Характеристика дюйшена из рассказа первый учитель

уроки французского рассказ валентина распутина, написанный от лица мальчика-пятиклассника, имя которого в тексте ни разу не упоминается. герою рассказа

«Уроки французского» — рассказ Валентина Распутина, написанный от лица мальчика-пятиклассника, имя которого в тексте ни разу не упоминается. Герою рассказа пришлось очень рано повзрослеть — окончив начальную школу, он вынужден продолжать учёбу в райцентре, вдали от своей семьи. За свой короткий век ему довелось пережить множество несчастий: бедность, разлуку с родными, унижения со стороны сверстников и голод, жуткий голод.

Герой рассказа — одарённый ребёнок, который всеми силами тянется к знаниям. Жители деревни, в которой жил мальчик, ценили его за пылкий ум и помощь с выигрышем денег на облигациях. Они и убедили маму отправить сына учиться в райцентр: «Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет.»

Мальчик очень привязан к своей семье, к родной деревне. Он стойко переносит все тяготы бедности, обучение в школе даётся ему легко. Однако переезд из дорогого сердцу места ребёнок переживает очень тяжело: «Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой». Тоска по дому мучает его сильнее, чем все те лишения, с которыми он вынужден мириться.

В свои одиннадцать лет герой рассказа обладает невероятной силой духа. Страдая от голода, он понимает, что жаловаться на это своей и без того несчастной матери нельзя: «Обидно было только, что мать ради меня отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой, а оно все равно идет мимо. Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду». В столь юном возрасте ребёнок осознаёт, что нужно справляться с неприятностями самому, а не ждать помощи от других.

Присуща мальчику и застенчивость, в которой он сам признаётся, говоря о себе как о человеке «от природы робком и стеснительном». Эта застенчивость не позволяла ему прикоснуться к еде в присутствии учительницы, заставляя забыть о чувстве голода: «Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит.»

Но вместе со стеснительностью герою свойственны гордость и чувство собственного достоинства. Мальчик готов стоять за свою честь, даже если ему приходиться из-за этого пострадать. Так, повздорив с Вадиком, парнем, руководившим игрой на деньги, он стоял на своем, зная, что его за это будут бить: «Ты перевернул ту монетку! — крикнул я ему. — Я видел, что перевернул. Видел». Даже когда мальчика избивали двое других, он продолжал отстаивать свою правоту. После того, как ситуация стала известна классному руководителю, мальчик боялся исключения из школы во многом потому, что подвёл бы этим и близких, и себя самого: «Лучше бы сразу выгоняли. Я мельком, чуть коснувшись этой мысли, подумал, что тогда я смогу вернуться домой, и тут же, словно обжегшись, испугался: нет, с таким позором и домой нельзя. Другое дело — если бы я сам бросил школу… Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел…»

О гордости мальчика говорит и то, что он не принимал помощь от своей классной руководительницы. Лидия Михайловна, достаточно обеспеченная молодая учительница, видела, что ребёнок голодает, и искренне желала помочь ему. Поскольку ученик отказывался есть у неё дома, она попыталась пойти на хитрость, передав ему коробку с едой. Но, догадавшись о том, что в коробке вовсе не переданные из дома продукты, герой отказывается в дальнейшем принимать такие «посылки». Тогда Лидия Михайловна решила играть с ним на деньги, тем самым давая ему возможность покупать себе еду. Это была единственная возможность помочь бедному, но гордому мальчику.

Главный герой рассказа «Уроки французского» — человек с тяжёлой судьбой. Но, несмотря на это, ему не чужды честь, достоинство, уважение к себе и окружающим. Будучи смышлёным не по годам, он способен нести ответственность за свои поступки и терпеливо переносить любые трудности на своём пути.

Характеристика главных героев из рассказа «Уроки французского»

Мать мальчика из рассказа «Уроки французского»

Женщина, воспитывающая троих детей, без мужа. Волевая, умная, но безграмотная. Благодаря ей автор смогла учиться, несмотря на голод и бедность. Она решает отдать сына в школу в райцентре, пожертвовала еду, а иногда и деньги.

Лидия Михайловна, учительница французского языка

Красивая, добрая женщина лет 25. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косичку» в глазах, короткие черные волосы. Родом с Кубани. Она родилась и выросла в городе, она обеспечена, ей ничего не нужно. Ей удалось увидеть голодного и очень способного мальчика. Она призналась, что с детства вела себя не по правилам, доставляла родителям много проблем. По ее словам, человек стареет, когда перестает быть ребенком.

Василий Андреевич, директор школы

Строгий человек с манерой говорить громко. В школе его очень боялись дети. Виновный ученик в присутствии всех учеников был вынужден директором школы объяснить, что побудило его к плохому поступку. Обнаружив в «стене» учителя и автора, играющих на деньги, режиссер от возмущения не находит слов. Он не понимал сути поступка учителя, считая его преступлением.

Федька

Сын хозяина квартиры, в которой проживал главный герой. Федька познакомил его с компанией, разыгравшей Чика на деньги. Федька и его семья крадут еду у главного героя, когда он учится в школе.

Вадик

Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и оскорбляет тех, кто моложе и слабее. Он дружит с хулиганом Птахом. Главного героя несколько раз бьют за то, что он играет лучше всех.

Птаха

Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.

Тишкин

Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

Эта повесть написана о Великой Отечественной войне (1941-1945гг.). Каждому школьнику когда-нибудь придется столкнуться с этой темой. Тема верности и предательства остается актуальной всегда. Именно в юности необходимо научится различать плохих людей от хороших, предугадывать их намерения. Книгу Вячеслава Быкова обязательно следует прочесть, чтобы понять смысл жизни.

История создания

Автор написал произведение в 1969 году. Идея сюжета была взята из его жизни. Во время войны мужчина повстречал одного из сослуживцев, который решил перейти на сторону немцев. Именно это вдохновило автора воссоздать произведение.

Первоначально произведение называлось по-другому «Ликвидация». Чуть позже Быков решил сменить название на имя одного из героев книги. Всем стало интересно, почему произведение было названо «Сотников»? Ведь практически весь рассказ ведется от лица другого героя- Рыбака.

Скорее всего автор этим показывает отношение к ситуации, возникшей в рассказе. В произведении он полностью поддерживает Сотникова. Герой не захотел смиряться со сложившейся ситуации, не сдался врагам и выбрал смерть. Именно на этом персонаже основываются дальнейшие события, происходящие в произведении. Сотников согласился выполнить задание, хотя чувствовал себя неважно. Из-за этого путь партизан был неблизкий. Именно из-за Сотникова полицаи смогли их обнаружить. По сути, все ужасные события произошли по его вине. Вот поэтому он является главным героем книги.

Направление и жанр

Рассказ «Сотников» — это реалистичная и жестокая картина настоящего мира. Такая история реально произошла в годы военных действий. Быков подробно описал все чем занимался партизанский отряд, к чему они стремились. Множество моментов пишется от «первого лица». Автор отмечает, что в произведении описана иррациональность человеческой жизни. В книге есть два героя, они совсем непохожи друг на друга, но у них одна и та же судьба. Они обречены на смерть.

Основная мысль

Главные события происходят в тот момент, когда два бойца тайком выходят за пищей для своих товарищей по несчастью. Молодой учитель слег с простудой, но все же решает вместе с Рыбаком пойти в деревню. Для обоих мужчин — это риск. Ведь вокруг бушуют военные действия, кругом мины и немцы. На пути в деревню герои встретили врагов и вступили в неравный бой. Им пришлось отступить и спрятаться в селе. Они спрятались в одном из домов, где жила женщина с двумя детьми. На свой страх и риск она оставила двух бойцов у себя.

Сотников был тяжело болен и из-за этого его смогли обнаружить. Мужчин повезли на допрос и долго мучительно пытали. Сотников мужественно вытерпел все происходящие над ним издевательства, Рыбак же струсил и решил сотрудничать с немцами. Конец истории печален. Сотникова приговорят к казне, но он выбивает подпорку из-под ног и погибает. Погибший боец не хотел умирать от рук «бывшего» товарища. Рыбака гложет совесть, ему стыдно, что он предал родных людей. Ему очень хочется вернуться, но из этого ничего не выходит. У предателя больше нет друзей.

Характеристика главных героев

  1. Главным герой рассказа — Сотников. Ему всего лишь 26 лет, когда-то он работал учителем. В самом начале войны он был командиром, но его поймали немцы. Мужчине удалось вырваться из плена и убежать. После этого он присоединился к партизанам. Сотников обладает «железным» характером, его настрой не смогут изменить никакие обстоятельства. У мужчины слабый иммунитет, но несмотря на это он упрям и четко идет к своей цели.  Автор уважает героя за стойкость и мужество. Для Сотникова важно оставаться преданным своему народу, поэтому он выбирает смерть.Человек обладающий столь хрупким здоровьем, настолько силен духом, в сравнении со здоровым и физически сильным Рыбаком.
  2. Второй герой, Рыбак. Это второй боец, полная противоположность своего напарника. Из него бы вышел замечательный солдат. Рыбак физически силен и вынослив. В первой половине войны он был старшиной, потом получил ранение и ушел из отряда. Рыбак вступил в партизанскую группу. Вначале он даже вызывает приятные чувства, ради товарищей вызывается пройти опасный путь, при этом практически таща на «своем горбу» изнеможенного Сотника. Его образ дает надежды на будущее. Но события резко меняются. Рыбак предает свой народ, а вместе с ним и своего товарища. Но его нельзя назвать плохим. Он всего лишь жертва, никто не знает, как себя поведет человек при опасности. Не всем дано терпеть адские пытки. Но вызывает отвращение факт того, что герой хочет полностью отдаться в руки врагов, служить им, предав русский народ.Рыбак понимает какую ошибку он совершил, когда становится слишком поздно.
  3.  Есть и еще одна героиня произведения, Демчиха. Это обычная женщина, у которой есть двое детей. Именно в ее доме нашли убежища два главных героя, Рыбак и Сотник. Женщина боится за своих детей, но все же помогает героям укрыться в своем доме. В итоге Демчиха погибает. Она не побоялась помочь, ее простая русская душа не позволила сдать родной народ. Женщина пыталась помочь всем, но в итоге погибла.

Чему учит?

В произведении затронуто много важных моментов. Особенно характерна тема войны. В «Сотникове» описаны такие важные вещи, как мужество, героизм, верность и самое главное любовь к своей родине. У каждого героя определенная судьба, всем приходится чем-то жертвовать, идти на риск, выбирая путь. Не стоит осуждать человека, который выбрал неверную дорогу. Лучше присмотритесь к себе.

Быков описывает происходящие события, при этом опираясь на два пути. Либо придется предать, либо остаться верным, но погибнуть. Не все готовы идти на самопожертвование, сила духа развита далеко не у всех людей. Автор пытается донести читателю, что нужно научится быть ответственным за все совершаемые действия и принятые решения. Рыбак испугался, выбрал более легкий путь, но ему придется за это, поплатится душевными страданиями и муками совести. Именно это и является основной мыслью произведения.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом И.С.Шмелева «У плакучих берёз», на примере рассказа осознать и прочувствовать, что война является великой трагедией для человека; вызвать интерес к прочтению произведений писателя.

Планируемые результаты

Предметные:

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  • характеристика героев, сопоставление героев одного произведения;
  • определение в произведении элементов сюжета, особенностей композиции.

Метапредметные:

  • умение строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формировать и аргументировать собственную точку зрения.

Личностные результаты:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе, воспитание патриотизма, любви и уважения к прошлому Отечества.

Подготовка к уроку. Для проведения урока учащиеся получают индивидуальные задания (подготовить рассказ о жизни и творчестве писателя, об исторических событиях, оказавших влияние на жизнь и творчество писателя; выразительное чтение отрывка из рассказа « У плакучих берёз). Оформление урока: видеофильм, презентация, тексты произведений писателя.

Ход урока

Организационный момент

Вступление

(подготовка школьников к восприятию литературного произведения). Прослушивание песни «Берёзы в России» (в исполнении Е.Росса, https://youtu.be/dgZz62fvB3k, 2 мин.) На слайде слова песни. Автор музыки и слов — Игорь Чабан.

Твои берёзы белые, Россия,

Твоё хранят тепло и доброту,

И только здесь могу я быть счастливым,

И только здесь любимым быть могу.

Я обниму берёзку, как невесту,

Щекой прижмусь к прохладной берёсте —

Земля моя, с тобой навеки вместе,

Я остаюсь и в счастье, и в беде!

Беседа. Какие ассоциации вызывает у вас песня? Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? (Ответы учащихся. Думаю, о Родине, так как берёзы — это символ России. Ещё: о расставании, о потерях, о беде — мотив песни грустный).

Учитель. Рассказ, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, имеет красивое название «У плакучих берёз». Он грустный и очень трогательный.

Актуализация знаний учащихся

Автора рассказа вы вспомните с помощью отрывка одного из его произведений. (На слайде отрывок из рассказа И.С.Шмелёва «Как я стал писателем».)

Ученик читает: «… В третьем, кажется, классе я увлекся романами Жюля Верна и написал — длинное и в стихах! — путешествие наших учителей на Луну, на воздушном шаре, сделанном из необъятных штанов нашего латиниста Бегемота. «Поэма» моя имела большой успех, читали ее даже и восьмиклассники, и она наконец попала в лапы к инспектору».

Учитель. Вспомнили? (Ответы: Да, это Иван Сергеевич Шмелев. Отрывок из рассказа «Как я стал писателем»). Ещё с каким его произведением вы знакомы? («Как я встречался с Чеховым»).

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним рассказом писателя «У плакучих берёз».

На слайде тема урока. И.С.Шмелёв. «У плакучих берёз». Человеческие судьбы в эпоху войны. (Запись в тетрадях даты и темы урока).

Целеполагание

Посмотрите на тему урока, попробуйте определить цели нашей работы.

Итак, чтобы ответить на данный проблемный вопрос, нужно познакомиться с произведением; определить, кто является героем произведения.

Учащиеся определяют цели урока. Что волнует писателя, обратившегося к этому сюжету? Какую мысль он стремится донести до читателя?

Учитель. Как вы думаете, почему писатель обратился к теме войны? Обратите внимание, в каком году написан рассказ? О какой войне рассказывается в нём?

Этап осмысления

На слайдах страницы из биографии писателя (2 мин.). Ученик и ученица комментируют.

Иван Сергеевич Шмелёв родился 3 октября (21 сентября ) 1873 года в Замоскворечье. Его семья была из купеческого сословия. У отца была плотничья артель и банные заведения. Семья жила очень хорошо, всего было вдоволь. В доме почитали и уважали религиозные традиции. Читать и писать Ивана учила мать. Далее Шмелев обучался в шестой Московской гимназии. После окончания гимназии Шмелев поступает в 1894 году на юридический факультет Московского университета. После окончания учёбы служит чиновником в центральных губерниях России.

В 1895 в журнале «Русское обозрение» был напечатан первый рассказ «У мельницы». О чем это произведение? Мельник с женой разорили помещика и бесчестным путем овладели принадлежавшей ему мельнице. Но в конце, не выдержав своих злодеяний, заканчивают жизнь самоубийством. В своем рассказе Иван Шмелёв показал, что совершённое зло не даёт человеку жить спокойно. Возмездие обязательно наступит.

Писатель тяжело переживал трагические события, связанные с революцией и военными событиями, смерть единственного сына. В январе 1923 года Шмелёв окончательно уехал из России сначала в Берлин, а потом в Париж, где прожил 27 лет.

«Лето Господне» — самый известный и светлый роман Шмелева, на написание которого ушло около 14 лет, создавался в эмиграции. Именно здесь впервые возник у Шмелева образ России прошлой. «В ней, — говорил Шмелёв о своей книге, — я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своём сердце».

Слово учителя. Первую мировую войну И.С.Шмелев воспринял как тяжелое испытание для русского народа, откликнувшись на нее циклом рассказов под заглавием «Суровые дни», куда входит и рассказ «У плакучих берёз».

Сообщение ученика. Мировая империалистическая война 1914-1918 (с 1-го августа 1914 до 11 ноября 1918г.) годов была самой кровопролитной и жестокой из всех войн, которые мир знал до 1914 года. В этом конфликте участвовало 38 государств. Общая численность армий доходила до 70 млн. человек. Все достижения боевой техники, современной химии были направлены на истребление людей. Убивали всюду: на земле, на воздухе, на воде и под водой. Ядовитые газы, разрывные пули, автоматические пулеметы, снаряды тяжелых орудий, огнеметы — все было направлено на уничтожение человеческой жизни.

Поистине неисчислимые бедствия принесла война. Итог — 10 миллионов убитых, 22 миллиона раненых.

Учитель. И.С.Шмелев был среди тех, кто воспринимал случившуюся общемировую катастрофу с печалью, усиленной личными переживаниями: его сын Сергей — студент Московского университета — ушел на фронт с артиллерийской бригадой, воевал в 1916-1917 гг. на немецком фронте, был отравлен газом, примененным противником, и вернулся покалеченным войной. (С приходом Красной Армии в Крым Сергей Шмелёв, офицер армии А.Деникина, в ноябре 1920 г. был арестован и расстрелян большевиками).

Рассказ И.С.Шмелева о церковных поминальных книгах — «У плакучих берез (Памяти павшего в бою капитана Е. Е. Пиуновского)» создан в 1915 году в память о воинах Первой мировой. Писатель тем противостоял болезни человеческого духа — беспамятству — в самом глубинном смысле слова.

Формирование новых знаний и умений на основе известных сведений

Комментированное чтение первой части рассказа. Читает подготовленный ученик.

«Мы идем в дальнюю дорогу, с котомками, с палками, в помятых гимназических фуражках. Впереди — много радостного, впереди — радостная жизнь наша. Идем к Угоднику. Впереди — святое. И кругом — святое…» До слов: «… Плачет за рощей печальная кукушка».

Учитель. Поразмышляем над прочитанным. Какой образ является центральным в произведении?

Ученики. Образ плакучей березы. «… Над колодцем плакучая береза. «Только береза плачет… плакучая, называется». Мы смотрим на страшную рогожку, видим мертвые, босые ноги. И правда: плачет над ним повислая береза…». Трижды повторяются слова «плакучая», «плачет».

Учитель. Почему особо значимым является определение «плакучая»?

Ученик. В толковом словаре это слово имеет два значения. Первое — часто плачущий, плаксивый; второе — имеющий длинные свисающие ветви (о деревьях и кустарниках). Здесь это определение означает не только то, что у берёз были длинные свисающие ветви, но и плач по умершим: «Мы смотрим на страшную рогожку, видим мертвые, босые ноги. И правда: плачет над ним повислая береза».

Учитель. Но мальчикам невнятны «слышимые слова о горе». Читаем: «…Впереди — много радостного, впереди — радостная жизнь наша. Идем к Угоднику. Впереди — святое. И кругом — святое <…> у нас нет никакого горя. Светла перед нами жизнь…». Поэтому и пошутили они, бездумно пошутили, оставив поминальную запись о вымышленных мужиках Сидоре и Тите. «А у нас нет никакого горя. Светла перед нами жизнь», уверены были они.

Поминальные книги — это в церковном обиходе: книга для записи имен умерших для поминовения во время богослужения.

Продолжаем чтение.

Учитель. Как вы поняли эти строчки: «… А впереди — и для нас насадила жизнь плакучие березы»?

Ученики. Солдат говорит: «найдутся… всего будет, много впереди будет». Это предупреждение о том, что плакучая береза плачет и «по еще не убиенным».

Комментированное чтение второй части рассказа. Читает подготовленный ученик.

Учитель. О чём рассказывает нам писатель в этой части миниатюры?

Ученики. Повествователь идёт к тем же плакучим берёзам, в деревенскую часовенку, чтобы именно здесь вписать в поминальную книгу убитого на войне друга. Когда-то, будучи мальчиками, они приходили сюда и бездумно пошутили, оставив поминальную запись о вымышленных мужиках Сидоре и Тите. Они были уверены, что нет никакого горя. Но пришла война, убит друг, повествователь хочет в той старой поминальной книге оставить запись о нём, но тех поминальных книг уже нет. «Нарушены»,- отвечает монах.

Учитель. Что противостоит, по мысли автора, человеческому разрушительному беспамятству?

Ученики. Плакучие берёзы. Чтобы люди видели в «плакучих берёзах по дорогам» символические колокольни и услышали их погребальный звон, чтобы не забыли о погибших.

Учитель. Плакучим берёзам суждено преодолевать беспамятство. В том числе и рассказу Шмелёва. Теперь нам становится понятно, почему рассказ назван так.

Учитель. Вы обратили, какой подзаголовок имеет рассказ?

Сообщение ученика. Памяти павшего в бою капитана Е.Е.Пиуновского. Капитан Пиуновский — друг детских лет автора, с ним они в детстве ловили окуней в Мещанском пруду, играли в эскимосов, общались с А.П.Чеховым, ходили в Троице-Сергиеву лавру на благословение к старцу Варнаве (рассказ «У плакучих берез»). Е.Пиуновский — реальное историческое лицо. Он является героем нескольких произведений И.Шмелёва: в лирическом рассказе «У плакучих берез» (1914), в «маленькой трилогии» писателя эмигрантских лет «Как я встречался с Чеховым» (1934), в романе «История любовная» (1927). Погиб в 1914 году в Карпатах в самом начале Первой мировой войны. Посмертно награжден орденом Святого Георгия.

Учитель. Таким образом, рассказ о Евгении Пиуновском — это и поэтический реквием по всем воинам, не вернувшимся с полей войны. «Березы их знают: они проходили здесь мальчуганами, матери носили их на руках к Угоднику, чтобы выпросить для них лучшей доли. Березы знают, за что они там легли. Они все знают… Они заглядывают и в мою душу, тянутся слабеющими ветвями, чтобы перерыть в ней чистое и темное… Шепчут они. Не то молятся, не то плачут…»

Рефлексия.Что для каждого из вас на сегодняшнем уроке явилось открытием? Предлагаю учащимся поделиться своими впечатлениями об уроке, высказаться о выступлениях учеников-информаторов.

Проверка усвоения изученного

Тестирование по рассказу И.С.Шмелёва «У плакучих берёз».

1.В основу миниатюры положено конкретное событие:

1) смерть друга;

2) смерть старичка;

3) смерть Тита и Сидора.

2. Повествователь идёт в деревенскую часовенку:

1) чтобы поговорить с монахом;

2) чтобы оставить запись о погибшем;

3) чтобы увидеться с плакучими берёзами.

3. Плакучие берёзы — это:

1) образы матерей, потерявших сыновей;

2)деревья с длинными, свисающими ветвями;

3) образ-символ, напоминающий об убитых.

4. Какой прием (или приёмы) лежит (лежат) в основе композиции рассказа:

1) приём антитезы;

2) усиление;

3) контраст и усиление.

5. Повторы: «Но тропки — те же, и люди те же, и так же бредут к Угоднику…» помогают создать:

1) образ плача;

2) повтор слов;

3) образ остановившегося времени.

6. Рассказ посвящён памяти павшего в бою капитана Е.Е.Пиуновского, который является:

1) другом детских лет автора;

2) вымышленным героем;

3) героем Первой мировой войны.

7. Какое средство изобразительной выразительности использовано в предложении: «Берёзы знают, за что они там легли. Они все знают…»:

1) сравнение;

2) эпитет;

3) лексический повтор.

8. Главное в рассказе «У плакучих берёз»:

1) изображение войны как величайшего национального бедствия;

2) призыв к преодолению беспамятства;

3) повествование о личном горе.

Ответы: 1-1; 2-2;3-3;4-3;5-3;6-1;7-1;8-1.

Подведение итогов урока

Комментарий к домашнему заданию. Перечитать рассказ «У плакучих берёз», написать отзыв о рассказе или подготовить выразительное чтение отрывка ( художественный пересказ).

Учитель. Надеюсь, что ваше знакомство с жизнью и творчеством писателя на сегодняшнем уроке не пройдет бесследно, и вы еще не раз обратитесь к произведениям писателя, познакомите с его творчеством своих близких, а в будущем — своих детей. Желаю Вам дружбы с этим великим русским писателем.

Скачать обзор:

Валентин Распутин — выдающийся мастер реалистической прозы. Он писал простым, но живым и образным языком, поднимая на страницах произведений понятные, но в то же время глубокие проблемы. Рассказывая о своём времени и советской действительности, автор ставит в своих произведениях вечные вопросы.

Рассказ «Уроки французского» — небольшое по объему произведение, образец «детской» прозы в творчестве Распутина, изучается в школьном курсе литературы за 6 класс.

Место и время действия

События, описанные в рассказе, происходят через три года после окончания второй мировой войны, в 1948 году, в Советском Союзе, на территории Иркутской области. Названий конкретных населенных пунктов не упоминается. Основной сюжет разворачивается в райцентре, который в тексте именуется «поселком», также описываются некоторые события, происходившие в деревне, откуда родом главный герой.

Поселок. Эскиз к рассказу

Из текста известно, что деревня стоит на реке Ангара. Вероятно, автор имел в виду населенные пункты, с которыми была связана его ранние годы: село Усть-Уда и деревню Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области.

О чем рассказ?

Эта история о молодой учительнице французского языка, которая пытается помочь своему ученику из бедной семьи пережить тяжелое время.

Главный герой приезжает из деревни в райцентр, чтобы учиться в школе. Он успевает по всем предметам. В поисках пропитания парень связался с сомнительной компанией и начал играть на деньги. Когда он стал выигрывать, его избили.

Увидев побои на лице мальчика, учительница французского вызвала его на разговор. Он обещал ей перестать играть, но нужда вынудила снова начать. Узнав об этом, учительница Лидия Михайловна предлагает парню дополнительные занятия французским.

Под видом индивидуальных уроков она приглашает его к себе домой, пытается накормить ужином, предпринимает попытку анонимно отправить ему посылку с едой, но напрямую герой подачки не принимает. Тогда педагог идет на хитрость и предлагает ему сыграть с ней в игру, ведь честно выигранные деньги парень возьмет.

Однажды за игрой их застукал директор школы. Для учительницы это обернулось увольнением, она уехала на родину. Через некоторое время ученику от неё пришла посылка с провизией.

Характеристика героев рассказа

Рассказчик

Рассказчик — главный герой рассказа

Рассказчик —  мальчик одиннадцати лет, от лица которого ведется повествование. Вырос в деревне в бедной многодетной семье, без отца. Способный, смышленый, но скромный и «диковатый», очень худой из-за недоедания, стесняется своего положения. В деревне его уважали, обращались к нему за помощью, а в райцентре он одинок, ни с кем из сверстников не сдружился.

Лидия Михайловна

Лидия Михайловна — учитель французского

Лидия Михайловна — учительница французского языка и классный руководитель главного героя-рассказчика, красивая молодая женщина примерно 25 лет, брюнетка с короткой стрижкой. Представляется герою утонченной и загадочной, под стать предмету, который преподает.

«Голос ее был «каким-то мелким и легким». … К тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому».

По словам героини, в детстве она была непослушным ребенком. Не похожа на «типичного учителя» того времени. Живет, по меркам эпохи, обеспеченно, имеет квартиру в «учительском доме». Добрая и сочувствующая, понимающая женщина.

Талантливый педагог и порядочный человек, уважает ученика, не смотрит на него свысока, относится по-человечески и стремится помочь, не унизив его и не демонстрируя своё превосходство, материальное, статусное и возрастное. Ради этого поступает «не педагогично», осознает свою вину, но человечность для неё оказывается важнее карьеры.

Василий Андреевич

Василий Андреевич — директор школы

Василий Андреевич — строгий директор школы, как педагог является противоположностью Лидии Михайловны.Он из тех учителей, кто добивается уважения через страх. Персонаж говорит громко, часто отчитывает учащихся. Любимое выражение «Что побудило тебя заниматься этим грязным делом?» – с этой фразой он обращается к провинившимся школьником. Вызов к нему «на ковер» напоминает допрос и часто заканчивается слезами учеников. По мнению героя, директор будто бы специально этого добивается.

Второстепенные герои

Эпизодические и фоновые персонажи — это учащиеся школы, жители деревни и райцентра, Распутин высвечивает типажи, создает ёмкие и яркие образы.

Мать рассказчика — деревенская женщина, одна воспитывает троих детей, волевая и достаточно умная, хотя образования не имеет и грамотой не владеет. Хорошая мать, отправляет сына в райцентр для его же блага, переживает за него, старается помочь, чем может, присылая продукты, а иногда и деньги.

Вадик — старший в компании игроков в «чику», признанный авторитет, семиклассник, рослый и крепкий, носит рыжую челку. При игре хитрит, это все понимают, но уличить не решаются. Отличается грубостью и жестокостью.

Птаха — одноклассник героя-рассказчика, пришел к ним в класс в начале третьей четверти. Ранее герой его не встречал. Оказалось, что Птаху оставили на второй год, но до января он школу не посещал. Описывается как «большеголовый, коренастый, стриженый под машинку». Дружит с Вадиком и потакает ему, не имеет собственного мнения, жесток и драчлив. «Птаха» — прозвище персонажа, личное имя в тексте не упоминается.

Тишкин — одноклассник героя, суетливый, робкий. Постоянно рвался отвечать, тянул руку, а когда вызывали, часто терялся у доски и молчал.

Тетя Надя — знакомая семьи главного героя, хозяйка квартиры, в которой он поселился, приехав в райцентр. «Крикливая и замотанная женщина», мать троих детей.

Федя — младший сын тети Нади, приводит героя в компанию игроков в «чику».

Дядя Илья — деревенский житель, пожилой мужчина, сосед семьи главного героя, прослыл прижимистым, скупым стариком, но когда герой помогает ему по таблице узнать о его выигрыше 400 рубелей по облигации, он отблагодарил его ведром картошки.

Дядя Ваня — деревенский житель, водитель, ездит на «полуторке», привозит мальчику продукты, которые передает мать.

 Полуторкой называли грузовичок, способный перевозить до 1,5 тонны

Подробный пересказ содержания по главам

Как таковых глав в рассказе «Урока французского» нет, авторский текст разделен на 6 разных по объему частей, разграниченных «звездочками» (знак ***)

Посвящение: Анастасии Прокопьевне Копыловой

Анастасия Копылова — мать известного драматурга Александра Вампилова, с которым Распутин находился в близких дружеских отношениях. Много лет женщина проработала обычным учителем в сельской школе.

Начинается рассказ с короткого размышления о том, что с годами человек чувствует свою вину перед учителями, «не за то, что было в школе, а за то, что стало с нами после».

Знакомство с героем

Рассказчик обращается к тому времени, когда он пошел учиться в пятый класс. Герой родом из деревни, где была только начальная школа, чтобы продолжить образование ему нужно было уехать из дома за 50 километров — в районный центр. Мать договорилась, что жить он будет у знакомой по имени тетя Надя.

В районе у тёти Нади

Главный герой — старший ребенок в семье. Всего у матери трое детей, она воспитывала их без отца, который, очевидно, не вернулся с войны. Жила семья в нужде, время было голодное.

В деревенской школе у мальчика была хорошая успеваемость, среди местных он прослыл «грамотеем», он помогал старикам и старухам читать письма, подбирал книги, к нему часто обращались с облигациями. За войну у людей их скопилось много.

Паренек помогал местным по таблицам в газетах узнавать, кто и сколько выиграл. На облигациях герой заслужил среди односельчан особый авторитет. Его даже подкармливали. А скуповатый старик дядя Илья, выиграв 400 рублей, даже нагреб мальчишке ведро картошки.

Облигации государственного займа — долговые ценные бумаги, выпускаемые правительством. Облигации распространялись среди населения в советский период. Деньги, вырученные у народа, помогали поднимать экономику, вести войну и восстанавливать хозяйство. Облигации были процентные и выигрышные. Срок погашения — 10, 20 лет.

Приехав в район, парень продолжал хорошо учиться. Единственный предмет, который ему не давался — французский язык. Ученику не давалось произношение, он говорил по-французски на деревенский манер. Учительница Лидия Михайловна, слыша, как он коверкает язык, «морщилась и закатывала глаза».

Герой описывает тоску по дому. Однажды мать, приехав в гости, чуть было не забрала его назад в деревню. Парень голодал, продуктов, которые мать передавала с шофером дядей Ваней, не хватало. Рассказчик отмечает, что голод в деревне и в райцентре — это разные вещи. В деревне, живя на подсобном хозяйстве, всегда можно было что-то перехватить, порыбачить или поохотиться, а здесь кругом были только чужие огороды и маленькая речушка, рыбалка в которой совсем не та и от улова «не раздобреешь».

Чика

Сын хозяйки тети Нади приглашает героя поиграть в «чику» на деньги. Он знакомится с Вадиком — главным авторитетом в компании игроков. У героя нет денег, поэтому он наблюдает за игрой. Вадик умеет хорошо играть, к тому же хитрит и всё время выигрывает. Правила игры предполагают меткость, нужно было попасть и «перевернуть» монетку. Кому это удается — забирает денежки себе. Суть очень похожа на игру в «бабки», в неё герой играл в деревне и вообще отличался хорошей меткостью, а потому подумал, что у него бы неплохо получилось играть.

Мальчик заинтересовался игрой

Мальчик вспоминает свою деревню и безденежье. В посылки со скудной едой мать клала ему пять рублей денег, которые он тратил на молоко. Свою корову семья не держала, а молоко ему нужно было пить «от малокровья».

Однажды он взял очередную пятерку и пошел не за молоком, а на свалку, где играли в чику. Первый раз спустил 50 копеек, потом 90. Постепенно приноровился и стал выигрывать. Рассказчик заканчивал игру, как только его выигрыш насчитывал рубль — столько нужно было на молоко. Вадику и однокласснику Птахе не понравилось, что парень, выиграв, быстро заканчивает игру.

Ребята избивают главного героя

Героя подставили и стали угрожать. Он пытался избежать драки, но сделать этого не удалось, его избили. Свидетелем этого был один из одноклассников по фамилии Тишкин.

Разговор с учительницей

Утро следующего дня. Рассказчик смотрит на себя в зеркало и стесняется побоев. Если нос может быть кривым от природы, то ссадину и синяк не спрячешь, «сразу видно, что они красуются здесь не по моей доброй воле». Однако, занятия пропускать нельзя.

Мальчик вынужден идти в школу с синяками

Первым уроком в расписании стоял французский язык. Ведет его классный руководитель, молодая учительница по имени Лидия Михайловна. Она обращает внимание на побои. Спрашивает, что случилось. Герой говорит, что упал, но Тишкин выдает его, рассказывая как было дело.

Лидия Михайловна попросила ученика остаться после урока. Тот боится, что его поведут к строгому директору, который своими вопросами и напором доводил некоторых школьников до слез, но учительница не стала сообщать директору. Она поговорила с мальчиком один на один. Спросила, почему он играет и на что тратит выигранные деньги. Герой ответил, что выигрывает только рубль, чтобы купить молоко. Это удивило и тронуло педагога. Она просит мальчика больше не играть.

Лидия Михайловна провела разговор с мальчиком

Поначалу он держит обещание, не желая подвести педагога. Однако еды из дома почти не присылают, год выдался плохой, голод побуждает героя снова идти на свалку.  Птаха, который в прошлый раз стал зачинщиком драки, не рад его появлению: «Чего при­шел? Давно не били? … Кто тебе сказал, что с тобой тут будут играть?», — говорил он герою.

Ребята разрешают герою рассказа играть с ними

Однако Вадик разрешает ему присоединиться к игре. Герой ведет себя максимально осторожно, учитывая прошлый опыт, старается не зариться на кассу. На четвертый день, когда, выиграв рубль, он хотел удалиться, дело опять закончилось побоями. Ему разбили губу.

Следы драки были замечены Лидией Михайловной, и, чтобы отвадить ученика от игры, она назначает ему дополнительные занятия французским.

Уроки французского

«Начались мучительные и неловкие дни». Каждый день герой со страхом ждал того момента, когда придется остаться. Поначалу учительница занимается с ним в школе, работает над произношением. Потом она решила, что в школе, после второй смены, у них остается мало времени на занятия, и  приглашает ученика продолжить индивидуальные уроки у неё дома.

Учительница приглашает мальчика на дополнительные занятия к себе домой

В квартире преподавательницы он чувствовал себя неловко. «Забившись в угол ждал, пока меня отпустят». Учительница  жалела школьника, хотела его подкормить, после занятий приглашала на ужин. Парень отнекивался и, смущаясь, спешил покинуть квартиру.

«Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет!»

Однажды герою пришла посылка. Она была непривычно упакована в  ящик, а не в мешок, в котором мать обычно присылала продукты. Мальчик засомневался, ему ли эта посылка, он сверил адрес, сомнений не осталось. Любопытство терзало его и, взяв топор, он вскрыл посылку, всё ещё думая, что её прислала мать.

Герой догадался кто прислал посылку

Внутри были макароны и гематоген. Не сдержавшись, герой начинает есть сухие макароны. С чего мать вдруг так «разорилась» ради него, думает парень, или это посылка не от неё? И он догадался, что коробка с «непривычными» для него продуктами — дело рук Лидии Михайловны.

Он идет в учительскую, чтобы поговорить с педагогом и вернуть посылку, но ее на месте нет. Мальчик отправляется к ней домой. Встретив ученика, Лидия Михайловна сначала делает вид, что не понимает, о чем идет речь и зачем он принес эту посылку, но в разговоре учительница себя выдает. Женщина не учла, что в деревне не бывает макарон и гематогена. Лидия Михайловна — человек городской. Она рассказывает ученику, что сама родом с Кубани, где очень много яблок.

«Кто знал, что можно попасться на макаронах?» — сокрушается женщина. Она пытаеся уговорить ученика принять посылку, обещает, что больше не будет ничего присылать, но тот ни в какую не соглашается брать у своей учительницы еду.

Игра в «пристенок»

Герой продолжает заниматься французским с Лидией Михайловной. Учительница чувствовала его «диковатость» и стремилась расположить к себе и к предмету, что ей удалось: ученик стал вести себя смелее на занятиях, задавал вопросы учителю и даже спорил с ней.

Мальчик делал успехи в языке, стал неплохо говорить по-французски  и даже подумал, что занятия вскоре можно будет прекратить, но Лидия Михайловна «не считала программу выполненной». Постепенно парень вошел во вкус, проникся языком и «наказание превратилось в удовольствие».

Прошло две недели после истории с посылкой, после занятий Лидия Михайловна спросила своего ученика, в какую игру он играл на деньги со сверстниками. Того удивило, что учительница этим интересуется, но рассказал.

В ответ Лидия Михайловна поведала ему, что в детстве тоже играла на деньги, но по-другому. Игра называется «пристенок» или «замеряшки». По правилам нужно ударить монету об стену так, чтобы она упала как можно ближе к монете соперника, не далее чем на расстоянии двух вытянутых пальцев одной руки.

Лидия Михайловна показала, как это делается и предложила парню попробовать сыграть. Герою стало неловко.

Учительница предложила играть в "престенок"

«Вы же учительница», — сказал он.

«Ну и что? Учительница — так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца», — отвечала Лидия Михайловна.  Она просит не выдавать её директору.

Сначала они играли не на деньги, «понарошку», но Лидия Михайловна заявила, что так не интересно и предложила сыграть всерьёз. Мальчик почувствовал неловкость, но всё же согласился.

Лидия Михайловна играла азартно и шумно, герой увидел её совсем другими глазами. Он несколько раз пытался уличить учительницу в том, что она ему поддаётся, но Лидия Михайловна убеждала в обратном. Парень стал выигрывать, у него появились деньги, на которые он покупал молоко и мороженное. Брать деньги у своей учительницы, конечно, неудобно, но успокаивало, что это честный выигрыш.

Однажды, в процессе игры, заспорив о счете, учительница и ученик не заметили, как в квартиру Лидии Михайловны вошел директор. Он жил по соседству в том же доме, который называли «учительским». Лидию Михайловну возмутило, что директор вошел без стука. Директор сказал, что стучал, но не дождался ответа. На вопрос: «Что здесь происходит?», Лидия Михайловна спокойно ответила: «Играем в пристенок». Василий Андреевич возмутился тому, что учительница может играть на деньги с учеником.

«Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…»

Последний привет

Спустя три дня Лидия Михайловна уехала. Она отправилась домой, на Кубань. Перед отъездом сказала мальчику, чтобы он не переживал по поводу этой истории, она сама во всем виновата. Больше герой с ней не виделся.

Посылка от Лидии Михайловны

Зимой, на январских каникулах ему пришла посылка, в которой были макароны и три яблока. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

История создания

Рассказ не случайно написан от первого лица, это не просто художественный приём. Валентин Григорьевич Распутин признавался, что в основу были положены его собственные, личные воспоминания из детства.

Валентин Григорьевич 1937 года рождения, действие рассказа происходит в 1948, в тот год автору как раз было 11 лет, как и главному герою книги.

Сюжет рассказа взят из биографии писателя. Автор провел детские годы в деревне. Подростком Валя Распутин переехал учиться в райцентр, бедствовал и голодал. Лидия Михайловна Молокова — преподаватель сельской школы в райцентре, где учился будущий литератор. Учительница оказывала ему поддержку, помогала пережить тяжелое время. Принявшись за рассказ, Распутин не стал менять имя героини.

Лидия Михайловна Молокова — прообраз учительницы из рассказа

Воспоминания детства воплотились в художественное произведение в 1973 году. Первая публикация состоялась в газете «Советская молодежь», в г. Иркутске.

Рассказ Распутина прочитала учительница, ставшая прототипом главной героини, и решила связаться со своим бывшим учеником, добившимся успехов на литературном поприще. Валентин Григорьевич с теплом вспоминал свою встречу с Лидией Михайловной — встречу взрослого состоявшегося человека с учительницей, согревавшей его трудное детство.

Жанр

Произведение «Уроки французского» невелико по объему, оно имеет одну сюжетную линию, в основе которой — эпизод из жизни главных героев. Что было до и после описанных событий, читатель отчасти узнает из ретроспективных вставок, контекста, а отчасти — ему остается только догадываться. Эти особенности произведения позволяют определить его жанр как «рассказ».

Направление

Рассказ «Уроки французского» посвящен реальным событиям, действительность в нём представлена, «как она есть», что является характерной чертой литературного направления реализм.

Валентина Распутина причисляют к так называемым писателям-«деревенщикам». Так называли группу советских авторов, в чьем творчестве основное внимание уделялось проблемам села.

Деревенскую прозу литературоведы выделяют как отдельное направление в рамках советской реалистической литературы. Для него характерно обращение писателей к проблеме экологии, вопросу сохранения русских традиций, нравственным ценностям в изображении деревни.

«Уроки французского», как и остальное творчество В. Г. Распутина, — пример деревенской прозы. В рассказе раскрываются проблемы послевоенной деревни, особенности быта, чувствуется любовь к родной деревне, поэтизация ее.

Языковые и стилистические особенности

Образцы советской деревенской прозы, и в частности, творчества В. Г. Распутина, отличаются простым, но в то же время выразительным языком. В тексте присутствуют лаконичные, но яркие пейзажные и портретные описания,. В рассказе «Уроки французского» одной из особенностей является использование фразеологизмов, например: «продать с потрохами» или «как снег на голову».

Особый колорит произведению придают устаревшие слова, просторечные выражения и образцы местной лексики (диалектизмы, т.е. слова, распространенные в отдельных регионах страны).

Примеры слов, отражающих реальность описанного времени

 Квартировать   — то есть жить у кого-то в чужой квартире или снимать комнату.  Чайная  — заведение, где можно было напиться чаю и поесть. Первые чайные появились еще во времена российской империи, в царствование Александра II. Исчезли в первой половине XX в.

Пример диалектизма

 Хлюзда  — плут, обманщик.

Примеры просторечных выражений

 Тюкать  — толкать.  Вякать  — говорить.  Притайка  — заначка.

Композиция

Построение рассказа «Уроки французского» соответствует принципам традиционной композиции. Каждый из выделенных в тексте фрагментов соотносится с элементом композиционной структуры.

  • Экспозиция — знакомство с героем, его семьей, реалиями жизни и обучения в школе в райцентре.
  • Завязка — знакомство героя с компанией игроков в «чику».
  • Развитие действия: конфликт с Вадиком, избиение; учительница французского языка обращает внимание на следы побоев , разговор, занятия французским языком, попытка учительницы помочь голодному ученику, гордый отказ героя; учительница предлагает ученику играть в азартную игру, так она находит неординарный способ помочь ему деньгами.
  • Кульминация — директор застает учителя за азартной игрой с учеником.
  • Развязка — увольнение педагога.
  • Эпилог — «последний привет» от любимой учительницы.

Тема

В рассказе поднимается тема — значение неравнодушного и самоотверженного учителя в жизни ученика. Она звучит с первых строк произведения:

«…почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».

В рассказе «Уроки французского» повествуется об учительнице, которая не могла остаться безучастной к одинокому голодному мальчишке. А тот, когда вырос, чувствовал ответственность перед ней за то, каким он стал, потому что она вкладывала в него свою душу.

Идея

Главная мысль (идея произведения): уроки доброты, полученные учеником, влияют на становление его личности.

«Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». (В. Г. Распутин)

Уроки французского стали для героя уроками жизни, в которой нельзя быть равнодушным. Он был одинок, голоден, и никому вокруг не было дела до его страданий. Лидия Михайловна пренебрегла условностями, чтобы помочь голодающему мальчишке. Он помнил это всю жизнь.

Проблематика

В рассказе автор поднимает проблемы нравственного и социального плана.

Нравственный выбор

Проблема нравственного выбора — одна из вечных в мировой литературе. В рассказе «Уроки французского» перед ним оказывается Лидия Михайловна. В её случае это выбор между ее учительской репутацией и помощью нуждающемуся ученику. Учительница, не раздумывая, выбирает помощь ученику, даже если при этом она лишится работы, а её поступки не будут соответствовать званию учителя в привычном представлении. Лидия Михайловна не могла поступить иначе, и она ни о чем не пожалела.

Послевоенное детство

В рассказе на примере одного эпизода показано становление личности на фоне непростого для страны и советского народа времени, когда уже с раннего детства приходилось голодать, искать способы к существованию. В этих условиях люди учились, общались, формировались.

Прообразом главного героя рассказа является сам автор.

Автор пишет о том, что ему самому довелось пережить, что было близко и понятно, он создает яркие характерные образы, через красочные описания передает явления эпохи, говоря с читателями на языке своего времени. Облигации, игры в «пристенок» и «чику» — отражение времени.

Современным детям, которые уже не играют с монетами, а сидят в гаджетах, имеют неограниченный доступ к информации и развлечениям, не все в рассказе может быть понятно. Послевоенная действительность, окружение, формирующее ребенка, и ценности, которые он впитывает из окружающей жизни — это главные положения рассказа.

Во второстепенных героях воплощены образы простого люда, шпаны, учеников и педагогов. Но разве это не универсальные образы? Разве в современных школах нет своих Вадиков, Птах и Василиев Андреевичей? Нет теть Надь и матерей, поднимающих в одиночку нескольких детей? Все они живут в нашем мире, уже совсем в другой реальности, но сущность остается прежней.

Валентин Распутин подчеркивал, что считает детство самым важным периодом в жизни человека. Именно из детства произрастают наши таланты, наши представления о мире, в том числе и чувство стыда перед родителями и учителями, с размышления о котором начинается рассказ, как и чувство благодарности, уважения — это мотивирующее воспоминание, отражение детства в нашей взрослой реальности.

Образование

В глубинке, в сельской местности, образование менее доступно, чем в больших городах. Так было в 1948 году, так оно отчасти оставалось и в последующие эпохи, вплоть до наших дней. И, тем не менее, люди, рожденные в селе, также талантливы и также могут тянуться к знаниям, готовы терпеть лишения и проходить через трудности ради образования, что ярко показано в рассказе «Уроки французского».

Заставляет автор задуматься и о сущности образования. Получить образование  — не значит вызубрить все предметы или выучить французский язык, образование — это не аттестат, не формальные «уроки» по 45 минут, это нечто большее, это прежде всего ценности и опыт, передаваемые нам учителями.

Взаимопонимание

Герой в совсем юном возрасте оказывается в чуждой для себя среде, которая функционирует по определенным гласным и негласным законам. Он сталкивается с непониманием со стороны окружающих, так ни с кем и не сходится, ведет себя «диковато». Кто-то обращается к нему с позиции агрессии и силы, другие, как например, тетя Надя и Федя — просто нейтрально, не отталкивая, но и не принимая.  Через образы и отношения героя автор ставит проблему взаимопонимания и способности почувствовать и принять другого человека, что особенно важно в детском возрасте.

Образ учителя и его роль в жизни ученика

В советской системе образования учитель воспринимался как непререкаемый авторитет, который в присутствии ученика всегда на работе и обязан держать определенную дистанцию, выстраивать образовательный процесс и стратегию поведения в соответствии с программой и с принятыми в обществе принципами и нормами, соответствующими статусу учителя. Панибратство с учеником считалось недопустимым.

К учителю относились, как к наставнику, который находится «над учеником», смотрит на него с высота своего опыта и профессии.

«А что, учительница, —  другой человек», — вопрошает главная героиня, пытаясь установить контакт с учеником.

Молодая преподавательница нашла подход к ученику, поставив на кон собственную репутацию. Учитывая особенности его характера и жизненные обстоятельства, она не только помогла ему освоить французский язык, но и дала важный жизненный урок. Педагог вышла за пределы «учительских полномочий» и поплатилась за это. Но в то же время такой поступок характеризует Лидию Михайловну как истинного, талантливого учителя, который радеет и болеет за своих учеников.

Важен тот след, который останется в душе и в сердце ребенка. Не только хорошие знания, но и нравственные представления, полученные от педагога и формирующие личность, — в этом заключается роль учителя. Порой для выполнения своей высокой миссии приходится прибегать к рискованным, и даже не вполне этичным, на первый взгляд, методам, как это сделала героиня рассказа.

Уважение к ученику

По ходу сюжета героиня сама раскрывается как личность и демонстрирует уважение к маленькому ученику как к самостоятельной личности. Антипод Лидии Михайловны — директор Василий Андреевич, который не видел в учениках личностей, старался их подавить.

Экранизация

Одноименный художественный фильм по мотивам рассказа «Уроки французского» был снят в 1978 году режиссером Евгением Ташковым. Кинематографический жанр определяется как драма и «киноповесть». Главного героя в фильме зовут Володей. Его роль исполнил малоизвестный актер Михаил Егоров. Актрисе Татьяне Ташковой (в девичестве Васильевой), роль учительницы Лидии Михайловны принесла всесоюзную славу. В роли квартирной хозяйки тети Нади снялась звезда советского кино, народная артистка РСФСР Валентина Талызина.

Используемые материалы

Иллюстрации Валентина Леонидовича Гальдяева и Копытцевой Анастасии.

Скачать обзор:

Методическая разработка урока литературы в 5 классе

составлена учителем русского языка и литературы вей квалификационной категории

Тоточенко О. В.

по учебнику «Литература» Коровиной В.Я. и др.

Тема: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

Цели урока:

Образовательная: Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;

Развивающая: развивать навыки сопоставительной характеристики героев;

Воспитательная: воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

Планируемые результаты:

 Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний  по системе образов рассказа.

Метапредметные: приобщение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыков анализа художественного произведения, умение создавать обобщения;

Личностные: воспитание духовно-нравственной личности, самоопределение; обучение культуре речевого общения.

Используемые технологии: технология проблемного обучения, ИКТ-технологии.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Используемые ресурсы: Используемые ресурсы: http://www.google.ru/

                                                                                                    http://www.yandex.ru/

                                                                                                     http://school-collection.edu.ru/

                                                                                                      http://rutracker.org

Ход урока

  1. Организационный этап. Приветствие.

Для работы на уроке учащиеся должны разбиться на 3 группы.


II.  Мотивация учебной деятельности

Сегодня на уроке мы с вами должны проанализировать рассказ Толстого «К. пленник», сопоставить поведение главных героев, определить черты их характера. Но для чего мы должны это сделать? Для того чтобы понять, ради чего написан рассказ Толстого, о чем он хочет заставить нас задуматься, к чему призывает своих читателей.

III. Постановка учебной проблемы.

Работа с названием рассказа.

— Итак, обратимся к названию рассказа – «Кавказский пленник». Можем мы сейчас ответить на вопрос: «Почему, рассказывая о двух русских офицерах, Толстой в заглавии говорит только об одном человеке»? Достаточно сложно.

— А кого можно назвать пленником?

 Пленник – человек, взятый в плен, невольник.

— А почему так получается, что один человек может взять в плен другого? В какое время разворачиваются события, описанные в рассказ Толстого?

                   (идет Кавказская война)

IV. Поиск решения учебной проблемы.

1. Историческая справка.

— Действительно,  действие происходит на Кавказе. 19 век. Во время царствования Николая I.  Идет тяжелая и кровопролитная война. Давайте послушаем короткую историческую справку об этой войне.

                  (сообщение ученика)

КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа.

Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата («войны мусульман с иноверцами»). Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.

Кавказская война оказалась самой продолжительной из войн Российской империи.

— А можем мы сказать, что сейчас эта война закончилась?

                   (Наверное, нет. И сейчас многонациональный Кавказ является горячей точкой на карте нашей страны. Получается, что рассказ Толстого, написанный им в больше века назад, современен. )

Кавказ

В январе 1852 года Лев Николаевич Толстой поступает на военную службу и попадает на Кавказ.  Попав на Кавказ, Л.Н.Толстой был покорен красотой и величием природы Кавказа. Кавказ никого не оставлял равнодушным, многие великие писатели, поэты, художники и музыканты воспевали и продолжают воспевать Кавказ.

— А каким вы представляли себе Кавказ, когда читали рассказ Толстого?  

Очень любил Кавказ А.С.Пушкин

С самого детства в Кавказ был влюблен Михаил Юрьевич Лермонтов. Виды Кавказа он запечатлел в своих картинах.

— Именно в подобных ущельях и лесах, на крутых горных дорогах, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Зачем?

    (выкуп, раб.сила)

2. Жанровое своеобразие произведения.

РАССКАЗ- БЫЛЬ

— В одну из таких засад чуть не попал и сам Л.Н. Толстой. А случай этот он потом описал в своем рассказе.  

— Давайте вспомним, что мы называем рассказом?

(Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов).

— Откройте учебники, найдите название рассказа. А что написано под ним? О чем это говорит? Что это за жанр такой?

       (Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности).

— А могло ли такое на самом деле произойти?

                        (сообщение ученика)

Толстой на Кавказе.

Молодой Лев Толстой вел дневник, в котором обличал себя за тщеславие, лень, непоследовательность. Старший брат его Николай служил в армии. Он убедил Льва поехать с ним на Кавказ, что тот и сделал. В 1851 г. братья Толстые приехали в станицу на берегу Терека, где Лев Николаевич прослужил почти три года. Лев Николаевич вначале был разочарован Кавказом, где не нашел невероятных приключений, но вскоре ему открылся подлинный Кавказ, который и остался в его душе навсегда. Впечатления эти отразились в его военных рассказах и повестях «Казаки» и «Хаджи Мурат».

Много лет спустя, создавая для школьников свою «Азбуку», Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», в котором отразилось происшествие, случившееся с ним самим. Однажды он далеко отъехал от своего отряда и чуть не попал в плен. Выручил писателя его друг чеченец Садо. Когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой мог легко уйти от них на своем резвом коне, но тогда бы он бросил в беде друга. У Садо было незаряженное ружье, но он делал вид, что целится в преследователей, и кричал на них. А те хотели взять Садо и Толстого живыми и потому не стреляли. Друзья успели подъехать к крепости Грозной, так что часовые их увидели и подняли тревогу. Конные казаки выехали из крепости, и чеченцы повернули в горы.

Толстой встречался с офицерами, попавшими в плен, и расспрашивал их обо всем в подробностях. Л. Толстой осуждал покорителей горских аулов, жестокость горцев, не уступавших в этом царским генералам. Он выступал против национальной розни, против тех, кто натравливает народы друг на друга.

 А делал он это посредством своих произведений.

3.  Занимательная минутка.

— Знаете, у народов Кавказа, как и у русского народа, есть своя богатая культура и  традиции, невероятно красивые костюмы.

— Угадайте, перед вами стоит юноша в русском  или чеченском костюме? Как вы догадались?

— Ребята, попробуйте  угадать героя рассказа Толстого по описанию его внешности или по его словам. Итак, кто я?

  1. Я «мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с меня так и льёт» (Костылин)
  2. Я «хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин)
  3. Я « был ростом маленький, на шапке  белое полотенце обмотано, лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, глаза серые, злые и зубов нет, только два клыка, иду, как волк озираюсь…» (Хаджи)
  4. А это кто? « Девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина)
  1. Словарная работа

— А теперь, давайте-ка проверим, насколько хорошо вы знаете слова, пришедшие в наш язык из языков кавказских народов?

  •  Аул — татарская деревня;
  • Сакля — жилище кавказских горцев;
  • Бешмет — стёганый полукафтан у татар, кавказских народов;
  • Черкеска — узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота и с клинообразным воротом на груди (у кавказских горцев и казаков);
  • Чалма — головной убор у мусльман;
  • Джигит — молодой человек; молодец, удалец;
  • Мечеть — молитвенный до у мусульман, «церковь ихняя».
  1.  Работа в группах

(3 группы)

— Ребята, прочитав рассказ, вы не могли не увидеть, что главные герои этого произведения очень  разные. Давайте попробуем сопоставить этих героев, посмотреть, как они ведут себя в той или иной жизненной ситуации. Для этого нам предстоит поработать в группах. Вам предстоит ответить на предложенные вопросы. Не забывайте подкреплять свои ответы текстом.

Вопросы для обсуждения;

  1. Как договаривались вести себя, уезжая от обоза, Ж. и К., и как они себя повели,  встретившись с горцами?
  2. Сравните поведение Ж. и К. во время торгов (глава 2). Какой герой вызывает симпатию даже у врагов? Почему?

— А зачем Жилин торгуется, если он и не думал посылать письмо матери? Почему не хочет, чтобы письмо дошло?

4. Как герой ведет себя в плену? Чем занимается? Выберите из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина, Костылина? (3 глава)

— Почему Дина начала носить ему молоко, еду? Только потому, что он ей куколку сделал?

— Вспомните старика в чалме. Как он относится к русским? Почему?

Выходит, не все татары одинаково относятся к русским. Большинство, конечно, настроено против пленных русских. Корни этой вражды невероятно глубоки, кроются они в национальной принадлежности, в разности культур и самое главное —  в разности религий.

НО!

— К какой мысли нас подталкивает Толстой? Могут ли люди разных национальностей найти общий язык и подружиться?

           5. Как Жилин готовится к 1 побегу? Помогал ли ему Костылин? (4 глава)

6. Как проявляют себя во время 1 побега оба героя? (5 глава) Какую фразу повторяет Жилин? Какие слова повторяет Костылин? Как это их характеризует?

(ведут себя по-разному: там, где один активно борется, проявляет волю, стойкость, мужество, другой страдает, жалуется, хнычет)

7. . Как изменилось житье Жилина и Костылина после 1 побега? Как ведут себя и что делают герои, оказавшись в яме? (глава 6)

— Без чьей помощи при всей решимости Жилина его намерение бежать не увенчалось бы успехом?

— Почему, выбравшись из ямы, Жилин первым делом велит Дине отнести шест на место?

— Удается ли 2 побег Жилину? (колодки, ноги сбил, идти не может) Почему?

(силен духом, это результат его жизнестойкости, жизнелюбия

V. Систематизация знаний.

Оформление таблицы

На слайде перечислены различные качества: добрый (думает о матери, жалеет ее); надеется на себя, обдумывает побег; плачет;  деятельный человек; сумел прижиться в ауле; жалуется ; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, любит детей; великодушный; слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство; раскис, упал духом; не принимает других людей.

Распределите эту информацию в разные столбики: в первый столбик – качества, которые присущи Жилину, второй столбик – качества, которые присущи Костылину.

Фамилии

— Как вы думаете, от  каких слов произошли фамилии героев? Обратите внимание на толкование этих слов.

      На слайде: жила — сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный — сильный, упругий. Костыль — палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, а вся сила». Или «подкостыливает» — плетется помаленьку.

— Сделайте вывод: в чем смысл таких фамилий?

(Один «жилистый», выносливый, а другой бесхарактерный, ему всегда и везде опора нужна)

— Посмотрите, Толстой рисует двух абсолютно разных героев, противопоставляя их друг другу. Как называется такой прием, прием противопоставления?  (антитеза)

VI. Итоги урока. Решение учебной проблемы.

Мы видим Жилина и Костылина, характерного и бесхарактерного героя, оказавшихся в абсолютно одинаковых условиях. Но как по-разному ведут себя эти герои!

Знаете, основу любого характера составляют сила духа, твердость и воля, трудолюбие и любовь к Родине. И если нет этой основы, то и человек будет бесхарактерным. В любых условиях: в труде и на отдыхе, на войне и в мирной жизни. А чтоб не стать  бесхарактерным человеком, нужно воспитывать себя с детства, закалять характер, трудиться. А иначе можно превратиться в такого человека, как Костылин.

       Итак, мы так много говорили сегодня на уроке о главных героях, но давайте сейчас вернемся к названию произведения.

— Сколько было пленников? (двое)

— А почему в названии один? (пленник там один — Костылин) А кто из них главный герой? Кого можно назвать настоящим героем? Кем восхищается Толстой?

— Ребята, попробуйте сейчас сделать вывод (каждый для себя): о чем вас заставил задуматься Л.Н.Толстой? Чему учит рассказ?

Толстой описывает представителей разных национальностей и религий и утверждает своим произведением, что человечность определяется не принадлежностью к какой-либо нации или культуре, а духовностью, милосердием, теми нравственными ценностями, которые и формирует религия. А нравственные ценности едины у всех народов, культур и религий. Главное – человек всегда должен оставаться человеком.

VII. Рефлексия.

Учитель. Оцените свою работу на уроке, подчеркните нужное. На уроке мне было:

 -интересно

-скучно

-безразлично

-я работал

-я отдыхал

-я узнал больше

-знания пригодятся мне в жизни

VIII. Домашнее задание

1. Составить план для ответа на вопрос: «Какие эпизоды и как показывают разницу в поведении Жилина и Костылина»?

2. На выбор. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду рассказа «Кавказский пленник».

Тема – это круг жизненных явлений, изображённых в произведении. Круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

(слайд №3)

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

  • Характеристика дуси из рассказа станционный смотритель
  • Характеристика егора дремова в рассказе русский характер
  • Характеристика дурня из сказки летучий корабль 3 класс
  • Характеристика дубровского 6 класс по литературе по всему рассказу дубровский
  • Характеристика дениски из рассказа драгунского