Характеристика дюймовочки из сказки андерсена

Автор андрей измаилов на чтение 6 мин. просмотров 1 опубликовано 31.05.2021 андерсен. краткие содержания произведений сюжет и композиция сказка начинается

На чтение 6 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Андерсен. Краткие содержания произведений

Сюжет и композиция

Сказка начинается с традиционного «жила-была». В экспозиции рассказывается о том, как женщина пошла к колдунье и вырастила из волшебного зерна похожий на тюльпан цветок, в котором оказалась Дюймовочка. Жизнь Дюймовочки у мамы подобна кукольной: она только плавает в лодочке из лепестка тюльпана и спит в лакированной скорлупе грецкого ореха. Это ещё преджизнь, ожидание жизни.

Завязка начинает череду приключений Дюймовочки. Всё, что с ней случается, с одной стороны, проявляет душевные качества девочки, с другой – становится бесценным жизненным опытом. Дюймовочка понимает, что не хочет жить у гадкой жабы, она благодарна рыбкам, перегрызшим стебелёк листа. Дюймовочка сочувствует мотыльку, виновницей несчастья и, возможно, гибели которого стала девочка, привязав мотылька поясом к листу.

У майского жука Дюймовочка узнала, как мимолётны привязанности, как относительна красота. Дюймовочка познала нищету, голод и холод, смирение. У полевой мыши она научилась услужливости и благодарности. Доброта и жалость Дюймовочки, накрывшей тёплым ковром и пухом ласточку, спасла птичке жизнь. Девочка научилась жертвовать, отдав ласточке собственное одеяльце – лист мяты.

Дюймовочка стойко переносит все жизненные невзгоды, она смирилась со своей незначительностью, подчинённым и зависимым положением. Дюймовочка безропотно готовит наряды к свадьбе, хотя ей не нравится скучный крот. Единственное, чего не может вынести девочка – расставания с солнышком. Кульминация сказки – побег Дюймовочки с ласточкой в тёплые края.

Развязка у сказки счастливая. Хоть Дюймовочка улетает в неизвестность, она находит своё счастье, потому что не теряет надежды на него. А счастье живых существ состоит в том, чтобы жить в гармонии с миром, природой и с обществом единомышленников. То есть такими же эльфами, как и сама Дюймовочка. Крылышки, которые преподносят эльфы Дюймовочке – единственное материальное воплощение её качеств, которые действительно превосходят человеческие и близки к ангельским.

Сказка замыкается на рассказчике, которому ласточка сообщает историю о Дюймовочке. Так сказка превращается в достоверную историю, рассказанную из первых уст.

Читать краткое содержание сказки Дюймовочка Андерсена

Сказка “Дюймовочка” была написана Гансом Христианом Андерсеном. В ней рассказывается о том, как одна женщина очень хотела иметь ребёнка. Отчаявшись, она пошла к какой-то колдунье, которая сжалилась над бедной женщиной, и дала ей волшебное зерно. Его нужно было посадить в землю. Женщина так и сделала: она положила в горшок для цветов зернышко, поливала его и в скором времени появился нежный цветок, который имел форму тюльпана. На его лепестке сидела крошечная девочка с длинными ресницами. За её маленький рост, девочку назвали Дюймовочкой.

Стояла прекрасная солнечная тёплая погода. Дюймовочка спала в ореховой скорлупе прямо на подоконнике, и ласковый ветер нежно теребил её локоны. Девочка была счастлива.

Однажды ночью в открытое окно, когда Дюймовочка сладко спала, вскочила большая зелёная жаба. Она схватила ореховую скорлупу, в которой находилась девочка и поскакала на болото. Её громкое кваканье разбудило Дюймовочку, и она открыла глаза. Каково же было её удивление, когда она осознала, что находится далеко от дома, прямо на листе кувшинки. С широко раскрытыми глазами от ужаса, девочка смотрела на жабу, которая ей что-то квакала.

Всё лето жила девочка на природе. Она сплела себе небольшую кроватку из листьев и травинок. В дождь она укрывалась листом лопуха, а в ясную погоду грелась на солнышке.

Лето закончилось, а на смену ему пришла холодная осень с частыми ливнями и холодными ветрами. А затем и вовсе наступила зима. Девочка буквально умирала от холода и без пищи. Однажды она набрела на нору большой мыши, и постучала в дверь. Мышь оказалась сердобольной, и сразу же впустила Дюймовочку в дом. Девочка съела половинку зерна и сразу почувствовала себя лучше. Полевой мыше пришлось по душе, что девочка мало ест, и она оставила её у себя. По соседству жил слепой крот. Он был затворником и не любил солнечный свет. Всё его занятие сводилось к тому, что он всё время пересчитывал своё богатство. Однажды в голову мыше пришла в голову гениальная идея: она решила выдать Дюймовочку замуж за крота. Девочка сопротивлялась изо всех сил. Однажды гуляя по подземным владениям крота, она увидела большую мёртвую птицу. Она лежала на холодной земле, и не шевелилась. Это была ласточка. Девочка ласково погладила брюшко большой птицы, и вдруг услышала, что у неё бьётся сердце.

Дюймовочка образовалась и сразу же подсунула под неё несколько прошлогодних листьев, и ещё прикрыла её сверху. Всю зиму добрая девочка ухаживала за больной птицей, а когда пришла весна, ласточка окрепла, и улетела. На прощание она от всего сердца поблагодарила Дюймовочку.

Тем временем настойчивая мышь готовилась к свадьбе. Когда Дюймовочке больше ничего не осталось, как только согласиться, она попросила отпустить её полюбоваться солнышком. Крот и мышь удивились странной просьбе девочке, но всё-таки согласились.

Дюймовочка прощалась с солнечным светом, как вдруг услышала, как кто-то её зовёт. Это снова была ласточка. Она летела в тёплые края, и Дюймовочка решила лететь с ней. Она села на спинку к милой ласточке, и они полетели.

Полевая мышь выбежала посмотреть, где же Дюймовочка, и была крайне удивлена, увидев, что девочка улетела. Они летели над лесами и морями, и в конце концов прилетели в какую-то волшебную страну. К ней на встречу из цветка вылетел прекрасный эльф, и сразу пленил сердце очаровательной Дюймовочки.

1 класс

Оцените произведение: Голосов: 247

Читать краткое содержание Дюймовочка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Характер

Подобно Гадкому Утёнку и некоторым другим персонажам Андерсена, Дюймовочка является персонажем-«аутсайдером», ищущим своё место в обществе. Такие герои вызывают у автора симпатию.

Литературное направление и жанр

«Дюймовочка» – литературная сказка. Образ маленькой девочки близок образу Мальчика-с-пальчика братьев Гримм. Из фольклорных мотивов в сказке разве что рождение ребёнка из зерна у бездетной матери.

Даже в детской сказке чувствуется влияние романтизма. Хотя Дюймовочка и девочка, но она будто принадлежит другому миру. Человеческий мир враждебен хрупкой крошечной девочке, она одинока и никем не понята. Только в далёкой идеальной стране она находит себе подобных.

I Организационно-мотивационный
этап

Орг.
детей:

вокруг воспитателя.

Оборудование:
изображение Г. Х. Андерсена.

Побудить
детей к активной деятельности с воспитателем, через мотивационный момент,
ознакомить детей с писателем Г. Х. Андерсеном.

Ребята,
а вы знаете такого писателя – Г. Х. Андерсен? А какие его произведения вы
знаете? Ого, как много произведений вы знаете. Представляете, из-за отсутствия
денег он не смог попасть в городскую школу и стал учиться в школе для бедных,
где учили только письму, арифметике, и слову божьему. Но не смотря на все
жизненные трудности он стал великим писателем.

Методы:
Словесный (беседа, вопросы).

Приёмы:
Организационные (Привлечение внимания).

Форма:
фронтальная


Да, знаем! «Гадкий утёнок», «Снежная королева», «Русалочка».

Внимательно
слушают воспитателя.

Концентрация
непроизвольного внимания детей на деятельности и словах воспитателя.

II
Основной этап

Этап
постановки проблемной ситуации

Орг.
детей:

вокруг воспитателя.

Оборудование: письмо.

Включение
детей в проблемную ситуацию с персонажем и письмом.

Посмотрите,
нам сегодня пришло письмо из страны Волшебных сказок. Давайте прочитаем его и
узнаем от кого оно. «Дорогие жители группы Ромашки, помогите мне, пожалуйста,
сбежать от этого ужасного крота прочитав произведение Г. Х. Андерсена
«Дюймовочка». Жду вас. Ваша Дюймовочка!»

Ребята,
мы поможем Дюймовочке?

Методы:
Словесный (рассказ, вопросы).

Приёмы:
Привлечение внимания и постановка задач.

Форма:
фронтальная.

Внимательно
слушают рассказ воспитателя, включаются в проблемную ситуацию.


Да, поможем!

Дети
включились в активный диалог и проблемную ситуацию с воспитателем и письмом.

Этап
ознакомления с материалом

Орг.
детей
:
на стульях по кругу

Оборудование: книга Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».

Активизация
внимания детей на демонстрационном материале, который будет использоваться в
ходе занятия.

Что
такое я держу в руках? Совершенно верно – это книга. А книга не простая, а
волшебная. Как вы думаете, что есть в книге? Да, в книге живут сказки,
рассказы, стихотворения. А в нашей книге живёт сказка Г. Х. Андерсена
«Дюймовочка», с которой мы сегодня с вами и ознакомимся. Посмотрите на
обложку. Кто на ней изображен? Правильно – Дюймовочка и ласточка. А как
думаете, почему именно они изображены на обложке книги?

Методы:
Словесный (беседа, рассказ, вопросы);

Наглядные
(показ, предъявление материала).

Приёмы: Использование
наглядности дидактического материала.


Это книга!


Рассказы, буквы, картинки!


Ласточка и Дюймовочка!


Потому что они главные герои.

Включение
зрительного и слухового восприятия детей.

Этап
практического решения проблемы

Орг.
детей
:
на стульях по кругу

Оборудование: книга
Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», костюмы: крота, мыши, Дюймовочки, ласточки;
музыкальное сопровождение.

Познакомить
детей со сказкой Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», совершенствовать
художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях,
продолжать знакомить детей с иллюстрациями.

Посмотрите
на слайд… (словарная работа).
Тина —
водоросли, плавающий сгусток в водоёмах. Тина: наплав, водоросли.

Щупальца
— подвижные выросты тела у животных. Щупальца: руки, щупы, пальцы.

Гнилушка
— обломок гнилого дерева. Гнилушка: дерево, гриб, обломок.

А
теперь внимательно послушайте сказку «Дюймовочка». (Воспитатель читает
отрывок про нахождение ласточки, во время прочтения воспитатель эмоционирует
и жестикулирует). Вставайте и повторяйте за мной движения.

«Сказка
даст нам отдохнуть.

Отдохнем
— и снова в путь!

Вот
Дюймовочки слова:


Чтоб была спина пряма

Поднимайтесь
на носочки,

Словно
тянетесь к цветочкам.

Раз,
два, три, четыре, пять,

Повторите-ка
опять:

Раз,
два, три, четыре, пять.

Во
еще второй совет:


Станет талия осиной,

Если
будем наклоняться

Влево
— вправо десять раз.

Ну
а тритий мой совет:


Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь
ты много лет.

Раз,
два, три, четыре, пять.

Повторите-ка
опять:

Раз,
два, три, четыре, пять.

Дала
нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?
Снова в путь!»

Ребята,
посмотрите на слайд. Какие виды театра у нас бывают?

Инсценировка: Кукольный
театр «Волшебные сказки бродят по свету,

Но
мы вам расскажем историю эту.

Она
всем знакома и очень проста,

Но
в ней побеждает всегда доброта.

Добрая
женщина очень грустила,

Судьба
ей не дала ни дочки, ни сына.

К
доброй волшебнице она обратилась,

Чтоб
то волшебство оказало её милость.

Волшебница
в дар отдала ей зерно

Простое
ячменное было оно.

И,
как и сказала из него точно в срок

Вырос
волшебный прекрасный цветок.

И
верьте, не верьте лепестки вдруг раскрылись

И
девочка – кроха в цветке появилась.

Дюймовочкой,
мама её назвала,

За
то, что с дюйм ростом малышка была.»

Мышь:

Крот
— соседушка, послушай,

есть
невеста для тебя –

предобрейшая
душа.

Но
один есть недостаток:

мало
кушает она.

Крот
– Жених
:

Мышь
— соседка, я согласен, я уже всё подсчитал,

На
одёжку — лоскуток, на зиму — зерна горшок,

А
сейчас мы все пойдём, да приданое сочтём!

Дюймовочка:

Вот
опять мне не везёт,

И
теперь жених мой — крот!

Мышь:

Замолчи,
тебя прошу,

А
не то я укушу!

Ты
на улицу беги,

Там
немного поброди.

Дюймовочка:


Ах, бедняжка ты моя! Как же жалко мне тебя!

В
теплый край спешила ты и замерзла по пути.

Но
я птичку пожалею и платком своим согрею.

Сказочка
наша кончается,

Герои
со всеми прощаются!

Методы:
Словесные (беседа, вопросы, использование худ. слова);

Наглядный
(наблюдение, демонстрация);

Практические
(словарная работа, прочтение сказки).

Приёмы:
Организационные (Объяснение заданий);

Применение
дидактических средств (Использование наглядности дидактического материала).

Использование
инсценировки.

Производят
словарную работу по презентации.

Слушают
более понравившийся отрывок из произведения.

Встают
и повторяют движения физкультминутки за воспитателем.

Внимательно
следят за действиями героев, учатся сопереживать героям.

Дети
ознакомлены со сказкой Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», у детей имеются
художественно-речевые исполнительские навыки в драматизациях, ознакомлены с
иллюстрациями.

Дети
переключились с умственной на двигательную деятельность. Упражнение
поспособствовало эмоциональному подъему настроения.

III
Заключительный этап

Орг.
детей
:
вокруг воспитателя

Оборудование: —

Завершение
деятельности, подведение итогов, формирование навыков самооценки.

Ребята,
вам понравилась сказка «Дюймовочка»? А как вы думаете почему именно Дюймовочка
помогла Ласточке?

Давайте
скажем большое спасибо нашим артистам! Они отлично постарались показать нам
сказку, мне понравилось, как зрители внимательно слушали и смотрели на
актёров.

Методы:
Словесные (беседа, похвала, создание ситуации успеха, опрос).

Приёмы:
Организация обсуждения; Создание ситуации успеха;

Оценивание.

Активно
отвечают на вопросы воспитателя, проводят рефлексию.

Слушают
воспитателя, который проводит оценку деятельности детей.

У
детей сформирована адекватная оценка своей деятельности у детей, итоги
деятельности подведены воспитателем.

  • Характеристика двух героев из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Характеристика главных героев сказки гуси лебеди
  • Характеристика главного героя из рассказа чистый понедельник
  • Характеристика главных героев из рассказа детство толстого
  • Характеристика главного героя рассказа уроки французского