Характеристика емели из сказки по щучьему велению 3 класс литературное чтение

Русская народная сказка по щучьему веленью жанр: народная волшебная сказкаглавные герои сказки по щучьему веленью и их характеристикаемеля, лентяй и

Русская народная сказка «По щучьему веленью»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «По щучьему веленью» и их характеристика

  1. Емеля, лентяй и лодырь, которому повезло поймать щуку и с тех пор ему вообще ничего самому делать не пришлось.
  2. Царь, не очень умный, не понял сразу, как Емелю использовать, и что такой зять точно в хозяйстве пригодится.
  3. Марья-царевна, влюбилась в Емелю по щучьему веленью, но видимо понимала, что тот не красавец. Девушка здравомыслящая и практичная.
  4. Щука, волшебное существо.

План пересказа сказки «По щучьему веленью»

  1. Емеля-дурачок
  2. Прорубь и щука
  3. Ведра идут сами
  4. Дрова рубятся сами
  5. Сани едут сами
  6. Город и дубинка
  7. Офицер
  8. Вельможа и красный кафтан
  9. Влюбленная царевна
  10. Бочка в море
  11. Дворец на берегу
  12. Свадьба.

Кратчайшее содержание сказки «По щучьему веленью» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жил ленивый Емеля, который пошел за водой на прорубь и поймал щуку, которая обещала все его желания выполнять
  2. Нарубил Емеля дров, поехал в санях в лес, подавил народ в городе, но дубинкой отбился
  3. Узнал про Емелю царь к себе потребовал, но Емеля офицера побил, а за вельможей на печи приехал.
  4. Удивлялся царь Емеле, а тот увидел в окне царевну и приказал, чтобы она в него влюбилась.
  5. Царевна влюбилась, царь осерчал, поймали Емелю, вместе с царевной в бочку посадили и в море выпустили.
  6. Вышел Емеля с Марьей на берег, дворец построили, Емеля красавцем стал, так что царь упрашивал его на Марье-царевне жениться.

Главная мысль сказки «По щучьему веленью»
Иногда ничего самому делать не нужно, все само сложится наилучшим образом.

Чему учит сказка «По щучьему веленью»
Можно сказать, что сказка эта учит ничего не делать и ждать, когда все само получится. Но это не совсем так. Эта сказка учит практической сметке, которую проявила царевна, да и сам Емеля когда возвращался через город, предполагал, что его будут бить и позаботился о дубинке.

Отзыв на сказку «По щучьему веленью»
Это скорее веселая сказка, почти небылица, в которой главный герой — лодырь и лентяй. Однако он отпустил щуку и та стала ему помогать. А в результате Емеля стал царевичем, женившись на Марье-царевне. Читать эту сказку интересно, сюжет динамичный. со множеством смешных моментов.

Пословицы к сказке «По щучьему веленью»
Ему лень лениться. а не только шевелиться.
Одна удача идет, другую ведет.
Случай надо ловить за волосы — ускользнет, не поймаешь.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «По щучьему веленью»
Было у старика и старухи три сына. Старшие сыновья работящие, а младший Емеля все на печи лежал, да ничего не делал.
Вот поехали старшие сыновья на базар, а невестки просят Емелю за водой сходить. А Емеле неохота. Тогда посулили невестки подарков из города привезти. Пошел Емеля на прорубь за водой. Воды ведрами зачерпнул, да видит в воде щука плавает. Изловчился Емеля, ухватил щуку, на уху пустить хочет.
А щука человеческим голосом обещает Емеле все желания исполнить. Надо лишь слова заветные сказать «По щучьему веленью, по моему хотенью».
Пожелал Емеля, чтобы ведра сами в дом пошли, ведра и отправились. Народ удивляется. Отпустил Емеля щуку, домой вернулся, на печи лежит.
Попросили невестки дров нарубить. Сказал Емеля слова заветные, топор сам дрова нарубил, а те в поленья уложились. Сказали невестки в лес за дровами ехать, Емеля вышел сел в сани, а все смеются — дурак, мол, без коня ехать хочет.
А Емеля сказал свои слова и сани сами в лес поехали. Да через город, народу много подавили, все Емелю ругали.
Приехали сани в лес, Емеля опять слова сказал, топор дров нарубил, да дубинку большую вырубил.
Обратно через город едет Емеля, вытащили его, бить хотели. А Емеля свои слова сказал, и дубинка всем бока наломала.
Узнал о том царь, офицера послал. офицер приказывает Емеле ко дворцу явиться, а Емеле неохота. Офицер Емелю ударил, а тот слова сказал и дубинка офицера отделала.
Удивился царь. Вельможу послал. Тот Емелю черносливом, изюмом угощает, кафтан красный обещает, согласился Емеля к царю идти.
Приказал печке, та его к царю и увезла. Удивляется царь этому чуду, а Емеля Марью-царевну увидал и приказал, чтобы она в него влюбилась. А сам домой уехал.
Плачет Марья-царевна, Емелю любит. Осерчал царь, послал вельможу. Тот Емелю подпоил, связал и к царю доставил. Царь Емелю и Марью-царевну в бочку приказал посадить, засмолил и в море выпустил.
Узнал Емеля, что он в бочке с царевной сидит. Приказал бочке на берег выплыть. Вышли Емеля и Марья на берег. Стала Марья просить дворец построить. Построил Емеля дворец. Попросила Марья, чтобы Емеля красавцем стал — стал Емеля красавцем.
Тут царь узнал про дворец и рассердился, что тот на его земле построили. Пришел в гости, спрашивает, кто такие.
А Емеля и говорит: «Помнишь Емелю-дурачка. Так вот я это и захочу все царство твое разорю.»
Испугался царь, попросил Емелю на Марье-царевне жениться. Поженились молодые и стали жить счастливо.

Признаки волшебной сказки в сказке «По щучьему веленью»

  1. Волшебный помощник — Щука, исполняющая желания.

Рисунки и иллюстрации к сказке «По щучьему веленью»

Характеристика емели из сказки по щучьему велению 3 класс литературное чтение

Характеристика емели из сказки по щучьему велению 3 класс литературное чтение

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Сказка По щучьему велению

В одной деревне жил старичок и было у него два умных сына, а самый младший по имени Емеля-дурачок. Братья работают целыми днями, стараются для дома, а Емеля целыми днями на печке полеживает и бездельничает.

Как-то раз отправились братья на рынок, чтобы товар закупить разный. Вот они и говорят младшенькому брату, чтобы тот слушался их жен, а взамен этого купят ему кафтан красного цвета. Когда они уехали, то невестки отправили Емелю за водой. Пришел парень на речку, зачерпнул ведро воды, смотрит, а там бултыхается щука. Обрадовался юноша такой добыче и захотел даже уху из рыбы сварить дома. Но только щука вдруг по — человечески с ним заговорила и попросила его о пощаде. А взамен свободы обещала, что счастье у него будет во всех его делах.

Согласился Емеля и попросил, чтобы ведра сами домой пошли. Так и произошло. Удивились невестки такому чуду. На следующий день отправили они его в лес по дрова. Попросил он по щучьему велению, чтобы сани сами до леса покатились. Народ как увидели это, так и бросились его догонять, но так и не поймали. В лесу дрова сами стали рубиться , в телегу сложились и снова сани домой покатились сами. Жители вновь хотели Емелю поймать, только дубинка, подобранная им, всех поколотила.

Об этом странном деле узнал государь и велел привести парня во дворец. Отправил он солдата вначале, но тот не смог доставить Емелю, так как был поколочен дубинкой. В другой раз пришел за юношей боярин, и хитростью выманил его из дома. А молодой человек решил на печи до дворца доехать. Как увидел это царь, то сильно удивился таким чудесам. А Емеля увидел в окне светелки царскую дочь и влюбился в нее, и наколдовал так, что она тоже его полюбила. И попросила девушка батюшку своего разрешения на брак с этим юношей. Но, царь посадил их в бочку, и отправил в море. Очутились они на необитаемом острове. Благодаря чудесам Емеля воздвиг красивый дворец, где они с царевной и стали жить. А царь, проплывая мимо этих берегов, решил поинтересоваться, кто же там живет. И когда он узнал у юноши, что это тот молодой человек, которого он хотел погубить, то попросил у него прощения. Емеля простил царя, обвенчался на его дочери и зажил счастливо.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание сказки

Лентяй и дурачок Емеля делать ничего не хочет в то время, когда его старшие братья работой заняты. Еле уговорили дурака невестки за водой к реке сходить. И в проруби Емеля поймал щуку. Лентяй – и поймал. Смекнул, что пожарить щуку можно. Пока не убедился, что щука волшебная – не выпустил из рук. Умный был дурак! Ну а дальше любые желания Емели щука выполняла: домой ведра сами шли, дрова сами рубились, сани без лошадей ездили, да что там сани, дурак на печи к самому царю в гости поехал и на царской дочери жениться захотел. А царевна жить без Емели не могла. Велел царь молодых в бочку посадить, засмолить и в море бросить – с глаз долой, подальше от греха. На пустынном берегу Емеля для любимой дворец построил (царевна не была избалованной, она хижину просила). Царь очень удивился, когда увидел, в каких хоромах живут молодые. А Емеля из дурачка в доброго молодца превратился. Чем не зять для царя? Закончилось все счастливой свадьбой. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Сюжет в сокращении

В одной деревушке жил старик, и было у него три сына: два умных, а третий — дурачок. Отец умер, и братьям пришлось самим зарабатывать на жизнь. Старшие сыновья женились и стали каждый день трудиться на полях. А Емеля лежал на теплой печке и вел пассивный образ жизни. Никакой работы ему делать не приходилось, и к этому уже все привыкли.

Однажды братья уехали торговать собранным урожаем, а младшего лежебоку с невестками оставили дома заниматься хозяйством. За это Емеле пообещали привезти с ярмарки красный кафтан. Пришлось ему в один из морозных дней по просьбам невесток отправиться за водой.

Набрав целое ведро, увидел парень в проруби щуку и поймал ее. Щука человеческим языком попросила отпустить ее, а взамен пообещала исполнить любое желание. Довольный юноша попросил, чтобы ведра сами в дом пошли. Все так и произошло. Удивлённые невестки на следующее утро отправили парня дров нарубить. Емеля произнес волшебную фразу: «По щучьему велению, по моему хотению» — и сани сами без лошадей поехали в лес.

Как люди ни пытались поймать чудака, ничего у них не вышло. В лесу дрова сами рубились и складывались в телегу. На обратном пути толпа снова предприняла попытки поймать парня, но дубинки спасли Емелю от обидчиков, и он спокойно добрался до дома.

По приказу короля воевода хотел забрать дурачка и отвезти Его Величеству. Но у него ничего вышло. Рассердился король и пригрозил офицеру: если не доставит к нему парня, то лишится головы. Отправился боярин к юноше и хитростью выманил его из дома. Решил Емеля к королю на печке своей ехать. Увидя в окне принцессу, он наколдовал, чтобы она в него влюбилась.

Когда Емеля покинул дворец, королевская дочь стала уговаривать отца выдать ее замуж за чудака. Но царь решает посадить обоих в бочку и сбросить в море. Проснувшись в заточении, хлопец произнес волшебную фразу, и море выкинуло бочку на берег. Сосуд рассыпался, и молодые оказались на красивом полуострове.

Емеля построил роскошный дворец и хрустальный мост до королевского замка. А сам дурачок превратился в умного и красивого молодца. По приглашению приехал король и не узнал главного героя. Сам правитель дал согласие на брак молодых. Закончилась сказка тем, что царь попросил у Емели прощения за свою жестокость по отношению к нему.

В обычном волшебном сюжете русской сказки заложена мудрость и глубина народной мысли. Ее можно читать не только детям, но и взрослым. Для описания краткого содержания сказки «По щучьему велению» необходимо составить план пересказа:

  1. Жизнь братьев.
  2. Емеля поймал щуку.
  3. Первые желания.
  4. Похождения Емели в городе.
  5. Как вельможа хотел доставить лентяя к царю.
  6. Хитрость офицера.
  7. Любовь.
  8. Как царь обманул Емелю.
  9. Чудесное спасение влюбленных.
  10. Новая жизнь.
  11. Извинения царя.

Не стоит останавливаться на прочтении аннотации. Сказка про Емелю в кратко изложенном содержании поможет не только ознакомиться с главными героями и их поступками, но и понять основную мысль повествования.

Анализ сказки По щучьему веленью

Юмористическая сказка о лентяе и дураке Емеле, который, может, и не был вовсе дураком и лентяем, наталкивает на философские размышления: как достается благополучие и счастье. Упорным трудом? Умом? Везением? Стечением обстоятельств? Согласитесь, не лишен дурак Емеля здравого рассудка. На свое счастье, герой «поймал удачу (в нашем случае щуку) за хвост». Ну кто не мечтает о таком подарке судьбы? Ну а дальше дурак действовал вполне логично. Не работал, но и не заставлял других работать вместо себя. Никого не обманывая, не обижая, он нашел способ получать желаемое: жизненные блага, комфорт, красавицу-царевну. Главная мысль сказки – каждый человек – кузнец своего счастья. Сказка По щучьему веленью учит мечтать, верить и добиваться успеха.

Герои и их характеристика

Сказка о парне, который все время лежал на печи, а потом взял в жены царскую дочь, —воображение народного творчества. Автор этого сказания остался неизвестным. На момент первого издания уже имелось 3 разных варианта произведения. В самой популярной версии фигурируют 4 героя:

  1. Емеля.
  2. Щука.
  3. Царь.
  4. Марья-царевна.

Главным персонажем произведения является Емеля. Характеристика этого героя сказки «По щучьему велению» противоречива. Его не относят к отрицательному лицу, но и не считают классическим положительным образом. Он простодушный, ленивый, ведомый и смекалистый парень.

Емеля родился в семье обычного крестьянина и был младшим сыном. Старшие братья много трудились для того, чтобы обеспечить свои семьи. А Емеля совсем не вставал с печи и вел себя, как ребенок. Но ему в жизни повезло больше, чем старшим братьям. Он поймал волшебную рыбу и обеспечил себе беззаботную жизнь.

Главный герой не был жестоким. Он не стал мучить бедную щуку, а отпустил ее в воду. В знак благодарности она сообщила рыбаку заветные слова, которые помогли лежебоке исполнять все желания. В славянской мифологии образ щуки символизирует благополучие и удачу. Двух героев связывает между собой целый мир эмоций. Емеля — человек с сильным эмоциональным фоном, и говорящая щука, которая является представителем водной стихии. А вода — символ чувствительности.

Другие персонажи сказки старались скрыть свои эмоции. Так, царь был человеком хорошим, но умственным потенциалом не отличался. Не сразу в его голову пришла мысль о том, как использовать одаренного парня. Но он точно знал, что такой зять в хозяйстве определенно может пригодиться. Как отец он повел себя бессердечно и жестоко по отношению к дочке. Ведь Емеля был совсем некрасивым молодым человеком.

Марья-царевна по-настоящему влюбилась в главного героя из сказки «По щучьему веленью». Она как натура романтическая назло отцу сбежала с любимым. Царская дочь была красивой барышней и в будущем стала верной женой.

Сочинение на тему моя любимая сказка по щучьему велению

Начал он богу молиться; по целым дням голодает, а всё молится. Наступил светлый праздник, ударили к заутрене. Бедный думает: «Все люди станут разгавливаться, а у меня ни куска нету! Пойду хоть воды принесу — ужо вместо щей похлебаю». Взял ведерко, пошёл к колодцу и только закинул в воду — вдруг попалась ему в ведёрко большущая щука. Обрадовался мужик: «Вот и я с праздником! Наварю ухи и всласть пообедаю». Говорит ему щука человечьим голосом: «Отпусти меня, добрый человек, на волю; я тебя счастливым сделаю: чего душа твоя пожелает, всё у тебя будет! Только скажи: по щучьему веленью, по божьему благословенью явись то-то и то-то — сейчас явится!» Убогий бросил щуку в колодец, пришел в избу, сел за стол и говорит: «По щучьему веленью, по божьему благословенью будь стол накрыт и обед готов!» Вдруг откуда что взялось — появились на столе всякие кушанья и напитки; хоть царя угощай, так не стыдно будет! Убогий перекрестился: «Слава тебе господи! Есть чем разговеться». Пошёл в церковь, отстоял заутреню и обедню, воротился и стал разгавливаться; закусил-выпил, вышел за ворота и сел на лавочку. На ту пору вздумала царевна по улицам прогуляться, идет с своими няньками и мамками и ради праздничка Христова раздаёт бедным милостыню; всем подала, а про этого мужичка и позабыла. Вот он и говорит про себя: «По щучьему веленью, по божьему благословенью пусть царевна плод понесёт и родит себе сына!» По тому слову царевна в ту ж минуту забрюхатела и через девять месяцев родила сына. Начал её царь допрашивать. «Признавайся, — говорит, — с кем согрешила?» А царевна плачет и всячески клянётся, что ни с кем не грешила: «И сама не ведаю, за что меня господь покарал!» Сколько царь ни допытывался, ничего не узнал. Меж тем мальчик не по дням, а по часам растёт; через неделю уж говорить стал. Царь созвал со всего царства бояр и думных людей, показывает их мальчику: не признаёт ли он кого за отца? Нет, мальчик молчит, никого отцом не обзывает. Приказал царь нянькам и мамкам нести его по всем дворам, по всем улицам и казать всякого чина людям и женатым и холостым. Няньки и мамки понесли ребёнка по всем дворам, по всем улицам; ходили, ходили, он всё молчит. Подошли, наконец, к избушке бедного мужика; как только увидал мальчик того мужика, сейчас потянулся к нему ручонками и закричал: «Тятя, тятя!» Доложили про то государю, привели во дворец убогого; царь стал его допрашивать: «Признавайся по чистой совести — твой это ребёнок?» — «Нет, божий!» Царь разгневался, обвенчал убогого на царевне, а после венца приказал посадить их вместе с ребёнком в большую бочку, засмолить смолою и пустить в открытое море. Вот поплыла бочка по морю, понесли её буйные ветры и прибили к далёкому берегу. Слышит убогий, что вода под ними не колышется, и говорит таково слово: «По щучьему веленью, по божьему благословенью распадись, бочка, на сухом месте!» Бочка развалилася; вылезли они на сухое место и пошли куда глаза глядят. Шли-шли, шли-шли, есть-пить нечего, царевна совсем отощала, едва ноги переставляет. «Что, — спрашивает убогий, — знаешь теперь, какова жажда и голод?» — «Знаю!» — отвечает царевна. «Вот так-то и бедные мучатся; а ты не хотела мне на Христов день и милостынки подать!» Потом говорит убогий: «По щучьему веленью, по божьему благословенью стань здесь богатый дворец — чтоб лучше во всем свете не было, и с садами, и с прудами, и со всякими пристройками!» Только вымолвил — явился богатый дворец; выбегают из дворца слуги верные, берут их под руки, ведут в палаты белокаменные и сажают за столы дубовые, за скатерти браные. Чудно в палатах убрано, изукрашено; на столах всего наготовлено: и вина, и сласти, и кушанья. Убогий и царевна напились, наелись, отдохнули и пошли в сад гулять. «Всем бы здесь хорошо, — говорит царевна, — только жаль, что нет никакой птицы на наших прудах». — «Подожди, будет и птица!» — отвечал убогий и тотчас вымолвил: «По щучьему веленью, по божьему благословенью пусть плавают на этом пруде двенадцать уток, тринадцатый селезень — у всех бы у них одно перо было золотое, другое серебряное; да был бы у селезня чуб на головке бриллиантовый!» Глядь — плывут по воде двенадцать уток и селезень — одно перо золотое, другое серебряное; на головке у селезня чуб бриллиантовый. Вот так-то живёт царевна с своим мужем без горя, без печали, а сын её растёт да растёт; вырос большой, почуял в себе силу великую и стал у отца, у матери проситься поехать по белу свету да поискать себе невесты. Они его отпустили: «Ступай, сынок, с богом!» Он оседлал богатырского коня, сел и поехал в путь-дорогу. Попадается ему навстречу старая старуха: «Здравствуй, русский царевич! Куда ехать изволишь?» — «Еду, бабушка, невесты искать, а где искать — и сам не ведаю ». — «Постой, я тебе скажу, дитятко! Поезжай ты за море в тридесятое королевство; там есть королевна — такая красавица, что весь свет изъездишь, а лучше её нигде не сыщешь!» Добрый молодец поблагодарил старуху, приехал к пристани, нанял корабль и поплыл в тридесятое королевство. Долго ли, коротко ли плыл он по морю, скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — приезжает в то королевство, явился к тамошнему королю и стал за его дочь свататься. Говорит ему король: «Не ты один за мою дочь сватаешься; есть у нас ещё жених — сильномогучий богатырь; коли ему отказать, он всё моё государство разорит». — «А мне откажешь — я разорю!» — «Что ты! Лучше померяйся с ним силою: кто из вас победит, за того и дочь отдам». — «Ладно! Созывай всех царей и царевичей, королей и королевичей на честной бой поглядеть, на свадьбе погулять». Тотчас посланы были гонцы в разные стороны, и года не прошло, как собрались со всех окрестных земель цари и царевичи, короли и королевичи; приехал и тот царь, что свою родную дочь в бочку засмолил да в море пустил. В назначенный день вышли богатыри на смертный бой; бились, бились, от их ударов земля стонала, леса приклонялись, реки волновались; сын царевны осилил своего супротивника — снёс его буйную голову. Подбежали тут королевские бояре, взяли доброго молодца под руки и повели во дворец; на другой день обвенчался он с королевною, а как отпировали свадьбу, стал звать всех царей и царевичей, королей и королевичей в гости к своему отцу, к матери. Поднялись все разом, снарядили корабли и поплыли по морю. Царевна со своим мужем встретили гостей с честию, и начались опять пиры да веселье. Цари и царевичи, короли и королевичи смотрят на дворец, на сады и дивуются: такого богатства нигде не видано, а больше всего показались им утки и селезень — за одну утку можно полцарства дать! Отпировали гости и вздумали домой ехать; не успели они до пристани добраться, как бегут за ними скорые гонцы: «Наш-де хозяин просит вас назад воротиться, хочет с вами тайный совет держать». Цари и царевичи, короли и королевичи воротились назад; выступил к ним хозяин и стал говорить: «Разве этак добрые люди делают? Ведь у меня утка пропала! Окромя вас некому взять!» — «Что ты взводишь напраслину? — отвечают ему цари и царевичи, короли и королевичи. — Это дело непригожее! Сейчас обыщи всех! Если найдёшь у кого утку, делай с ним, что сам знаешь; а если не сыщешь, твоя голова долой!» — «Хорошо, я согласен!» — сказал хозяин, пошёл по ряду и стал их обыскивать; как скоро дошла очередь до царевнина отца, он потихоньку и вымолвил: «По щучьему веленью, по божьему благословенью пусть у этого царя под полой кафтана будет утка привязана!» Взял, приподнял ему кафтан, а под полой как есть привязана утка — одно перо золотое, другое серебряное. Тут все прочие цари и царевичи, короли и королевичи громко засмеялись: «Ха-ха-ха! Вот каково! Уж цари воровать начали!» Царевнин отец всеми святыми клянётся, что воровать — у него и на мыслях не было; а как к нему утка попала — того и сам не ведает. «Рассказывай! У тебя нашли, стало быть, ты один и виноват». Тут вышла царевна, бросилась к отцу и призналась, что она та самая его дочь, которую выдал он за убогого замуж и посадил в смоляную бочку: «Батюшка! Ты не верил тогда моим словам, а вот теперь на себе спознал, что можно быть без вины виноватым». Рассказала ему, как и что было, и после того стали они все вместе жить-поживать, добра наживать, а лиха избывать.

Откуда пошла сказка

Сюжет сказки об удачливом молодце и волшебной рыбе, исполняющей любые желания, встречается во многих народах и странах.

Наиболее ранние варианты до нас дошли в итальянском изложении сказки про Перуанто или Пьетро дурака (XVI–XVII вв).

Русская сказка впервые опубликована в сборнике П. Тимофеева «Сказки русские» в 1787 году, а в дальнейшем распространялась в виде лубков и переиздавалась многими собирателями сказок: А. Афанасьевым, В. Далем, И. Буниным, А. Толстым.

Почему дурак?

Нередко приходится слышать мнения, что образ Емели-дурачка – это собирательный образ русского человека, для которого якобы характерны лень и надежда на «авось». Но в чём тогда полезность и нравоучительность сказки? Предположу, что на самом деле сказка совсем о другом.

Младший сын в семье Емельян назван дураком. В каком смысле дураком? Чаще всего под этим словом подразумевают глупца, не умеющего разумно действовать по логике складывающихся обстоятельств, или, другими словами, человека не имеющего житейского разума. Можно встретить мнение, что согласно словарю Даля дураками также называли юродивых. Но в данном случае о сходстве Емели-дурачка с юродивыми ради Христа говорить не приходится, т. к. наш герой не обладает теми качествами, которые есть у юродивых. Уместно напомнить, что на Руси так называли людей, добровольно отказавшихся от ума, что считалось высоким духовным подвигом (подробнее о юродстве можно прочитать в книге И. Ковалевского «Юродство о Христе и Христа ради»). Емеля от ума не отказывался, поэтому нельзя о нём говорить как о юродивом. Ярким примером юродства является жизнь Василия Блаженного (подробнее можно почитать тут), Михаила Клопского, Иоанна Устюжского. 

Об отсутствии у Емели практичного ума свидетельствует и тот факт, что старшие братья поехали торговать, а его оставили не только как помощника своим жёнам, но, скорее всего, потому, что торговля – это такое дело, которое не допускает простоты и отсутствия хваткости. Тем более, вспомним, что братья, получив в наследство «триста рублёв», поехали в город «торговать барыш», т. е. они разумно посчитали, что деньги нужно приумножить. Ну а доверять такое дело дураку, конечно же, нельзя. Емеле же они пообещали за его часть денег, которую они взяли с собой, привезти красный кафтан. Поэтому прозвище Емеля «заслужил» за свою простоту и неумение распоряжаться деньгами (отсутствие житейского ума). Синонимом значения слова дурак, которое применимо к Емеле, я бы назвал слово простак.

Вот что по этому поводу пишет собиратель русских сказок А. Афанасьев:

Бо’льшая часть народных сказок, следуя обычному эпическому приему, начинается тем, что у отца было три сына: два – умные, а третий – дурень . Старшие братья называются умными в том значении, какое придается этому слову на базаре житейской суеты, где всякий думает только о своих личных интересах, а младший – глупым в смысле отсутствия в нем этой практической мудрости: он простодушен, незлоблив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Согласно с этим слова хитрый и злой в областных говорах значит: ловкий, искусный, умный, острый. Народная сказка, однако, всегда на стороне нравственной правды, и по ее твердому убеждению выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, незлобием и сострадательностию меньшого брата. Очевидно, что эпическая поэзия истинно разумным признает одно добро, а зло хотя и слывет таковым между людьми, но вводит своих поклонников в безвыходные ошибки и нередко подвергает их неизбежной гибели: следовательно, оно-то и есть истинно неразумное. 

Емеля-простак

Простак в некотором значении обозначает бесхитростность и простодушность. Все действия Емели довольны просты, хотя некоторые из них чудноваты. Все что он делает, как правило, сопровождается коротким комментарием Емели, которым он объясняет свои мотивы. На простодушность и прямоту героя указывает и тот факт, что поймав волшебную щуку, он не пожелал себе дворцов и богатств, а продолжил жить так, как будто и не стал, по сути, всемогущим в житейском плане. Неслучайно именно благодаря простоте и добродушию Емеля получил такую награду от щуки, благодаря, если можно так выразиться, везению. Если бы щуку поймал один из старших братьев, то он наверняка пожелал всего того, что желает обычный человек ищущий земных удовольств, которые бы выразились в деньгах, славе, власти. Примером можно вспомнить желания старухи из «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина. 

Вот здесь я бы отметил первый и важный урок: простота и бесхитростность – это важные качества человека, которые не являются недостатком или признаком слабости. 

Был ли Емеля ленив?

На протяжении всей сказки Емеля обличает свою лень, отвечая на любую просьбу словами: «я ленюсь». Однако жены братьев разоблачают лень дурака:

Невестки отвечали:

— Милостивый государь наш, дурак любит — ежели станешь просить неотступно о чём, он откажет раз и другой, а в третий уже не откажет и сделает; не любит он того, кто с ним грубо поступает.

Таким образом, «лень» Емели своеобразна: все чего у него просят, он исполняет, но только после третьей просьбы. Что может скрываться за таким способом оказания помощи другим? Емеля, можно сказать, проверяет нужность и необходимость нужду просящего. Если просьба никчёмная или несерьёзная вряд ли человек будет настаивать три раза, поэтому Емеля испытывает всякого просящего на важность просьбы.

Но зачем тогда Емеля заставил ведра идти домой самим, а печку ехать? С одной стороны, может показаться, что это логичные желания для ленивого человека, каким хочет казаться Емеля. Но с другой стороны, эти «чудеса» являются демонстрацией и пробой новоприобретенной силы Емели. В этих желаниях проявляется простота и емелиного ума.

Второй урок сказки – отзывчивость на помощь близким. Но не всякую помощь, а нужную, ведь просить может и плохой человек и просить может о дурном.  Во всяком деле, даже в помощи близким необходимо здравомыслие, а кроме того, нужно чувствовать своё сердце.  

Воля Емели

Имея такой щедрый дар от щуки, тем не менее Емеля пользуется им, только исполняя чужую волю: и ведра он несёт по просьбе жён братьев и едет во дворец по просьбе царя, и дворец строит по просьбе невесты. Правда, ему пришлось защищать себя, когда заставил дубинушку колотить охранников. Последнее желание о даровании ему красоты и ума, связано с внешними обстоятельствами. Вот как об этом сказано:

Дурак взошёл с принцессою во дворец и увидел, что в покоях весьма богатое было убранство и множество людей, как лакеев, так и всяких разносчиков, которые ожидали от дурака повеления. Дурак, видя, что все люди как люди, а он один был нехорош и глуп, захотел сделаться получше и для того говорил:

— По щучьему веленью, а по моему прошенью кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного и чтоб был я чрезвычайно умён!

Ещё одной необычной просьбой является желание того, чтобы царская дочь в него влюбилась. Очередное немыслимое желание! Но и тут Емеля действовал скорее по простоте душевной: он её увидел, восхитился красотой и пожелал чтобы та в него влюбилась, но это он пожелал как бы «между прочим», так как тут же повелел печке немедленно ехать домой. 

Выполняя просьбы других персонажей Емеля, может быть и сам того не желая, достиг земного благополучия при этом царь предлагал ему всё царство (олицетворение безграничной власти), на что Емеля ответил отказом, показав своё спокойное отношение к этой страсти.

По сути, Емеля не живёт своим бессильным разумом, а полагается на волю Божью, за что получает награду. 

Третьим уроком сказки можно назвать указание на то, что жить нужно по простоте душевной, не загадывая далеко вперёд и не планируя будущее. Как говорили раньше: «где просто, там ангелов со ста».  Русские люди жили по Закону Божьему, поэтому для объяснения нравственных понятий русской народной сказки логично привести цитаты из Библии:

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
(Св. Евангелие от Матфея 6:26)

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы.
(Св. Евангелие от Матфея 6:34)

Выводы

Таким образом, «Сказка про Емелю-дурака» или «По щучьему велению» несёт в себе важные воспитательные и нравственные смыслы, которые, на первый взгляд, не видны, а по рефлексии сюжета сказка больше напоминает анекдотический рассказ, однако при более вдумчивом прочтении можно увидеть очень важные поучительные моменты, на которые стоит обратить внимание ребёнка.   

Прочтений: 2 363

Герои и их характеристика

Сказка о парне, который все время лежал на печи, а потом взял в жены царскую дочь, —воображение народного творчества. Автор этого сказания остался неизвестным. На момент первого издания уже имелось 3 разных варианта произведения. В самой популярной версии фигурируют 4 героя:

  1. Емеля.
  2. Щука.
  3. Царь.
  4. Марья-царевна.

Главным персонажем произведения является Емеля. Характеристика этого героя сказки «По щучьему велению» противоречива. Его не относят к отрицательному лицу, но и не считают классическим положительным образом. Он простодушный, ленивый, ведомый и смекалистый парень.

Емеля родился в семье обычного крестьянина и был младшим сыном. Старшие братья много трудились для того, чтобы обеспечить свои семьи. А Емеля совсем не вставал с печи и вел себя, как ребенок. Но ему в жизни повезло больше, чем старшим братьям. Он поймал волшебную рыбу и обеспечил себе беззаботную жизнь.

Главный герой не был жестоким. Он не стал мучить бедную щуку, а отпустил ее в воду. В знак благодарности она сообщила рыбаку заветные слова, которые помогли лежебоке исполнять все желания. В славянской мифологии образ щуки символизирует благополучие и удачу. Двух героев связывает между собой целый мир эмоций. Емеля — человек с сильным эмоциональным фоном, и говорящая щука, которая является представителем водной стихии. А вода — символ чувствительности.

Другие персонажи сказки старались скрыть свои эмоции. Так, царь был человеком хорошим, но умственным потенциалом не отличался. Не сразу в его голову пришла мысль о том, как использовать одаренного парня. Но он точно знал, что такой зять в хозяйстве определенно может пригодиться. Как отец он повел себя бессердечно и жестоко по отношению к дочке. Ведь Емеля был совсем некрасивым молодым человеком.

Марья-царевна по-настоящему влюбилась в главного героя из сказки «По щучьему веленью». Она как натура романтическая назло отцу сбежала с любимым. Царская дочь была красивой барышней и в будущем стала верной женой.

Главные персонажи

Главным персонажем этой легенды выступает некий не слишком расторопный молодой парень Емеля. В нем собраны те негативные качества, которые не дают ему вести хорошую жизнь:

  • легкомыслие;

    безразличность.

Тем не менее, когда он проявляет свой ум и доброту, ему попадается настоящая удача — щука из проруби.

Вторым персонажем, буквально антиподом Емели, является щука. Она умна и справедлива. Рыба призвана помочь молодому человеку в его личном становлении, направить его помыслы в нужное русло. Как и полагается в таких ситуациях, Емеля и щука стали друзьями.

Третий герой выступает в образе злодея. Царь — занятой человек, руководящий многомилионным государством, которого Емеля вынуждает своими выходками снизойти до простолюдина. Сказка «Про Емелю и щуку» наделила его завистливым характером.

Царская дочь — приз для главного героя за то, что он становится на путь исправления.

Сюжет в сокращении

В одной деревушке жил старик, и было у него три сына: два умных, а третий — дурачок. Отец умер, и братьям пришлось самим зарабатывать на жизнь. Старшие сыновья женились и стали каждый день трудиться на полях. А Емеля лежал на теплой печке и вел пассивный образ жизни. Никакой работы ему делать не приходилось, и к этому уже все привыкли.

Однажды братья уехали торговать собранным урожаем, а младшего лежебоку с невестками оставили дома заниматься хозяйством. За это Емеле пообещали привезти с ярмарки красный кафтан. Пришлось ему в один из морозных дней по просьбам невесток отправиться за водой.

Набрав целое ведро, увидел парень в проруби щуку и поймал ее. Щука человеческим языком попросила отпустить ее, а взамен пообещала исполнить любое желание. Довольный юноша попросил, чтобы ведра сами в дом пошли. Все так и произошло. Удивлённые невестки на следующее утро отправили парня дров нарубить. Емеля произнес волшебную фразу: «По щучьему велению, по моему хотению» — и сани сами без лошадей поехали в лес.

Как люди ни пытались поймать чудака, ничего у них не вышло. В лесу дрова сами рубились и складывались в телегу. На обратном пути толпа снова предприняла попытки поймать парня, но дубинки спасли Емелю от обидчиков, и он спокойно добрался до дома.

По приказу короля воевода хотел забрать дурачка и отвезти Его Величеству. Но у него ничего вышло. Рассердился король и пригрозил офицеру: если не доставит к нему парня, то лишится головы. Отправился боярин к юноше и хитростью выманил его из дома. Решил Емеля к королю на печке своей ехать. Увидя в окне принцессу, он наколдовал, чтобы она в него влюбилась.

Когда Емеля покинул дворец, королевская дочь стала уговаривать отца выдать ее замуж за чудака. Но царь решает посадить обоих в бочку и сбросить в море. Проснувшись в заточении, хлопец произнес волшебную фразу, и море выкинуло бочку на берег. Сосуд рассыпался, и молодые оказались на красивом полуострове.

Емеля построил роскошный дворец и хрустальный мост до королевского замка. А сам дурачок превратился в умного и красивого молодца. По приглашению приехал король и не узнал главного героя. Сам правитель дал согласие на брак молодых. Закончилась сказка тем, что царь попросил у Емели прощения за свою жестокость по отношению к нему.

В обычном волшебном сюжете русской сказки заложена мудрость и глубина народной мысли. Ее можно читать не только детям, но и взрослым. Для описания краткого содержания сказки «По щучьему велению» необходимо составить план пересказа:

  1. Жизнь братьев.
  2. Емеля поймал щуку.
  3. Первые желания.
  4. Похождения Емели в городе.
  5. Как вельможа хотел доставить лентяя к царю.
  6. Хитрость офицера.
  7. Любовь.
  8. Как царь обманул Емелю.
  9. Чудесное спасение влюбленных.
  10. Новая жизнь.
  11. Извинения царя.

Не стоит останавливаться на прочтении аннотации. Сказка про Емелю в кратко изложенном содержании поможет не только ознакомиться с главными героями и их поступками, но и понять основную мысль повествования.

Волшебная помощь

После того как щука становится его волшебным подчиненным, Емеле живется еще лучше, чем прежде. Теперь ему даже совсем несложных поручений выполнять не приходится.

Магические силы рубят дрова, ходят по воду и даже избивают его неприятелей. Емеля остается очень доволен тем, что происходит. Он так обленился, что и с печи вставать не хочет. Щука помогает ему и в этом, превращая печь в первый прототип механического средства передвижения.

Во время таких прогулок верхом на ней Емеля может задавить несколько крестьян, которые попадутся по дороге. Себя он оправдывает тем, что люди сами прыгнули под его печку.


Похоже, что в содеянном он ни капли не раскаивается. Сказка «Про Емелю и щуку» содержит в себе скрытую мораль.

Основная мысль

Произведение учит читателя тому, что если жизнь преподносит хорошие подарки, то от них не стоит отказываться. Но и нужно уметь распоряжаться теми ресурсами, которыми человек владеет. По счастливому случаю Емеле просто повезло. Если бы он был невнимательным, то ему не удалось бы поймать щуку в проруби.

Кроме этого, главный герой обладал ловкостью и находчивостью. Он сумел изловить рыбу голыми руками зимой в промерзшей реке. В этот день удача повернулась к нему лицом, а он не упустил своей возможности. Многие в наше время попросили бы у рыбы чего-то необычного, но желание Емели было простым, как и его русская душа.

Современники утверждают, что подобная воля — признак не дурости и лени, а наоборот, креативности и смышлёности. Ведь он устроил себе беззаботную жизнь и при этом не вышел из зоны комфорта. Это говорит о том, что главной мыслью сказки является то, что человек сам решает, будет он счастливым или нет.

Необходимо знать, чего на самом деле человек желает, без этого ничего не получится. Емеля знал, что до поры до времени может находиться в расслабленном состоянии и отлеживаться на печи. Мудрые невестки смогли сдвинуть парня с мертвой точки, и он интуитивно поддался им и получил выгоду.

Конечно, в настоящей жизни нельзя поймать волшебную рыбу, но творить добро человек сможет. И тогда даже за самые крошечные поступки можно поймать удачу и стать по-настоящему счастливым.

“По щучьему велению” (русская сказка): анализ

Эта история чем-то напоминает мечту славянских народов с помощью волшебных сил получить все желаемое, не сильно при этом напрягаясь.

В то же время поймать щуку Емеля сумел только самостоятельно, когда таки принялся делать хоть что-то и на совесть.

Законченный лодырь на глазах у читателей эволюционирует до трудолюбивого, порядочного человека. Получив достаточную мотивацию в виде любви к принцессе, он забывает о желании оставаться лентяем, жить только в свое удовольствие и принимается за дело.

Если щука и не производит на него большого впечатления, он изначально принимает ее как должное, то первый отказ девушки пробуждает в нем чувства.

В тот момент, когда Емеля на печке начинает давить прохожих, по мнению многих исследователей сказки, у парня проявляются царские черты. После этого инцидента даже монарх обратил на него свое внимание.

Возможно, что наши предки, которые создали сказку, видели в последнем внешнем преображении Емели и внутренние изменения к лучшему.

Когда он стал красивее, то сумел простить и понять царя, сделался добрее и внимательнее к другим. Люди с видимыми отличительными знаками на лице обычно считались плохими или даже знакомыми с нечистой силой.

Пока Емеля выглядел как обычный, не слишком приятный парень, он и не мог стать царем. С обретением внутренней красоты все сразу же изменилось.

Традиционные русские сказки всегда заканчивались обнадеживающе. Скорее всего, крестьяне того времени именно так представляли себе самый счастливый день.

Нравственная оценка

Мы уже писали о смелости и жертвенности Элли. Девочка изображена в сказке по истине чистой сердцем. Помните, жевуны называли ее повелительницей и превозносили ее, но девочка спокойно отнеслась к похвалам, т.к. понимала что ее заслуги в том, что домик упал на Гингему, нет. Кроме отсутствия тщеславия, она очень рационально подходит к пище и берет у жевунов только самое необходимое: хлеб и воду, несмотря на искушение взять побольше. Таким образом, перед нами изображена героиня, которая сможет помочь другим героям не через свое нравственное совершенствование, а через раскрытие своих качеств в помощи другим.

По дороге Элли спасает Страшилу, Дровосека и Льва. У всех у них были заветные желания,но необходимо отметить, что желания их выражены в мечте преобрести качества, которыми, по их мнению, они не обладали. Но, на протяжении всей повести герои проявляют те самые качества, которые являются для них заветными.

Оказывается, все самые умные мысли исходят от Страшилы, который мечтал о мозгах. Это проявляется в эпизоде со рвом и в других ситуациях. А. Волков это все время подчеркивает, т.к. друзья после очередной умной мысли Страшилы удивляются и спрашивают: не появились ли у того мозги?

Дровосек все время проявляет эмоции, чувствительность (ахи вздохи, волнение) и даже плачет. А разве может так себя вести бессердечный человек?

Лев, несмотря на трусость, перепрыгнул ров! А саблезубых тигров напугал своим рыком! Какой он после этого трус? Кроме того, он преодолел страх воды (или не боялся?) когда необходимо было спасти Страшилу.

Все препятствия друзья преодолевают вместе: либо совместными усилиями, либо помогая друг другу в беде.

Антиподом Элли и компании представлен в сказке Волкова людоед. Из-за людоеда движение по дороге прекратилась, а лес в тех местах такой густой, что не пропускал солнечного света. Все словно замерло и прекратило движение, что резко контрастирует движению друзей. В эпизоде с людоедом мы видим, что Страшила и Дровосек тоже способны на жертву ради ближнего, ведь когда они спасали Элли они очень сильно рисковали.

Мудрость Гудвина проявилось в том, что исполняя желания, он понимал, что друзьям просто напросто не хватает веры в себя. Поэтому он легко выполнил их желания, а когда понадобилось настоящее чудо – перенести Элии с Тотошкой в Канзас – он оказался бессилен.

Результат гордыни

Не все испытания друзья прошли достойно. Уже после встречи с Гудвином, который выполнил их заветные желания, друзья снова оказались в пути, чтобы помочь Элли вернуться в Канзас. Как только возникла очередная угроза (сильный дождь, гроза, потоп), а Элли неожиданно потеряла волшебную шапку (с помощью шапки можно три раза вызвать волшебных обезьян, которые выполнят любую просьбу), друзья вдруг начали хвалится собой:

Результат оказался плачевным – путники буквально были повержены грозой. Но и это препятствие друзья преодолели с помощью все тех же «спец.средств»: взаимовыручки, заботой о близких.

Выводы

Что самое чудесное в этой сказке? Тема дружбы и любви. Все препятствия друзья одолевают вместе, никогда не унывают и не отчаиваются. Кроме того, повесть очень интересная и имеет увлекательнейшее продолжение.

Что произошло на Земле после 21.12.2012 года?

« Ваша планета, как и вся Солнечная система, прошла через мощный луч-импульс, исходящий из «чёрной дыры» в центре Галактики. Создателем Вселенной предусмотрен квантовый переход Вашей цивилизации на следующий четвертый уровень развития (из двенадцати). Вы — голограмма, отражение матрицы единого Высшего сознания. У Вас произойдут изменения на клеточном уровне, изменится объём знаний, материя тела изменит свою структуру. На новом уровне развития вашей цивилизации будут последовательно разблокированы световые ДНК, содержащие коды (знания) Вселенной, заложенные в геном человека при его создании Высшими цивилизациями. В настоящее время они заблокированы и считаются учёными как «спящие» или «мусорные».

На новых уровнях развития (от четвертого до двенадцатого) человечество сможет получить возможность материализации своих мыслей, выбирать себе оболочку (тело) для жизни, материализовать себя в любой точке пространства. Такого эксперимента со световыми кодами ДНК для цивилизаций третьего уровня развития в нашей Вселенной у Создателя ещё не было. Этот эксперимент является единственным и уникальным в Галактике».

«Царь приехал к нему в гости, ест, пьет и не надивится: — Кто же ты такой, добрый молодец? – А помнишь дурачка Емелю. Я – тот самый Емеля. Царь сильно испугался, стал прощения просить: — Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня! Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье — царевне и стал править царством». Старое мнение рано или поздно вынуждено принять новые достижения. Весь накопленный при жизни в физическом мире опыт отдается Духу Святому: «на все воля Твоя, но не моя», — «бери мое царство». Это есть момент возврата в Эдем.

Марья – царевна, я полагаю, здесь выражение женской энергии в виде приятия нового, как в мужчине, так и в женщине. Открытиям предшествуют устремления – мечты – это выражение мужской энергии в человеке (и в мужчине и в женщине).

«Как Бог не может не творить, иначе б Он Любовью не был, так не могу не говорить

о крыльях, что уносят в Небо. Так не могу не быть гонцом к тому, кто в хаосе сомнений

забыл, что призванный Отцом, не может спать в прохладе тени. Я в вере растворю твой страх,

в надежду обращу бессилье, чтоб Матерь Мира на руках Любовью оживила крылья».

В настоящее время – в 21 веке – ученые своим открытиями подтвердили то, что мистики всех времен и народов передавали без доказательств.

Вот таким мне видится смысл этой волшебной сказочки, а у вас какое мнение?

Использована информация с сайтов Верхосвет «Матерь Мира», Живой этики «Эпоха Матери Мира», книги Д Уилкока «Исследование Поля Источника», дневниковых записей Н.Тесла – тема «эфир», подлинная таблица элементов Д.И.Менделеева, О.Асауляк ,сборник духовной поэзии.

Воля Емели

Имея такой щедрый дар от щуки, тем не менее Емеля пользуется им, только исполняя чужую волю: и ведра он несёт по просьбе жён братьев и едет во дворец по просьбе царя, и дворец строит по просьбе невесты. Правда, ему пришлось защищать себя, когда заставил дубинушку колотить охранников. Последнее желание о даровании ему красоты и ума, связано с внешними обстоятельствами. Вот как об этом сказано:

Дурак взошёл с принцессою во дворец и увидел, что в покоях весьма богатое было убранство и множество людей, как лакеев, так и всяких разносчиков, которые ожидали от дурака повеления. Дурак, видя, что все люди как люди, а он один был нехорош и глуп, захотел сделаться получше и для того говорил:

Волшебная помощь

После того как щука становится его волшебным подчиненным, Емеле живется еще лучше, чем прежде. Теперь ему даже совсем несложных поручений выполнять не приходится.

Магические силы рубят дрова, ходят по воду и даже избивают его неприятелей. Емеля остается очень доволен тем, что происходит. Он так обленился, что и с печи вставать не хочет. Щука помогает ему и в этом, превращая печь в первый прототип механического средства передвижения.


  • Описание василисы премудрой. русская народная сказка «царевна-лягушка»

Во время таких прогулок верхом на ней Емеля может задавить несколько крестьян, которые попадутся по дороге. Себя он оправдывает тем, что люди сами прыгнули под его печку.

Небольшое напутствие

Время неумолимо бежит вперёд. Мир меняется. И вместе с миром меняется человек и его восприятие. Сегодня уже совсем немногие могут понять и объяснить сакральный и очень глубокий смысл сказок наших мудрых предков, а он, как вы и сами успели убедиться, конечно же, есть. А те знания, которые в этих сказках передавались, вообще совсем скоро могут кануть в Лету. Несложно заметить, что с течением времени прервалась та тонкая связь, которая соединяла друг с другом разные поколения людей.

Для того чтобы понять истинную суть сказок, в особенности, русских, человек должен отодвинуть на задний план своё нынешнее мировосприятие, и постараться посмотреть на мир и жизнь в нём тем взглядом, которым на них смотрели люди, жившие в те далёкие времена, когда сказки только начали появляться.

Поиск смысла, всенепременно, должен присутствовать, ведь Законы бытия, каким бы ни было время, каким бы развитым не было общество, какой бы высокотехнологичной ни была жизнь человека, всегда оставались и будут оставаться одними и теми же. Поэтому, пусть сказки о Кощее Бессмертном, Бабе-яге, Иване-царевиче, Емеле, Алёнушке и других персонажах будут для вас не просто интересными придумками, а теми указателями, на которые вы будете ориентироваться в своей повседневной жизни, в которой уже, казалось бы, совсем не осталось истинного волшебства.

Помните: волшебство есть, и оно окружает вас повсюду!

Волшебная помощь

После того как щука становится его волшебным подчиненным, Емеле живется еще лучше, чем прежде. Теперь ему даже совсем несложных поручений выполнять не приходится.

Магические силы рубят дрова, ходят по воду и даже избивают его неприятелей. Емеля остается очень доволен тем, что происходит. Он так обленился, что и с печи вставать не хочет. Щука помогает ему и в этом, превращая печь в первый прототип механического средства передвижения.

Во время таких прогулок верхом на ней Емеля может задавить несколько крестьян, которые попадутся по дороге. Себя он оправдывает тем, что люди сами прыгнули под его печку.

Похоже, что в содеянном он ни капли не раскаивается. Сказка «Про Емелю и щуку» содержит в себе скрытую мораль.

Был ли Емеля ленив?

На протяжении всей сказки Емеля обличает свою лень, отвечая на любую просьбу словами: «я ленюсь». Однако жены братьев разоблачают лень дурака:

— Милостивый государь наш, дурак любит — ежели станешь просить неотступно о чём, он откажет раз и другой, а в третий уже не откажет и сделает; не любит он того, кто с ним грубо поступает.

Таким образом, «лень» Емели своеобразна: все чего у него просят, он исполняет, но только после третьей просьбы. Что может скрываться за таким способом оказания помощи другим? Емеля, можно сказать, проверяет нужность и необходимость нужду просящего. Если просьба никчёмная или несерьёзная вряд ли человек будет настаивать три раза, поэтому Емеля испытывает всякого просящего на важность просьбы.

Но зачем тогда Емеля заставил ведра идти домой самим, а печку ехать? С одной стороны, может показаться, что это логичные желания для ленивого человека, каким хочет казаться Емеля. Но с другой стороны, эти «чудеса» являются демонстрацией и пробой новоприобретенной силы Емели. В этих желаниях проявляется простота и емелиного ума.

Второй урок сказки – отзывчивость на помощь близким. Но не всякую помощь, а нужную, ведь просить может и плохой человек и просить может о дурном. Во всяком деле, даже в помощи близким необходимо здравомыслие, а кроме того, нужно чувствовать своё сердце.

Литературное чтение на родном (русском) языке. 3 класс. Урок 13. Дата проведения 04. 12. 2020г.

Тема: Русская народная сказка «По щучьему веленью».

Задачи урока: познакомить с русской народной сказкой «По-щучьему веленью»; учить делить текст на части, коллективно обсуждать прочитанное, читать по ролям, передавая голосом характер каждого героя.; развивать внимание, память, творческие способности; воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты урока:

Личностные: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование интереса школьника к обучению, чтению.

Предметные: обучающиеся научатся: осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки; воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев, пересказывать текст подробно, выборочно; будут уметь: составлять устно текст-описание героя.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу и удерживать ее; овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью в решении образовательных задач; доносят свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной форме.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: карточки с текстом, мультфильмы https://youtu.be/X8sKdTTgBPQ, https://youtu.be/OKPq6XlTdWo

Ход урока

1) Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

Мы услышали звонок,

Он позвал нас на урок.

Мы друг к другу повернёмся,

Дружно, мило улыбнёмся,

Ведь урок сейчас начнётся!

-Успехов вам сегодня, ребята!

Речевая разминка

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

— С какой сказкой мы познакомились на предыдущем уроке? («Белая уточка»)

— Является ли эта сказка волшебной? (да). Объясните, почему? Назовите признаки волшебной сказки.

  • в сказке есть зачин

  • сказочные герои (ведьма)

  • есть волшебство (чудесное превращение) (княгиня превращается в уточку, живая и мёртвая вода)

  • троекратный повтор (3 сына, 3 раза приходила ведьма под дверь)

  • есть сказочная концовка (стали все жить-поживать, добра наживать, худо забывать)

2) Постановка цели и задач урока.

— Отгадайте загадку.

Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется …

По щучьему велению.

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

— Сегодня мы познакомимся с ещё одной русской народной волшебной сказкой — «По щучьему веленью».

-Сформулируйте тему и задачи урока.

3) Первичное усвоение новых знаний.

Просмотр мультфильмов

https://youtu.be/X8sKdTTgBPQ, https://youtu.be/OKPq6XlTdWo

Чтение сказки учителем.

— » По щучьему веленью», удивительная сказка. Емеля поймал щуку, она говорит человеческим голосом. » Отпусти меня Емеля! И как только ты вымолвишь : «По щучьему веленью, по моему хотенью», —  я все твои желания исполню». Чего только Емеля не желал: вёдра у него сами домой шли, сани ехали сами в лес за дровами, дубинка мужикам бока намяла, на печи к царю приехал и приказал полюбить себя царской дочке. И самое последнее у него желание  — превратиться в молодца-красавца . А как женился он на царской дочери, закатил такой пир на весь мир, что даже щука-волшебница удивилась!

4) Первичная проверка понимания.

А теперь выполним задание, под названием «Найди в тексте».

-Найдите в тексте и прочитайте мне отрывок, где говорится о том:

1)Как Емеля жил до того, как поймал щуку?

2) Как Емеля поймал щуку?

3)Первые слова щуки Емеле?

4)Желания Емели.

5)Слезы Марии о Емели.

6)Емеля и Марья в бочке.

7)Еде Емеля превращается из дурочка в молодца-красавца.

8)Царь у молодца Емели.

9)Чем кончается сказка?

5) Первичное закрепление.

-Сказка — ложь, да в ней намек.

Какой же смысл сказки?

Ложь этой сказки такова:

Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Знать не хотел только то, что важно для братьев и невесток, (зачем оно ему надо), но Емеля хорошо знал, что он желает, к чему стремиться, иначе не случился бы пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством. … И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать…

Домашнее задание: Читать выразительно. Подготовить пересказ сказки

6) Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие были затруднения?

-Над чем вам нужно поработать?

-Оцените свою работу. Закончите предложения:

-сегодня я узнал…

-было трудно…

-я понял, что…

-я научился…

  • Характеристика коли красоткина из рассказа братья карамазовы
  • Характеристика елены прекрасной из сказки сивка бурка
  • Характеристика деда из сказки золотая рыбка
  • Характеристика екатерины петровны из рассказа фотография на которой меня нет
  • Характеристика героя салтана из сказки о царе салтане 3 класс