дождавшись приезда дочери. Её хоронили на следующий день. На похоронах присутствовали чужие люди, но все они глубоко проникались состраданием к её судьбе. Молоденькая учительница, недавно приехавшая сюда работать и увидевшая похороны, поцеловала её высохшую руку, вспомнив о собственной матери, тоже оставшейся в одиночестве в областном городе.

Настя прибыла в Заборье на второй день после похорон. В доме старушки она плакала всю ночь, а под утро ей пришлось уезжать, крадучись, чтобы никто не заметил её и ни о чём не спрашивал. Она думала, что никто, кроме матери, больше не сможет избавить её от груза непоправимой вины и тяжести.

План для пересказа

Рассказ как бы условно поделён автором на три части: в первой из них можно увидеть жизнь старушки в деревне, во второй — жизнь её дочери в городе, в третьей же части происходят кульминация и осознание ошибок. Однако для удобства можно составить план для пересказа и таким образом:

  • Одинокая жизнь Катерины Петровны в Заборье.
  • Занятость Насти в Ленинграде.
  • Письмо матери.
  • Выставка.
  • Две телеграммы.
  • Слишком поздно: раскаяние Насти.

Главные герои

В произведении Паустовского «Телеграмма» и главные герои, и второстепенные в равной степени играют важную роль для сюжета, а поступки каждого из них заставляют о многом задуматься. Их характеристика:

  1. Катерина Петровна — сгорбленная, маленькая, сухонькая и слабая пожилая женщина, теряющая зрение и говорящая ослабевшим голосом. Дочь известного художника, которая провела молодость в Париже, а её жизнь, благодаря отцу, явно была связана с искусством. Она добра и щедра к окружающим — например, дарит Манюшке небольшие подарки, интеллигентна и понятлива. Её любовь к дочери огромна: она готова простить ей всё и не собирается ей навязываться, понимая, что «у молодых своя жизнь». Проблемы со здоровьем и одиночество заставляют её всё больше задумываться о будущем.
  2. Анастасия Семёновна — красивая молодая девушка, имеет русые волосы и большие холодные глаза, за что коллеги называли её Сольвейг. Работает секретарём в Союзе художников. Её нельзя назвать бездушной и чёрствой, она просто слишком предана своей профессии, в работе решительна и активна, и действительно очень занята, крутясь с бесконечными выставками и конкурсами.
  3. Тихон — сторож при пожарном сарае, тощий, рыжий. Был ещё мальчишкой, когда художник строил здесь усадьбу, но с тех пор сохранил уважение к нему, его дочери и его картинам, говоря про них: «Работа натуральная!». Искренний человек, с сочувствием и добротой относится к одинокой старушке, помогает ей по хозяйству, рубит дрова, спрашивает её о дочери. Телеграмма, которую он читает якобы от Насти, — символ рассказа, а его поступок можно назвать благородным порывом души.
  4. Манюшка — дочь соседа, колхозного сапожника, которая прибегает к старушке каждый день, чтобы помочь ей. Легкомысленная, но неравнодушная, добрая, работящая и сочувствующая.
  5. Тимофеев — талантливый, но ворчливый молодой скульптор, маленький, решительный и злой. Работает в тяжёлых условиях в холодной мастерской и считает, что он не оценён по достоинству, ему не дают развернуться. Имеет уязвлённую гордость, но рад, что Настя помогает устроить его выставку.
  6. Молодая учительница — застенчивая, сероглазая, совсем ещё девочка, приехавшая в Заборье и оставившая родную мать в областном городе. Она проникается видом похорон Катерины Петровны и выносит для себя важный урок.

Можно выделить ещё одного «персонажа», на протяжении рассказа выступающего в роли совести Насти. Это скульптура Гоголя, талантливо созданная Тимофеевым. Как известно, именно Гоголь обладал удивительной способностью словно бы видеть человека насквозь. Его взгляд насмешливый, а на виске бьётся тонкая склеротическая жилка. Он будто осуждает Настю. Именно через его взгляд автор передаёт собственное отношение к поступкам героини.

Анализ и смысл

Жанр «Телеграммы» Паустовского — рассказ, поскольку это текст небольшого объёма, имеется одна сюжетная линия и несколько героев, связанных развитием сюжета. Направление — реализм: автор показывает одну из сторон человеческой жизни такой, какая она есть. Повествование линейное: события идут одно за другим. Проблематика произведения:

  • тема одиночества;
  • всеобъемлющая материнская любовь;
  • вечная тема взаимоотношений «отцов и детей»;
  • тема «блудного сына».

Таким образом, проведя анализ «Телеграммы» Паустовского для читательского дневника, можно понять смысл произведения — важно помнить о своих близких, заботиться о них, говорить им тёплые слова, проводить с ними больше времени. К сожалению, за бесконечной суетой жизни, в погоне за карьерой, успехом, заработком многие люди забывают об этом. В результате они опаздывают сказать родным важные слова, обнять их, выразить свою любовь, как это случилось и с Настей.

Девушка наивно полагала, что, если она регулярно присылала матери деньги, то выполняла свой долг. Если получала от матери ответные письма, значит, та жива и всё хорошо. Настя была отзывчивой, но к чужим людям: она с жаром бросилась помогать скульптору Тимофееву, видя, в каких условиях он живёт, в каком холоде он работает. При этом она не думала о том, что её мать тоже живёт в холоде и забвении, что ей всё хуже с каждым днём. Она считала, что приехать к ней всегда успеется, но никак не могла собраться и бросить все дела. Это стало её роковой ошибкой.

Название «Телеграмма» тоже говорит о многом. Во-первых, оно отражает присутствие в тексте произведения двух телеграмм. Одну из них получила Настя, и она открыла ей глаза на то, что родители — это те, кто любит своих детей с самого рождения и на протяжении всей жизни, всегда их ждут. Она стала для девушки главным аргументом к отъезду. Вторую прочитал старушке Тихон от лица Насти, хотя истинной весточки от неё так и не было, что заставило сторожа пуститься на небольшой обман ради высокой цели.

Во-вторых, название говорит о том, что рассказ является телеграммой всем читателям: не забывайте своих близких.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/telegramma/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://kratkoe.com/telegramma-glavnye-geroi-rasskaza-paustovskogo/
  • https://blmb.ru/telegramma-kratkoe-soderzhanie/
  • https://obrazovanie.guru/literatura/paustovskij-telegramma-kratkoe-soderzhanie-rasskaza.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/telegramma-paustovskogo.html

Инфоурок

Литература
Рабочие программыКалендарно-тематическое планирование по литературе для 8 класса (автор учебника Коровина В.Я.)

Инфоурокбиблиотека материалов

                                                                
Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс.


              Тема урока.

Основные виды учебной
деятельности обучающихся. Формы контроля.

                       
Дата                     план/факт

Введение (1ч.)

Русская литература и история.

Работа с текстом. Поиск
информации в Интернете. Отбор материала для ответа на поставленный вопрос,
различение главной и второстепенной информации.

Построение
логичного, доказательного суждения.

2.09/2.09

2

Устное народное творчество (2 ч.) Русские народные песни.
Исторические
песни. Частушки.

Выразительное чтение 
русских народных песен  с учётом жанровой принадлежности и интонационных
особенностей текстов, при котором передаётся личное отношение к событиям и
героям.

7.09/7.09

3

 Предания.

Выразительное чтение   преданий
с учётом жанровой принадлежности и интонационных особенностей текстов, при
котором передаётся личное отношение к событиям и героям.

9.09/9.09

4

Из древнерусской литературы
(2 ч.)

«Повесть о
житии и храбрости благород
ного и
великого князя Александра Невского» (фрагменты). Защитник земли Русской.

Работа с
текстом. Воспроизведение  в воображении художественных  картин, созданных  в
житии: словесное рисование, иллюстрирование. Коллективный диалог.

14.09/14.09

5

Изображение
действительных и вымышленных событий в повести «Шемякин суд».

Определение
темы и основной идеи художественного произведения. Аналитическая беседа.

16.09/16.09

6

Из русской литературы 18 века ( 5 ч.) 18 век в истории России. Д.И.
Фонвизин
«Недоросль».

Определение роли 18 века в
истории России. Работа с текстом комедии «Недоросль».

21.09/21.09

7

Речевая
характеристика персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» 


Работа над речевой
характеристикой комедии Фонвизина Д.И. Недоросль.

23.09/23.09

8

Драматургический конфликт и
композиция пьесы. Традиции и новаторство в комедии  Д.И.Фонвизина
«Недоросль».

Определение
драматургического конфликта пьесы. Исследование текста на композицию,
выразительные средства.

28.09

9

 Д.И. Фонвизин «Недоросль».
Значение комедии для современников и следующих поколений.

Дискуссия на тему «Значение
комедии для современников и следующих поколений».

28.09

10

Контрольный урок по теме
«человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и литературе 18
века».

Выполнение
контрольной работы.

30.09

   
11

Из русской литературы 19 века
( 32 ч.)

Сатирик и баснописец И.А. Крылов.
Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова

«Обоз».

Выступления учащихся. Выразительное чтение басни. Объяснение роли
изобразительно-выразительных средств языка в характеристике персонажей.

Выявление
языковых особенностей басенного языка, сближающих басню с разговорной речью.

Сопоставление
иллюстраций к басне с текстом, при котором выявляются особенности трактовки
художником литературного произведения.

Сопоставление жизненного
материала, положенного в основу басни, с её художественным сюжетом, при
котором выявляется замысел баснописца.

Анализ
построения басни.

Выявление
аллегорического смысла басни, нравственной проблематики произведения. Подбор
разных жизненных ситуаций, к которым может быть применена мораль басни.

5.10

12

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте.
Дума «Смерть Ермака» и ее связь с историей.

Работа с текстом.
Определение темы и основной идеи художественного произведения. Выполнение
заданий.

7.10

13

Роман А.С. Пушкина
«Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования
личности Гринева.

Выступления
учащихся. Коллективный диалог. Работа с текстом.

12.10

14

Проблемы
чести, достоинства, нравственного выбора в романе. Гринев и Швабрин.

Работа с
текстом. Выборочный пересказ. Анализ эпизодов. Составление характеристик
героев. 

14.11

15

Пугачев
и народ в романе.

Беседа с элементами диспута. Выборочный пересказ.
Анализ эпизодов.

19.10

16

Средства
характеристики героев романа на примере глав глав 8-12.

Коллективный диалог.
Определение мотивов поведения героев и оценка поступков. Объяснение роли
изобразительновыразительных средств языка в характеристике персонажей.

21.10

  
17

Образ Маши Мироновой.Смысл
названия романа.

Работа с текстом.
Составление характеристики героя. Определение мотивов поведения героини и
оценка поступков.

26.11

18 

 Проект.
Составление электронной презентации «Герои романа «Капитанская дочка” и их
прототипы».

Работа
над презентацией.

28.11

19

 Сочинение
по роману «Капитанская дочка».

Составление
плана, подготовка и написание сочинения.

9.11

20

Лирика
А.С. Пушкина.

Сообщения учащихся.
Выразительное чтение стихотворений. Работа в парах. Анализ.

11.11

21

М.Ю. Лермонтов в истории.
Поэма

«Мцыри».

Выразительное
чтение  произведения, при котором учитывается  жанровая принадлежность,
передаётся личное отношение к событиям и героям, а также  интонационные
особенности текстов.

16.11

22

Особенности
композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы.

Выявление особенностей композиции поэмы.  Работа с
текстом.  Коллективный диалог.

18.11

23

 Образ главного героя поэмы
«Мцыри» и средства его создания.

Аналитическая
беседа, работа с текстом, творческая работа в группах.

23.11

24

Сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова

«Мцыри».

Работа над сочинением.

25.11

25

 Историзм
Н.В. Гоголя. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор».

Выступления
учащихся. Коллективный диалог. Рассказ о литературном герое с  включёнными в
него элементами характеристики.

30.11

26

Разоблачение пороков
чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Приемы сатирического
изображения.

Работа
над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных
заданий.

2.12

27

Хлестаков
и хлестаковщина.

Работа
над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных
заданий.

7.12

28

Особенности композиции
комедии Н.В. Гоголя. Подготовка к сочинению.

Работа над композицией, подготовка
к сочинению.

9.12

29

Обсуждение театральных
постановок, кинематографических версий комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Обсуждение
театральных постановок, кинематографических версий комедии Н.В. Гоголя
«Ревизор».

14.12

30-

31.

 Образ «маленького»
человека в литературе. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель».  

Работа
с текстом. Работа в парах. Коллективный диалог.

16.12

21.12

32

Контрольная работа по
литературе 19 века.

Контрольная
работа.

23.12

33

Художественная
сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города»
(отрывок).

Прослеживание развития
сюжета произведения. Коллективный диалог. Определение темы и основной идеи
художественного произведения

28.12

34

Н. С.
Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н.С. Лескова
«Старый гений»

Аналитическая
беседа. Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении,
установление причинно-следственных связей между ними.

11.01

35

Л.Н.Толстой.
Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». 

Выступление учащихся.
Работа с текстом. Выборочный пересказ… Выполнение заданий.

13.01

36

Художественное своеобразие
рассказа «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа.

Прослеживание развития
сюжета произведения. Коллективный диалог. Работа в парах.

18.01

37

Социально- нравственные
проблемы в рассказе «После бала». Моральная ответственность человека за всё
происходящее

Беседа с элементами
диспута, сопоставительная работа, тест.

20.01

38

Сочинение
по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

Написание
сочинения.

25.01

39

Поэзия родной
природы.
А.С. Пушкин

«Цветы последние милее…», М.Ю. Лермонтов
«Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер».

Прослеживание
развития   смены настроений в лирическом стихотворении.

Выявление роли
художественных описаний в произведении.

Объяснение
роли изобразительно-выразительных средств языка.

Выразительное
чтение лирического произведения.

27.01

34

 А.А. Фет
«Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…» Поэтическое
изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Выразительное чтение
наизусть.Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка.

Выразительное
чтение лирического произведения.

1.02

41

История о
любви и упущенном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви».

Коллективный диалог.

Работа с текстом.
Определение особенности повествования А.П. Чехова.

3.02

42

Из литературы 20 века (20ч.)

Проблема счастья в
рассказе И.А. Бунина

«Кавказ».

Определение мотивов поведения героев и
оценка их поступков.

Объяснение роли
изобразительно-выразительных средств языка в характеристике персонажей.

8.02

43

 Нравственные
проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени».

Характеристика
героя на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами,
окружающей обстановки в свете вопроса, поставленного учителем.

Сопоставление героев
изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

10.02

Определение темы и основной
идеи художественного произведения. Выявление нравственной проблематики
произведения.

44

Историческая
тема в стихотворении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл.

Определение темы и идеи
поэтического текста.

Объяснение роли
изобразительно-выразительных средств языка в поэтическом тексте

15.02

45

Поэма
«Пугачев» С.А. Есенина на историческую тему.

Определение темы и идеи
поэтического текста.

Объяснение
роли изобразительно-выразительных средств языка в поэтическом тексте.

Исследование
поэтического текста на историческую тему.

17.02

46

И.С.
Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем».

Характеристика
героя на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами,
окружающей обстановки в свете вопроса, поставленного учителем.

Сопоставление
героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

Определение темы и основной
идеи художественного произведения. Выявление нравственной проблематики
произведения.

22.02

47

М.А.
Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».

Коллективный диалог.

Осмысленное употребление
в речи терминологией по теме.

Выявление
приемов создания смешного.

24.02

48

 Журнал
«Сатирикон».  Сатирическое изображение исторических событий в рассказах
Тэффи, О. Дымова,

А.Т.
Аверченко

Выполнение индивидуальных
заданий в паре.

Осмысленное употребление
в речи терминологией по теме.

Выявление
приемов создания смешного.

1.03

49

Тэффи.
Рассказ «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни».  Сатира
и юмор в рассказах.

Выполнение индивидуальных
заданий.

Осмысленное употребление
в речи терминологией по теме.

Выявление
приемов создания смешного.

3.03

50

А.Т.Твардовский – поэт и
гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин»

Коллективная работа по
статье учебника. Работа с текстом.

10.03

51

Жизнь
народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении А. Твардовского
«Василий Теркин».

Осмысление
жизненной основы произведений о войне, знакомство с фактами биографии,
обусловившими темы стихотворений поэтов. Характеристика героя на основе 
поступков и переживаний.

15.03

52

А.П. Платонов
«Возвращение».
Нравственная проблематика и гуманизм рассказа .

Работа с текстом. Анализ
эпизодов. Определение темы и основной идеи художественного произведения

17.03

53

М.В.
Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о
пехоте», «Здесь птицы не поют».

Сопоставление
репродукций картин и стихотворений на военные темы, выявление общих мотивов,
смысла, идейной близости произведений искусства слова и живописи.
Прослушивание песен.

29.03

54

А.И.
Фатьянов «Соловьи». Л.И. Ошанин «Дороги».   Лирические и героические песни о
Великой Отечественной войне.

Выразительное чтение
лирических произведений, при котором учитывается  жанровая принадлежность,
передаётся личное отношение к событиям и героям, а также  интонационные
особенности текстов.

31.03

56

Автобиографический
характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Определение
идейно-тематического своеобразия рассказа В.П. Астафьева.

Выделение событий и их
последовательности в эпическом произведении, установление
причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа.

5.04

57

Мечты и
реальность военного детства в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой
меня нет».

Работа
с текстом. Анализ эпизодов.

7.04

58-

59

Русские
поэты 20 века о родине, родной природе и о себе.

Выразительное чтение
лирического  произведения, при котором учитывается  жанровая принадлежность,
передаётся личное отношение к событиям и героям, а также  интонационные
особенности текстов.

Анализ
стихотворений.

12.04

14.04

60

Контрольная
работа по литературе 20 века

Контрольная
работа.

19.04

61-

62

Поэты
русского зарубежья о Родине

Выразительное
чтение наизусть. Анализ стихотворений.

21.04

26.04

63

Из зарубежной литературы ( 6 ч.) Семейная вражда и любовь героев в
тра
гедии «Ромео и Джульетта» У.
Шекспира. Сонеты.

Пересказ текста,
усложнённый элементами рассуждения.

Ответ
на проблемный вопрос.

3.05

64

Ромео
и Джульетта — символ любви и верности. 

Аналитическая беседа.
Коллективный диалог. Определение темы и основной идеи художественного
произведения

5.05

65

Ж.-Б.
Мольер — великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство
и невежество буржуа.

Работа с текстом.
Коллективный диалог. Определение темы и основной идеи художественного
произведения

10.05

66

Особенности классицизма
в комедии

«Мещанин
во дворянстве» Ж.- Б. Мольера.

Работа
в парах. Заполнение таблицы.

12.05

67.

Вальтер Скотт.
Исторический роман

«Айвенго».

Работа
с текстом. Коллективный диалог. Анализ эпизодов.

17.05

68

Контрольный
тест по зарубежной литературе.

Тест.

19.05

69-

70

Итоговые уроки (2 ч.)

Итоговая контрольная работа. 

Анализ контрольной работы.

Систематизация
и контроль знаний, полученных за год. 

24.05

26.05

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Конспект мероприятия по литературе «Интернет-проект.Литературное Яблоко»

  • Рабочая программа по литературе для 11 класса

  • Презентация «Подготовка к итоговому сочинению по направлению Кому на Руси жить хорошо? (11 класс)»

  • Презентация по литературе»Потомки Пушкина»

  • Итоговое сочинение «Согласны ли вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?» (Направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»)

  • Методическая разработка по литературе на тему «В мире сказок» (5 класс)

  • Презентация » Мотив тоски и одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»

  • Сказки К.И.Чуковского (2 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454851 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

Оставьте свой комментарий

  • Характеристика героев рассказа на дне
  • Характеристика героев рассказа мальчики 4 класс чехов
  • Характеристика героев рассказа не надо врать зощенко
  • Характеристика героев из сказки дубровский
  • Характеристика героев из рассказа капитанская дочка кратко