Характеристика героев рассказа не надо врать зощенко

Произведения михаила михайловича зощенко полюбились читателю ироничностью ситуаций и точностью в изображении общества с его недостатками и пороками. многие из

Произведения Михаила Михайловича Зощенко полюбились читателю ироничностью ситуаций и точностью в изображении общества с его недостатками и пороками. Многие из поднимаемых автором тем актуальны и сегодня, так как затрагивают обыденную жизнь простых людей. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом одного из рассказов под названием «Беда» по плану.

История создания 

Об истории создания рассказа «Беда» известно немногое. Написан он был в 1923 году, когда Зощенко сотрудничал с сатирическими изданиями. Начиная с 1920-х, писатель работал именно в этом творческом направлении. Оно, по его мнению, давало наибольшую свободу выражения и позволяло приблизиться к аудитории. Также данный период творчества для Михаила Михайловича был очень удачным — автор обрел широкую известность благодаря коротким запоминающимся сочинениям на остросоциальные темы.

Впервые напечатали “Беду” в том же 1923-м в одном из номеров петербургского журнала “Красный ворон”. История написания произведения «Беда» тесно связана с биографией писателя: в послереволюционные годы он долго скитался по стране и сменил десятки самых разных профессий. В это время он сумел познакомиться с бытом и нравами соотечественников во всех подробностях.

Жанр, направление

Произведение «Беда» можно отнести к рассказам. Есть одна сюжетная линия — приобретение лошади и ее утрата; в центре внимания один герой — Егор Иваныч Глотов. Ситуация развивается ограниченный отрезок времени: три дня, с понедельника по среду.

Направление же — реализм. Михаил Михайлович изображает объективную действительность, случай, который мог произойти на самом деле. Герои его также типичны — обычные работящие люди со своими жизненными проблемами. 

Помимо этого, авторская позиция неоднозначна. Несмотря на то, что описываемый порок довольно серьезен (пьянство), писатель относится к своему герою с мягкой иронией, некоторой теплотой.

Смысл названия

Изначально у произведения было другое название — “Спрыснул”, что означает “отметить приобретение чего-то выпивкой, угощением”. Именно этим и занимается главный персонаж в конце рассказа. Но это бы не указывало на негативность пристрастия к спиртному, и в итоге появился заголовок “Беда”.

Благодаря ему можно сразу понять, что описываться какой-то неприятный случай. У читателей появляются определенные ожидания относительно сюжета, оправдаться или разрушиться которые могут только при знакомстве с текстом.

Суть: о чем?

Егор Иваныч Глотов из деревни Гнилые Прудки мечтает о покупке лошади. Чтобы скопить деньги на эту цель, он на два года отказывается от вкусной пищи, самогона и табака.

Когда герой наконец-то собирает нужную сумму и готовится пойти на рынок, к нему приходит крестьянин из соседнего населенного пункта. Тот предлагает своего коня, но Глотов со страхом отказывается. 

“Это вроде как и не покупка будет… Нет, не пугай меня, браток. Я уж в город лучше поеду. По-настоящему чтобы,” — произносит он.

На базаре его внимание привлекает одна тихая кляча. Но цена слишком высока. Он всячески уговаривает хозяина снизить плату, пока продавец не сдается. Егор Иваныч идет по улице с гордостью, радостный, что получил желаемое.

Вдруг он встречает знакомого, и они вместе идут праздновать. В родные места через несколько дней герой возвращается очень грустный, так как лошадь он случайно пропил. Вот более подробное краткое содержание и отзыв для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Егор Иваныч Глотов — житель Гнилых Прудков, мужик (крестьянин). Хочет купить лошадь и готов на любые лишения, чтобы скопить необходимую сумму. Поначалу кажется личностью целеустремленной, но выясняется, что внутренней силы у него не так уж и много. Под влиянием алкоголя поступает необдуманно, и все его предыдущие действия оказываются бессмысленными.

“Как же это? Два года ведь солому зря лопал… За какое самое…”

Также пытается вызвать жалость у окружающих. Упрашивает продавца на базаре снизить цену разными способами: уговаривает, ищет у животного недостатки, жалуется на тяжелую жизнь. Добившись желаемого, красуется перед прохожими выгодным приобретением. Ищет одобрения со стороны.

“Хоть бы землячка для сочувствия… Хоть бы мне землячка встретить” 

Все это говорит о безволии и глупости героя. Но эти качества просыпаются в нем под влиянием алкоголя. Это и является его главной проблемой.

Темы и проблемы

Основная проблема, которая затрагивается автором в рассказе «Беда» — пьянство. Через конкретную ситуацию читателям показывают, к чему может привести зависимость от спиртного. Конечно, крестьянин пьет не от безысходности, как это обычно бывает, а от большой радости, но итог все равно печальный. Да и несмотря на умение жертвовать комфортом, герой все равно разрушает собственную мечту, когда поддается минутному желанию. 

Помимо этого, говорится о стойкости духа. С одной стороны, Глотов готов на любые лишения только для того, чтобы достичь цели. С другой же, он человек бесхарактерный, так как не смог противиться пороку. Главной причиной его поражения является алкоголь. Без него он мог контролировать себя, поступать разумно и даже достигать больших достижений.

Еще одна тема произведения — зависимость Глотова от общественного одобрения. Он и покупку лошади пошел «отметить» только потому, что нашелся кум, который мог разделить его радость. Глотов всячески хвастался покупкой и навлек на себя беду: нечистые на руку люди наверняка взяли у него лошадь за бесценок. А ведь если бы герой жил своей головой, считался только со своими интересами, то он не допустил бы такой ошибки и не искал облегчения в утешениях.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Беда» заключается в том, что пристрастие к алкоголю губительно для человека. Оно раскрывает и стимулирует самые худшие качества его характера. Всю степень негодования герой выразил во фразе: «За какое самое… За какое самое это… вином торгуют?..». Автор поднял вопрос о том, насколько правомерно (с точки зрения морали) продавать алкоголь, если он так ужасно влияет на людей?

Автор старается донести идею о том, что иногда даже наличие цели не спасает никого от ошибок. До покупки Глотов делает все для того, чтобы все вышло так, как он задумал. Но если бы он действительно дорожил тем, что получил, то сумел бы вовремя остановиться. Увы, жажда общественного одобрения и запретного удовольствия стали сильнее стремления к достойной жизни. Таков смысл рассказа «Беда».

Чему учит? 

О чем заставляет задуматься рассказ Зощенко «Беда»? Сатирик показывает, насколько важен самоконтроль. Одного стремления к чему-то мало — нужно уметь сохранить полученное, думать о последствиях своих поступков. Также порой стоит пользоваться удачными моментами, а не мечтать о чем-то далеком. Персонажу в самом начале выпадает возможность купить лошадь у другого мужика, но он предпочитает идти на базар.

Чему учит Зощенко в рассказе «Беда»? И, конечно, писатель утверждает, что алкоголь вреден. Под его действием человек может поступать самым непредсказуемым образом. Пьянство разрушает жизнь и отбрасывает человека на самое дно. Такова мораль произведения.

Художественные особенности

В рассказе «Беда» много диалогов, так как через них передается образ героев — обычных крестьян. Речь их наполнена просторечными словами (“поди-кось”, “лопал” в значении “ел”, “жрал”, “ево” вместо “его”, “этово” вместо “этого” и пр.), которые делают персонажей более реалистичными.

Встречаются восклицательные предложения, дающие эмоциональную окраску (“Купил!”,  “Стой! Дядя… милый!”, “Кум, поди-кось поскорей сюда!”).

В целом, язык текста простой, понятный, наиболее приближенный к тому, как на самом деле когда-то разговаривали люди.

Критика

 К 1920-м годам Михаил Михайлович уже был популярным писателем. Многие отмечали его литературный талант и хвалили за умение цепко подмечать важные детали.

А. М. Горький однажды высказался так:

Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого

Поддерживали эту точку зрения другие знаменитые авторы: С. Я. Маршак, А. Н. Толстой, Ю. К. Олеша.

Автор: Инна Колокольникова

Допущен. Учитель __________________/Иванова Г.Н /

Допущен. Методист ________________/Шавалеева Г.М /

Тема урока: М. Зощенко «Через тридцать лет»

Оборудование:
раздаточный материал (для парной работы, словарные слова), портрет М.Зощенко,
учебник Литературное чтение Климанова Л.Ф., книги М.Зощенко, магниты, ТСО
(колонки), скороговорка,
карточки со словами:
ложь, любовь, обман, ненависть, грусть, понимание, зависть, корточки для
рефлексии.

Характеристика
учебных возможностей  класса
: дети активные,
любознательные, трудолюбивые, дисциплинированные.

Цель:
познакомить детей с новым произведением М. Зощенко «Через тридцать лет»

Вид
планируемых учебных действий

Учебные
действия

Предметные

Умение работать
с текстом (определять главную мысль, последовательность событий в тексте и
устанавливать их взаимосвязь); соотносить иллюстрации с текстом, создавать
текст на основе иллюстрации; отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие
создать свой собственный текст; учить работать с книгой (узнавать
произведение по обложке, находить нужное произведение в книге).

Метапредметные

Познавательные

УУД

Развитие
умения работать с информацией, обучение  сравнению, анализу, наблюдению;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение
главной мысли в тексте, последовательности событий, отбор ключевых слов для
создания собственного текста.  Поиск необходимой информации в книге;
умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

Регулятивные
УУД

Освоение
способов контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения
материала, выполнять задания в соответствии с целью.

Коммуникативные
УУД

Умение отвечать на вопросы на основе
художественного текста учебника;

Личностные

Формировать
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, адекватное
понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. Умение объяснять
свои чувства, расширение словарного запаса. Формирование умения давать
оценку герою произведения, опираясь на текст.

Этапы
урока, дозировка времени.

Задачи
урока

Деятельность
урока.

Деятельность
учащихся.

Методы,
приемы, формы.

Формируемые
УУД

1.                
Организационно-мотивационный
момент

Эмоционально
настроить детей на урок

— Здравствуйте,
ребята!  Сегодня этот урок у вас проведу я, меня зовут Ляна Александровна.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг
другу. Посмотрите на меня, улыбнитесь мне. У всех хорошее настроение,
приступим к уроку.


Подумайте, что пригодится нам для успешной работы на уроке?

-Верно, молодцы.

-Но для того
чтоб начать новую тему мы свами разомнемся.

Самоконтроль готовности.  Эмоционально настраиваются
на урок.

Дисциплина, активность, целеустремленность, умение слушать
и слышать.

Методы: беседа.

Форма:
фронтальная

Способность 
к организации своей деятельности

2.                
Речевая
разминка

Умение
выговаривать красиво и правильно слова и предложения

-Посмотрите на доску, что на ней написано?

-Что это?

Часовщик, прищурив глаз

Чинит часики для нас.

·     
Произнести с
чувством радости.

·     
Произнести
 с чувством огорчения.

·     
Произнеси
с чувством обиды.

-Молодцы.

Произносят предложение с разной интонацией.

Скороговорка.

Методы: беседа,
упражнение, скороговорка.

Форма:
фронтальная.

Умения читать вслух, увеличивать темп чтения
вслух, меняя интонацию.

3.                
Подготовка
к чтению

Настроить
на восприятие нового текста

— Мы
продолжаем знакомиться с произведениями, объединенными темой «Жизнь дана на
добрые дела». Сегодня нас ждет новая интересная встреча с книгой. Перед
вами портрет писателя, с его произведениями мы уже знакомились на уроках.
Этот человек написал для детей множество рассказов. Они публиковались в
различных журналах. Некоторые из них были отдельными произведениями, а другие
объединялись в циклы. Кто мне скажет что такое цикл? Кто знает? (цикл — ряд
литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним
автором или одной группой авторов). Цикл «Леля и Минька» пользуется
наибольшей известностью.

Назовите
фамилию этого писателя и произведения, которые вы читали.

-Ребята,
а где встречались уже эти герои? (рассказ «Не надо врать»)

-Что вы
знаете об авторе еще?

У меня
для вас есть два интересных факта, о писателе.

1. 
Свой
первый рассказ Михаил Зощенко написал в 13 лет. Произведение называлось
«Пальто».

2. 
В
гимназии писатель учился плохо, причем хуже всего дело обстояло с русским
языком и литературой. При сдаче экзамена на аттестат зрелости за свое
сочинение он получил единицу, хотя к тому моменту мальчик уже решил стать
писателем.

-Ребята,
а вы знаете кто такие Леля и Минька? Михаил Зощенко придумал этих героев или
взял из реальной жизни?
(Многие рассказы Зощенко написал по
собственным воспоминаниям из детства. На это указывает все: объединяющее
заглавие «Леля и Минька» (его старшая се­стра и он сам))

Выставка
книг.

-Я для
вас принесла его некоторые книги, сборники. Посмотрите, какое разнообразие
книг. Эти книги вы сможете взять почитать в библиотеке.

-Посмотрите
на доску. Перед вами зашифровано название произведения, с которым нам
предстоит сегодня познакомиться, давайте попробуем его прочитать.

-Чего не
хватает?

-Кто
догадался? Как же называется произведение?

-Кто же
мне сможет назвать тему нашего урока?

-Верно,
молодцы.

-Открываем
учебник на странице 30.

-Рассмотрим
картинку к произведению.

-Предположите,
о чем пойдет речь в этом рассказе.

-Молодцы

Угадывают по признакам автора, произведение которого будем
изучать на уроке.

Михаил Зощенко «Не надо врать» и другие.

Гласных букв.

«Через тридцать лет».

Открывают учебники

Высказывают мнения.

Методы: беседа,
проблемные вопросы.

Форма:
фронтальная.

Развитие
умения работать с информацией, обучение  сравнению, анализу, наблюдению;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

4.                
Физкультминутка

Установка на здоровый образ жизни

-Все встаем и выполняем упражнения за мной (Музыкальная
физкультминутка).

Выполняют упражнения за учителем

Форма: фронтальная.

Выполнять действия, направленные на сохранение здоровья.

5.                
Первичны
синтез

Тренировать навыки чтения слушания, понимания.

-Молодцы, присаживайтесь.

-Сейчас
мы с вами перенесемся в комнату Миньки и Лели и познакомимся с еще одной
очень интересной историей из их жизни.

-Ребята, открываем учебник на странице 30. Послушайте меня
внимательно, постарайтесь проследить за мной, в
тексте нам могут
встретиться слова и выражения, значение которых нам не понятны,

затем скажете, какие не знакомые слова вам встретились.

Читаю с 30-31 (Леля легла на диван и стала охать.), читают
хорошо читающие дети по частям. Попутно разбираем неизвестны слова.

-Сейчас читаем цепочкой по 1 предложению, обязательно следим.
После чтения я вам задам вопросы.

Какие неизвестные слова
вам встретились?

-Посмотрим на карточках, которые лежат у вас на столах.

1
часть читаю сама.

·
Горячо
любить — любить сильно.

·
Засыпать
подарками — подарить много подарков.

·
Свинка
— инфекционное заболевание;

·
Хворать
— болеть;

·
Небось
— вероятно, наверное (разг.)

·
Бильярд
— игра, где с помощью

деревянной
палки забивают шары в специальные отверстия (Вывесить наглядность).

2 часть от слов «Вскоре пришли родители…» до слов «Со всей
осторожностью разденьте…»

3 часть от слов «Мама стала раздевать Лёлю…» до «Объясни, что
это значит…»

·
Передник
— фартук (вывесить наглядность).

4 часть от слов
«Лёля захныкала» до слов «Лёля, лучше бы ты подождала…»

·
Захныкала
— заревела.

·
Шутки
плохи — опасно шутить.

5 часть от слов «И вот, представьте…» до
«Она обманула их, видимо…»

6 часть от слов
«И когда мне пришла в голову…» до «… все любили и жалели, хотя бы как
больную».

7 часть «На
другой день…» до конца

·
Экзема
— острое заболевание кожи.

Вопросы:

-Кто
главные герои рассказа?

-От
чьего имени ведется повествование?

-Кто из героев
вам понравился больше? Почему?

Отрывают учебник, слушают и следят за учителем, произносят
не знакомые слова

Лёля и Минька.

Повествование ведется от имени Миньки.

Методы и приемы: беседа, рассказ,
чтение, работа с книгой.

Форма:
фронтальная.

Умение
объяснять свои чувства, расширение словарного запаса.

Умение
работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий в
тексте и устанавливать их взаимосвязь); соотносить иллюстрации с текстом,
создавать текст на основе иллюстрации.

6.                
Анализ
текста

Формировать
умение анализировать и понимать содержание произведения.

-Рассмотрите
иллюстрацию в учебнике, найдите отрывок рассказа, который ей соответствует.
Прочитайте его.

-Какие
чувства вызывает у вас героиня рассказа? Нравится ли она вам? Почему?

-Представьте,
как Лёля изображала больную. Прочитайте строки из текса, как об этом пишет
автор.

-Как в
этот момент вел себя Минька? Правильно ли он поступил?

-Что вы
можете сказать о взаимоотношениях брата и сестры: Миньки и Лели?

-Прочитайте,
как поступили родители, когда обман раскрылся.

-Почему
Леля сказала неправду?

-Чему
нас учит это произведение?

-Прочитайте
слова из текста.

-Произведение
учит нас многому:

1. Что
если соврал, об этом обязательно узнают.

2. Нужно
с любовью относиться к своим родным и близким.

3.
Дарить чаще подарки и радовать их

4. Быть
добрым — это хорошо, ведь добрые люди живут дольше и болеют меньше.

-Ребята,
а какой рассказ Зощенко также учит тому, что врать это не хорошо?

(«Не
надо врать»)

-Верно.

Леля легла на кровать и стала охать.

Он испугался и заплакал, потому что подумал, что у Лёли
будет в животе взрыв.

Минька правильно поступил, что рассказал родителям что
произошло.

Взаимоотношения Лели и Миньки дружеские, они переживают
друг за друга.

Леля сказала неправду, потому что ей не хватало любви и
заботы родителей, ведь они уделяли ей меньше времени, чем Миньке.

Методы и приемы: вопросы, беседа,
рассказ, работа с книгой.

Форма: фронтальная.

Определение
главной мысли в тексте, последовательности событий, отбор ключевых слов для
создания собственного текста.  Поиск необходимой информации в книге;
умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

7.                
Вторичный
синтез

-На
ваших столах лежат карточки

-На ней
пословицы. В парах выберите те из них, которые подходят к тексту и отражают
главную мысль рассказа М. Зощенко.

На
обмане далеко не уедешь.

Кто
вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Шила в
мешке не утаишь.

Все тайное
становится явным.

-Эти
пословицы подходят к рассказу Зощенко, так как они отражают главную мысль
рассказа.

-Перед
вами карточки со словами, нужно выбрать те, которые соответствуют теме нашего
урока, то есть подходят к нашему рассказу.

Карточки
со словами: ложь (Лёля соврала родителям), любовь (так как родители любили
своих детей, также брат с сестрой), обман (Леля обманула родителей),
ненависть, грусть, понимание (Минька понял через 30 лет,  почему Леля так
поступила), зависть (Лёля завидовала Миньке, что ему дарят подарки). Ученики
выбирают необходимое и помещают на доску, объясняя свое мнение.

-Молодцы.

Выбирают пословицы, которые больше подходят к рассказу.

Методы и приемы: беседа,
упражнение.

Форма: фронтальная, парная.

Определение
главной мысли в тексте, последовательности событий, отбор ключевых слов для
создания собственного текста.  Поиск необходимой информации в книге;
умение ориентироваться в учебной и художественной книге. Умение объяснять
свои чувства, расширение словарного запаса. Формирование умения давать
оценку герою произведения, опираясь на текст.

8.                
Домашняя
работа

-Пересказать
рассказ «Через тридцать лет»

Записывают домашнее задание.

Фома: фронтальная.

9.                
Итог
урока

Формирование
умения обобщать понятое.

-С каким
произведением познакомились на уроке?

-Чему
учит это рассказ?

Главная
мысль рассказа Зощенко «Через тридцать лет» заключается в том, что всем людям
нужны любовь и внимание окружающих. И если человек искренне желает добра
своим близким, он обязан уделять им внимание и, хотя бы иногда, дарить им
подарки.

Отвечают на вопросы.

Рассказ учит быть
внимательным к близким людям, заботливым по отношению к ним.

Форма: фронтальная.

Умение обобщать.

10.           
Рефлексия

Организовать рефлексию и самооценку учащихся.

-Выберите любое начало предложения и продолжите.

·                  
Сегодня на уроке я узнал…

·                  
Сегодня на уроке я похвалил бы себя…

·                  
После урока мне захотелось…

·                  
Сегодня я сумел…

Спасибо, ребята, за урок. До свидания.

Оценивают свою деятельность.

Форма: фронтальная.

Умение определять свое эмоциональное состояние

  • Характеристика героев из сказки дубровский
  • Характеристика героев из рассказа капитанская дочка кратко
  • Характеристика героев рассказа гроза островского
  • Характеристика героев рассказа дубровский 6 класс
  • Характеристика героев рассказа бежин луг 6 класс