Тема: А. П. Чехов
«Мальчики». Характеристика героев.
·
Формировать
умение вести наблюдение над образностью авторского языка, над сравнениями, уподоблениями;
Оборудование:
Литературное чтение, 4 класс, 1 часть, Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, ОС
«Школа России»; презентация
2.умение анализировать поступки.
2.учиться делать выводы.
1.научиться делать анализ полученных
знаний.
2.самостоятельный поиск решения задач,
поставленных перед собой.
3.формирование умения выражать свои мысли
чётко, грамотно.
I.Организационный момент
(2 мин)
— Я очень рада
Войти в приветливый Наш класс
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе
гений.
Но без труда талант не впрок.
Мы вместе сочиним урок!
-Садитесь.
-Здравствуйте,
ребята! Меня зовут…, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
Но урок
у нас будет необычный. Мы отправимся с вами в необычное
путешествие.
К4.,
II. Речевая разминка
(2 мин.)
— Прочитайте хором отрывок из стихотворения З. Маркиной «Моя семья – надежный
крепкий тыл».
Моя семья – надежный крепкий тыл.
Со мною мать, отец, сестрёнки, братья
…
Здесь могут охладить ненужный пыл,
Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.
Дом пахнет пирогами и теплом,
Да лаской добрых рук любимой мамы.
И, если гроз и бед нагрянет гром,
Помогут пережить легко, без драмы.
Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди
Успехи будут, только постарайся.
Учись, трудись и с песнею иди,
А если виноват, пойми, раскайся.
— Как вы думаете, почему именно для речевой разминки я взяла
стихотворение З. Маркиной?(Оно поучительное)
— О
чем в нем говорится?(О взаимоотношениях в семье)
— Чему учит это стихотворение?(Работа над текстом)
К.,
Актуализация предыдущих знаний
(8 мин)
Повторение ранее изученного
материала.
-Чтобы попасть на первую станцию, нам надо ответить на вопросы.
-С каким великим, выдающимся автором вы познакомились на прошлом
уроке? (А. П. Чехов)
-А что вы знаете о нем? (Заслушивание ответов учеников)
— А я тоже знаю о Чехове много интересных фактов, послушайте:
·
В семье Чеховых было пять сыновей и одна дочь. Антон был третьим
ребенком
·
Каждый день после школы
Чехов вместе с братьями по очереди сторожили лавку отца. В пять утра семья
просыпалась для того, чтобы петь в церковном хоре.
·
В целом взрослел Чехов в
дружной семье, несмотря на немного властный характер отца.
·
Маленького Антошу Чехова
называли «Бомбой» за то, что у него была слишком большая голова. Однако он
сердился на это. По воспоминаниям родных, он был самым смиренным сыном среди
детей.
·
Многие думают, что Чехов
был щуплым и хрупким «ботаником». На самом деле, по описанию знакомых, в
молодости Антон Павлович слыл «русским богатырем». Однако к концу жизни он
действительно здорово подкачал, так как несколько лет тяжело болел
туберкулезом. Интересен тот факт, что однажды Юрий Яковлев, известный артист,
рост которого составлял 187 см., решил примерить настоящий пиджак Чехова.
Каково же было его удивление, когда он оказался ему как раз по размеру.
Следовательно, рост Антона Чехова был не менее 185 см.. Каково!
— Чтобы добраться до следующей станции «Отгадайка», нужно
лететь на авиалайнере. Получить билеты на самолёт мы сможем, ответив на
вопросы капитана авиалайнера.
-Вспомните, с каким произведением Антона Павловича вы
познакомились на прошлом уроке?» (Рассказ «Мальчики»). После, на слайде
высвечивается название.
-Докажите, что это рассказ.
-Вспомните все признаки рассказа (1.Повествовательность.
2.Небольшой объём. 3.Небольшое кол-во героев. 4.Описание одного события,
эпизода.)
К1.,К3.,
III.Актуализация знаний. Прогнозирование темы урока.
(3 мин)
Прогнозирование
темы урока
-Мы получили билеты, сели в авиалайнер. Но самолёт
не может начать свой путь, так как капли дождя размыли некоторые буквы, без
которых он не может продолжать движение.
— Чтобы вернуть буквы на место, нужно решить
пример. (Как только решается пример, на экране появляется буква)
Х_ра_те_ис_и_а г_ро_в
— Что у нас получилось? (Характеристика героев)
— А кто сможет теперь сформулировать тему
урока? Характеристика героев какого произведения? (Характеристика героев рассказа
«Мальчики»)
— Молодцы, тема сегодняшнего урока: А.П.
Чехов. «Мальчики». Характеристика героев.
П1
П2
К1
К2
К4
IV.Закрепление изученного материала (13 мин)
1.Работа по произведению.
—
В чём заключается сюжет этого рассказа? (Мальчик Володя
на зимние каникулы привёз погостить своего друга Чечевицына. Трём
Володиным сёстрам Чечевицын очень понравился — девочки сразу сообразили, что
он умный и учёный человек. Мальчики выглядели так, как будто они что-то
замышляют. Они о чем-то шептались и рассматривали географическую карту.
Старшие девочки, Катя и Соня, стали наблюдать за
поведением мальчиков. Однажды они подслушали их разговор.
Оказывается, мальчики собирались бежать в Америку добывать золото.
Себя Чечевицын называл «Монтигомо Ястребиный Коготь»,
а Володю — «бледнолицый брат мой». Настал день, когда оба мальчика
сбежали. Но их быстро задержала полиция. Вернувшись в родной дом, Володя
бросился на шею матери и заплакал. А за Чечевицыным приехала его мать и
увезла своего сына. Так и закончилось это приключение, в память о котором в
тетрадке Кати осталась надпись: «Монтигомо Ястребиный
Коготь».)
— Кто главные герои, без которых не было бы всех описанных
событий? (Главные
герои рассказа «Мальчики»:
1. Володя Королев, гимназист, который приехал домой на каникулы.
2. Чечевицын, друг Володи и идейный зачинщик плана побега.
Также важную роль в рассказе играют мать и отец Володи, а также
его три сестры — Соня, Маша и Катя. Наверное стоит отметить Милорда, собаку,
которая не скрывает своих чувств.)
2. Работа с учебником.
— Рассмотрите иллюстрации к рассказу «Мальчики» на
с. 124, с. 131.
— О каких событиях они рассказывают? Свой ответ подтвердите
текстом.(с. 124 – приезд мальчиков. (с. 123 «Володя
уже стоял в сенях…«Когда первый порыв)) с. 131-
разговор Чечевицына, план побега. (с. 130 «Рано… Так одевайся)
Б) Беседа
— Что вы можете сказать о семье
Королевых?
— Как родители и дети относились друг к
другу? (из текста с. 123, с. 124 «Володечка…», с. 126 «Отец…», с. 127, с. 130 «Мне маму жалко…», «Господи…сохрани…» с.
132)
-О чем мечтали мальчики?
— Опасное ли это было?
— Какой они представляли себе жизнь в Америке?
— Могли ли сбыться их мечты?
3.Словарная работа
—
Чтобы лучше понять содержание рассказа познакомимся
с трудными словами. Давайте посмотрим, как толкуются эти слова в
словарях.
Сюртук — длинный двубортный пиджак. (в талию)
·
Кучер— слуга который правит лошадьми
в экипаже.
·
Башлык— это тёплый головной убор,
надеваемый чаще поверх шапки- суконный капюшон с длинными концами.
·
Урядник— низкий чин уездной полиции.
·
Розвальни— сани
·
Флигель— пристройка сбоку главного
здания или дом во дворе здания.
·
Рождество
Христово—
праздник. В этот день в не большом городке Вифлееме произошло небывалое
событие- родился в мир Сын Божий Иисус Христос.
·
Самоеды— старое название народов,
говорящих на самодийских языках,-ненцев.
·
Бизон— животное
·
Майе Рид— анг., писатель, автор
приключенческих романов и произведений для детей и юношества
·
Пампасы— название южноамериканских
равнинных травянистых степей
·
Мустанги— потомки лошадей, которых
привезли в Новый свет колонисты из Европы в 16 веке.
·
Калифорния— Американский штат
·
Джинн— алкогольный напиток
·
Плантация— искусственно
созданное сельскохозяйственное предприятие, регулярно использующее
наёмный труд, где сельскохозяйственные культуры выращиваются для продажи
·
Сочельник— это день перед
Рождеством и перед Крещением. День особого поста, когда воздерживались
даже от горячей пищи
·
Берингов
пролив— находится между Евразией и
Северной Америкой, он соединяет Северный Ледовитый океан (Чукотское
море) с Тихим океаном (Берингово море).
·
Термиты;Москиты-насекомые
Л1
Л2
Р2
П1
К1
К3
К4
V.
Физкультминутка
(1 мин)
— Мы, наверное, немного утомились, давайте разомнемся. Прошу
всех подняться.
И,
конечно же, устали.(наклоны головы)
Мы
немного отдохнём,
Сейчас
в реальный мир пойдём.
Высоко
поднимем руки.(поднимают руки)
Будем
жить всегда без скуки.
Повернёмся
вправо, влево.(повороты)
Вновь
работать будем смело.
К4
VI.Систематизация знаний
(14 мин)
— Следующая остановка «Всезнайки».
1. Работа в парах
— Предлагаю проверить, насколько внимательно и осознанно вы
читали дом этот рассказ.
— Перед вами карточки с планом
рассказа, просмотрите бегло, что вы заметили? (план деформирован)
— Ваша задача восстановить план.
Бурная встреча Володи
Маленький гость
Подготовка к Новому году
Странное поведение мальчиков
Сомнения Володи
Побег
Возвращение детей
2.
Работа
в группах
КАРТОЧКИ:
— Назовите главных героев рассказа? (Володя Королёв, Чечевицын —
его друг.)
1. Характеристика Чечевицына.
— Как появился Чечевицын в доме Королёвых?
— Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде
Чечевицына. (Стр.
124)
— Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? (Он для них
показался загадочным, т. к. был занят своими мыслями и не интересовался
забавами.)
— Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? (Важным, умным.)
— Как он себя называет? (МонтогимоЯстребинный Коготь)
— А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет? (Не называют,
т. к. в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицына.)
— С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? (С кашей из
чечеви-цы, т. к. для неё Чечевицын просто мальчик,
а не какой не МонтогимоЯстребинный Коготь.)
— Каким казался Чечевицын Кате и Соне? (Стр. 127)
— Почему он казался Кате и Соне героем? (Он был для них
неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там
золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё он рычал как
тигр.)
-Итак, каким же был Чечевицын?
Вывод:Чечевицын–
по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом:
убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности
начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает
желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь
3. Характеристика Володи Королёва.
— А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это
Володя Королёв.
— Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега? (Стр. 130)
— Как вы думаете, Володя трусил? (Володя не трусил, он в
первую очередь думал о маме, которую он очень любил.)
— Давайте прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим
на вопрос:
-Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку?(Напористая сила Чечевицына
победила нерешительность Володи.)
— Какими чертами характера обладал Володя? (Добрый, внимательный,
заботливый)
— А сейчас давайте поговорим об их поступке.
— Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в
спальне? (Мальчики собирались
бежать в Америку.)
— Чтобы совершить побег, надо ли быть целеустремлённым
человеком?
— Каких людей мы называем целеустремлёнными?
-Итак, каким же был Володя?
Вывод: Володя- речь и поведение Володи не
соответствует портретной ха-рактеристике. Существует раздвоение между тем,
какой Володя на самом деле, и как он должен вести себя рядом с таким другом.
Такое поведение Володи, будто маска, за которой он прячет мягкую, добрую,
покладистую душу, привязанность к родителям.
-Что общего у героев и чем они отличаются?
ВЫВОД: Они разные, но объединяет их мечта,
любовь к путешествиям, желание узнать больше. А еще я думаю, что мальчики
много читали.
— Чем закончился рассказ?
-Как вы считаете автор осуждает мальчиков за их поступок?
—Чему нас учит рассказ А. П.
Чехова «Мальчики»? (Ставить перед собой цели реальные и выполнимые. Беречь
родителей и близких людей. Не подвергать свою жизнь опасности. Уметь отвечать
за свои поступки.)
Проверочный тест.
1.
Имя одного из главных героев:
А) Чибисов; Б) Черепицын; В) Чечевицын.
2. Мальчиков встречали:
А) 4 человека и пёс; Б) 6 человек; В) 7 человек и пёс
3. Розвальни это:
А) широкие сани; Б) неповоротливые люди; В)развалины избы.
4. События рассказа происходят накануне:
А) Пасхи; Б)Рождества; В)Крещения.
5. В Калифорнии вместо чая пьют:
А)компот; Б)кофе; В)джин
6. Мальчики решили сбежать в :
А)Африку; Б)
Америку; В)Австралию.
7. Пампасы это:
А)Южноамериканские степи; Б) местное население; В)плоды дерева.
8. В путешествии мальчикам придётся:
А)сражаться с тиграми; Б)поступать в морские разбойники; В)
жениться на
красавицах.
9. По мнению Маши это нужно кушат
ь в пост:
А)манную кашу; Б)горох и чечевицу; В)ничего.
10. Урядник это:
А)нарядно одетый человек; Б)управляющий хозяйством;
В)полицейский чин.
Л1
Р1
Р2
П2
К2
К3
К4
Пьеса «На дне» была написана молодым, но уже популярным Горьким в 1901-1902 году специально для Московского художественного театра. Задумка создать пьесу о жизни деклассированных элементов, где участвует больше 20 персонажей, появилась еще раньше. Чернуха с алкоголиками, драками и проститутками была популярна и 100 лет назад, и раньше, но Горький через нее решил задать важный вопрос: что же лучше, сострадание или истина. Для этого в мир нищих был введен старик Лука.
В статье ниже приведена краткая характеристика героев пьесы «На дне» Максима Горького с цитатами. Главные герои произведения, влияние на них второстепенных персонажей.
Костылев
Костылев – визгливый и крикливый мужчина, хозяин ночлежки для бедняков и опустившихся на самое социальное дно людей – воров, пьяниц, проституток. Из всех героев повести к нему не расположен никто.
«Кто тебя – кроме чёрта – любит?..»
И правда, являясь плохим, дрянным и хитрым человеком, он отравляет жизнь каждому, кто находится рядом.
«И для всех он – яд…» — как говорит его жена Василиса.
Занимается скупкой краденых вещей, дважды сдал своего подельника вора, жадный и подлый. Набожен, но при этом лишён всякого понятия о морали. Оскорбляет жену и издевается над её сестрой. Упрекая других, слеп в своих поступках. Жестокая персона, которая заслуживает такого же жестокого к себе обращения.
Василиса Карповна
Василиса Карповна – жена Костылева. Представлена читателю как хитрая, умная, бездушная, жестокая и развратная особа. Она красива, но несчастлива, живя в браке с мерзавцем.
«Он в меня, как клоп, впился… четыре года сосёт! А какой он мне муж? Наташку теснит, измывается над ней, нищая, говорит!»
Гордая и своенравная женщина, вернее «лютая баба», с характером под стать своему мужу.
«Сколько в ней зверства, в бабе этой!»
Наташа – младшая сестра Василисы. Хорошая добрая девушка, небезразлична к судьбам других людей. Жизнь в ночлежке изводит её, заставляет страдать, в том числе, из-за издевательств со стороны сестры и её мужа.
«Ну и часто они её бить стали»
Единственный, но не самый надёжный вариант – выйти замуж за Ваську, которого она не любит.
«И я скажу – иди за него, девонька, иди! Он – парень ничего, хороший!»
Однако после трагедии девушка пропадает без вести.
Васька Пепел
Васька Пепел – вор, любовник Василисы, подначиваемый ей убить её мужа и получить Наташу в жёны.
«Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту…»
Он не верит в совесть, но, тем не менее, несмотря на чувства к Наташе, на аферу не соглашается.
«Вот и я то же говорю: честь‑совесть богатым нужна, да!»
Стремится стать лучше, но у него не получается – он убивает Костылева.
Лука
Лука – милый, жалостливый, довольно не глупый старик. Странник, который придя в ночлежку, пытается направить живущих там, на путь истинный, однако его вмешательство приносит больше вреда, чем пользы. Значимый, но приходящий персонаж.
«…Старик? Он – умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…»
Актёр
Актёр – пьяница, ранее выступавший в театре, играя в спектаклях, однако, прозябая в вечном пьянстве, память его ухудшается.
«Я – сам больной… отравлен алкоголем…»
На нём висят долги, он занимает деньги, при этом ничего делать не желает. Но в целом является неплохим и небезразличным человеком, имеющим веру в лучшее, что, однако, не спасает его от самоубийства.
«Снова… сначала… Это – хорошо… Н‑да… Снова? (Смеётся.) Ну… да! Я могу?! Ведь могу, а?»
Сатин
Сатин – заправский пьяница и шулер. Не обделён умом – образован, рассудителен, начитан. В общении приятен и доброжелателен, в то же время скрытен. Сам себя считает «мёртвым человеком».
«…Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал!..»
Барон
Барон – пьяница и дворянин одновременно. В прошлом состоятельный, но попавшись на растрате, он попадает в тюрьму, и становиться нищим. Находясь в отношениях с Настей, выуживает с неё деньги на выпивку.
«Озорник! А ещё – барин…»
Настя
Настя – девушка, имеющая «низкую работу», и терпящая неподобающее и недостойное отношение к себе со стороны своего сожителя – Барона. Впечатлительная особа, потерявшая веру в себя.
«…жизнь моя… я – одна… я – таковская! Пускай уж я… погибаю, – всё равно! Я – никуда не гожусь…»
Бубнов
Бубнов – нищий картузник, который потерял всё после развода. Живёт в долг, называет себя пьяницей и лентяем.
«Запой у меня, видишь ли… <…> Злющий запой! Как начну я заливать – весь пропьюсь, одна кожа остаётся… И ещё – ленив я. Страсть как работать не люблю!..»
Клещ
Клещ – слесарь, находящийся в браке с женщиной больной чахоткой. Злой, грубый и жестокий человек, любить и уважать которого не за что. Не понимает тех, кто зарабатывает нечестным путём, но дело далеко не в справедливости, виной тому гордость.
«Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота… люди! Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю…»
Анна
Анна – смертельно больная женщина, прожившая свою жизнь в череде лишений и страданий. Зачахла благодаря несносному отношению к ней своего мужа. Характер Анны добрый, кроткий и незлопамятный.
«Побои… обиды… ничего кроме – не видела я… ничего не видела!»
Квашня
Квашня – женщина, торгующая пельменями. Будучи несколько лет женой человека, избивавшего её, после его смерти выходит замуж за полицейского и, в периоды пьянства последнего, избивает его сама.
«Да я‑то всё одинакова! Как издох мой милый муженёк, – ни дна бы ему, ни покрышки, – так я целый день от радости одна просидела: сижу и всё не верю счастью своему…»
Медведев
Медведев – полицейский, дядя Василисы и Наташи, довольно странный человек со странной точкой зрения, при этом интересный персонаж, по-своему мудрый, однако довольно слабохарактерный, нечестный и недобросовестный.
«Жулики – все умные… я знаю! Им без ума – невозможно. Хороший человек, он – и глупый хорош, а плохой – обязательно должен иметь ум»
Алёшка
Алёшка – молодой парень, пьяница. Любитель покутить, поёт и играет на гармошке. Периодически становиться «гостем» в полицейском участке. Запутавшийся в жизни, отчаянный молодой человек. В целом нейтральный персонаж, не вызывающий ни уважения, ни порицания.
«Несчастный!.. молоденький ещё, а уж… так ломается…»
Татарин
Татарин – грузчик, законопослушный и честный персонаж с определёнными моральными принципами, не любит вести нечестную игру.
«Я видел! Жулик! Не буду играть!»
Кривой Зоб
Кривой Зоб – грузчик, приятель Татарина. Лёгкий и более свободный в плане принципов человек. Любитель петь песни вместе с другими обитателями социального дна.
«Ты — пойми! Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут…»
«Чистый понедельник» Ивана Алексеевича Бунина рассказывает читателям историю отношений двух молодых людей. Он не называет их имен, однако большое внимание уделяет описанию внешности, характера и внутреннего мира каждого. Именно поэтому в момент чтения произведения перед глазами возникают очень яркие образы действующих лиц.
Главный герой
Главный герой произведения – богатый человек. Он молод и хорош собой настолько, что даже незнакомые люди обращают на это внимание:
«Он взял ее руку, пьяно припал к ней и чуть не свалился с ног. Справился и, сжав зубы, взглянул на меня:
— А это что за красавец? Ненавижу.»
Сам герой описывает свою внешность следующим образом: «Я, будучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив…».
Характер его под стать внешнему виду – горячий, веселый и живой. «Постоянно готовый к счастливой улыбке, к шутке», — такое описание он дает сам.
Несмотря на внешнюю открытость, молодой человек способен искренне переживать. Об этом свидетельствует его поведение во время разлуки с любимой. Юноша пытается найти утешение в вине и кабаках, посещает места, где они бывали вместе, молится и плачет.
Главная героиня
Девушка – героиня «Чистого понедельника» так же, как и ее поклонник, богата. У нее нет матери, а отец, «человек знатного рода» живет в Твери «на покое».
Внешность девушки «какая-то индийская, персидская, смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком…». Внешне они с главным героем очень подходят друг другу: «…мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами».
На первый взгляд девушка ничем не отличается от всех состоятельных дам своей эпохи – ежедневно обедает в ресторанах, читает книги, посещает театры и другие увеселительные мероприятия, принимает подарки и цветы от своего ухажера. Однако уже с первых строк становится понятно, что в ней есть какая-то загадочность, странность, которая отличает ее от современниц. Складывается ощущение, что она пытается побороть свое внутреннее «Я», свою сущность: старается произвести впечатление, что «ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом», но в тоже время имеет любимые и нелюбимые цветы, любит хорошо поесть («…шоколаду съедала за день целую коробку»). Особенную любовь она испытывает к красивой одежде («Явной слабостью ее была только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех…»).
Молодая девушка очень молчалива, задумчива и сдержанна в проявлении своих эмоций. По ее поведению очень сложно понять, какие чувства она испытывает к человеку, от чего и страдает главный герой. Она не признается ему в ответной любви, но заявляет ему: «…вы хорошо знаете, что, кроме отца и вас, у меня никого нет на свете. Во всяком случае, вы у меня первый и последний. Вам этого мало?». Все ее поведение говорит о том, что внутри девушки ведется борьба двух противоположностей.
В середине произведения она предстает перед героем с неожиданной стороны: рассказывает ему о том, что любит бывать в монастырях и соборах, заходит на кладбища, поражает глубокими познаниями в области религии:
«— Откуда вы это знаете? Рипиды, трикирии!
— Это вы меня не знаете.
— Не знал, что вы так религиозны.
— Это не религиозность. Я не знаю что… Но я, например, часто хожу по утрам или по вечерам, когда вы не таскаете меня по ресторанам, в кремлевские соборы, а вы даже и не подозреваете этого…».
Но в этот же вечер девушка, молодая особа, размышляющая о столь высоких вещах, отправляется на «капустник», пошлее которого ничего не знала, пьет херес, веселится и танцует с нетрезвыми кавалерами, проводит ночь с главным героем. Внутренняя борьба все еще идет, но ее утренний отъезд на послушание в монастырь показывает: духовное начало победило и девушка, наконец, сделала свой главный выбор в жизни. Он дался ей непросто, но сила воли и твердый характер помогли героине произведения.
Союз главных действующих лиц
Несмотря на разницу в характерах главных героев «Чистого понедельника», их противоположные интересы и поведение, между ними существует невидимая связь. Ведь нельзя назвать простым совпадением то, что спустя два года после судьбоносного чистого понедельника юношу потянуло именно к Марфо-Мариинской обители, где в тот момент находилась его возлюбленная, заставило вглядываться в лица монахинь и послушниц, как будто он наверняка знал, что увидит ее среди них. Неспроста и главная героиня, сосредоточенная на пении молитв «вдруг подняла голову, крытую белым платом, загородив свечку рукой, устремила взгляд темных глаз в темноту, будто как раз на меня…», словно почувствовала присутствие близкого человека рядом. Такая сиюминутная встреча расставила все по местам и молодой человек наконец убедился в истинной сущности своей возлюбленной, но не стал ее удерживать, а просто принял ее выбор и просто «повернулся и тихо вышел из ворот».