Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 268 — 269
Антон Павлович Чехов «Хирургия»
Размышляем о прочитанном
1. О какой хирургии рассказывает Чехов?
Писатель рассказывает о зубной хирургии, стоматологии.
2. Что побудило писателя к созданию этого произведения — собственная инсценировка, игра, наблюдение врача Архангельского или собственные размышления о провинциальных лекарях?
Скорее всего, основой сюжета стал случай, рассказанный Архангельским. Но немалую роль в написании рассказа сыграл успех домашнего спектакля о зубном враче и личные наблюдения Чехова в земской больнице.
3. Как выглядела земская больница? Каковы были пациенты? Какое чувство вызывает чеховский рассказ?
Земская больница была убогой, как и её пациенты. Одна комната заменяла приёмную и кабинет врача. Всюду стояли банки и лежали инструменты.
Пациентами больницы были простые крестьяне, невежественные люди, чаще старики. Например, дьячок.
Рассказ вызывает чувство жалости к состоянию медицины в те далёкие времена. И жалости к людям, которым приходилось лечиться в такой больнице.
4. Внимательно прочитайте рассказ и подготовьте его к чтению по ролям. Какими предстают фельдшер и больной? Кто из них вызывает больше смеха или сочувствия?
Курятин — толстый человек лет сорока. Он постоянно курит. Он плохой врач, фельдшер. Он самоуверенный, хвастливый, быстро раздражается.
Вонмигласов — старик, дьячок. Необразованный, подобострастный вначале, рассерженный, возмущённый в конце.
Курятин вызывает больше смеха, Вонмигласов — больше сочувствия.
5. Можно ли назвать рассказ юмористическим? На чём основан юмор этого рассказа? Подумайте, какими средствами писатель создаёт юмористическую ситуацию. Вспомним, что юмор — высмеивание недостатков в жизни человека и общества. Почему нам хочется смеяться, но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит?
Рассказ можно назвать юмористическим. В нём описан смешной случай.
Юмор рассказа основан на невежестве, глупости, самоуверенности.
Писатель сознательно преувеличивает глупость фельдшера, для высмеивании недостатков человека.
Состояние медицины того времени вызывает сочувствие. Мы чувствуем грусть оттого, что больные люди страдали ещё сильнее, обращаясь к таким лекарям, как Курятин.
Фонохрестоматия
1. Расскажите о внешности героев, манере двигаться, говорить, выдавать свои чувства. Помогло ли вам чтение актёров представить внешность персонажей?
Курятин толстый человек 40 лет, в потрепанной одежде. Он важный, чувствует свою значимость, зевает, говорит покровительственно, громогласно, командует.
Вонмигласов высокий старик с кожаным поясом. Он суетится, говорит торопливо, жалуется, плачется.
Актёры помогли мне лучше представить внешность персонажей.
2. Как меняется поведение дьячка и его отношение к фельдшеру? Как эти изменения передаёт актёр?
Поначалу дьячок подобострастный, потом сердитый, насмешливый. Ему больно, на лбу выступают слёзы. Когда ломается зуб, дьячок называет фельдшера чёртом и иродом, забирает просфору, которую приносил фельдшеру.
Актёр показывает эти изменения интонацией.
3. Меняется ли поведение фельдшера? Почему ему важнее рассказать про общение с помещиком Египетским, чем сосредоточится на зубе дьячка?
Фельдшер не признаёт своих ошибок, он сваливает вину на дьячка. Когда зуб ломается, фельдшер сперва притихает, потом опять начинает говорить про помещика, кричать на дьячка.
Курятину важнее рассказать о помещике, чтобы подчеркнуть собственную значимость, потешить своё самолюбие.
К своим обязанностям он относится легкомысленно — раз плюнуть.
4. Жалко ли вам дьячка? Изменилось ли ваше отношение к фельдшеру?
Мне жаль дьячка, потому что я знаю, как плохо, когда болят зубы. А фельдшер ему не только не помог, но ещё и зуб сломал.
Фельдшера я не уважаю, он ничего не умеет делать хорошо.
5. Смешной или грустный рассказ «Хирургия»?
Рассказ скорее грустный. Он о человеческой глупости и невежестве.
6. Кто из актёров, читающих слова автора, дьячка и фельдшера, кажется вам наиболее убедительным в исполнении выбранной роли? Почему?
Мне больше понравился актёр, играющий дьячка. Он убедительно создаёт образ недалёкого старика, передает его страх и боль, показывает голосом, как меняется отношение героя к фельдшеру.
Будьте внимательны к слову
Обратите внимание на действия фельдшера (берёт козью ножку…). О чём эти действия рассказывают читателю? О чём говорит фельдшер на протяжении всей процедуры с зубом? Какова его речь? Много ли слов в его лексиконе? Какой можно сделать вывод о его культуре, его умении?
Эти действия говорят о том, что фельдшер плохо представляет себе процедуру вырывания зуба. Он знает, что надо дергать, но не знает чем.
На протяжении процедуры фельдшер говорит о помещике Египетском, которому рвал зуб. Он также комментирует свои действия.
В его речи много простонародных слов: вона, дёргайся, очумеешь, ништо, околеешь.
Но также встречаются и медицинские термины: тракция, десна, вертикальной оси.
Он часто использует расхожие фразеологизмы: в мгновенье ока, раз плюнуть, Христом-Богом.
Лексикон его не богат, он как раз такой, какой и должен быть у полуграмотного деревенского фельдшера в те времена.
Курятин человек низкой культуры, неумелый, но при этом самоуверенный, нежелающий признавать своих ошибок.
Произведение Куприна «Чудесный доктор»: YouTube/Александр Водяной
Мир существует исключительно благодаря состраданию, доброте и человечности. В этом был убежден писатель Александр Иванович Куприн. Его произведение «Чудесный доктор», краткое содержание которого предлагаем читателю, только подтверждает факт прославления гуманизма как наивысшей благости. Маленький подвиг одного человека навсегда оставит большой след в сердце другого. И история Мерцаловых — самое яркое тому подтверждение.
«Чудесный доктор»: краткое содержание
В чем секрет популярности рождественского произведения Александра Ивановича? Рассказ «Чудесный доктор», краткое содержание которого знакомо многим почитателям творчества писателя, вселяет веру в чудо.
Доброта, искренность, гуманизм одного человека способны совершить переворот в жизни семьи, а может, и целого государства. Согласитесь, именно с маленьких действий начинаются большие перемены к лучшему.
Чтобы проникнуться проблематикой рассказа, познакомимся с сюжетом произведения «Чудесный доктор» кратко:
Экспозиция
Рассказ «Чудесный доктор» начинается с красочного описания шумного предпраздничного Киева. Автор указывает, что действия разворачивались «лет около тридцати тому назад» в столице в самый канун светлого Рождества. Читатель проникается ощущением предпраздничной суеты благодаря созданным писателем красочным картинам:
- местные торговцы всячески украшают витрины и зазывают покупателей;
- люди спешат, чтобы успеть всем купить подарки и сделать последние приготовления.
В центре этого вихря праздничного безумия двое братьев-мальчуганов — Володя и Гриша Мерцаловы. Они удивленно осматривают очередную витрину кондитера, а после направляются домой.
Завязка
Автор предпринимает выразительный композиционный ход в рассказе «Чудесный доктор»: мальчики идут домой, и праздничная мишура, яркие огни и веселая кутерьма сменяются темными и унылыми улицами, в которых царит холод и бедность.
«Доктор», картина Люка Филдса: YouTube/MyBook
Далее Куприн знакомит читателя со всей семьей Мерцаловых:
- это была большая семья, прозябающая в нищете и долгах;
- за последний год на плечи отца семейства Емельяна свалилось множество несчастий: мужчина потерял работу у барина и заболел брюшным тифом;
- три месяца назад у пары умерла младшая дочь, болели и два старших ребенка;
- мать семейства искала возможности прокормить семью и средства, чтобы было за что лечить детей;
- все это время Мерцаловы жили в сыром, неотапливаемом подвале старого дома.
Конечно же, эта картина заставляет читателя соболезновать героям, что только усиливает разительный контраст жизни, который описал Куприн. «Чудесный доктор» — пример психологического мастерства автора, который умело и тонко передал проблему социальной несправедливости на примере судьбы простой семьи.
Развитие событий
Произведение «Чудесный доктор», герои которого вызывают у читателей сочувствие, продолжается рассказом об отчаянии главы семейства. Когда старший Мерцалов услышал о том, что детям не удалось раздобыть у барина денег на питание и лечение, его охватил страх, а также дикое желание сбежать от страждущих домочадцев.
Мужчиной овладевают дурные мысли о самоубийстве, в этом состоянии он садится на лавочку в общественном парке и начинает прощаться с жизнью. Спустя некоторое время к Мерцалову подсаживается милый старичок. Автор характеризует его следующим образом:
- умиротворенное выражение лица;
- благородная редкая седина;
- ровная осанка и спокойствие, которое излучал незнакомец.
Старик завел беседу с Мерцаловым и рассказал ему, что наконец купил все подарки перед Рождеством и теперь зашел отдохнуть от суеты в зимний сад. Это еще больше раздосадовало мужчину и вызвало взрыв ярости. Мерцалов начал кричать, что в то время, пока все покупают подарки, его дети умирают от голода и болезней.
Вопреки всему старик продолжал сохранять спокойствие. Выслушав тираду Мерцалова, он предложил ему помощь, так как имел медицинское образование.
Кульминация
Доктор пошел с Мерцаловым, чтобы осмотреть больную девочку — дочь нового знакомого. Состояние ее было плохим, в доме пахло сыростью и плесенью. Врач тут же распорядился, чтобы растопили печь и пустили тепло в комнату. Он внимательно осмотрел больную и выписал ей рецепт, после чего быстро удалился.
Мерцалов пытался узнать имя благодетеля, но тот лишь отмахнулся. Незнакомец указал подпись на рецепте — «профессор Пирогов» и оставил деньги на покупку лекарств.
Развязка
Счастливый финал — обязательное условие рождественских условий, о чем не забыл и Куприн. «Чудесный доктор» кратко» раскрывает суть последовавших за визитом доктора событий. Девочка выздоровела, а жизнь семьи улучшилась. Историю эту, как указал автор, ему рассказывал Гришка — один из братьев. Из бедного мальчишки он превратился в статного работника банка.
Рассказ Куприна «Чудесный доктор» подтверждает, что настоящее рождественское чудо — это проявление доброты, сострадания и милосердия.
«Чудесный доктор»: анализ произведения
Чему учит произведение «Чудесный доктор»? Куприн утверждал, что в любой ситуации важно оставаться человеком, быть неравнодушным к чужому горю, сострадательным и добросердечным.
Сцена из театральной постановки «Чудесный доктор»: YouTube/Фестиваль Короткометражных Фильмов
Лучше понять задумку автора поможет глубокий анализ рассказа:
История создания
Осенью 1897 года Александр Иванович Куприн пребывал в Киеве. От знакомого ему работника столичного банка писатель услышал интересную историю, которая приключилась с мужчиной порядка 30 лет тому назад.
В тот момент семья теперешнего банкира бедствовала, а младшая сестренка болела. Но ход истории изменил случай. Отцу семейства повстречался известный профессор Николай Иванович Пирогов, который не только вылечил малышку, но и помог всей семье обрести веру и укрепить силу духа, которые в дальнейшем помогли выбраться из нищеты.
Этот яркий пример человеколюбия настолько впечатлил Куприна, что он решил использовать эту историю как сюжет рассказа «Чудесный доктор». Произведение было издано в символическую дату — 25 декабря того же года в газете «Киевское слово».
Тема и конфликт
Драматическая жизненная ситуация поднимает важнейшие морально-этические темы:
- сострадания к ближнему;
- милосердия и искренности;
- доброты и отзывчивости.
Всего малая толика заботы, внимание и гуманность способны в корне изменить жизнь другого человека, находящегося в беде. Несмотря на то что рассказ невелик, он поднимает такие глобальные для человечества проблемы, как:
- любовь к ближнему;
- бескорыстие и доброта;
- отчаяние, которое возникает из-за социальной неустроенности людей, экономических проблем;
- социальное неравенство в обществе;
- утрата надежды.
Важно не проходить мимо страждущего, а сделать первый шаг ему навстречу. Безразличие может убивать так же, как болезни и бедность.
Особенности композиции и жанр
Критики определяют жанр произведения «Чудесный доктор» как святочный или рождественский рассказ, на что указывает ряд признаков:
Современная экранизация произведения «Чудесный доктор»: YouTube/Фестиваль Короткометражных Фильмов
- Все события происходят в канун Рождества.
- Небольшой круг персонажей. Главные герои оказываются в безвыходном положении, и помочь им может только чудо.
- Чудо обязательно случается, и история имеет счастливый конец.
Кроме того, действие рассказа хоть и похоже на сказку, произведение написано на основе реальных событий, поэтому его относят к реализму. Главной особенностью композиции произведения считают прием контраста, который автор применил для организации повествования:
- приятная рождественская суета города сопоставляется с серым и сырым жилищем Мерцаловых;
- тяжелая, затяжная болезнь младшей дочери Емельяна в конце оборачивается не просто выздоровлением, а воскрешением всей семьи.
Характеристика главных героев
Куприн обладает особенным талантом — он представляет психологический портрет героев, показывает их душевное состояние:
- Емельян Мерцалов — глава семьи, обедневший мещанин. Он терзается тем, что не может обеспечить семью. Кроткий и застенчивый человек, пытаясь хоть как-то заработать на пропитание и лекарства для детей, даже просит милостыню. Унижения и безысходность выплескиваются в эмоциональном монологе отчаяния. Надежда и доброта Пирогова помогают ему обрести веру в людей.
- Образ профессора Пирогова списан с реального прототипа. В произведении герой — настоящий гуманист, добрый, милосердный и отзывчивый человек, который бескорыстно помог семье Мерцаловых.
Рассказ «Чудесный доктор» — одно из трогательных произведений Куприна. Оно вселяет веру в гуманизм, веру в человечество. Автор доказывает, что даже маленькое благое дело способно изменить мир к лучшему, пусть даже это будет мир другого человека.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1883788-cudesnyj-doktor-kratkoe-soderzanie-i-analiz/
«Чудесный доктор»: ключевые мысли, образы и герои рассказа А.И. Куприна
Статьи
Линия УМК под ред. В. В. Агеносова, А. Н. Архангельского. Литература (10-11) (Углубленный)
Линия УМК под ред. В. В. Агеносова, А. Н. Архангельского. Литература (10-11)(баз.)
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
Литература
Разберем главные мысли рождественского рассказа А. И. Куприна, рассмотрим главных героев, их поступки и жизненную позицию. Поделимся методическими советами, которые пригодятся учителю литературы для завершения цикла занятий по произведению.
Репродукция картины Люка Филдса «Доктор», 1891 г.
07 октября 2019
В самом начале повествования автор спешит нас заверить, что его история совершенно правдива. Название рассказа же содержит некоторую установку на вымысел — всё чудесное, как и само чудо вообще, мы привыкли встречать в сказках. В них всегда есть место добру, справедливости, миру.
В реальной жизни этим благам приходится туго — они оказываются в условиях борьбы с равнодушием, бессердечностью, злом. Как многие считают, среди этой борьбы чему-то (или кому-то) чудесному просто не хватает места. Однако А. И. Куприн заставляет поверить в наше сожительство с чудом.
Не с проста он даёт своему рассказу именно такое название. Чудесный доктор — один из главных героев — похож на волшебника из сказки. Вот только чудотворность его слов и поступков не связана с магией. Причина — в человеческой чуткости, душевной доброте и желании помочь ближнему. Всё это может совершить настоящее чудо.
А значит, каждый человек может стать чудесным доктором — тем, кто исцелит другого от недуга отчаяния.
Художественные образы
В рассказе представлены две реальности, контрастные друг другу. Первая — это городская реальность с её богатством красок: огнями на ёлках, бликами в стекле гастрономического магазина, золотом мандаринов, румяными лицами весёлых прохожих. Городу противопоставлен ветхий дом Мерцаловых, представляющий собой серую, мрачную, обледенелую бедность.
Однако среди этих тёмных красок, даже вопреки им мерцает огонёк воли к жизни, веры в лучшее. В этом смысле фамилию главных героев можно назвать говорящей. Подземелье Мерцаловых — это тюрьма, в которую попали те, кого отвергла городская роскошь.
Праздничная зимняя суета должна источать атмосферу радости, человеколюбие, однако она становится предлогом горожан не замечать чужие горести, отгородиться от несчастных. Городские жители представляют собой однородную массу безучастных к горю людей.
К примеру, господин в енотовой шубе, повстречавшийся Мерцалову, считает своим долгом прочитать тому наставление, отчитать за бедность. Это демонстрация того, как городская интеллигенция свысока относится к неимущим.
Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень. 11 класс. Хрестоматия
Двадцатое столетие для России ознаменовалось двумя мировыми войнами, тремя революциями, Гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не бо́льшим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания.
Сегодня, в самом начале XXI века, можно уже отчётливо разглядеть те основные явления русской культуры, которые играли, играют и будут играть особую роль в сохранении и развитии духовного облика россиян и, более того, оказывают и будут оказывать влияние на мировую культуру, демонстрируя нравственную силу России.
Именно об этих явлениях в литературе авторы книги, которую вы держите в руках, и собираются рассказать.
Купить
Ключевые герои
Рассмотрим подробнее главных героев рассказа:
- Мерцалов — отец, глава семьи, оказавшийся в труднейшем положении. Он видит бессилие своей жены и изнеможение детей. Его существование — медленная погибель. Осознавая свою бесполезность в помощи семье, Мерцалов задумывается о смерти: «Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке».
- Елизавета Ивановна старается ухаживать за детьми. Пережив уже смерть одного ребёнка, она борется за жизнь умирающей дочери. Автор описывает её так: «высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом…» Однако, несмотря на все горести, её не оставляет надежда — она остаётся стойкой в борьбе за жизнь членов семьи.
- Дети Мерцаловых, конечно, лишены беззаботной поры. Володя и Гриша, как старшие, полностью вовлечены в спасение маленькой Машутки. Выполняя поручение матери, они оказываются в городе, дивятся его обычаям и красотам. Условия жизни Мерцаловых или закаляют детей для дальнейшей суровой жизни или пытаются сломить, как это произошло с Машуткой.
- Профессор Пирогов становится спасителем Мерцаловых. Это человек гуманных взглядов, делающих его добрым избавителем семьи от ужасных перепитий жизни. Как известно, прототипом этого героя является настоящий учёный. Это наполняет историю, рассказанную А. И. Куприным, реалистичностью.
Основная мысль
Главной проблемой в рассказе является взаимоотношение людей. В нашем мире с человеческим милосердием сосуществует безразличие и равнодушие. Победа последних может означать для некоторых людей потерю веры в лучшее.
Одна из главных мыслей «Чудесного доктора» состоит в том, что люди не должны быть безучастны к несчастью окружающего, ведь каждый из нас может сотворить чудесное — спасти от отчаяния. Доктор исцелил семью Мерцаловых.
Человеческая отзывчивость — вот важнейшее средство «По рецепту профессора Пирогова». Также в рассказе присутствует мысль о том, что нельзя терять надежду. Мерцалов-отец был сокрушён внешними обстоятельствами и признал свою беспомощность перед ними.
Но и в жизни происходят чудеса — всегда найдётся тот, кто протянет руку помощи, как говорит Пирогов, «…главное — не падать никогда духом».Методические советы для учителя
Перед тем как говорить о творчестве А. И. Куприна, о его рассказе конкретно, лучшим решением будет познакомить ребят с биографией писателя. В этом плане хорош учебник «Русский язык и литература. Углублённый уровень. 11 класс. Часть 1» под редакцией В. В. Агеносова (с. 172-188), так как он ещё и анализирует хронологию творчества, рассказывает о многих других произведениях писателя.
После прочтения и обсуждения «Чудесного доктора» рекомендуем предложить школьникам творческое задание — написать эссе на одну из следующих тем (напомнить ребятам об особенностях жанра сможет учебник «Русский язык» для 9 класса под редакцией М.М. Разумовской, с. 154):
- — Что такое чудо? Есть ли место чуду в нашей жизни?
- — Как сохранять надежду на лучшее и не падать духом?
- — Чудесный доктор — это профессия или человеческое естество?
При написании эссе следует приводить примеры, аргументы из прочитанного текста А. И. Куприна и, конечно же, использовать собственные мысли и рассуждения.
Чудесный доктор. К 200-летию Н.И. Пирогова
- Сочинения
- По литературе
- Куприн
- Образ и характеристика Пирогова в рассказе Чудесный доктор
Одним из основных персонажей произведения является Пирогов, представленный писателем в образе дружелюбного и отзывчивого доктора, прототип известного хирурга Пирогова Николая Ивановича.
Доктор описывается в рассказе как седовласый пожилой мужчина небольшого роста с умным, серьезным лицом, выражающим спокойствие и внушающим исключительное доверие. Пирогов отличается мягким, ласковым, спокойным старческим голосом, передающим его ласку и доброту.
По характеру доктор Пирогов является сострадательным и великодушным человеком, свято исполняя клятву, данную им еще в юности, о постоянной помощи ближнему.
По сюжету произведения доктор Пирогов, направляющийся холодным зимним вечером в гости к друзьям, встречает незнакомого человека, находящегося в состоянии крайнего отчаяния, попав в безвыходную ситуацию, связанную с потерей работы главой семейства, тяжелой болезнью супруги и дочери, отсутствием средств к существованию.
Будучи бескорыстным и отзывчивым человеком, доктор Пирогов, забыв о приятном вечере с друзьями, направляется в подвальное помещение, где ютится несчастная семья Мерцаловых.
Пораженный нищетой отчаявшихся людей, Пирогов осматривает больных женщин, назначая им лечение, и, хотя сам не является богачом, нося потрепанный и старомодный сюртук, тайком оставляет под чайным блюдцем крупную сумму денег для нуждающихся Мерцаловых.
- Пытаясь успокоить членов семьи и внушить им надежду на счастливое будущее, Пирогов уверяет Мерцаловых в правильности мнения о том, что никогда не нужно падать духом, несмотря на тяжелую ситуацию.
- Бескорыстие совершенно чужого и неизвестного для них врача помогает семье Мерцаловых выбраться из одолевшей нужды и наладить свою жизнь в лучшую сторону, постоянно вспоминая святого и чудесного доктора, имеющего мощную милосердную силу.
- Повествуя о сказочном, добром, чудесном докторе Пирогове, писатель нацеливает читателей порассуждать на тему существования в обществе людей, нуждающихся в протянутой руке помощи, теплом слове поддержке и одобрения, которые вселяют в человеческой душе надежду и веру в лучшее светлое будущее.
Сочинение про Доктора Пирогова
Произведение Куприна, Чудесный доктор, остается в памяти надолго его невозможно забыть. Вот именно такие произведения необходимо добавлять в обязательный список для прочтения, каждому человеку.
Кроме того что произведение основано на реальных событиях, еще и доктор Пирогов, существовал в реальной жизни, это был известный русский хирург.
В данном произведении доктор оказался ангелом спасителем семьи Мерцаловых, который пришел им на помощь в Рождество. Ведь у всех людей были нерядные елки готовы праздничные обеды. А у семьи Мерцаловых не было ни елки, ни ужина, у них вообще не было еды.
Еще и младшая дочь заболела, ее не могли вылечить, так как денег на лекарства не было. Отец семьи потерял работу, запасы все истощились, своего жилья у них не было. Жила вся семья в маленькой, убогой подвальной комнате.
Вот именно из-за этого сырого воздуха и болели все члены семьи, еще и угля у них не было, для того чтобы отопить это помещение. И вот случайно Мерцалов пошел побродить по улице.
Шел в скверике сел на лавочку, от мыслей и безысходности не зная, что делать, обхватил голову руками и закрыл глаза. Тут услышал голос, его поздравили с праздником и тут его как прорвало, он высказал человеку, который сидел рядом все свои проблемы и переживания.
Этот молчаливый собеседник не перебивал, слушал, а потом сказал, пойдемте, Мерцалов пошел с ним. Собеседник объяснил что он доктор, сколько радости было в глазах у Мерцалова не передать словами. Но тут же взгляд его потух, у меня не чем вам заплатить, сказал он, на это доктор ответил, что ему не нужны деньги.
Когда они пришли в комнату к Мерцалову, доктор осмотрел больную, выписал лекарства, рассказал, куда идти за лекарствами. Он сказал, что там его знакомый работает, он его предупредит и лекарство приготовят в соответствии с рецептом.
Одному из детей доктор дал денег, тот побежал, купил дров, вскоре в комнате стало тепло. Доктор распрощался и ушел, фамилии своей не назвал, а когда сели пить чай под блюдцем нашли крупную сумму денег, которую доктор подарил этим людям.
Вскоре дочь была вылечена, отец семейства нашел работу. И вот благодаря помощи этого обычного доктора, который не был богат или известен, был обычным человеком, просто помог тем, кто нуждался в его помощи.
И может он, что то не купил себе, или не подарил кому то подарков, зато он спас самое дорогое в жизни, это жизнь других людей. И вот благодаря именно таким самоотверженным и щедрым людям, до сих пор живет в мире добро и люди верят в сказки.
https://www.youtube.com/watch?v=n4l9ZNl7FNM
Верят в Деда Мороза, в Рождество и просто в чудо, ведь именно благодаря этой вере и появляется волшебство в нашей жизни.
Отец русской хирургии – «чудесный доктор» Николай Пирогов
В ноябре 1810 года, 13 числа (25 по новому стилю), в Москве в патриархальной семье родился великий русский хирург, учёный, педагог и общественный деятель Николай Иванович Пирогов.
Образ доктора Пирогова в рассказе Куприна «Чудесный доктор» :: сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру
- Сочинения
- По литературе
- Куприн
- Образ и характеристика Пирогова в рассказе Чудесный доктор
Одним из основных персонажей произведения является Пирогов, представленный писателем в образе дружелюбного и отзывчивого доктора, прототип известного хирурга Пирогова Николая Ивановича.
Доктор описывается в рассказе как седовласый пожилой мужчина небольшого роста с умным, серьезным лицом, выражающим спокойствие и внушающим исключительное доверие. Пирогов отличается мягким, ласковым, спокойным старческим голосом, передающим его ласку и доброту.
По характеру доктор Пирогов является сострадательным и великодушным человеком, свято исполняя клятву, данную им еще в юности, о постоянной помощи ближнему.
По сюжету произведения доктор Пирогов, направляющийся холодным зимним вечером в гости к друзьям, встречает незнакомого человека, находящегося в состоянии крайнего отчаяния, попав в безвыходную ситуацию, связанную с потерей работы главой семейства, тяжелой болезнью супруги и дочери, отсутствием средств к существованию.
Будучи бескорыстным и отзывчивым человеком, доктор Пирогов, забыв о приятном вечере с друзьями, направляется в подвальное помещение, где ютится несчастная семья Мерцаловых.
Пораженный нищетой отчаявшихся людей, Пирогов осматривает больных женщин, назначая им лечение, и, хотя сам не является богачом, нося потрепанный и старомодный сюртук, тайком оставляет под чайным блюдцем крупную сумму денег для нуждающихся Мерцаловых.
- Пытаясь успокоить членов семьи и внушить им надежду на счастливое будущее, Пирогов уверяет Мерцаловых в правильности мнения о том, что никогда не нужно падать духом, несмотря на тяжелую ситуацию.
- Бескорыстие совершенно чужого и неизвестного для них врача помогает семье Мерцаловых выбраться из одолевшей нужды и наладить свою жизнь в лучшую сторону, постоянно вспоминая святого и чудесного доктора, имеющего мощную милосердную силу.
- Повествуя о сказочном, добром, чудесном докторе Пирогове, писатель нацеливает читателей порассуждать на тему существования в обществе людей, нуждающихся в протянутой руке помощи, теплом слове поддержке и одобрения, которые вселяют в человеческой душе надежду и веру в лучшее светлое будущее.
Сочинение про Доктора Пирогова
Произведение Куприна, Чудесный доктор, остается в памяти надолго его невозможно забыть. Вот именно такие произведения необходимо добавлять в обязательный список для прочтения, каждому человеку.
Кроме того что произведение основано на реальных событиях, еще и доктор Пирогов, существовал в реальной жизни, это был известный русский хирург.
В данном произведении доктор оказался ангелом спасителем семьи Мерцаловых, который пришел им на помощь в Рождество. Ведь у всех людей были нерядные елки готовы праздничные обеды. А у семьи Мерцаловых не было ни елки, ни ужина, у них вообще не было еды.
Еще и младшая дочь заболела, ее не могли вылечить, так как денег на лекарства не было. Отец семьи потерял работу, запасы все истощились, своего жилья у них не было. Жила вся семья в маленькой, убогой подвальной комнате.
Вот именно из-за этого сырого воздуха и болели все члены семьи, еще и угля у них не было, для того чтобы отопить это помещение. И вот случайно Мерцалов пошел побродить по улице.
Шел в скверике сел на лавочку, от мыслей и безысходности не зная, что делать, обхватил голову руками и закрыл глаза. Тут услышал голос, его поздравили с праздником и тут его как прорвало, он высказал человеку, который сидел рядом все свои проблемы и переживания.
Этот молчаливый собеседник не перебивал, слушал, а потом сказал, пойдемте, Мерцалов пошел с ним. Собеседник объяснил что он доктор, сколько радости было в глазах у Мерцалова не передать словами. Но тут же взгляд его потух, у меня не чем вам заплатить, сказал он, на это доктор ответил, что ему не нужны деньги.
Когда они пришли в комнату к Мерцалову, доктор осмотрел больную, выписал лекарства, рассказал, куда идти за лекарствами. Он сказал, что там его знакомый работает, он его предупредит и лекарство приготовят в соответствии с рецептом.
Одному из детей доктор дал денег, тот побежал, купил дров, вскоре в комнате стало тепло. Доктор распрощался и ушел, фамилии своей не назвал, а когда сели пить чай под блюдцем нашли крупную сумму денег, которую доктор подарил этим людям.
Вскоре дочь была вылечена, отец семейства нашел работу. И вот благодаря помощи этого обычного доктора, который не был богат или известен, был обычным человеком, просто помог тем, кто нуждался в его помощи.
И может он, что то не купил себе, или не подарил кому то подарков, зато он спас самое дорогое в жизни, это жизнь других людей. И вот благодаря именно таким самоотверженным и щедрым людям, до сих пор живет в мире добро и люди верят в сказки.
https://www.youtube.com/watch?v=n4l9ZNl7FNM
Верят в Деда Мороза, в Рождество и просто в чудо, ведь именно благодаря этой вере и появляется волшебство в нашей жизни.
Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Методические материалы для проведения тематического занятия «Чудесный доктор» посвящены 210-летию со дня рождения Н. И. Пирогова, великого русского врача, педагога, мыслителя.
Ольга Евгеньевна Камагина
Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «Чудесный доктор», посвящённого 210-летию со дня рождения Н. И. Пирогова для обучающихся 8–11-х классов
- Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX] Презентация [PDF] [PPTX] Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
- Цель: формирование ценностного отношения к деятельности великих соотечественников, внесших значительный вклад в развитие науки и культуры России и мира.
- Задачи:
- формирование личностного отношения обучающихся к проявлениям самоотверженности во имя Родины;
- формирование гуманистических качеств личности;
- развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения.
Методический материал носит рекомендательный характер. Учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы урока.
25 декабря 1897 года в газете «Киевское слово» был напечатан рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор (истинное происшествие)», которое начинается со строк: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад…».
— Помните ли вы содержание рассказа Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»?
События происходят в Киеве во второй половине XIX века в день накануне Рождества. Главными героями рассказа является бедная мещанская семья Мерцаловых. Год назад в жизни Мерцаловых началась черная полоса: отец семейства потерял работу, после чего семья впала в нищету.
У Мерцалова и его жены Елизаветы Ивановны есть четверо детей: 10-летний Гриша, Володя, 7-летняя Машутка, а также грудной ребенок. Ещё одна девочка умерла 3 месяца назад. В этот день накануне Рождества Мерцаловы отчаянно ищут деньги на лекарство для больной Машутки.
Чудесный доктор, случайно встретившийся потерявшему всякую надежду Мерцалову, спасает ребёнка. После этого случая жизнь семьи налаживается.
Задание № 1 (рабочий лист)
— Предположите, почему этот рассказ А. И. Куприна часто называют «Рождественской историей»? — Почему автору пришлось предварять свой рассказ словами, что он «не есть плод досужего вымысла»?
Николай Иванович Пирогов (1810–1881), русский хирург, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального направления в хирургии, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1846). Участник Кавказской войны и обороны Севастополя (1854–1855), Франко-прусской (1870–1871) и Русско-турецкой войн (1877–1878).
— Знаете ли вы, как имя Н. И. Пирогова связано с Москвой?
Задание № 2 (рабочий лист)
Задание № 3 (рабочий лист)
22 сентября 1824 года Николай Пирогов поступил на медицинский факультет Московского университета, который окончил в 1828 году. По окончании университета он отправился в город Дерпт (Юрьев) для подготовки к профессорскому званию, где занимался анатомией и хирургией под руководством профессора. 31 августа 1832 года Николай Иванович защитил докторскую диссертацию.
— Сколько лет было Н. И. Пирогову, когда он закончил университет и защитил докторскую диссертацию?
В конце зимы 1841 года по приглашению Медико-хирургической академии (в Петербурге) Н. И. Пирогов занял кафедру хирургии и был назначен руководителем клиники госпитальной хирургии, организованной по его инициативе из 2-го Военно-сухопутного госпиталя.
7 июня 1847 года по повелению императора Николая I Н. И. Пирогов «отправлен на Кавказ для указания врачам тамошнего края способов применения употребления эфира при хирургических операциях».
- Задание № 4 (рабочий лист)
- В ноябре 1854 года в разгар Крымской войны Николай Пирогов прибыл в Севастополь.
- Задание № 5 (рабочий лист)
«Нет солдата под Севастополем, нет солдатки или матроски, которая не благословляла бы имени г. Пирогова и не учила бы своего ребёнка произносить это имя с благоговением.
Если есть в настоящее время личности, которым сердце отдает охотно и безраздельно лучшие свои симпатии, то, конечно, к таким личностям принадлежит г.
Пирогов», – так писал поэт Николай Алексеевич Некрасов на страницах журнала «Современник».
Задание № 6 (рабочий лист)
Пройдите по ссылке, выполните задание.
— Каково значение нововведений Н. И. Пирогова в организации военно-полевой медицины?
- Задание № 7 (рабочий лист)
- Пройдите по ссылке, выполните задание.
- Задание 8* (рабочий лист)
После падения Севастополя Н. И. Пирогов вернулся в столицу, где передал военному министру Василию Долгорукову докладную записку «Об организации помощи раненым», в которой врач негативно оценивал ситуацию в Севастополе. Принципиальная позиция Пирогова вызвала недовольство властей. Николай Иванович Пирогов подает в отставку.
Посмотрите видеофрагмент. Ответьте на вопросы.
— Как характеризует А. И. Герцен увольнение Николая Пирогова? Что вы знаете о «Колоколе»?*
В 1862 году в качестве руководителя группы русских учёных, готовившихся к защите диссертации, Н. И. Пирогов отправился в Гейдельберг.
Многие известные учёные обязаны Николаю Ивановичу Пирогову своей карьерой, в том числе Илья Мечников, которому Пирогов помогал не только советами, но и деньгами. Интересен такой эпизод.
Брат Мечникова Лев, соратник Джузеппе Гарибальди, попросил хирурга осмотреть знаменитого революционера, который был ранен в ногу в бою с королевской армией. Ни один врач не нашел в ране пулю – это удалось лишь Пирогову, спасшему Гарибальди.
Задание № 9 (рабочий лист)
В сентябре 1870 года Н. И. Пирогов получил приглашение от Общества Красного Креста осмотреть военно-санитарные учреждения на театре Франко-прусской войны. Пирогов поставил себе целью обратить внимание на участь раненых на самом поле сражения, сразу после битвы, и на успехи консервативного лечения огнестрельных повреждений.
* Идеи Н. И. Пирогова были использованы впоследствии Анри Дюнаном, создателем Гуманитарного права, лауреатом первой Нобелевской премии мира.
Во время Русско-турецкой войны (1877–1878 гг.) Главное управление Общества попечения о раненых и больных воинах поручило Н. И.
Пирогову выехать на место действий Дунайской армии и осмотреть лазареты, другие санитарные учреждения и санитарные поезда, подведомственные Красному Кресту (учреждения частной помощи).
Более полугода провел Николай Иванович на фронте и в тылу действующей армии, не только инспектируя медицинские учреждения, но и оперируя раненых.
Болгарский народ увековечил память врача Н. И. Пирогова. В городе Плевен был заложен парк имени учёного, установлено 26 обелисков в местах, где жил и работал Пирогов, его имя присвоено Институту скорой медицинской помощи в Софии (сейчас – Многопрофильная больница).
— Перечислите войны XIX века, в которых принял участие Николай Иванович Пирогов.
Сочинение на тему 22 марта всемирный день воды (4 класс)
В качестве звукового сопровождения к слайду можно использовать болгарский гимн в честь Н. И. Пирогова.
В мае 1881 года в Москве торжественно праздновали 50-летие деятельности Пирогова «на поприще просвещения, науки и гражданственности».
23 ноября 1881 года Николая Ивановича Пирогова не стало.
До последних дней своей жизни Н.И. Пирогов работал над книгой «Вопросы жизни. Дневник старого врача», ставшей завещанием великого хирурга, мыслителя, педагога.
Как вы считаете, почему Н.И. Пирогов выбрал для своей книги такое название? Поясните свой ответ.
Задание № 10 (рабочий лист)
В 2008 году был осуществлен проект «Имя Россия». Имя Николая Ивановича Пирогова вошло в число 50 наиболее популярных и значимых имен наших соотечественников.
Найдите на сайте проекта портрет Николая Ивановича Пирогова (10-й во втором ряду). Назовите имена известных вам учёных, вошедших в Топ-50.
— Как вы думаете, почему именно имена этих учёных вошли в Топ-50? Что объединяет их деятельность? — Рассмотрите изображения на слайде и ответьте на вопросы. — Что изображено на слайде?
- Памятник Пирогову в Москве на Большой Пироговской улице (скульптор Владимир Шервуд; установлен в 1897 году).
- медаль Н. И. Пирогова, общественная награда, вручаемая как поощрение специалистов в области медицины, особенно военных медиков («За истинное милосердие и заботу о людях»).
- Грамота «Почётный гражданин Москвы», вручённая Н. И. Пирогову («За пятидесятилетнее служение науке и человечеству»).
— Как теперь вы охарактеризовали бы личность «чудесного доктора»? Изменилось ли ваше представление о Н. И. Пирогове после занятия? Какие черты характера, личности можно добавить к портрету Пирогова?
Куприн, Чудесный доктор. Опишите свое первое знакомство с Гришей и Володей
Опишите свое первое знакомство с Гришей и Володей.
Первая встреча с Гришей и Володей произошла перед огромным застекленным окном богатого гастрономического магазина в Киеве.
Нужно представить себе двенадцатиградусный мороз, маленьких мальчуганов (старшему было всего десять лет), стоящих перед витриной с обилием вкусных вещей, которые в одинаковой степени возбуждали их умы и желудки.
Но витрина только на минутку отвлекла их от собственной неудачи: они не передали бывшему начальнику отца письмо матери, в котором была просьба о помощи.
В какой момент в рассказе появляется «чудесный доктор»? Как можно назвать эту часть повествования?
Отец мальчиков — Мерцалов, потерявший всякую надежду на спасение, бесцельно бродил по городу и, наконец, сел на скамейку общественного сада. Именно тут и произошла его встреча с «чудесным доктором». Эту часть рассказа можно назвать: «Неожиданная и чудесная встреча», или «Встреча и спасение семьи Мерцаловых», или «Встреча с «чудесным доктором».
Почему главный герой рассказа назван то незнакомцем, то доктором, а его фамилию читатель узнает только по записи аптекаря на ярлыке лекарства: «По рецепту профессора Пирогова»?
Главный герой случайно знакомится с Мерцаловым. Несчастный отец не предполагает, кто перед ним. Слова «незнакомец», «доктор», «профессор Пирогов» возникают попутно при описании событий.
Каждое новое определение постепенно знакомит нас с каким-то новым качеством героя.
Сначала он и для нас, как и для Мерцалова, «незнакомец», немного спустя уже «доктор», и, наконец, мы узнаем, какой доктор: «профессор Пирогов».
Почему фамилия Пирогова, как вам кажется, не попала в заголовок рассказа? Какой смысл внес Куприн в название?
Автор, скорее всего, хотел рассказать о хорошем, добром и заботливом докторе, которые всегда были на Руси, и поэтому ему не нужно было выносить фамилию в заголовок.
При таком названии рассказа все, кому помогали «чудесные доктора», и кто считал себя таким доктором, могли отнести название рассказа к событиям своей жизни.
В старших классах вы в этом случае будете говорить, что такой заголовок подчеркивает типичность образа героя.
Как выдумаете, почему новогодние, рождественские или святочные рассказы всегда имели хороший конец?
Рассказы, которые публиковались перед всеобщими праздниками (Новый год, Рождество, Святки), обычно имели счастливый конец, чтобы в праздничные дни люди радовались, даже знакомясь с трудной судьбой героев.
Куприн, Чудесный доктор. Опишите свое первое знакомство с Гришей и Володей.
4.5 (90.9%) 277 votes
На этой странице искали :
- опишите свое первое знакомство с Гришей и Володей
- сочинение на тему чудесный доктор
- куприн чудесный доктор сочинение
- чудесный доктор куприн анализ
- куприн чудесный доктор анализ
Сохрани к себе на стену!
2848. Доктор Пирогов в рассказе Чудесный доктор характеристика и образ Русский язык
Важным персонажем рассказа Куприна является Пирогов. Герой создавался на основе образа военного хирурга по имени Николай Иванович. Так что прототип у Пирогова однозначно есть. Это делает персонажа статным лицом.
Каким представляется в произведении доктор? С первых абзацев понимается, что Пирогов довольно образованный, умный и отзывчивый человек. Его грамотность прослеживается в простом общении с окружающими. Он готов прийти на помощь нуждающемуся в любую минуту.
Так семье Мерцаловых профессор Пирогов оказывает поддержку и неоценимую помощь. Казалось, что в современном мире уже нет места таким простым качествам, как доброта, сочувствие, взаимопомощь.
Однако Пирогов – это явное доказательство того, что в жизни встречаются люди, способные на сострадание и взаимовыручку.
Человек он самый обыкновенный, но «лицо его умное, серьезное». Этот герой имеет доброе сердце. В его внешнем виде есть что-то «внушающее доверие». Даже голос Пирогова слишком мил и спокоен. С окружающими людьми персонаж очень любезен. Приятно с ним вести беседу, Пирогов, которого создал всеми известный Куприн, действительно приковывает внимание.
Простота героя привлекает. Он настолько скромный и обыкновенный, что западает в самое сердце. Это доказывает то, что обычный человек способен на грациозные поступки, причем не требует что-либо взамен.
Не зря сам Пирогов утверждает: чтобы добиться желаемого, никогда не следует падать духом. Иначе все усилия напрасны. Поэтому в любой ситуации герой никогда не сдается. Он способен завершить начатое даже если это неимоверно трудно. Преграды Пирогову не страшны, он человек действия, человек милосердия, человек доброты, человек спокойствия.
Доктор находится далеко не в бедственном положении, однако носит довольно простую одежку. Это подчеркивает героя как скромного, простого в общении человека.
Так, Куприн сумел нарисовать необычайный образ Пирогова, который и по сей день остается в наших сердцах! Автор хотел донести до нас, юных читателей, что в мире есть месту состраданию и помощи! Остались еще в жизни добрые люди, которые в тяжелейшую минуту ворвутся к тебе в дом и перевернут полностью твою судьбу в лучшую сторону. И за это стоит жить! Надо любить людей, надо жить не ради себя, нужно верить в то, что в мире понятие «взаимопомощь» еще не исчерпало себя! Вот чему учит рассказ Куприна «Чудесный доктор». И не зря создал писатель такого замечательного героя! Не напрасно!
Характеристика и образ Пирогова
В рассказе Куприна «Чудесный доктор» описана реальная история из жизни обычных людей. Доктор Пирогов является центральным действующим персонажем произведения. Благодаря своей душевной теплоте и способности чувствовать боль и горе других людей, он спас семью Мерцаловых, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации.
Семья жила в маленькой комнатушке, печь топили дровами. На период встречи с доктором главу семейства выгнали с работы, дочка и жена серьезно заболели, денег на еду практически не было, они голодали. Именно тогда, когда выхода из сложившейся ситуации не было, мужчина повстречал доктора Пирогова.
Один шел, счастливый на праздник с подарками (пирогов), а другой был в жутком отчаянии. Узнав о серьезной беде в этой семье, Пирогов приложил все усилия, чтобы им помочь. Он помог вылечить мать и ребенка, дал денег и самое главное, вселит в них надежду на то, что все обязательно будет хорошо.
И на самом деле, прошло немного времени и в эту семью пришло благополучие. У мужчины появляется новая работа и материальный достаток.
Доктор Пирогов был обычным человеком, он не имел большого капитала, всегда носил один и тот же пиджак. Но его проникновенный взгляд, ласковое, умное лицо и доброе сердце располагало к себе окружающих, люди ему доверяли и любили.
Пирогов мог лечить не только различные болезни, но и человеческую душу. Везде, в какой бы дом он не заходил, он спасал человека, не требуя ни от кого материальных благ и славы. Он был настоящим врачом, профессионалом в своем деле. Дав когда-то клятву Гиппократа, он стойко ее придерживался.
Любой нуждающийся мог рассчитывать на бескорыстную помощь и поддержку.
Доктор Пирогов каждое доброе дело совершал от чистого сердца, даже не думая о какой-то своей выгоде. Оказывая помощь и поддержку семье Мерцаловых, он даже не назвал им своего имени.
«Чудесный доктор» Пирогов – удивительный и добрейшей души человек, вселяющий в людей надежду и помогающий найти силы и преодолеть самые большие трудности в жизни.
Образ доктора Пирогова – это чистота души, милосердие и доброта. Именно эти важные качества должны быть внутри каждого человека.
Только тогда, когда люди научаться сострадать и помогать друг другу, весь мир будет здоров и благополучен.
Все сочинения
Конспект урока
Литература
6 класс
Урок № 32
А. И. Куприн. «Чудесный доктор»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- биографические этапы жизни А. И. Куприна;
- сюжет рассказа «Чудесный доктор» и анализ
фрагментов; - характеристика персонажей рассказа, приём
контраста.
Тезаурус
Антитеза – это
приём, который заключается в противопоставлении прямо противоположных образов,
свойств или действий. Служит для усиления выразительности речи и более точной
передачи мысли и чувств.
Изобразительные средства – тропы (обороты речи, в которых слова или выражения употреблены
в переносном смысле: аллегория, гипербола, ирония, метафора, олицетворение,
сравнение, эпитет) и фигуры речи (синтаксические построения, используемые для
усиления выразительности речи: антитеза, бессоюзие и другие…).
Метафора (от
др.-греч. μεταφορά – «перенос», «переносное значение») – слово или выражение,
употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение
неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего
признака.
Персонаж (фр.
personnage, от лат. persona — лицо, личность) – общее название
любого действующего лица литературного произведения.
Рассказ – это
эпический жанр небольшого объёма. Особенности рассказа: небольшой объём,
ограниченное число действующих лиц, одна сюжетная линия, часто – это судьба
главного героя. В рассказе повествуется о нескольких, но чаще одном, важном
эпизоде из жизни человека.
Рождество –
это христианский праздник рождения Христа (25 декабря/7 января).
Рождественский или святочный рассказ – литературный жанр, относящийся к категории календарной
литературы и характеризующийся определённой спецификой в сравнении с
традиционным жанром рассказа.
Сравнение – троп,
в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по
какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения – выявить в объекте
сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.
Художественная деталь (фр. detail – часть, подробность) – значимый, выделенный элемент
художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая
значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.
Эпитет (от
др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») – определение при слове, влияющее на его
выразительность, красоту произношения.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В.
П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 288.
2. Полухина В. П.Читаем, думаем, спорим…
Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255.
3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6
кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64.
Дополнительная литература:
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах:
Практическая методика: Кн. для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254.
2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С.,
Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО,
2002, стр. 224.
3. Полулях Н. С. Комплексная тетрадь для
контроля знаний. Литература. 6 класс. – М.: Аркти, 2014, стр. 64.
4. Черных О. Г. Практикум по литературе: 6
класс. – М.: ВАКО, 2011, стр. 25.
5. Челышева И. Л. «Литература. 6 класс:
планы-конспекты уроков» / – Ростов н/Д: Феникс, 2015, стр. 158.
6. Произведения школьной программы. Русская
литература. 5-9 классы / Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман, Н. Д. Киоссе. –
Ростов-на-Дону, Феникс, 2018. стр.285.
7. Цитаты из произведений школьной программы
по литературе. 5-8 классы / Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман, Н. Д. Киоссе. –
Ростов-на-Дону, Феникс, 2017, стр. 95.
Открытые электронные ресурсы:
1. Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов. Литература. 6 класс http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=49 (Дата
обращения: 08.06.2019)
2. Словари, энциклопедии, справочники
универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (Дата
обращения: 08.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного
изучения
Александр Иванович Куприн родился в 1870 году
в уездном городе Наровчате (сейчас Пензенская область) в дворянской семье. Его
отец умер через год после рождения Александра. Мама, княжна Любовь Куланчакова,
приняла решение переехать в Москву. Как говорил сам Куприн о своей матери, это
было «верховное существо с непреклонным характером и высоким благородством».
Не имея средств содержать и учить сына, Любовь
Алексеевна отдаёт его в сиротский пансион.
В 10 лет Александр поступает во Второй
Московский кадетский корпус. В 17-ть он становится курсантом Александровского
военного училища. В 1890 году Куприн в чине подпоручика был выпущен в 46-й
Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губернии (в Проскурове).
Служба хотя и тяготила Куприна, но именно она стал основой ранних произведений
писателя об офицерских буднях.
В полку Куприн отслужил всего 4 года, вышел в
отставку и переехал в Санкт-Петербург. Всё, что он хотел – это заниматься
литературой. Его рассказы стали печататься.
Рассказ «Чудесный доктор» был написан ещё в
Киеве в 1897 году.
С первых строк автор настраивает нас на то,
что это не придуманная история, а быль.
«Следующий рассказ не есть плод досужего
вымысла. Всё описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати
тому назад и до сих пор свято, до мельчайших подробностей, сохраняется в
преданиях того семейства, о котором пойдёт речь. Я с своей стороны лишь изменил
имена некоторых действующих лиц этой трогательной истории да придал устному
рассказу письменную форму».
Александр Куприн в названии рассказа
использует слово «чудесный». Какую смысловую нагрузку несёт это слово?
«Чудесный» образовалось от слова «чудо», то
есть волшебство, а именно: исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление
от бед.
Рассказанная история происходит в сочельник,
то есть в самое чудесное время.
Куприн в своём произведении рассказывает, как
на семью Мерцаловых сыплются одно несчастье за другим. Сначала глава семейства
заболел тифом, и все сбережения семьи ушли на лекарства. Затем его уволил с
работы, потому что пока он болел, на его место взяли другого человека. Семье
нечем было платить за квартиру и пришлось переехать в сырой подвал. Младшая
дочь умирает, а теперь ещё заболела и дочка Маша, и вызвать к ней доктора на
что. Мерцалов в отчаянии уходит из дома и даже думает о самоубийстве. И вот в
саду он встречает доктора…
Куприн не просто рассказывает историю бедствий
семьи. Он использует художественный приём – антитезу.
Что такое антитеза? Это стилистический приём,
который заключается в противопоставлении прямо противоположных образов, свойств
или действий. Служит для усиления выразительности речи и более точной передачи
мысли и чувств.
В начале рассказа автором передана атмосфера праздничного
вечера: описываются улица, витрина магазинов,
«сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они
видели ёлку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен,
иногда они слышали даже звуки весёлой польки…».
Но праздничные рождественские ёлки горят не
для двух мальчуганов, Гриши и Володи, сыновей Мерцалова, которых мать отправила
к управляющему за деньгами, которые он был должен её мужу.
И вместе с детьми мы попадаем в жуткий подвал.
Автор показывает нищету и горе семьи Мерцаловых, используя «говорящие» детали:
двор, служивший для всех жильцов естественной
помойной ямой;
закоптелые, плачущие от сырости стены;
постоянный запах нищеты;
крик грудного ребёнка;
сердца, сжавшиеся от острого, недетского
страдания;
переделанное из старого ватного халата пальто
Гриши;
летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова.
Рассмотрим, как автор рисует заснеженный сад,
где отчаявшийся глава семейства встречает доктора.
Эпитеты и олицетворения используются автором,
чтобы передать картину этого дня: «Деревья, окутанные в свои белые ризы,
дремали в неподвижном величии».
И тут в этом саду появляется старичок, который
оказывается доктором.
«Чудесный доктор» помогает советом, деньгами,
при этом скрывает, не называет своё имя.
Это говорит о том, что он – человек
бескорыстный и скромный, совершающий доброе дело, не требующий за это никакой
благодарности.
В конце рассказа мы узнаем о том, что этим
«чудесным» доктором был Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург,
профессор медицины.
Теоретический материал для углублённого
изучения.
Рождественский или святочный рассказ –
литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и
характеризующийся определённой спецификой в сравнении с традиционным жанром
рассказа.
Особенности рассказа:
небольшой объём,
ограниченное число действующих лиц,
одна сюжетная линия, часто – это судьба
главного героя.
В рассказе повествуется о нескольких, но чаще
одном, важном эпизоде из жизни человека.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный выбор
Выберите правильный ответ.
Какими качествами обладал «чудесный доктор»?
Варианты ответов:
лицемерием
благородством
уважением
тщеславием
жадностью
добросердечием
скромностью
Анализируем список. Вспоминаем, каким был,
описанный писателем, доктор.
Правильные ответы:
благородством
уважением
добросердечием
скромностью
Выделение цветом
Найдите в тексте эпитеты и выделите их.
Текст: В этот ужасный год несчастье за
несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью. Сначала
он сам заболел брюшным тифом, и на его лечение ушли все их скудные сбережения.
Потом, когда он поправился, он узнал, что его место, скромное место
управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц, занято уже другим…
Сначала вспомним, что такое эпитет. Это
определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
Эпитет чаще может быть выражен прилагательным или наречием. Отыскиваем в тексте
подходяще и слова, выделяем их цветом.
Правильный ответ:
В этот ужасный год
несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались
на Мерцалова и его семью. Сначала он сам заболел брюшным тифом, и на его
лечение ушли все их скудные сбережения. Потом, когда он
поправился, он узнал, что его место, скромное место
управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц, занято уже другим…